Педагогика и психология. Григорович, Л.А

Учебник представляет собой краткое и комплексное изложение содержания психологии и педагогики, которые всегда были и остаются одними из важнейших наук о человеке. Именно эти дисциплины разрабатывают пути социализации людей, намечают направления и способы вхождения детей в мир взрослых, то есть отвечают на жизненно важный вопрос о том, каким должен и может стать человек, как его обучить и воспитать, способствовать его духовному развитию, самореализации, преодолению возрастных и ситуативных кризисов, возникающих на его жизненном пути.Содержание курса «Психология и педагогика»

Является основой культуры, необходимой для человека в любой области его деятельности.

Для студентов, аспирантов непсихологических факультетов вузов.

Доп. информация :

Предисловие. 9

Часть I. ПЕДАГОГИКА

Глава 1. Общие основы педагогики 13

1.1. Объект, предмет, задачи и функции педагогики 13

1.2. Методология и методы педагогической науки 15

1.3. Основные понятия педагогики 24

Вопросы и задания 32

Примерные темы рефератов 32

Литература 32

Глава 2. История становления педагогической науки и практики

2.1. Становление педагогической науки

2.2. Современная структура педагогики 42

2.3. Связь педагогики с другими науками 46

Вопросы и задания 47

Примерные темы рефератов 48

Литература 48

Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 49

3.1. Цели и задачи образования 49

3.2. Образовательная система России 51

3.4. Современные тенденции развития образования 67

Вопросы и задания 73

Примерные темы рефератов 73

Литература 73

Глава 4. Педагогическая деятельность. 74

4.1. Психологическая природа педагогической деятельности 74

4.2. Стиль педагогической деятельности 78

4.3. Педагогические способности 81

4.4. Педагогические умения 82

4.5. Педагогическая культура 86

Примерные темы рефератов 89

Литература 89

Глава 5. Воспитание как процесс интериоризации социокультурных ценностей 90

5.1. Воспитание и социализация 90

5.2. Теории воспитания 92

5.3. Самовоспитание 94

5.4. Методы воспитания 95

Примерные темы рефератов 113

Литература 113

Глава 6. Общие положения дидактики 114

6.1. Цели, задачи, функции и принципы обучения 114

6.2. Теории обучения 117

6.3. Формы организации обучения 122

6.4. Методы обучения 129

6.5. Учебная мотивация как необходимое условие успешного обучения. . . 132

Вопросы и задания 137

Примерные темы рефератов 137

Литература 137

Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 138

7.1. Семья как социальный институт 138

7.2. Детско-родительские отношения и стили семейного воспитания. . . . 141

7.3. Нарушения в детско-родительских отношениях 147

7.4. Воспитание в семьях, где родители являются педагогами 152

7.5. Роль семьи в развитии личности ребенка 155 Вопросы 158

Примерные темы рефератов 158

Литература 159

Глава 8. Управление педагогическими системами 160

8.1. Государственный характер управления системой образования 160

8.2. Функции и управленческая культура руководителя 163

8.3. Педагогический анализ, планирование и контроль как основные направления управления педагогическими системами 165

8.4. Роль организации в управлении 170

Вопросы и задания 173

Примерные темы рефератов 173 Литература 173

Часть II. ПСИХОЛОГИЯ

Глава 1. Предмет психологии, ее методология и методы 177

1.1. Предмет психологии. Связь психологии с другими науками 177

1.2. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологической науки 179

I 1.3. Методы психологии 191

Вопросы и задания 196

Примерные темы рефератов 197

Литература 197

Глава 2. История развития психологической науки 198

2.1. Этапы развития психологии 198

2.2. Возникновение ассоцианизма 205

2.3. Методологический кризис 209

2.4. Характеристика основных психологических школ 215

Вопросы и задания 235

Примерные темы рефератов. 235

Литература 235

Глава 3. Психика и организм 236

3.1. Первые исследования биологических оснований психики 236

3.2. Эволюционная теория Ч.Дарвина 240

3.3. Психофизиология органов чувств, психофизика и психометрия 241

3.4. Теория доминанты 244

3.5. Теории рефлекса 245

Вопросы 249

Примерные темы рефератов. 249

Литература 249

Глава 4, Развитие психики 250

4.1. Развитие психики в филогенезе. 250

4.2. Причины возникновения сознания. Его уровни и структура 252

4.3. Развитие психики в онтогенезе. 259

Вопросы 270

Примерные темы рефератов. 270

Литература 270

Глава 5. Поведение и деятельность. 271

5.1. Активность и ее виды 271

5.2. Теория деятельности Рубинштейна - Леонтьева 272

5.3. Исследования поведения в бихевиоризме. 276

Вопросы 281

Примерные темы рефератов 282

Литература 282

Глава 6. Когнитивные процессы 283

6.1. Ощущения и восприятие 283

6.2. Память 295

6.3. Мышление. 305

6.4. Воображение 321

6.5. Мышление и речь. 325

6.6. Внимание. 332

Вопросы 335

Примерные темы рефератов. 335

Литература 336

Глава 7. Мотивация и эмоции 337

7.1. Психология мотивации, ее общая характеристика 337

7.2. Эмоциональные процессы 340

7.3. Воля 359

Вопросы 362

Примерные темы рефератов. 362

Литература 363

Глава 8. Индивидуальность и личность 364

8.1. Общая характеристика понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» 364

8.2. Индивидуальность. Индивидуальные качества и стиль деятельности человека 366

8.3. Основные теории личности 379

8.4. Проблема личности в современной психологии 426

Вопросы 434

Примерные темы рефератов 434

Литература 434

Глава 9. Общие вопросы социальной психологии 435

9.1. Общение. 435

9.2. Малая группа. Общая характеристика групповой динамики 447

Вопросы 453

Примерные темы рефератов 454

Литература 454

Практические задания 455

Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М., 2003.

Уровни методологии педагогики

Структура методологического знания может быть представлена четырьмя уровнями (по Э.Г. Юдину): философским, который представлен общими принципами познаний и категориальным строем науки в целом; общенаучным, который содержит теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин; конкретно-научным, который представлен совокупностью методов, принципов исследования, в конкретной специальной научной дисциплине; технологическим, который включает в себя методику и технику исследования, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его обработку.

Философский уровень

Создание педагогических теорий базируется на философских моделях описания мира. Кратко обозначим те основные положения философских направлений, которые наиболее часто лежат в основе педагогических теорий.

1. Неотомизм. Основатель этого направления - известный средневековый философ Фома Аквинский в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Он утверждал, что, собирая эмпирические данные, наука все равно не способна раскрыть сущность мира, а высшая истина постигается только путем приближения к Богу, только ≪сверхразумом≫. Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающего поколения и считают, что вся система образования должна быть направлена на развитие ≪досознательного≫ стремления приблизиться к Богу.

2. Позитивизм и неопозитивизм. Большая часть представителей этого философского направления - крупные ученые-естественники. Для позитивистов верным и испытанным является только то,что получено с помощью количественных методов. Абсолютизируя методы естественных наук, перенося их в область педагогики, неопозитивисты отдают приоритет в процессе обучения не его содержанию, а методам познания, считая, что главное ≪не знание, а методы их приобретения≫. Основной недостаток педагогики этого философского направления видят в том, что в ней доминируют бесполезные (с их точки зрения) идеи и абстракции, а не реальные факты.

3. Прагматизм. Главное понятие - ≪опыт≫, а познание действительности сводится к индивидуальному опыту человека. Отрицая наличие объективного научного знания, прагматисты утверждают, что всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека и полезно для него. Основателем прагматической педагогики является американский ученый Дж. Дьюи, который выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей, возбуждение интереса как мотива учения ребенка, увеличение практических методов при обучении и др. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса, считал, что цель образования сводится к процессу ≪самовыявления≫ данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей. Рассматривая вопросы нравственного воспитания, прагматисты утверждали, что человек не должен руководствоваться в своем поведении заранее сформулированными нормами и правилами, он должен вести себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха.


4. Диалектический материализм. Крупнейшие его представители К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику. Основные положения этого научного направления сводятся к следующему:

Материя первична, сознание вторично, оно возникает в результате развития материи и является его продуктом;

Явления объективного мира и сознания взаимосвязаны и взаимозависимы и, следовательно, причинно обусловлены;

Все предметы и явления находятся в движении, развитии и изменении.

Педагогика, построенная на методологии диалектического материализма, считает личность объектом и субъектом общественных отношений, предполагает, что ее развитие определено внешними социальными обстоятельствами и природой человеческого организма. Воспитанию отводится решающая роль в развитии личности, а само воспитание рассматривается как сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Важным для этого подхода представляется необходимость рассматривать личность и деятельность в единстве.

5. Экзистенциализм. Основное понятие этого философского наблюдения - существование (экзистенция) - индивидуальное бытие человека, погруженного в свое Я. Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта.

Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Окружающий мир таков, каким его воспринимает внутреннее Я каждого человека. Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Считая, что ценность знаний определяется важностью их для конкретной личности, представители этого научного подхода предлагали учителю предоставлять ученикам полную свободу в освоении этих знаний. Ученик сам должен определять смысл вещей и явлений, при этом ведущую роль, с точки зрения экзистенциалистов, играет не разум, а чувства и вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

Общенаучный уровень

Общенаучная методология может быть представлена двумя подходами: системным и аксиологическим. Системный подход отражает общую связь и взаимообусловленность процессов и явлений окружающей действительности. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Такой подход требует реализации принципа единства педагогической теории и практики. Педагогическая практика является критерием истинности научных знаний и источником новых фундаментальных проблем, требующих теоретического исследования. Теория дает основы для выбора оптимальных и эффективных практических решений, а также разрабатывает новые концепции и модели, нуждающиеся в экспериментальной практической проверке.

Аксиологический подход - основание новой методологии педагогики. Он присущ гуманистической педагогике, которая рассматривает человека как высшую цель общества и самоцель общественного развития. Следовательно, аксиология, будучи более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.

Смысл аксиологического подхода можно раскрыть через систему аксиологических принципов:

Равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;

Равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционным и новаторским;

Экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.

Аксиологический подход предполагает, что одна из важнейших задач педагогики - это изучение отношения к человеку как к субъекту познания общения и творчества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, рассматриваясь как основное средство гуманистической сущности человека.

Конкретно-научный уровень

Конкретно-научный уровень включает в себя следующие подходы.

1. Личностный подход- ориентация при конструировании и реализации педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития творческого потенциала и способностей человека, создание для этого соответствующих условий.

2. Деятелъностиый подход - рассмотрение деятельности как основы, средства и решающего условия развития личности. Уже во время обучения необходимо в меру возрастных особенностей вовлекать детей в разнообразные виды деятельности (познание, труд, общение), организовывать полноценную в социальном отношении жизнедеятельность детей.

3. Полисубъектный (диалогический) подход- ориентация на то, что сущность человека значительно сложнее и разностороннее, чем его деятельность. Активность личности, ее потребности в саморазвитии происходят в условиях взаимоотношений с другими людьми.

Диалог с другим - то самое реальное поле взаимодействия, где эти потребности удовлетворяются. Личностный, деятельностный и полисубъектный подходы составляют основу методологии гуманистической педагогики.

4. Культурологический подход рассматривает культуру как универсальную характеристику деятельности, социальную среду и направленность ее ценностных типологических особенностей.

5. Этнопедагогический подход проявляется в единстве интернационального, национального и индивидуального.

6. Антропологический подход - системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

Технологический уровень

Этот уровень включает в себя методику и технологию педагогических исследований, обеспечивающих получение и анализ достоверного эмпирического материала.

Критерии оценки:

Структурированность текстов;

Осознанность и адекватность понимания текстов;

Терминологическая корректность выступления;

Аргументированность суждений выводов;

Наличие подготовленной визуальной информации;

Активность участия в дискуссии.

Требования к отчету: текстовые материалы и выступление на занятии в соответствии с критериями.

Основная литература:

1. Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. специальностям / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; ред. Н. М. Борытко. - М. : AcademiA, 2009.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2009.

3. Педагогика: учеб. для студ. вузов / Под ред. Л. П. Крившенко. - М. : Проспект, 2008.

4. Педагогика: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Высшее образование, 2007.

5. Подласый И.П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. - 2-е изд., доп. - М. : Юрайт: Высшее образование, 2010.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для вузов. 3-е изд. – М., Академия, 2008.

Дополнительная литература:

1. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" ; "Педагогика" / Н.М.Борытко; под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2008.

2. Борытко Н.М. Методология и методы психолого- педагогических исследований: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2009.

3. Голованова Н.Ф. Общая педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. Ф. Голованова. - СПб. : Речь, 2005.

4. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. Пособие. – М., Гардики, 2003.

5. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология" / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 5-е изд., испр. - М. : AcademiA, 2008.

6. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: учебное пособие / Г. М. Коджаспирова. - 3-е изд. - М. : АЙРИС ПРЕСС, 2008.

7. Коржуев А.В. Научное исследование по педагогике: теория, методология, практика / А. В. Коржуев, В. А. Попков. - : Академический проект; М. : Трикста, 2008.

8. Краевский В.В. Методология педагогики: Новый этап: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по педагогическим спец. / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - 2-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2008.

9. Петрусевич А.А. Диагностика в педагогическом исследовании: монография / А. А. Петрусевич, Н. К. Голубев; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009.

10. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по педагог. спец. / А. В. Хуторской. - М. : AcademiA, 2008.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

М.: Гардарики, 2003 - 480 с.

Отражается современное состояние педагогики и психологии, в частности подходы и концепции, наиболее распространенные как в отечественной, так и в зарубежной науке. Структура и содержание учебного пособия соответствуют государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования второго поколения по дисциплине "Педагогика и психология". Книгу дополняют практические задания и глоссарий. Высокая культура и одновременно простота изложения материала помогают оптимальному его усвоению.

Для студентов высших учебных заведений, педагогов и психологов.

Формат: pdf / zip

Размер: 2,27 Мб

Предисловие. 9

Часть I. ПЕДАГОГИКА

Глава 1. Общие основы педагогики 13

1.1. Объект, предмет, задачи и функции педагогики 13

1.2. Методология и методы педагогической науки 15

1.3. Основные понятия педагогики 24

Вопросы и задания 32

Примерные темы рефератов 32

Литература 32

Глава 2. История становления педагогической науки и практики

2.1. Становление педагогической науки

2.2. Современная структура педагогики 42

2.3. Связь педагогики с другими науками 46

Вопросы и задания 47

Примерные темы рефератов 48

Литература 48

Глава 3. Образование как глобальный объект педагогики 49

3.1. Цели и задачи образования 49

3.2. Образовательная система России 51

3.4. Современные тенденции развития образования 67

Вопросы и задания 73

Примерные темы рефератов 73

Литература 73

Глава 4. Педагогическая деятельность. 74

Отдохни - посмотри картинки,приколы и смешные статусы

Разные афоризмы

Хорошее отношение к покупателю заканчивается вместе с его деньгами.

Цитаты и Статусы со смыслом

Вот раньше презерватив стоил три копейки... А пирожок с повидлом - пять... Это ж как на восемь копеек погулять можно было!

Приколы из школьных сочинений

Hа новогодней елке нас угощали конфетами и хлопушками.

Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М., 2003.

Уровни методологии педагогики

Структура методологического знания может быть представлена четырьмя уровнями (по Э.Г. Юдину): философским, который представлен общими принципами познаний и категориальным строем науки в целом; общенаучным, который содержит теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин; конкретно-научным, который представлен совокупностью методов, принципов исследования, в конкретной специальной научной дисциплине; технологическим, который включает в себя методику и технику исследования, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его обработку.

Философский уровень

Создание педагогических теорий базируется на философских моделях описания мира. Кратко обозначим те основные положения философских направлений, которые наиболее часто лежат в основе педагогических теорий.

1. Неотомизм. Основатель этого направления - известный средневековый философ Фома Аквинский в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Он утверждал, что, собирая эмпирические данные, наука все равно не способна раскрыть сущность мира, а высшая истина постигается только путем приближения к Богу, только ≪сверхразумом≫. Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающего поколения и считают, что вся система образования должна быть направлена на развитие ≪досознательного≫ стремления приблизиться к Богу.

2. Позитивизм и неопозитивизм. Большая часть представителей этого философского направления - крупные ученые-естественники. Для позитивистов верным и испытанным является только то,что получено с помощью количественных методов. Абсолютизируя методы естественных наук, перенося их в область педагогики, неопозитивисты отдают приоритет в процессе обучения не его содержанию, а методам познания, считая, что главное ≪не знание, а методы их приобретения≫. Основной недостаток педагогики этого философского направления видят в том, что в ней доминируют бесполезные (с их точки зрения) идеи и абстракции, а не реальные факты.

3. Прагматизм. Главное понятие - ≪опыт≫, а познание действительности сводится к индивидуальному опыту человека. Отрицая наличие объективного научного знания, прагматисты утверждают, что всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека и полезно для него. Основателем прагматической педагогики является американский ученый Дж. Дьюи, который выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей, возбуждение интереса как мотива учения ребенка, увеличение практических методов при обучении и др. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса, считал, что цель образования сводится к процессу ≪самовыявления≫ данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей. Рассматривая вопросы нравственного воспитания, прагматисты утверждали, что человек не должен руководствоваться в своем поведении заранее сформулированными нормами и правилами, он должен вести себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает достижению личного успеха.

4. Диалектический материализм. Крупнейшие его представители К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику. Основные положения этого научного направления сводятся к следующему:

Материя первична, сознание вторично, оно возникает в результате развития материи и является его продуктом;

Явления объективного мира и сознания взаимосвязаны и взаимозависимы и, следовательно, причинно обусловлены;

Все предметы и явления находятся в движении, развитии и изменении.

Педагогика, построенная на методологии диалектического материализма, считает личность объектом и субъектом общественных отношений, предполагает, что ее развитие определено внешними социальными обстоятельствами и природой человеческого организма. Воспитанию отводится решающая роль в развитии личности, а само воспитание рассматривается как сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Важным для этого подхода представляется необходимость рассматривать личность и деятельность в единстве.

5. Экзистенциализм. Основное понятие этого философского наблюдения - существование (экзистенция) - индивидуальное бытие человека, погруженного в свое Я. Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта.

Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Окружающий мир таков, каким его воспринимает внутреннее Я каждого человека. Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Считая, что ценность знаний определяется важностью их для конкретной личности, представители этого научного подхода предлагали учителю предоставлять ученикам полную свободу в освоении этих знаний. Ученик сам должен определять смысл вещей и явлений, при этом ведущую роль, с точки зрения экзистенциалистов, играет не разум, а чувства и вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

Общенаучный уровень

Общенаучная методология может быть представлена двумя подходами: системным и аксиологическим. Системный подход отражает общую связь и взаимообусловленность процессов и явлений окружающей действительности. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Такой подход требует реализации принципа единства педагогической теории и практики. Педагогическая практика является критерием истинности научных знаний и источником новых фундаментальных проблем, требующих теоретического исследования. Теория дает основы для выбора оптимальных и эффективных практических решений, а также разрабатывает новые концепции и модели, нуждающиеся в экспериментальной практической проверке.

Аксиологический подход - основание новой методологии педагогики. Он присущ гуманистической педагогике, которая рассматривает человека как высшую цель общества и самоцель общественного развития. Следовательно, аксиология, будучи более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.

Смысл аксиологического подхода можно раскрыть через систему аксиологических принципов:

Равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;

Равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционным и новаторским;

Экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.

Аксиологический подход предполагает, что одна из важнейших задач педагогики - это изучение отношения к человеку как к субъекту познания общения и творчества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, рассматриваясь как основное средство гуманистической сущности человека.

Конкретно-научный уровень

Конкретно-научный уровень включает в себя следующие подходы.

1. Личностный подход- ориентация при конструировании и реализации педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития творческого потенциала и способностей человека, создание для этого соответствующих условий.

2. Деятелъностиый подход - рассмотрение деятельности как основы, средства и решающего условия развития личности. Уже во время обучения необходимо в меру возрастных особенностей вовлекать детей в разнообразные виды деятельности (познание, труд, общение), организовывать полноценную в социальном отношении жизнедеятельность детей.

3. Полисубъектный (диалогический) подход- ориентация на то, что сущность человека значительно сложнее и разностороннее, чем его деятельность. Активность личности, ее потребности в саморазвитии происходят в условиях взаимоотношений с другими людьми.

Диалог с другим - то самое реальное поле взаимодействия, где эти потребности удовлетворяются. Личностный, деятельностный и полисубъектный подходы составляют основу методологии гуманистической педагогики.

4. Культурологический подход рассматривает культуру как универсальную характеристику деятельности, социальную среду и направленность ее ценностных типологических особенностей.

5. Этнопедагогический подход проявляется в единстве интернационального, национального и индивидуального.

6. Антропологический подход - системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

Технологический уровень

Этот уровень включает в себя методику и технологию педагогических исследований, обеспечивающих получение и анализ достоверного эмпирического материала.

Критерии оценки:

Структурированность текстов;

Осознанность и адекватность понимания текстов;

Терминологическая корректность выступления;

Аргументированность суждений выводов;

Наличие подготовленной визуальной информации;

Активность участия в дискуссии.

Требования к отчету: текстовые материалы и выступление на занятии в соответствии с критериями.

Основная литература:

1. Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. специальностям / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; ред. Н. М. Борытко. - М. : AcademiA, 2009.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2009.

3. Педагогика: учеб. для студ. вузов / Под ред. Л. П. Крившенко. - М. : Проспект, 2008.

4. Педагогика: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Высшее образование, 2007.

5. Подласый И.П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. - 2-е изд., доп. - М. : Юрайт: Высшее образование, 2010.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для вузов. 3-е изд. – М., Академия, 2008.

Дополнительная литература:

1. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" ; "Педагогика" / Н.М.Борытко; под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2008.

2. Борытко Н.М. Методология и методы психолого- педагогических исследований: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2009.

3. Голованова Н.Ф. Общая педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. Ф. Голованова. - СПб. : Речь, 2005.

4. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. Пособие. – М., Гардики, 2003.

5. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология" / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 5-е изд., испр. - М. : AcademiA, 2008.

6. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: учебное пособие / Г. М. Коджаспирова. - 3-е изд. - М. : АЙРИС ПРЕСС, 2008.

7. Коржуев А.В. Научное исследование по педагогике: теория, методология, практика / А. В. Коржуев, В. А. Попков. - : Академический проект; М. : Трикста, 2008.

8. Краевский В.В. Методология педагогики: Новый этап: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по педагогическим спец. / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - 2-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2008.

9. Петрусевич А.А. Диагностика в педагогическом исследовании: монография / А. А. Петрусевич, Н. К. Голубев; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009.

10. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по педагог. спец. / А. В. Хуторской. - М. : AcademiA, 2008.

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо