Памятка для постящихся: что нарушает и не нарушает пост.

Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ, отвечает на вопросы читателей и советует, как правильно провести оставшиеся недели поста.

Роберт Ляйнвебер. Отречение Петра

– Не стоит из-за этого сильно расстраиваться. Как сказано в слове святителя Иоанна Златоуста, которое будет читаться на Пасху: «…Кто замедлил до девятого часа, – пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь. Кто успел прийти только в одиннадцатый час, – пусть и тот не страшится за своё промедление. Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печётся; и тому даёт, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь, и расположение хвалит. Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые, и вторые получите награду».

Это не значит, что Златоуст поощряет безразличное отношение к посту. Надо помнить, что главная цель поста не в том, чтобы сделать нас святыми и праведными (для этого не хватит и целой жизни), а в том, чтобы каждый увидел свои грехи. Нет разницы, когда это прозрение произойдет: в начале поста или в самом его конце, но главное, чтобы оно произошло. Преимущество того, кто соблюдает весь пост, лишь в том, что если он сразу увидит свои грехи, то у него больше времени на борьбу с ними и больше шансов одержать победу; соответственно, он может более глубоко и осознанно воспринять Пасхальную радость. Если человек увидит свои грехи уже на самом закате поста, то и ему не нужно отчаиваться. Главное, чтобы он был готов принять в дом своей души Воскресшего Спасителя. Не видящему свои грехи, не чувствующему, что он погибает, даже если он сохраняет весь пост, как замечает святитель Игнатий (Брянчанинов), Спаситель не нужен.

– Очень хочется правильно поститься, но не получается. Как это исправить? И, самое главное, где обрести силы и мотивацию? Как не забросить пост?

– Поститься не получается у того, повторюсь, кто не чувствует своей духовной болезни, не осознает, что он злой, завистливый, распутный, скупой, хитрый и коварный человек и от этого каждый день сам погибает и других тянет за собой в погибель. Кто хотя бы немного видит свои недостатки, у того, естественно, возникает желание при помощи поста и молитвы от них избавиться. Для такого человека пост не в тягость, а в радость; он не только не тяготится, а наоборот, скорбит, что время сугубого воздержания скоро заканчивается. Забрасывают пост или всячески его послабляют лишь те, кто допускает в душу помыслы самодовольства, после чего лишаются помощи благодати Божией и им становится очень тяжело соблюдать пост. Ведь зачем пост тому, кто и без него считает себя хорошим человеком? А устоять против этих самодовольных помыслов человеку, достигшему определенных успехов в своей жизни, не так просто. Если он не будет регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин, то эти помыслы берут над ним верх.

Особенно это заметно в протестантских и сектантских деноминациях. Не потому ли эти люди отпали от Единой Святой Соборной Церкви, что не старались увидеть свои грехи и не боролись с ними? Сейчас они предпочитают в своей жизни руководствоваться внешней добропорядочностью. Порядок – это хорошо. Но Господь хочет от нас большего: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною...» (Мф. 16:24). Без подражания и сораспятия Христу христианин остается таковым лишь по имени. Не потому ли христианство в Европе ныне переживает кризис, многие храмы из-за низкой посещаемости приходится сдавать в аренду под офисы и гостиницы или закрывать? В результате постепенно все более набирают силу и вытесняют расслабленное протестантское и католическое христианство нехристианские восточные религии, живущие по ветхозаветному закону «Око за око, зуб за зуб» или по языческому принципу «Прав тот, на чьей стороне власть, деньги и физическая сила».

Записала Наталья Горошкова

Хвала Аллаху.

Всевышний Аллах заповедал поститься самым совершенным образом и в соответствии с совершенной мудростью. Он приказал постящемуся соблюдать умеренный вид поста, который не вредит человеку, и во время которого человек не употребляет (не совершает) деяний, нарушающий пост.

Поэтому, действия, нарушающие пост, бывают двух видов.

К первому виду относятся те, которые опустошают человека: половой акт, намеренная рвота, менструация и кровопускание. Выход этих веществ из человеческого тела делает его слабым. Чтобы постящийся не чувствовал слабость из-за выхода этих веществ в добавок к обычной слабости, которую он испытывает из-за поста, Всевышний Аллах постановил, что эти действия портят пост. Ведь в противном случае пост человеку нанес бы вред и вышел бы за пределы умеренности.

Ко второму виду относятся те действия, которые наполняют человека: еда и питье. Если постящийся человек станет принимать пищу, то он не достигнет той цели, той мудрости, которые предполагает сам пост. См.: Маджму‘у-ль-фатауа Ибн Теймийи (Т. 25. С. 248).

Всевышний Аллах перечислил основы всех действий, нарушающих пост в Своих словах:

فَالآنَ بَاشِرُوهُنَّ وَابْتَغُوا مَا كَتَبَ اللَّهُ لَكُمْ وَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمْ الْخَيْطُ الأَبْيَضُ مِنْ الْخَيْطِ الأَسْوَدِ مِنْ الْفَجْرِ ثُمَّ أَتِمُّوا الصِّيَامَ إِلَى اللَّيْلِ

Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи (сура аль-Бакара , аят 187).

В этом благородном аяте Аллах упомянул основу действий, нарушающих пост, - принятие пищи, питье и половой акт. Остальные виды действий, нарушающие пост, перечислил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в своей Сунне.

Действий, нарушающих пост, семь:

1. Половой акт.

2. Намеренное семяизвержение.

3. Пища и питье.

4. Принятие того, что играет роль пищи или питья.

5. Выход крови посредством кровопускания или подобного.

6. Намеренная рвота.

7. Выход крови из-за менструации или послеродового кровотечения.

Во-первых: половой акт.

Это самое тяжелое по греховности действие из действий, что нарушают пост.

Если постящийся намеренно совершил половой акт (генитальный контакт) днём в Рамадан, то пост его испортится, даже если семяизвержения не произошло. Этот человек должен покаяться Аллаху, завершить пост этого дня, а после возместить пост этого дня и искупить свой грех (каффара). Доказательство этому в хадисе от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что однажды к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел человек и сказал: Посланник Аллаха, я пропал! Пророк спросил его: Что же тебя погубило? Тот ответил: Я совершил половой акт со своей женой в Рамадан . Пророк спросил: Сможешь ли ты освободить раба? Мужчина ответил: Нет . Можешь ли ты поститься на протяжении двух месяцев подряд? Тот ответил: Нет . Можешь ли ты найти пищу, чтобы накормить шестьдесят бедняков? Тот ответил: Нет (аль-Бухари № 1936 и Муслим № 1111).

Искупление обязательно только в том случае, когда пост нарушен половым актом.

Во-вторых: намеренное семяизвержение.

Намерение семяизвержение при помощи руки или пр.

Доказательством тому, что рукоблудие нарушает пост, служат слова Всевышнего Аллаха, которые переданы в священном хадисе: Он (то есть постящийся) оставляет свою еду, питье и желание ради Меня (аль-Бухари № 1894 и Муслим № 1151).

Человек, который намеренно совершил семяизвержение днём в Рамадан, должен покаяться в своем поступке, соблюдать пост до конца дня и возместить этот день после.

Если же человек приступил к рукоблудию, но дело не дошло до семяизвержения, то он обязан покаяться. Однако пост его остается верным, так как семяизвержения не произошло, и поэтому он не обязан возмещать этот день. Постящийся человек должен стараться отдалиться от всего, что соблазняет его, и отгонять все непристойные мысли.

Что же касается выхода предэякулята, то, в соответствии с верным мнением, это не портит пост.

В-третьих: пища и питье.

Под этим подразумевается принятие пищи и питья, то есть попадание их в желудок через рот. А также, если пища попала в желудок через носовую полость. Это тоже считается принятием пищи и еды.

Поэтому Полощи свой нос максимально хорошо, если только ты не соблюдаешь пост (ат-Тирмизи № 788). Аль-Альбани в Сахих ат-Тирмизи (№ 631) сказал, что хадис достоверный.

Если бы попадание в желудок воды через нос не нарушало пост, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не запретил бы чрезмерность при полоскании носа.

В-четвертых: принятие того, что играет роль пищи или питья.

К этому относятся два случая.

1.Если во время поста человеку проводят вливание крови. Например, человеку провели экстренное вливание крови. В подобном случае пост нарушается, так как в кровь поступают все вещества из пищи и питья.

2. Если во время поста человеку делают питательную инъекцию, при помощи которой он может обходиться без пищи и питья. В этом случае инъекция играет роль пищи и питья, как об этом сказал шейх Ибн ‘Усеймин в Маджалис шахр рамадан (С. 70).

Что же касается инъекций, которые не замещают пищу и питье, но являются лекарственными средствами (пенициллин, инсулин или стимулирующие препараты, или прививки), то они не нарушают пост как в случае, если они вводятся внутривенно, так и в случае внутримышечного введения. Об этом сказал Мухаммад ибн Ибрахим в своих фетвах (Т. 4. С. 189). Но из предосторожности лучше сделать их на ночь.

Гемодиализ (аппарат-гемодиализатор называют искусственной почкой ), при котором из организма выводят кровь, а после очищения и добавления некоторых химических и питательных веществ (глюкоза, соли и пр.) возвращают ее в организм, нарушает пост. Подробнее в Фатауа-ль-ляджнати-д-даима (Т. 10. С. 19).

В-пятых: выход крови посредством кровопускания (ар. хиджама) или подобного.

Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Нарушается пост того, кто делает кровопускание, и того, кому его делают (Абу Дауд № 2367). Аль-Альбани в Сахих Аби Дауд (№ 2047) сказал, что хадис достоверен.

Донорство (сдача крови для другого) приравнивается к кровопусканию, так как это воздействует на тело так же, как и кровопускание.

Поэтому, постящемуся человеку нельзя становиться донором, если только это не случай крайней необходимости. Если же есть острая необходимость, то – можно, но человек, сдающий кровь, нарушает свой пост, поэтому после обязан его восполнить. Для подробной информации обратитесь к книге Ибн ‘Усеймина Маджалис шахр рамадан (С. 71).

Если у человека, соблюдающего пост, случилось кровоизлияние, то его пост остается верным. Так как это произошло не по его выбору. См.: Фатауа-ль-ляджнати-д-даима (Т. 10. С. 264).

Это касается и случаев, когда кровоизлияние происходит из-за того, что удалили зуб, или из-за раны, или если человек сдал кровь на анализ. В этих случаях пост не нарушается, так как это не является кровопусканием и не приравнивается к нему. Ведь в этом случае кровоизлияние не влияет на тело человека так, как кровопускание.

В-шестых: намеренная рвота.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Если рвота наступила непроизвольно, то не следует возмещать пост; если же рвота была вызвана сознательно, то пост необходимо возместить (ат-Тирмизи № 720). Аль-Альбани в Сахих ат-Тирмизи (№ 577) сказал, что хадис достоверный.

Ибн аль-Мунзир сказал: Все ученые единодушны в том, что пост человека, который намеренно вызвал рвоту, нарушается (Аль-мугни. Т. 4. С. 368).

Если человек намеренно вызвал рвоту при помощи пальца, или, надавив на живот, или намеренно послушал неприятный запах, или намеренно смотрел на то, что вызывает у него рвоту, то он обязан возместить пост этого дня.

Если у него расстройство желудка, то он не должен задерживать рвоту, так как это может причинить ему вред. Смотрите подробнее в книге Ибн ‘Усеймина Маджалис шахр рамадан (С. 71).

В-седьмых: выход крови из-за менструации или послеродового кровотечения.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Разве женщина, когда у неё наступает менструация, не оставляет молитву и пост (аль-Бухари № 304).

Когда женщина обнаруживает начало менструации или послеродового кровотечения, то пост её нарушается, даже если это произошло за мгновение до заката (до окончания поста).

Если же женщина чувствует, что скоро придёт менструация, но кровь появится только после заката, то пост её верен.

Если у женщины закончилась менструация или послеродовое кровотечение ночью, и она вознамерилась поститься, но не совершила полное омовение до рассвета, то большинство ученых считает пост её верным. См.: Фатху-ль-Бари (Т. 4. С. 148).

Женщине во время менструации лучше не принимать лекарства, которые предотвращают наступление менструаций, а довольствоваться тем, что предписал ей Аллах и не совершать то, что совершать в таком состоянии запретно. Пусть она подчиниться тому, что Аллах предписал ей разговляться, а после возместит пропущенные дни. Ведь так поступали матери правоверных. См. Фатауа-ль-ляджнати-д-даима (Т. 10. С. 151).

К тому же с медицинской точки зрения было доказано, что задерживание менструации причиняет вред женщине, и у многих женщин после случаются нарушения цикла по этой причине. Если же женщина примет лекарства, которые задерживают менструации, и менструации закончатся, то она считается чистой и может поститься.

Таковы все причины и действия, которые нарушают пост. Все они, кроме менструации или послеродовых кровотечений, нарушают пост, если:

· человек знал о том, что они нарушают пост;

· человек помнил и не забыл об этом;

· человек совершил эти действия по собственному выбору, а не под принуждением.

Упомянем некоторые действия, которые пост не нарушают: клизма, закапывание глазных и ушных капель, удаление зуба, лечение раны. См.: Ибн Теймийа. Маджму‘у фатауа. Т. 25. С. 233, 245.

Не нарушают пост таблетки для лечения стенокардии и пр., что ложатся под язык, если остерегаться и не глотать то, что выделяется; не портят пост гинекологический осмотр посредством рук, или зеркала, а также введение лосьона, суппозиториев и маточной спирали. Также не нарушают пост введение катетера в мочевой пузырь, или вещества для рентгена, или лекарства, или раствора для промывания мочевого пузыря. Не портят пост сверление зуба, его удаление, чистка зубов при помощи мисвака или зубной щетки, если остерегаться глотания веществ, которые достигают горла. А также полоскание рта и использование местного лечения ротовой полости, если избегать глотать то, что достигает горла. Также не нарушают пост вдыхание кислорода или анестезирующих газов, если больному не дают питательных растворов; то, что проникает в тело через кожу (крема, мази, медицинские пластыри с лекарственными или химическими веществами), введение катетера или тонкой трубки для осмотра артерий или лечения сердечнососудистых заболеваний и других болезней. Также не нарушает пост лапароскопия брюшной стенки, лечения внутренних органов или операции; взятие биопсии печени или других органов, если это не производится путем введения растворов; глотание гастроскопа, если это не сопровождается введением растворов или других веществ; а также введение каких-либо инструментов или лекарственных веществ и головной или спинной мозг.

А Аллаху Всевышнему ведомо лучше.

Для дополнительной информации обратитесь к книге Маджалис рамадан шейха Ибн ‘Усеймина, а также ознакомьтесь с брошюрой Семьдесят вопросов о посте , которая есть в разделе книг на сайте.

Начатый и по каким-либо причинам нарушенный день поста должен быть возмещен. Что касается нарушения поста в месяц Рамадан, то, в зависимости от вида нарушения, может одновременно потребоваться «када» (возмещение) и «каффарат» (искупление) , или же только возмещение.

Лексическое значение арабского слова «када» – выполнение чего-либо. В терминологии шариата это слово, помимо лексического, имеет значение «возмещение кем-либо не выполненного во время или начатого, но нарушенного поклонения, такого, как намаз, хадж или пост, осуществляемое в другое время» .

Лексическим значением слова «каффарат» является «укрытие, стирание» . В терминологии шариата это слово означает определенный набор действий, установленных Всевышним Аллахом, к которым прибегает человек с целью заслужить прощение Аллаха за некоторые совершенные грехи и ошибки.

Каффарат (искупление) за пост в Рамадан требуется в том случае, если человек без каких-либо уважительных причин, сознательно и по собственной воле нарушил начатый пост. В случае нарушения других постов вне месяца Рамадан каффарат не требуется.

Каффаратом (искуплением) за пост является освобождение раба, или соблюдение непрерывного поста в течение двух лунных месяцев, или кормление шестидесяти бедняков. Но вместо еды можно выплатить ее стоимость. Наряду с кафаратом необходимо также сделать покаяние и иметь твердое намерение не совершать подобного греха в будущем.

Шестидесятидневный пост, соблюдаемый в качестве каффарата, должен соблюдаться непрерывно, поэтому, если будет пропущен хотя бы один день, этот пост необходимо начать сначала.

За несколько дней поста, нарушенных в одном Рамадане или нарушенных в разные годы, достаточно одного искупления.

Теперь, после того как мы ознакомились со значением понятий «када» и «каффарат», перейдем к рассмотрению того, что нарушает, и того, что не нарушает пост. Действия, нарушающие пост будут рассмотрены в двух разделах:

первый – это действия, за совершение которых требуется возмещение и искупление;

второй – это действия, за совершение которых требуется только возмещение.

1. Действия, требующие «када» (возмещения) и «каффарат» (искупления):

Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто нарушит пост месяца Рамадан без уважительной причины, установленной Аллахом, не сможет возместить его, даже если весь год проведет в посте» (Абу Дауд, Сыям, 38).

Действия, входящие в эту категорию можно разделить на две группы:

а) Вступление в интимную связь

Вступление в интимную связь во время поста требует от обеих сторон возмещения и искупления. По этому поводу передается следующий хадис от Абу Хурайры (радыйаллаху ‘анху):

«Однажды мы сидели вместе с Посланником Аллаха, как вдруг к нам подошел один человек и сказал:

О Посланник Аллаха! Я погиб!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил:

Что случилось?

Я вступил с женой в интимную связь во время поста, - ответил тот. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил:

- Можешь ли ты держать пост два месяца подряд?

Нет, - ответил человек.

Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил:

- Можешь ли ты накормить шестьдесят бедняков?

Человек снова ответил:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) ничего не ответил ему. Прошло некоторое время, мы обсуждали происшествие, как вдруг вышел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) с корзинкой, полной фиников, и спросил:

- Где тот человек, который спрашивал меня?

Человек сказал:

Я здесь.

Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) сказал ему:

- Возьми это и раздай как садака.

В ответ человек сказал:

О Посланник Аллаха! Разве есть кто-то беднее меня? Клянусь Аллахом, в долине Медины нет более бедной семьи, чем моя.

В ответ на это Посланник Аллаха рассмеялся, так, что стали видны его зубы, а затем сказал:

Тогда возьми финики и угости ими свою семью.

(Бухари, Саум, 30; Хиба, 20; Нафака, 13, Каффарат, 2-4; Муслим, Сыйам, 81; Абу Дауд, Тахара, 123, Саум, 37; Тирмизи, Саум, 23).

Все мазхабы единодушны в отношении того, что интимная связь нарушает пост и требует как возмещения, так и искупления. Доказательством для всех служит этот хадис. В вопросе каффарата не существует другого доказательства, кроме этого хадиса.

б) Употребление пищи или того, что к ней относится.

Понятие «пища» включает в себя все виды продуктов питания, как готовых к употреблению, так и сырых; все виды сырого или сушеного мяса и мясную продукцию; все виды овощей и фруктов, а также зерновых, и те продукты, которые получены путем их переработки.

По мазхабу Ханафи, человек, нарушивший пост, употребив пищу или питье, подобен тому человеку, который нарушил свой пост, вступив в интимную связь.

2. Действия, требующие только «када» (возмещения).

Нижеперечисленные действия нарушают пост, требуя при этом только возмещения и не требуя искупления:

  • Употребление еды или питья по ошибке.
  • Сознательное проглатывание бумаги, ваты и им подобных предметов. Проглатывание данных предметов хоть и имеет внешнее сходство с приемом пищи, но при этом не имеет цели насыщения, поэтому в данной ситуации каффарат не требуется.
  • Проглатывание воды при полоскании носа или лекарства, положенного в дупло зуба.
  • Проглатывание больших частиц еды, оставшихся между зубами (большой считается частица размером с горошину).
  • Проглатывание чего-либо размером с пшеничное зернышко, попавшего в рот извне.
  • Прием пищи утром, полагая, что время сахура еще не прошло, или вечером, полагая, что время ифтара уже пришло. В данном случае речь идет о приеме пищи по ошибке.
  • Нарушение поста по принуждению.

Очень многие из нас виноваты в пренебрежении постами . Святая Церковь велит строго соблюдать посты. Это - верное средство смирить и уничтожить в нас чревоугодие, сие гнусное гибельное идолопоклонство. А кроме того, постами Церковь чтит и славит страдания Господа нашего Иисуса Христа, Пречистую Матерь Спасову, Воздвижение честного Креста, Усекновение главы Иоанна Предтечи. Верующий человек не может не отмечать эти спасительные дни и времена постом. А многие из вас совсем не постятся, да еще ссылаются на Священное Писание: «Не то, что входит в уста сквернит человека, но что из уст» (Мф. 15, 11). Вот и доказывают противники постов: «Ты лучше не ругайся, не злись, не насмехайся над человеком, вот тебе будет и пост». - Так это же совсем вещи разные. Насмехаться так и так нельзя, злобиться, гневаться, воздавать злом за зло. И плохо тот, конечно, держит пост, кто мяса во время поста не ест, а человеков угрызает. Но как же можно отметать пост, когда Спаситель Сам сказал: «Сей род (то-есть бесы) ничимже изгонится, токмо молитвою и постом» (Мф. 17, 21). Видите, есть только два средства против нечистой силы: молитва и пост . Как же их не употреблять? Как же можно не поститься? Как можно не слушаться Святой Матери нашей Церкви? Ведь «кому Церковь не мать, тому Бог не отец» , сказал святой священномученик Киприан; как же можно не слушаться Матери?

То правда, что скоромная пища сама по себе не сквернит человека. Младенца и в Страстную неделю не сквернит молоко, равным образом и того, кому врачи приказали по болезни ежедневно питаться молоком. Ведь то же самое молоко, например, творог или сыр, которые тебе сегодня есть нельзя, через сколько-то дней, после окончания поста - можно, оно не скверно, и не было скверно никогда. Но что поистине оскверняет человека? Помыслы, из сердца исходящие, вот они-то и оскверняют человека, как объяснил Сам Христос. Не молоко осквернит тебя, когда ты вкушаешь его без всякой уважительной причины среди поста, а вот именно твои кощунственные помыслы, твое пренебрежение к уставам Церкви, твои рассуждения осквернят: «подумаешь, пост, а кто ныне постит-то? Ты хорошим будь, никого не обижай, вот и пост!» Такие кощунственные помыслы, исходящие из грехолюбивого непокорного сердца человека, и оскверняют его! А больные, которым по нужде разрешается нарушение поста, должны нарушать его только по необходимости, с великой скорбью, и с ежедневным покаянным молитвословием: «Господи, прости меня окаянного, что по крайней нужде, по болезни, вынужден я нарушать пост святой. Ведь и болезнь моя от грехов моих произошла, как и вообще все болезни наши от грехопадения возникли. Прости меня, Боже, и укрепи здоровье мое, чтобы в будущем великая мне радость была - не нарушать вожделенного мне поста».

Согрешали объядением, раноядением, тайноядением, лакомством, кто чем. Кайтесь Богу и старайтесь каждый победить свою гибельную страсть к лакомству-ли, к перееданию-ли, все равно. Тем более, что лакомством ослабляется и изнеживается организм, а постоянным перееданием и вовсе разоряется. Главное же то, что обильно питаемое чрево, утучненная плоть вырабатывает множество веществ, забивающих и ум, и сердце, не дающих им нормально духовно действовать. Плоть одебелевает, делается хозяйкой в человеке, а она - падшая, имеющая в себе закон, противодействующий закону нашего ума, враждебный нашему духу и всему духовному. «Смотрите , предостерегает Господь, чтобы сердца ваши не отягощались объядением и пиянством, чтобы день тот не настиг вас внезапно» (Лук. 21, 34).

Пьянство же, которому так подвержены многие и многие из окружающих нас - смертный грех. «Не обманывайтесь, возлюбленные, - говорит Апостол, - ни воры, ни прелюбодеи, ни хищники, ни грабители, ни осквернители, ни пьяницы Царства Божия не наследят!» (1 Кор. 6, 9). Кто виноват в тяжком грехе пьянства, выбирайся из этого диавольского омута, пока не поздно, иначе вечная тебе погибель, вечные тебе мучения. И так страдают от вас, пьяниц, ваши жены и дети, когда вы без ума, напившись, их избиваете, когда вы проматываете деньги что на хлеб насущный. «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд!» (Ефес. 5, 18). Сколько всяких скверностей допущено людьми в пьяном виде, сколько убийств даже. Сколько пропито, сколько погублено сил, здоровья и самого пьяницы, и его родных. Сколько зачато детей в пьяном виде. Они - либо больные, либо хилые, либо уроды и дурачки с колыбели - ходят как живой позор и укор произведшим их на свет несчастным пьяницам. А эти последние гибнут, у них происходит, по выражению врачей, деградация личности , они сами на себя не похожи, потеряв свое человеческое достоинство. Как может такой спившийся человек управлять домом своим, чад иметь в послушании и наставлении, а ведь этого требует Господь с каждого мужа, отца, хозяина дома. Можно ведь в меру выпивать. Христос первое чудо в Кане Галилейской для веселия на законном браке сотворил, превратив шесть больших кувшинов воды в прекрасное вино, чтобы мы перестали пьянствовать, а все употребляли в меру.

Спи-ри-до-на Три-ми-фунт-ско-го († ок. 348 г.).

Этот весь-ма по-чи-та-е-мый в гре-че-ском и рус-ском Пра-во-сла-вии свя-той ро-дил-ся во вто-рой по-ло-вине III ве-ка на ост-ро-ве Кипр. Дол-гие го-ды он был про-стым пас-ту-хом, имел же-ну и де-тей. Все свои сред-ства он от-да-вал на нуж-ды ближ-них и стран-ни-ков. За это Гос-подь воз-на-гра-дил его да-ром чу-до-тво-ре-ния: он ис-це-лял неиз-ле-чи-мо боль-ных и из-го-нял бе-сов. По-сле смер-ти же-ны, в цар-ство-ва-ние им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ти-на Ве-ли-ко-го (306-337), Спи-ри-дон был из-бран епи-ско-пом го-ро-да Три-ми-фун-та, и в 325 го-ду при-ни-мал уча-стие в де-я-ни-ях I Все-лен-ско-го Со-бо-ра.

Скон-чал-ся свя-ти-тель Спи-ри-дон око-ло 348 го-да во вре-мя мо-лит-вы и по-гре-бён в Три-ми-фун-те в хра-ме Свя-тых Апо-сто-лов. По-след-ние его сло-ва бы-ли о люб-ви к Бо-гу и ближ-ним. В се-ре-дине VII ве-ка мо-щи свя-ти-те-ля пе-ре-не-се-ны в Кон-стан-ти-но-поль, а в 1453 го-ду - на ост-ров Керки ра в Иони-че-ском мо-ре (гре-че-ское на-зва-ние это-го ост-ро-ва - Ко рфу). Здесь, в од-но-имен-ном го-ро-де Кер-ки-ра (глав-ный го-род ост-ро-ва) и по-ныне со-хра-ня-ют-ся свя-тые мо-щи свя-ти-те-ля Спи-ри-до-на в хра-ме его име-ни (пра-вая ру-ка свя-ти-те-ля по-чи-ва-ет в Ри-ме). Пять раз в го-ду на ост-ро-ве со-вер-ша-ет-ся тор-же-ствен-ное празд-но-ва-ние его па-мя-ти.

На Ру-си по-чи-та-ние свя-ти-те-ля Спи-ри-до-на из-вест-но из-древ-ле. На-род, от-ме-чав-ший зна-чи-мые ка-лен-дар-ные ве-хи по цер-ков-но-му ка-лен-да-рю (дру-гих еще не бы-ло), на-зы-вал близ-кий ко дню па-мя-ти свя-то-го Спи-ри-до-на день Зим-не-го солн-це-во-ро-та, или «по-во-ро-та Солн-ца на ле-то», «Спи-ри-до-но-вым по-во-ро-том». (В скоб-ках за-ме-тим, что XX-XXI сто-ле-тии день его па-мя-ти по юли-ан-ско-му-ка-лен-да-рю - 12 де-каб-ря - при-хо-дит-ся на 25 де-каб-ря по гри-го-ри-ан-ско-му, то есть на аст-ро-но-ми-че-ски точ-ный день Зим-не-го солн-це-во-ро-та. Но в XXII ве-ке да-та сме-стит-ся на 26 де-каб-ря, в XXIII ве-ке - на 27 де-каб-ря и так - по всем дням го-до-во-го цик-ла; впро-чем, как и все празд-ни-ки, всё ещё от-ме-ча-е-мые у нас по ка-лен-да-рю Юлия Це-за-ря.)

Осо-бым по-чи-та-ни-ем свя-ти-тель Спи-ри-дон поль-зо-вал-ся в Ве-ли-ком Нов-го-ро-де и Москве, где в 1633 го-ду воз-двиг-ли храм его име-ни. В дру-гой сто-лич-ной церк-ви, Вос-кре-се-ния Слову ще-го (1629), на-хо-дят-ся две чти-мые ико-ны свя-ти-те-ля Спи-ри-до-на с ча-сти-цей его свя-тых мо-щей.

О жиз-ни свя-ти-те-ля Спи-ри-до-на со-хра-ни-лись цен-ные сви-де-тель-ства ви-зан-тий-ских ис-то-ри-ков вто-рой по-ло-ви-ны IV-V ве-ков - Со-кра-та Схо-ла-сти-ка, Со-зо-ме-на и Ру-фи-на, близ-ких к нему по вре-ме-ни и об-щав-ших-ся с его уче-ни-ка-ми и млад-ши-ми совре-мен-ни-ка-ми. Древ-ней-шее жи-тие свя-ти-те-ля Спи-ри-до-на на-пи-сал ям-би-че-ски-ми сти-ха-ми его уче-ник - свя-ти-тель Три-фил-лий, епи-ско-поп Ле-вкус-сии Кипр-ской († ок. 370). Его клас-си-че-ское жи-тие бы-ло на-пи-са-но в X ве-ке вы-да-ю-щим-ся ви-зан-тий-ским агио гра-фом (то есть «опи-са-те-лем свя-тых») Си-мео-ном Ме-та-фра стом.

В за-клю-че-ние этой крат-кой справ-ки при-во-дим сви-де-тель-ства о свя-том Спи-ри-доне пер-вых двух вы-ше-упо-мя-ну-тых ис-то-ри-ков. Вто-рой фраг-мент осо-бен-но ва-жен для по-ни-ма-ния ис-тин-но-го смыс-ла по-ста, ко-то-рый мно-гие сво-дят лишь к неукос-ни-тель-ной «пе-ре-ме-ной ра-ци-о-на», за-бы-вая, что де-ле-ние пи-щи на «чи-стую» (ко-шер-ную) и «нечи-стую» - это по-ня-тия вет-хо-за-вет-ные, обя-за-тель-ные толь-ко для иудея по ве-ре (при-чём, об-ре-зан-но-го). «Услышь-те и ура-зу-мей-те! Не то, что вхо-дит в уста, осквер-ня-ет че-ло-ве-ка; но то, что ис-хо-дит из уст, - это осквер-ня-ет че-ло-ве-ка», - чи-та-ем в Еван-ге-лии от Мат-фея (). Сло-ва Хри-ста об-ра-ще-ны не толь-ко к ис-ку-шав-шим Его фа-ри-се-ям, но и к их (воль-ным или неволь-ным) по-сле-до-ва-те-лям сре-ди хри-сти-ан.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

Приложение

1. Со-крат Схо-ла-стик. Цер-ков-ная ис-то-рия. Кн. I, гл. 12. «О кипр-ском епи-ско-пе Спи-ри-доне»:

«Те-перь о Спи-ри-доне. Этот пас-тырь об-ла-дал та-кой свя-то-стью, что удо-сто-ил-ся па-сти и лю-дей. По-лу-чив епи-скоп-ство над од-ним из го-ро-дов Ки-п-ра, по име-ни Три-ми-фунт, он в епи-скоп-ском сане, по ве-ли-ко-му сми-ре-нию, не пе-ре-ста-вал па-сти и овец. О нём со-хра-ни-лось мно-го рас-ска-зов, но, чтобы не уда-лить-ся от пред-по-ло-жен-но-го пред-ме-та, я при-пом-ню один или два.

Од-на-жды в пол-ночь во-ры во-шли по-ти-хонь-ку в ов-чар-ню и ста-ра-лись по-хи-тить овец. Но Бог, хра-ня-щий пас-ты-ря, со-хра-нил и овец его, - во-ры неви-ди-мою си-лою очу-ти-лись при-вя-зан-ны-ми к ов-чарне. Меж-ду тем на-ста-ло утро, и пас-тырь по-шёл к ста-ду; ко-гда же уви-дел он, что у хищ-ни-ков ру-ки свя-за-ны на-зад, тот-час узнал, что слу-чи-лось, и, по-мо-лив-шись, раз-вя-зал их и дол-го усо-ве-щи-вал, вну-шая им до-ста-вить се-бе про-пи-та-ние за-кон-ны-ми тру-да-ми, а не брать чу-жо-го без-за-кон-но. По-том, по-да-рив им ов-на и от-пус-кая их, лас-ко-во ска-зал: «Пусть же не на-прас-но бодр-ство-ва-ли вы». Это - од-но из чу-дес Спи-ри-до-на, а дру-гое бы-ло та-ко-во.

Бы-ла у него дочь де-ви-ца, на-сле-до-вав-шая на-бож-ность сво-е-го от-ца, по име-ни Ири-на. Кто-то зна-ко-мый от-дал ей для хра-не-ния дра-го-цен-ное укра-ше-ние, но она, при-знав без-опас-ней-шим хра-ни-ли-щем зем-лю, спря-та-ла взя-тую вещь в зем-ле и вско-ре по-том умер-ла. Через неко-то-рое вре-мя при-шёл тот, кто от-дал свою вещь и, не на-шед-ши уже де-ви-цы, при-сту-пил к от-цу - ча-стью с об-ви-не-ни-ем, ча-стью с прось-бою. Ста-рец, ко-то-рый утра-ту хо-зя-и-на укра-ше-ния по-чи-тал соб-ствен-ным несча-стьем, по-шёл на мо-ги-лу до-че-ри и мо-лил Бо-га, чтобы Он преж-де вре-ме-ни по-ка-зал обе-то-ван-ное вос-кре-се-ние. На-деж-да его не об-ма-ну-ла: де-ви-ца тот-час яви-лась от-цу жи-вою и, озна-чив ме-сто, где спря-та-ла укра-ше-ние, опять скры-лась. Та-кие-то му-жи си-я-ли в Церк-вах во вре-ме-на ца-ря Кон-стан-ти-на. Это я и сам слы-шал от мно-гих жи-те-лей Ки-п-ра, и чи-тал в ла-тин-ском со-чи-не-нии од-но-го пре-сви-те-ра Ру-фи-на».

2. Со-зо-мен. Цер-ков-ная ис-то-рия:

«На-доб-но знать и то, как он при-ни-мал стран-ни-ков», - пи-сал близ-кий к мо-на-ше-ским кру-гам Со-зо-мен, при-во-дя в сво-ей «Цер-ков-ной ис-то-рии» уди-ви-тель-ный при-мер из жиз-ни свя-ти-те-ля. - «Од-на-жды, по на-ступ-ле-нии Ве-ли-ко-го По-ста, в его дом по-сту-чал-ся стран-ник. Ви-дя, что пут-ник очень утом-лён, свя-той Спи-ри-дон ска-зал до-че-ри: «Об-мой но-ги это-му че-ло-ве-ку, да пред-ло-жи ему по-есть». Но, вви-ду по-ста, не бы-ло сде-ла-но нуж-ных за-па-сов, ибо свя-ти-тель «вку-шал пи-щу толь-ко в опре-де-лён-ный день, а в про-чие оста-вал-ся без пи-щи». По-это-му дочь от-ве-ти-ла, что в до-ме нет ни хле-ба, ни му-ки. То-гда свя-той Спи-ри-дон, из-ви-нив-шись пе-ред го-стем, при-ка-зал до-че-ри под-жа-рить быв-шее в за-па-се со-лё-ное сви-ное мя-со и, уса-див за стол стран-ни-ка, при-нял-ся за тра-пе-зу, убеж-дая то-го че-ло-ве-ка под-ра-жать се-бе. Ко-гда же по-след-ний, на-зы-вая се-бя хри-сти-а-ни-ном, от-ка-зал-ся, - свя-той Спи-ри-дон при-ба-вил: «Тем ме-нее на-доб-но от-ка-зы-вать-ся, ибо Сло-во Бо-жие го-во-рит: «Для чи-сто-го - всё чи-сто» ()».

Это сви-де-тель-ство о че-ло-ве-ко-лю-би-вом по-ступ-ке ис-тин-но-го хри-сти-а-ни-на, ка-ким был свя-той Спи-ри-дон, не нуж-да-ет-ся в ком-мен-та-ри-ях. Мож-но лишь за-дать-ся во-про-сом: мно-гие ли из на-ших «усерд-ных пост-ни-ков» по-сту-пи-ли бы так же как он, не убо-яв-шись «оско-ро-мить-ся» и «по-ру-шить» свои га-стро-но-ми-че-ские «за-слу-ги» пред Бо-гом?

При-ме-ча-ния

Свя-ти-те-ля-ми на-зы-ва-ют иерар-хов, то есть свя-щен-но-слу-жи-те-лей, име-ю-щих выс-ший цер-ков-ный сан - ар-хи-ерей-ский. Внут-ри этой выс-шей в Пра-во-сла-вии сте-пе-ни свя-щен-ства они под-раз-де-ля-ют-ся - по адми-ни-стра-тив-но-му прин-ци-пу - на епи-ско-пов, ар-хи-епи-ско-пов, мит-ро-по-ли-тов и, на-ко-нец, пат-ри-ар-хов (пер-вых сре-ди рав-ных). В гре-че-ской цер-ков-ной тра-ди-ции ар-хи-епи-скоп вы-ше мит-ро-по-ли-та.

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо