Песков юрий александрович национальные приоритеты. Как в России заводы спасали

Геннадий Иванов - "Знаменитые и известные Бежечане"

1904 - 1985

В Бежецке, безусловно, была эпоха Михаила Ивановича Кузнецова. В шестидесятые-семидесятые годы прошлого века он был в районе фигурой известной, самобытной, притягательной и значимой.

Что такое было для районного городка на фоне огромного Советского Союза иметь самодеятельный оркестр народных инструментов, который выступает по Центральному телевидению (тогда это писалось с большой буквы), по Всесоюзному радио (тоже, кажется, с большой буквы, чтобы уважали и понимали значимость), выступает в Кремлёвском Дворце съездов, становится лауреатом Всероссийского смотра художественной самодеятельности, ездит за границу! Для районного городка, да в то время, когда ещё не было такого половодья попсы, как сейчас, когда люди ещё понимали красоту классической музыки, народной песни, для Бежецка создатель и руководитель этого оркестра был как бог. Его все знали, его фамилия в районе была не менее известна, чем, допустим, сейчас фамилия Пугачёвой в России. Да простят меня за это сравнение ученики Михаила Ивановича.

Поэтому вполне естественно, после смерти Кузнецова, пусть и не сразу, а только в 1994 году, его именем была названа улица в Бежецке. Его имя заменило на улице имя самого М.И.Калинина. А в 1999 году глава администрации Бежецкого района М.А. Шибанов подписал постановление о присвоении оркестру народных инструментов Бежецка имени М.И. Кузнецова.

К тому же он был не только музыкант, но и художник. Его картины, его выставки тоже были всегда событием для города.

Потом это был очень образованный человек. Люди к нему тянулись и за знаниями, и за общением. Есть формальные лидеры и есть подлинные. Иногда это совпадает, но редко.

Супруга его, Вера Сергеевна, предоставила некоторые материалы, среди которых и автобиография Кузнецова, написанная им в 1966 году. Вот как он коротко представлял свою жизнь: «Я, Кузнецов Михаил Иванович, родился в 1904 году в деревне Толстокосово Бежецкого района Калининской области в семье крестьянина-середняка Ивана Васильевича. В 1910 году отец переехал в Бежецк, который находился в 8 километрах от деревни Толстокосово. Когда мне исполнилось 8 лет, я поступил в начальную школу, учился хорошо. По окончании школы поступил в городское училище, где тоже учился хорошо.

При Коммунистическом союзе молодёжи был организован оркестр народных инструментов смешанного состава, и я там играл на балалайке-альт и балалайке-бас. В 1918 году наш оркестр послали по деревням с агитационно-просветительской целью. Это было зимой, и нас на санях отвозили из одной деревни в другую. Эта концертная поездка продолжалась около месяца. В 1920 году в Бежецке случился большой пожар, и наша Кашинская улица почти полностью сгорела, сгорел и наш дом. В это время я увлекался музыкой и рисованием. В школе живописи, ваяния и рисования, где я был наиболее способным учеником, меня послали учиться в Москву. При поступлении во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские, учебное заведение, в 1926 году преобразованное в институт.) меня не приняли из-за несовершеннолетия: было мне всего 15 лет. Огорчённый, я пошёл на квартиру к ректору института и показал ему свои работы. Посмотрев их, он дал мне записку, и меня приняли.

Проучившись до рождественских каникул в очень тяжёлых условиях голода и холода, я снова приехал в Бежецк. Здесь мой бывший учитель по рисованию Н.Н.Чистяков посоветовал поехать в Петроград и поступить в Академию художеств.

В первый же день приезда в Петроград я захворал сыпным тифом и проболел целый месяц. В приёме в академию мне было отказано так как приём был закончен. Проучившись в качестве вольнослушателя в мастерской художника Натана Альтмана несколько месяцев, в летние каникулы вернулся в Бежецк. Здесь я решил закончить среднее образование и в 1923 году снова поехал поступать в Высший художественно-технический институт, который и закончил в 1929 году.

Вернувшись в Бежецк, поступил преподавателем ИЗО и методики в педагогический техникум, где проработал два года. Желание совершенствовать себя как художника и музыканта заставило снова поехать в Ленинград. Там я работал художником в Военно-морском клубе и в Институте агитации имени Володарского. Как любитель-музыкант в 1928 году в Ленинградском областном конкурсе затейников получил диплом и в подарок гитару.

В 1932 году меня пригласили в Научно-исследовательский институт музыкальной промышленности НИИМП, где я работал над улучшением внешних и звуковых качеств, сдавая чертежи на фабрику имени Луначарского. По вечерам часто посещал ленинградский Дом художника, где устраивались конкурсы зарисовок лучших людей нашей страны, таких как Бабочкин, Шостакович, Чуковский и т.д. Многие мои работы премировались.

После женитьбы переехал жить в Москву. В Москве усиленно работаю как художник и гитарист. Работаю в Третьяковской галерее и художественным руководителем портретно-копийного цеха Московского товарищества художников, я также являлся членом художественного совета.

В 1945 году незаконно арестован, и я отбываю 4 года в исправительно-трудовой колонии. По отбытии срока я не имел права жить в Москве и приехал в Бежецк в 1949 году к своей мачехе. Здесь снова стал работать как художник и музыкант.

Реабилитирован в 1962 году.

Организовал изостудию в Доме культуры и участвовал в областных выставках со студией и с персональной выставкой и получил 6 Почётных грамот.

В 1957 году возникла идея на родине В.В. Андреева возродить культуру народных инструментов, и я горячо взялся за организацию оркестра народных инструментов при Доме культуры. Годы большого труда принесли коллективу любовь и признание как своих горожан, так и слушателей Калинина, Ленинграда и Москвы, где мы выступали во время смотра сельской художественной самодеятельности. Сейчас прилагаю новые усилия, чтобы на смотре в честь 50-летия Советской власти в 1967 году показать новые творческие успехи оркестра и изостудии».

Эта автобиография написана в 1966 году. В ней, правда, Кузнецов забыл сказать, что за успех на Всероссийском смотре и за заслуги в его подвижнической работе в культуре в ноябре 1965 года ему было присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР ».

Что касается ареста, то Вячеслав Иванович Брагин, руководивший районом с 1973 по 1982 год и хорошо знавший Кузнецова, рассказал такую историю: «Всё было бы нормально у Михаила Ивановича и жил бы он в столичных городах, если бы не его упрямый характер и не тогдашняя политическая атмосфера в стране. Трудности с блюстителями «соцзаконности» начались у него ещё со студенчества. Дипломная работа Кузнецова была показана на выставке лучших студенческих работ, которую неожиданно посетил известный советский военачальник Тухачевский. Задержавшись возле полотна бежецкого студента, он высказал своё суждение: «Это не по большевистски!» Институтское начальство потребовало, чтобы Кузнецов взял другую тему в качестве дипломной работы. Он отказался. Подобное соответствующие службы не забывали...

В 1945 году его арестовали за неосторожно брошенное слово в компании художников, кто-то донёс, его обвинили в антисоветской агитации и упекли на 4 года в лагерь под Астраханью».

Кузнецов рассказывал Брагину, что потом из Бежецка два раза обращался к властям, чтобы восстановили справедливость, пересмотрели его дело. Но получал отказы. Говорил, что больше всего его угнетала слежка, в Бежецке за ним была почти открытая слежка. Видимо, чтобы других не сбивал с верного пути...

Нам сейчас трудно понять внутреннее состояние людей того времени. А тогда ведь как было: если ты один раз уже был посажен, то в любой миг мог быть арестован снова и снова. Так было с Львом Николаевичем Гумилёвым, да со многими тогда. Конечно, эти слежки нервировали и пугали людей.

Брагин рассказал мне, что Кузнецов однажды показал ему небольшой портрет Сталина, написанный маслом. «Это была филигранная работа настоящего мастера!.. Михаил Иванович изобразил генсека ВКП (б) в маршальском кителе, при многочисленных наградах. Трудно сегодня ответить на вопрос, какие мотивы побудили художника обратиться к изображению Сталина. Возможно, таким образом художник хотел обратить на себя внимание, продемонстрировать свою лояльность режиму. Совсем не исключено, что образ вождя, несмотря на все передряги судьбы, оставался возвышенным в его мироощущении. Во всяком случае, по его словам, портрет этот получил высокую оценку в художественных и идеологических инстанциях Москвы, был рекомендован к печати в качестве официального портрета генералиссимуса».

Одним словом, остался Кузнецов в Бежецке навсегда. Дочь его Лида потом поедет в Москву и поступит в институт имени Гнесиных, станет профессиональным музыкантом, сейчас она работает в оркестре знаменитого хора имени Пятницкого. Живёт в Москве.

Всё-таки есть подозрение, что, если бы не арест, Кузнецов развился бы в большого художника в столичной художественной среде.

Но в Бежецке он сделал великое дело. И прежде всего он привлёк в своему щедрому художественному дару сотни и сотни детей, многих отвлёк от улицы, в смысле от хулиганства, многим, очень многим помог найти себя в этой жизни. Вера Сергеевна зачитывала отрывки из писем, которые писали из армии или из других городов воспитанники Кузнецова. Одни благодарные слова. Вот пишет Саша Яковлев: «Михаил Иванович! Я даже не знаю, как мне Вас и благодарить. Ведь Вы столько сделали для меня, всё старались сделать из мальчишки-хулигана настоящего музыканта и из-за этого шли мне на все уступки. И вот сейчас, в трудную для меня минуту, Вы опять пришли мне на помощь - подарили мне балалайку...» Или вот письмо из Удмуртии от Валентины Медведевой: «...Недавно слушала передачу «Тайна музыки». Это о Вас, Михаил Иванович!.. Очень рада, что за Вами признано право самого благородного человека и чуткого музыканта-воспитателя. Я присоединяюсь к Вашим воспитанникам и говорю: спасибо зато, что я знала Вас, за музыкальное общение с Вами...»

Борис Алексеевич Никитин, который играл в оркестре Кузнецова, вспоминает: «Со всей Кашинской улицы и прилегающих переулков стекались к Михаилу Ивановичу ребятишки. Всех, кто имел слух и кое-какие способности, он брал, занимался с ними, не считаясь со временем, развивал детские способности.

Во время первых встреч он сам играл на домре или балалайке, показывал технику игры. У ребят загорались глаза, хотелось так же научиться, но не все могли пройти через трудности этой науки. Как-то в разговоре он упомянул, что один из десяти остаётся. Я подумал, что если в оркестре 30 человек, так это три сотни прошли через его руки. Это какой труд!

В этот период детей в городе было много. После окончания семи классов многие уезжали в ПТУ, техникумы, уезжали из города в связи с переменой места жительства, на их место приходили другие. Так что за 5 лет через струнный кружок прошла не одна сотня детей.

Одной из основных задач, поставленных перед собой Михаилом Ивановичем, была задача отвлечь многочисленную детвору от улицы в те трудные годы. Толпы ребятишек собирались компаниями, лазали по садам, дрались, хулиганили. Единственным местом для игр была мостовая...»

К Кузнецову потянулись не только ребята. Многие в городе играли на разных инструментах, были энтузиасты, был оркестр в ДК. Но все были самоучки. И все увидели в Кузнецове мастера и мастера щедрого на помощь. После встреч с Кузнецовым, говорит Никитин, большинству любителей приходилось переучиваться, так как все самоучки не знали ни правильной постановки рук, ни способов извлечения звука. Всё-таки Кузнецов много общался с известными профессионалами, играл в Ленинграде в ансамбле гитаристов у Исакова, очень известного тогда гитариста.

Кузнецов сделал несколько своих выставок в Бежецке и Калинине. Выставки имели успех у зрителей. Много в отзывах добрых слов. Таких, например: «Дорогой художник Михаил Иванович! Мне очень радостно от того, что представился случай узнать Ваше творчество. Прекрасные портреты, изумительные пейзажи. Я бы даже сказал, Ваши пейзажи напоминают лучшие образцы великих мастеров. А мне они напоминают прежде всего почему-то Фёдора Александровича Васильева. Художник Васильев в своё время был учеником Шишкина, ездил с Репиным по Волге, написал несколько пейзажных полотен, которые стали классикой. Прожил художник всего 23 года. Его работы есть в Третьяковской галерее и в Русском музее.

Или вот тоже из «Книги отзывов». Пишет архитектор С. Гусев: «В Калинине не часто можно увидеть такую выставку. И в цвете, и в композиции, и в рисунке - всё убедительно! Спасибо от всей души художнику, что рассказал о чудесном Бежецком крае».

Другой отзыв: «В каждом полотне чувствуется огромная любовь и понимание Русской природы. Пейзажи наполнены воздухом, полны жизнью и непосредственностью. Привлекают к себе внимание портретные работы у Кузнецова... Его портреты - это целая галерея неповторимых образов. Каждый из них раскрывает внутренний мир того, кого изобразил художник. Особенно мне нравится портрет А.П. Ломакина. В этом портрете, по-моему, художник хотел раскрыть образ человека, влюблённого в музыку. Г. Говорова».

Картины, музыка... Музыка, картины... Так и жил этот человек на земле. Стремился к совершенству настолько, насколько было в его силах. И оркестр он хотел вывести на уровень профессионального исполнения. Что мог, он сделал, скольким людям принёс счастье.

Вот о жизни оркестра ещё вспоминает воспитанник Кузнецова Никитин. О зональном смотре в Ленинграде: «Это была незабываемая командировка. Очень успешная. Было много выступлений и полезных встреч. Мы выступали в выборгском Дворце культуры, на турбинном заводе, в Мариинском театре (в то время театр оперы и балета им. Кирова), в других местах. Михаил Иванович устроил нам встречу с Ленинградским оркестром русских народных инструментов имени Андреева. Мы были на репетиции этого оркестра, общались с музыкантами, и это был как бы мастер-класс. Опытные музыканты, среди которых были педагоги музыкального училища имени Мусоргского, делились с нами секретами мастерства. После окончания репетиции они нам сыграли вальс Андреева «Фавн». Мы его в то время тоже играли, и была возможность сравнить, что-то улучшить в нашем исполнении, чем Михаил Иванович и воспользовался, он ввёл дополнительные инструменты и подкорректировал наши партии. Очень была полезная встреча.

В ту поездку Михаил Иванович познакомил меня с известным в Ленинграде гитаристом Б.А. Павловым. Это друг Михаила Ивановича по ленинградскому периоду его жизни. Мы встретились на квартире, играли друг другу по очереди и вели разговор о музыке... Одним из главных итогов той поездки для меня стал заказ на фабрике Луначарского гитары для меня. Заказ был исполнен через 9 месяцев. Я получил замечательный инструмент работы мастера Хомячкова. Эта гитара у меня до сих пор, и ничего лучшего я не искал и не встречал в магазинах». Брагин считает, что благодаря Кузнецову в Бежецке никогда не проходила «мода» на балалайку или домру.

Были моменты, когда оркестр попадал в кризис, люди или уезжали, или окунались в семейные заботы и уже не находили времени на систематические занятия музыкой. Тогда Михаил Иванович сильно переживал и чувствовал себя как бы виноватым перед горожанами. Но ни у кого ничего не просил, вспоминает Брагин. Сам ходил по школам, заводил дружбу с новыми своими воспитанниками. И опять происходило чудо! Снова вокруг Кузнецова роились мальчишки и девчонки ростом с балалайку, снова он наклонялся к ним, показывая как надо держать инструмент, разбирал с ними нотную грамоту... Проходило какое-то время и коллектив опять возрождался, ехал на конкурсы, на смотры, привозил призы. Славил Бежецк.

Под оркестр М.И.Кузнецова, говорят, любил петь наш земляк, народный артист СССР, солист Большого театра Алексей Петрович Иванов, которому в 2004 году тоже стукнуло 100 лет. И вот ещё такая деталь: Вера Сергеевна сказала, что Иванов был на их с Михаилом Ивановичем серебряной свадьбе и пел «Многая лета!»

В оркестре выросли многие хорошие музыканты. Игру некоторых из них отмечали призами, о них писали в прессе. Солист оркестра Юлиус Пакканен стал вместе с М.И. Кузнецовым лауреатом Всероссийского смотра, больших успехов в музыкальном творчестве добились А. Никитин, В. Колесниченко, Л. Кузнецова (самая юная тогда оркестрантка, дочь Михаила Ивановича), И. Новикова-Артист Калининской филармонии Аркадий Ковалёв в своё время написал в письме Кузнецову: «Я очень рад тому, что знаком с таким человеком, как Вы, у которого можно учиться беззаветному служению искусству и людям...»

У Кузнецова учились при жизни, это понятно, но, оказывается, и сегодня молодёжь учится у него. Вникает в историю его жизни, пишет о нём сочинения. Одно из таких сочинений показывал Владимир Анатольевич Михайлов, бывший директор школы, а сейчас заместитель главы администрации района. Он показал мне работу Ирины Кезановой из школы №1. Интересно, что она живёт на улице Кузнецова. Так вот, она написало конкурсное сочинение «Художник, музыкант, педагог, интеллигент М.И. Кузнецов». Это сочинение отправили в Москву на конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории России».

Что бы такое списать у Ирины?

Хороший у неё зачин сочинения, интонация хорошая, напевная, очень уместная при разговоре о музыканте:

«Кто всего лишь два десятилетия назад не знал в Бежецке Михаила Ивановича Кузнецова - потомка деревенских кузнецов, художника, музыканта, создателя бежецкого оркестра народных инструментов, учителя и воспитателя многих сегодняшних бежецких художников и музыкантов, заслуженного деятеля культуры РСФСР, великого труженика!

Всё для него началось в деревне Толстокосово в восьми верстах от нашего древнего Бежецка. Началось с песен матери, с манящих далей и росистых лугов, ржаных, клеверных да льняных полей... С широкой многоводной красавицы Мологи, со звона колоколов Воскресенского городского собора, с пения церковного хора...»

Вера Сергеевна сказала, что Михаил Иванович был крещёный и атеистом не был. И прочитала мне наизусть хорошие православные стихи забытого давно поэта Розенгельмца «Пустая церковь». Они с мужем много чего читали друг другу вечерами. Вера Сергеевна по профессии учитель русского языка и литературы. Заслуженный учитель школы РСФСР.

Даст Бог, будет в Бежецке отмечаться не только 100-летие Михаила Ивановича, но и 100-летие Оркестра, носящего теперь его имя.

Из книги Геннадия Иванова «Знаменитые и известные Бежечане»: «В Бежецке, безусловно, была эпоха Михаила Ивановича Кузнецова. В шестидесятые-семидесятые годы прошлого века он был в районе фигурой известной, самобытной, притягательной и значимой».

Просматривая видеоролик Бежецкого Независимого телевидения «Выставка картин М.И.Кузнецова», с грустью смотрел кадры, где жители Бежецка, прожившие в городе не один десяток лет, говорят что не знают, в честь кого названа улица «Кузнецова». Не могу с этим согласиться, несомненно, эпоха Михаила Ивановича Кузнецова была. К сожалению, значимость человека порой осознаешь на «расстоянии», когда человека уже нет с нами, а в то время, когда общался с ним, все было обыденно, прозаично, естественно. За своими повседневными заботами, кто-то в то время и не интересовался культурной стороной жизни Бежецка, но они были в явном меньшинстве.

Ни одно значимое мероприятие того времени, не обходилось без участия оркестра народных инструментов, создателем и руководителем которого был Михаил Иванович. Выступления коллектива оркестра проходили ярко, с неизменном успехом и всегда тепло воспринимались зрителями. Мне довелось принимать участие в сборных концертах с участием оркестра народных инструментов и находясь за кулисами сцены обращал внимание на то, с какой ответственностью и профессионализмом Михаил Иванович относился к выступлению коллектива, на его творческую энергии, его волнения и переживания за коллектив.

Из книги Геннадия Иванова: «Что такое было для районного городка на фоне огромного Советского Союза иметь самодеятельный оркестр народных инструментов, который выступает по Центральному телевидению (тогда это писалось с большой буквы), по Всесоюзному радио (тоже, кажется, с большой буквы, чтобы уважали и понимали значимость), выступает в Кремлёвском Дворце съездов, становится лауреатом Всероссийского смотра художественной самодеятельности, ездит за границу! Для районного городка, да в то время, когда ещё не было такого половодья попсы, как сейчас, когда люди ещё понимали красоту классической музыки, народной песни, для Бежецка создатель и руководитель этого оркестра был как бог. Его все знали, его фамилия в районе была не менее известна, чем, допустим, сейчас фамилия Пугачёвой в России. Да простят меня за это сравнение ученики Михаила Ивановича».

Михаил Иванович, помимо работы с оркестром, много времени уделял занятиям с многочисленными учениками, к нему, как к признанному мастеру, способного поделится своими знаниями и умениями, тянулись не только дети, но и взрослые. Мне посчастливилось быть в рядах учеников Михаила Ивановича. Михаил Иванович, как учитель отличался одновременно строгостью и добротой, терпеливо разъясняя азы игры на инструменте, он никогда не повышал голос на ученика.

Из книги Геннадия Иванова: «Но в Бежецке он сделал великое дело. И прежде всего он привлёк в своему щедрому художественному дару сотни и сотни детей, многих отвлёк от улицы, в смысле от хулиганства, многим, очень многим помог найти себя в этой жизни. Вера Сергеевна зачитывала отрывки из писем, которые писали из армии или из других городов воспитанники Кузнецова. Одни благодарные слова. Вот пишет Саша Яковлев: «Михаил Иванович! Я даже не знаю, как мне Вас и благодарить. Ведь Вы столько сделали для меня, всё старались сделать из мальчишки-хулигана настоящего музыканта и из-за этого шли мне на все уступки. И вот сейчас, в трудную для меня минуту, Вы опять пришли мне на помощь - подарили мне балалайку…» Или вот письмо из Удмуртии от Валентины Медведевой: «…Недавно слушала передачу «Тайна музыки». Это о Вас, Михаил Иванович!.. Очень рада, что за Вами признано право самого благородного человека и чуткого музыканта-воспитателя. Я присоединяюсь к Вашим воспитанникам и говорю: спасибо зато, что я знала Вас, за музыкальное общение с Вами…»

Михаила Ивановича, как талантливого живописца я узнал, занимаясь с ним игрой на гитаре в его творческой мастерской на веранде дома по улице Кашинской. Занятия проходили на фоне его картин. Меня восхищала творческая обстановка его мастерской, хотелось во всем подражать Михаилу Ивановичу, но увы, творческий человек из меня не получился и в своей профессиональной жизни я стал «технарем». На сайте размещена копия картины Михаила Ивановича «Вид на Мологу с веранды дома на Кашинской», написанная им как раз в те года и напоминающие мне уроки игры на гитаре с Михаилом Ивановичем в его мастерской на веранде дома по улице Кашинской.

В Городском Доме культуры Михаил Иванович организовал изостудию, и на этом поприще у него было много учеников и последователей, оставивших заметный след в культурной жизни Бежецка.

Из книги Геннадия Иванова: «Кузнецов сделал несколько своих выставок в Бежецке и Калинине. Выставки имели успех у зрителей. Много в отзывах добрых слов. Таких, например: «Дорогой художник Михаил Иванович! Мне очень радостно от того, что представился случай узнать Ваше творчество. Прекрасные портреты, изумительные пейзажи. Я бы даже сказал, Ваши пейзажи напоминают лучшие образцы великих мастеров…» Другой отзыв: «В каждом полотне чувствуется огромная любовь и понимание Русской природы. Пейзажи наполнены воздухом, полны жизнью и непосредственностью. Привлекают к себе внимание портретные работы у Кузнецова… Его портреты - это целая галерея неповторимых образов. Каждый из них раскрывает внутренний мир того, кого изобразил художник. Особенно мне нравится портрет А.П. Ломакина. В этом портрете, по-моему, художник хотел раскрыть образ человека, влюблённого в музыку. Г. Говорова».

«Картины, музыка… Музыка, картины… Так и жил этот человек на земле. Стремился к совершенству настолько, насколько было в его силах», — эти слова из книги Геннадия Иванова «Знаменитые и известные Бежечане» на мой взгляд, лучше всего характеризуют эпоху Михаила Ивановича Кузнецова, эпоху достойнейшего человека Бежецкой земли.


Сергей Бривер, сайт «Бежецкий край» 2015г.

Биография Михаила Ивановича Кузнецова, любезно предоставленная Лидией Михайловной Кузнецовой.

Кузнецов Михаил Иванович родился 29 октября 1904 г. в деревне Толстокосово Бежецкого района, недалеко от Дорохово в семье крестьянина-середняка Ивана Васильевича Болтушкина. В 1910 году семья переехала в Бежецк на улицу Кашинскую, дом 54.

В 12 лет Миша впервые услышал гитару. На ней играл столяр, зашедший к отцу. Столяр играл великолепно и оставил впечатление на всю жизнь. Миша решил научиться играть на гитаре. Приобрёл самоучитель, овладел цифровой системой нот, изучил лады. Любовь к гитаре сохранилась на всю жизнь.

В Бежецке организовали школу живописи. Миша стал заниматься и проявил себя способным учеником. Решил ехать в Москву. В поступлении во ВХУТЕМАС ему отказали из-за несовершеннолетия. Огорчённый, Миша пошёл на квартиру к ректору и показал свои рисунки. Ректор разрешил его принять. Проучившись до зимних каникул в очень тяжёлых условиях голода и холода, Миша вернулся в Бежецк. Учитель по рисованию Н.Н. Чистяков предложил ему поступать в Академию Художеств в Ленинграде. В первый же день приезда Миша заболел сыпным тифом и пролежал в больнице месяц. Приём в Академию был закончен. Проучившись вольнослушателем в мастерской художника Натана Альтмана, летом вернулся домой.

Получая свой первый паспорт, Михаил решил взять фамилию матери — стал Кузнецовым.

В 1923 году поступает в Ленинградскую Академию художеств, в 1929 заканчивает. Получил специальность художника-живописца станковой живописи.

Учась в Ленинграде, поступил на курсы гитарного искусства известного гитариста П. Исакова. Достигает больших успехов в игре. А после сильнейшего впечатления от концерта испанского гитариста Андре Сеговия примерно в 1925 году, Михаил перешёл с русской семиструнки на 6-ти струнную гитару.

На конкурсе «Домрачеев, балалаечников, гитаристов и баянистов» 23 апреля 1928г. в Ленинграде получил диплом 2 степени, подписанный Ниманом, ближайшим соратником В. Андреева.

После окончания Академии вернулся в Бежецк. 2 года работал учителем рисования и методики в педагогическом техникуме.

Желание совершенствовать себя как художника и музыканта заставляет Михаила снова поехать в Ленинград. Работал художником в Военно-морском клубе и в институте агитации им. Володарского. В 1932г. его пригласили в научно-исследовательский институт музыкальной промышленности, где он работал над улучшением внешних и звуковых качеств музыкальных инструментов.

По вечерам часто посещал дом художника, где устраивались конкурсы зарисовок известных людей нашей страны. Приходили позировать Бабочкин, Чуковский, Шостакович и другие. Многие из работ Михаила премировались. Сохранилась копия портрета артиста Симонова в роли Петра 1. Портрет взял Симонов, он ему очень понравился.

В 30 годы произошло знакомство Михаила с художником и гитаристом Сварогом, который организовал квартет гитаристов и пригласил в него Михаила. Репетировали 2 раза в неделю, иногда выступали на радио.

В 1935г. познакомился со своей будущей женой, художницей Милицей Николаевной Дубровиной и переехал к ней в Москву. Работал в Третьяковской галерее и художественным руководителем портретно-копийного цеха Московского товарищества художников, был членом художественного совета.

В семье родились сыновья: Виталий в 1938г. и Владимир в 1941г. Оба закончили МГУ. Прилично играли на гитаре, прекрасно рисовали. Мастера спорта по гимнастике.

В 1946г. по доносу Михаила Ивановича арестовали. С ноября 1946 по декабрь 1949г. отбывал наказание по политической статье под Астраханью.

Жить в Москве Михаил Иванович не имел права, и он поехал на родину в Бежецк. В доме на Кашинской жила его мачеха.

Это были сложные годы: Михаила Ивановича не брали на работу, боялись здороваться. Чтобы выживать, он писал плакаты, транспаранты к праздникам, картины, реставрировал иконы в церкви. Реабилитирован Михаил Иванович в 1962г. после третьего запроса о пересмотре своего дела.

В 1952г. Михаил Иванович женился на Брызгаловой Вере Сергеевне, учительнице школы №2. В 1954г. у них родилась дочь Лида.

В Доме культуры Михаил Иванович организовал изостудию. В неё ходили школьники, известные бежечанам художники-любители: В.И. Смирнов, А.М. Арсеньев, М. Ласточкин, В. Черныш, Н. Мишуров, В. Девочкин, В. Никитин, Н. Иванов, В. Луговской, Г. Говорова, В. Ракитин. Участвовали в областных выставках, получали грамоты.

Любовь к музыке и народным инструментам вызвала желание у Михаил Иванович создать на родине В. Андреева оркестр народных инструментов. Сначала был кружок из 8 человек в школе-интернате в 1952 году. Потом появились ансамбли в школе №2 и мед. училище. А в 1958г. уже был оркестр народных инструментов.

Михаил Иванович не имел музыкального образования. Он говорил: «Я сам учился и учил других». В репертуаре оркестра было около 100 произведений. В 1964-65 г.г. оркестр участвовал во Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности: в Твери, Ленинграде и Москве в Кремлёвском Дворце.

Летом Михаил Иванович стремился на этюды в красивые места Верхневолжья. Очень любил Молдинское озеро, большинство картин написано там. Брал с собой сыновей, дочку. С ним ездили художники, педагоги Переслегины, преподаватель по скрипке М.В. Семёнов. Ездили в Удомлю, Еремково, а оттуда ещё 10 км. пешком или на телеге, если повезёт — в деревни Поддубье, Покровское, Горы. Писал две картины в день: одну до обеда, вторую — после обеда, чтобы лучи солнца одинаково освещали начатую картину.

Михаил Иванович был душой своих коллективов. Помогал в трудную минуту и советом и моральной поддержкой и деньгами.

Человек большой культуры и знаний, приветливый и доброжелательный. А свою любовь к искусству, музыке и любимице гитаре сумел передать всем, кто близко общался с Михаилом Ивановичем.

Жизненный путь Михаила Ивановича закончился в жаркий август 5 числа 1985 года. Было ему почти 81 год. Похоронен на кладбище в конце Кашинской улицы.

В 8-м выпуске альманаха «Бежецкий край», озаглавленный цитатой из стихотворения замечательного бежецкого поэта Геннадия Ершова «Когда делами славен человек», опубликованы письма Михаила Ивановича Кузнецова , написанные им в пятидесятые годы прошлого столетия своей жене Вере Сергеевне, и предоставленные для публикации их дочерью Лидией Михайловной.

Кузнецов Михаил Иванович – начальник цеха химико-металлургического завода ордена Ленина Сибирского химического комбината Министерства среднего машиностроения СССР, Томская область.

Родился 15 мая 1929 года в селе Вохма Вохомского района Костромской области в семье педагогов.

В 1946 году окончил Вохомскую среднюю школу и поступил в Ленинградский политехнический институт имени М.И. Калинина. В 1952 году, после окончания института, работал мастером, старшим мастером, начальником смены плавильного цеха Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината. В 1953 году, получив на производстве сильнейшее отравление свинцом, стал инвалидом. Лечился в Ленинграде.

В 1954-1957 годах – инженер-металловед, начальник лаборатории завода п/я 729 Министерства радиотехнической промышленности СССР. В числе советских специалистов в период с февраля по май 1956 года направлялся в Китайскую Народную Республику на строительство объекта № 774 для оказания практической помощи китайской стороне в части закладке основ собственной атомной промышленности. С ноября 1957 года по февраль 1959 года работал инженером, а затем и начальником объекта на комбинате № 815 (п/я 315) в Красноярске-26.

В феврале 1959 года переехал на работу на Сибирский химический комбинат (СХК) в городе Томск-7 (ныне - Северск) Томской области. В 1959-1971 годах – начальник смены, отделения, цеха химико-металлургического завода (объект № 25) СХК.

Объект № 25 СХК по ряду показателей и технологий производства изделий из урана-235 разной степени обогащения и плутония-239 для ядерных зарядов не имеет аналогов даже в мировой практике. Являлся одним из создателей и организаторов этого производства. Автор 11 изобретений с экономическим эффектом от их внедрения более 2 миллионов рублей в ценах тех лет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года за большие заслуги в выполнении пятилетнего плана по выпуску специальной продукции, внедрению новой техники и передовой технологии Кузнецову Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

В 1971-1980 годах – главный инженер, а в 1980-1984 годах - директор химико-металлургического завода СХК.

С 1984 года – на пенсии.

Выехал в город Сосновый Бор Ленинградской области. В 1984-1991 годах трудился ведущим инженером во Всесоюзном научно-исследовательском и проектном институте энергетической технологии (ВНИПИЭТ) в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

С 1991 года – на заслуженном отдыхе.

Жил в городе Сосновый Бор Ленинградской области. Умер 6 (по другим источникам 11-го) ноября 1999 года. Похоронен на кладбище в деревне Систо-Палкино Ломоносовского района Ленинградской области.

Лауреат Государственной премии СССР (1980) – за создание технологии, способствующей защите изделий (компонентов ядерных боеголовок) от коррозии.

Награжден орденами Ленина (26.04.1971), «Знак Почета» (07.03.1962), медалью «За трудовое отличие» (29.07.1966), другими медалями, двумя орденами Китайской Народной Республики.

В 2010 году за большой личный вклад в создание и становление атомной энергетики страны имя М.И. Кузнецова было занесено в Книгу Славы города Сосновый Бор Ленинградской области (посмертно). На проходной химико-металлургического завода Сибирского химического комбината ему установлена мемориальная доска.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва