Дмитрий голосов герой советского союза. Юный герой леня голиков

Представьте себе, что вы пытаетесь спасти слепого человека из горящего здания, пробираясь шаг за шагом через жгучее пламя и дым. Теперь представьте, что вы тоже слепы. Джим Шерман (Jim Sherman) слепой от рождения, он услышал крики о помощи своей 85-летней соседки, когда она оказалась в ловушке в своем горящем доме. Он нашел дорогу, двигаясь вдоль забора. Как только он добрался до дома женщины, ему каким-то образом удалось пробраться внутрь и найти свою соседку Энни Смит (Annie Smith), тоже слепую. Шерман вытащил Смит из пожара и отвел в безопасное место.

Инструкторы по парашютному спорту пожертвовали всем, чтобы спасти своих студентов

Немногие люди выживут после падения с нескольких сотен метров. Но две женщины смогли благодаря самоотверженности двух мужчин. Первый отдал свою жизнь, чтобы спасти человека, которого он видел первый раз в своей жизни.

Инструктор по прыжкам с парашютом Роберт Кук (Robert Cook) и его ученица Кимберли Диэр (Kimberley Dear) должны были совершить первый прыжок, когда сломался двигатель самолета. Кук сказал девушке сесть ему на колени и связал их ремни вместе. Когда самолет рухнул на землю, тело Кука приняло на себя основной удар, в результате чего мужчина погиб, а Кимберли осталась жива.

Другой инструктор по прыжкам с парашютом Дэйв Хартсток (Dave Hartstock) также уберег свою ученицу от удара. Это был первый прыжок Ширли Дигерт (Shirley Dygert), она прыгала вместе с инструктором. Парашют Дигерт не раскрылся. Во время падения Хартсток сумел оказаться под девушкой, смягчив удар об землю. Дэйв Хартсток повредил позвоночник, травма парализовала его тело от самой шеи, но оба выжили.

Простой смертный Джо Роллино (Joe Rollino, на фото выше) в течение своей 104-летней жизни совершал невероятные, нечеловеческие поступки. Хотя он весил всего около 68 кг, в расцвете сил он мог поднять 288 кг пальцами и 1450 кг с помощью спины, за что несколько раз выигрывал различные соревнования. Тем не менее, не звание «Самый сильный человек в мире» сделало его героем .

Во время Второй мировой войны Роллино нес службу в Тихом океане и получил бронзовую и серебряную звезды за храбрость при исполнении служебных обязанностей, а также три пурпурных сердца за боевые ранения, из-за которых он провел в больнице общей сложностью 2 года. Он унес с поля боя 4 своих товарищей, по два в каждой руке , при этом еще и вернулся в пекло боя за остальными.

Отцовская любовь может вдохновить на сверхчеловеческие подвиги, и это доказали два отца на разных концах света.

Во Флориде Джоэф Уэлч (Joesph Welch) пришел на помощь к своему шестилетнему сыну, когда аллигатор схватил мальчика за руку. Забыв о собственной безопасности Уэлч ударил аллигатора, пытаясь заставить его открыть пасть. Затем подоспел прохожий и начал бить аллигатора в живот, пока зверь наконец не отпустил мальчика.

В Мутоко, Зимбабве, другой отец спас своего сына от крокодила, когда тот напал на него в реке. Отец Тафадзва Качер (Tafadzwa Kacher) начал тыкать тростником в глаза и рот животного, пока его сын не убежал. Тогда крокодил нацелился на мужчину. Тафадзве пришлось выколоть животному глаза. В результате нападения мальчик потерял ногу, но он сможет рассказать о сверхчеловеческой храбрости своего отца.

Две обычные женщины подняли автомобили, чтобы спасти близких

Не только мужчины способны на проявление сверхчеловеческих способностей в критических ситуациях. Дочь и мать показали, что женщины тоже могут быть героями, особенно, когда любимый человек находится в опасности.

В Вирджинии 22-летняя девушка спасла своего отца, когда из-под BMW, под которым он работал, соскользнул домкрат, и машина упала мужчине на грудь. Времени ждать помощи не было, молодая женщина подняла машину и передвинула ее, затем сделала своему отцу искусственное дыхание.

В штате Джорджия домкрат также соскользнул, и 1350-киллограммовый Шевроле Impala упал на молодого человека. Без посторонней помощи его мать Анджела Кавалло (Angela Cavallo) подняла машину и держала ее в течение пяти минут, пока соседи не вытащили ее сына.

Сверхчеловеческие способности - это не только сила и мужество, это также способность быстро думать и действовать в чрезвычайной ситуации.

В Нью-Мексико у водителя школьного автобуса случился припадок, в результате чего дети оказались в опасности. Девочка, ожидавшая автобус, заметила, что с водителем что-то случилось и позвала маму. Женщина Ронда Карлсен (Rhonda Carlsen) сразу приняла меры. Она бежала рядом с автобусом и с помощью жестов попросила одного из детей открыть дверь. После этого она впрыгнула внутрь , схватила руль и остановила автобус. Благодаря ее быстрой реакции никто из школьников не пострадал, не говоря уже о проходящих мимо людях.

Грузовик с прицепом ехал по краю скалы в глухую ночь. Кабина большого грузовика остановилась прямо над обрывом, в ней находился водитель. На помощь пришел молодой человек, он разбил окно и голыми руками вытащил мужчину.

Это произошло в Новой Зеландии в ущелье Вайоека 5 октября 2008 года. Героем стал 18-летний Питер Ханне (Peter Hanne), он был дома, когда услышал грохот. Не думая о собственной безопасности, он забрался на балансирующий автомобиль, прыгнул в узкую щель между кабиной и прицепом, и разбил заднее стекло. Он осторожно помог раненому водителю выбраться, в то время как грузовик шатался под его ногами.

В 2011 году за этот героический поступок Ханне был награжден медалью Новой Зеландии за храбрость.

Война полна героев, которые рискуют своей жизнью, спасая однополчан. В фильме «Форрест Гамп» мы видели, как вымышленный персонаж спас нескольких своих сослуживцев, даже после того, как его ранили. В реальной жизни можно встретить сюжет и покруче.

Вот, например, история Роберта Ингрэма (Robert Ingram), получившего медаль почета. В 1966 году во время осады со стороны противника Ингрэм продолжал сражаться и спасать своих товарищей даже после того, как его трижды ранили : в голову (в результате он частично потерял зрение и оглох на одно ухо), в руку и в левое колено. Несмотря на ранения он продолжал убивать северовьетнамских солдат, атаковавших его отряд.

Аквамен просто ничто по сравнению с Шаваршем Карапетяном (Shavarsh Karapetyan), который спас 20 человек из тонущего автобуса в 1976 году.

Чемпион Армении по скоростному плаванию совершал пробежку со своим братом, когда автобус с 92 пассажирами съехал с дороги и упал в воду в 24 м от берега. Карапетян нырнул, ногами выбил окно и начал вытаскивать людей, находившихся к тому времени в холодной воде на глубине в 10 м. Говорят, что на каждого спасенного им человека уходило секунд 30, он спасал одного за другим пока не потерял сознание в холодной и темной воде. В результате выжило 20 человек.

Но подвиги Карапетяна на этом не закончились. Восемь лет спустя он спас нескольких людей из горящего здания, получив при этом сильные ожоги. Карапетян получил орден Знак Почета СССР и еще несколько наград за спасение под водой. Но сам он утверждал, что вовсе не герой, он просто сделал то, что должен был.

Мужчина поднял вертолет, чтобы спасти своего коллегу

Площадка телешоу превратилась в место трагедии , когда вертолет из популярного сериала Magnum PI врезался в дренажную канаву в 1988 году.

Во время посадки вертолет внезапно накренился, вышел из-под контроля и упал на землю, при этом все было снято на пленку. Один из пилотов Стив Какс (Steve Kux) оказался зажатым под вертолетом на мелководье. И тут Уоррен «Крошка» Эверал (Warren “Tiny” Everal) подбежал и поднял вертолет с Какса. Это был Hughes 500D, который пустой весит, по крайней мере, 703 кг. Быстрая реакция Эверала и его сверхчеловеческая сила спасли Какса от вертолета, прижавшего его в воде. Несмотря на то, что пилот повредил себе левую руку, он избежал смерти благодаря местному гавайскому герою.

Родился 8 ноября (26 октября по старому стилю) 1903 г. в с. Русская Борковка Ставропольского уезда Самарской губернии. Дмитрий Николаевич - потомственный волжанин. Генерал-майор, командир 280-й стрелковой Конотопской дивизии 60-й армии Центрального фронта.

Родился в бедной семье, кроме него было ещё шестеро детей. Отец - Николай Яковлевич, был ямщиком, в 1919 году скончался от тифа. Семья осталась на старшей дочери Елизавете. Дмитрий Николаевич окончил 5 классов.

Половину своей жизни находился Дмитрий Николаевич Голосов на военной службе. В 1925 г. Голосова призвали в Красную Армию. Его зачислили в полковую школу, после окончания которой в 1926 г. он стал командиром отделения, а вскоре - помощником командира взвода. Когда настал срок демобилизации, молодой офицер решил остаться в армии и посвятить свою жизнь защите Родины. В 1931 г вступил в КПСС и он успешно окончил Ульяновское пехотное училище, был назначен командиром взвода. Дмитрия Николаевича повысили в звании, ему доверили командование ротой, батальоном. Отечественная война застала его в должности командира стрелкового полка в районе местечка Скуляны (Молдавия), в 50 километрах севернее города Яссы, на пограничной с Румынией реке Прут. Около двух недель полк Голосова удерживал пограничную полосу от многочисленных атак вражеской пехоты. Затем солдатам пришлось вести тяжелые оборонительные бои на юге Украины и отступать к Донбассу . Враг имел тогда большое превосходство в живой силе и технике. Командиру важно было сплачивать командный состав части, поднимать боевой дух солдат, проявлять заботу о снаряжении и вооружении, продовольствии и медикаментах. И подполковник Голосов успешно решал все эти задачи. Его часть неоднократно выходила сама и выручала соседние подразделения из, казалось бы, самых безнадежных положений

В конце 1941 г. Дмитрию Николаевичу было поручено сформировать дивизию. Это ответственное задание он выполнил быстро и оперативно. Следующей весной дивизия полковника Голосова была уже на Брянском фронте и занимала оборонительные позиции в районе железнодорожной станции Русский Брод на линии Орел-Ливны, надежно прикрывая дорогу на Елец. В конце 1942 г. дивизия принимала участие в прорыве оборонительных укреплений немцев в районе Ливны и в наступательных операциях около Курска. Особенно отличились пехотинцы в боях за железнодорожную станцию Косоржа, где фашисты были разгромлены, и нашим войскам достались большие трофеи.

Затем полки Голосова участвовали в освобождении Курска, а после образования в этом районе знаменитой Курской дуги, занимали боевые позиции на одном из важнейших участков Орловско-Курского направления в составе войск Центрального фронта. Голосов, как и другие командиры, хорошо понимал, что гитлеровское командование предпримет здесь большое наступление, поэтому по его указанию был создан глубоко эшелонированный оборонительный рубеж. Командир дивизии добился, чтобы буквально каждый солдат знал, что ему надо делать в случае перехода немцев в контратаку. Благодаря хорошо организованной разведке, командованию дивизии было известно почти все о расположении основных сил противника и их численности, даже о его ближайших планах, поэтому переход немцев в наступление 5 июля 1943 г. не застал врасплох наши части. В ожесточенных боях с врагом, вооруженным новейшей техникой, наша армия перемолола его отборные соединения, а затем сама перешла в мощное наступление. Дивизия Голосова, получив пополнение, была переброшена в самый центр Курской дуги, в состав войск 60-й армии генерала И.Д. Черняховского, решавшей особые задачи.

Во взаимодействии с другими соединениями голосовцы 6 сентября освободили город Конотоп, за что дивизия получила почетное название Конотопской. Вскоре при их активном участии был освобожден город Бахмач. За отличные боевые действия при освобождении города Нежина Приказом Верховного Главнокомандующего соединение было представлено к награждению орденом Красного Знамени.

Взламывая оборонительные рубежи гитлеровцев, уничтожая их технику, части дивизии стремительно вышли к реке Десне в районе города Остера и с ходу её форсировали. Преследуя врага, полки достигли Днепра. Командир дивизии приказал немедленно приступить к подготовке переправы. В подразделении состоялись летучие комсомольские собрания с повесткой дня “О роли комсомольцев при форсировании Днепра”. Постановление было принято краткое: “Днепр форсируем, плацдарм захватим, жизнь комсомольца - только на той стороне”. По приказу генерала Голосова с помощью местного населения к берегу были доставлены бревна, доски, реи. В ночь несколько комсомольских групп на подручных средствах форсировали Днепр. 15 дней, точнее суток, продолжалась не утихающая ни днем, ни ночью ожесточенная борьба за расширение плацдарма на правом берегу реки. Она увенчалась яркой победой наших солдат под командованием генерала Голосова.

В боевом донесении командира 77-го стрелкового корпуса генерала Козлова говорилось: “Генерал-майор Голосов в боях за переправу через Днепр проявил большое умение, инициативу и находчивость, в результате чего части успешно первыми форсировали реку, заняв на ее западном берегу выгодные рубежи. Товарищ Голосов в самые ответственные моменты лично находился на решающих участках боя, воодушевляя личным примером храбрости и героизма бойцов и командиров на славные подвиги”.

За участие в этой исторической битве Дмитрию Николаевичу Голосову было присвоено звание Героя Советского Союза. После этого генерал-майор Голосов командовал штурмом города и крупного железнодорожного узла Коростень, за что дивизия был награждена орденом Суворова 2-й степени, боями за Житомир, освобождением города Шепетовки. Но вскоре Дмитрий Николаевич сильно заболел и до мая 1944 г. находился в госпитале, а затем был направлен на учебу в Военную Академию им. К.Е.Ворошилова.

В декабре 1951 года генерал-майор Дмитрий Николаевич Голосов вышел в отставку. Проживал в Куйбышеве. Разошёлся с женой, полюбив другую женщину. Страдал от гипертонии, из-за которой был разбит параличом. Умер Дмитрий Николаевич в 19 ноября 1960 г. и похоронен в Самаре. Именем Героя названы улицы, школа и музей в Тольятти и на его родине в с. Русская Борковка Ставропольского района.

Дмитрий Николаевич награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 2-й степени, Красной Звезды.

Голосов Дмитрий Николаевич - командир 280-й стрелковой Конотопской Краснознамённой дивизии 60-й армии Центрального фронта, генерал-майор.

Родился 7 (20) сентября 1903 года в селе Русская Борковка ныне Ставропольского района Самарской области в крестьянской семье. Русский. Окончил 5 классов.

В Красной Армии с 1925 года. В 1926 году окончил полковую школу, в 1931 году - курсы командного состава, в 1940 году - курсы «Выстрел». Член ВКП(б)/КПСС с 1931 года. Командовал взводом, ротой, батальоном, полком. Участник Великой Отечественной войны с первого её дня. С 25 декабря 1941 года по 29 июня 1942 года и с 21 октября 1942 года по 16 февраля 1944 года командовал 280-й стрелковой дивизией 2-го формирования.

Дивизия под командованием Д.Н. Голосова 8 февраля 1943 года участвовала в освобождении города Курска (с 27 апреля 2007 года - Город воинской славы), а после образования в этом районе так называемой «Курской дуги», занимала боевые позиции на одном из важнейших участков Орловско-Курского направления в составе войск Центрального фронта. Получив пополнение 280-я стрелковая дивизия, была переброшена в самый центр Курской дуги, в состав войск 60-й армии генерала И.Д. Черняховского, решавшей особые задачи.

Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 22 февраля 1943 года № 199 полковнику Голосову Д.Н. присвоено воинское звание «генерал-майор».

Во взаимодействии с другими соединениями, в ходе Черниговско-Припятской наступательной операции войск Центрального фронта дивизия генерала Д.Н. Голосова 6 сентября 1943 года освободила город Конотоп Сумской области Украины, за что получила почетное наименование «Конотопская». Вскоре, 9 сентября 1943 года, при активном участии 280-й стрелковой дивизии был освобожден город Бахмач Черниговской области Украины. За отличные боевые действия при освобождении 15 сентября 1943 года города Нежин Черниговской области Украины Приказом Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина соединение генерал-майора Голосова было представлено к награждению орденом Красного Знамени.

Командир 280-й стрелковой Конотопской Краснознамённой дивизии (60-я армия, Центральный фронт) генерал-майор Дмитрий Голосов особо отличился осенью 1943 года в период битвы за Днепр.

25-26 сентября 1943 года вверенная генералу Голосову Д.Н. дивизия первой форсировала реку Днепр, заняла выгодные рубежи в районе сёл Страхолесье, Ротичи Чернобыльского района Киевской области Украины и успешно вела наступательные действия, в ходе которых уничтожила тридцать девять орудий, сто сорок три пулемёта, свыше пяти с половиной тысяч солдат и офицеров противника, захватила двадцать семь автомашин, десять складов с имуществом, свыше двухсот тридцати пленных.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм генерал-майору Голосову Дмитрию Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1891).

После битвы за Днепр дивизия генерал-майора Голосова отличилась в ходе штурма города и крупного железнодорожного узла Коростень, за что на её Боевом Знамени засверкал орденом Суворова 2-й степени, после этого были кровопролитные бои за Житомир, освобождение города Шепетовка. Но вскоре генерал-майор Голосов Д.Н. заболел и до мая 1944 года находился на излечении в госпитале. За годы войны он был трижды ранен и дважды контужен...

После войны находился на командных должностях. Был военным комиссаром Пермской области. С 1951 года генерал-майор Голосов Д.Н. - в отставке.

Скончался 19 ноября 1960 года. Похоронен в городе Куйбышеве (ныне - Самара) на городском кладбище.

Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

Именем Героя названы улицы, школа в городе Тольятти Самарской области и на его родине в селе Русская Борковка Ставропольского района Самарской области, где установлен бюст прославленного земляка.

Великая Отечественная Война унесла жизни многих юных ребят, которые погибли, защищая Родину. Один из них - Леня Голиков.

В Псковской области, в деревне Лукино, жил мальчик Леня Голиков. Учился в школе, помогал по хозяйству родителям, дружил с ребятами. Но неожиданно началась Великая Отечественная война, и все то, о чем он так мечтал в мирной жизни, вдруг оборвалось. Когда началась война, ему было всего 15 лет.

Фашисты захватили его деревню, начали творить бесчинства, пытались установить свой «новый порядок». Вместе со взрослыми Леня ушел в партизанский отряд, чтобы бороться против фашистов. Партизаны нападали на вражеские колонны, взрывали поезда, уничтожали немецких солдат и офицеров.

Фашисты боялись партизан. Пленные немцы заявляли на допросах: «За каждым поворотом, за каждым деревом, за каждым домом и углом нам мерещились страшные русские партизаны. Мы боялись по одному ездить и ходить. А партизаны были неуловимы».

Немало боевых дел было у юного партизана Лени Голикова. Но одно было особенным.

В августе 1942 года Леня находился в засаде недалеко от дороги. Вдруг он увидел, что по дороге едет роскошная немецкая машина. Он знал, что на таких машинах перевозят очень важных фашистов, и решил во что бы то ни стало остановить этот автомобиль. Сначала посмотрел, нет ли охраны, подпустил поближе машину, а затем бросил в нее гранату. Граната разорвалась рядом с автомобилем, и тут же из нее выскочили два здоровенных фрица и побежали к Лёне. Но он не испугался и начал стрелять по ним из автомата. Одного он сразу уложил, а второй начал убегать в лес, но Лёнина пуля догнала и его. Один из фашистов оказался генералом Рихардом Витцем. При нем нашли важные документы и сразу же отправили их в Москву. Вскоре из Главного штаба партизанского движения поступило указание представить всех участников дерзкой операции к званию Героя Советского Союза. А участник-то был всего один... Юный Леня Голиков! Оказывается, Лёня добыл ценнейшую информацию - чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию, карты-схемы минных полей и другие важные бумаги военного характера.

За этот подвиг Лёня Голиков был представлен к высшей правительственной награде - медали «Золотая звезда» и званию Героя Советского Союза. Но получить награду герой не успел. В декабре 1942 года партизанский отряд Голикова был окружен немцами. После жестоких боев отряду удалось прорвать окружение и уйти в другой район. В строю осталось 50 человек, рация была разбита, патроны на исходе. Попытки установить связь с другими отрядами и запастись продовольствием заканчивались гибелью партизан. Январской ночью 1943 года к деревне Острая Лука вышли 27 обессиленных бойцов и заняли три крайние избы. Разведка ничего подозрительного не обнаружила - гарнизон немцев располагался в нескольких километрах. Командир отряда дозоры решил не выставлять, чтобы не привлекать внимания. Под утро сон партизан прервал грохот пулемета - в деревне нашелся предатель, который сообщил немцам, кто ночью пришел в село. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу…

О подвиге советского летчика Николая Гастелло и его экипажа в советское время знал каждый. В народе этот подвиг называли «Огненным тараном». Это был не первый воздушный таран с участием советских летчиков, но он был действительно особенным и не совсем воздушным. Во всяком случае, если придерживаться сомнительным официальной версии и сводки Советского Информбюро, породившие множество ненужных мифов и слухов в этой истории. Но перед этим коротко проанализируем военную ситуацию на момент подвига…

22 июня 1941 года, в 3.30 утра Германия без объявления войны вторгается на территорию СССР. Советский народ ждет голоса своего вождя — Сталина, но вместо него советским людям в полдень 22 июня 1941 года о начале войны с Германией объявил народный комиссар иностранных дел СССР - Вячеслав Молотов. А в последующие дни это обращение было опубликовано во всех газетах с портретом Сталина рядом с текстом. Далее, 24 июня в СССР создается информационно-пропагандистское ведомство — совинформбюро, которое подчинялось партии и лично Иосифу Сталину.

Основная задача Бюро заключалась в составлении сводок для радио, газет и журналов о положении на фронтах, работе тыла, о партизанском движении во время Великой Отечественной войны.

«Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!..»

В этот же день война стала называться Великой Отечественной.

А незадолго до обращения Сталина к народу, 27 июня 1941 года, вождю, который отмалчивался более 10 дней было присвоено высшее воинское звание — Генералиссимус Советского Союза.

Советский философ и партийный деятель Кружков Владимир Семёнович вспоминал:

«Сводки о боях на фронтах мы всегда перед выпуском подавали Сталину. Если дела шли плохо, они возвращались от него неузнаваемыми… Вождь не щадил немцев. Если по нашим сводкам посчитать все потерянные противником самолёты, танки, корабли, орудия и людские силы, то ни в Германии, ни в захваченной ей Европе не осталось бы ни людей, ни техники уже к середине войны! В самые трудные первые месяцы войны об оставленных городах Сталин давал добро сообщать только через несколько дней, когда уже бои шли далеко за ними и молчать было нельзя».

В подготовке к этой статье я прочел всю сводку от 5 июля 1941 года — в ней было отображено немало любопытных подвигов, героизма стойкости и мужества советского солдата и народа… Что из заявленного в сводке было правдой, а что ложью мы никогда не узнаем.

Интересно, если предположить, что большая часть информации в сводке — «липа», то получается, что совинформбюро — это классический пример лжи во благо. Ведь, если людям говорили реальные вещи, что творилось в годы войны на фронтах, о всех ошибках генералов и начальников штабов, данные о настоящих потерях со стороны советской армии, и о многом другом, то войну бы мы не выиграли…

Но вернемся к подвигу капитана Николая Гастелло и самых спорных моментах в сводке и официальной версии. Я подчеркну самые спорные строчки в этих громких заявлениях.

«Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя.»

Больше похоже на красиво написанный сценарий к историческому кино. Этим же предложением сводка перечеркивает последнее предложение в официальной версии…

Официальная версия

«26 июня 1941 года на боевой вылет в район Радошковичи - Молодечно вылетело звено под командованием капитана Н. Ф. Гастелло, состоящее из двух тяжёлых бомбардировщиков ДБ-3Ф. Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьёв, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас (имена ещё двух членов экипажа Воробьёва не сохранились). Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Гастелло был подбит. Согласно рапортам Воробьёва и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолёта и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.

Оказывается сохранились парашюты и тела летчиков… При взрыве цистерн и десятка машин вместе с самолетом летчика… Почему сводка противоречит оф. версии?

У меня нет причин сомневаться в подвиге и героизме капитана Гастелло, ни в коем случае не отрицаю подвиг. Как сказано выше, правды мы никогда не узнаем. Я лишь хотел продемонстрировать — насколько непрофессионально подходили люди к освещению этого конкретного подвига. Из подчеркнутых строчек ясно, что сводка перед оглаской определенно прошла через самого вождя или человека отвечающего за пропаганду.

И именно благодаря ей 5 июля 1941 года страна узнала имя капитана Николая Гостелло, а его подвиг мгновенно разлетелся по штабам и всей стране, а его примеру последовали сотни советских летчиков, бившихся с врагом до самой последней секунды жизни. Таран наземной цели Гастелло стал образцом героизма и самопожертвования.

«Гастелловцы»

Усилиями советской пропаганды подвиг Н. Ф. Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а фамилия Гастелло - нарицательной.

«Гастелловцами» стали называть лётчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов (самолётом самолёта), 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов (в это число могут входить и тараны морскими лётчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов. Хотя, перед этими цифрами правильней употребить слово «около». Точных и достоверных цифр в ходе войны и после нее мы никогда не узнаем.

Альтернативная версия

В 1990-е годы в СМИ появилась иная версия событий около деревни Декшняны (её автором стал майор в отставке Эдуард Харитонов). Были обнародованы данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году. В связи с тем, что там были обнаружены останки экипажа Маслова, было выдвинуто предположение, что именно Маслов является автором приписываемого Гастелло «огненного тарана». В 1996 году указом президента Ельцина Маслов и все члены его экипажа были награждены званием Героя Российской Федерации (посмертно).

Достоверность рапортов Воробьёва и Рыбаса поставлена под сомнение.

  • Во-первых , возникло предположение, что непосредственно сам таран самолётом Гастелло улетавшие от места боя лётчики не видели, связав падение бомбардировщика Гастелло и столб дыма, поднимавшийся возле дороги.
  • Во-вторых , выдвигалось предположение, что рапорты могли быть переделаны в ходе кампании по героизации Гастелло в июле-августе 1941 года.
  • В-третьих , самих рапортов Воробьёва и Рыбаса не сохранилось, есть только ссылающиеся на них документы.
  • В-четвёртых , Воробьёв и Рыбас служили в 96-м ДБАП, который располагался на том же аэродроме, что и 207-й ДБАП, в котором воевали Маслов и Гастелло. По предположению сторонников альтернативной версии, экипажи из разных полков не могли лететь на задание в одном звене.

После появились сообщения, что обломки подлинного самолёта Гастелло находились недалеко от места гибели Маслова, в Мацковском болоте близ села Мацки. Самолёт около Мацки упал, согласно показаниям местных жителей, 26 июня 1941 года. Ими был найден обгоревший труп, в кармане гимнастёрки которого находилось письмо на имя Скоробогатой, (как предполагается, жены стрелка экипажа Гастелло - Григория Николаевича Скоробогатого), а также медальон с инициалами А. А. К. (возможно, стрелка-радиста Гастелло - Алексея Александровича Калинина). Но главное - здесь был найден обломок, однозначно идентифицируемый как часть самолёта именно Н. Ф. Гастелло - бирка от двигателя М-87Б с серийным № 87844.

Согласно свидетельским показаниям местных жителей села Мацки, один человек из предполагаемого подлинного самолёта Гастелло выбросился с парашютом с крыла падающего самолёта и был захвачен немцами. Показания местного жителя подтверждаются документом «Список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06 по 28.06.41 г.» за подписью начальника отдела строевой части старшины Бокова.

В конце перечисленных поимённо членов экипажа Гастелло приписка: «Один человек из этого экипажа выпрыгнул с парашютом, кто - неизвестно».

В то же время не ясно, откуда появилась эта информация, ведь в рапорте Воробьёва и Рыбаса этот момент не отражён, а жители села Мацки были уже на оккупированной территории. Конструктивной особенностью бомбардировщика ДБ-3ф является то, что с крыла прыгать может только пилот. Это дало сторонникам альтернативной версии повод утверждать, что Гастелло бросил гибнущий борт и экипаж ради собственного спасения. Однако, строго говоря, не вполне ясно даже, из какого самолёта выпрыгнул парашютист, о котором идёт речь в документе, подписанном Боковым (не говоря уже о том, что свидетели могли ошибиться в своих наблюдениях на предмет того, что прыжок был именно с крыла) - из машины, принятой впоследствии за машину Гастелло (то есть самолёта Маслова) или действительно из самолёта Гастелло. Стоит также отметить, что Гастелло, по-видимому, действительно пытался направить свой самолёт на расположение врага - иначе трудно объяснить, зачем его ДБ-3ф совершил разворот обратно на д. Мацки (а там как раз находилась немецкая воинская часть).

Высказывается предположение, что из двух одинаково вероятных в тот момент кандидатов на подвиг был выбран именно Гастелло по нескольким соображениям:

  • он был этническим белорусом (как считалось, на самом деле русским немцем);
  • его экипаж был интернациональным: Бурденюк - украинец, Калинин - ненец, Скоробогатый - русский;
  • на его счету уже был сбитый «Юнкерс-88»;
  • во время боёв на реке Халхин-Гол в 1939 году он служил в одном полку вместе с батальонным комиссаром М. А. Ююкиным, который впервые в авиации совершил таран наземной цели;
  • по некоторым сведениям, Н. Ф. Гастелло был штурманом на бомбардировщике Ююкина во время тарана (эта версия ошибочна, она не подтверждается основными исследователями жизни Н. Ф. Гастелло, в том числе и его сыном Виктором Гастелло).

Впрочем, версия о том, что осуществлялся некий «выбор» между Гастелло и Масловым на роль «героя», маловероятна: героическая гибель Гастелло была отражена в рапортах Воробьёва и Рыбаса, в то время как свидетельств крушения самолёта Маслова не было, он считался «пропавшим без вести». Впрочем, как и сами рапорты Воробьева и Рыбаса.

Факты

В истории подвига Гастелло достоверными фактами можно считать следующие:

  • самолёты Гастелло и Маслова потерпели крушение во время выполнения боевого задания 26 июня 1941 года;
  • место крушения самолёта у села Декшняны, которое считалось местом тарана Н. Ф. Гастелло, на самом деле является местом гибели самолёта Маслова.

Установление истины осложняется тем, что свидетели тарана Гастелло - старший лейтенант Воробьёв и лейтенант Рыбас погибли в 1941 году, 207-й ДБАП в сентябре 1941 года расформирован, многие документы авиаполка были утрачены как в ходе Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время.

Мифы о подвиге Гастелло

Как в ходе Великой Отечественной войны, так в послевоенное время советской пропагандой подвиг Гастелло выделялся из числа множества подобных, служил примером героизма и самопожертвования. В связи с этим в общественном сознании сложилось несколько устойчивых заблуждений о Н. Ф. Гастелло и уникальности его подвига:

Гастелло совершил первый в истории таран наземной цели

Первый таран самолётом наземной цели совершил советский лётчик Михаил Анисимович Ююкин 5 августа 1939 года во время боёв на реке Халхин-Гол; если же брать все «огненные тараны» - как наземных, так и морских целей - то первый такой таран совершил китайский лётчик Шен Чангхай 19 августа 1937 года.

Гастелло совершил первый таран в истории Великой Отечественной войны

Первый таран в истории Великой Отечественной войны совершил советский лётчик Д. В. Кокорев 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 15 минут (длительное время автором первого тарана в истории Великой Отечественной считался И. И. Иванов, но на самом деле он совершил свой таран на 10 минут позже Кокорева).

Гастелло совершил первый таран наземной цели в истории Великой Отечественной войны

Первый в истории Великой Отечественной войны таран наземной цели совершил советский лётчик П. С. Чиркин 22 июня 1941 года.

Гастелло таранил не танковую колонну, а зенитную батарею

Это заблуждение сформировалось из-за того, что место крушения самолёта около д. Декшняны, официально считавшееся местом подвига Гастелло, находится примерно в 180 метрах от дороги. Была и другая версия: Гастелло таранил механизированную колонну, которая заправлялась в стороне от дороги.

Гастелло совершил свой подвиг в одиночку

Данное заблуждение сформировалось из-за того, что при рассказе о подвиге Н. Ф. Гастелло члены его экипажа, как правило, не упоминались.

Гастелло совершил таран, управляя истребителем

Данное заблуждение возникло из-за того, что в послевоенной художественной литературе главными героями авиации были лётчики-истребители. Был создан ряд произведений (например, пьеса «Гастелло» И. В. Штока, 1947 год), в которых Н. Ф. Гастелло совершил свой подвиг на истребителе.

Гастелло был штурманом в экипаже М. А. Ююкина, совершившего первый в истории таран наземной цели 5 августа 1939 года во время событий на реке Халхин-Гол

Данное заблуждение поддерживало преемственность героических «таранных традиций», Ююкина называли «наставником» Гастелло. В действительности точно известно имя и фамилия штурмана М. А. Ююкина - Александр Морковкин (он выпрыгнул с парашютом непосредственно перед тараном). Гастелло был однополчанином Ююкина.

Вывод

Мы победили в Великой Отечественной войне правдой и неправдой, — ценой непоколебимой стойкости советского народа. Мы победили в войне, где погибали трусы и герои, в войне, где славы удостоились не все, в войне, забравшей наших дедов и прадедов. Мы победили и цена победы высока.

Но все, что мы можем здесь и сейчас — помнить. Помнить всех и каждого, всех тех, кто не вернулся из боя, кто отдал жизнь за свое Отечество, и чей подвиг остался незамеченным… Для меня и Александр Маслов и Николай Гастелло — они как и все, кто сражался с фашистами — герои моей страны, защитники земли русской!

Был ли в действительности подвиг или не был, важно одно — в мужестве великого советского народа сомневаться непозволительно.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва