Что такое контролируемые сделки критерии таблица. Критерии контролируемых сделок могут быть пересмотрены

Контролируемые сделки 2017: критерии (таблица)

  • совокупность некоторых сделок по реализации товаров между взаимозависимыми лицами через посредников, не являющихся взаимозависимыми с продавцом или покупателем;
  • сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (к примеру, нефтью, цветными металлами или минеральными удобрениями) на сумму свыше 60 млн. рублей за календарный год с одним и тем же лицом;
  • сделки, одной из сторон которых является лицо, чьим местом регистрации, жительства или местом налогового резидентства является оффшорная зона, и сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.

Контролируемые сделки: критерии

Приведем критерии контролируемости сделки между взаимозависимыми лицами, когда местом регистрации, местом жительства или местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по такой сделке является Российская Федерация (п. 2 , 3 ст. 105.14 НК РФ). При этом важно учитывать, что для признания таких сделок контролируемыми достаточно соблюдения хотя бы одного обстоятельства:

Обстоятельство, при котором сделка между российскими взаимозависимыми лицами признается контролируемыми Дополнительное условие для признания сделки контролируемой
Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей
Одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в %, и предметом сделки является облагаемое по установленной в % ставке НДПИ добытое полезное ископаемое
Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком ЕСХН или ЕНВД (если сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других сторон сделки есть лицо, не применяющее эти спецрежимы Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей
Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет ставку налога на прибыль 0% в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ («сколковцы»), при этом другая сторона (или стороны) таких льгот не имеют Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей
Хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает спецльготы по налогу на прибыль в соответствующем субъекте РФ, при этом другая сторона (или стороны) сделки не является резидентом таких зон
Сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
— одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ (к примеру, оператором нового морского месторождения углеводородного сырья), и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при расчете налога на прибыль в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;
— любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, либо является таковым, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке в соответствии со ст. 275.2 НК РФ
Хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта и применяет в соответствии со ст. 284.3 , 284.3-1 НК РФ любую из указанных ниже налоговых ставок по налогу на прибыль:
— зачисляемому в федеральный бюджет — 0%;
— зачисляемому в бюджет субъекта РФ — любую пониженную ставку
Хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, который указан в Федеральном законе от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» и который применяет освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145.1 НК РФ

Важно иметь в виду, что ФНС в судебном порядке может признать сделку контролируемой и без соответствия сделки указанным выше критериям. Для этого у налогового ведомства должны быть достаточные основания полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, которые совершаются так, чтобы намеренно скрыть признаки контролируемости (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Необходимо также учитывать, что если в сделке участвует нерезидент, то для признания взаимозависимой сделки контролируемой соблюдение иных критериев не требуется, т. е. все такие сделки будут считаться контролируемыми (Письмо Минфина от 10.05.16 № 03-01-18/28673).

Контролируемые сделки: исключения из правил

Даже при соответствии сделок критериям контролируемости, в отдельных случаях признаваться таковыми они не будут. Сюда можно отнести, в частности, такие случаи (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

  • стороны сделки являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с НК РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, облагаемой НДПИ по налоговой ставке, установленной в %);
  • стороны сделки удовлетворяют одновременно следующим требованиям:

а) зарегистрированы в одном субъекте РФ;

б) не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;

в) не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

г) не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль;

д) отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2 — 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ ;

  • сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ.

Все люди, занимающиеся предпринимательской деятельностью, сталкиваются с необходимостью поиска «лазеек» для того, чтобы снизить налоговые суммы. Договора финансового характера, которые проводятся между контрагентами, не являются в данном случае исключением . Это прекрасно осознают и представители налоговых органов. Именно по этой причине они приняли определенные критерии , которые позволяют осуществлять контроль.

Сделки контролируемого характера необходимы для того, чтобы предприниматель не смог избежать уплаты налогов в величине, которая была определена. Если произошел сговор участников, количество налогов, путем особых способов уменьшения, будет перечислена в государственный бюджет не во всем объеме.

Для этого, в процессе заключения, участником будут отражены некорректные данные, которые касаются стоимости товаров или услуг. Указывая фиктивную стоимость, все участники соглашения могут снизить реальное количество денежных средств, требуемых для уплаты налогов.

В зависимости от выбранной системы налогообложения, она может быть и завышенной . От подобного действия может происходить увеличение базы, которая потом применяется для проведения вычета. Во всех случаях изменение цены может негативно влиять на количество налогов. Это также является незаконным. Отметим, что несмотря на то, что предприниматели регулярно заключают сделки, далеко не все из них являются интересными для представителей Федеральной налоговой службы.

Критерии контролируемых сделок уместны в тех ситуациях , где регулярно происходит заключение контрактов между предприятиями, зависящими друг от друга. Все ситуации, подходящие под данный критерий, описаны в статье 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации . Они могут отличаться между собой спектром действия. При этом стоит сказать о том, что под данные критерии также подходят и те сделки, где фирмы являются взаимозависимыми между собой .

Контролируемыми для налогообложения являются:

  1. Те, которые были осуществлены между лицами, являющимися взаимозависимыми между собой.
  2. Сделки (одна или несколько), которые стали контролируемыми по причине их приравнивания к сделкам зависящих друг от друга лиц.
  3. Те, которые были признаны в суде как контролируемые.

Таблица контролируемых сделок выглядит следующим образом:

Сделки контролируемого вида Максимальный оборот денежных средств (в год)
Договора внешнеэкономического характера Между лицами, являющимися зависимыми друг от друга Лимит отсутствует
Проведенные с товаром биржевой торговли 60 миллионов рублей
С резидентами оффшоров, в соответствии со списком, предложенным в Министерстве Финансов Российской Федерации 60 миллионов рублей
Договора, проведенные в Российской Федерации Сделки между лицами, являющимися взаимозависящими 1 миллиард рублей (начиная с 2016 года)
Сделки, между взаимозависящими лицами, в случае если сторона:
Была освобождена от налогов на прибыль или же использует «нулевую» ставку 60 миллионов рублей
Резидент, имеющий льготы установленные на налог прибыли 60 миллионов рублей
Плательщик НДПИ 59 миллионов рублей
Использует специальный налоговый режим 100 миллионов рублей

Взаимозависящие фирмы по НК РФ

К зависимым фирмам, в целях определения контролируемости сделок, относят те, которые соответствуют критериям первого пункта статьи 105.14 Налогового кодекса РФ.

Стоит отметить, что контракты, которые были заключены с их участием, рассматриваются Федеральной налоговой службой в качестве контролируемых , если ситуации соответствуют следующим параметрам :

  1. При подписании отсутствуют «ненужные» лица.
  2. Одна из сторон не имеет статус «Налоговый резидент Российской Федерации».
  3. Оборот за один год в соответствии с контрактом превышает отметку в 60 миллионов рублей.

Субъектами сделок контролируемого типа могут являться связанные между собой или приравненные к таким:

  1. и нерезиденты Российской Федерации.
  2. Отечественные компании.
  3. Зарубежные компании.

Необходимо отметить, что под контроль со стороны Федеральной налоговой службы могут попасть не только являющиеся взаимозависимыми, но и другие лица, которые дали представителям налоговой повод в том, чтобы на них обратили внимание.

К примеру, распространенной является ситуация, когда фирма необоснованно снижает стоимость в контракте. Отметим, что судебные органы власти относятся к проверкам ФНС независимых лиц не очень лояльно.

Особенности для контрагентов (иностранных)

В законодательстве России говорится о том, что приобретение акций отечественной компанией через иностранного контрагента – это контролируемая сделка .

Если отечественная компания и иностранная организация являются между собой взаимосвязанными лицами, то проведенные между ними договора, в том числе и участие представительств иностранных организаций на территории Российской Федерации, относятся к контролируемым, вне зависимости от размера полученного ими дохода.

В законодательстве говорится про обязанность плательщиков налогов уведомлять ФНС о совершенных в 2018 году сделках контролируемого типа. Отметим, что форма уведомлений и порядок заполнения документа в электронной форме утверждены на законодательном уровне .

Какие налоги присутствуют в 2018 году

Достаточно часто представители предпринимательской сферы нашей страны задаются вопросом того, все ли налоги могут попадать под контроль налоговиков? В 2018 году законодательство включает в себя ограниченный список налогов. Их полнота исчислений может контролироваться:

  1. Налогом с прибыли, которая была получена организацией .
  2. Налогом на доходы физлиц , который был уплачен от доходов, полученных предпринимательством или предоставлением частных услуг.
  3. НДПИ . В данном случае в качестве предмета сделки выступают добытые ископаемые. При их добыче налогообложение осуществляется по ставке, которая измеряется в процентах.
  4. Налог на добавленную стоимость . НДС используется если один из участников сделки, не является плательщиком НДС или по определенным причинам освобожден от их уплаты.

Уведомление в ФНС должно быть подано до 20 числа 5-го месяца года, который следует после отчетного. За этот год уведомление необходимо предоставить не позднее 20 мая 2018 года .

В том случае, если документ будет подан до того момента, когда налоговые органы выявили ошибки, плательщик налогов автоматически освобождается от штрафов за то, что предоставил информацию, являющуюся неточной.

Документы данного вида могут быть запрошены налоговой службой не раньше, чем 1 июня года, который следует за календарным и, соответственно, в котором были заключены договора контролируемого характера. В рамках проверки запрос на получение документации по сделкам может составлять до трех лет .

Освобождение от санкций возможно только в том случае, если плательщик предоставляет в ФНС документы, которые обосновывают, почему им был снижен уровень рыночной стоимости на товары (услуги). Отметим, что в данном случае плательщику налогов дается 30 дней на то, чтобы он предоставил запрошенную ФНС документацию.

Таким образом, для того чтобы у владельцев бизнеса не возникали проблемы, рекомендуется предварительно позаботиться об обосновании рыночных цен . Дело в том, что процесс подготовки таких документов, чаще всего составляет от 3 до 6 недель . В данном случае, на срок подготовки документации серьезно влияет количество, а также сложность сделок, которые были проведены за все время работы.

Процесс предоставления отчетности по контролируемым сделкам является не самым простым и требует от владельцев бизнеса подробного изучения вопроса. В том случае если он изучен не будет, то при сдаче в Федеральную налоговую службу отчетности существует большая вероятность того, что возникнут проблемы.

Необходимо отметить, что для недопущения подобных ситуаций рекомендуется взять в штат компании или предприятия бухгалтера с опытом работы, который владеет налоговым законодательством, изучает все нововведения, а также, в связи со своими профессиональными навыками, знает, каким образом решить большинство проблем, возникающих с Федеральной налоговой службой.

Определение контролируемых сделок представлено в данном видео.

Контролируемые сделки – это сделки между взаимозависимыми лицами. При этом надо учитывать, что не все сделки с взаимозависимыми лицами являются контролируемыми. С другой стороны, есть сделки, которые приравниваются к контролируемым, хотя и не являются сделками между взаимозависимыми лицами. В статье расскажем про контролируемые сделки, рассмотрим их основные особенности.

Сделки, являющиеся контролируемыми

Сделки, являющиеся контролируемыми, и приравниваемые к ним сделки, определены в разделе V.1 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ ). Раздел посвящен взаимозависимым лицам, ценообразованию и налоговому контролю сделок между взаимозависимыми лицами. Контролируемые признаются сделки между следующими взаимозависимыми лицами.

Российскими организациями:

  • Если сделки между ними превышают 1 млрд. руб. в год
  • Если одна из таких организаций находится на УСН и сделки между ними превышают 60 млн. руб. в год
  • Если одна из организаций является плательщиком ЕСХН или ЕНВД и сделки между ними превышают 100 млн. руб. в год

Сделки, приравниваемые к контролируемым

К контролируемым приравниваются следующие сделки.

  • Сделки с участием посредников при соблюдении следующих условий:
  1. Посредники только организуют сделки, не выполняя более никаких функций
  2. Риски по таким сделкам посредники не несут
  3. Никакие активы для организации таких сделок посредники не используют
  • Внешнеторговые сделки в области мировой биржевой торговли. Но не по всем товарам, а по товарам, входящим в товарные группы, перечисленные в статье 105.14 НК РФ.
  • Сделки, одной из сторон которых является иностранное лицо, связанной с офшорными зонами местом регистрации, местом жительства или являющееся налоговым резидентом такой зоны.

При этом сумма годового дохода для посреднических сделок не лимитируется, а для сделок, перечисленных в пунктах 2 и 3, составляет более 60 млн. руб.

Сделки, не являющиеся контролируемыми

Не являются контролируемыми следующие сделки:

  1. Сделки, по которым не происходит определение налоговой базы в рамках НДС, Налога на прибыль, НДПИ и НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей и самозанятого населения).
  2. Сделки между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков. Исключение – сделки по добычи полезных ископаемых, признаваемых объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по процентной налоговой ставке;
  3. Сделки между лицами, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
  • они зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • они не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ и за пределами РФ;
  • они не являются плательщиками налога на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • у них нет убытков, в том числе убытков прошлых лет, переносимых на будущее;
  • отсутствуют причины для признания таких сделок контролируемыми

Сделки по межбанковским кредитам на срок не более 7 дней, сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, сделки по предоставлению поручительства небанковскими организациями и некоторые другие тоже не считаются контролируемыми.

Правила определения годовой суммы дохода в контролируемых сделках

  1. При расчете берется календарный год.
  2. Доходы от сделок определяются по правилам главы 25 НК РФ (Налог на прибыль). При этом не берутся в расчет доходы, полученные по другим основаниям, вне рамок контролируемых сделок. Например, курсовые разницы, дивиденды, доходы, относящиеся к необлагаемым в целях главы 25 НК РФ.
  3. Если лица являлись взаимозависимыми не полный календарный год, при расчете берутся только доходы, полученные за период, когда такая взаимозависимость имела место.
  4. Доходы по сделкам с взаимозависимыми лицами стран ЕАЭС определяются по общим правилам.
  5. Если иностранная организация, зарегистрированная в офшорной зоне, осуществляет свою деятельность через постоянно представительство в РФ, доходы по ним определяются совокупно. Читайте также статью: → « ».

Требования к налогоплательщикам, осуществляющим контролируемые сделки

О совершении сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 НК РФ, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего нахождения. Срок уведомления – не позднее 20 мая года, следующего за годом, в котором осуществлялись контролируемые сделки.

При нарушении указанного срока, а также при представлении недостоверных сведений, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 5000 руб. согласно статье 105.16 НК РФ.

Проверка контролируемых сделок осуществляется ФНС России. Уведомления о контролируемых сделках, а также извещения территориальных налоговых органов, выявивших контролируемые сделки в ходе камеральных или выездных проверок, служат основаниями для проведения проверок ФНС РФ. Также информация по контролируемым сделкам может быть получена непосредственно ФНС РФ в рамках контроля за деятельностью региональных инспекций.

Решение о проверке цен должно быть вынесено не позднее двух лет со дня получения таких уведомлений или извещений. Количество проверок – не более одной проверки по одной сделке за один и тот же год. Срок проверки – не более шести месяцев.

Симметричные корректировки сделок

Это достаточно новое понятие в НК РФ, связанное исключительно с контролируемыми сделками. Суть его в следующем. Если в результате проверки контролируемой сделки произошло доначисление налогов по одной организации, вторая организация имеет право на проведение симметричной корректировки налоговой базы. Иными словами, вторая сторона может отразить сделку не по ценам, указанным в договоре, а по рыночным ценам, выявленным в результате проверки.

При этом необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Обе организации являются российскими и применяют общую систему налогообложения.
  2. Организация, по которой проводилась проверка, и которой доначислили налоги, возникшую задолженность по налогам погасила.
  3. Расходы, которые по рыночным ценам симметрично отражает второй участник сделки, не относятся к нормированным расходам в рамках главы 25 НК РФ. Читайте также статью: → « ».

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1. Может ли ИФНС при проведении камеральной или выездной проверки проверять сделки между взаимозависимыми лицами, если такие сделки не являются контролируемыми?

Да, такое право у региональных инспекций есть.

Вопрос №2. Признаются ли сделки между организаций и ИП контролируемыми, если организация и ИП являются взаимозависимыми и ИП применяет ЕНВД?

Да, такие сделки могут быть признаны контролируемыми при достижении стоимостного критерия – годовой доход более 100 млн. руб.

Вопрос №3. Должен ли филиал иностранной компании, действующий на территории России, подавать уведомление о контролируемых сделках?

Уведомления о контролируемых сделках должны подавать обе стороны таких сделок. В данном случае филиалу иностранной компании уведомление о контролируемых сделках (если таковые имели место) подавать необходимо.

Порог по внешнеторговым сделкам с иностранными зависимыми компаниями предлагается повысить до 60 млн руб. В настоящее время любая такая сделка вне зависимости от ее суммы признается контролируемой (). А это значит, что налогоплательщик обязан ежегодно уведомлять о них налоговую инспекцию ().

Также планируется поднять минимальный порог по контролируемым сделкам между российскими лицами. Если сейчас он составляет 1 млрд руб. (п. 2 ст. 105.14 НК РФ), то в будущем может быть увеличен до 2-3 млрд руб. Данную инициативу подтвердил вчера заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Андрей Кизимов .

Вместе с тем, ведомство считает целесообразным освободить из-под налогового контроля сделки по предоставлению беспроцентных займов и поручительств между взаимозависимыми российскими лицами (лицами, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности). Сейчас такие сделки признаются контролируемыми, а любые доходы, которые могли быть по ним получены, должны учитываться для целей налогообложения ().

О том, какие обязанности возникают у организации или физлица, которые являются контролирующим лицом по отношению к иностранной компании, узнайте в материале "Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица" в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Изменения могут также коснуться и критерия существенности контролируемых сделок в целях снижения количества направляемых в налоговые органы уведомлений. "Сейчас многие компании, чтобы обезопасить себя, предоставляют информацию по всем незначительным сделкам – естественно, это дополнительные затраты для компании и нагрузка на ФНС России. Мы предлагаем ввести критерий существенности – 5% от выручки организации, но не более 10 млн руб. То есть, налоговая служба не должна требовать документацию по мелким сделкам, а таких сделок может быть в компании достаточно много", – комментирует Андрей Кизимов.

Кроме того, в 2016 году могут произойти изменения и в рамках налоговой отчетности по трансфертному ценообразованию (реализация товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам). "В зарубежной практике сейчас внедряется так называемый "межстрановой отчет", когда материнская компания холдинга предоставляет отчет в свой налоговый орган, а тот, в свою очередь, направляет информацию по иностранным подразделениям компании в те страны, где они находятся. Мы тоже хотим пойти именно этим путем, чтобы российские холдинги предоставляли отчет в ФНС России, и дальше уже она сама направляла соответствующую информацию в иностранные юрисдикции. Соответственно, от заграничных компаний мы ожидаем, что такой отчет будет поступать в Россию не от находящихся здесь дочерних структур, а от иностранных материнских компаний через систему зарубежных налоговых органов", – делится Кизимов. По его словам, крупнейшие российские холдинги заинтересованы в том, чтобы этот стандарт был введен уже в текущем году. И как только он заработает, организации смогут предоставлять унифицированный отчет в российские налоговые органы, а направлять документы в каждую юрисдикцию работы этого холдинга им уже не потребуется. Эксперт также уточнил, что первое время компании смогут применять такой стандарт в добровольном порядке. Императивным данное требование станет не раньше 2017-2018 года.

Взаимозависимыми компании имеют прекрасную возможность манипулировать ценами, тем самым занижая налоговую базу за счет регулирования размера доходов, расходов или убытков для целей налогообложения. При перераспределении доходов и расходов успешно используются структуры в низконалоговых юрисдикциях.

Контролируемые сделки и лимиты годового оборота

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется на международном уровне и на уровне национальных законодательств. С 2010 года действует Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010) В 2013 году по просьбе G20 на заседании Совета Министров ОЭСР была принята Декларация о BEPS (Base Erosion and Profit Shifting).

Декларация представляет собой план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках плана BEPS предполагается разработка правил трансфертного ценообразования (ТЦО), которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса.

В Российской Федерации с 1 января 2012 вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ (Закон 227-ФЗ). Закон 227-ФЗ, который дополнил Налоговый кодекс РФ разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании».

Его положения направлены, в том числе, на предотвращение вывода налоговой прибыли за пределы РФ, исключение возможностей манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми налогоплательщиками, налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны. Правила пришли на смену ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» и ст. 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ.

Закон 227-ФЗ закрепил основной «мировой» принцип регулирования трансфертного ценообразования - «принцип вытянутой руки».

Принцип «вытянутой руки» в трансфертном ценообразовании

Согласно принципу «вытянутой руки» для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается по отношению к рыночным значениям, как если бы компании были независимы. Цены проверяют не по всем сделкам подряд, а только по контролируемым.

Что такое контролируемые сделки?

Для целей налогообложения контролируемыми сделками признаются:

  1. Сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, которые закреплены в ст. 105.14 НК РФ).
  2. Сделки (совокупность сделок), приобретающие статус контролируемых сделок в результате приравнивания их к сделкам взаимозависимых лиц (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
  3. Сделки, признанные контролируемыми в судебном порядке (п. 10 ст. 105.14 НК РФ)

Мы объединили критерии контролируемых сделок 2017 для целей налогообложения в таблице:

Контролируемые сделки Лимит годового оборота
Внешнеэкономические сделки Лимит не установлен
С товаром биржевой торговли 60 млн. руб.
С резидентами оффшоров согласно перечню Министерства Финансов РФ 60 млн. руб.
Внутрироссийские сделки Между взаимозависимыми лицами 1 млрд. руб. (с 2016 г.)
Между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон:

Освобождена от налога на прибыль или применяет ставку 0%

60 млн. руб.

Резидент ОЭЗ, предусматривающей льготы по налогу на прибыль 60 млн. руб.
Плательщик НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах 59 млн. руб.
Применяет спец. налоговый режим (ЕНВД, ЕСХН) 100 млн. руб.

Пример расчета суммового критерия

Компания «А» (РФ) оказывает услуги по маркетингу Компании «Б» (РФ) на общую сумму 300 млн. руб. Компания «Б» производит и реализует продукцию Компании «А» на сумму 750 млн. руб. Компания «А» участвует в капитале Компании «Б», доля этого участия более 25%.

Вопрос:
Является ли сделка для Компании «А» контролируемой?

Ответ:
Да, является. Для определения суммового критерия контролируемой сделки между взаимозависимыми лицами мы должны сложить 300 млн. руб. (маркетинг) и 750 руб. (продукция). Итог= 1 050 млн. руб. (больше 1 млрд. руб.).

Налогоплательщикам следует помнить, что не все сделки признаются контролируемыми.

Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1 - 3 ст. 105.14 НК РФ, не признаются контролируемыми сделки :

  • сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по ставке, установленной в процентах);
  • сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
    • зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
    • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль;
    • нет обстоятельств для признания их сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2 - 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
  • и некоторые другие.

Какие налоги попадают под ТЦО?

Очень часто слушатели задают вопрос: «Все ли налоги могут попадать под контроль налоговых органов по ТЦО»? Налоговый кодекс содержит ограниченный перечень налогов, полнота исчисления которых контролируется, а именно:

  1. Налог на прибыль организаций.
  2. НДФЛ, который уплачивается в отношении доходов от предпринимательской деятельности и частной практики (ст. 227 НК РФ).
  3. НДПИ - если одна из сторон сделки - плательщик НДПИ, предметом сделки являются полезные ископаемые, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах.
  4. НДС - если одна из сторон сделки (организация или ИП) не является плательщиком НДС или освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС.

Методы определения рыночной цены

Наиболее важный и сложный вопрос состоит в том, как применить принцип «на расстоянии вытянутой руки» и на практике определить рыночную цену сделки для целей налогообложения. Существуют несколько выработанных в рамках ОЭСР методов такой оценки, создающих концептуальную основу для определения цены (Transfer pricing methods (methodologies)).

Никакой из них не может считаться универсальным (подходящим для любой ситуации), и по общему правилу необходимо выбрать метод, обеспечивающий наиболее точную оценку. Налоговый Кодекс РФ рекомендует использовать 5 методов (ст.105.7 НК РФ):

  1. Метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным по отношению к иным методам и может применяться при наличии на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки), а также при наличии необходимого количества информации о такой сделке.
  2. Метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу).
  3. Затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг).
  4. Метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод).
  5. Метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы трансфертного ценообразования либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

Отправная точка при выборе метода - понимание контролируемой сделки, основанное на функциональном анализе. Компоненты такого анализа - исследование функций сторон сделки, используемых ими активов и принимаемых на себя рисков.

Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ осуществляются с учетом положений ст. 105.5 НК РФ, которыми определены характеристики сделок, необходимые для анализа, учитываемые при этом условия, факторы и иные параметры, и с использованием информации, предусмотренной ст. 105.6 НК РФ.

Следующий этап нашего исследования - сопоставление условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. НК РФ допускает использование исключительно общедоступных источников информации, а также сведения о налогоплательщике.

Конкретный перечень НК РФ не содержит, что дает некоторое преимущество налогоплательщики при подготовке документации. Налогоплательщик сам выбирает источники информации! А дальше, если возникает спор, налоговые органы должны доказать правомерность выбора.

Вы можете получить у нас услуги:

  • - оформление уведомления по контролируемым сделкам для ФНС РФ;
  • - подготовка пакета документации по ТЦО для обоснования рыночного уровня цен и избегания штрафов;
  • - выявить контролируемые сделки.

Кто контролирует цены?

Казалось бы здесь всё ясно. Контроль за ценами осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В НК РФ закрепляется запрет на контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам во время выездных и камеральных проверок (п.1 ст.105.17 НК РФ).

И, тем не менее, по данному вопросу уже накопилась арбитражная практика, тесно переплетающаяся с темой необоснованной налоговой выгоды. Мы представим подборку арбитражных судов и выводов по данной теме в следующей статье налоговых юристов.

Ответственность по ТЦО

Завершим обзор напоминанием об ответственности налогоплательщика. За несоблюдение требований НК РФ к контролируемым сделкам предусмотрены штрафы:

  • в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате применения «нерыночных» цен, взимается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога с 2014 года, а с 2017 года - в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (статья 129.3 НК РФ);
  • штраф за непредоставление уведомления о контролируемых сделках в налоговую инспекцию составит 5 000 руб. (статья 129.4 НК РФ) за каждую сделку.

Отчет о контролируемых сделках:

    Уведомление о контролируемых сделках подаётся до 20 мая года, следующего за отчетным. Т.е. срок подачи уведомления о контролируемых сделка за 2016 год - до 20 мая 2017 года, а за 2017 год - до 20 мая 2018 года.

    Если уточненное уведомление будет подано до момента, когда налоговый орган выявил ошибку, налогоплательщик освобождается от штрафа за недостоверную информацию в уведомлении. Проверить себя никогда не поздно.

    Документация по контролируемым сделкам может быть запрошена налоговыми органами не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. При этом в рамках налоговой проверки запрос документации по контролируемым сделкам может составить за 3 года.

    Освобождение от штрафных санкций возможно, если налогоплательщик представит в налоговый орган документацию, обосновывающую рыночный уровень цен.

    Налогоплательщикам отводится 30 дней на предоставление запрошенной документации по сделкам.

В этой статье мы лишь кратко изложили основные аспекты применения трансфертного ценообразования по контролируемым сделкам. В дальнейших наших обзорах, мы подробно поговорим о преимуществах каждого метода исследования цены, симметричных корректировках, арбитражной практике и многих других особенностях трансфертного ценообразования в России.

Обращайтесь, мы поможем выявить контролируемые сделки и, в случае надобности, подготовить необходимую документацию.

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо