Этап автоматизации звука. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом

Структура логопедического занятия на этапе постановки звуков

Тема: «Постановка звука …»

Цель: поставить звук …

Задачи: Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов содержащих данный звук по теме (это может быть «игрушки», «транспорт», «мебель» и т.д.).

Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование правил ротового выдоха с учётом данной фонемы; развитие фонематического слуха и голоса; формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционно-акустический образ.

Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом.

Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, игрушки; артикуляционный профиль, различные схемы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная зарядка:

ü общие артикуляционные упражнения;

ü специальные артикуляционные упражнения;

3. Объявление темы занятия.

4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).

5. Анализ артикуляции по плану:

ü положение губ;

ü положение зубов;

ü положение языка (кончика, спинки, корня);

ü характер выдыхаемой струи.

6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.

7. Развитие фонематического слуха:

ü опознавание звука в ряду изолированных звуков, отдалённых по артикуляционным и акустическим характеристикам;

ü в словах;

ü в предложениях;

ü в тексте.

8. Закрепление произнесения звука в слогах.

9. Домашнее задание.

10. Итог занятия:

ü повторение, какой звук отрабатывался на занятии;

ü анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;

ü заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное).

11. Оценка работы ребёнка на занятии проводится с положительной психологической направленностью.

Тема: «Автоматизация звука [...]»

Цель: автоматизировать звук … в прямых слогах (обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и т.д.)

Задачи:

Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях. Закрепление словаря по теме: «Автоматизация звука...» .

Коррекционные: развитие и укрепление речевой моторики. Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад. Закрепление правильного произношения фонемы [...] в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, в тексте. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы. Обучение звуко-слоговому анализу.



Воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие, целеустремлённость.

Оборудование: зеркало, вата, слоговые дорожки, карточки с буквами, предметные картинки, счётные палочки, игрушки, сюжетные картинки, тетрадь для домашнего задания, карандаш.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Характеристика звука (гласный – согласный, глухой – звонкий, твердый – мягкий).

7. Связь звука с буквой.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись, чтение.

10. Закрепление звука в словах. Звуко-слоговой анализ слов с графической записью.

11. Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения.

12. Закрепление звука в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

15. Оценка работы детей на занятии.

С физиологической точки зрения этап автоматизации зву­ка представляет собой закрепление условно-рефлекторных ре-чедвигательных связей на различном речевом материале. По­ставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автома­тизировать звук - это значит ввести его в слоги, слова, пред­ложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизно-шения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует ак­тивного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильно­го артикуляционного уклада. Она осуществляется по прин­ципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Прежде всего включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом.

Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, что об­легчает их автоматизацию.

Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых от­крытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат пос­ледовательность иная: сначала автоматизация в обратных сло­гах, затем - в прямых открытых. Позже отрабатывается про­изношение звука в слогах со стечением согласных!

На ЭТОМ ""Этапе большое место занимает работа по имита­ции слогов с отрабатываемым звуком: сначала слогов без

стечений, затем - со стечением согласных. Например, при автоматизации звука с предлагается повторить слоги: са, сы, со, су, сэ, ас, ус, ыс, ос, эс, вые, сол, воет, оск и др.

Предлагаются упражнения на произношение слогов с пе­реносом ударения: саса, саса.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опо­рой на слоги (са - сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук- в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простой звукослоговой структуры, затем - в словах со стечением согласных.

На следующем этапе звук автоматизируется в словосоче­таниях, чистоговорках, в предложениях, связной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включе­нием звука, в дальнейшем автоматизация проводится на ре­чевом материале, насыщенном данным звуком.

Во вспомогательной школе этап автоматизации звуков очень длительный, что обусловлено психофизиологически-ми особенностями умственно отсталых детей.

На этом этапе проводится работа и над сложными фор­мами звукового анализа и синтеза, по формированию уме­ния выделять звук из слова, определять его место по отно­шению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуко­вую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации. Автоматиза­ция звуков очень трудна для умственно отсталых детей, в том числе и потому, что они плохо представляют себе место звука в слове. А если ребенок нечетко представляет себе место звука в слове, то он не может своевременно подгото­вить артикуляторные органы к правильному произнесению звука (в условиях его коррекции), особенно когда звук нахо­дится в середине или конце слова.


В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автомати­зации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над инто­нацией при закреплении произношения звука в предложе­нии, связной речи.

Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогаще­ние словаря, его систематизация, формирование грамма-


тического строя речи (см. раздел "Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи"). Эта работа тесно связана с уроками русского языка.

Особенностью этапа автоматизации во вспомогательной школе является тщательное планирование уроков, распре­деление тем. В системе уроков по автоматизации звуков предусматривается постепенное усложнение заданий и рече­вого материала.

Например, на этапе автоматизации звука с в слогах и сло­вах предусматривается следующая тематика занятий (1 класс):

1. Автоматизация звука с в прямых открытых слогах: са,
сы, сэ, со, су.

2. Автоматизация звука с в обратных слогах: ас, ос, ыс,
ис, ус
и др.

3. Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в начале
слога): сол, сот, сак и др.

4. Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в конце
слога): лос, тос, кос и др.

5. Автоматизация звука с в слогах со стечением соглас­
ных: ста, ска, ист, ост, уск и др.

6. Автоматизация звука с в простых односложных словах
(звук в начале слова): сад, сыр, сок, сук, сух и др.

7. Автоматизация звука с в простых односложных словах
(звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.

8. Автоматизация звука с в односложных словах со сте­
чением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.

9. Автоматизация звука с в простых двусложных словах
(звук в начале слова): сани, сыро, сухо и др.

10. Автоматизация звука с в простых двусложных словах
(звук в середине, конце слова): оса, косы, весы, овес и др.

11. Автоматизация звука с в двусложных словах со стечени­
ем согласных: сумка, свекла, стакан, стайка, каска и др.

12. Автоматизация звука с в трехсложных словах без сте­
чения согласных: сапоги, сухари, самолет и др.

13. Автоматизация звука с в трехсложных словах со стече­
нием согласных: скамейка, ступени, капуста и др.

Аналогичным образом проводится автоматизация звука с в четырехсложных словах.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Этап автоматизации зуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

3 слайд

Описание слайда:

При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка.

4 слайд

Описание слайда:

Я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для малышей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

5 слайд

Описание слайда:

Цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников. Коррекционно-образовательные цели: Упражнять правильное произношение автоматизированного звука в слогах, словах, чистоговорках, предложениях, в связной речи, в скороговорках. Совершенствовать лексико-грамматические категории. Развивать связную речь и мышление. Коррекционно-развивающие цели: Развивать общую, мелкую моторику, артикуляционный аппарат. Снимать мышечные зажимы, создавать благоприятный психологический настрой. Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, умение ориентироваться в пространстве.

6 слайд

Описание слайда:

Игровые методы пробуждают в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения; - расширяют и обогащают диапазон игровых умений и навыков; - повышают познавательную активность и работоспособность детей; - активизируют процессы восприятия, внимания, памяти; - плавно регулируют поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры; - увеличивают объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

7 слайд

Описание слайда:

Чтобы научиться хорошо, правильно говорить звук, нужно дружить со своим язычком, тогда он будет послушным, и будет чётко проговаривать все звуки. Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков подходят артикуляционные упражнения: «Качели», «Маляр», «Часики», «Лошадка», «Грибок» и др.

8 слайд

Описание слайда:

Когда звук уже хорошо, правильно звучит у ребёнка изолированно, можно закрепить его в длительном произношении. Игра «Звуковая дорожка»

9 слайд

Описание слайда:

При автоматизации звука в слогах. Упражнение “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз: РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО-РО РУ-РУ-РУ-РУ-РУ РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ

10 слайд

Описание слайда:

При автоматизация звука в словах и предложениях, детям очень нравятся игры: «Доскажи словечко в рифму» Ра-ра-ра – начинается ИГРА, Ра-ра-ра – высокая ГОРА, Ро-ро-ро – я нашел ПЕРО, Ро-ро-ро – железное ВЕДРО, Ру-ру-ру – скачет КЕНГУРУ, Ру-ру- ру – продолжаем мы ИГРУ.

11 слайд

Ура! Вот и звук родился!

Ребёнок научился изолированно произносить звук, а значит можно и нужно переходить к следующему этапу — автоматизации звука , то есть к обучению ребёнка правильному произношению поставленного звука в связной речи.

На отдельном произношении звуков не следует задерживаться долго, поскольку наша речь представляет собой поток непрерывных изменений, и движения губ и языка при произнесении согласных не являются стандартными, а зависят от того, в составе какого комплекса движений (то есть в каких звукосочетаниях) он и осуществляются. Этим и определяется важность возможно более быстрого включения вновь воспитываемого звука в наиболее типичных для него звукосочетаниях.

Произношение звуков нужно обязательно закрепить в речи ребёнка. Иначе в повседневной речи он по-прежнему будет произносить свой старый звук. А ещё правильнее провести дифференциацию с раннее произносимым, даже искажённым звуком (например научиться отличать правильный звук «Р» от горлового произношения звука). Дети привыкают к «старому» звуку не только артикуляционно, но и на слух.

Автоматизировать и дифференцировать звуки можно одновременно!

Однако не надо впадать и в другую крайность — переходить к этапу автоматизации преждевременно, то есть до получения правильного изолированного звучания звука.

Часто на практике встречаются случаи, когда овладев правильным произношением звуков, их не употребляют в своей самостоятельной речи или имеют «кабинетную речь» (только в кабинете у логопеда говорят правильно).

Помощь со стороны родителей, воспитателей на этом этапе просто незаменима. Необходим полный контроль всей речи ребёнка в обычных жизненных ситуациях.

Неправильно произносимый звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная , причём в самый короткий срок, чтобы избавить родителей от необходимости водить к логопеду. Ведь по мере взросления привычка говорить закрепляется и может иметь природу второй привычки.

Начинать лучше заниматься постановкой, а потом и автоматизацией звуков не позднее 5 лет, чтобы у ребёнка не вырабатывался «стаж неправильной речи».

Но нужно и учитывать звуковую культуру в каждом возрасте ребёнка. Звуки «приходят» к ребёнку поэтапо. В каждом возрастном периоде ожидаем определённые звуки.

Появление звуков в речи:

  • 3-4 года — свистящие звуки «с» «сь», «з»,»зь», «ц»
  • 4-5 лет — шипящие звуки «ш»,»ж» «ч» «щ».
  • 5-6 лет — сонорные звуки «л», «ль», «р», «рь».

Можно оценить как идёт развитие речи в каждом возрастном периоде. Если ребёнок отстаёт в развитии звукопроизношения, можно принимать соответствующие меры — начать заниматься в непринуждённой для ребёнка форме, в игре!

Этапы автоматизации звуков

Большинство логопедов знают из практики, каким длительным и утомительным бывает процесс автоматизации звуков у детей. Сколько нужно труда, терпения, каким разнообразным должен быть речевой материал, чтобы увлечь детей, повысить интерес к логопедическим занятиям.

Закрепление звука происходит поэтапно:

  1. Закрепление в слогах.
  2. Закрепление в словах.
  3. Закрепление во фразах, предложениях.
  4. Закрепление в повседневной речи ребёнка.

Приемы успешной автоматизации звуков

Закрепление звука даёт боле высокую ступень автоматизации, связанную с отвлечением от произношения на следующие раздражители:

- «Зрительный » (для разгрузки аудиоканала ребёнка используем картинки, схемы, предметы, мнемотаблицы, игрушки, алгоритмы, таблицы.…)

- «Тактильно-мышечный » (используем ощущение через пальчики наших рук через письмо, моделирование буквы, пальчиковые игры в сочетании со стихами, стихи в сочетании с движениями общей моторики и координации движений.

- «Биоэнергопластика » (произнесение словесного материала с использованием движений обеих рук одновременно)

- «Театральный » (интонирование слогов, слов, фраз — произносим с удивлением, вопросительно, стесняясь, с грустью, с восклицанием….)

- «Приём закрытые глаза » (произносим словесный материал с закрытыми глазами, концентрируя своё внимание на артикуляции, на фонематическом слухе. Можно произносить материал ребёнку в тот момент, когда он закрывает глаза).

- «Максимальное привлечение анализаторов к автоматизации звуков ». Ни для кого не секрет, что чем больше анализаторов участвует в процессе обучения, коррекции, тем успешней будет результат. Ребёнок видит, слышит, чувствует, осязает…

Самый главный секрет автоматизации звуков – это позитивные эмоции и неподдельный интерес к занятиям у взрослого и ребёнка!

А когда есть интерес, появляется огромное желание добиться результата, который не заставит себя ждать!

Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения

Подготовительный этап

Артикуляция. Совокупность движений и положений органов речи - губ, языка и т.п., необходимая для образования звуков, характерных для определенного языка (в лингвистике).

Выработка правильной артикуляции нарушенного звука возможна при наличии хорошо сформированной артикуляционной моторики, т.е. умении управлять органами речи и речевым дыханием. Необходимо научиться напрягать и расслаблять язык, удерживать его в нужном положении, направлять в нужное русло воздушную струю, координировать согласованную работу различных органов артикуляции.

Этой цели служит артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений для губ и языка.

Артикуляционная гимнастика призвана в увлекательной форме развить умения ребенка управлять собственными органами речи: языком, губами, нижней челюстью и речевым дыханием.

Для эффективности подобной работы необходимо соблюдение некоторых условий.

Выполнение артикуляционной гимнастики должно быть обязательным в период подготовки артикуляционного уклада и постановки звука.

Она должна проводиться регулярно.

Продолжительность занятий – 3-5 минут.

Упражнения выполняются в умеренном темпе с обязательным зрительным контролем. Желательно, чтобы и ребенок, и взрослый могли находиться перед зеркалом: взрослый показывает образец выполнения упражнения, ребенок повторяет за ним.

Движения кончика языка и губ в представлении малыша можно связать с уже знакомыми образами, развивая его воображение и эмоциональную сферу, и превратить непростую работу в увлекательный познавательный момент.

Этап постановки звука

Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции.

На данном этапе логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям: развитие восприятия речи, формирование фонематического анализа, развитие артикуляторной моторики, работа по непосредственной постановке звука.

Развитие восприятия речи, как и на подготовительном этапе, проводится с использованием заданий на имитацию слогов. Предлагаются слоги со стечением согласных (которые правильно произносятся).

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков прежде всего от далеких артикуляторно и акустически. С учетом уровня овладения фонематической стороной речи можно проводить работу и над сложными формами фонематического анализа: определить какой по счету звук в словах, нарисовать графическую схему слова и отметить на ней место звука. При этом необходимо помнить, что на этом этапе фонематический анализ осуществляется детьми только на основе слухового восприятия слова, без его произнесения.

На этапе постановки звука большое внимание уделяется развитию речевой моторики (кинетической и кинестетической основы артикуляторных движений). Продолжается работа по закреплению навыков речевого дыхания, по развитию голоса, артикуляторных движений.

Развитие артикуляторной моторики проводится в виде артикуляторной гимнастики. Артикуляторная гимнастика представляет собой определенный комплекс упражнений для губ, языка, подготавливающий правильное произнесение звука. Целью артикуляторной гимнастики является отработка каждого элемента артикуляторного уклада.

Комплекс артикуляторных упражнений определяется нормальной артикуляцией звука и характером дефекта. Для каждого звука рекомендуется определенная система артикуляторных упражнений.

Артикуляторная гимнастика обычно проводится по подражанию, перед зеркалом. Если движения не получаются, то используется механическая помощь. В дальнейшем от пассивного выполнения движений переходят к активным действиям.

На этапе постановки звука к артикуляторным упражнениям предъявляются те же требования, что и на подготовительном этапе. Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться с нормальным тонусом мышц, без излишнего напряжения и вялости. Обращается внимание на достаточный объем движений, на умение удерживать на определенное время положение артикуляторных органов, на переключаемость движений.

После отработки изолированных элементов движения объединяются, включаются в единый артикуляционный уклад.

Выделяют несколько способов постановки звука:

1. По подражанию – с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у детей достаточно хорошо развито подражание. Однако по подражанию чаще всего можно поставить звук лишь тогда, когда он отсутствует. У умственно отсталых детей постановка звука по подражанию осуществляется чрезвычайно редко.

2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т.д.). С механической помощью артикуляторным органам придается определенное положение. Например, ребенок произносит звук с, логопед помещает зонд или шпатель под язык и слегка приподнимает его в направлении верхних альвеол, слышится шипящий звук. При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. После длительных тренировок он без механической помощи принимает необходимую позу, помогая себе шпателем или пальцем.

3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи. Например, звук с можно поставить от звука и. Предлагается произнести звук и, закусить боковые края языка коренными зубами, и подуть на спинку языка так, чтобы ветерок «погулял» по язычку.

4. Постановка звука от артикуляционного уклада . Например, звук ш можно поставить от «чашечки». Ребенку предлагают сделать «чашечку» вне ротовой полости, убрать ее внутрь рта и подуть на язык.

5. Смешанный способ постановки основывается на совмещении предыдущих способах постановки звука.

Этап автоматизации звука

С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Она осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

    автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

    автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

    автоматизация звука в предложениях;

    автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

    автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

    автоматизация звука в разговорной речи.

Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат последовательность иная: сначала автоматизация в обратных слогах, затем – в прямых открытых. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.

На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения: са-са, са-са, са-са-са, са-са-са, са-са-са. На первых порах следует активно проводить работу по слоговым таблицам. Приложение №.2.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

На данном этапе звук автоматизируется в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связных текстах, разговорной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.

На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Для примера на этапе автоматизации звука с в слогах и словах можно предложить следующую тематику занятий:

Автоматизация звука «с» в прямых открытых слогах: са, сы, сэ, со, су.

Автоматизация звука «с» в обратных слогах: ас, ос, ыс, ис, ус и др.

Автоматизация звука «с» в закрытых слогах (звук в начале слога): сол, сот, сак и др.

Автоматизация звука «с» в закрытых слогах (звук в конце слога): лос, тос, кас.

Автоматизация звука «с» в слогах со стечением согласных: ста, ска, ист, ост, уск.

Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в начале слова): сад, сыр, сок, суп, сух.

Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.

Автоматизация звука «с» в односложных словах со стечением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.

Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо.

Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в середине слова, в конце слова): оса, косы, весы, овёс и др.

Автоматизация звука «с» в двусложных словах со стечением согласных: сумка, свёкла, стакан, стайка, каска.

Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах без стечения согласных: сапоги, сухари, самолёт.

Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах со стечением согласных: скамейка, ступени, капуста.

Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах без стечения согласных.

Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах со стечением согласных: сковорода.

Этап дифференциации звуков речи

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, которые чаще всего нарушаются у умственно отсталых детей. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б - п, д - т, г - к, з - с, ж – ш, с – ш, з – ж, ц – с, ч – т, ч – щ.

В процессе развития дифференциации звуков предлагаются задания на имитацию слогов, например при дифференциации с – з: са-за-са, за-са-са и т.д. Эффективным методом работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагаются слова, отличающиеся фонетически сходными звуками (кольцо – кольсо, ласточка – ластощка и т.д.).

Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа: 1) предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков, 2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Например, при уточнении правильной артикуляции звука с необходимо обратить внимание на его произнесение: губы растянуты как бы в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется узкая холодная струя воздуха, голосовые складки не дрожат. Сравнивается звучание звука со свистом ветра.

2. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Например, логопед называет слоги, включающие заданный звук и не имеющие его. Дети должны поднять кружок или букву, хлопнуть в ладоши, если в слоге слышится заданный звук.

3. Формирование умения определять наличие звука в слове . Логопед предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении. Изучаемый звук необходимо связать с соответствующей буквой. Впервые буква вводится только после узнавания звука в различном звуковом окружении. В этом случае буква связывается не только с изолированно произнесенным звуком, но и с фонемой, которая обобщает различные варианты данного звука, зависящей от положения его в слове. Таким образом, исключается механическая связь буквы и изолированно произнесенного звука, что может служить дополнительной трудностью при овладении слитным чтением слогов и слов, а также правильным воспроизведением структуры слова на письме.

Для определения звука в слове можно предложить детям следующие задания: поднять букву на заданный звук; отобрать картинки, в названии которых имеется заданный звук; подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук; придумать слова на заданный звук.

4. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.

5. Выделение слова с данным звуком из предложения

По данному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа – различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками. На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию фонематического анализа и синтеза.

Дифференциация звуков Ш и Ж.

Гусь шипит: ш-ш-ш. Жук жужжит: ж-ж-ж.

Как шипит гусь? Как жужжит жук? Чья песенка звонкая? Чья глухая?

Произносить слоги.

ша-жа аша-ажа

шо-жо ошо-ожо

шу-жу ушу-ужу

ше-же аше-аже

ши-жи иши-ижи

Произносить слова.

шить - жить

шаль - жаль

шалить - жалить

шутка - жутко

житьё - шитье

жито - шито

лежа - Леша

мажут - машут

наживка - нашивка

жаба - шапка

ежата - мышата

лежать - мешать

ложа - лошадь

лужа - Луша

кожа - ноша

лужок - пушок

дружок - вершок

рожок - горшок

пирожок - порошок

дружок - петушок

Женя - шея

ложечка - кошечка

бумажечка - букашечка

пружинка - пушинка

ужин - уши

лыжи - мыши

Произносить предложения.

Луша обходит лужу.

Ты бежать мне не мешай.

Нельзя шалить с пчелой: она ужалит.

Летит снежок, легкий, как пушок.

Мой дружок от земли вершок.

Малыши встали на лыжи.

Сереже подарили карандаши.

Без этой пружины не поедет машина.

Произносить тексты.

Дождик, дождик, не дожди, не дожди ты, подожди. Выйди, выйди, солнышко, золотое донышко.

Живой уголок.

В нашей школе живой уголок. Сначала там были только белые мыши. Потом Маша отдала в живой уголок ежа. А Миша поймал ужа. Дядя Гриша подарил стрижа. Потом появились жаба, жуки. Школьники полюбили живой уголок. Живой уголок был в большой комнате. Теперь там несколько ужей, ежей и мышей, много жуков и жаб.

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо