Гроб марии магдалины. Кто такая Мария Магдалина

Благодаря Дэну Брауну имя Марии Магдалины привлекло к себе внимание современного общества. Многие заинтересовались жизнью святой, даже ни разу не читая Евангельской истории. Тем не менее, жизнь Марии Магдалины, ее чудеса и миссионерская деятельность не являются предметом вымысла, но подтверждены апостольскими книгами и свидетельствами первых христиан и римских историков.

Она была одной из жен-мироносицы — учениц Христа, ходивших вслед за Ним и апостолами еще при земной жизни Господа. Они «служили своим имением», то есть помогали в быту. Имя «мироносиц» они получили благодаря своему главному подвигу бесстрашия — они принесли драгоценное миро ко Гробу Господню, чтобы совершить полное погребение Христа, несмотря на опасность от римской стражи.

Житие Марии Магдалины

В Святом Евангелии и во всем Новом Завете святая Мария Магдалина упомянута не раз. Вместе с другими женами-мироносицами она ходила вслед за Христом и апостолами, «служа своим имением», то есть помогая в быту. Имя «мироносиц» они получили благодаря своему главному подвигу бесстрашия — они принесли драгоценное миро ко Гробу Господню, чтобы совершить полное погребение Христа, несмотря на опасность от римской стражи. Прозвище «Магдалина» свидетельствует, что она происходила из города Магдала, что к северу от Иерусалима.

В Евангелии от Луки евангелист упоминает, что Христос изгнал из Марии Магдалины семь бесов, однако как и когда это произошло — не говорит. Известный исследователь и писатель, протоиерей Николай Агафонов в романе «Жены-мироносицы» предполагает, что отца Марии убили разбойники, разорив семейный дом, и потому она помешалась от горя.

Ни в одном Евангелии, ни в одном первохристианском свидетельстве или римских исторических анналах нет упоминаний о том, что Господь Иисус Христос был женат или состоял в связи с Марией Магдалиной. Это стоит признать выдумкой позднейших историков.

Известно, что Мария Магдалина вместе с другими женами-мироносицами стояла у Креста Господня на Голгофе в то время, как все апостолы разбежались. Видя смерть Христа, все апостолы, испугавшись подойти к Его Кресту, предали Господа. У Христа, кроме апостолов и Его Матери, не было близких — и вот, оставленный почти всеми апостолами, Господь умирал на Кресте. Возможно, именно поэтому от старости скончался только один из апостолов, оставшийся со Христом во время Его смерти — апостол Иоанн Богослов; остальные, чтобы достичь святости, искупить свой грех и воссесть на престол в Царствии Небесном, должны были засвидетельствовать верность Богу. Они погибли мученической смертью, в то время как жены-мироносицы были у Креста, не боясь римских солдат, и впоследствии мирно несли учение Христа людям.

Во всех Евангелиях также рассказывается, что именно святой Марии Магдалине явился Христос одной из первых после Воскресения. Вместе с Марией Клеоповой, Саломеей, Марией Иаковлевой, Сусанной и Иоанной (точное число жен-мироносиц неизвестно) она хотела пойти ко гробу Христа, но пришла первой, и именно ей после Своего Воскресения Он явился одной. Сначала она приняла Его за садовника, очевидно, не узнав после Воскресения, но затем пала на колени и воскликнула: «Господь мой и Бог мой!» — поняв, что перед ней Христос. Интересно, что апостолы, собственно ближайшие ученики Христа, долго не верили женам-мироносицам, что Христос воскрес, пока Сам Он не явился им.

Затем святая Мария Магдалина обошла многие города с проповедью слова Господня. Одним из важнейших эпизодов ее апостольской деятельности стала проповедь перед самим императором Рима Тиберием. Отметим, что к императору не приходили другие апостолы, только слабая женщина — святая Мария. Было принято приходить к императору с дарами, самые же бедные люди приносили хотя бы куриные яйца. Святая Мария рассказала о Христе, Его смерти и Воскресении Тиберию, однако он не поверил ей, сказав, что скорее принесенное ею в дар яйцо станет красным, чем человек воскреснет после трех дней во гробе. Когда святая протянула императору яйцо, оно окрасилось в красный цвет — с тех пор алый цвет стал символическим цветом Пасхи и пасхальных облачений священников.

На склоне лет она поселилась в общине христиан, возглавляемой святым апостолом Иоанном Богословом в городе Эфесе. (Однако по католическому преданию последние годы святой Марии прошли в Марселе — в Италии). Ей было открыто Самим Господом, когда придет ее последний час. Умерла она счастливой.


Святыни и церкви в честь святой Марии Магдалины

Поскольку святая известна не только своей миссионерской деятельностью, но и чудесной помощью людям, в честь нее еще до революции был назван ряд больниц, приютов и школ России. Сегодня имя святой Марии вновь вспоминается. Так, наиболее известны храмы в ее честь

  • В Москве: в Южном Бутово, при Императорском коммерческом училище, в Люберцах.
  • В Петербурге: при Мариинской больнице и Детской больнице святой Марии Магдалины, названных в ее честь.
  • В Минске, здесь действует молодежная община, которая ведет активную миссионерскую и благотворительную деятельность, совершает паломнические поездки.


Образ святой Марии

Сила духа, масштаб личности святой равноапостольной Марии отражены на каждой ее иконе.

Каждый православный христианин знает и почитает многих святых. Молитва ко Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери — это обычное прошение, которое сопровождает жизнь верующего человека. Но зачастую нам кажется, что для Бога наши просьбы мелки, да и сомнения одолевают: услышит ли Он нас, смилостивится ли… В таких случаях молятся духовным покровителям — святым. Традиционно принято молиться в разных сферах жизни разным святым. Кроме того, у каждого христианина есть свой покровитель — тезоименитый святой. Находят святого покровителя по дате рождения.

У женщин с одним из самых распространенных в нашей стране именем Мария не будет трудностей с определением святой покровительницы — вы можете избрать своей святой равноапостольную Марию Магдалину. Святой Марии может молиться и каждый православный христианин: она является примером мужества, служения Богу и людям, силы воли.

Иконография, то есть композиция иконы, одежда и атрибуты образа святой Марии Магдалины традиционны для всех святых, прославленных в лике равноапостольных, а также дополнены сосудом святого мира.

Равноапостольные — люди, уподобившиеся апостолам и служившие Господу постоянной проповедью Евангельского слова, обращением людей в христианство. В лике равноапостольных много святых правителей, обративших в веру Христову своих подданных.

На иконах Мария Магдалина традиционно изображается стоящей, с крестом — символом проповеди в правой руке и маленьким сосудом святого мира в левой.

Святая Мария Магдалина — одна из всего шести равноапостольных женщин за всю историю. Кроме нее в этот лик входят мученица Апфия, первомученица Фекла, царица Елена, русская княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина. Интересно, что равноапостольная царица Елена приходилась матерью равноапостольному царю Константину Великому, просветившему Византийскую империю, а княгиня Ольга — бабушкой равноапостольному князю Владимиру, просветителю Руси.

Интересно выражение лика святой на образах: зачастую оно строгое, даже суровое — святая мужественно идет с сосудом мира навстречу возможной опасности быть убитой римскими солдатами за учение Христа. Однако сегодня появляется все больше икон, наследующих традицию иконографии, созданной Виктором Васнецовым. Этот художник-иконописец начала XX века создал эскиз мозаики для Дармштадтского собора на родине святой императрицы Александры Феодоровны, жены Николая Второго. Васнецов изобразил святую идущей вперед, одухотворенной женщиной, возможно даже в тот момент, когда она увидела Воскресшего Христа.


Мария Магдалина в мировой культуре

Отметим, что в какой-то момент святая Мария Магдалина стала ассоциироваться в культуре с кающейся блудницей, несмотря на то, что Евангелие никак не говорит о ее грехах, только о том, что Христос изгнал из нее невесть откуда явившихся бесов.

В Средние века, по словам исследователей, доминировали три женских образа: женщина-искусительница, женщина-кающаяся и прощенная грешница и женщина-Царица Небесная, Богоматерь. Святая Мария Магдалина представала в образе кающейся грешницы. Именно она стала самой почитаемой святой среди простых прихожанок, верующих, которые не смели сопоставлять себя с Матерью Божией, но не хотевших искушать. Аналогию своей земной жизни христианки находили в кающейся Магдалине.


День памяти Марии Магдалины

Праздник жен-мироносиц не имеет такого широкого распространения в России, как, например, Троица. До революции его называли «Бабьей неделей». Накануне недели жен-мироносиц праздновалась Радоница — поминали усопших. Сама Неделя жен-мироносиц празднуется через две недели после Пасхи.

Сегодня праздник жен-мироносиц стал международным православным женским днем. В этот день ставят спектакли о святых, многие приходы завели добрую традицию, в ходе которой священники дарят всем прихожанкам цветы и небольшие иконки. Ученики воскресных школ дарят своим мамам и учительницам подарки, сделанные своими руками.

Отдельный день памяти святой Марии Магдалины празднуют в день ее преставления ко Господу — 4 июля по новому стилю (22 июля по старому).

В этот день ей молятся особой молитвой с прославлением — величанием:

Величаем тебя, святая равноапостольная Мария Магдалина, и почитаем святую память твою, о святая, весь мир учением своим просветившая, и ко Христу людей приведшая.

Молитвами святой Марии Магдалины да хранит вас Господь!

За Марией Магдалиной в официальных христианских книгах закрепился образ «блудницы», одержимой бесами, которая была исцелена Иисусом. Однако при детальном изучении священных книг, апокрифов и других исторических источников, становится ясно, что Мария стала жертвой клеветы и самых настоящих исторических фальсификаций.


Надо сказать, что первыми о реальной роли Марии Магдалины в жизни Иисуса заговорили историки-альтеринативисты Майкл Беджент и Ричард Ли, которые утверждают, что Иисус был женат на Марии и имел детей. Свои выводы историки основывают на изучении древних текстов. Результаты своих исторических изысканий авторы изложили в книге «Святая кровь и святой Грааль», которая вышла в свет еще в 1982 году.


Многие историки также утверждают, что Мария Магдалина была женой Иисуса и матерью его детей. В те времена для мужчины в его возрасте быть неженатым было по меньшей мере подозрительно, тем более, если речь идет об Учителе.


В апокрифическом Евангелии от Филиппа есть упоминание о том, что Иисус Христос целовал в губы только Марию, а сами ученики (особенно апостол Петр) очень завидовали этому. И это далеко не единственное упоминание о том, что апостолы были очень недовольны особым доверием, которое Иисус оказывал Марии.



Что касается прозвища «блудница», которое относят к Марии Магдалине, то оно не имеет под собой никаких реальных оснований. Упоминание о женщине-блуднице имеется только в Евангелии от Луки, когда она омывает ноги Иисусу. Однако имени этой женщины в Евангелии не упоминается. Так почему эту историю связывают с личностью Магдалины? Это является великой исторической несправедливостью!


Интересно, что современные исторические исследования утверждают, что Мария Магдалина не была бедной и происходила из богатой семьи, о чем упоминается в книге Анастасии Новых «Сэнсэй 4». В Евангелиях сохранилось упоминание о том, что Мария осуществляла помазывание Иисуса особой жидкостью, которая в те времена стоила очень дорого, и приобрести ее могли только люди богатые.


А ведь существует предположение, что Мария принадлежала оному из древних царских родов – колену Вениаминову, родоначальником которого был первый иудейский царь Саул, а потому ее семья была действительно богатой.


Еще одно значимое свидетельство – апокрифическое Евангелие от Марии. В 1896 году в Каире был найден древний папирус, написанный на коптском языке, который получил название «Евангелие от Марии Магдалины».


Текст действительно повествует о жизни Иисуса и подчеркивает особую роль Марии Магдалины. Из этого текста однозначно следует, что именно Марии Иисус поручил продолжить свое дело: «Петр сказал Марии: «Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил тебя больше, чем прочих женщин. Скажи нам слова Спасителя, которые ты вспоминаешь, которые знаешь ты, не мы, и которые мы и не слышали». Мария ответила и сказала: «То, что сокрыто от вас, я возвещу вам это». Не является ли это свидетельством того, что Петр пытался узнать у Марии Магдалины формулу первичного звука, или Грааль, о котором говорится в книгах Анастасии Новых?


В заключение – обратите внимание на чудесный витраж из церкви Килмор (остров Мул, Шотландия), где изображен Христос с Магдалиной, ждущей наследника.


Если вы хотите узнать настоящую историю Марии Магдалины и Иисуса, то познакомьтесь с книгой «Сэнсэй 4» Анастасии Новых. Из этого сенсационного произведения вы узнаете ответы на огромное количество вопросов. Кто был первым учеником Иисуса? Как Иисус исцелял больных? Что означает «понтифик»? Какую роль сыграли архонты в судьбе Иисуса? С какой целью писались канонические Евангелия?


Что такое «число Антихриста»? Кто такие истинные ученики Иисуса? Какие цели преследовали апостол Петр и апостол Павел? Был ли Иисус иудеем? Какова на самом деле была земная жизнь Иисуса, когда и где она завершилась? Кем была Мария Магдалина? Что означает прозвище «Магдалина»? Что такое Грааль и кому Иисус передал его перед распятием? Все это и многое другое – в книге «Сэнсэй 4», которую можно скачать совершенно бесплатно, кликнув по цитате внизу или перейдя в этот раздел.

Читайте об этом подробнее в книгах Анастасии Новых

(кликните на цитату, чтобы бесплатно скачать книгу целиком):

Потому и говорю, что не все те, кого позже приписали к Его ученикам, когда создавали патриархальную религию, были таковыми. В группу истинных учеников Иисуса входили как мужчины, так и женщины. И это была необычная группа, в ней царила атмосфера свободы и равноправия. Это была группа, созданная по образцу внутреннего круга Имхотепа. Более того, именно женщина - Мария Магдалина была первая среди учеников Иисуса, кого Он назвал преемником Его Учения, своим Посланником, что на греческом языке звучит как apostolos.

Она не была ни блудницей, ни «одержимой семью бесами», от которых якобы впоследствии её излечил Иисус. Если у кого и были бесы зависти, лжи, гордыни и лицемерия, так это у тех, кто, творя религию, оклеветал деву Марию из Мигдал-Эля. На самом деле она была чиста, красива, умна, бескорыстна и милосердна. И хоть Мария происходила из довольно богатой семьи, она добровольно отказалась от всех привилегий и высокого положения в обществе ради того, чтобы быть с Иисусом и помогать Ему.

Так что если говорить о Марии Магдалине, то она была именно тем ближайшим учеником, кому Иисус не только доверил тайные знания, но и вручил то, что сегодня люди именуют «Граалем», а, по сути, адаптированную формулу Первичного Звука. Это и есть те самые «ключи от Царства Небесного», о которых Иисус говорил: «И дам тебе ключи от Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

- Анастасия НОВЫХ "Сэнсэй IV"

Кумранские рукописи, найденные в пещерах возле Мертвого моря, содержат богатую коллекцию древней общины, жившей здесь в первые века христианства. Помимо исторически достоверных свидетельств, здесь содержится ряд псевдоэпиграфов. Разрозненные тексты, которые сохранились лишь частично, а также некоторые украденные местными контрабандистами документы, дают большую свободу для домысливания несуществующей информации. В частности утверждается, что найден отрывок из Евангелия, в котором написано, что у Христа была жена. Но до сих пор научным сообществом не подтверждена достоверность текста, в то время как подлинность папируса не вызывает сомнений.

Святая Мария Магдалина: непридуманная история

Иисус Христос и Мария Магдалина были действительно хорошо знакомы – это подтверждает Четвероевангелие – документы Церкви, которые имеют доказанную подлинность. Различные евангелия от Марии Магдалины, Иуды Искариота и прочие документы называются апокрифами.

Это книги, которые писали авторы древности и средневековья – они сохранились полностью или частично, но настолько, чтобы научным сообществом была доказана их неисторичность, пристрастность, а то и прямое несоответствие фактам. Также многие книги древности являются псевдоэпиграфичными, то есть, не соответствующими заявленному авторству. Лишь четыре евангелия полностью историчны, эпиграфичны и достоверны – от Иоанна, Матфея, Марка и Луки. Именно их признают все христианские конфессии мира.

История Марии Магдалины необычна и загадочна: под влиянием современной культуры и некоторых личных суждений тех, кто по-своему понял библейский рассказ, вокруг святой создался целый ореол таинственности. Некоторые считают, что Мария Магдалина была женой Иисуса Христа потому, что на гениальном полотне «Тайная Вечеря» апостол Иоанн Богослов расположен на груди у Христа, имеет длинные волосы и не имеет бороды.

Многие посчитали его девушкой, а так как Мария Магдалина в числе других жен мироносиц следовала везде за Христом, то ее и выбрали в качестве предполагаемой жены, изображенной на «Тайной вечери». Но рассказчики упускают тот факт, что согласно периодизации евангельских событий «любимый ученик» Христа– как он сам называет себя в своем евангелии – Иоанн являлся еще совсем молодым юношей. Из его Евангелия мы читаем, где располагался Иоанн на Тайной вечере, когда между учениками шел разговор о предателе:

«Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит». (Ин13:21-24)

Таким образом, Иоанн свидетельствует, что на Тайной Вечере он действительно возлежал на груди у Христа.

О том, что Мария Магдалина блудница некоторые делают вывод, читая о кающейся женщине, описанной в Евангелии:

«И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром». (Лк7:37-38)

Поступок этой женщины продиктован благодарностью Спасителю за прощеные грехи. Тот источник Божественной любви в ее сердце, открытый таким прощением, позволил без страха прийти на пир и выразить свое покаяние и благодарность Учителю. Но нигде не сказано, что это была именно Магдалина и доказательств тому, что Мария была блудницей нет, а домыслы относительно ее пороков так и остаются домыслами, а также желанием людей превратить историческую достоверность в романтическую (на их взгляд) теорию.

В действительности же Мария Магдалина была одержима бесами, ей никто не мог помочь, и она пришла к Христу, прося об исцелении, и получила его.

Житие Марии Магдалины

Мария из Магдалы, галилеянка, была избрана Христом в служение себе, так как, безусловно, такое служение является даром и высокой честью. Господь изгнал из нее семь бесов – число, означающее полноту и абсолютное избавление от всякой страсти. После такого подарка все сердце Марии принадлежало Христу, и она последовала за Ним, так как уверилась, что Он ее Спаситель и Бог.

Вместе с другими женами-мироносицами Мария помогала по хозяйской части, чтобы у Учителя не было недостатка в обслуге, относительно готовки еды и прочих бытовых мелочей. Любовь ее к Христу действительно была очень трогательной: из евангельского повествования мы знаем, что она никогда Его не покидала, не испугалась, когда Спасителя взяли под стражу, стояла недалеко у Распятия, видела Его мучения и смерть, принимала участие в пеленании и положении в гроб, стала первой, кто увидел Христа после Воскресения.

Таким образом, Мария Магдалина – это ключевая фигура, символ Благой Вести, ведь она первая воскликнула те самые слова, которые мы повторяем каждый год в самый великий праздник: «Христос Воскресе!». Ее вера не знала сомнений, простота ее преданности сделала возможным ее апостольское служение наравне с Двенадцатью главными учениками Христа – основоположниками учения.

По легенде, после Пятидесятницы Мария благовествовала по миру вместе с апостолами. За свой огромный вклад в дело проповеди Марию Магдалину называют равноапостольной. Она проповедовала в Италии и однажды пришла к языческому императору Тиверию, сказав ему «Христос Воскресе» протянула подарок – куриное яйцо, единственное, что было у подвижницы. Император презрительно ответил, что скорее вот это яйцо сейчас же станет красным, чем он поверит в Воскресение. Яйцо стало красным в тот же миг. Историки не признают событие с чудесным яйцом достоверным, но сама традиция полюбилась христианами.

Иисус Христос и Мария Магдалина

Явление воскресшего Христа Марии Магдалине – это встреча двух друзей, ведь именно так относится Христос к своим последователям: «вы други Мои» — говорит Создатель мира через своих апостолов и нам. Но такую дружбу нужно заслужить преданностью, которую показала простая женщина из Магдалы, ничем не выдающаяся рядовая жительница.

Мария, едва рассвело, и кончился шабат – время покоя – была уже в гроте и обнаружила пустые пелены. Она испугалась и заплакала, так как подумала, что Христа украли и спрятали, а откровение о Его воскресении еще не было известно людям.

Раввуни!

Что она чувствовала в тот момент, когда вместе с немыслимым и невообразимым Воскресением перед ней открывалась новая реальность с бесконечной жизнью и новым мировым устройством. Когда вмиг преобразилась привычная картина мира, и человеку стало доступно бессмертие, подаренное Искуплением. В первый момент она даже не узнала Его лицо – не помещалось в сознании, что все может быть настолько хорошо.

Вряд ли она в этот момент задумывалась о смысле произошедшего. Ведь главное, что Учитель рядом и их больше не разлучает смерть – что может быть важнее для любящего сердца.

«Я видела Господа!» – только и могла сказать Мария на вопросительный взгляд учеников. Это было невероятно. «Он воистину Сын Божий!» — как сложно было в это поверить после кровавого месива, в которое превратили Учителя «служители закона».

Где похоронена Мария Магдалина

Могила Марии Магдалины находится в Эфесе, где жил в ссылке Иоанн Богослов. Именно под чутким руководством св. Марии Магдалины он написал свою 20 главу Евангелия, где описана встреча с Христом после Его Воскресения. Гробницу с местом ее упокоения желающие могут найти и сегодня, но святых мощей там нет со времен Льва Философа, который в 9-10 веке привез их в столицу Византийской империи.

Мощи Марии Магдалины были перенесены сначала в Константинополь, а после разрушения города – в Рим в собор св. Иоанна Латеранского, который в дальнейшем был переименован в честь Марии Магдалины. Часть мощей находится во Франции возле Марселя, в местечке Проваже, в освященном в ее честь храме. Еще часть мощей хранят афонские монахи в своих монастырях на Святой горе, куда женщинам нет прохода, а часть – в Иерусалиме. Частицы мощей можно встретить также в некоторых храмах России, так как здесь очень распространено почитание этой святой женщины.

О чем молятся Марии Магалине? Святая равноапостольная Мария Магдалина была мужественным человеком, в ней ее безразмерная любовь к Богу побеждала страх, малодушие и неверие. Поэтому ей молятся христиане некоторых конфессий о мужестве и чистой вере. Святая постоянно путешествовала ради проповеди христианской веры разным народам – ее можно просить об укреплении в вере и просвещении истиной. Как одна из жен мироносиц, Мария Магдалина явила собой идеал женственности, угодной Богу – жертвенной, любящей и верной.

День памяти Марии Магдалины установлен 22 июля (4 августа) и в день Жен Мироносиц в 3 воскресенье после Пасхи.

То, что Мария Магдалина – это жена Иисуса Христа противоречит и разрушает всю идеологию христианства о Единосущной Троице, возводя Богочеловека Христа на уровень обычного человека с земными целями плодиться и размножаться. Но заповедь «плодиться и размножаться» была дана Богом Адаму и Еве в раю, а не наоборот. Поэтому попытки свести Бога до уровня человека не закончатся успехом, ведь истинное христианство неуничтожимо и идет сквозь века, не взирая на попытки сильных мира сего подавить его гонениями и другими преградами. Потому что истинно слово, которое мы слышим из Евангелия: «Созижду церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф14:18). И все христиане свято верят, что истинное христианство не истребится даже до последнего дня существования вселенной, а шелуха и плевелы ложных учений отпадут и сгорят в неугасимом огне.

Мария Магдалина в православии - это личность, почитаемая в качестве равноапостольной святой. Она являлась мироносицей, следовавшей за Христом до Его Распятия. Мария Магдалина стала той, перед которой впервые предстал воскресший Мессия. Она упоминается не только в православии, но и в католицизме и протестантизме. Святую считают покровительницей проповедников и учителей, а её образом восхищались мастера эпохи Ренессанса.

Роль Магдалины в христианстве

Описание её деятельности начертано лишь в нескольких фрагментах Почитание этой женщины различно в традициях католицизма и православия. Для последнего она предстает исключительно в качестве мироносицы, излеченной от бесовского наваждения. Католическая церковь говорит о Марии как о необыкновенной красавице и раскаявшейся блуднице, сестре воскресшего Лазаря. К тому же западная традиция прилагает к евангельским текстам колоссальный мифический материал.

Икона святой мироносицы Марии Магдалины

Равноапостольная святая родилась и выросла в городе под названием Магдала. Сегодня на его месте стоит маленький поселок Медждель. В Священных Писаниях нет повествования о юных годах Магдалины, но сказано, что Иисус Христос исцелил её от нашествия семи бесов. Этот коренной поворот в её судьбе стимулировал женщину последовать по стопам Великого Учителя и Спасителя.

  • Мария являлась неотлучной спутницей Божьего Сына в период, когда Он и выбранные Им апостолы проповедовали христианство в населенных пунктах Иудеи и Галилеи .
  • Вместе с Магдалиной Христу служили и другие благочестивые женщины: Иоанна, Сузанна, Соломия и др. Эти жены-мироносицы разделяли труды апостолов, разнося благие вести о пришествии Спасителя.
  • Мария Магдалина шла первой за Христом, когда Его вели на Голгофу. Лука утверждает, что жены-мироносицы рыдали, видя страдания Иисуса, но Он утешал их и напоминал о Царстве Божием. Мария находилась вместе Богородицей и Иоанном у Креста в момент Распятия Мессии.
  • Магдалина проявила верность Иисусу не только в период Его возвышения, но и в дни полнейшего уничижения. Она присутствовала на похоронах Божьего Сына и своими глазами видела, как Его тело вносили в гробницу. Далее, равноапостольная святая стала свидетельницей закрытия этой пещеры большим камнем.
  • Мария, верная Божьему закону, вместе с другими женами-мироносицами пребывала , совпавший с праздником Пасхи, в полном покое. В первый день недели верные ученицы планировали прийти к гробу и помазать тело Христа благовониями. Мироносицы добрались до места захоронения на восходе солнца, а Мария прибыла, когда еще царствовала темнота ночи.

Дополнительные статьи:

Равноапостольная святая увидела, что камень, закрывавший вход, отвален. В страхе она устремилась к апостолам Петру и Иоанну, которые жили ближе остальных. Прибыв на место, они удивились, увидев свернутую плащаницу и пелены. Апостолы покинули пещеру, ничего не сказав, а Магдалина осталась и плакала, тоскуя о Своем Господе.

Мария Магдалина и ангелы в гробе Господнем

Желая убедиться в том, что тела действительно нет, она подошла к гробу. Внезапно перед женщиной засиял божественный свет, и она увидела двух ангелов в белоснежных одеждах.

  • Когда она ответила на вопрос Небесных посланников о причине ее скорби и отвернулась в другую сторону, на входе грота предстал Воскресший Христос. Однако ученица не узнала Божьего Сына, пока Он не заговорил с ней. Этот голос изначально стал для Марии великим лучом света после исцеления от бесовской болезни. Она с колоссальной радостью произнесла: «Учитель!». В этом возгласе слились воедино уважение и любовь, грандиозное почтение, признание и нежность.
  • Магдалина бросилась к ногам Христа, чтобы омыть их слезами божественной радости, но Иисус не разрешил прикасаться к себе, ибо не «восшел еще Сын к Отцу».
  • После всего увиденного Мария отправилась к апостолам и сообщила весть, которую все с нетерпением ожидали. Так произошла первая проповедь о божественном Воскресении Спасителя.
  • Когда апостолы разошлись по миру, чтобы рассказать людям о великом учении Спасителя, вместе с ними отправилась отважная Мария Магдалина. Святая, в сердце которой не утихал огонь любви к Господу, держала путь в языческий Рим. Она возвестила о Воскресении, но малое количество людей принимали слова проповедницы за правду.
Интересно! Имя «Мария» имеет еврейское происхождение и несколько раз встречается в тексте Нового Завета. Прозвание «Магдалина» несет в себе географическую нагрузку и указывает на место, где святая была рождена. В связи с тем, что «башня» (Магдала) являлась рыцарским символом, в Средние века образу Марии придали аристократические черты. В Талмуде прозвание «Магдалина» часто расшифровывали как «завивающая волосы».

Хождения в Италии и кончина

Писание утверждает: первая ученица Христа явилась во дворец императора Тиберия и преподнесла ему красное яйцо - символ Воскресения. Она поведала историю невинно осужденного Христа, творившего чудеса и казненного по злому навету первосвященства.

Красное яйцо - символ Воскресения Иисуса Христа

Она напомнила, что спасение от мирской суеты приходит через кровь чистого Агнца, а не золотых или серебряных изделий.

  • Мария продолжала распространять благую весть в Италии. Её труды восхвалял апостол Павел в «Послании к Римлянам», признавая за ней необыкновенное мужество и беззаветную преданность Всевышнему. Писание гласит: Магдалина уже в преклонном возрасте отбыла из Рима после того, как над Павлом совершили первый суд. Равноапостольная святая отправилась в Эфес, чтобы помогать в проповедничестве апостолу Иоанну. Здесь же она тихо и мирно покинула бренный мир.
  • Её нетленные мощи в IX столетии перенесли из Эфеса в Константинополь. Некоторые исследователи предполагают, что останки во время крестовых походов транспортировали в Рим. Мощи разместили в храме Иоанна Латеранского, который вскоре переименовали и освятили в честь самой преподобной Марии Магдалины.
  • Часть останков находится во Франции, близ Марселя, а также монастырях Святой Афонской Горы и Иерусалима. Поклониться мощам преподобной приходит огромное количество благочестивых паломников.

Интересные статьи:

На заметку! Благодаря проповеднице во всем христианском мире прижился обычай дарить пасхальные яйца с восклицаниями: «Христос воскрес! Воистину Воскрес!». После апостольского периода в церквях читали молитвы на освящение яиц и сыра. Братия и прихожане слышали хвалебные песни во славу Магдалины, первой подавшей пример радостного жертвоприношения.

Православный храм в честь святой

Церковь расположена в местности под названием Гефсимания, что в Восточном Иерусалиме. Рядом находится гробница преподобной Девы Марии. Эта церковь воздвигалась православным обществом Палестины на средства императорской семьи и была освящена в 1888 г. С 1921 г. здесь хранятся останки великомучениц Елисаветы и Варвары.

Церковь Святой Марии Магдалины входит в комплекс Гефсиманского православного монастыря

  • Идея постройки и выбор местности на склоне Елеонского холма принадлежит архимандриту Антониону. Первый камень церкви Марии Магдалины заложили в 1885 г. В 1934 г. на территории организовали православную женскую общину, настоятельницей которой стала инокиня Мария, имевшая шотландское происхождение.
  • В монастыре хранится икона «Одигитрия», прославившаяся чудесами в 1554 г. Останки великомучениц Елисаветы и Варвары располагаются в отдельных раках. Здесь же прихожане поклоняются чудотворному изображению Марии Магдалины.
  • Семиглавый Иерусалимский храм возведен из белого камня и выполнен в стиле московской архитектуры. Колокольня имеет небольшие размеры, а иконостас создан из мрамора с бронзовым орнаментом.

Иконы и изображения Марии Магдалины

Образы равноапостольной святой демонстрируют перед верующими пример величайшей любви и преданности Всевышнему Отцу. Святые лики Магдалины указывает на истинный путь и требует от человека терпеливости и духовной стойкости.

  • Православная иконопись изображает Марию с пасхальным яйцом красного цвета, а также с сосудом, в котором сосредоточено миро.
  • Часто на полотнах она показана вместе с Богородицей и Иоанном Богословом рядом с распятием. Святую можно наблюдать на иконах с сюжетом, демонстрирующим положение Христа в гроб. В православной традиции её изображают в числе пришедших жен-мироносиц, которые увидели пустоту в пещере и благовестных ангелов.
  • Сцена явления Христа после Воскресения для отечественной церкви - редкое явление. Его можно видеть только в образцах поздних икон греческого стиля.
  • Перед святым ликом просят об обретении истинной веры и избавлении от вредоносных привычек, льстивых искушений. Молитвы перед образом избавляют от телесных и душевных недугов.

В католицизме Мария Магдалина предстает как «раскаявшаяся блудница», которая в конце жизненного пути удалилась в пустынную местность и предавалась суровой аскезе, сожалея о грехах. Её одеяние распалось от ветхости, и волосы покрывали все тело чудесным образом. После божественного исцеления она была вознесена ангелами в Царствие Небесное. Эта легенда оказала огромное влияние на западное искусство.

  • Множество произведений, где Магдалина выступает главным персонажем, выполнено в жанре «Vanitas» (Суета). Рядом с женщиной демонстрируется череп, символизирующий осознание бренности и понимание важности истинного пути. Дополнительными атрибутами выступают плеть и терновый венок. Место действия - пещера на территории Франции: здесь святая размышляет, читает Писание или кается, возведя взгляд в небеса.
  • В западноевропейской иконописи Магдалина изображается омывающей ноги Мессии и вытирающей их своими роскошными волосами.
  • В католической традиции жена-мироносица изображается с распущенными волосами и держащей сосуд с благоухающими маслами.
  • В других вариациях ее поддерживают над землей крылатые ангелы. Этот сюжет встречается в западном искусстве с XVI столетия.
  • Очень редко в католицизме и протестантизме изображается последнее причастие Марии и её смерть.
  • На некоторых полотнах она скорбно обнимает ногу Спасителя, распятого на кресте Голгофы. На иконах «оплакивания» она придерживает стопы Спасителя и скорбит об утере.
Интересно! Имя Магдалины сыграло важную роль в становлении гностицизма - богословско-религиозного направления, испытывающего влияние языческих воззрений и античных философов. Гностики говорили, что Мария является единственной и истинной получательницей откровения, любимейшей ученицей Спасителя. Это религиозно-богословское течение признали как ересь в III веке.

Эта женщина проявила божественную любовь к своему Учителю, осталась навсегда Ему преданной и несла благие вести наравне с апостолами. В православной традиции Мария Магдалина считается святой, излеченной Иисусом Христом от болезни «семи бесов», и последовавшей за Ним до самого Воскресения. В ортодоксальных текстах о ней сказано мало, но в католицизме приобрели популярность различные легенды с участием равноапостольной ученицы.

Видео о житии равноапостольной Марии Магдалины

Имя: Мария Магдалина (Mary Magdalene)

Дата рождения: конец I в. до н.э. - нач. I в. н.э.

Дата смерти: I в. н.э.

Возраст:

Место рождения: Магдала, Израиль

Место смерти: г. Эфес

Деятельность: христианская святая, мироносица

Семейное положение: не была замужем


Мария Магдалина – биография

Священное Писание говорит о Магдалине так мало, что некоторые ученые сомневаются в самом ее существовании. Другие считают, что предание «склеило» ее из нескольких персонажей.

Первый - это «Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов». Бесов, по всей видимости, изгнал Иисус, после чего Мария стала сопровождать его в странствии по Галилее вместе с апостолами и женщинами, среди которых евангелисты называют неких Иоанну и Сусанну. Эта же Мария присутствовала при распятии Иисуса, оплакивала его, а в пасхальное утро вместе с Марией Иаковлевой и Саломией пришла к его гробнице, чтобы умастить тело благовониями.

Тут-то и случилось событие, положившее начало великим надеждам христиан на вечную жизнь: женщины увидели, что гробница раскрыта, а внутри сидит дивный юноша в белых одеждах, сказавший им: «Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес. Его нет здесь». Б тот же день Иисус явился Марии воочию, о чем она рассказала апостолам - «но они не поверили». Более красочно описал этот эпизод евангелист Иоанн: в его изложении Мария сперва приняла воскресшего Христа за садовника, а потом кинулась обнимать его с криком «Раввуни! Раввуни!» - что означает «учитель». Он, однако, удержал ее: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не возшел к Отцу Моему».

Второй прототип Магдалины - Мария, сестра Марфы и Лазаря, которого Иисус воскресил из мертвых. После этого события Мария, «взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла их своими волосами». Потом она села у ног Спасителя и стала внимательно слушать его речи. Марфа, готовившая в это время гостю обед, ругнула сестру за безделье, но тут Иисус произнес знаменитые слова: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно, Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».

Поведением Марии был недоволен. хотя и по другим причинам, еще один человек -ученик Христа Иуда Искариот: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» Иисус, однако, снова заступился за женщину: «Оставьте ее, она сберегла это на день погребенш1 Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня - не всегда». После этого обиженный Иуда якобы и решил предать своего учителя, хотя в тексте Евангелия об этом не говорится.

Не сказано и о том, что эта Мария - то же лицо, что Магдалина, да и жила она не в Магдале, а в Вифании. на другой стороне Гённисаретского озера в Галилее, и по имени ее называет только Иоанн. Марк и Матфей имени не называют, а Лука лишь вскользь упоминает о «грешнице, женщине того города».

Однако общее между двумя Мариями есть. Обе они близки к Христу - Иоанн упоминает, что «Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря». Обе наделены импульсивным, восторженным характером. Обе. наконец, отвержены «приличным обществом»: одна одержима бесами, другая является грешницей, а в буквальном переводе - блудницей. Из этих скудных обрывков информации легенда, возникшая много веков спустя, создала образ Марии Магдалины.

По преданию, она родилась в начале новой эры в довольно большом городе Магдала (Мигдал), что по-еврейски значит «башня». Правда, иудейские источники производят ее прозвище от слова «магадел» - так называли тех. кто завивал женщинам волосы и делал модные прически. Этим занимались люди бедные и презираемые. По христианской же легенде, отец Марии Сир, напротив, принадлежал к знатному роду и был то ли наместником родного города. то ли священником в соседнем Капернауме. Мать ее якобы звали Евхарией. и этому греческому имени не стоит удивляться - в ту пору Иудея была покорена Римом, и многие евреи носили греческие или римские имена.

Еще совсем юной Мария вышла замуж за некоего Паппоса - «законника», то есть юриста. Скоро этот брак распался. Византийские источники намекают, что случилось это из-за романа Марии с одним или даже несколькими офицерами стоявшего в Магдале римского гарнизона. Но, скорее всего, развод имел другую причину -Марией овладела душевная болезнь, которую в те времена называли «одержимостью бесами». Таких «одержимых» никто не лечил; как позор семьи, их прятали в подвал или комнату без окон и держали там впроголодь до самой смерти.

От этой страшной участи Марию избавил проходивший мимо проповедник Иисус, которого досужие болтуны называли Мессией, по-гречески Христом. ГЪворили, что он уже исцелил многих больных и одержимых, и родственники Марии, все-таки любившие ее. кинулись к нему как к последней надежде. Иисус не стал жечь дурно пахнущие травы и бормотать заклинания. как лекари-шарлатаны - он лишь коротко приказал: «Изыдите!» - и на глазах собравшейся толпы из тела несчастной больной один за другим с визгом и проклятиями вырвались семь бесов. Понятно, что исцеленная Мария исполнилась глубокой благодарности к своему спасителю. Как и другие ученики, она отдала ему все имеющиеся у нее средства и отправилась вместе с ним в путь.

О двухлетнем пребывании Марии среди учеников Христа Евангелие молчит, зато об этом говорят многочисленные апокрифы - запрещенные Церковью сочинения, созданные еретическими сектами гностиков. Некоторые из них отводят Магдалине весьма важную роль, например «Евангелие от Филиппа»: «Господь любил Марию более всех учеников и часто лобзал ее уста. Остальные ученики, видя его любящим Марию, сказали ему: «Почему ты любишь ее более всех нас?»


На это был дан загадочный ответ: «Зрячий увидит свет, а тот. кто слеп, останется во тьме!» Похоже, он намекал, что Мария своей любящей душой.по-нимает его учение лучше, чем прочие ученики - умом. В другом апокрифе Спаситель восклицал: «Мария, блаженна ты перед всеми женами на земле!» Средневековая «Золотая легенда» также утверждает, что Иисус «особо приблизил ее и сделал ее хозяйкою и домоправительницею на пути Своем».

Другим апостолам все это не слишком нравилось. «Господи, эта женщина отнимает наше место перед Тобой!» - обиженно восклицал Петр, требовавший даже изгнать Марию из общины. Но Иисус не послушал его, а, по мнению гностиков. даже доверил Магдалине сокровенные тайны своего учения, скрытые от других. Сохранились приписанные ей сочинения и даже «Евангелие от Марии». Правда, христианского там мало - эти писания пропитаны идеями гностиков, взятыми из древних восточных учений.


На знаменитой фреске «Тайная вечеря» у ближайшего к Христу апостола округлые женские черты, и он слишком уж нежно припадает к груди своего соседа. Любители исторических загадок давно утверждают, что на фреске изображен не евангелист Иоанн, как считают искусствоведы, а Мария Магдалина. Авторы нашумевшей книги «Святая кровь и Святой Грааль» Линкольн, Лей и Бэджент заявили, что Леонардо знал тайну, поскольку принадлежал к древней организации Приорат Сиона, восходящей якобы к самому Христу.

Опираясь на неясные намеки гностических преданий, эти трое доказывали. что Магдалина была тайной женой Иисуса и родила ему двух сыновей и дочь Фа-марь. Основанная ими династия. «святая кровь», породила несколько королевских династий Европы и до сих пор влияет на судьбы мира, скрываясь от свирепо преследующей ее христианской Церкви. Идея понравилась автору крутых детективов Дэну Брауну, который донес ее до широких масс. Его комментаторы дошли до утверждения, что первые церкви Богоматери были посвящены не Марии, матери Иисуса, а именно Марии Магдалине. Ей же поклонялись тамплиеры. средневековые еретики и ведьмы, служившие не дьяволу, как утверждали их гонители, а «священному женскому началу».


Правдой здесь является только то. что уже довольно рано Магдалину стали почитать во всех уголках христианского мира, хотя официальное учение Церкви почти не упоминало о ней. И если Евангелие в последний раз говорит о Марии в день воскресения Христа, то легенды приписывают ей долгую, полную событий биографию.

Через сорок дней после Пасхи. когда Иисус вознесся на небеса, Мария вместе с его матерью поселилась у апостола Иоанна Богослова, имевшего собственный дом в Иерусалиме. Почти каждый день она вместе с Иоанном - недаром он говорит о ней больше и лучше, чем другие евангелисты. -проповедовала учение Христа перед толпами народа. Узнав об этом, власти решили изгнать апостолов из города. Марию вместе с Марфой и Лазарем посадили на корабль без руля и ветрил и пустили в море. По воле Божьей корабль благополучно проплыл все Средиземное море и причалил в Марселе, тогдашней Массалии.

Есть и другая версия - Мария отправилась в плавание не случайно, а намеренно, чтобы познакомить с христианской верой римского императора Тиберия. Этот мрачный тиран уединенно жил на скалистом острове Капри, но Магдалина каким-то образом получила доступ к нему. Примерно в 34 году она рассказала ему о смерти и воскресении Христа, а в довершение подарила яйцо, чудом окрасившееся в красный цвет, - с тех пор оно и стало символом Пасхи Христовой. Об этом говорят достаточно ранние христианские легенды и молчат все римские авторы. Тиберий христианином не стал, но Марию не тронул и позволил ей продолжить путь в Марсель, чтобы проповедовать там христианство.

По местной легенде, она своими вдохновенными речами обратила в свою веру многих аборигенов, а в один из дней - сразу 11 тысяч человек. Однако местные власти и тут начали преследовать ученицу Христа. Ей и ее родным не давали приюта, и им приходилось спать то под городской стеной, то в портике языческого храма. Правда, позже Магдалина сумела привлечь на свою сторону cynpyiy римского наместника, что сразу облегчило положение христиан. Лазарь стал епископом Марселя, а другой их спутник Максимин - Эксан-Прованса. Домовитая Марфа основала первый в тех краях приют для больных и нищих.

Марию, однако, легенда увела совсем в другие края - в дикую Аравийскую пустыню, где она 30 лет провела в молитвах и покаянии, питаясь только саранчой и диким медом. Художники Возрождения часто изображали кающуюся Магдалину - глаза заплаканы, скудные остатки одежды разорваны в клочья, и соблазнительное тело прикрыто только волной распустившихся волос. Понятно, что смотрящим на эти картины Мария представлялась не пылкой проповедницей христианства, а блудницей, причем не обязательно раскаявшейся.

И если в Средние века проституток перевоспитывали в «домах святой Марии Магдалины», то позже «магдалинами» именовали уже всех тружениц панели. Отсюда и появилось ни на чем не основанное мнение, что до своего обращения Мария занималась проституцией - этот грех она будто бы и искупала в пустыне. 11а самом деле легенда соединила Магдалину с другой раннехристианской святой - Марией Египетской, жившей в V веке. Та действительно была известной в Александрии блудницей, уверовала в Христа и затем не 30, а целых 47 лет замаливала в пустыне свои грехи.

Как бы то пи было, в 48 году Мария объявилась в Иерусалиме, где чуть позже состоялся первый в истории христианский собор. Там она встретила старого друга Иоанна Богослова и вместе с ним отправилась проповедовать учение Христа в крупнейший город Малой Азии Эфес. Здесь находилось святилище богини Артемиды, привлекавшее язычников со всей Римской империи. За много лет успешной пропаганды Иоанн и Мария сумели сделать многих эфесян поборниками христианства. Их проповедь прервали в 64 году гонения императора Нерона, обвинившего христиан в поджоге Рима, в чем, как известно,.заподозрил и самого императора. Иоанн был сослан на пустынный остров Патмос, его соратникам, включая Марию, пришлось скрываться.

Около 78 года изнуренная трудами на благо Церкви Мария умерла, горько оплаканная эфесскими христианами и вернувшимся из ссылки Иоанном. В 886 году византийский император Лев Мудрый приказал извлечь ее мощи из могилы и перенести в Константинополь. Крестоносцы, разграбившие столицу Византии во время Четвертого крестового похода, увезли мощи в Рим, где они хранятся до сих пор.

Но это лишь один из вариантов судьбы ученицы Христа. Французы упорно утверждают, что Магдалина никуда от них не уезжала - свою «пустыню» она нашла где-то недалеко от Марселя, а потом вернулась в Экс, где был епископом ее давний соратник Максимин. В один из дней во время обедни она вдруг вознеслась под самый купол церкви, и Максимин увидел, что ее окружают ангелы. Вниз она спустилась уже мертвой. «Когда же она умерла, - гласит легенда, - столь сладостное благоухание разнеслось по всей церкви, что на протяжении семи дней его чувствовал каждый, кто входил туда».

Мощи Магдалины - по этой версии -поделили между собой городки Сент-Бом и Сен-Максимин, где до сих пор хранится ее глава. Но и это не все - мощи святой или их части находятся еще в нескольких французских городах, в немецком Кельне и на святой горе Афон. А в британском монастыре Пгастонбери много веков жило предание, что Мария окончила свои дни именно здесь, привезя с собой чашу с кровью Христа - прославленный Святой Грааль.

Легендам нет числа, но они не так важны для тех, кто прислушивается к духу, а не к букве евангельского рассказа. Для них Мария из Магдалы, простая, неученая, много грешившая женщина, сумевшая занять место возле Спасителя и превзойти в служении ему своих соратников-мужчин, навсегда останется символом не ищущей выгод любви и веры.

Текст: Вадим Эрлихман 1184

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо