Правописание частицы не с глаголами. Правописание частицы не с глаголами Лентяю все неможется да

НЕ с глаголами

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

ЦЕЛИ УРОКА

  • формировать навык правописания НЕ с глаголами; познакомить с глаголами-исключениями;
  • обосновывать раздельное и слитное написание НЕ с глаголами;
  • закрепить сведения о глаголе, умение отличать глагол от других частей речи.
Добрый день! Прозвенел звонок весёлый, Он позвал нас на урок, Все задания сегодня Выполнить должны мы в срок!

1. Глагол - это.............часть речи:

а) самостоятельная; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. У глагола есть три времени: ......................., ................. и........................ .

ПОВТОРЕНИЕ «Рассказ-сообщение о глаголе».

5. Спряжение глаголов - это:

а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в)изменение глаголов по временам

6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:

а) по падежам; б) по родам; в) по лицам и числам

7. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью.........

8. В предложении чаще всего глагол бывает........... и образует с подлежащим.............

Орфоэпическая пятиминутка.

Библиотека, километр, нажил, поняла, процент, начал, позвонишь, тефтели, широко, старо, положил, договоры, понял, началась, звонишь, создала.

Отгадайте загадку.

Все предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит

Он три времени имеет,

И спрягаться он умеет.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Работа со словарём:

Недоумевать -

сомневаться, удивляться, не понимать.

Негодовать - возмущаться, выражать крайнее неудовольствие.

Неволить - принуждать, заставлять делать что-то против воли.

Недомогать – чувствовать себя не совсем хорошо.

ВЫВОД

1)Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

2)Некоторые глаголы без НЕ не употребляются, поэтому пишутся слитно.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево

И берёмся вновь за дело.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1.Слово не воробей, вылетит – (не) поймаешь. 2.(Не) будет хлеба – (не) будет и обеда. 3.(Не) смажешь колеса – быстро (не) поедешь. 4.(Не) посеешь – урожай (не) соберешь. 5.Лентяю все (не)можется да (не)здоровится.

6.(Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

7.В чужом доме (не) указывают.

8.(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

ПРОВЕРЬ!

1.Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. 2.Не будет хлеба – не будет и обеда. 3.Не смажешь колеса – быстро не поедешь. 4.Не посеешь – урожай не соберешь. 5.Лентяю все неможется да нездоровится.

6.Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

7.В чужом доме не указывают.

8.Не хвали сам себя, есть лучше тебя.

Творческая работа.

Откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

В чужом доме указывают.

Лодырю всегда здоровится.

Здоровье за деньги купишь.

Ложь человека красит.

Творческая работа.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

В чужом доме не указывают.

Лодырю всегда нездоровится.

Здоровье за деньги не купишь.

Ложь человека не красит.

Игра «Будь Внимателен!»

(Не) торопиться, (не) годовать, (не) знать, (не) досыпать,

(не)доумевать, (не) говорить, (не) навидеть, (не) смеяться, (не) взлюбить, (не) прощаться.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.

2. Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.

5. На работе (не) схалтурит.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.

4. Совестливый человек не обманет, не украдет, не предаст.

  • Он не оставит без помощи и внимания старых родителей, не обидит слабого, не унизит себя лицемерием и лестью.
  • 5. На работе не схалтурит.

    2.Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Восстанови пословицы». ЗАКРЕПЛЕНИЕ

НЕ с глаголами

1 вариант.

(Не)доумевать, (не) прекращать работы, (не)разоряйте гнёзд, (не) привлекать внимания, (не) купили книгу, (не)знакомиться с автором, (не)годовать на недруга, (не) верить в рассказ.

2 вариант.

(не)говорить с человеком, (не) ответил на вопрос, мне (не)здоровится, (не) решиться, (не)навидеть, (не) знать погоды, (не) боялся соперника, (не)терять ни секунды.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

1 вариант.

Недоумевать, не прекращать работы, не разоряйте гнёзд, не привлекать внимания, не купили книгу, не знакомиться с автором, негодовать на недруга, не верить в рассказ.

2 вариант.

Не говорить с человеком, не ответил на вопрос, мне нездоровится, не решиться, ненавидеть, не знать погоды, не боялся соперника, не терять ни секунды.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 108, стр.242.(выучить правило);

Составьте и напишите памятку:

1.Правила поведения на улице.

2.В общественном транспорте.

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо, но есть вопросы

многое непонятно

Тип урока : урок-путешествие

Тема : НЕ с глаголами.

Цель : познакомить учащихся с правилом написания НЕ с глаголами.

Подготовительный этап :

1. Разделить класс на команды.
2. Подготовить карточки с заданиями с учетом дифференциации учащихся.

Технические средства обучения : магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент:

Ребята! Послушайте внимательно и подумайте, что напоминает вам этот шум? (звучит аудиозапись шума моря)
Сегодня мы отправимся в путешествие по морю Знаний на удивительный остров Морфологию, в страну Глагол. (1 слайд мультимедийной презентации).
Давайте познакомимся с нашими командами (названия команд и выбор капитанов).
Кто окажется впереди всех? Кто самое сильное звено в цепи путешественников? Кто быстрее и лучше всех сумеет справиться с заданиями? Кого ждет главное сокровище острова? Это мы узнаем в конце урока, а теперь в путь.

2. Повторение изученного:

Откройте свои бортовые журналы – тетради и запишите дату нашего путешествия.

Зелёный и таинственный
Средь моря остров спит…
Быть может, там воинственных
Ошибок мир лежит?
А может мы с весёлыми
Там встретимся с глаголами?
Там, за бортом, направо
Уже видна земля.
И до земли остался
Лишь поворот руля.
А остров охраняют огромных три кита. (3 слайд)

Чтобы мы могли высадиться на остров, нужно назвать признаки глагола.

  1. Грамматическое значение – действие (глагол обозначает трудовую, речевую, умственную деятельность, перемещение, передвижение предметов, называют состояние и то, что происходит в природе).
  2. Морфологические признаки – род, число, время, спряжение, лицо, наклонение, возвратность, вид.
  3. Синтаксические признаки – сказуемое.

Молодцы, с первым заданием справились успешно. Но, чтобы пересечь границу страны «Глагол», нужно уметь выделить эту часть речи среди других.
Ваша задача - из прочитанного мною текста выписать глаголы и обозначить их признаки.

Несколько лет подряд мы ездили по туристической путевке на юг. Каждый раз мы видели много интересного. Нас водили на экскурсии. Мы любовались чудесными горными вершинами, слушали беспрерывный шум моря.

Чем похожи эти глаголы? (у всех одинаковый вопрос, число, время)

Граница уже пройдена,
И перейден рубеж.
Ах, сколько ожиданий,
Волнений и надежд.

3. Изучение нового материала.

Ребята! Чтобы найти клад, нам нужно выполнить главное условие путешествия – выяснить условие написания НЕ с глаголами. (слайд № 4)

Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.

НЕ с глаголом пиши раздельно.
Например: не ходил, не знал.
Только помни об исключениях:
Ненавидел, негодовал.

Как вы думаете, ребята, какая тема нашего урока?

Итак, в ваши бортовые журналы запишите тему нашего урока: «Не с глаголами».
Отрицательная частица НЕ по-разному выражает отрицание.
Она придает отрицательное значение всему предложению:

Не цвести цветам поздней осенью.

Или отдельному слову:

Семеро одного не ждут.

Давайте порассуждаем, как пишется эта частица с глаголами.
(слайд № 5)

Не бывать недомогать
Не ходить ненавидеть
Не спать негодовать
Не писать недоумевать
Не говорить нежиться

(обсуждение вариантов написания частицы, работа с правилом в учебнике).

4. Закрепление нового материала.

А сейчас закрепим полученные знания.
(работа с карточкой №1)

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут.
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.

Давайте посмотрим, что принесла нам бочка. (Заморочки из бочки).(слайд №6)

1.Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
2.Не будет хлеба – не будет и обеда.
3.Не смажешь колеса – быстро не поедешь.
4.Не посеешь – урожай не соберешь.
5.Лентяю все неможется да нездоровится.

(объяснить значение пословиц, отметить правило написания НЕ с глаголами)

Физминутка. Поплавки

Хорошо мы отдохнули, но пора продолжить наше путешествие.
Работа с карточкой №2.
Упражнение №613.

Игра-загадки.

Чтобы осень не промокла, не раскисла от воды, превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады (мороз).
Он всюду, в поле и в саду, но в дом не попадет. И никуда я не пойду, покуда он идет (дождь).
Бежит, бежит, не выбежит. Течет, течет, не вытечет (река).
Всегда во рту, а не проглотишь (язык).
Сроду он не ест, не пьет песни звонкие поет. И с урока на урок подает свой голосок (звонок).
Овсом не кормят, кнутом не гонят. А как пашет – семь пудов тащит (трактор).

5. Подведение итогов урока.

Итак, ребята!
Над чем мы сегодня работали? Что мы выяснили?
Хорошо мы поработали и клад острова найден.
Давайте подведем итоги, кому же достанется главное сокровище. Кто сегодня был сильнее всех, кто оказался впереди?

(подведение итогов, награждение команд \ для каждой команды приготовлен маленький сундучок с призами/, выставление оценок).

6. Домашнее задание.

Подобрать и записать загадки, в содержании которых встречаются НЕ с глаголами.

Укажите СПП 1)Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием. 2)Я вернулся домой но образ бедной Акулины долго не выходил из

моей головы. 3)Все проходит да не все забывается. 4)Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем.

Из текста нужно выписать деепричастие с теми словами к которым они относятся: А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.Ручьи, журча

и извиваясь и меж собой перекликаясь, в долину гулкую спешат... Но невеста молодая, до зари в лесу блуждая, между тем все шла да шла и на терем набрела. Помогите пожалуйста

найдите предложения 1) безличные 2) назывные 1)Льет без конца. В лесу туман. Качают елки головою: «Ах, Боже мой!» - Лес точно

Пресыщен влагой дождевою.

2)Край без истории...

Все лес да лес, болота,

Трясины, заводи в ольхе и тростниках

В столетних яворах...

На дальних облаках -

Заката летнего краса и позолота,

вокруг тепло и блеск.

3) Едем бором, черными лесами.

Вот гора, песчаный спуск в долину.

Вечереет. На горе пред нами

Лес щетинит новую вершину.

4)Ледяная ночь, мистраль

(Он еще не стих).

Вижу в окна блеск и даль

Гор, холмов нагих.

Ребята, помогите (отдам все 20 балов).задали сочинение-рассуждение,не знаю как делать,помогите написать.Тема:Выскажите свое мнение о жизненной позиции

маленькДеловой человек поднял голову.- Уже пятьдесят четыре года я живу на этой планете, и за все время мне мешали только три раза. В первый раз, двадцать два года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я тогда сделал четыре ошибки в сложении. Во второй раз, одиннадцать лет тому назад, у меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. Третий раз… вот он! Итак, стало быть, пятьсот миллионов…- Миллионов чего?Деловой человек понял, что надо ответить, а то не будет ему покоя.- Пятьсот миллионов этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.- Это что же, мухи?- Да нет же, такие маленькие, блестящие.- Пчелы?- Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так и размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда.- А, звезды?- Вот-вот. Звезды.- Пятьсот миллионов звезд? Что же ты с ними делаешь?- Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность.- Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?- Что делаю?- Да.- Ничего не делаю. Я ими владею.- Владеешь звездами?- Да.- Но я уже видел короля, который…- Короли ничем не владеют. Они только правят. Это совсем другое дело.- А для чего тебе владеть звездами?- Чтоб быть богатым.- А для чего быть богатым?- Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто-нибудь откроет.«Он рассуждает почти как пьяница», - подумал Маленький принц.ого принца и делового человека(по тексту):

Ребята, помогите (отдам все 40 балов).задали сочинение-рассуждение,не знаю как делать,помогите написать.Тема:Выскажите свое мнение о жизненной позиции

маленького принца и делового человека.(по тексту)
Деловой человек поднял голову.- Уже пятьдесят четыре года я живу на этой планете, и за все время мне мешали только три раза. В первый раз, двадцать два года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я тогда сделал четыре ошибки в сложении. Во второй раз, одиннадцать лет тому назад, у меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. Третий раз… вот он! Итак, стало быть, пятьсот миллионов…- Миллионов чего?Деловой человек понял, что надо ответить, а то не будет ему покоя.- Пятьсот миллионов этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.- Это что же, мухи?- Да нет же, такие маленькие, блестящие.- Пчелы?- Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так и размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда.- А, звезды?- Вот-вот. Звезды.- Пятьсот миллионов звезд? Что же ты с ними делаешь?- Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность.- Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?- Что делаю?- Да.- Ничего не делаю. Я ими владею.- Владеешь звездами?- Да.- Но я уже видел короля, который…- Короли ничем не владеют. Они только правят. Это совсем другое дело.- А для чего тебе владеть звездами?- Чтоб быть богатым.- А для чего быть богатым?- Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто-нибудь откроет.«Он рассуждает почти как пьяница», - подумал Маленький принц.

ГУ «Средняя школа №16 отдела образования акимата города Костаная»

Урок русского языка в 5 классе

по теме:

«Правописание НЕ с глаголами»

Подготовила: Винникова Л.В. учитель русского языка и литературы

г. Костанай, 2011

Тема: Правописание НЕ с глаголами.

Цель: - познакомить с ролью частицы НЕ, дать понятие о глаголах-исключениях; формировать навыки правописания НЕ с глаголами;

Развивать умение строить предложения, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас детей;

Воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки, любовь к природе.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

МТО: учебник, доска, листы с тестами, флипчарт (при условии работы с интерактивной доской).

Ход урока:

    Орг. момент. Приветствие. Проверка присутствующих.

    Сообщение темы и целей урока.

знать : правила написания НЕ с глаголами;

уметь : правильно писать НЕ с глаголами;

работать: активно.

    Актуализация знаний.

* Фронтальный опрос.

    Что такое глагол? (самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

    Какие постоянные морфологические признаки есть у глагола? (вид и спряжение)

    Как определить спряжение у глагола? (по ударному личному окончанию, по инфинитиву)

    Как определить вид? (по вопросу и значению)

    Какие непостоянные признаки есть у глагола? (род, число, лицо, время)

    Какие формы времени есть у глагола? Как их определить? (три формы времени? Прошедшее время, настоящее и будущее. Определяем по вопросам и значениям)

** Морфологический разбор (по вариантам)

Дюймовочка решила 3 уйти из леса. Она стала 3 искать себе жильё.

    Объяснение новой темы.

У каждого на парте разрезанный листок с фразой «НЕ с глаголами пишется раздельно!». Задание: быстро собрать фразу из разрезанных слогов и прочитать вслух (см. Приложение №1).

Стихоправило:

Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.

Всегда ли НЕ с глаголами пишется раздельно? (нет, так как есть случаи слитного написания НЕ с глаголами)

Об этом нам рассказывает сказка Усадовой Юлии .

"Однажды молодой Глагол влюбился в прекрасную частицу НЕ. Долго он ухаживал за ней, ходил по пятам, но НЕ была капризной частицей и не обращала на влюблённого Глагола никакого внимания. «Я не могу без тебя жить!» - говорил Глагол. А НЕ отвечала: «Пока ты не найдёшь хотя бы одно слово, которое докажет, что ты так сильно меня любишь, и не можешь жить, я не буду с тобой!» И побрёл Глагол по всем словарям и справочникам, но, так и не найдя ничего, совсем отчаявшись, пошёл к НЕ. Узнав о том, что поиски Глагола окончились неудачно, НЕ разозлилась и закричала: «Негодую! Ненавижу!» Тут Глагол подбежал к НЕ, обнял её крепко-крепко: «Ну вот видишь, ты сама всё и доказала!»

Упражнение№1: Записываем стихотворение. НЕ с глаголом пиши раздельно.
Например: не ходил, не знал.
Только помни об исключениях:
Ненавидел, негодовал.

    Закрепление.

Упражнение №2. Записываем пословицы, объясняем написание НЕ с глаголами.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Не будет хлеба – не будет и обеда. Не смажешь колеса – быстро не поедешь. Не посеешь – урожай не соберешь. Лентяю всё неможется да нездоровится.

Упражнение №3. Записываем глаголы, распределяя их в две колонки:

НЕ раздельно НЕ слитно

Не прочитал, невзлюбить, не сказал, ненавидит, не пошёл, негодовать, недоумевать, не видеть, несдобровать, невзвидеть света, не закрыть, не успеть.

А знаете ли вы, что…

Пишутся слитно глаголы с составной недо -, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (приставка эта по значению часто антонимична приставке пере-:

Записываем: недосолить - пересолить , недооценить свои возможности - переоценить свои возможности .

Следует различать глаголы с приставкой недо -, обозначающие, что действие выполнено ниже нормы, и созвучные им глаголы с приставкой до -, которым предшествует отрицание не и которые обозначают в сочетании с частицей, что действие не доведено до конца:

Записываем: недосмотреть за ребенком (допустить упущение при надзоре) - не досмотреть спектакль до конца (не закончить смотреть); Безработные постоянно недоедали. - Дети часто не доедали за обедом свой суп .

Упражнение №4. Придумайте и запишите три предложения с НЕ с глаголами по теме «Каникулы». (Примерные предложения: На каникулах мы не ходим в школу. Дома мы не сидим за уроками, а бегаем на улице. Мы не решаем задачи, не пишем диктанты, не выполняем упражнений. Зато мы вовсю отдыхаем, играем и веселимся.)

Упражнение№5. Слушаем загадки, отгадываем. Записываем только НЕ с глаголами.

Чтобы осень не промокла, не раскисла от воды, превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады (мороз). Он всюду, в поле и в саду, но в дом не попадет. И никуда я не пойду, покуда он идет (дождь). Бежит, бежит, не выбежит. Течет, течет, не вытечет (река). Всегда во рту, а не проглотишь (язык). Сроду он не ест, не пьет, песни звонкие поет. И с урока на урок подает свой голосок (звонок). Овсом не кормят, кнутом не гонят. А как пашет – семь пудов тащит (трактор).

    Контроль знаний.

Тест.

1 вариант

    Выберете слитное написание НЕ с глаголом:

А) (не)живет В) (не)моет

С) (не)сдобровать D ) (не)узнаю

    Укажите раздельное написание НЕ с глаголом:

А) (не)здоровится В) (не)волить

С) (не)взлюбить D ) (не)выпить

    В словах (не)истовствовать, (не)навидеть, (не)годовать – НЕ пишется…

А) слитно В) раздельно

С) через дефис

    (Не)заморозил пишется…

А) слитно В) раздельно

    Укажите неверное написание НЕ с глаголом:

А) не прочитал В) не зашить

С) недоумевать D ) невыполнить

Вариант/№

    Домашнее задание.

§§64, 94, упражнение 991 (995), знать ответы на вопросы на стр. 288 (287).

    Подведение итогов урока.

Приложение №1.

НЕ с гла гол ами пиш ется раз дель но!

Использованная литература:

    Сабитова З.К., Павленко В.К. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. – Алматы: «Атам ұ ра», 2010.

    Гетманова В.С. Волшебное путешествие в страну знаний. – Шымкент: «Шикула и К», 2007

    http://nachalka.uz/publications/183_poslovicy_i_pogovorki_na_vse_pravila_russkogo_yazyka.html

    http://claw.ru/book11/017.htm

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо