Основные причины движения воды в мировом океане. Движение воды в океане — морские волны, цунами, приливы и отливы

Урок географии в 6 классе.

Тема урока : Движение воды в океане .

Цель урока: познакомить с основными видами движения воды в Океане.

Задачи урока :

Выявить причины образования волн в Океане;

Формировать навыки работы с учебником;

Развивать навыки логического мышления;

Научить устанавливать причинно - следственные связи;

Прививать интерес к предмету «география» как науке о Земле.

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: ИКТ , географические атласы, раздаточный материал, фотографии, схемы, рисунки

Ход урока.

1. Вступительная часть.

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь;смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьешся, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу.

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Перед вами картины великого мариниста Айвазовского, его полотна выставлены в Третьяковской галерее. Морской стихии посвящал стихи великий русский поэт Василий Андреевич Жуковский. Слайды 1-2

Кто главный герой и картин и стихотворения? (море, вода)

Когда мы говорим о море или Океане прежде всего возникает мысленная картина непрерывной череды волн, приходящих из-за далекого загадочного горизонта и ритмично ударяющихся о берег то с угрожающим грохотом, то с тихим, усыпляющим плеском.

Мы продолжаем изучать Мировой Океан. Представьте себе Океан.

- Какие ассоциации вызывает у вас Океан ? (Океан большой, бескрайний. Большое количество воды. Вода движется. Другие ответы учащихся))

Итак, основной вид движения воды в Океане это волны.

Тема нашего урока : «Волны в Океане и стихийные бедствия, которые они могут вызваны».(записать в тетради)

Вы узнаете, какие бывают волны, почему они происходят.

2. Изучение нового материала.

- Зарисуйте в волну.

Обратите внимание на экран и на вопросы, которые я вам задаю.(из чего состоит волна? Что такое гребень, подошва? Как определить длину и высоту волны?) Кроме этого, перед вами ключевые слова в раскрытии нашей темы.

Волна состоит из:

Гребня (наивысшая точка волны);

Подошвы (самая низкая часть волны);

У волны можно определить высоту (расстояние от подошвы до гребня);

Длину волны (расстояние между гребнями).

Вывод: Основной вид движения воды в Океане - волна. Каждая волна состоит из гребня, подошвы, имеет высоту и длину .

-Обратите внимание на фотографии, которые вам предлагаются. Это персонажи нашего урока.

1.ветер

2.луна

3. вулкан

Вам предстоит определить их роль в образовании волн.

Работаем с учебником п.26. Это ваше д/з. Дома внимательно прочитайте текст, запомните выделенные слова. А сейчас отвечаете на мои вопросы.

-С помощью учебника с. 76 определите какие бывают волны они выделены курсивом? (Ветровые, цунами, приливы и отливы).

Данные занесите в таблицу. Работа в группах

Ветровые волны

Цунами

Приливы и отливы

Почему волны называются ветровыми ? (образуются под действием ветра)

Какие волны относятся к ветровым ?(зыбь, шторм, прибой)

Где образуются ветровые волны? (на поверхности Океана)

Что общего у ветровых волн ? (причина возникновения, строение)

4 .От чего зависят сила и высота волны? (от силы ветра и глубины моря )

5. В каком море, в Средиземном или в Беринговом при одинаковой силе ветра будет больше волна? (в Беринговом. Т. к. оно глубже).

Вывод: что такое ветровые волны? (самое распространенное движение воды в Океане, образуются под действием ветра на поверхности Океана. Размер ветровых волн зависит от силы ветра и глубины моря)

С. 78.

1.В результате чего образуются цунами ?(В результате подводных землетрясений, оползней и извержения подводных вулканов)

2 . С какой скоростью движется цунами

(700-800км/час)

3.Где больше высота цунами в открытом Океане или у побережья ? (высота волны возрастает у побережья).

Вывод: Что такое цунами? ( )

Коварство цунами состоит в том, что, будучи в открытом Океане они ничтожно малы по высоте (30 - 60 см). Докатившись до мелководья, они стремительно растут, достигая 20 - 30, а иногда и 40 м.Это примерно высота 10 этажного дома. Самое большое цунами последнего времени произошло 11 марта 2011г. Морская стихия обрушилась на Японские острова.За несколько часов погибло 15 840 человек, 3546 человек числятся пропавшими без вести. Для сравнения: население нашего поселка - 7 тыс. человекю

Вывод: Что такое цунами? ( волны огромной разрушительной силы, которые образуются в результате подводных землетрясений, оползней, подводных извержений вулканов, опасны у побережья )

С.79

1.Что такое приливы и отливы? (поднятия и опускания уровня воды)

2.Какие явления происходят во время приливов и отливов?( во время прилива вода покрывает часть суши, во время отлива - обнажает прибрежную часть)

3. Какова средняя продолжительность прилива или отлива? (Средняя продолжительность одного прилива или отлива - 6 часов)

Просмотрите видеофрагмент. Ответьте на вопрос в чем причина возникновения приливов и отливов? (взаимопритяжение Земли и Луны).

Вывод: Что такое приливы и отливы?

(Периодический подъем или опускание уровня воды в Океане, который возникает в результате взаимопритяжения Земли и Луны).

Люди научились использовать приливы и отливы. Построены электростанции, которые вырабатывают электроэнергию.

Волны в океане могут вызвать стихийные бедствия.

Что вы понимаете под этим выражением?

Какие природные явления, связанные с водой, можно отнести к стихийным бедствиям?

Можно ли предотвратить стихийные бедствия?

3. Физминутка. Физминутку можно провести имитируя движение волны. Учащиеся встают у своих парт, образуя ряды. По знаку учителя каждый ряд учащихся одновременно «выполняет роль» гребня или волны. Это можно проделать несколько раз, меняя роли учащихся. При этом следует объяснить детям, что именно так движется вода в океане. Она находится то на гребне волны, то у ее подошвы. Именно такие движения называются колебательными.

4. Рефлексия.

Установите причинно - следственные связи.

Свой ответ следует начать со слов «Так как…, то,)

-Существует взаимное притяжение Луны и Земли;

-Дуют ветры;

-Образуются цунами, волны огромной разрушительной силы;

-Образуются приливы и отливы;

-Происходят извержения подводных вулканов и моретрясения ;

-Образуются ветровые волны.

Учащиеся работают с текстом.

Заполните пропуски в тексте.

1. В безветренную погоду на море видна (…). От силы ветра зависит перерастет она в (…) или превратится в страшный (…).

2. Вот проложила свою дорожку Луна. Сила ее огромна. Скрылся под водой участок береговой линии - так образуется (…). Но вот вода отступила, обнажив берег. Опять на море (…).

3. Волны разрушительной силы (…) движутся со скоростью(…).

Слова для справок: прилив, зыбь, цунами, шторм, волна, отлив.

Учащиеся с низкой активность - индивидуальные задания по карточкам.

Карточка №1. Каков порядок возникновения волн по мере усиления

ветра: 1) волна;

2) зыбь;

3) шторм .

Карточка № 2 . Сравнить высоту приливов в Балтийском и Беринговом

морях. Ответ обоснуйте .

Карточка № 3 . Что такое длина волны?

Ответ поясните схемой .

Карточка №4. Образование каких волн вызывает неземной объект?

Во время каких волн обнажается морское дно ?

Учащиеся, проявившие наибольшую активность при изучении новой темы выполняю задание на сравнению штормовой волны и цунами.

шторм

цунами

Причина возникновения

Высота в океане

Высота у берега

длина

Скорость распространения

Опасны для судов в

открытом океане.

Опасны для судов у берега.

Вывод: В чем отличия шторма и цунами? Что между ними общего?

( Шторм и цунами отличаются причиной возникновения, высотой, длиной волны, скоростью распространения. Представляют различную опасность для судов. Штормы и цунами обладают огромной разрушительной силой и могут нанести большой вред).

Мы изучили волны в океане. Задайте друг другу вопросы к теме урока, используя слов «что», почему», «как».

Попытайтесь составить рассказ, опираясь на ключевые слова

-волна

-гребень

-подошва

-зыбь

-шторм

-прибой

-цунами

-прилив

-отлив

-стихийные бедствия.

5. Подведение итогов.

За ответы на уроке вам давали значки в виде капельки. Как вы считаете почему? (Океан тоже состоит из капелек. Вода - главное вещество на земле. Другие ответы учащихся).

Существует такая притча. Когда-то в безжизненной почве лежало пшеничное зернышко. Прошел дождь. Капелька воды попала на это зернышко. Оно дало росток, росток превратился в пшеничный колос.

Я уверена, что каждая капелька, которую вы сегодня получили -это частица огромного океана знаний. И упали они на плодородную почву и обязательно дадут свои плоды .(оценки за урок )

Вода в океане постоянно перемешивается. Легкие волны или жестокие штормовые валы служат причиной перемешивания воды. Во время шторма высота волны может достигать 30 метров.

Волны постепенно разрушают каменистые берега и обкатывают оторвавшиеся камешки друг о друга, до тех пор, пока они не превратятся в гальку или песок. Сила волн так велика, что всего за несколько лет берег может отступить на несколько метров.
Жители океанских берегов могут видеть, как два раза в сутки вода отступает от берега и снова поднимается. Это приливы и отливы. Вода отходит от берега и возвращается к нему из-за того, что ее перемещает сила притяжения Луны. Люди считали, что это дыхание моря, которое казалось им большим живым существом. Если прибрежная отмель пологая, понижение уровня океана в результате отлива может обнажить морское дно на насколько километров. Самые высокие в мире приливы у берегов Северной Америки, они достигают высоты 18 метров.
Многие растения и животные приспособились к временному существованию на воздухе. Моллюски схлопывают раковины, водоросли просто настолько жесткие, что не успевают погибнуть, мелкие рачки и медузы скатываются в небольшие лужи до следующего прилива. Зона вдоль берега, которая осушается и затапливается приливами и отливами, называется литоралью, а временные водоемы, образующиеся во время отлива, - литоральными ваннами.
Вода в океане движется также благодаря сильным течениям. Одно из самых известных морских течений - Гольфстрим в Атлантическом океане. Эта могучая океанская река

Течения и круговороты в океане:
1 - северотихоокеанский круговорот; 2 - североатлантический круговорот; 3, 6 - южноиндоокеанский круговорот; 4 - южноатлантический круговорот; 5 - южнотихоокеанский круговорот

увлекает массы теплой воды от берегов Америки, перемещая их до берегов Европы у Северного Ледовитого океана. Гольфстрим делает климат берегов, вдоль которых протекает, гораздо более мягким. В этой океанской реке воды в 20 раз больше, чем во всех реках мира.
Гольфстрим - теплое течение, но есть и холодные. Течения возникают из-за ветров и разницы в температуре морской воды в различных частях океана. Иногда течение вызывается причудливой формой морских берегов. Кроме того, на образование океанических течений влияет плотность воды, которая меняется в зависимости от температуры и насыщенности солями.

Некоторые течения приносят к поверхности воду с больших глубин и доставляют большое количество органических веществ. В та ких частях океана жизнь кипит, и вслед за мелкими организмами появляется большое количество рыбы.

Еще по теме КАК ДВИЖЕТСЯ ВОДА?:

  1. Вода в наземных местообитаниях: относительная влажность
  2. 5. Велий есть собственником двух домов, построенных один около одного. Из них он одновременно продает один дом Петрицию, а второй – Урбану. Участок последнего доходит к самой стене дома Петриция но Урбан не желает, чтобы окна (которые за местными обычаями открываются наружу) и в дальнейшем выступали в воздушное пространство, которое нему принадлежит, а также он не согласный, чтобы из крыши дома Петриция вода стекала на его участок. Но Петриций ссылается на то, что в договоре купли – продажи есть

Мировой океан постоянно движется. Помимо волн, спокойствие вод нарушают отливы, приливы и течения. Далее мы расскажем подробно об основных видах движения воды в Мировом океане.

Ветровые волны

Создаются из-за воздействия ветра на поверхность воды. Размеры и элементы волн будут меняться в зависимости от длительности, силы ветра и длины разгона. Если ветер дует очень сильно, то волны будут перемещаться от исходной точки на тысячи километров. Волны помогают перемешиванию морских вод, наживанию их кислородом.

Стоит отметить, что бывали случаи, когда наблюдались волны в высоту более 20 метров и в длину более 350 метров. Как правило, их скорость передвижения составляла около 20 м/с.

Цунами

Ценами — это очень длинные и высокие волны, которые возникают по причине воздействия на всю толщу воды. Обычно цунами формируются во время подводных землетрясений. В открытом океане высота цунами составляет всего до 2 метров, однако их длина может достигать около 500 километров, а скорость движения 1000 км/ч.

Выделяют такие основные причины образования цунами: подводные взрывы, землетрясения, извержения вулканов, метеориты, ледники, оползни и другие масштабные разрушения.

Теплые и холодные течения

Океанические течения — прогрессивные движения масс воды в океанах и морях, которые появляются из-за разных сил (трение воды и воздуха, градиент давления и т.д.).

Течение, температура воды которого больше окружающих вод имеет название — теплое, а если будет меньше — холодное.

Гольфстрим является одним из самых больших океанических течений.

Эльниньо — теплое тихоокеанское экваториальное течение, которое можно встретить несколько раз за десятки лет.

Приливы и отливы

Данное явление происходит по причине изменения положений Луны и Солнца. Постепенное опускание и поднятия уровня воды в морях и океанах называют приливами и отливами. Поэтому когда сила притяжения Луны действует на Землю, они начинают возникать. Благодаря приливным волнам люди смогли заполучить много электричества на приливных электростанциях.

Дата___-

Предмет

География

Класс 6

Тема урока:

Движения воды в Океане

Общая цель:

сформировать представление о видах волн, океанических течениях приливах и отливах, географии их действия.

Задачи:

развивать у школьников умение критически анализировать информацию, способность ее систематизировать, оценивать и использовать.

Совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, дополнительной литературой).

Научить применять полученные знания на уроке в нестандартной жизненной ситуации.

Конкретный результат обучения

    ученики знают :

    ученики умеют

a) Подход в преподавании / обучении

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; информационно-иллюстративный; демонстрационный; самостоятельная работа с текстом учебника, беседа, работа с картой.

Источники:

карта океанов, карты атласа, контурные карты, презентация по теме урока, учебник для 6 кл.

Ход урока.

Организация работы на уроке/раздача карточек/

I. Оргмомент.

Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Мировой океан

Тестирование по домашнему заданию

Проверка тестирования и запись результатов в карточку

Критерии оценки: «5» - 16-18 б.

«4» - 13-15 б.

«3» - 9-12 б

Изучение нового материала

Содержание материала для уровня применения.

II.Стадия вызова

- Какие свойства воды обеспечивают возможность её движения?

(температура и солёность)

- О чём мы сегодня узнаем на уроке? ( читают стр.115 «Вы узнаете»)

- И так тема нашего урока:

«Движение воды в океане» - (зачитывают дети)

Учитель: Мировой океан находится в постоянном движении, наша задача познакомиться с основными видами движения воды, причинами их возникновения, географией их действия

Задание 1 По ходу изучения нового материала вы должны составить Опорный

конспект по представленному образцу

    Составьте классификацию движений воды в океане, исходя из причины их возникновения. Заполните схему.

Зачитывается стихотворение Н.А. Некрасова «Непонятная песня» на фоне слайд-шоу

Здоровьесберегающий стиль общения (ЗБТ)

... Клокочет, бушует, волнуется море

Сердито и грозно, седые валы

Как вихри летают на буйном просторе

И силятся сдвинуть крутые скалы.

Смотрите, смотрите - как грудью, могучей

Они, разъяренные бьют в берега!

Но вот на средину отхлынули тучей,

Как будто заслышав призванье врага.

Как будто меж ними затеялась ссора -

Ревут ураганом, громами гремят,

Понять невозможно их чудного хора,

Но, кажется, что-то они говорят…

Содержания материала для уровня понимания.

III. Стадия осмысления

Учитель : Так что же такое «Волна»?

Понятие - «Волна»- чтение с доски «Презентация»

Строение волны – рисунок 5.6., Геофокус

Разновидности волн

-ветровые волны (штиль, шторм) Ф+Ф( слайд- шоу)

Причины их образования (переменные ветры)

Высота волн - ( работа с текстом стр.74)

Описание цунами - чтение наизусть отрывка…

Эмоциональная разрядка (ЗБТ)

Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…

Учитель: О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке?

Дети: - цунами

Понятие «цунами» чтение на стр

Строение волны – рисунок 75

2. Чем цунами отличается от штормовых ветровых волн?
Цунами - это волны, которые возникают в результате моретрясений, а ветровые волны – результат деятельности ветра. Цунами – это поступательное движение воды, а ветровые волны – колебательные.

3. Какое значение имеют океанические течения?
Океанические течения влияют на климат территории, Холодные течения приносят похолодание и сухость, а теплые – потепление и осадки. Также течения переносят органические вещества, способствуя их распределение их по океанах.

Задание 2 (работа в парах)

Представьте, что случилась авария на нефтеналивном танкере в районе экватора у восточных берегов Южной Америки. В результате аварии произошёл разлив нефти. В каких районах океана могут обнаружиться следы этой аварии? Для ответа используйте карту океанов в атласе.
Следы этой аварии могут обнаружиться в любой части океана, потому что течения разнесут нефть. Например, Северное пассатное течение перенесет нефть в течение Гольфстрим, то в свою очередь в Северо-Атлантическое, потом - в Канарское или в Норвежское. Южное пассатное течение перенесет нефть в Бразильское течение, потом в течение Западных Ветров и потом по южной части Тихого, Атлантического и Индийского океанов.

Содержания материала для уровня анализа и синтеза.

Задание3. Подпишите основные части волны на своих рисунках.

Скажите, а можно ли без приборов, находясь на берегу определить силу ветра? (Знакомство с определительной таблицей.)

При какой скорости ветра наблюдаются самые высокие и самые низкие волны?

Пользуясь таблицей, учащиеся определяют силу ветра, при которой наблюдаются самые высокие волны.

Штиль. Поверхность моря зеркально гладка. Скорость ветра менее 0,5 метра в секунду.

Задание. Используя определительную таблицу, определите силу ветра в стихотворении А.Фета.

Слайд № 8 (демонстрация стихотворения).

Свежеет ветер, меркнет ночь,

А море злей и злей бурлит,

И пена плещет на гранит -

То прянет, то отхлынет прочь.

Все раздражительней бурун;

Его шипучая волна

Так тяжела и так плотна,

Как будто в берег бьет чугун.

Учащиеся приходят к выводу, что сила ветра равна 5 баллам.

Результаты исследований (оценивает учитель)

Задание4 . Изучите Физическую карту полушарий ваших атласов, и попробуйте объяснить, почему образуются теплые и холодные течения?

Работая с атласом, учащиеся приходят к выводу. На планете существуют два потока течений: один теплый (легкие воды) - от экватора к полюсам – в поверхностных слоях океана, другой холодный (тяжелые воды) - от полюсов к экватору – в глубине. Вблизи экватора холодные воды начнут подниматься вверх, так как теплые воды уходят из экваториальной области на север.

Задание 5 . Приливы и отливы.

Внимательно выслушайте рассказ, рассмотрите рисунок и назовите характерные черты описываемого движения.

Могучая грудь океана словно дышит, поднимаясь и опускаясь примерно через каждые шесть часов. Может стоять полное безветрие, а в положенную пору волны всё равно будут наступать на сушу, затопляя отмели и прибрежные камни, разбиваясь пеной у высоких скал. Пройдет ещё шесть часов, и океан начнет отступать от берега, оставляя на морском песке или гальке рачков, мелких рыбок, червей, водоросли.

Это явление называется приливы и отливы.

V. Подведение итогов урока.

Содержания материала для уровня оценки.

Поднимите руки те, ребята, которые получили сегодня за урок оценку «5», «4»

VI. Домашнее задание.

1. Найти дополнительную информацию по данной теме в Интернете или в библиотеке.

Составить словарь терминов по теме «Движение воды в океане»(АВ)

Результаты обучения для учеников (A)

    ученики знают : основные понятия урока; основные виды движения воды; причины возникновения; воздействия на природу и использованием человеком в хозяйственной деятельности.

    ученики умеют Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана.

    Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров.

    Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана.

    Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения.

Результаты обучения для учеников (B)

    ученики знают : основные понятия урока; основные виды движения воды; причины возникновения; воздействия на природу и использованием человеком в хозяйственной деятельности.

    ученики умеют Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана.

    Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров.

    Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана.

    Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения.

Результаты обучения для учеников (C)

    ученики знают : основные понятия урока; основные виды движения воды; причины возникновения; воздействия на природу и использованием человеком в хозяйственной деятельности.

    ученики умеют Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана.

    Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров.

    Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана.

    Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения.

1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.

2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.

3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.

4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.

5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.

6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.

7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.

8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 - 25,1 метра секунду.

9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.

1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.

2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.

3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.

4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.

5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.

6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.

7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.

8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 - 25,1 метра секунду.

9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.

1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.

2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.

3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.

4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.

5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.

6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.

7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.

8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 - 25,1 метра секунду.

9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.

1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.

2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.

3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.

4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.

5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.

6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.

7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.

8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 - 25,1 метра секунду.

9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.

1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.

2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.

3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.

4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.

5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.

6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.

7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.

8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 - 25,1 метра секунду.

9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.

1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.

2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.

3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.

4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.

5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.

6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.

7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.

8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 - 25,1 метра секунду.

9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.


Мировой океан находится в постоянном движении. Кроме волн, спокойствие вод нарушают течения, приливы и отливы. Всё это разные виды движения воды в .

Ветровые волны

Трудно себе представить абсолютно спокойную гладь океана. Штиль — полное безветрие и отсутствие волн на его поверхности - большая редкость. Даже при тихой и ясной погоде на поверхности воды можно увидеть рябь.

И эта рябь, и бушующие пенные валы рождены силой ветра. Чем сильнее дует ветер, тем выше волны и больше скорость их движения. Волны могут перемещаться на тысячи километров от того места, где они возникли. Волны способствуют перемешиванию морских вод, обогащению их кислородом.

Наиболее высокие волны наблюдаются между 40° и 50° ю. ш., где дуют самые сильные ветры. Эти широты моряки называют штормовыми или ревущими широтами. Районы возникновения высоких волн расположены также у американских берегов вблизи Сан-Франциско и Огненной Земли. Штормовые волны разрушают береговые постройки.

Самые высокие и разрушительные волны . Причина их возникновения - подводные землетрясения. В открытом океане цунами незаметны. У побережья длина волн сокращается, а высота растёт и может превышать 30 метров. Эти волны приносят бедствия жителям прибрежных территорий.

Океанические течения

В океанах образуются мощные водные потоки - течения. Постоянные ветры вызывают поверхностные ветровые течения. Некоторые течения (компенсационные) возмещают убыль воды, двигаясь из районов её относительного избытка.

Течение, температура воды которого выше температуры окружающих вод, называют тёплым, если ниже - холодным. Тёплые течения переносят более тёплые воды от экватора к полюсам, холодные - более холодные воды в противоположном направлении. Таким образом, течения перераспределяют тепло между широтами в океане и оказывают существенное влияние на климат прибрежных территорий, вдоль которых они несут свои воды.

Одно из самых мощных океанических течений - . Скорость этого течения достигает 10 километров в час, и оно перемещает 25 миллионов кубических метров л воды за каждую секунду.

Приливы и отливы

Ритмические поднятия и опускания уровня воды в океанах называют приливами и отливами. Причина их возникновения - действие силы притяжения Луны на земную поверхность. Два раза в сутки пода поднимается, покрывая часть суши, и два раза отступает, обнажая прибрежное дно. Энергию приливных волн люди научились использовать для получения электричества на приливных электростанциях.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва