Эриксон детство и общество краткое содержание. Эрик Эриксон «Детство и общество» - рецензия - Психология эффективной жизни - онлайн-журнал

Эрик Эриксон

Детство и общество

(Erik Erikson "Childhood and Society", 2nd ed., 1963)

Предисловие ко второму изданию

Когда я перечитывал предисловие к первому изданию, мне бросилось в глаза выражение «концептуальные путевые заметки». И я выделил его, ибо искал формулировку, которой можно было бы воспользоваться, объясняя судьбу этой книги. Задуманная и написанная для пополнения психиатрического образования американских врачей, психологов и социальных работников, она прошла свой собственный путь к студентам и аспирантам различных специальностей из университетов США и ряда других стран. Практически необходимым делом стало переиздание книги, а с ним возник и вопрос о ее переработке.

Мысль о том, что эту книгу широко читали как молодые, так и пожилые люди, не имевшие возможности судить о ней на основе личного клинического опыта, временами приводила меня в замешательство. Перед тем как приступить к переработке первого издания, я обсудил эту проблему на своем семинаре с первокурсниками в Гарварде (в 1961/62 учебном году). И обнаружил, что единство личности, характерное для жанра путевых заметок, на самом деле может помочь молодым людям впервые окинуть направленным взором область, которая вторгается в их сознание и лексикон из столь многочисленных и разнообразных источников. Мои студенты, между прочим, почти единодушно решили, что мне не следует радикально изменять первоначальный текст, хотя бы потому, что внесение «поправок» в путевые заметки, написанные в более молодые годы, не было одной из прерогатив постаревшего автора. Спасибо им за усердие и хлопоты.

Однако эта книга использовалась также в подготовке профессиональных специалистов, имеющих отношение к психоанализу. И здесь я пришел к выводу, что недостатки книги неотделимы от ее жанра - рассказа о первом этапе пути одного такого специалиста; и что подобно многим первым путешествиям, она снабжает читателя впечатлениями, которые при повторении маршрута сопротивляются ослаблению или преувеличению. Поэтому я переработал текст лишь для того, чтобы сделать более ясными свои первоначальные намерения, и добавил только тот материал, которым располагал во время работы над первым изданием.

Во втором издании я прежде всего исправил места, которые, при перечитывании, сам не вполне понимал. Затем я расширил (либо исправил) описания и объяснения, часто неправильно понимаемые студентами различных специальностей (или неоднократно вызывавшие вопросы с их стороны). Наиболее многословные добавления можно обнаружить, главным образом, в конце первой и на протяжении третьей части книги. Наконец, я снабдил текст авторскими подстрочными примечаниями: критическими размышлениями над тем, что было написано мной десять с лишним лет назад, и ссылками на свои более поздние работы, в которых развиваются темы, тогда лишь намеченные.

Среди тех, кому выражается благодарность в предисловии к первому изданию, не назван ныне покойный Дэвид Рапапорт (D. Rapaport). Он прочел рукопись, однако я не получил его предложений (как всегда, весьма обстоятельных), когда книга печаталась. В последующие годы мы работали вместе и он больше чем кто-либо другой (включая и меня самого) способствовал выявлению теоретического подтекста моей работы и ее связей с работой других психоаналитиков и психологов. Я могу лишь с благодарностью сослаться на некоторые из его трудов, содержащих исчерпывающую библиографию.

Более объемные дополнения ко второму изданию основаны на следующих статьях:

- «Sex Differences in the Play Construction of Pre-Adolescents», Journal of Orthopsychiatry. - XXI. - 4. - 1951.

- «Growth and Crises of the "Healthy Personality"», Symposium on the Healthy Personality (1950), M. J. E. Senn, editor. New York, Josiah Macy, Jr. Foundation.

Эрик Гомбургер Эриксон

Центр передовых исследований в поведенческих науках,

Март 1963, Стэнфорд, Калифорния

Предисловие к первому изданию

Прежде всего, своим происхождением эта книга обязана практике психоанализа. Ее основные главы опираются на образцы ситуаций, которые требовали интерпретации и коррекции; это - тревога маленьких детей и безразличие американских индейцев, потерянность ветеранов войны и самонадеянность юных нацистов. Здесь, как и во всех других ситуациях, психоаналитический метод обнаруживает конфликт, поскольку психоанализ с самого начала был сосредоточен на психическом расстройстве. Благодаря работе Фрейда, невротический конфликт стал наиболее изученной стороной поведения человека. Однако в этой книге мы избегаем легкого вывода, будто наши относительно передовые знания о неврозе позволяют рассматривать массовые явления - культуру, религию, революцию - как аналоги неврозов для того, чтобы подчинить их нашим концепциям. Мы пойдем по иному пути.

Современный психоанализ занимается изучением эго, под которым понимается способность человека объединять (адаптивно) личный опыт и собственную деятельность. Психоанализ смещает акцент с концентрации на изучении условий, притупляющих и искажающих эго конкретного человека, на изучение корней эго в социальной организации. Мы пытаемся понять их не для того, чтобы предложить наспех сделанное лекарство от впопыхах установленной болезни общества, а чтобы завершить наброски нашей теории. В этом смысле, перед вами психоаналитическая книга об отношении эго к обществу.

Это книга о детстве. Можно просматривать работу за работой по истории, социологии, морали и практически не обнаружить упоминания о том, что все люди начинают свой путь детьми, и не где-нибудь, а в своих детских. Человеку свойственно долгое детство, а цивилизованному человеку - еще более долгое. Продолжительное детство делает человека в техническом и умственном отношениях виртуозом, но и оставляет в нем пожизненный осадок эмоциональной незрелости. Хотя племена и народности, во многом неосознанно, используют воспитание детей для достижения своей особой формы зрелой идентичности, своего уникального варианта цельности, их постоянно преследуют иррациональные страхи родом из того самого детства, которое они эксплуатировали особым образом.

Что может знать об этом клиницист? Я полагаю, психоаналитический метод является по существу историческим. Даже тогда, когда он ориентируется на медицинские данные, они интерпретируются как функция прошлого опыта. Сказать, что психоанализ изучает конфликт между зрелыми и инфантильными, новейшими и архаическими пластами в душе человека - значит сказать, что психоанализ изучает психологическую эволюцию через анализ конкретной личности. В то же самое время психоанализ позволяет увидеть в истории человечества гигантский метаболизм индивидуальных жизненных циклов.

по монографии Эрика Эриксона

«Детство и общество»

    Почему концепция Э.Эриксона называется эпигенетической.

Концепция Э. Эриксона называется эпигенетической, так как в ее основе лежит эпигенетический принцип. Эпигенетический принцип заключается в том, что все, что рост и развитие организмов идет по общему план. По данному плану развивается и каждая отдельная часть, которая имеет свой наиболее благоприятный период для своего развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое. Последовательность прохождения стадий в развитии осуществляется за счет биологического созревания, но содержание развития на каждой стадии определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит.

    Понятие «групповая идентичность» и «эго-идентичность».

Групповая идентичность - это соотнесение себя с той социальной группой, в которую ты входишь, что способствует формированию присущего данной группе мироощущения.

Эго-идентичность – это соотнесения себя с самим собой, идентификация собственного Я. Развивается в соответсвии с групповой идентичностью.

    Особенности кризисов идентичности (на примере Сэма и морского пехотинца)

Идентичность - осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода, является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни.

Кризис идентичности можно хорошо рассмотреть на примере мальчика Сэма, который приводит Э. Эриксон в своей монографии. Стимулом этого кризиса у Сэма оказался страх, что его мать, как и бабушка могла умереть из-за того, что он повредил ей зуб, и из-за более общих садистических действии и желаний. Мальчик страдал соматическим раздражением, вид и сила которого предполагают возможность патологического раздражения головного мозга. В период кризиса «конституция» Сэма, так же как темперамент и возрастная стадия развития обладали общностью своих специфических тенденций. Будучи всегда организмом, эго и членом общества, он постоянно включен во все три процесса организации. Тело Сэма подвержено действию боли напряжения, эго- действию тревоги, а как член общества он был чувствителен к страху, исходящему от группы. Отсюда следует, что не существует индивидуальной тревоги, которая не отражала бы скрытого беспокойства, общего для непосредственного и расширенного окружения.

В случае же морского пехотинца кризис идентичности наступил вследствие потери им личной идентичности. Личная идентичность обеспечивает способность ощущать себя обладающим непрерывностью и тождественностью, и поступать соответственно своим принципам. Появления же автомата, как символа зла способствовало потере идентичности, так как он угрожал принципам, с помощью которых пехотинец пытался охранять личную целостность. А такой легкой потере послужила невыполненная генетическая задача на предыдущей стадии развития личности пехотинца.

4. Значение кризисов идентичности для развития личности

Каждая стадия развития личности сопровождается кризисом идентичности. Кризис возникает как следствие достижение определенного уровня психологической зрелости и выполнения социальных требований, предъявляемых человеку на определенной стадии развития. Каждая стадия характеризуется специфической генетической задачей, проблемой в социальном развитии, которая предъявляется человеку, но необязательно находит решение.

Кризисы играют жизненно важную роль в развитии человека, они могут иметь как позитивное, так и негативное влияние. Это влияние будет зависеть от того как будет выполнена или же не выполнена генетическая задача.

    Сходства и различия теории Э.Эриксона и З.Фрейда.

Э. Эриксон

З. Фрейд

Более социализированная теория

В основе лежит психосексуальное человека

учитывает развитие от рождения до смерти

З. Фрейд рассматривает стадии развития только до 18 лет.

особое внимание уделяется взаимодействию с обществом

использует отношения: ребенок – мать – отец.

Э. Эриксон принял структуру личности З. Фрейда

    Понятие «модус органа» и «модальность поведения».

Модус органа - это зона концентрации сексуальной энергии; орган, стимуляция которого на той или иной стадии доставляет удовольствие человеку.

Модальность поведения – воспитательные шаблоны той или иной культуры; способность воспринимать и принимать то, что дают.

Эти понятия Э. Эриксон ввел в рамках психоаналитеческго направления.

    Стадии жизненного пути развития личности.

Стадия

Полярные качества

Младенчество (от 1 до 3 лет)

Доверие – недоверие

Ранний возраст (от 3 до 6 лет)

Автономия - сомнение, стыд

Школьный возраст (от 6 до 11 лет)

Достижение – неполноценность

Подростковый возраст (от 11 до 20 лет)

Идентичность - диффузия идентичности

Молодость (от 20 до 25 лет)

Интимность – изоляция

Зрелость (до 50 лет)

Творчество – застои

Старость (от 50 лет)

Интеграция - разочарование в жизни

9. Понятия «ритуал» и «ритуализация».

В психоанализе под ритуалом понимается симптоматическое, стереотипное, навязчивое повторение отдельных форм поведения. Понятие ритуал имеет несколько значений, но в концепции Э. Эриксона используется для описания определенных, филогенетически сформированных церемониальных действий служащих для обмена информацией между людьми.

Ритуализация – это основанное на соглашении взаимодействие нескольких людей, которые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах.

10. Ритуализация как форма преодоления жизненных кризисов личности.

Ритуализация является формой преодоления жизненных кризисов личности. В детском возрасте она помогает различать добро и зло. В дальнейшем развитии помогает устанавливать границы приемлемого поведения в обществе. Это происходит за счет ритуалов, которые показывают одобрение или отвержение поведения индивида. Такой ритуализацией для юношеского возраста является идеологическая ритуализация. Она предполагает такие формы взаимодействия личности и общества, в которых возникает возможность соотнести систему идей, идеалов и ценностей, заданных в обществе и собственными идеалами. Благодаря этому осуществляется процесс самоопределения.

11. Роль общества в развитии личности в концепции Э.Эриксона .

Личность в концепции Э. Эриксона рассматривается во взаимодействии со средой, обществом, в процессе социализации. Он рассматривает изменение личности и процесс взросления не только с точки зрения развития сексуальности (как З.Фрейд), но и с точки зрения развития человека как общественного существа, учитывая и психологические и социальные моменты.

Роль общества в развитии личности равноценна биологическому развитию индивида. Концепция основана на понятии групповой идентичности, т. е. развитие может проходить непосредственно в группе, в обществе. Каждый этап развития личности завершается кризисным моментом, а доминирующую роль в кризисах по Э. Эриксону играют ритуалы, которые осуществляются только в группе людей – в обществе.

Когда я перечитывал предисловие к первому изданию, мне бросилось в глаза выражение «концептуальные путевые заметки». И я выделил его, ибо искал формулировку, которой можно было бы воспользоваться, объясняя судьбу этой книги. Задуманная и написанная для пополнения психиатрического образования американских врачей, психологов и социальных работников, она прошла свой собственный путь к студентам и аспирантам различных специальностей из университетов США и ряда других стран. Практически необходимым делом стало переиздание книги, а с ним возник и вопрос о ее переработке.

Мысль о том, что эту книгу широко читали как молодые, так и пожилые люди, не имевшие возможности судить о ней на основе личного клинического опыта, временами приводила меня в замешательство. Перед тем как приступить к переработке первого издания, я обсудил эту проблему на своем семинаре с первокурсниками в Гарварде (в 1961/62 учебном году). И обнаружил, что единство личности, характерное для жанра путевых заметок, на самом деле может помочь молодым людям впервые окинуть направленным взором область, которая вторгается в их сознание и лексикон из столь многочисленных и разнообразных источников. Мои студенты, между прочим, почти единодушно решили, что мне не следует радикально изменять первоначальный текст, хотя бы потому, что внесение «поправок» в путевые заметки, написанные в более молодые годы, не было одной из прерогатив постаревшего автора. Спасибо им за усердие и хлопоты.

Однако эта книга использовалась также в подготовке профессиональных специалистов, имеющих отношение к психоанализу. И здесь я пришел к выводу, что недостатки книги неотделимы от ее жанра - рассказа о первом этапе пути одного такого специалиста; и что подобно многим первым путешествиям, она снабжает читателя впечатлениями, которые при повторении маршрута сопротивляются ослаблению или преувеличению. Поэтому я переработал текст лишь для того, чтобы сделать более ясными свои первоначальные намерения, и добавил только тот материал, которым располагал во время работы над первым изданием.

Во втором издании я прежде всего исправил места, которые, при перечитывании, сам не вполне понимал. Затем я расширил (либо исправил) описания и объяснения, часто неправильно понимаемые студентами различных специальностей (или неоднократно вызывавшие вопросы с их стороны). Наиболее многословные добавления можно обнаружить, главным образом, в конце первой и на протяжении третьей части книги. Наконец, я снабдил текст авторскими подстрочными примечаниями: критическими размышлениями над тем, что было написано мной десять с лишним лет назад, и ссылками на свои более поздние работы, в которых развиваются темы, тогда лишь намеченные.

Среди тех, кому выражается благодарность в предисловии к первому изданию, не назван ныне покойный Дэвид Рапапорт (D. Rapaport). Он прочел рукопись, однако я не получил его предложений (как всегда, весьма обстоятельных), когда книга печаталась. В последующие годы мы работали вместе и он больше чем кто-либо другой (включая и меня самого) способствовал выявлению теоретического подтекста моей работы и ее связей с работой других психоаналитиков и психологов. Я могу лишь с благодарностью сослаться на некоторые из его трудов, содержащих исчерпывающую библиографию.

Более объемные дополнения ко второму изданию основаны на следующих статьях:

- «Sex Differences in the Play Construction of Pre-Adolescents», Journal of Orthopsychiatry. - XXI. - 4. - 1951.

- «Growth and Crises of the "Healthy Personality"», Symposium on the Healthy Personality (1950), M. J. E. Senn, editor. New York, Josiah Macy, Jr. Foundation.

Эрик Гомбургер Эриксон

Центр передовых исследований в поведенческих науках,

Март 1963, Стэнфорд, Калифорния

Предисловие к первому изданию

Прежде всего, своим происхождением эта книга обязана практике психоанализа. Ее основные главы опираются на образцы ситуаций, которые требовали интерпретации и коррекции; это - тревога маленьких детей и безразличие американских индейцев, потерянность ветеранов войны и самонадеянность юных нацистов. Здесь, как и во всех других ситуациях, психоаналитический метод обнаруживает конфликт, поскольку психоанализ с самого начала был сосредоточен на психическом расстройстве. Благодаря работе Фрейда, невротический конфликт стал наиболее изученной стороной поведения человека. Однако в этой книге мы избегаем легкого вывода, будто наши относительно передовые знания о неврозе позволяют рассматривать массовые явления - культуру, религию, революцию - как аналоги неврозов для того, чтобы подчинить их нашим концепциям. Мы пойдем по иному пути.

Современный психоанализ занимается изучением эго, под которым понимается способность человека объединять (адаптивно) личный опыт и собственную деятельность. Психоанализ смещает акцент с концентрации на изучении условий, притупляющих и искажающих эго конкретного человека, на изучение корней эго в социальной организации. Мы пытаемся понять их не для того, чтобы предложить наспех сделанное лекарство от впопыхах установленной болезни общества, а чтобы завершить наброски нашей теории. В этом смысле, перед вами психоаналитическая книга об отношении эго к обществу.

Это книга о детстве. Можно просматривать работу за работой по истории, социологии, морали и практически не обнаружить упоминания о том, что все люди начинают свой путь детьми, и не где-нибудь, а в своих детских. Человеку свойственно долгое детство, а цивилизованному человеку - еще более долгое. Продолжительное детство делает человека в техническом и умственном отношениях виртуозом, но и оставляет в нем пожизненный осадок эмоциональной незрелости. Хотя племена и народности, во многом неосознанно, используют воспитание детей для достижения своей особой формы зрелой идентичности, своего уникального варианта цельности, их постоянно преследуют иррациональные страхи родом из того самого детства, которое они эксплуатировали особым образом.

Что может знать об этом клиницист? Я полагаю, психоаналитический метод является по существу историческим. Даже тогда, когда он ориентируется на медицинские данные, они интерпретируются как функция прошлого опыта. Сказать, что психоанализ изучает конфликт между зрелыми и инфантильными, новейшими и архаическими пластами в душе человека - значит сказать, что психоанализ изучает психологическую эволюцию через анализ конкретной личности. В то же самое время психоанализ позволяет увидеть в истории человечества гигантский метаболизм индивидуальных жизненных циклов.

В таком случае, хотелось бы отметить, что это - книга об исторических процессах. Все же психоаналитик являет собой необычный, возможно новый, тип историка. Вверяя себя влиянию наблюдаемого, аналитик оказывается частью изучаемого им исторического процесса. Как терапевт, он должен сознавать собственную реакцию на наблюдаемое; его «уравнения» наблюдателя становятся самыми близкими ему инструментами наблюдения. Поэтому ни терминологическое равнение на более объективные науки, ни благородная отстраненность от злобы дня не могут и не должны удерживать психоаналитический метод от того, чтобы всегда быть, пользуясь выражением Г. С. Салливана (Н. S. Sullivan), «соучаствующим».

В этом смысле данная книга является (и должна быть) субъективной, концептуальными путевыми заметками . С моей стороны не было даже попытки достичь репрезентативности в цитировании или систематичности в ссылках. В общем, мало что получается из усилий укрепить неясные, расплывающиеся значения с помощью добросовестного на вид цитирования отдаленно сходных понятий из других контекстов.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет «Юридическая психология»

Кафедра «Юридической психологии и права / Клинической и судебной психологии»

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Психология развития и возрастная психология»

Анализ монографии Э. Эриксона «Детство и общество»

Ст. преподаватель Делибалт В.В.

Студент, группа Наумова А.О.

Москва, 2015


Введение

Эрик Эриксон (1902 - 1994) - один из выдающихся эго-психологов XX века, постфрейдист. Его интересовало эго и его адаптивные способности в развитии индивидуума. Э. Эриксон многое позаимствовал из теорий своих предшественников в психоанализе, и, не выходя за рамки психоаналитической традиции, он разработал свою классификацию развития личности, свое психоаналитическое учение детства.

«Детство и общество» - его первая книга, опубликованная Эриксоном в 1950 году. Она появилась благодаря практике психоанализа, как отметил в ней Э. Эриксон. В общем в данной книге рассматриваются взаимосвязь детства с социальной жизнью, автор приводит исследования детства у пары племен африканских индейцев сиу и юрок, он говорит о развитии ЭГО, кризисах, конфликтах и рассматривает юность и идентичность.


О своей книге Эриксон отзывается как о «концептуальных путевых заметках», он делает акцент, что это - книга об исторических процессах «Детство и общество» имела большую огласку, и именно благодаря данной книге он стал ведущим представителем эго-психологии.

1. Эпигенетическая направленность теории Э. Эриксона

В своей первейшей книге «Детство и общество» Э. Эриксон подразделяет жизнь человека на «восемь возрастов человека», на психосексуальные периоды развития эго. Э. Эриксон считает, что периоды - это финал эпигенетического раскрывающегося определенного «плана личности», который передаются генетическим путем.

Эпигенетическая основа, то есть как и эпигенетическое учение развития подразумевается в том, что каждый период жизни человека, точнее его конкретного цикла жизни, наступает в конкретный для нее момент, или- в «критический период». Суть в том, что только через прохождение конкретного этапа формируется личность. Важно и то, что в каждом этапе личность сталкивается с психологическим кризисом и особой целью развития. Каждая цель, которую предполагает общество заключается в балансе между двумя крайними полюсами. Сама «борьба», именно процесс, и есть совершенствование личности. При получении равновесия можно говорить о приобретении новой модели эго-идентичности.

Первая стадия (I) - Орально-респираторно-сенсорная , как называет ее Э. Эриксон. Принято называть ее орально-сенсорной стадией. Она проходит в 2 этапа. Э. Эриксон обозначает вторую фазу в своей книге Второй стадией (II), которая имеет иной, в отличие от первой стадии, модус.

Понятие модус органа. Модус-впитывание в себя.

В первой фазе (I стадии) рассматривается эрогенной зоной рот, он образует определенный модус развития, а точнее преобладающие качества личности. Модальностью рта является сосание, получение через рот пищи. Принятие - первая социальная модальность младенца. Основная задача - формирование и образование чувства доверия/недоверия к окружающему миру. Очень важен контакт матери и ребенка, потому что он основывает в целом доверие к окружающему миру в лице матери. Если у ребенка не будет достаточно внимания и заботы, то у ребенка выработается базовое недоверие к миру и людям.

Как считает Э. Эриксон, младенец, учится получать, а в дальнейшем получает способность заставлять других давать то, чего он хочет получить, развивая основу эго, чтобы потом стать тем, кто дает. Если этого не произойдет, то младенец будет стремиться к получению того, что не дополучил, т.е. завершать эту стадию развития.

Во второй фазе (II стадии; возраст: Рождение - 1 год) главным органом так же является рот, но в качестве модальности выступает кусание, а не сосание, это происходит из-за ого, что у ребенка режутся зубы. Социальной модальностью в этом периоде становится взятие и удержание предмета. Модусом органа является 2-й модус «инкорпоративный 2». На этой стадии ребенок должен упражнять и развивать «схватывание» и уметь достать то, что находится в близи него. Развитие это будет происходить в зависимости от того, с каким успехом ребенок будет усваивать переворачивание со спины на живот. Еще в этом периоде у ребенка возникают понятия, как «зло» и «добро». Из-за отрывания ребенка от груди (по причине кусания), ребенок начинает испытывать злобу на зубы, которые у него постоянно болят и лишают материнской груди. В связи с этим ребенок как бы начинает винить себя за то, что он стал причиной «расставания» себя с материнской грудью.

Поэтому при резком отнятии ребенка от груди, мать должна «додать» это своей поддержкой и вниманием, любовью и лаской. Есть мать не компенсирует этот «разрыв», то ребенок в дальнейшем будет депрессивным.

На этой стадии возникает борьба таких баз, как «доверие против недоверия» и то, что победит определит задачу развития, в связи с которой у ребенка зародятся базисные чувства доверия или недоверия к миру.

Вторая стадия (III стадия; возраст:1-3 года), или третья стадия по Э. Эриксону называется анально-уретрально-мышечная (общепринято, как и анально-мышечная). Зоной данной стадии являются выделительные органы, которые имеют свою модальность - опорожнение кишечника и мочевого пузыря, от чего дети получают удовольствия на данном этапе. На этой ступени развивается способность «отпускать» и «держать».

Модус эго меняется, для малыша становится важным умение контролировать себя: возможность регуляции и удержания/выталкивания(приучение к горшку). Это происходит как на физическом уровне, так и на психологическом. Ребенок хочет быть самостоятельным, управлять собой, либо испытывает чувство стыда (публичность).

Если малыша на данной стадии «тормозить», то ни о каком прогрессе речи не может идти, малыш будет чувствовать себя немощным.

В этом периоде возникает вторая «борьба», в котором самостоятельность борется против стыда. Малыш должен чувствовать себя в безопасности и, что его доверие не подведут. В зависимости от того, в какую пользу разрешится конфликт, выяснится дальнейшее развитие ребенка, вследствие которого, малыш может быть самостоятельным или неуверенным и стыдливым.

Третья стадия (IV стадия по Э. Эриксону; возраст:3-6 лет) называется локомоторно-генитальная. Эрогенная зона - это половые органы. Модальность представляет собой интерес обоих полов. Модус эго-это «проникновение», то есть такие занятия, которые принесут пользу.

Появляется интерес к своему полу и половым различиям. Ребенок оценивает себя, как виновника чьих-то бед. В этой стадии у ребенка формируется супер-эго. В этой стадии дети мужского пола встречаются с пониманием того, что он «хуже» отца и появляется ревность матери к отцу. Девочки встречаются с пониманием «неполноценности» из-за отсутствия пениса. Ребенок усваивает индивидуальность, выражает себя. Тут либо инициатива подавляется или проявляет себя. Появляются большие ограничения и появляется чувство вины. Вина здесь играет роль, как восприятия себя, как причины чего-то плохого.

Четвертую стадию (V стадия по Э. Эриксону; возраст:6-12 лет) Э. Эриксон называет периодом психосексуального моратория. Тут имеет место рудиментарный генеративный модус. С наступлением латентного периода развитый ребенок учится заниматься полезным трудом и ищет признания. Индивидуальность этого периода заключается в чувствах неадекватности и неполноценности. Э. Эриксон говорит, - «ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей неумелости в мире орудий и видит себя обреченным на посредственность или неадекватность»

В Латентной стадии идет борьба трудолюбия и неполноценности, то есть ребенок хочет как-то показать себя и принести пользу, но у него для этого недостаточно умений.

Пятая стадия (Возраст:12-19 лет) - Подростковая. Главный элемент этого периода - установление эго-идентичности или интеграции, которая представляет собой накопленный опыт возможности эго интегрировать все идентификации с проблемами либидо. Таким образом «чувство идентичности эго - есть уверенность в том, что внутренняя тождественность и непрерывность сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других, выявляемого в реальной перспективе «карьеры»» (Э. Эриксон, с.250). Подросток осознает себя, то он, кем он является в мире. Но при этом есть вероятность того, что подросток может не найти свое профессиональное применение.

Шестая стадия (Возраст:20-25 лет) называется Ранняя зрелость (или Молодость Стадия поиска «своей половинки». Все модусы органа уже подчинены человеку, и уже нет такого прогрессивного развития. Не хорошим исходом на этой стадии является отречение ото всех, одиночество, когда у личности задачей развития стала изоляция. Это вещает о том, индивид не принял какую-либо из стадий раньше. Появляется «зрелое» сексуальное влечение.

Конфликт на данной стадии заключается в борьбе между близостью и изоляцией. Конфликт разрешается решением задачи развития в ту или иную сторону.

Седьмая стадия (Возраст:26-64 лет) называется Средняя зрелость (или Зрелость). Э. Эриксон писал о том, что человек хочет чувствовать себя не одиноким, востребованным, а зрелость нуждается в одобрении со стороны своих детей и внуков, о которых должна заботиться. Человек полностью заинтересован в продолжении рода и выбора настоящего спутника жизни. Заинересованность в плане «философских мыслей». В тех случаях, когда не удается достичь гениративности, формируется регрессия с потребностью псевдоблизости, чаще всего с чувством обеднения личной жизни.

Тут имеет место конфликт между генеративностью и стагнациями. Задачей этого периода является противостояние творческих сил человека против застоя в жизни.

Восьмая стадия (Возраст:65 лет - смерть) - Поздняя зрелость (Старость). Последняя стадия включает в себя целостность эго, четкого определения Э. Эриксон не дает, но приводит несколько примеров. На последних стадиях жизни индивиды рассуждают на тему прожитой жизни и по-новому рассматривают ее. Тут два исхода: либо человек осматривая свою жизнь, испытывает удовлетворение,тк он в нес в нее свои отпечатки и выполнил свою «миссию», либо человек делает вывод, что все было в этой жизни напрасно и бессмысленно.

В стадии Старости личность либо имеет целое представление о себе, либо огорчается от своей жизни. А решается она в борьбе между целостного эго и отчаянием.

2. Сравнительная характеристика взглядов Э. Эриксона и З. Фрейда

· Эриксон выражает свое видение на счет психосексуального развития. (8 стадий)

· Эриксон работал на основании психоисорического меода,а Фрейд на основе психоанализа.

· У Эриксона периоды разбивают жизнь на 8 этапов от рождения до смерти, а у Фрейда только до 18 лет.

· Фрейд и Эриксон по-разному объясняли влияния «бессознательного» на жизнь людей. Эриксон считал, что все проблемы из-за не принимания какой-то либо из пройденных стадий, а Фрейд связывал это все с травмами из детства.

· Эрик выделил 8 садий развития, а Зигмунд-4.

3. Виды идентичности

Групповая идентичность - это воспитание ребенка изначально с рождения в определенной социальной группе, с целью формирования определенного мировоззрения подлежащей этой группе.

Эго-идентичность - это непрерывность нашего «Я», то есть, несмотря на то, что мы от рождения проходим несколько этапов «Я» в нас остается то же самое.

4. Основные этапы становления личности (модус, основной конфликт, базисные чувства)

Эриксон составил эпигенетическую карту. Он выделил и назвал 5 модусов.

1 = инкорпоративный 1

2 = инкорпоративный 2

3 = ретентивный

4 = элиминативный

5 = интрузивный

Суть теории психосоциального развития Эрика Эриксона есть преодоление проблем на всех этапах.

Базовое начальное доверие возникает у младенца через материнскую грудь, ее внимание и заботу.

Э. Эриксон пишет о том, чтобы ожидать нормальное развитие, ребенок в первую очередь должен на первом этапе получить базисное доверие от матери.

5. Виды кризисов. Их характеристика и значение

Кризис, как считает Э. Эриксон - это «поворотные пункты», «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой». Перебарывание кризиса способствует переходу на новый этап.

Кризис - это неизбежное резкое изменение, после которого либо человек не справляется и регрессирует, либо переживает и прогрессирует в своем развитии.

На всех 8 стадиях, личность перебарывает проблемы и не всегда это приводит не только к прогрессу.

1. Доверие или недоверие.

2. Самостоятельность или стыдливость.

3. Собственное мнение против чувства вины.

4. Трудолюбие или чувство неполноценности.

5. Идентичность против смешения ролей

6. Социализация против одиночества.

7. Генеративность против стагнации.

8. Состоятельность против разочарования.

6. Роль игры в развитии личности ребёнка (на примере игр Питера, Энн и др.)

Игра-это основная деятельность ребенка, она может помочь ребенку в развитии его личности, а также она способна рассказать о тех переживаниях ребенка, которые скрываются в потемках его души, о которых он никому не говорит.

Энн. Девочка 4-х лет. На приеме у Эриксона Энн вела себя подобающе ребенку младше ее возраста. И постоянно сосала большой палец. Она пришла с проблемой опорожнения кишечника ночью в кровати.

Эриксон не вел никакого диалога с Энн. Он пустил в ход игротерапию.

Они играли в кубики. Девочка построила из кубиков дом идентичный своему. Тут происходит такое событие: Энн отшвыривает ногой куклу-женщину, шумно захлопывает дверь ванной и спешит к полке с игрушками, чтобы взять три блестящих машинки и поставить их в гараж около мужчины. Энн ответила, что ей очень не хочется, чтобы игрушечная девочка отдавала матери даже то, что и так принадлежит, но она страстно желает дать отцу гораздо больше, чем тот мог бы попросить. После этого Энн выбегает с карандашами в комнату ожидания, к маме и отдает той карандаши.

Это поведение говорит о том, что девочка не может справиться с тем, чтобы давать без возврата. Девочка любит отца, а мать ненавидит.

Питер. Длительный запор. Как-то Эрик Эриксон обедал с его семьей за солом и мальчик за едой проронил слова: «Я хочу, чтобы у меня было был слоненок прямо здесь, он бы рос-рос и разорвал бы дом.» и т.п. Питер думал, что у него в живое находится что-то очень ценное и если он это выпусти, то либо сломает, либо убьёт это «что-то», поэтому задерживал в себе биоотходы.

Проблемой фантазий мальчика, оказалась его няня, которая после ухода написала Письмо и изложила в нем то, что Питер подрос, а она любит нянчится с «малышами». Для устранения фантазий мальчика психотерапевт на рисунке изобразил Питеру, как появляются малыши на свет на самом деле. После этого у Питера все прошло, он преодолел кризис.

7. Этнопсихологические исследования особенностей воспитания детей (на примере племён сиу и юрок)

Э. Эриксон решил рассмотреть особенности детей растущих в общинах. Он изучил как проходи детство у разных детей из разных племен.

В племени Сиу детей насильно не отрывали от груди, кормили до тех пор, пока ребенок не начинал кусаться, кстати, обычно считалось, что молозиво (первое водянистое выделение молочных желез) ядовито для новорожденного, поэтому и грудь ему не давали до тех пор, пока не появлялась надежная струя настоящего молока.

Они считали, что первым ребенок не должен пробовать эту застоявшуюся белую субстанцию. Они собирали лучшие ягоды и травы, какие только есть в прерии, и выжатый из них сок наливали в бизоний пузырь, приспособленный под детский рожок, напоминающий по форме материнскую грудь.

Женщина, по общему мнению бывшая «хорошей женщиной», пальцем стимулировала рот новорожденного, а затем кормила его этим соком. Тем временем, пожилые женщины, которые в своих снах получили приказ выполнять такие функции, отсасывали водянистое молоко из груди роженицы, а саму грудь стимулировали продуктивно работать. По словам индейцев, старшего сына выкармливали дольше всех, тогда как средний период выкармливания ребенка составлял три года. Крик ребенка, который просил «грудь» индейцы выдавали за становление ребенка как охотника. Племя добивалось того, чтобы ребенок вырос хорошим охотником поэтому, чтобы научить ребенка забирать желаемое, в них воспитывали щедрость и способность отдать другим нечто такое, без чего те не могли обойтись.

В возрасте 5 лет мальчиков отдавали более взрослым ребятам, для обучения их навыкам охоты, а девочки оставались с матерями для женской работы.

Детей не наказывали и не били, их наказывали «стыдом» из-за этого дети чувствуют себя в безопасности, как считали они.

Эриксон пришел к выводу, что у индейцев племени сиу не так сильно распространены неврозы и интеллект выше.

После рождения ребенка лишали кормления грудью на 10 дней и кормили ореховым супом из маленькой скорлупки.

Кормление грудью происходит очень часто. Юрок отнимаю малышней от груди в 6 месяцев или по мере появления зубов.

В племени юрок детей туго пеленали, чтобы лишить их свободы, рано приучали к порядку. Мальчиков ограничивают в общении с матерью, так как это не гласит их традициям.

Поэтому дети Юрок вырастают с недоверием к миру и окружающим и замкнутые.

7. Роль общества в развитии личности

Эриксон рассматривает личность в процессе социализации. Он считает, что формирование личности происходит за счет взаимодействия человека с социумом.

8. Раскрытие понятий

«Жизненная задача»

Жизненной задачей Э. Эриксон считает цель, которая будет «преследовать» человека и сопровождать всю жизнь, та, которая будет являться смыслом его существования.

«Психологический мораторий»

Психологический мораторий - это период времени между подростковым периодом и взрослостью. Когда человек выбирает свои ценности и приоритеты, чтобы стремиться к целостности.

«Диффузия идентичности»

Диффузия идентичности - некая неопределенность молодых людей, которая отражается в идентификации со своей профессиональной деятельностью и спутанность представлений о самих себе.

«Ритуализация»

Ритуализация поведения - это основанное на соглашении взаимодействие по меньшей мере двух людей, которые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах.

Выводы

эриксон психолог постфрейдист эпигенетический

Э. Эриксон отдает большое значение детству и прохождению всех жизненных этапов. Благодаря преодолениям возрастных кризисов и проблем человек становится «целостным».

Подобные документы

    Эпигенетическая направленность теории Э. Эриксона. Виды идентичности. Основные этапы становления личности (модус, основной конфликт, базисные чувства). Виды кризисов, их характеристика и значение. Роль общества в развитии личности, "ритуализация".

    контрольная работа , добавлен 22.06.2015

    Биографический экскурс по жизни постфрейдиста Эрика Эриксона. Основные идеи (концепции личности, жизненного цикла, сравнение культур, введение понятия психобиографии) в книге "Детство и общество". Влияние теории о периодах развития на психологию.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Сходство и отличие теории Эриксона о формировании личности с теориями Фрейда. Краткая характеристика восьми стадий согласно теории Эриксона. Идентификация личности и путаница ролей в возрасте 12-18 лет. Суть личности при достижении среднего возраста.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2014

    Концепции развития ребенка от рождения до старости в современной психологии. Анализ Я-концепций в изложении З. Фрейда и Э. Эриксона. Уровни психической жизни по Фрейду. Стадии генеза психического в течение жизни ребенка. Кризисы идентичности личности.

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Становление эго-психологии. Эпигенетический принцип. Развитие личности: психосоциальные стадии. Младенчество. Раннее детство. Возраст игры. Школьный возраст. Юность. Зрелость. Основные положения Эриксона относительно природы человека.

    реферат , добавлен 31.05.2006

    Кризисные стадии в развитии личности. Влияние социокультурного контекста на развитие личности. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Восемь универсальных стадий, восемь возрастов. Персонология Г. Мюррея. Аналитическая теория К.Г. Юнга.

    реферат , добавлен 08.10.2008

    Эго как один из элементов человеческой психики, выполняющий роль посредника как между внешним и внутренним миром, так и между Ид и Супер-Эго. Знакомство с необходимыми условиями для формирования эго-идентичности. Общая характеристика работ Э. Эриксона.

    реферат , добавлен 25.05.2014

    Понятие раннего возраста. Характеристика теории Эриксона и Фрейда. Структура идентичности: соматическая, личностная, социальная. Анализ уровней развития нравственных суждений. Основные особенности и этапы развития психики ребенка в раннем детстве.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2012

    Структура личности по З. Фрейду. Принципы бессознательного взаимодействия психики с физиологическими процессами. Эпигенетическая теория Э. Эриксона. Стадии психосоциального развития личности. Виды эмоций: настроения, чувства, аффект, стресс и фрустрация.

    презентация , добавлен 29.10.2014

    Работы Эриксона: "Психоанализ и просвещение", "Конфигурации в игре и сновидениях", "Кросс-культуральные наблюдения", "Общественная среда", "Размышления о цикле жизни", "Об идентичности, юности и раннем взрослом возрасте".

Книга посвящена проблемам возрастных кризисов. Автор выделяет восемь основных периодов жизни человека и подробно анализирует каждый из них.

Детство и общество.

Часть I. Детство и модальности социальной жизни.

Глава 1. Релевантность и релятивность в истории болезни.

В каждой сфере деятельности есть несколько очень простых, но крайне неудобных вопросов, поскольку непрекращающиеся вокруг них споры ведут лишь к нескончаемым неудачам и с завидным постоянством ставят в глупое положение большинство специалистов. В психопатологии такие вопросы всегда касались локализации и причины невротического нарушения. Имеет ли оно видимое начало? Находится ли его причина в теле или в душе, в индивидууме или в обществе?

На протяжении веков этот вопрос помещался в центре церковных дискуссий о происхождении безумия. Было ли причиной безумия вселение дьявола или острое воспаление мозга? Такое простое противоположение теперь кажется давно устаревшим. В последние годы мы пришли к выводу, что невроз оказывается психосоматическим, психосоциальным, да еще и интерперсональным явлением.

Однако дискуссия чаще всего показывает, что эти новые определения представляют собой всего лишь различные комбинации таких самостоятельных понятий, как психика и сома, индивидуум и группа. Сейчас мы говорим "и" вместо исключающего "или", но сохраняем, по крайней мере, семантическое допущение, что душа есть "вещь", отделимая от тела, а общество - "вещь" вне индивидуума.

Психопатология - это порождение медицины, которое имело своим знаменитым источником поиск местонахождения и причинной обусловленности болезни. Наше ученое сообщество предано этому поиску, который и в тех, кто страдает, и в тех, кто лечит, вселяет магическую уверенность, происходящую от научной традиции и престижа. Такой подход убеждает считать невроз болезнью, так как невроз якобы причиняет боль. Действительно, невроз часто сопровождается очерченным (поддающимся локализации) телесным страданием, а мы располагаем четко определенными подходами к болезням, как на индивидном, так и на эпидемиологическом уровне. И эти подходы привели к резкому снижению одних заболеваний и сокращению смертности от других.

Однако происходит что-то странное. Когда мы пытаемся думать о неврозах как о болезнях, то постепенно приходим к пересмотру проблемы болезни в целом. Вместо приближения к более точному определению невроза мы обнаруживаем, что некоторые широко распространенные симптомы, такие как боли в сердце и желудке, приобретают новое значение, когда их считают невротическими симптомами или, по крайней мере, симптомами центральных, а не периферических нарушений в изолированных органах.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва