Русская история на кириллице! Проповедуемая ложь о десятине для христиан, выживающих за счет заработка или на социальное пособие.

Спрашивает андрей
Отвечает Максим Балаклицкий, 27.11.2009


Вопрос: докажите пожалуйста на Новом Завете необходимость платить 10ну, учитывая следующие факты:
1 етот термин и постановление ниразу нигде не упоминается то что говорил Иисус священникам прошу ко вниманию не брать, так как ето ещё не было время Нового Завета, жертва не была принесена, закон не был заменён благодатью
2 Павел говорил о пропитании от благовестия, но для церкви преподнёс так: кто щедро сеет, щедро и пожнёт.
3 теперь все возрожд. - цари и священники, левитов как таковых больше нет.

Не хочу ничего доказывать. Доказательства вызывают возражения и не всегда уместную полемику.

Я познакомлю с теми причинами, которые побуждают меня не дискутировать на эту тему, а делать - возвращать Богу принадлежащее Ему.

1. Почему этот вопрос возник? Вам жаль денег для Бога?

Для Вас этот момент принципиальный? Вы ищете повод не давать? Почему бы не последовать таким новозаветным рекомендациям:

А для планомерной церковной работы и поддержания штата священников нужна фиксированная сумма. На это и идет десятина.

3. Да, левитов нет. Священники - все верующие. А есть им за что? Как церковь может содержать миссионера в другой стране, если ее члены будут жертвовать по 10 копеек в месяц?

Ваш ход рассуждений - ветхозаветный. Как по мне, Вам надо с Иоанна Крестителя начать: "Андрей! Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайся и веруй в Евангелие".

Если Вам что-то жаль для Христа - это Ваш идол. Позвольте Иисусу сокрушить его.

С уважением,
Максим

Дополняет Василий Юнак:

Приветствую Вас, Брат Андрей!

Ваши три условия звучат примерно так: Скажите мне, как я могу жить, но при этом 1. не говорите, что нужно дышать; 2. не говорите, что нужно есть; и 3. не говорите, что нужно двигаться...

А теперь позвольте мне сказать следующее:

1. Почему я не отметаю слова Христа? Потому что понятия "Новый Завет" и "Ветхий Завет" совершенно не имеют никакого значения в этом вопросе. Вы когда-нибудь задумывались о том, что такое "Новый Завет" и когда он начался? А что подразумевается под "Новым Заветом" - не у людей, не в христианских учениях некоторых церквей, а в Библии? Когда апостолы стали жить в "Новом Завете"? Что изменилось в жизни и учении апостолов с того момента, как они стали жить в "Новом Завете"?

Уверен, что Ваши ответы на эти вопросы будут стандартными: Новый Завет подразумевает отбросить всё, что записано в книгах Ветхого Завета в Библии. Ну, по крайней мере кроме истории и Псалтиря. Ну еще может помимо нескольких мессианских пророчеств Исаии. Всё, из Ветхого Завета больше ничего не нужно, потому что его Христос удалил, убрал, повесил на крест... и вообще, Ветхий Завет остался для евреев, а нам достаточно одного лишь "Нового Завета" в виде книжечки, включающей в себя 27 "книг" Нового Завета, ну и еще можно с приложением Псалтиря.

Думающий так, разделяющий Библию на Ветхий и Новый Заветы, совершенно не понимает смысла Завета. Завета Бога с человеком, который был новый и был старый, и был просто завет. Думающий так, не замечает, что все слова Христа и апостолов о важности Писаний, относятся именно к Ветхому Завету!

В других ответах, в частности на вопросы, связанные с законом, мы показывали, что только две из пяти категорий ветхозаветных законов завершились. Это обрядовый закон храмового служения, который был приведен к исполнению жертвенной смертью Христа как Божьего Агнца, и гражданские государственные законы древнего Израиля, которые завершились с потерей государственной независимости евреев. Остальные законы, включая и десятину, продолжили свое существование в христианстве. Писаний и заповедей не отменял ни Христос, ни апостолы.

Говоря о Новом Завете, этот термин появился еще в книге "Ветхого Завета": "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: `познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более" (). Именно эти слова цитирует апостол Павел в .

Если Вы вчитаетесь в эти слова, то станет понятно, что законы Нового Завета - это те же законы, что существовали в Ветхом Завете и даже от самого начала. Вот только отношение человека к этим законам будет новым - они будут в самом сердце человека, они станут естественными для человека, потому что к этому времени они будут запечатлены жертвой Иисуса Христа! Воистину, Христос пришел не отменить закон!

2. В отношении благовестия и повеления Павла. Давайте прочитаем текст полностью:

"Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования. Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою" ().

Первое, что следует заметить, апостол Павел, приведя человеческое рассуждение, после этого аппелирует к закону Моисея! Почему? Именно потому, что он еще действовал и для христиан в Коринфе. Он даже утверждает: "для нас это написано". Потому Ваше предположение о том, что закон Моисея о десятине остался в прошлом, перечеркивается утверждением апостола Павла, что этот закон Моисея еще действует для христиан.

Рассматриваем дальше: говоря о питании от благовествования, апостол приводит параллель с питанием священников от святилища. Вспоминаем, как священники питались от святилища? Можно сейчас приводить ссылки на закон Моисея, однако обратимся к последнему пророку, писавшему перед приходом Мессии: "Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища" (). Именно к этому тексту обращают нас слова Павла о питании от святилища. Речь идет именно о десятине. Проводя параллель с системой финансового обеспечения священников и левитов, апостол Павел утверждает эту же систему в христианской церкви, показывая, что сейчас благовествующие приравнены к служащим во святилище. И здесь мы подошли к следующей части Вашего вопроса.

3. Да, священников и левитов больше нет. Сегодня царственным священством названы все христиане. Но как это относится к десятинам? Значит ли это, что все христиане могут использовать десятину для себя? Ответ прост: если Вы принимаете все притчи Иисуса Христа буквально и применимо во всех их деталях к своей повседневной жизни, то и здесь можете поступать так же. Что я имею в виду? Возьмем притчу о плевелах, где сказано о том, что их не стоит выдергивать () - можете ли Вы утверждать на основании этого, что Библия запрещает прополку сорняков? Или возьмем притчу о работниках в винограднике () - можете ли Вы утверждать, что Библия учит всем платить поровну вне зависимости от проделанной работы? Или поступок Христа с чужим ослом () дает ли нам право также без спроса брать все чужое, если оно пригодится в служении Господу?

Для того, чтобы понять точное учение Библии в отношении того или иного действия, следует собрать воедино все, сказанное об этом во всем Писании Ветхого и Нового Заветов, соединить воедино, увидеть цельную картину, и поступать соответственно написанному. Новый Завет не может быть сам по себе - он является продолжением Ветхого Завета. Книги Ветхого Завета - это не сам Ветхий Завет, а только Священные Писания того периода. А о них сказано:

"Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" ().

Отсюда вывод: спасение верой во Христа берет начало в ветхозаветных Писаниях, включая и повеление о десятинах. И это все дано для усовершенствования Божьего человека.

Благословений!

Василий Юнак

Читайте еще по теме "Десятина и пожертвования":

Здравствуйте,

В связи с тем, что эта тема волнует не только вас, отвечу развернуто . Я хотел бы затронуть данную тему под призмой истории христианства.

Ну а непосредственно ответ на вопрос будет в конце текста, после предложения, выделенного жирным шрифтом.

Отношение к десятине в церквях - различное. На то есть свои причины. Одни видят в ней законничество, другие, считают что если в Ветхом Завете люди давали столько, то возрожденным свыше не должно давать меньше. Словом, причин для диспутов - множество.

Многие христиане признают десятину, как библейский путь проявления верности Богу и почтения к нему, обнаруживая, что упоминание о десятине встречается до Закона (Быт.14:20; 28:22), в законе Моисея (Лев.27:30,31 и др.); в пророках (Мал.3:10). О ней говорит Иисус (Мф.23:23), упоминает ап.Павел (Евр.7 гл). В Писании также можно немало прочесть о начатках земли, даваемых Богу.

На мой взгляд, десятина несет в себе признание, что мы не пользуемся для себя частью того, что дал нам Господь, и отдаем это в знак почтения и верности Ему. Аналоги подобного отношения можно найти и в постановлениях Ветхого Завета о седьмом дне, о годе юбилейном. Допускаю, что и дерево познания добра и зла несло в себе подобный смысл - не все, что доступно нам - наше. Хотя все и Божье, но есть то, что принадлежит Ему и только Ему.

Пока церковь состояла из иудеев, уверовавших во Христа, как Господа, вопрос десятины был для них бесспорным и решенным. Современные христиане порой спорят, а была ли десятина частью церковной жизни?

В истории церкви можно найти много свидетельств, что христиане не пренебрегали десятиной. Утверждение, что о десятине проповедуют только в ряде протестантских церквей, восстанавливая ветхозаветные установления, абсолютно неверно.

Так, в "Учении двенадцати апостолов", памятнике раннехристианской письменности рубежа 1-2 века, написано: "Поэтому всякий начаток - от произведений точила и гумна, а также волов и овец, взявши (его), ты должен отдать начаток этот пророкам, ибо они ваши архиреи. Если же вы не имеете пророка, то отдайте (начаток) бедным. Если ты приготовишь пищу, то, взявши начаток, отдай (его) по заповеди " (Дидахе 13 глава 3-5).

Ириней Лионский считал десятину минимальным даянием. Он полагал, что Христос не отменил заповеди, а расширил их, дав требования более высокого стандарта: "Поэтому-то Господь вместо: «не прелюбодействуй» заповедал не иметь даже вожделения, и вместо «не убивай» не гневаться, и вместо даяния десятины разделять все имение бедным " (Ириней Лионский. Против ересей. Книга 4. 13-3) "Посему те (иудеи) посвящали Ему десятины своих (имений); а получившие свободу определяют все имущество свое для целей Господних, радостно и свободно давая не меньшее, в надежде получить большее; так бедная вдова все свое состояние отдала в сокровищницу Божию " (Ириней Лионский. Против ересей. Книга 4. 18-2)

В книге "Апостольские постановления", произведении традиционно приписываемом Клименту Римскому, но возможно написанному в 380 г. в Сирии, изложено требование к епископу: "Подаваемые, по заповеди Божией, десятины и начатки пусть расходует он, как человек Божий " (книга первая:25)

В своем толковании на Послание Ефесянам Иоанн Златоуст писал: "Если в ветхом завете так было, то тем более (так должно быть) в новом; если там, где позволено было приобретать, наслаждаться, заботиться (о земном), так много обращали внимания на помощь бедным, то не тем ли более (должно поступать так) здесь, где заповедуется оставлять все? В самом деле, чего не делали израильтяне? Отдавали десятины; потом предоставляли еще другие десятины на вспомоществование сиротам, вдовам и прозелитам. Мне некто с удивлением говорил: такой-то дает десятины. Как нам не стыдно! Мы – христиане удивляемся тому, что не было удивительным у иудеев? Тогда опасно было не раздавать десятины: представь же, каково это (т. е. не гораздо ли опаснее) теперь! " (Творения Иоанна Златоуста, т.11 книга 1. Толкование на послание Ефесянам, Беседа 4:4)

История говорит, что десятину призывали давать Василий Кесарийский, Амвросий Медиоланский, Августин Аврелий.

Идея десятины в различной мере присуща всем христианским конфессиям. Так известно, что князь Владимир Святославович выделил десятую часть своих доходов на поддержании митрополии и строительство церкви, отчего и пошло ее название - Десятинная церковь. (Строительство было в 990/991 - 996 гг). Владимир повелел и другим приносить десятину. Во время татаро-монгольского ига на Руси десятину отменили, чтобы люди не давали дважды - на поддержку церкви и оброк татаро-монголам. Но обычай этот оставался. При епископских кафедрах возникли особые должностные лица - десятильники. Стоглавый собор в 16 веке определил служение десятских священников, они и исполняли служение десятильника, собирая десятину с прихожан. На эти средства содержались храмы, поддерживалось священство. Церковная десятина отделялась и от поступлений княжеского суда. Самое раннее упоминание о такой форме церковной десятины находится в Краткой Правде (XI в). В Новгородском уставе Святослава Ольговича (1137 г.) писалось, что епископы получали десятину не только от дани, но и от уголовных денежных взысканий (вир) и продаж. Документ XIII века "Правило о церковных людях и десятинах", который регулировал права церквей на принадлежащие ей большие материальные средства, увязывал десятину с правом соборных церквей.

Интересно отметить, что в свое время более 10% крепостных крестьян в России также принадлежали церкви, что была своего рода десятина, по словам святителя Филарета. Но время изменилось, и под влиянием различных факторов, государственная церковь утратила многие материально-хозяйственные преимущества и права.

Интересно отметить, что по словам питерского священника Константина Пархоменко, сегодня десятина, официально введена в двух православных соборах Санкт-Петербурга.

Присутствовала десятина и в католической церкви. Вначала в Западной церкви она являлась обычным добровольным приношением десятой части доходов. После Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину; Маконский собор 585 года уже предписал платить десятину под угрозой отлучения. Впоследствии Карл Великий в 770 году ввел ее в качестве повинности и неисполнение ее влекло за собой уголовное наказание. Впоследствии, начиная с Реформации, а потом и после Французской революции Католическая церковь теряла территории, где могла собирать десятины. На сегодняшний день в католической церкви - даяние десятины в свободной воле верующих.

Таким образом, если смотреть через призму Писания и христианской истории, то в церквях в разные времена устанавливались различные правила, касательно десятины. Это многообразие обусловлено отсутствием прямого запрета на десятину в Новом Завете, и в то же самое время спорностью в вопросах того, куда, кому давать десятину и на что тратить.

Во всяком случае, из Писания явно следует, что любое даяние не должно быть по принуждению, "ибо доброхотно дающего любит Бог " (2 Кор.9:7). Поэтому, даже давая десятину, важно делать это не по принуждению или из страха проклятия, а из-за любви к Богу и желания быть верным Ему.

Именно поэтому мой ответ на Ваш вопрос о вступлении в членство церкви, где прихожанин обязуется давать десятину, таков:

Следует понимать, что любое церковное объединение или поместная церковь в таких практических вопросах, как условия для членства церкви руководствуются не только Писанием, но и уставом церкви и внутренними решениями. И к этому надо относится с изрядной долей терпимости.

Можно, к примеру, не соглашаться с тем, какие песни поют в баптисткой или харизматической церквях, с говорением на языках в пятидесятнической, с платными ритуальными услугами в православной или учением о Марии в католической, НО тогда какой смысл быть там, где Вы не видите здравости? Вы все равно НЕ СМОЖЕТЕ изменить внутрецерковные правила. В сердце будет рождаться огорчения, а отношения с верующими или церковным руководством будет осложняться.

Для всех таких случаев, хорошо прислушаться к голосу народной мудрости: не стоит идти в чужой монастырь со своим уставом! Существуют церкви, где по внутренним установлениям, финансовая поддержка церкви является одним из условий, чтобы стать членом церкви, а существуют и церкви без такого требования. В обоих случаях посещать церковь не возбраняется.

Но, если в церкви Вам нравится, и Вы видите, что учение здравое, люди благочестивые и Господь там действует, то тогда почему бы не принять внутрецерковные установления и не стать членом такой церкви. Тем более, если Вы и так поддерживаете церковь десятой частью своих доходов.

Пусть Бог даст Вам мудрости!

С уважением,
Денис Подорожный

Откуда Церкви брать деньги на социальные, миссионерские и иные проекты? Что лучше – торговать в храме и искать спонсоров или обложить прихожан налогом? Насколько реально в нашей стране и в наше время обязать христиан платить десятину?

Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

Тот, кто этого не делает, должен покрыть себя позором

Протоиерей Всеволод Чаплин призвал православных христиан нести финансовую ответственность за Церковь.

“Люди, которые именуют себя православными христианами, – это довольно большое количество людей в России – вообще должны, на самом деле, нести ответственность, в том числе финансовую, за свой храм, за своего священника, за свою Церковь”, – заявил он в ходе “.

Он отметил, что не случайно люди всегда самое дорогое несли в храм, и посоветовал тем, кто считает, что Церковь обогащается за счет прихожан: если они христиане, они должны отдавать десятую часть своего дохода на церковь.

“Тот, кто этого не делает и при этом пытается еще считать деньги в том или ином храме, на самом деле, должен себя покрыть позором”, – заявил священник.

По словам отца Всеволода, зачастую священник, настоятель не может позволить себе даже самого маленького ремонта, поэтому он должен постоянно ходить попрошайничать.

“Вот этого быть не должно, прихожане должны добиться того, чтобы приход ни в чем себе не отказывал не только в плане украшения храма, но и в плане школы, спортивного зала, библиотеки, молодежного кружка, социальной работы”, – убежден священник.

Комментирует , проректор Богословского института ПСТГУ.

«Ну, и чего они в жизни добились?»

Каждая историческая эпоха формирует свои способы церковной жизни, в том числе ее экономической составляющей. Эти способы зависят от очень многих обстоятельств и факторов и могут быть очень разнообразными.

Так и сейчас, в Русской Зарубежной Церкви многие приходы содержатся на регулярные взносы членов прихода.Напротив, в России, как и на всем постсоветском пространстве, содержание приходов осуществляется, как правило, на пожертвования.

Какая из этих практик правильней или лучше?

Ответить очень трудно, т.к. эта сторона церковной жизни очень зависит от внешних ее условий. Что полезней для Церкви в данный момент, то и лучше.

В этом вопросе есть два принципиальных момента, которые следует учитывать всегда. Первый связан с тем, что христианство по природе своей жертвенно. Если христианин ничего не жертвует, или жертвует тем, что никак его не стесняет, то это влечет за собой неминуемые трудности в духовной жизни. Они неизбежны.

Все семьдесят лет советской власти идеал жертвенного служения ближнему активно дискредитировался. Достаточно вспомнить советскую школьную программу и тягучий роман «Что делать?» Учитель литературы обязан был объяснять школьникам, что по словам героя этого идеологического произведения «жертва – это сапоги всмятку», т.е. бессмыслица.

С другой стороны, жертва на храм – это свидетельство ответственности христианина за Церковь и его доверия к ней. Без такого доверия и ответственности настоящая христианская жизнь тоже невозможна.

Я как-то спросил одного очень состоятельного прихожанина, помогает ли он кому-нибудь, и получил совершенно сногсшибательный ответ: «Да, я очень много помогаю, я маме помогаю!» Наверное, излишне напоминать, что в христианском миропонимании помощь маме – это не жертва, а долг. Этот долг имеет такую значимость, что Господь запрещает отдавать в жертву на храм то, что ты должен потратить на родителей (Мф. 15:5).

Традиционные механизмы взаимопомощи, общей ответственности даже на семейном уровне в советское время были разрушены и, наверное, не скоро могут быть восстановлены.В современном обществе очень трудно говорить о жертвенности. Ведь жертва – это не «помощь маме», это даже не благотворительность, это что-то гораздо большее.

Я хорошо помню разговор с одним человеком, много лет работавшем в госпитале в Тунисе. Госпиталь был католическим. Госпиталь построил и содержал священник, который сумел собрать на это большие средства. В классификации моего знакомого ­ это был «очень успешный человек», вызывавший у него восхищение своей ловкостью, но по его глубокому убеждению, конечно, вор. В этом же госпитале работали монахини, которые прямо там же и жили всю жизнь, бескорыстно служа больным. В классификации моего знакомого они были обозначены очень емкой фразой: «Ну, и чего они в жизни добились?» Правда, он признавал, что никакой личной корысти эти монахини не имели. При таком подходе всякий разговор о жертвенности становится бессмысленным.

К счастью, всегда были и будут люди, которые понимают, что жертвовать очень важно и как много это человеку дает. Господь сказал, что «каждый, кто оставит дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или достояние свое ради имени Моего, тот получит в сто раз больше и наследует Жизнь Вечную » (Мф. 19:29).

Часто эти слова сбываются буквально, человек получает ровно в сто раз больше того, что отдал. Что бы это ни было.

Я знаю многих людей, которые жертвуют гораздо больше десятины от того, что зарабатывают.

Знаю человека, который по первой просьбе о помощи отдал весь месячный доход своей компании, чтобы помочь многодетной семье купить квартиру.

Мне известна прихожанка, отдавшая всю свою очень небольшую, но единственную зарплату, женщине, попросившей ее о помощи на улице. Кстати, эта женщина потом деньги вернула и очень благодарила.

Знаю прихожанина, который неоднократно тратил основные средства своей компании, когда не хватало средств на тот или иной церковный проект. Знаю очень состоятельного человека, который несколько лет жил в недостроенном доме, потому что каждый раз, когда собирался достраивать, его просили пожертвовать на стройку очередного храма.

А еще у нас в храме есть одна очень ревностная прихожанка, которая когда – то была адвентисткой и привыкла платить десятину очень строго. Она все время обличает христиан и спрашивает: «Почему вы все время жалуетесь, что на телевидении столько насилия и разврата? В чем здесь проблема? Платите десятину, и мы купим все каналы, тогда там будут показывать только приличные фильмы!» Не думаю, что это самое действенное решение всех проблем, но в некоторой логичности ему не откажешь.

Наконец, следует отметить, что проблема десятины, церковного налога, приходских взносов требует очень серьезного исследовательского подхода. Ее невозможно решить ни путем простого политического или административного воздействия, ни собирая отзывы священников. Существует огромный опыт во всем мире, связанный с этой проблематикой. Известно, что церковная экономика и церковные проекты во многих сферах общественной жизни оказываются гораздо более эффективными, чем государственные и даже чисто общественные.

Так, может быть, и правда можно разработать такой набор мер и комплекс механизмов, которые будут экономически поддерживать благотворные и продуктивные начинания и сделают их экономически устойчивыми и независимыми? Наверное, это будет не десятина. Хотелось бы, чтобы в этой исследовательской области государство и Церковь объединили свои усилия.

Комментирует Председатель Миссионерской комиссии Московской епархии иеромонах Димитрий (Першин).

По-настоящему наше – это то, что мы отдали

Я знаю людей, которые отдают Церкви десятину или гораздо больше. Они помогают конкретным храмам или людям, которые оказались в трудной ситуации. Некоторые из них помогают нашему Братству Православных Следопытов. Наши друзья помогают нам покупать палатки, обвязки, карабины, крупу и тушенку. Сегодняшний Георгиевский парад, в котором участвовали представители далеких епархий, удалось провести благодаря участию многих людей, потративших свои силы, время и деньги.

Иногда люди инвестируют не деньги, а силы и время. Я считаю, что эта идея правильная, но при одном условии – все это надлежит делать без принуждения. Это желание должно идти из сердца человека, из его любви к Церкви и к людям. Если он раздает свое имущество свободно, то он, как Закхей, раздаст гораздо больше, чем десятую часть, чтобы только ощутить свою правду, свою сопричастность Творцу мироздания в путях Его промысла о всех наших нуждах и скорбях.

Такие люди говорят, что на саване карманов нет, что на тот свет мы ничего забрать не сможем. По-настоящему наше – это то, что мы отдали. То, что мы схомячили, связывает нас по рукам и ногам, отгораживает от Бога, от людей, уволакивает в такие бездны, с которыми дело лучше не иметь. Любой думающий человек это понимает.

Есть еще один момент – наша фиксированная ежегодная жертва даст Церкви ту точку финансовой опоры, которая позволит ей совершенно иначе выстраивать отношения и с обществом, и с государством. В этом я с о. Всеволодом Чаплиным совершенно согласен.

Если приходы обретут независимость от региональных властей, если прихожане, став членами общины, а тем самым – инвесторами, начнут участвовать в планировании общинной жизни, содержа и священника, и всю храмовую инфраструктуру, и все миссионерские проекты, то многое изменится к лучшему в нашей Церкви. Подобную картину можно наблюдать в православном русском зарубежье, в протестантских общинах России.

Но главное, десятина – это мера не денег, а мера любви. Десятина – это прием ветхозаветной педагогики, его задача – научить ветхозаветного человека быть благодарным Богу за Его дары. Но мы – христиане, и Евангелие призывает нас отдать не десятину, а самого себя Богу. Всю жизнь положить, все, что у тебя есть.

Напоминать об этом надо, а требовать этого нельзя. В таких вопросах лучший проповедник – совесть.

Комментирует профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев (в эфире программы Вести-ФМ).

Это будет экономической базой политической независимости Церкви

Если говорить о том, какую часть дохода верующие должны отдавать Церкви – не думаю, что это должно быть формализовано. Конечно, есть библейская заветная традиция десятины, однако в истории Русской православной церкви такого не было. Даже десятинная церковь в Киеве, построенная князем Владимиром, содержалась за счет десятой части доходов лично князя, но не его подданных.

Я думаю, что здесь логика должна быть такой. Первое – это восстановление поименного членства в приходской общине, потому что сегодня приходская община – это некая фикция. Реально никто из прихожан не знает, что он член той или иной общины, не участвует в приходских собраниях. А вот если будет поименное членство, то в этом случае у человека появятся свои права и обязанности.

То есть, соответственно, обязанности, скажем, уплаты той же самой десятины или какой-то иной суммы ежегодно, но с другой стороны, у него появится право контроля над расходованием этих средств. А в перспективе может быть и то, что было в древней церкви – право выбора священников. И, естественно, право делегировать членов от прихода для работы в церковных соборах разных уровней – от епархиального до поместного.

Прихожане и будут контролировать расходование средств. Это и благотворительные проекты, и просветительские проекты, образовательные. Собственно обслуживание храмовой инфраструктуры, то есть реставрация, ремонт, строительство приходских помещений. Естественно, зарплаты служащим храма, в том числе и хору, сторожам и так далее.

Вот всё это может стать прозрачным, наконец. И в свою очередь, если это действительно будет так, если церковь сможет, как это, скажем, бывает в жизни так называемых “свободных церквей” (этот термин возник в Западной Европе – это неопротестантские церкви, которые, в отличие от лютеранской церкви или от католиков, например, не связаны с государством, вот они называются “свободными”, у них как раз есть принцип десятины), если будет опора на самих прихожан и их пожертвования, если действительно всё это будет, отец Всеволод совершенно прав – в этом случае это и будет экономической базой политической независимости Церкви. И от госбюджета, и от государственных лидеров, и от влиятельных спонсоров.

Не секрет, что не все христиане понимают на самом деле, для чего и зачем они дают десятины. Многие просто делают это из-за послушания пастору, но не имеют личного откровения и познания в этом вопросе. Часть людей легко отделяет даже больше десятины, другие вообще не делают этого, третьи отделяют, но с глубоким вздохом «ах…ох… опять мой бюджет лишился 10 процентов… как я выживу?…»

Существует много толков и споров относительно десятин в Новом Завете. Одни отделяют ее, другие нет, одни настаивают на основании Малахии, другие на примере Авраама, третьи на основании обета, четвертые на другом основании. В этой брошюре мы постараемся разъяснить сложные моменты в понятии десятин.

Существуют здравые встречные вопросы касательно десятин, которые подталкивают нас основательно разобраться в этом вопросе. Например;

Где говорится Иисусом или Апостолами о даянии десятин в Новом завете?
- почему не написано в Новом Завете, что ученики или церковь делали это?
- если мы взяли одну заповедь из закона, не должны ли мы и другие исполнять?
- почему нет сведений в истории, что первая церковь основывалась на Малахии?
- десятины, это же приношения из произведений земли, деньги это уже другое.
- десятины приносили в храм, сейчас храм это мы, куда и зачем их нести?
- если Христос освободил меня от закона, зачем мне исполнять его опять?
- десятины предназначались для священников, но в Новом Завете мы все таковы.
- люди в миру не платят десятины, но им Бог не закрывает каналы благословения.
- дело же не в цифре 10, скажем, если я 9,9% буду отдавать, что это не пройдет?
- и так далее…

Это хорошие вопросы и нам нельзя их игнорировать. Мы постараемся ответить на многие вопросы в этой брошюре, но самое главное то, что мы не хотим вас переубедить в личном понимании в вопросах десятин. Если вы будете читать эту брошюру, как противник десятин - вы все равно останетесь против. Если вы будете читать, как защитник десятин, но у вас есть свои понимания - вы все равно останетесь в своем. Поэтому пусть эта брошюра станет для вас источником к дополнительным размышлениям и более глубоким исследованиям этих принципов.

Мы желаем, чтобы у народа Божьего было твердое основание, а не машинальное исполнение без веры - сказали давать, значит даем. Каждый из нас должен твердо знать, почему и зачем мы это делаем. Нам всем нужна вера в этом вопросе, если мы хотим, чтобы это приносило пользу. Без веры угодить Богу не возможно. Как ты угодишь Богу, если у тебя нет веры в это, и ты не понимаешь, что ты делаешь?

Ветхозаветная заповедь или принцип?

Сегодня мы не рассматриваем десятины, как одно из повелений закона Моисея, потому что мы живем уже не под законом, но под заветом Иисуса Христа. Через закон не возможно стать праведным, но через веру во Христа.

Рим.10:4 потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего.
Фил.3:7-9 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере.

Павел пишет, что теперь закон стал бесполезным, и он отказался от него, чтобы иметь Христа и быть теперь праведным, через веру в Него. В конце Павел написал, что праведность приходит от Бога по вере в Иисуса Христа. Христос, конец закона.

Следовательно, возникает вопрос, на каком основании мы должны отделять десятины и что входит тогда в понятия десятин?

Если мы оправдываемся через веру во Христа, зачем нам отделять десятины, это ведь не сделает нас более праведными? Что это нам даст?

Я верю в то, понятие десятина в Новом Завете - уже не есть заповедь, но принцип. То есть я отделяю десятины, руководствуясь не повелениями закона Моисея, но принципами, связанными с десятинами и Божьими благословениями через это. Павел пишет, что через Новый Завет, Святой Дух открывает истины, тайны и принципы Ветхого Завета. Через Христа мы начинаем понимать, почему Бог повелевал раньше что-то делать, и какую пользу это должно приносить нам.

2Кор.3:15-17 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.

Мы должны исследовать характер Бога и Его принципы, следовать тому, что приносит нам благословения и удаляться оттого, что принесет нам проблемы. Бог предлагает человеку выбрать то, что принесет ему благословение или проклятие.

Так вот, сегодня мы отделяем десятины на основании истин и принципов, заложенных еще до Нового Завета. Десятина для нас сегодня не ветхозаветная заповедь, а Божья истина - принцип, дающий нам жить в Его благословениях.

Принципы связанные с десятиной и благословениями

1. Благословение Мелхиседека

Быт.14:18-20 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, - и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.

В то время еще не было закона Моисея, поэтому Авраам делал это не из-за того, что было такое повеление, но чтобы получить благословение. Авраам сделал это, и это было правильно, через это он получил большое благословение Мелхиседека.

Евр.7:6-7 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.

Благословение священника очень много значит для любого человека. Священник наделен властью от Бога, одаривать Божий народ благословениями. Писание дает служителям Божьим власть быть большими и через это передавать благословения.

Более того, даже наши потомки получают благословения от Бога, через священническое благословение и это распространяются на тысячи родов.

Евр.7:9-10 … сам Левий, принимающий десятины, в [лице] Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.

Бог принял десятину от потомков Авраама, когда те еще даже не родились. Авраам позаботился о дальнейшем благословении своих потомков.

Итак, на примере Авраама и Мелхиседека мы видим один из Божьих принципов для нашего благословения. Авраам дал десятину священнику и получил от него благословение для себя и для своих потомков. Дар Авраама говорил о почтении Мелхиседека. В древние времена почтение к высшему над тобой выражалось в приношении материального дара. И нам есть обещание: Евр.7:7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.

Лично я хочу получать благословения от священников, от тех людей, кто ходит перед Богом, и служит ему. Они носители Божьих благословений для нас. Я знаю, что если я выражаю свое почтение им своими даяниями или десятинами, то я получаю благословения и для себя и семьи и потомков. Например, наша семья отделяет десятины нашему духовному отцу и наставнику. И мы благословенны им.

Через него, Бог говорит к нам и обильно благословляет нашу семью и служение.

2. Благословение Божьего Дома

Мал.3:8-11 Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф.

Для ветхозаветных людей, это была заповедь. Для нас же это еще один принцип, открывающий характер Бога. Почему Бог требовал оделять десятины и приносить в храм? Чтобы в его доме была пища! Бог заботился о Его деле, о Его здании и Его служителях. Для служения народу (кстати, тем же людям, от кого Он требовал десятины) требовалось много затрат; материалы для одежд, ткани, камни, много трав, курений, елей, мука для хлебов, деньги на ремонт инвентаря и деталей самого храма. Подробно об этом можно прочитать в Пятикнижие Моисея.

Левиты и священники постоянно служили в храме, им нужно было что-то кушать, им некогда было заниматься бизнесом. Более того, Бог запретил им заниматься бизнесом, держать поля и живность, Он полностью отделил их на служение.

Чис.18:20-24 И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых; а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания… Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела.

Таким образом, священники, левиты и их семьи имели обеспечение только от десятин и приношений людей. Вот поэтому Бог и сказал, через пророка Малахию; «вы обкрадываете Меня». Вы не заботитесь о Его деле, Его Храме, о Его служителях, которые не по своей воле не работают, но Бог отделил их для служения и пообещал им пропитание. Получается, народ имел пищу, а Божий дом и его служителя были в нужде. Бог же благословляет народ через священников и в сущности народ, удерживал десятины от тех, через кого Бог благословлял их.

Потому Бог и сказал, испытайте Меня, неужели Я не благословлю вас после этого. Как же Мои слуги благословят вас, если у них кушать нечего, и нет средств купить благовоний, курений, охранять храм и прочие вещи потребные для служения вам?

Итак, в пророчестве Малахии мы видим еще один из Божьих принципов для нашего благословения. Бог заботится о месте, где происходит служение, об инвентаре и инструментах для совершения служения и о людях, которые вовлечены в служение. Он ревнует, чтобы в этих сферах был достаток. Также видно, что эти сферы нуждались в большем обеспечении, потому что Бог повелел не только десятины приносить, но и другие приношения и даяния.

Таким образом, мы видим, как наши десятины и приношения важны для Божьего дела и если мы будем делать нашу часть, Он пообещал, что изольет на нас благословения до избытка и запретит пожирающим. То есть; «если вы согласитесь поддерживать Мое дело финансами, то Я буду еще открывать для вас источники благословений и защищу вас от тех ситуаций, в которых вы теряете финансы.

3. Обет Иакова

Быт.28:20-22 И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.

Это еще один из принципов, который предназначен для нашего благословения через даяние десятин. Иаков хотел получить благословения от Бога в 6 сферах;






За это он пообещал построить Богу дом и отдавать десятину от всего, что он получит от Него. Тогда еще не было храма, куда Иаков мог это принести, поэтому возможно он приносил эти десятины на жертвенник пред Богом. Почему он все это сжигал на жертвеннике? Он хотел получить благословения. Это был завет между ним и Богом. Еще до закона Моисея Иаков обещал отдавать Богу десятины за то, что Он его благословит.

Поэтому здесь открывается еще один принцип - это завет между человеком и Богом. «Господь я нуждаюсь в полном благословении, дай мне его и за это я обещаю Тебе отдавать десятую часть от всей моей прибыли». Бог не требовал десятину, как плату за Его благословения, но сам Иаков решил давать ее.

Почему именно десятая часть?

Число 10 выражает совершенство божественного порядка. Это третье число, выражающее совершенство 3, 7, 10. Оно подразумевает, что нет недостатка, что весь цикл завершен. Десятина - означает; ровно столько, сколько нужно.

1. Ной завершил эпоху древности в десятом веке, Быт.5.
2. Десять заповедей содержат все, что необходимо по своей завершенности.
3. Молитва Господа содержит 10 моментов:

Верховная власть Бога - "Отче наш, сущий на небесах!";
- Надлежащее почтение к Нему - "Да святится имя Твое";
- Явление Царства Божьего - "Да приидет Царствие Твое";
- Высвобождение Его воли - "Да будет воля Твоя и на земле, как на небе";
- Решение наших нужд - "Хлеб ваш насущный дай нам на этот день";
- "И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим";
- Мольба о духовном водительстве - "и не введи нас в искушение";
- Мольба об избавлении - "но избавь нас от лукавого";
- Все Его и у Него - "Ибо Твое есть Царство и сила, и слава";
- Завершение цикла вечности - "во веки. Аминь".

4. Десятина представляла то, что человек был должен Богу.

5. Искупление души стоило 10 гер. 10 гер = 0,5 сикля.

6. Десять язв представляли полный цикл суда Божьего над Египтом: "Я пошлю все язвы Мои" (Исх.9:14).

7. Мировая власть антихриста представлена 10 царствами в виде 10 пальцев ног истукана Навуходоносора и 10 рогами четвертого зверя. Десять народов подразумевают все народы, которыми будет обладать Авраам по обетованию.

8. 10 покрывал укрывали скинию (Исх.26:1).

9. Огонь с небес сходил 10 раз:

Быт.19:24 - на Содом
- Лев.9:24 - на первые жертвы
- Лев.10:2 - на Надава и Авиуда
- Числ.11:1 - на ропчущих в Тавере
- Числ.16:35 - на Корея и его друзей
- 3Цар.18:38 - на жертвоприношение Илии на Кармиле
- 4Цар.1:10 - на врагов Илии
- 4Цар.1:12 - на врагов Илии
- 1Пар.21:26 - на жертву Давида
- 2Пар.7:1 - на жертву Соломона

10. 10 дев представляют полноту призванных: верных и неверных.

Итак, число десять было выбрано Богом не случайно - это третье число означающее совершенство. Поэтому если это число означает правильность, законченность, совершенство и Бог предпочел его - то пусть будет «десятина».

Что же такое новозаветная десятина?

Еще в древние времена праведные мужи Божьи, как Авраам и Иаков пришли к выводу, что десятина связанна с нашими благословениями. Авраам и Иаков были отцами многих поколений праведников и конечно они научили их делать это. Было ли это правильное решение? Конечно! Мы видим, что они были благословенны, и Бог называл их по имени; «Я Бог Авраама Исаака и Иакова». Более того, Бог через Моисея подтверждает правильность их выбора, Он через время дает заповедь отделять десятины. Сам Бог дал удостоверение десятинам; «Это то, что Я хочу». в В Новом Завете Иисус обличая фарисеев и книжников сказал, - это правильно, что вы даете десятину, по плохо что вы другие и важные повеления игнорируете.

Матф.23:23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

Сегодня нам уже не нужно ссылаться на закон Моисея, нам достаточно понять, как десятины важны для нас, наших семей и наших потомков. Благословение нужно МНЕ и меня не нужно убеждать в этом. Я хочу его получить. Что для этого делали праведные мужи, жившие до меня? Десятина? Хорошо, я хочу следовать их примеру, я вижу, что они были благословлены.

Если Авраам, ища благословение, отделил десятину Мелхиседеку, то я тем более отделю десятину Иисусу Христу, который больше Мелхиседека. Я хочу почитать большего надо мной, так как делал это в свое время Авраам и его потомки.

Евр.6:20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

Где Иисус сейчас? Он глава, а мы Его тело. Церковь - это Его тело на земле. Вот потому мы отделяем десятины и несем в церковь для восполнения нужд святых.

Иаков был очень мудр; за все благословения в его жизни решил отдавать Богу десятину. То есть он купил себе благословения только за 10% их стоимости.

«Господь, за то, что Твое присутствие будет со мной, за то, что Ты сохранишь меня на всех путях, за то, что Ты будешь давать мне пищу, за то, что Ты будешь давать мне одежду, за то, что Ты будешь хранить меня от войн и за то, что Ты лично будешь моим Богом и покровом - Я ДАМ ТЕБЕ ДЕСЯТИНУ ОТ ВСЕГО».

Вау! Уникальное решение! Это очень мудро. Благословения для всех сфер нашей жизни вообще-то стоят намного дороже. Но Бога устраивают такие заветы.

5. Выводы

Сегодня в теле Христа есть несколько направлений касательно даяния десятин;

  1. Одни отделяют десятины на основании примера Авраама
  2. Другие на основании обета Иакова
  3. Третьи на основании пророка Малахии
  4. Четвертые на основании того, что Иисус больше чем Мелхиседек и Он тем более заслуживает приношений десятин, если того заслуживал Мелхиседек.
  5. Пятые на основании личного откровения от Бога дают десятины

Разные течения и разные понятия и разные споры. Но зачем? Если внимательно посмотреть на принципы всех пяти направлений, то мы увидим ОДНО И ТОЖЕ.

Мы делаем это ради нашего благословения
- мы все отделяем именно десятую часть
- мы знаем, что это правильно и Богу это угодно то, что мы делаем

ВСЕ ЭТИ ПРИНЦИПЫ И ОТКРОВЕНИЯ ВЕРНЫ И ПРИЕМЛЕМЫ НАМ

Это правильно и преимущественно отделять десятую часть от всего, что мы приобретаем, руководствуясь всеми этими пятью принципами. Это и включает в себя понятие - Новозаветная десятина. То есть - пять а одном.

  • Хочу ли я благословить Божьих священников, чтобы получить от них благословения для себя и своих потомков? Да!
  • Хочу ли я дать Богу обет отдавать десятую часть, как благодарность за то, что Он меня во всем благословляет и благословит? Да!
  • Хочу ли я не чувствовать себя вором в Божьих глазах и поддерживать своими десятинами Его дело, Его церковь, Его священнослужителей? Да!
  • Считаю ли я Иисуса больше Мелхиседека и заслуживает ли Он моих приношений, Тот, кто заплатил за мою свободу и вечную жизнь, своею жизнью? Да!
  • Имею ли я личное откровение, что, отделяя десятины, я получаю благословения во все сферы моей жизни? Да! Я испытал это на практике, и я хочу делать это!

У нас никто не забирает десятины. Церковный ящичек не должен больше пугать нас. Опуская руку в него, мы не теряем деньги - мы вытаскиваем для себя благословения. У Бога есть деньги - у Него все деньги, но он смотрит на нас.

Один великий муж Божий сказал; «90% точно принесут нам благословения, если мы отдадим 10% Богу, нежели все 100% без Божьего благословения».

Другой Божий человек сказал; «Не важно, твое личное мнение о десятинах, работают Божьи законы сеяния и жатвы, и если ты не будешь из твоих урожаев, отделять на посев, хотя бы 10%, то ты не можешь рассчитывать на урожай в следующий сезон».

Десятина это;

  • истина, которой следовали мужи Божии
  • правильный и работающий принцип
  • наше решение и наш выбор
  • наш обет Богу ради нашего благословения
  • наша благодарность богу за то, что Он дает
  • пища и обеспечение для Его священников
  • материальное обеспечение Божьего служения

Но, мы не будем забывать, что мы праведны, через веру в Иисуса. Десятины не делают нас праведными - они держат каналы благословений открытыми. Мы не можем точно сказать, что Бог не благословит нас, если мы не будем отдавать десятины. Но мы можем точно сказать, что Бог благословит нас, если мы будем отделять Ему десятины.

Вот какие благословения обещаны дающим десятину

Если Бог будет со мною - присутствие и близость Бога в нашей жизни.
- сохранит меня в пути сем, в который я иду - поможет нам исполнить Его волю
- и даст мне хлеб есть - обеспечение нас пропитанием
- и одежду одеться - обеспечение одеждой
- и я в мире возвращусь в дом отца моего - защита от врагов и ограда жизни
- и будет Господь моим Богом - покровительство Божье
- не открою ли Я для вас отверстий небесных - открытые небеса
- и не изолью ли на вас благословения до избытка - благословения в избытке
- Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные - защита
- и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих - урожаи, жатва
- И блаженными называть будут вас все народы - признание
- потому что вы будете землею вожделенною - исцеление земли

Десятая часть - помогает мне благодарить Бога и иметь хорошие финансовые результаты в жизни. Есть тысячи историй доказывающих, что люди часто имеют проблемы от недостатка мудрости , а не от недостатка финансов. Свидетельства чудес появления денег на карточках, в кошельках, и просто в разных местах дома, умножение финансов, которые происходят в Духовном Центре Благословение Отца.

Даде же и десятины в соборную церковь Пречистыя Богородица изо всего своего княжениа, и от всякого суда десятое, а ис торгу десятую неделю во всех градех, и от всякого стада на всякое лето десятая, и от всякого жита на всякое лето десятое, Господу Богу и Спасу нашему Исусу Христу, и Пречистой Его Матери Богородице, и отцем своим митрополитом Киевским и всея Руси». (16, 65)

Противоречие можно объяснить предположением о том, что церковная десятина с Киева и киевской округи поступала Анастасу, а митрополит Леонт управлял церковным имуществом по всей стране. Первоначально рассказ был связан с Анастасом и восходил к летописанию Десятинной церкви. Но позднее книжники вступились за незаслуженно замолчанного митрополита Леонта и сделали его главным действующим лицом повествования.

Св. Иоаким Корсунянин основал в Новгороде Десятинный монастырь. По аналогии с Киевом, можно сделать вывод о том, что в этот монастырь поступала десятина с доходов, собираемых наместником Новгородской земли. Такой же порядок сбора средств должен был существовать в иных землях. Действительно, далее в Никоновской летописи сообщается о построении соборных церквей во всех епархиях, ставших центрами сбора десятины:

«Се же и по всей земле Русской во всех княжениах соборныа церкви епископам сотвори , по прежним греческим номоканоном , и вся суды церковныа , и вся оправданиа церковнаа даде по прежним греческим номоканоном святей церкви Пречистыа Богородици и отцем своим митрополитом .

И заповеда никакоже сих претворити, ни от рода его, ни от бояр его, и от прочих всех, до скончания мира никакоже д(е)знути на церковнаа и святительская. И положи, написав клятву в святей божественней церкви, ту стоящу Леонту митрополиту Киевскому и всея Руси, и епископам Фотеа патриарха, и русским епископом, и презвитером и иноком, и его князем и бояром, сице глаголя: «Аще кто посудит сего моего установлениа, яже уставих по преже нас бывших греческих номоканонах , да будет проклят». (16, 65)

Митрополит выступает в качестве соратника великого князя по устроению Русской церкви. При этом использовались какие-то греческие сборники законов - «прежние номоканоны» , уже не действовавшие в эпоху летописцев. Десятина была введена в составе церковного устава, в котором перечислялись подлежащие церковному суду преступления.

Распространение православия было связано с большими расходами на строительство храмов и их подворий, содержание священников и церковно-приходских школ, богаделен, мастерских и иных заведений. Для удовлетворения церковных нужд была введена десятина - отчисление десятой части государственных доходов. Ее составляли судебные и торговые сборы, а также часть урожая и приплода скота. В распоряжении церкви оставлялись пошлины за церковные суды. Это был единственный вид доходов, поступавший не от великокняжеских сборщиков податей, а напрямую.

Сходное обеспечение церкви существовало спустя полтора века. В рассказе из Никоновской летописи о построении св. Андреем Боголюбским Успенского собора во Владимире-Залесском читаем:

«Дав ей (церкви. - В. Г.) много имениа, и слободы купленыя и с данми , и села лучшая, и десятое в стадех своих , и торг десятый ». (16, 211)

«И даде Господу Богу и Пречистей Богородице и святей церкви еа Успению соборней , еяже предивно украси, много стяжаниа, и имениа, и в(о)ласти и слободы купленыа и з данми, и села лучшаа и з данми , и в торгех десятыа недели , и в житех , и в стадех и во всем десятое . Хотя бо зде не точию (не только. - В. Г.) великого княжениа, но и священныа и божественыа митрополии , и оправданиа, и пошлины святительскиа по греческим святым уставом и по блаженнаго и святаго установлению великаго князя Владимера утвердити . Да будут уставленая и утверженая Господем Богом, и святыми апостолы Его, и святыми отци, и благочестивыми православными цари, и святым и блаженным великим князем Владимером освященнаа и возложеннаа Господу Богу и Пречистой Его Матере Богородице во век века непоколеблема и непретворима». (16, 221)

В десятину по-прежнему входили средства от церковных судов. Если в начале водворения православия церковные суды охватывали только часть населения, то со временем этот источник церковных доходов увеличился. Этим можно объяснить постепенное исключение из десятины средств от общегражданских судов.

Десятина шла от торговых пошлин, приплода скота из стад князя, с урожая купленных им волостей и слобод. Повинности в пользу церкви налагались и на какие-то иные сельские поселения.

В послании патриарха Луки Хрисоверга к св. Андрею Боголюбскому в составе десятины упоминаются «и с пуды и весы и мерила» . (16, 223) Правильность употребления торговых мер и весов и связанные с этим сборы постепенно становились заботой церкви. Такое положение дел было закреплено в Уставе Владимира в конце XII века. (22, 31) Фраза в письме Луки, возможно, вставлена позднее, но она отражает реальные процессы изменения состава десятины.

При св. Андрее Боголюбском десятина во Владимире-Залесском состояла из доходов от церковных судов, части государственных сборов, отчислений из личных доходов князя. Образцом служила десятина Владимира Святого, на установления которого ссылается летописец.

Для своего времени Андреевская десятина, скорее всего, была анахронизмом. Ее появление связано с попыткой реформы местной церкви. За счет щедрого финансирования намечалось ввести во Владимире-Залесском митрополию. Св. Андрей, имевший большое личное богатство, мог себе позволить возврат к заветам пращура. В других княжествах составляющие десятину виды доходов были уже значительно урезаны.

В начале своего введения десятина включала те же статьи от государственных поступлений, что и при св. Андрее, с добавлением доходов с общегражданских судов. Кроме того, Владимир Святой, как и его потомок, передал в пользу церкви часть личного имущества.

Десятина не коснулась простого населения, так как была связана не с введением новых сборов, а перераспределением уже существующих. При христианизации Польши и Венгрии с населения взимали прямые церковные налоги. По мере укрепления церкви этот налоговый гнет возрастал. В результате в первой половине XI века обе страны были потрясены мощными языческими восстаниями, в ходе которых большая часть священников и церквей были уничтожены. На Руси религиозных войн не произошло. Языческие возмущения затрагивали только отдельные местности.

В эпоху Владимира Святого языческая реакция выразилась в усилении разбоев:

«И живяше Володимер в страсе Божьи, и умножишася зело разбоеве , и реша епископы Володимиру : «Се умножишася разбоиницы, почто не казнишь их?». Он же рече им: «Боюся греха». Они же реша ему: «Ты поставлен еси от Бога на казнь злым, а добрым на милование. Достоит ти казнити разбоиника , но со испытанием». Володимер же от первыи веры и нача казнити разбоиники, и реша епископы и старци : «Рать многа. Оже вира, то на оружьи и на конех буди ». И рече В(л)одимир: «Тако буди». И живяше Володимер по устроенью дедню и отню ». (18, 57)

Беспокойство по поводу усилившихся разбоев выразили епископы. Это значит, что главными объектами нападения лихих людей стали священники и перешедшие в православие миряне. Борьба за веру предков сопровождалась разграблением имущества христиан.

Фраза «от первыи веры» вызвала у летописцев затруднения. Здесь пропущено какое-то слово. В Московско-Академическом списке Радзивиловской летописи начало фразы заменено на слово «отвердивыи» , что можно понять как передачу мысли об утверждении веры. В Лаврентьевской летописи вся фраза заменена на фразу «отверг виры» . Здесь проводится мысль об ужесточении наказаний - замене денежных штрафов на смертную казнь. Фраза не соответствует дальнейшему тексту. Виры не были отвергнуты. Их использовали для военных целей. Учитывая старшинство текста Радзивиловской летописи можно восстановить испорченный текст: «отверг первыи веры» .

Упоминание первой веры, то есть язычества, и законодательства языческих предков великого князя, говорит о неудавшейся попытке использовать традиционное право для борьбы с языческой военной вольницей. Для обуздания смуты пришлось за отдельные преступления установить ранее не применявшуюся в этих случаях смертную казнь. Вводился новый порядок, который был жестче предыдущего.

Смертная казнь за преступления против государства и за иноверие практиковалась в Византийской империи. Примером могла служить и соседняя Польша. Титмар так описал законы, царившие в ней при Болеславе I:

«Всякого, о ком узнают, что он в 70-дневный пост ел мясо , тяжко наказывают, вырывая зубы . Ведь закон Божий, недавно появившись в тех краях, лучше укрепляется такой властью , чем постом, назначенным епископом . Есть там также обычаи, еще более худшие , чем эти, которые неугодны ни Богу, ни людям и используются только для устрашения ». (27, 165)

Вырывание зубов за употребление мяса в пост и более суровые наказания служили целям устрашения язычников. Кровавые княжеские расправы были, по мнению Титмара, более действенными, нежели церковные наказания католических епископов. Столь жестокому обращению с сородичами поляки научились у немцев, безжалостно истреблявших соседних язычников-славян.

Введение десятины сократило финансирование армии и великокняжеской администрации. Действительно, после крещения Руси военные походы на соседей прекратились. Исключение составляет война с волжскими булгарами, да военная помощь Византии.

В Никоновской летописи поход на Булгарию датирован 6505 годом:

«В лето 6505. Ходи Володимер на Болгары волжскиа и камские, и, одолев, плени их ». (16, 66)

Следующие две статьи имеют даты, омоложенные на два года по сравнению с аналогичными известиями старших летописей, то есть, датированы по «эре 5510 года». Предшествующие две статьи также датированы этой эрой. Основание Белгорода (994 года) помечено 6504 годом, печенежская война (993 год) - 6503 годом. Следовательно, сообщение о булгарской войне включено в текст, имеющий «эру 5510 года» и датировано 995 годом.

Но ранее по тексту имеется еще одно сообщение об этой войне:

«В лето 6502. Ходи Володимер на Болгары , и много ратовав их победи , и в(о)звратися с радостию в Киев». (16, 65)

Оно помещено между рассказами о строительстве Десятинной церкви и возвращении из хорватского похода и печенежской войне. Участок составлен на основании разных источников с разными эрами. Рассказ о Десятинной церкви относится к 993 году по «эре 5508 года», печенежская война - к тому же 993 году, но датирована по «эре 5510 года». Аналогичное сообщение у Татищева помещено между описанием печенежской войны 993 года и завершения строительства Десятинной церкви в 997 году. Участок текста в целом датирован по «эре 5508 года». Сравнение известий говорит о том, что поход на булгар следует отнести на 994 год.

Волжские булгары в начале X века приняли мусульманство. Через них проходил торговый путь из Балтики на Каспий и далее в южные страны. Благодаря выгодному географическому положению и торговым связям с мусульманским миром возникло сильное булгарское государство. Торговое соперничество и борьба за политическое влияние над народами Поволжья привели к вооруженному столкновению двух стран. Позднее был достигнут взаимовыгодный компромисс. Татищев:

«6514 (1006). Прислали болгоры (волские) послов с дары многими, дабы Владимир позволил им в городех по Волге и Оке торговать без опасения, на что им Владимир охотно соизволил . И дал им во все грады печати, дабы они везде и всем вольно торговали, и руские купцы с печатьми от наместников в Болгоры с торгом ездили без опасения. А болгорам все их товары продавать во градех купцом и от них купить, что потребно. А по селом не ездить , тиуном, вирником, огневшине и смерди не продавать и от них не купить». (25, 69)

Вторая половина известия восходит к русско-булгарского договору. Это означает, что письменные договора русы заключали не только с византийцами. Договор содержал перечисление служилых и податных категорий населения Владимировой эпохи: наместники, тиуны, вирники, купцы, огнищане, смерды. Известие помещено между событиями 1004 и 1007 годов, датированных по «эре 5508 года», что вроде бы позволяет отнести его на 1006 год. Но в ранней редакции сочинения этого известия не было. Татищев отыскал его в каком-то не дошедшем до нас источнике и пополнил им свой текст. Учитывая, что в использованном Татищевым источнике известие опиралось на датировку договора, мы можем принять основную для этой эпохи «эру 5506 года» и приурочить булгарское посольство к 1008 году.

Русь сосредоточилась на обороне своих границ от печенегов, заключив мир с сильными западными соседями и доказав свое военное превосходство булгарам. Выходцам из военного сословия для поправки своего благосостояния предоставлялась возможность поступать наемниками в византийскую армию.

Выделение средств церкви ущемляло интересы правящего слоя, и сопротивление введению десятины следовало ожидать со стороны знати. Но на Руси для такой экономической реформы имелись благоприятные условия.

Владимир Святой правил единодержавно, а сыновья его были еще малолетними. Возможная оппозиция не смогла бы найти авторитетного вождя среди родственников великого князя. Исключение могло составить только могущественное семейство его дяди Добрыни. Военная знать, из которой формировалась великокняжеская администрация, обогатилась в заграничных походах. Она могла примириться с временным сокращением государственных выплат. Поступление воинственной молодежи на службу в Византию в высокооплачиваемый заграничный корпус напрямую зависело от лояльности центральной власти.

Великий князь мог надеяться на расцвет ремесел и торговли в просвещенной им стране, что позволило бы с лихвой компенсировать временное сокращение средств на нужды управления и обороны. Время показало мудрость этого решения.

Тем не менее, служилые люди проявили свое недовольство ущемлением своих интересов в пользу церкви. Летописец облек это в рассказ о ворчании подвыпивших на великокняжеском пиру бузотеров. Последующие законодательные реформы говорят о серьезности конфликта и значительности усилий властей по выходу из создавшегося кризиса:

«Се же паки творяше людем своим, по вся неделя устави на дворе в гридници пир творити : приходит бояром своим, и людем , и сотником , и десятским , и нарочитым князем , и людем нарочитым , при князе и без князя. И бываше множество от мяс, и от скота, и от зверины, и бяше по изобилию от всего. И егда подпьяху , и начата роптати на князя, глаголющее: «Зло есть нашим головам ясти деревяными л(о)жицами, а не серебряными». Се же слышав, Володимир повелел ковати л(о)жици сребреныя, и ясти дружине, рек сице, яко: «Сребром и златом не имам налести (добыть. - В. Г.) дружины, а дружиною налезу сребро и злато, яко дед мои и отец мои доискался с дружиною злата и сребра». Бе бо Володимир любя дружину, и с ними думая о устрои земнем , и о ратех , и о уставе земнем ». (18, 56-57)

Анекдотическая окраска рассказа подпитием бунтарей и незначительностью повода - желанием есть не деревянными, а серебряными ложками - прикрывает реальное недовольство знати. Оно привело к большим изменениям.

Собранием епископов и городской старшины было принято решение направлять судебные виры на войско. Большая часть этих вир была связана с разбойными посягательствами на церковнослужителей и церковное имущество. Под давлением обстоятельств пришлось частично отказаться от предыдущих установлений и передать разбойные дела по преступлениям против церкви и связанные с этим доходы гражданским властям. С целью укрепления внутреннего порядка и обороноспособности страны десятина от гражданских судов также была ликвидирована.

Отказ от виры в пользу войска поощрял борьбу крестоносцев с мятежными язычниками. Кроме того, вира воспринималась как изъятие из имущества рода наказанного разбойника. К ее выплате могли привлекаться родственники преступника. Поэтому взимание виры в пользу великого князя на традиционные нужды воспринималось менее болезненно, нежели ее взимание в пользу ненавистной для пострадавшего рода христианской церкви. Церковь согласилась с сокращением своих доходов для обуздания народных волнений.

Изменения церковного законодательства были не единственными. Владимир Святой осуществил общую реформу гражданского законодательства, затронувшую земельные и военные отношения. Для сглаживания конфликта пришлось частично вернуться к обычаям прошлого времени, а посредством реформ изыскать недостающие средства для содержания церкви и служилого сословия. Как показывает пример Коровьей слободы, выход был найден во внутренней колонизации редконаселенных северных земель.

Щедрыми земельными пожалованиями власть вознаграждала ветеранов за многолетнюю службу и одновременно создавала опорные центры для христианизации и дальнейшего экономического освоения территории. Закрепление за церковью земель и угодий компенсировало уменьшение получаемой десятины. Родоплеменной характер владения землей сменялся феодальным.

Крупные расходы на церковные нужды начались из-за повсеместного строительство церквей и устроения церковных приходов. Так, с приездом греческих мастеров началось возведение дорогостоящих каменных зданий. Поэтому законодательное введение церковной десятины следует приурочить к 993 году.

Следующая законодательная реформа описана в статье 6504 года. В ней соединены реалии как 997 года (нападение печенегов) так и 999 года (венгерское посольство). Общая законодательная реформа включена в участок текста, приуроченного к 999 году. Далее следует рассказ о передаче вир на военные нужды и ужесточения наказаний за разбои. Эти частные узаконения по времени должны были предшествовать общим. Получается, что рассказ о событиях 999 года разрезал на две части более ранний рассказ о событиях 997 года.

Военные нужды увеличились как раз в 997 году, когда после ряда мирных лет с переменным успехом шла война с печенегами. Так что повод для передачи вир от церкви войску имелся. Восстановим изначальную последовательность событий.

Под воздействием печенежских нападений, языческой реакции и недовольства служилого сословия в 997 году часть церковной десятины была возвращена дружине. Мера эта носила временный характер, так как позднее средства от гражданских судов участвовали в формировании церковной десятины, а духовенство, ссылаясь на древние узаконения, активно на них претендовало. (22, 24-26) Эта частичная реформа законодательства носила компромиссный характер. Византийский по своей сути церковный устав в части дел по церковным преступлениям был потеснен нормами обычного русского права, а обычное русское право в части посягательств на интересы церкви было ужесточено за счет византийских норм.

По времени эта реформа была приурочена к особо торжественному празднованию в 997 году воскресного Успения Богородицы. На праздник собрались все русские епископы и столичная знать. На этом собрании, аналоге византийского синклита и позднейшей боярской думы, были приняты новые узаконения.

В 999 году воскресным был Второй Спас или Преображение. На Преображение 999 года в Киеве должны были торжественно отметить память крещения русских земель. По этому поводу в Киев съехалась провинциальная знать.

На праздничном пиру летописец упоминает служилых людей вплоть до десятников - низшего управленческого звена. Высшие чины представлены боярами, нарочитыми князьями, нарочитыми людьми двух категорий - при князе и без князя. Бояре входят в первую группу, которую составляют бояре, сотники, десятники. Это жители столицы. Нарочитые князья - наместники земель, облаченные княжескими полномочиями только на время и только для исполнения служебных обязанностей. Нарочитые люди - уполномоченные управители более низких рангов.

Перед нами съезд представителей всех земель, аналог позднейших земских соборов. Это собрание приняло ряд законов, названных в летописи устроениями земляными и ратными, уставом земным. Земной устав, по всей видимости, дошел до нашего времени в составе Русской правды. Земельное и военное законодательство не сохранились.

На Преображение 997 года произошло чудесное избавление Владимира Святого от печенежской опасности, вскоре за которым на съезде светской и духовной знати были приняты новые законы. На Преображение 999 года состоялся съезд провинциальных служилых людей, и произошла общая реформа законодательства. Одноименность праздников и сходство деяний облегчили слияние двух разновременных рассказов в одно повествование.

Позднее Русская церковь, помимо государственных пожалований, обзавелась дополнительными источниками доходов, составившихся из добровольных пожертвований знати и населения. Зависимость от государственной казны ослабевала, и помощь от властей стала выражаться преимущественно в форме налоговых льгот и разовых благотворительных деяний. Поэтому состав и величина десятины во времени трансформировались и в целом сокращались.

Владимир Святой проводил гибкую экономическую политику, которая позволила избежать серьезных социальных потрясений в ходе христианизации страны. Ему удалось убедить военно-административную элиту и церковное руководство в необходимости взаимных экономических уступок. Для проведения реформ он не жалел и личного имущества, подавая в этом пример своим подданным.

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо