Проект "загадочный мир насекомых". План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (познание) с преследованием интегративного компонента разв
Интегрированное занятие в старшей группе №5 на тему «Насекомые»
Цели: Закрепление знаний о многообразии разновидностей насекомых, их отличительных признаков. Актуализация словаря по теме «Лето». Расширить и уточнить словарь по теме «Насекомые».Развивать связную речь, координацию речи с движением. Развивать наблюдательность и логическое мышление. Развивать эстетическое восприятие. При создании коллективной работы воспитывать любознательность. Закреплять навыки рисования. Учить петь выразительно, развивать способность откликаться на музыку. Воспитывать чувство любви к природе, бережное отношение.
Материал: демонстрационный материал, картинки с изображением насекомых, муз.диск с записью «Звуки леса», костюмы героям: бабочка, медведь, шапочки-пчелки, бабочки на нитке, сделанные детьми, ватман, фломастеры, мяч.
Предварительная работа: Отгадывание загадок, их толкование, рассматривание иллюстраций о весне, лете.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Воспитатель объявляет тему и предлагает детям отправиться в путешествие по лесу.
-А пока мы с вами будем идти, вы мне расскажете, какое сейчас время года?(весна).
-Какое время года наступает после весны?(лето).
-Назовите три месяца лета. Лепестки собирай и приметы называй. (Дети называют приметы и собирают цветок из лепестков)
2.Тематическая беседа. На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот поэтому они и называются «насекомые»- от слова «насекать». Насекомые – обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие – один день. В природе появляются только тогда, когда тепло.(весна, лето). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители – переносчики болезней человека и животных, есть и полезные – опыляют растения, дают мед, воск и шелк.
3.Отгадывание загадок. Воспитатель загадывает и выставляет картинку.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.(бабочка)
Сюрпризный момент. Появляется бабочка. Бабочка рассказывает, что больше всего бабочек бывает в мае и июне. Перелетая с листа на лист, мы откладываем яички, из которых появляется гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа – превращение гусеницу в красавицу – бабочку. Бабочки садятся на цветки и питаются их нектаром, доставая его хоботком.
Воспитатель просит, чтобы бабочка загадала еще загадку о насекомых.
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит – стрекочет(стрекоза)
Не зверь, не птица,
Носок, как спица,
Летит – кричит,
Сядет – молчит (комар)
Целый день летает,
Вам надоедает,
Ночь настает,
Тогда перестает (муха)
- Муха – это очень вредное насекомое, так как на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему надо всегда закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки.
И под тяжелой ношей
Спешит на помощь друг.
Тут народ хороший,
В беде не бросят вдруг.
Без работы – хоть убей!-
Жить не может(муравей)
- Муравей – полезное насекомое. Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Муравейники надо беречь и оберегать!
4. Песня «Не обижайте муравья».
5. Динамическая пауза - подвижная игра «Медведь и пчелы»
Ребята, а вы знаете, кто из диких животных очень любит мед? Правильно, медведь. Лесным пчелам никто не делает домики-ульи, поэтому они располагаются в дуплах деревьев. Вот здесь у нас будет дупло. Медведь хочет забрать из дупла мед, а дикие лесные пчелы его туда не пускают, прогоняют, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж» (дети повторяют). Появляется медведь.
Слова воспитателя:
Полетели пчелки Собирать нектар и пыльцу с цветочков. (Дети-пчелы бегают, взмахивая руками, приседая на корточки) Вот медведь идет, (Медвежьей походкой выходит медведь и направляется к дуплу) Из дупла мед унесет. Пчелки, домой! (Дети-пчелы подбегают к дуплу)
Слова детей-пчелок:
Это дупло – домик наш, Уходи медведь от нас: «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!» (Дети-пчелы машут крыльями и прогоняют медведя)
6. Игра «Четвертый лишний»Давайте с вами поиграем в игру. Я буду называть цепочку из слов, а вы должны догадаться, кто лишний. И объяснить свой выбор.Бабочка, жук, паук, медведьМуравей, кузнечик, червячок, снегирьБожья коровка, волк, лиса, заяц.
7. Дыхательное упражнение «Отправь бабочку в полет »
Дети держат «бабочку» за ниточку и дуют на нее. Воспитатель словами корректирует силу, с которой дети дуют.
8. Игра «Сосчитай насекомых». Воспитатель кидает ребенку мяч и предлагает сосчитать до 5.
- Один кузнечик, два кузнечика, три кузнечика, четыре кузнечика, пять кузнечиков.
9. Сюрпризный момент. Встреча с художником. Рисование насекомых(коллективная работа).
10. Итог занятия. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Скажите, о ком мы с вами сегодня беседовали? Что вам понравилось больше всего на занятии? Что вам запомнилось?
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Приложенные файлы
Утро
Утренняя гимнастика.
Беседа « Что дети знают о насекомых?»
Задачи : уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; развивать фразовую речь, активизировать словарь по теме.
Рассматривание иллюстраций на тему «Насекомые».
Индивидуальная работа по ФЭМП (Даша Ф., Дима, Леша).
Задачи : упражнять детей в счете, учить отсчитывать нужное количество предметов, использовать освоенные умения для решения различных задач.
Дежурство по занятиям (Лида).
Задачи: формировать ответственность за порученное дело, стремление работать качественно.
Самостоятельная деятельность детей в зоне коррекционно-развивающих игр.
Задачи: формирование произвольного внимания, восприятия, зрительной памяти, умения действовать по образцу, развитие мелкой моторики рук.
Оформление папки-передвижки «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСАХ НАСЕКОМЫХ».
Познавательное развитие (ФЦКМ) «Эти удивительные насекомые».
Цель : познакомить детей с разнообразным миром насекомых; развивать внимание, память, воображение; воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия (Н.Е. Веракса «Комплексные занятия», стр.309).
Аппликация «Божьи коровки на лужайке» (коллективная работа).
Цель: формировать заинтересованное отношение к общему результату коллективной деятельности. Развивать воображения, желание передать способом аппликации выразительный образ божьей коровки.
Музыка
Прогулка
Наблюдение за бабочками.
Задачи : предложить детям по результатам наблюдения выделить в строении бабочек черты, характерные для всех насекомых; особенности строения и поведения бабочек. Воспитывать бережное отношение к природе.
Подвижные игры «Встречные перебежки», «Третий лишний».
Задачи: совершенствовать умение детей правильно выполнять игровые действия, расширять игровые замыслы. Развивать быстроту движений и реакции, ловкость.
Труд : уборка на участке.
Индивидуальная работа по
развитию движений (Егор, Сережа, Саша).
Задачи : закреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления во время прыжков.
Дидактическая игра «Помоги найти».
Задачи: учить детей описывать внешний вид своих товарищей (цвет волос, глаз, рост, предметы одежды).
Развивать наблюдательность, активизировать речь детей.
Спортивная ходьба «Готовимся к олимпиаде».
Задачи : упражнять детей в правильном выполнении основных движений, учить регулировать скорость движения в зависимости от самочувствия. Повышать функциональные возможности детского организма.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Подготовка к обеду. Обед.
Подготовка ко сну.
Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка».
Задачи: прививать интерес к художественной литературе, развивать память детей.
Дежурство по столовой
(Даша Н.).
Задачи: обсудить с детьми значимость выполняемой работы, учить планировать свои действия, придерживаться плана.
Формирование навыков культурного поведения «Прощание с гостем».
Задачи: познакомить детей с правилами в момент прощания, рассмотреть модели поведения в различных ситуациях.
Вторая половина дня/вечер
Предварительная работа к сюжетно-ролевой игре «Детский сад»: дидактическая игра «Кто это делает?»; разучивание песни «Мы дружные ребята».
Задачи: способствовать обогащению и систематизации опыта и знаний детей, учить осмысливать и использовать в игре полученную информацию.
Подготовка к обучению грамоте. Составление предложений о весне (Семен, Катя, Никита В.).
Задачи: формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения; развивать речь как средство общения.
Рисование на свободную тему. Работа в раскрасках по теме недели.
Настольно-печатные игры по выбору детей.
Задачи: учить детей самостоятельно организовывать игры данного вида, готовить место для игры, соблюдать правила.
Сюжетно-ролевая игра «Доктор».
Задачи: закреплять умение детей поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.
Прогулка
Наблюдение : деревья в мае.
Задачи : предложить детям по результатам серии наблюдений рассказать о цветении деревьев, появлении листьев на них. Рассказать об особенностях различных растений.
Подвижная игра «Гуси – гуси».
Задачи: формировать у детей умение действовать по словесному сигналу, развивать диалогическую речь.
Ужин
Задачи: формировать умение самостоятельно организовывать игры, договариваться с партнерами, подбирать инвентарь.
Планирование воспитательно-образовательной работы.
Тема недели «Поздняя весна. Насекомые».
Утро
Утренняя гимнастика.
Беседа по этике и культуре поведения «Разговор с младшим».
Задачи : формировать у детей навыки культурного поведения при общении с малышами, правильно строить взаимоотношения с ними, исполнять роль старших, брать на себя ответственность.
Задачи: закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня. Учить использовать в речи конструкции предположения, аргументировать ответы.
Дежурство по занятиям (Миша).
Задачи: формировать ответственность за порученное дело, стремление работать качественно
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
Задачи : формировать у детей социокультурные компетенции: умение выполнять в игре типичные социальные роли (семьянин, гражданин, работник), действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы, определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе.
Индивидуальные беседы об успехах и поведении детей (Даши Ф., Дани Х., Дани П.); выставка детского творчества.
Организованная образовательная деятельность
Развитие речи «Насекомые».
Цель: познакомить детей с названиями насекомых, закрепить в словаре обобщающее понятие «насекомые». Рассказать, чем питаются насекомые, какую пользу приносят, учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок (Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», стр. 28, альбом 4).
Рисование «Бабочки летают над лугом».
Цель : учить детей отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; располагать изображения на широкой полосе. Учить передавать контуры бабочек неотрывной линией. Учить сочетать в рисунке акварель и гуашь. Развивать эстетическое восприятие (Т.С. Комарова, стр.110).
Физкультура (по плану физ. руководителя)
Прогулка
Наблюдение за муравьиной тропой.
Задачи : у точнить знания о поведении муравьях, месте обитания, взаимоотношении; формировать основы экологической культуры.
Подвижные игры «Медведь и пчелы», «Пустое место».
Задачи: учить детей соблюдать правила игры. Развивать речь, ловкость и быстроту реакции.
Труд: подметание веранды.
Индивидуальная работа. Упражнения с мячом: ударить мяч о землю и поймать двумя руками (Тимофей, Даня П., Егор).
Задачи : развивать координацию движений.
Дидактическая игра «Летает - не летает».
Задачи: развивать у детей слуховое восприятие, способность концентрировать внимание, формировать умение действовать в соответствии с сигналом.
Игры с песком.
Задачи: в процессе изготовления построек из песка знакомить детей с его свойствами, учить выполнять постройки из песка для последующей игры с ними.
Спортивная игра бадминтон.
Задачи : совершенствовать выполнение детьми элементов игры. Развивать глазомер, формировать умение регулировать силу и направление удара.
Подготовка к обеду. Обед.
Подготовка ко сну.
Чтение сказки «Медведь и комар».
Задачи : продолжать развивать интерес к художественной литературе, развивать память детей.
Дежурство по столовой
(Полина).
Задачи: способствовать совершенствованию умений детей в сервировке стола, приучать самостоятельно от начала до конца выполнять обязанности дежурного.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Задачи: учить детей самостоятельно умываться, чистить зубы. Формировать требовательное отношение к своему внешнему виду.
Вторая половина дня/вечер
Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика пробуждения, ходьба по массажным дорожкам.
Игра – драматизация по сказке «Муха-Цокотуха».
Задачи: закрепить знание содержания сказки; развивать выразительность речи и пантомимики; закрепить знания о насекомых.
Индивидуальная работа по ФЭМП. Дидактическая игра «Чего больше?» (Саша, Дима,).
Задачи : упражнять детей в счете в пределах десяти. Закреплять умение разбивать множество на части и устанавливать отношения между множеством и его частью.
Самостоятельная деятельность детей в зоне изобразительной деятельности: обводки, трафареты .
Настольно-печатная игра «Зеленый город».
Задачи : совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей, учить детей играть вместе, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий.
Прогулка
Наблюдение за солнцем.
Задачи: обратить внимание детей на то, что в полдень солнце находится высоко над головой; учить определять положение солнца над горизонтом по длине тени от колышка.
Подвижные игры «Краски», «Мышеловка».
Задачи : учить бегать цепочкой, держась друг за друга, и слушать сигнал ведущего; развивать внимание, быстроту, ловкость.
Ужин
Игры со строительным материалом.
Задачи : формировать умения детей самостоятельно подбирать детали конструктора для возведения необходимой постройки . Развивать воображение и фантазию.
Планирование воспитательно-образовательной работы.
Тема недели «Поздняя весна. Насекомые».
Утро
Утренняя гимнастика.
«Беседа о бабочках».
Задачи: уточнить знания о внешнем виде, месте обитания бабочек, развивать речь.
Игра – перевоплощение «Если бы ты был бабочкой ».
Задачи: развивать воображение, память, умение видеть мир глазами беззащитного насекомого.
Индивидуальная работа по развитию речи (Полина, Семен, Юля).
Задачи: упражнять детей в образовании сравнительной степени прилагательных, учить использовать сравнительную степень прилагательных в различных речевых конструкциях.
Дежурство по занятиям (Егор).
Сюжетно-ролевая игра «В деревне у бабушки».
Задачи : совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей; формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.
Самостоятельные игры по выбору детей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса, ориентирование их на совместное с ребенком чтение художественных произведений.
Организованная образовательная деятельность
Познавательное развитие (ФЭМП) «Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве».
Цель : продолжать учить составлять фигуры из счетных палочек; упражнять в счете в пределах 10; учить называть «соседей» чисел. Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова «слева», «справа», «между», «под» и т.д. (В.П. Новикова «Математика в детском саду», стр.79).
Музыка (по плану муз. руководителя)
Прогулка
Наблюдение: черемуха в мае.
Задачи : предложить детям рассмотреть черемуху, показать молодые листья, бутоны, рассказать о приметах, связанных с появлением на черемухе листьев и цветов.
Подвижные игры «Мы - веселые ребята», «Гуси-лебеди».
Задачи: учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко; упражняться в беге.
Труд: полив растений клумбы.
Индивидуальная работа по развитию движений (Соня, Саша, Даша Н.).
Подвижная игра «С кочки на кочку».
Задачи: упражнять в прыжках; воспитывать уверенность в своих силах.
Экологическая игра с мячом «Я знаю».
Задачи: закреплять названия объектов природы (насекомые, птицы, звери, рыбы, деревья, цветы).
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Задачи: формировать коммуникативные компетенции: владение способами взаимодействия с окружающими людьми; разными видами речевой деятельности; способами совместной деятельности в группе.
Игры с песком.
Задачи: учить делать постройку для последующей игры.
Подготовка к обеду. Обед.
Подготовка ко сну.
Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».
Задачи: продолжать развивать интерес к художественной литературе.
Дежурство по столовой (Лида).
Задачи: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой, сервировать стол, убирать посуду после еды.
Формирование культурно-гигиенических навыков: упражнение «Умывалочка».
Задачи: учить детей мыть руки и лицо по мере необходимости, осуществлять самоконтроль.
Вторая половина дня/вечер
Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика пробуждения, ходьба по массажным дорожкам.
Работа в уголке сенсорного воспитания.
Задачи: систематизировать знания детей о разнообразных свойствах воды, стимулировать включение разных органов чувств.
Дидактическая игра «Кто я?» (Сережа, Дима, Тимофей).
Задачи: учить детей составлять рассказы-описания о себе в настоящем, прошедшем и будущем временах. Развивать творческие способности детей.
Работа в прописях.
Задачи: развитие графо-моторных навыков.
Самостоятельная деятельность детей в зоне изобразительной деятельности: работа в раскрасках.
Задачи : развитие мелкой моторики.
Игры со строительным материалом: конструирование по замыслу.
Задачи: учить детей создавать постройки и обыгрывать их.
Прогулка
Наблюдение за растениями.
Задачи: предложить детям рассмотреть растения на участке, обратить внимание на новые признаки роста и развития растений, рассказать о них.
Подвижная игра «Третий лишний».
Задачи: учить детей действовать в соответствии с правилами игры, совершенствовать выполнение основных движений при беге. Развивать быстроту реакции, ловкость.
Ужин
Игровая деятельность по интересам детей .
Задачи : развивать у детей самостоятельность, активность, умение интересно и с пользой проводить досуг.
Планирование воспитательно-образовательной работы.
Тема недели «Поздняя весна. Насекомые».
Утро
Утренняя гимнастика.
Беседа на тему: «Я среди людей».
Задачи : формировать у детей социокультурные компетенции: владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей (сын-дочь, брат-сестра, внук-внучка). Определять свое место и роль в окружающем мире.
Индивидуальная работа по развитию речи: дидактическая игра «Один – много» (Дима, Катя, Сережа).
Задачи: развивать умение образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах (пчела – пчёлы – пчёл)
Самостоятельная деятельность детей в игровой зоне.
Задачи: учить детей самостоятельно организовывать игры, находить себе занятие по интересам.
Предложить родителям дома подобрать и наклеить в альбом картинки с изображением насекомых.
Индивидуальные беседы об успехах и поведении детей (Дани П., Сережи, Кати).
Организованная образовательная деятельность
Познавательное развитие (ФЦКМ) «Муравьи – санитары леса».
Цель: воспитывать у детей бережное отношение к муравьям, воспитывать любовь к природе, углублять знания детей о муравьях, их образе жизни, формировать представление о роли муравьёв в жизни леса. Развивать любознательность, внимание, мышление, память, развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
Физкультура (улица)
Прогулка
Наблюдение за насекомыми.
Задачи : организовать наблюдение за бабочкой лимонницей, предложить детям составить рассказ по результатам наблюдения, описать бабочку, ее действия.
Подвижные игры: «Перелет птиц», «Не попадись».
Задачи: упражнять в беге в разных направлениях; развивать медленный и быстрый бег.
Труд : уборка территории группового участка.
Индивидуальная работа по развитию движений. Метание мяча вдаль (Егор, Даня Х.,
Семен)
Задачи: закреплять навыки метания мяча вдаль правой и левой рукой.
Дидактическая игра « Испорченный телефон».
Задачи: развивать у детей слуховое восприятие, внимание, умение регулировать силу своего голоса.
Оздоровительная пробежка по территории детского сада «Лабиринт».
Задачи: упражнять детей в беге, развивать выносливость, функциональные возможности организма. Учить детей ориентироваться на территории детского сада, соблюдать маршрут движения.
Самостоятельная игровая деятельность.
Подготовка к обеду. Обед.
Подготовка ко сну.
Чтение сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка«Сказка про Комара-Комаровича».
Задачи : прививать интерес к художественной литературе.
Дежурство по столовой
(Даша Ф.).
Задачи: способствовать совершенствованию навыков, связанных с обязанностями дежурного. Привлекать детей к раздаче второго блюда, уборке посуды со столов.
Формирование культурно-гигиенических навыков: игровое упражнение «Ладушки-ладушки».
Задачи: учить детей следить за чистотой рук, мыть их по мере необходимости.
Вторая половина дня/вечер
Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика пробуждения, ходьба по массажным дорожкам.
Игра – драматизация по сказке В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Задачи: закрепить содержание сказки, особенности внешнего вида, способов передвижения насекомых, развивать выразительность речи.
Артикуляционная гимнастика «Хоботок» (Леша, Миша, Сережа).
Задачи: упражнять в вытягивании сомкнутых губ вперед.
Индивидуальная работа в прописях (Даня П., Лида, Саша).
Задачи: развитие графо-моторных навыков детей.
Самостоятельная деятельность детей в зоне изобразительной деятельности: обводки, трафареты.
Самостоятельная деятельность детей в книжном уголке: рассматривание иллюстраций любимых книг.
Задачи: учить детей видеть, как художник передает в рисунках характеры персонажей.
Прогулка
Наблюдение за погодой .
Задачи : предложить детям охарактеризовать погоду, составить коллективный сравнительный рассказ «Погода утром и вечером» с опорой на сигнальные символы, обозначающие основные характеристики погоды (облачность, температура, ветер, осадки).
Спортивная игра бадминтон.
Задачи : совершенствовать технику выполнения ударов по волану, учить детей играть, ориентируясь на партнера. Развивать глазомер, ловкость, быстроту реакции.
Ужин
Сюжетно-ролевые игры по выбору детей.
Задачи: используя косвенный метод руководства, подвести детей к самостоятельному созданию игрового замысла; формировать умение использовать предметы-заместители.
Конспект НОД "Насекомые" Старший возраст
воспитатель: Бровкина М.А.
Цель : Обобщить и закрепить знания детей по теме «Насекомые».
Задачи :
1. Закрепить названия насекомых, внешние признаки, их строение;
2. Учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план – схему;
3. Закреплять употребление существительных в родительном падеже;
4. Активизировать словарь по теме: «Насекомые» (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усики);
5. Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе, улучшить общую моторику и координацию движений.
6. Развивать память, внимание, словесно – логическое мышление.
Материал к занятию: Сюжетные картинки с изображением насекомых, план – схема для составления описательного рассказа о насекомых, цветы для весенней полянки, листы с графическими диктантами.
Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок с насекомыми, детских журналов. Энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», В. Бианки «Приключения Муравьишки», просмотр мультфильмов. Аппликация бабочки и божьей коровки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Основная часть:
Ребята, сегодня я хочу вам предложить необычное путешествие на полянку и в лес, вы согласны? Вот мы с вами и пришли на полянку. Посмотрите, какая красивая полянка.
Когда в душистом сосняке
Присядь, весною на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Там многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней большой сосны.
На толстый сук уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела,
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную, увидишь жизнь!
О ком это стихотворение?
Ответы детей: О насекомых.
Правильно о насекомых. Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Каких насекомых вы знаете?
Я сейчас вам загадаю загадки, а кто отгадает и найдёт насекомое о котором говорится в загадке. То положит его на цветы на нашей полянке. Пусть она оживёт.
Загадки:
1. Летит. Пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар)
2. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда хожу,
А жужжу. Когда кружусь. (Жук)
3. На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов, в нём миллион. (Муравей).
4. Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)
5. Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится, медком. (Пчела)
6. С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка. (Кузнечик)
7. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
8. Одежды не шью,
А ткать всегда тку. (Паук)
9. Красный, маленький комочек,
На спине немного точек,
Не кричит и не поёт,
А по листику ползёт. (Божья коровка)
10. Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
Ребята, какая у нас с вами получилась красивая полянка! Чем отличаются насекомые от животных? (Ответы детей)
Давайте мы с вами попробуем составить рассказ о насекомых по опорному плану – схеме:
Задаю детям вопросы по каждому пункту схемы и прошу детей ответить полным ответом.
Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.
Затем предлагаю 2-3 детям выбрать картинку с любым насекомым и составить рассказ, следуя пунктам схемы.
Физминутка:
Я большая стрекоза.
Очень круглые глаза
Я верчусь, как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала
Устали не знала.
На ромашке посидела и опять полетела
Игра «Четвёртый лишний».
Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор:
Жук, пчела, муравей, кошка;
Слон, бабочка, шмель, гусеница;
Божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
- Ёлка, таракан, муха, кузнечик;
Паук, светлячок, саранча, кровать.
Игра назови ласково:
Комар – комарик, таракан – тараканчик, пчела- пчёлка, стрекоза – стрекозка, жук – жучок, муха – мушка.
Дети садятся за столы и работают с графическими диктантами.
Ребята, скажите о ком, мы с вами сегодня говорили? (ответы детей).
Правильно. Когда приходите в лес и на полянку, луг, не спешите бегать, кричать, а лучше понаблюдайте за жизнью насекомых. А сейчас я вам предлагаю вернуться с нашей полянки обратно в группу и нарисовать насекомых, о которых мы сегодня говорили.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Насекомые»
Старшая группа
Воспитатель: Бровкина М.А.
Цель : Обобщить и закрепить знания детей по теме «Насекомые».
Задачи :
- Закрепить названия насекомых, внешние признаки, их строение;
- Учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план – схему;
- Закреплять употребление существительных в родительном падеже;
- Активизировать словарь по теме: «Насекомые» (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усики);
- Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе, улучшить общую моторику и координацию движений.
- Развивать память, внимание, словесно – логическое мышление.
Материал к занятию: Сюжетные картинки с изображением насекомых, план – схема для составления описательного рассказа о насекомых, цветы для весенней полянки, листы с графическими диктантами.
Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок с насекомыми, детских журналов. Энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», В. Бианки «Приключения Муравьишки», просмотр мультфильмов. Аппликация бабочки и божьей коровки.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Основная часть:
Ребята, сегодня я хочу вам предложить необычное путешествие на полянку и в лес, вы согласны? Вот мы с вами и пришли на полянку. Посмотрите, какая красивая полянка.
Когда в душистом сосняке
Присядь, весною на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Там многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней большой сосны.
На толстый сук уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела,
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную, увидишь жизнь!
О ком это стихотворение?
Ответы детей: О насекомых.
Правильно о насекомых. Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. Каких насекомых вы знаете?
Я сейчас вам загадаю загадки, а кто отгадает и найдёт насекомое о котором говорится в загадке. То положит его на цветы на нашей полянке. Пусть она оживёт.
Загадки:
- Летит. Пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар)
- Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда хожу,
А жужжу. Когда кружусь. (Жук)
- На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов, в нём миллион. (Муравей).
- Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)
- Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится, медком. (Пчела)
- С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка. (Кузнечик)
- Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
- Одежды не шью,
А ткать всегда тку. (Паук)
- Красный, маленький комочек,
На спине немного точек,
Не кричит и не поёт,
А по листику ползёт. (Божья коровка)
- Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
Ребята, какая у нас с вами получилась красивая полянка! Чем отличаются насекомые от животных? (Ответы детей)
Давайте мы с вами попробуем составить рассказ о насекомых по опорному плану – схеме:
Задаю детям вопросы по каждому пункту схемы и прошу детей ответить полным ответом.
Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.
Затем предлагаю 2-3 детям выбрать картинку с любым насекомым и составить рассказ, следуя пунктам схемы.
Физминутка:
Я большая стрекоза.
Очень круглые глаза
Я верчусь, как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала
Устали не знала.
На ромашке посидела и опять полетела
Игра «Четвёртый лишний».
Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор:
Жук, пчела, муравей, кошка;
Слон, бабочка, шмель, гусеница;
Божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
- Ёлка, таракан, муха, кузнечик;
Паук, светлячок, саранча, кровать.
Игра назови ласково:
Комар – комарик, таракан – тараканчик, пчела- пчёлка, стрекоза – стрекозка, жук – жучок, муха – мушка.
Игра «Найди дорожку к другу»:
Дети садятся за столы и работают с графическими диктантами.
Ребята, скажите о ком, мы с вами сегодня говорили? (ответы детей).
Правильно. Когда приходите в лес и на полянку, луг, не спешите бегать, кричать, а лучше понаблюдайте за жизнью насекомых. А сейчас я вам предлагаю вернуться с нашей полянки обратно в группу и нарисовать насекомых, о которых мы сегодня говорили.
Проект «Летнее путешествие в мир насекомых» для детей старшей группы детского сада
воспитатель: Белобаева Елена ВалерьевнаОписание работы:
проект для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, реализация которого дает возможность детям понять своеобразие каждого насекомого, его уникальность.
Проблема:
Нужны ли насекомые людям и природе?
Цель:
развитие у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
- расширять и систематизировать знания детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Участники проекта:
воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Сроки реализации:
в течение месяца.
Место реализации:
МБДОУ «Д/с № 47», группа «Крепыши».
Вид проекта:
познавательный, краткосрочный.
Ресурсы обеспечения проекта:
- Кадровые: воспитатели.
- Информационные: методические разработки, презентации, научная и художественная литература по теме проекта, ресурс интернета.
- Материально – технические: карты, наглядные и дидактические пособия, канцелярские товары, музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, цифровой фотоаппарат.
Виды детской деятельности:
- непосредственно - образовательная;
- экспериментально - исследовательская;
- игровая;
- художественное творчество.
Формы и методы работы:
- беседы;
- художественная мастерская;
- прогулки, наблюдения в природе;
- опыты, исследования;
- подвижные игры
- просмотр мультфильмов, презентаций;
- оформление стенгазеты.
Ожидаемый результат:
Дети:
- имеют представления о мире насекомых;
- проявляют интерес к некоторым видам насекомых;
- знают, какую пользу или вред могут принести насекомые;
- умеют рассуждать, наблюдать за насекомыми, бережно относятся к ним.
Этапы реализации проекта:
- Исследовательский – опрос детей, выявление проблемы.
- Подготовительный – обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала, изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
- Практический – реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.
- Заключительный – оценка эффективности реализации проекта.
План реализации
Непосредственно – образовательная деятельность:- «Мы идем на луг» - познавательное развитие;
- «Скоро лето», «Серая звездочка» - речевое развитие;
- «Бабочки летают», «Цветут сады» - художественно – эстетическое развитие.
Экспериментально – исследовательская деятельность, наблюдения в природе:
- «Встреча с пчелой Майей»;
- «Встреча с бабочкой Лили»;
- «Встреча с муравьем Кузей»;
- «Встреча с комаром Пискуном».
Игровая деятельность:
Подвижные игры: «Медведь и пчелы»,«День и ночь»,«Поймай комара», "Найди свой домик" и др.
Дидактические игры: «Подбери рифму»,«Доскажи словечко»,«Что сначала, что потом»,«Что изменилось", «Насекомые», «Собери цветок», «Где ты живешь?».
Игры – драматизации:
- «Муха – цокотуха» К. Чуковский;
- «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки;
- «Сказка о царе Салтане», А.С. Пушкин.
Художественное творчество:
- рисование сотовых ячеек по шаблону;
- «Бабочки на лугу» - рисование;
- рисование по точкам «Соедини точки и узнай, в кого превратится гусеница»;
- «Комар Пискун» - ручной труд из природного материала.
Итог: сюжетно – ролевая игра «Путешествие на луг» (на прогулке), стенгазета «Этот летающий, ползающий, жужжащий мир»
Работа с родителями:
- информирование родителей о содержании и задачах проекта «Летнее путешествие в мир насекомых»;
- домашний кинозал: просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчелка Майя» и др.;
- разучивание стихотворений, загадок, пословиц о насекомых;
- помощь в оформлении стенгазеты «Этот летающий, ползающий, жужжащий мир».
«Мы идем на луг»
игровое интегрированное занятие совместно с инструктором по физической культуре
Цель:
Развитие познавательного интереса к объектам природы.
Задачи:
- закрепить знания детей о насекомых: внешнем виде, частях тела и т.д.;
- обогащать активный и пассивный словарь терминами по теме «Насекомые»;
- совершенствовать двигательные навыки детей, умение подражать;
- воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.
Материалы и оборудование: наглядный материал по теме «Насекомые», картинки птиц и животных, картинки с изображением контура насекомых, ткань с изображением цветов, цветные обручи, ободки для масок, материалы для художественного творчества, музыкальное сопровождение.
Ход:
Дети заходят в группу под спокойную музыку и становятся в круг.
Воспитатель:
- Ребята, скажите, пожалуйста, когда люди встречаются, что они делают? Как можно поприветствовать друг друга?
Ритуал «Приветствие»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, сочная трава!
Здравствуй, матушка – земля!
В группу заходит
- Здравствуйте, ребята! Я сейчас спешила к вам на занятие и встретила на дороге маленького жучка, отгадайте кто это?
Я летать умею ловко,
Крылья красненькие в точках,
Словно в черненьких кружочках.
В яркой праздничной рубашке
Я спасаю урожай.
Ты меня не обижай!
Дети: - Божья коровка!
Воспитатель: - Давайте и с ней поздороваемся! Мне кажется, божья коровка, хочет нам что-то сказать (прислушивается) Она приглашает нас в гости на зеленый лужок и хочет познакомить со своими друзьями.
Инструктор по физической культуре: - А давайте прямо сейчас отправимся в путь!
Под музыку «Паровозик из Ромашково» дети отправляются в путь.
«Упражнения в ходьбе и беге»
- «по тропинке» - ходьба гимнастическим шагом;
- «по болоту»- ходьба на носках, руки на поясе;
- «по кочкам» - ходьба на пятках;
- «легкий бег»;
- «дышим лесным воздухом» - дыхательная гимнастика.
Дети становятся в круг около лесной полянки.
Воспитатель: - А вот и лесная полянка. На ней красивые цветы. А какой запах! Кто же нас здесь встречает? (на полянке разложены картинки с изображением насекомых)
Воспитатель загадывает загадки, дети находят соответствующую картинку.
Загадки
1. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
2. Имя взял у кузнеца,
Цвет - у огурца,
Крылья - у морошки,
Ножки - у блошки.
(Кузнечик.)
3. Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит - стрекочет.
(Стрекоза.)
4. Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз.
(Муравей.)
5. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
6.Кто в каждый встречный цветок
Свой опускает хоботок?
А после, в улей мчится пулей,
И что-то прячет в уголок.
(Пчела)
7. Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет.
(Гусеница)
Воспитатель:
- Посмотрите внимательно на картинки. Как можно назвать одним словом, тех, кто на них изображен?
Дети:
- Насекомые!
Воспитатель:
- Что есть у насекомых? Что они умеют делать?
Инструктор по физической культуре: - Давайте представим себя насекомыми, это будет очень весело!
Игра - импровизация «Насекомые».
Инструктор по физической культуре или воспитатель просит ребенка изобразить жестами, мимикой, движениями какое – либо насекомое, дети должны отгадать, кто это? Отгадавший продолжает игру. По окончании игры дети возвращаются на лесную полянку.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, что изменилось на лесной полянке? (вместо цветных картинок появились контуры насекомых). Наверное, пока мы играли, кто-то заколдовал их – забрал их нарядную одежду. Может, мы сможем им как – то помочь, ведь без своей окраски они совсем беззащитны?
Дети:
- Можем их раскрасить!
Воспитатель:
- Для этого нужно выбрать насекомое и объяснить, почему вы выбрали именно его или рассказать о нем.
Словесная игра «Я выбрал, потому что…»
Справочные материалы:
Это – божья коровка. Ее назвали так потому, что у нее на ножках выделяется оранжевое молочко.
Это – пчела. Трудолюбивее насекомое. Собирает с цветов сладкий сок, который называется нектар. Из нектара пчела делает мёд. Живет в ульях и дуплах.
Это – бабочка. Питается нектаром цветов. У бабочек разная, красивая окраска. Живут бабочки на цветах.
Это – стрекоза. Она похожа на вертолёт. Может летать и висеть в воздухе, питается насекомыми, ловит их налету. Живет возле воды.
Это – муравей. Муравьи живут в муравейнике. Они очень сильные: поднимают травинки, гусениц, которые тяжелее их. Они плохо видят, но с помощью усиков, ощупывают все, что встречается на пути. Живут в муравейнике. Питаются травинками.
Это – жук. Он умеет летать. Питается растениями, живет на деревьях.
Это – кузнечик. Умеет высоко прыгать. Обитает на лугах. Питается растениями и мелкими насекомыми. Может сильно стрекотать.
Это – сверчок. Он очень любит тепло, поэтому холодными ночами пробирается в дома людей, поближе к теплу. Днем сверчок спит, а ночью стрекочет.
Это – гусеница. У нее много ножек. Она умеет (медленно) ползать. Питается листьями. Гусеницы бывают зеленые и разноцветные.
Художественное творчество.
Дети раскрашивают насекомых и совместно с воспитателем делают маски.
Воспитатель:
- Посмотрите, какие красивые маски у нас получились, теперь нашей божьей коровке будет нескучно, ведь у нее появилось еще больше друзей. Давайте встанем в круг и посмотрим друг на друга.
Дети становятся в круг.
Воспитатель: - О каких маленьких существах мы сегодня говорили? Как вы думаете, есть ли у насекомых враги? Кто это может быть?
Инструктор по физической культуре: - Давайте научим насекомых прятаться, тогда враги их не найдут.
Подвижная игра «Найди свой домик».
Правила: дети в масках насекомых свободно двигаются по площадке, пока играет музыка, по сигналу насекомые «должны спрятаться в домике» соответствующего цвета. Например, божья коровка – красный, кузнечик – зеленый, бабочка - разноцветный и т.д.
Воспитатель:
- Теперь нашим маленьким друзьям ничего не страшно, ведь и мы будем их беречь, охранять и помнить:
- Все, все, все на свете, свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых.
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед и кто делает яд,
Да, если мы с кем-то не очень дружны-
Мы все-таки очень друг другу нужны!
А если нам кто-то лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Используемая литература:
1. «Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, М., ТЦ «Сфера», 2005 г.
2. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Пособие пятого (начального) звена общей развивающей педагогической системы реализации базисного содержания дошкольного образования. (Система интегрированных занятий с детьми старшего возраста) / Под ред. Л.А. Парамоновой. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
3. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова, Волгоград: Учитель, 2013 г.
4. Комплексное планирование прогулок с детьми 2,5 – 7 лет, прогулочные карты. – О.Р. Меремьянина, Волгоград: Учитель, 2013 г.
5. «Тематические дни в детском саду», планирование и конспекты. – Е.А. Алябьева, М., ТЦ «Сфера», 2006 г.