Цель работы с детьми овз педагога психолога. Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями

Но есть дети с особыми потребностями. Это дети с нарушениями в развитии, вытекающими из этого трудностями в обучении и адаптации. Нарушения развития встречаются в разных сферах, но объединяет особенных детей одно – проблемы в социализации и потребность в индивидуальном сопровождении.

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Однако с 2016 года это понятия заменено. Гуманнее говорить «дети с особыми потребностями». В такой формулировке акцент ставится на несовершенстве общества, а не на дефектах людей. Это общество, его институты и системы в силу собственной ограниченности не могут обеспечить равные условия для каждого ребенка. Потому акцент ставится на изменение условий среды, модернизацию в интересах особых детей.

Виды нарушений развития:

  • задержка психического развития (ЗПР);
  • эмоциональные расстройства и нарушения поведения;
  • синдром аутизма;
  • нарушения слуха;
  • нарушения зрения;
  • нарушения речи;
  • нарушения работы опорно-двигательного аппарата.

Каждая из этих проблем имеет свои особенности. Рассмотрим подробнее:

  • Дети с задержкой развития психики отличаются отставанием в одной или нескольких сферах: речевой, эмоциональной, . При грамотном психолого-педагогическом сопровождении эта особенность устраняется. У таких детей преобладают игровые мотивы. Наблюдается скудный словарный запас, быстрая утомляемость. В одной или нескольких сферах такой ребенок соответствует детям предыдущего возраста, отмечается .
  • Говоря об эмоциональных и поведенческих нарушениях, подразумевают . Это устойчивые личностные изменения в одной или нескольких сферах. Принято выделять возбудимую, неустойчивую, астеническую, психастеническую, шизоидную, мозаичную (сочетание нескольких черт) акцентуацию. До 12 лет говорят не об акцентуациях, а о трудном характере.
  • Аутизм внешне выглядит как панцирь. Ребенок находится в своем мире, отстранен от социума. Действия аутиста стереотипны, эмоции скупы. Основная черта – . Наблюдается задержка речевого развития, о себе говорят в третьем лице.
  • Нарушения слуха предполагают качественные и количественные изменения. Выделяют полную потерю слуха и тугоухость, последняя бывает 4 уровней.
  • Нарушения зрения влияют на осанку, походку, моторику. У детей наблюдается медленное усвоение и переработка информации.
  • Речевые нарушения вызывают изменения во всех сферах: внимание, . Затруднен контроль и организация деятельности. Наблюдается быстрая утомляемость и рассеянность внимания, инертность.
  • Нарушения опорного аппарата – самая обширная группа. Все нарушения носят врожденный или приобретенный медицинский характер. План сопровождения зависит от конкретного нарушения и компенсаторных возможностей организма.

Согласно ЮНЕСКО, 2 млн. российских детей страдают теми или иными нарушениями психического и физического здоровья. По данным Министерства образования, число детей с ОВЗ ежегодно увеличивается на 5 %.

Сопровождение

Сопровождение детей с ОВЗ – это система создания социально-психологических и педагогических условий для социализации и с особыми потребностями.

Необходимо учитывать нюансы развития ребенка по каждому из типов нарушений. И на их основе выстраивать работу.

Задержка психического развития

Что важно знать о ребенке с ЗПР:

  • Преобладает наглядное и действенное мышление. Не нужно перегружать образами и логическими связями.
  • Ребенок успешно усваивает знания на практике в совместной деятельности со взрослым.
  • Возникают трудности в анализе, обобщении, классификации предметов.
  • Невозможность установления причинно-следственных связей.
  • Охотно взаимодействует со взрослым, принимает помощь.
  • Сложности в запоминании. Преобладает непроизвольная память. Невербальный, наглядный материал запоминают лучше.
  • Инструкции соблюдают только при помощи взрослых, напоминаний.
  • Запоминание лучше происходит через метод наглядного группирования.
  • Повышенная отвлекаемость, снижение объема и концентрации внимания.
  • Невозможность самостоятельной установки цели деятельности. Акцентирование внимания на мелочах.
  • Полезны игры типа «Горячий стул» для развития коммуникативных навыков.

Для развития восприятия подойдут игры на познание собственного тела (покажи правое ухо, дотронься до левой пятки), ориентацию в пространстве (положи карандаш слева от тетради), игры с предлогами (кто, за кем, почему), графические диктанты, рисование незаконченных фигур. Графические диктанты и дорисовывание также помогают в развитии письма.

Для развития памяти: заучивание стихов, распознавание ритмов музыки, запоминание картинок, определение изменений в обстановке, разучивание танцев.

Для развития мышления: рисунки, схемы, таблицы и другой материал, упрощающий восприятие; ориентация теории на жизнь ребенка; ситуации успеха; составление рассказа по ряду картинок; упражнение типа «четвертый лишний».

Развитие внимания: дыхательная гимнастика, занятия в положении стоя, разминки, поиск отличий на картинках, поиски выхода из лабиринта.

Развитие речи: повышение активного словарного запаса, рассказ по плану и картинкам.

Развитие мелкой моторики: массаж, штриховка, терапия песком, оригами.

Для формирования мотивов полезно использовать игры с правилами и пантомимикой.

Поведенческие нарушения

Для коррекции акцентуации меняются условия воспитания. Нужно структурировать среду с учетом сильных и слабых сторон личности, избегать провоцирующих ситуаций и направлять воспитание на усиление положительных черт. Выявить специфику акцентуаций конкретного ребенка позволяют беседы и наблюдение. Без коррекции нарушения переходят в .

Дети с аутизмом

Что нужно знать для сопровождения детей с аутизмом:

  • Отличаются замкнутостью и избирательностью, дефицитом эмоций. Дети с аутизмом избегают социальных контактов, эгоцентричны, но в несоциальных видах деятельности в разы превосходят сверстников.
  • Недоразвитость эмоционально-волевой сферы компенсируется феноменальной памятью или выдающимися музыкальными способностями.
  • У аутистов не выражена потребность в общении. Им подходят самостоятельные индивидуальные виды деятельности.
  • Недопустима резкая смена обстановки. Для аутистов важна стабильность. На изменения реагируют агрессией, аутоагрессией или уходом в себя. Вызвать такую реакцию способна любая мелочь, например, новая одежда учителя.
  • Важно хвалить ребенка. Учитывать быструю утомляемость.
  • Деятельность должна начинаться с помощи взрослого. Страх и негативизм свойственны аутистам, не нужно давить на них.
  • Необходимо минимально предоставлять выбор. Банальный вопрос «что ты хочешь?» вводит аутиста в ступор. Он не воспринимает себя.
  • Избегайте соревновательного духа. Дети с аутизмом неуверенные в себе.
  • Каждую секунду с ребенком должен быть взрослый, который поможет понять, что ребенок любит, что хочет, что ему нравится.

Аутизм бывает 4 степеней тяжести. Сопровождение зависит от тяжести синдрома. На последних стадиях необходима комплексная помощь, в том числе медицинская.

Нарушения слуха

Ношение слухового аппарата обязательно, но это не решает всех проблем. С усвоением, развитием и пониманием устной речи все равно возникают затруднения.

Особенности сопровождения:

  • Если уместно, то стоит расставить парты полукругом.
  • На парте у ребенка должно быть свободное пространство.
  • Нужно использовать зрение, компенсировать слуховые особенности. Преподаватель должен вставать по свету, носить яркую одежду.
  • Минимум жестикуляции, не прикрывать рот руками.
  • Не поворачиваться спиной к ребенку.
  • Говорить медленно.

Нарушения зрения

В силу зрительных особенностей дети не могут работать с черно-белыми пособиями, контурными рисунками. Преобладает туннельное зрение, потому не нужно рассчитывать на боковое зрение. Говорить с ребенком нужно прямо перед лицом. Рабочее место должно находиться в центре класса. Преподавателю нельзя вставать против света. Кроме того, нужно:

  • снизить темп занятия;
  • говорить медленно, ставить четкие вопросы;
  • снизить требования к качеству письма;
  • предоставлять дополнительное время на выполнение задания;
  • работать с трафаретами и штриховками;
  • сменять виды деятельности, обязательна гимнастика для глаз;
  • вопросы ставить конкретно, кратко, медленно; давать время на обдумывание;
  • использовать специализированное оборудование и визуальные приемы организации пространства для лучшего восприятия свойств предметов;
  • при графических заданиях оценивать не точность, а правильность выполнения.

Нарушения речи

Дети с нарушениями речи повышено возбудимы. Отмечаются нарушения в познавательной сфере, недостаток учебной , отвлекаемость, утомляемость. Цель сопровождения – улучшение условий среды для минимизации влияния особенностей развития. Необходимо сотрудничество с семьей. Кроме того, обязательно:

  • взаимодействие педагогов, психологов и медиков;
  • создание ситуации успеха;
  • новизна в подаче и содержании материала;
  • поощрение, спокойный тон преподавателя, поддержка;
  • индивидуальный подход;
  • игровые элементы;
  • упражнения для развития мелкой моторики;
  • наглядность.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Самое частотное нарушение – ДЦП (детский церебральный паралич). Наблюдается недостаточный контроль нервной системы. Как правило, заболевание сочетается с психическими и речевыми нарушениями. ДЦП поддается лечению.

Суть сопровождения:

  • постоянно комфортные для ребенка условия;
  • регулярное расширение границ возможного, максимальное раскрытие потенциала;
  • исключение неожиданных внешних раздражителей (резкий шум, подход со спины);
  • учет чувствительности ребенка, обидчивости, тревожности;
  • разминки во время занятий;
  • помощь и контроль взрослого, напоминание детям со слюнотечением о необходимости сглатывания;
  • тестовые задания для детей с нарушением моторики;
  • упражнения на ориентацию в пространстве (положи руку справа от тетради);
  • четкая речь с многочисленными повторами, без повышения голоса;
  • увеличенное время на выполнение задания.

Необходимо составление индивидуального плана обучения с учетом специфики среды, расстояния до школы, потребностей ребенка, темперамента и , .

Послесловие

Учебная среда играет большую роль в организации сопровождения. Необходимые условия среды прописаны в государственных образовательных стандартах.

Обязательно взаимодействие родителей и педагогов. Практически в каждой школе кроме штатного психолога присутствует специалист по инклюзии и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Для особого ребенка прохождение консилиума и комиссии обязательно. Специалисты составят индивидуальную программу развития и сопровождения ребенка, предложат родителям несколько вариантов обучения, подскажут, как взаимодействовать с ребенком конкретно в их случае.

Разделы: Школьная психологическая служба

Важным звеном психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая поддержка. Психологическая поддержка должна осуществляться в двух основных направлениях: поддержка детей, имеющих отклонения в развитии и поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Психологическую поддержку родителей мы рассматриваем как систему мер, направленных на:

  • снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;
  • укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;
  • формирование у родителей адекватного отношения к ребенку;
  • установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-дефектолог, врач, социальный работник, др.), однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей. Работу с родителями, воспитывающих ребенка с ОВЗ целесообразно проводить в двух направлениях :

1. Информирование родителей о психологических особенностях ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений.

После проведенных диагностических мероприятий психолог знакомит родителей с результатами обследований на индивидуальных консультациях и беседах. Проведение тематических родительских собраний, групповых консультаций способствуют расширению знаний родителей о психологических особенностях детей, имеющих отклонения в развитии, о типичных возрастных закономерностях в развитии личности. Обобщив результаты диагностической работы, а также на основании запросов родителей, психолог формирует родительские группы. Подбор семей проводится с учетом сходства проблем и запросов. Работа с родительскими группами проводится в форме родительских семинаров, которые включают в себя лекционные приемы и групповые дискуссии. Групповые дискуссии способствуют повышению мотивации родителей в совместной работе и вовлеченности в решении обсуждаемых проблем. Такая форма работы позволяет родителям осознать, что они не одиноки, что подобные трудности испытывают и другие семьи. В процессе дискуссий у родителей возрастает уверенность в своих родительских возможностях, они делятся опытом, знакомятся с психолого-педагогическими приемами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования. Информация предлагается в рекомендательной форме. Такой демократичный стиль в общения психолога с родителями позволяет эффективней построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребенка.

2. Обучение эффективным способам общения с ребенком осуществляется путем проведения детско-родительских игр, тренингов, совместных коррекционных занятий с детьми.

Стимуляция оптимальных взаимоотношений между детьми и их родителями достигается успешно в семейных и детско-родительских группах, состоящих из нескольких семей. Групповая форма работы способствует конструктивному переосмыслению личностных проблем, формирует как эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, так и новые, более адекватные эмоциональные реакции, вырабатывает ряд социальных навыков, особенно в сфере межличностного общения.

В этих целях используются детско-родительские игры, задачи и содержание которых ограничены востребованной темой.

Структура групповых занятий складывается из четырех этапов: установочный, подготовительный, собственно-коррекционный, закрепляющий.

Первый установочный этап включает в себя главную цель – формирование положительной установки ребенка и его родителей на занятие.

Основными задачами являются:

  • формирование положительного эмоционального настроя на занятие;
  • формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками группы.

Основные психотехнические приемы на данном этапе: спонтанные игры, направленные на развитие положительного эмоционального фона, игры на невербальные и вербальные коммуникации. Развлекательная форма занятий способствует сближению группы, создает положительную эмоциональную установку на занятие.

Основной целью подготовительного этапа является структурирование группы, формирование активности и самостоятельности ее членов.

Задачи этого этапа:

  • снижение эмоционального напряжения участников группы;
  • активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребенком;
  • повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов.

Это достигается с помощью специальных сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, направленных на снятие эмоционального напряжения, приемы невербального взаимодействия. Такие игры представляют собой своеобразные имитационные модели проблемных ситуаций межличностного общения.

Основной целью собственно-коррекционного этапа является формирование новых приемов и способов взаимодействия родителей с детьми, коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.

Конкретные задачи:

  • изменение родительских установок и позиций;
  • расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка;
  • формирование у родителей адекватного отношения к ребенку и его проблемам;
  • обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования.

Используются сюжетно-ролевые игры, дискуссии, психодрамы, анализ жизненных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, совместная деятельность, специальные упражнения на развитие навыков общения. В ходе данного этапа родители сосредоточиваются на достоинствах ребенка, помогают ему поверить в себя и свои способности, поддерживать ребенка при неудачах, родители учатся анализировать ошибки и находить альтернативные способы реагирования в проблемных ситуациях.

Целью закрепляющего этапа является формирование адекватного отношения к проблемам, закрепление приобретенных знаний и навыков, рефлексия.

Задачи этапа:

  • формирование устойчивого отношения родителей к ребенку и его проблемам.

Психотехническими приемами закрепляющего этапа являются сюжетно-ролевые игры, этюд-беседы, совместная деятельность. Эти игры способствуют преодолению неадекватных форм поведения, вытеснению негативных переживаний, изменению способов эмоционального реагирования, осознанию мотивов воспитания детей с ОВЗ.

Детско-родительская игра "Школа понимания"

Игра проводиться с целью обучения родителей эффективным способам общения с ребенком, имеющего отклонения в развитии. Детско-родительская игра является заключительным этапом в групповой работе с родителями после проведенных консультационных мероприятий, носивших информативных и обучающих характер, по теме «Роль семьи в развитии личности и формирование межличностных отношений у детей с задержкой психического развития».

Описание группы: родители и дети младшего школьного возраста, имеющие задержку психического развития (ЗПР).

Условия проведения: Численность группы от 10 до 12 человек. Необходимо обеспечить всех участников раздаточным материалом. Желательно, чтобы занятие проводили два тренера. Необходимо свободное пространство для проведения подвижных игр и упражнений, наличие небольшого мяча, музыкального центра. Желательно использовать колокольчик для обозначения начала и окончания задания.

Ход занятия.

1. Установочный этап .

Цель: формирование положительной установки родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития, на совместную работу.

  • определение целей работы группы и запросов к содержанию занятия;
  • формирование группы как целое;
  • формирование положительного настроя родителей и детей с ЗПР на занятие;
  • формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками.

1) Упражнение "Приветствие"

Каждый участник группы (по кругу) встает с места, здоровается, называет свое имя и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: "Добрый день", "Желаю всем узнать много нового и интересного", и т.д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

2) Игра "Давайте поздороваемся"

Под веселую музыку взрослые и дети хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего (например, звонок колокольчика) все останавливаются. Оказавшиеся рядом участники приветствуют друг друга, задают вопросы, говорят что-то приятное, это может быть комплимент, пожелание или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном, например «Как я рада Вас сегодня видеть!». Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

2. Подготовительный этап .

Цель: структурирование группы, формирование активности и самостоятельности родителей и детей, имеющих ЗПР

  • создание атмосферы доброжелательности и доверия;
  • сплочение группы взрослых и детей, формирование интереса к совместной деятельности;
  • снижение эмоционального и физического напряжения участников группы;
  • повышение веры родителей, воспитывающих детей с ЗПР в возможность достижения позитивных результатов.

1) Игра "Найди свой лепесток"

Инструкция: "На поляне росли цветы с семью лепестками: красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, зеленый (количество цветков должно соответствовать количеству семейных команд). Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки цветика-семицветика".

Каждая группа собирает свой цветок, так, чтобы цветик получился из всех семи цветов по одному лепесточку. Лепестки располагаются на полу, на столах, под стульями, в других местах помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдет лепестки.

2) Упражнение "Скороговорки"

Каждая команда получает карточку со скороговоркой и хором её быстро проговаривает. Скороговорки следует выбирать в соответствии с особенностями речевого развития детей с ЗПР. Упражнение полезно тем, что родители помогают детям произнести сложные для них фразы. Например:

  • Все бобры добры до своих бобрят
  • У маленькой Сани санки едут сами
  • Не всяк умен, кто богато наряжен
  • Дятел дерево долбил стуком деда разбудил
  • На крыше у Шуры жил журавль Жура
  • До города дорога в гору, от города – с горы

3) Игра "Новая сказка"

Играют все участники. Каждому игроку раздаются картинки рисунками вниз, с любым сюжетным содержанием. Первый участник берет картинку и сразу, без предварительной подготовки, сочиняет рассказ, сказку, детективную историю (жанр оговаривается заранее), где действие разворачивается с участием главного героя – человека, предмета, животного, изображенного на картинке. Последующие игроки по кругу продолжают развивать сюжетную линию, вплетая в повествование информацию, связанную с изображениями на их картинках.

3. Собственно-коррекционный этап .

Цель: формирование новых приемов и способов взаимодействия родителей с детьми, имеющих ЗПР, коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.

  • актуализация семейных переживаний, изменение родительских установок и позиций;
  • расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка с ЗПР;
  • формирование у родителей адекватного отношения к ребенку с ЗПР и его проблемам;
  • обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования, развитие вербальных форм проявления эмоций, развитие чувства эмпатии и доверия;
  • формирование позитивных образов общения в семье, решения конфликтных ситуаций.

1) Игра-сказка "Воробьиная семья"

Инструкция: "Жила-была в лесу воробьиная семья: мама, папа, сын. Мама улетала мошек ловить, семью кормить. Папа укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын учился в лесной школе, а в свободное время помогал отцу, и всегда этим хвастался. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с теми кто не соглашался, ссорился и даже дрался. Как-то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сын-воробушек сидит взъерошенный, потому, что …"

Каждая команда получает карточки с заданиями:

  • Сын подрался с другом;
  • Ребенок боится отвечать у доски на уроках;
  • Сын требует купить ему компьютерную игру;
  • Ребенок не хочет идти в школу;
  • Учитель сделал замечание, что он постоянно отвлекается на уроках, нарушает дисциплину;
  • Сын не хочет выполнять домашние задания.

Участникам предлагается обсудить ситуацию, разделив роли между собой.

2) Упражнение "Эмоции".

На каждую команду (родители и ребенок) выдаются маленькие карточки с изображениями пустых лиц. Задаются жизненные ситуации (уроки в школе, выполнение домашних заданий, прогулка, общение с родителями). Ребенку необходимо нарисовать то состояние, в котором он пребывает во время этих ситуаций. Родители должны обсудить с детьми, почему именно такие эмоции он испытывает.

3) Игра "Щепки на реке"

Взрослые встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. Детям предлагается стать "щепками".

Инструкция: «Это – берега реки. По реке сейчас проплывут Щепки. Один из желающих должен "проплыть" по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно. Берега помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению Щепки, которая сама выбирает себе путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становиться краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…"

4) Беседа на тему "Семейный досуг"

Каждой команде дается задание составить список из пяти вариантов, как можно вместе с ребенком провести выходной день. В этом задании учитываются мнения и пожелания всех участников. Затем каждая команда демонстрирует результат своей работы. Повторяющиеся варианты других команд заносятся в общий список. Из этого упражнения можно каждому для себя открыть различные способы семейного времяпровождения.

4. Закрепляющий этап .

Цель: формирование адекватного отношения к проблемам, закрепление приобретенных знаний и навыков, рефлексия.

  • закрепление приобретенных навыков эмоционального реагирования;
  • формирование устойчивого отношения родителей к ребенку с ЗПР и его проблемам;
  • актуализация позитивного опыта общения с ребенком;
  • оценить эффективность и актуальность проводимой работы.

1) Игра "Цветик – семицветик"

Каждая семейная команда работает со своим цветиком - семицветиком. Участники игры задумывают семь желаний: три желания задумывает ребенок для родителей, три – взрослый для ребенка, одно желание будет совместным (желание ребенка и родителя). Затем родитель и ребенок меняются лепестками и обсуждают лепестки-желания. Необходимо обратить внимание на те желания, исполнение которых совпадает с реальными возможностями.

2) Этюд-беседа "Самый веселый день (счастливый, запоминающийся, т.д.) с моим ребенком".

Все участники становятся в круг (родители и дети вместе), и каждый родитель рассказывает о самом веселом, счастливом дне со своим ребенком.

3) Завершение игры.

Участники по кругу передают мяч и отвечают на вопросы:

  • чем полезна именно для Вас данная встреча (взрослые), что понравилось (взрослые и дети);
  • что Вы могли бы применить в отношении своего ребенка (взрослые);
  • Ваши пожелания.

Обратную связь мы рекомендуем проводить через анкетирование, в котором родители отражают свое мнение, насколько полезной оказалась для них игра и насколько оправдала она их ожидания, а также свои пожелания. В конце игры психолог раздает подготовленные заранее рекомендации, касающиеся форм и способов общения с детьми («Золотые правила воспитания», «Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки детей», «Советы по развитию чувства уверенности детей», проч.), перечень упражнений и игр, которые можно использовать в дома, на прогулке, в кругу сверстников.

Специфическими эффектами работы в родительской группе являются повышение их сензитивности к ребенку, выработка более адекватного представления о возможностях и потребностях детей с ЗПР, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком. Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной и школьной ситуации ребенком, динамике его поведения в группе.

В результате проведенной работы с родителями достигнута положительная динамика в формирование межличностных отношений родителей и детей, имеющих ЗПР. О том, что игра оказала влияние на детско-родительские отношения, говорят увеличение обращаемости на консультации к психологу на одну треть от общего числа родителей. На консультациях психолога с членами семьи общение приобрело более доверительный характер. Изменилось отношение родителей и к проблемам детей, они проявляют большую готовность решать трудности своих детей, чаще обращаются к специалистам школы, стали больше поддерживать интересы детей, уважать их стремления, принимать их такими, какие они есть. Позиция родителей в отношении насущных проблем сменилась с пассивной на активную, если чаще педагоги призывали родителей обратить внимание на трудности, просили их оказать дополнительную помощь сыну или дочери, то теперь родители сами проявляют инициативу в решении коллективных и индивидуальных задач. Произошли изменения и в отношениях школьников к среде обучения, дети более комфортно чувствуют себя в школе, снизился процент тревожности на 17%, уровень эмоционально-психологического климата увеличился на 12%.

Вывод: психологическая поддержка является важным звеном в системе психологической помощи родителям детей с ОВЗ. Основная цель психологической поддержки – повышение сензитивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с отклонениями в развитии ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях детей с ОВЗ, оптимизация их педагогического потенциала. Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и детей.

Список литературы :

  1. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 190с.
  2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220с.
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240с.
  4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.
  5. Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 176с.
  6. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336с.

Важной задачей психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является работа педагога-психолога с родителями.

В работе с родителями детей с ОВЗ педагог-психолог больше обращает внимание не столько на формы работы, т.к. они не отличаются от работы с другими родителями (беседа, мини-лекции), сколько на содержание. Детям с ОВЗ нужна коррекция, а родителям - психологическая помощь.

Рождение в семье ребенка с ОВЗ полностью меняет сложившийся уклад жизни, влияя на ее качество, вызывая у родителей большую палитру эмоциональных реакций, которую можно назвать «родительский надрыв».

Данное состояние имеет свою динамику и свои стадии развития:

  1. Стадия - страх, шок, растерянность и даже беспомощность перед сложившейся ситуацией и будущим.
  2. Стадия - отрицание . Эта стадия проявляться по-разному: кто-то не хочет признавать диагноз ребенка (например, «это не правда»), кто-то, признает проблему, но при этом становятся неоправданным оптимистом в отношении положительного прогноза развития и реабилитации ребенка, не понимая всей глубины проблемы (например, «мой ребенок еще выправится, перерастет»).
  3. Стадия - депрессия . Наступает после осознания и понимания проблемы своего ребенка, В этот период родители погружаются в глубокую печаль.
  4. Стадия - принятие , происходит осознание случившегося.

На какой бы из вышеперечисленных стадий ни находился родитель, педагог-психолог должен выстраивать свои консультации таким образом, чтобы родитель почувствовал поддержку и уходил с так называемым «ресурсом». Педагог-психолог, проводя консультации с родителями, действует под лозунгом: «Помощь родителю есть помощь ребенку» . Данный лозунг продиктован тем, что жизненная позиция родителя и его ценностные ориентации являются основой семейного воспитания, которое в свою очередь оказывает влияет на становление образа «Я» ребенка и уже, как следствие, на его отношение к миру. Именно в семье создаются уникальные условия, которые выстраиваются в основу для развития личности ребенка в целом.

Воспитательная работа родителей в семье - это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю необходимо учиться быть педагогом, а значит учиться принимать своего ребенка таким, какой он есть, и учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.

Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно, однако во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути:

  • как воспитывать,
  • чему учить,
  • как учить.

Следовательно, необходимым условием успешного коррекционно-развивающего воздействия на ребенка является сотрудничество семьи и педагога-психолога.

Таким образом, задачами психолого-педагогической работы педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ являются

  • профилактика перегрузок, как выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха дома;
  • оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания и в решении возникающих проблем;
  • выбор стратегии взаимоотношений с ребенком, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, а также структуру нарушения его развития;
  • подготовка и включение родителей (официальных представителей ребенка) в процесс решения коррекционно-развивающих задач.

Установление общения педагога-психолога с родителями осуществляется поэтапно:

Первый этап - создание доверительных, откровенных отношений с родителями , (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используется беседа.

Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставится следующая цель - обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка .

Третий этап - решение следующих задач:
- получение родителями информации о воспитании и развитии ребенка;
- овладение родителями приёмами взаимодействия с ребенком;
- умение родителей замечать и принимать индивидуальные особенности ребенка;
- расширение у родителей знаний , касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия и развития детей;
- индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность.

Таким образом, повышение компетентности родителей и формирование у них адекватной оценки состояния своего ребенка является одним из главных ожидаемых результатов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Помимо запланированных, педагог-психолог проводит консультации также и по запросу самих родителей.

Критерием результативности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является оптимизация коммуникации родителя с ребенком.

Необходимо отметить, что только при условии активной деятельности, в которую вовлечены педагог-психолог и родители ребенка с ОВЗ можно достичь целей: повышения психологической культуры у родителей, степени принятия дефекта собственного ребёнка. А при наличии должной старательности обеих сторон, терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ. Что, собственно, и продиктовано общей целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционно – психологическая помощь детям с ограниченными возможностям здоровья в условиях индивидуального обучения

Аннотация

Введение………………………………………………………………….......3

Глава1.Теоретические аспекты организации коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях индивидуального обучения………………………………………………5

Глава 2. Экспериментальное изучение организации коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в «Центре Образования «Ступени»…………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………....20

Аннотация

В настоящее время среди обучащихся общеобразовательной школы наблюдается рост числа детей, нуждающихся в комплексной помощи. Это определяет необходимость консолидации усилий специалистов разного профиля. Требуется комплексный подход и поиск эффективных моделей сотрудничества специалистов в рамках службы помощи с ограниченными возможностями здоровья. Состав специалистов определяется особыми образовательными потребностями детей. В него, как правило, входят педагог, логопед, психолог, социальный педагог, дефектолог.

На первый план на современном этапе развития системы образования выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Одним из самых эффективных методов получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья и их одновременной социальной реабилитации является индивидуальное обучение.

Важным звеном в образовании таких детей является оказание им психологической помощи. Психологическая помощь должна осуществляться в двух основных направлениях: поддержка детей, имеющих отклонения в развитии и поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Введение

Изучение и анализ научно-теоретических, социально-педагогических, психолого-педагогических исследований и педагогической практики по данной проблеме позволили определить безусловную актуальность исследования, которая определяется вхождением Российской Федерации в мировое образовательное пространство, что требует переосмысления имеющегося психолого - педагогического опыта и развития новых идей и подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья; сменой образовательной парадигмы, предполагающей приобретение всеми учащимися реальных прав субъектов образовательного процесса, обеспечивающего им личностное развитие и способствующего их социализации; ростом числа детей, не справляющихся с общеобразовательными программами в обычных условиях.

Проблема специального образования является актуальной в работе Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет.

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с нормально развивающимися детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Целью данной работы является изучение особенностей организации коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях индивидуального обучения.

Глава 1. Теоретические аспекты организации коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях индивидуального обучения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания .

Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм; с задержкой психического развития и комплексными нарушениями развития.

Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно вели к : от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе детей с ограниченными возможностями здоровья в целом, но и внутри каждой входящей в нее категории детей .

Важнейшими задачами специального образования являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования. Это означает максимально полное удовлетворение возникших в связи с нарушением и, следовательно, с ограничением специфических образовательных потребностей.

Следует помнить, что ограничение возможностей не является только количественным фактором (т.е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и прочее, это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования. Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать общеобразовательные программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности (социального адаптирования): навыки ориентирования в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей; развивать потребностно - мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способность к максимально независимой жизни в обществе, в т.ч. через профессиональное самоопределение, социально-трудовую адаптацию, активную и оптимистическую жизненную позицию. Обучение и воспитание органично взаимосвязаны и взаимодополняемы в специальном образовательном процессе, протекающем в специальных образовательных условиях .

Коррекционная помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья – глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объем, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонения (отклонений) в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма. Временем возникновения и тяжестью нарушения, социокультурными и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребенка и его семьи; желанием и возможностью семьи участвовать в процессе специального образования, возможностями и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию всех условий для специального образования, а так же уровнем профессиональной компетенции педагогов и психологов, работающих с ребенком и его семьей .

Стандарт специального образования применительно к каждой категории лиц с ограниченными возможностями здоровья отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей работе, профилактической и оздоровительной работе, а также трудовой и начальной профессиональной подготовке .

Мы подробно остановимся на коррекционно – психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Для успешного психологического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в штате школы имеются соответствующие специалисты: дефектологи, логопеды, специальные психологи. Они работают в тесном взаимодействии с педагогическим персоналом, осуществляя диагностическую деятельность, психокоррекционные мероприятия, поддерживая в образовательном учреждении охранительный режим, участвуя в профконсультировании.

Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что специалисты имеют дело с обучающимися, у которых имеются не только нарушения познавательной деятельности, но и изменения личности в целом.

К основным направлениям коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья относятся:

1. Диагностическое направление.

Диагностическая работа является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами.

Основная задача этого направления- прогноз возможных трудностей обучения и развития каждого ребенка, определение причин и механизмов уже возникших проблем.

    изучение личных дел обучающихся(психолого-педагогическая характеристика, заключения о нервно-психическом состоянии школьника)

    посещение семьи (установление контакта с родителями ребенка, изучению условий жизни ребенка, индивидуальных особенностей и положительных сторон ребенка)

    наблюдение за ребенком в урочное и внеурочное время

    изучение продуктов деятельности ребенка (тетрадей, рисунков, поделок и т.п.)

    использование стандартизированных методик для количественной и качественной обработки данных.

Необходимым условием проведения обследования является соблюдение принципов коррекционной педагогики и специальной психологии: комплексности, целостности, всесторонности, системности, динамичности.

На I этапе нами проводится первичная диагностика обучающихся, которая включает в себя определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специальной коррекционной помощи.

В процессе обучения проводится динамическое изучение обучающихся, отслеживание динамики развития ребенка, определение соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения и воспитания уровня развития обучающегося.

По окончанию четвертей специалистами осуществляется этапная диагностика, которая подразумевает констатацию результативности и определение эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной, эмоционально-волевой сферы ребенка.

Так же проводится текущая диагностика это обследование обучающихся по запросу родителей, педагогов, специалистов школьного консилиума (по мере необходимости).

2. Коррекционное направление.

Коррекционное направление работает, одно из самых важных, представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность, личностную сферу ребенка с ограниченными возможностями здоровья в динамике учебно-воспитательного процесса.

К основным направлениям коррекционно-развивающей развивающей работы относится:

    сенсорное и сенсомоторное развитие;

    формирование пространственно-временных отношений;

    умственное развитие (мотивационный компонент, операционный и регуляционный компоненты);

    нормализация ведущей деятельности возраста;

    формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

Ориентировочные формы и методы работы могут быть следующими:

    индивидуальные и групповые коррекционные занятия, беседы;

    социально-психологический тренинг межличностного общения;

    имитационные, профориентационные и деловые игры, учебные дискуссии;

    вовлечение детей в творческие объединения по интересам;

    вовлечение родителей в работу с детьми.

Нет единой, уникально успешной методики, приема или формы работы с обучающимися и их родителями. Все зависит от конкретной ситуации, мимо которой нельзя пройти, а иногда следует и специально создать.

3. Аналитическое направление.

Аналитическое направление включает анализ процесса коррекционного воздействия, на развитие обучающегося и оценку его эффективности, обеспечение взаимодействия специалистов.

Необходимость этого направления работы обусловлена потребностью в комплексном подходе к проблемам ребенка, который предполагает:

    системный анализ личностного и познавательного развития ребенка;

    создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития школьника;

    обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания обучающихся;

    профилактику перегрузок обучающихся;

    взаимодействие специалистов в рамках школьного ПМПк.

4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы проводятся для оказания помощи родителям, учителям и администрации по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи направления:

    профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;

    профилактика перегрузок обучающихся, выбор адекватного психофизическому развитию учащегося режима труда и отдыха в школе и дома;

    повышение профессиональной компетентности педагогов и расширение знаний в вопросах обучения детей с отклонениями в развитии;

    оказание профессиональной помощи родителям и семьям учащихся в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

    выбор стратегий семейных взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;

    подготовка и включение педагогов и родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции и развития.

5. Организационно-методическое направление.

Это направление деятельности педагога включает подготовку и участие в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации.

Следовательно, психологическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, активно включает специалистов во все сферы образовательного процесса. Деятельность организуется в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов, разрабатываются и реализуются комплексные индивидуальные программы коррекции и развития обучающихся .

Индивидуализация образования детей с ограниченными возможностями здоровья является важной задачей модернизации образования. Индивидуальная форма обучения идеально подходит для тех детей, которые не имеют возможности посещать занятия в общеобразовательной школе по стабильному расписанию по причине слабого здоровья. Индивидуальное обучение может проводиться как на дому (при наличии медицинской справки, подтверждающей проблемы со здоровьем), так и в школе, и в специальных центрах .

Индивидуальная образовательная программа – это документ, являющийся материальным выражением индивидуального образовательного маршрута ребенка, и содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоение, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания.

Индивидуализация образования направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. Особую актуальность данные программы приобретают в процессе коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми и комплексными нарушениями в развитии .

Развитие личности ребенка, его способности, интересов – процесс непрерывный. Для того, что бы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху – его нужно знать и понимать. Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребности, творческого потенциала – одно из направлений деятельности психологической службы .

Одним из направлений деятельности образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья является организация коррекционно-психологической помощи.

Коррекционно-психологическая помощь – это деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также – деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям .

Глава 2. Экспериментальное изучение организации коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в «Центре Образования «Ступени».

Для образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ЕАО создано Государственное бюджетное учреждение Еврейской автономной области - областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени», образованно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об автономных учреждениях» и постановлением правительства Еврейской автономной области от 14 декабря 2010 года.

Целью деятельности Учреждения являются: создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами, которым по состоянию здоровья лечебно-профилактическим учреждением здравоохранения рекомендовано обучение на дому, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Образовательный процесс в Центре организован для 75 детей, которым рекомендовано обучение на дому по основным общеобразовательным программам общего образования и не противопоказано дистанционное обучение.

Обучением охвачены дети инвалиды с сохранным интеллектом, имеющие нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, с соматическими, онкологическими заболеваниями.

Обучение детей осуществляется в соответствии с индивидуальными образовательными программами, которые разрабатываются с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей обучающихся, а так же с учетом характера протекания заболевания.

Центр образования предоставляет детям - инвалидам реальную возможность эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности, позволяет им приобрести бесценный личностный опыт познания окружающей действительности, общения, прожить полноценное эмоциональное детство, расширяет границы доступного им мира.

На базе Центра организованна коррекционная работа психологической службы, которая направлена на психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью деятельности службы является - обеспечение психолого-педагогической поддержки обучающихся на всех этапах возрастного развития, сохранение и укрепление здоровья, повышение адаптивных возможностей воспитанников и психологической культуры всех участников образовательного процесса на протяжении всего периода обучения.

К основным направлениям коррекционно-психологической помощи в Центре относятся:

    выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

    организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

    системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

    коррекцию и развитие высших психических функций;

    развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения.

В состав службы включены следующие специалисты: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи и социальный педагог. Специалисты службы осуществляют свою деятельность только на основании запросов участников образовательного процесса. Проведение любых видов диагностических коррекционных мероприятий с обучающимися не допускается без письменного согласия родителей (законных представителей).

Взаимодействие участников службы осуществляется на основе комплексного подхода к решению потенциальных или актуальных проблем обучающихся, что предполагает тесное взаимодействие специалистов службы, их взаимопонимание и взаимодополнение.

Специалисты Службы осуществляют свою деятельность только на основании запросов участников образовательного процесса. Проведение любых видов диагностических и коррекционных мероприятий с обучающимися не допускается без письменного согласия родителей.

В процессе реализации психодиагностического направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи:

    проводят в случаи необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствие развития возрастным нормативом;

    проводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей, склонностей с целью индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении;

    проводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляют психологические причины нарушения общения;

    совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии.

Коррекционная и развивающая работа предполагает активное воздействие на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка. Его задачи определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическому коллективу в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, склонностей, становления личности. Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в учении и поведении детей.

Планы и программы коррекционно-развивающей работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определенных в ходе психодиагностики, и носят строго индивидуальный, конкретный характер.

В ходе психокоррекционной работе дефектолог разрабатывает и осуществляет программы, направленные на развитие, как отдельных сторон психического развития, так и личности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Специалистами разрабатываются программы коррекции, направленные на устранения отклонений в психическом развитии ребенка. Развивающая и психокоррекционная работа проводится в индивидуальной и групповой формах, во внеурочное время, на специальных занятиях, в процессе консультирование родителей.

В рамках консультативного направления сотрудники психологической службы консультируют администрацию образовательного учреждения, учителей, родителей. Проводят индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, самовоспитание и т.п.

Специалисты способствуют повышению психологической культуры педагогов, родителей путем провидения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях, чтения лекций. В качестве консультантов принимают участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий, по вопросам организации самоуправления.

Сотрудники службы ведут документацию, содержание и формы которой закреплены соответствующими нормативными актами различного уровня. В целях повышения качества взаимодействия специалистов сотрудники службы имеют равные права доступа к рабочей документации службы, если при этом гарантируется соблюдение принципа обязательной конфиденциальности данных. К документации относят: план работы, заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования, журнал консультаций, журнал учета групповых форм работы, карта психолого-педагогической помощи ребенку, индивидуальная программа работы на каждого обучающегося, программа коррекционно-развивающих занятий.

Одним из направлений моей профессиональной деятельности является составление перспективного плана своей работы. В план деятельности включены задачи учителя дефектолога на текущий учебный год, а так же направления работы и сроки их реализации по четвертям.

Задачи:

    своевременное выявление детей с трудностями в период адаптации, диагностика и коррекция межличностных отношений, определение зоны ближайшего развития;

    организация индивидуальных занятий с обучающимися, родителями и педагогами;

    поддержка связи с родителями обучающихся, налаживание совместную работу по психолого - педагогическим проблемам, возникающим в ходе учебно - воспитательного процесса;

    создание благоприятного психологического климата для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, родителей и педагогов.

Одним из направлений является коррекционно-педагогическая работа, которая заключает в себя первичное обследование обучающихся, проведение диагностики здоровья и социально-личностного развития обучающихся, зачисление учащихся на дефектологические занятия, составление по результатам диагностики плана индивидуальной работы, построение коррекционно-развивающих программ в соответствии со структурой нарушения в развитии детей, проведение коррекционных занятий с учащимися в соответствии с разработанными программами индивидуальных и групповых дефектологических занятий, знакомство и изучение документации.

Под организационной работой подразумевается: оформление документации, составление расписания, формирование дефектологических групп, составление планов коррекционной работы с группами обучащихся, рабочих программ, планов индивидуальной работы.

Так же осуществляется работа с педагогами: знакомство кураторов с результатами дефектологического обследования; консультации по запросам и по заранее намеченным актуальным темам.

Работа с родителями включает проведение индивидуальных бесед о результатах дефектологического обследования (по запросу), консультаций и участие в родительских собраниях.

По результатам первичной диагностики школьников и составлению групп детей, которые нуждаются в дефектологической помощи, мною разрабатываются и осуществляются программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

В программе обязательно отображаются цели и задачи, пояснительная записка, график организации коррекционно-развивающего процесса и календарно – тематическое планирование.

Календарно – тематическое планирование чаще всего содержит не только лексическую тему занятия но и графу где указываются направления коррекционной работы, задачи каждого занятия и типы заданий используемые на нем.

Таким образом, целенаправленно организованная психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального образования направлена на психологическое сопровождение ребенка, которую можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребенку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Заключение

Анализ теоретических источников по данной проблеме позволил сделать вывод о том, что коррекционно-психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья это системная, целенаправленная работа в которую включены специалисты различных профилей, организация ее является сложным процессом. Индивидуальное обучение школьников напрямую должно сопровождаться специалистами психологической службы для того, чтобы развитие детей с ограниченными возможностями здоровья не ограничивалось только общением с учителем или родителями. Умение адекватно реагировать на жизненные ситуации, выражать свои эмоции, мысли, чувства одно из правил успешной социализации и адаптации таких детей в обществе, которое, безусловно, не сможет пройти успешно без своевременной коррекционно-психологической помощи.

Экспериментальное изучение организации коррекционно-психологической помощи позволило сделать выводы о важности, целенаправленности, сложности и комплексности работы психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Практическое психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии. Специалисты психологической службы школы находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом. Самое важное, что должны понять педагоги и психологи, включённые в систему психологической службы, это то, что их деятельность ориентирована на достижение учебных достижений ученика, на развитие учебной мотивации и успешности в овладение знаниями. Без этого, все остальные результаты становятся сопутствующими, и не определяют достижения основной цели - качественного образования ребёнка.

Список литературы:

    Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющим тяжело больных детей // Социально-педагогическая работа. – 1998. - №6. - С.59-63.

    Голиков Н.А. Комплексная реабилитация учащихся в условиях полифункционального образовательного учреждения. – Тюмень: «Вектор Бук», 2003. – 224 с.

    Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. – М.: «Центр общественных ценностей», 1998. – 138 с.

    Даринская В.М. Психологический тренинг родительско-детских отношений // Семейная психология и семейная терапия. – 2000. - № 1. – С. 28-44.

    Карпенкова И.В. Ребенок с нарушениями в развитии в семье и социуме: по разные ли мы стороны? // Социальный конфликт. – 2001. - № 1. – С. 82-86.

    Каткова Л.П. Организация деятельности социального работника в семьях, имеющих детей-инвалидов // Медицинская помощь. – 1994. - № 2. – С.6-10.

    Кича Д.И. Медико-социальные потребности семей, воспитывающих детей-инвалидов // Медицинская помощь. – 1994. - № 3. – С.8-14.

    Климова Ю.А. Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями // Мир психологии. – 2001. - № 2. – С.243-253.

    Конституция Российской Федерации. Дети-инвалиды. Сборник нормативных актов. – М., 1996. – 238 с.

    Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями (методическое пособие). – СПб.: «Питер», 1997. – 36 с.

    Марковская И.М. Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми // Журнал практического психолога. – 1998. - № 2. – С.67-78.

    Рыженко И.В., Карданова М.С. Особенности реагирования родителей на присутствие в семье ребенка-инвалида. Вероятностные пути психологической помощи // Мир психологии. – 2003. - № 3. – С.242-246.

    Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. – Саратов: Изд-во Поволжского филиала Российского учебного центра, 1996. – 225 с.

    Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. - №2. – С.51-56.

    Специальная психология: учебное пособие. / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2003. – 464 с.

    Ткачёва В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М.: «ГНОМиД», 2000. – 64 с.

    Чарова О.Б., Савина Е.А. Особенности материнского отношения к ребёнку с интеллектуальным недоразвитием // Дефектология. – 1999. - № 5. – С.34-39.

Особые условия:

Самая выгодная цена курса!
- Гарантированные подарки каждому обучающемуся
- Рассрочка оплаты
- Возможность досрочно закончить обучение. Цена обучения не меняется!
- Процесс обучения сопровождает высококвалифицированный преподаватель.
- Возможность вернуть 13% от цены за обучение, предоставив документы в ИФНС.

Введение и реализация ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях в который раз акцентировало внимание на психолого-педагогическом сопровождении всех участников образовательного процесса, обращая особое внимание на «особых» школьников. В тексте Федеральных образовательных стандартов для детей с ОВЗ четко прослеживается мысль о том, что инклюзивное образование – это, прежде всего, особенности учебно-воспитательного процесса, который выстраивается с учетом психофизических возможностей школьника с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, в образовательных учреждениях должно быть организовано эффективное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, целью которого является создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме. Современное образование стремительно развивается, предъявляя все новые требования ко всем участникам образовательного процесса. Чтобы соответствовать этому развитию, педагог-психолог образовательного учреждения должен постоянно повышать свою профессиональную компетентность, в том числе, уделяя особое внимание вопросам сопровождения детей с ОВЗ.

Каким образом будет проходить обучение?

Дистанционный курс проходит на виртуальной образовательной платформе Моего Университета http://moi-uni.ru/, где предусматривается организация дистанционной поддержки преподавателям и обучающимся. Материал курса структурирован по модульному принципу, т.е. каждый раздел программы представляет целостный, логически законченный тематический модуль. Для входа на на портал каждому участнику курса предоставляется логин и пароль.

Выдаваемые документы:

По окончании обучения Вы получите официальное подтверждение успешного завершения курса - Удостовение о повышении квалификацииАНО ДПО "Инновационного образовательного центра повышения квалификации и переподготовки "Мой университет" с указанием объема курса - 144 часа.

1. Необходимо выбрать удобную для Вас дату начала обучения (перед кнопкой "Записаться на курс")
2. Нажать на кнопку "Записаться на курс" и зарегистрировать "Личный кабинет"
3. Произвести оплату за обучение.
4. Заполнить раздел "Анкетные данные" в "личном кабинете" (указав точный почтовый адрес с почтовым индексом и загрузить диплом об образовании).
5. После заполнения раздела "Анкетные данные" Вы будете зачислены на дистанционный курс повышения квалификации (на электронную почту Вам придет уведомление о зачислении на курс). Если у Вас возникли вопросы по оформлению раздела "Анкетные данные", пожалуйста, напишите на электронный адрес [email protected]

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо