Теория переселения душ. Необъяснимые страхи или фобии

Я нисколько не сомневаюсь в существовании того, что называют новой жизнью, и в том, что живые восстают из мертвых.

Доброго времени суток. Вы часто задумываетесь о том, что вас ждет после смерти? Часто можно услышать о таком понятии, как реинкарнация после смерти. Но, что это такое, представляют себе единицы. Здесь мы попробуем заглянуть за завесу тайны и узнать, возможна ли жизнь после смерти.

Реинкарнация после смерти: что это?

Люди на протяжении веков интересовались вопросами жизни и смерти. Пытались понять, что же там за чертой, существует ли Ад и Рай, или всё это вымысел. Но что же такое реинкарнация? Как она происходит? Влияет ли карма?

Реинкарнация по буддистским представлениям и в буквальном смысле означает «перерождение». Когда физическая оболочка существа умирает, душа переселяется в другое тело, ещё зарождающееся. Но это общепринятое и несколько расплывчатое понятие.

В некоторых религиях бытует мнение, что к перерождению способен Дух человека, а вот Душ у каждого может быть несколько.

Душа – энергоинформационная тонкая материя, которая остается на Земле после смерти на некоторое время, в то время, как Дух уже движется в другие миры. Дух же формируется из нескольких душ, которые он «собирает» на своем жизненном пути, пока происходит реинкарнация из одного тела в другое.

Основные теории реинкарнации

Пока доподлинно о реинкарнации человечеству ничего неизвестно, хотя ее изучением занимались сотни философов, парапсихологов, эзотериков и ученых. Не только люди, верящие в сверхъестественное, например, как знаменитая Елена Блаватская, рассуждали об этом явлении, но и физики, астрономы – великие умы прошлого и нашего столетия.

Одна из наиболее распространенных теорий реинкарнации гласит , что после физической смерти душа человека переселяется в тело противоположного пола. То есть если в настоящее время вы мужчина, значит, в прошлой жизни были женщиной. Принято считать, что именно чередованием полов и поддерживается гармоничное духовное равновесие.

Исходя из этой же теории, реинкарнация не всегда проходит успешно. И по некоторым причинам отголосок «прошлого пола» дает о себе знать в новом теле (женские черты характера у мужчин и наоборот). Получается раздвоение личности, от которого страдает сам человек.

Парапсихологи уверяют, что устранить эту проблему вполне реально, если выяснить причины, почему в прошлом не получилось удачно переселиться в новое тело. Сегодня существует с десяток методик, чтобы выяснить, кем человек был в прошлой жизни и какие проблемы там имел. Самым эффективным способом является .


В какие тела переселяется душа?

Мнения эзотериков на этот счёт расходятся : кто-то говорит, что из тела человека душа не может перейти в тело животного, также, как и из тела животного душа не может перейти в тело человека, камня или растения. Другие же считают, что душа может спокойно путешествовать по разным телам, быть кем угодно в своём воплощении.

На этой почве возникла еще одна теория реинкарнации, упоминания о которой мы можем найти в разных религиях народов мира .

Согласно этой теории, каждый человек имеет свою карму – «груз», который он проносит из своего воплощения в следующее на протяжении нескольких жизней (). Если он совершил много плохого, он переродится в животное. И так будет до тех пор, пока его душа не очистится от скверны и не получит право быть снова человеком. А в некоторых случаях душе придется пройти все муки ожидания следующего воплощения, как неприкаянной.

Здесь задачей реинкарнации является извлечение урока . Если в прошлой жизни Вы не могли принять, к примеру, бедных людей, то в следующей жизни вы не будете отличаться особым богатством. Таким образом, Дух запоминает последствия и извлекает урок из своего поведения.

Исходя из понятия кармы, многие религиозные учения и объясняют те испытания и страдания, которые выпадают на долю каждого живущего на Земле. Нет точного подтверждения данного факта, но на то она и эзотерика, что её невозможно понять и доказать. Каждый сам волен решать, во что ему верить.


Перерождение животных

Реинкарнация братьев наших меньших так же возможна, как и реинкарнация людей. Души животных также получают новую жизнь, независимо от того змея это или собака.

А вот перерождение кошек – отдельная тема. Некоторые люди считают, что в оболочке кошки можно прожить исключительно девять жизней, что не доказано.

Так же были замечены случаи, когда питомец настолько сильно хотел вернуться к хозяину, что в следующем воплощении был абсолютной копией своей прошлой оболочки, отчего непременно был замечен и поселён в новую семью.

Возможно ли перерождение самоубийц?

Самоубийство – осознанное прерывание урока жизни. Оно порицается в большинстве религий и считается страшным грехом. Мало того, что самоубийца получит «по полной» от Высших сил, известно, что даже его наличие в семье портит карму всего Рода, оказывая негативное влияние на жизнь всех близких. И для того, чтобы понять их горе, самоубийца скорее всего при реинкарнации испытает то же самое. Даже неважно, сколько лет пройдет, пока заблудшая душа не осознает проступок — хорошего воплощения ей ждать не стоит.

Какими бы крупными не были проблемы самоубийцы, они не оправдывают его поступка. И в следующей реинкарнации человек вынужден отрабатывать свою ошибку, продолжая жить с большими проблемами.

По некоторым данным, душа самоубийцы некоторое время остаётся заключённой в виде блуждающего призрака, или же отбывает определённое время на одном из уровней астрала.

Духовный опыт (кармическая задача) при реинкарнации

Каждый Дух, приходя на Землю в теле человека, имеет кармическую задачу, некий урок, который он должен усвоить. Исходя из этой задачи и формируется его жизнь.

Помимо накопления духовного опыта, человеку придется сделать «работу над ошибками». К примеру, если в этой жизни вы серьезно порицаете физические изъяны других, в следующей жизни, вероятно, вы самим родитесь с таким же изъяном.

Относитесь к людям свысока? Значит после реинкарнации вас ожидает жизнь бедного человека, вынужденного быть «на побегушках» у других. Но не стоит относиться к этому, как к наказанию – это обучение, с помощью которого Дух наконец-то станет абсолютно свободным и будет чист. Так что, дорогой читатель, береги карму смолоду!

Исторически христианство не имело ничего против реинкарнации. Она упоминается в трудах Блаженного Августина, Оригена и других духовников того времени. Однако, императором Юстинианом был создан особый указ и любое упоминание о том, что есть жизнь после смерти, было равносильно подписанию себе смертного приговора. Почему император был настроен против веры в жизнь после смерти – остается загадкой.

Вера в реинкарнацию стала одной из причин казни Джорждано Бруно Святой Инквизицией. Он утверждал, что душа не является привязанной лишь к одному телу, а может путешествовать из одного в другое.

Когда Инквизиция ушла в прошлое, люди получили возможность рассуждать о вере более свободно. Потому о реинкарнации говорили многие блестящие умы того времени – Вольтер, Генри Форд, Бенджамин Франклин, Виктор Гюго, Карл Юнг (который, кстати, основываясь на теории реинкарнации создал целую ветвь в психологии) и другие. Все они были уверены, после смерти человеку предстоит жить дальше в новом воплощении.

На Востоке же понятие о переселении душ не считается чем-то из ряда выходящим. Более того, традиционно вера в реинкарнацию «вросла» в культуру, быт и науку многих восточных народов.

Реальные доказательства проявления реинкарнации

Верите ли вы, что человек может неожиданно вспомнить моменты из прошлой жизни, а то и родиться с полными воспоминаниями предыдущих воплощений? Это кажется фантастикой, однако, документально зафиксирована масса случаев проявления такой памяти.

Более того, зафиксированы необъяснимые случаи, когда менялась не только речь человека, под воздействием воспоминаний о прошлой жизни, но и физически он приобретал черты своего предка. Что можно считать доказательством существования реинкарнации.


История Джеймса Лейнингера

Одной из самых нашумевших историй, которая подтверждает существование реинкарнации, можно назвать историю мальчика Джеймса Лейнингера.

Малыш начал просыпаться каждую ночь с криком «Самолет горит! Я не могу выбраться!» Родители поначалу списали это на чрезмерную впечатлительность от посещения музея военной техники, где Джеймсу очень понравились самолеты. Однако, ночные приступы становились все чаще…

Психолог, к которому обратились обеспокоенные родители, не мог найти причину такого поведения, потому попросил родителей не паниковать, а попытаться узнать детали из кошмаров сына и успокоить его.

Но дальше стало еще интереснее. Маленький Джеймс расписал маме все детали игрушечного самолета, хотя не мог знать, как они называются. Он постоянно рисовал старые самолеты, объятые пламенем. А однажды ночью, проснувшись от очередного кошмара, Джеймс стал разговаривать с матерью.

Состоялся удивительный диалог:

Мама: «А кто этот человек, который не может выбраться?»
Джеймс: «Это я»
Мама: «А что случилось с твоим самолетом?»
Джеймс: «Он загорелся и упал.»
Мама: «Почему он упал?»
Джеймс: «Меня сбили.»
Мама: «И кто же тебя сбил?»
Джеймс: «Японцы, конечно!»

После этого случая мальчик в деталях описал строение самолетов времен Второй Мировой войны. Рассказал, что летел на аппарате типа «Корсар», вылетевшем с корабля «Натома» и множество других деталей, вплоть до имен сослуживцев.

Когда отец, не веря своим ушам, кинулся проверять то, что говорил ему мальчик, он был в шоке! Все детали оказались реально существующими. А те имена, которые назвал Джеймс, действительно были в списках погибших того времени.

В результате удалось выяснить, что мальчик считал себя Джеймсом Хьюстоном , летчиком , сбитым у японского берега более 70 лет назад.

Изучая случай Джеймса Лейнингера, известный психолог Кэрол Баумен заявила, что такое яркое переживание прошлой жизни не редкость и не единичный случай. Такое вполне могло случиться, если смерть предыдущего воплощения была насильственной и оставила глубокую травму в душе, которая и проявилась после реинкарнации.

История Грехэма Хакстейбла

Часто реинкарнация проявляется и в способностях человека. Люди спонтанно вспоминают те языки, которые не могли знать, а то и вовсе «мертвые» диалекты. Или у них проявляется практический навык, которого до этого не было и которому невозможно было научиться.

Загадочная история британца Хакстейбла наглядно доказывает возможность переселения душ.

Как-то раз Грэхем вызвался добровольцем для участия в гипнозе у доктора Эймолла Блоксхэма. Находясь в глубоком трансе, Грэхем стал описывать видения из своей прошлой жизни. Более того, он полностью превратился в абсолютно другого человека по имени Бен .

На эксперименте присутствовали ученые и многочисленные свидетели. Однако, никто из них не мог найти объяснения тому, что стало происходить дальше.

Грэхем рассказал, что служит канониром на военном корабле «Эгги». И начал отдавать приказы, используя профессиональный моряцкий жаргон и терминологию того времени.

Он говорил и о семье, о женщине, мужем которой являлся (хотя Грэхем был еще холост).

Весь эксперимент записывался на камеру, после чего эта запись была исследована многими учеными. Как ни странно, они доказали, что Грэхем разговаривал на чистом наречии простолюдина Британии времен XVIII века. Это давно забытый диалект, которым никто не пользуется вообще!

Судя по высказываниям, Грэхем-Бен попал на «Эгги» в момент нападения вражеского судна, где он был ранен в левую ногу.

У доктора Блоксхэма не получилось сразу вывести пациента из транса – Бен не хотел уходить от пушки. После того, как Грэхем очнулся, он сказал, что не чувствует левую ногу. И очень удивился, когда услышал запись своего рассказа. Как выяснилось, он абсолютно ничего не помнит.

Воспоминания о жизни в прошлом воплощении – одно из ярких доказательств существования реинкарнации. И хотя современная наука не может доказать ее существования, она не способна и опровергнуть ее существование. А может это просто искаженное восприятие реальности, переработанное подсознанием? Как знать, ведь чудеса случаются и этому есть тысячи свидетельств.

Как говорил Будда: «Если хочешь узнать, что делал в прошлой жизни, посмотри на то, как живешь сейчас. Если хочешь знать, как проживешь следующее воплощение, посмотри на то, что ты делаешь сегодня.»

А я предлагаю вам на себе попробовать

И неважно, существует ли реинкарнация, стоит подумать о своих поступках и действиях в этой жизни. В любом случае, даже если жизнь одна – ее стоит пройти с достоинством.

< Елена Изотова >

Мы наблюдаем принципы реинкарнации везде в жизни: циклы природы, день и ночь, циклическое движение солнца, земли, луны и солнечной системы. Мы также видим, что принципы реинкарнации находят отражение во всем, что нас окружает: растение растет, умирает и выпускает свои семена. Семена зарываются в землю, начинают прорастать, и новая жизнь вновь возрождается.

Я уверен, что был здесь, как и сейчас, тысячу раз, и надеюсь вернуться сюда еще тысячу. Гете

Реинкарнация, или возрождение энергии или жизни, каждый день происходит вокруг нас в разных формах и проявлениях. Возможно, именно поэтому для многих из нас реинкарнация это нечто интуитивное, то, что резонирует с самой природой, самой сутью жизни. Мы также наблюдаем, что наша жизнь и все, что нас окружает, следует фундаментальной модели - модели перемен, роста, трансформации и эволюции. Таким образом, для многих из нас процесс созревания души через процесс реинкарнации звучит так же инстинктивно и фундаментально правильно, как и любой другой процесс созревания в жизни.

Некоторые из нас испытали необыкновенные чувства, воспоминания и ощущения, которые указывают на подлинность такого загадочного опыта. В этой статье мы будем исследовать множество различных признаков того, что вы, возможно, коснулись «другой стороны».

Душа не рождается; она не умирает; она не возникла ниоткуда; нерожденная, вечная, она не умирает, хотя тело умерло. Катха Упанишад

Прошлые жизни и «твоя» душа

Известная также, как «метемпсихоз» и «трансмиграция», реинкарнация и концепция прошлых жизней существовали в течение тысяч лет, начиная с древних кельтских, греческих, азиатских и индийских традиций. В наши дни около 51% населения мира верят в некую форму загробной жизни, при этом около 7% верят, что мы в конечном итоге перевоплотимся.

Одна из самых неотъемлемых верований реинкарнации заключается в том, что большинство из нас жили много жизней раньше, и иногда мы действительно можем вспомнить эти прошлые жизни. Эти прошлые жизни и прошлые «я» мы склонны отождествлять с продолжениями себя и нашего эго.

Учение о метемпсихозе, прежде всего, не абсурдно и не бесполезно … неудивительно родиться более, чем один раз; все в природе есть воскресение. Вольтер

Реинкарнация «индивидуального я» возможна только в той мере, в какой вы верите, что ваше ощущение «я» - ваше эго - реально. Две личности, которые обитают в двух разных физических телах в настоящем или в прошлом, будут двумя очень разными личностями. По правде говоря, «я» это переходное, постоянно меняющееся явление. Хотя наши идентичности и чувства к себе постоянно меняются, есть что-то, что остается неизменным. Внутри нас есть нечто постоянное, непрерывное… чистое осознание. Именно это очень чистое осознание служит наблюдателем жизни, и именно это чистое осознание мы можем назвать «нашей» душой … это понимание реинкарнации очень напоминает буддийскую идею о том, что непрерывность продолжается, но человек исчезает.

Так что, хотя это не обязательно «вы» или «я», кто пережили реинкарнацию и прошлые жизни, но всегда имеет место быть присутствующая душевная сущность внутри нас.

Когда мы понимаем реинкарнацию как процесс созревания или эволюцию душевной энергии, из этого следует, что некоторые из нас интуитивно испытали разные вещи в жизни, которые отражают возраст энергии, известной как наши души. Принято считать, что многие из наших личных свойств характера, опыта и возможностей в этой жизни показывают то, жили ли мы раньше на земле. Считается, что чем больше мы взрослеем, тем более одаренными мы становимся в определенных сферах жизни и тем чаще имеем «духовный» опыт.

Истина заключается в том, что все мы, скорее всего, перевоплотились, однако некоторые из нас прошли более долгий цикл, чем другие, и поэтому испытывают многие из следующих особенностей:

1. Повторяющийся сон

Сны это отражения бессознательного ума, и хотя повторяющиеся сны иногда могут означать травму, страх или проблемы, которые ваш мозг пытается обработать («незавершенное дело»), повторяющиеся сны также могут потенциально быть отражениями прошлых жизненных событий. Многие люди утверждают, что переживали определенные события, видели конкретных людей или часто ходили в определенные места в своих снах, очень знакомых им. Например, мне часто снится сон о замке 15-го века, который я хорошо знаю, но никогда не был в нем раньше в пробужденном состоянии.

2. Воспоминания вне места

Есть много случаев среди маленьких детей, имевших воспоминания вне места, которые позже оказываются поразительно точными в деталях. В то время как воспоминания вне места могут быть вызваны простыми фантазиями, непониманием или несогласованностью в способности запоминать, появляется все больше доказательств того, что они могут выявить связи с прошлыми жизнями.

3. У вас сильная интуиция

Интуиция это способность сбалансировать сознание и подсознание и коснуться более глубоких источников первозданной мудрости и врожденных знаний. Говорят, что чем больше мы взрослеем духовно, тем больше мы приближаемся к «источнику» (известному также как Нирвана, вечность, единство), из которого происходят наши души и в котором существует коллективное бессознательное - тело всеобщего знания.

4. Дежа вю

Мы все испытали дежавю в какой-то из моментов жизни. Это то странное чувство, которое мы каким-то образом уже испытывали или переживали ранее. Часто дежавю происходит спонтанно и провоцируется запахами, звуками, местами, вкусами и другими ощущениями. В то время, как некоторые утверждают, что дежа вю является неврологическим диссонансом, другие полагают, что оно отражает возможность других измерений (т. е. параллельных вселенных), а третьи считают, что это врата в прошлый жизненный опыт.

5. Вы эмпат

Эмпаты поглощают эмоции, а в некоторых случаях и физическую боль тех, кто их окружает, буквально сопереживая или непосредственно чувствуя и испытывая то, что испытывают другие. В то время как причисление себя в эмпаты может рассматриваться в некоторых случаях как психологический ход, чтобы обойти собственные проблемы и свалить вину на других, в иных подлинных случаях это может быть воспринято как знак души, которая претерпела многие предыдущие реинкарнации и усовершенствовалась до точки за пределами личного «я».

6. Предвидение

Известное также как «видение будущего» или «второе зрение» , предвидение является возможность получить информацию о будущих событиях, которые обычно неизвестны. Предвидение можно испытать через видения, физические ощущения и чувства, а также во сне. В то время как некоторые считают его псевдонаучным явлением, для других дар предвидения является очень реальным опытом и может указывать на зрелость души.

7. Сверхчувственное предвидение или ретрокогниция

Вы, наверное, догадались! Ретрокогниция это противоположность предвидению, а именно способность получать информацию о событиях прошлого. Конечно, ретрокогницию в отличие от предвидения, нелегко доказать или проверить, однако, для тех, кто действительно испытал это (и были способны честно это проверить), данная способность также может быть признаком душевной реинкарнации.

8. Вы чувствуете себя старше вашего возраста

Как некоторые люди постоянно «молоды сердцем» даже в более поздней жизни, таким же образом некоторые люди родились со«старыми душами». Если вы чувствуете себя старше, чем отражает ваш возраст, вы можете быть зрелой или старой душой.

9. Вы проявляете большой интерес к определенным культурам, периодам времени, событиям

Говорят, что наличие необъяснимой тяги к определенным культурам или периодам времени это своего рода «остаток» прошлой жизни , напоминающий об определенном месте, культуре или окружающей обстановке, которые ваша душа, возможно, испытала в прошлых жизнях. Например, у вас может быть необъяснимая тяга к азиатской культуре, кельтским артефактам или периоду 19-го века.

10. Необъяснимые страхи или фобии

Многие считают, что определенные воспоминания или опыт могут оставить «следы» в нашем детстве и взрослой жизни и берут начало из прошлых жизней. Мы можем испытывать отголоски прошлых травм в виде необъяснимых страхов и фобий. Примеры: страх утонуть, страх определенных типов животных, страх определенных мест, страх определенных чисел, цветов, объектов и так далее.

11. Вы чувствуете, как будто эта земля - не ваш дом

Стремление найти свой «дом» можно рассматривать как отражение желания вернуться к источнику (единству, сознанию, божественности) . Многие люди чувствуют, что это стремление напоминает спортсмена, который бежит долгую дистанцию и жаждет добраться до «финиша». Таким же образом, души, которые перевоплотились много раз, выражают эту основную потребность в окончательном завершении цикла и возвращении домой. Ощущение, что эта земля не ваш дом, часто сопровождается хроническими чувствами усталости и настороженности к жизни на земле.

Во многих странах и культурах люди верят в перерождение: в то, что наша нынешняя жизнь - лишь одна из ряда жизней. Хотя наше нынешнее существование кажется таким реальным и достоверным, оно не длится вечно. Наша жизнь подходит к концу. Смерть, однако, не знаменует собой конец нашего существования. Она отмечает переход, при котором наш ум покидает нынешнее тело и возрождается в другом.

Некоторые вещи, такие как цветы или горы, можно познать непосредственно с помощью органов чувств: мы видим их, слышим, обоняем, вкушаем, касаемся их. Чтобы познать другие вещи, мы пользуемся логикой. К примеру, мы не можем увидеть огонь на большом расстоянии, но мы можем заключить о его существовании, поскольку видим дым. Чтобы узнать многое, мы полагаемся на свидетельство авторитетных людей. Например, сами не проделав какие-нибудь научные эксперименты, мы принимаем выводы авторитетных ученых, которые эти эксперименты провели.

Такие вещи, как перерождение, карма и круговорот существования нельзя познать посредством чувств. Мы не можем видеть, как чей-то ум покидает одно тело и входит в другое. Равно не можем мы видеть и все долгосрочные последствия какого-либо действия. Наши глаза не могут обнаружить все разнообразные формы жизни во Вселенной. Это необходимо проверить логикой и сведениями авторитетных людей об их опыте. Тогда мы сможем принять собственное решение в отношении того, существуют ли подобные вещи. Требуется время, чтобы разобраться и подумать о перерождении, причине и следствии или круговороте существования. Берясь за эти предметы, лучше временно отложить в сторону все предвзятые мнения, которые могут у нас быть по поводу того, как и по какой причине мы существуем. Слушайте, читайте, размышляйте с открытым умом. Обсуждайте эти темы с другими в духе свободного поиска, стремясь познать истину. Экспериментируйте с теориями перерождения и кармы: условно примите их и посмотрите, могут ли они объяснить то, чему раньше у вас не было объяснения.

Те, кто помнит

Хотя большинство из нас не может вспомнить предыдущие жизни, некоторые люди обладают такой способностью. Сведения об их опыте могут помочь нам понять перерождение.

Сразу после того, как в 1933 году почил Далай-лама XIII, духовный и политический лидер Тибета, появились знаки, указывающие на местонахождение его будущего перевоплощения: голова его безжизненного тела повернулась лицом на северо-восток, гриб редкой породы вырос на северо-восточном столбе в комнате, где находится его усыпальница, а также в небе к северо-востоку от тибетской столицы, Лхасы, появились радуги и знаменательные облачные образования.

Духовный мастер, бывший в то время регентом Тибета, отправился к Лхамо Лацо, высокогорному озеру, где у людей часто бывают видения. На поверхности озера ему явились три тибетские буквы А, КА и МА, а также пейзаж. Пейзаж являл собой стоящий на холме трехэтажный монастырь, крытый золотом и нефритом, а также дорогу, ведущую к дому с крышей, окаймленной черепицей бирюзового цвета. Во дворе дома стояли белая и коричневая собаки.

Позднее поисковая партия, переодетая бродячими торговцами, была отправлена в Амдо, в Северо-Восточный Тибет. В Тибете путешественники часто ищут кров и прибежище у местных крестьян, и когда экспедиция приблизилась к одной ферме, на них со двора залаяла коричневая собака. Они заметили, что дом соответствовал описанию того, что регент увидел в озере, а расположение деревни соответствовало буквам, которые явились в озере: это было в Амдо, вблизи Кумбума, а местный монастырь назывался Затвор Карма (КА и МА) Шарцонг.

Когда руководитель экспедиции, переодетый слугой, пошел на кухню, к нему на колени вскарабкался маленький мальчик. Ребенок начал играть с четками на шее руководителя и сказал тому, что он (руководитель) является учителем из монастыря Сера. Мальчик также опознал правительственного служащего, изображавшего главу торговцев, и заговорил с ним на лхасском наречии, известном предыдущему Далай-ламе, но не семье мальчика или жителям Амдо. Позднее он верно опознал трость для прогулок, ритуальные принадлежности и очки предыдущего Далай-ламы, которые лежали среди других сходных предметов. Таким образом ребенок был опознан как Далай-лама XIV, который сегодня является духовным и политическим лидером тибетцев.

История Сопа Ринпоче также экстраординарна. В течение более двадцати лет в пещере в отдаленной местности Солокумбу в Непале лама Лаудо Кунсан Еше усердно занимался духовной практикой в уединенном затворничестве. Жившие по соседству селяне обратились к нему с просьбой помочь в образовании их детям, и он пообещал, что в будущем построит школу для молодых монахов этой местности. Однако он продолжал свою уединенную практику и почил во время медитации в 1945 году.

В 1946 г. в деревне Тхами, что на другой от Лаудо стороне крутого ущелья, по которому протекала река, родился ребенок. Еще когда ребенок едва мог ковылять, он снова и снова отправлялся в сторону Лаудо. Его сестре приходилось бежать за ним и приводить домой, прежде чем он уйдет слишком далеко или ушибется на горных тропках. Когда он вырос достаточно, чтобы говорить, он сказал всем: "Я лама Лаудо и я хочу в свою пещеру".

Позже он был опознан как воплощение ламы Лаудо и назван Сопа Ринпоче. Одним из первых его дел как взрослого было основание в долине Катманду монастырской школы специально для молодых монахов из местности Солокумбу. Несмотря на то, что он много занимается с учениками и часто ездит в страны Запада, Сопа Ринпоче продолжает оставлять впечатление горного созерцателя. "Он таскает свою пещеру с собой, когда путешествует", - шутим мы, так как он спит всего один час за ночь и легко входит в медитацию и выходит из нее, когда мы с ним беседуем.

Память о прошлых жизнях присуща не только высокопродвинутым духовным мастерам, но и многим обычным детям. Фрэнсис Стори провел обширное исследование таких случаев и написал об этом книгу "Перерождение как доктрина и опыт". К примеру, в 1964 году Сунил Датт из Барейли в Индии в возрасте четырех лет сказал своим родителям, что он - Сэтх Кришна, владелец школы в Будауне, в Индии. Родители отвезли его туда, и он сразу же узнал здание и дорогу. Он отправился в кабинет начальника и был обескуражен присутствием там постороннего. И, действительно, начальник, которого назначил Сэтх Кришна, был сменен. Мальчик отметил, что на фасаде здания больше не было доски с его именем, и указал место, где она находилась раньше.

По пути на маслобойню Шри Кришны Сунил назвал по имени старого слугу, узнал старшую сестру Сэтха Кришны и ее мужа, а также опознал самого Сэтха Кришну на групповой фотографии. Его встреча с вдовой Сэтха Кришны была особенно трогательной. Он спросил ее о некоторых религиозных предметах, принадлежащих семье, и узнал ее былой гардероб. Фрэнсис Стори исследовал много других случаев памяти о прошлых жизнях и подтвердил информацию о них. Доктор Йен Стивенсон делал то же самое и написал об этом книгу "Двадцать предположительных случаев перевоплощения".

Другой случай был документально подтвержден в программе общественного телевидения Австралии под названием "Перевоплощение". Хелен Пикеринг, которая никогда не бывала за пределами Австралии, вспомнила под гипнозом, что в начале девятнадцатого века в Шотландии она была доктором Джеймсом Бернсом, и нарисовала изображение медицинского колледжа, который тот посещал.

Позднее она вместе с исследовательской командой и двумя независимыми свидетелями отправилась в город, жизнь в котором вспоминала. В городском архиве было записано, что доктор Джеймс Бернс жил там в то время, которое она указала. Хелен опознала место, где находилась пивная, но отметила, что та сильно изменилась в связи с переделкой.

Исследователи завязали ей глаза и отвезли в Абердин, город, где находился медицинский колледж. Как только повязку сняли и Хелен сориентировалась, она без колебаний повела их прямо к медицинскому колледжу. По дороге она сказала им, где находилась старая Моряцкая Миссия, что позднее было подтверждено в городском архиве.

При входе в медицинский колледж она испытала очень странное чувство - это было явно эмоциональное переживание. Точно зная, куда идти, она провела всех по колледжу. Временами Хелен замечала, что в дни доктора Бернса структура здания была иной, - что затем подтвердил местный историк. Потом историк задал ей вопросы касательно плана этажей, и ее ответы были содержательны и точны. И свидетели, и историк, не верившие в перерождения, были поражены и могли объяснить знания Хелен Пикеринг только на основе теории перерождений.

Как это происходит?

Как происходит перерождение? Что перерождается? Чтобы понять это, мы сперва должны понять природу наших тела и ума и то, что называется "жизнь" не в биологическом, а в духовном смысле.

Термин "наш ум" относится к индивидуальному уму каждого из нас. "Ум" в единственном числе используется из стилистических соображений. Не путайте - мы не являемся частями одного большого ума. У каждого из нас есть свой собственный мыслепоток или духовный континуум. Хотя в общем термины "ум", "мыслепоток" и "духовный континуум" взаимозаменяемы, последние два подчеркивают протяженность ума во времени.

У каждого есть тело и ум. Пока они вместе, мы говорим: "Я жив". Когда они разделяются, мы зовем это "смерть".

Наше тело и ум - это разные сущности, каждая из которых имеет свою непрерывность. Тело - это материальная субстанция, физическая сущность, состоящая из атомов и молекул. Мы можем видеть его, слышать, обонять, пробовать на вкус и прикасаться к нему. Мы можем изучать его части под микроскопом и анализировать его химические и электрические свойства.

Наш ум, однако, совсем другой. Это не телесный орган мозга, но та часть нас, которая переживает, воспринимает, осознает и эмоционально реагирует на наше окружение. Таким образом, "ум" означает не интеллект, но всю совокупность наших познавательных и воспринимающих качеств, наше сознание. Поскольку он не состоит из физической материи, наш ум нельзя измерить научными инструментами. Мы не можем увидеть ум, услышать, обонять, попробовать на вкус или пощупать его. Тогда как наше тело атомарно и физично по природе, ум бесформен и сознающ.

В буддизме ум определяется как "просто ясность и осознание". Он ясен в том смысле, что отражает или освещает объекты. Любой объект - красная роза, сладкий запах, звук или идея - может возникнуть в уме. Ум осознает в том смысле, что он воспринимает эти объекты, погружается в них. Он знает или осознает мир вне и внутри нас. Ум - это простое свойство ясности и осознания, то, что позволяет объектам возникать и погружается в них.

Ни психология, ни другие науки не имеют точного определения того, что такое ум или сознание, и, поскольку мы склонны думать обо всем как об имеющем молекулярную основу, поначалу может показаться странным думать о нашем сознании как о бесформенной сущности. Но, если мы посидим спокойно и позволим себе осознать свойства ясности и осознавания, мы придем к новому пониманию того, что такое ум.

Пока мы живы, наше тело и ум соединены и воздействуют друг на друга. Однако это различные сущности. Когда мы видим маргаритку, нейроны нашей нервной системы химически и электрически реагируют определенным образом. Однако ни физические вещества, ни их химические или электрические реакции не сознают цветок. Орган чувств - глаз, нервная система и мозг являются физической основой, которая позволяет нам воспринимать и постигать цветок.

Любовь к дорогому нам человеку является сознательным переживанием. Хотя в то время, как мы ощущаем любовь, в нашей нервной системе и происходят химические и электрические реакции, сами молекулы не испытывают это чувство. Если бы любовь была только химической функцией, мы могли бы создать ее в пробирке! Так что химические и электрические реакции - это не любовь, хотя они и могут происходить одновременно с тем, как сознание испытывает любовь.

Поскольку сознание и тело - разные сущности, каждое из них имеет свою собственную непрерывность. Поскольку тело материально и физично, его извечная причина - то, что на деле превращается в наше тело - это физическая субстанция. Наше тело - это плод слияния спермы и яйцеклетки наших родителей. Сходным образом то, что остается от нашего тела после смерти, также физично по природе: разлагающийся труп.

Наше тело функционирует внутри системы причин и следствий. Наше тело, как оно есть сегодня, зависит от того тела, которое было у нас вчера. Хотя оно и не сделано в точности из тех же атомов, что и вчера - наше тело принимало пищу и извергало отходы, - оно все-таки является продолжением вчерашнего тела. Мы можем проследить происхождение нашего нынешнего тела до зародыша в утробе и далее, вплоть до родительских спермы и яйцеклетки. Будучи причинно порождены, сперма и яйцеклетка имеют свои собственные континуумы. Наука не установила первого момента физической материи, и на самом деле спорно, существовал ли такой первый момент вообще. Материя и энергия меняют формы, но сумма их не увеличивается и не уменьшается.

Поскольку ум является просто ясностью и осознаванием и не состоит из атомов, то его исконная причина также не атомарна и обладает природой ясности и осознавания. Наш сегодняшний ум зависит от нашего вчерашнего ума. Тот, в свою очередь, зависит от ума позавчерашнего и так далее; таким образом, мы можем проследить непрерывность нашего ума. Поскольку наш ум - это непрерывная последовательность, которая постоянно меняется, в каждое мгновение мы можем испытывать что-то новое и можем помнить то, что происходило с нами в прошлом.

Начиная с некоторой точки, мы больше ничего не можем вспомнить. Однако мы знаем, что, будучи младенцем, обладали сознанием, поскольку можем это видеть на примере других младенцев. Наш ум времен младенчества являлся продолжением нашего ума в нашу бытность зародышем, и так далее, вплоть до времени зачатия, - в каждый момент ум является результатом ума предшествующего момента.

Когда в момент зачатия ум входит в соединение семени и яйцеклетки, откуда он берется? Как мы убедились, каждый момент ума является продолжением предшествующего момента. Точно таким же образом тот ум, который соединился с оплодотворенной яйцеклеткой, тоже был продолжением предшествующего момента ума. Он не был порожден семенем и яйцеклеткой, поскольку ум является сущностью, отличной от материальные веществ, из которых состоит тело.

Буддисты верят, что наш ум не был сотворен каким-то другим существом или Богом, поскольку сознание нельзя сотворить из ничего. Более того, они говорят: "Зачем бы это Богу нас создавать?" Определенно нет никаких оснований создавать страдание или даже создавать существ, которые могут опуститься от совершенства к страданию. Буддисты верят, что, если совершенна причина, то и результат должен быть таким же; так что творения совершенного Бога должны бы быть совершенны. Если сотворенные существа могут пасть, значит, они не совершенны.

Поскольку каждый момент ума является продуктом предыдущего, то единственно логичной причиной ума в момент зачатия будет предшествующее мгновение той же последовательности. Таким образом, наш ум существовал прежде, чем войти в это конкретное тело. У нас были прежние жизни, когда наш ум обитал в других телах.

После смерти физическая материя тела разлагается, но ум - нет. Непрерывность нашего потока мысли принимает перерождение в ином теле. Каждый момент сознания является причиной следующего момента. Таким образом, поскольку существует причина (момент сознания во время смерти), то будет существовать и результат (следующий момент сознания). Наш мыслепоток не прекращается, когда перестает действовать тело.

Во время смерти связанное с органами чувств "грубое" сознание, которое позволяет нам видеть, слышать, обонять, вкушать и осязать, и "грубое" умственное сознание, которое думает и постигает, растворяются в исключительно тонком умственном сознании. Это исключительно тонкое умственное сознание оставляет наше нынешнее тело и входит в "промежуточное состояние".

Будда объяснял, что в промежуточном состоянии мы получаем тонкое тело, сходное с тем, которое будет у нас в следующем перерождении. В течение семи недель все причины и условия будущего перерождения собираются вместе, и мы перерождаемся в другом теле. В этом новом теле все виды грубого сознания появляются снова, и мы видим, слышим, обоняем, вкушаем, осязаем и обдумываем наше новое окружение.

Когда мы перерождаемся, наш мыслепоток соединяется с новым телом. То есть мы не перерождаемся в существе, которое уже живет, поскольку живые существа уже обладают потоками мысли. В начале этой жизни наш ум вошел в оплодотворенную яйцеклетку в утробе нашей матери. Он не вошел в месячного младенца, поскольку у этого ребенка уже есть ум.

У каждой личности есть свой отдельный мыслепоток. Мы не являемся фрагментами какого-то "вселенского разума", поскольку у каждого из нас свои собственные переживания. Это не означает, что мы изолированы и ни с чем не связаны, ведь по мере нашего продвижения по пути мы приходим к постижению нашего единства и взаимозависимости. Однако у каждого из нас есть поток мысли, который можно проследить бесконечно вспять во времени.

Тончайшее сознание, которое переходит из одного тела в другое, из одной жизни в следующую, - это не душа. "Душа" подразумевает строго определенную, реальную и независимую сущность, которая и ЕСТЬ личность. Сознание, однако, зависимо и вечно изменчиво, а потому описывается как мыслепоток.

Поток или река постоянно меняются - иногда они узкие, иногда широкие; иногда они спокойно текут по широкой долине, иногда бурлят на камнях горных ущелий. Форма, которую принимает река ниже по течению, зависит от того, какова она выше по течению, и от условий внизу. Несмотря на все изменения, она течет дальше. Река - например, Миссисипи - это одна непрерывная сущность, которая по всей своей длине зовется одним и тем же именем.

Точно так же ум, или сознание, непрестанно меняется. Иногда он спокоен, иногда нет. Иногда принимает человеческое тело, а иногда - иные телесные облики. То, что происходит с нашим умом в данной конкретной жизни, зависит от совершенных и побужденных им действий в прежних жизнях. Хотя наш ум постоянно меняется, подобно реке, он рассматривается как один непрерывный поток.

Когда же это все началось? С буддийской точки зрения, у разума не было первоначального момента. Каждый момент нашего разума возникает потому, что для этого есть причина - предыдущий момент разума. Первого момента не было. Никто и никогда не говорил, что должно было быть начало, прежде которого не было никакого разума. В действительности это невозможно, ибо каким образом мог бы появиться первый момент разума без предшествующего существования его причины - предыдущего момента?

Поначалу нам может быть трудно ухватить идею безначальной последовательности, но, если мы припомним числовую прямую, изученную на уроках математики, сделать это будет легче. Мы всегда можем добавить или отнять единицу от любого числа, которое мы назовем первым или последним. Ни начала, ни конца. Это похоже на непрерывную последовательность нашего разума.

В свое время Будда говорил, что бесплодно было бы искать первый момент нашего разума или источник нашего неведения. Мы потратили бы впустую свою драгоценную жизнь, проведя ее в бесполезных рассуждениях о том, чего не существует. Выгоднее иметь дело с нашей настоящей ситуацией и работать над тем, чтобы ее улучшить.

Почему большинство из нас не может вспомнить свои прежние жизни? Потому, что наш ум омрачен неведением и следами дурных действий, совершенных нами в прошлом. И совсем не удивительно, что мы не можем вспомнить свои прежние жизни: подчас мы даже не можем вспомнить, куда положили свои ключи, не можем вспомнить и то, что ели на обед 5 февраля 1970 года. То, что мы не можем чего-то вспомнить, не означает, что этого не было. Это просто значит, что наша память омрачена.

Люди часто спрашивают, откуда, по мере роста населения Земли, берутся "новые" мыслепотоки. Будды и многоопытные практики медитации, очистившие свой ум и развившие однонаправленную сосредоточенность, рассказали о существовании в космосе иных видов жизни.

Когда умирают существа, живущие в других вселенных, они могут переродиться на нашей Земле. Мы после смерти также можем переродиться в их мирах. Подобным образом окружающие нас животные могут переродиться людьми. Таким путем человеческое население Земли может возрастать.

С буддийской точки зрения, у растений обычно нет разума. Хотя биологически они живы в том смысле, что растут и размножаются, обычно они не являются живыми в смысле обладания сознанием. Хотя растения и могут реагировать на свое окружение, это необязательно означает, что у них есть разум, ведь даже железные опилки реагируют на то, что к ним подносят магнит. Когда мы очистим свой поток мысли от неведения и омрачений, мы сможем непосредственно различить, что обладает разумом, а что нет.

Как это проверить

Поскольку мы можем быть не вполне убеждены в существовании прошлых и будущих жизней, можно "проверить" это в том смысле, что не может ли перерождение объяснить то, чего мы раньше не понимали.

Родители часто замечают, что личности их новорожденных детей разнятся. Один ребенок может быть спокойным и удовлетворенным, а другой ребенок в той же семье может оказаться совершенно неугомонным. Один ребенок может все время выходить из себя, тогда как другого те же самые ситуации не раздражают.

Почему же такие личные черты появляются даже в очень раннем возрасте? Почему некоторые черты нашей личности являются такими сильными и прочно укоренившимися? Конечно же, имеется генетическое влияние и воздействие окружения. С буддийской точки зрения, присутствуют также и другие факторы, так как не похоже, чтобы мы вступали в эту жизнь, подобно чистым листам. Мы несем с собой из прошлых жизней личные особенности и привычные модели поведения.

К примеру, перерождение могло бы объяснить, почему данный ребенок с самого раннего возраста проявляет способности к музыке или к математике. Если мы хорошо знакомы с некоторым предметом или развили в прошлых жизнях определенный талант, та же склонность может легко проявиться и в этой жизни. Одна женщина рассказывала мне, что ее сын с самых ранних лет проявлял интерес к музыке и знал имена авторов некоторых произведений. Никто другой в этой семье не имел таких познаний или интереса к музыке, и она была озадачена наклонностями своего сына. Возможно, в прошлой жизни ребенок был музыкантом.

У многих из нас был опыт "дежа вю", когда мы впервые попадали в какое-то место, но при этом явственно ощущали, что уже были там раньше. Это может быть подсознательным узнаванием места, где мы были в прошлой жизни.

Кроме того, у вас, возможно, был опыт встреч с людьми, к которым вас начинало сильно тянуть без всяких видимых причин. Мы сразу же ощущаем себя свободно и обнаруживаем, что обсуждаем с ними личные вопросы. Это может указывать на то, что в прежних жизнях мы были близкими друзьями.

Большинству людей нужно время, чтобы обдумать различные свидетельства в пользу существования прошлых и будущих жизней. Поначалу у нас не будет ясного понимания этого и может возникнуть много вопросов. Нужно изучать, размышлять и обсуждать свидетельства за и против перерождений. Некоторым людям требуется мужество, чтобы ослабить предубеждения, имеющиеся у них с детства, и исследовать перерождение. Но это стоит труда: путем изучения вопросов с умом, открытым для логики и фактов, наши мудрость и понимание расширятся.

С лово «реинкарнация» переводится как «повторное воплощение». Теория реинкарнации включает в себя две составляющие:

  1. Душа, а не тело представляет собой подлинную сущность человека. Это положение согласуется с христианским мировоззрением и отвергается материализмом.
  2. После гибели тела душа человека через какой-то промежуток времени воплощается в новом теле. Каждый из нас прожил на Земле множество жизней и обладает опытом, выходящим за рамки текущей жизни.

Отождествление себя с телом заставляет человека испытывать сильный страх перед смертью. Ведь после неё он полностью исчезнет, и все его труды окажутся бессмысленными. Это заставляет людей вести себя так, будто смерти вовсе не существует. Чтобы отвлечься от идеи конечности своего существования и отсутствия смысла жизни, люди пытаются забыться в мимолетных делах и развлечениях. Это может быть сосредоточенность на своей семье или сильная погружённость в работу. Человек может прибегать и к таким опасным развлечениям, как употребление наркотиков. Вера в конечность жизни образует в сердцах людей духовный вакуум. Вера в вечную природу души позволяет вновь обрести смысл жизни.

Реинкарнация является законом, действующим на человека вне зависимости от его веры. Доктрина реинкарнации говорит, что человек сам несёт ответственность за свои действия. Последующее рождение зависит от его поступков в предыдущих жизнях. Таким образом, устанавливается справедливость, и объясняются тяжелые обстоятельства жизни тех, кто еще не успел нагрешить. Последующее воплощение позволяет душе исправить свои ошибки и выйти за рамки ограничивающих представлений. Сама идея постоянного обучения души вдохновляет. Мы можем избавиться от зацикленности на текущих делах, найти новый взгляд на сложные и угнетающие ситуации. С помощью способностей, развитых в прошлых рождениях, душа получает возможность преодолеть те проблемы, которые были не решены ранее.

Многие из нас не имеют воспоминаний о своих прошлых жизнях. Этому могут быть две причины:

  1. Нас научили их не помнить. Если семья принадлежит к другой вере или кто-то из членов семьи атеист, то такие воспоминания будут пресекаться. Высказывание ребенка о подробностях прошлой жизни может восприниматься как выдумка или вовсе как психическое расстройство. Таким образом, ребенок учится скрывать свои воспоминания, а впоследствии и сам забывает их.
  2. Воспоминания могут быть тяжёлыми или шокирующими. Они могут помешать нам сохранять нашу идентичность в текущей жизни. Мы можем не выдержать их и действительно сойти с ума.

Идея реинкарнации поддерживалась различными учёными и мудрецами на протяжении тысячелетий. На данный момент доктрина реинкарнации в большей степени сохранилась в индуизме. Многие ездят в Индию, чтобы ближе соприкоснуться с этой религией и получить духовный опыт. Однако на Западе тоже были последователи этой теории. Ниже мы рассмотрим великих личностей разных исторических периодов, поддерживающих теорию реинкарнации души .

Доктрина переселения душ в религиях Востока

Доктрина перевоплощения является центральным звеном множества индийских религий. Присутствует она и в буддизме. Для представителей восточных вероучений идея перевоплощения является естественной.

Понятие перевоплощения душ является главным в индуизме. О нём написано в священных текстах: в Ведах и Упанишадах. В Бхагавад-Гите, вмещающей в себя суть индуизма, перевоплощение сравнивается со сменой старых одежд на новые.

Индуизм учит, что наша душа пребывает в постоянном круговороте рождения и смерти. После множества рождений она разочаровывается в материальных наслаждениях и ищет высший источник счастья. Духовная практика позволяет осознать, что наше истинное Я - это душа, а не временное тело. Когда материальные влечения перестают управлять ей, душа выходит из круговорота и переселяется в духовный мир.

В буддизме утверждается, что существует пять уровней, на которых можно воплотиться: жители ада, животные, духи, люди и божества. Условия, в которых родится душа в следующий раз, зависят от ее деятельности. Процесс перерождения происходит до тех пор, пока существо не распадётся либо не достигнет пустоты, что доступно немногим. В джатаках (древнеиндийских притчах) рассказывается о 547 рождениях Будды. Он воплощался в разных мирах, помогая обрести освобождение их жителям.

Реинкарнация в философии Древней Греции

В Древней Греции приверженцами концепции реинкарнации были Пифагор и его последователи. Сейчас признаются заслуги Пифагора и его школы в математике и космологии. Всем нам еще со школы знакома теорема Пифагора. Но Пифагор прославился и как философ. По Пифагору, душа приходит с небес в тело человека или животного и воплощается до тех пор, пока не получит права вернуться обратно. Философ утверждал, что помнит свои предыдущие воплощения.

Ещё один представитель философов в Древней Греции, Эмпедокл, изложил теорию о переселении душ в поэме «Очищения».

Известный философ Платон также был сторонником концепции перевоплощения. Платоном были написаны знаменитые диалоги, где он передаёт беседы со своим учителем Сократом, который не оставил собственных трудов. В диалоге «Федон» Платон пишет от имени Сократа, что наша душа может прийти на землю вновь в человеческом теле или в виде животных, растений. Душа спускается с небес и сначала рождается в теле человека. Деградируя, душа переходит в оболочку животного. В процессе развития душа снова является в человеческом теле и получает возможность обрести свободу. В зависимости от недостатков, которым подвержен человек, душа может воплотиться в животном соответствующего вида.

Доктрины реинкарнации придерживался и Плотин - основатель школы неоплатонизма. Плотин утверждал, что человек, убивший свою мать, в следующем рождении станет женщиной, которая будет убита своим сыном.

Раннее христианство

Современное христианское учение утверждает, что душа воплощается только один раз. Кажется, что так считалось всегда. Однако есть мнения, что раннее христианство благосклонно относилось к идее перевоплощения. Среди поддерживавших эту идею был Ориген - греческий теолог и философ.

Ориген имел большой авторитет среди современников и стал основателем христианской науки. Его идеи повлияли как на восточное, так и на западное богословие. Ориген 5 лет учился у неоплатоника Аммония Сакса. В это же время у Аммония учился Плотин. Ориген говорил о том, что Библия включает в себя три уровня: телесный, душевный и духовный. Нельзя толковать Библию буквально, т. к. кроме конкретного смысла, она несёт тайную весть, доступную далеко не всем. Около 230 г. н. э. Ориген создал изложение христианской философии в трактате «О началах». В нём он пишет и о перевоплощении. Философ писал, что души, склонные к злу, могут родиться в оболочке животного и даже растения. Исправив свои ошибки, они возвышаются и обретают Царствие Небесное вновь. Душа вступает в мир, обладающая силой побед или ослабленная поражениями предшествующего воплощения. Поступки, совершённые человеком в этой жизни, предопределяют обстоятельства рождения в следующей.

В 553 году теория реинкарнации душ была осуждена на Пятом Вселенском Соборе. Собор был учреждён византийским императором Юстинианом. С помощью голосования члены собора решали, допустим ли оригенизм для христиан. Весь процесс голосования был под контролем императора, часть голосов была фальсифицирована. Теория Оригена была предана анафеме.

Средние века и эпоха Возрождения

В этот период учение о переселении душ развивается в Каббале - эзотерическом течении в иудаизме. Каббала распространилась в XII-XIII вв. Средневековые каббалисты выделяли три вида переселения. Рождение в новом теле обозначалось термином «гилгул». В описании гилгула иудейские тексты сходны с индуизмом. В книге «Зогар» говорится о том, что последующее рождение определяется тем, какие пристрастия имел человек в предыдущем. Влияют на него и последние мысли перед смертью. В Каббале упоминаются и два других вида реинкарнации: когда душа вселяется в уже существующее тело со злыми или добрыми помыслами.

Среди прочих деятелей того времени концепции придерживался Джордано Бруно - итальянский философ. Со школьной программы мы знаем, что он поддерживал гелиоцентрические воззрения Коперника, за что был сожжён на костре. Однако мало кто знает, что к сожжению он был приговорен не только за это. Бруно говорил о том, что человеческая душа после гибели тела может вернуться на землю в ином теле. Или пойти дальше и путешествовать по множеству миров, которые существуют во вселенной. Спасение человека не определяется его отношениями с Церковью, а зависит от прямой связи с Богом.

Новое время

В новое время концепцию о перевоплощении развивал Лейбниц. Это проявилось в его теории о монадах. Философ утверждал, что мир состоит из субстанций, называемых монадами. Всякая монада есть микрокосм и находится на своей ступени развития. В зависимости от ступени развития монада имеет связь с разным количеством подчиненных ей монад более низкого уровня. Эта связь образует новую сложную субстанцию. Смерть - это отделение главной монады от подчиненных. Таким образом, смерть и рождение тождественны обычному обмену веществ, который происходит у живого существа в процессе жизнедеятельности. Только в случае реинкарнации обмен имеет характер скачка.

Теорию о перевоплощении развил и Шарль Боннэ. Он считал, что во время смерти душа сохраняет часть своего тела и потом развивает новое. Поддерживал её и Гёте. Гёте говорил, что понятие деятельности убеждает его в правильности теории переселения душ. Если человек неустанно действует, то природа должна дать ему новую форму жизни, когда ныне существующая не сможет удерживать его дух.

Сторонником теории реинкарнации был и Артур Шопенгауэр. Шопенгауэр выражал своё восхищение индийской философией и говорил о том, что творцы Вед и Упанишад осознавали сущность вещей более ясно и глубоко, чем ослабевшие поколения. Вот его размышления о вечности души:

  • Убеждение, что мы недоступны для смерти, носимое каждым из нас, исходит из осознания нашей изначальности и вечности.
  • Жизнь после смерти не является более недоступной для понимания, чем нынешняя жизнь. Если возможность существования открыта в настоящем, значит, она будет открыта и в будущем. Смерть не может разрушить большего, чем мы имели при рождении.
  • Есть то существование, которое не может быть уничтожено смертью. Оно вечно существовало до рождения и будет вечно существовать после смерти. Требовать бессмертия индивидуального сознания, которое разрушается вместе с гибелью тела, - это значит желать постоянного повторения одинаковой ошибки. Для человека недостаточно переселиться в лучший мир. Нужно, чтобы перемена произошла внутри него.
  • Убеждение, что дух любви никогда не исчезнет, имеет под собой глубокую основу.

XIX-XX вв

В реинкарнацию верил и Карл Густав Юнг, швейцарский психиатр, развивший учение о коллективном бессознательном. Юнг пользовался понятием вечного «Я», которое рождается вновь, чтобы постигнуть свои глубочайшие тайны.

Известный политический лидер Махатма Ганди говорил о том, что концепция перевоплощения поддерживала его в его деятельности. Он верил в то, что если не в этом, то в другом воплощении осуществится его мечта о всеобщем мире. Махатма Ганди был не только политическим лидером Индии. Он был и её духовным лидером. Следование своим идеалам сделало Ганди настоящим авторитетом. Мировоззрение Ганди сложилось благодаря осмыслению Бхагавад-Гиты. Ганди отвергал любые формы насилия. Ганди не делал различия между простым служением и престижной работой.

Он сам чистил туалеты. Среди множества заслуг Ганди основными являются:

  • Ганди внёс решающий вклад в улучшение положения неприкасаемых. Он не ходил в те храмы, куда запрещали входить неприкасаемым. Благодаря его проповедям были приняты законы, которые препятствовали унижению низших каст.
  • Обеспечение независимости Индии от Великобритании. Ганди действовал с помощью тактики гражданского неповиновения. Индийцы должны были отказаться от титулов, которые давала Великобритания, работы на госслужбе, в полиции, в армии и от покупки английских товаров. В 1947 году Британия сама дала независимость Индии.

Россия

Л.Н. Толстой - широко известный русский писатель. Его произведения многие изучали в школе. Однако немногие знают, что Толстой интересовался ведической философией и изучал Бхагавад-Гиту. Лев Толстой признавал учение о реинкарнации. Рассуждая о жизни после смерти, Толстой показывал вероятность двух путей. Либо душа сольется со Всем, либо родится вновь в ограниченном состоянии. Второе Толстой полагал более вероятным, т. к. считал, что зная только ограниченность, душа не может ожидать неограниченной жизни. Если душа будет жить где-то после смерти, значит, где-то она жила и до рождения утверждал Толстой.

Н. О. Лосский является представителем русской религиозной философии. Он был одним из основателей направления интуитивизма в философии. Вот как доказывает идею перевоплощения русский философ:

  1. Невозможно даровать человеку спасение извне. Он должен сам справиться со своим злом. Бог ставит человека в такие ситуации, которые покажут ничтожность зла и силу добра. Для этого нужно, чтобы душа продолжала жить после физической смерти, получая новый опыт. Всякое зло искупается страданиями до тех пор, пока сердце не станет чистым. Для такого исправления нужно время. Оно не может произойти в пределах одной короткой жизни человека.
  2. Создавая личность, Бог дарует ей силу творить. Тип жизни человек вырабатывает сам. Поэтому он ответственен за свои действия, за свои черты характера и за своё внешнее проявление в теле.
  3. Лосский отмечал, что забывание - естественное свойство человека. Многие взрослые не помнят часть своего детства. Тождество личности зиждется не на воспоминаниях, а на основных стремлениях, которые влияют на то, каким путём пойдёт человек.
  4. Если страсть, вызвавшая неблаговидный поступок в прошлом воплощении, остаётся в душе при последующем рождении, то и без воспоминания о совершённых поступках, само наличие и проявление её приводят к наказаниям.
  5. Блага и трудности, которые получают новорожденные, определяется их прошлым рождением. Без теории перевоплощения разные условия рождения противоречат благости Бога. В противном же случае рождающееся существо само создаёт их. Следовательно, оно и отвечает за них.

Лосский, однако, отвергал, что человек в следующем воплощении может родиться в оболочке животного или растения.

Карма и реинкарнация

Понятие кармы тесно связано с теорией реинкарнации. Закон кармы – закон причины и следствия, согласно которому поступки человека в настоящем определяют его жизнь как в этом, так и в последующих воплощениях. То, что происходит с нами сейчас, является следствием поступков прошлого.

В тексте Шримад-Бхагаватам, одной из основных Пуран, говорится о том, что действия существа создают его очередную оболочку. С приходом смерти человек перестаёт пожинать плоды определенного этапа деятельности. С рождением он получает результаты следующего этапа.

После физической смерти душа может перевоплотиться не только в человеческой оболочке, но и в теле животного, растения или даже полубога. То тело, в котором мы живем, называется грубым телом. Однако существует ещё и тонкое тело, состоящее из ума, разума и эго. При гибели грубого тела тонкое тело остаётся. Этим объясняется то, что в последующем воплощении сохраняются стремления и черты личности, которые были характерны для неё в предыдущей жизни. Мы видим, что даже младенец имеет свой индивидуальный характер.

Генри Форд говорил о том, что его талант копился на протяжении множества жизней. Он принял доктрину перерождения в 26 лет. Работа не приносила ему полного удовлетворения, т. к. он понимал, что неизбежность смерти делает его усилия напрасными. Идея реинкарнации дала ему возможность верить в дальнейшее развитие.

Реинкарнация отношений

Помимо личных взаимоотношений существуют более тонкие связи. В предыдущих воплощениях мы уже встречались с какими-то людьми. И эта связь может продолжаться несколько жизней. Бывает, что нами не были решены какие-то задачи перед человеком в прошлой жизни, и мы должны их решить в настоящем.

Есть несколько типов связей:

  • Родственные души. Те души, которые помогают друг другу перейти на новый уровень сознания. Они часто имеют противоположный пол, чтобы сбалансировать друг друга. Встреча с родственной душой может длиться недолго, но иметь сильное влияние на человека.
  • Души-близнецы. Они очень похожи друг на друга по характеру, по своим интересам. Часто чувствуют друг друга на расстоянии. При встрече возникает ощущение, что давно знаком с человеком, возникает чувство безусловной любви.
  • Кармические отношения. Такие отношения часто бывают сложными, в них нужно много работать над собой. Людям нужно проработать вместе какую-то ситуацию. Если остался какой-то долг перед человеком с прошлой жизни, значит, пришло время его вернуть.

О связи душ в последующих жизнях писал и Лосский. Существа царства Бога обладают космическим телом и связаны друг с другом. Человек, питающий к другому лицу истинную любовь, соединяется с ним неразрушимой связью. При новом рождении связь остается хотя бы в виде безотчётной симпатии. На более высоком этапе развития мы сможем вспомнить все предыдущие этапы. Тогда появляется возможность сознательного общения с той личностью, которую мы полюбили вечной любовью.

Душа не может удовлетвориться лишь материальными наслаждениями. Однако высших наслаждений можно достичь лишь с помощью духовного опыта, который помогает осознать свою духовную природу. Концепция реинкарнации учит нас не зацикливаться на преходящих моментах, позволяет осознать вечность души, что поможет в решении сложных проблем и в обретении смысла жизни.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва