Как сделать стеллажи из уголка и профиля своими руками. Стеллажи для гаража — качественные модели и системы хранения для профессионалов (95 фото) Полки из металла своими руками

Идеальный порядок в гараже: полки и стеллажи своими руками

Со временем под крышей любого автомобильного гаража скапливается целый арсенал различных хозяйственных принадлежностей и предметов быта, которым не нашлось места ни в домашней обстановке, ни в кладовке.

Чтобы предотвратить образование хаотичной свалки, внутригаражное пространство необходимо грамотно организовать. А сделать это можно с помощью самодельной полочно-стеллажной системы. Она позволит аккуратно и рационально разместить хранящиеся в гараже вещи и тем самым создать максимально комфортные условия не только для ухода за авто, но и для решения повседневных хозяйственно-бытовых задач.

  • 1 Принципы и возможности обустройства автомобильного гаража
  • 2 Самостоятельное изготовление полок и стеллажей для гаража
  • 3 Изготовление стеллажной системы своими руками
  • 4 Дополнительные удобства в гараже
  • 5 Галерея решений

Принципы и возможности обустройства автомобильного гаража

Основное назначение гаража - хранение автомобиля. А это значит, что первым делом автовладелец должен исключить возможные посягательства на хранящееся внутри имущество, то есть обеспечить безопасность последнего. Не менее важным вопросом является правильный климатический режим во внутригаражном пространстве - состояние машины ни в коем случае не должно зависеть от капризов погоды или аппетитов зловредных микроорганизмов вроде грибка или плесени. Ещё один из принципов организации обстановки в гараже - эргономичность - говорит о том, что всё находящееся под крышей сооружения должно всегда стоять, лежать или висеть на своём месте, не мешая проходу, проезду, уборке или процессу ухода за авто. При всём этом крайне необходимо, чтобы в помещении присутствовали чистота и порядок, которые являются залогом не только здоровья автовладельца, но и его безопасности при посещении гаража и выполнении всевозможных хозяйственных или ремонтных операций.

В соответствии с этими принципами на первом этапе обустройства гаража понадобится:

  1. Установить на воротах и окнах, если таковые имеются, надёжную запорную систему.
  2. Утеплить конструкцию сооружения или организовать качественный обогрев внутреннего помещения в холодное время года.
  3. Выполнить внутреннюю отделку надёжными, долговечными и легко чистящимися материалами.

После завершения отделочных работ можно приступать к заключительному этапу обустройства - организации внутренней обстановки гаража. Для этого нужно составить подробный план помещения и определить, что и как именно в нём будет храниться, помимо автомобиля.

План гаража для легкового автомобиля с расчётными размерами

Как правило, под стеллажи и полки отводится дальняя от въезда в гараж стена. Если габариты помещения позволяют, полками выгодно оборудовать и боковые стены. Отдельное внимание при нехватке свободного места в гараже стоит обратить на пространство под потолочным перекрытием, а также над самим автомобилем. Полки, оборудованные на верхнем уровне, позволят разгрузить нижнюю часть помещения, приняв на себя вещи, потребность в использовании которых возникает время от времени.

Деревянные полки на металлическом каркасе под потолком гаража

Конфигурация и габариты стеллажной системы зависят от размеров гаража и потребностей его владельца. Материалы, из которых будут изготавливаться полки, должны быть достаточно прочными, чтобы выдержать вес складируемых предметов. Например, ярусы можно выполнить из толстой фанеры или досок, а каркас - из металлических труб или уголков, но возможны и другие варианты.

Стеллажная система из дерева для гаражного помещения

Способ сборки и установки стеллажной системы зависит от материала, которым выполнена отделка в помещении гаража, а также конструктивных особенностей самого сооружения. Во многих случаях полки навешиваются на стены, а стеллажи устанавливаются непосредственно на пол. Впрочем, полки можно подвесить и к потолку, тогда как для повышения устойчивости отдельного стеллажа, его каркас нередко оснащают креплениями для стен, пола и потолочного перекрытия.

Открытая подвесная стеллажная система для гаража

При расчёте параметров стеллажной системы следует учитывать несколько моментов:

  1. Расстояние от нижней полки до пола принимается не менее 20 см. Это ощутимо упрощает процесс уборки в гараже.
  2. Ширина и высота полок должны соответствовать габаритам складируемых предметов.
  3. Полки целесообразно перфорировать с целью улучшения вентиляции, а также во избежание скопления пыли и грязи.

Самостоятельное изготовление полок и стеллажей для гаража

К обустройству гаражного помещения следует основательно подготовиться. Для этого понадобится:

  • выполнить расчёт конструкции;
  • подобрать и заготовить материалы;
  • собрать необходимые для конструирования, сборки и монтажа инструменты и средства.

При планировке стеллажной системы в первую очередь нужно составить хотя бы приблизительный список складируемых в гараже предметов, не забыв оценить их вес и габариты. Также следует начертить план гаража, на котором в масштабе с точностью до сантиметра требуется указать расчётные параметры конструкции (высота, ширина, толщина, шаг и количество полок). После остаётся тщательно продумать способ сборки и монтажа и фиксации полок или отдельного стеллажа.

Обратите внимание: Выбор типа полочно-стеллажной системы и способа её установки и крепления во многом зависит от свойств материалов, из которых изготовлен гараж. Так, если стены последнего металлические, с навесными полками придётся изрядно повозиться, тогда как самый простой приставной стеллаж избавит владельца гаража от сложных манипуляций с креплениями, гаражным утеплением и т.д. Самый удобный вариант - оштукатуренные кирпичные стены. В таком гараже можно дать волю фантазии и установить комбинированную стеллажную систему со множеством полезных в хозяйстве функций.

Выбор материалов: основные моменты

Материалы для создания стеллажной системы для гаража подбираются исходя из соображений удобства сборки, а также надёжности и практичности в эксплуатации. Так, для полок, предназначенных для хранения тяжёлых и габаритных предметов, понадобится усиленный каркас, для создания которого наилучшим образом подойдёт металлический уголок или же профилированная труба.

Но в этом случае владельцу гаража не обойтись без навыков резки, сверления и сварки металла. Кроме того, последний нуждается в защите от коррозии, а это связано с дополнительными финансовыми затратами.

В роли каркаса для гаражных полок или стеллажей можно использовать и деревянные бруски толщиной 40–50 см. Работать с деревом намного легче, чем с металлом, но позаботиться о защите материала от плесени, гниения, влажности и прочих агрессивных факторов эксплуатации всё же придётся.

Что касается материала для изготовления непосредственно полок, к наиболее практичным решениям стоит отнести:

  • доски толщиной от 2 см;

Обрезная доска - один из наиболее дешёвых и простых в обращении материалов. Полки в гараже, сделанные из досок, будут служить долгие годы. Но для повышения удобства в использовании и увеличения срока эксплуатации их необходимо отшлифовать и обязательно покрыть антисептиком и краской, которые защитят материал от механических повреждений, вредителей и гниения.

  • многослойную фанеру;

Фанера - практичный и недорогой материал, обладающий высокой прочностью и долговечностью, измеряемой десятилетиями. Работать с этим материалом несложно, однако, при изготовлении полок его следует отшлифовать мелким наждаком и покрыть защитным слоем краски или лака. Это предотвратит размокание, рассыхание и растрескивание фанеры под воздействием сырости, перепадов температуры и агрессивных химических веществ.

  • стружечные плиты.

ДСП - дешёвый и удобный в работе, но капризный в эксплуатации материал. При изготовлении полок из стружечной плиты с помощью лакировки или окрашивания необходимо защитить от повреждений и агрессивного воздействия не только рабочую (верхнюю) и нижнюю плоскости, но и торцы, а также отверстия под болтовые крепления и перфорацию. При этом, последние требуют повышенной аккуратности при выполнении ввиду особенностей структуры материала.

Обратите внимание: Быстрым, но довольно дорогим вариантом обустройства гаража является покупка готовых пластиковых или металлических перфорированных полок с заводскими креплениями либо сборного стеллажного каркаса. При отсутствии достаточных средств наиболее разумным решением будет самостоятельное изготовление конструкции из материалов, заготовленных по усмотрению владельца гаража.

Расчёт конструкции

Прежде всего необходимо определить месторасположения стеллажной системы. Если речь идёт о нескольких небольших полках, можно выполнить эскиз непосредственно на стене, тогда как чертежом каркасного стеллажа придётся заняться на бумаге.

Эскиз навесных полок на стене гаража

При планировке конструкции следует учитывать:

  • габариты и вес предметов, размещаемых на полках;
  • необходимый запас свободного места для прохода;
  • размеры промежутков между секциями и вертикальный шаг полок;
  • способы крепления полок к стенам или потолку гаража;
  • необходимость крепления стеллажной системы к полу или потолочному перекрытию.

Расчёт приставной стеллажной системы для гаража

Если в гараже устанавливается стеллаж, его высоту целесообразно подобрать по высоте помещения. Что касается настенных или подвесных полок, их расчёт удобно выполнять сверху вниз. Если габариты и планировка гаража позволяют, ширина стеллажного яруса подбирается по всей длине стены с 5–10 см запасом для удобства монтажа. Оптимальная глубина стеллажа составляет 50–60 см, хотя для габаритных предметов (автомобильных шин и дисков, запчастей, коробок и пр.) разумно будет предусмотреть более широкие полки.

Закрытый подвесной стеллаж для гаража

Высота яруса может быть различной и подбирается в соответствии с потребностями владельца гаража. Практично размещать самые широкие и глубокие полки внизу. Здесь удобнее хранить тяжёлые и громоздкие предметы, которые в случае необходимости легко достать. С другой стороны, глубокие полки можно установить и под потолком гаража. Ведь на верхнем ярусе очень удобно складировать габаритные, но лёгкие вещи или же редко используемые предметы. Кроме того, отдельные ярусы удобно разделять на секции, что облегчит сортировку складируемого.

Чертёж простой стеллажной системы для гаража

Обратите внимание: Нежелательно, чтобы ширина полок, особенно из тонкого материала, превышала 1–1,5 м. Это приведёт к снижению прочности конструкции и провисанию ярусов. Что касается длины, удобно отталкиваться от размера не менее 60–80 см, иначе полки будут неудобными для хранения длинных предметов. Вертикальный шаг стеллажной системы принимается по требуемой высоте складирования. К примеру, высоту нижнего яруса можно принять 70 см и отвести его под хранение автомобильных шин, колёсных дисков, большой тары и проч. Если добавить ещё яруса 2 по 50 см, то суммарная высота стеллажа составит 1,7 м. В гараже с потолком высотой 2,5 м самая верхняя полка такой конструкции будет иметь 60-см шаг с учётом 20-см расстояния от пола до нижнего яруса.

Инструменты и вспомогательные материалы

Для самостоятельного изготовления, сборки и установки стеллажной системы потребуется немалый арсенал инструментов, а также вспомогательные материалы. Инструментарий для выполнения поставленной задачи содержит:

  • строительный уровень;
  • рулетка и маркер;
  • шуруповёрт;
  • электродрель с функцией перфоратора;
  • электролобзик;
  • дисковая пила с дисками по металлу (если каркас стеллажа изготавливается из стального уголка или профильной трубы);
  • сварочный аппарат (для сварки элементов металлического каркаса стеллажа);
  • ручной инструмент (строительный уголок, плоскогубцы, молоток, отвёртки и гаечные ключи).

Обратите внимание: Сварной стеллажный каркас сложен в изготовлении, поэтому нередко сварке предпочитают болтовые соединения.

В список вспомогательных материалов следует внести:

  • дюбеля или анкера (для крепления деревянного или металлического каркаса к элементам конструкции гаража);
  • саморезы по дереву или металлу либо болты с гайками (для крепления полок к каркасу);
  • свёрла по бетону, дереву и металлу;
  • грунтовка и краска для металлических и деревянных элементов конструкции;
  • кисть для грунтования;
  • шлифовальная шкурка.

Обратите внимание: В некоторых случаях деревянные полки удобнее фиксировать на каркасе с помощью специального клея.

Изготовление стеллажной системы своими руками

Самостоятельное конструирование полок или стеллажа для гаражного хозяйства выполняется с последующей сборкой. Алгоритм работы следующий:

  1. С помощью дисковой пилы или электролобзика из стального уголка, профилированной трубы или деревянного бруска нарезаются элементы каркаса: стойки, поперечные и продольные перекладины, усилители.
  2. На вертикальных стойках стеллажа выполняется разметка для установки поперечных и продольных перекладин под полки.
  3. Если речь идёт о полках, на горизонтальных перекладинах, которыми они будут держаться на стене, отмечаются точки крепления дюбелями или анкерами. Далее, их необходимо перенести на стену и выполнить перфоратором отверстия соответствующего диаметра и глубины.
  4. На элементах каркаса под болтовые соединения с помощью дрели со сверлом по металлу выполняются отверстия необходимого диаметра.
  5. Если выбор пал на сварной каркас, элементы последнего нужно состыковать аккуратными швами.
  6. Металлический каркас шлифуется, грунтуется и окрашивается. Деревянную основу стеллажной системы тоже желательно отшлифовать, огрунтовать и покрасить для защиты от плесени и гниения.
  7. Из ДСП, фанеры или досок вырезаются полки нужного размера, после чего их поверхность нужно перфорировать.
  8. Полочный каркас крепится к стене или потолку гаража, после чего на нём с помощью клея, саморезов или болтов фиксируются полки.
  9. Сборка отдельного стеллажа проводится в несколько шагов:
  • монтаж боковых стоек;
  • крепление поперечных и продольных перекладин, а также усилителей;
  • установка полок на каркас.

Самодельная стеллажная система на металлическом каркасе и полками из ДСП

Как сделать полочки самостоятельно

Если для установки отдельного стеллажа свободного места в гараже недостаточно, помещение обустраивается полками. Последние могут быть:

  • подвесными;
  • навесными.

Подвесные полки рационально устанавливать в помещениях, стены которых выполнены из материалов, сложных в обработке либо неспособных нести дополнительные нагрузки. В этом случае полочный каркас, который изготавливается, как правило, из металла, будет крепиться к потолку. Последний должен быть достаточно прочным, чтобы выдержать вес не только всей конструкции, но и складируемых на полках вещей.

Обратите внимание: Для снижения нагрузки на потолок, каркас конструкции желательно оснастить настенными креплениями.

Изготовление и монтаж подвесных полок выполняется в несколько этапов:

  1. После выполнения измерений из металлического уголка или профильной трубы следует вырезать три элемента: основную продольную балку, вертикальные стойки и горизонтальные перекладины.
  2. На основной продольной балке выполняются отверстия для крепления к потолку или боковым стенам гаража.
  3. К вертикальным стойкам привариваются или с помощью болтовых соединений фиксируются горизонтальные перекладины.
  4. С помощью сварки или болтовых соединений каркас прикрепляется к основной несущей балке, закреплённой под потолком.
  5. Горизонтальные перекладины, упирающиеся в стену, оснащаются креплениями (уголками) для надёжной фиксации.
  6. Из досок, фанеры или ДСП по заранее вычисленным размерам вырезаются полки. Перед установкой их необходимо перфорировать и оснастить отверстиями для крепежа к каркасу.
  7. С помощью болтов полки монтируются на каркас.

Система подвесных полок с несущей балкой, закреплённой на стенах гаража

Обратите внимание: Если потолок гаража выполнен из бетона или иного материала достаточной прочности, от несущей балки можно отказаться. Но в этом случае доведётся выполнить крепление к плоскости потолка каждой из вертикальных стоек каркаса.

Монтаж полочного каркаса на бетонный потолок

Навесные полки изготавливаются следующим способом:

  1. После выполнения измерений из металлического уголка, профильной трубы или деревянного бруса вырезаются горизонтальные несущие балки под каждую полку, вертикальные стойки и горизонтальные перекладины.
  2. Горизонтальные перекладины оснащаются крепёжными отверстиями и фиксируются на несущих балках.
  3. Балки монтируются на стену с помощью анкеров или дюбелей.
  4. На установленный каркас с помощью болтов или саморезов фиксируются полки, вырезанные из досок, фанеры или ДСП и предварительно отшлифованные и окрашенные.

Деревянные навесные полки из дерева, установленные на кирпичной стене

Обратите внимание: Для монтажа полочного каркаса на стену или потолок гаража удобно использовать специальные кронштейны, которые продаются в магазине. Деревянная основа стеллажа дополнительно усиливается в узлах с помощью металлических уголков или распорок.

Видео: самостоятельное изготовление стеллажной системы

Дополнительные удобства в гараже

Если гараж достаточно просторный, его можно использовать не только в качестве склада для запчастей, инструментов, строительных материалов и всевозможного хозяйственного хлама, но и в роли домашней мастерской. Для этого нужно добавить в обстановку приспособления, которые многократно повышают удобство выполнения различных технических операций. К таким приспособлениям можно отнести:

  • верстак;

Самодельный верстак для работы в гараже

Верстак - весьма полезная деталь обстановки в гараже, которая представляет собою стол, оборудованный ящиками, полками, тумбочками и техническими приспособлениями для выполнения различных хозяйственных или ремонтных работ (тисками, электрической розеткой, локальной подсветкой и пр.).

  • мойку;

Мойка и варочная панель в автомобильном гараже

Мойка - практичное и полезное решение, которое обеспечит бесперебойное водоснабжение в гараже, необходимое не только для мытья рук, но и для ухода за автомобилем, а также мероприятий, связанных с уборкой в помещении.

  • смотровую яму;

Гаражная смотровая яма своими руками

Смотровая яма - крайне необходимое приспособление для гаража, в котором автомобиль будет не только храниться, но и ремонтироваться.

  • овощехранилище (погреб);

Погреб (овощехранилище) в гараже

При недостатке свободного места в доме гараж можно обустроить овощехранилищем, в котором удобно хранить овощи, соленья или продукты, требующие особого температурного режима.

  • шкаф;

Шкаф, встроенный в стеллажную систему в гараже

Шкаф, встроенный в стеллажную систему в гараже, позволит не только аккуратно разместить различные мелочи, инструменты или запчасти, но и ограничить к ним доступ.

  • вентиляцию, отопление и т.д.

Вентиляция и отопление в гараже необходимы в том случае, если помещение используется круглый год, причём не только для хранения авто, но и для выполнения ремонтных и хозяйственно-бытовых работ.

Обратите внимание: обустройство гаражного помещения всецело зависит от нужд и финансовых возможностей его владельца. При этом практически любое из необходимых приспособлений для ухода за авто или ведения домашнего хозяйства можно либо купить в готовом виде, либо изготовить и установить своими руками, значительно сократив денежные расходы.

Галерея решений

Универсальная стенка для хранения инструмента, автозапчастей и хозяйственного инвентаря в гараже Обустройство гаража под мастерскую Стеллажная система из дерева для обустройства гаражного помещения Хранение электроинструмента в гараже на специальной полке

Многие полезные идеи рождаются непосредственно в процессе обустройства гаража. К примеру, стеллажную систему можно сделать разборной, оснастить некоторые из ярусов бортиками или секциями для хранения различной мелочи. Примечательно, что сразу спланировать всё то, что может понадобиться в процессе ухода за автомобилем и решения хозяйственных задач в помещении гаража, весьма непросто. Поэтому начинать стоит с самого необходимого, например, с полок или стеллажа, верстака или шкафа, которые позволят оптимизировать пространство в помещении и облегчат выполнение повседневных работ по уходу за авто и домашним хозяйством.

Многие хранят в гараже не только автомобиль, но и запчасти, инструменты и даже консервацию. Иногда в самом просторном помещении все труднее найти нужный предмет. Пришло время организовать пространство и расположить вещи по своим местам. Можно отправиться в магазин и купить красивые и удобные стеллажи, щиты, столы со множеством ящиков. Но если есть болгарка, дрель, сварочный аппарат, то делают полки в гараже самостоятельно.

Не все инструменты из перечисленных пригодятся. Даже металл необязательно соединять сваркой, ее заменят болты. Кроме того, есть еще доступный и легкий в работе материал – дерево. Многие предпочитают иметь дело с ним или комбинировать. Вариантов создания системы хранения множество. Необязательно точно повторять предложенные, можно взять идею и приспособить к своим конкретным потребностям. У каждого разные шансы приобрести необходимое, дизайнерские вкусы, условия помещения.

Богатство возможностей – какие полки и стеллажи уместны в гараже

Существует большое разнообразие конструкций, продающихся в магазине. Доступен широкий выбор материалов для самостоятельного изготовления. Покупной вариант имеет важное преимущество – вещь остается установить на место и наполнить инструментами, запчастями и т. п. Самоделка привлекает возможностью подогнать под габариты гаража и свои запросы, выбрать способ исполнения.

Автолюбителю требуется пространство для автомобиля, под зимние и летние шины, место для хранения запчастей и разной мелочи. Гараж обычно является и мастерской, где делают мелкий ремонт машины. В нем размещают инструменты, но не в ящиках, а так, чтобы все было доступно и не приходилось тратить время на поиск нужной вещи. Идеально для такой цели подходит щит. Самый простой способ расположения всего необходимого – стеллажи и полочки.


Удобство последних в том, что они имеют различное конструктивное исполнение и габариты, поэтому подойдут на любое место в гараже, где их пожелает расположить хозяин: стена, угол, под потолком. На них хранят вещи, которые для работы нужны не очень часто. В помещении находят отдельное место для хранения различных жидких веществ. Полку делают закрытой или с бортиками, чтобы емкость не упала на пол, и не разлилось средство.

Стеллажи выполняют с применением нескольких вариантов сборки:

  1. 1. Стационарный – проектируется под конкретное место в помещении. Он собирается и крепится практически навсегда на стене, потолке, полу.
  2. 2. Передвижной – тележка на роликах, которые позволяют перемещаться по гаражу. Важно контролировать нагрузку и не загромождать слишком габаритными вещами.
  3. 3. Разборные – конструкция предусматривает возможность переноса в любое другое место. Также меняют высоту и расположение полок, ширину, компоновку.
  4. 4. Подвесные – используются редко. Крепление осуществляется к стене и потолку, что не всегда легко и удобно.
  5. 5. Вращающиеся – напоминают стойку для CD-дисков. Очень практичная вещь для хранения различной мелочи – отверток, ключей, гаек, болтов и т. п.

Для изготовления используют древесину и металл, изредка – пластик. Самые практичные конструкции – комбинированные, у которых основание стальное, а полки из дерева или полимеров. Если гаражный стеллаж планируется надолго, его делают из железа, обладающего повышенной прочностью и сроком использования. Быстрее и проще, дешевле изготовить из дерева. Чтобы продлить жизнь, пропитывают антисептиками, покрывают нитроэмалями для внешних работ.


Приступая к планированию действий по изготовлению полок, не забывают о принципах ее размещения на пространстве. На первом месте – безопасность. Конструкцию и габариты выбирают удобными для пользования, без риска получить травму. Размеры должны обеспечить хранение всего необходимого, одновременно устойчивость, отсутствие провисания полок. Если длина слишком большая, они под тяжестью прогибаются. Это риск, что однажды полки сломаются и все содержимое упадет.


Стеллажи планируются с таким расчетом, что на одном погонном метре будет размещаться не более 15 кг веса. Исходя из этого выбирают число полок, их геометрические параметры. Проектируя изделия для самостоятельного изготовления, заботятся о том, чтобы все содержимое гаража, до этого времени хранившееся на полу, вместилось на стеллажах. Их делают просторными, даже с некоторым запасом, потому что количество вещей чудесным образом постоянно растет.


Максимальная длина – полтора метра, а лучше обычная 1 м. Для одинарной полки наибольшая ширина – 60 см, а в многоярусной конструкции – не более 30 см. Если пока не ясно, как, что и где разместить, предпочтение отдают разборным изделиям. При необходимости изменяют расположение, высоту. Их впоследствии легко превратить в стационарные.

Стеллаж для своего гаража разрабатывают на бумаге, используя как ориентир готовые чертежи, или делают оригинальный проект. Обязательно указывают параметры исходя из размеров бокса. Такое изделие идеально впишется в пространство. Обычно размещают вдоль одной стены, занимая всю площадь. По сторонам оставляют около 10 см для удобства монтажа. Высота достигает потолка, чтобы не терять ни одного сантиметра. Конструкция состоит из трех основных элементов: вертикальных стоек, полок, перекладин. Чтобы увеличить жесткость каркаса, иногда используют поперечины.


Расстояние между двумя основными опорами – не более 1,5 м и меньше для хранения особо тяжелых предметов. Важную роль играет материал, его жесткость. В длинном стеллаже добавляют промежуточные стойки, что придаст дополнительную устойчивость. Высоту между соседними полками выбирают в зависимости от предметов, которые намерены хранить. Наибольшие параметры – для колес. Глубина определяется самостоятельно. Для этого предусматривают, что будет размещаться. Узкие неудобны для крупногабаритных вещей, а с очень широких трудно достать что-то нужное.

Снизу располагают самые тяжелые и объемные вещи, соответственно, места для них широкие и высокие. Сверху полочки узкие и низкие, они предназначены для предметов более мелких. Расстояние от пола около 0,5 м, а если воспользоваться стандартами мебельщиков – 37 см. Это позволит подмести, без затруднений разместить и снять шины, канистры, тяжелые запчасти. Конкретные габариты разрабатывает хозяин, который знает, что и где он будет хранить. Профессионалы рекомендуют сделать отверстия в полках для вентиляции и предупреждения ржавчины.

На этапе проектирования определяются со способом соединения деталей, креплением. Используется сварка, обычно для металлических конструкций, и болты – для деревянных. Обе технологии успешно справляются со своим назначением, но первая подразумевает изготовление неразборного изделия. При перестройке в гараже, переезде в другой, они крайне неудобны для перемещения, не гарантия, что подойдут по габаритам. Главное преимущество – надежность, чтобы разрушить, придется резать.


Болтовые соединения не обеспечивают такой жесткости, зато конструкцию всегда можно разобрать и по частям перенести в другое место. Используются не только совместно с деревом, но и с металлом, правда, реже. Чтобы обеспечить устойчивость стеллажа, его дополнительно закрепляют на стене.

Особенности использования различных материалов

Дизайн, практичность определяет сырье, применяемое для изготовления конструкции. Преимущественно применяют металл и дерево. Значительную роль играет стоимость. Железо дорогое, если приобретать все в магазине, обойдется не намного дешевле, чем купить готовый стеллаж. Выручают различные остатки, имеющиеся дома, а также пункты приема вторсырья, где продают по ценам, немного выше, чем принимают. Древесина дешевле, но требуется качественная, со множеством сучков не подойдет.


Пластик используют для хранения мелких вещей. Он годится для отдельных полочек и в комбинации с другими материалами на стеллажах. Большой минус – хрупкость, легко бьется, повреждается. Хранить металлические предметы, инструмент нежелательно.


Условия гаража не способствуют продолжительной эксплуатации деревянных изделий. При постоянно повышенной влажности, морозе, временами жаре древесине не комфортно. Материал перед применением обрабатывают защитными составами против плесени, вредителей, грибков. Лучше брать твердые породы, например дуб. С ним сложнее работать, но он очень крепкий и долговечный. Для соединения вместо гвоздей желательно использовать саморезы, которые не дают конструкции разбалтываться. Применяют несколько способов:

  • стандартный для плотников – в четверть или "вполлапы";
  • встык с усилением металлическими уголками, накладными пластинами;
  • на болтах – понадобится дрель для прокручивания отверстий.

На стойки идет брус 50×50 мм, на перекладины такой же или немного тоньше – 50×30 мм. Для настила подойдут:

  • доски от 20 мм;
  • фанера 10 мм и больше;
  • ламинированная ДСП – торцы обрабатывают силиконом для защиты от влаги.

Для металлического каркаса используют:

  1. 1. Уголок толщиной 3–4 мм с полочкой 25–45 мм – зависит от планируемой нагрузки. Очень прочный материал, тяжелый, дорогостоящий.
  2. 2. Профтруба с размерами для стоек 40×40 мм, для поперечин – 40×25. Металл тоньше, но согнуть его труднее, чем уголок.
  3. 3. Комбинация материалов. Стойки делают из прямоугольной трубы, для поперечин применяют уголки.

Металлические стеллажи собирают одним из способов:

  • сваривают;
  • соединяют болтами;
  • используют краб-системы.

При подготовке металла к сварке необязательно его подрезать – уходит много времени, а особой разницы с соединением встык незаметно. Когда используют болты, отдельно монтируют узлы полок и боковин, затем собирают в единое целое. Желательно в каждом месте закручивать по 2 болта, чтобы исключить люфт. Краб-системы – это две пластины с выемками под трубы. Они закладываются в пазы, затем стягиваются болтами. Большой нагрузки подобное изделие не выдержит, но сильно экономится время на подготовку отверстий.


Профилированная труба легче поддается процедуре – она тоньше уголка. Используются болты М6 или М8, чтобы сделать электродрелью отверстия уходит много сил. Поступают таким образом: сначала используют сверло меньшего диаметра, затем расширяют более толстым. Инструмент придется постоянно точить или менять. Чтобы они меньше тупились, периодически охлаждают водой.

Варианты изделий для размещения инструментов и принадлежностей

Чаще в боксе для автомобиля встречаются деревянные стеллажи, сделанные своими руками. Объясняется это рядом причин:

  • понесенные затраты меньше, чем на металлический;
  • собирается быстро и просто без использования сварки;
  • служит относительно долго, прочность приемлемая.

Стальной стеллаж – самая надежная конструкция. Обходится дороже по сравнению с изготовленными из других материалов, но очень прочный и долговечный. Удешевляют применением для полок натурального дерева или плит из него. Проще всего сделать полки, на которых удобно хранить инструменты, другие предметы. Предъявляется единственное требование – не должны прогибаться от размещенного груза.


Последовательность сборки простого деревянного стеллажа:

  1. 1. Вырезают заготовки из бруса для вертикальных стоек. Для поперечин используют рейки меньшей толщины или доски.
  2. 2. Собирают боковины, формируют каркас. Соединяют одним из доступных способов, о которых рассказано выше.
  3. 3. По размерам делают полки из ДСП. Чтобы они не разбухали от влаги, торцы тщательно обрабатывают силиконовым герметиком. Крепят к поперечинам саморезами, для надежности используют металлические уголки.
  4. 4. Всю конструкцию обрабатывают антисептиком, грунтуют. Покрывают лаком или краской.

Когда в хозяйстве есть металл, изготовляют стальной каркас. Он прослужит дольше, а полки можно сделать из древесины. Используют прямоугольные трубы, а для поперечин – уголок. Их приваривают к стойкам, но чтобы стеллаж получился разборным, прикручивают болтами. Это позволит не только перенести изделие в другое место, но и при необходимости изменять высоту полок.


Готовят детали и собирают стеллаж в такой последовательности:

  • болгаркой по размерам согласно чертежу нарезают необходимые элементы;
  • на стойках отмечают места расположения полок;
  • их приваривают или соединяют болтами, контролируя прямой угол, чтобы конструкция не вышла кривой;
  • со стального каркаса удаляют следы коррозии (щеткой, преобразователем ржавчины), окрашивают;
  • из дерева вырезают полочки, красят, оставляют просохнуть;
  • крепят на каркасе болтами.

Относительно последней операции. Намного рациональнее приварить уголки торцом к вертикальным стойкам, так чтобы его полки смотрели внутрь. Тогда просто на них укладывают отрезки досок, ДСП, фанеру. Они будут надежно держаться без дополнительной фиксации.


Практичный вариант стационарного стеллажа, который не стоит на полу, а закрепляется на стене. Материал значения не имеет, технология идентичная:

  • делается разметка для крепежа, высверливаются отверстия, забиваются дюбеля;
  • трубы или брусья нарезаются по размерам;
  • к стене строго вертикально крепят стойки;
  • их соединяют между собой продольными поперечинами по высоте будущих полок;
  • делают аналогичную переднюю деталь, только она будет стоять на полу;
  • две части соединяют между собой, укладывают и закрепляют полочки.

Это общие схемы устройства гаражных стеллажей. Все варианты невозможно предусмотреть – сколько мастеров, столько и решений. Главное – не бояться экспериментировать, пускать в ход любые подручные материалы, и результат обязательно будет.

Простые полки из дерева и металла

Стеллажи требуют довольно много материала, громоздкие, поэтому часто прибегают к менее сложному варианту. Чтобы полочки были удобными для использования, их делают шириной не более 1,5 м, глубиной – до 0,6 м, высотой (для многоярусных) – 0,3–0,6 м.


Для деревянной конструкции используют брусья, которые размечают согласно заранее изготовленной схеме. Из них делают стойки и раму. На полки берут струганную доску, фанеру. Закрепляют саморезами и уголками.


На металлических изделиях хранят объемное и массивное оборудование, поэтому предпочтение отдается сварке. По размерам нарезают заготовки и соединяют в сплошную конструкцию. Для полок используют листовую сталь или древесину.


Все разнообразные подвесные модели крепятся на стене или потолке. Их устанавливают на анкерах, что позволяет снять и перенести в другое место. Потолочные находятся вблизи перекрытия, на котором закреплены. Они подвешиваются за крюки или анкера, вделанные в потолок. Обычно подобные полки легко снимаются. Большой популярностью не пользуются, сооружают при нехватке места. Не годятся для хранения тяжелых и габаритных предметов, потому что неустойчивые.

Поэтапная инструкция о создании полок в гараже представлена в видеоматериале.

В гаражах обычно не только «живет» автомобиль, но и решается важнейшая хозяйственная задача – хранение всякого рода полезных вещей, от консервированных солений до рабочего инструмента, от строительных материалов до снаряжения для рыбалки и турпоходов.

Большинство гаражей достаточно просторны. Стены помещения, если не разместить на них функциональную конструкцию со множеством секций и полок, фактически простаивают. Так почему бы не занять их рядами полок? Любой разумно мыслящий человек понимает, что стеллажи облегчают быт, помогают содержать помещение в порядке, избавляют от хаоса вещей вокруг пользователя.

Одно из самых быстрых и технически простых решений – это покупка готовых модулей. Потребуются финансовые затраты, что для многих владельцев гаражей вряд ли выгодно. Но для тех, кто не любит возиться с дрелью, ножовкой и вообще далек от конструкторской деятельности – вариант подходит идеально.

Видео – Стеллаж из готовых модулей

Преимущество данного метода состоит в том, что сборка чрезвычайно проста, не менее прост и демонтаж. Купить такие стеллажные модули можно в хозяйственных, мебельных и ремонтно-строите льных магазинах. Изначально покупатель определяет, какой материал ему больше всего подходит, какие размеры (наборы комплектуются по-разному). Платит деньги, привозит изделие в гараж и устанавливает за каких-то несколько часов.

Достоинства: быстрота, простота, изящество исполнения (каждая деталь создана на высококлассном оборудовании).

Недостатки: весьма ощутимые денежные расходы. Какая-то часть семейного бюджета «отрывается» от питания, одежды, развлечений и т.д.

Творческий эксперимент и личное участие

Чтобы самостоятельно изготовить стеллаж, особого мастерства не требуется. В ход идут материалы, доступные по цене, а часто и просто оказавшиеся под рукой (такие найдутся чулане или том же самом гараже): обрезки труб, металлического профиля и уголка, куски фанеры, ДСП, толстого упругого пластика.

Видео – Стеллаж на основе металлического уголка

Некоторые народные умельцы додумались до того, чтобы использовать вместо задвижных ящиков обыкновенные полиэтиленовые канистры. Когда канистра принимает горизонтальное положение, ее верхняя ручка становится ручкой боковой. За нее каждый ящик подтягивается наружу, когда его нужно выдвинуть и пополнить его содержимое либо, наоборот, взять из него какой-либо предмет.

Внимание! Если вам понравилась идея с канистрами, позаботьтесь об их чистоте. Недопустимо использовать б/у емкости, в которых остались следы агрессивной химии, радиоактивных и горючих веществ.

Достоинства самодельных конструкций: экономия денег, невероятный тонус от творческого процесса.

Недостатки: уходит немало времени, прежде чем стеллаж будет готов.

Металлический стеллаж своими руками. Порядок изготовления

Шаг 1. Подготовка. Для самостоятельного изготовления гаражного стеллажа вам потребуется материал и вспомогательные средства. Рассмотрим среднестатистиче ский вариант (металлический каркас и деревянные полки).

Заготовка материалов не требует суеты – планируйте свою конструкцию заранее, вынашивайте идею пару месяцев, не меньше. В противном случае может оказаться, что не все ваши пользовательские потребности будут учтены (ширина полок, их шаг в высоту, готовность принимать нагрузку веса и т.д.).

Что касается инструментов. В гараже всегда есть необходимые технические средства. Но все-таки желательно приготовить их непосредственно перед началом работ. Список выглядит примерно следующим образом:

    электродрель;

    болгарка (поможет нарезать толстые прочные бруски или, возможно, придется с ее помощью убирать кирпичные выступы на стенах);

    шуруповерт;

  • ножовка по дереву;

    ножовка по металлу;

    гвозди, шурупы, дюбеля (все, что может понадобиться для крепления деталей между собой, а также к кирпичным/бетонн ым/металлическим стенам гаража);

    пузырьковый уровень;

    мерный уголок (поможет сверять 90-градусные углы);

    карандаш или мелок для отметок размеров;

Шаг 2. Замеры и составление чертежа. Тщательно проверьте, будет ли ваш стеллаж органичным элементом обстановки. Иногда приходится отступать от желаемых размеров, с тем чтобы не сужать пространство для проезда автомобиля и подходы к нему. Кроме того, в некоторых отапливаемых гаражах внутри проложены тепловые коммуникации (проще говоря, трубопровод), а также электрощитовое оборудование, подвесная проводка.

Внимание! Ни в коем случае не допускайте тесного контакта стеллажа с опасными электротехническ ими элементами. Соблюдение техники безопасности защитит вас и вашу семью от возгораний, рисков для здоровья, утраты имущества вследствие пожара.

    сначала – внешние размеры (высота и ширина всей конструкции);

    далее определите, что будет «внутри» этих размеров: количество горизонтальных уровней (полок), их высота относительно друг друга. Целесообразно делать не одинаковые промежутки, а разные. Соответственно, вы сможете размещать на полках и крупногабаритные предметы, и более мелкие;

    затем уточните, какое количество вертикальных секций должен иметь ваш стеллаж для вашего удобства.

Внимание! Нежелательно делать слишком широкие секции. Редко поставленные опоры – прямая угроза обрушения конструкции. Даже если этого не произойдет, чересчур длинная полка быстро прогнется под воздействием груза хранящихся на ней предметов. Значит, функционал стеллажа пострадает, и ваше удобство тоже.

Разобравшись с количеством секций и уровней, набросайте чертеж на бумаге. Пусть это будет схематичная картинка без художественного изыска. Главное, чтобы на ней было четко видно и понятно: какой длины и сколько деталей нужно подготовить перед сборкой.

Шаг 3. Нарезка вертикальных деталей. К количеству секций, которое вы утвердили в своей директиве, прибавьте 1 и умножьте на 2. Ровно столько вертикальных деталей вам потребуется. Почему «+1»? Слева направо: опора, секция, опора, секция…опора. Иными словами, по краям нужны прочные опоры, а секций при чередовании всегда на одну меньше.

Откуда «х2»? Между секциями полки «сходятся» на вертикальной плоскости, которая в гаражном стеллаже не сплошная, а условно обозначена ребрами жесткости снизу вверх. И таких ребер, естественно, должно быть как минимум два на каждом межполочном стыке. Делать три не имеет смысла, а по одной вертикальной детали – явно мало (устойчивость стеллажа под сомнением).

В идеале, все ваши детали будут одинаковыми, если металлического уголка или профиля достаточно. Если же маловато, значит, на отдельных участках возможны сшивные участки, то есть деталь составляется из обрезков внахлест. Позаботьтесь о том, чтобы место соединения было достаточно качественным. Используйте стягивающие болты или клепку (шурупы менее эффективны).

Шаг 4. Нарезка горизонтальных деталей. Когда вы чертили схему, у вас определилось количество полок и их ширина. По логике, на более узких полках вы будете хранить более легкие предметы. На более широких и основательных – нечто тяжелое, трудноподъемное (разобранные двигатели, оборудование, различные агрегаты, металлические болванки большого веса и т.п.). Значит, предпочтительны материалы высокой прочности.

Кстати, деревянные плиты на основе стружки – не вариант. У них очень слаба сопротивляемость на прямой вес. Прессованная плита довольно хрупкая и не выдержит большого веса, если полка широкая и не имеет промежуточной опоры. Максимальная ширина полок, которая рекомендуется при использовании ДСП, не более 55-60 см. Куда прочнее многослойная фанера толщиной 0,9-1,2 см. Но лучше все-таки не рисковать.

Есть ли выход? Конечно, есть. Уж коль скоро вы взялись за ножовку и пилу, нарежьте для каждой полки окантовку – дополнительные элементы, которые будут служить укрепляющей «рамой». В такой оболочке хоть ДСП, хоть фанера будут великолепны. От тяжести не прогнутся.

Вообще, гаражам свойственна загроможденность и немалый вес хранимых на полках деталей. Там, где автомобиль, там всегда присутствуют всевозможные металлические цепи, дуги, части двигателей, аккумуляторы, диски и другие запчасти. Поэтому есть смысл не мелочиться, а сразу делать основательный стеллаж, как говорится, на века.

Шаг 5. Сборка. Первым делом устанавливаются вертикальные опоры. Боковые пристенные детали закрепляются в первую очередь, остальные позже. Вопрос о том, каким способом крепить к полу, потолку, стенам – индивидуален. Особых трудностей не вызывает. Единственно, помните о сверхпрочности именно этого крепежа. Применяйте длинные толстые шурупы для стен и потолков, для пола подойдут они же либо массивные дюбеля без резьбы.

Внимание! Не забывайте пользоваться уровнем во избежание кривизны и перекосов.

Теперь осталось прикрутить горизонтальные полочные рамы. Разметку мест крепежа можно было сделать заранее, но это не принципиально. Действуя аккуратно и не спеша, вы можете отмерять каждый горизонтальный уровень при сборке. На готовый каркас уложите деревянные полки. Стеллаж в гараж своими руками готов!


Я устал платить за аренду складского помещения, и мне захотелось привести свой гараж в порядок, поэтому я решил, что пора сделать стеллажи. Сначала я подумал об их приобретении, но посчитав во сколько они обойдутся, у меня зародилась идея сделать их самому.

Дизайн стеллажа



В перерывах между работой над двумя проектами, я изо всех сил старался продумать наиболее функциональный дизайн. Около двух недель спустя у меня зародилась идея. Я начал с измерения гаража, подсчитывая сколько полок мне нужно, и как между ними разделить пространство. Мой гараж в длину 5,5 м, но учитывая местные стандарты размеров лесоматериалов, было принято решение делать 5-метровый стеллаж. Расстояние от пола до потолка составляло 2,75 м. Наиболее близкая к этому размеру длина доски составляла 2,45 м. Естественно, что мне не хотелось оставлять 30-сантиметровый промежуток между верхней частью стеллажа и потолком, поэтому я буду использовать 3-метровую доску, обрезая ее до необходимой длины. Определяясь с высотой полок, я подумал о главной цели: хранение ящиков, в которых можно держать вещи более организованно. Мои ящики 42 см в высоту, но я хотел оставить сверху небольшое пространство, поэтому высота полки была выбрана 45 см.
Еще мне нужно хранить некоторое снаряжение (для скалолазания, дайвинга, походов), и я его хотел поместить на стеллаже. Чтобы не нагромождать одно на другое, я решил сделать одну полку высотой 30 см.
В данный момент, у меня, как и у большинства домовладельцев, накопилось множество разных вещей (грабли, лопаты, сноуборд, гидрокостюм). Для всего этого мне тоже нужно было найти место. Поэтому мне понадобилось отделение, где можно повесить крючки и развесить там все или просто спрятать.
К этому моменту моя коллекция инструментов выросла с небольшого красного ящика до трех ящиков и одной сумки для инструментов. Для них я хотел смастерить верстак, чтобы я мог работать в гараже, где сухо и тепло. В идеале он должен быть 1,5 м в ширину.
У меня еще есть собака, которая любит все грызть. Моему маленькому другу тоже нужно небольшое место, где он сможет укрыться и согреться. Ему отводилась вся нижняя левая часть стеллажа.

Что понадобится для стеллажа из дерева


После того, как я сделал чертеж, нужно было подсчитать, какое количество пиломатериалов мне понадобится.
Я насчитал:
  • 8 досок 5 х 10 х 500 см.
  • 23 доски 5 х 10 х 300 см.
  • 6 листов фанеры 1,2 х 2,4 м.
  • Шурупы.

Приступаем к изготовлению стеллажа



Еще пару месяцев назад я выровнял стены, потому что предыдущие владельцы хорошенько постарались, чтобы сделать их ужасными. После шпаклевки и покраски, они стали выглядеть весьма неплохо. Приступив к работе, я понял, что недостаточно все продумал, где или как мне хотелось расположить вещи. У меня были хорошие мысли, но в общем я плохо подготовился. Планировалось закрепить балки стеллажа на опорных балках в стене. В общем, я не знал, как можно легко определить их расположение. К счастью один из моих соседей имел специальное электронное устройство, которым он со мной поделился на один день. Сначала мы прикрутили три балки по 500 см: одна под потолком, другая в метре от пола и третья в самом низу. После этого взяли 300 см доски и нарезали их по высоте потолка. Резали их за один раз, чтобы они наверняка вышли одной длины.

Изготовление внешней рамы


После закрепления внутренней рамы мы приступили к изготовлению внешней. Так как ее структура была такой же, мы использовали внутреннюю в качестве шаблона.
После того, как внешняя рама была готова, мы выдвинули ее наружу, обнаружив, что потолок немного провисает и упирается в нее. При помощи молотка, рама стала на нужное место, где мы ее закрепили на потолке. Далее нижнюю часть установили с помощью уровня так, чтобы стойки стояли вертикально.

Крепление полок



После того как рама была выставлена ровно и вертикально, мы ее надежно закрепили в потолке, в полу и посередине.
Теперь осталась сложная часть работы – воплощение моего проекта в реальность. Пришлось отказаться от 30 см полки, так как при креплении балок теряется минимум 10 см высоты на каждую.
После установки креплений для полок, в досках возле стен были проделаны вырезы, чтобы фанера плотно прилегала, и ничего не могло упасть за полку.

Дополнение


Теперь, когда все собрано, я не хотел больше тратиться и не стал покупать дверцы, которые изначально планировал ставить. Задумка в том, что можно поставить дверцы с горизонтальным креплением на балках. И когда гараж будет отрыт, любопытные соседи не увидят моей коллекции вещей.

Со временем под крышей любого автомобильного гаража скапливается целый арсенал различных хозяйственных принадлежностей и предметов быта, которым не нашлось места ни в домашней обстановке, ни в кладовке.

Чтобы предотвратить образование хаотичной свалки, внутригаражное пространство необходимо грамотно организовать. А сделать это можно с помощью самодельной полочно-стеллажной системы. Она позволит аккуратно и рационально разместить хранящиеся в гараже вещи и тем самым создать максимально комфортные условия не только для ухода за авто, но и для решения повседневных хозяйственно-бытовых задач.

Принципы и возможности обустройства автомобильного гаража

Основное назначение гаража - хранение автомобиля. А это значит, что первым делом автовладелец должен исключить возможные посягательства на хранящееся внутри имущество, то есть обеспечить безопасность последнего. Не менее важным вопросом является правильный климатический режим во внутригаражном пространстве - состояние машины ни в коем случае не должно зависеть от капризов погоды или аппетитов зловредных микроорганизмов вроде грибка или плесени. Ещё один из принципов организации обстановки в гараже - эргономичность - говорит о том, что всё находящееся под крышей сооружения должно всегда стоять, лежать или висеть на своём месте, не мешая проходу, проезду, уборке или процессу ухода за авто. При всём этом крайне необходимо, чтобы в помещении присутствовали чистота и порядок, которые являются залогом не только здоровья автовладельца, но и его безопасности при посещении гаража и выполнении всевозможных хозяйственных или ремонтных операций.

В соответствии с этими принципами на первом этапе обустройства гаража понадобится:

  1. Установить на воротах и окнах, если таковые имеются, надёжную запорную систему.
  2. Утеплить конструкцию сооружения или организовать качественный обогрев внутреннего помещения в холодное время года.
  3. Выполнить внутреннюю отделку надёжными, долговечными и легко чистящимися материалами.

После завершения отделочных работ можно приступать к заключительному этапу обустройства - организации внутренней обстановки гаража. Для этого нужно составить подробный план помещения и определить, что и как именно в нём будет храниться, помимо автомобиля.

План гаража для легкового автомобиля с расчётными размерами

Как правило, под стеллажи и полки отводится дальняя от въезда в гараж стена. Если габариты помещения позволяют, полками выгодно оборудовать и боковые стены. Отдельное внимание при нехватке свободного места в гараже стоит обратить на пространство под потолочным перекрытием, а также над самим автомобилем. Полки, оборудованные на верхнем уровне, позволят разгрузить нижнюю часть помещения, приняв на себя вещи, потребность в использовании которых возникает время от времени.

Деревянные полки на металлическом каркасе под потолком гаража

Конфигурация и габариты стеллажной системы зависят от размеров гаража и потребностей его владельца. Материалы, из которых будут изготавливаться полки, должны быть достаточно прочными, чтобы выдержать вес складируемых предметов. Например, ярусы можно выполнить из толстой фанеры или досок, а каркас - из металлических труб или уголков, но возможны и другие варианты.

Стеллажная система из дерева для гаражного помещения

Способ сборки и установки стеллажной системы зависит от материала, которым выполнена отделка в помещении гаража, а также конструктивных особенностей самого сооружения. Во многих случаях полки навешиваются на стены, а стеллажи устанавливаются непосредственно на пол. Впрочем, полки можно подвесить и к потолку, тогда как для повышения устойчивости отдельного стеллажа, его каркас нередко оснащают креплениями для стен, пола и потолочного перекрытия.

Открытая подвесная стеллажная система для гаража

При расчёте параметров стеллажной системы следует учитывать несколько моментов:

  1. Расстояние от нижней полки до пола принимается не менее 20 см. Это ощутимо упрощает процесс уборки в гараже.
  2. Ширина и высота полок должны соответствовать габаритам складируемых предметов.
  3. Полки целесообразно перфорировать с целью улучшения вентиляции, а также во избежание скопления пыли и грязи.

Самостоятельное изготовление полок и стеллажей для гаража

К обустройству гаражного помещения следует основательно подготовиться. Для этого понадобится:

  • выполнить расчёт конструкции;
  • подобрать и заготовить материалы;
  • собрать необходимые для конструирования, сборки и монтажа инструменты и средства.

При планировке стеллажной системы в первую очередь нужно составить хотя бы приблизительный список складируемых в гараже предметов, не забыв оценить их вес и габариты. Также следует начертить план гаража, на котором в масштабе с точностью до сантиметра требуется указать расчётные параметры конструкции (высота, ширина, толщина, шаг и количество полок). После остаётся тщательно продумать способ сборки и монтажа и фиксации полок или отдельного стеллажа.

Обратите внимание: Выбор типа полочно-стеллажной системы и способа её установки и крепления во многом зависит от свойств материалов, из которых изготовлен гараж. Так, если стены последнего металлические, с навесными полками придётся изрядно повозиться, тогда как самый простой приставной стеллаж избавит владельца гаража от сложных манипуляций с креплениями, гаражным утеплением и т.д. Самый удобный вариант - оштукатуренные кирпичные стены. В таком гараже можно дать волю фантазии и установить комбинированную стеллажную систему со множеством полезных в хозяйстве функций.

Выбор материалов: основные моменты

Материалы для создания стеллажной системы для гаража подбираются исходя из соображений удобства сборки, а также надёжности и практичности в эксплуатации. Так, для полок, предназначенных для хранения тяжёлых и габаритных предметов, понадобится усиленный каркас, для создания которого наилучшим образом подойдёт металлический уголок или же профилированная труба.

Но в этом случае владельцу гаража не обойтись без навыков резки, сверления и сварки металла. Кроме того, последний нуждается в защите от коррозии, а это связано с дополнительными финансовыми затратами.

В роли каркаса для гаражных полок или стеллажей можно использовать и деревянные бруски толщиной 40–50 см. Работать с деревом намного легче, чем с металлом, но позаботиться о защите материала от плесени, гниения, влажности и прочих агрессивных факторов эксплуатации всё же придётся.

Что касается материала для изготовления непосредственно полок, к наиболее практичным решениям стоит отнести:

  • доски толщиной от 2 см;

Обрезная доска - один из наиболее дешёвых и простых в обращении материалов. Полки в гараже, сделанные из досок, будут служить долгие годы. Но для повышения удобства в использовании и увеличения срока эксплуатации их необходимо отшлифовать и обязательно покрыть антисептиком и краской, которые защитят материал от механических повреждений, вредителей и гниения.

  • многослойную фанеру;

Фанера - практичный и недорогой материал, обладающий высокой прочностью и долговечностью, измеряемой десятилетиями. Работать с этим материалом несложно, однако, при изготовлении полок его следует отшлифовать мелким наждаком и покрыть защитным слоем краски или лака. Это предотвратит размокание, рассыхание и растрескивание фанеры под воздействием сырости, перепадов температуры и агрессивных химических веществ.

  • стружечные плиты.

ДСП - дешёвый и удобный в работе, но капризный в эксплуатации материал. При изготовлении полок из стружечной плиты с помощью лакировки или окрашивания необходимо защитить от повреждений и агрессивного воздействия не только рабочую (верхнюю) и нижнюю плоскости, но и торцы, а также отверстия под болтовые крепления и перфорацию. При этом, последние требуют повышенной аккуратности при выполнении ввиду особенностей структуры материала.

Обратите внимание: Быстрым, но довольно дорогим вариантом обустройства гаража является покупка готовых пластиковых или металлических перфорированных полок с заводскими креплениями либо сборного стеллажного каркаса. При отсутствии достаточных средств наиболее разумным решением будет самостоятельное изготовление конструкции из материалов, заготовленных по усмотрению владельца гаража.

Расчёт конструкции

Прежде всего необходимо определить месторасположения стеллажной системы. Если речь идёт о нескольких небольших полках, можно выполнить эскиз непосредственно на стене, тогда как чертежом каркасного стеллажа придётся заняться на бумаге.

Эскиз навесных полок на стене гаража

При планировке конструкции следует учитывать:

  • габариты и вес предметов, размещаемых на полках;
  • необходимый запас свободного места для прохода;
  • размеры промежутков между секциями и вертикальный шаг полок;
  • способы крепления полок к стенам или потолку гаража;
  • необходимость крепления стеллажной системы к полу или потолочному перекрытию.

Расчёт приставной стеллажной системы для гаража

Если в гараже устанавливается стеллаж, его высоту целесообразно подобрать по высоте помещения. Что касается настенных или подвесных полок, их расчёт удобно выполнять сверху вниз. Если габариты и планировка гаража позволяют, ширина стеллажного яруса подбирается по всей длине стены с 5–10 см запасом для удобства монтажа. Оптимальная глубина стеллажа составляет 50–60 см, хотя для габаритных предметов (автомобильных шин и дисков, запчастей, коробок и пр.) разумно будет предусмотреть более широкие полки.

Закрытый подвесной стеллаж для гаража

Высота яруса может быть различной и подбирается в соответствии с потребностями владельца гаража. Практично размещать самые широкие и глубокие полки внизу. Здесь удобнее хранить тяжёлые и громоздкие предметы, которые в случае необходимости легко достать. С другой стороны, глубокие полки можно установить и под потолком гаража. Ведь на верхнем ярусе очень удобно складировать габаритные, но лёгкие вещи или же редко используемые предметы. Кроме того, отдельные ярусы удобно разделять на секции, что облегчит сортировку складируемого.

Чертёж простой стеллажной системы для гаража

Обратите внимание: Нежелательно, чтобы ширина полок, особенно из тонкого материала, превышала 1–1,5 м. Это приведёт к снижению прочности конструкции и провисанию ярусов. Что касается длины, удобно отталкиваться от размера не менее 60–80 см, иначе полки будут неудобными для хранения длинных предметов. Вертикальный шаг стеллажной системы принимается по требуемой высоте складирования. К примеру, высоту нижнего яруса можно принять 70 см и отвести его под хранение автомобильных шин, колёсных дисков, большой тары и проч. Если добавить ещё яруса 2 по 50 см, то суммарная высота стеллажа составит 1,7 м. В гараже с потолком высотой 2,5 м самая верхняя полка такой конструкции будет иметь 60-см шаг с учётом 20-см расстояния от пола до нижнего яруса.

Инструменты и вспомогательные материалы

Для самостоятельного изготовления, сборки и установки стеллажной системы потребуется немалый арсенал инструментов, а также вспомогательные материалы. Инструментарий для выполнения поставленной задачи содержит:

  • строительный уровень;
  • рулетка и маркер;
  • шуруповёрт;
  • электродрель с функцией перфоратора;
  • электролобзик;
  • дисковая пила с дисками по металлу (если каркас стеллажа изготавливается из стального уголка или профильной трубы);
  • сварочный аппарат (для сварки элементов металлического каркаса стеллажа);
  • ручной инструмент (строительный уголок, плоскогубцы, молоток, отвёртки и гаечные ключи).

Обратите внимание: Сварной стеллажный каркас сложен в изготовлении, поэтому нередко сварке предпочитают болтовые соединения.

В список вспомогательных материалов следует внести:

  • дюбеля или анкера (для крепления деревянного или металлического каркаса к элементам конструкции гаража);
  • саморезы по дереву или металлу либо болты с гайками (для крепления полок к каркасу);
  • свёрла по бетону, дереву и металлу;
  • грунтовка и краска для металлических и деревянных элементов конструкции;
  • кисть для грунтования;
  • шлифовальная шкурка.

Обратите внимание: В некоторых случаях деревянные полки удобнее фиксировать на каркасе с помощью специального клея.

Изготовление стеллажной системы своими руками

Самостоятельное конструирование полок или стеллажа для гаражного хозяйства выполняется с последующей сборкой. Алгоритм работы следующий:

  1. С помощью дисковой пилы или электролобзика из стального уголка, профилированной трубы или деревянного бруска нарезаются элементы каркаса: стойки, поперечные и продольные перекладины, усилители.
  2. На вертикальных стойках стеллажа выполняется разметка для установки поперечных и продольных перекладин под полки.
  3. Если речь идёт о полках, на горизонтальных перекладинах, которыми они будут держаться на стене, отмечаются точки крепления дюбелями или анкерами. Далее, их необходимо перенести на стену и выполнить перфоратором отверстия соответствующего диаметра и глубины.
  4. На элементах каркаса под болтовые соединения с помощью дрели со сверлом по металлу выполняются отверстия необходимого диаметра.
  5. Если выбор пал на сварной каркас, элементы последнего нужно состыковать аккуратными швами.
  6. Металлический каркас шлифуется, грунтуется и окрашивается. Деревянную основу стеллажной системы тоже желательно отшлифовать, огрунтовать и покрасить для защиты от плесени и гниения.
  7. Из ДСП, фанеры или досок вырезаются полки нужного размера, после чего их поверхность нужно перфорировать.
  8. Полочный каркас крепится к стене или потолку гаража, после чего на нём с помощью клея, саморезов или болтов фиксируются полки.
  9. Сборка отдельного стеллажа проводится в несколько шагов:
  • монтаж боковых стоек;
  • крепление поперечных и продольных перекладин, а также усилителей;
  • установка полок на каркас.

Самодельная стеллажная система на металлическом каркасе и полками из ДСП

Как сделать полочки самостоятельно

Если для установки отдельного стеллажа свободного места в гараже недостаточно, помещение обустраивается полками. Последние могут быть:

  • подвесными;
  • навесными.

Подвесные полки рационально устанавливать в помещениях, стены которых выполнены из материалов, сложных в обработке либо неспособных нести дополнительные нагрузки. В этом случае полочный каркас, который изготавливается, как правило, из металла, будет крепиться к потолку. Последний должен быть достаточно прочным, чтобы выдержать вес не только всей конструкции, но и складируемых на полках вещей.

Обратите внимание: Для снижения нагрузки на потолок, каркас конструкции желательно оснастить настенными креплениями.

Изготовление и монтаж подвесных полок выполняется в несколько этапов:

  1. После выполнения измерений из металлического уголка или профильной трубы следует вырезать три элемента: основную продольную балку, вертикальные стойки и горизонтальные перекладины.
  2. На основной продольной балке выполняются отверстия для крепления к потолку или боковым стенам гаража.
  3. К вертикальным стойкам привариваются или с помощью болтовых соединений фиксируются горизонтальные перекладины.
  4. С помощью сварки или болтовых соединений каркас прикрепляется к основной несущей балке, закреплённой под потолком.
  5. Горизонтальные перекладины, упирающиеся в стену, оснащаются креплениями (уголками) для надёжной фиксации.
  6. Из досок, фанеры или ДСП по заранее вычисленным размерам вырезаются полки. Перед установкой их необходимо перфорировать и оснастить отверстиями для крепежа к каркасу.
  7. С помощью болтов полки монтируются на каркас.

Система подвесных полок с несущей балкой, закреплённой на стенах гаража

Обратите внимание: Если потолок гаража выполнен из бетона или иного материала достаточной прочности, от несущей балки можно отказаться. Но в этом случае доведётся выполнить крепление к плоскости потолка каждой из вертикальных стоек каркаса.

Монтаж полочного каркаса на бетонный потолок

Навесные полки изготавливаются следующим способом:

  1. После выполнения измерений из металлического уголка, профильной трубы или деревянного бруса вырезаются горизонтальные несущие балки под каждую полку, вертикальные стойки и горизонтальные перекладины.
  2. Горизонтальные перекладины оснащаются крепёжными отверстиями и фиксируются на несущих балках.
  3. Балки монтируются на стену с помощью анкеров или дюбелей.
  4. На установленный каркас с помощью болтов или саморезов фиксируются полки, вырезанные из досок, фанеры или ДСП и предварительно отшлифованные и окрашенные.

Деревянные навесные полки из дерева, установленные на кирпичной стене

Обратите внимание: Для монтажа полочного каркаса на стену или потолок гаража удобно использовать специальные кронштейны, которые продаются в магазине. Деревянная основа стеллажа дополнительно усиливается в узлах с помощью металлических уголков или распорок.

Видео: самостоятельное изготовление стеллажной системы

Дополнительные удобства в гараже

Если гараж достаточно просторный, его можно использовать не только в качестве склада для запчастей, инструментов, строительных материалов и всевозможного хозяйственного хлама, но и в роли домашней мастерской. Для этого нужно добавить в обстановку приспособления, которые многократно повышают удобство выполнения различных технических операций. К таким приспособлениям можно отнести:

  • верстак;

Самодельный верстак для работы в гараже

Верстак - весьма полезная деталь обстановки в гараже, которая представляет собою стол, оборудованный ящиками, полками, тумбочками и техническими приспособлениями для выполнения различных хозяйственных или ремонтных работ (тисками, электрической розеткой, локальной подсветкой и пр.).

  • мойку;

Мойка и варочная панель в автомобильном гараже

Мойка - практичное и полезное решение, которое обеспечит бесперебойное водоснабжение в гараже, необходимое не только для мытья рук, но и для ухода за автомобилем, а также мероприятий, связанных с уборкой в помещении.

  • смотровую яму;

Гаражная смотровая яма своими руками

Смотровая яма - крайне необходимое приспособление для гаража, в котором автомобиль будет не только храниться, но и ремонтироваться.

  • овощехранилище (погреб);

Погреб (овощехранилище) в гараже

При недостатке свободного места в доме гараж можно обустроить овощехранилищем, в котором удобно хранить овощи, соленья или продукты, требующие особого температурного режима.

  • шкаф;

Шкаф, встроенный в стеллажную систему в гараже

Шкаф, встроенный в стеллажную систему в гараже, позволит не только аккуратно разместить различные мелочи, инструменты или запчасти, но и ограничить к ним доступ.

  • вентиляцию, отопление и т.д.

Вентиляция и отопление в гараже необходимы в том случае, если помещение используется круглый год, причём не только для хранения авто, но и для выполнения ремонтных и хозяйственно-бытовых работ.

Обратите внимание: обустройство гаражного помещения всецело зависит от нужд и финансовых возможностей его владельца. При этом практически любое из необходимых приспособлений для ухода за авто или ведения домашнего хозяйства можно либо купить в готовом виде, либо изготовить и установить своими руками, значительно сократив денежные расходы.

Галерея решений

Универсальная стенка для хранения инструмента, автозапчастей и хозяйственного инвентаря в гараже Стеллажная система из дерева для обустройства гаражного помещения

Хранение электроинструмента в гараже на специальной полке

Многие полезные идеи рождаются непосредственно в процессе обустройства гаража. К примеру, стеллажную систему можно сделать разборной, оснастить некоторые из ярусов бортиками или секциями для хранения различной мелочи. Примечательно, что сразу спланировать всё то, что может понадобиться в процессе ухода за автомобилем и решения хозяйственных задач в помещении гаража, весьма непросто. Поэтому начинать стоит с самого необходимого, например, с полок или стеллажа, верстака или шкафа, которые позволят оптимизировать пространство в помещении и облегчат выполнение повседневных работ по уходу за авто и домашним хозяйством.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва