Татьянин день, День студента. История возникновения праздника

Татьянин день - праздник, о котором знают практически все, однако далеко не всем известна история появления этого праздника. Татьянин день именуется днем студента и отмечается 25 января (12 января по старому стилю). Как же возникла традиция этого праздника? Согласно преданию, в третьем веке н.э. христианка Татьяна (Татиана) подверглась жестоким гонениям за преданность Иисусу и истинную веру в царствие Христа. В то время Римом правил юный император хотя его мать и была христианкой, сам он не разделял ее убеждений, хотя вполне лояльно относился к приверженцам Иисуса Христа. Пользуясь неопытностью и неискушенностью Александра, многие его приближенные с легкостью продвигали удобные им законы, постепенно прибирая власть в Риме к своим рукам.

Некоторые из людей, приближенных к императору, не одобряли ту степень свободы, которую получили за последнее время христиане. Одним из них был Ульпиан - член государственного совета, люто ненавидевший верующих в Иисуса. Ульпиан составил сборник законов, которые позволяли преследовать христиан, и снова полилась кровь мучеников, не желавших поклоняться языческим В числе людей, пострадавших за веру, оказалась и христианка Татьяна. Когда ее заставили молиться статуе Аполлона, девушка, вместо того, чтобы подчинится гонителям, стала истово молиться Иисусу. рухнуло со своего пьедестала, и статуя раскололась на части. После многочисленных истязаний Татьяну обезглавили. С 235 года христиане отмечают праздник в честь великомученицы Татьяны, причисленной к лику святых.

Особое значение Татьянин день - праздник, история которого уходит в глубь веков, приобрел в 18 веке, когда императрица Елизавета своей рукой подписала «Указ об учреждении Московского университета». Проект Университета и сама идея его основания, как известно, принадлежат М.В. Ломоносову и графу И.И. Шувалову. Они прекрасно осознавали, насколько необходимым для Российской Империи может стать создание такого учреждения, и предприняли все возможные меры для воплощения этой идеи в жизнь.

Есть версия, что Шувалов представил Елизавете Указ именно 12 января (по новому стилю - 25 января), для того чтобы доставить радость матери, которая именно в этот день праздновала свой день рождения. С той поры праздник Татьянин день, прежде всего, знаменует собой день Университета.

Поначалу праздник отмечался без излишней помпезности и включал в себя молебен в церкви при Университете и небольшие, довольно-таки скромные торжества. В середине девятнадцатого века ситуация изменилась, Татьянин день, праздник посвященный Университету, приобрел неофициальный статус студенческого праздника. Обычно торжество состояло из двух частей. Официальная часть включала в себя обед в университетской столовой, обращение ректора к своим студентам и вручение лучшим из них наград, церковный молебен, а также импровизированные экскурсии по аудиториям и библиотекам Университета.

Неофициальная часть, конечно же, была более насыщенной. Студенты веселились как могли, гуляли по Москве, распевали песни. Популярными местами для студенческих гуляний были Тверской и Никитский бульвары, также не обходили вниманием Одной из излюбленных традиций студентов того времени были импровизированные «кошачьи концерты», которые молодежь устраивала под окнами издательства «Московские ведомости». Газета «Московские ведомости» выпускалась представителями Университета и довольно часто студенты, находясь в приподнятом настроении, попросту разбивали окна, забрасывая их камнями.

В этот день стирались все различия: состоятельные студенты веселились в компании выходцев из бедных семей, преподаватели гуляли со своими подопечными. Таким образом, Татьянин день - праздник, который с удовольствием отмечают российские студенты и по сей день, стал одним из любимых праздников представителей студенчества. На сегодняшний день 25 января официально признан Днем российского студенчества. Татьянин день - праздник, поздравления с которым ежегодно получают миллионы людей в нашей стране, позволил возродить старые традиции и сплотить ряды российской молодежи.

История праздника «Татьянин день»

Александра Обущак

Согласно преданию в 3 веке н.э. настоятельница христианского храма Татьяна подверглась гонениям за христианскую веру. Когда ее заставили молиться языческому божеству, Татьяна не отказалась от своей веры и молитва ее Иисусу Христосу была столь сильна, что языческое божество упало с пьедестала и разбилось. После многочисленных пыток Татьяну казнили. С 235 года отмечается праздник Татьянин день, а мученица Татьяна причислена к лику святых.

Особое значение праздник принимает в 18 веке, когда 25 января 1755 года императрица Елизавета Петровна подписала «Указ об учреждении Московского университета». Идея создания и проект Университета принадлежат М.В. Ломоносову и И.И. Шувалову, которые понимали, насколько значимым для Российской Империи является создание такого научного учреждения.

Существует версия, что И.И. Шувалов представил Указ об Университете Елизавете именно 25 января для того, чтобы порадовать мать, у которой в этот день был день рождения. С тех пор празднование Татьяниного дня, прежде всего, как дня основания Университета, стало традиционным и любимым всеми, кому посчастливилось учиться в этом храме науки.

С начала основания праздник не отмечался пышно и включал в себя молебен в университетской церкви и небольшие торжества. Однако в 60-е годы 19 века 25 января становится неофициальным студенческим праздником, который делился на официальную и неофициальную части. К официальным торжествам относились: обед в столовой, молебен в университетской церкви на Моховой, обращение ректора к студентам и вручение наград, а также прогулки по помещениям университета: аудиториям и библиотекам.

После этого начиналась неофициальная программа. Студенты веселились и гуляли по центру Москвы группами, распевая песни. Излюбленными местами были: Никитский и Тверской бульвары, а также Трубная площадь. Одной из интересных традиций праздника являлись кошачие концерты под окнами редакции газеты «Московские ведомости», поскольку эта газета была основана представителями Московского Университета. Часто студенты в веселом настроении разбивали окна редакции.

Самые богатые студенты и выпускники могли позволить себе отметить этот праздник в одном из самых дорогих ресторанов Москвы - «Эрмитаже». Работники ресторана, зная с каким весельем отмечается этот праздник, заранее убирали дорогую мебель и ковры и заменяли их на более простые вещи.

Полиция относилась к шумным студентам с пониманием, а под утро полицейские писали на спинах перегулявших студентов адрес мелом и развозили их под домам. В этот праздник стирались все различия: преподаватели гуляли со студентами, богатые веселились с бедными. Богатые студенты одевались по-простому и веселились с остальными студентами на улице. Выпускники Университета также с огромным удовольствием отмечали этот праздник. Таким образом, день основания университета стал любимым праздником всех студентов страны.

Праздник был такой веселый, что все кто мог присоединялись и гуляли в этот день, а выпускник Университета А.П. Чехов однажды сказал по поводу празднования Татьяниного дня: В этот день «выпили все, кроме Москвы-реки, и то благодаря тому, что замерзла… Пианино и рояли трещали, оркестры не умолкали. Было так весело, что один студент от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди».

После празднования столетнего юбилея в 1855 году появилась традиция устраивать ежегодную встречу выпускников Московского Университета в Татьянин день как регулярное торжество.

После революции большевики посчитали праздник слишком буйным. В 1918 году университетскую церковь закрыли и в ней устроили читальный зал. Праздник «Татьянин день» заменили в 1923 году на «День пролетарского студенчества», а празднование Татьяниного дня запретили. Но годы шли, значение Московского Университета росло, а день основания также чтили и уважали, как и прежде.

В 1992 году, после вступления на должность ректора Виктора Антоновича Садовничего, была возобновлена традиция празднования

В 1791 году во имя святой мученицы Татианы был также освящен храм Московского университета. С тех пор святая Татьяна считается покровительницей студентов и педагогов.

В 1918 году храм был закрыт. В его помещениях располагался сначала клуб, а с 1958 года по 1994 год — студенческий театр МГУ. В январе 1995 года здание было возвращено церкви.

По описаниям современников, до революции празднование Татьяниного дня как университетского праздника было для всей Москвы настоящим событием .

Начиналось оно с официальной церемонии в актовом зале университета, где собирались профессора, преподаватели, студенты и выпускники, приезжавшие со всех концов России. После молебна, академического доклада и выступления ректора все вставали, пели "Боже, Царя храни!". Затем начиналась неофициальная часть, нередко продолжавшаяся до утра, народное гуляние. В своем кругу отмечали праздник выпускники университета, среди которых были профессора и чиновники, врачи и юристы, промышленники и коммерсанты. Ближе к вечеру многие собирались в зале Большого Московского трактира в центре города, где произносились речи и тосты, после чего на тройках ехали в ресторан "Яр", который в тот день обслуживал только университетскую публику.

В современной России традиционно в этот день студенты устраивают массовые гуляния.

25 января 2016 года для всех студентов страны пройдет Всероссийская акция "Татьянин лед". На ледовых площадках в столице и регионах России будут организованы праздничные программы. Центральной площадкой станет ГУМ-Каток на Красной площади.

Русская православная церковь вспоминает в этот день святую мученицу Татиану, которая считается покровительницей всего российского студенчества. В этот день свои именины отмечают все женщины, носящие имя Татьяна (древнее имя "Татиана" в переводе с греческого означает "устроительница").

Как гласит церковное предание, святая Татиана жила в Риме на рубеже II‑III веков, во время жестоких гонений на христиан. Ее отец, знатный римлянин, тайно исповедовал христианство и воспитал свою дочь в христианском духе. Татиана не вышла замуж и отдала все свои силы на служение Богу. В тот период вся власть в Риме сосредоточилась в руках гонителя христиан Ульпиана. Татиану схватили и пытались заставить ее принести жертву идолу. Но в храме Аполлона, куда ее привели, по преданию, дева вознесла молитву Христу — и произошло землетрясение: языческий идол раскололся на части, а обломки храма погребли под собою жрецов.

Язычники истязали Татиану. Во время пыток происходило много чудес: то палачи, о прозрении которых молилась святая, уверовали во Христа, то ангелы отводили от мученицы удары, то из ран ее вместо крови текло молоко и в воздухе разливалось благоухание. После страшных мучений Татиана предстала перед своими палачами и судьями еще более прекрасной, чем прежде. Язычники отчаялись сломить веру страдалицы и казнили ее. Вместе с Татианой был казнен и ее отец.

В последние годы в России исконные традиции празднования дня святой Татьяны, в основе их — общая молитва Русской церкви и высшей школы.

Традиционно центром церковных торжеств в День российского студенчества, являющийся также днем памяти покровительницы высшей школы России — мученицы Татьяны, становился храм в честь этой святой при МГУ имени М.В. Ломоносова на Моховой улице.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в день российского студенчества, впервые совершил божественную литургию в храме Христа Спасителя. На богослужении присутствовали ректор МГУ Виктор Садовничий, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, ректор ГИТИС Карина Мелик-Пашаева, а также профессора, преподаватели и студенты светских и церковных вузов Москвы, студенческие делегации из других регионов России. По окончании литургии учащаяся молодежь продолжила общение на студенческих гуляньях у храма Христа Спасителя.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Обычно на этот вопрос отвечают, что 12 января 1755 года (по старому — юлианскому — календарю) императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ об основании Московского университета. Якобы друг Ломоносова Иван Иванович Шувалов, императрице сей указ предложивший, выбрал именно этот день потому, что мать его звали Татьяной. И вот логическая цепочка: день рождения Московского университета — соответственно Татианинский храм — соответственно главный российский вуз…

И Татиана, небесная покровительница всех российских студентов. В такой, казалось бы, очевидной версии есть очевидные натяжки.

Начать с того, что храм Мученицы Татианы был освящен в 1791 году, когда уже ни Елизаветы Петровны, ни Ломоносова, ни Шувалова в живых не было. И связывать освящение храма с датой 12 января, когда университет, собственно говоря, существовал еще только на бумаге, можно достаточно условно.

Естественно было бы посвятить университетский храм кому-либо из святых, связанных с ученой или богословской деятельностью.Тем не менее была выбрана мученица, о которой на самом деле мы знаем не так много: жила в Риме в III веке девица, была диакониссой — древний церковный чин, означавший милосердное или, как бы теперь сказали, социальное служение ближним. Исповедала себя христианкой и, претерпев страдания, приняла мученический венец.

Татьянин день

Существуют ли некие сопряжения между Татианой и российским студенчеством? Или даже чуть шире — между Татианой и той частью русского общества, которое называли образованным сословием, а теперь — интеллигенцией. Во-первых, Татиана своей жизнью свидетельствовала единство слова и дела, далеко не всегда достигаемое образованными людьми. Татиана была, как мы знаем, девицей, явила в своей жизни добродетель чистоты и целомудрия. Если в душе твоей нет чистоты и стремления жить по правде Божией, то все твои проповеди и призывы к исправлению других будут тщетны. Наконец, еще одно важное обстоятельство: она сочетала со своими вероучительными убеждениями активную деятельную любовь к ближним. Тоже редкостная добродетель у людей, занятых науками .

И последнее. Был такой римский император Александр Север, можно сказать, религиозный глобалист той эпохи. Он собрал в Пантеоне изображения богов, которые чтились народами империи: поклоняйтесь кому хотите, но никого не считайте безусловно истинным. Настоящие христиане, среди них была и Татиана, не могли согласиться, что Христос — «один из». Настаивание на исключительности вероучительной истинности, если оно не сочетается с любовью, становится фанатизмом, но у Татианы эта убежденность в истине Христовой была соединена с любовью к людям. Убежденность в истинности христианства, с одной стороны, и, с другой, отсутствие фанатизма — вот путь святости, который тоже столь важен сегодня.

Мученица Татиана и Московский Университет

Протоиерей Максим Козлов, архиепископ Верейский Евгений, ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий

Императорский (ныне Государственный) университет в Москве не только древнейший из русских университетов, но по справедливости считается и славнейшим из них.

Его почти 250-летняя история полна многих светлых и отрадных страниц, на которых с любовью останавливается взор каждого патриота, ревнующего о благе и славе родной земли. Но не быть патриотом - значит не быть русским человеком, ибо патриотизм не есть качество, не есть добродетель, а есть долг, обязательный для всех.

Оттого Московский университет одинаково дорог для всех русских людей, где бы они ни жили, без различия в звании и состоянии; оттого везде, где бьется русское сердце, где стоят православные храмы, где слово Отечество возбуждает восторг и любовь - везде известен, везде любим и славим Московский университет, как главный рассадник истинного знания, как хранитель Просвещения. Мирно и тихо течет ученая и учебная жизнь в стенах Московского университета, и поколение за поколением проходит в стенах его, черпая здесь знания, необходимые для дальнейшей трудовой жизни во славу Бога, на службу Родине.

Пройдут еще века, и все так же Московский университет, великий в своей седой древности, богатый лучшими преданиями своих былых времен, по прежнему будет зажигать священный огонь знания в груди своих многочисленных питомцев, пока мало по малу - хочется этому верить - в стенах именно Московского университета впервые не выработается и не укрепится на Руси высочайший идеал человеческого знания, состоящий с одной стороны в стремлении овладеть вполне всеми тайнами чувственного мира, с другой - в смиренном сознании, что есть еще целая область бытия, куда не дерзает и не может проникнуть пытливый скальпель ученого, но которая вполне открыта всякому верующему; идеал, состоящий в сознании, что полнота знания без веры невозможна.

Стоя на этой строго научной дороге, сбросив с себя путы материализма, который есть отрицание науки, как полноты знания; смиренно преклоняясь перед вечным светом Христианства, Московский университет оправдывает ту любовь и доверие, с какими вся Россия обращается от Москвы до самых до окраин. Дай Бог, чтобы скорее настало это золотое время, время полной славы для Московского университета!

Московский университет заключает в своих стенах Божий храм, посвященный св. мученице Татиане, и особенно указываю на это обстоятельство, так как в нем можно видеть залог величия и славы нашего университета.

В старое время, когда идеал западно-европейской цивилизации, состоящий в поклонении плоти преимущественно перед духом, не соблазнял еще своим лживым блеском наших предков, они, приступая к сооружению нового города, прежде всего ставили храм Божий и только затем уже закладывали городские стены и другие здания. Этим призывалось на новый город Божье благословение, этим полагалось основание его будущему благосостоянию и развитию.

Печальный XVIII век, век отрицания истины и торжества лжи, оказался гибельным и для России - где в это именно время стали забываться многие лучшие обычаи и предания старины.

Так и Московский университет долгое время по своем основании не имел собственного храма, о чем глубоко скорбели все любящие родне просвещение, понимая, что никакие самые богатые приспособления и научные пособия не принесут пользы, если над всем этим не будет Божьего благословения.

Желание иметь при университете отдельный храм по ревностным стараниям директора Московского университета Фонвизина осуществилось, наконец, 5 апреля 1791 года, когда митрополит Платон освятил церковь во имя мученицы Татианы, «сооруженную Императорским Московским университетом в доме своем, в незабвенную память своего заведения»

В 1812 году, во время неприятельского нашествия, здания университета сгорели, а с ними вместе сгорела и Татианинская церковь.

В 1817 году, после Высочайшего повеления о восстановлении университетских зданий, попечитель университета князь А. П. Оболенский докладывал преосвященному Августину, управляющему Московской Епархией, что для университета возобновить прежнюю церковь во имя мученицы Татианы представляется неудобным, и потому просил: «Георгиевскую церковь, примыкающую к самому университету, сделать университетской со всей принадлежащей к ней утварью, ризницей и землей, и поставить в церкви местный образ мученицы Татианы для всегдашнего воспоминания дня, в который основан Императорский Московский университет».
Эта просьба кн. Оболенского была уважена преосвященным Августином, и резолюцией его от 18 сентября 1817 года означенная Георгиевская церковь сделана университетской.


Источник: Нескучный сад

Такое положение дел продолжалось до приобретения Московским университетом дома гг. Пашковых и до приспособления его к университетским нуждам, когда в 1836 году отношением от 15 декабря попечитель Московского университета граф С. Г. Строганов уведомил Высокопреосвященнейшего Филарета, что с Высочайшего соизволения в зданиях университета устраивается собственная Церковь во имя св. мученицы Татианы.

В наше время после десятилетий запустения при безбожной власти храм был возрожден при ближайшем участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, тщанием ректора Виктора Антоновича Садовничего в 1995 году.

Такова краткая история нашей университетской церкви.

Ежегодно сотни новых студентов вступают в храм св. мученицы Татианы и просят у нее помощи и заступничества перед Всевышним Богом, но не будет преувеличением сказать, что лишь очень немногим из них известны жизнь и страдания св. Татианы, покровительницы Московского университета. А между тем много поучительного заключает в себе повесть о житии и страданиях св. Татианы, которая, будучи богатой, знатной и красивой римлянкой, отвергла все утехи мира и пошла на служение Церкви. Исполняя обязанности диакониссы, она вместе с тем, как обладавшая значительными познаниями, выступала и проповедницей истинного просвещения и многих из тьмы невежества и заблуждения привела к познанию истины.

Когда затем ее схватили и судили, как Христианку, когда ее принуждали принести жертву богам - или даже только сделать вид, что она согласна на это - св. Татиана с негодованием отвергла это и предпочла страдания и вероотступничеству, хотя бы мнимому.

Она понимала, что в истинном Христианстве нет места уступкам, что лучше страдать и умереть, чем хоть на словах отречься от Христа своего.

Какой великий пример для нашего времени, когда снова возрождается язычество, когда снова созидаются кумиры которым толпа, ослепленная фанатизмом, требует поклонения и принесения жертв!

Много этих кумиров и разнообразны они - подобно богам римского пантеона в середине III века.

Тут и ложная наука на почве материализма; тут и социализм, при помощи которого люди думают достигнуть на земле полной степени совершенства и всеобщего блага; тут и пресловутые права человека, возвещенные миру среди потоков крови, при зареве пожаров, среди дикой вакханалии разнузданной черни; тут отрицание родины, семьи, нравственности… Этим кумирам большинство требует принесения жертв, и это требование особенно часто предъявляется к юношам и девушкам, только что со школьной скамьи вступающим в университет, еще не искушенным жизнью, не твердым в умении отличить мишуру от золота - и часто предъявляется с дерзкими упреками, под страхом насмешки или обвинения в отсталости.

Какой ответ дать этим искусителям и обвинителям, вот чего не знают часто эти молодые люди, сбитые с толку неожиданным наплывом новых впечатлений, новых, разнообразных идей.

А ответ может быть только один, тот самый, который, по преданию, св. Татиана дала своему мучителю, когда тот, после многих пыток, стал уговаривать ее, не принося даже жертвы богам, лишь назвать Зевса - богом, обещая за то избавление от страданий и смерти и всяческие почести и награды. Громко и смело ответила на это св. мученица Татиана: «я называю его (Зевса) идолом скверным и непотребным - делай со мной, что хочешь, но меня ты ему кланяться не заставишь, ибо со мной мой Господь - Иисус Христос». Сказала это св. Татиана и пошла на лютые муки, ибо знала, где истина и где ложь.

Вот пример, достойный подражания для многих современников наших - главным образом из молодежи - вот почему, думается мне, и прочтётся житие св. Татианы не без пользы всеми лицами, видящими смысл жизни не в одном лишь грубом наслаждении ее благами.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва