М.В. Ломоносов – сатирик («Гимн бороде»)

Михаил Васильевич Ломоносов
«Гимн бороде»

Не роскошной я Венере,
Не уродливой Химере
В имнах жертву воздаю:
Я похвальну песнь пою
Волосам, от всех почтенным,
По груди распространенным,
Что под старость наших лет
Уважают наш совет.

Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.

Попечительна природа
О блаженстве смертных рода
Несравненной красотой
Окружает бородой
Путь, которым в мир приходим
И наш первой взор возводим.
Не явится борода,
Не открыты ворота.

Борода предорогая!.. и т. д.

Борода в казне доходы
Умножает по вся годы:
Керженцам любезной брат
С радостью двойной оклад
В сбор за оную приносит
И с поклоном низким просит
В вечный пропустить покой
Безголовым с бородой.

Борода предорогая!.. и т. д.

Не напрасно он дерзает,
Верно свой прибыток знает:
Лишь разгладит он усы,
Смертной не боясь грозы,
Скачут в пламень суеверы;
Сколько с Оби и Печеры
После них богатств домой
Достает он бородой.

Борода предорогая!.. и т. д.

О коль в свете ты блаженна,
Борода, глазам замена!
Люди обще говорят
И по правде то твердят:
Дураки, врали, проказы
Были бы без ней безглазы,
Им в глаза плевал бы всяк;
Ею цел и здрав их зрак.

Борода предорогая!.. и т. д.

Если правда, что планеты
Нашему подобны светы,
Конче в оных мудрецы
И всех пуще там жрецы
Уверяют бородою,
Что нас нет здесь головою.
Скажет кто: мы вправды тут,
В струбе там того сожгут.

Борода предорогая!.. и т. д.

Если кто невзрачен телом
Или в разуме незрелом;
Если в скудости рожден
Либо чином не почтен,
Будет взрачен и рассуден,
Знатен чином и не скуден
Для великой бороды:
Таковы ее плоды!

Борода предорогая!.. и т. д.

О прикраса золотая,
О прикраса даровая,
Мать дородства и умов,
Мать достатков и чинов,
Корень действий невозможных,
О завеса мнений ложных!
Чем могу тебя почтить,
Чем заслуги заплатить?

Борода предорогая!.. и т. д.

Через многие расчосы
Заплету тебя я в косы,
И всю хитрость покажу,
По всем модам наряжу.
Через разные затеи
Завивать хочу тупеи:
Дайте ленты, кошельки
И крупичатой муки.

Борода предорогая!.. и т. д.

Ах, куда с добром деваться?
Все уборы не вместятся:
Для их многого числа
Борода не доросла.
Я крестьянам подражаю
И как пашню удобряю.
Борода, теперь прости,
В жирной влажности расти.

Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.

Не роскошной я Венере,
Не уродливой Химере
В имнах жертву воздаю:
Я похвальну песнь пою
Волосам, от всех почтенным,
По груди распространенным,
Что под старость наших лет
Уважают наш совет.

Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.

Попечительна природа
О блаженстве смертных рода
Несравненной красотой
Окружает бородой
Путь, которым в мир приходим
И наш первой взор возводим.
Не явится борода,
Не открыты ворота.

Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена….

…Если правда, что планеты
Нашему подобны светы,
Конче в оных мудрецы
И всех пуще там жрецы
Уверяют бородою,
Что нас нет здесь головою.
Скажет кто: мы вправды тут,
В струбе там того сожгут….

И вдруг в 1757 году по всему Петербургу стали ходить стихотворные списки под названием «Гимн бороде», причем имелась в виду не просто борода, а борода церковная: «Козлята малые родятся с бородами, как много почтены они перед попами», – и не церковная борода вообще, а именно холеная борода фактического главы Святейшего синода – архиепископа новгородского Дмитрия Сеченова.
В сводчатой полутемной комнате, за длинным столом, в высоких креслах восседали архиереи. Тяжелое черное распятие висело на стене. Древний писец сидел в углу перед толстой книгой, оправляя заплывшую свечу. Председательствовал неистовый в вере Дмитрий Сеченов.
Рядом сидели петербургский архиепископ Сильвестр Кулябко и вятский – Варлаам.
Ломоносов, тяжело ступая, вошел, согнувшись, в низкую горницу, поклонился, сел.
Сеченов погладил холеной рукой длинную расчесанную бороду, сказал строго:
– Слава Господу Богу нашему Иисусу Христу во веки веков!
Ломоносов мрачно ответил:
– Аминь!
– Ведомо ли тебе, раб Божий, что во многих списках пашквиль, именуемый «Гимн бороде», по городу ходит?
– Ведомо.
– В том пашквиле про бороду, коя есть знак христианского благочестия, поносно сказано… – Архиепископ глянул на свою бороду и снова погладил ее.
Ломоносов молчал. Сосед Сеченова, архиепископ Сильвестр Кулябко, тыча пальцем в список, подхватил:
– Здесь сказано:
Я похвальну песнь пою
Волосам, от всех почтенным,
По груди распространенным,
Что под старость наших лет
Уважают наш совет.
А далее автор оного пашквиля как против земного царствия восстает, тако и на Небесное хулу возводит:
Борода в казне доходы
Умножает по вся годы.
Керженцам любезный брат
С радостью двойной оклад
В сбор за оную приносит
И с поклоном низким просит
В вечный пропустить покой
Безголовым с бородой.
Тощий иконописный Варлаам закончил дискантом, покачивая головой и вздыхая:
О прикраса золотая,
О прикраса даровая,
Мать дородства и умов,
Мать достатков и чинов,
Корень действий невозможных,
О завеса мнений ложных!
И, глядя на Ломоносова, спросил: – Каких же это мнений ложных – не о духовных ли особах тут речь?
Ломоносов молчал.
Сеченов встал, выпрямился грозно.
– Оный пашквиль, как из слога явствует, не от простого, а от ученого человека и чуть ли не от вас самих произошел. Такому сочинителю надлежит ожидать казни Божьей и отлучения от церкви.
Ломоносов оглядел всех своим ясным взглядом, на лице его мелькнула тень улыбки.
– Наука тут ни при чем. Нездраво рассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерить циркулем. Таков же и в богословии учитель, если он думает, что по Псалтырю можно судить об астрономии и химии. В сатире сей о Боге и религии речи нет, а токмо толкуется, что иной дурак, длинной бородой прикрываясь, к наукам привязывается.
Сеченов вскочил.
– Кто же сему пашквилю автор?
Ломоносов встал.
– Я!

  • Что в том Коперник прав,
  • Более резко звучит «Гимн бороде», поводом к написанию которого послужили следующие обстоятельства. Любимый ученик Ломоносова Николай Поповский перевел в стихах поэму английского просветителя Александра Попа «Опыт о человеке». Синод категорически запретил печатать эту книгу. Ломоносов ответил на это решение «Гимном бороде», одним из самых смелых в XVIII в. антиклерикальных произведений.

    В споре Ломоносова с Синодом правительство оказалось на стороне ученого. Немалую роль здесь сыграл и покровитель Ломоносова – Шувалов. Тогда противники решили уязвить своего врага его же оружием – сатирой. Они начали распространять против Ломоносова анонимные письма и стихотворные пасквили.

  • на Солнце не бывав.
  • Один из них, подписанный вымышленным именем Христофора Зубницкого, назывался «Переодетая борода, или Гимн пьяной голове». Подлинный автор этих стихов не установлен. Ломоносов объявлялся шарлатаном, псевдоученым и пьяницей. В вину ему ставилось и его «подлое» происхождение. Ломоносов приписал авторство этих стихов Тредиаковскому и обрушился на него с гневной эпиграммой «Зубницкому», начинавшейся словами: «Безбожник и ханжа, подметных писем враль!» (С. 221). В действительности Тредиаковский не писал «имна», но был связан с Синодом и даже давал ему сведения о деятельности академических ученых. Видимо, это обстоятельство и привело Ломоносова к мысли, что автором злобного пасквиля был его недоброжелатель – Тредиаковский.

    В правление Петра I духовенство получило официальное разрешение на беспошлинное ношение бороды. В связи с этим борода становится в «Гимне» символом духовного сана. Среди «бородачей» упомянуты и «керженцы», т. е. раскольники, приносящие в казну, за сохранение бороды, «двойной оклад». Однако главным объектом сатиры Ломоносова были все-таки не раскольники, а представители официальной церкви и прежде всего ее иерархи. Об этом с предельной ясностью говорится в восьмой строфе «Гимна», где борода названа матерью «достатков и чинов».

    Жанр гимна, панегирика, избранный Ломоносовым, усиливает сатирическое звучание произведения. О напе-чатании такого памфлета не могло быть и речи. Сохранилось около десятка рукописных сборников с его текстом. Святейший Синод обратился с жалобой на Ломоносова к императрице Елизавете Петровне. Поэт был вызван в синод. На допросе Ломоносов полностью подтвердил свое мнение о духовных чинах, выраженное в его сатире. Вскоре он написал еще одно сатирическое стихотворение («О страх! о ужас! гром!…»), в котором изобразил бессильную ярость своих противников во время допроса. В новом стихотворении была продолжена тема «Гимна бороде». На этот раз автор отдавал предпочтение козлятам, которых природа с самого рождения наградила бородой.

    Для того, чтобы разобраться, против чего и кого направлено сатирическое перо Ломоносова, стоит познакомиться с предысторией появления темы «бороды».
    Указ Петра I о бритии бород и усов. Зачем? Кто остался с бородой?

    В 1757 году Михаил Васильевич Ломоносов, иронизируя над самим указом «О бороде» и налогом на бороду, а также над языческим идольским поклонением бороде, создал сатирическое произведение «Гимн бороде».

    Проанализируем это произведение. Начнём со строк, звучащих рефреном на протяжении стиха: «Борода предорогая! Жаль, что ты не крещена И что тела часть срамная Тем тебе предпочтена».

    Казалось бы, в этих словах есть что-то антицерковное и даже кощунственное. На самом деле ничего подобного.
    Поводом для этого иронического четверостишия явилось не какое-то кощунство, а следующий факт: при Крещении человек трижды полностью погружается в святую воду, в том числе, погружается срамная часть тела, то есть та, которую стыдно показывать. (Толковый словарь Ожегова).
    При погружении крещаемого длинная борода всплывает, и в воду полностью не погружается, то есть, как бы, и «не крещена». (Надо заметить, что в те времена всех крестили в младенчестве, а взрослыми крестились иноверцы)
    У автора есть некое шутливое противопоставление бороды и «срамной части», не в пользу первой. И он «жалеет» «предорогую бороду», что она не крещена. В этом присутствует ирония по отношению к тем, кто слишком большое значение придаёт бороде. Есть насмешка и в адрес тех, кто формально относится к церковным обрядам (борода не погружается полностью, значит, не крещена!).
    На это следует заметить, что Святое Крещение человек принимает полностью, всем своим существом, а не отдельными своими частями. И будучи глубоко верующим человеком, Ломоносов это прекрасно знает.
    Автор называет бороду - предорогой, не только потому, что она некоторым была дорога сердцу как символ патриархального порядка, но и потому, что она из-за налога реально стала «предорогой».

    Итак:
    1) Не роскошной я Венере, Не уродливой Химере
    В имнах жертву воздаю: Я похвальну песнь пою
    Волосам, от всех почтенным, По груди распространенным,
    Что под старость наших лет Уважают наш совет.

    Автор пишет, что не языческим «богиням» он приносит жертву в гимнах, а гимном прославляет бороду, что как бы уравнивает бороду с идолами язычников. Первая строфа посвящена насмешливому и преувеличенному восхвалению бороды.

    2) Попечительна природа О блаженстве смертных рода
    Несравненной красотой Окружает бородой
    Путь, которым в мир приходим И наш первой взор возводим.
    Не явится борода, Не открыты ворота.

    Не смею назвать то, что Михайло, с его крестьянскими корнями, припоминая грубоватый деревенский юмор, имеет ввиду.) И как только цензура пропустила подобное?! Возмутительно!!!)))

    3) Борода в казне доходы Умножает по вся годы:
    Керженцам любезной брат С радостью двойной оклад
    В сбор за оную приносит И с поклоном низким просит
    В вечный пропустить покой Безголовым с бородой.

    4) Не напрасно он дерзает, Верно свой прибыток знает:
    Лишь разгладит он усы, Смертной не боясь грозы,
    Скачут в пламень суеверы; Сколько с Оби и Печеры
    После них богатств домой Достает он бородой.

    3 строфа начинается с упоминания налога на бороду, который из года в год даёт казне хороший доход. И далее о том, кто «Керженцам* (старообрятцам с Кержи) любезной брат», вероятно, известный при дворе старообрядец, приносит ко двору двойной налог за бороду, и просит с низким поклоном лишить его скорее головы, чем бороды. При этом он поощряет самосожжение «любезных братьев» - старообрядцев с Оби и Печеры, и пользуясь тем, что он близок ко двору, присваивает их богатства.

    5) О коль в свете ты блаженна, Борода, глазам замена!
    Люди обще говорят И по правде то твердят:
    Дураки, врали, проказы Были бы без ней безглазы,
    Им в глаза плевал бы всяк; Ею цел и здрав их зрак.

    Ломоносов обличает тех, кто за бородой, то есть за явным признаком достатка и «достоинства», скрывают свою дурь, враньё и проказы. Не будь у них бороды (богатства, достаточного, чтобы платить налог за бороду), «им в глаза плевал бы всяк». Перекликается с простонародным выражением: «Иной плюнул бы в глаза, ин плюнет в бороду».

    6) Если правда, что планеты Нашему подобны светы,
    Конче в оных мудрецы И всех пуще там жрецы
    Уверяют бородою, Что нас нет здесь головою.
    Скажет кто: мы вправды тут, В струбе там того сожгут.

    Ломоносов был защитником и веры и науки. И здесь он защищает науку от «жрецов», некоторых церковнослужителей и чиновников, которые отвергали науку, считая, что она противоречит вере. Но это не так. Наука и вера - две стороны познания мира, дополняющие друг друга.
    Священный Синод (церковно-государственный орган, подчинённый обер-прокурору) в порядке надзора за благонадёжностью, осуждал Ломоносова за то, что в его произведениях «многие, а инде и бесчисленные миры» проповедуются, «что и священному писанию и вере христианской крайно противно есть и многим не утвержденным душам причину к натурализму и безбожию подает». И это доставляло учёному много неудобств и хлопот при публикации своих трудов.

    Автор также намекает на католическую церковь, которая во времена инквизиции осудила на сожжение Джордано Бруно, как принято думать, «за учение о бесконечности вселенной и множестве миров». Но справедливости ради нужно сказать, что Д.Б. никогда не был учёным, а сожгли его за занятия оккультизмом, астрологией, алхимией и магией, и за его еретические труды, которые он активно пропагандировал. Разбирательство тянулось 8 лет, и у него была возможность покаяться, на что и надеялся Ватикан. Но он не захотел. Инквизиционный трибунал своим приговором признал Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». В конце концов, его сожгли как еретика, оккультиста, астролога и «служителя диавола», что во времена инквизиции было делом обычным.

    7) Если кто невзрачен телом Или в разуме незрелом;
    Если в скудости рожден Либо чином не почтен,
    Будет взрачен и рассуден, Знатен чином и не скуден
    Для великой бороды: Таковы ее плоды!

    Опять Ломоносов высмеивает обладателей «великой», пышной бороды. Не секрет, что пышность бороды вызывала почтение и зависть порой большие, чем должность и богатство

    8) О прикраса золотая, О прикраса даровая,
    Мать дородства и умов, Мать достатков и чинов,
    Корень действий невозможных, О завеса мнений ложных!
    Чем могу тебя почтить,Чем заслуги заплатить?

    9)Через многие расчосы Заплету тебя я в косы,
    И всю хитрость покажу, По всем модам наряжу.
    Через разные затеи Завивать хочу тупеи:
    Дайте ленты, кошельки И крупичатой муки.

    10) Ах, куда с добром деваться? Все уборы не вместятся:
    Для их многого числа Борода не доросла.
    Я крестьянам подражаю И как пашню удобряю.
    Борода, теперь прости, В жирной влажности расти.

    В последних четырех строфах, по мнению современников поэта и историков, имеется в виду конкретное лицо, а именно - противник Ломоносова, Гедеон Криновский, которого можно было узнать по последним стихам «Гимна бороде»: он был не знатен, беден, худощав и прозябал в бедности и неизвестности вплоть до января 1754 г., когда положение его резко изменилось. «Двадцативосьмилетний, никому не известный монах-неудачник стал вдруг «знатен чином и нескуден». Гедеону посчастливилось очаровать императрицу удачно произнесенной в ее присутствии проповедью, Елизавета Петровна тотчас же назначила его придворным проповедником, и на молодого витию посыпались вещественные знаки царской милости. В Петербурге об этом было много толков, и сложилась даже прибаутка: «Гедеон нажил миллион». Бывший казанский семинарист обратился в записного придворного щеголя: обзавелся большим ассортиментом атласных и бархатных ряс, ходил в шелковых чулках и в башмаках с тысячными бриллиантовыми пряжками. Вполне вероятно при этих условиях, что и свою бороду он холил - как говорится в «Гимне» - «по всем модам»: подвергал «многим расчесам», заплетал на ночь «в косы», а затем умащал, или, по выражению Ломоносова, «удобрял» всякими жирными и влажными благовониями. Может быть, завивал или даже припудривал «крупичатой мукой» свой «тупей». Придворно-церковные нравы того времени допускали такую кокетливость»

    2. Итак, на что или на кого направлено острие сатиры Ломоносова:

    1) Строки рефрена «Борода предорогая! Жаль, что ты не крещена И что тела часть срамная Тем тебе предпочтена» не содержат ничего антицерковного или кощунственного.
    Есть ирония по отношению к тем, кто слишком большое значение придаёт бороде. Есть насмешка и в адрес тех, кто формально относится к церковным обрядам. И намёк на то, что из-за налога борода реально стала «предорогой».
    2) Первая строфа посвящена насмешливому и преувеличенному восхвалению бороды и поклонению ей как языческому идолу.
    3) О второй скромно умолчим.))
    4) В 3, 4 – о конкретном человеке – старообрядце (расколнике), близком ко двору, который щедро оплачивает право ношения бороды, оправдывая это своими убеждениями, при этом поощряет самосожжение за убеждения «своих братьев» по вере, чтобы овладеть их имуществом.
    5) В 5 – Ломоносов обличает тех, кто за бородой, то есть за явным признаком достатка и «достоинства», скрывают свою дурь, враньё и проказы. Не будь у них бороды (богатства, достаточного, чтобы платить налог за бороду), «им в глаза плевал бы всяк».
    6) В 6 - ирония по отношению к некоторым церковнослужителям и чиновникам, к Синоду
    (церковно-государственный орган, подчинённый обер-прокурору) который в порядке надзора за благонадёжностью, осуждал Ломоносова за то, что он в своих произведениях «многим … не утвержденным душам причину к натурализму и безбожию подает». Хотя Ломоносов прекрасно знал, что наука и вера не противоречат друг другу.
    Автор также намекает на католическую инквизицию, и сожжение Джордано Бруно, хотя этому были иные причины, а не «противоречия» между наукой и верой.
    7) В 7 - 10 строфах насмешка над тем, что, не имея особых достоинств, достаточно произвести хорошее впечатление при дворе и создать видимость разумности. И за ней как за ширмой не будут видны ложные мнения, и посыплются от высоких особ все дары – достатки и чины. Главное - холить и лелеять эту видимость – ширму – «бороду».

    Как мы видим, объектов сатиры в стихе Ломоносова достаточно много. Заблуждаются те, кто думает, что этот сатирический стих направлен против Церкви и веры. Достаточно привести некоторые высказывания и стихи великого учёного, чтобы понять его глубокую веру и его отношение к Церкви, как к Матери. Именно так относятся к Церкви православные люди.

    3. Словно предчувствуя, что через два столетия про него будут писать, что он был "материалистом", Ломоносов слагает такие строки в переложении псалма 26-го:

    Услыши, Господи, мой глас, Когда к тебе взываю,
    И сохрани на всякий час: К Тебе я прибегаю...
    Меня в сей жизни не отдай Душам людей безбожных,
    Твоей десницей покрывай От клеветаний ложных...
    Ко свету Твоего лица Вперяю взор душевный,
    И от Всещедрого Творца Приемлю луч вседневный...

    Сколько у Ломоносова таких строк! Его классическая Ода об Иове начинается:
    О ты, что в горести напрасно На Бога ропщешь, человек...

    Ломоносов считает, что наука только подтверждает БОЖИЮ Премудрость, создавшую наш мир. А Любовь БОГА к людям подтвержается тем, что ОН ради их спасения, послал на страдания своего Сына.

    Сколь созданных вещей пространно естество,
    О сколь велико их создавше Божество!
    О сколь велика к нам щедрот Его пучина,
    Что на землю послал возлюбленного Сына!
    Не погнушался он на малый шар сойти,
    Чтобы погибшего страданием спасти.

    Ломоносов как учёный восхищается Творением БОЖИИМ:

    В безмерном углубля пространстве разум свой,
    Из мысли ходим в мысль, из света в свет иной,
    Везде Божественну мы мудрость почитаем.
    В благоговении весь дух свой погружаем.
    Чудимся быстрине, чудимся тишине,
    Что Бог устроил нам в безмерной глубине...

    А это к неверующим и ложно верующим, не понимающим сути Духовности, Православной веры и Церкви.

    О вы, что Божество в пределах чтите тесных...
    Вперите мысль, чему Святитель сей учил,
    Что ныне нам гласит от лика горних сил.
    На милость Вышнего, на истину склонитесь,
    И к Матери своей вы Церкви примиритесь...

    *В XVII-XIX веках на берегах Керженца существовали поселения старообрядцев (Керженские скиты или просто Керженец), скрывавшихся от властей. По названию реки старообрядцев иногда называли кержаками. Имя реки в связи со старообрядцами стало нарицательным.

    Использованы фрагменты из: Ломоносов М. В. Полн. собр. соч., т. 8, с. 1070-1071.(Нужно иметь ввиду, что это издание времён воинствующего атеизма. Поэтому все нападки на Церковь и её осуждение на совести составителей. Ломоносов был глубоко верующим, воцерковлённым человеком)
    Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) из книги: "Беседы с русским народом»
    «Налог налицо. Почему Петр Первый брал деньги за бороды?» АиФ.ру

    В борьбе с мракобесами и гонителями науки Ломоносов использовал в некоторых случаях шутку и даже сатиру. «Гимн бороде», поводом к написанию которого послужили следующие обстоятельства. Любимый ученик Ломоносова Николай Поповский перевел в стихах поэму английского просветителя Александра Попа «Опыт о человеке». Синод категорически запретил печатать эту книгу. Ломоносов ответил на это решение «Гимном бороде», одним из самых смелых в XVIII в. антиклерикальных произведений.

    В правление Петра I духовенство получило официальное разрешение на беспошлинное ношение бороды. В связи с этим борода становится в «Гимне» символом духовного сана. Среди «бородачей» упомянуты и «керженцы», т. е. раскольники, приносящие в казну, за сохранение бороды, «двойной оклад». Однако главным объектом сатиры Ломоносова были все-таки не раскольники, а представители официальной церкви и прежде всего ее иерархи. Об этом с предельной ясностью говорится в восьмой строфе «Гимна», где борода названа матерью «достатков и чинов».

    Жанр гимна, панегирика, избранный Ломоносовым, усиливает сатирическое звучание произведения. О напечатании такого памфлета не могло быть и речи. Сохранилось около десятка рукописных сборников с его текстом. Святейший Синод обратился с жалобой на Ломоносова к императрице Елизавете Петровне. Поэт был вызван в синод. На допросе Ломоносов полностью подтвердил свое мнение о духовных чинах, выраженное в его сатире. Вскоре он написал еще одно сатирическое стихотворение («О страх! о ужас! гром!...»), в котором изобразил бессильную ярость своих противников во время допроса. В новом стихотворении была продолжена тема «Гимна бороде». На этот раз автор отдавал предпочтение козлятам, которых природа с самого рождения наградила бородой.

    В споре Ломоносова с Синодом правительство оказалось на стороне ученого. Немалую роль здесь сыграл покровитель Ломоносова - Шувалов. Тогда противники решили уязвить своего врага его же оружием - сатирой. Они начали распространять против Ломоносова анонимные письма и стихотворные пасквили. Один из них, подписанный вымышленным именем Христофора Зубницкого, назывался «Переодетая борода, или Гимн пьяной голове». Подлинный автор этих стихов не установлен. Ломоносов приписал авторство этих стихов Тредиаковскому и обрушился на него с гневной эпиграммой «Зубницкому», начинавшейся словами: «Безбожник и ханжа, подметных писем враль!» (С. 221). В действительности Тредиаковский не писал «имна», но был связан с Синодом и даже давал ему сведения о деятельности академических ученых. Видимо, это обстоятельство и привело Ломоносова к мысли, что автором злобного пасквиля был его недоброжелатель - Тредиаковский.

    В 1756–1757 гг. Ломоносов дал бой церковникам: в это время стало известно его стихотворение «Гимн бороде». Это была целая ода навыворот, остро сатирическая, едкая и в то же время веселая, зло высмеивавшая «бородачей». В «Гимне» были даны защитные указания на то, что он, якобы, направлен против раскольников-старообрядцев; однако эти указания никого не могли обмануть; расправившись попутно со староверами, Ломоносов все жало своей сатирической песни направил против российского духовенства, против его невежества, корыстолюбия, вражды к знанию и науке. Особенно оскорбил церковников куплет, в котором Ломоносов так славит бороду:

    О прикраса золотая,

    О прикраса даровая,

    Мать дородства и умов,

    Мать достатков и чинов,

    Корень действий невозможных,

    О завеса мнений ложных!

    М.В. Ломоносов о журналистике и журналистах (статья "О должности журналистов").

    Заботясь о развитии русского просвещения Ломоносов, понимал, какую большую роль в пропаганде и распространении научных знаний, в развитии русской культуры играет журналистика. В июле 1727 года «Ведомости» перестали существовать. Ей на смену пришли «Санкт-Петербургские ведомости», первым редактором которой был Г.Ф. Миллер. С 1728 по 1742 при «Санкт-Петербургских ведомостях» выходят приложения «Исторические, генеалогические и географические примечания», которые вскоре приобрели самостоятельных характер и стали первым русским научно-популярным журналом. С ним в 1741 году сотрудничает Ломоносов как переводчик и автор. Были опубликованы три его оды.

    Позже, в 1748 году, ему было поручено редактировать «Санкт-Петербургские ведомости», а в 1755 по инициативе Ломоносова начал издаваться первый крупный научно-литературный журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие». В журнале публиковались материалы официально-политического характера, статьи о разных отраслях науки, сочинения древних и современных писателей и учёных.

    Особое место в истории журналистики принадлежит полемической статье М. В. Ломоносова «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» («О должности журналиста») 1754. Непосредственным поводом к написанию статьи послужила необходимость ответить немецкому рецензенту. Который подвергнул в 1752 году в Лейпцигском журнале необоснованной критике разработанную Ломоносовым теорию теплоты, таким образом, лишая его права первооткрывателя в данной области. Он исказил смысл ломоносовского исследования, извратившего суть естественнонаучного труда, обсуждаемого в рецензии, до противоположных выводов. Ломоносов взялся отвечать заграничным оппонентам, в утверждениях которых он увидел беспринципность и недобросовестность.

    В своём «Рассуждении…» Ломоносов не ограничивается полемикой только по научным вопросам, он поднимает ряд принципиальных проблем, касающихся прав и обязанностей журналистов вообще.

    Ломоносов открывает своё рассуждение рассказом о негативных последствиях злоупотребления свободой слова и отношения к журналистике как к ремеслу: «оттого-то и происходит столько излишне самонадеянных выводов, столько странных систем, столько противоречивых мнений, столько заблуждений и нелепостей». Ломоносов, имея в виду оклеветавших его европейских журналистов, высказывает сомнение в качестве современной журналистики и благопристойности современных «писак», присвоивших себе звание журналистов.

    В заключение статьи Ломоносов излагает свои знаменитые семь правил, которые следует «затвердить как Лейпцигскому журналисту, так и всем, подобным ему».

    1. Журналист должен взвесить свои силы, способен ли он «уметь схватить новое и существенное в сочинениях, принадлежащих иногда людям самым гениальным».
    2. «Чтобы быть в состоянии произвести приговори искренний и справедливый, надобно освободить свой ум от всякого предрассудка, от всякого предубеждения».
    3. Журналист должен уметь аргументировать свои возражения, «он должен неоднократно взвесить то, что намерен сказать для того, чтоб быть в состоянии оправдать свои слова, если в том встретится надобность».
    4. «Журналист не должен торопиться порицать гипотезы. Они позволительны в предметах философских, и это даже единственный путь, которым величайшие люди умели открыть истины самые важные».
    5. «Особенно же пусть журналист запомнит, что всего бесчестнее для него красть у кого-либо из своих собратьев высказываемые ими мысли и суждения и присваивать их себе, как будто бы он сам придумал их».
    6. Одни сомнения и вопросы не дают журналисту права осуждать сочинение и он не должен считать, «что непонятное и необъяснимое для него, таково же и для автора».
    7. Журналист «никогда не должен иметь слишком высокого мнения о своем превосходстве, о своем авторитете и о достоинстве своих суждений».

    Ломоносов формулирует моральные законы, касающиеся прав и обязанностей всех журналистов без исключения. Вырисовывается нравственный облик истинного, серьёзного журналиста.


    Похожая информация.


     
    Статьи по теме:
    Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
    Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
    Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
    Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
    Полтавское высшее военное командное училище связи
    ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
    Депортация интеллигенции
    Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо