Эпидемиология определение. Эпидемиология как наука

Эпидемиологии- это наука, которая изучает причины возникновения и распространения любой патологии (или складывающегося состояния здоровья) в популяции, а также разрабатывает в соответствии с полученными данными необходимые адекватные мероприятия. Первоначально предметом эпидемиологии считались любые массовые заболевания - эпидемии,но сейчас Предметом эпидемиологии стал эпидемический процесс, т. е. возникновение и распространение любых инфекционных заболеваний, независимо от количественных показателей этого распространения.

Наряду с этим в соответствии с естественным развитием науки стало формироваться представление о том, что предметом эпидемиологии может быть любая нозологическая форма, независимо от внутренней ее сущности (т. е. не только инфекционная), которая получает распространение среди людей. При такой оценке науки она как бы трансформировалась в методическую основу для всей медицины.

Таким образом, эволюция медицинской науки привела к сознанию, что эпидемиологические исследования являются венцом доказательства причин развития любых патологических процессов среди населения.

Итак, предметом эпидемиологии являются:

Процесс возникновения и распространения любых патологических состояний среди людей (в популяции),

Состояние здоровья (невозможность возникновения и распространения патологических состояний).

Современная эпидемиология имеет следующие цели:

изучение распространения популяций возбудителей, распределения и масштабов распространения болезней в человеческих популяциях;

получение данных, необходимых для планирования, проведения и оценки мероприятий по профилактике и борьбе с болезнями (для резкого снижения одних и полной ликвидации других на определенных территориях и в глобальном масштабе);

идентификация этиологических факторов в патогенезе болезней;

Основные задачи эпидемиологии:

изучение распространения заболеваемости в группах населения, установление причинно-следственных связей между заболеваемостью и индивидуальными, временными и территориальными параметрами, т.е. выявление: а) групп риска; б) времени риска; в) территорий риска; планирование, проведение и оценка эффективности профилактических мероприятий по недопущению возникновения инфекционных заболеваний или противоэпидемических для локализации и ликвидации их в случае возникновения, а также для полной ликвидации некоторых из них на определенных административных территориях и во всем мире; определение существующих и будущих потребностей в службах здравоохранения;

разработка критериев, которые могут быть использованы в виде показателей для оценки качества работы служб здравоохранения; определение надежности эпидемиологической информации.

2 Развитие эпидемиологии в стране.Вклад отеч ученых в развитии эпидемиологии.Достижения и проблемы эпидемиологии в борьбе с инфек заболеваниями.

Эпидемиология - наука, изучающая закономерности возникновения и распространения любых патологических состояний среди людей и разрабатывающая меры борьбы и профилактики. С древних времен существовало 2 теории возникновения заболеваний: Первая теория, выдвинутая Гиппократом, предполагала, что причиной эпидемий

является проникновение в организм людей неких веществ - миазмов,находящихся в космосе или в почве, в частности, в болотистых местах, Вторая теория предполагала, что причиной развития эпидемий является распространение среди людей живого болезнетворного агента. основоположник отечественной эпидемиологии Д. С. Самойлович(сторонник 2-ой теории), Труды Самойловича по чуме были признаны всеми учеными Европы.Д. С. Самойлович первый в мире пытался применить микроскоп для обнаружения предполагаемого возбудителя чумы. К. сожалению, разрешающая способность имевшегося микроскопа и техника микроскопирования не позволили получить положительного результата.

Исследования Л. Пастера (1822-1895), Р. Коха (1843-1910) и их многочисленных учеников определили не только торжество контагионистской теории, но и привели к разработке множества практических мер в борьбе с заразными заболеваниями (современная диагностика заболеваний, использование дезинфекции, разработка и введение в широкую практику специфической профилактики с помощью вакцин и сывороток и т д)

Существенный вклад в изучение эпидемий и в борьбу с ними внесли отечественные медики. Это было обусловлено историческими особенностями развития общества в России: частые войны на территориях с природной очаговостью, низкий экономический уровень и даже нищета значительной части населения - неизбежно вели к возникновению и распространению эпидемий многих заразных заболеваний.

В 1920 г. В Одессе была создана первая в мире кафедра эпидемиологии. Ее организатор Д. К. Заболотный, который осуществил неоднократные, причем весьма успешные экспедиционные исследования в очагах чумы. Ему принадлежит открытие наличия природных очагов этой болезни. Д. К. Заболотный написал первый учебник по эпидемиологии, создал школу отечественных эпидемиологов, к которой принадлежали Л. В. Громашевский,М. Н. Соловьев. Заболотный по праву считается основоположником советской эпидемиологии.

Громашевский, сформулировавший учение об эпидемическом процессе, в частности, о механизме передачи. Е. Н. Павловский создал теорию природной очаговости ряда

инфекционных заболеваний, согласно которой обеспечивается стойкое сохранение

возбудителя.

В. А. Башенин (1882-1977), соавтор открытия безжелтушного лептоспироза, рассматривал эпидемиологию как науку, предназначенную для изучения всех заболеваний, а не только инфекционных. А. А. Смородинцев открыл очаги японского энцефалита в стране, руководил изучением этиологии, клиники и эпидемиологии геморрагической лихорадки с почечным синдромом в очагах, впервые обнаруженных в стране, установил вирусную природу заболевания, доказал роль мышевидных грызунов как источников инфекции. Кроме того, он создал вакцины для специфической профилактики гриппа, клещевого и японского энцефалитов, кори, паротита,краснухи. В. М. Жданов сформулировал стройную систему понимания эволюции заразных заболеваний, значительны его успехи в эпидемиологии вирусных инфекций. В. Д. Беляков(1921-1997) создал теорию саморегуляции эпидемического процесса.

В настоящее время в России в отношении многих нозоформ сложилась благоприятная ситуация, хотя проблем еще достаточно. сравнительно высокая заболеваемость острыми кишечными инфекциями, гриппом и ОРЗ, вирусными гепатитами В и С, отдельными природно-очаговыми нозоформами, ВИЧ-инфекцией.

эпидемиология, которая изначально сформировалась как наука об эпидемиях, т. е. массовом распространении заболеваний, постепенно трансформировалась в науку об эпидемическом процессе , т. е. она стала изучать не только эпидемии, но и выяснять причины возникновения единичных или небольшого числа заболеваний.

Если ранее основное внимание уделялось острым инфекционным заболеваниям, то в последние годы оно все более смещается в сторону хронических болезней (хронические вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекция, остеопороз и т. д.).

Наряду с этим, в последние десятилетия интенсивно развивается популяционный подход во многих частных медицинских науках. Популяционный подход означает изучение болезней (патологических состояний) среди людей. Именно эпидемиологические популяционные исследования продемонстрировали связь между воздействием ионизирующей радиации и определенными формами рака, между употреблением больших доз кофе и развитием ишемической болезни сердца, между курением и развитием рака легкого и т. п.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

УЧЕНИЕ ОБ ЭПИДЕМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Эпидемиология – самостоятельная область медицины, которая изучает причины возникновения и распространения инфекционных болезней, а также разрабатывает способы борьбы с ними, возможности их предотвращения и искоренения.

Сам термин, который заимствован из греческого языка (epi - на, demos - народ, logos - наука), означает учение о появлении и распространении среди населения каких-то массовых явлений. Вначале он касался лишь инфекционных болезней, и уже стало традицией именно такое его употребление. Но в последнее время начали говорить также об эпидемиологии неинфекционных болезней (например, сахарного диабета) и даже вредных привычек (курение, наркомания). Такое широкое употребление термина на практике нередко приводит к недоразумениям, так как между инфекционными и неинфекционными болезнями существует принципиальная разница.

Существенной особенностью инфекционных болезней является их заразность, то есть способность распространяться среди людей и животных. Эта способность сформировалась эволюционно и обеспечивает выживание возбудителя как биологического вида.

Основным объектом эпидемиологии служит эпидемический процесс, то есть распространение инфекционных болезней среди людей.

В прошлом эпидемиология в значительной мере была созерцательной наукой (занималась описанием эпидемий), а практические мероприятия носили преимущественно эмпирический характер. Сегодня она имеет в своем распоряжении хорошо разработанную теорию и научно обоснованные, эффективные противоэпидемические мероприятия. Эпидемиология успешно удовлетворяет практические запросы здравоохранения, направленные на борьбу с заразными болезнями и их распространением.

Различают общую (теоретическую) часть эпидемиологии, в которой объясняется эпидемический процесс как явление, и специальную (практическую), разрабатывающую те или иные технические (например, дезинфекция, массовая иммунизация) и организационные (например, система мероприятий против заноса инфекций из одной местности в другую) средства борьбы с инфекционными болезнями.

Издавна человечество имело определенные представления о заразных болезнях и старалось предотвратить им. Так, больных лепрой выгоняли из общины, изолировали их в особых «дворах прокаженных». В Китае свыше 3 тысячелетий тому назад прибегали к вариоляции, то есть искусственной прививке человеческой оспы, что приводило к формированию невосприимчивости. Известно немало санитарных законов древних евреев, индусов, китайцев и т.п. Но предлагаемые мероприятия носили эмпирический характер и чаще были малоэффективными.

Знаменитый древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), который ярко описал клиническую картину ряда инфекционных болезней, считал, что они возникают вследствие появления в воздухе и недрах земли особых болезнетворных веществ – миазм (греческое миазма – скверна). Разносясь с ветром и дождем, миазмы вызывают массовые заболевания людей и животных.

Другие ученые, в частности грек Фукидид (460-395 гг. до н.э.) и итальянец Лукреций (99-55 гг. до н.э.), придерживались мнения, что инфекционные болезни вызываются не только миазмами, но и очень мелкими живыми частицами – контагиями. Последние передаются от больного человека здоровому при непосредственном контакте или через рот. Позднее представление о контагии развил выдающийся итальянский ученый эпохи Возрождения Д. Фракасторо (1478-1553 гг.). Он доказывал, что возбудители инфекционных болезней проникают в организм при непосредственном общении с больным человеком или при косвенном контакте (через одежду, предметы быта, воздух, пищу). Фракасторо фактически разработал контагиозную теорию распространения инфекционных болезней, которая получила подтверждение и развитие после бактериологических открытий конца XIX – начала XX столетия.

Приверженцами и продолжателями контагиозной теории были выдающиеся украинские ученые О. Шафонский и Д. Самойлович (1724-1810), оба с Черниговщины. Учились в университетах Западной Европы, принимали участие в ликвидации эпидемий чумы в России: оказывали помощь больным, разработали метод окуривания помещений, одежды и бытовых вещей сжиганием порошков из серы и селитры; предложили карантинные мероприятия при чуме, доказали важность раннего выявления первого больного чумой и его немедленной изоляции. Доказали, что переболевшие чумой приобретают сопротивляемость к этой инфекции, и привлекали их для работы в очагах. Капитальные научные работы Д. Самойловича издавались за рубежом и имели значительное влияние на дальнейшее развитие эпидемиологии.

В 1796 г. английский врач Э. Дженнер (1749-1823) открыл чрезвычайно эффективный способ профилактики особо опасной болезни – натуральной оспы, предложив прививку человеку коровьей оспы (вакцины), что произошло задолго до открытия возбудителей инфекционных болезней и рождения иммунологии. Благодаря этому способу со временем натуральная оспа была ликвидирована во всем мире.

Вторая половина XIX столетия ознаменована появлением новой науки – бактериологии (микробиологии). Тотcontagium vivum, о котором гениальные мыслители предыдущих эпох лишь догадывались, в результате великих открытий Л. Пастера (1822-1895), Р. Коха (1843-1910) и их многочисленных последователей превратился в реальное явление, доступное изучению с помощью микробиологических методов.

В частности, Л. Пастер впервые сформулировал вывод о том, что все инфекционные болезни вызываются живыми, специфическими для каждого недуга возбудителями. Он предложил получение вакцин из лишенных вирулентности возбудителей, создал высокоэффективную вакцину против бешенства. Р. Кох отработал технику выращивания и выделения патогенных микроорганизмов. Им были открыты возбудители туберкулеза, сибирки, холеры и пр., установлены пути проникновения их в человеческий организм.

Классические роботы о восприимчивости и иммунитете при инфекционных болезнях принадлежат нашему ученому И.И. Мечникову (1845-1916), который основал первую на территории тогдашней России бактериологическую станцию в Одессе, впервые сформулировал фагоцитарную теорию иммунитета, за которую был удостоен Нобелевской премии.

Среди научных достижений того времени нужно назвать и открытие вирусов, принадлежащее российскому микробиологу Д.И. Ивановскому (1864-1920).

Отечественные ученые Г.Н. Минх (1836-1896) и О.О. Мочутковский (1845-1903) в героическом опыте самозаражения доказали, что возбудители возвратного и сыпного тифов находятся в крови больных и потому могут передаваться через кровососущих насекомых. П.М. Лащенко (1865-1925) обосновал капельный механизм распространения возбудителей инфекций дыхательных путей. В.К. Высокович (1854-1912) усовершенствовал методы иммунизации против чумы, брюшного тифа, сибирки и столбняка.

В 1884 г. О.Д. Павловский впервые на территории тогдашней Российской империи получил противодифтерийную сыворотку и ввел ее больному ребенку. По его инициативе было принято решение о создании в Киеве Бактериологического института, прежде всего для изготовления противодифтерийной сыворотки, других лечебных препаратов и проведения научных исследований. И.Г. Савченко в 1892 г. впервые опробовал на себе метод энтеральной иммунизации против холеры и выявил здоровое носительство холерных вибрионов, о чем ранее не было известно. Трудясь в Одессе, Н.Ф. Гамалея (1859-1949) открыл и изучил холероподобный вибрион. Он осуществил ряд фундаментальных исследований по эпидемиологии, микробиологии и иммунологии туберкулеза, сибирки, холеры, натуральной оспы, сыпного и возвратного тифов, а также ввел в науку термин «дезинфекция». В Одессе провел свою жизнь выдающийся клиницист-инфекционист, микробиолог и эпидемиолог В.К. Стефанский (1867-1949), автор ценных трудов по эпидемиологии чумы, проказы, дифтерии, сыпного и возвратного тифов, сибирки.

Классические исследования по микробиологии и эпидемиологии чумы, которые получили мировую популярность, выполнил один из виднейших эпидемиологов нашего столетия украинец Д.К. Заболотный (1866-1929). В 1911 г. он экспериментально доказал роль тарбаганов как одного из источников возбудителя чумы в природе. Д.К. Заболотный впервые дал определение эпидемиологии как самостоятельной науки, открыл первую в мире кафедру эпидемиологии в Одесском медицинском институте, издал первый отечественный учебник «Основы эпидемиологии». Им был основан Киевский научно-исследовательский институт микробиологии, что сейчас носит имя ученого.

Масштабные и разноплановые исследования в области ветеринарной и медицинской гельминтологии провели K.И. Скрябин (1878-1972) и его ученики. Они открыли ряд видов глистов человека и животных, изучили биологические циклы их развития, научно обосновали возможность полного искоренения многих гельминтозов.

Среди эпидемиологов нашего времени особое место занимает Л.В. Громашевский (1887-1980). Этот выдающийся ученый открыл закономерности распространения инфекционных болезней, разработал учение о механизмах передачи возбудителей, движущих силах эпидемического процесса, глубоко исследовал влияние на него социальных, биологических и экологических факторов. Основываясь на локализации возбудителей инфекционных болезней в организме и механизме их передачи, он создал классификацию этих болезней, которая признана во всем мире. Л.В. Громашевский возглавлял кафедры эпидемиологии Одесского, Днепропетровского и Киевского медицинских институтов, написал учебник по эпидемиологии, который многократно переиздавался во многих странах.

Установлено, что эпидемиологические особенности любой инфекционной болезни непосредственно связаны с динамикой общественных явлений (гигиена населенных пунктов, войны, стихийные бедствия, ядерные катастрофы и прочие экологические факторы). Они существенно изменяют свойства возбудителей и вызванных ими инфекционных процессов. В мире наметилась четкая тенденция к снижению заболеваемости острыми кишечными инфекциями, гельминтозами, малярией. Вместе с тем заметно выросла частота ОРВИ, внутрибольничных (нозокомиальных) инфекций, заболеваний, вызванных условно-патогенными возбудителями и резистентными к антибиотикам микроорганизмами. Появились новые вирусные болезни, особо опасные для людей, – ВИЧ-инфекция, геморрагические лихорадки (Марбург, Эбола, Ласса), SARS.

Недавно открыт новый биологический тип возбудителя – прионы – измененные собственные белки человека и животных. Они не содержат нуклеиновых кислот и этим принципиально отличаются от всех известных микроорганизмов. Уже доказана этиологическая роль прионов в развитии болезней головного мозга и мышечной системы. Некоторые из них передаются человеку от крупного и мелкого рогатого скота. За открытие прионов американскому патологу Стенли Прузинеру в 1997 г. присуждена Нобелевская премия.

Возбудителям инфекционных болезней присуще эволюционное непостоянство. Можно прогнозировать дальнейшее исчезновение каких-то инфекций, а также появление других, до этого времени неизвестных болезней. Это диктует потребность дальнейшего развития эпидемиологии и усовершенствования борьбы с инфекциями, изучение современных особенностей эпидемического процесса для сохранения здоровья людей. Таким образом, социальная значимость деятельности врача-эпидемиолога для общества никогда не иссякнет.

Эпидемический процесс – непрерывная цепь следующих друг за другом случаев инфекционной болезни, т.е. процесс распространения инфекционной болезни в коллективе.

Эпидемический процесс состоит из трех звеньев – источника инфекции, механизма передачи и восприимчивого организма.

Таблица 1

ЗВЕНЬЯ ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

1. Источник возбудителя.

2. Механизм передачи возбудителя.

3. Восприимчивый организм.

Источник инфекции (возбудителя) – первое звено эпидемического процесса. Под источником инфекции следует понимать тот объект, который служит местом естественного пребывания и размножения возбудителя и из которого возбудитель может тем или иным путем заражать здоровых (восприимчивых) людей.

В процессе эволюции возбудитель приспособился к существованию в живом организме, где есть определенная температура, питательные вещества и т.д. Источником инфекции может быть зараженный организм человека или животного – как больного, так и носителя (І закон эпидемиологии).

Таблица 2

І ЗАКОН ЭПИДЕМИОЛОГИИ

Источником возбудителя является зараженный (больной или носитель) организм человека или животного (объект, который служит местом естественного пребывания и размножения возбудителей и из которого возбудитель может тем или иным путем заражать здоровых людей)

Таблица 3

ИСТОЧНИКИ ВОЗБУДИТЕЛЯ

ЧЕЛОВЕК – больной или носитель (конец инкубационного периода; продром; разгар болезни; реконвалесценция, пока продолжается выделение возбудителя) - Антропоноз

ЖИВОТНЫЕ (домашние, дикие) - Зооноз

ВНЕШНЯЯ СРЕДА - Сапроноз

Больной человек заразен - в конце инкубационного периода и продроме (кишечные инфекции, вирусный гепатит, корь), в разгар болезни (практически все инфекции, однако эпидемиологическая опасность в этом периоде меньше, поскольку больные обычно находятся в стационаре – отсюда необходимость госпитализации или хотя бы изоляции инфекционных больных), в реконвалесценции (пока продолжается выделение из организма возбудителя – необходимо контрольное бактериологическое обследование). Возможно также формирование носительства – транзиторного (здоровый человек «пропустил» возбудителя через свой организм транзитом, например, при дизентерии, сальмонеллезе – через ЖКТ, без какой-либо реакции), реконвалесцентного (обычно кратковременное – дни, редко недели), хронического (иногда пожизненного).

Животные – домашние и дикие – могут быть источниками при зоонозах – бешенстве, сибирской язве. Существенную роль играют крысы, которые передают около 20 инфекционных болезней, в том числе чуму, лептоспироз, содоку и др.

Некоторые патогенные для человека могут длительно существовать и даже накапливаться (размножаться) в окружающей среде - возбудители легионеллеза, газовой гангрены, столбняка и др. заболеваний, т.е. почва, вода являются своеобразным резервуаром этих возбудителей. Инфекционные заболевания, вызываемые этими возбудителями, относят к сапронозам.

Таблица 4

ІІ ЗАКОН ЭПИДЕМИОЛОГИИ

Локализация возбудителя в организме и механизм передачи его от одного индивидуума к другому…образуют непрерывную цепь, обеспечивающую сохранение вида возбудителя в природе и непрерывность эпидемического процесса при любой инфекционной болезни.

Механизм передачи соответствует локализации возбудителя в организме (ІІ закон эпидемиологии).

Таблица 5

МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕДАЧИ ВОЗБУДИТЕЛЕЙ

Фекально-оральный

Воздушно-капельный (пылевой)

Трансмиссивный

Контактный (раневой)

Вертикальный (мать – плод - ребенок)

Различают следующие механизмы передачи: воздушно-капельный, фекально-оральный (алиментарный), трансмиссивный, контактный (раневой), вертикальный (от матери плоду, чаще трансплацентарный, на возможно заражение непосредственно во время родов, при прохождении плода через родовые пути, а также ребенка - при грудном вскармливании через молоко). Элементы внешней среды, принимающие участие в одномоментной или последовательной передаче заразного начала во внешней среде, называются факторами передачи.

Общепризнанной классификации инфекционных болезней пока что нет. В нашей стране наибольшее распространение получила классификация академика Л.В. Громашевского. Она основана на механизме передачи инфекции и специфической первичной локализации возбудителя в организме, что обусловливает определенный патогенез болезни, ее основные клинические проявления (ІІІ закон эпидемиологии). Согласно этой классификации, инфекционные болезни разделены на четыре большие группы.

Таблица 6

ІІІ ЗАКОН ЭПИДЕМИОЛОГИИ

Специфическая локализация возбудителей заразных болезней в организме, соответствующий ей механизм передачи и определяемая ими сумма основных биологических свойств возбудителей – комплексный объективный признак, который может быть положен в основу рациональной классификации инфекционных болезней:

кишечные инфекции

инфекции дыхательных путей

кровяные инфекции

инфекции наружных покровов

Кишечные инфекции. Возбудитель локализуется в кишках, выделяется с фекалиями. Заражение человека происходит перорально через факторы, которые подвергаются фекальному загрязнению (вода, пища, руки, мухи и пр.). К этой группе относятся антропонозы – брюшной тиф, дизентерия, эшерихиозы, амебиаз, холера, вирусные гепатиты А и Е, полиомиелит, некоторые зоонозы - гельминтозы, сальмонеллез (частично паратиф В), лептоспироз, ботулизм, бруцеллез, псевдотуберкулез, кишечный иерсиниоз, ящур, листериоз. Если болезни этой группы сопровождаются бактериемией, возбудитель может выделяться с мочой (брюшной тиф, лептоспироз), молоком (бруцеллез), иногда со слюной, потом.

Инфекции дыхательных путей. Возбудитель преимущественно локализуется в слизистой оболочке дыхательных путей, выделяется во внешнюю среду с секретами дыхательных путей во время кашля, чиханья, разговора. Чтобы вызвать заражение человека, возбудитель должен попасть на слизистую оболочку дыхательных путей (во время вдоха), иногда на другие слизистые оболочки. К этой группе относятся корь, краснуха, коклюш, натуральная оспа и ветрянка, эпидемический паротит, инфекционный мононуклеоз, орнитоз, грипп и прочие ОРВИ, менингококковая болезнь, энцефалит, вирусный менингит, ангина, скарлатина, дифтерия, легионеллез. Почти все инфекционные болезни этой группы (кроме орнитоза и отдельных видов энцефалита) являются антропонозами. Некоторые из них могут передаваться не только непосредственно от больного (носителя) к здоровому, а и косвенным путем (через посуду и прочие предметы) – скарлатина, дифтерия, ангина.

Кровяные (трансмиссивные) инфекции. Вызываются возбудителями, которые имеют первичную и основную локализацию в крови больного. Заражение человека происходит, когда возбудитель попадает непосредственно в кровь (лимфу) от живых кровососущих переносчиков – членистоногих. К этой группе относятся антропонозы – сыпной и возвратный тифы, флеботомная (москитная) лихорадка, малярия, кожный лейшманиоз, а также зоонозы – чума, туляремия, эндемические риккетсиозы, сезонный энцефалит, клещевой возвратный тиф, геморрагические лихорадки (в том числе желтая, денге), трипаносомоз. Сезонность кровяных инфекций связана с особенностями жизнедеятельности переносчиков в определенное (теплое) время года. Кроме того, учитывая существование членистоногих и их источников (животных) в определенных климато-географических условиях, некоторые болезни этой группы характеризуются типичной природной очаговостью (Е.Н. Павловский), существованием биотопов источников и переносчиков инфекции.

Инфекции внешних покровов. Первичная локализация возбудителя – кожа и внешние слизистые оболочки, через которые происходит заражение человека при непосредственном (прямом) контакте (венерические болезни, бешенство, содоку) или через факторы внешней среды: одежда, постельное белье, посуда, продукты питания и пр. (столбняк, сибирка и т.п.). Кроме названных, к этой группе относятся рожа, сап, фелиноз (болезнь от кошачьих царапин), трахома, инфекционный конъюнктивит. Почти все они – зоонозы (кроме венерических).

Третье звено эпидемического процесса – восприимчивый организм.

Таблица 7

IV ЗАКОН ЭПИДЕМИОЛОГИИ

Эпидемический процесс возникает и поддерживается только при сочетанном действии трех главных движущих сил:

1) источника возбудителя;

2) механизма передачи;

3) восприимчивость населения к данной инфекции

При выключении хотя бы одного из этих факторов эпидемический процесс прекращается

Таблица 8

V ЗАКОН ЭПИДЕМИОЛОГИИ

Природные и социальные явления обусловливают количественные и качественные изменения в ходе эпидемического процесса путем воздействия на его главные движущие силы (источник возбудителя, механизм передачи, восприимчивость) и потому являются вторичными движущими силами эпидемического процесса

Действие природных факторов (географических, климатических) сказывается, в основном, на механизме и факторах передачи – условия существования переносчиков (малярийный комар, москиты), природный резервуар (многососковая крыса при лихорадке Ласса), что обусловливает эндемические заболевания. Природные факторы могут влиять и на восприимчивый организм (снижение сопротивляемости в холодное время года или, наоборот, в жару). Большее значение (и более регулируемое) имеют факторы социальные и среди них улучшение водоснабжения и канализация (действие на механизм передачи при кишечных инфекциях), иммунизация населения (создание специфической невосприимчивости – влияние на ІІІ звено) и т.д.

Количественная оценка эпидемического процесса – его интенсивность:

Таблица 9

ИНТЕНСИВНОСТЬ ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

1. Спорадические заболевания – уровень заболеваемости, обычный для данной инфекции на данной территории в данный период времени.

2. Эпидемия – заболеваемость в несколько раз превышает спорадическую.

3. Пандемия – чрезвычайно интенсивный эпидемический процесс и значительно превышает эпидемию.

Эндемические инфекции – привязанные к определенной территории.

Экзотические инфекции – болезни, не характерные для данной местности, но могут быть занесены из других стран.

Спорадическая заболеваемость – уровень заболеваемости, обычный для данной инфекционной болезни, в данной местности, в данных исторических условиях (например, 1-2 случая дизентерии за месяц, столько же – для брюшного тифа за год у нас; в республиках Средней Азии – десятки случаев). Эпидемия – заболеваемость значительно превышает спорадическую (крупная вспышка ВГ в г. Суходольске Луганской области, когда в течение 2-3 недель заболело около 1000 человек), пандемия – чрезвычайно сильная эпидемия или заболеваемость охватывает несколько стран («испанка» 1918-1920 гг., эпидемия азиатского гриппа 1957 г., 7-я пандемия холера, которая не закончилась и сейчас).

Еще одно важное понятие – эпидемический очаг.

Таблица 10

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ОЧАГ

Место пребывания источника возбудителя с окружающей его территорией в тех пределах, в которых он способен передавать заразное начало окружающим.

Эпидемический очаг существует во времени (максимальный инкубационный период данной инфекционной болезни) и

Пространстве (определяется механизмом передачи)

Эпидемический очаг – территория, на которой находится источник инфекции и в пределах которой может распространяться его заразное действие, т.е. в очаге должны быть все 3 звена эпидемического процесса. Эпидемический очаг ограничен во времени и пространстве. Временной фактор – максимальный инкубационный период данного инфекционного заболевания (7 дней при дизентерии, 21 день – при ветрянке и эпидпаротите, 21 день – при брюшном тифе и т.д.). Территориально границы очага определяются механизмом передачи, его главными факторами (молочная вспышка дизентерии в Тернополе в 1972 г. – пострадали школьники младших классов всех школ города; водная вспышка в 1979 г. – за 2 недели 192 случая острых кишечных инфекций + 17 случаев брюшного тифа у жителей центральной части города из-за аварии на этой ветке водопровода; вспышка ветрянки в конкретном дошкольном детском учреждении). Противоэпидемические мероприятия в очаге должны быть направлены на все звенья эпидемического процесса.

Таблица 11

ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ОЧАГЕ

Воздействие на источник возбудителя

диагностика заболевания

регистрация

изоляция больного (носителя)

этиотропное лечение

Воздействие на механизм передачи -

дезинфекция (дезинсекция, дератизация) – текущая, заключительная

Меры в отношении контактных лиц

санитарная обработка

медицинское наблюдение

лабораторное обследование

специфическая профилактика

Воздействие на первое звено, т.е. источник инфекции. Если таким источником является дикое животное или грызуны, они уничтожаются. По отношению к человеку, естественно, такой метод обезвреживания не может быть применен. Поэтому необходима изоляция источника возбудителя. Она может быть осуществлена в двух вариантах - изоляция в домашних условиях или госпитализация в инфекционный стационар.

Клинические показания для госпитализации инфекционных больных - тяжесть состояния; наличие тяжелых сопутствующих заболеваний (неблагоприятный преморбидный фон); возраст (маленькие дети, старики).

Эпидемиологические показания - все особо опасные инфекции; ряд заболеваний, при которых госпитализация обязательна (брюшной тиф, дифтерия, лептоспироз и др.); сам больной или контактные относятся к декретированной группе населения; проживание в общежитии; неблагоприятные санитарно-гигиенические условия проживания; за пациентом некому ухаживать.

Необходимо предпринять все меры для уточнения диагноза (клинико-лабораторные данные), поскольку диагноз будет определять комплекс противоэпидемических мероприятий.

Обязательна регистрация инфекционного заболевания в СЭС, даже при подозрении на него.

К методам обезвреживания источника возбудителя относится и этиотропная терапия.

Мероприятия в отношении второго звена эпидпроцесса, т.е. механизма передачи, - все виды дезинфекции, в том числе дезинсекция (борьба с насекомыми и членистоногими) и дератизация (борьба с грызунами). Уничтожение грызунов и некоторых членистоногих (например клещей) можно рассматривать и как воздействие на первое звено эпидпроцесса - крысы являются природным резервуаром возбудителей чумы, туляремии, лептоспироза и т.д., клещи - источник инфекции при клещевом энцефалите, геморрагических лихорадках и др.; при этом возбудители передаются трансовариально потомству, а животные заражаются друг от друга, и вид возбудителя сохраняется в природе без участия человека.

Дезинфекция очаговая - текущая и заключительная; первая проводится в присутствии источника инфекции, вторая - после его удаления (госпитализации, после выздоровления или смерти больного). Профилактическая дезинфекция проводится, когда мы не знаем точно о наличии источника инфекции, но можем предполагать его присутствие - например, стерилизация или пастеризация молока на молокозаводах, хлорирование водопроводной воды, уборка помещений в местах скопления людей (вокзал, поликлиника, детские учреждения и т.д.).

Мероприятия в отношении третьего звена эпидпроцесса, т.е. восприимчивого организма (контактных лиц в эпидемическом очаге). Контактными являются обычно члены семьи больного или носителя, проживающие вместе с ним, те, кто общается по работе, учебе, в лечебно-профилактических учреждениях и др.

Санитарная обработка контактных лиц (обязательна при сыпном тифе).

Проведение профилактики, по возможности специфической, данного заболевания - путем создания иммунитета - активного (ревакцинация ранее привитых против дифтерии, вакцинация детей от кори при отсутствии противопоказаний) или пассивного (введение ослабленным пациентам g -глобулина или специфических сывороток - ВГ, корь, ботулизм и др.). При особо опасных инфекциях контактные подлежат экстренной профилактике антибиотиками.

Таблица 12

(В.Д. Беляков и соавт., 1976-1988)

фаза резервации (эпидемиологическое благополучие); эпидемического преобразования; эпидемического распространения; резервационного преобразования

Роль социальных и природных условий в фазовых преобразованиях эпидемического процесса:

формирование коллективов, миграция; активизация механизма передачи возбудителя; снижение иммунитета и резистентности

Эпидемиология

Предметом экологической эпидемиологии являются массовые экологически обусловленные болезни среди населения. Следовательно, экологическая эпидемиология являются частью науки эпидемиологии, а не «самостоятельной наукой», и не «методологией гигиены» или «экологии», или «общественного здравоохранения», как формулируют её ряд авторов (Ревич Б. А. и др., 2004; Привалова Л. И. и др., 2003).

Ландшафтная эпидемиология

Геоинформационная система (ГИС)

Одним из современных направлений эпидемиологии является ландшафтная эпидемиология (Landscape epidemiology).

Основоположником науки эпидемиологии считается Гиппократ . До наших дней дошли сочинения Гиппократа «Семь книг об эпидемиях», «О воздухе, водах и местностях» и др. В. А. Башенин в своем учебнике по общей эпидемиологии писал: «В течение почти 2000 лет по эпидемиологии не было высказано более оригинальных научных взглядов, чем взгляды Гиппократа». Со времен Гиппократа, то есть около 2400 лет назад, под словом «эпидемия» понимали массовые заболевания среди людей, которые могли включать болезни инфекционной и неинфекционной природы.

Конечно, в древние и средние века эпидемии в основном являлись результатом распространения заразных заболеваний, хотя представления о том, что такое зараза и как она проникает в организм, были различными. Ещё в древности возникли две теории развития эпидемии. Первая теория, выдвинутая Гиппократом, предполагала, что причиной эпидемий является проникновение в организм людей неких веществ - миазмов, находящихся в космосе или в почве, в частности, в болотистых местах. Согласно этому представлению, вдыхание миазм большим количеством людей приводит к возникновению массовой заболеваемости. Эта точка зрения обосновывалась на наблюдениях, когда возможность заражения пострадавших от других больных проследить не удавалось. По-видимому, не случайно и упоминание о болотистых местах: вполне вероятно, что речь шла о наблюдениях в очагах малярии , при которой невозможно проследить заразность больного - непосредственной угрозы для окружающих он не представляет (больной как бы «не контагиозен»).

Вторая теория предполагала, что причиной развития эпидемий является распространение среди людей живого болезнетворного агента. Эту точку зрения высказал величайший философ Греции Аристотель (IV в. до н. э.), в дальнейшем она нашла последователей в Древнем Риме. Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н. э.) назвал этого агента «Contagium vivum». По существу, как показал исторический опыт, эта гениальная догадка предопределила весь ход развития эпидемиологии, базировалась она на очевидной заразности больных при имевших в те времена широкое распространение нозоформах, таких как чума , оспа и некоторые другие.

В эпоху Возрождения контагионистская гипотеза получила развитие в трудах итальянского врача Фракасторо . Он опубликовал книгу «Siphilides Libris III» (откуда и название болезни - сифилис), в которой сформулировал положение о заразности больного для других. Поскольку при венерических заболеваниях проследить контакты с больным не трудно, в книге были представлены неопровержимые доказательства в пользу контагионистской теории. Надо отметить, что это была важнейшая веха в понимании сути эпидемий. Последовательным сторонником этой гипотезы был основоположник отечественной эпидемиологии Д. С. Самойлович (1724-1810). Труды Самойловича по чуме были признаны всеми учеными Европы, и он был избран членом различных иностранных Академий.

Д. С. Самойлович первый в мире пытался применить микроскоп для обнаружения предполагаемого возбудителя чумы. Разрешающая способность имевшегося микроскопа и техника микроскопирования не позволили получить положительного результата.

Нет сомнения, что постоянная дискуссия контагионистов и сторонников миазматической теории послужила основой дальнейшего развития науки.

Следующим, причем решающим этапом в познании внутренней сущности эпидемии стали великие микробиологические открытия и достижения второй половины XIX в., которым предшествовало открытие микробов (А. Левенгук , 1632-1723). Исследования Л. Пастера (1822-1895), Р. Коха (1843-1910) и их многочисленных учеников определили не только торжество контагионистской теории, но и привели к разработке множества практических мер в борьбе с заразными заболеваниями (современная диагностика заболеваний, использование дезинфекции, разработка и введение в широкую практику специфической профилактики с помощью вакцин и сывороток и т. д.).

Задачи эпидемиологии сводятся к следующим :

  • определению медицинской и социально-экономической значимости болезни, её места в структуре патологии населения;
  • изучению закономерностей распространения болезни во времени (по годам, месяцам и т. п.), по территории и среди различных групп населения (возрастных, половых, профессиональных и т. д.);
  • выявлению причин и условий, определяющих наблюдаемый характер распространения болезни;
  • разработке рекомендаций по оптимизации профилактики;
  • разработке прогноза распространения изучаемой болезни.

Объектом эпидемиологии инфекционных болезней является эпидемический процесс

Предметом эпидемиологии являются:

  • процесс возникновения и распространения любых патологических состояний среди людей (в популяции);
  • состояние здоровья (невозможность возникновения и распространения патологических состояний).

Эпидемиологический метод - специфическая совокупность приёмов и способов, предназначенных для изучения причин возникновения и распространения любых патологических состояний в популяции людей (включает наблюдение, обследование, историческое и географическое описание, сопоставление, эксперимент, статистический и логический анализ).

Эпидемиология инфекционных болезней

Эпидемиология инфекционных болезней - это система знаний о закономерностях эпидемического процесса и методах его изучения, а также совокупности противоэпидемических мероприятий и организации их проведения с целью предупреждения заболеваемости инфекционными болезнями отдельных групп населения, снижения показателей заболеваемости совокупного населения и ликвидации отдельных инфекций. По мнению некоторых авторов (Беляков В. Д., Яфаев Р. Х., 1989 г.), предметом изучения эпидемиологии инфекционных болезней является эпидемический процесс , закономерности его развития и формы проявления.

Эпидемиология неинфекционных болезней

Эпидемиология неинфекционных болезней - это наука, изучающая причины и условия возникновения и распространения неинфекционной заболеваемости среди населения для разработки и применения профилактических мероприятий. В эпидемиологии неинфекционных заболеваний выделяются, в зависимости от временной протяженности причинно-следственных связей, обуславливаемых реактивностью и компенсаторными механизмами, пространственное (хорологическое) и пространственно-временное (хронологическое)направления. Эти направления достаточно существенно отличаются своими аналитическими системами и используемыми показателями. Пространственное направление эффективно используется в онкологии, сердечно-сосудистой патологии, эндокринологии и др. сферах. Хроноэпидемиологическое направление как методология и метод фазовопространственного анализа впервые разработано и использовано в психиатрии (В. П. Исхаков, 1972-2010).

Фармакоэпидемиология

В последнее время получила развитие область знаний, происшедшая от объединения фармакологии и эпидемиологии - фармакоэпидемиология . Последняя наука является теоретической и методической основой фармаконадзора, проводимого в РФ, в ЕС и США, а также по всему миру.

Военная эпидемиология

Военная эпидемиология - это раздел эпидемиологии и военной медицины, изучающий вопросы теории и практики противоэпидемического обеспечения войск в мирное и военное время. Военная эпидемиология изучает особенности возникновения и развития эпидемического процесса в организованных воинских коллективах с учётом своеобразия их комплектования, возрастного состава, деятельности и быта, разрабатывает методы эпидемиологических обследований и систему войск. Военная эпидемиология тесно связана с общей эпидемиологией, организацией и тактикой медицинской службы, военной гигиеной и военно-полевой терапией (Акимкин В. Г.).

Цель военной эпидемиологии - обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия войск.

Задачи военной эпидемиологии:

  • предупреждение заноса инфекционных заболеваний в войска;
  • предупреждение распространения инфекционных заболеваний среди личного состава войск;
  • предупреждение выноса инфекционных заболеваний из войск;
  • биологическая защита войск.

Разделы военной эпидемиологии:

  • учение об эпидемическом процессе и особенностях его развития среди личного состава войск;
  • средства и методы противоэпидемической защиты войск;
  • эпидемиологическая диагностика (ретроспективный и оперативный эпидемиологический анализ, эпидемиологическое обследование очагов инфекционных заболеваний, санитарно-эпидемиологическая разведка и наблюдение);
  • организация мероприятий по противоэпидемической защите войск в мирное и военное время;
  • частная эпидемиология;
  • биологическое оружие и защита от него.

Экологическая эпидемиология

Экологическая эпидемиология - это отрасль общественного здоровья, изучающая экологические условия и опасности, представляющие риск для здоровья человека.

Экологическая эпидемиология:

  • выявляет и измеряет воздействие экологических загрязнителей, проводит оценки рисков и связи;
  • обеспечивает медицинское обследование и наблюдение неблагоприятных для здоровья последствий,
  • также научно обосновывает уровни воздействия таких загрязнителей.

По мнению ряда авторов (Олейникова Е. В., Зуева Л. П., Нагорный С. В., 2009) термин «экологическая эпидемиология» сформулирован в последние два десятилетия на Западе, вначале - как ветвь эпидемиологии неинфекционных заболеваний, затем - как особое научное направление, посвященное изучению, анализу и доказательству зависимости здоровья населения от состояния окружающей среды под названием «environmental epidemiology ».

Предметом экологической эпидемиологии являются массовые экологически обусловленные болезни среди населения. Следовательно, экологическая эпидемиология являются частью науки эпидемиологии, а не «самостоятельной наукой», и не «методологией гигиены» или «экологии», или «общественного здравоохранения», как формулируют её ряд авторов (Ревич Б. А. и др., 2004; Привалова Л. И. и др., 2003).

Ландшафтная эпидемиология

Одним из современных направлений эпидемиологии является ландшафтная эпидемиология (Landscape epidemiology).

Античность

Основоположником науки эпидемиологии считается Гиппократ . До наших дней дошли сочинения Гиппократа «Семь книг об эпидемиях», «О воздухе, водах и местностях» и др. В. А. Башенин в своём учебнике по общей эпидемиологии писал: «В течение почти 2000 лет по эпидемиологии не было высказано более оригинальных научных взглядов, чем взгляды Гиппократа». Со времен Гиппократа, то есть около 2400 лет назад, под словом «эпидемия» понимали массовые заболевания среди людей, которые могли включать болезни инфекционной и неинфекционной природы.

Конечно, в древние и средние века эпидемии в основном являлись результатом распространения заразных заболеваний, хотя представления о том, что такое зараза и как она проникает в организм, были различными. Ещё в древности возникли две теории развития эпидемии. Первая теория, выдвинутая Гиппократом, предполагала, что причиной эпидемий является проникновение в организм людей неких веществ - миазмов , находящихся в космосе или в почве, в частности, в болотистых местах. Согласно этому представлению, вдыхание миазм большим количеством людей приводит к возникновению массовой заболеваемости. Эта точка зрения обосновывалась на наблюдениях, когда возможность заражения пострадавших от других больных проследить не удавалось. По-видимому, не случайно и упоминание о болотистых местах: вполне вероятно, что речь шла о наблюдениях в очагах малярии , при которой невозможно проследить заразность больного - непосредственной угрозы для окружающих он не представляет (больной как бы «не контагиозен»).

Вторая теория предполагала, что причиной развития эпидемий является распространение среди людей живого болезнетворного агента. Эту точку зрения высказал величайший философ Греции Аристотель (IV в. до н. э.), в дальнейшем она нашла последователей в Древнем Риме. Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н. э.) назвал этого агента «Contagium vivum». По существу, как показал исторический опыт, эта гениальная догадка предопределила весь ход развития эпидемиологии, базировалась она на очевидной заразности больных при имевших в те времена широкое распространение нозоформах, таких как чума , оспа и некоторые другие.

Возрождение и Новое время

В эпоху Возрождения контагионистская гипотеза получила развитие в трудах итальянского врача Фракасторо . Он опубликовал книгу «Siphilides Libris III» (откуда и название болезни - сифилис), в которой сформулировал положение о заразности больного для других. Поскольку при венерических заболеваниях проследить контакты с больным не трудно, в книге были представлены неопровержимые доказательства в пользу контагионистской теории. Надо отметить, что это была важнейшая веха в понимании сути эпидемий. Последовательным сторонником этой гипотезы был основоположник отечественной эпидемиологии Д. С. Самойлович (1724-1810). Труды Самойловича по чуме были признаны всеми учеными Европы, и он был избран членом различных иностранных Академий.

Д. С. Самойлович первый в мире пытался применить микроскоп для обнаружения предполагаемого возбудителя чумы. Разрешающая способность имевшегося микроскопа и техника микроскопирования не позволили получить положительного результата.

Нет сомнения, что постоянная дискуссия контагионистов и сторонников миазматической теории послужила основой дальнейшего развития науки.

Микробиологические исследования

Следующим, причём решающим этапом в познании внутренней сущности эпидемии стали великие микробиологические открытия и достижения второй половины XIX в., которым предшествовало открытие микробов (А. Левенгук , 1632-1723). Исследования Л. Пастера (1822-1895), Р. Коха (1843-1910) и их многочисленных учеников определили не только торжество контагионистской теории, но и привели к разработке множества практических мер в борьбе с заразными заболеваниями (современная диагностика заболеваний, использование дезинфекции, разработка и введение в широкую практику специфической профилактики с помощью вакцин и сывороток и т. д.).

Английский врач Джон Сноу известен своим расследованием причин эпидемии холеры в XIX веке.

Целью эксперимента, проведённого Сноу, было выяснение путей передачи холеры. Он обратил внимание, что две разные компании снабжали водой один и тот же район Лондона. Обе водопроводные компании забирали воду из Темзы в тех местах, которые могли подвергаться заражению из городской канализации.

Но в 1892 г. после эпидемии холеры, одна из этих компаний, «Ламбет компани», перенесла свою водоочистительную систему выше по течению, туда, где не было лондонской канализации. Другая, «Саутуорок энд Воксхолл компани», оставила всё как было. Обе компании поставляли питьевую воду в один и тот же район города. Часто отдельный дом пользовался источником водоснабжения, которым не пользовались соседние дома. Между людьми, получающими воду из источников различных компаний, нет никакой разницы ни в положении, ни в профессии.

Данные эксперимента оказались грандиозными. Не менее 300 000 людей обоих полов, всех возрастов и профессий, всех уровней и общественных положений - от знати до самых бедных слоев - были разделены на две группы без их ведома и воли.

Одна группа получала воду с примесью лондонской канализации и со всем, что могло попасть в неё от больных холерой, другая же группа получала воду, совершенно свободную от такого загрязнения. Нужно было только выяснить источник снабжения водой каждого отдельного дома, в котором могла произойти фатальная вспышка холеры. Выполнение этой задачи требовало свести воедино информацию двух типов: случаи холеры и источник водоснабжения.

Смертность в домах, обслуживаемых «Саутуорк энд Воксхолл компани», оказалась в девять раз выше, чем в домах, обслуживаемых «Ламбет компани». Более того, последующие эпидемии холеры чётко подтвердили значимость питьевого источника.

В России

Первая мировая война , последовавшие затем две революции, гражданская война, экономическая разруха, голод привели к невиданному до тех пор распространению различных эпидемий. Так, по далеко не полным данным, заболеваемость (инцидентность) только сыпным тифом в 1919 г. составила 2743, в 1920 г. - 2550 на 100 000 населения.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва