Почему человеку нельзя разговаривать с самим собой. Особенности вербальной коммуникации

Раздумья вслух наедине с собой совершенно не говорят о том, что вы сошли с ума. Как это не покажется странным, подобные беседы могут принести ощутимую пользу. Мы расскажем о том, почему так важно хотя бы иногда вслух порассуждать с самим собой.

Давно подмечено, что разговоры вслух это одна из характерных примет умнейших людей. Многих гениев отличала такая особенность. Это подтверждается не только историческими фактами, но отражено и в произведениях литературы, живописи, и даже в научных трудах. Известно, Альберт Эйнштейн рассуждал вслух при обдумывании своих теорий, Иммануил Кант говорил: «Мыслить - значит говорить с самим собой… слышать самого себя».

Что это за явление и для чего оно нужно человеку? Оказывается, почти всем людям свойственно разговаривать вслух с самим собой. И это случается довольно часто – хотя бы один раз в несколько дней. Психологи из американского Университета Висконсин-Медисон утверждают, что такая привычка не является отклонением, а наоборот, позитивно сказывается на работе мозга.

Оставшись сам с собою, присмотрись к обоим.
Станислав Ежи Лец

Если тебе скучно наедине с собой, значит, ты в дурном обществе.
Жан-Поль Сартр

В результате разговоров вслух человека с самим собой, мозг начинает работать более эффективно, и поэтому человек:

1. Может быстрее найти предметы

Был проведен эксперимент, в котором участникам предложили найти утерянные предметы. Подобная деятельность, по мнению исследователей, провоцирует людей на разговоры с самим собой. При выполнении задания одна группа должна была помалкивать, а участники второй группы могли рассуждать с самим собой без ограничений. В итоге, вторая группа справилась с заданием более успешно, ее участники быстрее нашли потерянные вещи. Ученые объясняют это тем, что речь существенно увеличивает внимание, ускоряет восприятие и мыслительный процесс, что помогает мозгу быстрее найти нужное решение.

Проговаривая название предмета и рассуждая с самим собой о своих предыдущих действиях, мы активизируем не только работу памяти, но и лучше концентрируемся.

2. Быстрее учится и быстрее соображает

Давно замечено, что математическая (например) задача, прочитанная вслух самим учеником, решается быстрее. Дело в том, что задействуются два канала восприятия – аудиальный и визуальный, плюс – чтение вслух несколько медленнее, чем чтение «про себя», и таким образом мозг лучше воспринимает условие задачи и решение приходит быстрее. Поэтому, дети в процессе обучения, часто проговаривают и повторяют то, что они делают. Это дает возможность запомнить на будущее способы решения тех проблем, что возникают.

При повторении вслух учебного материала происходит тоже самое, – мозг лучше усваивает и запоминает информацию (за счет нескольких каналов восприятия), происходит ее структурирование, а также развиваются и приспосабливаются артикуляционные мышцы к произнесению новых слов, что облегчает воспроизведение на уроке выученного материала. В результате, улучшается память, развивается речь и вербальное оперирование сложными понятиями.

3. Успокаивается, успешно организовывает и структурирует мысли

В минуты эмоционального напряжения (а иногда и в спокойном состоянии) мысли человека беспорядочно скачут и мечутся, в голове полная неразбериха. Проговаривание в слух того, что волнует, тормозит процесс беспокойства, замедляет бег мыслей. Это позволяет успокоиться и прояснить мысли. Ведь в спокойном состоянии легче разложить все по полочкам, прийти к разумному, хоть временами и непростому, решению.

4. Быстрее достигает цели

Хоть раз в жизни каждый из нас говорил себе: «всё, с понедельника начинаю новую жизнь – сажусь на диету, учу английский, иду в спортзал». Но хоть раз в жизни, каждый из нас так ничего и не предпринимал. Но если мы договорились бегать по утрам со своим другом-приятелем, то от договора отступить уже сложнее.

Проговаривая вслух намеченные цели мы договариваемся сами с собой начать что-то делать, мы берем на себя своеобразные обязательства, нарушить которые уже труднее. Вот так интересно работает психика.

В то же время, обсуждая с собой каждый шаг, мы подготавливаем мозг и психику, тем самым снимаем внутреннее сопротивление и облегчаем себе задачу, делаем всё менее сложным, более ясным и конкретным. У нас меньше уходит сил на борьбу с собой, значит остаётся больше энергии для достижения цели, это дает возможность видеть вещи в перспективе, тверже и увереннее двигаться вперед.

5. Избавляется от одиночества

Мысли вслух произносятся чаще всего, когда человек один в помещении. Если человек одинок или не привык находиться один, то это один из бессознательных способов избавиться от одиночества.

6. Избавляется от неуверенности в себе

Проговаривая вслух произошедшие события, человек успокаивается и начинает анализировать. Такие монологи помогают снять эмоциональное напряжение, скоординировать действия и привести в порядок мысли. Но самое главное, они помогают услышать себя, а не только принимать негативное мнение окружающих. А также, прийти к выводу, что не все так плохо, как показалось в первый момент.

Читайте также:

Причина возникновения внутренней речи

Внутренние диалоги, говорятся они вслух или нет, – это нормально. Ученые предполагают, что человек разговаривает сам с собой, в среднем, около 70% всего времени. Как же возникло подобное общение с самим собой, откуда берется наш внутренний голос, причем такой как он есть?

1. Негативный внутренний диалог. Если родители считают, что ребенка надо держать в «ежовых рукавицах», постоянно делать замечания, запрещать, ругать и наказывать, то и внутренний голос будет рассказывать вам, что вы неумеха, лентяй, растяпа или неудачник. Такие дети часто вырастают пессимистичными, неинициативными, неуверенными в себе, агрессивными, и даже неудачниками. По мнению ученых, чаще всего подобный внутренний голос у ребенка формируют люди, несущие в реальной жизни негатив и осуждение.

Но есть и хорошая новость! Она состоит в том, что свой внутренний голос можно перенастроить на позитивную стратегию. И наконец услышать похвалу и поддержку от самого себя. Как же работать над собой?

Во-первых, научиться вовремя отключать внутренний голос, особенно тогда, когда вы начинаете не просто себя ругать, а просто «грызть» за оплошность. Для этого нужно постараться сосредоточиться, например, на одновременном отслеживании ощущений в трех различных точках тела, или воспринимать три звука из вашего окружения. При такой загрузке сознания внутреннему голосу с негативной информацией будет вас не достать.

Во-вторых, научиться позитивно подходить к себе. На собственную критику в свой адрес научитесь задавать себе вопрос: «А что хорошего и позитивного было в том, что я сделал или в том, что произошло. Неужели было все так безнадежно?». Научитесь видеть и ценить все сто ящее, что есть у вас. Оценивая событие, в первую очередь думать о том, а что было сделано правильно и хорошо? И тогда у внутреннего критика-ругателя не будет власти над вами.

2. Позитивный внутренний диалог. Если от родителей ребенок будет слышать в свой адрес, что его любят и им дорожат, ему оказывают поддержку и предлагают помощь, или если это по силам – призывают решить проблему самому, а затем высказывают содержательную похвалу (например, «как ты аккуратно и быстро сделал!», а не просто – «молодец!»), то и внутренний голос будет поддерживающим, ободряющим, конструктивным и настраивающим на поиск решения возникших задач или проблем.

Внутренний голос, основанный на высокой, но адекватной самооценке, основанный на любви, поддержке и самоуважении, поможет в достижении намеченных целей, создании внутренней гармонии, спокойствия, увеличения внутренней силы. Наш внутренний диалог должен помогать в личной жизни, работе и в процессе саморазвития. Он должен быть кратким и конструктивным, не запугивать, не навевать тревогу, не вводить в панику, не снижать самооценку. А также, уметь вовремя замолчать, чтобы не отвлекать от окружающего мира и реальной жизни.

Патология

Все вышесказанное, конечно, не относится к патологическим состояниям, когда человек разговаривает с невидимым собеседником, тем более, если это длится продолжительное время. Такое странное поведение близкого человека должно насторожить, это повод обязательно обратиться за профессиональной помощью. Тем более, что это не насморк – само не пройдет. Будьте здоровы!

В психологии внутренний диалог - это одна из форм мышления, процесс общения человека с самим собой. Он становится результатом взаимодействия разных эго-состояний: «ребенка», «взрослого» и «родителя». Внутренний голос часто критикует нас, дает советы, апеллирует к здравому смыслу. Но прав ли он? T&P узнали у нескольких человек из разных областей, как звучат их внутренние голоса, и попросили психолога это прокомментировать.

Внутренний диалог не имеет ничего общего с шизофренией. Голоса в голове есть у всех: это мы сами (наша личность, характер, опыт) говорим с собой, ведь наше Я состоит из нескольких частей, а психика устроена весьма сложно. Мышление и рефлексия невозможны без внутреннего диалога. Не всегда, впрочем, он оформлен как беседа, и не всегда часть реплик как бы произносят голоса других людей - как правило, родных близких. «Голос в голове» также может звучать как собственный, а может «принадлежать» совсем постороннему человеку: классику литературы, любимому певцу.

С точки зрения психологии внутренний диалог представляет проблему, только если он так активно развивается, что начинает мешать человеку в повседневной жизни: отвлекает его, сбивает с мысли. Но чаще этот молчаливый разговор «с самим собой» становится материалом для анализа, полем для поиска больных мест и испытательным полигоном для развития редкой и ценной способности - понимать и поддерживать себя самого.

Роман

социолог, маркетолог

Мне сложно выделить какие-то характеристики внутреннего голоса: оттенки, тембр, интонации. Я понимаю, что это мой голос, но слышу его совсем по-другому, не так, как остальные: он более гулкий, низкий, грубоватый. Обычно во внутреннем диалоге я представляю себе действующую ролевую модель какой-то ситуации, скрытую прямую речь. Например, - что бы я сказал той или иной публике (притом, что публика может быть очень разной: от случайных прохожих до клиентов моей компании). Мне их нужно убедить, донести до них свою мысль. Обычно я также проигрываю интонации, эмоции и экспрессию.

В то же время, как таковой дискуссии нет: есть внутренний монолог с размышлениями вроде: «А что, если?». Бывает ли, что я сам называю себя идиотом? Бывает. Но это не осуждение, а, скорее, нечто среднее между досадой и констатацией факта.

Если мне нужно стороннее мнение, я меняю призму: например, стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии. По звучанию голоса классиков ничем не отличаются от моего: я вспоминаю именно логику и «оптику». Ярко чужие голоса я различаю только во сне, и они точно моделируются реальными аналогами.

Анастасия

специалист препресса

В моем случае внутренний голос звучит как мой собственный. В основном, он говорит: «Настя, перестань», «Настя, не тупи» и «Насть, ты дура!». Этот голос появляется нечасто: когда я чувствую себя несобранной, когда собственные действия вызывают у меня недовольство. Голос не сердитый - скорее, раздраженный.

Я ни разу не слышала в мыслях ни маминого, ни бабушкиного, ни чьего-либо еще голоса: только свой. Он может меня ругать, но в определенных рамках: без унижений. Этот голос, скорее, как мой тренер: нажимает на кнопки, которые побуждают меня к действию.

Иван

киносценарист

То, что я слышу мысленно, не оформлено как голос, однако я опознаю эту личность по строю мыслей: она похожа на мою мать. И даже точнее: это «внутренний редактор», который объясняет, как сделать так, чтобы понравилось матери. Для меня как для потомственного киношника это нелестное название, поскольку в советские годы для творческого человека (режиссера, писателя, драматурга) редактор - это туповатый ставленник режима, не очень образованный работник цензуры, упивающийся собственной властью. Неприятно осознавать, что подобный тип в тебе цензурирует мысли и подрезает крылья творчеству во всех областях.

Многие свои комментарии «внутренний редактор» дает по делу. Однако вопрос заключается в цели этого «дела». Он, если резюмировать, говорит: «Будь как все и не высовывайся». Он кормит внутреннего труса. «Нужно быть отличником», потому что это избавляет от проблем. Это всем нравится. Он мешает понять, чего хочу я сам, нашептывает, что комфорт - это хорошо, а остальное потом. Этот редактор на самом деле не дает мне быть взрослым в хорошем смысле этого слова. Не в смысле унылости и отсутствия пространства игры, а в смысле зрелости личности.

Я слышу внутренний голос, в основном, в ситуациях, которые напоминают мне о детстве, или когда необходимо прямое проявление творческой составляющей и фантазии. Иногда я поддаюсь «редактору», а иногда нет. Самое главное - вовремя распознать его вмешательство. Потому что он хорошо маскируется, прикрываясь псевдологичными умозаключениями, которые на самом деле не имеют смысла. Если я его опознал, то пытаюсь понять, в чем проблема, чего хочу я сам и где правда на самом деле. Когда этот голос, например, мешает мне в творчестве, я стараюсь остановиться и выйти в пространство «полной пустоты», начав все с начала. Сложность заключается в том, что «редактора» бывает сложно отличить от простого здравого смысла. Чтобы сделать это, нужно послушать интуицию, отойти от смысла слов и понятий. Часто это помогает.

Ирина

переводчик

Мой внутренний диалог оформлен как голоса бабушки и подруги Маши. Это люди, которых я считала близкими и важными: у бабушки я жила в детстве, а Маша оказалась рядом в сложное для меня время. Бабушкин голос говорит, что у меня кривые руки и что я неумеха. А голос Маши повторяет разные вещи: что я снова связалась не с теми людьми, веду неправильный образ жизни и занимаюсь не тем, чем нужно. Они обе всегда осуждают меня. При этом голоса появляются в разные моменты: когда у меня что-то не получается - «говорит» бабушка, а когда у меня все получается и мне хорошо - Маша.

Я реагирую на появление этих голосов агрессивно: стараюсь заставить их умолкнуть, мысленно спорю с ними. Я говорю им в ответ, что лучше знаю, что и как делать со своей жизнью. Чаще всего у меня получается переспорить внутренний голос. Но если нет, я чувствую себя провинившейся, и мне плохо.

Кира

редактор прозы

Мысленно я иногда слышу голос матери, который осуждает меня и обесценивает мои достижения, сомневается во мне. Этот голос всегда бывает мною недоволен и говорит: «Да ты что! Ты в своем уме? Займись лучше прибыльным делом: ты должна зарабатывать». Или: «Ты должна жить, как все». Или: «У тебя ничего не получится: ты никто». Он появляется, если мне предстоит совершить смелый шаг или пойти на риск. В таких ситуациях внутренний голос как бы пытается за счет манипуляции («мама расстроена») склонить меня к максимально безопасному и максимально непримечательному образу действий. Чтобы он был доволен, я должна быть незаметной, старательной, и всем нравиться.

Также я слышу и свой собственный голос: он называет меня не по имени, а прозвищем, которое придумали мои друзья. Обычно он звучит немного раздраженно, но дружелюбно, и говорит: «Так. Прекрати», «Ну что ты, детка» или «Все, давай». Он побуждает меня сосредоточиться или начать действовать.

Илья Шабшин

психолог-консультант, ведущий специалист «Психологического центра на Волхонке»

Вся эта подборка говорит о том, о чем психологи хорошо знают: у большинства из нас очень силен внутренний критик. Мы общаемся сами с собой в основном на языке негатива и грубых слова, методом кнута, и навыков самоподдержки у нас практически нет.

В комментарии Романа мне понравился прием, который я бы даже назвал психотехникой: «Если мне нужно стороннее мнение, я стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии». Этот прием могут использовать люди разных профессий. В восточных практиках даже существует понятие «внутреннего учителя» - глубинного мудрого внутреннего знания, к которому можно обращаться, когда тебе трудно. У профессионала за плечами обычно есть та или иная школа или авторитетные фигуры. Представить себе одну из них и спросить, что бы сказал или сделал он, - это продуктивный подход.

Наглядная иллюстрация к общей теме - это комментарий Анастасии. Голос, который звучит, как собственный, и говорит: «Настя, ты дура! Не тупи. Перестань», - это, конечно, по Эрику Берну, Критикующий Родитель. Особенно плохо, что голос появляется, когда она чувствует себя «несобранной», если собственные действия вызывают недовольство, - то есть, когда, по идее, человека как раз надо поддержать. А голос вместо этого утаптывает в землю… И хотя Анастасия пишет, что он действует без унижений, это небольшое утешение. Может, как «тренер» он нажимает не на те кнопки, и побуждать себя к действиям стоит не пинками, не упреками, не оскорблениями? Но, повторюсь, такое взаимодействие с собой - это, к сожалению, типично.

Побудить себя к действию можно, сначала убрав страхи, сказав себе: «Настя, все в порядке. Ничего страшного, мы сейчас разберемся». Или: «Вот, смотри: получилось хорошо». «Да ты молодец, ты справишься!». «А вспомни, как тогда ты здорово все сделала?». Такой метод подойдет любому человеку, который склонен себя критиковать.

В тексте Ивана важен последний абзац: здесь описывается психологический алгоритм борьбы с внутренним критиком. Пункт первый: «Распознать вмешательство». Такая проблема возникает часто: нечто негативное маскируется, прикрываясь полезными утверждениями, проникает человеку в душу и наводит там свои порядки. Дальше включается аналитик, пытаясь понять, в чем проблема. По Эрику Берну, это взрослая часть психики, рациональная. У Ивана даже есть авторские приемы: «выйти в пространство полной пустоты», «послушать интуицию», «отойти от смысла слов и все понять». Отлично, так и нужно! На основе общих правил и общего понимания о том, что происходит, необходимо находить свой подход к происходящему. Как психолог я аплодирую Ивану: он хорошо научился говорить с собой. Ну, а то, с чем он борется, - классика: внутренний редактор - это все тот же критик.

«В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде»

У Ивана есть и еще одно интересное наблюдение: «Нужно не высовываться и быть отличником». То же самое отмечает и Кира. Ее внутренний голос также говорит, что она должна быть незаметной и всем нравиться. Но этот голос вводит свою, альтернативную логику, поскольку, можно либо быть самым лучшим, либо не высовываться. Однако такие утверждения взяты не из реальности: все это внутренние программы, психологические установки из разных источников.

Установка «не высовываться» (как и большинство других) берется из воспитания: в детском и подростковом возрасте человек делает выводы о том, как ему жить, дает себе инструкции на основе того, что слышит от родителей, воспитателей, учителей.

В этой связи печально выглядит пример Ирины. Близкие и важные люди - бабушка и подруга - говорят ей: «У тебя кривые руки, и ты неумеха», «ты неправильно живешь». Возникает замкнутый круг: бабушка осуждает ее, когда что-то не получается, а подруга - когда все хорошо. Тотальная критика! Ни когда хорошо, ни когда плохо, нет никакой поддержки и утешения. Всегда минус, всегда негатив: или ты неумеха, или с тобой еще что-нибудь не так.

Но Ирина молодец, она ведет себя как боец: заставляет голоса умолкнуть или спорит с ними. Так и надо действовать: власть критика, кем бы он ни был, нужно ослаблять. Ирина говорит, что чаще всего голоса получает переспорить, - по этой фразе можно предположить, что соперник сильный. И в этом плане я бы предложил ей попробовать другие способы: во-первых (поскольку она слышит это как голос), представить себе, что он исходит из радио, и она поворачивает ручку громкости в сторону минимума, так что голос затихает, его становится хуже слышно. Тогда, вероятно, его власть ослабеет, и его станет легче переспорить, - или даже просто отмахнуться от него. Ведь такая внутренняя борьба создает довольно большое напряжение. Тем более, Ирина пишет в конце, что чувствует себя провинившейся, если не получается переспорить.

Негативные представления глубоко проникают в нашу психику на ранних этапах ее развития, особенно легко - в детстве, когда они исходят от больших авторитетных фигур, с которыми, по сути, спорить невозможно. Ребенок маленький, а вокруг него - огромные, важные, сильные хозяева этого мира - взрослые, от которых зависит его жизнь. Тут особенно не поспоришь.

В подростковом возрасте мы также решаем сложные задачи: хочется показать себе и другим, что ты уже взрослый, а не маленький, хотя на самом деле в глубине души понимаешь, что это не совсем так. Многие подростки становятся ранимыми, хотя внешне выглядят колючими. В это время утверждения о себе, о своей внешности, о том, кто ты и какой, западают в душу и позже становятся недовольными внутренними голосами, которые ругают и критикуют. Мы разговариваем с собой так плохо, так гадко, как никогда не стали бы говорить с другими людьми. Другу ты ни за что не скажешь ничего подобного, - а в твоей голове твои голоса по отношению к тебе запросто себе это позволяют.

Чтобы корректировать их, прежде всего, нужно осознать: «Не всегда то, что звучит в моей голове, - это дельные мысли. Там могут оказаться мнения и суждения, просто усвоенные когда-то. Они мне не помогают, мне это не полезно, и ни к чему хорошему их советы не ведут». Нужно научиться их распознавать и разобраться с ними: опровергнуть, приглушить или другим способом убрать из себя внутреннего критика, заменив его на внутреннего друга, оказывающего поддержку, особенно, когда плохо или трудно.

В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде. А нужно культивировать в себе вместо самокритики здоровую самоподдержку. Конечно, рисовать вокруг собственной головы нимб святости не нужно. Нужно, когда сложно, уметь себя подбодрить, поддержать, похвалить, напомнить себе об успехах, достижениях и сильных сторонах. Не унижать себя как личность. Говорить себе: «В конкретной области, в конкретный момент я могу сделать ошибку. Но к моему человеческому достоинству это не имеет отношения. Мое достоинство, мое положительное отношение к себе как к человеку - это незыблемый фундамент. А ошибки - это нормально и даже хорошо: я извлеку из них урок, буду развиваться и двигаться дальше».

Иконки: Justin Alexander from the Noun Project

Почему люди разговаривают сами с собой? Чтобы понять причины этого, необходимо сначала выделить то, как именно говорят люди:

  • Ведут молча внутренний диалог с собой.
  • Разговаривают с собой вслух.
  • Беседуют с несуществующим собеседником извне или внутри себя.

Внутренний молчаливый диалог с самим собой.

Это явление совершенно нормально для любого человека, а особенно для замкнутого и молчаливого по своему психотипу интроверта. Замкнутый в себе интроверт неохотно контактирует с внешним миром и не позволяет никому постороннему вмешиваться в свою личную жизнь. Поэтому, живя в своем собственном внутреннем мире, интроверт молча ведет диалоги с самим собой.

Но внутренние диалоги ведут и не . Беседа с собой начинается в детстве, когда ребенок уже способен обращать внимание на свои внутренние психологические процессы, и продолжается до конца жизни. По З.Фрейду внутренняя речь представляет собой разговор между тремя составляющими психики человека — Эго (осознаваемая и осмысляемая часть), Ид (запретная и вытесняемая сознанием часть) и Супер-Эго (все проявления Сверх-Я). Поэтому суть внутреннего диалога — это диалог нашего осмысленного сознания с бессознательной его частью, цензором которого является Сверх-Я. В процессе внутреннего диалога происходит договоренность между этими тремя структурами психики, способствующая процессу непрерывного развития личности.

В сложных жизненных моментах внутренний диалог помогает человеку принять правильное решение для выхода из сложившейся ситуации.

Разговор с самим собой вслух.

Беседовать с самим собой можно и вслух. Иногда люди это делают от чувства одиночества, тоски и безысходности. Разговор вслух заменяет человеку реальное общение с людьми, поэтому при появлении настоящих собеседников проходит и потребность разговаривать с собой вслух.

В результате многочисленных исследований ученых-психологов выяснилось, что в других ситуациях разговаривать с собой вслух полезно для улучшения мозговой деятельности. Проговаривая вслух проблему, человек стимулирует работу мозга и быстрее справляется с поставленной перед ним задачей. Ученые объясняют это тем, что речь способна значительно усилить мозговую активность, улучшить процессы восприятия и усвоения информации. Особенно это актуально для такого типа людей, как аудиал, воспринимающий окружающую действительность на слух.

Таким образом, разговор с самим собой в любой форме — молча или вслух, очень помогает в решении задач различного содержания и сложности.

Разговор вслух с невидимым собеседником.

Вид такой беседы во всеуслышание, как и у окружающих людей вызывают по меньшей мере сильное удивление. Странно видеть человека, увлеченно беседующего с каким-то невидимым собеседником. Причем слова воображаемого собеседника могут исходить для него не только извне. Прислушиваясь к постороннему голосу внутри себя, человек отвечает вслух… прислушивается — и снова отвечает. Чем объяснить такое странное поведение?

ФОТО Getty Images

Каждый из нас когда-нибудь да разговаривает сам с собой. Напрягите свое воображение, и вы услышите приглушенный хор шепчущих – восхваляющих или бичующих себя. Есть мнение, что мышление как таковое – это форма разговора с самим собой, рассказывает колумнист Сара Слоат (Sarah Sloat). Короче говоря, мы познаем сами себя так же, как узнаем других людей, – с помощью диалога.

Вот какое определение разговору с самим собой дает исследующий эту тему психолог Джеймс Харди (James Hardy): «Диалог, с помощью которого индивид интерпретирует свои чувства и представления, регулирует и меняет оценочные суждения и убеждения, дает самому себе инструкции и подбадривает себя».

Некоторые психологи полагают, что наше «Я» состоит из двух частей: одна из них контролирует наш разум и восприятие, а другая просто действует. Разговор с самим собой может стать мостиком между этими двумя частями.

Эти разговоры могут быть исключительно полезны или же вредны, в зависимости от того, как вы к этому подходите. У каждого эти беседы ведутся на свой лад, но вот три приема, которые могут превратить их в полезное упражнение.

Ты, а не я

Имеет значение, обращаетесь ли вы к себе на «ты» или говорите «я». Лучше обращаться к себе, используя местоимение не первого, а второго лица, то есть называть себя «ты» и к тому же по имени. Изменив таким образом обращение к себе, мы можем лучше регулировать свое поведение, мысли и чувства. Говоря себе «ты» или называя себя по имени, мы создаем необходимую психологическую дистанцию, позволяющую рассуждать о происходящем с нами как бы немного со стороны. Такой прием также позволяет снизить стресс у людей, страдающих социофобией, и помогает успокоиться, когда вы обдумываете события постфактум.

Будьте с собой помягче

Диалог с собой создает пространство для рефлексии, но не всегда она нам на пользу. Лучший вариант – это подбадривать себя. Доказано, что попытки мотивировать себя, например, помогают спортсменам поддерживать необходимый уровень энергии и повышают выносливость. Позитивные разговоры с собой улучшают настроение и эмоционально поддерживают нас. И наоборот, разговор с собой в критическом ключе, как показывают исследования, снижает самооценку и повышает вероятность повторения таких же разговоров в будущем. Психологи утверждают, что человек способен выбирать, как ему мыслить, и во многом это зависит от того, как мы с собой говорим. Поэтому для вашего благополучия важно, чтобы вы хотя бы разговаривали с собой по-доброму.

Использовать в экстренных ситуациях

Внутренний голос помогает нам контролировать свое импульсивное поведение. Например, когда мы говорим себе: «Просто возьми и сделай это!» или: «Даже не смотри на этот кусок пирога!» Участников эксперимента просили нажимать на кнопку, если они увидят определенный символ. При этом они должны были все время повторять одно и то же слово, что делало невозможным внутренний диалог. В этом случае они вели себя намного более импульсивно и хуже себя контролировали, чем в другой части эксперимента, где ничто не мешало звучать их внутреннему голосу.

Считается также, что внутренний диалог помогает, когда вы учите что-то новое. Ключ к успеху тут в том, чтобы ваши утверждения были короткими, четкими и не противоречили одно другому. Психолог Антонис Хатциджеорджиадис (Antonis Hatzigeorgiadis), изучающий этот вопрос, поясняет: «Беседуя с самим собой, вы стимулируете и направляете свои действия, а потом оцениваете результаты».

Но, наверное, самое ценное то, что разговоры с собой формируют самоконтроль и мотивацию, необходимые для успеха. Если мы говорим себе, что можем быть успешными, шансы добиться успеха значительно повышаются.

Подробнее см. на сайте сервиса Inverse.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва