Иконы России: Иконописные школы и художественные центры. Начинающему иконописцу

Иконописец (изограф, образописец, писец иконный) – живописец, специализирующийся на создании икон.

Икона (от от ср.-греч. eikon - рисунок) + писа ть

Иконописец (изограф, образописец, писец иконный) - живописец, специализирующийся на создании икон. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Православная икона - священное изображение, выполненное в рамках в традиции восточного христаанства, символизирующее образ Иисуса Христа, Богородицы, какого-либо святого или события из Священной или церковной истории.

Только ли живопись?
С точки зрения искусствоведов, икона - это произведение христианской (главным образом православной) станковой живописи культового назначения.

С точки зрения богословия, материал и техника изготовления значения не имеет.
Церковь регламентирует только содержание, композицию, цвет и свет, атрибуты святых. Поэтому иконы могут быть мозаичными, вышитыми, литыми, резными и пр.
Все они могут являться священными изображениями, имеют одинаковое содержание, назначение, и создавали их часто одни и те же мастера.

Икона - произведение церковно-литургического искусства.
С точки зрения православного богослужения, она имеет то же значение, что и Евангелие.

Самые ранние из дошедших до нашего времени иконы созданы в VI веке в Византии.

Художественные принципы православной иконы по прошествии веков утвердились в виде канонических норм.
В 1551 году Стоглавый Собор сформулировал эти нормы. Эталоном каноничности тогда же объявлены иконы Андрея Рублёва.
Хотя это не исключает разнообразия иконописных стилей (школ), сложившихся в разных местностях.

По церковной традиции, иконописец, в отличие от художника, рассматривается не как автор конкретного образа, а как проводник божественной истины.
В православии существует особая богослужебная форма посвящения в иконописцы, чего нет для представителей ремесел, работающих для нужд церкви.

Сегодня интерес к русской православной иконе растёт. Много строится и восстанавливается храмов в России и за её рубежом. Для этого нужны подготовленные иконописцы.

Рабочее место

Рабочее место иконописца - иконописная мастерская.

Важные качества

Иконописец - не просто ремесленник, освоивший иконописную технику.
Эта профессия требует призвания, религиозной одарённости (а она есть не у всех). А также способности к самоотречению: далеко не каждый живописец может удержать свою творческую натуру в заданных рамках. Кроме того, это служение требует от человека благочестивого, несуетного образа жизни.

Знания и навыки

Помимо мастерства рисовальщика и знания законов иконописи, мастер должен знать историю иконы, понимать её символическое и богословское значение.

Где учат

Высшее иконописное образование можно получить в некоторых православных вузах.
Например:

(Факультет церковных художеств.
Отделения: Иконопись, Реставрация темперной и масляной станковой живописи.)

  • Кроме того, учиться на иконописца можно в иконописной школе или на курсах.

Некоторые иконописные школы обучают будущих мастеров с самых азов. В этом случае от поступающих не требуется какой-либо художественной подготовки.


Дорогие друзья, приглашаем Вас на курс «Иконопись»! Этот курс ориентирован на тех, кто гуляя по музеям замирает в зале иконописи, любуясь работами великих мастеров. Пусть даже Вы не очень уверены в своих художественных способностях. Желание по-настоящему прикоснуться к церковному искусству делает чудеса. А также для художников-любителей, открывших для себя красоту древней иконы, которые мучительно экспериментируют, пытаясь разобраться в непривычной технике. Для тех, кого интерес и любовь к древней иконе заставляет изучать, искать и даже делать зарисовки. Звоните и записывайтесь, мы с радостью приглашаем на занятия всех желающих!



Уроки ведет выпускница иконописного отделения при Московской Духовной академии Троице-Сергиевой Лавры - Пирогова Нина Александровна. Подход к каждому ученику индивидуальный. Занятия включают в себя изучение рисунка древних икон, изучение тональных и цветовых отношений. Предварительная гризайль, зарисовки, прориси. Основываясь на опыт древних иконописцев, работа ведётся натуральными пигментами.

Пирогова Нина Александровна . Закончила Пензенский Лицей, отделение «Художественная резьба по дереву». Пензенское Художественное Училище, факультет темперной и масляной реставрации. В последствии, окончила иконописную школу при Московской Духовной Академии Троице-Сергиевой Лавры. После выпуска работала в Центре Храмового Искусства имени Андрея Рублёва.


Иконопись – искусство, которое базируется на знание философии, теологии, истории искусств и на общей академической подготовке. Поэтому мы советуем брать этот курс только после освоения рисунка и живописи. В программу включено изучение разных школ и техник иконописи: как подготовить доску к работе, что такое левкас, паволока, яичная темпера, теория цветов, состав красок, в том числе и химический, золочение, олифа. Также в курс входит изучение связанных с иконописью истории искусств, истории Руси, русской средневековой эстетики.



Искусство иконописи пришло из Византии вместе с крещением Руси. Само Византийское искусство базировалось на наследии античной культуры, воспринятом римлянами. В Древней Руси, имевшей уже значительное культурное наследие языческой эпохи, оно нашло благодатную почву и пришло в виде сформированного церковного канона, утвердив принципы и формы искусства иконописи. Первыми иконописцами на Руси были греки. Их работы отличал веками отработанный образ и техника исполнения - монументальность, тяжелая глубина колоритов, темные сумрачные краски и выраженный аскетизм. Иконопись в России еще долго, в течение всего до монгольского периода находилось в непосредственной зависимости от Византии.

В дальнейшем она пошла по своему пути развития. Это относилось и к технике, но самое существенное – стал меняться образ, получивший иную трактовку. Акцент стал ставиться не на тяжести подвига, а на его плодах, делая образ скорее радостным, чем суровым. В некоторых образцах этого периода уже присутствует большая динамика, меньшая зависимость от античных образцов, более плоскостное решение композиции. То же касалось и колорита. Икон монгольского периода сохранилось очень мало. Преимущественно это образцы, принадлежавшие к Новгородской школе. Для них характерна лаконичность композиций, ковровость изображения в сочетании с четкостью рисунка и чистыми яркими красками.

Расцвет русской иконописи начался с начала XIV- ХVв. Это был период расцвета святости, который дал самое большое количество русских святых. Особенно хочется выделить Московскую иконописную школу, к которой принадлежат величайшие мастера - Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев, которые создали настоящие шедевры, поразительные по своей глубине и красоте.

Обучение иконописи

Основной задачей наших курсов иконописи в Москве мы считаем изучение и возрождение иконописных традиций. Весь курс теоретических и практических занятий дает возможность приобщиться к духовному миру иконы, развивать свои душевные качества и художественные дарования. За период обучения иконописи Вы познакомитесь с множеством стилей и школ, особенностями иконописных традиций различных стран, получите необходимые практические навыки для прикосновения к древнему искусству и самостоятельного выполнения образов святых. По мере изучения наши преподаватели предложат Вам несколько этапов приобретения таинственных знаний:

  • Изучение основ написания икон для начинающих;
  • Личное написание иконы.

В программу обучения будут включены такие занятия:

Сам процесс работы над иконой мы начинаем с выбора доски, которую заливают специальной грунтовкой – левкасом. Далее начинается сам творческий этап – иконописец самостоятельно приготавливает материалы для выполнения работы: растирает краски и полудрагоценные материалы в пыль, смешивает их со специальным яичным раствором до нужной консистенции и приступает к работе. Сначала выполняет эскиз изображения, который потом расписывается красками, согласно традициям и законам иконографии. Продолжительность работы зависит не только от замысла автора, но и от избранной техники.

Курсы иконописи

На наших курсах иконописи в Москве Вы научитесь писать иконописные образы на картоне и на доске с применением древних технологий иконографии, а также познакомитесь с современными подходами и методиками в этом ответственном деле. По завершении курса Вы будете владеть такими знаниями и умениями:

Мы считаем, что основная цель и задача наших курсов – научить наших студентов грамотно, ответственно и благоговейно писать святые иконы, а значит жить полноценной духовной жизнью в ладу с собой, с миром и с Богом.

Не так давно через одну из социальных сетей ко мне обратилась девушка с просьбой научить ее . При этом девушка рассказала, что имеет определенную подготовку, так как закончила «иконописные курсы», и показала ряд своих работ (очевидно, лучших). Сказать, что это было печально – ничего не сказать. Работы походили на грубо раскрашенные детские рисунки, только в них отсутствовала свойственная детским рисункам простота и искренность. Ужасным было все: линия, цвет, фактура. Всё выглядело как-то небрежно, грязно, неаккуратно.

Первым порывом было сказать: «Простите, но я ничем не могу Вам помочь. Единственный совет – выбросить кисти и никогда, никогда больше не заниматься иконами!». Однако, один момент остановил мой порыв. Эти беспомощные работы были мне столь знакомы, выглядели столь симптоматично, что я, дабы убедиться в своих догадках, задал девушке ряд наводящих вопросов касательно законченных ею курсов.

Выяснилось следующее. На курсы принимают всех желающих, независимо от того, имеют ли они или не имеют какое-либо художественное образование. Теоретическое обучение сводилось в основном к высокодуховным словесам о значении иконы. О том, как важно писать именно на доске, именно минеральными пигментами и о важности замешивания этих самых пигментов исключительно на яичном желтке.

Что все эти материалы имеют глубочайший мистический смысл и что использование в иконописи синтетических современных материалов – это страшная ересь. Все это было круто замешено на параблагочестивых сказках. При этом ни слова не было сказано о композиции, линии, ритме, цвете.

Практические же занятия сводились к раскрашиванию весьма кривых репродукций прорисей русских икон XVI-XVII веков. Самостоятельное рисование на курсах не приветствовалось: согласно мнению преподавателей, писать иконы можно, лишь слепо копируя некие «древние образцы».

Результат такого преподавательского подхода я и имел счастье только что лицезреть воочию.

Самым важным для меня в этом случае явилось то, что с подобными просьбами о помощи со стороны тех, кто окончил подобные курсы и оказался один на один с собственной несостоятельностью, я сталкиваюсь не впервые. Несмотря ни на что, разумеется, существуют и серьезные школы, качественно преподающие иконопись. Но мы описываем явление совершенно иного порядка.

По всему миру, где только есть православные общины – в Москве, в Сибири, в Киеве, в США – где угодно можно встретить группы, преподающие иконопись в три захода с одними и теми же методами и, как следствие, результатами. Сотни организаций занимаются торговлей иллюзиями и выпускают сотни сотен богомазов, не умеющих рисовать, однако же пребывающих в уверенности, что они настоящие иконописцы, ещё и с «дипломом»!

Решить такую проблему довольно непросто, и у нас нет готовых рецептов. Но выявить корень проблемы мы все же можем.

Так почему же появляется такое количество дилетантских организаций, занятых выпуском дилетантов? Первое, что приходит на ум, довольно банально: спрос рождает предложение. Но для возникновения спроса необходима почва. И на этом моменте стоит остановиться отдельно. «Гумус», удобряющий эту почву, состоит из многих компонентов. Но основные неизменны – узкий кругозор и стереотипы.

Самые расхожие и ложные стереотипы касаются вопроса, что такое икона вообще. Обычно считается, что икона – это священное изображение, писанное желтковой темперой на деревянной доске, покрытой меловым грунтом (левкасом). Причем писанное в определенном художественном стиле, который условно именуются «византийским».

С легкой руки некоторых искусствоведов и религиозных философов, труды которых устарели ещё в прошлом веке, под «византийским стилем» понимается некий средневековый стиль изображения, чуждый всякому реализму. Реализм же представляется чем-то недуховным, плотским и искусительным.

Также к этому стоит добавить довольно известное заблуждение, что «икона – это не искусство». Или: «икона прекрасна внутренней красотой» (этот тезис обычно читается наоборот – чем безобразнее, тем «духовнее»).

Как это влияет на восприятие? Человек, вооруженный этими «откровениями» отныне видит всю иконопись через кривые очки. Для него теперь творение деревенского богомаза неотличимо от творчества . Все искажения пропорций и цвета, которые происходят от неумелости средневековых шабашников, наделяются неким глубоким смыслом.

Но ведь можно шагнуть дальше: ведь если сельский примитив равен Рублеву, а я смогу так же, то почему бы и мне не попробовать? Возникает соблазн доступности. И это неудивительно: еще со времен СССР иконопись фактически сводится к народному промыслу наравне с матрёшками, глиняными свистульками и лубочными картинками. И это характерно не только для России.

В Украине (особенно в западных областях) также имеет место тяга к народной примитивной иконе и находится масса подражателей таковой. Причем, в отличие от искренности народного примитива, мы получаем на выходе претенциозную вульгарную поделку.

Конечно, нельзя хулить народную икону как таковую. Но всегда нужно иметь в виду, что примитив не есть продукт осознанного выбора. Абсолютно очевидно, что в деревнях писали так, как умели, используя те образцы, какие попадались. Получить систематическое художественное образование сельский богомаз нигде не мог, увидеть мозаики Мортораны, великолепную синайскую коллекцию икон, афонские рукописи, росписи Панселиноса и т.д. он также не мог.

Если же говорить об исключительно русских провинциальных изографах, то даже если бы им удалось хоть раз в жизни выбраться в некий культурный центр, будь то Новгород или Москва, они бы не увидели оригиналов того же Рублева, иконы которого довольно быстро потемнели от некачественной олифы и были искажены последующими «поновлениями».

Кстати, именно этим объясняется наличие темных ликов на большинстве русских икон XVI – XVII веков. Всё это вполне понятно и объяснимо. Так почему же теперь, в эпоху интернета, когда репродукции лучших образцов иконописи за всю полуторатысячелетнюю историю можно найти в свободном доступе, новоявленные иконники упорно выбирают «лубочный» стиль? Очевидно срабатывает описанная выше установка.

И беда в том, что таким видением заражена довольно немалая часть церковного общества, которая считает, что икона – это не искусство, что для того, чтобы стать иконописцем, достаточно только молиться, поститься и вычитывать определенные молитвословия.

Помнится, на одном форуме иконописцев было такое сообщение: «Здравствуйте, ребята! Мне предстоит написать праздничный ряд иконостаса. Опыта в иконописи практически никакого. Очень надеюсь на Божию Помощь и вашу! Хочу начать с прориси. Пожалуйста, если у кого есть в хорошем разрешении фото – буду очень благодарна!».

Писала некая девица, причем писала чудовищно неграмотно (я, как мог, исправил приведенную здесь цитату). Как оказалось, некий батюшка благословил эту девицу писать иконостас, несмотря на полное отсутствие умения.

Но что еще хотеть, если и сейчас многие известные искусствоведы продолжают повторять заклинание о некой «внутренней красоте» иконы и ставить на одну доску высочайшие шедевры Византии и грубую мазню кустарей от иконы. Более того, эта мазня популяризируется (особенно, если связана с русским зарубежьем). В результате, имеем то, что имеем.

Ну и уж совсем неудивительно, что в такой атмосфере появляются ушлые дельцы, готовые заработать на наивных мечтателях, мнящих себя новыми Рублевыми и Феофанами.

Есть, например, организация, базирующаяся в США и имеющая отделения по всему миру: в Канаде, Великобритании, Эстонии, а теперь и России. Организация проводит лекции, семинары, практические курсы. На этих мероприятиях за определенную плату слушателей потчуют высокими словесами и глубокими смыслами, оглушают красивой, но бессодержательной терминологией. Практической пользы от подобных тренингов никакой, но народ клюет на красивую обертку и несет свои деньги (об этой организации, если получится, я хотел бы позднее поговорить отдельно).

И таких организаций очень и очень много. Так, например, в Хабаровске берутся обучить иконописи любого желающего за 7 дней. Главное требование к ученикам – совершенное отсутствие навыков рисования. От теории к практике переходят за час. Преподает бывший экскаваторщик и матрос, сам обучавшийся иконописи в неком монастыре под Костромой.

Красноречивее всего о данной школе, говорится в репортаже местных новостей: «Один курс у иконописцев длится всего неделю, достаточно, чтобы научиться нехитрому мастерству даже тем, кто кисть с красками держал только в школе».

Непонятно, чего здесь больше: простоты, глупости или холодного расчета. На сам факт того, что святое искусство иконописания оказывается «нехитрым мастерством», которому можно обучить кого угодно за неделю, вызывает мое совершеннейшее недоумение. Ведь на местах, по епархиям такие «учителя», как и упомянутый экскаваторщик, очень часто имеет благословение от местного духовенства.

Неужели никто не видит в этом кощунственного отношения к иконе? За что лилась мученическая кровь в иконоборческое гонение? Неужто за «нехитрое мастерство»?

Можно сказать, конечно, что я преувеличиваю. Однако, не так давно стал широко известен факт, что одна из кощунниц из организации – из той, что спиливают кресты, – как раз закончила подобного рода «иконописные курсы» и даже пишет иконы на продажу…

Возвращаясь же к тому, с чего я начал, отмечу, что придя в себя от увиденного, я не стал советовать девушке выбрасывать кисти (в конце концов, она ведь осознала собственную немощь, а не закоснела в уверенности, что раз курсы пройдены, ей можно свободно заниматься производством шедевров). Я всего лишь порекомендовал ей начать учиться рисовать. Ответа не последовало. Может, девушка уже берет уроки рисования?

Иконопись - это вид живописи, обладающий своей эстетикой, приёмами, технологией. В данной статье основное внимание я уделяю эстетико-ремесленному началу в иконописи. Для создания совершенного образа, по возможности, нужно овладевать и совершенной формой. Кроме овладения ремесленными навыками необходимо воспитывать художественный вкус, почаще созерцать шедевры русской и мировой иконописи, находящихся в музеях, что, к сожалению, доступно не всем. Часто репродукции икон грешат искажением цвета, сами иконы бывают в плачевном состоянии. Для обучения необходимы, конечно, хорошие альбомы, репродукции, лучше фотографии фрагментов, сделанные в музеях, которыми обладают серьёзные иконописные школы.

После элементарных упражнений, описанных в предыдущей статье - горки, архитектура, вода, деревья, можно приступить к письму античных одеяний святых, поизучать систему пробело́в на складках. Основные приёмы создания иконописной оптической системы: роскрышь, притенение, высветление, опись, лессировка. Часто учащиеся вместо постоянных упражнений желают узнать какие-то «секреты» или «особые технологии», которых не существует. Лучше хорошо выполнить простую задачу, например, многократно написать рукав, или другой фрагмент одеяний, чтобы он выглядел убедительно. Упражнения можно делать на залевкашенной натянутой бумаге или оргалите, неудавшиеся моменты надо научиться счищать скальпелем. Роскрышь, т. е. пятно цвета на одеждах, набирается плотнее, чем горки, но с некоторой долей прозрачности. Пробела́ имеют ступенчатый характер, достигая в некоторых древнерусских иконах до пяти ступеней. Они должны чётко отделяться друг от друга, иметь свою логику построения объёма. Начинаются пробела́ не чистыми белилами, в них может подмешиваться цвет роскрыши или другой пигмент. На сиреневом цвете часто делаются холодно-синие пробела́, такой цвет дают смесь белил и чёрного. Пробела́ в последних фазах достигают полной плотности, в средних - более прозрачно, сквозь них может просвечивать цвет одежд. С теневой стороны объём моделируется «притенениями» - тонкими, прозрачными, лессировочными слоями краски, цвета немного темнее роскрыши. Завершается построение формы описями и белильными тонкими мазками. Описи создают теневую «глубину», они имеют разную интенсивность, с теневой стороны - темнее. Необходимо научиться в поисках выразительности спокойно «мять» материал, менять пропорции, цвета, двигать какие-то детали, что-то счищать частично или полностью. Исправления рисунка видны на древних иконах, никакой «графьёй» старые мастера не пользовались. Процарапывание контура делается при золочении, чтобы при нахлёстывании золота не потерять силуэт. Техника построения объёма в иконе многослойная, слои подсушиваются, работа «по сырому» не ведётся.

При написании многоцветных праздников важно гармонично подобрать цвета, постепенно уточняя их, всегда лучше начинать бледно, чем потом счищать слои скальпелем. В искусстве иконописи многое зависит от внутренней культуры человека, его эстетических принципов и ремесленно-художественных навыков, умение выбирать из всего огромного материала самое выразительное. Все цвета на иконе поддерживают друг друга, сам по себе цвет вообще не существует, какой нибудь охристый цвет рядом с синим выглядит ярко-оранжевым, а грязно-зелёный рядом с красным становится весьма ярким. Можно делать колеровку на бумаге, приставляя кусочек колерованной бумаги к другим цветам. Важно не задерживаться на каком-то одном этапе, а попробовать проработать чётко наиболее понятный элемент иконы. Начать писать описи, пробела́, затем опять перейти к уточнению цвета, тогда станет виден дальнейший путь работы. Конечно, мастерство достигается большим трудом и практикой. Чётко определённой последовательности написания иконы я не придерживаюсь.

Последовательность написания икон

Иногда начинаю с проработки лика, иногда - одеяний. Укладывать золото, в некоторых случаях, приходится также после определения основных цветовых пятен и силуэта, который в карандашном рисунке не всегда понятен. Карандашный рисунок я не обвожу тёмной краской, как делают многие иконописцы, наношу цвета не так плотно, чтобы рисунок просвечивал сквозь роскрышь, затем намечаю складки, пробела́, снова уплотняю общий тон, иногда меняя, уточняя предварительный рисунок. Часто применяю лессировку - это покрытие тонким слоем краски уже написанных частично или полностью фрагментов иконы. Этот приём обобщает дробно написанные детали. Применяю его и в письме ликов. Начинаю с наиболее понятных мест иконы, дальнейшее решение образа приходит постепенно. Важно научиться принимать волевые решения и продвигать работу, не зацикливаясь на каком-то этапе.

Нанесене ассиста

Последняя стадия создания иконы - нанесение золотых штрихов на ассист. Липкое вещество - чесночный сок, винилик - синтетический материал. Я пользуюсь виниловым незасыхающим лаком “goldsize”. Готовую икону лучше подсушить несколько дней. На места, где будет ассист, нанести мел хорошего качества, слегка втирая его кисточкой, для обезжиривания. Аккуратно нанести клеящее вещество штрихами и пятнами. Затем можно наносить золото, нарезая его небольшими кусочками и перенося и приминая его хлебным мякишем. Останутся золотые штрихи, в тех местах, где был нанесён винилик. Надпись я компоную на кальке, затем передавливаю ручкой без пасты на золотой фон. По золоту можно писать акриловой краской или темперой ПВА. Место, где будет надпись, покрываю акриловым лаком, краска по нему хорошо ложится. Золото покрывается прозрачным лаком, икона олифится.

Готовая икона покрывается натуральной олифой с сиккативом, поскольку синтетический лак и разбавители выбеливают желток. Эта операция также может превратиться в проблему и требует навыка. Сырая олифа без сиккатива долго сохнет и на неё может налипнуть пыль. Я пользуюсь покупной немецкой олифой, разбавляя сырой натуральной. Также можно протомить натуральную олифу с ацетатом кобальта, который является сиккативом, т. е. убыстряет процесс высыхания. Томят в духовке 3-4 часа. Покрываю икону кистями не за один раз. Руками особо не разглаживаю, потому что можно ободрать ассист и краску. Лучше всё это пробовать на каком-либо ненужном эскизе, который не жалко испортить.

Процесс написания иконы

Икона «Воскресение Христово»
Процесс написания
1
2
3
4
5
6
7
8

Икона «Спаситель»
Процесс написания
1
2
3
4
5
6
7
Икона «свт. »
Процесс написания
1
2
3
4
5
Икона «Свт. »
Процесс написания
1

Рисунок карандашом на залевкашенной доске

2

Процарапывание контура

3

Нанесение полимента

4

Продавливание узора

5

Нанесение золота на нимб

6

Частичная располировка

7

Позолота основного фона на полимент без располировки

8

Нанесение основных цветов

9
10

Моделировка лика

11

Моделировка лика

12

Моделировка лика

13

Моделировка лика

14

Моделировка лика

15

Моделировка лика

16

Моделировка лика

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва