Анания Ширакaци. Анания Ширакаци: биография Анания ширакаци

Анания Ширакаци - армянский философ, математик, космограф, географ и историк 7 века. В "Географии" Анания Ширакаци (позднее ошибочно приписывалась Мовсесу Хоренаци) имеется ценное описание Европы, Африки, Азии. Главное внимание уделено Передней Азии, в частности Армении. Составил синхронистические таблицы европейских патриархов, персидских, римских и армянских царей, уточнив годы их царствования и отметив наиболее значитедбных события их правления.

Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Сочинения: Армянская география VII в. по Р. X., изд. и пер. К. П. Патканов, СПБ, 1877.

Анания Ширакаци - армянский географ, картограф, историк, астроном, продолжатель труда армянского историка V века Мовсеса Хоренаци . Родился в Армении вблизи Ширака в первом десятилетии VII века, умер в 685 г. Учился на родине, затем в Феодосиополе, столице Византийской Армении, и, наконец, в Трапезунде у византийского ученого Тихика. Анания был хорошо знаком с трудами астронома, математика и географа II века от P. X. Птолемея и его александрийских последователей, с работами греческих математиков. Ему принадлежит ряд научных трактатов: «Арифметика», «Теория календаря» и др. Анания впервые в истории математики составил арифметические сводные таблицы с четырьмя действиями, написал ряд астрономических сочинений. Вероятно, Анания был автором «Географии», ранее считавшейся анонимной либо приписывавшейся Моисею Хоренскому (Мовсесу Хоренаци). Наряду с его же фундаментальным сочинением «Космография» «География» Анании Ширакаци содержит важнейший материал для изучения космографических представлений VII века.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 81-82.

Анания Ширакаци (сер. 7 в.) - армянский математик, географ, натурфилософ и астроном. Путешествовал по странам Востока, обучался в Трапезунде, затем в Константинополе. По возвращении на родину посвятил себя наукам, в первую очередь естественным. Опираясь на античное учение о четырех элементах, создал натурфилософское учение о небе, земле, море, небесных светилах, других природных явлениях. Автор сочинений по космографии, географии, математике. Учебник по арифметике «Вопросы и решения...» (1918, пер. на рус. яз., публ. и введение академика И. А. Орбели) - один из древнейших дошедших до нас трактатов по арифметике.

В. Ф. Пустарнаков

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 106.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Космография. Ереван, 1962.

Литература:

Чалоян В. К. Естественнонаучные воззрения Анании Ширакаци. - «Византийский временник». М., 1957, т. 12, с. 157-71;

Абрамян А. Г., Петросян Г. Б. Анания Ширакаци. Ереван, 1970;

Григорян Г. О. Философская мысль в Армении в эпоху развития феодализма. Ереван, 1984.

[арм. Աճաճիա շիրակացի](610-е - 685), 1-й известный арм. ученый, математик, космограф и знаток пасхалий, писатель. Род. в обл. Ширак. О начальном периоде его жизни известно из краткой автобиографии А. Ш. (где он называет себя «Ширакаци» (Ширакский), а также «Ширакаванци» и «сын Иоаннеса Ширакайни»). Изучив Свящ. Писание и арм. и греч. словесность, А. Ш. отправился в Византию. Через Феодосиополь (Карин) он прибыл в пров. IV Армения для обучения у математика Кристосатура. Увидев, что тот «не ведал всей науки», он поехал в К-поль, оттуда в Трапезунд, где его учителем стал известный ученый грек Тихик (Тюхик), «преисполненный мудрости и сведущий в армянской письменности». Вернувшись в Армению, А. Ш. занялся просветительской деятельностью и преподавал «науку о числах».

Из сообщений арм. историков известно, что католикос Анастас (662-668) поручил А. Ш. упорядочить арм. календарь. В Армении пользовались подвижным солнечным календарем: все годы состояли из 365 дней (високосных не было), за счет чего начало года и церковные праздники постепенно перемещались по временам года. А. Ш. создал неподвижный календарь по рим. образцу, однако после кончины католикоса Анастаса его работа так и осталась невостребованной.

Перу А. Ш. принадлежит ряд работ по арифметике, теории летосчисления, космографии и географии: «Математика Анании Ширакаци - о весах и мерах», «Вопросы и решения» (сб. арифметических задач), трактат о календаре и космографии, «География» («Ашхарацуйц», ранее приписывавшийся Мовсесу Хоренаци). Для классификации церковных ладов и объяснения сущности их интонирования через определение количественных взаимоотношений тонов натурального строя А. Ш. использовал в одном из своих трудов (Матенадаран. № 267. Л. 362 об., XV в.) десятирядовую таблицу из «Введения в арифметику» неопифагорейца Никомаха Герасского (II в.), выражавшую структуру соотношений между целыми числами, их рядами и соответствующими им музыкальными тонами. Возможно, именно через А. Ш. представления александрийских греков об акустике распространились и в Иране, где араб. переводы трудов античных авторов, касающихся этих проблем, появились не ранее VIII-IX вв. А. Ш. по традиции считается автором значительной части шараканов (духовных гимнов) на праздники Св. Пасхи, Преображения Господня и Пятидесятницы. А. Ш. написал и ряд богословских произведений, в к-рых наибольшим авторитетом для него является Библия, затем творения отцов Церкви и лишь потом труды «добрых философов». «Слово математика Анании Ширакаци, сказанное на Богоявление Господа и Спасителя нашего» доказывает, что Рождество следует справлять не 25 дек., а 6 янв., одновременно с праздником Крещения. В «Слове Анании Ширакаци, сказанном на Пасху Господню» излагается история празднования Пасхи. А. Ш. приписывается также хроника от Адама до 685 г. «Сохраняя божественную веру, преисполненные плодов учения философов и твердо придерживаясь веры, мы будем всегда плодотворны в науке» - таков был незыблемый принцип ученого.

Соч.: Фрагменты произведений / Изд. К. Патканян. СПб., 1877 (на арм.); Вопросы и решения вардапета Анания Ширакца, армянского математика VII века / Изд. и пер. И. А. Орбели. Пг., 1918 (переизд.: Орбели И . А . Избранные труды. Ереван, 1963. С. 512-531); Космография и календарь / Изд. А. Абрамян. Ереван, 1940; Сочинения / Изд. А. Абрамян. Ереван, 1944 (на арм.).

Анания Ширакаци
Անանիա Շիրակացի
Дата рождения около 610 года
Место рождения в области Ширак (гавар) провинции Айрарат
Дата смерти около 685 года
Страна
Научная сфера математик, астроном, географ
Известен как автор труда «Ашхарацуйц »
Анания Ширакаци на Викискладе

Биография

Труды

Перу армянского ученого принадлежит более 20 работ по арифметике , теории летосчисления, космографии и географии :

  • «Математика Анании Ширакаци - о весах и мерах»
  • «Вопросы и решения» (сборник арифметических задач)
  • Трактат о календаре и космографии
  • «География»

Учебник по арифметике «Вопросы и решения» является одним из древнейших дошедших до нас трудов по арифметике , включает материал по искусству счисления в виде таблиц . Он стал значительным вкладом в развитие математического образования .

«Космография и календарь»

Ширакаци является также автором труда из 48 глав «Космография и календарь», в котором рассматриваются вопросы астрономии , метеорологии и физической географии . Ширакаци сравнивал структуру мира с яйцом (Земля - желток, атмосфера - белок, небосвод - скорлупа) и пытался определить расстояние до Солнца и Луны. Вместе с тем, он верно считал Млечный путь скоплением звёзд, а Луну - тёмным телом, лишь отражающим солнечный свет. Писал о шарообразности Земли .

См. также

Примечания

  1. Анания Ширакаци // Православная энциклопедия . - М. , 2000. - Т. 2 . - С. 224 .
  2. История всемирной литературы . - М. : Наука, 1984. - Т. 2. - С. 296-299.
  3. Michael E. Stone. . - Society of Biblical Lit, 2013. - P. 684. - (Early Judaism and its literature, 38).
  4. Р. Хьюсен, «Science in Seventh-Century Armenia: Ananias of Širak (недоступная ссылка) », Isis, vol. 59, No. 1, (Spring, 1968), p. 34-35
  5. Wayne Orchiston, David A. Green, Richard Strom. New Insights From Recent Studies in Historical Astronomy: Following in the Footsteps of F. Richard Stephenson: A Meeting to Honor F. Richard Stephenson on His 70th Birthday. - Springer, 2014. - Vol. 43. - P. 106-107. - (Astrophysics and Space Science Proceedings).

    Оригинальный текст (англ.)

    Generally, though perhaps unsurprisingly, less is known about the lives of the Georgian and Armenian astronomers than about their works. Without question, the most famous name of these is Anania Shirakatsi (Anania of Shirak), the seventh century Armenian astronomer and mathematician (see Fig. 3). Approximately two dozen of his works are extant. Anania wrote on a variety of astronomical, mathematical, geographical and calendrical topics, and is well known for his work on Armenian chronology.

  6. Анания Ширакаци // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.

(сер. 7 в.) – арм. , математик, астроном и географ. В целях изучения наук путешествовал по разным странам Востока, в течение 8 лет обучался в Трапезунде, после чего вернулся на родину, где имел мн. последователей. Вопрос об отношении бога к природе А. Ш. решал в пользу первичности бога, к-рый, как он думал, есть " всего произведенного, видимого и познаваемого" ("Космография и календаря" 1, 1940, с предисл. А. Абрамяна, с. 2–3). Однако, сотворив , бог, по А. Ш., обычно не вмешивается в естеств. ход его развития. Сотворенная так же реальна, как реальна и природа производящего бога. В основу понимания природы А. Ш. положил учение о четырех элементах (огонь, воздух, вода и земля). Для огня и воздуха общим соединяющим началом является теплота, для воздуха и воды – влажность, для воды и земли – холод и, наконец, для земли и огня – сухость. Через эти посредствующие звенья имеет взаимодействие, элементов. Мир в целом, а также конечные вещи представляют собой смешение элементов. Исходя из взаимосвязи отд. частей мира, А. Ш. утверждал, что "возникновение есть начало уничтожения и уничтожение есть, в свою очередь, начало возникновения; из этого неумирающего противоречия мир приобретает своего существования" (там же, с. 31). В космосе царит строгая закономерность. "Есть такие вещи, которые постигаются зрением, есть и такие, постижение которых совершается через " (Сочинения 2, 1944, с. 318).

Хотя воззрения А. Ш, на мироздание противоречивы, он все же стремился критически подойти к пониманию сущности действительности и не довольствовался библейскими представлениями (см. "Армянская география VII века по Р. X. ...", рус. пер., СПБ, 1877, с. 1). Воззрению церкви о плоской, окруженной со всех сторон морем Земле он противопоставил положение о шарообразности Земли. "...Земля находится в середине, вокруг Земли имеется воздух, и окружает все со всех сторон" ("Космография...", с. 10). "Все то, что окружено небом, шарообразно, это есть , достигшая совершенства; такова в своей форме и Земля" (Сочинения, с. 332–333). Согласно А. Ш., между небом (эфиром) и Землей имеются промежуточные сферы огня, воды и воздуха. Отказавшись от церковников о подпорках, держащих небо и Землю, А. Ш. пытался решить о том, на чем держится Земля в безбрежном пространстве, указанием на вихревое воздуха, не позволяющее ей "упасть вниз" (см. "Космография...", с. 9–10). Слова псалма, будто "имеются под морем столпы, которые держат тяжесть Земли", вызывали у А. Ш. "недоумения" и сомнения (см. тамже, с. 12). Своеобразно у А. Ш. разделение неба на 7 ; не встречается в трудах Аристотеля и Птолемея и резко отличается от общепринятых ср.-век. теорий. А. Ш. боролся против астрологии (особенно халдейской), фатализма и колдовства. Соч. А. Ш. "Вопросы и решения..." (1918, на рус. яз., публ. и введ. акад. И. А. Орбели) – один из древнейших дошедших до нас трудов по арифметике.

Лит.: Пигулевская Н., Византия на путях в Индию, М.–Л., 1951; Чалоян В. К., Естественно-научные воззрения Анания Ширакаци, "Византийский временник", 1957, т. 12; его же. История армянской философии, Ер., 1959 (см. Именной указатель); История философии, т. 1, М., 1957, с. 258–59.

В. Чалоян. Ереван.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

АНАНИЯ ШИРАКАЦИ (сер. 7 в.) - армянский математик, географ, натурфилософ и астроном. Путешествовал по странам Востока, обучался в Трапезунде, затем в Константинополе. По возвращении на родину посвятил себя наукам, в первую очередь естественным. Опираясь на античное учение о четырех элементах, создал натурфилософское учение о небе, земле, море, небесных светилах, других природных явлениях. Автор сочинений по космографии, географии, математике. Учебник по арифметике “Вопросы и решения...” (1918, пер. на рус. яз., публ. и академика И. А. Орбели) -один из древнейших дошедших до нас трактатов по арифметике.

Соч.: Космография. Ереван, 1962.

Лит.: ЧаЯоян В. К. Естественнонаучные воззрения Анании Ширакаци.- “Византийский временник”. М., 1957, т. 12, с. 157-71; Абрамян А. Г., Петросян Г. Б. Анания Ширакаци. Ереван, 1970; Григорян Г. О. Философская в Армении в эпоху развития феодализма. Ереван, 1984.

В. Ф. ГЕустарнаков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "АНАНИЯ ШИРАКАЦИ" в других словарях:

    Армянский философ, математик, космограф (7 в.). Естественнонаучные воззрения Анания Ширакаци сыграли большую роль в истории армянской культуры … Большой Энциклопедический словарь

    - (VII в.), армянский философ, математик, космограф. Естественнонаучные воззрения Анания Ширакаци сыграли большую роль в истории армянской культуры. * * * АНАНИЯ ШИРАКАЦИ АНАНИЯ ШИРАКАЦИ, армянский философ, математик, космограф (7 в.).… … Энциклопедический словарь

    Армянский философ, математик, космограф и географ середины 7 в. Путешествовал по странам Востока, обучался в Трапезунде. Вернувшись на родину, посвятил себя науке. В основу понимания природы А. Ш. кладет античное материалистическое учение … Большая советская энциклопедия

    - [арм. Աճաճիա շիրակացի] (610 е 685), 1 й известный арм. ученый, математик, космограф и знаток пасхалий, писатель. Род. в обл. Ширак. О начальном периоде его жизни известно из краткой автобиографии А. Ш. (где он называет себя «Ширакаци» (Ширакский) … Православная энциклопедия

    - [ок. 605, с. Анеанк (Ани?) в обл. Ширак, ныне на терр. Турции, ок. 685], древнеарм. учёный, философ и педагог. Учился в Дпреванкской школе, совершенствовался в матем. знаниях в Трапезунде и др. городах. Основал (30 е гг.) школу, где впервые в… … Российская педагогическая энциклопедия

    Анания Ширакаци - АНÁНИЯ ШИРАКАЦИ́, арм. философ, математик, космограф (7 в.). Естеств. науч. воззрения А. Ш. сыграли большую роль в истории арм. культуры … Биографический словарь

    Арм. философ, математик, космограф, географ и историк 7 в. В Географии А. Ш. (позднее ошибочно приписывалась Мовсесу Хоренаци) имеется ценное описание Европы, Африки, Азии. Гл. внимание уделено Передней Азии, в частности Армении. Составил… … Советская историческая энциклопедия

    - … Википедия

    Анания, Ширакаци - (ок. 605 ок. 685) древнеармянский математик, философ, космограф и педагог. Осн. (630 е гг.) школу, где впервые в Армении разработал программу естественно математического образования в традициях армянской грекофильской школы, изложенную в… … Педагогический терминологический словарь

    Анания Ширакаци - армян. философ, математик, космограф и географ сер. 7 в. н.э., представитель просвещ. верхушки светских феодалов. Он путешеств. по разным странам Востока, в теч. восьми лет обучался в Трапезунде, после чего вернулся на родину, посвятил… … Древний мир. Энциклопедический словарь

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо