Как получить перерасчет платы за некачественную горячую воду. Перерасчет за горячую воду ненадлежащего качества Перерасчет за некачественную горячую воду арбитражный суд

Предлагаем вашему вниманию материал нашего эксперта по законодательству в сфере ЖКХ и его практическому применению , посвященный методике получения перерасчет платы за некачественную воду, поступающую в наши квартиры - речь, прежде всего пойдет о недостаточно горячей воде в кранах и разных аспектах возврата части уплаченных за нее денежных средств .

Каждая коммунальная и жилищная услуга должна предоставляться качественно и в соответствии с нормативами, установленными законодательством РФ. Отступление от требований закона в этой части является нарушением качества жилищно-коммунальной услуги .
В этой статье мы подробно расскажем о требованиях к качеству горячего водоснабжения (ГВС), о том, как зафиксировать нарушения и как просить перерасчет за некачественную услугу.
Нередко услуга по горячему водоснабжению предоставляется некачественно, особенно часто нарушения качества ГВС происходит в связи с температурным режимом. Данная статья разъяснит, какие требования к горячему водоснабжению установлены законодательством, как выявить и зафиксировать нарушение качества ГВС и как получить перерасчет за некачественную услугу . Алгоритм, описанный в этой статье, применим также к фиксации нарушений качества других ЖКУ.

Чтобы успешно добиться удовлетворения требований о перерасчете за некачественную услугу по горячему водоснабжению необходимо:

  • Выявить нарушение качества жилищно-коммунальной услуги;
  • Зафиксировать определенным, установленным законом способом, нарушение качества жилищно-коммунальной услуги;
  • Обратиться к исполнителю (например, в управляющую компанию) за устранением нарушения качества ЖКУ;
  • Обратиться в Государственную жилищную инспекцию с заявлением о проведении проверки качества ЖКУ;
  • Обратиться к исполнителю с заявлением о перерасчете платежей за некачественно оказанные ЖКУ;
  • При неудовлетворении требований исполнителя, подготовить иск и обратиться в суд за перерасчетом коммунальных платежей.

То есть, Вы соблюдаете процедуру фиксации и актирования нарушений качества коммунальной услуги, уведомления организации, оказывающей ЖКУ, предъявляете свои требования и только в этом случае имеете шанс на успех по заявлению о перерасчете коммунальных платежей.

1. Как выявить нарушения качества жилищно-коммунальных услуг по горячему водоснабжению?
Основными правовыми актами, устанавливающими нормативы качества коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на наш взгляд, являются

  • Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Далее Постановление 354).
  • Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ от 07.12.2011 г.
  • Федеральный закон «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.

Постановление Главного государственного врача РФ № 20 от 07.04.2009 «Об утверждении СанПин 2.1.4.2496-09 (вместе с СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СаеПин 2.1.4..1974-01.Санитарно-эпидемиологические правила и нормы).

Вот основные показатели качества горячей воды, которые предъявляются законодателем к этой коммунальной услуге.

Требование

Допустимая продолжительность перерыва и допустимые отклонения от качества КУ. Условия и порядок изменения размера платы за нарушение качества
Горячая вода должна поставляться бесперебойно и круглосуточно Перерыв подачи ГВ суммарно не более 8 часов в месяц,
- 4 часа единовременно,
- при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа подряд;
-в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в инженерно-технических сетях обеспечения ГВ- в соответствии с СанПиН 2.1.4.2496-09 Превышение перерыва предоставления ГВ служит основанием для перерасчета на 0,15 % от оплаты за расчетный период за каждый последующий час непредоставления горячей воды.
Обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства (СанПиН 2.1.4.2496-09)

П.2.4. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. отклонение от температуры ГВ в точке водоразбора, соответствующей требованиям о техническом регулировании, не допускается в соответствии с Решением ВС РФ от 31.05.2013 № АКПИ13-394.

За каждые 3⁰С отступления от допустимых отклонений температуры ГВ плата снижается на 0,1 процента платы, определенного за расчетный период за каждый час отступления от допустимых отклонений.

За каждый час подачи ГВ, температура которой в точке разбора ниже 40⁰С, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за ХВ

Давление в системе ГВС в точке водоразбора должно быть от 0,03 МПа(0,3 кгс/см²) до 0,45МПа(кгс/см²) Отклонение давление в системе ГВС не допускается. За каждый час, когда давление отклонялось от установленного до 25 процентов, размер платы снижается на 0,1% размера платы за расчетный период.

При давлении, отличающего от установленного более, чем на 25 процентов, размер платы снижается на стоимость услуги, начисленной суммарно за каждый день предоставления некачественной КУ(независимо от показаний приборов учета)

2. Как правильно зафиксировать нарушение качества коммунальных услуг?

Прежде чем определить температуру горячей воды в точке водоразбора, необходимо слить горячую воды в течение не более 3 минут.

Выявив, что исполнитель не соблюдает указанные нормативы качества услуги по горячему водоснабжению, Вы должны зафиксировать это, причем такая фиксация происходит по строго определенной процедуре, отступление от которой может обернуться отказом в перерасчете платы.

Если факт предоставления некачественной услуги обнаружил исполнитель, он обязан в течение суток проинформировать потребителя о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества КУ.

Если факт предоставления некачественной услуги обнаружил потребитель, он уведомляет аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.

Заявление потребитель может сделать устно (например, по телефону) или письменно, заявление подлежит обязательной регистрации диспетчерской. Потребитель сообщает свои фамилию, имя, отчество, адрес помещения, в котором обнаружено предоставление некачественной коммунальной услуги, а сотрудник диспетчерской обязан сообщить сведения о лице, принявшем такое сообщение (т.е. ФИО), номер регистрации сообщения и время его регистрации.

Если причины предоставления некачественной услуги известны исполнителю, он сообщает их потребителю незамедлительно, о чем в журнале регистрации сообщений делается соответствующая отметка. Если причина нарушения качества неизвестна сотруднику диспетчерской исполнителя, проводится проверка качества услуги. Проверка назначается не позднее 2 часов с момента сообщения потребителя о нарушении качества КУ, если с жильцом не согласовано иное время.

Самая важная часть процедуры - составление актов о нарушении качества.

Ситуация 1: Исполнитель согласен с потребителем, что есть факт нарушения ГВС. Организует проверку качества услуги, и стороны совместно составляют акт. По окончании проверки составляется АКТ проверки, в котором должны быть указаны:

  • Дата и время проведения проверки,
  • выявленные нарушения параметров качества услуги, например, нарушение температуры(указываем температуру).
  • использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений,
  • выводы о дате и времени начала нарушения качества КУ

Акт проверки составляется по числу лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами, по 1 экземпляру достается потребителю, исполнителю и другим заинтересованным лицам, участвующим в проверке.

Ситуация 2: Как это нередко бывает, представитель исполнителя уклоняется от подписания акта проверки, в этом случае акт подписывается другими участниками проверки и не менее, чем 2 незаинтересованными лицами.
Совет: сделать отметку на акте, что исполнитель уклонился от подписания акта.
Ситуация 3: В ходе проверки стороны спорят о том, имеет ли место нарушение качества коммунальной услуги.
В данном случае есть два пути: либо вызвать представителя Государственной жилищной инспекции для проведения повторной проверки либо провести экспертизу качества коммунальной услуги;
1) Повторная проверка качества КУ с участием приглашенных исполнителем представителей ГЖИ, представителей общественного объединения потребителей. Проверка в таком порядке проходит, если ни одно из заинтересованных в проверке лиц не инициировало проведение экспертизы качества коммунальной услуги. В акте проверки должны быть указаны дата и время повторной проверки. Таким образом, неисполнение Вашей жалобы и нарушение Ваших прав, как потребителя, является основанием для проведения инспекторами ГЖИ внеплановой проверки.
2) Заинтересованным лицом может быть инициировано проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
Как происходит экспертиза качества? Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать поведение экспертизы качества коммунальной услуги. Отбор образца коммунального ресурса обязан провести или организовать исполнитель.
Что в этом случае обязательно должно быть отражено в акте? Кем инициировано проведение экспертизы, кем, в каких условиях и в какую емкость проведен отбор образца, каковы параметры качества отобранного образца (если из возможно определить), в какие сроки, куда и каким участником проверки отобранный образец должен быть передан для проведения экспертизы, порядок уведомления заинтересованных участников проверки о результатах проведения экспертизы.
Заключение, содержащее результаты экспертизы исполнитель обязан получить и приобщить к акту проверки и не позднее 3 дней со дня получения экспертного заключения передать его копии всем участникам проверки.

Если проведение экспертизы качества КУ возможно в месте ее предоставления, потребитель, исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют дату и время проведения повторной проверки с участием приглашенного эксперта.
В этом случае в акте должны быть отражены: дата и время проведения повторной проверки, кто инициатор проведения экспертизы, каким участником проверки будет приглашен эксперт и из какой организации. Расходы по проведению экспертизы несет исполнитель, однако, если проведенной экспертизой установлено отсутствие факта нарушения качества КУ, потребитель возмещает расходы на ее проведение.

Ситуация 4: Исполнитель не реагирует на заявки, не проводит проверку или его невозможно уведомить о факте нарушения качества КУ в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы.
Потребитель вправе составить акт проверки качества КУ в отсутствие исполнителя. В этом случае акт подписывают председатель совета МКД (председателем ТСЖ, ЖСК) и не менее чем два потребителя.
Совет 1: письменно, т.е. заказным письмом с уведомлением о вручении либо телеграммой, уведомить исполнителя о проведении проверки качества КУ в определенный день, указав, что имеет место нарушение качества КУ.
Совет 2: В случае ненадлежащей работы диспетчерской, составьте соответствующий акт. Его должны подписать председатель Совета МКД (председателем ТСЖ, ЖСК) и не менее чем два потребителя. После составления этой бумаги все акты о проверках в отсутствие исполнителя будут считаться легитимными.

Таким образом, для того, чтобы получить перерасчет платы за некачественные ЖКУ, необходимо зафиксировать нарушения качества КУ в соответствии с четкой процедурой.

3. В какие сроки исполнитель (например, управляющая организация) обязан отреагировать на Ваше заявление и устранить недостатки в качестве коммунальных услуг?

1. (Общее правило) Жалоба на качество предоставления коммунальных услуг
пп. «к» п.31 Постановления № 354 В течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы исполнитель обязан направить ответ об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
2. Заявление о выяснении причин нарушения качества коммунальной услуги, (например, путем звонка в диспетчерскую)
п.104 Постановления № 354 Исполнитель должен незамедлительно сообщить потребителю о причине нарушения качества КУ, если ему причина известна, о чем в журнале учета заявок делается отметка.
в течение 1 суток исполнитель уведомляет потребителя о причинах предоставления некачественной коммунальной услуги, если ранее причины были неизвестны).
3. Заявление на проведение проверки качества коммунальной услуги (п.108 Постановления № 354) в течение 2 часов исполнитель должен согласовать время проверки качества коммунальной услуги с потребителем с момента получения от потребителя сообщения о нарушении(устно или письменно).

4. За какой срок можно просить перерасчет некачественной жилищно-коммунальной услуги.
Итак, Вы зафиксировали нарушения и для того, чтобы обращаться к исполнителю за перерасчетом платы, необходимо четко определить период такого перерасчета, для этого необходимо определить момент начала нарушения качества услуги и момент возобновления предоставления качественной услуги.
С какого момента считается, что коммунальная услуга предоставляется с отступлением от нормативов?
1. Когда исполнитель обнаружил отступление от качества КУ, которую предоставляет, и самостоятельно отметил в журнале учета фактов нарушений качества коммунальных услуг;
2. Когда потребитель обнаружил и сообщил в аварийно-диспетчерскую службу о нарушении качества КУ, если в ходе проведенной проверки факт будет подтвержден, в том числе по результатам экспертизы.
3. С момента начала нарушения качества КУ, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства РФ о единстве измерений, если указанные приборы способны сохранять зафиксированные сведения.
4. С момента подтверждения в ходе проверки или в ходе экспертизы нарушение качества коммунальной услуги, если исполнитель не проводит проверку либо не может быть уведомлен в связи с ненадлежащей организацией работы диспетчерской. Совет: в этом случае процедуре составления акта необходимо уделить особое внимание (см.п.2 Ситуация 4) .
В какой момент кончается период некачественного предоставления коммунальной услуги?
1. Исполнитель записал в журнале регистрации дату и время возобновления предоставления коммунальной услуги потребителям, указанным исполнителем;
2. Когда потребитель позвонил в диспетчерскую службу и сообщил, что предоставление качественной коммунальной услуги возобновлено;
3. После составления акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальных услуг(в акте указываются дата и время).
4. С даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным допустимым средством измерения, если указанные приборы способны сохранять зафиксированные сведения.
Таким образом, для того, чтобы получить перерасчет некачественной коммунальной услуги, которые предоставляются некачественно, необходимо совершить ряд действий, а именно:
выявить и зафиксировать должным образом то, что услуга предоставляется с отклонением от требований закона,
определить период, за который Вы будете просить перерасчет,
посчитать сумму такого перерасчета,
обратиться с требованием к исполнителю, т.е. лицу, которое предоставляет коммунальные услуги.

Какими дополнительными доказательствами можно подтвердить, что услуги оказывались некачественно.
Чтобы подтвердить период перерасчета платы за некачественные ЖКУ, можно и нужно представлять исполнителю дополнительные доказательства того, что услуги предоставляются с нарушением законодательства. В частности, такими доказательствами могут служить не только журнал заявок в диспетчерскую и акты проверок, но и ранее выданные предписания ГЖИ, ведомости учета параметров коммунальных ресурсов и тому подобное.
Собрав все доказательства, необходимо обратиться с требованием об устранении нарушений качества коммунальных услуг, с требованием о перерасчете коммунальных платежей, поскольку по делам этой категории необходимо провести процедуру досудебного урегулирования (претензионный порядок).
Закон о защите прав потребителей предоставляет ряд преимуществ истцу: выбор суда, в котором будет рассмотрен иск, например, можно подать иск по месту жительства (альтернативная подсудность), а не в общем порядке (по месту нахождения ответчика). Потребители освобождены от государственной пошлины по искам до 1 миллиона рублей, а если обращаться за защитой прав в общество по защите прав потребителей(ОЗПП), потребитель освобождается от государственной пошлины безотносительно от суммы иска, а кроме того, не несет расходы на доверенность. ОЗПП имеем право представлять потребителей в суде на основании заявления, составленного в простой письменной форме.

Редакция портала о недвижимости и всех аспектах комфортной жизни в них сайт напоминает, что все материалы, вышедшие из-под пера А. Колесниковой, одного из наших постоянных авторов, можно прочитать по .

Обратим внимание, что в п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг также указано допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры, соответствующей требованиям законодательства РФ о техническом регулировании:

– в ночное время (с 0.00 до 5.00) – не более чем на 5 °C;

– в дневное время (с 5.00 до 00.00) – не более чем на 3 °C.

Однако эти положения никоим образом не снижают температуру, представляющую собой показатель качества горячей воды. Отклонение от установленных требований (температура ниже 60 и выше 75 °C) означает предоставление услуги ненадлежащего качества (см. Решение ВС РФ от 31.05.2013 № АКПИ13-394).

Если у исполнителя коммунальных услуг есть обязанность обеспечить в точках водоразбора (в кранах квартир) температуру горячей воды не ниже 60 °C, логично предположить, что на вводе в дом температура воды должна быть несколько выше (ввиду объективных потерь тепловой энергии во внутридомовых сетях). Однако, еще раз подчеркнем, в нормативных актах отсутствуют конкретные требования к температуре горячей воды на вводе в дом. Поэтому в судебных разбирательствах идет речь о требованиях к РСО об обеспечении температуры горячей воды на вводе в дом не ниже 60 °C.

Когда управляющий МКД имеет право на перерасчет стоимости горячей воды?

В соответствии с п. 2 ст. 542 ГК РФ в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация может потребовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования данной энергии.

В силу пп. «д» п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения при установлении в договоре порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается, что в случае поставки РСО коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими предусмотренную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг.

Законодательство отдает безусловный приоритет осуществлению учета поставляемых коммунальных ресурсов с помощью счетчиков, устанавливаемых, как правило, на границе балансовой принадлежности сетей РСО и абонента (исполнителя коммунальных услуг). Поэтому при наличии исправного ОПУ, введенного в эксплуатацию надлежащим образом, фиксирующего показатели температуры воды, отчеты о параметрах коммунального ресурса, по данным ОПУ, являются достаточным доказательством поставки горячей воды ненадлежащего качества. Если РСО не опровергнет сведения, указанные в этих документах, подобных отчетов вполне достаточно для установления факта поставки ресурса ненадлежащего качества и проведения перерасчета (постановления АС УО от 11.01.2017 № Ф09-10932/16 по делу № А60-59444/2015, АС СКО от 29.03.2016 № Ф08-484/2016 по делу № А32-23685/2014).

Этот вывод согласуется с пп. «в» п. 111 Правил предоставления коммунальных услуг, в силу которого датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушением качества, являются дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы ОПУ, ИПУ или иным средством измерения, предназначенным для этих целей и используемым в соответствии с требованиями законодательства РФ о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения. В этом случае не требуется соблюдение исполнителем коммунальных услуг порядка установления факта предоставления некачественных услуг в соответствии с разд. Х Правил предоставления коммунальных услуг (постановления АС ПО от 16.01.2017 № Ф06-15316/2016 по делу № А12-4577/2016, АС ЗСО от 19.09.2016 № Ф04-3939/2016 по делу № А03-12727/2015, АС ЦО от 29.02.2016 № Ф10-5264/2015 по делу № А09-1717/2015).

Если же ОПУ горячей воды, фиксирующий температуру теплоносителя, отсутствует (дом не оснащен ОПУ, введенным в эксплуатацию в установленном порядке, либо оснащен ОПУ, который не измеряет температуру воды, а фиксирует расход теплоносителя и количество тепловой энергии), факт поставки горячей воды ненадлежащего качества должен быть подтвержден совокупностью документов. В частности, требуется соблюдение порядка, изложенного в разд. X Правил предоставления коммунальных услуг:

– фиксируется факт обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу (п. 105, 106, пп. «б» п. 111);

– с потребителем согласуются дата и время проведения проверки, РСО уведомляется о предстоящем проведении проверки качества коммунальной услуги, если причины оказания потребителю услуги ненадлежащего качества неизвестны исполнителю (п. 108);

– проводится проверка, результаты которой оформляются актом (п. 109). В рамках проверки устанавливаются факт оказания услуги ненадлежащего качества (акт замера температуры в точке разбора в жилом помещении), а также причина (акт замера температуры на вводе в дом).

Сводные таблицы и расчеты, составленные УК в одностороннем порядке, в отсутствие актов проверок качества коммунальной услуги не будут приняты судом в качестве доказательств (Постановление АС ЦО от 20.10.2016 № Ф10-2735/2016 по делу № А14-6593/2015).

Обратим внимание, что нормативные акты не связывают установление факта поставки некачественного ресурса с фактом перерасчета исполнителем коммунальных услуг собственникам помещений платы за некачественную услугу (Постановление АС ЗСО от 19.09.2016 № Ф04-3939/2016 по делу № А03-12727/2015), хотя такое условие может быть включено в договор ресурсоснабжения на основании соглашения сторон и тогда должно соблюдаться.

Методика перерасчета

Из положения пп. «д» п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения прямо следует, что снижение стоимости коммунального ресурса ненадлежащего качества рассчитывается в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг. К такому же выводу арбитры приходят на основании выводов, сделанных в Решении ВС РФ № АКПИ13-394: в отсутствие какого-либо иного акта, регулирующего отношения, связанные с изменением размера платы за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению, управляющий МКД вправе требовать от РСО уменьшения оплаты в случае поставки в дома ресурса, не соответствующего требованиям СанПиН, в том же порядке, который установлен для перерасчета платы за услугу для конечных потребителей (постановления АС ПО от 16.01.2017 № Ф06-15316/2016 по делу № А12-4577/2016, АС ЦО от 29.02.2016 № Ф10-5264/2015 по делу № А09-1717/2015).

Алгоритм перерасчета

Согласно п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением 2, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением 1 к настоящим правилам.

Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением 2, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.

Введем обозначения.

Размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, – Рi , а размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества (то есть фактически сумма снижения), – Δ . Продолжительность предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в расчетном периоде – t . Общая продолжительность предоставления коммунальной услуги в расчетном периоде с учетом правила о непрерывном и бесперебойном предоставлении услуги по горячему водоснабжению равна длительности расчетного периода.

Изложенный выше порядок расчета платы (абз. 2 п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг) может быть представлен так (допустим, что в месяце 31 день):

Δ = Рi х t / 31 дн.

В соответствии с п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений разд. IX Правил предоставления коммунальных услуг. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

В данном расчете используются такие показатели:

– размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло отступление от допустимых отклонений температуры горячей воды (Рi1);

– процент снижения размера платы (%), принимает значения «0,1» при отступлении в 3 °C, «0,2» при отступлении в 6 °C и т. д.;

– период отступления от допустимых отклонений температуры суммарно в течение расчетного периода с учетом положений разд. IX правил (t1), определяется в часах.

Таким образом, сумма снижения размера платы может быть рассчитана по следующей формуле:

Δ = Рi1 х % х t1

Как видим, эта формула отличается от приведенной в п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг. Однако норма п. 5 приложения 1 имеет приоритет как специальная. Данный вывод подтверждается правоприменительной практикой.

Приведенные формулировки далеки от совершенства, о чем свидетельствуют разнообразные варианты толкований, а также многочисленные судебные разбирательства по данному вопросу. Неясности имеются по первым двум множителям.

Размер платы, к которому применяется процент снижения

Первый показатель формулы – величина, доля от которой и образует сумму снижения размера платы (Рi1). В пункте 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сказано, что это плата за расчетный период, в котором была снижена температура горячей воды. Какой расчетный период здесь имеется в виду?

В соответствии с п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. В Письме Минрегиона РФ от 04.06.2007 № 10611-ЮТ/07 приведен пример расчета, из которого понятно, что имеется в виду плата именно за календарный месяц. Кстати, формулировки действующих Правил предоставления коммунальных услуг фактически ничем не отличаются от формулировок утративших силу правил в рассматриваемой части (п. 5 приложения 1). Известно, что в частных разъяснениях Минстрой также придерживается мнения о том, что к расчету следует принимать плату за месяц.

Между тем в п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг сказано, что размер платы за расчетный период (месяц) должен быть уменьшен на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества. То есть необходимо исчислить размер платы за каждый день оказания некачественной услуги.

Кроме того, в Решении ВС РФ № АКПИ13-394 особо отмечено: п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг закрепляет условия и порядок изменения размера платы за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, который не допускает полного отказа от оплаты стоимости горячей воды, поставляемой с нарушением ее температурного режима. Если допустить, что в качестве показателя Рi1следует принять размер платы за месяц, даже при недолгих и несущественных отклонениях температуры горячей воды от стандарта размер снижения достигнет этого самого размера платы и потребитель будет освобожден от оплаты горячей воды ненадлежащего качества в данном месяце. Именно это обстоятельство ставят во главу угла многие арбитры, когда принимают расчет РСО исходя из размера платы за день и отвергают расчет управляющего МКД исходя из размера платы за месяц.

Например, в Постановлении АС ВВО от 14.10.2016 № Ф01-3504/2016 по делу № А39-6742/2014 отмечено: предложенная УК методика снижения размера платы за некачественный ресурс, согласно которой процент снижения размера платы за горячее водоснабжение определяется суммарно за месяц и умножается на размер платы за горячее водоснабжение за такой месяц, фактически направлена на освобождение УК от оплаты стоимости потребленного некачественного ресурса, что недопустимо. Так, при поставке горячей воды температурой с отклонением в 18 °C ниже нормативной в течение каждого часа на протяжении девяти дней месячная плата за горячую воду, если принимать методику УК, будет равняться нулю. Из буквального толкования п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что расчетным периодом предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества является один день. Такое мнение разделяют многие арбитры (см. постановления АС ЗСО от 25.10.2016 № Ф04-4511/2016 по делу № А45-26014/2015, АС ДВО от 04.04.2017 № Ф03-6488/2016 по делу № А24-495/2016, АС УО от 31.03.2017 № Ф09-1379/17 по делу № А60-14516/2016, от 06.02.2017 № Ф09-11636/16 по делу № А71-4808/2015).

Впрочем, встречаются и случаи, когда арбитры прислушиваются к пояснениям Минстроя и признают верным расчет на основе размера платы за месяц (см., например, Постановление АС ЗСО от 15.06.2016 № Ф04-2184/2016 по делу № А03-21553/2014).

Таким образом, управляющим МКД можно порекомендовать обратиться в Минстрой за разъяснением порядка расчета снижения размера платы за горячую воду ненадлежащего качества и, заручившись документом, подкреплять им свою позицию в суде. При этом нужно быть готовыми к тому, что суд отвергнет данный подход со ссылкой на то, что разъяснения не являются нормативными актами.

Кстати, если выбран показатель размера платы за день, при наличии ОПУ его целесообразно считать по фактическому объему потребления воды за сутки, зафиксированному счетчиком. В отсутствие ОПУ расчет следует провести арифметически: общий объем ресурса, поставленного в дом и принимаемого к расчету, нужно разделить на число дней в месяце.

Процент снижения размера платы

В соответствии с п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы снижается на 0,1%. При этом тут уже указано допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора не более чем на 5 °C в ночное время и не более чем на 3 °C в дневное время. На основании буквального толкования приведенной нормы плата за горячую воду не снижается, если температура воды не была ниже 55 °C в ночное время и 57 °C в дневное время. Соответственно, при снижении температуры днем еще на 3 °C (то есть до 54 °C) размер платы снижается на 0,1% за каждый час, при снижении до 51 °C – на 0,2% и т. д. Данная позиция поддержана арбитрами (постановления АС УО от 31.03.2017 № Ф09-1379/17 по делу № А60-14516/2016, АС ДВО от 24.05.2016 № Ф03-976/2016 по делу № А24-1520/2015).

Однако в Решении ВС РФ № АКПИ13-394 указано, что установление в п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг допустимых отклонений от температурного режима, предписанного СанПиН 2.1.4.2496-09, фактически означает изменение санитарно-эпидемиологического норматива качества горячей воды, являющегося противоэпидемической мерой. Такое правовое регулирование противоречит указанным выше нормам законодательства и влечет признание оспариваемой нормы недействующей в приведенном истолковании. Отклонение от установленных требований означает предоставление услуги ненадлежащего качества. В части условий и порядка изменения размера платы рассматриваемая норма продолжает действовать.

Поэтому процент снижения размера платы должен быть применен за любое отклонение от норматива, то есть при понижении температуры горячей воды днем до 57 °C процент снижения составит 0,1%, при понижении до 54 °C – 0,2% и т. д. Данный вариант представляется более логичным и справедливым. Известно, что суды поддерживают и его.

Значит, опять же управляющему МКД в обоснование своих требований целесообразно привести более выгодный расчет, будучи готовым отстаивать перед судом позицию о недопустимости снижения температуры горячей воды по сравнению с нормативным показателем.

Второй момент, связанный с расчетом процента снижения, заключается в том, можно ли его определять как число, не кратное 0,1. Дело в том, что при снижении температуры горячей воды не на 3 °C, а меньше некоторые эксперты рекомендуют определять процент снижения с учетом десятых долей, пропорционально отношению величины отклонения температуры к «шагу» в 3 °C. Например, если температура горячей воды днем составила 55 °C, процент снижения может быть рассчитан как 0,167% (5/3 х 0,1%). Правильно ли это? Из формулировки п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг вряд ли можно сделать такой вывод. За каждые 3 °C отступления размер платы снижается на 0,1%. Из буквального толкования нормы можно сделать вывод о соотношении температуры воды и величины процента снижения.

Кстати, такой подход продемонстрирован в Письме Минрегиона РФ № 10611-ЮТ/07. А в Постановлении АС УО от 28.10.2016 № Ф09-9955/16 по делу № А71-5017/2015 отмечено, что расчет УК является некорректным, поскольку включает в себя десятые доли градуса.

О коммунальном ресурсе на содержание общего имущества

С 2017 года было введено понятие коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания общего имущества. В рамках Правил заключения договоров ресурсоснабжения требования к качеству коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества, не отличаются от требований к качеству коммунального ресурса, приобретаемого в целях предоставления коммунальных услуг потребителям. Поэтому управляющий МКД вправе требовать перерасчета в отношении всего объема ресурса, поставленного в дом, составляющего предмет договора с РСО. Это утверждение верно, даже если между РСО и потребителями сложились прямые договорные отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, а управляющий МКД лишь приобретает у РСО ресурс, потребляемый при содержании общего имущества.

Обратим внимание, что Правила предоставления коммунальных услуг предусматривают перерасчет платы за некачественные коммунальные услуги, под которыми понимаются услуги, предоставленные в помещении (при управлении домом УК, ТСЖ). Одновременно действующее законодательство (в том числе Правила содержания общего имущества) не детализирует порядок расчета платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в составе платы за содержание жилого помещения и тем более не предусматривает порядок перерасчета данной платы в случае, если горячая вода, используемая в рамках деятельности по содержанию общего имущества, была недостаточной температуры. Поэтому представляется, что в настоящее время нет оснований для проведения перерасчета платы за горячую воду для потребителей в целях содержания общего имущества, если на вводе в дом ОПУ зафиксировал недопустимо низкую температуру воды и (или) установлен факт предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (в жилом помещении) ненадлежащего качества.

Об отпуске горячей воды по двухкомпонентному тарифу

В ситуации, когда для РСО установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду, МКД оснащен ОПУ, учитывающим объем теплоносителя и количество тепловой энергии, соответствующим закону представляется расчет с РСО по показаниям ОПУ без учета норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды. Подробнее об этом можно прочитать в материале С. Н. Козыревой «Объем сверхнормативного потребления на ОДН при двухкомпонентном тарифе на ГВС». При этом с потребителями коммунальных услуг управляющий МКД должен рассчитываться исходя из указанного норматива, поскольку это прямо предписано формулой 23 из приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.

К сведению: известны случаи, когда управляющему МКД удалось отстоять использование норматива на подогрев воды в расчетах с РСО (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/2016) и, напротив, использование фактического объема тепловой энергии по показаниям ОПУ в расчетах с потребителями (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2017 № 10АП-119/2017 по делу № А41-58445/2016, оставлено без изменения Постановлением АС МО от 11.05.2017 № Ф05-4667/2017).

Поскольку ОПУ фиксирует фактический объем потребления тепловой энергии на подогрев воды, именно он должен быть оплачен в адрес РСО. Применять какие-либо механизмы снижения стоимости ресурса в связи с отклонением температуры горячей воды нелогично. Вспомним, в соответствии с п. 2 ст. 542 ГК РФ в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии. Здесь закреплен принцип оплаты фактически потребленной энергии.

Напротив, поскольку в соответствии с формулой 23 плата за горячую воду для потребителей рассчитывается исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды (который устанавливается с учетом обеспечения надлежащей температуры горячей воды), потребители могут претендовать на снижение размера платы за горячую воду, если ее температура отклонялась от стандартной, в соответствии с п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. Аналогичным образом, если МКД не оснащен ОПУ, который фиксирует объем тепловой энергии на подогрев воды, и в расчетах с РСО используется норматив расхода тепловой энергии, управляющий МКД имеет право на снижение стоимости горячей воды.

Согласно толкованию норм действующего законодательства, данному ВС РФ, нет допустимых отклонений от нормативной температуры горячей воды в точке водоразбора. Любое отклонение указывает на ненадлежащее качество коммунальной услуги. То же самое справедливо в отношении показателей качества коммунального ресурса в точке поставки. Перерасчет для УК осуществляется точно так же, как и для потребителей, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. Правоприменительная практика выявляет несколько спорных вопросов по применению данной методики. Ключевой момент: процент снижения следует применять к размеру платы за день, а не за месяц. Добавим, что при двухкомпонентном тарифе в случае наличия ОПУ, учитывающего объем тепловой энергии в горячей воде, нет оснований для перерасчета платы за некачественную горячую воду для управляющего домом.

Платежи по коммунальным услугам составляют в бюджете россиян немалую долю, зачастую превышая 1/5-1/4 всего дохода. Именно поэтому важно контролировать, чтобы в квитанциях ЖКХ фигурировали только реально потребленные семьей услуги (это касается и водоснабжения), и не стесняться требовать перерасчет по платежам.

Что такое перерасчет за воду в квитанции ЖКХ

В зависимости от того, какими удобствами обеспечено жилое помещение, потребителю приходится оплачивать холодную и горячую воду, электроэнергию, газ или твердое топливо, водоотведение (сточные воды), сбор и вывоз мусора (ТБО). Согласно в плату за «коммуналку» входят и вода (холодная и горячая), энергия, водоотведение, затрачиваемые на содержание общего имущества многоквартирного дома.

Общий платеж, выставляемый управляющей компанией потребителю-квартиросъемщику (или собственнику), рассчитывается из показаний индивидуальных счетчиков (квартирных) и общедомовых приборов учета. Если счетчиков нет - оплата считается по нормативам потребления коммунальной услуги. Такой порядок установлен и для расчетов за воду (Правила, утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 2011г).

В ряде случаев, квитанция на оплату коммунальных услуг содержит графу перерасчет, корректирующую общую сумму платежа в большую или меньшую сторону. В большую сторону сумма корректируется ресурсоснабжающими организациями по итогам проверок счетчиков, а вот для уменьшения сумм по тем или иным основаниям, жильцам придется писать заявление на перерасчет.

Разница между начисленной и уплаченной раньше суммой за воду, и суммой, которая в реальности должна быть оплачена, и составляет величину перерасчета за воду.

Основания для перерасчета

Действующее законодательство предусматривает возможность предоставить перерасчет сумм за воду, и другие коммунальные ресурсы.

Если в квартире стоят счетчики, делается это по одному из следующих оснований:

  • По результатам проверки приборов учета в квартире. Если показания, которые передавал владелец жилья для расчета платежей, не соответствуют тем, которые обнаружили при проверке представители поставщика ресурсов, делается перерасчет по данным проверки. При этом возможна ситуация, как уменьшения суммы (если показания подавались с завышением объемов), так и ее увеличения (если показания занижались).
  • При нарушении правил подключения потребителя к сетям. В этом случае пересчет за услугу делают на основании акта комиссии, установившей факт неправильного подключения. В этом случае потребителю доначисляют плату за неучтенный ресурс (для воды - это делают исходя из пропускной способности труб) и дают предписание об устранении такого подключения. Если невозможно установить, с какого времени существует неправильное подключение, плату доначисляют за три предыдущих месяца (по 354 Постановлению, пункт 62).
  • В случае факта вмешательства в работу счетчиков. Частыми причинами перерасчета по этому основанию является утрата пломб, пропуск сроков после поверки счетчиков и т. д. Перерасчет делают с даты установки пломб и устройств, позволяющих фиксировать несанкционированное вмешательство в работу счетчиков, но не больше, чем за три месяца, предыдущих до того, в котором установлено вмешательство в работу приборов.
  • При предоставлении услуг (в том числе ХВС, ГВС) с перерывами, превышающими нормативную продолжительность, или ненадлежащего качества (к примеру, горячей воды низкой температуры). Одновременно лицо, виновное в оказании некачественных услуг, отсутствии их, обязано уплатить потребителю штраф (ч. 4 ст. , раздел 9 Правил № 354).

Как следует из изложенного, инициатором перерасчета могут выступать как сам потребитель, так и представители коммунальных служб, уполномоченные проводить проверки потребления соответствующих ресурсов.

Порядок перерасчета коммунальных услуг

Корректировка сумм, начисленных за коммунальные услуги, может производится:

  • На основании протокола или акта обследования/проверки приборов учета;
  • По заявлению потребителя.

Если инициативу проявляет гражданин-потребитель коммунальных услуг, он должен обратиться с заявлением в компанию-поставщик соответствующих услуг (теплоснабжающую или водоканал). Заявление следует зарегистрировать (сделать отметку о приеме на копии заявления). Если есть дополнительные документы (акты осмотра, заключения о качестве и т.д.), они также приобщаются к заявлению.

В срок не более 5 рабочих дней заявление должно быть рассмотрено. В случае положительного решения счета за коммунальные услуг будут пересмотрены, а излишне уплаченные суммы зачтутся в счет будущих платежей (то есть в последующие периоды потребитель вправе оплачивать меньшие суммы).

В случае отказа сделать перерасчет, гражданину остается решать, что делать далее: он вправе обращаться по собственному выбору в Роспотребнадзор (по качеству услуг), прокуратуру или в суд.

Как сделать перерасчет за воду по счетчику

Наиболее часто встречающаяся ситуация, требующая перерасчета начисленных сумм за ХВС или ГВС - неправильно переданные показания в ресурсоснабжающую организацию, в результате чего произошла переплата за воду.

Порядок действий, которым необходимо следовать, следующий:

  • Зафиксировать точные показания приборов с участием поставщиков. Для этого необходимо вызвать специалистов из тепло- водоснабжающей организации и оформить акт.
  • Приложить к заявлению документ осмотра приборов учета, передать его в расчетный отдел поставщика услуг.
  • Ожидать перерасчета, который будет отражен в следующей квитанции на оплату.

Перерасчет за воду по счетчику делается поставщиком услуги согласно п. 61 Правил, утв. Постановлением 354. При этом новые показания счетчиков, снятые комиссионно, по заявлению потребителя, принимаются к перерасчету только если установлено, что сами счетчики исправны, не истек срок поверки, не нарушена целостность пломб.

Горячая вода не соответствует норме - как сделать перерасчет

Плата за горячее водоснабжение составляет существенную часть от всех коммунальных услуг, а качество его не всегда удовлетворительно. Если из крана идет ржавая, или чуть теплая вода, если имеют место перерывы в снабжении, потребитель вправе рассчитывать на пересчет сумм за ГВС ненадлежащего качества.

По СанПиН температура ГВС должна быть не менее 65 градусов, а согласно «Правил предоставления коммунальных услуг» колебания в течение суток не могут превышать 3-5 градусов. Согласно «Правил», если температура ГВС ниже 40 градусов - ее оплата происходит по расценкам ХВС, а если не дотягивает до норматива 65 градусов - стоимость оплаты снижается на 0,1% за каждые 3 градуса ниже нормы.

Если качество воды не устраивает потребителя, он вправе подать заявку-претензию в управляющую компанию (или ТСЖ, ЖСК). Согласно п. 104 Правил, обследование по факту обращения лица должно быть проведено в течение 2-х часов (или в другой срок по согласованию сторон). Акт о проверке составляется комиссионно, потребителю выдается свой экземпляр.

В случае отказа УК в проведении проверки, жильцы вправе составить совместный акт, который впоследствии станет основанием наложит штраф на УК. Если же факт температуры горячего водоснабжения подтвержден, он приобщается к заявлению на перерасчет, который подается в теплоснабжающую организацию (если договор заключен с ней), или в УК (если по договору с потребителем оплата происходит через нее). При этом указывается период, в течение которого услуга была несоответствующей (такой период определяется по п. 112 Постановления 354).

Разница по счетам за ГВС засчитывается в счет будущих периодов (то есть последующих месяцев).

Кто отвечает за горячую воду

Часто бывает, что желая получить перерасчет за ГВС, потребителю приходится выяснять, кто отвечает за горячую воду, ее температуру и качество.

При этом следует помнить, что взаимные расчеты граждане производят с теми организациями, с кем имеется заключенный договор на тепло-водоснабжение.

Чаще всего за доставку воды жильцам многоквартирных домов отвечают управляющие компании, а теплоснабжающие организации несут ответственность за температуру и качество воды только до точки раздела (границы) между централизованной системы и домовой системой.

Документы, на основании которых можно произвести перерасчет

При требовании потребителя ЖКУ о перерасчете платы за воду, горячую или холодную, к заявлению необходимо приложить документы-основания.

Такими документами могут служить:

  • При уточнении показаний приборов учета - акты проверки приборов, документ о поверке;
  • При подаче воды ненадлежащего качества -акт замера температуры, акт об отсутствии водоснабжения, протоколы экспертизы качества воды и пр.

Также могут служить подтверждающими документами выписки из книг заявок ЖКУ, УК (о заявках, их устранении).

Образец заявления на перерасчет горячей воды

Установленной формы заявления на перерасчет платы за воду не существует.

По общему правилу, необходимо при написании такого заявления указать наименование адресата - организации, в которую заявление подается (УК, ТСЖ, поставщик ресурсов), ФИО и адрес, по которому проживает заявитель (квартира, жилое помещение), для которого необходимо сделать перерасчет, и текстовую часть, содержащую причину и обоснование перерасчета.

Хорошо подкрепить заявление ссылками на Правила предоставления коммунальных услуг, СанПиН и др. нормативные акты. Документы, прилагаемые к заявлению, нужно указать в нем. Обязательно проставить подпись и дату заявления, а также оставить себе копию с отметкой о его принятии к рассмотрению.

Знать, как сделать перерасчет платы за коммунальные услуги, в том числе холодную и горячую воду, если они не соответствуют норме или если допущены неточности и ошибки в передаче информации со счетчиков, можно и нужно. Не стоит только забывать о порядке предоставления перерасчета, и подтверждать свои требования соответствующими документами.

Разъяснения по порядку перерасчета платы за предоставление некачественных коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению

ГЖИ Кемеровской области разъясняет жителям порядок перерасчета платы за предоставление некачественных коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.

КАКИМ НОРМАТИВАМ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ КАЧЕСТВО КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ?

Согласно правилам и нормам предоставления коммунальных услуг, они должны предоставляться потребителям в необходимых объемах и надлежащего качества. В противном случае размер платы за ту или иную коммунальную услугу подлежит уменьшению.

По отоплению температура воздуха в жилом помещении должна быть не ниже +20 °C (в угловых комнатах — +22 °C). При этом допустимое превышение нормативной температуры — не более чем на 4 °C, допустимое снижение нормативной температуры в дневное время не допускается, в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) — не более чем 3 °C.

По горячей воде температура в местах водоразбора должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) допускается не более чем на 5 °C, в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) — не более чем на 3 °C.

НА СКОЛЬКО МОЖНО СНИЗИТЬ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ЗА НЕКАЧЕСТВЕННО ОКАЗАННЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ?

Если температура подаваемой горячей воды отличается от указанной, или температура воздуха в жилом помещении не соответствует нормативам, то это считается услугой ненадлежащего качества.

Согласно закону, за каждый час и градус отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу снижается на 0,15 % (k=0,0015).

Что касается горячего водоснабжения, то за каждый час и за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу снижается на 0,1 % (k=0,001).

А в случае, если температура горячей воды в точке разбора ниже 40 °C, то за каждый час такой её подачи оплата потребленной воды должна производиться по тарифу за холодное водоснабжение.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ ПЕРЕРАСЧЕТА ОПЛАТЫ ЗА НЕКАЧЕСТВЕННО ОКАЗАННЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ?

Важно понимать, что перерасчёты за некачественно оказанные коммунальные услуги, производятся только при соблюдении всех требований законодательства по порядку установления факта предоставления таких услуг. Так, в первую очередь жителям следует обратиться к поставщику коммунальных услуг – это может быть ресурсоснабжающая организация либо управляющая компания. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги можно передать письменно в форме заявления () или устно, оно должно быть зарегистрировано аварийно-диспетчерской службой организации. В течение двух часов с момента получения обращения её сотрудники обязаны провести обследование жилого помещения и произвести температурные замеры, результаты которых должны быть занесены в специальный акт установленного образца. Он составляется в нескольких экземплярах по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, один из актов передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя.

Если поставщик коммунальных услуг отказывает собственникам, оформить документ они могут самостоятельно. В таком случае акт подписывается двумя потребителями и председателем совета многоквартирного дома и передается в управляющую компанию.

Вместе с актом, свидетельствующим о несоответствии температурного режима нормативным показателям, собственнику необходимо заполнить заявление с требованием о перерасчёте за некачественно оказанную коммунальную услугу (). Таким образом, эти два документа являются основанием для уменьшения размера платы за отопление.

Чтобы определить период перерасчёта, после устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем.

КАК ПРАВИЛЬНО ПРОИЗВОДИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕРЫ ТЕМПЕРАТУРЫ В ЖИЛОМ ПОМЕЩЕНИИ?

Чтобы определить температуру в помещении, ее замеряют на внутренней стене каждой комнаты на расстоянии одного метра от наружной стены и полутора метров от пола.

Диапазон измерения и допустимая погрешность измерительных приборов должны соответствовать требованиям в соответствии с которыми предельное отклонение составляет 0,1 °С. В противном случае, при измерении бытовым термометром погрешность измерения такого прибора в 1-2°С может привести к ситуации, при которой «перегрев» при его наличии не выявится, соответственно последствий в виде перерасчета не наступит.

ПРИМЕР ПЕРЕРАСЧЁТА ОПЛАТЫ В СВЯЗИ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ НЕКАЧЕСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ОТОПЛЕНИЮ

Площадь квартиры – 54м2;
Норматив потребления — 0,017925Гкал/м2;
Стоимость 1Гкал – 703,38 руб. /м2;
Кол-во дней в месяце -30 дн. ;
Кол-во дней, когда температура превышала норму – 7дн.;

Отклонение температуры от нормы и предельно допустимых отклонений — на 3 градуса (температура в квартире 27°C при допустимых показателях в 24°C);

Снижение за каждый градус и каждый час когда произошло нарушение составляет – 0,15% (0,0015).

1. Стоимость за отопление в месяц составит: 54м2 х 0,017925 Гкал/м2 х 703,38 руб. = 680,84 руб.;
2. Начисление за период, в котором было установлено нарушение 680,84 руб/30 дн. х 7дн. = 158,86 руб.;
3. 3℃ х 0,0015 х 7 дн. х 24 час. х 158,86 руб. = 120,1 руб.;
Сумма к оплате: 680,84 руб. — 120,1 руб. = 560,74руб.

Таким образом, платеж в данной ситуации будет снижен на 18%

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо