Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве

Кацусика Хокусай родился 31 октября 1760 года (10-й год Хорэки) в провинции Мусаси, районе Хондзё Варигэсуй уезда Кацусика (часть современного района Сумида в Токио), в бедной крестьянской семье. Его родовое имя было Кавамура, а детское имя – Токитаро. Позже он получил имя Тэцудзо. Взрослое его имя было Накасима Хатиэмон.

В 1764 году (1-й год Мэйва), будучи еще ребенком, Хокусай был усыновлен Накасима Исэ, шлифовщиком зеркал при дворе сёгуна. Однако позже, когда вырос, уступил свое место настоящему сыну Накасима и ушел из этой семьи. Он поступил в качестве подмастерья в книжный магазин, который также давал книги для чтения на время, и стал учиться на резчика ксилографических досок. Занимаясь этим тяжелым трудом, он вернулся в дом своих настоящих родителей. В это время Хокусай заинтересовался иллюстрациями, которые видел в сдающихся в магазине книгах, и решил избрать для себя путь художника.

В 1778 году (7-й год Анъэй) он поступил в ученики к мастеру картин в жанре укиё-э Кацукава Сюнсё. Хокусай стал изучать живопись школы Кано, китайские картины караэ, западную живопись и многие другие школы и техники. В этот период он создал много картин с изображением известных мест (мэйсё-э, или пейзажи в стиле укиёэ), а также портретов актеров (якуся-э). Кроме того, мастер также рисовал иллюстрации для книжек с картинками на желтых страницах (кибёси). В это время он использовал творческий псевдоним «Сюнро», который был составлен из первого иероглифа имени его учителя, Кацукава Сюнсё, и второго иероглифа из псевдонима, используемого тем же учителем – Кёкурои.

В 1779 году (8-й год Анъэй) Хокусай создал свое дебютное произведение «Актёр Сэгава Кикунодзё в роли дочери Масамунэ, О-Рэн».

В 1794 году (6-й год Кансэй) мастер ушел из школы Кацукава. Истинные мотивы этого поступка до сих пор не ясны, но, возможно, это случилось из-за разногласий со старшим учеником школы, Кацукава Сюнко, или же из-за того, что Хокусай в тайне от учителя Кацукава посещал занятия художника Кано Юсэн. Тем не менее, судя по всему, Хокусай учился не только у Кано Юсэн, но одновременно брал уроки у художника Цуцуми Торин, а также изучал техники китайской живописи по иллюстративному китайскому атласу «Кайсиэнгадэн». В 1795 году (7-й год Кансэй) мастер начал использовать творческий псевдоним «Хокусай Сори».

В 1798 году (10-й год Кансэй) мастер уступил свой псевдоним «Сори» своему ученику, начав называть себя «Хокусай», «Како» и «Токимаса».

В 1802 году (2-й год Кёва) художник начал создавать иллюстрации для сборника шуточных стихов «Развлечения восточной столицы».

В 1805 году (2-й год Бунка) мастер стал использовать творческий псевдоним «Кацусика Хокусай».

В 1810 году (7-й год Бунка) начал подписывать свои работы именем «Тайто».

Осенью 1812 года (9-й год Бунка) Хокусай отправился в город Нагоя, где остановился в доме художника Маки Бокусэн, а потом совершил путешествие по району Кансай (город Осака, уезд Ёсино в провинции Ямато, область Кисю, Исэ и так далее).

В 1814 году (11-й год Бунка) мастер издал первый том произведения «Манга Хокусая» - сборник разножанровых рисунков, часто – юмористических или сатирических. Весной 1817 года (14-й год Бунка) он вновь отправился в город Нагоя. В пятый день 10-го месяца он нарисовал для буддийского храма Нисихонгандзи Бэцуин (филиал храма Нисихонгандзи) гигантское погрудное изображение Бодхидхармы (Дарумы) размером в сто двадцать татами. В конце года отправился в путешествие по Осака, Исэ, Кисю, Ёсино. Как считается, в этот период в ученики к мастеру поступил художник Сюнкосай Хокусю.

В 1820 году (3-й год Бунсэй) Хокусай стал использовать псевдоним «Иицу». В 1823 году (6-й год Бунсэй) он выпустил первое издание произведения «Тридцать шесть видов Фудзи», в 1831 году (2-й год Тэмпо) он заново вырезал доски для этой серии, а в 1833 году (4-й год Тэмпо) завершил создание серии.

В 1834 году (5-й год Тэмпо) мастер начал использовать творческие псевдонимы «Гакёродзин» («Безумный к живописи старик») и «Мандзи» (знак «мандси», свастика, в буддийской культуре является символом космической гармонии, благопожеланием и охранительным символом). В этот период он начал свою знаменитую серию пейзажей - «Сто видов Фудзи».

Осенью 1842 года (13-й год Тэмпо) Хокусай впервые посетил дом ученого и художника Такаи Кодзан, находившийся в городе Обусэ (уезд Такаи в провинции Синано). Именно тогда Кодзан специально к приезду Хокусая построил «Домик голубых волн», в котором тепло принимал мастера.

В 1844 году (15-й год Тэмпо) был принят на службу городской администрацией Обусэ (уезд Такаи, провинция Синано) и пробыл там до 1848 года (1-й год Каэй). 10 мая 1849 года (18-й день 4-го месяца 2-го года Каэй) умер в своем съемном домике на территории храма Хэндзёин (филиал храма Асакуса), находящегося в квартале Асакуса Сэйтэнтё в Эдо в возрасте 90 лет. Перед смертью он написал такие строки:

Хитодама-дэ

Юку кисан дзя

Нацу нохара

(Теперь я стал духом

И полечу легко и светло

По летним полям)

Кацусика Хокусай похоронен в храме Сэйкёдзи, в районе Асакуса (сейчас район Тайто города Токио). Его посмертное буддийское имя – Нансоин Киё Хокусай кодзи. В этом месте находится мемориал, поставленный в честь двухсотлетия со дня рождения мастера.

Кацусика Хокусай - один из самых широко известных японских художников, прославившийся главным образом в искусстве графики, но оставивший богатейшее наследие также в живописи, рисунке, иллюстрации книг. Он был писателем и поэтом, постоянно интересовался научными достижениями своего времени, был неутомимым путешественником.

Но самое главное состоит в том, что Хокусай был художником-философом, и все, что открывалось его проницательному взору и фиксировалось на бумаге его кистью, осмыслялось им с точки зрения всеобщих законов мироздания, вечной и постоянно изменчивой жизни. Его интересовало многообразие явлений, их внутренние взаимосвязи, подчиненность закономерностям общего порядка. Он не просто старался запечатлеть то, что видел, но постоянно размышлял над виденным, будь то сценки городской жизни, зарисованные им то с лирической, то с гротескной точки зрения, или природа с ее сменой времен года, погоды, освещения. Все было для него частью живой жизни.

Хокусай жил в сложную, противоречивую эпоху, на переломе от позднего Средневековья к Новому времени, что отразилось в необычайном многообразии его творчества, в значительности и непреходящей ценности его художественных открытий.

В японском искусстве конца XVII - начала XVIII века ярко обозначились две основные тенденции. Одна была направлена на сохранение прежних, имевших многовековую историю традиций, сложившихся в период господства феодального сословия. Другая, зародившаяся еще на рубеже XVI и XVII веков, была связана с появлением на исторической сцене нового городского сословия, которое постепенно вырабатывало собственные формы культуры, отвечавшие их запросам и идеалам. Лишенное политических и социальных привилегий, городское сословие направило свою энергию в сферу культуры, частично используя традиции феодального периода, но создавая и принципиально новые ее формы: проникнутый народным духом театр Кабуки, повести с сюжетами из городской жизни, поэзия трехстиший - хайку, гравюра на дереве - укиё-э.

Хокусай происходил из семьи ремесленника в Эдо (современный Токио), в детстве увлекался рисованием, а с тринадцати лет стал учиться искусству гравюры. Особенно большое влияние на его творческую судьбу оказало пребывание в мастерской известного художника Кацукава Сюнсе, где он пробыл с 1778 по 1795 год.

Гравюра стала самой плодотворной сферой деятельности Хокусая. Большой период его творчества после ухода из мастерской Сюнсе (около 1797 по 1810 год) был посвящен работе над особым видом гравюр - суримоно, издававшихся в виде поздравительных открыток, часто с благопожеланиями - фигурами богов счастья и богатства, растениями и животными, вызывавшими такие же ассоциации. Однако Хокусай скоро вышел за пределы традиционных сюжетов и стал изображать сценки из городской жизни, нередко сопровождая их стихотворными шутливыми и остроумными надписями, а также цветы, птиц, насекомых. Работая на малом пространстве открытки-суримоно, Хокусай добивался точности композиции, цветовых соотношений, красоты конкретных простых вещей и их сочетаний.

В 1814 году Хокусай выпустил первую книгу своего многотомного труда Манга, задуманного как пособие для художников. На протяжении многих лет он издал 15 томов Манга, где содержались рисунки с самыми разнообразными сюжетами - от пейзажей и зарисовок природных мотивов до сцен из городской жизни, физиономий людей с самыми разными выражениями, фигур борцов и танцоров, персонажей исторических хроник, мифов и легенд.

Не удивительно, что точность поз и движений, переданных часто лишь одной выразительной линией, поразили европейских художников, когда они в середине XIX века впервые увидели эти альбомы Хокусая.

Двадцатые и тридцатые годы XIX века - период расцвета творчества Хокусая, когда им были созданы серии больших станковых гравюр как результат длительных путешествий по стране. Это "Виды замечательных мостов различных провинций" (1827-1830), "Путешествие по водопадам различных провинций" (1827-1833), "Поэты Китая и Японии" (1830), "Тридцать шесть видов Фудзи" (1823-1829), "Сто видов Фудзи" (1834-1835). Побывав во всех концах страны, Хокусай открыл новую красоту Японии, которую как будто не замечали до него другие художники, хотя пейзажный жанр в гравюре не был его открытием. Известно, что пейзажные серии создавали Хиросиге, Кунисада, Куниеси и другие мастера.

Однако в своих пейзажах, как и в рисунках Манга, Хокусай отказался от разделения мотивов на достойные внимания и недостойные, на красивые и некрасивые. В природе все представлялось ему прекрасным - и величественный горный хребет, и улитка на пожелтевшем листе.

Если в пейзажах, исполнявшихся мастерами монохромной живописи суйбокуга, главными были размышления о мироздании, о сущности Природы-Космоса, то в работах Хокусая с изображением конкретных мест и их особенностей - горных ущелий и водопадов в определенных провинциях, морских бухт, лесистых склонов холмов - отражался взгляд простого человека, воспринимавшего природу как естественное окружение его жизни. Недаром пейзажи Хокусая из серии «Тридцать шесть видов Фудзи», считающейся одним из шедевров мастера, населены людьми, занятыми своими обыденными делами: это бочары и пильщики бревен, рыбаки и путники с тяжелой поклажей. Тут пейзаж и жанр оказываются слитыми, составляя единство, где человек соразмерен природе. Именно в таком органичном единстве человека с природным миром заключена высокая философская мысль художника. Она получает здесь особенно большую значительность и даже символический смысл повторяющимся на каждом листе гравюры силуэтом горы Фудзи. Эту гору как священный символ страны и одновременно как идеальный образ красоты изображали многие художники до Хокусая и его современники.

Для Хокусая это тоже национальная святыня, и именно поэтому он хотел показать ее из разных мест и с разных точек зрения, в различное время года: то чуть видной за островом Цукуба, то наблюдаемой при закате у моста Регоку путниками на переправе, то как будто всплывающую среди бушующих волн океана. Только один лист этой серии, названный мастером "Победный ветер. Ясный день (Красная Фудзи)" лишен присутствия человека, и гора выступает во всей своей неповторимой красоте и символической значительности. Этот образ стал центральным в серии, обобщенным выражением мировосприятия художника, понимания им задач искусства и красоты как выражения истины, что было национальной особенностью японской культуры на протяжении веков.

Новаторство Хокусая не только в том, что он освоил некоторые приемы европейского искусства, ставшие известными в Японии. Его художественное открытие - в новом взгляде на мир и место в нем человека со всей сферой его чувств и его созидательной деятельностью. Хокусай увидел жизнь как единый процесс, где все взаимосвязано - природа, человек и все им создаваемое. В этом он опережал свое время, открывая еще неведомые пути развития японского искусства.

Надежда Виноградова

Хокусай, японский художник 18-го века, создал головокружительное количество художественных работ. Хокусай работал до глубокой старости, неизменно утверждая, что «все, что он сделал до 70 лет, не было стоящим и не стоило внимания».

Возможно, самый известный японский художник в мире, он всегда выделялся из своих коллег - современников интересом к повседневной жизни. Вместо того, чтобы изображать гламурных гейш и героических самураев, Хокусай рисовал рабочих, рыбаков, городские жанровые сценки, которые тогда еще не были предметом интереса для японского искусства. Он также использовал европейский подход к композиции.

Вот краткий перечень ключевых терминов, которые помогут вам немного ориентироваться в творчестве Хокусая.

1 Укие-э - гравюры и картины, популярные в Японии 1600-х до 1800-х годов. Направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо. Этот термин происходит от слова "укие", что означает "изменчивый мир". Уикие - намек на гедонистические радости расцветающего купечества. В этом направлении Хокусай - самый известный художник.


Хокусай использовал не менее тридцати псевдонимов на протяжении своей жизни. Несмотря на то, что использование псевдонимов было обычной практикой у японских художников того времени, по числу псевдонимов он существенно превосходил других крупных авторов. Псевдонимы Хокусая нередко используются для периодизации этапов его творчества.

2 Период Эдо - это время между 1603 и 1868 годах в японской истории, тогда был отмечен экономический рост и новый интерес к искусству, культуре.


3 Shunrō является первым из псевдонимов Хокусая.

4 Шуньга буквально означает "картину весны" и "весна" - японский сленг для секса. Таким образом, это гравюры эротического характера. Их создавали самые уважаемые художники, в том числе Хокусай.


5 Суримоно. Последние «суримоно» — так назывались эти выполненные по заказу оттиски — имели колоссальный успех. В отличие укие-э гравюры, которыебыли рассчитаны на массового зрителя, суримоно редко продавались для широкой публики.


6 Гора Фудзи - симметричная гора, которая, оказывается, самая высокая в Японии. За эти годы она вдохновила многих художников и поэтов, в том числе Хокусая, выпустившего серию укие-э "Тридцать шесть видов горы Фудзи". Эта серия включает в себя самые знаменитые гравюры Хокусая.

7 Японизм - длительное влияние, которое оказал Хокусай на последующие поколения западных художников. Японизм - это стиль, вдохновленный яркими цветами гравюр укие-э, отсутствием перспективы и композиционными экспериментами.


Свои последние работы художник подписывал так: "Хокусай - проживший вечность". И в этом нисколько не было самолюбования или претензии на бессмертие, только высокая требовательность мастера к своему делу. Сам Хокусай говорил: "С 6 лет мной овладела страсть рисовать все предметы. В 50 лет я выпустил значительное количество произведений всякого рода, но ни одно из них не удовлетворяло меня. Настоящая работа началась только к 70 годам. Настоящее понимание природы пробуждается ко мне теперь, в 75 лет; поэтому я надеюсь, что в 80 лет я достигну известной силы проникновения, которая будет развиваться далее, до моих 90 лет. И в 100 лет я смогу гордо заявить, что мое понимание совершенно".

9. «Горный перевал в Косю»

В чем же обаяние совершенно особого художественного мира Кацусики Хокусая и вообще всего японского искусства? В поэтичности линии и ритма рисунка, артистизме кисти, чистоте цвета? Все это, конечно, есть у японских художников, и на первых порах именно эти качества привели в восторг европейских ценителей живописи. Не сразу японская гравюра и живопись взволновали всех своим сосредоточенным раздумьем о месте человека на земле, о смысле его жизни, оставляя все же при этом нечто невысказанное.

4. «Мост Маннэн в Фукагаве»

И Кацусика Хокусай тоже не просто пейзажист. Изображение природы у него редко является пейзажем в привычном нам понимании. Его картины - это своеобразные сценки, вписанные и многоплановые, с широкими далями ландшафты. На них живут и движутся десятки людей, занятых различными работами: бочары и пильщики, рыбаки с сетями, крестьяне и торговцы...

5. «Район Сундай в Эдо»

Еще задолго до создания серии гравюр "36 видов Фудзи" Кацусика Хокусай пережил свое новое творческое рождение, начав работу над серией "Манга". В ней он свел воедино все, чего достиг в прошлом, одновременно "Манга" стала основой для создания новых работ. В них художник много внимания уделил изучению человека, которого он всегда изображал в неразрывной связи с природой. Эта идея и получила дальнейшее развитие в серии гравюр "36 видов Фудзи". Хокусай запечатлевает разнообразные явления жизни, лишь под влиянием таких идей могла возникнуть эта серия.

6. «Кривая сосна в Аояме»

Японцы очень любят свою гору, ставшую излюбленным символом японского народа, - священную Фудзи, "о которой мечтают все женщины и поэты". По преданию, гора возникла в одну из ночей 285 года до нашей эры, тогда же, когда в провинции Оми появилось озеро Бива.

Лишь только небо и земля

Разверзлись, в тот же миг,

Как отраженье божества,

Величественна, велика,

В стране Суруга поднялась

Великая вершина Фудзи!

7. «Мост Сэндзю в провинции Мусаси»

Героиня древних легенд и сказаний, Фудзи почиталась сначала как богиня Огня, а позднее как обитель богов Синто. Ей поклонялись даосы и буддисты, в честь ее писали оды и гимны, танки и хокку.

8. «Река Тама в Бусю»

Наиболее красива Фудзияма со стороны океана, с приморской дороги Токайдо, соединяющей молодой город сёгунов Эдо (Токио) с древней императорской столицей Киото. Слева от дороги, в просветах между серыми кронами криптомерии, открывается зеленоватая гладь океана. В него сползают пологие отроги гор, к нему же стекают горные реки...

11. «Храм Хонгандзи в Асакусе»

А на горизонте, справа от дороги, вздымается величавая Фудзи. Возникая в долине, возвышаясь над плоскими полями и низкими пашнями, Фудзи кажется особенно грандиозной. Ее подошва тает в густом тумане, и кажется, что гора плавно взлетает и, подобно гигантской птице, парит над Страной восходящего солнца, охраняя ее покой и тишину.

12. «Остров Цукудадзима в Буё»

Серия "36 видов Фудзи" для самого К. Хокусая была своеобразным рубежом в накоплении определенного опыта и знаний, а для истории японского пейзажа она стала вершиной его художественного мастерства. Вся серия состоит из 46 листов, но только на двух из них Фудзи изображена как "главное действующее лицо". На остальных же листах она лишь присутствует в композиции: гора то видна с крыши дома, то выглядывает из-за морской волны. Иногда она едва просматривается на горизонте, окутанная туманом, или видится в окружности большой бочки, которую ладит трудолюбивый бочар. Или проглядывает между расставленной треноги пильщика... Гора показана художником с самых разнообразных точек зрения, в разных ракурсах, с разных расстояний. А перед самой Фудзи разворачивается, как бесконечная пантомима, широкая панорама жизни крестьян, горожан, путешественников, ремесленников. Маленькие, с любовью написанные люди трудятся, окруженные величавыми и загадочными стихиями воды, земли и неба...

10. «Равнина Фудзимигахара в провинции Овари»

Кацусика Хокусай ввел прославленную гору в свои гравюры как непременную участницу событий каждодневной жизни японского народа, поэтому в этой серии гравюр он изобразил Фудзи, пейзаж и человека. Но человеческая жизнь является отнюдь не дополнением к Фудзи, в то же время и сама гора не является фоном, оттеняющим жизнь человека. Во всей серии К. Хокусай применил прием, трудно уловимый для европейских зрителей. Древнее изображение Фудзи в виде треугольника, обрамленного снизу полукругом, определяет композиционную структуру многих гравюр и делает этот символ еще более всеобъемлющим. Так К. Хокусай включает земное бытие и повседневность в единую систему мироздания. Они слиты воедино - Фудзи и японский народ.

13. «Побережье Ситиригахама в Сосю»

В создании многоликого образа Фудзи художник не просто с фотографической точностью фиксировал положение горы при закате или при восходе солнца. Он творчески переосмыслил и переработал массу мимолетных впечатлений, которые и легли в основу серии. В силу того, что в Японии не было пропасти между улицей и комнатой и вся жизнь обитателей Страны восходящего солнца протекала под открытым небом, японские художники первыми научились почти каллиграфически, в быстрых линиях запечатлевать неожиданное и мимолетное в природе. Все у К. Хокусая чарующе: и цветущая сакура, и Фудзи с языками тающего снега, и дом, изображенный прямо-таки с точностью чертежа и с тем любовным пристрастием к деталям, которое столь присуще японцам.

14. «Местность Умэдзава в Сосю»

Одной из лучших гравюр серии является лист "Красная Фудзи", в котором К. Хокусай с наибольшей силой выразил идею извечного единства человека и природы, хотя в пейзаже человека и нет. На листе изображена гора, высоко поднявшая свой конус в небо. В лучах раскаленного солнца пламенеет "Красная Фудзи" на гравюре, полное название которой "Победный ветер. Ясный День". К. Хокусай и раньше изображал священную гору, но на прежних гравюрах она представлялась лишь красивой частью естественного ландшафта.

2. «Победный ветер. Ясный день» или «Красная Фудзи»

Здесь же, на фоне сверкающего синего простора, чуть светлеющего к горизонту, красным заревом пламенеет гора, особенно совершенная в кристальной ясности и чистоте своего силуэта. К. Хокусай импрессионистически точно уловил какое-то одно из многочисленных мгновений в жизни Фудзи. Цвет горы, цвет неба, цвет облаков - все это передача только одного кратковременного движения природы, когда само утро еще только занимается. Ощущение хрупкой предутренней тишины передают и колорит гравюры в целом, и композиционное решение облаков, и форма Фудзи.

Форма и цвет на этой гравюре сведены лишь к двум стихиям - земле и небу. Фудзи ни с чем не сопоставима и потому вначале кажется небольшой и как бы соразмерной зрителю, доступной его разуму, логике и чувству. Но постепенно прямая и близкая точка зрения меняется: зритель переводит взгляд вниз и вдаль и неожиданно осознает безбрежность неба, уходящего к подножию горы... А зелень на склонах Фудзи - это уже не кустарник, а высокий хвойный лес. И тогда гора как бы вырастает на наших глазах, становится величавой и, как мир, огромной.

15. «Болото Кадзикадзава в Косю»

В других гравюрах серии ("Фудзи в дождь", "Гора во время грозы" и др.) К. Хокусай сочетает движение и статичность, движение и покой - чередование тех состояний, из которых и состоит жизнь.

3. «Внезапный дождь под горой»

Путешествуя по Японии, К. Хокусай увидел в природе страны то, чего до него, казалось бы, даже и не замечали. В его искусство вошел, как великая стихия, океан. Может быть, соотнесенность всех явлений жизни с океаном и определила масштабность видения и широту взглядов на мир, отличающие лучшие гравюры К. Хокусая.

16. «Перевал Мисимагоэ в провинции Косю»

Вот знаменитая картина "Волна" (точное название ее "В морских волнах у Канагава"), обошедшая весь мир. Об этой гравюре написаны сотни исследований, а немецкий искусствовед Ф. Кауфман ей одной посвятил целую книгу.

1. «Большая волна в Канагаве»

На гравюре К. Хокусай изобразил разыгравшуюся стихию воды и неба, и зритель не сразу замечает скользящие по воде легкие японские лодки с прижавшимися к сиденьям людьми. Что может сделать человек в противоборстве с этой страшной стихией, перед лицом величественной красоты Фудзи? К. Хокусай выразил в этой картине самоценность природы и внешнего мира - устойчивого, вечного и постоянно изменяющегося.

17. «Озеро Сувако в Синсю»

В серии "36 видов Фудзи" Кацусика Хокусай остался верен старому принципу иерархии явлений, так называемому закону "тэнтидзин" - "неба, земли и человека". Согласно ему, в картине должен быть главный предмет, его достойный помощник и вспомогательные детали. И у К. Хокусая, как обычно бывает в японской картине, одной детали и главной цветовой гамме подчиняется весь строй произведения. Меняется лишь сама последовательность явлений, в которой человек подчас перестает быть последней ступенью "тэнтидзина". Он нередко соотносится, а иногда становится и равновеликим самой Фудзи.

18. «Бухта Эдзири в провинции Сунсю»

19. «В горах Тотоми»

20. «Канал Усибори в провинции Дзёсю»

21. «Суруга-тё в Эдо»

22. «Ночной вид на мост Рёгокубаси с берега реки Оммаяга»

23. «Садзаэ-до, один из 500 храмов Раккандзи»

24. «Снежное утро на реке Коисикава»

25. «Низовье реки Мэгуро»

26. «Водяная мельница в Ондене»

27. «Остров Эносима в провинции Сосю»

28. «Изображение пляжа Тагоноура в Эдзири, тракт Токайдо»

29. «Ёсида на тракте Токайдо»

30. «Морской путь в Кадзусу»

31. «Мост Нихонбаси в Эдо»

32. «Деревня Сэкия на реке Сумидагава»

33. «Залив Нобото»

34. «Озеро в Хаконе в провинции Сосю»

35. «Отражение в озере Мисака в провинции Косю»

36. «Район Ходогая, тракт Токайдо»

37. «Река Татэкава в Хондзё»

38. «Вид на гору Фудзи из развлекательного квартала в Сэндзю»

39. «Вид на Фудзи с горы Готэнъяма у реки Синагава»

40. «Накахара в провинции Сосю»

41. «Утренняя заря в Исава провинции Косю»

42. «Обратная сторона Фудзи. Вид со стороны реки Минобугава»

43. «Оносиндэн в провинции Сунсю»

44. «Вид Фудзи от чайных плантаций Катакура в провинции Цуруга»

45. «Вид на Фудзи из Каная, на дороге Токайдо»

46. «Восхождение на гору»

"Сто великих картин" Н. A. Иoнина, издательство "Вече", 2002 г.

Кацусика Хокусай (1760, Эдо (ныне Токио) — 10 мая 1849, там же) — великий японский художник укиё-э, иллюстратор, гравёр периода Эдо. Работал под множеством псевдонимов. Является одним из самых известных на Западе японских гравёров, примечательнейший мастер завершающего периода японской ксилографии.

Кацусика Хокусай — великий японский художник, непревзойдённый мастер укиё-э. Родился в Эдо (Токио) в 1760 году. Занимался иллюстрацией, гравюрой, ксилографией. Наиболее известен серией своих работ «100 видов горы Фудзи », которые считаются шедеврами мирового значения.

Кацусика Хокусай за свою жизнь сменил более 30 псевдонимов. Знатоки искусства этого художника используют эти псевдонимы для обозначения разных этапов творчества художника. Настоящее имя — Токитаро. В детстве и юношеские годы, когда Кацусика стал увлекаться изобразительным искусством, на него оказали влияние такие граверы как Харунобу, Кацугава Сюнсё и Утагава Тоёхару. Его первым учителем стал художник в стиле Кацукава Сюнсё. Не смотря на то, что в этой стилистике он стал очень известен, ему всегда недоставало свободы самовыражения. Именно стремление создать нечто новое послужило тому, что Кацусика Хокусай, на основе различных школ японской живописи, а также приёмов европейской перспективы, разработал новый стиль — Суримоно, который стал очень популярен в Японии и за её пределами.

Считается, что Кацусика Хокусай оказал огромное влияние на всё мировое искусство, в особенности на европейское искусство 19 века. Искусство Хокусая оказало большое влияние на развитие таких жанров, как Ар-Нуво и французский импрессионизм. Великий японский художник умер 10 мая 1849 года. Его работа стала бесценным достоянием всего мирового искусства. Кацусика Хокусай вошёл в историю как гениальный мастер изобразительных искусств, чьими работами до сих пор восхищаются люди на всей планете и вдохновляются художники всего мира.

Интересуетесь техникой для активного отдыха? Отличным выбором для вас станет интернет-магазин мототехники «Актив-Мото». Мотоциклы, квадроциклы, снегоходы, лодки и многое другое.

Большая волна в Канагава

Вид на Фудзи с горы Готэнъяма у реки Синагава

Внезапный дождь под горой

Водяная мельница в Ондене

Горный перевал Инуме, Косю

Ёсида в Токайдо

Кадзикадзава в Косю

Канал Усибори в провинции Хитачи

Местность Умэдзава в Сосю

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо