Что значит быть воспитанным человеком? Кто такой воспитанный человек.

Часто воспитанность и наличие хороших манер являются обязательными требованиями к спутнику жизни, новому сотруднику и даже к друзьям. И дело вовсе не в том, что человек, который не знает, что такое «менажница», не имеет права на пребывание в приличном обществе. Мне кажется, есть определенный минимум воспитанности, обладать которым должен каждым.

Поведение за столом

Мне, как хозяйке, очень приятно, когда близкие говорят «спасибо» за приготовленное блюдо. А уж если добавят «было очень вкусно», лицо мое расплывается в улыбке, а настроение резко улучшается. Со своей стороны всегда желаю приятного аппетита, стараюсь красиво сервировать стол.

И дочь, и муж стараются не отвлекаться во время еды. У нас не принято кушать в одиночестве или на ходу. Конечно, бывают случаи, когда муж задерживается на работе, но большую часть дней мы ужинаем вместе.

Постоянство привычек

Мне совершенно непонятно, как людям удается вести себя иначе дома и в обществе. Так и ребенку не объяснишь, почему дома можно вытирать лицо рукавом, а в кафе нужно пользоваться салфеткой. Правила этикета должны выполняться всегда и везде. Как-то я читала интервью одной телеведущей, так она рассказывала, что даже в одиночестве ведет себя так, будто находится под прицелом видеокамер.

Отношение к окружающим

Показателем воспитанности для меня является отношение к обслуживающему персоналу. И жутко раздражает, когда клиенты хамят официантам, парковщикам, продавцам, парикмахерам и т.д. Во-первых, все профессии хороши. Во-вторых, кто знает, где каждый из нас будет завтра или через год? Часто бывает, что выбирать не приходится, а когда нужны деньги, согласишься на любую работу.

Опять же, насчет постоянства. Как можно уважительно относиться к жене, а грубить женщинам незнакомым? Я считаю, что все же женщины являются слабыми, как говорил О.Уайльд, «декоративным» полом, и каждая из нас достойна уважительного отношения.

Мне нравится, когда дочь называет меня ласковыми прозвищами – мамочка, мамуля, любимая мамочка и т.д. Просто у нас в семье так принято – по именам друг друга мы практически не называем.

Отдельная тема – отношение к людям преклонного возраста. Это ведь тоже воспитанность. Помимо почтительного отношения к родителям, не так уж сложно аналогично относиться и к незнакомым людям пожилого возраста. Даже уступить право очереди или помочь прочитать ценник на продукте – помощь, оказать которую под силу каждому из нас.

Правильная речь

Необязательно уметь использовать витиеватые обороты и «заумные» слова. Важно говорить правильно, избегать основных ошибок в речи. Достаточно нескольких часов свободного времени, чтобы ознакомиться с самыми распространенными ошибками, найти которые можно в интернете.

Конечно, главное, чтобы человек был хороший, но грубые грамматические ошибки уровня первоклассника способны свести на нет даже наилучшее впечатление.

Выводы

Быть воспитанным – значит обладать базовым набором хороших манер, которые непременно включают в себя доброжелательное отношение к окружающим. Сюда же можно отнести умение хорошо выглядеть в соответствии со временем и местом, способность контролировать свои эмоции и грамотно выражать их.

А что вы вкладываете в понятие «воспитанность»?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Спартаковская средняя общеобразовательная школа»

КЛАССНЫЙ ЧАС

в 5 классе

на тему:

«Что значит быть воспитанным человеком?»

Учитель: Карноухова А.Н.

Классный час « «Что значит быть воспитанным человеком» 5 класс

Цели: способствовать воспитанию нравственных качеств, через познание себя; выявление правильного и ошибочного представления о воспитании; создание «человека» идеально воспитанного.

    Вступление

У.: Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности, вбирает в себя опыт людей, накопленный многими поколениями. Общество человека воспитывает. Но воспитывает не только большая группа людей, но и малая, например, класс. В классе мы влияем друг на друга, воспитываем друг друга.

Что значит быть воспитанным человеком? Какими качествами должен обладать человек, чтобы о нём сказали – «Да – он воспитанный человек!» Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы.

2 . Беседа

Жизнь показывает, что нельзя каждого образованного человека считать воспитанным. Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия.

Мир изменяется со сказочной быстротой. В меняющемся мире может существовать только изменяющийся человек. И всё же в области человеческих отношений должны присутствовать те постоянные незыблемые законы, на которые человек всегда должен опираться в своей жизни.

Как вы ответите на вопрос, что значит быть воспитанным человеком?

Откройте книжки-самоделки на второй странице и запишите качества, которыми,по вашему мнению, должен обладать воспитанный человек.(2 минуты)

2)Упражнение «новый одноклассник»

В нашем классе – 6 учеников и, как нам кажется, все мы воспитаны. Но давайте попробуем создать 7 ученика и наделить его качествами идеально воспитанного человека. Вот он – ваш новый одноклассник! (доска – мальчик)(Учащиеся по очереди называют качества воспитанного человека – вежливцй уважающий других, добрый, отзывчивый, умее себя вести в обществе, обладает хорошими манерами, тактичный, пунктуальный)

Мы с вами наделили самыми необходимыми, на ваш взгляд, качествами воспитанного человека нашего героя. Я вижу, что для вас в воспитанном человеке должны быть такие качества - … , но больше всего вы цените в воспитанных людях…

В толковом словаре С. Ожегова сказано, что «воспитанный – это имеющий хорошее воспитание, умеющий хорошо вести себя в обществе».

Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя: он не теряется в незнакомом обществе, умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Но воспитанность – это не только хорошие манеры. Это нечто глубокое и существенное в человеке. Этим «нечто» является внутренняя культура и интеллигентность, основой которой являются радушие и уважение к другому человеку.

Какое главное качество отличает воспитанного человека от невоспитанного?

Из чего именно складывается воспитанность?

Вежливость. Древние греки утверждали, что вежливость – главное качество личности воспитанного человека.

Какие правила вежливости вы могли бы назвать?

Правила вежливости запрещают:

Входить в официальное учреждение в шляпе (мужчинам) и громко разговаривать (лицам обоего пола);

Шуметь, тревожить и раздражать окружающих;

Критиковать чьи-либо религиозные убеждения;

Унижать чью-либо национальность;

Смеяться над ошибками и промахами других людей;

Наделять собеседника вслух оскорбительными эпитетами;

Отсылать по обратному адресу письмо или подарок;

В неуважительном тоне отзываться о близких собеседника;

Коверкать фамилии и имена;

Открывать чужую сумку, заглядывать в нее, если она открыта, исследовать содержимое чужих карманов;

Самовольно выдвигать ящики чужого стола и перекладывать их содержимое как на работе, так и дома, а также открывать чужой шкаф, буфет, кладовку.

Тактичность - это чувство меры, которое следует соблюдать в разговоре, в любых отношениях с людьми, умение не переходить границу, за которой всегда стоит обида собеседника.

Пунктуальность. Именно она свидетельствует о хороших манерах. Только уважительная причина может извинить опоздание.

Хорошие манеры

Не принято в обществе:

Приводить себя и свою одежду в порядок, поправлять галстук, прическу, чистить ногти;

Причесываться и вообще трогать волосы;

Использовать ноготь мизинца в качестве зубочистки;

Щелкать суставами пальцев;

Потирать руки;

Одергивать одежду;

Постоянно что-то “мурлыкать” себе под нос;

Бурными проявлениями, оскорбительными, грубыми словами обнаруживать свой гнев и негодование.

А теперь посмотрите на свое поведение и подумайте, насколько воспитанны.

Великий И. Гете писал, что «поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик».Как вы понимаете это утверждение?

3) Пратические упражнения

О качествах воспитанных людей нужно не только знать, но и уметь их применять в разных жизненных ситуациях.

Выберите наиболее свойственный вам вариант поведения в следующих типичных жизненных ситуациях.

(на столах ситуации с предложенными вариантами ответов).

Ситуация №1.

Воскресенье. По телевизору должна идти любимая передача. Но мама по достаточно объективной причине просит именно в это время погулять с маленьким братом.Какой вариант поведения вы выберете?

А. предложу посмотреть передачу вместе с братом

Б. сначала посмотрю телевизор, потом пойду погуляю с братом

В. Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить

Г. Пойду погуляю с братом

Д. придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти передача, чтобы он не захотел идти гулять

Ситуация №2.

Классный руководитель, т.е. я – объявляю ребятам, что в цирк удалось достать всего несколько билетов. Но я вас всех люблю и мне трудно выбрать кому не идти. Сделайте это сами. Ия предлагаю вам самим решить кому не пойти.

А. предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно

В. Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил учебной и активной работой

Г. Подниму руку, что не пойду

Д. предложу распределить по группам, а группа выберет достойных

Ситуация №3.

Андрей взял у Вики без разрешения линейку. На её требования вернуть, Андрей не реагирует. Ваши действия.

А. сделать вид, что ничего не происходит

Б. отнять линейку силой у Андрея и вернуть Вике

В. Взять ещё Викину вещь и вместе с Андреем дразнить Вику

Г. Пристыдить Андрея и попытаться убедить Андрея вернуть линейку

Д. обратиться за помощью ко взрослым.

4) Познай себя!(анализ тестов )

Ни один человек в своей жизни не избежал напоминания или указания о том, что надо уметь себя вести. это говорят родители, люди на улице, учителя. Может быть, чтобы научиться воспитать себя, надо познать себя?как вы думаете?

У нас был проведён с вами тест… тест на 30 вопросов «Какой я?» (тесты на столе с баллами) тест проведён, баллы посчитаны, но вы не знаете результатов. 9Анализ тестов)

    Итог занятия

Как вы считаете, с кем из ребят герой классного часа мог бы дружить?

В книжках-самоделках запишите какие качества своего характера вы бы хотели изменить?

Какие качества будете развивать?

3. Заключение.

Ребята, на протяжении нашего занятия мы пытались с вами научиться быть воспитанным человеком, мы пытались понять себя. Естественно, сразу нельзя достичь идеальных отношений, этому человек учится на протяжении всей жизни, и, если мы будем стараться стать воспитанными, то мир покажется большим, солнечным и прекрасным. Давайте учиться воспитанности!

Рефлексия

Игра. «Волшебный цветок добра»

Вытяните руки вперёд, закройте глаза. Представьте себе то, что о чём я буду говорить. Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка (звучит музыка) и вам хочется её слушать. Мысленно поместите всё это тепло, добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости. У вас доброе настроение.,

Пока идёт релаксация – на доске появляется рисунок 3 цветков – серединка и стебель.

Откройте глаза, посмотрите на доску, а теперь давайте каждый из вас выберет цвет цветка вашего настроения и дорисует нашим цветам по лепесточку.

Цветы яркие, красивые – это значит, что наше занятие сегодня заканчивается с вашим хорошим настроение.

Приложение

"Определение уровня воспитанности личности учащихся

с учетом возрастных особенностей и индивидуального развития"

Фамилия, Имя_____________________________________________________________

Класс___________________________ Учебный год_____________________________

1. Если твой одноклассник совершает ошибку, оплошность, то ты:

А) не обращаешь на это внимание

Б) подсмеиваешься над ним

В) оказываешь поддержку

2.Я всегда рад присоединиться к большой компании, например, встретиться с друзьями, пойти с ними погулять, принять участие в интересном общественном мероприятии

А) да

Б) это зависит от компании

В) не люблю большие компании

3.Если ты обещаешь родителям или другу выполнить какое-либо дело, но у тебя возникают затруднения, то ты:

А) выполняю обещание, даже если мне это доставляет неудобство

Б) прошу отсрочку или прошу выполнить кого-нибудь другого

В) особенно не беспокоюсь, решаю, что ничего не поделаешь

4.Культура России богата, потому что, Россия многонациональная страна, считаешь ли ты это утверждение верным:

А) да

Б) возможно это и так

В) меня это не интересует

5.Занимаешься ли ты какой-нибудь творческой деятельностью (посещаешь художественную, танцевальную, театральную студию и.т.д.)?

А) да

Б) раньше занимался(ась), теперь нет

В) никогда не занимался(ась)

6.Есть ли у тебя постоянные обязанности по дому?

А) да

Б) помогаешь иногда по просьбе родителей

В) твоя обязанность - учиться

7.Затраты на больных и инвалидов - пустая трата денег?

А) да

Б) нет

В) это дело государства

8.Вызывает ли у тебя трудность выступать перед большой аудиторией?

А) да

Б) иногда - да

В) нет, я этого не боюсь

9.Если родители обещают купить тебе обновку, но у них возникают материальные затруднения, то ты:

А) требую, так как обещания надо выполнять

Б) немного жду, потом напоминаю

В) отказываюсь от обновки

10.Ты зашел в кафе пообедать. Есть свободное место за столиком, где сидит человек другой расы. Твои действия, ты останешься в кафе обедать?

А) да

Б) нет

В) подумаю, смотря, какая ситуация

11.Стараешься ли ты украсить свою комнату, сделать её более уютной?

А) да, мне нравится этим заниматься

Б) мне нравится уют и красота, но пусть их создают другие

В) я не обращаю на это внимание

12.Если в школе какой-либо предмет дается тебе с трудом, то ты:

А) особенно не переживаешь, оставляешь все как есть

Б) стараешься дополнительно заниматься по этому предмету

В) усиленно готовишься только перед контрольными работами

13.К тебе обращается ребёнок-инвалид с вопросом:

А) ты разговариваешь с ним естественным образом

Б) ты отходишь от него, не знаешь как себя вести

В) прохожу мимо

14.Приехав в детский лагерь, легко ли ты знакомишься с незнакомыми ребятами?

А) да

Б) я присматриваюсь к новым ребятам

В) я испытываю трудности

15.Как ты ведёшь себя при посторонних людях, в общественных местах?

А) стараюсь продемонстрировать хорошие манеры

Б) по разному

В) всегда и везде веду себя одинаково

16.Если бы к вам в класс пришли новички-беженцы из других регионов, как бы ты к ним отнёсся

А) постарался поддержать их, помог привыкнуть к новой школе

Б) отнёсся к ним спокойно, но дружить не стал бы

В) отнёсся к ним отрицательно - пусть живут на своей земле

17.В свободное время ты пошел бы:

А) в музей, на художественную выставку

Б) на стадион

В) посидел бы дома

18.Доводишь ли ты любое дело до конца?

А) всегда

Б) зависит от важности дела

В) нет, не обязательно

19.Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты сделаешь?

А) отбираю интересные и приношу

Б) принесу книги, которые я прочитал

В) если все принесут, я тоже кое-что отберу

20.Можешь ли ты, организовать игру, работу в коллективе?

А) да

Б) это зависит от коллектива ребят

В) я не люблю быть организатором

21.Тебя учитель просит выполнить общественное поручение, которое для тебя кажется невыполнимым.

А) сделаю все что смогу

Б) обращусь за помощью

22.Мне трудно представить, что моим другом может стать человек другой веры

А) да

Б) нет

В) для меня это не главное

23.Есть ли у тебя любимый писатель, поэт, художник, композитор?

А) да

Б) есть произведения, которые мне нравятся, но их авторов я не знаю

В) нет, я этим не интересуюсь

24.Если твоя семья ждет прихода гостей (идет уборка комнат, готовиться угощение), то ты:

А) активно помогаешь

Б) помогаешь, только если гости приходят к тебе

В) занимаешься своими делами или уходишь из дома, чтобы не мешать

25.Ты заметил среди гостей грустную девочку (мальчика), которая(ый) одиноко сидит в стороне. Что ты сделаешь?

А) ничего, какое моё дело

Б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства

В) подойду и непременно заговорю

26.Вашему классу поручили дело - посадить дерево около школы, твои действия:

А) ты считаешь, что это должен делать весь класс

Б) ты соберешь группу ребят

В) ты бы смог это сделать сам, самостоятельно

27.Если тебе сказали, что твой друг нечестно ведёт себя по отношению к тебе, то ты:

А) перестал бы с ним общаться

Б) стал бы внимательно следить за его поведением, ждать, когда он себя выдаст

В) открыто сказал бы ему о своих подозрениях

28.Одноклассник пришёл к тебе в гости неряшливо одет. Это тебя раздражает?

А) да

Б) нет

В) внешний вид не имеет значение

А) нет, я стараюсь пропускать эти места в книге, не люблю их читать

Б) читаю иногда, если есть настроение

В) да, я всегда внимательно читаю такие описания.

30.Ты пришел на уборку школы, и видишь, что все уже трудятся. Что ты сделаешь?

А) постою с ребятами, потом видно будет

Б) уйду домой, если не будут отмечать присутствующих

В) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ними.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Подсчёт результатов производится по 6 критериям, каждый из которых соответствует определённой компонент:

1 компонент: ГУМАННЫЙ

2 компонент: КОММУНИКАТИВНЫЙ

3 компонент: ДУХОВНЫЙ

4 компонент: ТОЛЕРАНТНЫЙ

5 компонент: КРЕАТИВНЫЙ

6 компонент: ТРУДОВОЙ

Критерии уровня воспитанности, основанные на ключевых компонентах

1 копонент 2 копонент 3 копонент 4 копонент 5 копонент 6 копонент

УРОВНИ ВОСПИТАННОСТИ:

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ - менее 50 баллов

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ - от 50 до 100 баллов

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ - от 100 баллов и выше

Это тот, кто овладел им в совершенстве. Благодаря хорошим манерам можно наладить благоприятные отношения с социумом, что значительно повышает комфортность жизни для каждой личности.

Отличительные черты

Это личность, употребляющая в беседе выражения, интонацию и тон, располагающие к благожелательному общению. Также большую роль играют жесты, походка, мимика. Следует быть в меру скромным, но не зажатым и скрытным. Давая слово, за него нужно быть в ответе, исполнять свои обещания, ведь нужно не только произвести хорошее впечатление, но и закрепить его, поддерживать долгое время.

Качества воспитанного человека помогают ему общаться с окружающими тактично. Существуют конкретные инструкции и советы, благодаря которым можно составить довольно ясное представление о рамках этикета, находясь в которых, вы прослывете приятным собеседником и желанным гостем в любой компании.

Правильное общение

Для начала не стоит говорить слишком громко и использовать грубые выражения, ведь ваша цель - не перекричать оппонента. Если у вас возник с кем-то спор, стоит всецело положиться на логичность и аргументированность собственной позиции. Воспитанный человек - это личность, способная самоутвердиться за счёт спокойной уверенности в собственных доводах, а не эмоционального давления на конкурента. Жесты должны быть спокойными и плавными, не стоит делать чрезмерно резких движений, они обычно оставляют не самое приятное впечатление.

На самом деле окружающие люди желают настроиться на волну покоя и гармонии, в глубине души они не простят вас, если вы захотите нарушить это состояние. Кроме того, что вы не должны мешать спокойно жить остальным, стоит подумать и о себе. Следите за своим гардеробом. Не обязательно одеваться по последней моде в новинки самых дорогих брендов, но воспитанный человек должен, по крайней мере, контролировать чистоту и опрятность собственной одежды. Нет ничего сложного в том, чтобы надевать только чистые вещи, проглаживать их перед тем, как надеть, чистить обувь.

Важность самоконтроля

Жизнь не всегда течет по тому сценарию, который мы рисуем в своем воображении. Подчас она загоняет нас в тупик, вызывает стресс, заставляет покинуть зону комфорта, но даже тогда не стоит терять самообладания, списывая всё на обстоятельства.

Какого человека называют воспитанным? Пожалуй, того, кто, наступив в темном коридоре на кошку, называет ее именно кошкой. То есть хорошие манеры не должны быть для вас маской, с помощью которой вы пытаетесь втереться в доверие к окружающим. Они должны стать нормой, привычкой, единственно допустимым путем общения.

Даже если вы что-то с кем-то не поделили, ваши мнения разошлись с чьими-то в диалоге, вы столкнулись с полным нежеланием принять во внимание ваши аргументы, не стоит терять контроль. В таких ситуациях наилучшим советчиком является голос разума, а также усвоенные ранее которые помогут не завести ситуацию в еще больший тупик.

Правила воспитанного человека исключают проявление недоброжелательности к другим людям. Можно сказать, что у вас иная точка зрения, но ни в коем случае не переходить на личности. Достаточно заключить, что вам не по пути, и разойтись, не вдаваясь в дальнейшие подробности.

Проявляйте уважение и учтивость

Уважение в обществе нужно заслужить и, что самое главное, не потерять в будущем. Какого человека называют воспитанным? Того, кто всегда готов внимательно выслушать всякого, кто обращается к нему за советом или во всяком случае не выказывать явного пренебрежения. Порой это сложно.

У каждого встречаются ситуации, когда нет ни времени, ни желания общаться с какой-то конкретной личностью. В такие моменты очень важно отклониться от беседы тактично, чтобы у собеседника не осталось неприятного осадка на душе.

Уметь следовать своим интересам, при этом не обижая окружающих, - великое искусство, достойное того, чтобы в нем разобраться и освоить, ведь оно значительно упрощает жизнь и открывает многие возможности.

Не унижайтесь и не навязывайтесь

Можно рассмотреть и обратную ситуацию, когда вам что-то требуется, но общаться не хотят уже с вами, за неимением всё того же свободного времени или банальной к этому тяги. Воспитанный человек - это тот, кто не станет навязываться и ставить свои интересы во главе угла. Вы можете лишь предложить собственное общество.

Нет ничего зазорного в том, чтобы попросить окружающих об услуге, но истинной бестактностью будет ее вымогать, упрекать в безразличии и прочее. В сущности, обвинение других людей - это и есть отсутствие такта. На деле такие люди винят других в том, чем немало грешат сами.

Если пытаться достигнуть желаемого такими методами, можно очень низко пасть в глазах окружающих, а позитивное о себе впечатление потом будет вернуть очень непросто.

Улучшение социальной жизни личности

Благодаря правилам этикета можно получить представление о том, как же стоит себя вести, чтобы не возникало неловких ситуаций и конфликтов с другими индивидами. В общих чертах они подразумевают уважительность и благожелательность во время общения. При этом не должны значительной роли играть общественное положение или должность собеседника. Каждый одинаково достоин того, чтобы с ним обращались должным образом.

В рамках гуманизма считается, что каждое человеческое творение является изначально чистым. Этикет помогает не растерять этот внутренний свет, поддерживать его в себе и заботиться о благосостоянии окружающих.

Человек - существо, для которого оптимальной считается жизнь в обществе себе подобных. Все мы тесно связаны. Нанося оскорбление кому-то, вы порочите себя же. Так никогда не поступит человек, чье воспитание и манеры не позволят столь опуститься.

Поддерживая доброжелательные отношения с другими людьми, личность обеспечивает собственный покой. Уважая других, вы ставите и себя высоко. Те, кто самоутверждается за счет грубости и унижений, как правило, обладают низкой самооценкой и не считают себя важными.

И наоборот, индивиды, проявляющие почтительное отношение к тем, кто находится рядом, чувствуют себя довольно уверенно и комфортно в социуме. Выбор за вами.

Как часто в наше время можно услышать размышление о том, что значит быть воспитанным? Наше общество достигло прогресса во многом, уровень жизни стал лучше. Но несмотря на это, зачастую наблюдаешь за тем, что многие просто не научены элементарным нормам поведения. А ведь настоящим украшением человека являются ни золото и бриллианты, а его слова и поведение.

Приятно услышать от других в свой адрес, что ваше мнение будет услышано, оно многое значит и все считают вас воспитанным человеком, это лучшая похвала. Но как формирует такое представление окружающих людей? Может, получив диплом, любой из нас сразу автоматически становиться образованным и культурным? Да и важно ли в нашем обществе воспитание или главным все-таки является достойное образование?

Воспитанный человек обладает хорошими манерами, которые укоренились глубоко в его сознании. Его поведение останется неизменным, независимо от обстоятельств. Некоторые могут сдерживать себя, пока они на виду с незнакомыми людьми, но могут вести себя грубо с близкими, когда никто не видит.

  • У воспитанного человека интеллигентность укоренена внутри.
  • С воспитанными людьми приятно находиться рядом, внешне этот обаятельные люди.
  • Их слова не будут грубыми, нетактичными, с другими они ведут себя деликатно.
  • К другим они относятся с уважением, вызывая взаимное уважение.
  • Воспитанный человек не привлекает к себе все внимание, оставляя других в тени, не давая сказать другим слова. Такой человек умеет выслушать, не перебивая.

Но что значит быть воспитанным с рождения? Для подрастающего поколения особенно важно видеть примеры подобного поведения и учиться на них, но многое зависит от родителей. Если мама и папа сами не обладают такими качествами, не считают их важными, маловероятно, что их дети вырастут воспитанными. Если детей не учат уступать старшим место в транспорте, или они могут неуважительно разговаривать со старшими, а родители никак на это не реагируют, они вырастут невоспитанным и будут вести себя по-хамски. Родители - это те учителя, от которых ребенок учится больше всего и главная ответственность в вопросах воспитания лежит на них.

Наблюдая, как ведут себя взрослые в разных ситуациях, какие взаимоотношения между мамой и папой и другими членами семьи, как ценится в семье труд, ребенок впитывает это и у него вырабатываются определенные манеры поведения. Важно как взрослые разговаривают с детьми, каким тоном. Если мама объясняет все криком то, что будут значить эти слова: воспитанный ребенок не может выглядеть запуганным. Ведь воспитанность - это умение вести диалог, ненавязчиво, уважая мнении других, даже если это совсем малыш. Можно говорить правильные слова, но в таком тоне, что их никто не захочет слушать.

Уделяя внимание внешним вещам, красивой одежде, прическам, давайте помнить и о главных человеческих качествах, которые делают нас людьми. Конечно, воспитанный человек будет выглядеть культурно и аккуратно внешне, не потеряв при этом моральных качеств. И важно еще то, что эти качества помогут и самому быть счастливым.

Беседа

«Что значит воспитанный человек».

Цель: формировать чувство долга, ответственности перед окружающими.

Задачи: познакомить воспитанников с кратким сводом правил поведения человека; воспитывать у воспитанников класса общечеловеческие нормы морали (доброты, взаимопонимания, терпимости по отношению к людям)

Ход беседы:

    Организация начала беседы.

    Основная часть.

Мы живем среди людей, ежедневно общаемся, волнуемся, переживаем, но всегда ли наши поступки нравственны, чисты, открыты? Всегда ли они одобряемы окружающими? Всегда ли они несут добро людям?

В жизни встречаются тысячи ситуаций, которые не может предусмотреть никакой – пусть самый полный – свод правил поведения. И тогда единственно верное решение подскажет воспитанность. Какой человек может называться воспитанным?

Он не допустит бесцеремонности, грубости.

Он утвердит в человеке качества положительные - терпимость, ненавязчивость, простоту, деликатность, понимание. И т. д.

Откуда берутся такие качества?

Воспитание с детства.

С помощью взрослых.

Наблюдать за людьми, поведение которых тебе нравится. И т. д.

Но если мы отличаем воспитанных людей, разве нельзя от них чему-то учиться? Что для этого нужно, давайте вместе подумаем:

1)надо знать каким бы вы хотели быть,

2)надо знать каковы мы есть.

3) как преодолеть разрыв между вторым и первым.

«Познай самого себя»,- говорили древние греки и считали, что это самое трудное дело на свете.

Чтобы этого достигнуть, существует несколько приемов, про которые нам расскажут ребята.

Нравственность - это уважение прав, свобод, достоинства личности. Нравственность немыслима без соответствия слова и дела, она вырастает на основе конкретной жизнедеятельности - труда, общения, обычаев и традиций той или иной общности. И, говоря о дефиците нравственности в наше

суровое время, мы сетуем на недостаток доброты, внимания, тактичности, милосердия, порядочности. Кроме того, мы часто становимся жертвами

безответственности, нас это возмущает, мы негодуем, но часто ли мы сами бываем примером для подражания? Отличает ли нас самих обязательность?

· Считаете ли вы себя ответственным человеком?

· Что значит быть ответственным человеком?

Воспитанникам предлагается прослушать новеллу-зарисовку "Обязательность"

из книги Людмилы Алешиной "О вежливости, такте, о деликатности…"

«Обязательность».

Наконец Ермоловы получили квартиру! Радостно и энергично Зина

носилась по магазинам, покупала новые шторы, кухонную утварь,

светильники, манежик для малышей, полочки и крючки в ванную…

Переезд назначили на воскресенье. В этот день, как известно, ясли не

работают, а у них двое: одному год, второму два. Что делать? Самим не

справиться с переездом. Павел обратился к членам бригады:

Кто поможет?

Многие тоже переезжали. А Ребров, парень холостой, пообещал.

Спасибо, - обрадовался Ермолов. – У нас двое малышей, сам понимаешь.

О чем разговор! К какому часу?

Подходи к десяти.

Понятно!

Не подведешь?

Подводить нехорошо, - солидно произнес Ребров.

Пожали друг другу руки и расстались.

Придя домой, Павел сообщил Зине:

Серега Ребров придет, поможет. Ты будешь ребятишками заниматься.

В воскресенье погода была хмурая, ветреная. Шел мелкий дождь. По

телевизору – хоккей. Реброву не хотелось вылезать из дома. И он остался в теплой комнате, в мягком кресле, перед цветным телевизором.

Как управились Ермоловы, гадать не будем. Переехали. Нанервничались, наволновались. Не верили, что Ребров попросту наплевал на них.

Беспокоились, не случилось ли чего по дороге с ним. Первая радость

пребывания в новой квартире была омрачена…

· Вам знакома подобная ситуация?

· Как бы вы отнеслись к поступку Реброва?

· Обязательность - это важно в нашей жизни?

Продолжение чтения зарисовки.

В понедельник, встретив в походной Зину Ермолову, Ребров как ни в чем не бывало бодро сказал:

Зина бросила на него суровый взгляд, прошла мимо.

Ребров бросил ей вслед:

Здороваться надо! Невежливо так!

Зина не оглянулась, быстро ушла в раздевалку.

В обеденный перерыв, увидев Павла, Ребров посетовал:

Твоя половина больно злая!

Павел буркнул:

Зато ты добрый!

Ребров вслед ему крикнул:

Поинтересовался бы! Может, я болел!

За хоккей! – отозвался Павел.

После работы, выходя из цеха, Ребров возмущался:

Обиделись! Обязан я им, что ли!

Обещал? – спросил его товарищ по бригаде.

Ну, обещал.

Слово держать надо!

Ты бы и держал! – огрызнулся Ребров.

Во-первых, я слова не давал, а во-вторых, сам переезжал.

Что у них, родственников нет? – выкрикнул Ребров в пустоту. Вокруг

никого не было.

Реброва никто не осуждал, никто ему не выговаривал. Никто из старых мастеров не побранил. Но в воздухе висело осуждение его поступка. Он это чувствовал. Было не по себе.

Время шло. Атмосфера в бригаде не менялась. Вокруг Реброва

Образовался своеобразный вакуум. Однажды он спросил Васю Копылова:

Что происходит?!

Вася пожал плечами:

- «На острове нормальная погода». Помнишь такую песню?

Не про песню я! – огрызнулся Ребров.

А про что? – Вася смотрел в глаза Реброву, вроде он не понимал, о чем

Все понимали, что Реброву трудно существовать в отчуждении. Но

отчуждение товарищей было устойчивым.

Как-то Ребров догнал бригадира, поехал с ним в автобусе, хоть ему было и не по пути. Прижатый пассажирами вплотную к бригадиру, спросил:

Что происходит?!

Работаем, боремся с трудностями, - услышал спокойный ответ.

Что, ничего не видишь?! – взорвался Ребров.

Вижу, страдаешь. Совесть, значит, у тебя есть. Рад этому.

Сам от себя устал в последнее время, - признался Ребров.

Ты бы не маялся понапрасну, а помог людям. Обратились к тебе – значит, нужда в тебе была. Чего ты ждешь? Что Ермолов подойдет и скажет: «Спасибо, что подвел»?

Почему «спасибо»? Погрузили меня «в зону молчания», думаете, легко мне?

Ты не о себе – о людях подумай. Сделай хоть малое добро, счастливым себя почувствуешь

Может, пойти к Ермоловым, помочь прибить, привинтить чего… В новых квартирах работы до черта…

Вот это мысль. Ну, мне выходить, будь здоров. – Бригадир вышел из

автобуса. А Ребров поехал к Ермоловым.

    Приведите примеры из своей жизни, когда вас подводила

необязательность других людей. С кем бы вы не пошли в разведку?

· Часто ли взрослые бывают безответственными?

· Можно ли выработать в себе это качество - ответственность?

    Подберите синонимы к слову " ответственность ".

(Обязательность, чувство долга, пунктуальность …)

«Каким должен быть воспитанный человек?»

Теперь, когда мы обменялись мнениями, подведем итог: Какими основными правилами должен следовать воспитанный человек?

    Быть точным и аккуратным;

    Не срывать зло на окружающих;

    Не перебивать собеседника;

    В гостях вести себя прилично;

    Не забывать благодарить.

Как назвать человека, который соблюдает эти правила? (Воспитанный, культурный).

Какие черты характера показывают воспитанность человека?

4. Игра «Берем – не берем»

Ребята я вам раздам список, где написаны основные черты характера человека, а вы отметите, кто какие черты характера выбирает для себя.

. Аккуратность;

    Безразличие, благодарность;

    Воспитанность, вежливость, ворчливость;

    Грубость;

    Жадность;

  • Наглость;

    Скромность, сопереживание;

    Тактичность;

    Щедрость;

    Ябедничество.

А теперь скажите мне, кто что выбрал и из ваших слов мы составим цветок, лепестками которого являются самые хорошие черты характера, которыми обладает воспитанный человек.

«Воспитанность нельзя вбить, вколотить в человека, ее нельзя привить, прищепить, ее нельзя насильно на человека натянуть.

Это такое качество, которое вырастает изнутри в результате собственной работы человека над собой ».

Итоги занятия подводят ученики, проговаривая основные мысли, прозвучавшие на занятии: (слайд 8)

воспитанным быть хорошо:

к этому надо стремиться;

над этим надо работать,

нужно заниматься самосовершенствованием.

Каждый ваш поступок отражается на других людях, не забывайте, что рядом с вами человек.

Я вам на память дарю правила, которые сегодня мы обсуждали. Не забывайте их выполнять!

Не забывайте друг друга благодарить!

Поэтому я вас тоже благодарю за активную работу, будьте воспитанными, добрыми, умными!

III. Итог беседы. Рефлексия.

Итак, мы живем среди людей, в обществе. Общение с людьми

предполагает и определенные обязательства, помнить о которых мы

должны, чтобы о нас могли сказать: "На него можно положиться, он не

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва