Приставка по суффикс. Приставочно-суффиксальный способ
Словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.
Состав слова.
Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание - части слова.
Основа и окончание.
В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых - только основа.
Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.
Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Примечания.
1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.
При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица - изменяются окончания.
Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) - падеж и число
; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений - падеж, число, род
; у глаголов в настоящем и будущем времени - лицо и число
, а в прошедшем времени - род и число
.
Окончание может быть нулевым
, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл
употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс
.
Корень слова.
Корень - это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
Примечания.
- Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
- Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
- Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
- Некоторые корни в "свободном" виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
- де - - надеть, переодеть;
- ня - - занять, нанять, отнять;
- пт - - птенец, пташка, птица;
- сяг - - присяга, досягать, посягать;
- у - - разуть, обуть;
- ул - - улица, переулок;
- й - - войти, отойти, пройти, зайти.
Суффикс.
Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Примечание.
Суффиксы могут служить для образования форм слов.
Приставка.
Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.В слове могут быть не одна, а две и более приставки.
Примечания.
- Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
- Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
- Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.
Способы образования слов.
Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными
.
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую
.
Приставочный способ.
При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия .
Суффиксальный способ.
Суффиксальный способ
заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи
.
Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.
Приставочно-суффиксальный способ.
Приставочно-суффиксальный способ
заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок
, глаголы с суффиксом -ся
, наречия в приставкой по-
и суффиксами -и, -ому, -ему.
Бессуффиксный способ.
Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.Сложение как способ образования слов.
Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова .Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е .
Примечания.
- В качестве соединительной гласной может выступать и : пятилетний .
- Сложные слова могут быть без соединительной гласной.
- Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
- Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод ) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп );
- С помощью соединительных гласных о и е , соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной ;
- Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный ;
- Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.
Сложение сокращенных основ.
Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов . В результате образуются сложносокращенные слова.
Сложносокращенные слова образуются:
- сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
- сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
- сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
- смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).
Переход слов одной части речи в другую.
Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую . При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом , являясь наречием, не изменяется).
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- Закреплять ранее изученный материал о приставках и суффиксах, упражняться в образовании новых слов с помощью приставок и суффиксов, повторять правило написания разделительного твердого знака после приставок;
- Развивать мышление, память, внимание; расширять словарный запас; развивать мелкую мускулатуру рук;
- Прививать усидчивость, целеустремленность, работать над дисциплиной на уроках, прививать интерес и любовь к русскому языку.
Инвентарь:
- Карточки с приставками.
- Карточки с суффиксами.
- Изображения животных (кот, лиса, соловей, утка, поросенок, медведь, петух).
- Изображение паровоза.
- Карточки с надписью: “строить”, “ехать”.
Все иллюстрации и карточки могут быть как на бумажном носителе, так и в виде слайдов.
План работы:
1. Организационный момент.
2. Подготовка к работе над темой урока:
1). Чистописание.
2). Словарная работа.
3). Сообщение темы урока.
3. Работа по теме урока.
1). Словообразование с помощью приставок (слово “ехать”).
2). Разделительный твердый знак после приставок.
3). Образование новых слов с помощью приставок (работа со словом “строить”)
4). Повтор правила о приставках.
5. Физическая минутка.
6. Продолжение работы над темой урока.
1). Словообразование с помощью суффиксов.
2). Повтор правила о суффиксах.
7. Обобщение.
8. Выставление оценок.
9. Домашнее задание.
Ход урока1. Организационный момент.
2. Подготовка к работе над темой урока.
1). Чистописание: путь.
2). Словарная работа : вокзал, вагон, поезд, дорога, здравствуйте.
Запись диктанта может проводится с помощью компьютера (показ слайдов).
Один ученик пишет эти слова на доске. Затем проводится проверка и обо– значение орфограмм.
Учитель по своему усмотрению ставит оценку за словарный диктант еще
двоим ученикам.
3). Сообщение темы урока.
– Что общего у всех этих слов? – все они связаны с дорогой, с путешествием .
– Мы с вами отправимся в путешествие в Страну Словообразования. Нам нужно помочь отвезти туда наших друзей:
кота, лису, петуха, соловья, утку и медведя.
На доске появляются изображения птиц и зверей.
3. Работа над темой урока.
1). Словообразование с помощью приставок (работа со словом “ехать”).
– На вокзале нас ждет паровоз (с названием “ехать”). Но у него отцеплены вагоны. Нужно их прицепить к паровозу, но они не все подходят (на вагонах написаны приставки). Найдите нужные вагоны и соберите весь поезд.
Дети собирают поезд:
Рис. 3
Убираются приставки из-, над-, без-.
– Мы сейчас составили новые слова. С помощью чего мы это сделали? – с помощью приставок.
– Какой вывод? – приставки помогают образовывать новые слова.
– Давайте записывают составленные слова, выделяя приставки.
2). Разделительный Ъ после приставок перед гласными е, ё, я.
– Чтобы наш поезд завелся, надо разделить составленные слова на две группы. Кто догадался, как можно разделить слова? – так как слово ехать начинается с гласной Е, то перед ними пишется разделительный Ъ .
– Вспомним правила, когда пишется разделительный Ъ.
– Запишем слова в два столбика:
Приехать |
Объехать |
Подъехать |
3). Словообразование с помощью приставок (работа со словом “строить”).
– Пока наши гости едут, Поросенок Наф-Наф строит им дом из кирпичей. Но ему нужна наша помощь. Дело в том, что кирпичи нужны особенные. Догадались, какие?
Поросенок с именем “строить” собирает кирпичи с приставками, которые помогают нам образовать новые слова.
Получаются слова:
выстроить, построить, пристроить, устроить, застроить.
Рис. 4
5. Физическая минутка.
Ребята (под музыку) помогают поросенку строить дом, выполняя особые движения: взять кирпич, положить наверх, прибить гвоздь, подать кирпичи поросенку и т.д.
6. Продолжение работы над темой урока.1). Словообразование с помощью суффиксов.
– Мы построили красивый дом. А вот и наши гости прибыли. Они могут заселяться в свои квартиры. Но вот незадача. Им надо изменить свое имя, чтобы попасть в квартиру. Наши друзья не учились в школе, они не знают, как это сделать. Давайте поможем. Догадайтесь, как нужно изменить героев и в какой квартире им жить.
На доске домик с шестью квартирами:
Ик, -ок, -онок, -ёнок, -оньк, -ушк.
Рис. 5
Ребята изменяют животных:
Одновременно ребята помещают героев в “квартиры”.
2). Повтор правила о суффиксах.
– Запишем получившиеся слова, выделим в них корень и суффикс.
7. Обобщение.– Вот и помогли мы нашим друзьям добраться до нового места и поселиться в теплых квартирах. Молодцы, ребята.
– Что мы делали на уроке? – образовывали новые слова с помощью приставок и суффиксов.
Суффиксы выполняют в русском языке очень важную роль. С их помощью не только образуются новые слова, но и грамматические формы, а также они служат для передачи эмоциональной составляющей речи. Именно поэтому знать, какие бывают суффиксы и для чего они используются, просто необходимо.
Что такое суффикс?
Суффикс - морфема, стоящая позади корня. Иногда бывают случаи, когда суффикс стоит за окончанием. В таком случае он называется "постфикс". В первую очередь это касается морфемы -ся-/-сь-: умываютСЯ (окончание -ют, постфикс -ся-), собираюСЬ, красуетСЯ и другие.
Основная функция суффикса - образование новых слов, однако бывают случаи, когда эта морфема играет формообразующую роль. Немало в языке и суффиксов экспрессивно-эмоциональной окраски.
Настолько многочисленна, что изучаться в школе начинает еще с начальных классов. Какие бывают суффиксы в русском языке, 2 класс проходит уже в середине года.
По этой морфеме легко узнать, какая часть речи перед нами. Так, благодаря специфичным -ущ/-ющ и -ащ-/-ящ- мы понимаем, что перед нами причастие, а -в- однозначно говорит, что рассматриваемое слово - деепричастие. Рассмотрим для начала эти морфемы с точки зрения назначения, а потом поговорим о принадлежности к какой-либо части речи.
Слово может существовать и без суффикса, однако именно он придает лексеме особое значение. Также нередки и обратные случаи, когда имеют место два и даже три суффикса. Так в слове учительство их два: -тель- и -ств-, а в слове "учительствовать" три: к двум предыдущим добавился глагольный -ова-.
Какими бывают по функции?
Рассмотрим, какие бывают суффиксы с точки зрения своей функциональности.
Оттенки значений
Также суффиксы могут подразделяться в зависимости от того, какой оттенок значения передают. Не секрет, что основную смысловую нагрузку несет в себе корень. Суффикс лишь уточняет, делает слово более выразительным. Разберем, какие бывают суффиксы с этой точки зрения и передаваемые ими значения:
- Уменьшительно-ласкательное: стол-столик; баран-барашек; красавец - красавчик; ребенок - ребеночек.
- Увеличительное: сапожищи, ручища, кулачище, великанище.
- Детеныши животных: утенок, теленок, котенок, слоненок.
- Обозначение принадлежности к какой-либо профессии: продавщица, крановщик, буфетчица; также местности: сибиряк, петербуржец, москвич, южанин; национальности: украинка, грузин, немец, финн.
- Субъективное отношение к предмету или человеку: ворюга, малявка, хитрюга, жадина, хохотушка.
Суффиксы существительных
В средней школе начинают подробно изучать морфологию, поэтому для каждой части речи определяют, какие бывают суффиксы в русском языке (5 класс). Разберем данную морфему с этой точки зрения.
Приводить в пример будем лишь самые характерные суффиксы, по которым можно однозначно сказать об их морфологической принадлежности.
Суффиксы существительных:
Значение |
|
|
|
|
|
|
|
Ошк-/-ушк-/-юшк-/-ышк- | Уменьшительно-ласкательные: воробушек, крылышко, избушка, змеюшка. |
Чик-/-щик- | Принадлежность профессии: грузчик, паркетчик, сметчик, мебельщик. |
Суффиксы прилагательных
Теперь поговорим, какие бывают суффиксы прилагательных.
Это, пожалуй, самая богатая часть речи на данные морфемы.
Значение |
|
Качество, обретенное под воздействием чего-либо (времени, местоположения и проч.): лежалый, усталый. |
|
Указывают материал, из которого сделан предмет. Пишутся всегда с одной "н" (исключения: стеклянный, оловянный, деревянный): глиняный, песчаный, кожаный. Также может указывать на предназначение предмета (платяной шкаф) или на способ работы (ветряной, торфяной). |
|
Указывает на экспрессивный признак: увеличенные части тела (губастый, хвостатый) или другое качество (косматый, очкастый) |
|
Ев-/-ов-, -ин- | С помощью этих суффиксов образуются дедов, отцов. Также указывает, из чего приготовлен или сделан предмет: грушевый, анисовый. |
Енн-/-онн- | Свойство (военный, утренний, клюквенный, медленный) |
Ив-/-лив-/-чив- | Склонность, какое-либо качество, обладание чем-либо: дождливый, ленивый, красивый |
Ист-, -чат- | Похожесть: серебристый, маслянистый. Склонность, похожесть: замашистый, порывистый, репчатый (похожий на репу). |
Выполняющий действие либо способный к нему, имеющий связь: наблюдательный, удивительный, избирательный. Объект действия, его предназначение: плавательный; желательный. |
Суффиксы глаголов
Какие бывают суффиксы у глаголов в русском языке? Чаще всего формообразующие (о них мы писали ранее). Однако есть и такие, которые наделены определенными значениями. Так -ова-/-ыва- расскажет нам, что действие не закончилось, а находится в процессе (планировать, фантазировать, ухаживать) - это все глаголы несовершенного вида.
Суффиксы -ся-/-сь- хоть и образуют возвратный глагол, словоизменительными не являются. В основу они входят целиком.
Суффиксы местоимений
Последнее, о чем осталось поговорить - какие бывают суффиксы местоимений. Их всего три: -то, -либо, -нибудь. Все они пишутся через дефис и участвуют в образовании кто-нибудь, какой-либо, что-то.
Ответ:
Корень – это главная часть слова, в которой заключено основное значение всех родственных однокоренных слов. (Например: гриб, гриб ок, гриб ной, гриб ник – корень гриб- ).
Основа слова – это часть слова без окончания. В основу могут входить приставка, корень, суффикс. (грибн ой, основа грибн -)
Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. (у дома , к дому, за домом).
Окончание не служит для образования новых слов!
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (при бежал, от бежал, за бежал)
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
(дом, домик , домов ой, домищ е)
Алгоритм разбора слов по составу:
1. Прочитай слово. Измени форму слова. Выдели окончание.
2. Выдели основу слова – всё слово без окончания.
3. Подбери несколько родственных слов. Выдели общую часть – корень.
4. Укажи приставку.
5. Укажи суффикс.
Билет№4.
Правило «Проверяемые безударные гласные в корне слова».
-Как проверить безударный гласный в корне слова?
- Как проверить слова с двумя безударными гласными в корне слова?
- Непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Ответ:
- Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
(мо ря́ – мо́ ре, ре ка́ – ре́ чка и т.д) .
Чтобы проверить две безударные гласные в корне слова, надо подобрать два проверочных слова (однокоренное или изменить слово) так, чтобы на эти гласные падало ударение. (зе ле не́ли – зе́ лень, зелё ный)
Слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.(пе на́л, го ри зо́нт)
Билет № 5
Правописание согласных по глухости-звонкости в корне слова
Ответ:
Чтобы проверить правописание глухой или звонкой согласной в корне слова надо подобрать родственное слово, так, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или звонкий согласные(л,р,м,н) . (мороз - морозы, морозн ый, уз ко – узе нький)
Билет № 6
Правописание непроизносимых согласных в корне слова
Ответ:
1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова): трост ник - трост очка, трост ь, вест ник - весто чка, вест ь.
2. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить: чув ствовать.
Билет № 7
Правописание разделительных Ь и Ъ знаков
Ответ:
Разделительный ъ (твердый знак) пишется после приставок оканчивающихся на согласный перед гласными е, ё, ю, я . (подъ е зд, разъ я снил)
Разделительный ь (мягкий знак) пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и (кресть я нин, вь ю га, соловь и )
Билет № 8
Правила переноса
Ответ:
1. Слова переносят с одной строки на другую по слогам: оси-на, осен-ний, чай-ник, маль-чик.
2. При переносе нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя одну букву переносить на другую строку: я/ма, аро|мат .
3. От предшествующих букв не отрывают буквы Й, Ь, Ъ: вой-на, рель-сы, подъ-ём.
4. Если в слове двойные согласные (две одинаковые буквы), то одна переносится, а вторая остается на строке: ван-на, осен-ний, рас-сказ.
Билет № 9
Имя существительное. Начальная форма.
Морфологические признаки.
Ответ:
Имя существительное кто? что? и обозначает предметы, людей, животных, явления природы и др.
Начальная форма – И.п., ед.ч. (отв. на вопрос кто? или что?).
Морфологические признаки:
1) Постоянные:
· собственное (обозначает ФИО людей, клички животных, названия
литературных произведений, газет и журналов,
географические названия)
или нарицательное,
· одушевлённое (обозначает только людей и животных, отв.на вопрос кто?)
или неодушевлённое (отв.на вопрос что?)
· род (м.р.- он, мой; ж.р.- она, моя; ср.р.- оно, моё),
· склонение (1,2 или 3).
2) Непостоянные:
· число (ед.ч. или мн.ч.) (Есть сущ., которые употребляются только в форме ед.ч., например: молоко, сметана, рожь ,
а также сущ., которые употребляются только в форме мн.ч.,
например: каникулы, ворота, ножницы .
У сущ., которые употребляются только в форме мн.ч., не определяется род и склонение.)
Билет № 10
Что такое склонение. Падежи имён существительных.
Как определить падеж имени существительного.
Ответ:
Склонение – это изменение имён существительных по падежам с помощью вопросов.
В русском языке 6 падежей:
Чтобы определить падеж имени существительного, надо:
1. Найти слово, от которого зависит это существительное.
2. Задать от главного слова вопрос к имени существительному.
3. По вопросу и предлогу определить падеж.
Билет № 11
Имя прилагательное. Начальная форма.
Морфологические признаки
Ответ:
Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и обозначает признак предмета .
Начальная форма – И.п., м.р., ед.ч. (отв. на вопрос какой? или чей?).
Морфологические признаки:
· род (только в единственном числе)
Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, от которого оно зависит.
Билет № 12
Глагол. Начальная форма.
Морфологические признаки.
Ответ:
Глагол - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие или состояние предмета .
Глаголы в начальной (неопределённой) форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? У глаголов в неопределённой форме нельзя определить морфологические признаки.
Морфологические признаки:
1) Постоянные:
· спряжение (1 спр. или 2 спр.) только в настоящем и будущем времени
2) Непостоянные:
· время (прошедшее, настоящее или будущее)
· число (ед.ч. или мн.ч.)
· лицо (1, 2 или 3) только в настоящем и будущем времени
· род (м.р., ж.р. или ср.р.) только в прошедшем времени, единственном числе
Билет № 13
Местоимение. Начальная форма.
Морфологические признаки.
Ответ:
Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет или лицо, но не называет его.
Личные местоимения 1 и 2 лица отвечают на вопрос кто?, а местоимения 3 лица - на вопросы кто? или что?
Личные местоимения употребляются вместо имён существительных.
Начальная форма личного местоимения – это именительный падеж .
Морфологические признаки:
1) Постоянные:
· лицо (1 лицо– я, мы; 2 лицо – ты, вы; 3 лицо – он, она, оно, они)
· число (ед.ч. или мн.ч.)
· род (м.р., ж.р. или ср.р.) только в 3 лице, единственном числе
2) Непостоянные:
При изменении личного местоимения по падежам меняется не только его окончание, но и само слово.
Билет № 14
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Распространённые и нераспространенные предложения.
Ответ:
Предложение - это слово или несколько слов связанных между собой по смыслу, выражающих законченную мысль.
Предложение по цели высказывания бывает:
Повествовательным , в котором о чем- либо сообщают (повествуют);
На улице идет дождь.
вопросительным , в котором о чем то спрашивают;
Ты рано вернешься домой?
побудительным , в котором советуют что-либо сделать, приказывают, побуждают к действию.
Принеси мне тетрадь.
По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!) Какой сегодня чудесный день!
В конце повествовательного и побудительного предложения чаще всего ставится точка, в конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.
По наличию второстепенных членов предложения делятся на
Наиболее продуктивным в русском языке является образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов . Однако, во-первых, они не исчерпывают всех возможных способов морфологического способа образования слов, во-вторых, внутри каждого из этих способов можно выделить более частные разновидности. Рассмотрим более подробно каждый из них.
1. Приставочный способ - образование новых слов с помощью приставок.
Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере - (пере-плы -ть ← плы -ть ).
Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.
Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи.
Например: дис -комфорт □ ← комфорт □ ; вы -ходи -ть ← ходи -ть ; сверх -одарённ -ый ← одарённ -ый ; по -ныне ← ныне .
Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов.
Ср.: за -пе -ть ← пе -ть ; до -пе-ть ← пе -ть ; с -пе -ть ← пе -ть ; пере -пе -ть ← пе -ть .
2. Суффиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов.
Например: глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- (смол-и -ть ← смол -а ).
Суффиксальный способ - один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи. При этом часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего (ср.: берез-няк □ ← берёз -а ; перепис-ыва -ть ← перепис/а -ть ; сер-оват -ый ← сер -ый ), может быть иной, чем у производящего слова (ср.: сер-е -ть ← сер -ый ; сер-ость □ ← сер -ый ; сер-о ← сер -ый ).
3. Постфиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных постфиксов.
В русском языке, как отмечалось, к словообразовательным постфиксам относятся:
а) возвратный постфикс -ся
;
б) постфиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь
.
Поэтому постфиксальным способом образуются возвратные глаголы, неопределённые местоимения и местоименные наречия.
Например: учи -ть -ся ← учи -ть ; как -ой -то ← как -ой ; когда-либо ← когда .
Примечание. Если рассматривать постфикс как разновидность суффикса, то такого рода образования можно относить к суффиксальному способу образования слов.
4. Нулевая суффиксация - образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса.
Примечание. В некоторых пособиях этот способ называют также бессуффиксным .
Например: высь -Ø□ («высокое пространство») ← выс/ок -ий ; задир -Ø-а («тот, кто задирает») ← задира -ть .
Отсутствие суффикса значимо для нового слова подобно тому, как значимо отсутствие материально выраженного окончания при наличии нулевого окончания.
Для сравнения сопоставим образование однокоренных слов:
1. восхожд-ениj -е ← восход/и -ть ; надрез-к -а ← надрез/а -ть ; удаль-ств -о ← удал -ой ;
2. восход -Ø□ ← восход/и -ть ; надрез -Ø□ ← надрез/а -ть ; удаль -Ø□ ← удал -ой .
В первом случае (восхождение, надрезка, удальство ) при образовании отглагольного существительного использован материально выраженный суффикс, во втором случае (восход -Ø, надрез -Ø, удаль -Ø) - нулевая суффиксация.
Обратите внимание!
В современном русском языке имеется большое число слов, образованных путём нулевой суффиксации:
1) Отглагольные существительные мужского рода 2-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.
Вход ← входить, вылет ← вылететь, щебет ← щебетать.
2) Отглагольные существительные женского рода 1-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.
Расплата ← расплатиться, заслуга ← заслужить.
3) Отглагольные существительные женского рода 3-го склонения со значением отвлечённого действия или состояния.
Брань ← бранить, дрожь ← дрожать.
4) Отглагольные существительные общего рода на -а, -я , обозначающие человека по характерному для него действию.
Задира ← задирать, рёва ← реветь.
5) Существительные мужского рода 2-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака или названия лица по отличительному признаку.
Примитив ← примитивный, оригинал ← оригинальный.
6) Существительные женского рода 1-го склонения, образованные от прилагательных, со значением предмета по признаку.
Гуща ← густой, круча ← крутой.
7) Существительные женского рода 3-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака.
Синь ← синий, глушь ← глухой.
При образовании отглагольных существительных с помощью нулевой суффиксации обычно происходит усечение производящей основы (отсекается глагольный суффикс).
Например: заслуг -Ø-а ← заслуж/и -ть ; рассказ -Ø□ ← рассказ/а -ть ; щебет -Ø□ ← щебет/а -ть .
5. Приставочно-суффиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса.
Префиксально-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия.
Например: под -стакан-ник □ ← стакан □ ; под -шеф-н -ый ← шеф □ ; обез -оруж-и -ть ← оружи-j -е ; по -сво-ему ← сво -й .
Обратите внимание!
1) Значение производного слова, образованного приставочно-суффиксальным способом, часто выводится из сочетания существительного в косвенном падеже с предлогом, причем в производном слове используется приставка, омонимичная предлогу.
Ср.: под -окон-ник □ («под окном») ← окн -о ; под -стакан-ник □ («под стаканом») ← стакан □ ; без -лун-иj -е («без луны») ← лун -а .
2) Не забывайте, что суффикс -j- может быть не выражен в слове специальным графическим знаком:
без-людь- [ j ] -е ← люд -и .
3) Префиксально-суффиксальным способом образованы наречия, которые пишутся через дефис:
а) от прилагательных - с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и :
по-взрослому ← взросл ый ; по-хорошему ← хорош ий ; по -товарищески ← товарищеск ий ; по -волчь- [ j ] -и ← волч ий ;
б) от порядковых числительных - с приставкой в-, во- и суффиксом -ых, -их :
во-перв-ых ← перв ый ; в-треть-их ← трет ий .
4) Их значение обычно мотивировано сочетанием существительного с предлогом, причем в производном прилагательном используется приставка, омонимичная предлогу:
без -ног -Ø-ий («без ног») ← ног -а ; без -рог -Ø-ий («без рогов») ← рог □ .
Сопоставьте образование аналогичных прилагательных, где, наряду с приставкой, используется не нулевой, а материально выраженный суффикс:
без -билет-н -ый («без билета») ← билет □ ; без -вред-н -ый («без вреда») ← вред □ .
6. Поскольку в данном пособии -ся рассматривается не как разновидность суффикса, а как постфикс, то можно выделить несколько смешанных способов словообразования глаголов с постфиксом -ся:
приставочно-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и постфикса;
Вы -плака -ть -ся ← плака -ть ; в -чита -ть -ся ← чита -ть .
суффиксально-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова суффикса и постфикса;