Устав о воинской повинности. Военная реформа Александра II Введение всеобщей воинской повинности 1874 года

Военно-правовой документ, который закреплял в России всеобщую воинскую повинность и Определял порядок её отбывания. Утверждён 1 января 1874. Устав состоял из 13 глав, в которых излагались вопросы организации вооруженных сил, Порядок сбора государственного ополчения, определялись сроки службы, права и обязанности военнослужащих, отсрочки и льготы для военнообязанных, порядок проведения призывов и др. Согласно уставу вооруженные силы государства состояли из постоянных войск и государственного ополчения (в военное время). Постоянные войска включали сухопутные и морские силы. К сухопутным силам относились: армия, запас армии, казачьи войска и так называемые войска из инородцев. Морские силы состояли из действующих команд и запаса флота. Запас создавался за счёт введения более коротких сроков военной службы: вместо 20-25 лет он сокращался в сухопутных войсках до 15 лет (6 лет действительной службы и 9 в запасе), а на флоте до 10 лет (7 лет действительной службы и 3 года в запасе). Государственное ополчение созывалось в чрезвычайных обстоятельствах военного времени из мужского населения в возрасте от 21 года до 40 лет. Устав предусматривал подготовку ополченцев (ратников) на краткосрочных сборах.
Введение уставом всеобщей воинской повинности независимо от сословной принадлежности и сокращение сроков военной службы способствовали превращению русской армии из полуфеодальной в буржуазную, массовую. Увеличились возможности развёртывания вооруженных сил, создания обученного людского запаса. Устав предоставлял определённые гражданские права военнослужащим и лицам, состоящим в запасе (например, разрешалась подача жалоб по делам о воинской повинности), стимулировал образование. Однако он содержал ряд исключений из общего положения, предоставлял отсрочки и льготы лицам определённого рода занятий, звания, имущественного положения, поэтому фактически воинская повинность не была всеобщей. Так, от военной службы освобождались священнослужители, представители наук и искусств, врачи и ветеринары, преподаватели средних и высших учебных заведений. На ряд лет освобождались от военной службы владельцы торговых и промышленных предприятий. На военную службу не призывались большие контингенты населения нерусской национальности, проживавшего на окраинах России.
Литература: Устав о воинской повинности. [Спб., 1874]; Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XIX веке. М., 1973; Федоров А.В. Русская армия в 50-70-х годах XIX века. М., 1959; 3айончковский П.А. Военные реформы 1860-1870-х годов в России. М., 1952.

Человек, который признают войну не только неизбежной, но полезной, а по тому желательной, - эти люди страшны, ужасны своей ненавистью и извращением

Л.Н. Толстой

Период правления Александра II – это грандиозные реформы в истории Российской империи. Проводя эти реформы, император пытался побороть отставание России от передовых стран мира. Одной из самых масштабных, как по времени, так и по результатам, была военная реформа Александра 2, которую подготовил военный министр Дмитрий Милютин. В данной статье предлагается обзор ключевых направлений военной реформы, а также ее основных результатов.

В 1853-1856 году Россия участвовала в Крымской войне против Османской империи и ее европейских союзников (Англия, Франция). Война была проиграна, а главной причиной стала отсталость Российской империи, как в военном, так и в экономическом плане.

Александр 2 понимал острую необходимость проведения реформ для обеспечения будущего империи. В 1861 году военным министром был назначен Дмитрий Милютин, участник войны на Кавказе, принимавший участие в преобразовании войск этого региона. В 1862 году министр совместно со своими подчиненными подготовили доклад для императора (именно с этого доклада фактически началась военная реформа под контролем Александра 2), в котором назывались следующие проблемы российской армии:

  • Необходимость нормализации затрат на армию, поскольку Россия тратит большие деньги на армию, которая является не достаточно боеспособной.
  • Наличие рекрутских наборов, из-за чего страдает качество военных российской армии.
  • Из предыдущего пункта вытекает следующая проблема: обучать рекрутов должны были офицеры запаса, из-за чего отсутствовало нормальное разделение войск на «действующие» и «резерв».
  • Отсутствие учреждений военного образования, как результат около 70 процентов офицеров не имели военного образования!
  • Неразвитость сети государственных учреждений, которые осуществляют контроль за призывом, оснащение армии и т.д.
  • Большое количество армии, часть из которого находится без действия. Необходимо увеличить резервные войска, тем самым уменьшаться регулярные. В случае войны будет возможность в кратчайшие сроки призвать резерв.

Суть военной реформы

Несмотря на то, что в большинстве учебников начало военной реформы Александра 2 и Милютина записывают 1861 годом – это формальность. В этом году началась подготовка России к реформе, а непосредственно первые изменения прошли только в 1862 году и продолжались вплоть до начала 1880-х годов. Большинство изменений удалось воплотить в жизнь до 1874 года. Эта реформа коснулась всех сторон жизни военных: от самой сути армии (из рекрутского во всеобщую обязанность) до нового устава и униформы.

Для понимания сути военной реформы Милютина необходимо детально рассмотреть основные изменения в армии на основе классификации реформы, которую предлагают современные историки.

Организационные изменения

Еще в 1862 году для создания единой системы управления вооружеными силами Империи на территории Первой армии (западные губернии) были созданы три военных округа: Варшавский, Киевский и Виленский. До 1874 года по всей территории Империи было создано 15 военных округов. По положению об округах от 1864 года командующий военным округом считался полноценным и единым управляющим военными делами в регионе, тем самым создавалось единое централизованное руководство военными частями (принцип единоначалия). Вместе с тем военный министр реформировал и само министерство, уменьшив штаб на 327 офицеров, чем содействовал борьбу с бюрократизацией.

Далее с 1864 по 1869 года было проведено сокращение военных частей и перевод части офицеров и солдат в резерв. Тем самым, руководители реформ планировали уменьшить затраты на армию в мирное время, а в случае начала войны иметь большой резерв подготовленных военных. На его мобилизацию уходило до 50 дней, в то время как в начале века на это могли тратить более года.

Одно из главных изменений в ходе военной реформы Александра 2 произошло в 1874 году, когда была окончательно ликвидирована система рекрутского набора, а вместо нее вводилась всеобщая воинская обязанность для мужчин. Все мужчины в возрасте 20 лет должны были проходить военную службу, срок которой был равен 6-ти годам для сухопутных войск и 7-ми годам – на флоте. Призыву не подвергались: духовенство, сектанты, инородцы Средней Азии, Кавказа, Казахстана, а также единственные сыновья и кормильцы в семье. В 1888 году призывной возраст изменили до 21 года. После того, как подданные проходили военную службу, большая часть из них пополняла запас. Срок запаса также был четко регламентирован: 9 лет для сухопутных войск и 3 года для флота.

Кроме того, были созданы Военный суд и Военная прокуратура.

Технологические нововведения

Военная реформа Александра 2 затронула не только изменения управления и системы набора. Армия Российской Империи серьезно отставала технически от лидирующих стран Европы. Именно поэтому Милютин предложил Александру 2 провести серьезную техническую модернизацию:

  • Гладкоствольное оружие заменено нарезным. Так, еще в 1865 году армия была вооружена капсульной винтовкой 1856 года выпуска. В 1868 году принимается на вооружение винтовка Бердана (меньший калибр). В результате, уже в войне 1877-1878 года с турками российская армия была полностью вооружена современным, на тот момент, огнестрельным оружием.
  • В 1860-1870 годах была полностью перевооружена артиллерия: приняты более легкие и с лучшей скоро- и дальнострельностью пушки, например пушка Барановского или картечница Гатлинга.
  • 1869 году был выпущен первый в истории России броненосец – «Петр Первый». Тем самым, началась замена парусников, которые были символом отсталости российского флота, на паровые судна.

По мнению историков, в этой сфере был допущен один небольшой пробел: драгуновские полки так и не получили огнестрельное оружие, хотя европейские аналоги этих частей имели пистолеты. Кроме того, артиллерийские войска существовали отдельно от пехоты, что могло негативно сказываться на их совместных действиях.

Реформа военного образования

Большое внимание в военной реформе Милютин уделял образовани. Была радикально реформирована система образования для военных:

  • Была создана система юнкерских училищ и военных академий.
  • Создавались профессиональные гимназии с военным уклоном, выпускники которых могли продолжить обучение в юнкерских училищах.

Таким образом, военный в России становился полноценной профессией, которого обучали перед тем, как использовать в военных целях. Кроме того, благодаря обучению офицерский состав имел возможность получать образование в теории, а не непосредственно на практике.

Введение новой униформы

На протяжении с 1862 по 1874 годами было подписано 62 приказа, которые касались изменений в униформе, в частности это касалось цвета, длины и формы отдельных элементов обмундирования. Эти действия вызвали большую критику, как общественности, так и самих военных, поскольку говорилось о слабой значимости данных мероприятий для самой армии. Вообще забавынй факт, но любая военная реформа в России сводится в том числе и к изменению унифоры (достаточно вспомнить события, которые происходили в современной России несоклько лет назад).

Результаты реформы


В целом, несмотря на отдельные неточности, итоги, которые реализовала военная реформа Александра 2 имела огромный эффект на преобразование армии Российской империи. Действующая армия России сократилась на 40%, что существенно уменьшило расходы на ее содержание. Штаб министерства также уменьшили, что способствовало борьбе с бюрократией. Система военных округов помогла сделать армию более организованной и мобильной. Массовый призыв способствовал ликвидации слабого и неэффективного рекрутского набора.

В конце материала хочу отметить, что основу современной армии заложила именно военная реформа Александра 2, которую курировал Милютин. Я говорю сейчас о принципах формирования подразделений, работы по мобилизации, организация министерств и ведомств и так далее. Впервые Россиия поулчила армию, которая могла глобально управляться самостоятельно и коллективно, без ожидания того, что в критический момент появится гений (Суворов, Кутузов) и поможет выправить положение дел в армии. Так, например, было в войне 1812 года, когда Александр 1 со своими советниками только и делал, что мешал армии воевать, а спас страну опальный генерал Кутузов. Теперь же структура армии менялась. Менялась в лучшую сторону. Именно поэтому историки и говорят, что военная реформа Милютина 1874 года – одно из важнейших преобразований в России Александра 2.

(Извлечение)

Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повин­ности.

4. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допус­кается.

5. Вооруженные силы государства состоят из постоянных войск и ополче­ния. Сие последнее созывается лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени.

10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который выни­мается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого им жребия не под­лежащие в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

И. К жребию призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым с 1 октября того года, когда набор производится, ми­нул 21 год от роду.


12. Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, предос­тавляется отбыть воинскую повинность без жребия, в качестве вольноопреде­ляющихся, на основании правил, изложенных в главе ХП сего устава.

17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жре­бию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе.

18. Общий срок службы во флоте определяется в 10 лет, из коих 7 лет дей­ствительной службы и 3 года в запасе.

20. Указанные в прошедших 17 и 18 статьях сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени: во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность.

36. Государственное ополчение составляется из всего не числящегося в по­стоянных войсках, но способного носить оружие мужского населения от при­зывного (ст. И) до 43-летнего возраста включительно. От призыва в ополчение не освобождаются до этого возраста и лица, уволенные из запаса армии и флота.

ПСЗ, Собрание второе, т. ХЫХ, отделение первое, № 52983.

ПОЛОЖЕНИЕ О МЕРАХ

К ОХРАНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА

И ОБЩЕСТВЕННОГО СПОКОЙСТВИЯ

(Извлечение) П. Правила о положении усиленной охраны

14. В местностях, объявленных в состоянии усиленной охраны, права и обя­занности по сохранению государственного порядка и общественной безопасно­сти возлагаются на Генерал-Губернаторов, ... а в губерниях, им не подведомст­венных, - на Губернаторов и Градоначальников.

15. В пределах этих местностей упомянутые начальствующие лица могут:

а) издавать обязательные постановления по предметам, относящимся к пре­дупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасно­сти...



б) устанавливать за нарушение таковых обязательных постановлений взы­скания, не превышающие трехмесячного ареста или денежного штрафа в 500 рублей;

16. Генерал-Губернаторам, а в местностях, им не подчиненных - Губернато­рам и Градоначальникам предоставляется также:

а) разрешать в административном порядке дела о нарушениях изданных или обязательных постановлений...

б) воспрещать всякие народные, общественные и даже частные собрания;

в) делать распоряжения о закрытии всяких вообще торговых и промышлен­ных заведений как срочно, так и на все время объявленного положения усилен­ной охраны; - и


г) воспрещать отдельным личностям пребывание в местностях, объявленных в положении усиленной охраны.

17. От Генерал-Губернаторов, а в губерниях, им не подчиненных - от Ми­нистра Внутренних Дел, зависит: а) передавать на рассмотрение Военного Суда отдельные дела о преступлениях, общими уголовными законами предусмотрен­ных, когда они признают это необходимым в видах ограждения общественного порядка и спокойствия, для суждения их по законам военного времени и б) тре­бовать рассмотрения при закрытых"дверях всех тех судебных дел, публичное рассмотрение коих может послужить поводом к возбуждению умов и наруше­нию порядка.

19. Утверждение всех приговоров Военного Суда, по делам сего рода, при­надлежит Генерал-губернаторам, а в местностях, им не подчиненных, - Коман­дующим войсками, в военном округе расположенными...

ПСЗ, Собрание третье, т, 1, № 350.

ПО ПРОЕКТУ ПРАВИЛ О НАДЗОРЕ

ЗА ЗАВЕДЕНИЯМИ ФАБРИЧНОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ И О ВЗАИМНЫХ

ОТНОШЕНИЯХ ФАБРИКАНТОВ И РАБОЧИХ

И ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ЧИСЛА ЧЛЕНОВ

ФАБРИЧНОЙ ИНСПЕКЦИИ

(Извлечение)

Ш. ...2) За прекращение работ на фабрике или заводе по стачке между со­бою рабочих, с целью принуждения фабрикантов или заводчиков к возвыше­нию заработной платы или изменению других условий найма до истечения сро­ка последнего, виновные подвергаются:



подстрекавшие к начатию или продолжению стачки - заключению в тюрьме на время от четырех до восьми месяцев, а прочие участники - заключению в тюрьме на время от двух до четырех месяцев.

Участники стачки, прекратившие таковую и приступившие к работам по первому требованию полицейской власти, от наказания освобождаются.

3) Участники стачки, причинившие повреждение или уничтожение заво­дского или фабричного имущества или имущества лиц, служащих на заводе или фабрике, буде содеянное ими не составляет более тяжкого преступления, подвергаются:

4) Участники стачки, принудившие других рабочих, посредством наси­лия или угроз, прекратить работу или не возобновлять прекращенную, буде учиненное ими насилие не составляет более тяжкого преступления, подверга­ются:


подстрекавшие к сим действиям или распоряжавшиеся толпою - тюремному заключению на время от восьми месяцев до одного года и четырех месяцев, а прочие участники - тюремному заключению на время от четырех до восьми месяцев.

IV. ...1) За самовольный отказ от работы до истечения срока найма винов­ный в том фабричный или заводский рабочий подвергается аресту не свыше одного месяца.

2) За умышленное повреждение или истребление находящихся на фабрике или заводе сложных и ценных орудий производства, виновный в том рабочий, буде действие его не составляет более тяжкого преступления, подвергается аре­сту до трех месяцев.

Если же последствием такового повреждения или истребления будет оста­новка работ на фабрике, то виновный подвергается заключению в тюрьме на время от трех месяцев до одного года.

Глава II.

О сроках службы в постоянных войсках и в запасе.

17. Общий срок службы в сухопутных войсках, для поступающих по жеребью, определяется в пятнадцать лет , из коих шесть лет действительной службы и девять лет в запасе. Из сего правила допускается исключение для людей, назначаемых в войска Туркестанскаго военнаго округа, а также в войска, расположенныя в областях: Семипалатинской, Забайкальской, Якутской, Амурской и Приморской. Общий срок службы для них устанавливается в десять лет, из коих семь лет они должны пробыть на действительной службе и три года в запасе.

18. Общий срок службы во флоте определяется в десять лет, из коих семь лет действительной службы и три года в запасе.

19. Сроки службы для лиц, поступивших в войска по жеребью, исчисляются: а) для поступивших во время общаго призыва (ст. 14) - с 1-го января следующаго за призывом года, и б) для поступивших в остальное время года (кроме означенных ниже в ст. 219) - с перваго дня следующаго за поступлением их в войска месяца.

20. Указанные в предшедших 17 и 18-й статьях сроки службы установляются собственно для мирнаго времени; во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность.

21. Военному и Морскому Министерствам, по принадлежности предоставляется право увольнять в запас нижних чинов сухопутных войск и флота, в случае представляющейся к тому возможности, и ранее выслуги ими установленных в статьях 17 и 18-й сроков действительной службы. За военным и морским начальствами сохраняется также право увольнения нижних чинов, во всё время их службы, во временные отпуски сроком до одного года.

22. Относительно увольнения чинов флота в запас соблюдаются следующия особые правила:
а) Увольнение чинов флота в запас производится вообще по окончании кампании, но не ранее октября месяца.
б) Чины, находящиеся на военных судах в заграничном плавании, по выслуге ими срока действительной службы, могут быть увольняемы в запас, в случае изъявления ими самими на то желания, немедленно по возвращении судна в один из русских портов. По особенно же уважительным причинам, командиру судна разрешается увольнять в запас желающих и из заграничных портов: но в таком случае уволенные возвращаются в Россию на свой счёт.
в) Время, проведённое чинами флота на действительной службе сверх установленнаго для оной срока, зачитается вдвое в срок, определенный для состояния в запасе. Тем же чинам флота, которые, по необходимости задержаны будут на службе, в мирное время свыше одного срока, установленнаго для действительной службы и для состояния в запасе, предоставляются права сверхсрочнослужащих, а не пожелавшим воспользоваться сими правами, производится, в течение всего времени сверхсрочной службы, двойное штатное жалованье.

23. Чины запаса призываются на действительную службу в случае необходимости привести войска в полный состав. Призыв их совершается Высочайшими указами Правительствующему Сенату. Во время состояния в запасе, чины онаго могут быть призываемы Военным или Морским Министерством, по принадлежности, в учебные сборы, но не более двух раз в течение всего срока нахождения в запасе, и каждый раз не долее, как на шесть недель.

24. От призыва на службу из запаса освобождаются лица, занимающие должности по государственной гражданской, или же общественной службе, означенныя в особом списке. Список этот подносится к Высочайшему утверждению чрез Кабинет Министров.

Глава III.

О гражданских правах и обязанностях военнослужащих и лиц, состоящих в запасе.

25. Лица, состоящия на действительной военной службе, сохраняют во время прохождения оной все личныя и имущественныя права своего состояния, с необходимыми лишь ограничениями, установленными в законодательном порядке. Лица податных сословий продолжают числиться в составе тех обществ, к которым принадлежали при вступлении в службу, пользуясь при этом правами, указанными в законах о состояниях (прилож. к ст. 423, примеч., по прод. 1868 г.).

26. Принадлежащия к податным сословиям лица освобождаются, во время состояния на действительной службе, от всех взимаемых подушно государственных, земских и общественных сборов; равным образом, они освобождаются лично и от натуральных повинностей. В отношении же к имуществам, им принадлежащим, означенныя лица обязаны платежом податей и иных сборов и отбыванием следующих с тех имуществ повинностей, на общем основании.

27. Состоящие в запасе подлежат действию общих законов и пользуются, на общем основании, правами, как принадлежащими им по состоянию, так и теми, кои приобретены ими на службе, но подчиняются особым правилам, установленным в законодательном порядке для учета запаса.

28. Чинам запаса предоставляется поступать на государственную гражданскую и общественную службу, а равно избирать инаго рода деятельность, с соблюдением установленных общими законами правил. Повышение в гражданских чинах не дает однако упомянутым лицам права, при поступлении снова в ряды войск, на чин или звание, высшие против предоставленных им при увольнении из действительной военной службы.

29. Чины запаса, призванные в войска с государственной гражданской службы, сохраняют за собой должности по этой службе и имеют право на занятие их вновь по увольнении из рядов войск.

30. В случае преступлений и проступков, чины запаса подсудны уголовному суду гражданскаго ведомства, за исключением: а) неявки по призыву на действительную службу или к учебным сборам, б) преступлений и проступков, совершенных во время сих сборов, и в) нарушений обязанностей дисциплины и воинскаго чинопочитания во время ношения ими форменной военной одежды. В сих случаях чины запаса подлежат военному суду.

31. Состоящия в запасе пользуются указанною в ст. 26 льготою от взимаемых подушно податей и иных сборов и от натуральных повинностей, которым они подлежали-бы лично, в течении года со времени отчисления в запас. В случае призыва их из запаса в ряды войск, они пользуются упомянутою льготою также в течении года со времени роспуска их со службы.

Глава IV

О лицах неспособных к продолжению военной службы, а равно о призрении их и семейств военно-служащих.

32. Состоящие на действительной службе или в запасе, в случае совершенной нетрудоспособности, по болезни или увечью, как к строевой, так и не к строевой службе, увольняются вовсе от службы и исключаются из списков запаса, с выдачею свидетельства о выполнении воинской повинности (ст. 160, п. 1). Но лицам, уволенным из военной службы за ранами, предоставляется зачисляться в запас, в случае собственнаго их на то желания.

33. Нижние чины, сделавшиеся во время состояния на действительной службе неспособными к продолжению оной, а также нижние чины запаса, получившие увечье во время учебных сборов, в случае неспособности их к личному труду и неимения собственных средств к жизни, ни родственников, желающих принять их на свое иждивение, получают от казны по три рубля в месяц; те же из них, которые будут признаны требующими постороннего ухода, размещаются по богадельням и благотворительным заведениям, а в случае неимения в них свободных мест, поручаются попечению благонадежных лиц, с платою от казны стоимости содержания призреваемого, но не свыше шести рублей в месяц.

34. Семейства воинских чинов, убитых или без вести пропавших на войне, или умерших от ран, полученных в сражениях, призреваются на основании особаго о них положения.

35. Семейства чинов запаса, призванных в военное время на действительную службу, призреваются земством, равно как городскими и сельскими обществами, в среде коих сии семейства находятся. Тем обществам, которыя не в состоянии будут своими средствами обезпечить нуждающиеся семейства, выдается необходимое пособие из казны.
Примечание. Способы призрения означенных семейств и распределение обязанностей по сему предмету между земством и городскими и сельскими обществами, а также порядок назначения и расходования пособий от казны, имеют быть определены особыми правилами.

Глава V.

О государственном ополчении.

36. Государственное ополчение (ст. 5) составляется из всего не числящагося в постоянных войсках, но способного носить оружие мужскаго населения, от призывного (ст. 11) до сорока-летнего возраста включительно. От призыва в ополчение не освобождаются до этого возраста и лица, уволенныя из запаса армии и флота.

37. Лицам, имеющим более сорока лет, не воспрещается вступать в ополчение, в случае собственнаго их на то желания.

38. Составляющия ополчение лица именуются ратниками и делятся на два разряда. В первом разряде, который предназначается, как в состав ополченных частей, так и для усиления и пополнения постоянных войск, в случае истощения или недостатка их запаса, числятся младшие четыре возраста, т.е. лица, зачисленные в ополчение (ст. 154) при последних четырех призывах; ко второму же разряду, назначаемому только в состав ополченных частей, принадлежат все остальные возрасты.

39. Государственное ополчение созывается Высочайшими манифестами. Первый разряд ратников, в случае необходимости призыва онаго для усиления постоянных войск, может быть созываем и Высочайшими указами Правительствующему Сенату.

40. Государственное ополчение распускается с окончанием войны, или ранее по миновании в нем надобности. Равным образом распускаются, по миновании надобности, ратники перваго разряда, призванные для усиления постоянных войск.

41. Призрение семейств ратников, поступивших на службу, возлагается на земство и городские и сельские общества, на основании особых на то правил. Семейства же ратников, погибших на войне или умерших от ран, полученных в сражениях, призреваются наравне с семействами воинских чинов (ст. 34).

Глава VI.

Об изъятиях, отсрочках и льготах по отправлению воинской повинности.

I. Об изъятиях и отсрочках по телесным недостаткам.

42. Из лиц, подлежащих поступлению на службу по жеребию (ст. 10), освобождаются от оной те, которые, вследствие телесных недостатков или болезненного разстройства, совершенно не способны к военной службе; из сего исключаются однако умышленные членовредители (ст. 218), во всяком случае обращаемые в войска.

43. Наименьшая мера роста для приема на военную службу по жеребию определяется в два аршина и два с половиною вершка. Росписание же телесных недостатков и болезней, препятствующих приему на службу, а равно наставление присутствиям по воинской повинности относительно порядка освидетельствования вынувших жеребий лиц, издаются Министрами Внутренних Дел и Военным и Управляющим Морским Министерством, по взаимному между ними соглашению и по предварительном обсуждении упомянутых предметов в медицинском совете.

44. Прием на службу лиц, оказавшихся для нея недостаточно возмужалыми, или одержимых такими болезнями, которыя не признаются совершенно освобождающими от службы, а также лиц, не оправившихся после недавно перенесенных болезней, отсрочивается на один год. Если же, по истечении года, они вновь будут признаны слабосильными, то назначаются на службу в следующем за тем году, буде окажутся к ней годными, в противном случае им выдается свидетельство от освобождении их от службы (ст. 160, п. 1).

II. О льготах по семейному положению.

45. По семейному положению устанавливается три разряда льгот:
Первый разряд: а) для единственно способнаго к труду сына, при отце к труду неспособном, или при матери-вдове; б) для единственно способнаго к труду брата, при одном или нескольких круглых сиротах, братьях или сестрах; в) для единственно способнаго к труду внука, при деде и бабке, неимеющих способнаго к труду сына, и г) для единственнаго сына в семье, хотя бы при отце, способном к труду.
Второй разряд: для единственно способнаго к труду сына, при отце, также способном к труду и братьях моложе восемнадцати лет.
Третий разряд: для лица, непосредственно следующаго по возрасту за братом, находящимся по призыву на действительной военной службе, или умершим на оной.
Примечание 1. Приемыши, усыновленные до 10-ти летнего возраста, и пасынки у отчима или мачихи, неимеющих сыновей, считаются за родных сыновей.
Примечание 2. В семействах, исповедывающих магометанский закон, допускающий многоженство, все дети одного отца считаются нераздельно, как родные, и единственным сыном признается лишь тот, кто во всем отцовом семействе находится единственным.

46. Способными к труду в семействе считаются имеющие от восемнадцати до пятидесяти пяти лет от роду, за исключением: а) совершенно не имеющих возможности работать, вследствие увечья или болезненнаго разстройства, б) сосланных, в) находящихся в безвестной отлучке более трех лет, и г) находящихся на действительной службе нижними чинами в сухопутных войсках или во флоте.

47. Имеющия право на льготу по семейному положению назначаются на службу, в порядке, указанном ниже в статьях 146 и 152 сего устава, в таком только случае, если для выполнения набора не достанет прочих людей, призванных по жеребью.

48. Лица, имеющие право на льготу перваго или втораго разряда (ст. 45), лишаются этого права, если они, по заявлению отца или матери, деда или бабки не служат поддержкою семьи.

49. Если из семейства, состоящаго из отца или матери-вдовы с детьми, или из деда или бабки с внуками, или же из старшаго брата с малолетними сиротами, убудет по какому либо случаю единственно способный к труду член семьи, то один из находящихся на службе членов такого семейства, по выбору старшаго в семействе лица, увольняется с действительной службы, за исключением однако военнаго времени и времени учебных сборов.

50. Если в вынутии жеребья участвовали одновременно два родные брата, родившиеся в одном и том же году, и оба они, по доставшимся им нумерам жеребья, должны поступать на службу в войска, то из них вынувший больший нумер зачисляется в ополчение. Впрочем таким братьям разрешается мена нумеров жеребья.

51. В каждой семье тот член ея, который должен поступить на службу в войска по жеребью, или состоит уже на службе, может быть заменен, по добровольному согласию, братом родным, или сводным, или же единокровным или единоутробным, или и двоюродным, если только такой брат, желающий заменить другаго, не подлежит сам призыву, не числится в запасе и имеет от роду не менее двадцати и не более двадцати шести лет. Заменяющий обязан прослужить, как в рядах войск, так и в запасе, полные установленные сроки, а заменяемый, с увольнением из войск, перечисляется в ополчение.

III. Об отсрочках по имущественному положению.

52. Для устройства имущественных и хозяйственных дел, разрешается отсрочивать, но не более как на два года, поступление на службу лиц, управляющих лично собственным недвижимым имуществом, или принадлежащим им торговым, фабричным или промышленным заведением, за исключением однако заведений, производящих раздробительную продажу крепких напитков (уст. пит. ст. 301, по прод.1869 г., и примеч. к ней). Такия отсрочки в общий срок службы не зачитаются.

IV. Об отсрочках и льготах по образованию.

53. Воспитанники учебных заведений, означенных в приложении к сей статье, призываются к исполнению воинской повинности по достижении определенного для того возраста (ст. 11), наравне с прочими; но, для окончания образования, поступление на службу в войска по вынутому жеребью, в случае заявленнаго ими желания, отсрочивается:
1) до достижения двадцати двух лет от роду: обучающимся в учебных заведениях втораго разряда и воспитанников Императорской академии художеств, Московскаго училища живописи, ваяния и зодчества, С.-Петербургской и Московской консерватории Императорскаго Русскаго музыкальнаго общества и учительских институтов, семинарий и школ (ср. прилож. к сей статье).
2) до достижения двадцати четырех лет от роду: воспитанникам духовных православных, армяно-григорианских и римско-католических семинарий, а также обучающимся в навигационных училищах разных наименований;
3) до достижения двадцати пяти лет от роду: воспитанникам Московскаго училища живописи, ваяния и зодчества, удостоенным серебряной медали ранее достижения 22-летнего возраста и продолжающим свое художественное образование в училище, а также ученикам по классу пения С.-Петербургской и Московской консерваторий Императорскаго Русскаго музыкальнаго общества, выдержавшим поверочное испытание прежде достижения 22-летнего возраста и продолжающим свое артистическое образование в консерватории;
4) до достижения двадцати семи лет от роду: обучающимся в учебных заведениях перваго разряда; лицам, избранным, по окончании университетскаго курса, для приготовления на учительския должности; равно воспитанникам С.-Петербургской и Московской консерваторий Императорскаго Русскаго музыкальнаго общества, удостоенным аттестата ранее достижения 22-летнего возраста и продолжающим свое артистическое образование в консерватории, и
5) до достижения двадцати восьми лет от роду: воспитанникам духовных православных и римско-католических академий; лицам, избранным, по окончании университетскаго курса, для приготовления в профессорския должности и воспитанникам Императорской академии художеств, удостоенных серебряной медали ранее достижения 22-летнего возраста и продолжающим свое художественное образование в академии.

54. Все обучающиеся в означенных в предшедшей 53-й статье учебных заведениях имеют право заявить, не позже как за два месяца до призыва к жеребью, о желании отбыть воинскую повинность на правах вольноопределяющихся. Заявившие о сем, освобождаясь от жеребья, пользуются вышеопределенными отсрочками для окончания курса наук.

55. Лица, окончившия с успехом курс в православных духовных академиях и семинариях, пользуются по окончании курса, годичною отсрочкою для поступления в духовное звание, освобождающее от воинской повинности (ст. 62).

56. Для лиц, достигших нижеуказанных степеней образования, при отбывании ими воинской повинности по жеребью, устанавливаются сокращенные сроки службы на следующем основании:
1) окончившие курс в университетах и в других учебных заведениях перваго разряда, или выдержавшие соответственное испытание, состоят: на действительной службе - шесть месяцев и в запасе армии - четырнадцать лет шесть месяцев;
2) окончившие курс шести классов гимназий или реальных училищ, или втораго класса духовных семинарий, или же курс других учебных заведений втораго разряда, а равно выдержавшие соответственное испытание, состоят: на действительной службе год и шесть месяцев и в запасе армии тринадцать лет и шесть месяцев;
3) окончившие курс или выдержавшие испытание в знании курса учебных заведений третьяго разряда состоят: на действительной службе три года и в запасе армии двенадцать лет, и
4) имеющие свидетельство о знании курса начальных народных училищ, определеннаго уставом 14-го Июля 1864 года, или курса других учебных заведений четвертаго разряда, состоят: а) при назначении во все войска (за исключением поименованных ниже в пункте б) - на действительной службе четыре года и в запасе одиннадцать лет, - и б) при назначении в войска, расположенныя в Туркестанском военном округе и в областях: Семипалатинской, Забайкальской, Якутской, Амурской и Приморской, а также при назначении во флот, - на действительной службе шесть лет и в запасе армии или флота четыре года.
Примечание. Свидетельства о знании курса учебных заведений четвертаго разряда, по надлежащем в сем удостоверении на основании особых правил, составляемых Министерством Народного Просвещения по согласованию с Военным Министерством и с IV Отделением Собственной Его Императорскаго Величества Канцелярии, выдаются уездными училищными советами, а где их нет - педагогическими советами училищ.

57. От лиц нерусскаго происхождения, обучавшихся в народных школах или таких учебных заведениях, в коих преподавание русскаго языка необязательно, для предоставления им права на сокращенные сроки службы по образованию (ст. 56), требуется, кроме знания училищных курсов, умение бегло и со смыслом читать и четко писать по-русски. Удостоверения в сем могут быть выдаваемы педагогическими советами всех правительственных учебных заведений ведомств Министерства Народнаго Просвещения.

58. В случае поступления в войска по жеребью, лица, означенныя в пунктах 1-м и 2-м статьи 56-й (за исключением медиков, ветеринаров и фармацевтов, отбывающих воинскую повинность в званиях, соответствующих их специальности), назначаются в нестроевые должности и команды не иначе, как с их согласия. Те из означенных лиц, которыя, вследствие телесных недостатков или болезненного разстройства, не будут в состоянии отбывать службу в строю, освобождаются вовсе от службы.

59. Лицам, указанным в пунктах 1-м и 2-м статьи 56-й, предоставляется: 1) поступать в войска по окончании курса, или выдержании испытания, не ожидая времени, назначенного для производства призывов (ст. 14); срок службы их в сем случае исчисляется по правилу, означенному в пункте б статьи 19-й; 2) поступать в те или другия части войск, по их избранию, с тем однако, чтобы общее число таких лиц в каждой части войск не превышало нормы, установленной Военным Министерством.

60. Из лиц, подлежащих призыву в местностях, назначенных для комплектования флота (ст. 15, п. 1 и ст. 16), молодые люди, указанные в пунктах 1, 2 и 3-м статьи 56, за исключением лишь окончивших курс в морских учебных заведениях, не определяются на службу во флот без собственнаго на то желания, а обращаются в сухопутныя войска. Означенныя лица, при поступлении по желанию их во флот, обязаны прослужить три года на действительной службе и семь лет в запасе.

61. Для поступающих по жеребью во флот нижепоименованных лиц, определяются следующие сроки службы:
1) приобревшие по экзамену звание шкипера дальнего или каботажного плавания, или штурмана дальнего плавания, состоят: на действительной службе два года и в запасе восемь лет, и
2) приобревшие по экзамену звание штурмана каботажного плавания состоят: на действительной службе три года и в запасе семь лет.

V. Об изъятиях по званию и роду занятий.

62. Освобождаются от воинской повинности:
1) священнослужители всех христианских вероисповеданий, и
2) православные псаломщики, окончившие курс в духовных академиях и семинариях, или в духовных училищах. Но лица, оставившия место псаломщика до истечения шести лет со времени освобождения по этому месту от военной службы, привлекаются к исполнению воинской повинности, с обязательством пробыть на действительной службе и в запасе сроки, соответствующие их образованию; оставившие же церковнослужительство по истечении шести лет зачисляются прямо в запас до тридцати шести летнего возраста.

63. Нижеозначенныя лица, если ими вынут будет жеребий, определяющий поступление их в постоянныя войска, освобождаются от действительной службы в мирное время и зачисляются в запас армии на пятнадцать лет:
1) имеющие степень доктора медицины или лекаря, магистра ветеринарных наук или фармации, или же ветеринара, если не подлежит, по уставам заведений, в которых получили образование, обязательной службе в военном ведомстве.
2) пансионеры императорской академии художеств, отправленные за границу на казенный счет для усовершенствования в художественном образовании, и
3) преподающие в учебных заведениях, как поименованных в приложении к ст. 53, так и во всех вообще правительственных учебных заведениях, не показанных в указанном приложении, те предметы, которые по уставам сих заведений положено преподавать, а равно штатные помощники их в учебных заведениях, содержимых правительством, или уставы коих правительством утверждены. Но, до истечения шести лет со времени зачисления в запас, означенныя лица обязаны ежегодно представлять в подлежащее о воинской повинности присутствие удостоверение их начальства в том, что они не оставили соответствующих их званию занятий; прекратившие же сии занятия ранее означенного времени призываются на действительную службу на срок, соответствующий их образованию.
Примечание. Преподаватели навигационных училищ, если принадлежат к разряду людей, назначенных для пополнения флота, зачисляются в запас флота на десятилетний срок.

64. Освобождаются от действительной службы в мирное время и зачисляются в запас флота на десятилетний срок нижеследующие лица, если ими вынут будет жеребий, определяющий поступление их на службу:
1) шкиперы или штурманы дальнего или каботажного плавания и инженер-механики, управляющие судовою машиною, если таковые лица состоят в соответствующих должностях на мореходных торговых судах, плавающих под русским флагом, и
2) лоцманы и лоцманские ученики, имеющие по закону право на сии звания.
Но те из означенных лиц (п. 1 и 2), которыя в течение десятилетняго срока, более одной навигации не будут исполнять обязанностей, званию их соответствующих, призываются на действительную службу во флот на семилетний срок, с зачетом, однако, в этот срок времени, проведенного в исполнении специальных обязанностей своего звания.

65. Определенные в статье 18-й и в пункте 4-м статьи 56-й сроки действительной службы во флоте сокращаются, с увеличением на соответствующее число лет срока состояния в запасе флота:
1) служившим не менее двух навигаций матросами на судах большаго и дальняго плавания, или машинистами на паровых судах - на два года,
2) служившим не менее двух навигаций матросами на мореходных малаго плавания и каботажных судах, или кочегарами на паровых судах - на один год.

66. Служащим матросами на мореходных судах русскаго торговаго флота, а также машинистами или кочегарами на всякаго рода паровых судах сего флота, отсрочивается в мирное время, поступление на военную службу по жеребью до истечения срока заключенных ими условий, но ни в каком случае не долее двадцати пяти летнего возраста. Время, проведенное сими лицами на судах торгового флота после вынутия жеребья и до поступления на службу, зачитается им в срок, определенный для состояния в запасе флота, по расчету двух лет частной службы за год состояния в запасе флота.

Глава VII.

О состоянии призывных участков.

67. Для отправления воинской повинности учреждаются призывные участки. В состав каждого участка входит или часть уезда или целый уезд.

68. Из городов с населением не менее десяти тысяч мужских душ составляются отдельные участки. В случае желания местных жителей, образование отдельных участков допускается и из городов менее населенных, если в них имеется не менее пяти тысяч мужских душ.

69. В губерниях Лифляндской и Курляндской, при образовании участков, за уезд принимается: в первой - округ орднунгсгерихта, а во второй - округ гауптманскаго суда.

70. Округи области Войска Донскаго, за исключением округов Миусскаго и Донецкаго, а равно уезды областей: Уральской, Кубанской и Терской, составляют каждый один призывной участок. Земли Астраханскаго и Оренбургскаго казачьих войск присоединяются к призывным участкам ближайших уездов Астраханской, Саратовской и Оренбургской губерний. Отступления от сих правил разрешается, по представлениям областных правлений, Военным Министром, по согласованию с Министром Внутренних Дел.

71. Размер призывного участка определяется: участка сельскаго или смешаннаго городскаго и сельскаго населения - в пределах от восьми до двадцати тысяч, а участка исключительно городскаго - от пяти до сорока тысяч душ мужскаго пола. Города с населением свыше сорока тысяч душ мужскаго пола могут разделяться на несколько участков.

72. При образовании призывных участков, соблюдаются также следующие правила:
1) Волости ни в каком случае не раздробляются.
2) В области Войска Донскаго, подлежащее общей воинской повинности население, проживающее на станичных землях, приписывается, по отправлению сей повинности, к ближайшим волостям. Распределение для сего станиц производится областным правлением, по соглашению с войсковым по крестьянским делам присутствием.
3) В Сибири сельские призывные участки образуются или отдельно по волостям, или в составе не более трех волостей. К волостям приписываются, для отбывания воинской повинности, ближайшия отдельныя сельския общества и заводы с их населением, а равно лица, обязанныя общею воинскою повинностью, проживающия на казенных, казачьих и частных землях.

73. В каждом призывном участке определяется место для призыва и приема лиц, подлежащих воинской повинности.

74. Разстояние от призывного пункта участка наиболее отдаленных его селений не должно вообще превышать пятидесяти верст.

75. Если в пределах участка не окажется поселения, удобного для размещения призываемых, то местом для призыва может быть избран ближайший к участку город или селение, с соблюдением при этом изложенного в статье 74-й правила о разстоянии.

76. Составление предложений о разделении уездов на участки и определения призывных пунктов возлагается:
а) в губерниях, где введены земския учреждения, - на уездныя земския собрания;
б) в губерниях, в коих земские учреждения не введены, - на особыя комиссии из уездного предводителя дворянства, городского головы, исправника и мирового посредника (по выбору мироваго съезда);
в) в Прибалтийских губерниях - на комиссии из уезднаго предводителя дворянства (или лица, его заменяющего), бургомистра уезднаго города (или лица, его заменяющего) и следующих лиц: в Лифляндской губернии - орднунгсрихтера и членов приходских судов (по одному от каждаго), в Эстляндской - гакенрихтеров и членов полицейских судов (по одному от каждаго), и в Курляндской - гауптмана и члена крестьянскаго уезднаго суда;
г) в Миусском и Донецком округах области Войска Донскаго - на областное правление сей области. Земли Астраханскаго и Оренбургскаго казачьих войск распределяются по призывным участкам ближайших уездов Саратовской, Астраханской и Оренбургской губерний земским собраниями или комиссиями для разделения на участки сих уездов, по принадлежности, с участием депутатов от управлений названных казачьих войск;
д) в Сибири - на комиссии из председателя окружнаго по воинской повинности присутствия (ст. 85, п. е), окружнаго исправника, городскаго головы и мироваго посредника (в Алтайском горном округе).

77. Составление предложений о разделении городов на участки возлагается на городския управы, а где их нет, на думы или заменяющие их учреждения.

78. Составленныя на вышеуказанном основании предложения о призывных участках (ст. 76 и 77) представляются на утверждение губернатора или начальника области.

79. Если, по местным особенностям, встретится затруднение образовать призывные участки в размерах, определенных в статьях 71, 74 и 75, то предложение о составлении участков, с отступлением от указанных размеров, представляются на разрешение Министров Внутренних Дел и Военнаго. На разрешение сих же Министров должны быть представляемы и предложения об изменениях в участках, уже образованных.

80. Сведения о образованных, на основании предшедших статей, призывных участках, с подробным обозначением составных частей их и мест, избранных для явки по призыву (ст. 73-75), представляются губернатором или начальником области в Министерство Внутренних Дел и Военное. Министерство Внутренних Дел объявляет во всеобщее сведение списки призывных участков и происходящия в них изменения.

Глава VIII.

Об учреждениях по отправлению воинской повинности.

81. В каждой губернии и области, за исключением указанных ниже в ст. 83, состоит губернское или областное по воинской повинности присутствие, под председательством губернатора или начальника области, из следующих членов: губернскаго предводителя дворянства, председателя губернской земской управы и одного члена оной по выбору сей управы, губернскаго воинскаго начальника или лица, его заменяющего, и прокурора областного суда или его товарища.

82. В нижеописанных губерниях и областях состав губернского по воинской повинности присутствия видоизменяется следующим образом:
а) в губерниях, где не введены земския учреждения, вместо председателя и члена губернской земской управы, в состав присутствия назначаются два члена губернскаго присутствия по крестьянским делам;
б) в губерниях, где действуют судебные уставы, место прокурора окружнаго суда заступает губернский прокурор, или иное лицо прокурорскаго надзора;
в) в губерниях Прибалтийских, губерниях Царства Польскаго и Сибирских, вместо председателя и члена земской управы, назначаются: в Прибалтийских губерниях - особый член от правительства и член комиссии по крестьянским делам; в губерниях Царства Польскаго - непременный член губернскаго по крестьянским делам присутствия и один из уездных комиссаров по крестьянским делам; в Сибири - советник губернскаго или областнаго правления;
г) в областях Акмолинской и Семипалатинской (независимо от указанного в пункте в изменения в составе присутствия) в оное назначается, вместо губернскаго воинскаго начальника, штаб-офицер по указанию командующего войсками в области.

83. В областях: Войска Донскаго, Кубанской, Терской и Уральской обязанности губернскаго по воинской повинности присутствия возлагаются на областное правление.

84. В каждом уезде или округе состоит уездное или окружное по воинской повинности присутствие, под председательством уездного предводителя дворянства, из следующих членов: офицера по назначению военнаго начальства, уезднаго исправника, или соответствующего сему званию лица, и члена земской управы по выбору оной. При действии присутствия в призывном участке, имеющем в своем составе городское население, присутствие дополняется членом от городской управы по ея назначению, а где городской управы не имеется, членом по выбору городскаго общества. Кроме того, при действии присутствия в местах призыва, состав онаго дополняется одним из жителей участка, избираемым уездным земским собранием на три года.

85. В нижеозначенных местностях состав уезднаго или окружнаго присутствия видоизменяется следующим образом:
а) в губерниях, где не введены земския учреждения, председателем присутствия назначается одно из местных должностных лиц, по выбору губернатора, а вместо члена земской управы, в состав присутствия избирается мировым съездом один из мировых посредников; особаго же члена, при действии присутствия в местах призыва, не полагается;
б) в губерниях Прибалтийских состав уездных присутствий полается следующий: председатель - одно из местных должностных лиц, по выбору губернатора; члены: 1) офицер по назначению военнаго начальства; 2) один из местных чиновников по выбору губернатора; 3) орднунгсрихтер - в Лифляндской губернии, такенрихтер (в своем участке) - в Эстляндской губернии, гауптман - в Курляндской губернии, и 4) член по выбору волостных старшин уезда на три года. При действии присутствия в призывных участках, в которые входит городское население, состав онаго дополняется бургомистром или заменяющим его лицом;
в) в губерниях Царства Польскаго уездныя присутствия имеют следующий состав: председатель - уездный начальник; члены: помощник уездного начальника по полицейским делам; комиссар по крестьянским делам; два члена из местных обывателей, по назначению губернатора, на три года, и войт той гмины или бургомистр того города, откуда принимаются люди;
г) впредь до введения в области войска Донскаго земских учреждений, обязанности уезднаго присутствия возлагаются на особыя присутствия в следующем составе: председатель - предводитель дворянства; члены: офицер по назначению войсковаго наказнаго атамана, окружной начальник и один или два мировых посредника. В Черкасской области состав присутствия дополняется членом, избираемым жителями г. Новочеркасска, не принадлежащими к казачьему сословию. Число означенных присутствий и пространство действия каждаго из них определяются областным правлением.
д) в областях: Кубанской, Терской и Уральской, уездныя присутствия составляют: председатель - уездный начальник; члены: чиновник по назначению начальника области и один выборный от города, в коем производится призыв. В городах: Екатеринодаре, Владикавказе, Ейске, Кизляре и Уральске, в состав присутствий входят и полицмейстеры сих городов. Если бы начальниками Кубанской, Терской и Уральской областей, по принадлежности, в виду особых местных условий, признано было более удобным не учреждать в каждом городе особаго присутствия, распространяя вместо того круг действия одного присутствия на два или три уезда, то сие может быть допускаемо с разрешения Военнаго Министра, по предварительном соглашении его, относительно областей Кубанской и Терской, с Наместником Кавказским;
е) в Сибирских губерниях и в областях Забайкальской и Якутской окружныя присутствия имеют следующий состав: председатель - должностное лицо по назначению генерал-губернатора; члены: офицер по назначению военнаго начальства, чиновник по назначению губернатора или начальника области, окружной исправник (а в Алтайском горном округе - и мировой посредник) и волостной голова той волости, люди которой принимаются. При действии присутствия в участках, имеющих в своих пределах городское население, состав их дополняется членом от городскаго управления. В областях же Акмолинской и Семипалатинской уездныя присутствия составляют: председатель - уездный начальник; члены: офицер по назначению военнаго начальства, городской голова и член от городскаго управления.

86. Уездное или окружное присутствие действуют в подведомственных ему призывных участках поочередно.

Александр II известен своими многочисленными реформами, затронувшими все стороны жизни российского общества. В 1874 году по поручению этого царя военный министр Дмитрий Милютин изменил систему призыва в отечественную армию. Формат всеобщей воинской повинности с некоторыми изменениями существовал в Советском Союзе и сохраняется и сегодня.

Военная реформа

Эпохальное для тогдашних жителей России введение всеобщей воинской повинности произошло в 1874 году. Состоялось оно в рамках масштабных реформ в армии, предпринятых в период правления императора Александра II. Этот царь взошел на престол в тот момент, когда Россия позорно проигрывала Крымскую войну, развязанную его отцом Николаем I. Александру пришлось заключить невыгодный мирный договор.

Однако настоящие последствия неудачи в очередной войне с Турцией проявились только через несколько лет. Новый царь решил разобраться в причинах фиаско. Они заключались в том числе и в устаревшей и неэффективной системе пополнения личного состава армии.

Недостатки рекрутской системы

До того как произошло введение всеобщей воинской повинности, в России существовала рекрутская повинность. Она была введена по в 1705 году. Важная особенность этой системы заключалась в том, что повинность распространялась не на граждан, а на общины, которые выбирали молодых мужчин, отправляемых в войско. При этом срок службы был пожизненным. Мещане, и ремесленники выбирали своих кандидатов посредством слепого жребия. Данная норма была закреплена законодательно в 1854 году.

Помещики, владевшие собственными крепостными, сами выбирали крестьян, для которых армия на всю жизнь становилась домом. Введение всеобщей воинской повинности избавило страну и от еще одной проблемы. Она заключалась в том, что юридически не существовало определенного Он колебался в зависимости от региона. В конце XVIII века срок службы сократили до 25 лет, но даже такие временные рамки отрывали людей от собственного хозяйства на слишком долгий период. Семья могла остаться без кормильца, а когда тот возвращался домой, он уже был фактически недееспособен. Таким образом, возникала не только демографическая, но и экономическая проблема.

Провозглашение реформы

Когда Александр Николаевич оценил все минусы существовавших порядков, он решил поручить введение всеобщей воинской повинности главе Военного министерства Дмитрию Алексеевичу Милютину. Тот прорабатывал новое законодательство несколько лет. Разработка реформы закончилась в 1873-м. 1 января 1874 года окончательно произошло введение всеобщей воинской повинности. Дата этого события стала знаковой для современников.

Рекрутская система отменялась. Теперь призыву подлежали все мужчины, которые достигли 21 года. Государство не делало исключений для сословий или чинов. Таким образом, реформа затронула и дворян. Инициатор введения всеобщей воинской повинности Александр II настаивал на том, что в новой армии не должно было быть привилегий.

Сроки службы

Основной теперь составлял 6 лет (на флоте - 7 лет). Также были изменены временные рамки пребывания в запасе. Теперь они равнялись 9 годам (на флоте - 3 годам). Кроме того, формировалось новое ополчение. В него на 40 лет попадали те мужчины, которые уже отслужили фактически и в запасе. Таким образом, государство получало четкую, регламентированную и прозрачную систему пополнения войска на любой случай. Теперь, если начинался кровопролитный конфликт, армия могла не беспокоиться о приливе в свои ряды свежих сил.

Если у семьи был единственный кормилец или единственный сын, он освобождался от обязанности идти служить. Также была предусмотрена гибкая система отсрочек (например, в случае низкого благосостояния и т. д.). Период службы сокращался в зависимости от того, какое образование было у призывника. Например, если мужчина уже отучился в университете, он мог пробыть в армии всего полтора года.

Отсрочки и освобождения

Какие еще особенности имело введение всеобщей воинской повинности в России? Кроме всего прочего появились отсрочки для призывников, у которых были проблемы со здоровьем. Если по своему физическому состоянию мужчина был не способен служить, его вообще освобождали от обязанности побывать в армии. Помимо этого исключение делали еще и для служителей церкви. Люди, имевшие специфические профессии (медицинские доктора, ученики в Академии художеств), сразу зачислялись в запас без фактического пребывания в армии.

Щекотливым был национальный вопрос. Так, например, представители коренных народов Средней Азии и Кавказа вообще не служили. В то же время такие льготы в 1874 году были отменены для лопарей и некоторых других северных национальностей. Постепенно эта система менялась. Уже в 1880-е годы на службу стали призываться инородцы Томской, Тобольской и а также Тургайской, Семипалатинской и Уральской областей.

Участки комплектования

Появились и другие новшества, которые ознаменовало введение всеобщей воинской повинности. Год реформы запомнился в армии тем, что теперь она стала комплектоваться согласно региональному ранжированию. Вся Российская империя была поделена на три крупных участка.

Первый из них был великорусским. Почему его так назвали? К нему отнесли территории, на которых проживало абсолютное русское большинство (выше 75 %). Объектами ранжирования стали уезды. Именно по их демографическим показателям власти решали, к какой группе отнести жителей. Второй участок включал земли, где также были малороссы (украинцы) и белорусы. Третья группа (инородческая) - это все остальные территории (в основном Кавказ, Дальний Восток).

Данная система была необходима для комплектования артиллерийских бригад и пехотных полков. Каждая такая стратегическая единица пополнялась жителям только одного участка. Делалось это для того, чтобы избежать в войсках межнациональной розни.

Реформа в системе подготовки военных кадров

Важно, что проведение военной реформы (введение всеобщей воинской повинности) сопровождалось и другими нововведениями. В частности, Александр II решил полностью изменить систему офицерского образования. Военно-учебные заведения жили по старым костным порядкам. В новых условиях всеобщего призыва они становились неэффективными и затратными.

Поэтому в этих учреждениях началась своя серьезная реформа. Ее главным проводником стал великий князь Михаил Николаевич (младший брат царя). Главные изменения можно отметить в нескольких тезисах. Во-первых, специальное воинское образование было окончательно отделено от общего. Во-вторых, был облегчен доступ к нему для мужчин, не принадлежавших к дворянскому сословию.

Новые военные образовательные учреждения

В 1862 году в России появились новые военные гимназии - средние учебные заведения, которые были аналогами гражданских реальных училищ. Еще через 14 лет были окончательно отменены все сословные цензы при поступлении в подобные учреждения.

В Санкт-Петербурге основали Александровскую академию, которая специализировалась на выпуске армейских и юридических кадров. К 1880 году количество военно-учебных заведений по всей России заметно увеличилось по сравнению с цифрами в начале правления царя-освободителя. Функционировало 6 академий, столько же училищ, 16 гимназий, 16 училищ для юнкеров и т. д.

 
Статьи по теме:
Военная реформа Александра II Введение всеобщей воинской повинности 1874 года
Военно-правовой документ, который закреплял в России всеобщую воинскую повинность и Определял порядок её отбывания. Утверждён 1 января 1874. Устав состоял из 13 глав, в которых излагались вопросы организации вооруженных сил, Порядок сбора государственного
Романов Николай Александрович
ДНЕВНИКИ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II Том II Да благословит Господь наступивший год, да дарует Он России победоносное окончание войны, прочный мир и тихое и безмолвное житие! Поехали в 11 час. к обедне. Потом у нас завтракали: дамы, кн. А. С. Долгорукий и Дм. Ш
Знаки препинания в конце предложения
Сегодня мы поговорим о существующих знаках препинания . Узнаем, какие существуют знаки препинания , для чего они служат и откуда взялись. Начнем с того, что сформируем определенное понимание предназначения знаков препинания. Зачем же нам нужны эти самые з
Смысл жизни в христианстве и других религиях
Мы все привыкли к тому, что смысл жизни – это нечто само собой разумеющееся. Совершенно естественно спросить, а каков смысл жизни, по Вашему мнению? А что такое смысл жизни по учению того или иного отца? Что такое смысл жизни по учению Церкви? И, казалось