Основные положения либеральной демократической традиции. Либеральная концепция демократии

Либерально-демократический режим - это своего рода демократический тип управления государством, при котором демократические способы, формы и методы реализации государственной власти получает относительно неполное, ограниченное и непоследовательное применение.

С одной стороны, этот режим связан с достаточно высоким уровнем политической свободы личности; а с другой - реальные объективные и субъективные условия в странах значительно ограничивают возможности использовать демократические средства и методы государственно-политического управления. Это гарантирует, что либерально-демократический режим следует отнести к демократическому государственному типу правящей власти и в то же время особый вид демократического режима отличается от фактически демократических или развитых демократиях Веденина Н.А. Современный политический либерализм и проблема социальной справедливости: Дис. канд. ист. наук. М., 2003.- C.253..

Либеральный государственно-политический режим - воплощение социально-политических принципов и идеалов либерализма (от латинского liberalis - свободный) - одного из важнейших и распространенных идейных и общественно-политических течений, окончательно сложившегося в особое, самостоятельное направление в 30-40-е гг. XIX столетия, хотя идейные истоки либерализма уходят в XVII-XVIII вв. (Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Т. Джефферсон, Б. Франклин, И. Бентам и др.). Исторически классический либерализм сложился в борьбе против феодального закабаления личности, против сословных привилегий, наследственной государственной власти и т.д., за свободу и равноправие граждан, равные возможности для всех и каждого, демократические формы социально-политической жизни.

Либерально-демократический режим существует во многих странах. Его значение таково, что некоторые ученые считают, либерально-демократический режим, это на самом деле не осуществление режима осуществления власти, а напротив - условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже конечный результат, которым и заканчивается вся эволюция политической организации, наиболее эффективной формой такой организации Димов В. Справедливый либерализм. Путь к комфортному государству. М., 2007.- С. 425.. Но с последним утверждением трудно согласиться, в настоящее время эволюция политических режимов является даже таких формах, как либерально-демократический режим власти.

Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление человека вырваться из окружающей среды, ядерной и других бедствий порождают новые формы осуществления государственной власти, возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, но в то же время растут противоречия между правами человека и наций, народов и так далее.

В теории государства либеральными называются такие политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.

Эти принципы в первую очередь характеризуются отношениями экономических сектора между индивидом и государством. В либерально-демократическом режиме у человека есть собственность, права и свободы, экономическая независимость, и на этой основе становятся политически независимыми. В отношении личности и государственной приоритета зарезервированы для интересов, прав, свобод личности и другие.

Либерально-демократический режим поддерживает ценности индивидуализма, противопоставляя его коллективистским принципам организации политической и экономической жизни, которая, по мнению некоторых ученых, приводит, в конечном счете, к тоталитарным формам правления.

Либерально-демократический режим обусловливает в первую очередь потребности товарно-денежной организации рыночной экономики. Рынок требует равных свободных, независимых партнеров.

Либеральное государство провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе должна быть свобода слова, мнений, право собственности, учитывая пространство для частной инициативы. Права и свободы человека не только закреплены в конституции, но и становятся возможным на практике Ткаченко С.В. Либерализм как государственная идеология России // Право и государство: теория и практика. 2010. N 1.-С. 32..

Таким образом, экономической основой либерализма является частной собственность. Государство освобождает производителей от своей опеки и не вмешивается в экономическую жизнь людей, но устанавливает общие рамки свободной конкуренции между производителями, условия экономической жизни. Он также выступает в качестве арбитра и разрешения их споров.

На более поздних стадиях либерализма законное государственное вмешательство в экономические и социальные процессы приобретает социально-ориентированный характер, что связано со многими факторами: необходимость рационально распределять экономические ресурсы для решения экологических проблем, для участия в международном разделении труда, предотвращение международного конфликты и т.д.

Либерально-демократический режим допускает существование оппозиции, более того, с точки зрения либерализма государство принимает все меры для существования оппозиции, представляющей интересы меньшинства, создающей специальные процедуры для решения этих интересов.

Плюрализм и многопартийность в первую очередь являются необходимыми атрибутами либерального общества. Кроме того, при либерально-демократическом режиме есть много ассоциаций, корпораций, неправительственных организаций, секций, клубов, объединяющих людей, представляющих интерес друг друга. Есть организации, которые позволяют гражданам выразить свои политические, профессиональные, религиозные, социальные, социальные, личные, местные, национальные интересы и потребности. Эти ассоциации являются основой гражданского общества и не оставляют граждан лицом к лицу с государством, которое, как правило, склонно навязать свои решения и даже злоупотреблять своими возможностями Политика и право - "Демократия" А.Ф. Никитин, 2012.- С. 12.

Когда либерализм сформировывает выборы, то их исход зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для избирательных кампаний.

Осуществление государственного управления основано на принципе разделения властей. Система "сдержек и противовесов" уменьшает возможности для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются, как правило, в правовой форме.

В государственном управлении используется децентрализация власти: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не могут решить местные власти.

Конечно, не следует апологизировать либерально-демократический режим, потому что у него есть и свои проблемы, главные из которых -социальная защита отдельных категорий граждан, стратификации общества, фактических неравных стартовых возможностей и т.д.

Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе с высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно иметь достаточно высокую политическую, интеллектуальную и моральную культуру.

Либерально-демократический режим, основан на идеях и практике демократии, системы разделения властей, защиты прав и свобод личности, в которых важную роль играет судебная власть. Это порождает уважение к суду, Конституции, прав и свобод других лиц. Принципы автономии и саморегуляции пронизывают многие аспекты жизни общества.

Для либерально-демократического режима примыкает еще один вид демократии. Это гуманистический режим, который, сохраняя при этом все значение либерально-демократического режима, продолжает и усиливает тенденцию за счет устранения ее недостатков. Правда, гуманистический режим, преодолевая противоречия, неудачи, только появляется в некоторых странах, выступая идеальной целью политического развития современного государства.

Его правовая форма вовсе не сосредоточена на личности, на дивидендов, и для обеспечения здоровья, безопасности, благополучия, конкретную социальную защиту, поддержку конкретной семьи и личной жизни каждого члена общества.

Человек - это цель, а не средство, это и есть главный принцип гуманистического режима. Государство не создает государственную зависимость от социального обеспечения, и создает все условия для нормальной творческой работы каждого члена общества. Высокая социальная и правовая защита, значение постановка жизни каждого человека - это обязательства в практической деятельности всех государственных органов Цыганков П.А., Цыганков А.П. Между западничеством и национализмом: российский либерализм и международные отношения // Вопросы философии. 2012. N 1.-С. 32..

Человечество на протяжении тысячелетий в поисках наиболее совершенных форм государственной организации общества. Эти формы изменяются с развитием общества. Форма правления, государственный аппарат, политический режим - те конкретные области, где поиск наиболее проводится интенсивно См. Там же..

Современная демократия - это представительство интересов, а не классов. Все граждане в демократическом государстве, как участники равны перед государством, то есть означает равенство перед законом и равенства политических прав и свобод. Современное демократическое государство - правовое государство и на практике осуществляется разделение трех ветвей власти, и создаются реальные механизмы для защиты прав и свобод граждан.

Либерально-демократический режим поддерживает ценности индивидуализма, противопоставляя его коллективистским принципам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению некоторых ученых, могут привести в конечном счете к тоталитарным формам правления.

При либерализме государство, сформированное путем выборов, исходит не только от мнения людей, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для избирательных кампаний.

Реализация управления основывается на принципе разделения властей. Система "сдержек и противовесов" позволяет уменьшить потенциал для злоупотребления властью. Правительственные решения обычно принимаются в правовой форме Политика и право - "Демократия" А.Ф. Никитин, 2012.- С. 12..

Использование либерально-демократического режима наиболее эффективно только в обществе с высоким уровнем экономического и социального развития.

Тем не менее, следует отметить, что либерально- демократический режим может существовать только на демократической основе, и создан из правильного демократического режима.

Не смотря на широту полномочий Президента, его власть недостаточно эффективна и преобразования в России проводятся, с большим трудом. Так как в обществе нет достаточного превосходства сторонников преобразований, то углубить и ускорить их без авторитарных решений врядли возможно. Но для их реализации получить поддержку даже имеющихся союзников Президента. Выборы Президента в 2000 году превратились в острое столкновение сторонников и противников либерально – демократических преобразований, от исхода которых зависила судьба государства и общества. Последние президентские выборы показали приверженность большинства россиян проводимым в стране реформам.

Плюралистические режимы сложились в ряде других новых независимых государств – на Украине, в Молдове, Армении, Грузии и Киргизии. Но либерально- демократические системы там еще слабы, демократии не достает эффективности. Это затрудняет реализацию преимуществ плюралистических режимов. Последние исторические события в Грузии, на Украине, в Киргизии – явное тому подтверждение.

В плюралистическом режиме функционируют многие национально –демократические политические системы. Осуществляющие власть политические силы национально – демократической ориентации в Индии, Египте, Бразилии, Перу, Мексике, Аргентине и ряде других стран сталкиваются с немалыми трудностями.

При всех достоинствах Конституционных устройств в них преобладает партикулярная политическая культура, не вполне изжиты оппозиции самому государственному строю, активны разного рода экстремисты, появляются лидеры конфронтационного и харизматического характера, значительно влияние милитаризма. По этому возникает немало политических конфликтов, в отдельных случаях даже вооруженных (Перу, Мексика, Индия).

Либерально-демократический режим

Демократический режим также знает различные формы, прежде всего наиболее современную – либерально-демократический режим.

Либерально-демократический режим существует во многих стра­нах. Его значение таково, что некоторые ученые полагают либераль­ный режим – это, собственно, не режим осуществления власти, а ус­ловие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и заканчивается вся эво­люция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации. Но с последним утверждением трудно со­гласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов и даже такой ее формы, как либерально-демократический режим.

Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление чело­века уйти от экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы осуществления государственной власти, например все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, но в то же время растут противоречия между правами человека и наций, народов и т. п.

В теории государства либеральными называются такие политиче­ские методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.

Эти принципы прежде всего характеризуют экономическую сферу взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политичес­ки самостоятельным. В соотношении личности и государства приори­тет сохраняется за интересами, правами, свободами личности и т. п.

Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к тоталитарным формам правления.

Либеральный режим обусловливается прежде всего потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных свободных, независимых партнеров.

Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике.

Таким образом, экономическую основу либерализма составляет частная собственность. Государство освобождает производителей от своей опеки и не вмешивается в экономическую жизнь людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции между производителями, условия экономической жизни. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров.

На поздних стадиях либерализма правомерное государственное вмешательство в экономические и социальные процессы приобретает общественно-ориентированный характер, что обусловливается многими факторами: необходимостью рационально распределять экономические ресурсы, решать экологические проблемы, участвовать в мировом разделении труда, предотвращении международных конфликтов и т. д.

Либеральный режим допускает существование оппозиции, более того, в условиях либерализма государство принимает все меры к существованию оппозиции, представляющей интересы меньшинства, учитывает эти интересы, создает специальные процедуры учета этих интересов.

Плюрализм и прежде всего многопартийность – необходимые атрибуты либерального общества. Кроме того, при либеральном политическом режиме существует множество ассоциаций, корпораций, общественных организаций, секций, клубов, объединяющих людей по интересам. Возникают организации, позволяющие гражданам выразить свои политические, профессиональные, религиозные, социальные, социальные, бытовые, местные, национальные интересы и потребности. Эти объединения составляют фундамент гражданского общества и не оставляют гражданина лицом к лицу с государственной властью, которая обычно склона к навязыванию своих решений и даже к злоупотреблению своими возможностями.

При либерализме государственная власть формируется путем вы­боров, исход которых зависит не только от мнения, народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний.

Осуществление государствен­ного управления производится на основе принципа разделения влас­тей. Система «сдержек и противовесов» способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные реше­ния принимаются, как правило, в правовой форме.

В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, ко­торые не может решить местная власть.

Разумеется, не следует апологизировать либеральный режим, т. к. и он имеет свои проблемы, главные среди них – социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое не­равенство стартовых возможностей и т. п.

Использование этого ре­жима наиболее эффективно становится возможным только в общест­ве, отличающемся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политиче­ским, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой куль­турой.

Либеральная демократия представляет собой форму политического устройства, обладающую двумя фундаментальными качествами. Правительство является «либеральным» в терминах ключевых ценностей, которые лежат в основе данной политической системы, и «демократическим» в плане формирования ее политической структуры.

Ассоциируемые с либерально-демократической политической системой ключевые ценности восходят к традиционным либеральным представлениям об ограничении власти и призваны обеспечить наличие широкого спектра гражданских прав и прав человека. Перечисленное может быть гарантировано такими инструментами, как конституция, билль о правах, принцип разделения властей, система сдержек и противовесов, а самое главное - принципом верховенства закона.

Функционирование демократической политической системы отражает волю народа (по крайней мере его большинства). Общественное согласие в рамках либерально-демократической политической системы обеспечивается через представительство: либеральная демократия (иногда еще определяемая как представительная) предполагает принятие небольшой группой людей политических решений от лица всех граждан страны.

Те, кто принимает на себя подобные обязанности и ответственность, действуют с согласия граждан и правят от их имени. Между тем право принятия решений обусловлено наличием общественной поддержки, и в нем может быть отказано при отсутствии одобрения действий власти со стороны населения, которому власть подотчетна. В этом случае граждане лишают своих избранников права реализации властных полномочий и передают их в руки других лиц.

Таким образом, выборы, в ходе которых проявляется воля населения в отношении действий и персонального состава органов государственного правления, - основополагающая функция либеральной демократии. Избирательной системой правом голоса наделяются все взрослые граждане страны, обеспечивается регулярное проведение выборов и открытое соперничество претендующих на власть политических партий.

Либерально-демократическая политическая система в первую очередь ассоциируется со странами первого мира с капиталистической системой экономики.

Закат коммунистической идеологии конце XX – начале XXI веков. Лево и праворадикальные силы.

По мнению итальянского исследователя Н. Боббио ни одно учение и ни одно движение не может быть одновременно правым и левым; исчерпывающими в том смысле, что, по крайней мере, в принятом значении этой пары учение или движение может быть только либо правым, либо левым»

Жёсткое разграничение идеологий и их носителей (партии, движения) на два лагеря по схожим признакам приводит к тому, что нивелируются более глубокие различия, не лежащие на поверхности и скрытые от анализа. Игнорирование исторического контекста, может привести не только к терминологической путанице, но и к неправильным выводам относительности «левизны» или «правизны» того или иного политического движения или партии, так как в разных исторических условиях правые и левые зачастую меняются местами на полюсах континуума Поэтому, оперируя «лево-правым» континуумом, необходимо те или иные силы, находящиеся в процессе взаимодействия на полюсах политической оси, рассматривать исторически (т.е. данное положение политических сил на осях рассматривать как частный случай общего исторического процесса).


В нашем случае это значит, что противоречие левых и правых сил на той или иной стадии исторического развития «снимается» путём глубоких социальных изменений социума, что приводит к переносу данного противоречия на качественно новый этап взаимодействия.

На этом этапе меняется не только социальная база полюсов противоречия, но те или иные идеологические конструкты, призванные отражать социальную позицию левых и правых.

Левыми стали считать поборников социальных изменений (в широком смысле: как реформы, так и революции) и демократии, а правые ассоциировались с реакцией субъектов уходящего в историю традиционного общества Левые, как носители нового «духа времени», через революционные изменения задали структуру и содержание политической системы, основным элементом которой стало Национальное собрание. Правым же, чтобы не быть выброшенными из политического процесса, пришлось включиться в данную систему на правах равных, что было для них уже определённой уступкой левым демократам.

Как историческое явление «лево-правый» континуум имел определённую логику и направление развития.

Со временем на флагах континуума происходят качественные изменения, как в социальной базе противоборствующих лагерей, так и в идеологии. Социалисты взяли «на щит» ценности равенства (в первую очередь, экономическое равенство) и солидарности. Социальная база левых постепенно изменяется: её ядром становится уже достаточно многочисленный пролетариат. Но в тоже время крупная и средняя буржуазия становятся социальной опорой уже правых партий и движений, где данные классы фактически консолидируются с различными элементами прогрессивной аристократии, усвоившей основные экономико-политические положения либерализма: «в первой половине XX века в каждом из лагерей уже насчитывалось пять-шесть течений:анархизм, коммунизм, левый социализм, социал-реформизм, не социалистический радикализм (левый либерализм), социал-христианство - в левом; реакционный и умеренный консерватизм, правый либерализм, христианская демократия, национализм и, наконец, фашизм – в правом» [Внутренняя дифференциация флангов континуума приводила к более усложняющейся системе идеологий, которая уже не ограничивалась выбором «или - или», тем самым, создавая возможность для поиска компромисса между левым и правым лагерями. В такой ситуации уже сами фланги становились своего рода континуумами, полюса которых определяли либо степень умеренности и готовности к компромиссам, либо степень радикальности, в основном понимаемой как невозможность поступится базовыми идеологическими принципами и интересами представителей своей социальной базы.

Расширяющееся пространство диалога, а иногда и сотрудничества, между наиболее умеренными представителями «лево-правого» континуума образовало сферу политического «центра», как поля прагматичной политики: «центрист держит курс на то, чтобы крайности, полюса в нашей жизни стали примиряемы, он ищет механизм такого примирения, взаимодополнения сторон. Если классово-антагонистическое мышление ставит классовый интерес перед общественным, а общественный - перед общечеловеческим, то центрист переворачивает.

Так, «лево-правый» континуум в политико-идеологическом пространстве Западной Европы становится уже трехчленной структурой, где полюса политического спектра, так или иначе, вынуждены смещаться друг к другу, образуя пространство политического диалога, – центр, С 70-х годов прошлого века перед европейскими партиями встают проблемы совершенно нового значения. Раньше партийным структурам для наиболее успешной деятельности в рамках политического процесса достаточно было возможности идеологической идентификации через соотнесения себя либо к левому, либо к правому полюсу политического спектра. Это было возможно, так как границы социальной базы партий были достаточно чёткие и статичные. В новых условиях партии фактически теряют традиционные средства контроля над своим избирателем, так как границы между потенциальными группами электората размываются, а сами социальные группы становятся объектами не столько партийной идеологии, сколько других агентов политической социализации: общественных организаций, профсоюзов, различных неформальных объединений, СМК, различных субкультур и т.д.

Индивид, как потенциальный объект партийной индоктринации, приобретает опредёлённую негативную свободу по отношению к традиционным связям с социальной средой или большой референтной группой в политике – политической партией.

Английский социолог З. Бауман, анализируя последние тенденции западного социума, приходит к выводу, что человек полностью потерял возможность контролировать общественное развитие и тем самым принял его стихийность и неуправляемость как должное и попал в самую значительную неопределённость за всю историю. По мнению Баумана, это привело «к параличу политической воли; к утрате веры в то, что коллективным образом можно достичь чего-либо существенного, а солидарные действия способны внести решительные перемены в состояние чело­ве­ческих дел» Замкнутость человека на себя, на сферу личной социальной деятельности, по мнению социолога, приводит к тому что ”общественное” колонизируется “частным”; “пуб­личный интерес” деградирует до любопытства к частной жизни “общественных деятелей”, a “общест­венные проблемы”, которые не могут быть подвергнуты подобной редукции, и вовсе перестают быть понятными» для индивидуума.

Закономерно, что в таком обществе меняется не только роль партий как агентов политической социализации, предлагающих готовые правила политического участия, но также и партийных идеологий, презентирующих готовые проекты разрешения социальных проблем, которые уже стали не воспринимаемыми для индивида. Современные тенденции социально-политического развития привели к тому, что ведущие европейские партии, как левые, так и правые, вынуждены в рамках европейских партийных систем, в сущности, находясь у власти, или непосредственно влияя на ход политического процесса, проводить одну и ту же политику. В рамках данной политики доктринальные различия партий сводятся лишь к поддержанию баланса между социальной справедливостью, в основном понимаемой как расширение бюджетных расходов на социальную сферу, и экономическим ростом.

В этой связи, встаёт вопрос об адекватности в применимости «лево-правого» континуума как инструментария анализа и классификации партийных идеологий и типов политической практики, а также как способа самоидентификации самих европейских партий. Очевидно, что в условиях деидеологизации политики на уровне партийных программ, которые больше ориентированы на прагматичный подход в осуществлении власти, «лево-правый» континуум, как инструмент с жёстко заданной системой координат, не может в полной мере отразить весь спектр партийных доктрин и связанных с ним типов партийной политики. Это, в свою очередь, вызывает потребность дополнить двухмерное измерение континуума новыми координатами. В рамках данной схемы, партии, являющиеся сторонниками «свободы» в политико-идеологической сфере, дифференцируются по критерию «равенства-неравенства» на левый, либо на правый центр. В тоже время поборники «авторитаризма» в осуществлении власти классифицируются как левые и правые радикалы

В тоже время многие радикальные левые именно в идеологическом отношении могут быть большими поборниками свободы, но в тоже время, в плане осуществления власти, могут быть достаточно авторитарны. Так и правые могут быть достаточно радикальны в своих идеологических установках, но в тоже время придерживаться не авторитарных методов осуществления власти («Национальный фронт» Ле Пена) и признавать демократические нормы и процедуры. Учитывая это, можно сделать вывод, что сами категории «свобода» и «авторитаризм» плохо соотносимы между собой. Категория же «равенство», как правильно отмечает Холодковский, ссылаясь на С. Оллу: «уже не может считаться существенным критерием различения на левых и правых, ибо сегодня дебатируется не столько абстрактное равенство, сколько соотношение между равенством прав и равенством возможностей, и даже левые предпочитают ему термин «справедливость»

неадекватность в применении классической модели «левые-центр-правые» в условиях «социализированного капитализма» и глобализации, автор предлагает классифицировать партии и политические движения в два крупных лагеря: системный лагерь и антисистемный лагерь.

Системный лагерь включает в себя как левых, так и правых, то есть это те политические силы, которые готовы с теми или иными оговорками признать существующую систему «социализированного капитализма», сложившуюся к 90-м годам XX века, и воспринимают современный тип глобализации как объективный, закономерный процесс. По мнению автора, в этот лагерь входят: «партии либерально-консервативного толка вместе с уходящими с политической арены чисто клерикальными партиями, и социал-демократы с тяготеющими к ним реформирующимися коммунистами, и большая часть экологического лагеря, обретшая себя в коалиционных правительствах ряда государств. В тоже время в рамках системного лагеря исследователь выделяет два полюса: первый полюс - экономосистемщики - это те правые партии и движения, которые отстаивают ценности рынка и примата экономического роста над социальным перераспределением, но уже в глобальном аспекте (сюда автор относит либералов, консерваторов, демохристиан); второй полюс - это левое крыло системного лагеря, или социоэкосистемщики, «отстаивающие в рамках новой системы приоритеты социально-экологического развития» В данную группу можно отнести различные социал-демократические, социалистические и экологические партии Европы, такие как СДПГ, ПДС (Партия демократического социализма) в Германии, ФСП во Франции, «Блок левых демократов» Италии, греческий ПАСОК и др.

Антисистемный лагерь выглядит более пёстро. В идеологическом плане его представители на уровни политических партий и движений выступают с антиглобалистких позиций. Его правое крыло формируют представители националистических партий, негативно оценивающие социально-экономические проблемы в рамках своих государств, вызванные процессами глобализации. В первую очередь это вопросы нелегальной эмиграции, национальной и конфессиональной терпимости во всё более интернационализированном сообществе европейских государств. К данному полюсу можно отнести «Национальный фронт» во Франции. Левое же крыло антисистемного лагеря состоит, в первую очередь, из троцкистских партий и движений, стоящих на принципах интернационализма и борьбы с «империализмом» и «глобальным капиталом».

Данная классификационная схема, предложенная Швейцером, также страдает рядом недостатков. Во-первых, это ограниченность в её применении. Очевидно, что в данную типологию партий не вписываются левые организации Центральной и Восточной Европы (Социалистическая партия Сербии; Коммунистическая партия Чехии и Моравии), которые ещё недавно были правящими в своих странах, но сейчас фактически «застряли» в процессе эволюции от коммунистической ортодоксии к модели западноевропейской социал-демократии. Следствием данной проблемы является идеологическая эклектичность, выражаемая порой в форме националистических, консервативных элементов доктрин данных партий, что нехарактерно для представителей левых сил.

Но, тем не менее, «лево-правую» бинарную оппозицию в виде борьбы противоположностей активно используют как в теории, так и в практике, так как к этому располагает сама политика: «политическая противоположность - это противоположность самая интенсивная, самая крайняя, и всякая конкретная противоположность есть противоположность политическая» Именно поэтому политическое взаимодействие левых и правых до сих пор является инструментом политической классификации партий и движений, не смотря на их внутренние изменения в ходе исторического процесса.

Разнообразие организаций гражданского общества.

Многие исследователи новых демократических режимов, возникших в последние пятнадцать лет, подчеркивают важность сильного и активного гражданского общества для укрепления демократии. Говоря о бывших коммунистических странах, и ученые и приверженцы демократии высказывают сожаления по поводу того, что в них традиция общественной деятельности не сложилась или прервалась, из-за чего повсеместное распространение получили пассивные настроения; при решении любых проблем граждане надеются только на государство. Те, кого обеспокоит слабость гражданского общества в развивающихся или посткоммунистических странах, обычно рассматривают развитые западные демократии, и прежде всего Соединенные Штаты, как пример для подражания. Однако, существуют убедительные доказательства того, что жизнеспособность американского гражданского общества заметно снизилась за последние несколько десятилетий.

С момента выхода книги Алексиса Токвиля “О демократии в Америке” Соединенные Штаты стали главным объектом исследований, рассматривающих связи между демократией и гражданским обществом. Во многом это объясняется тем, что любые новые тенденции американской жизни воспринимаются как предвестия социального обновления, но главным образом это происходит в силу сложившегося убеждения, что уровень развития гражданского общества в Америке традиционно необычайно высок (как мы убедимся далее, такая репутация является вполне оправданной).

Токвиля, посетившего США в 30-х годах XIX века, более всего поразила склонность американцев к объединению в гражданские ассоциации, в которой он увидел основную причину беспрецедентных успехов этой страны в создании действенной демократии. Все американцы, которых он встречал, независимо от их "возраста, общественного положения и характера" входили в различные ассоциации. Далее Токвиль замечает: "Причем не только в торговые и промышленные - их членами является практически все взрослое население - но и в тысячу других - религиозных и нравственных, серьезных и пустячных, открытых для всех и очень замкнутых, бесконечно огромных и совсем крошечных. ... Ничто, на мой взгляд, не заслуживает большего внимания, чем интеллектуальные и нравственные ассоциации в Америке".

В последнее время американские социологи неотоквилианской школы собрали большое количество эмпирических данных, свидетельствующих в пользу того, что состояние общества и функционирование общественных институтов (и не только в Америке) действительно в большой степени зависят от норм и структур участия граждан в общественной жизни. Исследователи обнаружили, что меры, направленные на снижение уровеня бедности в городах, уменьшение безработицы, борьбу с преступностью и злоупотреблением наркотиками, развитие образования и здравоохранения, приносят лучшие результаты там, где существуют общественные организации и учреждения гражданского общества. Аналогично анализ экономических достижений различных этнических групп в США показали, что экономическое преуспевание зависит от наличия социальных связей внутри группы. Эти данные полностью согласуются с результатами исследований, проведенных в различных фоновых условиях, которые убедительно доказали, что в борьбе с безработицей и решении многих других экономических проблем социальные структуры играют решающую роль.

Либера́льная демокра́тия (полиа́рхия) является формой общественно-политического устройства - правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан. Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Эти либеральные права закреплены в высших законах (конституция или статут), которые, в свою очередь, наделяют различные государственные и общественные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав.

Характерным элементом либеральной демократии является открытое общество, характеризуемое терпимостью, плюрализмом, сосуществованием и конкуренцией самого широкого спектра общественно-политических взглядов. Благодаря периодически проводимым выборам, каждая из групп, придерживающихся различных взглядов, имеет шанс получить власть. На практике экстремистские или маргинальные точки зрения крайне редко играют значительную роль в демократическом процессе, поскольку общественность видит в них угрозу для самой либеральной демократи. Однако модель открытого общества затрудняет консервацию власти правящей элитой, гарантирует возможность бескровной смены власти и создаёт стимулы, чтобы правительство гибко реагировало на запросы общества.

В либеральной демократии политическая группа, находящаяся у власти, не обязана разделять все аспекты идеологии либерализма (она может выступать за демократический социализм). Однако она обязана подчиняться упомянутому выше принципу господства права. Термин либеральный в данном случае понимается так же, как в эпоху буржуазных революций конца XVIII века: обеспечивающий каждому человеку защиту от произвола со стороны власти и органов правопорядка.

Наиболее часто приводимые критерии либеральной демократии имеют форму гражданских прав и свобод. Большинство из этих свобод были заимствованы из различных течений либерализма, однако приобрели функциональное значение. Право на жизнь и на достоинство личности, Свобода слова, Свобода средств массовой информации и доступ к альтернативным источникам информации, Свобода вероисповедания и публичного выражения религиозных взглядов, Право на объединение в политические, профессиональные и другие организации, Свобода собраний и открытой общественной дискуссии, Равенство перед законом, Неприкосновенность частной жизни и право на личную тайну, Право на образование

Тоталитарная политическая система характеризуется всеобъем лющим контролем властных структур над всеми сторонами жизни общества. Если в условиях авторитарной политической системы государство не вмешивается в частную жизнь граждан, то для тоталитарной политической системы нет такой сферы, куда бы ни проникала власть. Ее отличительными особенностями являются:

а) максимальное ущемление прав и свобод граждан;

б) формирование власти на всех уровнях путем назначения сверху;

в) упразднение принципа разделения властей;

г) наличие лишь одной правящей партии во главе с вождем;

д) одна официальная идеологическая доктрина;

е) перманентное и тотальное насилие.

В тоталитарной системе всесильная власть выступает главным гарантом идеологического контроля над населением. Партийно-государственная организация общества служит фундаментом всей социальной и экономической организации, которая отличается жесткой иерархической структурой.

Ядром тоталитарной политической системы выступает предельно централизованное политическое движение за новый порядок во главе с партией нового, тоталитарного типа. Эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещается всякая оппозиция и создание без санкций властей любой организации.

В то же время тоталитарная политическая система, как правило, провозглашает «демократию высшего типа», претендует на «реальное» выражение воли народа, используя для этого видимость демократических выборов во все органы власти, «демократичность» при подготовке и принятии важных политических решений, их всенародной поддержки. С помощью псевдодемократических институтов власти обеспечивается высокая формальная мобили зация и участие граждан в политической жизни (например, в выбо рах в Верховный Совет СССР принимало участие, как правило, 99,98% из всех избирателей страны). Однако реально граждане не имели возможности оказывать влияние не только на принятие решений, но и вообще на политическую жизнь в обществе.

Важнейшей субъективной предпосылкой тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность определенных слоев насе ления разрушением традиционных связей и ценностей. Свободная рыночная конкуренция в условиях капитализма породила у инди вида чувство бессилия перед окружающим враждебным миром и, как следствие, его стремление вновь обрести уверенность, полностью отождествить себя с классом, нацией или государством во главе с вождем. Восприимчивость к тоталитарной идеологии и самой системе резко возрастает в периоды острых социально экономических кризисов, сопровождающихся обнищанием боль ших масс людей.

Вместе с тем необходимо отметить, что политические системы тоталитарного типа обладают достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения определенных общественно значимых целей, например, обеспечение индустриализации, военного строительства или освоения космоса. Они весьма эффективны в периоды войны. Однако главное для тоталитарной политической системы - это разрушение мотивацион-ной стороны человеческой деятельности, и поэтому такой тип неизбежно порождает общественный застой и регресс.

Авторитарная политическая система - по своим характерным чертам занимает как бы промежуточное положение между демо кратией и тоталитаризмом. С тоталитаризмом ее роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государ ством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. Будучи безжалост ной к своим противникам, авторитарная система может нейтрально относиться к деятельности, не угрожающей ее правлению.

Авторитарные системы устанавливаются тогда, когда: появляется властная «авторитарная» личность; требует сложившаяся ситуация (война, общий кризис и др.); возникает глубокий социальный конфликт (национальный, религиозный, этнический и др.).

а) централизация власти, самовластие или небольшое число носителей власти, ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц) военная хунта, олигархическая группа);

б) неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам, безаппеляционный командный метод руководства, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению;

в) ликвидация или существенное ограничение демократических прав и свобод граждан, недопущение реальной политической оппо- зиции и конкуренции. Возможно существование ограниченного числа политических партий, профсоюзов и других организаций, «лояльных» к существующему режиму и лишь при условии их подконтрольности властям;

г) невмешательство или ограничение вмешательства во внеполи- тические сферы и, прежде всего, в экономику. Власть занимается главным образом обеспечением собственной безопасности, общест- венного порядка, обороны, внешней политики. Однако экономика развивается по законам и механизмам рыночного саморегули- рования;

д) формирование власти на всех уровнях происходит не путем выборов, а назначением сверху.

Таким образом, главной отличительной чертой авторитарной политической системы является неограниченная власть лица или группы лиц, не допускающая политической оппозиции, но сохраняющая автономию личности и общества во всех внеполитическаих сферах. Однако при всем этом дать только отрицательную оценку автори тарным политическим системам было бы несправедливо. Авторита ризм явился формой организации власти, адекватной доиндустри-альному обществу. Подобные политические системы и поныне действуют в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки, и их существование оправдывается необходимостью национального освобождения и возрождения. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать общественный порядок, сосредоточивать усилия и ресурсы на решении жизненно важных проблем.

Во второй половине XX века интерес к авторитаризму, автори тарным политическим системам значительно возрос. Авторитарные системы, сформировавшиеся в то время в ряде географически разных стран (Чили, Южная Корея, Китай, Вьетнам), на практике показали свою экономическую и социальную эффективность, доказали способность сочетать сильную власть со свободно развивающейся экономикой, быстрым ростом материального уровня жизни большинства граждан.

Авторитарная система обладает сравнительно высокой способ ностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. Все это делает ее достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.

В то же время в условиях авторитарной политической системы сохраняется полная зависимость политики от государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей влиять на политику властей, политического выражения обществен ных интересов.

Характеризуя политические системы, выделяя ее типы по при знаку политического режима, следует иметь в виду, что нет «чистых» политических систем, идеальных. Нередко авторитарная политичес кая система содержит черты тоталитаризма, а демократическая - скорее, идеал, чем реальность. В действительности демократия нигде еще не являлась «правлением народа, избранным народом и для народа» (Линкольн).

82. Определение политического конфликта – его источники.

Конфликт политический - это состояние политических отноше ний, в которых их участники ведут борьбу за ценности и опреде ленный статус, власть и ее ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Суть конфликта в несоответствии между тем, что есть, и тем, что должно быть по представлению вовлеченных в конфликт групп и индивидов, субъективно воспринимающих свое место в обществе и свое отношение к другим людям, социальным группам и институтам.

Основоположниками теории политического конфликта считают ся К. Маркс (1818-1883) и А. Токвиль (1805-1859), французский социолог, государственный деятель - министр иностранных дел Франции в 1849 году. В основе их теории лежала идея неизбежности солидарности внутри социальных союзов и конфликтов между ними. По Марксу, эти группы были классами, по Токвилю, - местными общностями и добровольными ассоциациями.

К. Маркс абсолютизировал роль политического конфликта, считая его стержнем всего политического процесса

А. Токвиль был первым, кто выдвинул идею о том, что демокра тия включает баланс между силами конфликта и консенсуса. Он опасался исчезновения политических конфликтов из-за возникновения одного центра власти - государства, у которого не будет конкурирующих групп.

В современной политологической литературе понятие политичес кого конфликта обозначает борьбу за: а) влияние в системе политических отношений; б) доступ к принятию общезначимых решений; в) монополию своих интересов и признание их общест венно необходимыми - словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.

Содержанием политического конфликта является политическая борьба - противодействие политических субъектов, когда каждый из них стремится к цели, противоречащей цели другого. Обычно политическая борьба возникает, когда существование или действие политической власти желательно для одних общественных субъек тов и нежелательно для других; цели участников политических действий несовместимы или при комбинации этих случаев.

Объектом и предметом политического конфликта являются: госу дарственная власть, обладание ею; устройство властных институтов; политический статус социальных групп; ценности и символы, являющиеся базой политической власти, причем, речь здесь идет не о вещных объектах, а о человеческих индивидах, группах, орга низациях - носителях власти.

Политические конфликты, как и все социальные, имеют объек тивную и субъективную стороны. Объективная сторона - это противоречие между политическим обществом как единым организмом, как целостной системой и неравенством включенных в ее индивидов и групп, выраженным в иерархии политических статусов. В этом источник и основа политического конфликта.

Субъективная сторона политического конфликта проявляется: а) в осознании субъектами объективного противоречия; б) в оформ лении организованности конфликтующих сторон, ибо субъект политического конфликта формируется в процессе политической активности, когда он обретает и занимает определенную позицию; в) в идеологической мотивации, ибо политическая борьба - это во многом борьба слов, понятий, но не из обыденного лексикона, а из багажа политических идеологий.

Для политической борьбы характерны некоторые общие законо мерности.

Политическая борьба - это всегда борьба за общие цели и интересы определенных крупных социальных групп. Мало того, это борьба за то, чтобы эти цели и интересы были признаны в качестве общих, по крайней мере, большинством общества. Отсюда каждый субъект политического конфликта стремится представить свои цели как общие для массовых групп, найти поддержку со стороны этих групп, превратить борьбу в общественную, массовую. Эта законо мерность проявляется, прежде всего, в избирательной кампании. Любая партия, ведущая борьбу за голоса избирателей, представляет себя выразителем и защитником интересов широкого спектра общества.

2 В основе политического конфликта любого уровня и глубины лежит стремление обосновать субъектом конфликта свою легитим ность и опровергнуть легитимность противостоящего субъекта. Речь идет о легитимности власти, ее целей, принимаемых ею решений

Политический конфликт, в случае его обострения, распро страняется на социальную сферу, экономику, СМИ как орудие этой борьбы на всю социально-психологическую атмосферу общества. И это закономерно, ибо в политике в обобщенном виде выражаются интересы и ценности целого, системы, общества, основных групп населения.

В политический конфликт вовлекаются большие массы людей, причем здесь масса - это не беспорядочная толпа людей, а некото рая общность, объединенная в политической борьбе единой установ кой, какой-то определенной общей идеологией, верой (религиозной, национальной, революционной и др.), наконец, интересом

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления"

Институт экономики и права

Юридический факультет

Кафедра "Теория и история государства и права. Конституционное право"


Курсовая работа

на тему: Виды демократических режимов


Улан-Удэ, 2014


Введение

Глава 1. Демократический режим: понятие, виды, теории

1 Механизм формирования демократического режима

2 Понятие, признаки демократического режима

Глава 2. Особенности отдельных видов демократических режимов

1 Либерально-демократический режим

2 Социально-демократический режим

Заключение

Список использованных источников информации


Введение


Актуальность темы исследования. Среди значимых вопросов современной теории и практики политических процессов одно из приоритетных мест отводится проблеме демократического режима. Поэтому исследование социально-политических факторов возникновения основных исторических этапов, выявление закономерностей процесса демократического режима ныне имеет не только важное научно-теоретическое, но и существенное практическое значение. Из широкого круга политических проблем, активно обсуждаемых в научной литературе, с нашей точки зрения, необходимо, в первую очередь, подвергать изучению тем, которые представляют интерес с точки зрения их теоретико-методологической значимости.

Анализ существующей в обществоведческой науке литературы и исторический опыт показывают, что демократический режим имеет свою достаточно давнюю историю. Естественно, что возникновение демократического режима происходит одновременно с появлением государства в обществе. При этом характерно, что для установления политического режима, прежде всего, необходимы прочные экономические, социально-политические и духовно-идеологические факторы, которые рассматривались исследователями в историко-психологическом, философско-правовом аспектах, а также с политической точки зрения; они являются предметом оживлённых дискуссий и в настоящее время. В тоже время, на основе анализа литературы можно утверждать, что единства мнений по проблеме понятия демократического режима пока нет.

В настоящее время демократический режим рассматривают как вид политического режима. Демократический режим - режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством.

Целью данной курсовой работы является подробное раскрытие понятия "демократический режим", изучение сущности, признаков и видов демократического режима в современном обществе.

Реализация вышеуказанных целей представляет собой выполнение ряда задач:

изучить механизм формирования демократического режима;

раскрыть понятие демократического режима;

рассмотреть признаки демократического режима;

изучить виды демократического режима.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при демократическом режиме.

Предметом исследования является понятие, сущность, признаки и виды демократических режимов.

Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные: сравнительный метод; изучение нормативно-правовой базы; изучение монографических публикаций и статей; аналитический метод.

При выполнении данной работы были изучены учебные и научные источники, а так же проанализирован нормативно-правовой материал.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников информации.


Глава 1. Демократический режим: понятие, виды, теории


.1 Механизм формирования демократического режима


Формирование демократического политического режима осуществляется с помощью соответствующих политических, экономических, социальных, культурных, религиозных, внешнеполитических и других условий.

К политическим условиям развитого гражданского общества относятся стабильность политической власти, существование и функционирование политических партий и движений как мощные рычаги, для того, чтобы влиять на общественно - политические и социальные процессы, политический плюрализм.

Экономические условия включают высокий уровень промышленного и экономического развития, высокую степень урбанизации, развития массового коммуникаций, конкурентоспособную рыночную экономику, плюрализм форм собственности.

Политические условия обеспечивают прямое военное, политическое, экономическое, культурное и информационное воздействие; влияние примера демократических государств; стабильные дружеские отношения - с другими государствами, отсутствие военной угрозы.

В качестве культурных условий грамотности населения выступают его образованность, в общем, гражданская политическая культура и демократические традиции.

Обоснование предположений и механизмов построения демократического режима, определяет условия перехода к такому способу организации публичной власти, в стране исходя из чрезвычайно сложных проблем политической теории. В современной политической обстановке их решение во многом связано с пониманием специфики развивающихся стран, принявших этот тип власти в качестве так называемой "третьей волны" демократии. Тем не менее, у этих проблем существуют и другие более общие точки соприкосновения.

В настоящее время в науке было два основных подхода которые в свою очередь устанавливают условия становления демократических систем и режимов. Таким образом, сторонники структурного направления основываются на том, что демократический режим формируется под доминирующим влиянием макро факторов, которые включают в себя экономические и социальные структуры, правовые порядки в общих традициях, обычаи и т.д. Например, марксисты основным фактором ¬ в формировании политических заказов, рассмотренных в имущественных отношениях, качественных изменений, которые происходили в производство, распределение, обмен и потребление в обществе. Согласно этому подходу, демократический режим должен быть подготовлен, связан с социально- экономическим развитием общества, служить политической конструкцией основных процессов, которые происходят в социальной сфере.

Оппонирующие подобным идеям приверженцы процедурного подхода, хотя и полагают, что "не следует игнорировать предпосылки для осуществления демократического режима", тем не менее, считают, что главные условия перехода к демократии и характера ее правящих элит, об их политические ценности и идеалы являются самой главной технологией. В этом смысле, по мнению, например, А. Пржеворски, Ф. Шмиттер, Д. Линц и другие, демократический режим служит своего рода "политическим проектом", который уже реализуется в современных условиях страны. Степень внутренней готовности страны к демократическому политическому порядку рассматривается как фактор, способный либо ускорить, либо замедлить формирование такого рода системы власти.

Классическим примером процедуры демократического режима может служить формирование соответствующих порядков в послевоенной Германии, когда, несмотря на некоторые приверженности тех же ценностей населения, новое руководство страны вправе сознательно устанавливать необходимые структуры и механизмы власти, установить соответствующий конституционный и правовой порядок, закрепить демократические отношения между государствами-членами и обществом.

Если судить по сложившейся практике на сегодняшний день, то можно сказать, что конкретные предпосылки демократического режима как относительно стабильно политический высокий уровень экономического развития страны, существование рыночных отношений и индустриальной экономики, урбанизация, развитие массовых коммуникаций, помощь воплощается демократии зарубежных стран.

Последние два - три десятилетия выявили еще один мощный фактор демократизации, а именно демонстрационный эффект западных демократий, экономический и социальный прогресс не только вызывают уважение со стороны многих народов, но и воспринимается во многих странах как прямой результат демократический типа политического режима.

Идеологическую основу демократического режима составляют многочисленные и постоянно обновляемые теории демократического режима, развитие которого внесли свой вклад в современную политическую демократию. В результате формируется и находит свое выражение в конституциях демократического типа социального порядка. Он отличается от авторитарных и тоталитарных политических режимов следующими формальными правовыми принципами:

принадлежность власти народу, народу - источник власти, он в конечном счете является решающим;

равенство перед законом: юридическое равенство, расширение прав и возможностей тех же, учреждениях социальных и политических прав и свобод, в том числе равное право на участие в управлении обществом и государством;

признание большинством правило, с уважения интересов и мнений меньшинства;

право на многообразие политических объединений и политических программ и другие.


1.2 Понятие, признаки демократического режима

власть демократия плюрализм тоталитарный

Понятие демократического политического режима включает не только государственный режим, но и такие политические силы общества, как деятельность политических и общественных организаций, политического мировоззрения, как это отражено в сознании граждан самого содержания демократии.

Демократический режим - политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права на участие в управлении делами общества и расширение прав и возможностей граждан, имеющий достаточно широкий спектр прав и свобод. Демократический режим основан на принципах демократии, свободы и равенства граждан. В контексте этого режима, народ осуществляет власть непосредственно через представительные органы, образованных органами государственной власти.

Основные особенности демократического режима:

Решения, принятые большинством в интересах меньшинства;

Существует правовое государство и гражданское общество;

Государственные органы и органы местного самоуправления избираются и несут ответственность перед избирателями;

Силы безопасности (вооруженные силы, полиция) находятся под гражданским контролем;

Широко используется методы убеждения, компромисса;

Существует политический плюрализм, в том числе многопартийности, легальной политической оппозиции;

Распространяется гласность, нет цензуры;

На самом деле осуществляется принцип разделения властей.

Опыт развитых стран показывает эффективность демократической формы власти, которая, несмотря на национальную идентичность, тем не менее, характеризуется признанными стандартами, которые соответствуют демократии. Требования к демократии не возникает спонтанно в результате рационального выбора народа и элиты.

Тем не менее, путь, ведущий к построению демократического государства длинный и непредсказуемый. Демократия сама по себе не может накормить людей, обеспечить достойный уровень жизни, решить большинство социально-экономических проблем, которые являются наиболее чувствительными к людям. Это может создать только необходимые политические институты, и практику в применении которых, может быть наименее болезненным способом для общества в решении накопившихся проблем в интересах широких социальных слоев.

Демократический режим можно охарактеризовать следующими признаками.

Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, что он выбирает свои представителей власти и периодически сменяет их.

Периодические избирательные органы предоставляют четкий механизм законной преемственности власти. Государственная власть рождается из честных и демократических выборов, а не через военные перевороты и заговоры.

Власть выбирается на определенный и ограниченный период.

Всеобщее, равное и тайное избирательное право. Выборы предполагают реальную конкурентоспособность различных кандидатов, альтернативного выбора, реализацию принципа: один гражданина - один голос.

Конституция, закрепляющая приоритет прав личности над государством, а также предоставляющая гражданам утвержденный механизм для разрешения споров между личностью и государством.

Принцип разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная) в построении государственного аппарата.

Наличие развитой системы представительства (парламентской).

Гарантия основных прав человека. Определены три группы прав, которые связаны с ростом гражданства: гражданское (равенство всех граждан перед законом, свобода слова, религии, свободу менять место жительства); политические (право избирать и быть избранным, свобода голосовать, право на организацию); социальные (право человека на минимальный уровень благосостояния, право на обеспечение условий жизни и гарантий социального обеспечения). Социальные права осуществляются государством через социальные программы. Индивидуальные и групповые свободы защищены независимой, беспристрастной судебной системы. Учитывая перспективы развития демократии, ряд авторов указывают на обновления в будущем, требующее гарантий равенства в сфере экологии.

Политический плюрализм (от лат. pluralie - множественный), позволяющий легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.

Свобода выражения политических суждений (идеологический плюрализм) и свободу объединений, движений, дополненные множеством различных источников информации, независимых средств массовой информации.

Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и другие решения, принятые большинством, при уважении прав меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиции) имеют право критиковать о правящей власти и продвижения альтернативных программ. Разрешение конфликтов мирным путем.

Характерная черта всех современных демократических режимов - плюрализм (от лат. рluralis - множественный), что обозначает признание в общественно-политической жизни множество различных взаимосвязанных и вместе с тем автономных, социальных, политических групп, партий, организаций, идеи и установки которых находятся в постоянном сопоставлении, соревновании, конкурентной борьбе. Плюрализм как принцип политической демократии выступает антиподом монополизма в любой его форме.

К существенным признакам политического плюрализма можно отнести:

кратность предметов и политики в области конкуренции, разделения властей;

Ликвидация монополии на политическую власть какой-либо одной партии;

многопартийная политическая система;

разнообразие каналов выражения интересов, бесплатный доступ для всех;

бесплатная борьба политических сил противостоящих элит, возможностью изменения;

Альтернативный политические взгляды в рамках закона.

Характерные черты демократического режима:

Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей и власти могут периодически заменять их. Выборы должны быть справедливыми и конкурентоспособными, должны регулярно проводиться. Под "соревновательными" означает наличие различных групп или отдельных лиц, свободно баллотироваться на выборах. Выборы не будут конкурентоспособными, если некоторые группы (или отдельные лица) имеют возможность участвовать, а другие лишены этого. Выборы считаются справедливыми, если нет мошенничества, и существует специальный механизм честной игры. Выборы несправедливы, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.

Периодическое избрание главных органов государства. Правительство рождается из выборов на определенный, ограниченный период времени. Для развития демократии недостаточно проводить регулярные выборы, необходимо, чтобы она опиралась на избранного правительства. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, и как наиболее распространенный способ компенсации президента - военный переворот, а не выборы. Таким образом, необходимым условием для демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, и избираются на определенный, ограниченный период времени, смена правительства должна быть результатом выборов, а не по просьбе целом.

Демократия защищает права отдельных лиц и меньшинств. Мнение большинства выражается демократическими выборами, это лишь необходимое условие демократии, однако, не недостаточное. Только сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. При использовании в меньшинстве дискриминационных мер, недемократический режим становится, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранным правительством.

Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода выражения мнений, право на информацию и на участие в конкурсе на руководящие должности в государстве.

Изложенная выше характеристика демократического режима и его принципов, кажется, весьма привлекательно. Однако не стоит забывать, что это коллективный характер синтеза, включающий в себя наиболее существенные особенности этого режима, который не обязательно присущ конкретным режимам тех или других государств.

Важной особенностью демократического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность формирования системы двухпартийной или многопартийной, конкуренция политических партий и их влияние на людей, существование законной политической оппозиции, как в парламенте, так и вне него.

По словам А. Лейпьярту, демократические режимы могут быть описаны с точки зрения степени многопартийной системы правления (минимальное количество частей, которые составляют правящую коалицию парламентского большинства). На основе этого критерия, большинством будет считаться тот режим, в котором партии сменяют друг друга, и правящая партия формируется принципам большинства. С другой стороны, консенсус демократического режима, как правящая коалиция, формируется на основе пропорционального представительства сторон. Примеры мажоритарной и консенсуальной демократии - Великобритания, соответственно, США (Вестминстерская модель) и скандинавские страны.

Специалисты выделяют три особенности консенсусной демократии, по сравнению с большинством: 1) низкий уровень оппозиции существующих государственных правил и методов разрешения конфликтов; 2) низкий уровень конфликта на существующей государственной политике; 3) высокая степень согласованности в проведении государственной политики. По Лейпьярту режимы могут варьироваться в зависимости с уровнем централизации государственной власти - для федеральных и унитарных государств. Таким образом, в демократических институтов могут существовать различные способы организации работы.

Демократический режим характеризуется высокой значимостью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы отношений между государством и гражданами.

Всемирная политическая наука еще не дала исчерпывающего определения сущности демократического режима как многогранное явление общественной жизни. Понятие демократического режима со времен Древней Греции часто рассматривают как форму государства, напротив авторитаризма во всех его проявлениях. Между тем, государственный режим власти - более узкое понятие, которое включает в себя только методы политической власти государственного аппарата.

Признаки демократического режима:

Регулярное участие народа в разработке и осуществлении государственной власти через референдум и свободные выборы.

Решения принимаются с учетом интересов меньшинства.

Неприкосновенность частной собственности.

Свобода СМИ.

Торжественно провозглашаем и действительно пользуются правами и свободами.

Легитимность власти.

Структура вооруженных сил, полиции, органов безопасности находятся под контролем общества, используются только по их прямому назначению, их деятельность регулируется законами.

Доминируют убеждения, переговоры, компромиссы, суженные методы насилия, принуждения, пресечения.

Существование гражданского общества с его развитой структурой.

Фактическая реализация принципа верховенства права.

Принцип " все дозволено, что не запрещено законом".

Политический плюрализм, в том числе многопартийная конкуренции политических партий, существование законной политической оппозиции, как в парламенте, так и вне него.

Свобода религии.

Принцип разделения властей.

Демократический режим характеризуется экономическим, политическим и идеологическим разнообразием (плюрализмом), не допускается монополизации в любой из этих сфер.

Демократический режим указывает на совокупность приемов и средств осуществления государственной власти. Они очень разные и конкретизируют основные показатели формы государственного правления и устройства в конкретной стране. Общими показателями демократического режима являются:

а) степень защищенности и обеспеченности гарантиями прав и свобод граждан (политического и идеологического выбора, экономической свободы) и степень учета интересов различных социальных групп (в том числе меньшинств) и т.д.;

б) способы легитимации государственной власти;

в) соотношение правовых и не правовых способов осуществления властных функций;

г) методы, интенсивность и правовая обоснованность использования силовых структур, других ресурсов власти;

г) механизм идеологического давления.

Изучение предпосылок демократизации общества является весьма важным вопросом. Почему при равных стартовых возможностей одни страны успешно идут по пути демократизации, а в других - все попытки установить демократию заканчиваются полным провалом? На этот вопрос пытались найти ответ многие ученые, но оно до сих пор остается нерешенным.

К количеству предпосылок демократического режима относятся:

модернизация, индустриализация, урбанизация, уровень образования, элементы капитализма и благосостояние;

соответствующий характер сословной структуры общества;

демократическая политическая культура, а также развитое гражданское общество;

наличие определенных институциональных форм, среди особо значимых институциональных факторов выделяют электоральные системы, мажоритарное или пропорциональное представительство, форма правления - парламентская или президентская, прочные политические партии и устоявшаяся партийная система;

единое государство, установлены границы, отсутствие этнических или региональных конфликтов;

внешние факторы: мирное международное положение, рост взаимозависимости всех стран и народов мира.


Глава 2. Особенности отдельных видов демократических режимов


.1 Либерально-демократический режим


Либерально-демократический режим - это своего рода демократический тип управления государством, при котором демократические способы, формы и методы реализации государственной власти получает относительно неполное, ограниченное и непоследовательное применение.

С одной стороны, этот режим связан с достаточно высоким уровнем политической свободы личности; а с другой - реальные объективные и субъективные условия в странах значительно ограничивают возможности использовать демократические средства и методы государственно-политического управления. Это гарантирует, что либерально-демократический режим следует отнести к демократическому государственному типу правящей власти и в то же время особый вид демократического режима отличается от фактически демократических или развитых демократиях.

Либеральный государственно-политический режим - воплощение социально-политических принципов и идеалов либерализма (от латинского liberalis - свободный) - одного из важнейших и распространенных идейных и общественно-политических течений, окончательно сложившегося в особое, самостоятельное направление в 30-40-е гг. XIX столетия, хотя идейные истоки либерализма уходят в XVII-XVIII вв. (Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Т. Джефферсон, Б. Франклин, И. Бентам и др.). Исторически классический либерализм сложился в борьбе против феодального закабаления личности, против сословных привилегий, наследственной государственной власти и т.д., за свободу и равноправие граждан, равные возможности для всех и каждого, демократические формы социально-политической жизни.

Либерально-демократический режим существует во многих странах. Его значение таково, что некоторые ученые считают, либерально-демократический режим, это на самом деле не осуществление режима осуществления власти, а напротив - условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже конечный результат, которым и заканчивается вся эволюция политической организации, наиболее эффективной формой такой организации. Но с последним утверждением трудно согласиться, в настоящее время эволюция политических режимов является даже таких формах, как либерально-демократический режим власти.

Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление человека вырваться из окружающей среды, ядерной и других бедствий порождают новые формы осуществления государственной власти, возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, но в то же время растут противоречия между правами человека и наций, народов и так далее.

В теории государства либеральными называются такие политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.

Эти принципы в первую очередь характеризуются отношениями экономических сектора между индивидом и государством. В либерально-демократическом режиме у человека есть собственность, права и свободы, экономическая независимость, и на этой основе становятся политически независимыми. В отношении личности и государственной приоритета зарезервированы для интересов, прав, свобод личности и другие.

Либерально-демократический режим поддерживает ценности индивидуализма, противопоставляя его коллективистским принципам организации политической и экономической жизни, которая, по мнению некоторых ученых, приводит, в конечном счете, к тоталитарным формам правления.

Либерально-демократический режим обусловливает в первую очередь потребности товарно-денежной организации рыночной экономики. Рынок требует равных свободных, независимых партнеров.

Либеральное государство провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе должна быть свобода слова, мнений, право собственности, учитывая пространство для частной инициативы. Права и свободы человека не только закреплены в конституции, но и становятся возможным на практике.

Таким образом, экономической основой либерализма является частной собственность. Государство освобождает производителей от своей опеки и не вмешивается в экономическую жизнь людей, но устанавливает общие рамки свободной конкуренции между производителями, условия экономической жизни. Он также выступает в качестве арбитра и разрешения их споров.

На более поздних стадиях либерализма законное государственное вмешательство в экономические и социальные процессы приобретает социально-ориентированный характер, что связано со многими факторами: необходимость рационально распределять экономические ресурсы для решения экологических проблем, для участия в международном разделении труда, предотвращение международного конфликты и т.д.

Либерально-демократический режим допускает существование оппозиции, более того, с точки зрения либерализма государство принимает все меры для существования оппозиции, представляющей интересы меньшинства, создающей специальные процедуры для решения этих интересов.

Плюрализм и многопартийность в первую очередь являются необходимыми атрибутами либерального общества. Кроме того, при либерально-демократическом режиме есть много ассоциаций, корпораций, неправительственных организаций, секций, клубов, объединяющих людей, представляющих интерес друг друга. Есть организации, которые позволяют гражданам выразить свои политические, профессиональные, религиозные, социальные, социальные, личные, местные, национальные интересы и потребности. Эти ассоциации являются основой гражданского общества и не оставляют граждан лицом к лицу с государством, которое, как правило, склонно навязать свои решения и даже злоупотреблять своими возможностями.

Когда либерализм сформировывает выборы, то их исход зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для избирательных кампаний.

Осуществление государственного управления основано на принципе разделения властей. Система "сдержек и противовесов" уменьшает возможности для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются, как правило, в правовой форме.

В государственном управлении используется децентрализация власти: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не могут решить местные власти.

Конечно, не следует апологизировать либерально-демократический режим, потому что у него есть и свои проблемы, главные из которых -социальная защита отдельных категорий граждан, стратификации общества, фактических неравных стартовых возможностей и т.д.

Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе с высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно иметь достаточно высокую политическую, интеллектуальную и моральную культуру.

Либерально-демократический режим, основан на идеях и практике демократии, системы разделения властей, защиты прав и свобод личности, в которых важную роль играет судебная власть. Это порождает уважение к суду, Конституции, прав и свобод других лиц. Принципы автономии и саморегуляции пронизывают многие аспекты жизни общества.

Для либерально-демократического режима примыкает еще один вид демократии. Это гуманистический режим, который, сохраняя при этом все значение либерально-демократического режима, продолжает и усиливает тенденцию за счет устранения ее недостатков. Правда, гуманистический режим, преодолевая противоречия, неудачи, только появляется в некоторых странах, выступая идеальной целью политического развития современного государства.

Его правовая форма вовсе не сосредоточена на личности, на дивидендов, и для обеспечения здоровья, безопасности, благополучия, конкретную социальную защиту, поддержку конкретной семьи и личной жизни каждого члена общества.

Человек - это цель, а не средство, это и есть главный принцип гуманистического режима. Государство не создает государственную зависимость от социального обеспечения, и создает все условия для нормальной творческой работы каждого члена общества. Высокая социальная и правовая защита, значение постановка жизни каждого человека - это обязательства в практической деятельности всех государственных органов.

Человечество на протяжении тысячелетий в поисках наиболее совершенных форм государственной организации общества. Эти формы изменяются с развитием общества. Форма правления, государственный аппарат, политический режим - те конкретные области, где поиск наиболее проводится интенсивно.

Современная демократия - это представительство интересов, а не классов. Все граждане в демократическом государстве, как участники равны перед государством, то есть означает равенство перед законом и равенства политических прав и свобод. Современное демократическое государство - правовое государство и на практике осуществляется разделение трех ветвей власти, и создаются реальные механизмы для защиты прав и свобод граждан.

Либерально-демократический режим поддерживает ценности индивидуализма, противопоставляя его коллективистским принципам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению некоторых ученых, могут привести в конечном счете к тоталитарным формам правления.

При либерализме государство, сформированное путем выборов, исходит не только от мнения людей, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для избирательных кампаний.

Реализация управления основывается на принципе разделения властей. Система "сдержек и противовесов" позволяет уменьшить потенциал для злоупотребления властью. Правительственные решения обычно принимаются в правовой форме.

Использование либерально-демократического режима наиболее эффективно только в обществе с высоким уровнем экономического и социального развития.

Тем не менее, следует отметить, что либерально- демократический режим может существовать только на демократической основе, и создан из правильного демократического режима.


2.2 Социально-демократический режим


Социально-демократический режим возникает при переоценке западных государств ценностях либеральной демократии. Он утвержден после Второй мировой войны и означает, что государство, не отвергая либеральные ценности, в то же время приобретает социально ориентированный характер. Такое состояние предназначено для воздействия на распределение материальных благ, направляемые в интересах всего общества и принципов социальной справедливости.

Социально - демократический режим - левый политические партии, их программы сосредоточены на социализме, но и на избирательных и парламентских средств без беспорядков и насильственной революции.

Социал-демократические партии рассматривают социальное государство как шаг к своей главной цели - демократический социализм. Государственная власть, как заявляют они, предназначена для подготовки условий для перехода к социально-демократическому режиму, в которой демократические методы управления будут применяться во всех сферах общественной жизни. Социальная политика не является услугой или милостью от государства, и его прямые обязанности, вытекающие из социальных прав предоставляются гражданам. Теоретики социально- демократического режима разрабатывают правовые идеи социального государства, ответственные перед своими гражданами, и возлагают на него обширный круг задач, до принятия социальных отношений социальной справедливости.

Промежуточное положение между позициями неолибералов и социал-демократов являются понятия, выдвинутые идеологами средних классов и демократически настроенной интеллигенции. В идеологии этих слоев является теория государства всеобщего благоденствия. Она возникла в 50-х г. в период экономического роста в Западной Европе и Соединенных Штатах.

Один из основоположников теории был шведский экономист и политик Карл Гуннар Мюрдаль (1898-1987 гг.) (Автор книги "По ту сторону социального государства").

Основой его концепции является утверждение о том, что всеобщее благоденствие был достигнуто в промышленно - развитых странах Запада. Другие страны рано или поздно встают на тот же путь экономического и социального развития. Суть теории общественного благосостояния, как она сформулирована Мюрдаль, заключается в " мире без революции - революция фактически в капиталистическом государстве проводит согласованную государственную политику, и, более того, с такой эффективностью, что постепенно привело к развитию экономики страны в соответствии с интересами большинства граждан. В соответствии с его концепцией приведем ряд общих черт".

Богатые страны Запада имеют смешанную экономику, то есть рыночные отношения в сочетании с государственным планированием. Фридрих фон Хайек возражает, и его последователь Мюрдаль утверждал, что планирование в современном капиталистическом обществе вызвано объективными причинами, в первую очередь образованием монополий. Промышленно развитые страны Запада, писал он, " бесконечно далеки от либерально- демократической модели. " Государственное вмешательство необходимо для поддержания равновесия и стабильного экономического роста. Планирование призвано регулировать деятельность крупных экономических объединений и не влияет, поэтому, индивидуальную свободу.

Для социального государства характеризовано тенденцией демократизации политической жизни страны. Всеобщее избирательное право и рост общественного благосостояния, как утверждал Мюрдаль, позволяют перейти к состоянии децентрализации и передачи функций, которые традиционно осуществляет государство, местные органы власти и общественные объединения граждан. В отличие от государств прошлого века, современная западная демократия включает в себя все слои общества и участвует в распределении социальных благ. Политический процесс в наиболее развитых государствах всеобщего благосостояния (Мюрдаль их включают Швецию и Великобританию) поставлен под " расширяющейся народный контроль.

Учитывая вышеизложенные факты, либерально-демократический режим включает в себя разновидность демократического режима, характеризующаяся совокупностью методов и способов осуществления власти, основанных на демократических и гуманистических принципах, признании индивидуализма и частной собственности наивысшими ценностями политической и экономической жизни.


Заключение


Идеологическую основу демократического режима составляют многочисленные и постоянно обновляемые теории демократического режима, развитие которого внесли свой вклад в современную политическую демократию. В результате формируется и находит свое выражение в конституциях демократического типа социального порядка.

Демократический режим - политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права на участие в управлении делами общества и расширение прав и возможностей граждан, имеющий достаточно широкий спектр прав и свобод.

Характерная черта всех современных демократических режимов - плюрализм (от лат. рluralis - множественный), что обозначает признание в общественно-политической жизни множество различных взаимосвязанных и вместе с тем автономных, социальных, политических групп, партий, организаций, идеи и установки которых находятся в постоянном сопоставлении, соревновании, конкурентной борьбе.

Анализ эффективного установления демократических режимов показывает, что демократические политические институты становятся по-настоящему эффективным только после длительного процесса эволюции и адаптации к условиям и традициям общества, о чем свидетельствует опыт демократического становления в западных странах. Следовательно, современная утонченность в развитии демократических политических институтов в России и в других странах не может быть объяснен вопрос совместимости демократии и ее институтов с национальными традициями и нормами, а также тот факт, что они могут быть эффективными, но постепенно адаптируясь к политической реальности.

Либерально-демократический режим существует во многих странах. Его значение таково, что некоторые ученые считают, либерально- демократический режим, это на самом деле не осуществление режима осуществления власти, а напротив - условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже конечный результат, которым и заканчивается вся эволюция политической организации, наиболее эффективной формой такой организации.

Социально-демократический режим возникает при переоценке западных государств ценностях либеральной демократии. Он утвержден после Второй мировой войны и означает, что государство, не отвергая либеральные ценности, в то же время приобретает социально ориентированный характер.

Демократический режим признает разномыслие и многопартийную систему, возможность легальной деятельности оппозиционных партий, профсоюзов и других массовых организаций. Через массовые организации, население пытается воспользоваться в участии в политическом процессе и оказать давление на правительство, чтобы удовлетворить их требования.


Список использованных источников информации


Абдуллаев, М.И. Теория государства и права / - М.: ИД Право, 2010. -464 с.

2.Баранов Н.А. "Эволюция современной российской демократии: тенденции и перспективы". - СПб., 2008. -276 с.

Веденина Н.А. Современный политический либерализм и проблема социальной справедливости: Дис. ... канд. ист. наук. М., 2003.- 253с.

Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011. - 84 с.

Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. // Кожухов А.П. - №8.- 2008. - С. 152.

Димов В. Справедливый либерализм. Путь к комфортному государству. М., 2007.- 425 с.

Кашкин С.Ю. Политический режим в современном мире: понятие, сущность, тенденции развития. -2010. - 185 с.

Кудрявцев, Ю. А.Политические режимы: Критерии классификации и основные виды /Ю.А. Кудрявцев.//Правоведение. -2011. - № 1 (240). - С. 205

Крыжантовская Т.И. Представительная и непосредственная демократия развитого социалистического общества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. -С. 17.

Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование. - М., 1997.- 310 с.

Нерсесянц B.C. Теория государства и права: Краткий учебный курс. - М., 2001. - 245 с.

Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., "Наука", 1991.- 582 с.

Политика и право - "Демократия" А.Ф. Никитин, 2012.- С. 12

Теория государства и права / Под редакцией А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева/ [Текст]. - М.: Высшее образование, 2007. -216 с.

15.Теория государства и права: Учебник / Под ред. О.В. Мартышина. М.: НОРМА, 2009.- 420 с.

16.Ткаченко С.В. Либерализм как государственная идеология России // Право и государство: теория и практика. 2010. N 1.-С. 32.

17.Фарберов Н.П. Марксистско-ленинская концепция социалистической демократии // Проблемы теории социалистического государства и права. М., 1977.- С. 22.

Хантингтон С. Будущее демократического процесса: от экспансии к консолидации // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 6.- С. 45.

Цыганков П.А., Цыганков А.П. Между западничеством и национализмом: российский либерализм и международные отношения // Вопросы философии. 2012. N 1.-С. 32.

20.Цыганков В. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995.- 100 с.

Чиркин В.Е. Теоретические проблемы политического режима в странах социалистической ориентации // Государство и право в развивающихся странах. М., 1976.- С. 7

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва