Франс хальс картины. Школьная энциклопедия

Франс Халс (1582/1583, Антверпен - 1666, Харлем) - выдающийся портретист так называемого золотого века голландского искусства.

Биография Франса Халса

Хальс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача Франсуа Франса Хальса ван Мехелена и его второй жены Адриантье. В 1585 после падения Антверпена семья Хальса перебралась в Харлем, где художник прожил всю свою жизнь.

В 1600-1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияния этого представителя маньеризма в последующих работах Хальса не прослеживается.

В 1617 году он женился на Лисбет Рейнерс.

Творчество Халса

В 1610 году Хальс становится членом гильдии св. Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете.

Первый портрет Хальс создал в 1611 году, но известность пришла к Хальсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616).

Ранней манере Хальса свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков. В 1620-х Хальс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623-1625 гг.)».

В 1620-1630-х гг. Хальс написал целый ряд портретов, на которых изображены брызжущие жизненной энергией представители простого народа («Шут с лютней», 1620-1625, «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак»; все - около 1630).

Единственным портретом в полный рост является «Портрет Виллема Хейтхейссена» (1625-1630).

В этот же период Хальс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана», около 1623-27; «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана», 1633; «Офицеры стрелковой роты св. Георгия», 1639).

Не желая покидать Харлем, Хальс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам.

Единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.

В 1620-1640 годах, времени наивысшей популярности, Хальс написал много двойных портретов супружеских пар: муж на левом портрете, а жена - на правом. Единственная картина, где супруги изображены вместе - «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622).

В 1644 Хальс стал президентом Гильдии св. Луки. В 1649 выполнил портрет Декарта.

Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. («Регенты госпиталя св. Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около 1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645); в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон.

Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, «В. Крус», около 1660); в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе - 1664).

В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года.

Наиболее крупным собранием картин художника обладает музей Хальса в Харлеме.

  • Пятеро сыновей Хальса стали художниками-портретистами.
  • Ван Гог однажды заметил, что у Хальса «27 оттенков черного.»
  • Хальс был изображён на нидерландской банкноте в 10 гульденов, имевшей хождение в 1970-1990 годах.

Известный художник Франс Халс - подлинный основоположник нидерландской художественной школы. Многие его картины находятся в экспозиции амстердамского Рейксмузеума. Самая известная из них «Портрет супружеской пары», который был создан в 1621-1622 годах. Ранее искусствоведы в моделях пытались найти черты самого мастера и его жены, но в наши дни многие предполагают, что Халс на портрете изобразил Исаака Масса, купца и картографа, который некоторое время жил в России и его супругу. Размер полотна, фигуры в полный рост, фонтан и вилла, навеянных фантазией, все это является желанием Халса написать произведение по последнему слову моды.

Халс создает парадный портрет, который в то время имел популярность в европейских странах.

Однако у бюргеров Гарлема, которые заказывали портреты, не было и тени аристократизма, необходимого для такого случая. Халс изображает семейную чету с завидной прямотой и непосредственностью. Художник не стремится придать изящество позе мужчины, но подчеркивает его характер, ум и некоторую долю сарказма. Свободно он пишет свежее лицо, её лукавство и простодушие. Согласно традициям, Халс придает значение символов всем предметам. Например, он изображает жимолость с женщиной и небольшую веточку чертополоха возле мужчины – которые в то время были символами верности.

Портрет – основа полотна «Веселый собутыльник». Неизвестно был ли он заказан или Халс решил сделать портрет многословного пьянчуги. Светлое вино, мягкие складочки белоснежного кружевного воротничка, темная шляпа. Великолепный колорит напоминает раму. «Собутыльник» - народный тип, который Халс довольно часто изображал в то время.

Образцом строгого портрета является «Маритге Фоогт», 1639 год. Это портрет старушки, восседающей в кресле. Ее платье и чепец отчетливо видны на сером фоне. Мазок художника уверен и точен. Старушка добрыми глазами глядит на нас с тонкой полуулыбкой. Халс пишет портрет, словно скупясь на композиционные средства, яркий колорит и подвижность кисти.

К раннему творчеству Халса относятся замечательные портреты Якоба Олейкана и его супруги Алетты Ханеманс. Подобные портреты хозяева вешали в передней комнате около камина. В картинах должна была быть симметрия: супружеская чета стоит лицом друг к другу, и спокойная поза супруги как в зеркале отражает позу мужа.

Мастер кладет краски свободно, иногда оставляя чуть-чуть протертый охрой грунт. В живописи Франса Халса большое место занимает «почерк», быстрые мазки, составляющие особый чуть заметный узор на всем пространстве картины, скрепляя единство.

Это можно наблюдать в портретах из Гааги. Волевой Олейкан и его возможно больная супруга. Художник наслаждается своей наблюдательностью.

Резкий диссонанс к картинам 1625 г. мы находим в «Мужском портрете». Заказчик беден, у него нет средств, чтобы купить кружева на воротничок. Но было то, что обратило на себя внимание великого художника. Халс пишет несчастного человека. Мы видим неудачника, не смеющего претендовать на что-то в этой жизни. Он отчаянно и решительно старается быть хотя бы внешне достойным и «как и все». А художник превращает его небольшой портрет в значительное произведение, которое предвосхищает XIX в. Мастер, словно всем своим существом, переживает за судьбу своего «героя», возможно Франс Халс, уловил какое-то сходство между его и своей борьбой за существование, за покидающую его славу.

В XVII веке Голландия стала образцовой капиталистической страной. Она вела обширную колониальную торговлю, у нее был мощный флот, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности. Трудолюбивые земледельцы, голландцы на сравнительно небольших пространствах земли сумели создать такое молочное хозяйство, что прославились на общеевропейском рынке.

Одновременно Голландия в этот период - и важнейший центр европейской культуры. Борьба за национальную независимость, победа бюргерства определили и характер голландской культуры 17 века. Протестантизм полностью вытеснил влияние католической церкви, поэтому духовенство в Голландии не имело такого влияния, как во Фландрии, Испании или Италии. Лейденский университет был центром свободомыслия. Духовная атмосфера способствовала развитию философии, естественных наук, математики.

Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Главное достижение голландского искусства в этот период - в станковой живописи. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в картинах, изображающих голландский быт. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование "малых голландцев", то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть, и за то и другое. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. В Голландии работало множество живописцев. Между ними было как бы разделение труда: многие художники работали только в одной узкой области. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. Главными заказчиками стали не церковь, а деловитые голландские буржуа, которые хотели видеть в живописи себя и свою жизнь.

Хотя в голландской живописи 17 века еще заметны черты барокко, она все же оставалась сдержанной и насквозь реалистической, правдивой.

Историю голландской живописи 17 века прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса.

Халс много работает в жанре группового портрета. Это в основном изображение стрелковых гильдий - корпораций офицеров для обороны и охраны городов. В этих портретах нас пленяет не портретное сходство, а выраженные в них идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. С полотен 10 - 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне ("Стрелковая гильдия св.Адриана" и др.) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье.

Большие размеры композиции, звучные, насыщенные краски (желтый, красный, синий и пр.) создают монументальный характер изображения. Художник выступает историографом целой эпохи.

Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т.к. обычно образы здесь выступают среди привычных предметов, в привычной ситуации: портреты государственных лиц, решающих государственные дела; портреты матрон с розовой или желтой кожей, в белых чепцах, в черных шерстяных или шелковых платьях, обсуждающих бюджет или богадельни. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу - муж, жена, ребенок. Писал пьянчужку во хмелю, старую торговку рыбой, ухмыляющуюся как ведьма, красивую шлюху цыганку, младенцев в пеленках, разудалого кутилу дворянина, с усами, в ботфортах и при шпорах. Он писал себя и свою жену, молодых влюбленных, на дерновой скамье в саду, после первой брачной ночи. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку.

В портретах Халса позднего периода исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. Колорит его картин становится строгим, почти монохромным. Это обычно темная, черная одежда, с белым воротником и манжетами, и темно-оливковый цвет фона.

За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Он пишет два портрета - регентов и регентш приюта для престарелых, в одном из которых сам нашел приют в конце жизни. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Так на девятом десятке лет больной, одинокий и нищий художник создает свои самые драматические и самые изысканные по мастерству произведения.

Франс Халс (нидерл. Frans Hals, МФА: [ˈfrɑns ˈɦɑls]) (1582/1583, Антверпен - 1666, Харлем) - художник, портретист Золотого века голландской живописи. Он известен своей свободной манерой письма, и он помог ввести этот живой стиль в голландское художественное искусство. Халс сыграл важную роль в эволюции группового портрета 17-го столетия.

Халс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача Франсуа Франса Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье. В 1585 после падения Антверпена семья Халса перебралась в Харлем, где художник прожил всю свою жизнь.

В 1600-1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияния этого представителя маньеризма в последующих работах Халса не прослеживается. В 1610 году Халс становится членом гильдии св. Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете.

Первый портрет Халс создал в 1611 году, но известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616).

В 1617 году он женился на Лисбет Рейнерс.

«Ранней манере Халса свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы» («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623-1625 гг.)».

В 1620-1630-х гг. Халс написал целый ряд портретов, на которых изображены брызжущие жизненной энергией представители простого народа («Шут с лютней», 1620-1625, «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак»; все - около 1630).

Единственным портретом в полный рост является «Портрет Виллема Хейтхейссена» (1625-1630).

«В этот же период Халс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана», около 1623-27; «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана», 1633; «Офицеры стрелковой роты св. Георгия», 1639).» Не желая покидать Харлем, Халс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам. Единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.

В 1620-1640 годах, времени наивысшей популярности, Халс написал много двойных портретов супружеских пар: муж на левом портрете, а жена - на правом. Единственная картина, где супруги изображены вместе - «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622).

В 1644 Халс стал президентом Гильдии св. Луки. В 1649 выполнил портрет Декарта.

«Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. («Регенты госпиталя св. Елизаветы», 1641, портрет молодого человека, около 1642-50, «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645); в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Поздние произведения Халса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650-52, «В. Крус», около 1660); в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе - 1664).»

«В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года.»

Наиболее крупным собранием картин художника обладает музей Халса в Харлеме.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Франс Халс (Frans Hals) — великий нидерландский (голландский) художник . Родился в 1582/83 году в Антверпене. Является признанным мастером золотого века голландского искусства. Считается одним из самых выдающихся портретистов своего времени и входит в число лучших художников за всю историю существования искусства.

В 1600-03 годах Франс Халс обучался искусству живописи у Карела ван Мандера. С 1610 работал реставратором в составе художников гильдии святого Луки. Тогда ещё совершенно неизвестный художник только начинал попытки создания первых шедевров. Несколько лет он писал полотна на различные темы, большая часть которых относилась к портретам, но известность пришла к нему только в 1616 году, после написания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия». Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом. Особой популярностью в наше время пользуются его портреты обычных людей или, как говорили в его время, представителей низшего класса общества. Среди таких портретов: , Мулат, Мальчик-рыбак и многие другие. Также писал много групповых портретов, и двойных портретов супружеских пар, то есть две картины, на одной из которых — супруга, на другой — супруг.

По той ли причине, что Франс Халс часто прибегал к изображению обычных людей, у которых не было ни гроша в кармане, и часто пренебрегал людьми высшего света, но в старости художник оказался за чертой бедности. У него не было заказов и денег на пропитание. В итоге величайший художник попал в харлемскую богадельню и умер 26 августа 1666 года.

Ваши дети будут чувствовать себя комфортно, если вы пользуетесь продукцией магазина Киндер Мода. Только здесь Ортопедическая детская обувь на любой вкус. Обувь для мальчиков и девочек со скидками и быстрой доставкой.

Malle Babbe (Малле Баббе)

Веселые гуляки

Веселый пьяница

Два смеющихся мальчика с кружкой пива

Катарина Хофт с кормилицей

Питер ван ден Брук

Портрет Вильгельма ван Хейтхаузена

Портрет Жана де ла Шамбре в возрасте 33 лет

Портрет женщины с веером

Портрет шута с лютней

Портрет юноши с черепом

Поющий мальчик с флейтой

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо