Буква ю и звуки, которые она обозначает. Что обозначают буквы е, ё, ю, я
Надежда Штанько
Конспект открытого занятия.
для детей подготовительной к школе группы
воспитателя Штанько Н. А.
Тема: Буква «Ю», звук «Ю»
Цель: познакомить с буквой и звуком «ю».
Задачи : развивать фонематический слух; учить выделять звук «ю» в словах; воспитывать умение взаимодействовать друг с другом
Оборудование: проектор
Ход занятия :
Воспитатель: Давайте поприветствуем наших гостей.
Дети: - Здравствуйте!
Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новым звуком «Ю». Чтобы правильно произнести этот звук нужно чуть округлить губы и слегка вытянуть их вперёд (показывает). Давайте вместе произнесём этот звук. А какой это звук гласный или согласный?
Дети : - Гласный
Воспитатель : - Давайте вспомним, а какие гласные звуки мы уже знаем?
Дети: - А, О, У, Е, Я
Воспитатель: - Молодцы. Скажите, пожалуйста, а как мы узнаем гласные звуки?
Дети: - Гласные звуки легко поются, и воздух изо рта выходит свободно.
Воспитатель: - Ребята, а сколько звуков вы слышите, когда произносите букву Ю
Дети: - Два.
Воспитатель: - А какие это звуки?
Дети: - [й] и [у]
Воспитатель: - Хорошо. А сейчас посмотрите на экран, (слайд № 1) звук Ю обозначается гласной буквой Ю. Давайте нарисуем букву Ю в воздухе. Посмотрите, а какая буква спряталась в букве Ю.
Дети: - О
Воспитатель: - Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква…. Ю.
Перед вами лежат части нашей буквы, давайте составим целую букву Ю.
Дети каждый составляет букву Ю .
Воспитатель: - Ребята, у меня есть волшебный сундучок, а в нем игра «Угадай, как нас зовут?». Карточки, а к ним вот такое задание: Отгадайте имена этих ребят по первым буквам слов. (Слайд № 2,3)
(Юбка, лук, яблоко – ЮЛЯ
Юла, рак, арбуз - Юра).
Давайте прохлопаем слово ЮЛЯ сколько здесь слогов? (2, а в слове ЮРА? тоже 2, а с какой же буквы начинаются эти имена?
Дети: С буквы Ю.
Воспитатель : Ребята, что это за звук? (слайд № 4)
Дети : Поезд.
Воспитатель: - Ребята, он нам тоже привез какое-то задание.
Паровозик хочет с вами поиграть. Ему очень нравятся гласные звуки, особенно звук [ю]. Определите место звука [ю] в этих словах. Если звук в начале слова - положите картинку в главный вагончик, если в середине - во второй вагон, в конце - в последний.
(Юла, юбка, утюг, ключ, клюква, клюшка, мою, дую, лаю, вою)
Воспитатель: - Молодцы, с этим заданием справились. А теперь немного отдохнем: Осенью на небе очень много туч и облаков, я вам предлагаю сыграть в игру Беленькое облако.
Беленькое облако поднялось над крышей
Устремилось облако выше, выше, выше
Ветер это облако зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу.
Встаем в круг. Сравнение на слух:
Лук – люк.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, я вам предлагаю прочитать по очереди слова: (Слайд № 5)
ПО Ю
Воспитатель: Молодцы, а теперь я вам предлагаю вернуться за столы, а в моем волшебном сундучке еще что-то для вас есть.
Составление отгадок на загадки:
Я красна, я кисла,
На болоте я росла.
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Клюква) (Слайд № 6)
Составляем слово клюква.
Костыль кривой
Так и рвется в бой.
(Клюшка) (Слайд № 7)
Из меня берут порою
А в руках твоих открою
Я любой замок.
(Ключ ) (Слайд № 8)
Воспитатель : - Объясните значение слова ключ. Давайте составим предложения с этим словом.
Дети: - Я могу ключом открыть замок.
Воспитатель: - Молодцы. Итак, с какой гласной буквой мы сегодня познакомились? Сколько звуков мы слышим в букве Ю?
(Ответы детей )
Подготовка ребенка к школе. Образовательный комплекс включает в себя следующие задания и упражнения: обучение чтению, изучение букв и звуков, знаки препинания в предложении и простые числа, задания на сообразительность и творческое мышление.
Обучение чтению. Звуки "йу" и буква "Ю"
Цель : формирование навыка чтения, развитие фонематического слуха, развитие устойчивости внимания.
Материал : рабочий лист, карандаши. Карточка с буквой Ю.
"Ю" похожа на юлу,
Что кружилась на полу,
Повертелась как волчок
И упала на бочок.
"Юбка", "люстра" и "люблю", -
Вот словечки с буквой "Ю".
- О какой букве идет речь? Правильно о букве Ю.
- Послушайте слова и назовите первые звуки в этих словах: ЮБКА, ЮЛЯ, ЮГ, ЮЛА .
- Правильно, это звуки ЙУ. И записываются они буквой Ю.
Педагог показывает детям карточку с буквой Ю. Дети пальчиками обводят буковку. Пишут ее пальчиком на столе.
- Давайте сделаем с вами звуковой анализ слова ЮБКА.
- Сколько слогов в слове ЮБКА? (Два).
- А какой первый звук в слове ЮБКА? (Звук й).
- Второй звук в этом слове? (у).
- Третий звук? (б).
- Четвертый звук? (к).
- Пятый звук? (а)
- А когда мы пишем слово ЮБКА, то первая буква в этом слове Ю. Буква Ю состоит из двух звуков йу.
- Если буква Ю стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает два звука ЙУ.
- Послушайте следующее слово - ЛЮК.
Проводим звуковой анализ слова ЛЮК .
- Давайте сделаем вывод. Если буква Ю стоит после согласной, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук У.
- Буква Ю – гласная, а гласные мы обозначаем красным цветом.
- Раскрасьте букву Ю в красный цвет.
- Раскрасьте схему звуков "йу" зеленым и красным карандашами. Й - зеленый, т.к. звук согласный мягкий. У – красный, т.к. звук гласный.
- Как вы считаете, на что похожа буква Ю?
- Обведите и допишите буквы Ю.
Обучение чтению. Слова с буквой Ю
Цель : формирование навыка чтения.
Материал : рабочий лист.
Прочитайте слова построчно, а затем столбиками.
Подчеркните одной чертой мягкие согласные.
Соедините чертой слова, которые начинаются на одинаковый слог.
Обучение чтению. Звуки "ЙА" и буква "Я"
Цель
Материал : рабочий лист, карандаши, карточка с буквой Я.
Сегодня мы познакомимся с новой буквой. Послушайте стихотворение, которое написала поэтесса Светлана Игнатова об этой букве:
Буква "Я" собой гордится:
Всех важнее быть стремится.
Яхта, яблоко, земля, -
Вот словечки с буквой "Я".
- О какой букве идет речь? Правильно о букве Я.
- Послушайте слова и назовите первые звуки в этих словах: ЯБЛОКО, ЯКОРЬ, ЯЙЦО, ЯМА.
- Правильно, это звуки ЙА. И записываются они буквой Я.
Педагог показывает детям карточку с буквой Я. Дети пальчиками обводят буковку. Пишут ее пальчиком на столе.
- Давайте сделаем с вами звуковой анализ слова ЯМА.
- Сколько слогов в слове ЯМА? (Два).
- Какой первый слог? Второй?
- А какой первый звук в слове ЯМА? (Звук й).
- Второй звук в этом слове? (А).
- Третий звук? (М).
- Четвертый звук? (А).
- А когда мы пишем слово ЯМА, то первая буква в этом слове Я. Буква Я состоит из двух звуков йа.
- Если буква Я стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает два звука ЙА.
- Послушайте следующее слово - МЯСО.
Проводим звуковой анализ слова МЯСО.
- Давайте сделаем вывод. Если буква Я стоит после согласной, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук А.
- Буква Я – гласная, а гласные мы обозначаем красным цветом.
- Раскрасьте букву Я в красный цвет.
- Раскрасьте схему звуков йа зеленым и красным карандашами. Й- зеленый, т.к. звук согласный мягкий. А – красный, т.к. звук гласный.
- Как вы считаете, на что похожа буква Я?
- Обведите и допишите буквы Я.
Обучение чтению. Чтение слов с буквой "Я"
Цель : формирование навыка чтения, развитие умственного действия анализа-синтеза.
Материал : рабочий лист, карандаши.
Прочитайте слоги построчно, а затем столбиками.
Поделите слова на слоги.
Поставьте в этих словах ударение.
Подчеркните слово, в котором больше всего слогов.
Обведите слова, где буква Я пишется в начале слова. Какие звуки обозначает буква Я, если стоит в начале слова?
Обучение чтению. Схемы предложений. Знаки препинания
Цель : формирование навыка чтения, развитие умственного действия, анализа-синтеза.
Материалы : рабочий лист, карандаши.
- Сейчас мы с вами будем читать предложения, но сегодня они будут необычными. Посмотрите на первое предложение. Что в нем интересного? Правильно, в конце предложения стоит не точка, а новый знак. Такой знак называется вопросительным. И предложение тоже называется вопросительным. Когда вопросительный знак стоит в конце предложения, то само предложение надо читать так, как будто ты спрашиваешь. Посмотрите, как я прочитаю это предложение (педагог дает образец прочтения).
Аналогично педагог знакомит детей с восклицательным знаком и побудительным предложением.
- Составьте схемы к предложениям.
- Найдите в предложениях слова с буквой Я. Сколько слов нашли? (Одно).
Математика. Состав чисел: 2, 3, 4, 5
Цель : учить детей запоминать состав чисел 2, 3, 4, 5.
Материал : рабочий лист, карандаши.
Давайте правильно заполним домики цифрами.
В первом домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 2.
Во втором домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 3.
В третьем домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 4.
В четвертом домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 5.
Развитие мышления. Скажи наоборот
Цель : развитие речи, формирование умения подбирать противоположные по смыслу слова.
Подберите противоположные слова.
Математика. Примеры. Решение задач
Цель : обучение детей сложению и вычитанию, закрепление знаков +, - и =, закрепление образа цифры, учить составлять примеры.
Материалы : рабочий лист, карандаши.
- Посмотрите на картинку, кто нарисован на картинке?
- Давайте составим задачу про птиц.
- Сколько птиц сидит на ветке?
- Сколько птичек прилетело?
- Зная, эти данные мы можем составить задачу?
- Составьте задачу.
На ветке дерева сидело 3 птицы. К дереву подлетела еще одна птица. Сколько всего птиц на рисунке?
- Назовите условие задачи.
- Какой вопрос в задаче?
- Решите составленную задачу.
- Составьте и запишите пример к задаче на рабочем листе.
- Задача на сложение или вычитание? Какой знак будет в примере?
- Прочитайте получившийся пример.
- Составьте задачу по той же картинке на вычитание.
- Какая задача у вас получилась?
- Назовите условие и вопрос задачи?
- Составьте и запишите решение задачи на рабочем листе.
Развитие умственных действий. Анализ-синтез
Цель : развитие анализа-синтеза.
Материал : мяч.
Педагог организовывает игру на ковре. Дети встают вкруг, педагог стоит внутри круга.
Педагог бросает детям мяч и просит продолжить фразу.
Подготовка руки к письму. Палочки
Цель : формирование графо-моторных функций.
Материал : рабочий лист
Обведите и допишите палочки.
Педагог задает домашнее задание детям.
Прощание
До свидания, до свидания приходите к нам еще,
До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.
До свидания, до свидания, приходите к нам опять.
До свидания, до свидания – будем весело играть!
Конспект урока по обучению грамоте.
Тема: «Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает . »
Задачи: познакомить со звуками [ й’у ] , буквами Ю, ю ; объяснить, что буква ю обозначает два звука в начале слова и после гласного и один – после мягкого согласного; учить читать слова с изученными буквами.
Планируемые результаты
Предметные: знать, что звуки [ й’у ] обозначаются буквой ю ; читать слова и предложения с буквами Ю,ю ; составлять рассказ по рисунку.
Метапредметные: соотносить модель и слово; сравнивать разные модели.
Личностные: проявлять интерес к чтению.
Ход урока
I. Актуализация знаний
− Объясните значение пословицы «Любишь кататься, люби и саночки возить» (Иногда очень хорошо играть, веселиться, развлекаться. Но потом нужно убрать игрушки, прибраться,поставить на место спортивный инвентарь. С горы хорошо катиться, а санки трудно поднимать в гору, но это нужно делать самому. )
II. Мотивация познавательной деятельности
− Прочитаем стихотворение Якова Акима «Первый снег». Какое чудо произошло под утро?
− Кто сможет изобразить кота, когда он вошел в дом? Что он стал делать? (Кот стал стряхивать снег с лап. )
− Как Яков Аким сумел донести до нас, какой первый снег? Как вы думаете, чем пахнет первый снег? (Морозцем, свежестью.)
− По желанию можно выучить это стихотворение наизусть.
III. Постановка целей и определение темы урока
− Отгадайте загадку.
Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет, вскачь пройдет немножко,
Захочет, ляжет на бочок.
(Юла)
− С какой новой буквой нам предстоит познакомиться?
IV. Работа по теме урока
- Знакомство с новой буквой и звуками.
− Проведите слого-звуковой анализ слова «юла».
−Сколько слогов в этом слове? (Два слога.)
− Произнесите первый слог? Сколько слышите звуков? Какие? (Два звука [ й’у ] .)
−Где мы слышим эти звуки? (В начале слова. )
− Эти два звука будем обозначать буквой ю.
Учитель показывает, как печатаются буквы Ю, ю
− В тренажере напечатайте эти буквы.
Физкультминутка «Мы писали…»
− Что дети делают с юлой. (Дети с юлой играют.)
− Составьте слово играют из букв разрезной азбуки и его схему. Сколько звуков обозначает буква ю в этом слове? (Два, потому что стоит после гласного.)
- Работа с электронным приложением.
− Прочитайте слоги с буквой Х . Чем отличаются слоги в первом и втором столбиках? (В первом столбике слоги-слияния, а во втором согласный примыкает к гласному. )
− Сколько звуков обозначает буква ю в логах первого столбика? (Один звук, потому что стоит после мягкого согласного.)
− Сформулируем правило. (Буква ю обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного. )
− Посмотрите мультфильм и скажите, какие слова с буквой ю вы услышали. [Дети смотрят мультфильм и выполняют задание.]
− Прочитайте слова с буквой ю .
Физкультминутка
−Я подобрала слова с буквой ю . Если в слове, которое я произнесу, буква ю обозначает два звука, то мальчики машут руками над головой. Если в слове буква ю обозначает один звук, то девочки приседают.
Юла, клюв, Юра, хрюкать, чирикают, клюнуть, Юля, юнга, крюк, юбка, ключ.
- Работа по «Азбуке»
− Рассмотрите иллюстрацию на стр. 46. О каком произведении С.Я. Маршака идет речь? («Сказка о глупом мышонке»)
−О чем рассказывается в этом произведении?
− Какой момент изображен?
− Что написано под иллюстрацией? (Колыбельная)
− А вам пели колыбельные? Какие?
− Рассмотрите картинку на стр.47.
− Кто на ней изображен? (Ежик)
– Какая профессия у ежика? Найдите и назовите предмет, в названии которого есть буква ю . (Портной ежик шьет брюки.)
– Прочитайте, что написано над картинкой. Найдите слова с буквой ю. Определите, сколько звуков она обозначает.
– Прочитайте правило в красной рамке. Выучим его наизусть.
V. Рефлексия учебной деятельности
− С какой буквой познакомились на уроке?
– Почему букву ю называют хитрой? (Может обозначать один или два звука.)
− Что еще запомнилось, показалось особенно интересным?
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: познакомить с новыми буквами, обозначающими два звука, формировать умение читать выразительно, правильно, бегло понимать текст, быстро ориентироваться по тексту. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, фонетического слуха, расширять кругозор.
Оборудование: касса букв, карточки с графическими обозначениями звуков, проектор, компьютер, учебник "Азбука" часть 2.
Ход урока
1. Орг. момент
Долгожданный дан звонок,
начинается урок.
2. Актуализация знаний. (6 мин)
А начинается наш урок с повторения.
Игра "Звуковая эстафета" (2 мин.)
Описание игры: Учитель показывает букву, а соседи по парте, произносят соответствующие звуки (один называет твёрдый согласный, другой - мягкий);
Молодцы!
Следующая игра называется "Кто быстрее составит слово?" (4 мин)
Оборудование: предметные картинки, касса букв, карточки с графическими обозначениями звуков.
Описание игры. Учитель показывает предметную картинку и предлагает детям составить слово-название предмета и звуковую схему-модель этого слова. Соседи по парте договариваются между собой, кто какую часть задания будет выполнять, и работают: один из фишек выкладывает схему, второй из букв набирает слово под ней. Побеждает пара, которая раньше других выполнит задание.
3. Постановка темы и целей урока. (2 мин.)
Педагог: "Отгадайте загадку".
Я в июне, и в июле,
Что бы ни случилось вдруг,
Вместе с мамой уезжаю.
А куда? На... (юг).
На какую букву начинается слово отгадка?
Д.- букву Ю .
Назовите тему нашего урока?
Д.- Тема нашего урока - буква Ю.
Какую цель мы поставим себе на уроке?
4. Новая тема. (7 мин.)
Знакомство со звуками [у], [й"у], которые обозначаются буквами Ю, ю.
(По картинке КЛЮЧ.) (2 мин )
(Схема слова не делится на слоги. В слове не ставится ударение. Схема закрашена не полностью. Звук [у] закрашен красным цветом.)
Педагог обращается к детям: "Что это? (Ключ.) Произнесём это слово и хорошо потянем гласный звук. ([Кл"-у-у-уч]) Какой слышим звук? ([у-у-у].) Как произносится согласный звук, который составляет с ним слог-слияние? (Он звучит мягко [л"].) Как читались согласные звуки, когда за ними следовал гласный [у]? (Твёрдо.) Вот эту проблему мы сегодня и будем решать".
Звуко-буквенный анализ слова и определение слоговой структуры. Работа со звуковой схемой. (2 мин)
Педагог: "Произнесите слово ещё раз и скажите, сколько в нём слогов. (В этом слове один гласный звук, значит, один слог.) Составим схему и подтвердим ту необычную ситуацию, которая у нас получилась". Один ученик выходит к доске.
Знакомство со звуком [й"у], который обозначается буквами Ю, Ю. (По картинке ЮБКА.) (1 мин)
(Схема делится на слоги. Ставится ударение на первый слог, схема закрашена не полностью. Звук [й"у] закрашен зелёно-красным цветом.)
Педагог: "Произнесём слово медленно, растягивая каждый звук. Внимательно слушаем звуки. Особенно самые первые. ([й"у б к а]. Произнесите первый слог. ([й"оу б ].) Какие звуки слышите? ([й"] и [у].) Вот ещё одна проблема возникла у нас на уроке. Как на письме обозначить эти звуки? Какой буквой? Попробуем произнести эти звуки покороче. Мы в жизни так медленно не говорим. (Произносит слово ЮБКА.) Какая буква просится для обозначения звуков ([й"] и [у])? (Буква ю , она может обозначать сразу два звука [й"] и [у].)
В каких случаях это происходит?"
Д.-Когда буква ю стоит в самом начале слова, она обозначает два звука [й"] и [у]. Например: Юра, Юг.)
Игра "Поймай букву" (2 мин)
Оборудование: Текст из учебника "Азбука" с. 47
Описание игры: Дети сначала читают текст, а затем начинают просматривать его по строчкам, обводя кружочком букву, указанную учителем. Один ученик называет слова, где буква Ю обозначает 1 звук, другой - где буква Ю обозначает 2 звука.
В каких случаях это происходит?
5. Физминутка (2 мин)
Раз, два, три, четыре-
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре-
Хлопаем руками.
Руки вытянуть пошире-
Раз, два, три, четыре.
Наклониться - три, четыре-
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
Гимнастика для глаз
6. Закрепление. (10 мин)
1. Игра-ребус. Работа с нетбуками (3мин)
"Послушайте загадки:
Назовите самую кислую ягоду (Клюква)
Плетусь по стенам, очень вьючь
А называют меня:. (плющ)Мальчика узнаю я, без особой муки.
Потому, что надевает вместо юбки:(брюки)
Отыщите среди рисунков отгадку. К каждой отгадке-рисунку подберите схему."
2. Работа со слогами. (3 мин)
Педагог: "Прочитайте слоги в таблице. С любым из слогов составьте слово. Произнесите его и объясните, какие звуки обозначает в вашем слове буква ю".
[ню] [рю] [сю] [лю] [вю] [тю] [бю]
[юн] [юр] [юс] [юл] [юв] [ют]
Педагог: "Присоедините слоги [лю, рю, тю, юл] к определённым слогам и получите слова. (2 мин)
Игра "Мы присядем". (2 мин)
(Игра на дифференциацию на материале прямых и обратных слогов.)
Педагог: "Прочитайте слоги: ню, пю, рю, вю, шю, гю, сю, юш, юр, юл, ют, юк, юв . Посадите гномиков в зависимости от мягкости и твёрдости согласного звука на кресло или на тумбочку. На кресло посадите гномиков, которые несут слог с мягким согласным звуком, на тумбочку посадите гномиков, которые несут слог с твёрдым согласным звуком".
7. Физминутка (1 мин)
Гимнастика для глаз
8. Закрепление (5 мин)
Педагог: "Назовите предметы на сюжетной картинке, в названиях которых звуки обозначаются буквой ю. Укажите, какие звуки обозначает каждая буква ю. (люстра, брюки, утюг - ([у]). Юбка - [й"у].)
Педагог просит детей самостоятельно составить рассказ по сюжетным картинкам.
Озаглавьте текст".
9. Рефлексия (1 мин)
С какой буквой мы сегодня работали?
Что мы узнали о ней?
Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?
Посмотрите на экран и выберите смайлик, который вам больше подходит:
- Первый смайлик говорит о том, что вам было легко на уроке,
- Второй - нужна была помощь учителя,
- Тритий - было сложно.
Список литературы.
- Интерактивные демонстрационные таблицы "Обучение грамоте.1 класс" УМК В.Г. Горецкого "Русская азбука" (серия "Школа России");
- Азбука от А до Я. Уч. - методическое пособие / Сост. И.А. Гимпель.- Минск: Асар, 2007г.
- О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо - М.: ВАКО, 2009г.
- Игры по обучению грамоте и чтению. Уч. - методическое пособие / Сост. Н.Н. Максимук- М.: ВАКО, 2006г.
- Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Русская азбука: учебник.- М.: Просвещение, 2011г.
На этом уроке мы узнаем, в каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука, а в каких - один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука. Выполним множество интересных заданий.
Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука
Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.
Мэр - метр
Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук - твёрдый, во втором - мягкий.
Запомните : буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.
Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес - звук [э], мёд - звук [о], брюки - звук [у], мяч - звук [а].
Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.
Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука
Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.
Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.
Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:
буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа]. Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука - [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.
Следующее задание поможет нам понять, что будут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я после гласной.
В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].
Красное яблоко.
Рис. 10. Красное яблоко ()
В слове красное буква Е стоит после гласной О и обозначает два звука [йэ].
Запомните:
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:
- В начале слова (юг, яма)
- После гласных (заявка, поют)
- После Ъ и Ь (въезд, вьюнок).
Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот .
Закрепление знаний на практике
Закрепим полученные знания, выполнив задания.
Разделим слова на два столбика: первый столбик - где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, второй столбик - 2 звука.
Ветка, пьёт, Петя, Алёша, мята, поют, друзья, берёза, люстра, съели, синие.
Ветка пьёт
Петя поют
Алёша друзья
мята съели
берёза синие
В этом задании в 1 столбик отнесём слова, где буква Я указывает на мягкость согласного звука, во 2 столбик - где Я обозначает два звука.
Яркий, тянуть, Петя, деревья, ясно, мяч, растения, Аня, ястреб, швея, рябина.
Проверим правильность выполнения задания:
Тянуть яркий
Петя деревья
Аня растения
рябина ястреб
Прочтём стихотворение и подчеркнём буквы, которые обозначают два звука.
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья
Проверьте правильность выполнения задания:
Мы е дем, е дем, е дем
В далёкие края ,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья .
На следующем уроке мы узнаем, что мягкий знак - это буква, которая не произносится, но означает мягкость согласного, после которого стоит. Поговорим о правилах переноса слов с мягким знаком.
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
- School.xvatit.com ().
- Nsportal.ru ().
- Genon.ru ().
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 95 С. 67.
- Отгадай загадки. В словах-ответах найди буквы Е, Ё, Ю, Я и подчеркни их одной чертой, если они означают 1 звук, или двумя чёрточками, если они означают 2 звука.