Назначение аудиторов счетной палаты рф. Порядок формирования и состав Счётной палаты

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. Местонахождение Счетной палаты - город Москва.

Задачами Счетной палаты являются:

Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

Председатель Счетной палаты:

Осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с Регламентом Счетной палаты;

Представляет Совету Федерации и Государственной Думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчеты о работе Счетной палаты;

Представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.

Во исполнение возложенных на него полномочий Председатель Счетной палаты издает приказы и распоряжения, осуществляет прием и увольнение сотрудников аппарата Счетной палаты, заключает хозяйственные и иные договоры. Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, Президиума Правительства РФ.

Председатель Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, членом Правительства РФ, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Председатель Счетной палаты не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений.

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Предложения о кандидатах на должность заместителя Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту РФ комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Кандидатуру для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты Президент РФ представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего заместителя Председателя Счетной палаты.

В случае досрочного освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты Президент РФ представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность заместителя Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент РФ в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент РФ вправе вновь представить на рассмотрение Совета Федерации ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

Заместителем Председателя Счетной палаты может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Заместитель Председателя Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом РФ, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства РФ, Руководителем Администрации Президента РФ, Генеральным прокурором РФ, Председателем Конституционного Суда РФ, Председателем Верховного Суда РФ и Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.

Заместитель Председателя Счетной палаты выполняет должностные обязанности в соответствии с Регламентом Счетной палаты, исполняет в отсутствие Председателя Счетной палаты его функции, по поручению Председателя Счетной палаты представляет Счетную палату в органах государственной власти РФ и за рубежом. Заместитель Председателя Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, Президиума Правительства РФ.

Заместитель Председателя Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, членом Правительства РФ, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Заместитель Председателя Счетной палаты не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты.

Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане РФ, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов.

По представлению Президента РФ Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет. В случае отклонения предложенной на должность аудитора Счетной палаты кандидатуры Президент РФ в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент РФ вправе вновь представить на рассмотрение Совета Федерации, Государственной Думы ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру. Постановление Совета Федерации о назначении аудиторов Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Постановление Государственной Думы о назначении аудиторов Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Предложения о кандидатах на должность аудиторов Счетной палаты, назначаемых Советом Федерации, могут вноситься Президенту РФ комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Предложения о кандидатах на должность аудиторов Счетной палаты, назначаемых Государственной Думой, могут вноситься Президенту РФ фракциями в Государственной Думе и комитетами Государственной Думы, а также не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы. При появлении вакантной должности аудитора Счетной палаты она должна быть замещена в течение двух месяцев.

Аудиторы Счетной палаты в пределах своей компетенции, устанавливаемой Регламентом Счетной палаты, самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты. Аудиторы Счетной палаты имеют право присутствовать на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов. Аудиторы Счетной палаты не могут замещать иные государственные должности и должности государственной и муниципальной службы и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Аудиторы Счетной палаты не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений.

Законодатель определил ограничения, накладываемые на Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты, которые не вправе :

Получать в связи с выполнением служебных обязанностей не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные Председателем Счетной палаты, заместителем Председателя Счетной палаты или аудитором Счетной палаты в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и передаются по акту в Счетную палату, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты или аудитор Счетной палаты, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ;

Выезжать в связи с выполнением служебных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц , за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

Использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;

Разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей.

Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты, в состав которой входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты. По совместному предложению Председателя Счетной палаты и заместителя Председателя Счетной палаты Коллегия принимает Регламент Счетной палаты, утверждает содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты.

Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты. Права, обязанности и ответственность сотрудников аппарата Счетной палаты, а также условия прохождения ими службы определяются законодательством о государственной гражданской службе РФ, законодательством РФ о труде и иными нормативными правовыми актами.

Виды деятельности Счетной палаты : Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему конт-роля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, предусматривающую:

Организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

Проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров РФ, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ;

Анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

Подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;

Подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ.

Счетная палата строит свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением федерального бюджета, с учетом всех видов и направлений деятельности Счетной палаты. Планирование осуществляется на основе разрабатываемых Счетной палатой для этих целей технико-экономических норм и нормативов, контрольных и ревизионных стандартов, методических указаний. Обязательному включению в планы и программы работы Счетной палаты подлежат поручения Совета Федерации и Государственной Думы, обращения не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению при формировании планов и программ работы Счетной палаты подлежат запросы Президента РФ, комитетов и комиссий палат парламента, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ. Проект годового плана рассматривается и утверждается Коллегией Счетной палаты. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании постановлений палат парламента, по обращению не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы или на основании решения Коллегии Счетной палаты.

Внутренние вопросы деятельности Счетной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счетной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счетной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счетной палаты, утверждаемым ее Коллегией.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Заметим, что на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Все органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

При проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. По требованию Счетной палаты Центральный банк РФ, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны представлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов.

Остальные предприятия, учреждения и организации обязаны представлять по требованию Счетной палаты справки и копии документов по операциям и расчетам с ними. Отказ или уклонение должностных лиц указанных органов, предприятий, учреждений и организаций от своевременного представления необходимой информации или документации по требованию Счетной палаты, а также представление ложной информации влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.

Счетная палата в процессе исполнения федерального бюджета конт-ролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению.

В целях обеспечения своевременного сбора и обработки информации, необходимой для составления Счетной палатой отчета об исполнении федерального бюджета, в РФ вводится обязательная для всех федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций финансовая отчетность. Решение о конкретных сроках введения и формах данной отчетности принимается Правительством РФ по представлению Счетной палаты.

Данные оперативного контроля используются при планировании ревизий и проверок.

Комплексные ревизии и тематические проверки проводятся по месту расположения проверяемых объектов. Сроки, объемы и способы их проведения устанавливаются Счетной палатой. В ходе проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета. По итогам проведения ревизии или проверки составляется отчет, за достоверность которого соответствующие должностные лица Счетной палаты несут персональную ответственность.

О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций. Об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушениях закона Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, а при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии/проверки и оформления ее результатов в виде акта или заключения. Должностные лица Счетной палаты и привлеченные к ее работе специалисты могут использовать данные, полученные в ходе ревизий и проверок, только при выполнении работ, поручаемых Счетной палатой.

Счетная палата осуществляет контроль :

За управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

Законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций;

Эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

Предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Счетная палата контролирует формирование и эффективность использования средств федеральных внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся в ведении Правительства РФ.

Счетная палата осуществляет контроль за поступлениями в федеральный бюджет средств, полученных:

От распоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи);

От управления объектами федеральной собственности.

Счетная палата осуществляет контроль :

За деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета;

Деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга РФ.

Счетная палата РФ осуществляет проверки финансово-хозяйст-венной деятельности Центрального банка РФ, его структурных подразделений и учреждений. Указанные проверки осуществляются в соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми только на основании предложений Национального банковского совета.

Счетная палата проводит экспертизу и дает заключения :

По проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита федерального бюджета;

Проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в РФ;

Проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы;

Проектам международных договоров РФ, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;

Проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.

По другим вопросам, входящим в ее компетенцию, Счетная палата осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании:

Запросов Президента Российской Федерации;

Поручений Совета Федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями;

Запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы;

Запросов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;

Запросов Правительства Российской Федерации;

Запросов органов государственной власти субъектов РФ.

Решение о рассмотрении запроса и подготовке заключения или об отказе в этом принимается Коллегией Счетной палаты. В случае отказа Председатель Счетной палаты возвращает запрос с указанием причин отказа. Заключения Счетной палаты не могут содержать политических оценок решений, принимаемых органами представительной и исполнительной власти РФ по вопросам ее ведения.

Счетная палата систематически анализирует итоги проводимых конт-рольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета. На основе полученных данных Счетная палата разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы РФ и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

Предусмотрено взаимодействие Счетной палаты с другими конт-рольными органами РФ : Контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ, правоохранительные органы, контрольные органы субъектов РФ, Центральный банк РФ и его контрольно-ревизионное управление, Министерство финансов РФ и его контрольно-ревизионное управление, налоговые органы и иные государственные контрольные органы, органы внутриведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, представлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. При проведении контрольно-ревизионной деятельности в пределах своей компетенции Счетная палата вправе привлекать к участию в проводимых ею мероприятиях государственные контрольные органы и их представителей, а также на договорной основе - негосударственные аудиторские службы, отдельных специалистов.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам государственной власти РФ, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ и бесхозяйственности.

Представление Счетной палаты должно быть рассмотрено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 20 дней со дня его получения. О принятом по представлению решении и о мерах по его реализации Счетная палата уведомляется незамедлительно. В случаях выявления при проведении проверки или ревизии хищения государственных денежных или материальных средств, а также иных злоупотреблений Счетная палата незамедлительно передает материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы.

При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения конт-рольных мероприятий Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания.

Предписания Счетной палаты подписываются Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты.

Предписания Счетной палаты руководителям федеральных органов исполнительной власти, членам Правительства РФ, а также руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ принимаются Коллегией Счетной палаты и подписываются Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.

Отменить предписание или внести в него изменения может Коллегия Счетной палаты. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Отчеты о результатах проверок и ревизий представляются на рассмотрение Коллегии Счетной палаты аудиторами, ответственными за их проведение. По итогам их рассмотрения Коллегия Счетной палаты принимает решение, которое подписывается председательствующим на заседании Коллегии Счетной палаты.

Член или группа членов Коллегии Счетной палаты, несогласные с ее решением, вправе в трехдневный срок подать Председателю Счетной палаты особое мнение, которое прилагается к решению Коллегии Счетной палаты и подлежит опубликованию совместно с ним. При представлении материалов проверок и ревизий палатам парламента особое мнение членов Коллегии Счетной палаты оглашается в обязательном порядке.

Инспекторы Счетной палаты при выполнении своих служебных обязанностей по проведению бюджетно-финансового контроля имеют право :

Беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения;

Опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений - изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов.

Руководители проверяемых объектов обязаны создавать нормальные условия для работы инспекторов Счетной палаты, проводящих проверку или ревизию, предоставлять им необходимые помещения, средства транспорта и связи, обеспечивать техническое обслуживание инспекторов и выполнение работ по делопроизводству. Требования инспекторов Счетной палаты, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей, являются обязательными для государственных органов, а также для предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности.

Инспекторы Счетной палаты несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за достоверность результатов проводимых ими проверок и ревизий, представляемых в государственные органы или предаваемых гласности, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны.

Гарантии правового статуса сотрудников Счетной палаты: Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты, которая их назначила на должность в Счетную палату.

Уголовное дело в отношении Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты или аудиторов Счетной палаты может быть возбуждено только Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Инспектор Счетной палаты при выполнении им служебных обязанностей не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия Коллегии Счетной палаты.

Воздействие на должностных лиц Счетной палаты с целью воспрепятствовать исполнению ими своих служебных обязанностей либо добиться принятия решения в чью-либо пользу, насильственные действия, оскорбления, а равно клевета либо распространение искаженной информации о выполнении ими служебных обязанностей влекут ответственность, установленную законодательством РФ.

Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты обладают гарантиями профессиональной независимости.

Они досрочно освобождаются от должности решением той палаты, которая их назначила, в случаях:

а) нарушения ими законодательства РФ или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;

б) личного заявления об отставке;

в) признания их недееспособными решением суда, вступившим в законную силу;

г) достижения ими возраста 65 лет.

Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты, аудиторы Счетной палаты могут быть досрочно освобождены от должности решением той палаты, которая их назначила, в случае формирования палаты Федерального Собрания РФ нового созыва. При этом решение о досрочном прекращении полномочий должностных лиц и аудиторов Счетной палаты может быть принято соответствующей палатой не ранее чем через шесть месяцев после начала работы Государственной Думы нового созыва, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Решение о досрочном освобождении оформляется постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.

Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена в связи с роспуском Государственной Думы.

Средства на содержание Счетной палаты предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой. Контроль за использованием Счетной палатой средств федерального бюджета осуществляется на основании решений Президента РФ, постановлений Совета Федерации или постановлений Государственной Думы, которые принимаются по инициативе не менее одной пятой общего числа членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы.

Государство принимает необходимые меры по материальному и социальному обеспечению сотрудников Счетной палаты. Должностные оклады инспекторов Счетной палаты устанавливаются на 20 % выше соответствующих окладов работников Аппарата Правительства РФ. Должностные оклады других сотрудников аппарата Счетной палаты устанавливаются на уровне должностных окладов работников Аппарата Правительства РФ. Надбавки к должностным окладам сотрудников Счетной палаты устанавливаются в порядке и размерах, определенных для работников Аппарата Правительства РФ. Сотрудникам Счетной палаты, проработавшим в органах финансового контроля свыше десяти лет, предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью в десять календарных дней, а свыше 15 лет - 15 календарных дней.

Председателю Счетной палаты устанавливаются ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада Первого заместителя Председателя Правительства РФ и надбавок к этому окладу. Заместителю Председателя Счетной палаты устанавливаются ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада заместителя Председателя Правительства РФ и надбавок к этому окладу. Аудитору Счетной палаты устанавливаются ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада федерального министра и надбавок к этому окладу.

На сотрудников Счетной палаты распространяется порядок медицинского, санаторно-курортного, бытового и транспортного обслуживания, установленный для работников Аппарата Правительства РФ. Медицинское и бытовое обслуживание Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты устанавливается на уровне обслуживания соответствующих должностных лиц Правительства РФ.

Счетная палата поддерживает связи со счетными и контрольными палатами и органами парламентского контроля иностранных государств и их международными объединениями, заключает с ними соглашения о сотрудничестве.

Счетная палата регулярно представляет информацию о своей деятельности средствам массовой информации, издает ежемесячный бюллетень. Ежегодный отчет о работе Счетной палаты представляется Совету Федерации и Государственной Думе и подлежит обязательному опубликованию. Материалы по результатам проверок, связанные с сохранением государственной тайны, представляются палатам Федерального Собрания РФ на закрытых заседаниях.


Внутренний контроль
Аудит
Методы финансового контроля Направления финансового контроля Финансовый контроль по отраслям Ревизия и уголовный процесс Бухгалтерский учёт

Счётная палата Российской Федерации - парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации.

История

Прототипом Счётной палаты Российской Федерации была Камер-коллегия , созданная при Петре I. Учреждена была в 1718 году для заведования казёнными сборами и некоторыми отраслями государственного хозяйства. До этого времени в казне российских царей был полнейший беспорядок. Идеологом и создателем счётной палаты был Пётр Лукич Аксёнов . Он первый в 1719 году вёл в Камер-коллегии ведомость прихода и расхода денежной казны в государстве и подавал Государю каждую неделю ведомости о движении сумм, по донесениям, поступавшим в коллегию. Сверх того, Пётр Лукич составил формы ведения отчётности по Камер-коллегии. Назначенный комиссаром особой отчётной конторы, он обучил присланных для узнания порядка отчётности из всех мест канцелярских служителей. В 1725 году Сенат определил Петра Лукича Аксёнова камериром , а в 1731 году секретарём.

С 1811 по 1918 год существовала должность государственного контролёра . В январе 1918 года эта должность была упразднена; вместо неё была создана Центральная контрольная коллегия; вместо губернских контрольных палат - губернские учётно-контрольные коллегии.

В июле 1918 года Центральная контрольная коллегия была преобразована в Народный комиссариат государственного контроля РСФСР . В 1920 году комиссариат был реорганизован в Рабоче-крестьянскую инспекцию . В 1934 году Рабоче-крестьянская инспекция была упразднена; её функции были переданы уполномоченному Комиссии Советского Контроля СССР (КСК) по РСФСР на государственном уровне, уполномоченным КСК СССР в областях, районах и городах на местном уровне. В 1940 году был воссоздан Народный Комиссариат Государственного Контроля; функции местных уполномоченных КСК СССР перешли главным контролёрам на местах.

Статус

Статус Счётной палаты Российской Федерации определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О Счётной палате Российской Федерации», согласно которому Счётная палата Российской Федерации - это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы . В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.

Структура и порядок формирования

Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счётной палаты назначаются Государственной Думой, Заместитель председателя и другая половина состава (шесть аудиторов) - Советом Федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие - его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Здание Счётной палаты. Москва, апрель 2008 г.

Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счётной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты, утверждаемым ее Коллегией.

Полномочия

Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.

Состав Счётной палаты

Счётная палата РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя и 12 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Председатель и 6 аудиторов назначаются на должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ, заместитель Председателя и остальные 6 аудиторов - Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Председатель Счётной палаты РФ

Заместитель Председателя Счётной палаты РФ

Аудиторы Счётной палаты РФ

  • Агапцов Сергей Анатольевич
  • Бесхмельницын Михаил Иванович
  • Васильев Игорь Владимирович
  • Жданьков Александр Иванович
  • Катренко Владимир Семёнович
  • Мовчан Сергей Николаевич
  • Одинцов Михаил Викторович
  • Рябухин Сергей Николаевич

Руководитель аппарата Счётной палаты Российской Федерации

Председатели

Министры Государственного Контроля РСФСР

  • Пекшев, Александр Алексеевич (25 января 1941 - 5 мая 1942)
  • Васильев, Николай Михайлович (сентябрь 1942 - 1954)
  • Дедов, Афанасий Лукьянович (26 марта 1955 - 14 октября 1957)
  • Скулков, Игорь Петрович (10 января 1958 - 17 сентября 1959)
  • Закурдаев, Василий Иванович (17 сентября 1959 - 31 мая 1961)

Председатели Комиссии Государственного Контроля Совета Министров РСФСР

  • Штыков, Терентий Фомич (6 июня 1961 - 11 декабря 1962)

Председатели Комитета Народного Контроля РСФСР

  • Коннов, Вениамин Фёдорович (30 декабря 1975 - 11 октября 1989)
  • Анищев, Владимир Петрович (11 октября 1989 - 16 июня 1990)

Председатели Счётной Палаты Российской Федерации

  • Кармоков, Хачим Мухамедович (17 января 1994 - 19 апреля 2000)
  • Степашин, Сергей Вадимович (с 19 апреля 2000 года)

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложения о кандидатах могут вносить Президенту фракциями в Государственной Думе, комитетами или одной пятой от общей части депутатов Государственной Думы. Кандидатура на новое назначение Председателя Счётной Палаты должна быть вносима Президенту не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий действующего Председателя Счётной Палаты. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Президент в течении двух недель предлагает кандидатуру на эту должность. В случае отклонения кандидатуры Государственной Думой Президент вносит следующую кандидатуру в течении двух недель, причём он вправе повторно предлагать одно и тоже лицо в качестве кандидата на данную должность.

Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации. Предложения о кандидатах могут вносить Президенту комиссии, комитеты или одной пятой от общей части депутатов Совета Федерации. Кандидатура на новое назначение Председателя Счётной Палаты должна быть вносима Президенту не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий действующего заместителя Председателя Счётной Палаты. В случае досрочного освобождения от должности заместителя Председателя Президент в течении двух недель предлагает кандидатуру на эту должность. В случае отклонения кандидатуры Советом Федерации Президент вносит следующую кандидатуру в течении двух недель, причём он вправе повторно предлагать одно и тоже лицо в качестве кандидата на данную должность.

Требования к кандидату на пост заместителя председателя Счётной Палаты совпадают с требованиями к Председателю Счётной палаты.

Аудиторы Счетной палаты - должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных общим назначением. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты.

Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов.

При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет. Кандидатуры на должности аудиторов вносит на рассмотрение Президент. В случае отклонения кандидатур или кандидатуры он в течении двух недель представляет новые кандидатуры, причём вправе представлять одних и тех же лиц.

Коллегия Счетной палаты - орган, образованный для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе.

В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты.

Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.

Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие -- его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Таким образом, Счётная Палата Российской Федерации формируется законодательной и исполнительной властью, к кандидатам в состав Счётной Палаты выдвинуты определенные требования. Это говорит о важности данного органа в структуре публичной власти в РФ.

Счётная палата — парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации

Счётная палата: официальный сайт, председатель, аудиторы, отчет, контроль, заключение, деятельность, полномочия

Развернуть содержание

Свернуть содержание

Счётная палата (Accounts Chamber) - это, определение

Счётная палата Российской Федерации - это парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации. Счётная Палата Российской Федерации создана на основании Конституции Российской Федерации 1993 года.

Счетная палата РФ - это орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему. Счетная палата РФ является юридическим лицом.

Счётная палата - это постоянно действующий орган финансового контроля, обладает статусом юридического лица и входит в структуру органов местного самоуправления муниципального образования.

Счетная палата Российской Федерации как постоянно действующий независимый орган государственного финансового контроля осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьи 101-103), Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" , другими нормативными актами Российской Федерации, и Регламентом Счетной палаты Российской Федерации.

Задачи Счётной палаты РФ

Задачами Счетной палаты РФ являются:

Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных кредитных организациях;

Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.


Контрольные полномочия Счетной палаты РФ

Контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются:

На государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды;

На органы местного самоуправления, предприятия, организации, финансово-кредитные организации, их объединении, если они получают, перечисляют, используют средства из феде рального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и другие льготы и преимущества.

Счетная палата осуществляет контроль за:

Управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

Законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и международных финансовых организаций;

Эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

Предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.


Контрольно-ревизионная и экспертно-аналитическая деятельность Счётной палаты РФ

Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты Российской Федерации реализуется в следующих сферах контроля:

Контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов федерального бюджета;

Контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Определение эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью;

Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов;

Контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга Российской Федерации.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения - вне зависимости от видов и форм собственности, если они:

Получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;

Используют федеральную собственность либо управляют ею;

Имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Кроме того, контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций (в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ).

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

При проведении ревизий и проверок Счетная палата вправе получать от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной, либо ложной информации Счетной палате влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную ст. 287 УК РФ.

Контрольные органы Президента и Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, иные государственные контрольные органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. К участию в своих контрольно-ревизионных мероприятиях Счетная палата в пределах своей компетенции вправе привлекать государственные контрольные органы и их представителей, а также на договорной основе - негосударственные аудиторские службы, отдельных специалистов.

Организация контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты строится на основе принципа коллегиальности, который предполагает принятие решений о проведении контрольных мероприятий и утверждение результатов этих мероприятий Коллегией Счетной палаты.

Важнейшей составной частью экспертно-аналитической деятельности является экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственности и финансов Российской Федерации, а также подготовка аналитических материалов по вопросам государственного финансового контроля.

Международная деятельность Счётной палаты РФ

В соответствии со статьей 32 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", принятого Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации в 1995 году, «Счетная палата поддерживает связи со счетными и контрольными палатами и органами парламентского контроля иностранных государств и их международными объединениями, заключает с ними соглашения о сотрудничестве».

Со дня создания Счетная палата Российской Федерации взяла курс на активное разновекторное развитие своего участия как в деятельности международных организаций высших органов финансового контроля (ВОФК), так и в рамках двусторонних международных связей с зарубежными ВОФК, исходя при этом из понимания того, что сотрудничество с международным аудиторским сообществом открывает доступ к передовому опыту аудиторской работы, позволяет знакомиться с международными стандартами финансового контроля и использовать их в своей работе с учетом национальной специфики.

В 1995 году Счетная палата вошла в состав Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ) а в 1996 году стала членом Азиатской организации высших органов финансового контроля (АЗОСАИ).

В своей деятельности Счетная палата руководствуется основными положениями и принципами функционирования высших органов государственного финансового контроля, изложенными в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ), и Мексиканской декларации независимости, принятой XIX Конгрессом ИНТОСАИ.

Активно включившись в работу этих организаций, Счетная палата быстро завоевывала в них высокий авторитет, который является одной из составляющих международного престижа нашей страны в целом.

Важным этапом становления Счетной палаты в международном аудиторском сообществе явился V конгресс ЕВРОСАИ, состоявшийся в 2002 году в Москве. Все участники Конгресса признали высокий организационный и содержательный уровень этого мероприятия, в котором приняли участие свыше 50 зарубежных национальных делегаций и делегаций международных организаций.

В соответствии с Уставом ЕВРОСАИ Председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Степашин в течение трех последующих лет после проведения этого Конгресса был Президентом этой организации, с 2000 по 2008 год - членом Управляющего совета ЕВРОСАИ, что явилось уникальным для нас опытом в сфере наработки основ международной практической деятельности.

С 2007 года Председатель Счетной палаты Российской Федерации является членом Управляющего совета ИНТОСАИ, а с марта 2012 года – и членом Управляющего совета АЗОСАИ.

Значительную роль Счетная палата сыграла в успешном продвижении Резолюции 66-й Генеральной Ассамблеи ООН «Содействие повышению эффективности, подотчетности, результативности и прозрачности государственного управления путем укрепления ревизионных учреждений», принятой в декабре 2011 года. Эта Резолюция придает Лимской и Мексиканской декларациям статус документов ООН, что является важной вехой в признании со стороны мирового сообщества особой роли института высшего государственного финансового контроля в обеспечении надлежащего функционирования национальных экономик и управления государственными ресурсами.

Счетная палата является активным участником конференций по наиболее значимым проблемам государственного аудита, проводимых на регулярной основе в рамках двустороннего взаимодействия ЕВРОСАИ с другими региональными организациями ИНТОСАИ, такими как АЗОСАИ, АРАБОСАИ и ОЛАСЕФС.

В этой связи нельзя не отметить состоявшуюся в 2011 году в Стамбуле конференцию ЕВРОСАИ-АЗОСАИ, на которой обсуждалась важная для всех ее участников тема обеспечения прозрачности и подотчетности в сфере управления государственными финансами. Следующая конференция ЕВРОСАИ-АЗОСАИ, по инициативе СП РФ, состоится в 2014 году в Москве. Ожидается, что в ней примут участие более 200 представителей и руководителей ВОФК из 80 стран мира. Это будет знаковым событием как для мирового аудиторского сообщества, так и для Счетной палаты России на пути дальнейшего укрепления ее международного авторитета и позиций в международных организациях.

Большое значение Счетная палата придает многостороннему сотрудничеству на постсоветском пространстве.

В первую очередь это сотрудничество по линии Совета руководителей высших органов финансового контроля государств – участников Содружества Независимых Государств, созданного в ноябре 2000 года по инициативе российской стороны. На базе Счетной палаты функционирует постоянно действующий Секретариат Совета, созданный в соответствии с решением VIII сессии этой организации, который обеспечивает всю текущую деятельность Совета как неформального форума единомышленников.

Растущее значение приобретает для нас взаимодействие ВОФК государств – участников Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Совместно с ВОФК Казахстана и Китая Счетная палата Российской Федерации выступила инициатором этого нового направления взаимодействия высших органов финансового контроля. На первой встрече руководителей ВОФК государств – участников ШОС, которая состоялась в Москве в 2010 году, были определены основные принципы, направления и задачи этого взаимодействия. По согласованию сторон функции координатора этого сотрудничества возложены на Счетную палату Российской Федерации.

Важное место в международной деятельности Счетной палатой занимает взаимодействие с ВОФК зарубежных стран на двусторонней основе, в рамках которого реализуются конкретные направления сотрудничества, имеющие целью взаимное обогащение опытом контрольной работы, проводятся конференции, тематические семинары, организуются взаимные стажировки.

Особое значение имеют двусторонние совместные и параллельные контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, поскольку они часто касаются наиболее актуальных и проблемных аспектов международного торгово-экономического сотрудничества и затрагивают зоны общих интересов либо спорные вопросы межгосударственных отношений. Совместные выводы и предложения по результатам таких мероприятий помогают «расшивать» узкие места, сблизить позиции сотрудничающих стран, выходить на взаимовыгодные политические решения.

Всего в настоящее время Счетной палатой заключены с зарубежными ВОФК и выполняются 63 соглашения о двустороннем сотрудничестве.

В целом только в 2011 году Счетная палата Российской Федерации приняла участие в более чем 80 международных мероприятиях как в рамках многостороннего, так и двустороннего международного сотрудничества.

Необходимо также отметить, что значительное внимание при ознакомлении с зарубежным опытом уделяется вопросам участия высших органов финансового контроля в борьбе с коррупцией, аудита использования государственных средств, стратегического и проектного аудитов, в том числе аудита средств, выделяемых на финансирование крупномасштабных мероприятий, в частности, зимних Олимпийских игр Сочи – 2014.

Существенным доказательством высокого международного авторитета Счетной палаты Российской Федерации является и тот факт, что ее представители входят в состав Независимого аудиторского консультативного комитета ООН и Независимого аудиторского комитета Совета Европы.

Нельзя не отметить и общественную составляющую международной деятельности Счетной палаты Российской Федерации, которая оказывает постоянною активную поддержку Императорскому православному палестинскому обществу (ИППО) как старейшей в России научной и благотворительной неправительственной международной общественной организации, уникальной по своему значению в истории национальной культуры, русского востоковедения и российско-ближневосточных отношений, основными целями которой является научное палестиноведение, гуманитарно-просветительское сотрудничество с народами стран библейского региона, а также содействие Русской православной церкви в ее духовном и миротворческом служении на Ближнем Востоке и в Средиземноморье.

Экспертиза Счетной палаты РФ

Счетная палата РФ проводит экспертизу и дает заключения по:

проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита; вопросам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в РФ; проектам законодательных и других нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы; проектам международных договоров РФ, влекущих правовые последствия для федерального бюджета; проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.

По другим вопросам, входящим в компетенцию Счетной палаты РФ, она осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании:

запросов Президента РФ; поручений Совета Федерации или Государственной Думы, оформленных соответствующими постановлениями; запросов комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы; запросов депутатов и членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы; запросов Правительства РФ; запросов органов государственной власти субъектов РФ.

Счетная палата РФ анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета. На основе полученных данных она разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы РФ и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата РФ направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства.

При выявлении на проверяемых объектах нарушений в предпринимательской деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб, в случаях несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты РФ, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий она дает администрации проверяемых предприятий обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты РФ Коллегия палаты вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий.


Статус Счётной палаты РФ

Статус Счётной палаты Российской Федерации определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О Счётной палате Российской Федерации», согласно которому Счётная палата Российской Федерации - это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы. В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.


Структура и порядок формирования Счётной палаты РФ

Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счётной палаты назначаются Государственной Думой, Заместитель председателя и другая половина состава (шесть аудиторов) - Советом Федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие - его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счётной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты, утверждаемым ее Коллегией.


Аппарат Счётной палаты РФ

Аппарат Счётной палаты Российской Федерации - орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, паспортно-визовое,финансовое, транспортное, материально-техническое, хозяйственное, жилищное, социально-бытовое, медицинское, санаторно-курортное, протокольное, культурное обеспечение деятельности Председателя Счётной палаты, заместителея Председателя Счётной палаты, аудиторов Счётной палаты, руководителя Аппарата Счётной палаты и работников Аппарата Счётной палаты. Действует на постоянной основе. Штатная численность гражданских служащих аппарата составил 1069.

Секретариат Председателя Счётной палаты Российской Федерации

Секретариат заместителя Председателя Счётной палаты Российской Федерации

Секретариаты аудиторов Счётной палаты Российской Федерации

Административный департамент

Отдел по защите государственной тайны

Отдел режима и специальных работ

Отдел по взаимодействию с органами государственной власти Российской Федерации

Департамент внешних связей

Отдел сотрудничества с зарубежными высшими органами государственного финансового контроля

Отдел сотрудничества с международными организациями высших органов государственного финансового контроля и ООН

Отдел по взаимодействию с контрольно-счётными органами

Департамент документационного обеспечения, планирования и контроля Счётной палаты

Отдел обеспечения работы Коллегии Отдел делопроизводства и Центрального архива Счётной палаты

Постоянно действующий высший орган внешнего государственного контроля (аудита) в Российской Федерации .

Действует на основе соответствующего Федерального закона Российской Федерации , который описывает общие положения, её состав и структуру, её содержание деятельности и полномочия, её организацию деятельности, а также её обеспечение деятельности.

История

Прототипом Счётной палаты Российской Федерации была Камер-коллегия , созданная при Петре I. Учреждена была в 1718 году для заведования казёнными сборами и некоторыми отраслями государственного хозяйства. До этого времени в казне российских царей был полнейший беспорядок. Идеологом и создателем счётной палаты был Пётр Лукич Аксёнов . Он первый в 1719 году вёл в Камер-коллегии ведомость прихода и расхода денежной казны в государстве и подавал Государю каждую неделю ведомости о движении сумм, по донесениям, поступавшим в коллегию. Сверх того, Пётр Лукич составил формы ведения отчётности по Камер-коллегии. Назначенный комиссаром особой отчётной конторы, он обучил присланных для узнания порядка отчётности из всех мест канцелярских служителей. В 1725 году Сенат определил Петра Лукича Аксёнова камериром , а в 1731 году секретарём.

С 1811 по 1918 год существовала должность государственного контролёра . В январе 1918 года эта должность была упразднена; вместо неё была создана Центральная контрольная коллегия; вместо губернских контрольных палат - губернские учётно-контрольные коллегии.

В июле 1918 года Центральная контрольная коллегия была преобразована в Народный комиссариат государственного контроля РСФСР . В 1920 году комиссариат был реорганизован в Рабоче-крестьянскую инспекцию в центре и местные рабоче-крестьянские инспекции на местах, на Дальнем Востоке государственный контроль осуществляли Центральный Народный Государственный Контроль, во главе с Народным Государственным Контролёром, в центре и местные народные государственные контроли и отряды народного государственного контроля (во главе с начальниками отрядов) на местах. В 1934 году Рабоче-крестьянская инспекция была упразднена; её функции были переданы уполномоченному Комиссии Советского Контроля СССР (КСК) по РСФСР на государственном уровне, уполномоченным КСК СССР в областях, районах и городах на местном уровне. В 1940 году был воссоздан Народный Комиссариат Государственного Контроля; функции местных уполномоченных КСК СССР перешли главным контролёрам на местах.

Структура и порядок формирования

Счётная палата Российской Федерации состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие - его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой Российской Федерации, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты Российской Федерации, распределение обязанностей между аудиторами Счётной палаты Российской Федерации, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты Российской Федерации, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты Российской Федерации, утверждаемым её Коллегией.

Полномочия

Счётная палата Российской Федерации осуществляет оперативный контроль:

  • за исполнением федерального бюджета ,
  • за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга,
  • за использованием кредитных ресурсов,
  • за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью,
  • за банковской системой (включая Банк России),
  • проводит ревизии и проверки,
  • проводит экспертизу и даёт заключения,
  • информирует палаты Федерального Собрания.

При осуществлении своих функций Счётная палата Российской Федерации обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.

Состав Счётной палаты Российской Федерации

Счётная палата Российской Федерации состоит из Председателя, заместителя Председателя и 12 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Председатель и 6 аудиторов назначаются на должность Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, остальные 6 аудиторов и Заместитель Председателя - Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Председатель Счётной палаты Российской Федерации

  • Голикова Татьяна Алексеевна (назначена Госдумой)

Заместитель Председателя Счётной палаты Российской федерации

  • Чистова Вера Ергешевна (назначена Советом Федерации)

Аудиторы Счётной палаты Российской Федерации

  • Агапцов Сергей Анатольевич (назначен Советом Федерации)
  • Богомолов Валерий Николаевич (назначен Госдумой)
  • Жамбалнимбуев Бато-Жаргал (назначен Советом Федерации)
  • Жданьков Александр Иванович (назначен Госдумой)
  • Катренко Владимир Семёнович (назначен Госдумой)
  • Мануйлова Татьяна Николаевна (назначена Советом Федерации)
  • Мовчан Сергей Николаевич (2013-2015),
  • Блинова Татьяна Викторовна (с 2015) (назначены Советом Федерации)
  • Перчян Андрей Виленович (назначен Госдумой)
  • Росляк Юрий Витальевич (назначен Советом Федерации)
  • Рохмистров Максим Станиславович (назначен Госдумой)
  • Филипенко Александр Васильевич (назначен Советом Федерации)
  • Штогрин Сергей Иванович (назначен Госдумой)

Руководитель аппарата Счётной палаты Российской Федерации

  • Воронин Юрий Викторович (с 1 октября 2013 года)
    • Заместитель руководителя аппарата - Шипилева Елена Михайловна (с октября 2013 года)

Председатели

  • Скулков, Игорь Петрович (10 января 1958 - 17 сентября 1959)
  • Закурдаев, Василий Иванович (17 сентября 1959 - 31 мая 1961)

Председатели Комиссии Государственного Контроля Совета Министров РСФСР

  • Штыков, Терентий Фомич (6 июня 1961 - 11 декабря 1962)

Председатели Комитета Народного Контроля РСФСР

  • Коннов, Вениамин Фёдорович (30 декабря 1975 - 11 октября 1989)
  • Анищев, Владимир Петрович (11 октября 1989 - 16 июня 1990)

Председатели Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете Российской Федерации - Контрольно-бюджетного комитета Российской Федерации

  • Полунина, Мария Семеновна (9 марта 1992 - 16 ноября 1992 - исполняющая обязанности; 16 ноября 1992 - 24 декабря 1993)
  • Черноморд, Петр Васильевич (24 декабря 1993 - 17 января 1995)

Председатели Счётной Палаты Российской Федерации

  • , .
    • Секретариат Председателя Счётной палаты Российской Федерации
    • Секретариат заместителя Председателя Счётной палаты Российской Федерации
    • Секретариаты аудиторов Счётной палаты Российской Федерации
      • Отдел по защите государственной тайны
      • Отдел по взаимодействию с органами государственной власти Российской Федерации
    • Департамент внешних связей
      • Отдел сотрудничества с зарубежными высшими органами государственного финансового контроля
      • Отдел сотрудничества с международными организациями высших органов государственного финансового контроля и ООН
      • Отдел по взаимодействию с контрольно-счётными органами
    • Департамент документационного обеспечения, планирования и контроля Счётной палаты Российской Федерации
      • Отдел обеспечения работы Коллегии
      • Отдел делопроизводства и Центрального архива Счётной палаты Российской федерации
      • Отдел контроля и электронного документооборота
      • Отдел по работе с обращениями граждан и обеспечению деятельности Общественной приёмной Счётной палаты Российской Федерации
      • Отдел планирования и организации контрольных мероприятий
      • Общий отдел
    • Департамент информатизации
      • Отдел развития и сопровождения информационных ресурсов, формирования баз данных
      • Отдел развития и сопровождения информационных технологий
      • Отдел эксплуатации сетевых ресурсов
      • Отдел информационно-технического взаимодействия с внешними информационными системами
    • Сводный департамент
    • Правовой департамент
      • Отдел мониторинга законодательства и аналитической работы
      • Отдел правового обеспечения деятельности
      • Отдел правового обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности
      • Отдел правового редактирования и лингвистической экспертизы
    • Департамент информации
    • Финансовый департамент
      • Финансово-экономический отдел
      • Отдел бухгалтерского учёта и отчётности
    • Департамент управления делами
      • Отдел организационного и конкурсного обеспечения
      • Отдел социально-бытового и транспортного обеспечения
      • Отдел материально-технического обеспечения
    • Департамент кадров и государственной службы
      • Отдел по работе с персоналом
      • Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений
      • Отдел переподготовки, повышения квалификации и правового обеспечения государственной гражданской службы
    • Департамент макроэкономического анализа и методологического обеспечения
 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва