Самостоятельный ребенок – учим принимать решения и делать выбор. Эгоизм – разумные пределы или как найти золотую середину А нужно ли это ребенку

Мы привыкли делить мир на плохое и хорошее, черное и белое, мы легко впадаем в крайности - от взлёта к падению, от эйфории к упадку сил, от гневу к чувству вины и т.д.

Нас так научили, поэтому часто нам очень трудно увидеть полутона, найти выход из проблемной ситуации, потому что для этого нам нужно подняться над ней, увидеть ситуацию в перспективе, а в том эмоциональном состоянии, к которым нас приводят проблемы, мы не можем этого сделать.

Есть две крайности, которые приводят нас к состоянию «выхода нет», обесточивают нас эмоционально и изматывают физически.

Первая крайность. Поиск Козла отпущения.

Понаблюдайте за собой - какая первая реакция на неприятное для Вас событие, поведение другого человека, собственную неудачу или ошибку? Хочется найти виноватого, и обрушить на него весь свой гнев?

Нас учат этому с детства. Вспоминайте:

Ребёнок ударился о ножку стола. Что делает мама? Бьёт стол ладошкой, приговаривая: «Ах, ты нехороший, ударил нашего малыша!» Какой вывод делает ребёнок? «В моей боли виноват стол».

Ребёнка ударил соседский ребёнок, и мама бежит защищать своё чадо, разбираться и наказывать другого, и тут же возмущается при своём ребёнке его поведением, а заодно и воспитанностью его родителей.

Маме или папе наступили на ногу в троллейбусе, и что слышит ребенок? «Куда прёшь, глаза разуй» или то же самое, но в более легкой форме «Смотрите под ноги, не видите, что рядом люди стоят?»

Папу обгоняет на повороте лихой водитель, и что кричит ему вслед папа? «Ну, ты козел! Права купил, водить не научился!» Козел этого не слышит, зато это хорошо усваивает ребёнок, и в его мозгу закладывается устойчивая связь «Если мне плохо, в этом виноват кто-то другой. Мне нужно найти этого другого и высказать ему всё, что меня беспокоит (желательно так, чтобы он не слышал, и не смог мне ответить)».

Ребенок как губка впитывает модели поведения родителей, не подвергая их анализу, и потом всю жизнь подсознательно реализует те сценарии, которые были усвоены с детства, оказываясь перед теми же проблемами, которые не смогли решить его родители.

Сценарий «в моей проблеме виноват другой» абсолютно проигрышный. Потому что в этом случае Вы начинаете войну, Вы атакуете другого человека, Вы делаете его плохим, а себя хорошей.

А когда Вы нападаете, что вынужден делать другой человек?

Конечно же, защищаться.

Он либо оправдывается и берёт на себя вину, а с ней вместе и Вашу проблему, и несёт её на своих плечах. Либо атакует в ответ, и начинает обвинять Вас. В чём угодно - здесь уже неважно содержание, главное - сбить с толку противника, то есть Вас.

Временная победа достаётся сильнейшему, тому, у кого громче голос и сильнее эмоции.

Что происходит после войны?

Разруха.

Оплакивают мёртвых, восстанавливают разрушенное не только побеждённые, но и победители.

В плане людских отношений после каждой такой войны медленно умирает доверие, искренность и желание что-то строить дальше.

Действуя по сценарию козла отпущения, мы даём себе право осуждать, мстить и наказывать другого человека. Пылая праведным гневом и считая себя правыми, мы легко оправдываем свое некрасивое поведение по отношению к тому, кого считаем виноватым:

Мы можем наорать;

Мы можем молчать и не разговаривать сутками;

Мы перестаём для него что-то делать и ждём, когда он начнёт вымаливать прощение;

Мы грузим и грузим его своими негативными эмоциями, желая, чтобы его боль от нас хотя бы приблизилась к той боли, которую испытывали мы от него.

И при этом мы совершенно не отдаём себе отчета в том, что весь груз вины, который мы возлагаем на другого, окажется на наших плечах, и всё, что шло от нас в сторону «виноватого», вернётся обратно - мы окажемся в такой же ситуации, в роли того же козла отпущения. И уже по отношению к нам будут применять весь арсенал мести.

Вторая крайность. «Это я во всем виновата».

Тоже очень распространённый сценарий, который рождается в детстве, когда родители:

Очень активно ругают ребёнка за то, что он не соответствует их ожиданиям, не ведёт себя так, как хотелось бы им;

Много запрещают и контролируют каждый шаг;

Обвиняют его в своих проблемах - «из-за тебя я не смогла устроить личную жизнь», «это ты виновата в том, что на работе меня не ценят, ты постоянно болеешь», «ты меня выводишь из себя», «ты причина всех моих бед», «из-за тебя ушёл папа». Ребёнок, слышащий что-то подобное, безоговорочно верит в то, что именно он - корень зла в семье.

Сравнивают его с другими детьми не в его пользу - «посмотри, как Леночка учится хорошо, у её родителей никаких проблем нет, а ты...».

Таким образом, они формируют у ребенка стойкое чувство вины перед всеми и за всё, награждая его разрушительными программами в отношении себя.

Такой ребёнок неосознанно будет разыгрывать следующие сценарии в жизни:

«Я не достоин счастья»

«Я должен быть хорошим для всех»

«Я приношу всем только проблемы, мне не нужно жить»

Женщина с подобными установками будет привлекать в свою жизнь непорядочных мужчин, которые будут издеваться над ней, обвинять её во всех грехах, причинять ей боль.

Мужчина с комплексом вины не сможет реализовать себя в карьере, им будут помыкать и давать те задачи, которые брать на себя никто не хочет. Его же будут подставлять, и делать виноватым во всех неприятных ситуациях.

И это ещё не всё.

Настанет момент, когда человек, бравший на себя вину за всё и всех, просто не сможет нести её дальше, у него не будет на это сил. И тогда он будет сбрасывать её на тех, кто слабее, действуя по сценарию поиска козла отпущения.

Эти две крайности сменяют друг друга, одна превращается в другую и наоборот, полностью изматывая человека, приводя его к состоянию усталости и полной неспособности понимать эту жизнь и любить себя и других людей.

Мы уже знаем с Вами, что крайности - это не метод решения проблемы, что всегда есть «золотая середина», которая помогает подняться над крайностями, увидеть ситуацию с высоты птичьего полета, понять её происхождение и причину, и решить.

Это довольно трудно с непривычки, потому что нужно поменять своё мировоззрение, нужно сначала понять Законы Любви, те правила, по которым живём и развивается этот мир, мир Бога.

Чтобы придти к сценарию любви, нужно понимать, что:

Мир справедлив. Это значит, любая ситуация, которая происходит с нами, направлена на наше благо, на наше развитие. Любая ситуация создана Богом, с его ведома и по его решению для того, чтобы помочь нам понять, что мы зашли куда-то не туда. Или наоборот, поддержать на правильном пути.

Каждый человек несёт персональную ответственность за всё, что с ним происходит - и плохое, и хорошее. Это значит, что все ситуации вокруг меня, всё мое окружение, мою семью, мою работу, мой доход, моё счастье я создаю сама своими мыслями, действиями, поступками. Если у человека внутри мало любви, он попадёт в семью, в которой его не во что не будут ставить, он найдёт такое же окружение, его будут все обижать, и в ответ ему будет хотеться обидеться на весь мир. А всего лишь нужно понять, что для улучшения ситуации вокруг нужно очистить от грязи своё сердце, свою душу.

Каждый человек на нашем пути - наш Учитель. У Бога нет своих рук, и научить нас любви он может только с помощью других людей. А это значит, что каждый человек, который принёс нам боль, показывает нам наше собственное несовершенство. Понимание этого закона делает бессмысленным поиск козла отпущения. Понимание этого рождает в сердце чувство благодарности к тому, кто наступил на ногу - он тем самым обратил внимание на наше внутреннее негармоничное состояние.

Как я отношусь к себе, так я буду относиться и к другим людям. Если внутри нас любовь не живёт, как мы можем подарить её другому человеку? Мы будем только требовать любви от другого, вызывая в нём желание оттолкнуть нас, потому что никто не хочет давать и ничего за это не получать в ответ.

Я получаю только то, что даю. Если Вы наполнены любовью, если Вы щедро делитесь ею с людьми, значит, Ваша жизнь будет наполняться гармонией и счастьем. Если же этого не происходит, и жизнь катится под откос, это значит, в Вас не живёт энергия любви, от Вас исходит больше претензий, уныния, обид и страхов, которые возвращаются к Вам же от других людей.

Каждую минуту со мной происходит только то событие, которое мне нужно именно в данную минуту. И если это неприятность - значит, именно это мне нужно. Мы хотим контролировать мир, мы хотим получать только хорошее, и ревностно следим за тем, чтобы нас гладили по головке. В противном случае мы осуждаем, обижаемся или впадаем в отчаяние. Но человек не может научиться любить без трудностей и неприятностей, потому что именно они являются проверкой на количество любви в нашем сердце. Сумели не осудить бомжа и алкоголика, получили порцию любви в своё сердце.

Понимание этих законов, применение их на практике делает ненужными крайности, ведёт человека к счастью и гармонии. Потому что мы можем быть счастливыми в этом мире только тогда, когда живём по его законам, по законам Бога, а не тогда, когда начинаем устанавливать свои правила, и пытаться подогнать весь мир под них.

«А с чего ты взяла, что работа не является частью нормальной жизни!» – экспрессивно ответила моя подруга, руководитель успешного консалтингового проекта, с которой в недавнем отпуске я пыталась обсудить эту тему. Для справки, ее отпуск обычно выглядит так: на фоне безмятежных морских пейзажей Лера поминутно отвечает на звонки из офиса, а в кафе и ресторанах первым делом подключается к Wi-Fi, чтобы проверить рабочую почту. Мы с ней давние приятельницы, так что к такому ее режиму я уже привыкла. А покладистый муж Леры при очередном неурочном звонке с работы философски разводит руками: «Из нас двоих она – руководитель!»

Пожалуй, Валерия и ее муж – одни из немногих моих знакомых, кто искренне не замечает конфликта. Для Леры work & life balance (так соотношение работы и остальной жизни окрестили в 1980-х годах английские социологи) пребывает в гармонии. Возможно, со временем она ощутит, что чего-то недодает семье, а может, и недополучает сама. И это подтолкнет Леру к пересмотру позиции. Как это сделали за последнее время сотни руководителей-трудоголиков. За немалые деньги, на специальных курсах и тренингах они овладевали искусством поддерживать баланс между работой и жизнью. Что это – модное увлечение или реальная потребность отвоевать у работы пространство для жизни, – рассказала мне бизнес-коуч Галина Кушнарева.

Без вины виноватые

Несмотря на то, что словосочетание «work & life balance» – это уже устоявшаяся идиома, сейчас мы начинаем к нему относиться иначе. Это выражение не только про распределение рабочего и свободного времени. Речь идет о глобальном балансе нашей собственной жизни, в которой есть отношения с другими людьми, спорт, здоровье, самореализация и многое другое. Рабочие обязанности занимают не меньше трети времени нашего бодрствования, и получается грустная картина, если они тебе не очень нравятся. Целую треть собственной жизни ты вынужден противопоставлять собственно жизни! Особенно остро это чувствуют люди, для которых работа не является полем личностной реализации. Поэтому самый важный лайфхак – найти работу, где ты можешь воплощать амбиции, ощущать драйв, повышать свою ценность, – иначе говоря, делать все то, что обычно связывают со словом «жизнь». Понятно, что на тренингах мы не трогаем профессиональные навыки, а говорим про отношение к работе. Потому что именно оно определяет результаты. Человек всегда выигрывает в ту игру, в которую играет. Например, если ваш сценарий звучит так: «У меня тяжелая работа, которая забирает все мои силы», – легко угадать, к какому результату вы придете. И здесь важно осознавать, что это именно ваш выбор. Для некоторых страдание – это мощный инструмент манипулирования. В роли жертвы – как на работе, так и в личной жизни – человек может рассчитывать на жалость окружающих, надеяться на то, что кто-то придет и все сделает вместо него. В такой позиции не надо напрягаться, и это явно проще: он не рискует и ничего не делает. Не надо ничего менять, ведь во всех его неприятностях «виноваты» другие. Человеку удобно считать: ситуация станет лучше, если изменится где-то вовне, без его усилий. На одной чаше весов лежат его достижения и карьера, а на другой – удобство, привычка, комфорт. И многие выбирают страдание, осознанно или неосознанно. И чем ярче они демонстрируют окружающим свое изнеможение, тем большую компенсацию надеются получить. Но разве обессиленному офисному служащему или руководителю кто-то захочет дать повышение или доверить важный проект?

Правильное отношение мы выбираем на трех уровнях, и их нужно пройти осознанно. Первое решение принимается на уровне амбиций: я выбираю замахнуться (например, на работу в престижной компании) или не замахнуться (тихо сидеть на прежнем месте)? Второе – на уровне действий: я для этого что-то делаю или не делаю после «замаха»? И третий уровень – для «продвинутых пользователей»: я буду это делать и страдать или же делать и получать удовольствие? Вот, например, девушка очень хотела, чтобы ее взяли на вакансию, радовалась, что получила должность. Первый месяц работала на драйве, а потом посмотрела на новых коллег и обнаружила: никто энтузиазмом не горит, все жалуются... наверное, и мне так надо? И в этом общем депрессивном потоке она неосознанно начинает культивировать свое страдание. А в результате ее жизнь действительно разделяется на яркую, интересную, полную встреч – но где-то там, вне работы – и прозябание в офисе.

Каждому из нас важно, чтобы цель вдохновляла. Но постарайтесь избегать пассивной формы: «она меня вдохновляла, а потом вдруг перестала». Нет – «я вижу ее вдохновляющей!». Такое отношение включает в себя мой выбор, мое обязательство. Тогда я активен и вкладываюсь в свою цель на 100%.

Гонка за вдохновением

Обычно, желая попасть из пунк­та А, в котором находятся сейчас, в некий пункт В, где все будет намного лучше, люди думают, что главный вопрос – «как?». Но на данном этапе он не имеет никакого смысла. Всегда найдутся «непреодолимые» препятствия, пока человек не поймет: а почему мне сейчас важнее быть в пункте А? Как я там оказался? Возможные ответы: потому что так удобно, так привычно, и даже если ситуация не нравится, все равно проще оставить все как есть. Следующий вопрос: а какие убеждения не позволяют мне оказаться в пункте В? На тренингах я лично предлагаю осознать, как действуют наши внутренние привычки: быть правым; хорошо выглядеть в глазах других людей; не рисковать; контролировать или избегать контроля; доминировать; быть «в оценках». Эта работа позволяет ответить на главный вопрос: почему ты создал такую­ ситуацию, почему ты находишься здесь? И только потом можно задействовать другие методы – например, «Цикл контакта».

Вы спросите, что делать, если доводы не убеждают и радости от работы все равно не прибавляется? Что лучше слушать – свой мозг или сердце? Я отвечу: и то и другое. Здесь тоже нужен баланс. Сердце говорит нам о принятии себя, о некоторой расслабленности: «Не истязай себя, остановись». А мозг заставляет любопытствовать: «Что происходит вокруг? Что еще может меня вдохновить?» В идеале логика и интуиция должны не противоречить друг другу, а помогать. Ведь часто жизнь сначала намекает на то, что нужно изменить, – какими-то идеями, людьми, ситуациями. Потом, если упорно не слышишь намеков, – ощутимо дает по голове. Там, где ты не можешь разобраться со своими чувствами, поможет анализ. И наоборот: бывает, что есть много доводов «за», а сердце к такому решению все равно не лежит. Мне кажется, для каждого из нас «зона роста» находится в том, чего нам как раз не хватает. Если у человека сильна интуиция, его задача и вызов – больше себя развивать в логике. А другому, наоборот, полезнее научиться слышать ощущения, желания, сигналы тела. Потенциал развития там, где изначально ресурсов меньше.

Время перемен

Как же это поможет найти оптимальный work & life balance? Вот вам пример, причем из жизни моих коллег. Маша О. работала бизнес-тренером в крупном банке. Когда мы с ней встретились на курсах повышения квалификации, она буквально была на грани истощения. Признавалась, что приходится чуть ли не силой заставлять себя войти в зал и общаться с людьми, которых в этот момент хотелось только ненавидеть. Ее работа побуждала быть жесткой, требовательной: она постоянно ездила по всем отделениям банка и, возвращаясь из командировок, чувствовала, что изменился даже ее запах – он перестал быть женским, от нее пахло мужчиной, даже если на ней была абсолютно чистая блузка. Когда у Маши начались проблемы со спиной, она поняла: все, дальше некуда, нужно остановиться. На работе она сказала, что должна взять отпуск, позаботиться о здоровье, и на какое-то время перешла на очень скромный бюджет. А затем, занимаясь собой, познакомилась с floating – водной процедурой в капсуле, которая спасает от стресса и помогает прийти в себя и физически, и душевно. Итог: сегодня Маша открыла свою float-студию, занимается массажем, телесными практиками. Она осталась в бизнесе, но при этом из сухой, жесткой схемы переместилась в иную – с уважением к своей природе. Стоит ли говорить, что сейчас Маша и выглядит, и ощущает себя совсем по-другому.

Второй пример: Дарья Н. тоже работала­ бизнес-тренером, вместе с мужем растила двоих детей, покупала абонементы в Консерваторию, старалась путешествовать, заниматься йогой и даже бегать марафон. Но в какой-то момент оказалось, что она уже не понимает, зачем все это делает: жизнь перестала приносить удовольствие. Разобраться в «кризисе среднего возраста» Даша решила с психологом: ей нужно было научиться осознавать себя и пределы своих возможностей, не пугаться слабостей. Вместо марафона моя коллега записалась на лекции, во время прогулок в парке слушала подкасты, чуть ли не наизусть выучила книжку Брайана Трейси о тайм-менеджменте, – она буквально накачивала себя идеями, людьми, стратегиями. Такая аналитическая работа позволила Даше и брак сохранить, и профессионально «перезапуститься»...

Какие выводы из этих историй? Во-первых, если вам кажется, что в жизни что-то идет не так, знайте: это вам не кажется. А во-вто­рых, я всегда вспоминаю совет легенды американского бизнеса Джека Уэлча: «Меняйтесь раньше, чем обстоятельства заставят вас это сделать».

Метод: «Цикл контакта»

Если нынешняя работа отнимает всю энергию и не дает жить, возможно, настал момент ее сменить. Чтобы не ошибиться с выбором, Галина Кушнарева советует освоить метод из четырех этапов.

Идея. У вас появилось желание найти хорошую работу. Возможно, вы уже видите должность, о которой могли бы мечтать, но сомневаетесь в собственных силах. Главное, не загубить идею негативными внутренними оценками. Чаще всего такие голоса – не ваши, они звучат из прошлого. Подумайте о том, кому они могли принадлежать. Что вы выберете сегодня – винить в неудачах кого-то из прошлого или верить в себя? Убедитесь, что ваше решение не ставит вас в позицию жертвы.

Поиск. Даже самую блестящую идею редко удается воплотить с первого шага. На этом этапе важно понимать: если не получилось сразу – это нормально. Значит, необходимо продолжать искать, изучать варианты и не на каждую работу кидаться просто потому, что она появилась. А перед тем как принять решение, еще раз проверьте, что оно отвечает вашей индивидуальности и вашим интересам.

Контакт. Вы приняли решение и приступили к работе на новом месте. Чтобы понять, насколько она вам подходит, на этом этапе важно «быть в процессе» целиком. Если вы выбрали компанию А, то уже не смотрите на компании В или С. Вы сейчас здесь, вы сделали выбор – и будьте с ним в согласии. Работайте так, как если бы это была для вас самая лучшая работа.

Анализ. Вы уже освоились на новом месте. Возможно, вас все устраивает и все идет хорошо. А может, уже хочется чего-то нового? Проанализируйте ситуацию. Распишите по пунктам: что вам нравится; какой опыт вы получили; чему научились; чего не хотите терпеть. Анализ поможет ответить на главный вопрос: «Я готова так жить и работать?» Если ответ «да» – вы совершите ответственный выбор. А если «нет» – цикл замкнется, и у вас опять появится новая идея.

Инструмент: «шкала приоритетов»

Кроме работы, вам ни на что не хватает времени? «Вспомните и напишите в столбик на листке бумаги все те вещи, которые вы считаете для себя важными, – советует коуч. – Это может быть саморазвитие, хобби, здоровье, отдых, знание иностранных языков – все, что пожелаете. Рядом, во второй колонке, отметьте свой результат на сегодняшний день: что сейчас из этих важных вещей у меня есть реально? А затем я предлагаю посмотреть на каждый из пунктов очень честно и сделать для себя несколько выводов.

Если я привык считать что-то значимым, но сейчас в моей жизни этого нет, – для меня это не важно. Что бы я по этому поводу не думал! Мне важно выглядеть хорошо, а я не бываю на природе и не занимаюсь спортом? Мне нужно знать иностранные языки, но я так и не записалась на курсы? Значит, это не важно. Такое столк­новение с реальностью может оказаться неприятным, но выводы всегда лучше делать честно и только по результату.

Если вы все же настаиваете, что для вас это важно, – доведите свое желание до действия: начните ходить в фитнес-клуб или найдите онлайн-курс испанского.

Если вы уже купили абонемент в бассейн, но за несколько месяцев так им и не воспользовались, или приобрели учебник по грамматике, но так и не сели за упражнения, – не обманывайте себя. Позвольте себе расслабиться и провести это время с удовольствием. Этот опыт дает вам возможность лучше узнать себя и не быть тем, кем вы не являетесь. И это тоже очень ценный результат.

Вернитесь к своему списку и допишите в первую колонку дела, которыми вы уже по факту занимаетесь, хотя и внутренне этому сопротивляетесь. Например, в свой единственный выходной, возможно, проклиная все на свете, едете на другой конец города в гости к свекрови. Помните: если вы это делаете – значит, для вас это важно. Подумайте: почему именно? Это привычка или традиция, вам хочется сделать приятное мужу или вы заботитесь о теплых взаимоотношениях в семье? Нет ли способа сделать все то же самое иначе – например, пригласить свекровь в театр или на концерт? Осознайте свой выбор и будьте с ним в согласии: только такое отношение позволит вам сохранять баланс и получать от того, что происходит в вашей жизни, удовольствие».

Галина Кушнарева

Галина Кушнарева, специалист по стресс-менеджменту, бизнес-тренер компании Business Relations

Семейное положение: замужем, двое детей

Образование: факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, второе ВО во Французском колледже журналистики CFPJ. Училась в Международном Эриксоновском университете коучинга у Мэрилин Аткинсон, изучала организационный коучинг в Центре коучинга И. Рыбкина. Имеет диплом Евро­пейской ассоциации коучинга ECA.

Карьера: пресс-служба Государственной думы, финансово-инвести­ционная компания «Промышленные инвесторы», волонтерская организация World4U. В 2007 году начала работать тренером в Business Relations (b-r.ru), координировать проекты компании со школами МВА и преподавать.

* Умение находить "золотую середину" при решении сложных проблем. Мудрый человек, делая выбор в сложной ситуации, стремится избежать крайностей, найти оптимальный путь. Весь опыт философии также учит умению избегать противоположных крайностей, вырабатывает способность творчески соединять лучшие качества многих подходов, опираться в поисках нового на надежные, испытанные традици

и. К сожалению, Россия - страна крайностей, склонная к бесшабашной ломке коренных исторических традиций на трудных этапах истории. Свою историю в ХХ-м веке она начала с утверждения ультрарадикального коммунизма, а завершает полной его противоположностью, именуемый даже в странах Запада "звериным", "бандитским", "криминальным" капитализмом. И эти метания из крайности в крайность с неизбежным при этом разрушением преемственности во многом объясняют почему в стране с богатейшими возможностями народ влачит жалкое существование. Философское образование в меру своих возможностей стремится переломить эти разрушительные стереотипы, дать человеку и обществу ориентиры надежного, продуктивного выбора.

* Способность к предвидению будущего. Как утверждает западный специалист в области теории управления Р. Акофф: “мудрость - это способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем и умение управлять тем, что управляемо, не сокрушаясь из-за того, что неуправляемо”. Философия, формируя современную культуру продуктивного мышления, давая понимание универсальных законов, условий и причин развития, делает тем самым человека более зорким и дальновидным в предвидении будущего. А это дает возможность более уверенно планировать свои действия, избегать тупиковых вариантов и находить наиболее действенные.

AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Попытаемся уточнить и конкретизировать ее назначение и функции.

1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.

2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.

3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.

4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.

5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов

6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.

7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

Основными разделами философии, обеспечивающими реализацию ее функций, являются:

* Онтология (греч. ontos - сущее, logos - учение), исследующая наиболее общие и фундаментальные проблемы бытия.

* Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) - теория познания, изучающая наиболее общие проблемы познавательной деятельности (природа познания, его формы, методы, виды, понятие истины, ее критерии и т.п.).

* Социальная философия , изучающая наиболее общие проблемы функционирования и развития общества;

* Философская антропология , исследующая наиболее общие и существенные проблемы человека;

* Философия естествознания, техники, экономики, культуры , осмысляющая наиболее фундаментальные мировоззренческие и методологические проблемы этих наук.

Таким образом, даже краткая характеристика философии, показывает, что это уникальная, ничем не заменимая, необходимейшая современному человеку и обществу наука. Подытоживая сказанное, можно дать исходное определение смысла философии: философия - это обобщенное, целостное, глобальное осмысление действительности, имеющее целью формирование у мыслящего человека надежных ориентиров мудрости.

И конечно же это явление имеет глубокие корни и богатую историю.

Возникновение философии, этапы ее развития.

Философия , как особая форма мировоззрения и духовной культуры, зародилась лишь с возникновением рабовладельческого общества. Ее первоначальные формы появились в VII - VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае.

Слово "философ" впервые ввел в обращение древнегреческий мыслитель Пифагор, называвший так людей, стремящихся к высокой мудрости, правильному образу жизни, познанию "единого во всем".

Возникновение философии связано с глубинным поворотом в духовной истории человечества, происходившим в период между VIII и II веками до н.э. Немецкий философ К. Ясперс назвал этот уникальный период во всемирной истории "осевым временем".

В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня остающихся наиболее влиятельными. Именно в это время человек осознает свое бытие в целом, начинает ощущать себя как личность перед лицом беспредельного мира. Во всех направлениях совершался переход от замкнутости к универсальности, заставивший многих пересмотреть прежние, бессознательно утвердившиеся воззрения и обычаи. Перемены, осуществившиеся в эпоху "осевого времени", имели огромное значение для последующего духовного развития человечества. Произошел резкий поворот в истории, означавший появление человека такого типа, какой сохранился по настоящее время.

Философия, возникшая как закономерный ответ на новые потребности духовного развития общества в эпоху "осевого времени", отличается от мифологии и религии следующими качествами:

* рациональным характером объяснения действительности (базиро-ванием на универсальных научных понятиях, опорой на данные науки, логичностью и доказательностью);

* рефлексивностью , т.е. постоянным самоанализом, возвращением к своим исходным предпосылкам, "вечным" проблемам, критическим переосмыслением их на каждом новом этапе. Философия является рефлексивным "зеркалом" не только для себя самой, но и для науки, культуры, общества в целом. Она выступает как их самоотражение, самосознание;

*свободомыслием и критичностью , направленными против предрассудков, сковывающего догматизма, слепой веры в “абсолютные” авторитеты. Критический дух философии, выраженный в древнем изречении: "подвергай все сомнению", является одним из ее стержневых идеалов

Философия не стояла на месте, а постоянно развивалась.

История мировой философии делится на:

1. Возникновение мировой философской мысли. Философия древних цивилизаций. VII-VI века до нашей эры.

2. Античная философия. VI век до н.э. - V век нашей эры

Каждый работодатель хочет, чтобы у него работали лучшие сотрудники. И это вполне естественно - ведь лучшие сотрудники, соответственно, лучше выполняют поставленные перед ними задачи. И, исходя из таких благих намерений, в требования к будущему сотруднику руководители включают огромный список необходимых характеристик. При этом они надеются выбрать кандидата только с хорошими личностными качествами, рассчитывая на то, что именно он будет плодотворно и с удовольствием трудиться на благо работодателя. Однако такие идеально соответствующие требованиям кандидаты попадаются чрезвычайно редко, если попадаются вообще. Почему? Попробуем в этом разобраться.

Прежде всего, выдвигая требования к кандидатам, необходимо помнить, что не бывает однозначно плохих или хороших психологических качеств человека. Оценка этих качеств зависит от ситуации, в которой они проявляются, и в соответствии с ситуацией они получают свое название. Осторожный и трусливый, бережливый и скупой, храбрый и наглый, добрый и мягкотелый - все эти пары различных по оценочному суждению качеств отображают отношения к одним и тем же личностным особенностям в разных ситуациях. Так и с претендентами на вакантные должности - практически нет однозначно плохих или хороших кандидатов, просто в зависимости от своих личностных особенностей они либо подходят для выполнения предлагаемой нами работы, либо не подходят.

Выдвигаем адекватные требования

К сожалению, требования, выдвигаемые к кандидату, зачастую бывают не совсем адекватными его будущим функциям, а иногда и довольно противоречивыми. Например, необходимость быть жестким, напористым руководителем и при этом чутким к проблемам людей. Кроме того, в этих требованиях не учитывается, что чрезмерно выраженное какое-либо очень желательное для нас, работодателей, качество в будущем может стать причиной многих проблем.

Например, выдвигая такое требование, как наличие у кандидата очень высокого уровня ответственности, руководитель не задумывается над тем, что гипертрофированная ответственность выражается в стремлении держать все под контролем, а это не только приводит к повышенным требованиям к окружающим, но порождает излишнее нервное напряжение как самого человека, так и тех, кто работает рядом с ним.

Или такое качество, как нацеленность на результат - замечательное свойство личности для любого топ-менеджера компании. Тем не менее следует обязательно учитывать, что при взаимодействии с подчиненными менеджер, строго нацеленный на результат, только ставит задачу и сообщает о том, что должно быть сделано, но никогда не объясняет, как это делать. И не потому, что не хочет объяснить, а просто потому, что не в состоянии осознать того, что другие чего-то могут не понимать. Именно по этой причине у человека, нацеленного исключительно на результат, никогда не получится обучать других, что может быть воспринято как высокомерие и провоцировать напряжение в коллективе. Таким образом, если среди задач, которые будут стоять перед новым сотрудником, есть потребность объяснять другим, как выполнять задание, то в этом случае нужно искать кандидата, среди качеств которого также присутствует нацеленность на процесс. Но при этом мы будем вынуждены смириться с тем, что нацеленность на результат у такого претендента будет несколько ниже.

Кроме того, для всех ли работников необходима нацеленность на результат? Если речь идет о сотрудниках, занимающихся продажами, организацией или расширением бизнеса, внедрением новых технологий и т. д., то это качество является безусловным преимуществом. Однако следует задуматься, в какой мере оно требуется шоферу, охраннику, делопроизводителю, библиотекарю, медсестре и другим работникам, которые изо дня в день выполняют практически однообразную, достаточно монотонную работу. Какой реальный результат на такой работе можно получить? При этом почему-то среди требований к таким категориям работников «нацеленность на результат» нередко занимает ведущую позицию.

Какая нужна самооценка

«Нужны специалисты с высокой самооценкой» - такое требование часто можно заметить в объявлениях молодых развивающихся компаний. И это, в общем, оправданное требование, поскольку высокая самооценка придает человеку уверенность, вследствие чего он способен выдвигать инициативы и брать на себя ответственность за их реализацию. Однако если руководитель является сторонником доминирующего, авторитарного стиля управления, то для него подчиненный с высокой самооценкой - это потенциальный источник конфликтных ситуаций. Ведь уверенный человек знает себе цену и не позволит собой помыкать, повышать на себя голос, будет отстаивать свои интересы и идеи или же просто возражать руководителю, когда будет видеть, что последний не прав.

А вот люди с заниженной самооценкой - в поведении робкие и неуверенные, - как правило, подчиняемые, хорошие исполнители, не перечат, работают по определенному руководителем алгоритму. Обычно они достаточно хорошо выполняют однообразную работу, однако теряются, когда необходимо проявить творческий подход. Они не готовы принимать решения за других, но очень ответственно относятся к выполнению своей работы. При этом могут даже проявить настойчивость, если уверены в своей компетентности.

Определяя уровень самооценки, важно не ошибиться в ее адекватности, т. е. чтобы при низкой самооценке у человека не было слишком больших амбиций (высокого уровня притязаний). Такие люди могут вести себя самоуверенно, иногда даже развязно, но они никогда не возьмут на себя ответственность за принятые решения, они мнительны и подо­зрительны, болезненно воспринимают все разговоры и сплетни о себе. При такой неадекватности самооценки и уровня притязаний любая ситуация оценивания воспринимается человеком как угрожающая, стало быть, может провоцировать его агрессивность и возникновение конфликтов.

Конформность и коммуникабельность

Еще одним замечательным качеством, которое также имеет свои плюсы и минусы, является конформность - умение приспособиться к окружающим. С одной стороны, конформный человек может безболезненно и для себя, и для других влиться в новый коллектив, наладить взаимоотношения и в сжатые сроки начать полноценно выполнять поставленные перед ним задачи, поскольку адаптация такого сотрудника происходит достаточно быстро. Но, с другой стороны, повышенная конформность приводит к податливости мнению большинства, неспособности иметь и отстаивать свою точку зрения, растерянности в ситуациях, требующих быстрого принятия решений.

Поэтому, если для руководителя важно поддержание хороших взаимоотношений в коллективе, поскольку от этого существенно зависит результат работы, следует искать достаточно конформного кандидата. Однако если новому сотруднику предстоит провести реорганизацию работы, строго контролировать деятельность других, навести и поддерживать порядок (например, на складе, чтобы избежать потерь и порчи товара), то здесь необходим человек несколько неуживчивый, не допускающий панибратских отношений.

Но, пожалуй, чаще всего работодатели ищут коммуникабельных сотрудников, т. е. таких, которые умеют общаться. И действительно, сегодня нелегко выделить сферу деятельности, в которой общение было бы совсем не нужным. Но коммуникабельность может проявляться по-разному: один много и безудержно рассказывает, другой просто приятен в общении, третий - способен внушать и убеждать.

Работодателю, прежде чем выдвигать к кандидату такое требование, как коммуникабельность, важно четко определить: что, как и, главное, зачем надлежит выполнять будущему сотруднику, какие задачи будут перед ним стоять. Ведь и актер, и политик, и учитель часто делают, по сути, одно и то же - выступают перед аудиторией. Но задачи у них совершенно разные, и, следовательно, их коммуникабельность тоже должна проявляться по-разному. Кроме того, важно помнить, что коммуникативная активность далеко не всегда является свидетельством коммуникативной компетентности, а человек, который много и легко говорит - не всегда говорит то, что нужно, там, где нужно, и тому, кому нужно.

Вероятно, при выдвижении к кандидату требования о высокой коммуникабельности более целесообразным будет определение необходимых для него коммуникативных умений в зависимости от задач, которые ему предстоит решать. Рассмотрим для примера деятельность сотрудника, который должен по телефону отвечать на вопросы клиентов. В одном случае перед ним может быть поставлена задача поддерживать с клиентом разговор, пока его коллега ищет в базах данных ответ на заданный вопрос. В другом случае, если запрашиваемая информация отсутствует, необходимо минимально сократить время общения. В первом случае нужен сотрудник, способный заговорить клиента, во втором - вежливо и доброжелательно отказать.

Хорошо, когда человек креативен - проявляет ко всему творческий подход, выдвигает интересные идеи. Такой сотрудник может способствовать внедрению нового направления деятельности, выведению организации на более высокий уровень развития или хотя бы просто не дать коллективу застояться в рутине. Но глупо требовать от такого сотрудника полного воплощения его идей, особенно если для этого необходимы значительные затраты времени. Он попросту не способен долго работать над одной идеей, поскольку в его голове будут рождаться следующие - более интересные, необычные или свежие. А к старым идеям он просто теряет интерес.

И так практически со всеми качествами - все они имеют свои плюсы и минусы. Человек, имеющий свою точку зрения на все вопросы, с трудом воспринимает взгляды других людей, особенно если они очень сильно не совпадают с его собственными.

Внимательный, педантичный сотрудник обычно работает медленно и из-за склонности к перепроверкам сделанного не сможет выполнить срочную работу. Крайним проявлением высокой стрессоустойчивости может быть безразличие к окружающим, а чрезмерная активность способствует быстрой потере интереса к уже начатым делам и их незавершению.

Не лишним будет при выдвижении требований к кандидату также учитывать особенности корпоративной культуры организации. Если в коллективе принято совместное обсуждение всех вопросов, то замкнутый, неразговорчивый сотрудник просто не впишется в этот коллектив. А человек, привыкший к быстрому и четкому исполнению поставленных задач, придется не ко двору в организации, где любому делу предшествует длительное раскачивание.

Нежелательные качества кандидата

Выдвигая требования к кандидату, иногда очень важно определить не только, какие качества должны быть у него, но и каких не должно быть.

На руководящие должности, например, категорически не годятся люди с низкой (заниженной) самооценкой, неуверенные в себе, нерешительные, не способные принять на себя ответственность. Такие сотрудники являются хорошими исполнителями.

Исполнитель на руководящей должности не способен организовать работу подчиненных, провести эффективное совещание. Он будет просить, а не давать распоряжения; спрашивать, а не контролировать результаты выполняемой работы; переделывать сделанное сам, если обнаружит ошибки, а не требовать их исправления от других. Он будет бояться принимать ответственные решения, уклоняясь от них или перекладывая ответственность на других и, как следствие, затягивая решение любого вопроса. Иногда он будет обижаться, повышать на подчиненных голос, угрожать им наказаниями. В зависимости от других личностных качеств такого руководителя, его будут жалеть, презирать или игнорировать, и качество работы от этого будет только ухудшаться.

Нельзя для выполнения коллективной работы принимать импульсивных, эмоционально несдержанных кандидатов, даже если они являются высококлассными специалистами. Сами-то они, может, и будут работать, но окружающие после их эмоциональных вспышек будут просто деморализованы.

Эмоционально неустойчивых кандидатов нельзя принимать и для работы с большим потоком клиентов или посетителей. Неуравновешенность, низкий эмоциональный самоконтроль таких сотрудников будет отпугивать клиентов и отправлять их к конкурентам. А при низкой конкуренции вас просто завалят жалобами на поведение вашего сотрудника. Хотя для отпугивания нежелательных посетителей такой сотрудник очень даже может пригодиться.

Таким образом, выдвигая требования к кандидату на работу, важно определиться не только с тем, какие качества должны быть присущи претенденту и каких не должно быть, но и с тем, насколько желательные для нас качества должны быть выражены. Ведь не зря говорится, что наши недостатки являются продолжением наших достоинств. Поэтому основной и, возможно, наиболее сложной задачей станет определение той золотой середины, где указан необходимый минимум выраженности желательных и допустимый максимум выраженности нежелательных качеств наших претендентов.

Ирина Мостовая

Справочник кадровика

  • Подбор и отбор, Рынок труда

Ключевые слова:

1 -1

Что это? Что-то посередине - серенькое, средненькое, посредственное? Но почему тогда ЗОЛОТАЯ?

Порассуждаем?!

Встретились две женщины и жалуются одна другой.

Первая говорит: «Мой муж такой скряга, такой скряга! Всё деньги копит. Цветы мне дарил только на первое свидание. О подарках я вообще забыла. Продукты у нас самые скромные – ничего лишнего: картошка, овощи, да молоко! Мы никуда не ходим и не ездим отдыхать! Одежда по минимуму…

А другая говорит: «А мой такой расточительный, я уже устала его переубеждать! Постоянно делает мне подарки, и в праздники и в будни. Завалил меня букетами. Говорит, что я достойна самых красивых бриллиантов и цветов. Он очень любит путешествовать и развлекаться. Мы каждый уикенд и отпуск куда-нибудь выезжаем… Мы не на что не можем накопить! Вот так и живем с родителями.

Вот так! Две стороны одного вопроса – две крайности. Бывает в жизни ситуации, когда мы хотим сделать всё идеально, тратим много энергии и бросаемся из . Иногда это приводит к печальному результату. И оглядываясь назад можно сделать вывод: «Лучше бы вообще ничего не делал!»

В жизни много ситуаций, в которых крайность не приводит к нужному результату. Нужен баланс.

В воспитании правило ЗОЛОТОЙ середины особенно важно!

Например: одни родители, пользуются методами, основанными на попустительстве в отношении к ребенку. Ребенок в этом случае предоставлен самому себе, он полностью бесконтролен со стороны взрослых. Развитие его происходит по стихийному сценарию, в основном под влиянием улицы. У таких детей чаще наблюдается задержка психического развития по психогенному типу. Вырастает он чаще не организованным, у него мало полезных привычек. Другая крайность: родители контролируют каждый шаг своего дитя, многое делают за него, на любое действие дают совет или критикуют. К чему это приводит? Ребенок полностью вырастает зависимым, не самостоятельным. У него не развивается самоконтроль. Он не умеет добиваться своей цели. Выбирает себе спутника жизни, который управляет его поступками. Хотя самому человеку это может и не нравиться, и он сопротивляется, скандалит, но в тоже время так и не выходит на активную жизненную позицию, а живет по указке и в роли жалобщика. Вот и напрашивается здесь некий баланс!

Возьмём отношения между юношей и девушкой. Мы поначалу мечтаем о безграничном внимании со стороны противоположного пола. Но когда этого внимания становиться ОЧЕНЬ много и оно проявляется постоянно, в течение длительного времени - мы все начинаем его избегать! Отношения прекращаются! Чаще с непониманием той стороны, которая готова была «отдать всё ради любимого человека».

В психологии всегда у одной проблемы есть два крайних полюса. Как пример: Вы вероятно замечали, что у слишком аккуратных родителей может быть ребенок совершенный неряха. Отношение к чистоте . И при особых условиях развития у человека появляются так называемые фрустрации, которые и закрепляют проблему в определенном типе поведения. Зафиксироваться это может как в одном так и в противоположном полюсе. Маниакальная чистоплотность и беспредельная неряшливость имеют тот же корень одной проблемы. Точно так же можно говорить и о других поведенческих проявлениях человека, акцентуациях его характера, отношениях друг с другом и с самим собой.

Поэтому и бывают в жизни феномены, когда человек бросается из крайности в крайность. Это легко, всего один шаг, как от любви до ненависти! Он не убирает причины своих внутренних переживаний, живет с одной и той же проблемой (думая, что решил её) но только в другом её полюсе!!!

Важно! Правило, золотой середины не всегда применимо. В степени совершенства ума, здоровья, лидерских качеств, … действует принцип «чем больше, тем лучше». Неприменимо оно и к геометрическим параметрам.

Правило ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ хорошо подходит к параметрам интенсивности: очень мало – мало – средне – много – очень много, например, холодно – нормально – жарко, тихо – нормально – громко, низкий – средний – высокий и т.д. Таких параметров в мире очень много.

А самое великое искусство – это умение находить золотую середину в человеческих отношениях!

Приветствуется и разрешается перепечатывать и распространять материалы сайта при условии указания их авторства и неизменности текста, при наличии ссылки на наш сайт . Причем ссылка обязательно должна быть рабочей!

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва