Есть ли у птиц уши? Чем слышат птицы.

КТО ВИДИТ УШАМИ

До чего же хорошо за городом в начале лета! Давно ли заснеженный лес был пустым и молчаливым, только морозный ветер свистел в голых ветках. Сейчас он зелен, праздничен, полон звуков. Из каждого дерева и куста несётся птичье пение. В цветах жужжат пчёлы, среди травы звенят кузнечики, а где-нибудь в укромном овражке весело тявкают лисята, впервые вылезшие наружу из тёмной норы.

А ведь это не совсем так. Каждая песенка, которая поётся в лесу, имеет свой смысл. Чириканье, пересвист, жужжание и квакание - это язык животных. С его помощью они что-то сообщают, «говорят» друг другу. И очень внимательно слушают, что «говорят» другие, что происходит вокруг.

Без ушей в лесу не прожить. Уши помогают найти друзей, спастись от врагов, поймать добычу. Они нужны и собаке, и лягушке, и кузнечику. Но кузнечик, лягушка и собака живут по-разному, и уши у них разные, и прислушиваются они к разным звукам.

О том, как объясняются друг с другом животные, и о том, какие у кого уши, и пойдёт сейчас у нас разговор.

Где уши у кузнечика?

Если лечь в траву и посмотреть на неё вблизи - она кажется густым лесом, по которому бродят диковинные шестиногие существа - насекомые.

Скользит среди травяных стволов кто-то одетый в блестящий фиолетовый панцирь - это охотится жужелица. То вытягиваясь, то складываясь, «шагает» по травинке тоненькая зелёная гусеница. А где-то совсем рядом звонко и протяжно стрекочет кузнечик. Весь зелёный, он не виден в зелёной траве - зато по песенке его найти нетрудно. Чем же он так звонко стрекочет?

Возьми расчёску, проведи ногтем по её зубчикам, она и затрещит. У кузнечика на левом крыле полоска с зубчиками, как гребешок, а на правом другая полоска, с острым краем. Кузнечик ведёт этим острым краешком по гребешку, как ногтем, - и звучит над травой серебристый, однообразный стрекот. Это значит: «Я здесь, я здесь, я здесь!» И другие кузнечики отвечают: «И я здесь, и я здесь!»

Но где у кузнечика уши? Вот его голова на рисунке - попробуй их отыскать. Хоть час ищи - не найдёшь, потому что их там нет. Кузнечики слышат ногами, их уши - это узкие щёлочки на передних ногах. Когда кузнечик прислушивается, он не голову к звуку поворачивает, а ноги.

Песня крыльев

Все знают, как поют комары. Только войдёшь утром в лес, обязательно раздастся над ухом тоненький, пронзительный то ли писк, то ли звон. Это летит комар, выставив ноги вперёд, как будто хочет тебя поймать. Летит и зудит: «Пиииии». Сел - сразу смолк. Почему? Да потому, что комары «поют» крыльями. Их крохотные крылышки во время полёта бьют по воздуху так быстро, что воздух начинает дрожать и возникает тоненький, пронзительный звук. А в местах, где комаров много, звон множества крыльев сливается в высокое, протяжное гудение.

Мы комариное пение слышим, а вот слышат ли комары друг друга? Слышат, но об этом люди узнали совершенно случайно.

Один учёный работал с электрическим трансформатором - прибором, который во время работы гудит. И вдруг он заметил, что стоит включить трансформатор, как вокруг него собираются комары. В чём дело? Оказывается, прибор гудел точь-в-точь так, как туча комаров, - вот они и слетались на знакомый звук. Значит, комары могут слышать, и гудение крыльев - для них призывный сигнал.

Комары пищат тоненько - а как «поют» мухи? Они жужжат - потому что крылья у них побольше, чем комариные, и взмахивают они ими реже. Жужжат крыльями осы, пчёлы, шмели - и все по-разному. Шмель жужжит почти басом: «Жуууу, жуууу!» А похожая на осу муха-журчалка, которая висит в воздухе, как вертолёт, жужжит звонко: «Дззз, дззз!» И так же, как комары, эти насекомые по звуку крыльев отличают своих от чужих.

Но где же у них уши? Учёные долго не могли их найти и, наконец, узнали удивительную вещь. У комаров, мух, пчёл усики устроены так, что могут чувствовать звуки. Значит, эти насекомые слушают свои песни не ушами, а усами!

Концерт в пруду

К середине весны, когда цветут одуванчики и черёмуха, в прудах и болотах начинают твориться удивительные вещи. Днём в таком пруду ничего интересного не заметишь - только тина да водоросли. Зато вечером это не просто пруд, а концертный зал. Подходи, присаживайся, слушай.

Сначала с одной стороны кто-то громко спрашивает: «Куа, куа, куа?» А с другой хором отвечают: «Брекеке, брекекеке, брекекеке!» А потом пруд как будто взрывается, с такой силой гремит лягушачий хор, и каждая квакуша старается петь погромче да покрасивее.

Если внимательно приглядеться к воде - можно увидеть и самих певцов. Они лежат на поверхности, раскинув лапки, и в углах рта у них раздуваются большущие белые пузыри, которые усиливают звук. Вот почему лягушачий концерт слышен издалека, за сотни метров.

Для кого же лягушки поют? Да для других лягушек. Если услышит какая-нибудь зелёная путешественница, что в одном месте квакает много лягушек, - она знает, что до этого места стоит и ей допрыгать. Ведь лягушки собираются вместе и поют только там, где солнце прогрело воду. В тёплой воде они откладывают свою икру, здесь будет уютно лягушачьим личинкам - головастикам. Вот и кричат лягушки на всю округу: «Собирайтесь сюда, здесь хорошо! Ква-ква-ква! Брекекеке!»

Но стоит рядом кашлянуть или заговорить - сразу наступит тишина. Незнакомый шум может означать, что рядом враг, вот лягушки и затаиваются. А слышат они очень хорошо. Где же у них уши?

Лягушки, так же как рыбы, птицы и звери, - позвоночные животные, а у всех позвоночных уши находятся на голове. У лягушек это круглые отверстия, затянутые тонкой кожицей - барабанной перепонкой. От звука перепонка дрожит, и эту дрожь чувствуют специальные слуховые нервы лягушки.

Не тронь меня!

Если лягушки устраивают концерты друг для друга, то змеи «говорят» только с врагами. Как «говорят»? Да по-разному. Чаще всего шипят. Предупреждают - не трогай меня, иначе тебе хуже будет.

В Средней Азии мне не раз доводилось встречать змей. Идёшь по горной тропинке - и вдруг остановишься как вкопанный, потому что прямо перед тобой дремлет, пригревшись на солнышке, огромная, толстая и очень ядовитая змея - гюрза. Проснётся от шагов, поглядит на тебя, пошипит для острастки и неторопливо скользнёт в сторону.

В пустыне другая змея живёт - эфа. У неё на голове сверху будто летящая птица нарисована. Шипит эфа - как вода на раскалённую сковородку льётся. Не ртом шипит, а чешуйками: шевелит боками и трёт чешуйки друг о друга, вот и получается такой звук.

А в Южной Америке обитают гремучие змеи. На хвосте у них роговые щитки-погремушки. Если к змее подойти, она поднимает конец хвоста и трясёт им, тарахтит погремушкой. Каждому ясно, что это значит: «Ближе не подходи, а то укушу!»

Змеи очень чутки и почти всегда замечают подходящего к ним человека. Казалось бы, что в этом особенного? А удивительно то, что у змей нет ушей, они глухие. Зато они всем своим телом чувствуют сотрясение земли под ногами идущего человека - поэтому и кажется, что они его слышат.

И вот что интересно. Змеи и ящерицы друг другу родня, но змеи глухие, а у ящериц есть уши, и слышат они очень неплохо. Уши ящериц похожи на лягушачьи, с такими же барабанными перепонками.

Рыбьи разговоры

Как-то, во время войны, плыла в океане подводная лодка. Надев наушники, молоденький матрос слушал морские шумы, следил: не зазвенят ли вдалеке винты вражеского корабля? И вдруг он услыхал треск, похожий на стук мотора. Противник! Только где он плывёт? Звук несётся и справа, и слева, и спереди, и сзади, и даже снизу. Ничего не понимает матрос. Подошёл к нему другой - бывалый, опытный. Послушал - и как захохочет!

Никакой это не враг, - говорит. - Просто мы в рыбий косяк попали, это рыбы друг с другом разговаривают!

Как же так, разве могут рыбы говорить? Почему же они молчат в аквариуме?

Дело в том, что из воды в воздух звук проходит очень плохо - вот люди и не слышали, что творится в воде. А когда научились делать подводные микрофоны и подслушивать рыб, то оказалось, что под водой такой галдёж стоит - хоть уши затыкай. Звуки, которые издают разные рыбы, бывают похожи на барабанный бой и на карканье, на хрюканье и на гудок парохода. Селёдки чирикают, как птицы, а морские петухи ворчат. И все эти звуки что-то означают.

Есть в Чёрном море рыбы-зеленушки. Когда они едят свою пищу - ракушек-мидий, то всё время пощёлкивают. Учёные записали эти звуки на магнитофон, а потом опустили в воду специальный подводный громкоговоритель и стали эту запись проигрывать. Через четверть часа собралось штук двести зеленушек. Они кружили вокруг, тыкались в громкоговоритель и, наверное, были очень удивлены и сердиты.

Ещё бы! Ведь им на рыбьем языке сказали: «Здесь есть еда». А еды-то нету…

О том, что у рыб хороший слух, рыбаки давно знают. Ведь когда удишь рыбу, нельзя разговаривать, даже кашлянуть боязно - а вдруг услышит, испугается и уйдёт.

Но чем же рыбы слушают, ведь ушей у них нет?!

Что верно, то верно. Таких ушей, как у лягушек или людей, у рыб нет. Но в голове у них есть внутреннее ухо, оно тоненькими косточками соединено с плавательным пузырём. Через воду и тело рыбы звук доходит до этого пузыря. Он дрожит совсем как барабанная перепонка, а косточки передают эту дрожь во внутреннее ухо. Так рыба и слышит - плавательным пузырём.

Для кого поёт соловей?

Самое шумное время в лесу - это, конечно, весна. Всюду гремит многоголосый птичий хор. Зяблики пинькают, иволги насвистывают, певчий дрозд почти как флейта поёт, - а если тебе повезёт, то услышишь и соловья.

Сидит он в листве - серенький, неприметный - и то щёлкает, то рокочет, то трелью рассыпается, да так звонко и красиво, как ни одна другая птица не умеет.

И если могут переговариваться между собой кузнечики, лягушки и рыбы - то в сложных, богатых звуками и мелодиями птичьих песнях и подавно есть смысл. Песней птицы подзывают друг друга, отгоняют соперников, предупреждают об опасности. Они даже ругаться могут - послушай, как ссорятся воробьи, отнимая друг у друга хлебную корку. А самые красивые песни птицы поют для своих невест и жён. Если пересказать соловьиную песню человеческими словами, то получится примерно так:

Я пою лучше всех Соловьёв, а моя жена - самая красивая соловьиха во всём лесу. Под этим кустом мы совьём гнездо, и, если какой-нибудь чужак попробует тут поселиться, я его прогоню - потому что я храбрый и сильный.

В конце мая соловьи начинают высиживать яйца. Теперь песня могла бы подманить к гнезду врагов, и соловьи молчат. Если пройти около гнезда, услышишь только короткий, тревожный свист: «Рядом враг!» Когда вылупятся птенцы, соловью тоже не до песен - ведь надо детей кормить. А у птенцов один разговор: «Дай есть!» Подлетит отец или мать с гусеницей, малыши рты раскроют, шеи вытянут и кричат. Кто громче кричит, тот больше и получит.

Но что там птенцы! У чаек, журавлей и некоторых других птиц даже яйца умеют разговаривать с матерью. Когда до вылупления птенца останется день или два, стоит птице сойти с гнезда, как птенец в яйце начинает пищать. Мать понимает: «Мне холодно! Мне страшно!» Снова сядет она на гнездо - яйцо и умолкает.

У каждой птицы свой язык, свои песни. Обычно пение иволги или зяблика понятно только другим иволгам или зябликам. Но бывает и иначе.

Сидел я как-то на пеньке, слушал лесной концерт. Вдруг сорока как застрекочет - и сразу все птицы стали кричать впятеро громче. Дрозды уже не поют, а трещат, зяблики верещат, а иволга - как кошка мяукает, и все вьются клубком вокруг одного места. Гляжу - а там сова. Шипит, клювом щёлкает, перья топорщит, а птицы на неё так и бросаются. Всё больше их, со всех сторон летят и на всех птичьих языках кричат: «Гони её, разбойницу!» Не выдержала сова, улетела в чащу.

Значит, при сигнале опасности птицы друг друга понимают, особенно если первой подаст его сорока или ворона. Они в лесу главные караульщики, к ним все прислушиваются.

О чём кричат обезьяны?

В одном африканском заповеднике учёные изучали жизнь мартышек. Эти обезьяны живут на деревьях, кормятся на земле и больше всего боятся орлов, леопардов и огромных змей - питонов.

Увидели однажды мартышки питона, испугались и закричали. Учёные записали их вопли на магнитофон. Записали они и крики мартышек при виде орла и леопарда. А потом решили дать мартышкам послушать эти записи.

Включили первую плёнку - переполошились обезьяны. Попрыгали на деревья и сверху вниз смотрят - где же питон ползёт?

Включили вторую запись. Теперь обезьяны забились в густой кустарник, где орлу их не достать, и посматривают вверх, отыскивают крылатого врага.

Потом третью плёнку запустили, и мартышки полезли на верхние ветки деревьев, где леопард их не поймает. Ведь он охотится на земле, из засады, - а спасаться от него нужно повыше.

Так люди узнали несколько слов языка мартышек, и эти слова значили: «Берегись питона!», «Берегись орла!», «Берегись леопарда!»

А у обезьян макак учёные подслушали целых тридцать шесть звуковых сигналов - «слов» обезьяньего языка.

У всех зверей есть звуки, которыми они выражают испуг, голод, ласку. Ежи, например, при опасности фыркают, когда довольны - пыхтят, а во время драки кричат. Небогатый у них язык. А вот в языке волков десятки звуковых сигналов. Они умеют не только выть, но и лаять, визжать, скулить, хныкать, рычать, шипеть, фыркать, тявкать - и всё на разные голоса и с разным смыслом. Охотники рассказывают, что своим воем волки могут сообщать друг другу - где бродят другие волчьи стаи, где можно встретить добычу, а где - людей.

И у собак есть свой язык. Каждый человек, который держит дома собаку, знает главные слова этого языка. Если пёс скулит, это значит: «Я боюсь!» или «Мне больно!» Когда он весело лает - он говорит: «Я рад!» или «Поиграй со мной!» А уж сердитый лай и рычание собаки все хорошо понимают.

Язык зверей не похож на наш, разобраться в нём нелегко. И только человек, очень хорошо знающий природу и животных, может понять, о чём воют волки или кричат обезьяны.

Ушки на макушке

Теперь мы знаем, что звери очень неплохо могут объясняться друг с другом. Ну, а как они слышат?

Был у меня в детстве пёс, звали его Тузик. Серый, на овчарку похожий, и уши торчком. Лежит, бывало, на коврике у дверей и дремлет, а уши как будто сами по себе на каждый шум настораживаются. Проехала по улице машина - шевельнулись уши. Залаяла вдали собака - опять шевельнулись. И вдруг как вскочит Тузик - и к дверям. Визжит, лает, открыть их требует. Открываю, смотрю - а по лестнице поднимается моя бабушка.

Кажется, невозможно было расслышать её шаги сквозь тяжёлые, обитые ватой и клеёнкой двери, - а всё же Тузик услыхал. Ведь у собак не только прекрасное чутьё - они и слышат очень хорошо, гораздо лучше, чем мы.

Впрочем, и у людей не такие уж плохие уши, а устроены собачьи и человеческие уши очень похоже. Например, и у собаки, и у человека есть ушные раковины. Те самые, которые мы обычно и называем ушами. Они собирают звуки, усиливают их и направляют внутрь головы, в узкий ушной канал, где спрятаны барабанные перепонки. Ушные раковины есть только у млекопитающих животных - тех, которые кормят своих детёнышей молоком. А у насекомых, лягушек, ящериц их нет. Нет ушных раковин и у птиц, хотя слух у них, особенно у сов, очень хороший.

Но если ушные раковины собирают и усиливают звуки, то, наверное, лучше слышат те звери, у которых уши большие? Конечно. Особенно большие уши бывают у ночных животных. Взять хотя бы лисичку фенека, у которого уши больше всей головы. Днём он отсыпается у себя в норе, а ночью выходит на промысел. Услышит в темноте шорох ящерицы на песке - бросится и поймает. Услышит, как тушканчик лапками топочет, и - прыг! А тушканчик - в сторону, и поминай, как звали. Ведь и у него уши большие и чуткие - чтобы услышать врага вовремя.

Кто видит ушами?

Давай посидим летним вечером на опушке. Небо темнеет, смолкают птицы, проглядывают звёзды - и в воздухе появляются крылатые тени. Они беззвучно летают, кружатся, как будто танцуют. Если осветить такую тень фонариком, увидишь кожистые крылья, маленькую мордочку и огромные уши. Это летучая мышь.

Летучие мыши - очень занятные зверьки. Ночью они охотятся - ловят насекомых, а днём спят в пещерах или дуплах. Спят они вниз головой и вверх ногами, зацепившись коготком за какой-нибудь выступ. Но не это самое удивительное, а то, что летучие мыши умудряются видеть ушами. Глаза у них очень маленькие. Видят летучие мыши плохо как днём, так и ночью.

Очень долго учёные не могли понять, как могут эти животные летать и не разбиваться в кромешной темноте - в каменных лабиринтах пещер или в ночных лесах. Однажды поставили опыт: в большой комнате натянули множество проволок, а потом выпустил в неё летучих мышей. Вроде бы в этой путанице и двинуться нельзя - а мыши летали как обычно, ловко обходя препятствия. Но когда им залепили уши воском, то бедняги стали вести себя, как слепые, - сразу натыкались на проволоку и падали. В чём дело, при чём тут уши?

Разобраться в этой тайне удалось, когда учёные-физики изобрели прибор, который мог слушать ультразвуки. Это такие звуки, которые человеческое ухо не улавливает. Прибор включили в тёмной комнате, в которую выпустили летучих мышей. И тут оказалось, что в полёте они не молчат, а постоянно попискивают или щёлкают - и слушают эхо от этих звуков. Эхо отражается от стен, проволок, всяких других предметов. Если эхо далекое - значит, до препятствия ещё далеко. А близкое эхо означает: опасность, надо сейчас же сворачивать!

Слушая эхо от своего писка, летучие мыши замечают даже самые лёгкие предметы. Тут-то учёные поняли, почему в полной темноте они так ловко ловят насекомых - комаров, жуков, бабочек. Они замечают добычу по эху!

Один учёный держал летучую мышь у себя дома и приучил её ловить подброшенных в воздух червячков. Иногда он пробовал обмануть её и вместо червяка подбрасывал камешек. В первый раз мышь его схватила - и, конечно, выплюнула. Во второй раз её обмануть не удалось, она хватала только червяков, а на камешек не обращала внимания. Ведь эхо от него не такое, как от червяка.

Да что там камешек! Есть летучие мыши, которые ловят рыбу. Они летают низко над озером или рекой и как будто ощупывают их поверхность своим ультразвуком. Только пойдёт по воде рябь от стайки рыбок - летучая мышь тут как тут. Хвать - и добыча на когте, как на крючке.

Всё то, что люди узнали о слухе и языке животных, они стараются использовать. Вот как это бывает.

Однажды в Средней Азии на виноградники прилетела огромная стая розовых скворцов. Эти птицы очень полезны, когда поедают саранчу. Но осенью они больше всего любят виноград. Скворцов было несметное множество, они могли съесть весь урожай до последней ягодки.

Сторожа пугали птиц, стреляли в воздух - а скворцы перелетали в другое место и продолжали пировать. Что делать?

Я придумал! - сказал агроном и попросил мальчишек поймать несколько скворцов. Он посадил их в клетку, поставил рядом магнитофон и принёс из соседней комнаты - кого, как ты думаешь? Кошку!

Что тут началось! Кошка вокруг клетки ходит, облизывается, мяукает - а скворцы в ужасе кричат пронзительными голосами. И магнитофон всё это записывает.

Всю ночь колхозники протягивали через виноградники провода, расставляли громкоговорители. А утром, как только птицы собрались позавтракать, со всех сторон загремели крики испуганных скворцов. И вся огромная стая - сотни тысяч птиц! - в миг поднялась и улетела. Ещё бы! Взлетишь, если тебе кричат: «Спасайся! Здесь кошка! Сейчас она нас съест!»

Такие звуковые пугала ставят не только в садах, но и вокруг аэродромов, чтобы самолёты не сталкивались с птицами. Их применяют даже в море - там они отпугивают дельфинов и китов от мест, где собираются лососи и другие ценные рыбы.

Много интересных и полезных открытий удалось сделать учёным, которые изучают язык и слух животных. Но эта наука очень молода, и ещё много секретов и тайн природы остаются неразгаданными. Может быть и ты, когда вырастешь - будешь исследовать и разгадывать их. А пока, гуляя по лесу, внимательно прислушивайся к лесным звукам, запоминай язык птиц, зверей и насекомых.

Птицы - единственные существа, способные имитировать человеческую речь. Кроме попугаев, это делают скворцы, вороны и другие птицы. В книге рассказывается об образе жизни и поведении «говорящих» птиц, в первую очередь попугаев, их содержании в неволе, обучении. Особое внимание уделяется словарю наиболее выдающихся «говорунов». Рассматриваются строение и функции голосового аппарата, слухового анализатора птиц. Описывается новая методика обучения, основанная на формировании у попугаев ассоциаций между словом и предметом. Много полезного найдут для себя любители птиц, занимающиеся обучением волнистых попугайчиков.

«Говорящие» птицы - уникальная загадка природы. Несмотря на то, что уже длительное время это явление интересует любителей птиц, оно еще не разгадано. Несколько десятилетий назад возрос интерес к обучению «говорению» волнистых попугайчиков. Оказалось, что они не просто копируют человеческую речь, но могут связывать слово и обозначаемый им предмет, ситуацию и высказывание. Некоторые из них отвечают на вопросы человека, обмениваются с ним репликами. Какие виды птиц «говорят», где они живут, как они ведут себя на воле, как у них устроен слух и голосовой аппарат, как научить волнистого попугайчика сговорить, как выбрать подходящую птицу, как ее содержать, чем кормить обо всем этом рассказывает данная книга.

Для зоологов, биоакустиков, зоопсихологов и широкого круга читателей.

На 1-й стр. обложки: красный ара (фото Дж. Холтона).

Книга:

<<< Назад
Вперед >>>

На этот вопрос еще 30 лет назад ученые отвечали однозначно и не колеблясь: нет! Ведь птицы не имеют высоких кожных раковин, как у лошади, кошки или даже человека. Их ухо не сразу и найдешь, так оно прикрыто и «замаскировано» перьями.

У млекопитающих наружное ухо - важный отдел слуховой системы, который первым принимает сигналы среды, обрабатывает их и делает пригодными для восприятия. У птиц наружное ухо (рис. 4) - решетка из перьев, прикрывающих барабанную перепонку и защищающих ее от мусора, насекомых и вообще механических повреждений. Акустических функций оно не несет или почти не несет. Но как оно все же устроено?

У сов оно представлено двумя высокими подвижными складками, которые несут на себе перья особой структуры. На передней складке перья разрежены, на задней, напротив, загущены. Совиное «лицо» - круглое и плоское как раз и образуется этими складками. У козодоев ухо представлено невысокими валиками и перьями сходного строения. В ухе вальдшнепа, выпи мы тоже находим сходные черты. Черты, которые делают наружное ухо этих птиц похожим на рупор. Но не рупор, который, как у млекопитающих, вынесен наружу, а на рупор, погруженный в оперение и построенный из «птичьих» структур - перьев. Но ведь от этого рупор не перестает быть рупором и акустические свойства его не исчезают. Виды, которые мы перечислили, имеют общую особенность - они ведут ночной образ жизни. А это требует очень хорошего слуха. Ведь слух в условиях ограниченной видимости становится главным источником ориентации в пространстве. Так, может быть, рупорное строение уха и связано с его улучшенными акустическими функциями? Но прежде мы должны взглянуть на наружное ухо дневных птиц.

У африканского страуса, цесарок, тропических голенастых, грифов оперение вокруг ушного отверстия редуцируется.

Рис. 4. Наружное ухо птицы, способной к имитации человеческой речи (Ильичев, 1972) а - переднеушная птерилия, образующая свод под ушным отверстием; б - заднеушная птерилия, образующая звукоулавливающую раковину; 8 - кожная складка оперкульм, регулирующая форму и направленность отверстия

Среди водных птиц нет аналогов китам и дельфинам, покинувшим наземную среду. Самые «водные» птицы - бакланы, чистики, пингвины - связаны с сушей, размножаются на суше. Для них воздушный слух необходим и лишиться его они не могут. Но при тех скоростях, с которыми они плавают (пингвины до 10 м / с), и тех глубинах, на которые они заныривают, перепонка должна быть надежно защищена. Так возникает сложная система защитных приспособлений - плотное густое перо, густо растущее, крохотное наружное отверстие уха, клапаны и полости в слуховом проходе и т. д.

Ушные перья птиц с развитым звуковым общением, принадлежащих к отрядам воробьиных, попугаев и других, образуют сложный свод - полусферу над слуховым отверстием из разреженных, особой структуры, опахал. Перья, расположенные по заднему краю отверстия, вынесенные на подвижный оперкулюм - складку из кожи, имеют загущенное строение и образуют звукоулавливающую стенку.

Таким образом, мы уже можем сделать вывод о том, что строение наружного уха зависит от образа жизни. Сходный образ жизни у видов, систематически далеких, приводит к появлению сходных, параллельных черт в строении наружного уха.

Для выяснения акустической роли наружного уха птиц профессор Рокфеллеровского университета Р. Пэйн разработал специальную методику. У свежезабитой совы-сипухи удаляли затылок, мозг и улитку, изнутри подводили к барабанной перепонке капсулу микрофона, затем удаляли и перепонку, а капсулу вводили заподлицо с ее краями, Микрофон зарегистрировал звуковой проток, который прошел через наружное ухо. Замерив характеристики звука, Р. Пэйн получил представление об акустической роли наружного уха совы-сипухи в выполнении важной экологической задачи - определении местоположения звучащего источника.

Работая с другим видом - ушастой совой, советский ученый А. Г. Черный изучил влияние околоушных складок и ушных перьев на пространственные характеристики слуха, создаваемые взаимодействием правого и левого ушей. Интересно, что у ушастой совы, как и у некоторых других видов сов, они асимметричны и напоминают два рупора, направленных в разные стороны.

Один из авторов этой книги, работая вместе с физиком Л. М. Извековой, показал, насколько существенным для слуховой функции оказывается удаление ушных перьев и околоушных складок, деформация резонирующих ниш и полостей наружного уха.

Эти опыты окончательно доказали, что наружное ухо у птиц выполняет те же акустические функции, что и ухо млекопитающих.

<<< Назад
Вперед >>>

Большинство птиц, живущих на нашей планете (а их насчитывается около 8300 видов), ведут дневной образ жизни. Это и понятно, ведь летать безопаснее и легче при дневном свете. Да и пищу днем найти проще. Поэтому у птиц хорошо развито зрение - глаза и соответствующие зрительные центры мозга. Недаром о зоркости орла сложены легенды и поговорки.

Таким образом, многие пернатые просыпаются с восходом солнца, а засыпают с заходом. Но есть среди птиц и такие, которые ведут себя как раз наоборот: днем спят, а ночью летает, охотятся, выводят птенцов, одним словом, свободно чувствуют себя в ночной темноте. Особый интерес среди этих ночных охотников представляют совы, которые всем хорошо известны главным образом благодаря огромным, как фары, глазам.

"Терпеливо, часами подкарауливает длиннохвостая неясыть свою добычу. В это врем она сидит "столбиком" где-нибудь невысоко над землей. Глаза сужены, но сова видит все. Чуть шорох... и медленно, без резких движений, как на шарнире, поворачивается большая голова птицы в сторону источника звука. Глаза ее еще полузакрыты, но "уши" уже насторожились. Они ориентируют ночного хищника. Вот они точно засекли место, откуда доносится шорок. В следующий миг широко раскрываются огромные темные глаза. Жертва обречена! И вот уже с глухим утробным "угу-угу" неясыть скользит к гнезду с добычей в лапах". В этой схеме охоты совы исследователь Ю. Пукимский подметил важную роль как зрения, так и слуха для ночного охотника. Подсчитано, что за летний сезон одна серая неясыть вылавливает до тысячи полевок - истребителей зерна и посевов.

Поскольку у сов очень большие глаза, то раньше думали, что они способны видеть в полной темноте, и поэтому считали, что ночью сова охотится лишь при помощи зрения. Сова действительно видит в ночном полумраке значительно лучше, чем мы, люди, или дневные хищные птицы. Однако опыты показали, что есть, оказывается, предел остроты зрения и у совы - в абсолютной темноте она, так же как и мы, ничего не видит.

Одно время существовала такая гипотеза. Глаз совы - это особый прибор, воспринимающий тепловые лучи. Благодаря ему она якобы и "видит" выделяющееся на фоне холодной земли теплое тельце мыши, своей добычи. Это предположение после специальных опытов также не подтвердилось. Более того, оказалось, что сова не только не видит теплого, то есть инфракрасного, излучения, но не воспринимает даже красного света.

Так, например, пойманная и посаженная в темную комнату сова не видит мышь не только в темноте, но и при освещении мыши красным светом. Но стоит мыши пискнуть или пошевелиться, как она тут же на нее бросается.

В результате экспериментов ученые установили, что в абсолютной темноте, какая обычно бывает долгими осенними ночами, сова охотится, руководствуясь только слухом. Причем точность, с которой она определяет местонахождение добычи, поразительна.

Доктор биологических наук В. Д. Ильичев и его сотрудники провели в лаборатории опыты с совами. Пол в комнате, где сидела на возвышении сова, был посыпан опилками, под которыми находились маленькие динамики (излучатели звука). Стоило какому-нибудь динамику издать мышиный писк, как сова мгновенно пикировала на это место и вцеплялась в динамик когтями - точно так же, как она делала это при ловле мышей в природной обстановке.

В лесу, среди деревьев, сова использует так называемый присадный способ охоты, то есть предпочитает сидеть на ветке и, насколько позволяет зрение, высматривает добычу, вернее сказать, "выслушивает" ее. Но на открытых пространствах - на опушке леса и в поле, где водятся мыши, сова кругами облетает свои охотничьи угодья. Во врем своего бесшумного полета она внимательно прислушивается к мышиному писку и временами вдруг, быстро трепеща крыльями, зависает над обнаруженным грызуном - уточняет его местонахождение перед окончательным броском. Надо сказать, промахивается сова редко.

Острота слуха у сов и многих других ночных охотников поразительна. Чем же можно объяснить такие выдающиеся способности сов! Большой вклад в разгадку совиных достижений внесла лаборатория профессора В. Д. Ильичева.

Там установили, что строение и работа слухового аппарата сов имеют целый ряд особенностей. Прежде всего оказалось, что ушное отверстие у совы окружено особым оперением, которое образует звукоулавливающий рупор. Он, естественно, значительно усиливает воспринимаемые звуки. Площадь барабанной перепонки у ушастой совы около 50 квадратных миллиметров, в то время как у курицы в два раза меньше. Кроме того, у сов барабанная перепонка образует выпуклость, так называемый шатер, за счет него ее площадь увеличивается еще на 15 процентов. У сов значительно более сложная, чем у других птиц, система передачи звука в среднем ухе, более длинная улитка, включающая множество нервных элементов, воспринимающих звуки, и, наконец, сильно развитые слуховые нервные центры. Например, в одном из основных нервных центров - так называемом магноцеллюлярном ядре - у различных видов сов насчитывается от 16 до 22 тысяч нейронов, в то время как у голубя их всего около трех тысяч.

Четкая пространственная направленность слухового восприятия совы, которая помогает ей с необычайной точностью определять направление звука, связана не только со сложностью строения ушей, но и с особым характером взаимодействия ушей и их нервных центров при восприятии звука. Здесь действуют законы, общие не только для птиц, но и для всех животных вообще.

Если звук падает под углом к линии взгляда животного, то к одному уху, которое расположено ближе к источнику звука, звуковая волна приходит на какое-то мгновение раньше, чем к другому. Кроме того, к дальнему уху звук приходит, несколько ослабленный по интенсивности. Эти ничтожные различия и лежат в основе физиологического механизма, обеспечивающего животным определение направления источника звука (так называемый бинауральный эффект). Благодаря особому строению ушей и нервных центров этот механизм работает у сов наиболее тонко по сравнению с другими видами птиц.

Сова не только хорошо улавливает звуки, но и выбирает из них самые для нее нужные. Наилучшим образом она слышит звуки с частотой 3 - 7 тысяч колебаний в секунду. Оказалось, что именно в этом диапазоне частот как раз и лежат писки мышей, шорохи других грызунов в траве, голоса птенцов и слетков совы. Таким образом, слух совы представляет собой некий акустический фильтр, настроенный на восприятие наиболее важных для нее звуков. Биологически важные звуки оказываются как бы "вне конкуренции" по сравнению с другими, менее важными, например шумом леса.

Повышенная чувствительность к биологически важным звукам присуща многим живым существам. Она бывает сильнее или слабее. Изучение ее имеет большое практическое значение.

Исследование совершенных слуховых аппаратов животных, и в частности сов, имеет не только научное, но и практическое значение: принципы устройства этик систем будут положены в основу совершенствования существующей электроакустической техники - микрофонов, систем обнаружения, регистрации, анализа звука и других приборов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №15 «Березка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Детский
исследовательский проект
«У птиц есть уши?»
Автор проекта: Саитов А,
Саитова Амина.
Руководитель проекта: Васильцова А.Н.
Воспитатель высшей квалификационной категории
2016 год

Паспорт проекта
Содержание
1.Актуальность проекта
2. Описание проекта
3. Этапы реализации проекта
4. План мероприятий по реализации проекта
5. Итоги реализации проекта
6. Заключение
7. Список литературы
8. Приложения

Актуальность:
Наверное, нет в этом мире ни одного человека, который бы
когда­нибудь не любовался птицами, не удивлялся их
способности к полёту, красоте оперения, грациозности
движений, музыкальности голоса. Птицы ­одно из самых
удивительных и прекрасных творений природы.
Провожая взглядом летящих птиц, человек порой
задумывался: как высоко, далеко и быстро они летают,
повсюду бывают, всё видят сверху и обо всём знают. Нам
кажется, что птицы живут легко и беззаботно, весело поют
свои песни, не зная горя и печали, всегда бодры и веселы. Для
них не существует границ, установленных людьми.
В детском саду при изучении лексической темы «Птицы»
мы знакомились с птицами, с их образом жизни, узнали о
значении птиц в природе и в жизни человека, рассматривали
строение птиц, рисовали их, делали аппликацию птиц, но нигде
не обратили внимание на уши. А есть ли у птиц уши? Как они
общаются? Мы решили узнать об этом.

Вид проекта:
Срок проекта: Среднесрочный (1 месяц)
Участники проекта: дети 6­7 лет, воспитатель, родители.
Руководитель проекта: Васильцова Альфия Нуримановна
Цель проекта: Выяснить, есть ли у птиц уши,
где они находятся.
Задачи проекта:
1.Развивать познавательный интерес и любознательность в
процессе наблюдений, поиска и практического
экспериментирования.
2. Формировать навыки мыслительных действий, анализа,
синтеза в процессе познания природной картины мира.
3. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных
ситуаций в исследовательской деятельности.
4. Подвести детей к выводу о том, что уши выполняют много
разных функций
5. Воспитывать интерес, любовь к природе, стремление
познавать, раскрывать ее секреты.
6. Воспитывать у детей любовь к пернатым, желание
ухаживать и беречь птиц.

Проблема:
Почему мы не видим ушей у птиц?
Ожидаемый результат:
1. Дети должны получить первичные представления об
органах слуха птиц, знать основные функции органов слуха.
2. Подвести детей к выводу, что уши птиц служат важную
роль в их жизни.
3. Закрепить и расширить знания детей о строении и жизни
птиц.

Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап.
­ Определение темы (проблемы проекта).
­ Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
­ Составление плана проекта.
­ Обсуждение проекта с родителями.
­ Сбор информации, литературы, дополнительного материала
2. Основной этап. Работа над проектом (Домашнее задание)
­ Рассматривание энциклопедии о птицах
­ Чтение художественной литературы
­ Рассматривание иллюстраций
­ Рисование птицы
­ Аппликация птицы
­ Наблюдения за птицами на участке, на улице
­ Наблюдение за попугаем
­ Экспериментирование с попугаем
3. Заключительный этап
­ Подведение итогов, анализ ожидаемого результата
­ Презентация проекта

Содержание работы с детьми
1. Беседа с детьми «Что такое уши».
2. Беседа «Зачем птицам уши?»
3. Разучивание поговорок, стихов о птицах.
4. Рассматривание иллюстраций различных видов птиц.
5. Рассматривание энциклопедий, знакомство с
энциклопедическим материалом.
6. Эксперимент с попугаем.
Содержание работы с родителями
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
2. Домашние задания для родителей и детей
3. Помощь в пополнении книжного уголка стихами и
поговорками, пословицами о птицах.

Заключение
В процессе реализации проекта узнали, что
­ у птиц есть уши – это слуховые отверстия, плотно
покрытые перьями и поэтому невидимые
­ они находятся по бокам от глаз,
­ уши птиц выполняют много функций:
уши помогают птице слышать тревожные сигналы от сородичей,
птицы «метят» территорию с помощью звуков: оповещают, что это место
принадлежит им,
слух необходим птицам во время брачного периода, чтобы услышать
романтические трели своего возлюбленного,
птицы могут уловить звуки­предвестники стихийного бедствия и
вовремя перелететь в безопасное место,
уши у птиц отвечают за равновесие в полете и за направление движения,
при нарушении слуха возникают трудности во время полетов,
благодаря слуху совы могут определить местонахождение своей добычи.

Приложения

Интересное о птицах.
У птиц есть уши.
Мы часто слышим красивые (и не очень) птичьи голоса, а также забавные речи
некоторых представителей пернатых. Получается, если птицы «говорят» друг с
другом, значит, они должны иметь и органы слуха. Тем не менее, для многих
остается загадкой, есть ли у птиц уши и где они?
Конечно же, органы слуха у пернатых есть ­ по два уха, как у людей, однако,
если внимательно посмотреть на любую птицу, никаких ушей мы не увидим.
Причина в том, что слуховые отверстия плотно прикрыты перьевым покровом и
остаются невидимыми, если перья не приподнять.
Находятся уши по бокам от глаз (ниже уровня глаз уха есть только одна
косточка, тогда как у человека их три. Перьевой покров, прикрывающий ушные
отверстия, не создает помех для улавливания звуков.
Уши хорошо видны у еще не оперившихся птенцов, правда, слуховые проходы
открываются не сразу, а через несколько дней после рождения.

Острый слух
Уши – важный орган чувств, ведь они помогают птице слышать тревожные
сигналы от сородичей. Кроме того, пернатые «метят» территорию с помощью
звуков: оповещают, что это место принадлежит им. Голодные птенцы кричат,
чтобы родители услышали их, накормили или перетащили в гнездо, если вдруг
малыш выпал из него. Ну, и конечно, слух необходим птицам во время
брачного периода, иначе как они услышат романтические трели своего
возлюбленного?

Специалисты, изучающие птиц, утверждают, что слуховые возможности
пернатых превосходят человеческие. Птицы, например, могут уловить звуки­
предвестники стихийного бедствия и вовремя перелететь в безопасное место.
А совы благодаря острому слуху могут точно определить местонахождение
своей добычи, даже если мышка или другой зверек находится под землей или
под толстым слоем снега. Оказывается, такую остроту слуха у сов
обеспечивают не только уши, но и перья, расположение которых около ушей
образует отличные локаторы. Для того чтобы лучше уловить звук, сова
поворачивает голову, наклоняя ее то в одну, то в другую сторону.

Уши для равновесия
Существует еще одна важная особенность птичьего слуха: уши у пернатых
отвечают за равновесие. Благодаря работе внутреннего уха птица сохраняет
нужное положение тела в пространстве, может удержаться на веточке и
долететь из пункта А в пункт Б с точностью, при необходимости быстро
меняя направление движения.
Очень важно, чтобы орган, отвечающий за равновесие, находился в
нормальном состоянии. Если при болезнях ушей задето внутреннее ухо, это
очень серьезно влияет на состояние и образ жизни пернатого: птица не может
усидеть узком или неустойчивом предмете, возникают трудности во время
полетов. При нарушенном равновесии птица часто склоняет голову в сторону
больного уха.

Перья­помощники
Несмотря на то, что у птиц отсутствует внешняя ушная раковина, при
внимательном рассмотрении околоушного пространства можно увидеть, что
перья, окружающие вход в слуховой канал, отличаются от остального покрова.
Одна часть перьев (спереди) более мягкая и редкая, а с задней стороны,
наоборот, перья более плотные и твердые. Оказывается, перьевой покров около
ушных впадин играет важную роль в способах улавливания звуков.

Так, более мягкие перья позволяют «сортировать» звуки, отделяя менее важные
фоновые шорохи от более важных – звуков, которые издает добыча. Сова с
помощью такого перьевого фильтра может с легкостью «абстрагироваться» от
низкочастотного шума дождя, ветра или листьев и направить всё внимание на
высокочастотные звуки – например, на писк мышей. А перья, находящиеся с
задней стороны, создают заслонку, разворачивая которую в разные стороны,
можно определить направление, откуда доносится интересный звук.

Особенности совиного слуха
У сов строение ушей особенное, отличающееся от других птиц. Хорошо
настроенный слух отлично помогает этим птицам охотиться ночью. На голове
совы два уха, как и у других птиц, но они совсем разные – и по величине, и по
очертаниям. Кроме того, уши располагаются асимметрично: правое ухо – ниже,
чтобы улавливать звуки, поступающие сверху, а левое – выше правого, отвечает
за прием звуковых волн снизу.
Многие зададут себе вопрос: а как же знаменитая ушастая сова? Уж у нее точно
уши видны невооруженным глазом! И имя птица получила соответствующее.
На самом деле перья, торчащие на голове этой птицы, – это не уши, а так
называемые «перьевые ушки». У ушастой совы они несут чисто декоративную
функцию, а настоящие уши располагаются, как и у других птиц, под перьевым
покровом по бокам от глаз. Перьевые ушки есть и у филина, но и у него такие
кисточки не отвечают за улавливание звуков.

Птичьи эхолокаторы
Не только совы имеют особенности строения слуховых органов и слухового
восприятия. Так, в южных странах живут птицы гуахаро и стрижи­саланганы,
которые обитают в пещерах и выращивают там потомство. Гуахаро с метровым
размахом крыльев охотятся по ночам, и им приходится несколько раз за ночь
залетать в совершенно темное пространство пещеры, чтобы накормить
детенышей.
Ученых всегда интересовало, каким образом эти птицы могут свободно
перемещаться в темноте, не калечась о стены пещеры. Позже стало известно, что
у них на теле есть эхолокаторы. Пернатые издают специальные звуки и с
помощью их отражения ориентируются в темном пространстве. Подобные
звукоулавливатели есть также у сов и некоторых представителей семейства
воробьиных.
Известно, что лучше всего птицы слышат своих «ближайших родственников» ­
представителей того же вида пернатых.

Где у птиц уши? Cлуховые отверстия у птиц плотно прикрыты перьевым покровом и остаются невидимыми, если перья не приподнять. Уши хорошо видны у еще не оперившихся птенцов, правда, слуховые проходы открываются не сразу, а через несколько дней после рождения. Уши – важный орган чувств, ведь они помогают птице слышать тревожные сигналы от сородичей. Кроме того, пернатые «метят» территорию с помощью звуков: оповещают, что это место принадлежит им. Голодные птенцы кричат, чтобы родители услышали их, накормили или перетащили в гнездо, если вдруг малыш выпал из него. Ну, и конечно, слух необходим птицам во время брачного периода, иначе как они услышат романтические трели своего возлюбленного? Специалисты, изучающие птиц, утверждают, что слуховые возможности пернатых превосходят человеческие. Птицы, например, могут уловить звуки-предвестники стихийного бедствия и вовремя перелететь в безопасное место. А совы благодаря острому слуху могут точно определить местонахождение своей добычи, даже если мышка или другой зверек находится под землей или под толстым слоем снега. Оказывается, такую остроту слуха у сов обеспечивают не только уши, но и перья, расположение которых около ушей образует отличные локаторы, но об этом чуть позже. Для того чтобы лучше уловить звук, сова поворачивает голову, наклоняя ее то в одну, то в другую сторону. Существует еще одна важная особенность птичьего слуха: уши у пернатых отвечают за равновесие. Благодаря работе внутреннего уха птица сохраняет нужное положение тела в пространстве, может удержаться на веточке и долететь из пункта А в пункт Б с филигранной точностью, при необходимости быстро меняя направление движения. Очень важно, чтобы орган, отвечающий за равновесие, находился в нормальном состоянии. Если при болезнях ушей задето внутреннее ухо, это очень серьезно влияет на состояние и образ жизни пернатого: птица не может усидеть узком или неустойчивом предмете, возникают трудности во время полетов. При нарушенном равновесии птица часто склоняет голову в сторону больного уха. Несмотря на то, что у птиц отсутствует внешняя ушная раковина, при внимательном рассмотрении околоушного пространства можно увидеть, что перья, окружающие вход в слуховой канал, отличаются от остального покрова. Одна часть перьев (спереди) более мягкая и редкая, а с задней стороны, наоборот, перья более плотные и твердые. Оказывается, перьевой покров около ушных впадин играет важную роль в способах улавливания звуков. Так, более мягкие перья позволяют «сортировать» звуки, отделяя менее важные фоновые шорохи от более важных – звуков, которые издает добыча. Сова с помощью такого перьевого фильтра может с легкостью «абстрагироваться» от низкочастотного шума дождя, ветра или листьев и направить всё внимание на высокочастотные звуки – например, на писк мышей. А перья, находящиеся с задней стороны, создают заслонку, разворачивая которую в разные стороны, можно определить направление, откуда доносится интересный звук. Подробнее:

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва