«Умру я скоро. Жалкое наследство…» Н

Стихотворения Николая Алексеевича Некрасова знакомы каждому читателю с раннего детства. Каждая его строка проникновенна и наполнена глубоким смыслом. Все его стихотворные сюжеты – это не только высокая художественная деятельность самого писателя, но и проникновенная лирика, имеющая высокий гражданский пафос. Известно, что Николай Некрасов уже при жизни был поставлен в один рядом со многими самыми лучшими и выдающимися литераторами и писателями того времени, так как его литературное творчество заслуживает высочайших похвал и наград.

Среди его необычных, и высоких по мастерству, поэтических и лирических произведений имеется интересное стихотворение-исповедь «Умру я скоро».

История и замысел создания «Умру я скоро»

Однажды Николаю Некрасову пришло письмо, которого он совсем не ожидал. Это произошло в 1866 году. Автор этого послания был неизвестен, а вместо подписи было просто написано – «Неизвестный друг». Да и само письмо было написано в интересном жанре - стихотворном. Называлось это стихотворное послание «Не может быть». Это письмо оказалось откликом тех, кто не желал верить в обвинения, обрушившиеся на Николая Алексеевича.

В то время в обществе шли разговоры о том, что Николай Некрасов подлец и двуличный человек. Все это началось после обеда у князя Муравьева, где поэт пытался сделать все, чтобы его журнал не закрыли. А уже на следующий день весь литературный мир и общество заговорило о том, что поэт неискренен, что он ведет себя двояко: сам призывает в своих стихотворных сюжетах к любви и жалости, а на деле он суровый и очень жестокий человек. Обвинили его и в том, что он якобы смеется над толпой.

У исследователей некрасовского творчества есть доказательства, что это необычное послание было написано известной в то время женщиной – поэтом, переводчицей Марковой-Павловой. Она являлась поклонницей таланта Некрасова.

Через год поэт создал свое стихотворное произведение «Умру я скоро», которое в его рукописях датировано 1867 годом. Выпущено в печатном некрасовском сборнике оно было в 1869 году. Существует еще один факт из биографии поэта, который мог послужить толчком к написанию этого стихотворного наследия Николая Некрасова. Известно, что обвинения поэта в отходе от идей демократии были связаны и с тем, что он написал оду, которая была посвящена Муравьеву и носила хвалебный характер.

Никто не пытался понять, что поэт идет на сделку с совестью для того, чтобы временно закрытый журнал «Современник» смог существовать дальше. Муравьев прослушал оду спиной и не оценил по заслугам, а вскоре журнал закрыли.

Умру я скоро. Жалкое наследство,
О родина! оставлю я тебе.
Под гнетом роковым провел я детство
И молодость - в мучительной борьбе.
Недолгая нас буря укрепляет,
Хоть ею мы мгновенно смущены,
Но долгая - навеки поселяет
В душе привычки робкой тишины.
На мне года гнетущих впечатлений
Оставили неизгладимый след.
Как мало знал свободных вдохновений,
О родина! печальный твой поэт!
Каких преград не встретил мимоходом
С своей угрюмой Музой на пути?..
За каплю крови, общую с народом,
И малый труд в заслугу мне сочти!

Некрасовское стихотворение состоит из трех равных частей, так как в каждой из них находится всего четыре стихотворные строфы. Но все эти три части соединены между собой и общими темами и идеями, а также рефреном в конце каждой части. Остановимся на содержание каждой части, которая играет немаловажную роль для понимания всего сюжета некрасовского произведения.

В первой части, после небольшого экскурса в детство и юность, автор вводит своего лирического героя, который начинает рассуждать о причинах, заставляющих оставить после себя родине только самое жалко наследие – это свое нелегкое и не безоблачное детство, да еще такая же полная лишений и страданий молодость, которые не сделали из поэта сильную личность, а лишь смогли закалить изнутри.

Этот же лирический героя во второй части пытается объяснить, почему его поэтическая муза бывает фальшивой, а ведь он никогда не был и не считал себя продажным поэтом. Но вся его неискренность происходит из-за того, что он теперь совсем одинок. Так произошло, что часть его лучших и близких друзей, которые его понимали и поддерживали, умерли, а другие просто ушли, некоторых друзей он сам оставил в покое. И вот теперь окруженному врагами и неприятелями, ему трудно не фальшивить, ведь совсем нет поддержки.

В третьей стихотворной некрасовской строфе читатель может увидеть раскаяние все того же лирического героя, который сожалеет о том, что его поэзия не оказала такого сильного влияния на народ, как он хотел бы. Но все-таки у него есть цель, самая ценная и драгоценная, ради которой и было задумано всё творчество – поэзия, и даже это небольшое стихотворение. Его огромнейшая и бескрайняя любовь к Родине, которую он смог сохранить в своей черствой и бесчувственной душе.

Композиция стихотворения


Известно, что Николай Некрасов, который относил себя к демократам, в своих стихотворных сюжетах показывал трудную и реальную жизнь крестьян. Это же направление четко прослеживается и в его поэтическом произведении «Умру я скоро».

Он обращается к читателю, рассказывая о том, что реализм в искусстве – это самый лучший выбор. И хотя поэт раскаивается в том, что действительность оказывает на него такое сильное влияние, он объясняет что ему приходится балансировать между дозволенностью и принципами. Автор будто извиняется, что в качестве своего небольшого, и, может быть, жалкого наследия он оставляет свою элегию.

Но тут же поэт утверждает, что он всегда служил, и будет продолжать служить своему народу и родине. Поэтому и выбирает жанром своего стихотворного произведения элегию, так как она позволяет выразить его гражданскую позицию и показать, что поэт – патриот. Многие исследователи некрасовского творчества считают, что эту элегию можно отнести к его покаянной лирике, в которой звучит исповедь автора.

Основная тема стихотворения "Умру я скоро» – это исповедь перед Отчизной , ведь, как утверждал сам поэт, он не был так сильно увлечен своей целью, поэтому и шел к ней медленно. Кроме того, воспевая страдания родной страны и всего русского народа, сам он ничем не пожертвовал. И вот теперь перед ним проноситься вся его жизнь. Но в конце стихотворения поэт обращается к своей родине и просит принять те маленькие заслуги, которые он сделал ради нее, а еще он просит прощения и надеется, что родина его простит, так как у него кровь единая с народом.

Выразительные средства


Некрасовская элегия состоит из трех частей, в которых проходит один и тот же лирический герой – автор. Каждая часть повествует о каком-то этапе жизни поэта. Первая о его молодых годах и о том, что настроение было революционное. И это настроение автор сравнивает с бурей, которая длится хоть и недолго, но способна укрепить дух воинов.

Вторая часть – это рассуждения автора о том, что поэзию могут использовать неверно, если она издает неверные звуки и немного фальшивит. Может быть, он даже имел в виду те произведения, которые сам написал, преследуя определённые цели. И здесь же он говорит о том, что очень одинок.

Все три части объединяет не только одна идея и тема, но и то, что повторяется одна и та же строчка:

«За каплю крови, общую с народом».

Поэт намекает, что несмотря на своё дворянское происхождение, он имеет общую с народом кровь.

Также на протяжении всего сюжета, в каждой из частей, поэт обращается и к своей Отчизне, перед которой просит прощение. Успешность жизни человека для автора заключается в его заслуги перед Родиной.

В своем стихотворении поэт использует много выразительных средств, которые придают художественность всей элегии:

♦ Олицетворения.
♦ Эпитеты: жалкое, малый, робкое, роковое, мучительное, гнетущее.
♦ Метафора: буря, которая так сильно могла сломить поэта, долгая.


Если в первой части Николай Некрасов использует большое количество олицетворений, то во второй это уже метафоры, а в третьей – эпитеты. Вся элегия написана высоким стилем, и поэтому поэт прибегает к использованию старославянизмов. Николай Некрасов написал свою элегию пятистопным ямбом, с чередованием женской и мужской рифмы. Вся рифмовка некрасовского стихотворения – перекрестная.

Анализ некрасовской элегии «Умру я скоро»


Некрасовская элегия с таким пророческим названием «Умру я скоро» была написана в зрелом возрасте поэта. Это своеобразный анализ проделанной работы. Отсюда и такая глубокая исповедь, некий крик души, в котором содержится и горечь, и печаль, и даже раскаяние. В этой некрасовской исповеди много самоиронии, которая вызывает приятные чувства.

Чтобы передать свое настроение, уныния и одиночества, автор использует метафоры и эпитеты, которые оказываются у него жесткими и довольно колкими. Он возвращается своими мыслями в прошлое, анализирует его. Вспоминает поэт и то, что его так согревало, что отдается тепло в груди. Но к сожалению, таких воспоминаний у Николая Некрасова немного. В свои зрелые годы жизненного пути поэт понимает, что он никому уже не нужен: кто-то его не принял с самого начала пути, а кто-то просто со временем бросил его. Страдая, Николай Некрасов говорит о том, что в жизни он успел совсем немного, а ведь мечталось сделать намного больше. И вот теперь ему горько и печально.

Поэт утверждает, что уникальность его поэтического наследия состоит в том, что он отступает от общепринятого слога, и это его отличие от других поэтов отталкивает и читателей, и друзей. Поэтому сожалеет и сокрушается, что перед своей родной землей, да и перед народом, он не выполнил свой долг и свое назначение на земле.

Признается поэт и в любви к своей Родине, и даже просит прощения за те поступки, которые совершил или мог совершить. При этом он преуменьшает свою роль в русской литературе.

И современники и все последующие поколения высоко оценят его творчество, в котором звучат идеалы патриотизма и преданности своей Отчизне.

2 230 0

Произведение написано в 1867 году. посвятил его «неизвестному другу», приславшему поэту стихотворение собственного сочинения под названием «Не может быть». В нем аноним выражал протест против слухов, призванных опорочить Николая Алексеевича. Кто же решился поддержать Некрасова, но при этом предпочел оставить в тайне имя? По мнению литературоведов, автор «Не может быть» - Ольга Петровна Мартынова, писательница 50-90-х годов XIX столетия. Женщина творила под несколькими псевдонимами - Ольга П., Павлова Ольга, Павлова О., П-а Ольга. О том, что посвящение Николаю Алексеевичу принадлежит именно ее перу, исследователи узнали из дневника матери писательницы - Ольги Васильевны Мартыновой. Там же указана дата создания «Не может быть» - шестое февраля 1866 года. Ольга Петровна была увлечена творчеством Некрасова. Кроме того, из дневника ее матери становится понятно, что женщина лично знала знаменитого литератора.

«Умру я скоро. Жалкое наследство…» - подведение жизненных итогов. Стихотворение принято относить к так называемой покаянной лирике Некрасова. Среди ее наиболее известных образцов - , . Главная тема стихотворений - попытка преодоления внутреннего разлада. Николаю Алексеевичу нередко казалось, что он не в полной мере соответствует высокому идеалу человека и поэта. «Умру я скоро. Жалкое наследство…» - стихотворение-исповедь, преисполненное душевной болью, раскаянием, душевными терзаниями. В нем поэт рассуждает о родине, народе, друзьях, творчестве.

Первая часть произведения - рассказ о детстве и молодости лирического героя. Некрасов повествует о революционных настроениях, царивших в просвещенном обществе. Поэт сравнивает их с бурей. По мнению Николая Алексеевича, если она длится недолго, то способна укрепить бойцов. Вот только в России противостояние с властью затянулось. Люди привыкли молчать. Такая ситуация породила гнетущие впечатления у лирического героя, которые оставили в душе его неизгладимый след. Вторая часть содержит рассуждения на тему не всегда правильного использования лиры. По словам лирического героя, порой она издавала неверные звуки. Скорей всего, Некрасов имеет в виду те стихотворения, которые он написал не столько по велению Музы, сколько для того, чтобы журнал «Современник», издаваемый им, смог удержаться на плаву. Также во второй части лирический герой рассказывает о своем тотальном одиночестве. Многие друзья безвозвратно потеряны. Все больше становится врагов. В заключении лирический герой сокрушается, что недостаточно посредством творчества сделал для русского народа.

В каждой части Некрасов повторяет строку: «За каплю крови, общую с народом…» . С ее помощью он подчеркивает свое малое, но все-таки родство с простыми людьми - рабочими, крестьянами. Кроме того, на протяжении всего стихотворения лирический герой обращается к родине и просит у нее прощения.

Пытаясь спасти «Современник» от угрожающего ему закрытия, Некрасов прочел в Английском клубе стихотворное послание Муравьеву-Вешателю, от которого зависела судьба журнала. Глубочайшие переживания поэта, связанные с этим поступком, отразились и в настоящих стихах.

«Умру я скоро…» — одно из произведений так называемой «покаянной» лирики Некрасова: поэт казнит себя за то, что для защиты от полицейских и цензурных гонений он иногда льстил представителям власти. Страстное самообличение свидетельствовало о глубине передовых убеждений поэта. Цитируя их, В.И. Ленин писал: «Некрасов по той же личной слабости грешил нотками либерального угодничества, но сам же горько оплакивая свои «грехи» и публично каялся в них» .
Некрасов в своем стихотворении просил, чтобы родина за все его простила. Но мы не слышим ни плача, ни всхлипываний. В нем звучит мужественный голос поэта. Он исполнен решимостью к внутренней борьбе и не снимает с себя обвинений, но и показывает причину, которая заставила его пойти на такой унизительной безнравственный шаг: общество.

Для того, чтобы увеличить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть великолепие языка, автор употребляет изобразительные средства тропы. Понять чувства раскаяния, душевного состояния помогают эпитеты «робкая тишина», «гнетущие впечатления», «неизгладимый след», «неутомимый рок», «звук неверный».

Многосоюзие, присутствующее в стихотворении, передает душевное состояние автора, придает плавность происходящему. С их помощью мы видим, как тяжело, горько, тоскливо на душе Николая Алексеевича.

Стихотворению придает наибольшую выразительность, мелодичность перекрестная рифма.

Передать душевное состояние героя, подчеркнуть великолепие языка помогают многочисленные междометия.

Стихотворение «Умру я скоро…» посвящается неизвестному другу, приславшему стихотворение «Не может быть». Этим другом была поэтесса О.В. Мартынова (Павлова). В своем стихотворении она отклоняла клеветнические упреки в неискренности, которым ни раз подвергался Некрасов со стороны литературных врагов. Оценивая творческий путь Некрасова, могу от себя заметить, что я не заметила за ним жажды личной выгоды. По-моему, он стремился только к одному: спасти «Современник».

Если статья оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с друзьями через социальные сети и оставьте свой комментарий. Потратив всего 10 секунд своего времени на два клика по кнопки соцсети, Вы поможете нашему проекту. Спасибо!

Творчество народного поэта Н.А. Некрасова одно из самых сильно повлиявших на формирование русской литературы и осознания себя в этом мире народных крепостнических масс. Посвятив себя творчеству ради народа и для народа, он запоминается многим как поэт сопереживающий. понимающий людские страдания. Его поэзия обладает неким шармом, точной атмосферностью нашей страны, которую мало кто мог описать так умело и точно…

Стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство…» написано в 1867 году,не задолго до смерти поэта, и является заключительным, своего родом последним, подводящим итоговую черту.

Это исповедь, крик души, полный горечи и раскаяния, но и некой духовной самоиронии, доброй, и вызывающей лёгкую улыбку.

Настроение уныния и одиночества задают метафоры и эпитеты жесткие и колкие.

Взгляд поэта устремлен в давно минувшее…

Вспоминает то, что порою согревало его сердце, и как ни прискорбно, таких теплых воспоминаний ничтожно мало. В конце пути он брошен теми, кто был дорого, и теми, кто его так и не принял…

Он страдает. осознавая, что за жизнь успел лишь малую долю, чего бы хотел сделать, и пытается исповедоваться и раскаяться, хоть и ему непросто говорить об этом.

Его страдания заключается в его отличности от других поэтов, его уникальности и неклассическом слоге. Его лирическая песня полна навеянных скорой смертью сожалений о невыполненным долгом не только перед собой, но и перед всем русским народом:

И до народа не дошла она…

Однако, как бы грустно не звучала его прощальная пеня, в ней слышатся и добрые, светлые нотки.

Он говорит слова любви, обращенные к Родине, нахлынувшие чувства переполняют лирического героя, он просит прощения за дела совершенные и так и несовершенные. Он сожалеет об оставленном «жалком наследстве» после себя, сетует на невозможность унять бурные и неподвластные процессы разлагающие его родную страну.

Автор беспощадно казнит себя, обвиняя в не полною жертвенности, преданности, но всё же просит прощения. И как мне кажется, он в значительной мере преуменьшает свою роль в русской классической литературе. Некрасов внёс в кладезь лирических богатств России недюжий вклад, посвяти себя борьбе с народными угнетателями, отстаивания моральных патриотических идеалов, преданности и истинной любви к родине.

«Умру я скоро. Жалкое наследство…» Н.Некрасов

«Умру я скоро. Жалкое наследство…» Николай Некрасов

Посвящается неизвестному
другу, приславшему мне сти-
отворение «Не может быть»

Умру я скоро. Жалкое наследство,
О родина! оставлю я тебе.
Под гнетом роковым провел я детство
И молодость — в мучительной борьбе.
Недолгая нас буря укрепляет,
Хоть ею мы мгновенно смущены,
Но долгая — навеки поселяет
В душе привычки робкой тишины.
На мне года гнетущих впечатлений
Оставили неизгладимый след.
Как мало знал свободных вдохновений,
О родина! печальный твой поэт!
Каких преград не встретил мимоходом
С своей угрюмой музой на пути.
И малый труд в заслугу мне сочти!


Когда грозил неумолимый рок,
Моя рука. Давно я одинок;
Вначале шел я с дружною семьею,
Но где они, друзья мои, теперь?
Одни давно рассталися со мною,
Перед другими сам я запер дверь;
Те жребием постигнуты жестоким,
А те прешли уже земной предел…
За то, что я остался одиноким,
Что я ни в ком опоры не имел,
Что я, друзей теряя с каждым годом,
Встречал врагов всё больше на пути —
За каплю крови, общую с народом,
Прости меня, о родина! прости!


Терпеньем изумляющий народ!
На путь, которым бог тебя ведет,
Но, жизнь любя, к ее минутным благам
Прикованный привычкой и средой,
Я к цели шел колеблющимся шагом,
Я для нее не жертвовал собой,
И песнь моя бесследно пролетела,
И до народа не дошла она,
К тебе, моя родная сторона!
Ее умел в душе моей спасти,
За каплю крови, общую с народом,
Мои вины, о родина! прости.

Анализ стихотворения Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…»

Произведение «Умру я скоро. Жалкое наследство…» написано в 1867 году. Некрасов посвятил его «неизвестному другу», приславшему поэту стихотворение собственного сочинения под названием «Не может быть». В нем аноним выражал протест против слухов, призванных опорочить Николая Алексеевича. Кто же решился поддержать Некрасова, но при этом предпочел оставить в тайне имя? По мнению литературоведов, автор «Не может быть» — Ольга Петровна Мартынова, писательница 50-90-х годов XIX столетия. Женщина творила под несколькими псевдонимами — Ольга П. Павлова Ольга, Павлова О. П-а Ольга. О том, что посвящение Николаю Алексеевичу принадлежит именно ее перу, исследователи узнали из дневника матери писательницы — Ольги Васильевны Мартыновой. Там же указана дата создания «Не может быть» — шестое февраля 1866 года. Ольга Петровна была увлечена творчеством Некрасова. Кроме того, из дневника ее матери становится понятно, что женщина лично знала знаменитого литератора.

«Умру я скоро. Жалкое наследство…» — подведение жизненных итогов. Стихотворение принято относить к так называемой покаянной лирике Некрасова. Среди ее наиболее известных образцов — «Рыцарь на час «, «Памяти Добролюбова «, «Я за то глубоко презираю себя…». Главная тема стихотворений — попытка преодоления внутреннего разлада. Николаю Алексеевичу нередко казалось, что он не в полной мере соответствует высокому идеалу человека и поэта. «Умру я скоро. Жалкое наследство…» — стихотворение-исповедь, преисполненное душевной болью, раскаянием, душевными терзаниями. В нем поэт рассуждает о родине, народе, друзьях, творчестве.

Первая часть произведения — рассказ о детстве и молодости лирического героя. Некрасов повествует о революционных настроениях, царивших в просвещенном обществе. Поэт сравнивает их с бурей. По мнению Николая Алексеевича, если она длится недолго, то способна укрепить бойцов. Вот только в России противостояние с властью затянулось. Люди привыкли молчать. Такая ситуация породила гнетущие впечатления у лирического героя, которые оставили в душе его неизгладимый след. Вторая часть содержит рассуждения на тему не всегда правильного использования лиры. По словам лирического героя, порой она издавала неверные звуки. Скорей всего, Некрасов имеет в виду те стихотворения, которые он написал не столько по велению Музы, сколько для того, чтобы журнал «Современник», издаваемый им, смог удержаться на плаву. Также во второй части лирический герой рассказывает о своем тотальном одиночестве. Многие друзья безвозвратно потеряны. Все больше становится врагов. В заключении лирический герой сокрушается, что недостаточно посредством творчества сделал для русского народа.

В каждой части Некрасов повторяет строку: «За каплю крови, общую с народом…». С ее помощью он подчеркивает свое малое, но все-таки родство с простыми людьми — рабочими, крестьянами. Кроме того, на протяжении всего стихотворения лирический герой обращается к родине и просит у нее прощения.

Художественный анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…»

С детства знакомы нам проникновенные стихи Николая Алексеевича Некрасова. Гражданский пафос и высокая художественность его произведений, глубокое проникновение в жизнь человека поставили Некрасова в ряд крупнейших русских писателей девятнадцатого века.
Судьба родины, её победы и поражения, успехи и жизненные трудности всегда волновали творческую интеллигенцию России. Великий поэт Некрасов не исключение из числа таких людей. И неудивительно, что тема любви к родной земле проходит через всё творчество этого поэта.
Некрасову очень тяжело было видеть страдания других людей, особенно, если дело касалось женщин и детей. На мой взгляд, этот поэт - один из ярых защитников обездоленных и обиженных жизнью, он считает своим долгом рассказать миру об этом.
Стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство…» являет собой размышление автора над тем, в чём же смысл жизни и что им уже достигнуто. Тема поэта и поэзии также очень ярко прослеживается в этом произведении. Думая над тем, что останется после смерти, автор приходит к выводу, как мало сделано им. Но в одном он убеждён: ему никогда не приходилось делать того, что от него ждут другие, однако были моменты, когда поэт вынужден был говорить совсем не то, да и не так:
Не торговал я лирой, но, бывало,
Когда грозил неумолимый рок,
У лиры звук неверный исторгала
Моя рука…
Своим достоинством лирический герой, прежде всего, считает своё единство с народом. Размышляя о собственной жизни, он приходит к мысли, что много было страданий и боли. Сначала его окружали близкие и родные люди, но судьба распорядилась так, что одни давно расстались с героем, перед другими он сам вынужден был закрыть дверь: «те жребием постигнуты жестоким, а те прешли уже земной предел…» Лирический герой одинок и, может быть, хотел бы всё исправить, но теперь это невозможно.
Кроме того, данное стихотворение представляет собой обращение к родине, любовь к которой безгранична. Только эта чувство и заставило поэта говорить о страданиях русского народа:
Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым бог тебя ведёт…
Но излишнее малодушие и стремление к минутным благам сделали невозможным искренность и желание помочь родной земле. «И песнь моя бесследно пролетела, и до народа не дошла она…» - говорит поэт. Он чувствует свою вину перед Родиной, перед бесследно ушедшими годами. Молодость прошла и силы для борьбы кончаются. Много этих сил было потрачено на битвы, не принёсшие побед.
Поэт чувствует, что с каждым уходящим годом его чувства становятся всё беднее и беднее. Он с тоской говорит о равнодушии, которое зарождается в его душе. и только любовь к Родине делает героя настоящим:
За то, что я, черствея с каждым годом,
Её умел в душе моей спасти,
За каплю крови, общую с народом,
Мои вины, о родина! прости.
В художественном плане стихотворение замечательно тем, что в тексте автор очень часто использует яркие эпитеты: «гнев роковой, мучительная борьба, робкая тишина, печальный поэт, угрюмая Муза, колеблющийся шаг, жестокий жребий…» Мы видим, что данное выразительное средство придает тексту большую образность.
Кроме того, автор использует олицетворение и обращение к родине как к живому существу, что ещё раз указывает на отношение автора к ней:
Одна любовь сказаться в ней успела
К тебе, моя родная сторона!
Синтаксической особенностью данного произведения является большое количество восклицательных предложений. В данном случае они свидетельствуют об эмоциональном подъёме и указывают на настроение лирического героя.
На мой взгляд, на автобиографичность стихотворения указывают размышления о собственной жизни и неудачах, которые постигли поэта. Некрасов не только выразитель чаяний крестьян, но ещё и тонкий проникновенный лирик. Для него тема поэта и поэзии, тема родины, тема русского народа, тема смысла жизни тесно переплетаются.
Стихотворение поэта проникнуто светлым чувством, несмотря на чувство тоски, которое испытывает лирический герой, ибо он безгранично любит родину, становится частью её. И его жизнь уже немыслима вне этой удивительной красоты.
По моему мнению, лирика этого великого русского поэта никогда не будет забыта, ибо в своих стихотворениях он отражал те чувства и переживания, которые свойственны и близки для каждого человека.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Лирика / Художественный анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…»

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Послушайте стихотворение Некрасова Умру я скоро

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Умру я скоро

Сочинение

Н. А. Некрасов — великий русский поэт-реалист. В середине 19 века общество активно искало пути развития России, в этот период шло формирование революционной демократии, возглавляемой Белинским и Герценом. Некрасов по своим взглядам был близок к революционерам-демократам, он отводил поэзии особую роль в жизни общества. Некрасов являлся продолжателем лучших тем русской поэзии — патриотизма, гражданственности и гуманности. Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта. Являясь активным участником спора «спокойного искусства» и «карающей лиры», поэт создаёт множество произведений, воспевающих идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к Родине, способен отдать за неё жизнь.

Очень важна в поэзии Некрасова так называемая «покаянная лирика». Это попытки преодоления трагического разлада с самим собой, ведь всю жизнь Некрасов стремился к идеалу, но часто ему казалось, что он не достоин высокого звания поэта и человека. Одним из таких стихотворений является «Умру я скоро. Жалкое наследство…»

Стихотворение написано в 1867 году и посвящено «неизвестному другу», который прислал Некрасову свое стихотворение «Не может быть». Это стихотворение-исповедь, полное трагизма, боли, горечи, душевных терзаний. Темой раздумий лирического героя является судьба Родины, народ, любимые, друзья. Написано оно классическим стихотворным размером — ямбом. Многочисленные пиррихии придают ему несколько элегическое звучание, наполняют грустью.

Стихотворение состоит из трех частей. Первая часть — рассуждение об исторической судьбе Родины. Начинается она со зловещего, мрачного пророчества: «Умру я скоро». Но лирический герой сожалеет лишь о том, что оставит родине только «жалкое наследство». Это наследство — поэтические строки, созданные в тяжелые для России времена. «Года гнетущих впечатлений… оставили неизгладимый след» в душе лирического героя. Под «гнетом роковым» подразумеваются годы терзающего страну крепостного права, «мучительная борьба» — подъём революционно — демократического движения. Революционная борьба сравнивается с бурей, но она должна быть недолгой, лишь тогда она «укрепляет». Лирический герой сожалеет, что происходящее в России — долгая буря, нужны радикальные меры, иначе в душе поселяются «привычки робкой тишины». Именно поэтому «мало знал свободных вдохновений» сам Некрасов. Восклицание «О родина! «наполнено патетикой и, в то же время, трагизмом. Жесткая цензура тех лет сделала Музу угрюмой, источник вдохновения иссяк. Безотрадность и печаль поселилась в душе. Ряд эпитетов своей семантикой дополняет создавшееся тягостное впечатление, ощущение отчаянья: «жалкое», «роковым», «мучительной», «робкой», «гнетущих», «печальный», «угрюмый». Лирический герой стремится искупить свою вину перед родиной, вновь звучит формула, ставшая лейтмотивом некрасовской лирики: «за каплю крови, общую с народом».

Вторая часть — самообвинение в преступлениях против таланта и совести. «У лиры звук неверный исторгала… Моя рука…». Устами лирического героя Некрасов сокрушается, что не все свои стихи он создал, будучи окрыленным вдохновением. Многие поэтические строки написаны лишь с целью поддержать зажатый цензурой журнал «Современник». Мотив одиночества звучит все явственней: «Давно я одинок». Лирический герой скорбит о безвременном расставании со своими друзьями, передовыми современниками, которые пожертвовали собой за общие интересы. Кто-то из его единомышленников поплатился за прогрессивные взгляды свободой: «те жребием постигнуты жестоким»; кто-то — своей жизнью: «А те прешли уже земной предел». Кто-то же добровольно свернул с пути борьбы, изменив идеалам демократии. Перед такими герой «сам… запер дверь».

И вновь звучат слова покаяния:

За то, что я остался одиноким,

Что я ни в ком свободы не имел,

Что я, друзей теряя с каждым годом,

Встречал врагов все больше на пути…

Анафора помогает прочувствовать силу душевных страданий. Кажется, что Некрасов высказывает своё сожаление, что не смог сам пойти в своей борьбе до конца, отдать себя без остатка. Поэтому опять искренне и горько звучит: «Прости меня, о родина, прости!..». Вновь звучат мрачные, исполненные безнадежностью эпитеты: «неумолимый», «жестоким», «одиноким».

Третья часть — самая напряженная по накалу душевных страстей. Сколько гордости и горя в его переживаниях! Так можно чувствовать, лишь обладая богатым и очень невеселым жизненным опытом, зная, как часто и легко жизнь губит прекрасные возможности, калечит и уродует прекрасных людей. Высказывается некрасовское понимание темы поэта и поэзии: «Я призван был воспеть твои страданья, // Терпеньем изумляющий народ!». Назначение поэзии, прежде всего, связывается с защитой народных интересов. Лирический герой думает о борьбе, он участвует в борьбе, но уже понимает, что сделал мало, потому что не был стойким и последовательным, суровым к себе до конца: «Я к цели шел колеблющимся шагом, // Я для себя не жертвовал собой». Упрекая себя за то, что «не жертвовал собой», герой все-таки «к цели шел». С помощью инверсии слово «шел» выделяется интонационно. Сила героя — в искренности сурового суда над собой, не знающего смягчающих обстоятельств. Это не поза, не рисовка, а настоящее раскаянье. Он мучается оттого, что, будучи «к минутным благам» прикованным «привычкой и средой», сделал не все, что было предначертано. Поэтому «песнь бесследно пролетела». В этом безысходном, отчаянном покаянии звучит светлая нота, символизирующая его истинный патриотизм, который нашел отражение в творчестве. «Одна любовь сказаться в ней успела // к тебе, моя родная сторона!» Именно у родины просит лирический герой прощения. Обращение-восклицание «о родина!» встречается в тексте четырежды, раскрывая весь эмоциональный накал.

Поэт беспощаден к себе, но вклад его в русскую литературу огромен. Смысл его жизни и творчества — отчаянная, непримиримая борьба с народными угнетателями.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва