Церковная история - сократ схоластик приложения. Церковная история Сократ схоластик церковная история читать

Христианский историк греческого происхождения, автор «Ἐκκλησιαστικὴ Ἱστορία» - «Церковной Истории» в 7 книгах.

Сократ Схоластик
Дата рождения ок.
Место рождения
  • Константинополь , Византийская империя
Дата смерти ок. или ок.
Гражданство (подданство)
Род деятельности богослов , историк церкви , писатель , историк
Язык произведений древнегреческий язык
Файлы на Викискладе

Биография

Уже в античные времена не существовало никаких сведений о его биографии кроме фактов, упомянутых им самим в «Церковной Истории», произведении, созданного по образцу одноимённого труда Евсевия Кесарийского , где активно очерчивается роль императора в церковных делах, и светским проблемам уделяется такое же внимание, как и религиозным.

Учителями Сократа, судя по его упоминаниям, были грамматики по имени Элладий и Аммоний, прибывшие в Константинополь из Александрии , где они были языческими жрецами. Восстание, сопровождавшееся разгромом храмов, принудило их к изгнанию. Этот разгром, во время которого, в частности, был разрушен храм Серапеум , относится примерно к 391 году . По-видимому, он принадлежал к состоятельному сословию, поскольку имел возможность получить прекрасное образование. Он изучал грамматику, риторику, библейскую экзегезу, отлично знал латинских авторов.

Учился ли в дальнейшем Сократ у софиста Троила , до конца не доказано. В последующие годы он путешествовал, посетив, помимо всего прочего, Пафлагонию и Кипр .

Так же нет информации о профессии Сократа. Предполагают, что он не был священником, что мотивируется его либеральным богословием; не мог быть и чиновником, поскольку в его сочинении нет характерного для таких авторов панегирических описаний императорских деяний - хотя при этом к существующему порядку вещей он испытывает явную симпатию. Судя по тексту предполагают, что он был юристом, вдобавок, титул «Схоластик» дает многим повод видеть в нём «адвоката» (но патриарх Фотий демонстративно опускает это прозвище).

Образование, полученное у языческих грамматиков, было причиной уважения Сократа к греческой языческой науке; он охотно изучал - хотя и критиковал, защищая христианство, - сочинения Юлиана и Ливания ; из более древних писателей, он, как это показано Бауром и Гарнаком , уважал особенно Фукидида , которому старался подражать в складе речи и в композиции. Христианских авторов он начал изучать лишь в то время, когда уже приступил к написанию своей церковной истории.

Сократ был самоучка в богословии и не имел твердых и устойчивых понятий об истинном учении церкви. Ему нравились остроумные и глубокомысленные рассуждения ученых еретиков, например Филосторгия и особенно Савина, епископа ираклийского. При всей своей осторожности, он много пользуется их сведениями и суждениями (оба их сочинения дошли до нас в целом виде).

«Церковная История»

Произведение Сократа Схоластика охватывает 305-439 годы, и ученые предполагают, что она была закончена именно в 439 году или вскоре после этого и, безусловно, ещё при жизни Феодосия II , то есть до 450 года. Задачей автора было написать продолжение «Церковной Истории» Евсевия, и он начинает с года, на котором остановил своё повествование его предшественник.

Книга написана на простом греческом языке, употреблявшемся в церкви со времен Константина до периода жизни Сократа. На первый план в труде выходят церковные разногласия, поскольку «когда Церковь в мире, церковному историку описывать нечего ». Во вступлении к 5-й Книге автор также защищает взаимодействие с арианами и политиками. Дословно цитирует некоторые постановления синодов и приводит списки чиновников от церкви и епископов. Современную ему историю он воспроизводит по собственным воспоминаниям.

Точка зрения Сократа Схоластика по многим пунктам выдержана и уравновешенна. Его принадлежность к малочисленному обществу новациан, вероятней всего, помогала ему сохранять относительно отстранённую точку зрения при взгляде на процессы в Великой Церкви. Он критически относится к Иоанну Златоусту . Он старается не использовать гиперболические эпитеты в отношении видных лиц церкви и государства.

Схоластик утверждает, что импульсом написать эту книгу он обязан некому Теодорусу, который во 2-й Книге упоминается как «святой Божий человек », и поэтому предполагают, что он был монахом или представителем высшего клира.

Судьба книги

В VI веке книга Сократа Схоластика была объединена в компиляцию с сочинениями его современников Созомена и Феодорита Кирского , что мешало отличить их друг от друга. Ситуация изменилась совсем недавно, когда их индивидуалистичные характеристики христианских императоров были изучены и сравнены, что позволило Хармуту Лепину сделать вывод об личности сочинителей .

Уже в 696 году труд был переведен на армянский язык . Сохранилась в двух редакциях- пространной и краткой. Ранние списки восходят к XII веку.

Первое издание «Церковной Истории» на греческом языке было осуществлено в XVI веке Робертом Эстиенном в Париже, 1544 год, на базе «Codex Regius» 1443 года. На латынь её перевел Иоанн Христофорсон в 1612 году. Фундаментальным ранним изданием, тем не менее, стал труд Генрикуса Валесиуса (Анри Валуа), вышедший в Париже в 1668 году. При составлении текста он сопоставлял несколько дошедших манускриптов: «Codex Regius», «Codex Vaticanus», «Codex Florentinus», а также пересказ Схоластика Теодорусом Лектором («Codex Leonis Alladi»).

Русский перевод «Церковной истории», был выполнен в середине XIX века в Санкт-Петербургской духовной академии, судя по всему, с греческого издания в Патрологии Жака Миня (Socratis Scholastici Historia ecclesiastica//PG, t. 67, Paris, 1859, col. 30-842). В конце XX века осуществлено переиздание, где сомнительные места были сверены с греческим оригиналом. , 1996. - 368 с. - (Классики античности и средневековья). - 2000 экз.

Исследования:

  • Ширинян М. С. Исторический труд Сократа Схоластика и его древнеармянские версии: (Из истории византино-армянских культурных связей). Автореф. дисс. … к. и. н. Ер., 1987.
  • Theresa Urbainczyk, Socrates of Constantinople , University of Michigan Press, 1997

греческий церковный историк, живший в V в. Годы его рождения и кончины с точностью не известны; местом рождения и главной деятельности был Константинополь, местом первоначального образования - Языческая школа грамматиков Аммония и Элладия при языческом храме в Александрии. Школа эта была разрушена в царствование Феодосия В., и два названных учителя переселились в Константинополь, где также занимались делом воспитания. Это исключительно языческое образование было причиной уважения С. к греческой языческой науке; он охотно изучал - хотя и критиковал, защищая христианство, - сочинения Юлиана и Ливания; из более древних писателей, он, как это показано Бауром и Гарнаком ("Real-Encyklopädie" Герцога, XIV, стр. 406), уважал особенно Фукидида, которому старался подражать в складе речи и в композиции. Христианских авторов он начал изучать лишь в то время, когда уже приступил к написанию своей церковной истории. Он читал и знал Евсевия, Филосторгия, Руфина, Савина, св. Афанасия, "Акты" Архелая, "Якорь" св. Епифания, сочинения Георгия Лаодикийского, рассказы о монашестве Евагрия и Палладия, сочинения еретика Нестория. Оригена он знал недостаточно, не столько по его сочинениям, сколько по апологии, писанной его другом Памфилом. Сочинения отцов церкви - каппадокийцев (Василия Вел., двух Григориев - Богослова и Нисского) он читал мало, что отзывается на его истории весьма невыгодно. Из древней, дооригеновской христианской литературы С. знает лишь имена Климента Александрийского, Иринея Лионского, Аполлинария Иерапольского. Думают, что он был адвокат, но не знаменитый. Несколько выражений в его сочинениях, неправильно прочитанных, дали повод некоторым ученым предполагать его близкие отношения или даже принадлежность к православному клиру; лучшие критики С. считают его мирянином. С. был самоучка в богословии и не имел твердых и устойчивых понятий об истинном учении церкви. Ему нравились остроумные и глубокомысленные рассуждения ученых еретиков, например Филостэргия и особенно Савина, епископа ираклийского. При всей своей осторожности, С. много пользуется их сведениями и суждениями (оба сочинения дошли до нас в целом виде) в своей "Церковной истории" (доведенной им, как он говорит, до начала XVII консульства импер. Феодосия II), написанной в 439-443 гг., хотя значительную часть ее составляет защита Никейского собора против Савина - арианина. - Многие писатели (Никифор Каллист, Лаббе, Бароний и др.) считают С. новоцианином, думая, что он и родился в семье новацианской; другие полагают, что он еще в юности обратился искренно в православие и, восторгаясь доблестями своих противников, тем не менее поражал их силой своей полемики.

См. проф. А. Лебедев, "Греческие историки IV, V и VI вв." (М., 1890). Здесь подробно изложено содержание новейших исследований Иеепа (Ieep, "Quellenuntersuchungen zu den Griechischen Kirchengeschichthistor.") и Гюльденпеннинга (Güldenpenning, "Die Kirchengeschichte des Theodoretes von Kyrrh", Лпц. 1889).

  • - гениальный греческий философ; родился в 469 году, сын афинской повивальной бабки. Благодаря сосредоточенности мышления приобрел некоторые странности...

    Казачий словарь-справочник

  • - греческий философ; родился в семье скульптора, жил и творил в Афинах. Его учениками были Платон, Ксенофонт, Алкивиад и др. С. не оставил письменного наследия, поскольку излагал свое учение устно...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - Socrătes, Σωκράτες, 1. афинянин. О внешней жизни этой личности, столь важной для истории культуры и нравов Греции, у нас сохранились только немногие и отчасти очень сомнительные известия...

    Реальный словарь классических древностей

  • - - др.-греч. философ-идеалист. Род. и жил в Афинах; свое учение проповедовал на улицах и площадях, сам ничего не писал. Его учениками были Платон, Ксенофонт, Алквиад, Критий...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - , греч. философ. Жил в Афинах, сын камнереза и повивальной бабки. Письменных трудов не оставил. Диалоги Платона и Ксенофонта - важнейшие источники для изучения деятельности С. как философа и воспитателя...

    Словарь античности

  • - церковный писатель V века. По поручению Кассиодора, у которого он был, по-видимому, секретарем, Е. перевел с греческого на латинский язык сочинения Сократа, Созомена и Феодорита...
  • - древнехристианский писатель, обучался в Александрии под руководством Аммония, был епископом в Митилене, † в 560 г. З. оставил два сочинения. В одном он развивает идею о сотворении мира...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - греческий церковный историк, живший в V в. Годы его рождения и кончины с точностью не известны...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - по прозванию Симокат - историк...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}  человек ученый; учитель красноречия, ритор, адвокат...

    Словарь церковнославянского языка

  • - ; мн. схола/стики, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - схол"...

    Русский орфографический словарь

  • - 1) у древних римлян - учитель красноречия. 2) в средние века - последователь схоластической философии. 3) в наше время этим именем обозначают ученого с узкотеоретическими взглядами, не признающего требований жизни...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 философ-схоласт...

    Словарь синонимов

"Сократ Схоластик" в книгах

1. СОКРАТ (469–399 до н. э.)

Из книги 100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок автора Расселл Пол

1. СОКРАТ (469–399 до н. э.) «Когда мы пришли из театра, я отправился в спальню и перед сном решил почитать Платона. Я открыл наугад и начал читать „Федру“. Я читал и читал, не отрываясь до самого конца. Затем я начал читать „Пир“; и солнце своими лучами осветило кустарник,

Сократ

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Сократ Побег от жены к ученикамСокра?т (470–399 до н. э.) – легендарный древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии.Как пишет Мэтью Стюарт в книге «Правда прежде всего. Непочтительная история философии», Сократ называл свою жену Ксантиппу «самой

Сократ

Из книги Краткая история философии автора Джонстон Дерек

Сократ Мы попросту не можем начать повествование о Платоне, одном из величайших мыслителей всех времен, не упомянув прежде о его друге и учителе Сократе. О Сократе часто говорят как об одном из великих начинателей философии и как об одном из первых людей, пострадавших

Сократ

Из книги Мужчины, изменившие мир автора Арнольд Келли

Сократ Сократ – древнегреческий философ, родившийся около 469 года до нашей эры в Афинах, ознаменовал своим учением настоящий поворот в общемировой философии, он рассмотрел как явления природы и мира, так и человека. Деятельность Сократа часто называют поворотным

Сократ

Из книги автора

Сократ Играть мы закончили около одиннадцати. Гостиницы никакой не было, у организатора была здоровая трехкомнатная квартира, в которой и предполагалось, что мы все и остановимся. Сам организатор был из тусовки местных красных скинхедов и ужасно достал нас разговорами

Сократ

Из книги Законы успеха автора Кондрашов Анатолий Павлович

Сократ Сократ (ок. 470–399 до н. э.) – древнегреческий философ, ставший для последующих эпох воплощением идеала мудреца. Чтобы найти себя, думай самостоятельно. Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи. Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя! Я не могу

Сократ

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Сократ (470–399 гг. до н. э.) известнейший философ Греции... Невыгодно считаться богатым, храбрым и сильным, не будучи таковым: к таким предъявляют требования, превышающие их силы. ... Не очень-то легко найти работу, за которую не услышишь упреков; очень трудно сделать

2.1. Сократ

Из книги Секреты мироздания автора Смирнова А С

2.1. Сократ Сократ считал, что ум, память, рассудительность, желания и удовольствия принадлежат душе. В беседах с учениками, зафиксированных Платоном в «Филебе», «Федоне» и других сочинениях, Сократ говорил следующее. «Всякое влечение и вожделение живых существ, а также

Сократ (470–399 до н. э.)

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

Сократ (470–399 до н. э.) Самый влиятельный философ в истории западного мира. Платон был его учеником, а Аристотель – учеником Платона. Сократ жил в Афинах, его учение о душе во многом напоминает концепцию Вед. В 1966 году на лекции, посвященной «Бхагавад-гите», Шрила Прабхупада

57. Сократ

Из книги Философ на краю Вселенной. НФ–философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно–фантастических фильмах автора Роулендс Марк

57. Сократ Греческий философ 5 в. до н. э., отличался на редкость непривлекательной внешностью. Сам он считал себя тем «оводом», укусы которого призваны тревожить совесть и сознание афинских сограждан. У афинян же он был как бельмо на глазу, так что многие из них только и

Сократ

Из книги Античная и средневековая философия автора Татаркевич Владислав

Сократ В то же самое время и в тех же Афинах, где владычествовала софистика, появился мыслитель, который, вопреки релятивизму софистов, стремился обнаружить всеобщие принципы познания и деятельности. Это был Сократ.Жизнь. Сократ родился в Афинах и там же провел всю свою

В. Сократ

Из книги Лекции по истории философии. Книга вторая автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

В. Сократ До этого пункта дошло сознание в Греции к тому времени, когда выступила в Афинах великая фигура Сократа, в лице которого субъективность мышления была осознана более определенным, более глубоко проникающим образом. Но Сократ не вырос, как гриб из земли, а

Сократ

Из книги Сокровища античной мудрости автора Маринина А. В.

Сократ 469–399 гг. до н. э.Древнегреческий философ-идеалист. Честный человек всегда ребенок.* * *Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.* * *Сила тебе не поможет завязать и сохранить дружбу, ибо друг - это животное, которое можно поймать и приручить лишь добротой и

Леонтий-схоластик

Из книги Полемические сочинения против монофизитов автора Иерусалимский Леонтий

Леонтий-схоластик Предисловие Сочинение, перевод которого публикуется ниже, - одно из самых загадочных в составе "Леонтьевского корпуса". Само его название может быть понято по- разному и, соответственно по - разному переведено. Выше мы привели используемое в

КОМИТА СХОЛАСТИК

Из книги Памятники Византийской литературы IX-XV веков автора

КОМИТА СХОЛАСТИК ИСЦЕЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО (IX в.) Стал я расслабленным весь, от самой поясницы до пяток, Прежней силы моей долгое время лишен. Я ни живой, ни мертвец, сосед ближайший Аида, Только всего, что дышал, а в остальном был, как труп. Мудрый, однако, Филипп,

Схоластик Сократ

Церковная история

СОКРАТ СХОЛАСТИК

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

Введение в сию книгу

Евсевий, сын Памфила 1, изложив историю Церкви в целых десяти книгах, остановился на временах царя Константина, которыми прекратилось гонение Диоклетиана на христиан 2, а описывая жизнь Константина, упоминал и об Арии, но только отчасти, ибо, как в похвальном слове 3, заботился более о похвалах царю и о торжественности речи, чем о точном раскрытии событий. Вознамерившись описать события в Церкви с того времени до настоящего, мы за начало своего повествования примем конец его "Истории" 4 и, не заботясь о высокопарности языка, передадим читателям частью то, что нашли в рукописях, частью то, что узнали из рассказов. А так как для нашей цели нужно наперед упомянуть, каким образом царь Константин пришел к христианству, то, начиная свое дело, мы с возможной краткостью скажем об этом.

Каким образом царь Константин пришел к христианству

Когда Диоклетиан и Максимиан, прозванный Геркулом, согласились между собою сложить царскую власть и избрали частный род жизни, тогда соправитель их Максимиан, по прозванию Галерий, прибыв в Италию, поставил двух кесарей: Максимина - над востоком, и Севера - над Италией 5. Между тем вместо Констанция, который умер 25 июля, в первом году двести семьдесят первой Олимпиады 6, царем Британии провозглашен был сын его Константин 7; а в Риме, силою преторианского войска, сделался более тираном, чем царем, сын Максимиана Геркула Максентий 8. По этой причине, Геркул, снова возымев желание царствовать, вознамерился погубить своего сына Максентия, но войско не допустило его сделать это, - и он впоследствии окончил свою жизнь в Тарсе киликийском 9. С повелением взять Максентия послан был в Рим Галерием Максимином и кесарь Север; но он погиб от измены своих войск 10. Поставив наперед царем Лициния, последним из правителей всей империи умер Галерий Максимиан 11. А Лициний, происходивший из Дакии 12, давно уже был его товарищем по военной службе и другом. Между тем Максентий жестоко обходился с римлянами и следовал способу управления более тиранскому, нежели царскому: бесстыдно насило-{7}вал * благородных женщин, многих граждан лишал жизни и совершал другие подобные сим поступки. Узнав об этом, царь Константин старался избавить римлян от их рабства и немедленно начал думать, каким бы образом погубить тирана 13. В таких размышлениях он спросил себя, какого бы Бога призвать ему помощником в битве? И пришел к мысли, что войска Диоклетиана, предавшись богам эллинским, не получили никакой пользы, а отец его Констанций, оставив эллинское богослужение, провел жизнь гораздо счастливее 14. Находясь в таком раздумье и в то же время ведя за собою войско, он нечаянно увидел дивное и невыразимое словом явление: в полуденные часы дня, когда солнце начинало уже склоняться, узрел он на небе крестовидный столп света с надписью: "сим побеждай". Царь был поражен этим знамением и, не веря сам своим глазам, спросил присутствующих, видят ли и они явление. Когда же те подтвердили, он совершенно уверился в божественном и дивном видении. Сверх того, во время наступившей ночи явился ему во сне Христос и приказал устроить знамя по образцу виденного знамения, чтобы в нем иметь как бы готовый трофей над врагами. Убежденный этим провещанием, царь устроил крестный трофей, который и доныне хранится в царском дворце, и тем с большей уверенностью приступил к делам. Сразившись с неприятелем близ Рима, около так называемого Мульвийского моста, он одержал над ним победу; а Максентий утонул в реке. Эта победа над Максентием одержана им на седьмом году царствования 15. В то время соцарственником Константина, правителем востока был Лициний, женатый на сестре его Констанции 16. Получив от Бога столь великие блага, Константин приносил ему благодарение. Это благодарение состояло в том, что он прекратил гонение на христиан, вызвал их из ссылки, вывел из темниц, возвратил им забранные в казну имущества 17. Сверх того он возобновлял церкви и все это делал с великим усердием. В то же время умер в Салоне далматской отказавшийся от царствования Диоклетиан 18.

Как произошло, что, когда Константин усиливал христианство, соправитель Константина Лициний воздвиг на христиан гонение

Помышляя о Христе, царь Константин все совершал как христианин: созидал церкви и обогащал их драгоценными вкладами, а храмы языческие запирал, либо разрушал, и на-{8}ходившиеся в них статуи выставлял на позорище. Напротив, соцарственник его Лициний, быв напитан мнениями языческими, ненавидел христиан, и если, боясь царя Константина, не смел воздвигнуть на них явного гонения, зато многим строил козни тайно. Иногда решался он наносить им вред и открыто; но то были гонения местные. Сим ограничивался Лициний; это только состояло в его власти. А когда в том или другом случае поступал он тирански, то отнюдь не укрывался от Константина, и зная, что Константин на него досадует, прибегал к самооправданию. Прислуживаясь ему, он обольщал его притворною дружбою и многократно клялся, что не будет замышлять ничего тиранского, но клянясь, в то же время был и вероломен, потому что не оставлял мысли о тиранстве и намерения преследовать христиан. Он поставил закон, чтобы епископы не сближались с эллинами и чрез то не представляли повода к распространению христианства. То было гонение вместе и явное и тайное: словами оно прикрывалось, а на деле становилось открытым. Гонимые подвергались невыносимым бедствиям и со стороны тела, и со стороны имуществ.

О том, что война между Константином и Лицинием возгорелась ради христиан

По этой причине царь Константин сильно на него разгневался; вот почему, расторгнув узы притворной дружбы, они сделались врагами; а вскоре потом дошло у них и до войны 19. Много было сражений и на суше и на море 20; но наконец, у Хрисополиса вифинского, приморской крепости Халкидона, Лициний претерпел поражение и сдался 21. Взяв его живым, Константин обнаружил в отношении к нему чувство человеколюбия: отнюдь не хотел умертвить его, а повелел ему жить спокойно в Фессалонике 22. Однако он недолго оставался спокойным, но, собрав каких-то варваров, старался отмстить за свое поражение. Узнав об этом, царь приказал лишить его жизни, и это приказание было исполнено 23. Таким образом, Константин стал повелителем всей империи, объявлен царем самодержцем и тотчас же начал усиливать христианство. Это делал он различными способами, - и христианство чрез него наслаждалось глубоким миром. Но такому миру препятствовала междоусобная вражда христиан. Что это была за вражда и как она началась, мы, по возможности, расскажем. {9}

О споре Ария с епископом Александром

После Петра, который, будучи епископом александрийским, мученически умер в царствование Диоклетиана, епископский престол занят Ахиллом; а после Ахилла, во время упомянутого мира, на епископский престол воссел Александр. Живя вне опасности, он собирал Церковь и иногда, в присутствии подвластных себе пресвитеров и других клириков, любочестно богословствовал о Святой Троице, рассуждая философски, что Святая Троица есть в Троице единица. Один подчиненный ему пресвитер, Арий, человек не без знания диалектики, думая, что его епископ вводит учение Савеллия ливийского, из любопрения 24 уклонился к мнению, прямо противоположному мысли Савеллия, и на слова епископа стал грубо предлагать возражения, говоря, что если Отец родил Сына, то рожденный имеет начало бытия; а отсюда явно, что было время, когда не было Сына, и необходимо следует, что Сын имеет свою личность, из небытия 25.

О том, как из этого спора произошло начало раскола в Церкви, и как александрийский епископ Александр низложил Ария и его единомышленников

Этими новыми умозаключениями он возбудил многих к исследованию вопроса, и малая искра превратилась в великий пожар. Получив начало в Церкви александрийской, зло распространилось по всему Египту, Ливии и верхней Фиваиде и пожирало уже прочие епархии и города 26. Мнение Ария разделяли и многие другие, особенно же держался его Евсевий - не кесарийский, а тот, который, прежде был епископом Церкви беритской, потом принял епископство в Вифинии над никомидийскою. Слыша и видя это, Александр воспламенился гневом, составил Собор из многих епископов и низложил Ария вместе с его единомышленниками 27, а жителям городов писал следующее:

Послание епископа александрийского Александра.

"Возлюбленным и честнейшим сослужителям повсюдной кафолической Церкви, Александр желает здравия о Господе.

Так как единство тела кафолической Церкви и заповедь божественного Писания повелевает хранить союз единомыслия и мира, то нам следует писать и объявлять друг другу о местных событиях, чтобы, - страждет ли, или здравствует {10} один член, - сострадать ему, либо сорадоваться. В нашей епархии появились люди беззаконники и христоборцы, учащие такому отступлению (от веры), какое справедливо можно почитать и называть предтечею Антихриста. Я хотел было молчать об этом, полагая, что зло, может быть, погибнет с одними отступниками, не перейдет в другие места и не заразит слуха людей непорочных: но так как нынешний епископ никомидийский Евсевий, который, представляя, будто на нем лежит вся тяжесть Церкви, оставил Берит и засмотрелся на Церковь никомидийскую, - так как этот самый Евсевий безнаказанно покровительствует сим отступникам и решился писать ко всем защитительные в пользу их послания, чтобы неведущих увлечь в крайне бедственную и христоборственную ересь, то, зная предписание закона, я счел необходимым прервать молчание и возвестить о том всем вам, чтобы вы ведали и отступников, и жалкие положения их ереси, и чтобы не слушали, когда будет писать Евсевий. Желая возобновить чрез них давнюю, забытую от времени свою злонамеренность, он показывает вид, будто пишет за нас, а из дела видно, что предпринял это, заботясь о себе.

Сократ Схоластик - греческий церковный историк, живший в V в. Годы его рождения и кончины с точностью не известны; местом рождения и главной деятельности был Константинополь, местом первоначального образования - Языческая школа грамматиков Аммония и Элладия при языческом храме в Александрии. Школа эта была разрушена в царствование Феодосия В., и два названных учителя переселились в Константинополь, где также занимались делом воспитания. Это исключительно языческое образование было причиной уважения С. к греческой языческой науке; он охотно изучал - хотя и критиковал, защищая христианство, - сочинения Юлиана и Ливания; из более древних писателей, он, как это показано Бауром и Гарнаком ("Real-Encyklop ä die" Герцога, XIV, стр. 406), уважал особенно Фукидида, которому старался подражать в складе речи и в композиции. Христианских авторов он начал изучать лишь в то время, когда уже приступил к написанию своей церковной истории. Он читал и знал Евсевия, Филосторгия, Руфина, Савина, св. Афанасия, "Акты" Архелая, "Якорь" св. Епифания, сочинения Георгия Лаодикийского, рассказы о монашестве Евагрия и Палладия, сочинения еретика Нестория. Оригена он знал недостаточно, не столько по его сочинениям, сколько по апологии, писанной его другом Памфилом. Сочинения отцов церкви - каппадокийцев (Василия Вел., двух Григориев - Богослова и Нисского) он читал мало, что отзывается на его истории весьма невыгодно. Из древней, дооригеновской христианской литературы С. знает лишь имена Климента Александрийского, Иринея Лионского, Аполлинария Иерапольского. Думают, что он был адвокат, но не знаменитый. Несколько выражений в его сочинениях, неправильно прочитанных, дали повод некоторым ученым предполагать его близкие отношения или даже принадлежность к православному клиру; лучшие критики С. считают его мирянином. С. был самоучка в богословии и не имел твердых и устойчивых понятий об истинном учении церкви. Ему нравились остроумные и глубокомысленные рассуждения ученых еретиков, например Филостэргия и особенно Савина, епископа ираклийского. При всей своей осторожности, С. много пользуется их сведениями и суждениями (оба сочинения дошли до нас в целом виде) в своей "Церковной истории" (доведенной им, как он говорит, до начала XVII консульства импер. Феодосия II), написанной в 439-443 гг., хотя значительную часть ее составляет защита Никейского собора против Савина - арианина. - Многие писатели (Никифор Каллист, Лаббе, Бароний и др.) считают С. новоцианином, думая, что он и родился в семье новацианской; другие полагают, что он еще в юности обратился искренно в православие и, восторгаясь доблестями своих противников, тем не менее поражал их силой своей полемики.

См. проф. А. Лебедев, "Греческие историки IV, V и VI вв." (М., 1890). Здесь подробно изложено содержание новейших исследований Иеепа (Ieep, "Quellenuntersuchungen zu den Griechischen Kirchengeschichthistor.") и Гюльденпеннинга (G üldenpenning, "Die Kirchengeschichte des Theodoretes von Kyrrh", Лпц. 1889).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Сократ Схоластик (греч. Σωκράτης ο Ιστορικός или Σχολαστικός, лат. Socrates Scholasticus) (ок. 380, Константинополь - после 439) - византийский христианский историк греческого происхождения, автор «Historia Ecclesiastica» - «Церковной Истории» (в 7 книгах).

Биография

Уже в античные времена не существовало никаких сведений о его биографии кроме фактов, упомянутых им самим в «Церковной Истории», произведения, созданного по образцу одноимённого труда Евсевия Кесарийского, где активно очерчивается роль императора в церковных делах, и светским проблемам уделяется такое же внимание, как и религиозным.

Учителями Сократа, судя по его упоминаниям, были грамматики по имени Элладий и Аммоний, прибывшие в Константинополь из Александрии, где они были языческими жрецами. Восстание, сопровождавшееся разгромом храмов, принудило их к изгнанию. Этот разгром, во время которого, в частности, был разрушен храм Серапеум, относится примерно к 391 году. По-видимому, он принадлежал к состоятельному сословию, поскольку имел возможность получить прекрасное образование. Он изучал грамматику, риторику, библейскую экзегезу, отлично знал латинских авторов.

Учился ли в дальнейшем Сократ у софиста Троила, до конца не доказано. В последующие годы он путешествовал, посетив, помимо всего прочего, Пафлагонию и Кипр.

Так же нет информации о профессии Сократа. Предполагают, что он не был священником, что мотивируется его либеральным богословием; не мог быть и чиновником, поскольку в его сочинении нет характерного для таких авторов панегирических описаний императорских деяний - хотя при этом к существующему порядку вещей он испытывает явную симпатию. Судя по тексту предполагают, что он был юристом, вдобавок, титул «Схоластик» дает многим повод видеть в нем «адвоката» (но патриарх Фотий демонстративно опускает это прозвище).

Образование, полученное у языческих грамматиков, было причиной уважения Сократа к греческой языческой науке; он охотно изучал - хотя и критиковал, защищая христианство, - сочинения Юлиана и Ливания; из более древних писателей, он, как это показано Бауром и Гарнаком, уважал особенно Фукидида, которому старался подражать в складе речи и в композиции. Христианских авторов он начал изучать лишь в то время, когда уже приступил к написанию своей церковной истории.

Он читал и знал Евсевия, Филосторгия, Руфина, Савина, Афанасия Великого, «Акты» Архелая, «Якорь» св. Епифания, сочинения Георгия Лаодикийского, рассказы о монашестве Евагрия и Палладия, сочинения еретика Нестория. Оригена он знал недостаточно, не столько по его сочинениям, сколько по апологии, писанной его другом Памфилом. Сочинения отцов церкви - каппадокийцев (Василия Великого, двух Григориев - Богослова и Нисского) он читал мало, что отзывается на его истории весьма невыгодно. Из древней, дооригеновской христианской литературы Сократ знает лишь имена Климента Александрийского, Иринея Лионского, Аполлинария Иерапольского.

Сократ был самоучка в богословии и не имел твердых и устойчивых понятий об истинном учении церкви. Ему нравились остроумные и глубокомысленные рассуждения ученых еретиков, например Филосторгия и особенно Савина, епископа ираклийского. При всей своей осторожности, он много пользуется их сведениями и суждениями (оба их сочинения дошли до нас в целом виде).

«Церковная История»

Произведение Сократа Схоластика охватывает 305-439 годы, и ученые предполагают, что она была закончена именно в 439 году или вскоре после этого и, безусловно, ещё при жизни Феодосия II, то есть до 450 года. Задачей автора было написать продолжение «Церковной Истории» Евсевия, и он начинает с года, на котором остановил своё повествование его предшественник.

Книга написана на простом греческом языке, употреблявшемся в церкви со времен Константина до периода жизни Сократа. На первый план в труде выходят церковные разногласия, поскольку «когда Церковь в мире, церковному историку описывать нечего». Во вступлении к 5-й Книге автор также защищает взаимодействие с арианами и политиками. Дословно цитирует некоторые постановления синодов и приводит списки чиновников от церкви и епископов. Современную ему историю он воспроизводит по собственным воспоминаниям.

Точка зрения Сократа Схоластика по многим пунктам выдержана и уравновешенна. Его принадлежность к малочисленному обществу новациан, вероятней всего, помогала ему сохранять относительно отстранённую точку зрения при взгляде на процессы в Великой Церкви. Он критически относится к Иоанну Златоусту. Он старается не использовать гиперболические эпитеты в отношении видных лиц церкви и государства.

Схоластик утверждает, что импульсом написать эту книгу он обязан некому Теодорусу, который во 2-й Книге упоминается как «святой Божий человек», и поэтому предполагают, что он был монахом или представителем высшего клира.

Судьба книги

В VI веке книга Сократа Схоластика была объединена в компиляцию с сочинениями его современников Созомена и Феодорита Кирского, что мешало отличить их друг от друга. Ситуация изменилась совсем недавно, когда их индивидуалистичные характеристики христианских императоров были изучены и сравнены, что позволило Хармуту Лепину сделать вывод об личности сочинителей.

Первое издание «Церковной Истории» на греческом языке было осуществлено в XVI веке Робертом Эстиенном в Париже, 1544 год, на базе «Codex Regius» 1443 года. На латынь её перевел Иоанн Христофорсон в 1612 году. Фундаментальным ранним изданием, тем не менее, стал труд Генрикуса Валесиуса (Анри Валуа), вышедший в Париже в 1668 году. При составлении текста он сопоставлял несколько дошедших манускриптов: «Codex Regius», «Codex Vaticanus», «Codex Florentinus», а также пересказ Схоластика Теодорусом Лектором («Codex Leonis Alladi»).

Русский перевод «Церковной истории», был выполнен в середине прошлого века в Санкт-Петербугской духовной академии, судя по всему, с греческого издания в Патрологии Жака Миня (Socratis Scholastici Historia ecclesiastica//PG, t. 67, Paris, 1859, col. 30-842). В конце XX века осуществлено переиздание, где сомнительные места были сверены с греческим оригиналом.

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо