И э грабарь добавьте сообщение. Игорь эммануилович грабарь

Игорь Эммануилович Грабарь - известное имя в истории русской культуры XX века.
Природа наделила И. Э. Грабаря многими дарованиями, которые, к немалому удивлению окружающих, он сумел реализовать. Стал значительным художником, искусствоведом, художественным критиком, реставратором, педагогом, музейным деятелем, замечательным организатором, даже архитектором. При этом в течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны.


Автопортрет с палитрой, 1934

В 1876 г. родители Грабаря, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, поселились в России. После окончания гимназии Грабарь учился в московском лицее (1882-89). Он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи и другие собрания Москвы.

Осенью 1889 г., восемнадцати лет от роду, почти без гроша в кармане Грабарь едет в Петербург. Поступает в университет, учится там в течение четырех лет на двух факультетах сразу - юридическом и историко-филологическом - и упорно готовится к поступлению в Академию Художеств. В это время он зарабатывает себе на жизнь сочинением юмористических рассказов и иллюстрациями для журналов. Этапы поступления в АХ (1894) и начало обучения в ней Грабарь прошел блестяще и стремительно. Уже в 1895 г. он оказывается в мастерской очень почитаемого им И. Е. Репина.

Летом 1895 г. на каникулах Грабарь совершил поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии его настолько потрясли творения мастеров Возрождения, а в Париже - работы импрессионистов и постимпрессионистов, что Грабарь на протяжении 1896-1900 гг. колесит по Европе "с целью детального и углубленного изучения мирового искусства и получения архитектурного образования".


Дама у пианино, 1899


Золотые листья,
1901
Х., м., 78,5х88
Уфа

В 1900 г. Грабарь возвращается в Россию, и тут начинается, по признанию художника, самый его "творческий период". Он вновь после долгой разлуки влюбляется в русскую природу, ошеломлен красотой русской зимы, без конца пишет "сверхъестественное дерево, дерево-сказку" - березу. В Подмосковье созданы наиболее известные его произведения: "Сентябрьский снег" (1903), "Белая зима. Грачиные гнезда", "Февральская лазурь", "Мартовский снег" (все 1904), "Хризантемы" (1905), "Неприбранный стол" (1907) и др. Грабарь пишет на открытом воздухе, учитывая достижения французских импрессионистов, но, не желая слепо им подражать, пишет по-русски, любя "вещественность и реальность".



Балюстрада,
1901
Холст,масло, 54x97
Нижний Тагил



Сентябрьский снег
1903
Холст,масло, 79x89.


Уголок усадьбы (Луч солнца),
1901
Х.,м. 72x53
Смоленск


Луч солнца,
1901
Х., м., 42.5х79
Государственная Третьяковская галерея



Зимний вечер
1903
Х.,м. 54.3x74


1904 Февральская лазурь. Х., м. 90х72 Минск


«Февральская лазурь»
1904г
Холст, масло. 141 x 83 см
Государственная Третьяковская галерея

"Февральская лазурь" - это величественный "портрет" березы. Мы смотрим на нее снизу вверх, из глубокой траншеи в снегу, которую вырыл автор и в которой он работал, невзирая на жестокие морозы, переполненный радостью от "перезвонов и перекликаний всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба". Пейзаж написан чистыми цветами, мазки положены плотным слоем.


«Мартовский снег»
1904
Холст, масло. 80 x 62 см
Государственная Третьяковская галерея

"Мартовский снег" - "ярко импрессионистическую вещь по замыслу и фактуре" - художник тоже писал на пленэре "с таким увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары". В этих произведениях Грабарю удалось создать еще один, новый (после русских пейзажистов XIX столетия), обобщенный образ русской природы.


Послеобеденный чай
1904
Х., м., 79x101,
Иваново


За самоваром
1905
Х.,м. 80x80,
Государственная Третьяковская галерея

Картина «За самоваром» (1905) была написана в тот час, когда дневной свет переходит в голубые сумерки. Это предвечернее освещение дало особую жизнь живописным эффектам - тлеющему огоньку самовара, блеску его металлической поверхности, игре голубых рефлексов в хрустальном стекле. Да и девушка, сидящая с чашкой у самовара, включена в эту живописную стихию - последний луч света позолотил ее волосы и щеку. Здесь мы впервые видим будущую жену художника и героиню многих его портретов, старшую дочь художника Михаила Микешина Валю.


«Белая зима. Грачиные гнезда»
1904
Холст, масло. 102 x 48 см
Государственная Третьяковская галерея



Снежные сугробы
1904
Холст, масло. 71х80
Львов.



«Павильон в Кузьминках»
1904
Холст, масло. 80.5 x 103 см
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева


Вешний поток
1904
Х.,м. 70x89
Государственный Русский музей


Цветы и фрукты на рояле
1904
Х.,м. 79x101
Государственный Русский музей


Банка с вареньем и яблоки
1904
Х.,м. 48x49
Ужгород

Среди первых удачных натюрмортов был этюд «Банка с вареньем и яблоки» (1904), в котором запечатлена своеобразная манера художника и его отношение к тому, что носит название «мертвая натура». Прижавшись друг к другу, стоят и лежат на столе предметы. Их тесная группа при всей натюрмортной неподвижности словно несется в вихре однонаправленных мазков. Слитность предметов, отсутствие пространства между ними усиливают впечатление движения. Во главе этой семейки предметов - банка с вареньем; она концентрирует свет в картине благодаря прозрачности стекла и волшебному цвету ее содержимого. Живописные рефлексы, словно перебегающие с предмета на предмет тени, вихрящаяся вокруг яблок бумажная обертка, взлетающие как под дуновением ветерка края бумажных крышек - все подчинено идее и форме импрессионистического «потока жизни», еще более выигрывающего от контраста смыслов: «мертвая натура» предстает более живой, чем ее принято видеть и изображать.


«Хризантемы»
1905
Холст, масло. 98 x 98 см
Государственная Третьяковская галерея

Как и в пейзажах этого времени, в натюрмортах Грабаря воплощен «чистокровный» импрессионизм - это «Сирень и незабудки», «Хризантемы» (обе - 1905). О картине «Сирень и незабудки» Грабарь писал: «Я увидал на рояле корзину, ...плотно наполненную незабудками, походившими на какую-то плюшевую, дивного бирюзового цвета материю. Рядом стоял в белом кувшине букет белой и лиловой сирени. Я бросил подле на рояль еще ветку сирени и принялся писать...» Натюрморт имел огромный успех у всех, кто его видел.


Сирень и незабудки
1905
Х., м., 80х80
Ярославль


Яблоки
1905
Х., м., 71х89
Саратов


Майский вечер, 1905


Морозное утро. Розовые лучи
1906
Х., м. 106.7x98.2
Частное собраие


«Зимнее утро»
1907
Холст, масло. 80 x 80.5 см
Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого


Голубая скатерть
1907
Х., м., 81х80


«В гололедицу»
1908
Холст, масло. 107 x 108 см

Наибольшим стимулом в живописи стала любовь художника к зиме. Он сам признавал, что с окончанием зимы пейзаж становился менее привлекательным для него и картины природы успешно заменял собою натюрморт. В 1905-1908 годах зимняя тема приобрела некую устойчивую линию - ведущим ее мотивом стало изображение инея. «Под знаком» инея прошли январи 1906 и 1907 года. Почему этот очень локальный зимний мотив приобрел в творчестве Грабаря такое значение? По его собственным словам, работа над инеем будила его «живописный задор». «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». Одной из главных задач в разработке этого мотива было соединение графического и живописного эффекта, выражение одного через другое - именно это создает самую впечатляющую особенность инея, трудно передаваемую в искусстве. Грабарь писал иней «на всякие лады» - разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. Делалось это в виде маленьких цветных набросков, так как на морозе быстро застывала краска. Таких набросков накопилось у Грабаря около сотни - «не было эффекта инея в течение дня, которого бы я не зафиксировал в этой коллекции». В мастерской наброски стали превращаться в композиции, составившие сюиту картин «День инея» (1907-1908).


«Иней»
1905
Холст, масло. 122.4 x 160.3 см
Ярославский художественный музей


Роскошный иней


1904 Иней
Киров


Иней
1907-1908
Х.,м. 102.5x102.5
Киевский МРИ


Сказка инея и восходящего солнца. 1908
Находится в посольстве РФ в Великобритании, Лондон
Холст, масло. 85 x 125 см
Частное собрание


Иней. 1918
Картон, масло. 48 x 60 см
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина


Зимний вечер
1903
Х.,м. 54.3x74
Государственный Русский музей


«Последний снег»
Холст, масло. 95 x 78.5 см
Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана


«Неприбранный стол»
1907
Холст, масло. 100 x 96 см
Государственная Третьяковская галерея


«Дельфиниум»
1908г

1910-23 гг. художник назвал периодом отхода от живописи и увлечения архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Он задумывает и осуществляет издание первой "Истории русского искусства" в шести томах (1909- 16), пишет для нее важнейшие разделы, публикует монографии о В. А. Серове и И. И. Левитане.


Груши на синей скатерти, 1915


«Рябинка»
1915
Холст, масло. 50 x 73 см
Государственная Третьяковская галерея


«Утренний чай (В аллее)»
1917
Холст, масло. 77 x 87 см
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан


Красные яблоки на синей скатерти
1920
Х.,м. 82x82
Частное собрание


«Лучезарное утро»
1922
Холст, масло. 73 x 104 см
Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево"


«Дубки»
1923
Холст, масло. 100 x 134 см
Дальневосточный художественный музей

В течение двенадцати лет (1913-25) Грабарь возглавляет Третьяковскую галерею, значительно меняя принципы музейной работы. После революции он многое делает для защиты памятников культуры от разрушения. В 1918 г. по инициативе Грабаря создаются Центральные реставрационные мастерские, с которыми он будет связан всю жизнь и которые носят сейчас его имя. Здесь были открыты и спасены многие произведения древнерусского искусства.


«Рябины»
1924
Холст, масло. 91 x 75 см
Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль"

С 1924-го и до конца 1940-х гг. Грабарь вновь много занимается живописью и особенно увлекается портретом. Он изображает своих близких, пишет портреты ученых и музыкантов. Лучшими сам художник назвал "Портрет матери" (1924), "Светлану" (1933), "Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа" (1934), "Портрет сына" (1935), "Портрет академика С. А. Чаплыгина" (1935). Широко известны и два автопортрета художника ("Автопортрет с палитрой", 1934; "Автопортрет в шубе", 1947). Обращается он и к тематической картине - "В. И. Ленин у прямого провода" (1933), "Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина" (1938). Разумеется, он продолжает писать пейзажи, предпочитая по-прежнему снег, солнце и улыбку жизни: "Последний снег" (1931), "Березовая аллея" (1940), "Зимний пейзаж" (1954), серия картин на тему "День инея".


«На озере»
1926
Холст, масло. 75.5 x 88 см
Государственный Русский музей



«Разъяснивается»
1928
Холст, масло. 67 x 77 см
Государственный Русский музей


«Московский дворик»
1930
Холст, масло. 68 x 80 см
Государственный Русский музей

Никогда не переставая быть художником, Игорь Эммануилович Грабарь и на склоне жизни продолжал любить и благословлять свое дело. Он считал, что «художник более чуток и гибок, чем искусствовед, его глаза не столь безнадежно закрыты шорами, его мозг не столь предательски загружен историей, теорией и всякими предвзятостями...» - и уж ему, сочетавшему в себе две эти ипостаси, можно было об этом судить лучше, чем кому-либо другому. В дружеском шарже Кукрыниксов, выполненном в 1951 году к восьмидесятилетнему юбилею Грабаря, он изображен за письменным столом, одновременно являющимся палитрой, его кисть соединена с пером, а краски с чернилами.

И в выборе пейзажных мотивов Грабарь сохранял прежний живописный темперамент. Вновь и вновь он обращался к зимним мотивам, к неисчерпаемой теме инея - из года в год пишет «Роскошный иней» и «День инея» (обе - 1941), «Иней» (1952), «Иней при восходе солнца» (1955). В «Зимнем пейзаже» (1954) свежесть воплощения природного мотива по-прежнему остается подвластной художнику. Он улавливает тончайшие отзвуки небесной синевы в голубых тенях на снегу. Пластический «ключ» пейзажного мотива Грабарь нашел в сопоставлении плотной колючей зелени молодых елей и прозрачной легкости берез, словно вырастающих из еловых зарослей и растворяющихся своими розоватыми кронами в синем просторе. Наряду со снегом его по-прежнему влекло солнце - в одном из абрамцевских писем 1956 года Грабарь писал: «К сожалению, очень мешает работать дождливая погода, а задания у меня, как на грех, все солнечные...» Последняя работа Грабаря – «Березовая аллея» (1959), написанная в Абрамцеве, стала последней данью старого художника природе Подмосковья, любимому пейзажному образу - русской березе.

«Абрамцево. Плетень»
1944
Холст, масло. 64 x 80 см
Самарский художественный музей


Дельфиниумы, 1944


«В саду. Грядка дельфиниумов»
1947
Холст, масло. 79.3 x 102 см
Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки

Грабарь работает в традициях русской реалистической живописи конца XIX в., оставаясь, так же как в других областях своей деятельности, хранителем русской культуры. "Лучший отдых есть перемена работы", - говорил художник. Если он не писал картины, то преподавал, выступал, готовил выставки или занимался искусствоведческими исследованиями. Смерть застала его за работой над новым многотомным изданием "Истории русского искусства". "Надо считать счастьем для русского искусства, что такой человек действительно существовал", - говорил о нем С. В. Герасимов.

Портрет Валентины Михайловны Грабарь, жены художника,
1931


Автопортрет

Грабарь Игорь Эммануилович

Г рабарь, Игорь Эммануилович - живописец, родился в 1871 г.; учился в Москве в лицее цесаревича и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. По окончании его (1893) поступил в Академию Художеств, затем учился в Париже и Мюнхене. Вернувшись, поступил в мастерскую , но пробыл там недолго и снова уехал в Мюнхен, где поступил в школу Ашбэ; через год сделался преподавателем в этой школе. В 1901 г. поселился в Петербурге, где вместе с князем Щербаковым начал крупное художественное предприятие "Современное искусство", устроил ряд выставок отдельных художников, прикладного искусства, японской живописи и др. Грабарь предпринял путешествие по Северу России, изучая старинную деревянную архитектуру. С 1902 г. Грабарь принимает участие в выставках "Мира Искусства", в "Салоне" и "Союзе"; выставляет и за границей: в Мюнхене, в Париже, в "Salon d"Automne", в 1906 г. на выставке русского искусства, устроенной , в Риме на международной выставке в 1909 г. и т. д. В первый период художественной деятельности Грабарь остается реалистом и примыкает к кружку московских пейзажистов, затем увлекается разрешением технических задач в живописи и становится крупнейшим представителем школы пуантелистов в России. В целом ряде больших картин и ярких этюдов он изображает русскую природу и дает мастерские "nature morte". В Третьяковской галерее имеются картины: "Луч солнца" (1900), "Февральская лазурь" (1904) и "Неприбранный стол" (1907); в музее Александра III: "Сирень и незабудки" (1905); в коллекции В. Гиршмана в Москве "Сентябрьский снег" (1903); "Плакучая береза" (1904) и "Хризантемы" (1905); в коллекции И.А. Морозова "Мартовский снег" (1904); в литературно-художественном кружке в Москве "Иней" (1906); в Национальной галерее в Риме "Утренний чай" (1904). Грабарь много писал об искусстве: в "Мире Искусства", "Весах", "Старых годах", "Аполлоне", "Ниве" и др., текст в издании Кнебеля: "Картины современных художников в красках", редактором которого он также состоит; он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого Кнебелем издания: "История русского искусства", а также ряда монографий: "Русские художники". В начале 1913 г. московской городской думой избран попечителем Третьяковской галереи. Кроме живописи, изучал в Мюнхене и архитектуру. По его проектам в 1912 - 13 годах выстроен в Химках, около Москвы, целый больничный городок "Захарьинская больница". - См. , "Русская школа живописи"; и С. Глаголь, "Художественная галерея П. и С. Третьяковых". С. Р-ва.

Другие интересные биографии.

25 марта 2011 года исполняется 140 лет со дня рождения искусствоведа, народного художника СССР, академика Игоря Эммануиловича Грабаря.

После революции 1917 г. Игорь Грабарь начал принимать активное участие в музейной административной деятельности. В 1918 г. по его инициативе были организованы Центральные реставрационные мастерские в Москве. В 1925 г. ради работы в них он отказался от поста директора Третьяковской галереи.

В 1920-1930 гг. Грабарь много ездил по миру - и по приглашению музеев как крупный эксперт-искусствовед в области живописи, и как представитель советских художников (организовывал выставки и проч.).

В 1928 г. был представлен к званию заслуженного деятеля искусств.

В 1930-1940 гг. Игорь Грабарь активно занимался живописью, писал портреты ("Портрет К. И. Чуковского", "Портрет композитора С. С. Прокофьева", "Портрет академика Н. Д. Зелинского" и др.), пейзажи ("Последний снег" и др.), официальные полотна ("В.И.Ленин у прямого провода", "Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина и И.В.Сталина"). Кроме того, в этот период он написал двухтомный труд об Илье Репине, за который в 1941 г. был награжден Сталинской премией.

В 1943 г. Игорь Грабарь предложил конфисковать произведения искусства из музеев Германии и ее союзников в качестве компенсации за потери советских музеев. Он принимал участие в составлении списков лучших произведений из музеев Европы, готовил "трофейные бригады", отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства.


В Егорьевской гимназии
В Катковском лицее
Университетские годы
В Академии художств
Мюнхенские годы
"Мир искусства"
Грабарь в Москве
Музейная деятельность
Возвращение к живописи

Биография русского художника Игоря Грабаря

Автор текста - Наталья Мамонтова

Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште, в русской семье, которая принадлежала к этнической группе, компактно проживавшей в Угорской Руси. Этот карпатский район входил в состав Австро-Венгерской империи. Почти вся многочисленная родня Грабаря, прежде всего его дед по матери Адольф Иванович Добрянский, была причастна к европейскому славянофильскому движению, вовлечена в борьбу против «мадьяризации» славян Австро-Венгрии. Жизнь семьи была пронизана общественно-политическими интересами, и в этой специфической атмосфере прошло детство Игоря. В нем были драматические эпизоды, в том числе суд над дедом и матерью, Ольгой Грабарь, которую едва не приговорили к смертной казни за «государственную измену», эмиграция его отца, Эммануила Ивановича Грабаря, юриста, депутата Будапештского парламента, вынужденного скрываться за «антимадьярскую» деятельность. Отец переселился в Россию в 1876 году под конспиративным именем Храбров (эта фамилия надолго, вплоть до окончания университета, оставалась в жизни Игоря Грабаря, и ею он подписывал некоторые свои ранние работы, например, иллюстрации к повестям Гоголя, изданным в 1890-е годы).

Детство Грабаря было нелегким: с раннего возраста почти постоянно он жил в разлуке с родителями и при всем обилии родственников чаще всего оставался на попечении чужих людей. В 1880 году мать привезла его в Россию, в Егорьевск Рязанской губернии, где в гимназии преподавал отец. Но воссоединения семьи не произошло - вскоре отец был переведен в Измаил, а мальчик остался учиться в Егорьевске. Он навсегда сохранил любовь к этому тихому провинциальному городку, где у него появилось много добрых знакомых, где его любили и опекали. С детства ему не изменяли те свойства характера, благодаря которым он создал свою жизнь такой, какой хотел, - целеустремленность, позитивное начало в отношениях с людьми, умение находить друзей, удивительное трудолюбие, интерес к жизни и возникшая в самую раннюю пору горячая любовь к искусству. Детские увлечения Игоря были весьма серьезны: в восьмилетнем возрасте он строил дом в саду дедовского имения из настоящих материалов и по всем правилам. Судя по его воспоминаниям, он постоянно нагружал себя разнообразной деятельностью, подбираясь постепенно к творчеству. «Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, резинки, без акварельных красок и кистей», - писал позже Грабарь. Изводя «пропасть бумаги», он рисовал все, что придет в голову, любил копировать портреты генералов из журнала «Нива» времен русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Первым художником, встреченным им в жизни, стал учитель рисования в Егорьевской гимназии И.М.Шевченко, окончивший Московское училище живописи и ваяния. «Мне до смерти хотелось как-нибудь к нему забраться, чтобы собственными глазами увидать, как пишут картины и что это за масляные краски, о которых я знал только понаслышке». И попав, наконец, к учителю, увидев эти серебряные тюбики, мальчик испытал сильнейшее впечатление: «Я думал, что не выдержу от счастья, наполнявшего грудь, особенно когда почувствовал сладостный, чудесный запах свежей краски». Грезя о масляных красках, он медленно, но неуклонно продвигался к своему предназначению. Однако Егорьевск ничего, кроме рисунков в «Ниве», гравюр в «Живописном обозрении» и «Всемирной иллюстрации», не мог предложить будущему художнику. Но и это было немало - уже в детстве Грабарь по репродукциям познакомился со многими выдающимися картинами русской школы.
Трудный этап в его жизни был связан с московским лицеем цесаревича Николая, куда Грабарь поступил в 1882 году. Директором лицея был Михаил Катков, редактор «Московских ведомостей», литератор правого толка. Грабарь был принят «живущим стипендиатом», и это положение сильно отличалось от положения окружавших его богатых мальчиков, не дававших ему забыть о бедности его семьи. «Угнетавшее и унижавшее чувство достоинства окружение», - так характеризовал лицейскую среду Грабарь. Но у него уже был свой мир, позволявший уходить от тяжелых впечатлений.
Москва 1882 года встретила Игоря Грабаря огромной Всероссийской художественно-промышленной выставкой, в художественном отделе которой мальчик пережил встречу с лучшими картинами того времени - уже знакомые по гравюрам Репин и Суриков, Флавицкий и Верещагин, Перов и Куинджи, Васильев и Крамской открылись ему теперь во всем своем живописном блеске.
Выходные дни и праздники полностью принадлежали Игорю - целыми днями он пропадал в Третьяковской галерее, на московских выставках, у знакомых. В Москве он искал людей и места, связанные с искусством, - иконописное училище, квартиры студентов Московского училища живописи, ваяния и зодчества или университетских друзей брата Владимира. Среди последних он познакомился с Дмитрием Щербиновским, студентом-юристом и художником. Через него произошло знакомство с Абрамом Архиповым, встречи с Василием Поленовым, Сергеем Ивановым. Щербиновский оказал сильное влияние на Грабаря, который решил по его примеру прежде всего получить университетское образование.
Но главным содержанием лицейской жизни стали занятия рисунком и живописью. На уроках в лицее и в классах рисования Московского общества любителей художеств Грабарь осваивал рисунок с натуры и технику письма масляными красками. «У меня было четыре возможности работать с натуры в стенах лицея: писать из окон, писать портреты окружающих, ставить себе натюрморты и сочинять сцены из жизни и быта лицея, списывая детали с натуры. Все это я и делал». Моделями его были одноклассники, педагоги, служители, егорьевские знакомые. В летние месяцы Грабарь пробовал себя в пейзажных этюдах: «После двух картин Куинджи на сюжет «Березовой рощи»... пошла мода на березу. Я в Титове тоже писал березовую рощу, стараясь не походить на Куинджи». В последний свой лицейский год он увидел в своих работах новые, достигнутые упорным трудом живописные качества.
Наряду с основными творческими интересами в лицее Грабарь много читал, успешно изучал языки, пробовал себя в литературе. Лицей он закончил с золотой медалью и в 1889 году поступил в Петербургский университет на юридический факультет. «Вот она столица, думал я, когда ехал на извозчике с Варшавского вокзала на Выборгскую сторону... В этот первый чудесный осенний день Петербург показался мне сказочно прекрасным с сверкающей вдали адмиралтейской иглой, синей Невой, гранитной набережной и Петропавловским шпицем. Таким он остался для меня с тех пор навсегда: самым красивым городом Европы».

Грабарь Игорь - русский и советский живописец.

Также известен как реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор.

Биография кратко

Родился художник 25 марта 1871 года в Будапеште. Через пять лет семья переезжает в Россию. С детства у Игоря была тяга к живописи, он часто ходил в , изучая полотна мастеров, посещал различные выставки художников.

Учился в московском лицее цесаревича Николая, а также закончил юридический факультет университета в Санкт-Петербурге. Затем поступил в в 1895 году, где обучался в мастерской . После учился в Париже и Мюнхене.

Вернувшись, продолжил обучение в мастерской Репина, но вскоре снова уехал в Мюнхен. В 1901 году вернулся в Петербург, и, объединившись с князем Щербаковым открыли крупное художественное предприятие "Современное искусство", устроили ряды выставок художников, прикладного искусства, японской живописи и др.

По проекту Игоря Эммануиловича был построен санаторий Захарьино под Москвой в 20 годы 20 века. Возглавлял Третьяковскую галерею (1913 - 1925г). Является создателем Центральной реставрационной мастерской, благодаря чему спасены многие шедевры русской живописи.

Творчество Грабар. Живопись

Грабаря выделялась с первых его работ. Игоря относят к художникам-реалистам, так как он специализировался на пейзажах и натюрмортах. Но это не все, особенностью его работ являлась правдоподобность в изображении света и воздуха. На своих картинах ему удавалось передать даже измененные воздухом окраски предметов. Он играл с красками стараясь передать свежесть окружающего его воздуха, и ему это удавалось.

Все его картины образованы густой сетью мелких мазков разного оттенка, таким образом, если смотреть на них с расстояния они смешивались в удивительно-реалистичные изображения окутывающего предметы света. Большую роль в написании шедевров Грабаря сыграла его любовь к зиме и морозным пейзажам. Даже сам художник говорил, что когда приходила весна, и снег сменялся зеленью, природа переставала его привлекать.

В теплые времена года он писал натюрморты. В 1905-1908 годах Игорь занял некую устойчивую позицию по отношению к зимним пейзажам. На большинстве холстов изображается природа в инее. Игорь Грабарев утверждал, что именно такая природа для него играет красками. Он утверждал: «Порой у меня на палитре не хватало оттенков, чтобы изобразить все красоту морозного солнечного дня». Из набросков картин с инеем, а их было около сотни, у автора образовалась целая сюита «День инея».

Известные картины И. Грабаря

За свою жизнь И. Грабарь написал множество картин. На этом счету и натюрморты, и портреты, а также пейзажи и др. Описание некоторых вы сможете прочесть ниже:

  • «Иней». Картина написана в 1905 году это одна из этих прекраснейших картин в галереи картин жанра пейзаж Грабаря. В данной картине видна вся любовь художника к зимней атмосфере. Грабарь мелкими мазками оживляет природу, заставляя увидеть все оттенки зимы. Среди белоснежного снега виднеются стволы березок и пара небольших елочек, ветви берез покрыты инеем. Именно он придает картине загадочный шарм.

И.Грабарь картина Иней фото

  • «Яблоки». Игорь окончил написание картины в 1905 году. В ней прослеживается немудреный мотив русской деревни. Она была написана в период, когда на художника начинает влиять русская природа и вообще атмосфера загорода. Картина «Яблоки» — это натюрморт, написанный в стиле импрессионизма. В ней присутствуют все тонкости исконно русской души. Челок знающий Россию с уверенностью скажет, что ее написал художник любящий русскую природу.

И.Грабарь картина Яблоки фото

  • «Хризантемы». Написаны «Хризантемы» в 1905 году. Цветы излучают некую солнечную атмосферу. Техника написания картины сделала изображаемые хризантемы пушистыми и приятными для взгляда и размышлениями над сие творением. На переднем плане изображены приборы на белой скатерти. Хоть это и летний натюрморт, на нем присутствует большое количество оттенков белого. В заднем плане преобладает синие цвета, поэтому желтые цветы на мгновение переливаются зеленым оттенком.

И.Грабарь картина Хризантемы фото

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо