Святой Вячеслав, князь земли чешской…. Когда именины вячеслава

Как много может рассказать нам наше имя, получая его мы, приобретаем столько разного в характере, что нет нам равных. Каждое имя имеет свое происхождение и значение. Не всегда как нам кажется, мы можем повлиять на свою судьбу, поменяв имя. Оно идет рядом с нами всю нашу жизнь и дарит нам свое произношение и характер. Ежедневно мы встречаем на своем пути тысячи человек с различными именами, но бывает, судьба складывается так, что ода единственная встреча может стать очень значимой в нашем будущем.

Имя Вячеслав совершенно не распространенное в наше время. Когда-то на Руси им называли часто детей из знатного рода, но со временем что-то поменялось и его стали использовать совсем редко. Само имя означает как большая слава, и поэтому мальчикам с таким именем приписывали очень прославленную судьбу. Конечно, не стоит верить в суеверие, но порой они могут сбываться.

Вячеслав ребенок

Дети с таким именем немного нетерпеливые и раздражительные. Такому ребенку постоянно приходится напоминать, что его все любят и проявлять постоянную заботу, без проявления этих чувств он будет чувствовать себя дискомфортно. Совсем с раннего возраста он начинает понимать кто прав, а кто нет, и всегда становится на сторону слабого, поэтому чаще всего у него появляется много друзей, которые видят в нем сильное плечо, на которое можно опереться.

Дети с таким именем отлично уживаются со спортом, и если с раннего детства его отдать в любую спортивную секцию, то к более зрелому возрасту из него может выйти неплохой спортсмен. Тяга к победе и справедливости будет всю жизнь преследовать обладателя этого имени. Если вдруг случается что ему нравится девочка, то при ней он будет вести себя так же естественно, как и при других ребятах, и постарается не показать вида. Может быть потом, когда они при случае останутся наедине он проявит к ней свой интерес.

Юность Вячеслава

С годами Вячеслав практически не меняется, только из маленького мальчика вырастает более уверенный в себе мужчина. В школьные годы, он ни как не проявляет себя в учебе, обычно это ученик средней успеваемости. Вячеслав не любит выделяться из массы, он практически такой же, как все, у него редко бывают лидерские задатки. Не проявляет он себя и в общественной жизни и делает то, что потребуется так же как все.

С девушками в юности отношения складываются непросто. Они, почему то не очень к нему идут, наоборот сторонятся его и немного боятся. Скорее всего, влияет тот фактор, что он постоянно борется за справедливость и может устроить драку и спор на ровном месте.

Зрелый Вячеслав

Совсем зрелый возраст идет ему на пользу. Вячеслав становится мудрым мужчиной, очень расчетливым и порой немного занудой. У него остается всегда много друзей, которые его окружают. Обычно такие люди очень талантливы и к зрелому возрасту уже успевают добиться в жизни некоторых успехов.

Общительный и веселый, душа компании. Если с юности ему повезет, и он не попадет в дурную компанию, то этот человек может очень ярко проявить себя в жизни. Такие люди ни когда не помнят зла и не имеют привычку что-то припоминать и ставить в упрек.

Семейная жизнь

Обычно Вячеслав очень тщательно выбирает себе партнершу для жизни. У него к этому возрасту, как правило, есть определенный опыт в отношениях с женщинами. Не всегда они складываются благоприятно, и поэтому он хочет, чтобы той единственной стала она, ту которую он выберет.
Ему нужна умная женщина, не просто чтобы его любила, а была понятливым и чутким человеком. Если он повстречает именно такую, то брак обычно держится очень долго и очень редко приводит к разводу. Вячеслав прекрасный семьянин, он любящий муж и отец, который много внимания уделяет своим близким людям.

В сексуальном плане он большой фантазер и искусник, поэтому женщины любят и ценят такого партнера. Каждая проведенная с ним ночь, всегда разная, страстная и ее нельзя быстро забыть. Если он заводит любовницу, то такой роман чаще всего выходит наружу, потому что партнерши сильного темперамента пытаются завладеть им полностью.

В семье Вячеслава царит равноправие, и он может легко выполнять любую женскую работу по дому, также как и его жена может свободно помогать ему на даче, прибивать любой гвоздь. Это такая идиллия дополняющая друг друга.

Карьера

Вячеслав очень интересная натура ему по душе все технические профессии. Хотя с раннего детства он любит спорт и все что с ним связано. У такого мужчины очень хорошо развиты совершенно разные стороны. Он может быть как дизайнером, так и просто водителем. Его положительной чертой является особая внимательность, которая так часто пригождается в жизни. Благодаря ней он может достичь больших успехов в разных делах. Чаще всего выбирая профессию, он отталкивается от заработной платы, нежели от интереса по душе.

Если он находит место работы, и она полностью устраивает, то он может очень долгое время не менять ее на новую. В коллективе не со всеми складываются хорошие отношения. Он не всегда сдержан и если видит несправедливость, то не сможет молчать и порой может позволить себе устроить громкий скандал. Начальство его любит, не за скандалы, а за его дисциплинированность и полное соответствие должности.

Если он берется за дело, то всегда доводит его до конца и это не будет ни от чего зависеть. Он также не может позволить себе опаздывать на работу или уходить раньше всех. Он трудится, как и все, не проявляя большого энтузиазма. При этом он умудряется завести приятное знакомства со всей женской половиной на рабочем месте.

Длительный изматывающий труд это не для него, ему периодически требуется отдыхать с комфортом. Поэтому проводить время с друзьями в кафе за кружкой пива иногда может стать его вредной привычкой. Деньги Вячеслав очень любит, но как ни странно, ни когда не сможет совершить что-то противозаконного или простую авантюру. Поэтому он просто их зарабатывает и тратит. Если он решит заняться бизнесом, и открыть свое дело, то это у него может получиться, но для этого ему будут надежные друзья, которые подадут хорошие идеи. Начальник с него не выйдет, он совершенно не умеет руководить, и поэтому если он получает руководящую должность, то долго на ней не задерживается.

Вячеслав в любви

Любовь для таких людей стоит на первом месте. Он не слишком постоянен и если расстается с девушкой, может сразу нырнуть в объятья другой. Не слишком он привязывается к женскому полу, у него всегда много поклонниц, которые бы хотели провести с ним ночь. Если это происходит, он долго не может от них избавится. В постели этот человек безумно хорош, его фантазия и великолепный ум делают его интересным и очень сексуальным. Он часто изменяет своим подружкам, но когда это случается у него наступает небольшая депрессия и раскаяние. Но все равно это снова повторяется.
Он очень трогательно порой относится к женскому полу и по неопытности совершает ошибки, доверяя им все самое откровенное. Если женщина его предает, то это расставание навсегда. Вячеслав не злопамятный, но предательства он не может пережить и простить. Для него это удар под дых, и оправиться от него ему не просто.

Для того чтобы завязать отношения, он находит множество способов и придумывает разные комбинации. Знакомство с ним это всегда сюрприз и неповторимая ситуация. Сначала он всегда нежный и трогательный, но со временем, когда требуется он, может проявить настойчивость и немного грубости. За это женщины и любят его, за скрытый темперамент, который может почувствовать только женщина и за ту ласку, которую он может ей дать.

Положительные черты

Как и у каждого человека у него есть свои отрицательные и положительные черты характера. Самой хорошей положительной чертой его является то, что такие люди не эгоистичны, хотя всегда стремятся быть первыми, и не пойдут по головам товарищей в нужный момент. Всегда честный и справедливый, хотя очень часто это мешает ему в жизни. Такие люди очень любят свою Родину и будут ей верны, что бы ни случилось.

Отрицательные черты

Такие борцы за справедливость чаще других подвержены депрессии. Его вспыльчивость очень мешает в жизни, он может проявить агрессию. Даже при малейшей несправедливости. Частые конфликты на этой почве очень раздражают окружающих и его очень трудно переубедить в обратном. Из-за такого характера, очень часто Вячеславы попадают в плохие компании, где зачастую случаются драки или конфликты и заканчивается все не очень приятно. Но если он попадает в такую компанию, интересно то, что и там его уважают за чувство справедливости.

Имя имеет древнерусское происхождение. Дословный его перевод означает «более славный», так как образовалось от слов «вяче» (больше, лучше) и «слава».

Краткая характеристика человека

Уже с самого детства он проявляет такие черты как трудолюбие и терпеливость. Он уже в таком возрасте учится полагаться только на свои собственные силы, не прося никого о помощи. А в препятствиях он видит не проблему, а спортивный интерес, и поэтому не склонен искать легких путей.

– трогательный и наивный ребенок. Он очень сильно нуждается в родительском одобрении и успокоении, иначе он будет думать, что его не любят. Если у него слабое здоровье, то укрепить его поможет любая спортивная секция, так же это поможет ему стать более уверенным в себе и целеустремленным мальчиком.

Для обладателя имени препятствий нет нигде – он всегда найдет свою дорогу к цели благодаря своему уму. Очень часто случается, что к тридцати годам Слава уже целиком и полностью воплощает собственные задумки в жизнь. У него обязательно хорошая и элитная работа, вероятно, что он даже начальник.

Жену он себе всегда выберет красивую и изящную, умную и образованную. Он ни за что не позволит жене взвалить груз домашних проблем на свои хрупкие плечи; обладатель имени может помочь что-то приготовить, сделать уборку, но, чаше всего, привлечет к этой работе детей. Их, кстати, он очень любит.

Но обмана не потерпит, и больше никогда не поверит обманщице. Женщинам очень нравится его природное обаяние, а так же предупредительность. Сам он не способен на предательство, и пакостничать не будет, но, возможно, и подставляться не будет, если это принесет вред его личным интересам.

Иногда он может вспылить и выйти из себя, однако тут же успокоится и приласкает, а если случайно обидит, то извинится. Терпит сильное раздражение, если в деле что-то не сходится, или не получается, но не бросит все на полпути – то, что начал, он непременно закончит. А если сказать в целом, то все Вячеславы являются хорошими отцами и мужьями.

Он довольно общительный, имеет много друзей и просто знакомых. Гостей он любит, и часто зовет их в гости. Может позволить себе выпить в кругу друзей, но до алкоголизма обычно не доходит. По характеру он не конфликтный, и вообще к людям относится хорошо.

Истории Святых

Наиболее известной личностью с этим именем является святой благоверный князь Вячеслав Чешский. Он приходится потомком святой мученице княгине Людмиле, воспитывался в высокой нравственности. Вслед за кончиной родителя, князя Вратислава, он принял княжество в возрасте 18 лет.

Невзирая на свой юный возраст, он беспокоился о просвещении христианской верой своих людей. Он очень ревностно относился к христианской вере, построил в Праге превосходный храм в честь святого . Так же он был очень интеллектуальным и изучал греческий и латинский языки.

Вельможи из-за зависти захотели его свергнуть с престола, и научали его на ссору с матерью, а затем еще и на вражду с братом меньшим. Бореслав позвал его к себе в гости, и когда князь уже хотел уезжать, то попросил его остаться еще на один день. Вячеслав отказался поверить в сговор; хоть его пытались уговаривать для отъезда, он вверил судьбу собственную в волю Божию, и остался.

Следующим утром князя жестоко убил собственный брат вместе с прислугой на пороге церкви. Мать позже нашла тело, что было оставленное на месте убийства, и поместила своего сына в не так давно освященную церковь, что при дворе. Пятна крови не смывались с порога церкви 3 дня, а после исчезли сами по себе.

Еще одной известной фигурой является священномученик Вячеслав Луканин. В юном возрасте, и в молодости он страдал от постоянных заболеваний из-за слабого здоровья. Однако с появлением на свет он получил в дар необычайно привлекательный голос.

Он сам выбрал духовную стезю, и поступил в Пермское училище. Там его талант заметили, и стали поощрять его развитие. Несмотря на постоянные пересдачи предметов типа математики и физики, пение у него получалось очень хорошо, что и стало его естественным послушанием на клиросе.

Исходя из невозможности постоянного посещения уроков, чему очень способствовали частые болезни, было принято решение перевести его в состав Пермской духовной семинарии работником, доверив ему управление хорами семинарии и училища. В 1902 году его назначили псаломщиком в церковь Святой Троицы в г. Кизел, где он сразу после приезда перед в руководство местный хор.

Он был убит в спину красноармейцем, во время молитвы в соборе, и после брошен в недавно выкопанную им же могилу. Случилось это в Невьянске, днем ранее, прежде престольного праздника Спасо-Преображенского Собора, где он с прихожанами и был погребен, недалеко от алтаря.

Священномученик Вячеслав – еще один святой, почитаемый Православной Церковью, чье рождение выпало на род священнослужителя в 1879 году. Обучался в Ярославской Духовной Семинарии. Завершив обучение, он получает назначение в церковно-приходскую школу, что находилась в селе Толгоболь в качестве педагога, и там же, со временем, он обручается с представительницей древнего священнического рода Надежде Солнцовой.

Находился на должности преподавателя Закона Божия во многих церковно-приходских школах, был рукоположен через некоторое время в диаконский чин. К празднованию 25-летия церковно-приходских школ его награждают медалью. Уже после революции в феврале 1917 его переводят в церковь тюрьмы.

Некоторые источники говорят, что, скорее всего, когда случилось Ярославское восстание в январе 1918, он был сильно и жестоко изранен заключенными, вследствие чего в скором времени и скончался. Тело святого было захоронено на кладбище, что относится к церкви Святителя Тихона Задонского. В 2001 первом году Святейший Синод Русской Православной Церкви принял решение о канонизации священномученика Вячеслава Закедского.

Вряд ли найдется хотя бы один гость чешской столицы, который, осматривая Прагу, обошел своим вниманием центральную площадь – Вацлавске намнести, или, как называют ее пражане, Вацлавак. Начинаясь от улицы На Пршикопе, площадь плавно идет в гору, а на самой высшей ее точке, у Национального музея, находится созданная скульптором Й. Мыслбеком в конце XIX в. конная статуя святого Вацлава – небесного покровителя чешских земель.

Князь словно оглядывает свои владения: все ли в порядке, не нужна ли его помощь.

Святой Вацлав

28 сентября 2000 г. Чехия впервые отметила День государственной независимости, хотя на эту дату не приходится ни одно событие, так или иначе связанное со становлением чешской государственности. Почему же именно этот день выбран для национального праздника? Согласно католическому церковному календарю 28 сентября – день памяти св. Вацлава. Без малого одиннадцать веков назад “добрый князь Вацлав” был предательски убит по приказу собственного брата Болеслава у врат церкви. Возможно, это покажется странным. Найдется ли еще одна страна в мире, главный государственный праздник которой связан с подобным событием? Чтобы понять, насколько важной фигурой для жителей Чехии является их святой покровитель, обратимся к истории.

“Святой Вацлав, князь земли чешской”, – этими словами начинается прославленный старочешский гимн, “Сватовацлавский хорал”, написанный в конце XII в. Во времена гуситов этот гимн был дополнен следующей строфой: “Наследник чешской земли, вспомни о своем народе, не дай погибнуть нам и нашим потомкам”… Со времен средневековья чешский народ в тяжелые периода своей истории ожидал исполнения легенды о бланицких рыцарях, согласно которой в горе Бланик всегда готовы к бою рыцари св. Вацлава. Когда чехам придется хуже всего, они выедут на помощь, и во главе их будет скакать сам Вацлав верхом на белом коне.

Большинство сведений о князе Вацлаве взяты из церковных текстов и так называемых “старовацлавских легенд”, записанных в средние века как на латинском, так и на славянском языках. Достоверных исторических сведений о нем сохранилось немного, и они достаточно противоречивы. На этом основании некоторые историки даже пытались утверждать, что св. Вацлав – фигура мифическая, и на самом деле его никогда не существовало.

Происходивший из династии Пршемысловцев князь Вацлав родился предположительно в 907 г. Дед Вацлава Борживой, правивший страной во второй половине IX в., был первым чешским князем, принявшим христианство. Произошло это при довольно любопытных обстоятельствах. В те времена чешские земли граничили с Великой Моравией и, по некоторым источникам, были у нее в подчинении. Моравский правитель Сватоплук, уже будучи христианином, пригласил Борживоя в гости. Однако угощение для чешского князя и его дружины было подано не на столе, а на полу – как собакам. Удивление Борживоя перевесило его гнев, и он поинтересовался причиной этого оскорбления. Сватоплук ответил, что христианский князь не может сидеть за одним столом с язычником. Борживой задумался и захотел побольше узнать о христианстве. И в результате вместе со своей женой Людмилой принял крещение от равноапостольного Мефодия, просветителя славян, который находился в то время в Моравии.

Борживой и Людмила совершили многое для распространения христианства. Они строили церкви, приглашали из славянских стран священников, которые вели службы на славянском языке, занимались благотворительностью. Борживой умер достаточно молодым, в возрасте около 35 лет. Княжеский престол достался сначала старшему сыну Спытигневу, а после его смерти – младшему, Вратиславу (Братиславу), отцу св. Вацлава. Вратислав женился на княжне Драгомире, происходившей из знатного рода Стодоранов. Считается, что она была язычницей, но вряд ли князь-христианин мог заключить подобный брак. Скорее, Драгомира приняла христианство формально. Историки расходятся во мнениях, носили ли ее разногласия со свекровью Людмилой религиозный характер, или это была банальная борьба за власть. Людмила и после смерти мужа пользовалась большим влиянием и любовью подданных. Фактически она оставалась правительницей при своем сыне Вратиславе, что крайне раздражало властолюбивую Драгомиру. Особенно если учесть, что воспитанием ее сыновей – Вацлава и Болеслава – занималась опять же Людмила.

Вратислав, как и его отец, умер рано (по некоторым сведениям, он погиб в 920 г. в бою с уграми), а Вацлав был еще слишком молод, чтобы самостоятельно править страной. Драгомира претендовала на роль регентши. По одним сведениям, Людмила оставила бразды правления за собой, по другим – напротив, добровольно уступила их невестке и удалилась в принадлежащую ей крепость Тетин. Так или иначе, Драгомира подослала к Людмиле наемных убийц. Людмила была задушена собственной вуалью. Впоследствии она также была канонизирована как святая мученица и считается еще одной небесной покровительницей Чехии. Историки утверждают, что Вацлав не мог простить матери ее злодеяния и даже сослал в крепость Будеч. Однако есть и такая легенда, что вскоре после совершенного ею преступления княгиня Драгомира вместе со своим экипажем провалилась сквозь землю недалеко от пражского Града. Это место до сих пор показывают экскурсантам.

Молодой князь Вацлав вырос в крепости Будеч, находящейся к западу от Праги, где воспитывался в духе христианства и готовился управлять страной. Его наставником был пресвитер Павел, ученик святителя Мефодия. Вацлав владел помимо родного славянского латинским, греческим и немецким языками и вообще был для своего времени очень образованным человеком. На момент вступления на престол в 925 г. ему исполнилось всего 18 лет. По одной из легенд, принимая власть, Вацлав сказал, что хочет править так, чтобы в стране его был мир, чтобы судьи судили справедливо и чтобы народ жил по законам Божьим. Период правления князя Вацлава был временем значительного расцвета чешского государства. Он отличался необыкновенным благочестием, в тоже время государством правил разумно, справедливо и со всей ответственностью. Его считали усердным христианином, который освобождал заключенных, подавал милостыню бедным и утешал больных. Князь, как и его благочестивые дед и бабушка, заботился о христианском просвещении народа, строил новые храмы, украшал уже построенные. Известно, что он выкупал детей язычников, проданных в рабство, и воспитывал их в христианском духе.

О Вацлаве говорили как о добром и милостивом правителе, и доброта его на многие века осталась в преданиях и легендах. Большой популярностью и поныне пользуется написанный Джоном Нилом в середине XIX в. на основе “Деяний святых” католический рождественский гимн (carol) о чуде святого Венсесласа (под этим именем святой известен на западе). В этом гимне повествуется о том, как “добрый король Венсеслас” в день святого Стефана (празднуемый 27 декабря, сразу после Рождества) увидел крестьянина, собирающего хворост в страшную метель. Он узнал, где живет крестьянин, и вместе со слугой отправился к нему через заснеженные леса, взяв дрова, а еще вино и мясо от княжеской трапезы. И когда замерзший слуга взмолился о том, что не в силах идти дальше, св. Вацлав приказал ему ступать точно по его следам – доброе сердце князя источало такое тепло, что растопило снег и согрело землю.

С личностью князя Вацлава связано одно очень важное для чешского народа историческое событие, которое до сих пор не имеет достоверного объяснения. Из единственной сохранившейся и частично искаженной записи следует, что по неизвестным причинам чешский князь сразился с немецким королем Генрихом I по прозвищу “Птицелов”. Вацлав торжественно перевез в Прагу мощи святого мученика Вита, однако при этом… попал в зависимость от немецкого короля, которому должен был платить ежегодно дань – 120 волов и 500 гривен серебра. Что же произошло? Если битва была проиграна, то как же у князя оказались святые мощи? Если же напротив Вацлав одержал победу, то каким образом он стал данником Генриха Птицелова? Наиболее вероятным выглядит следующее предположение: князь понимал, что его маленькое государство легко может стать добычей враждебно настроенных соседей, поэтому предпочел добровольно стать сюзереном немецкого короля, сохранив тем самым свою страну. Генрих же в знак добрых намерений передал князю мощи св. Вита.

Однако младший брат князя Болеслав счел положение вассала немецкого королевства позорным. Как это часто случается в истории, его возмущением воспользовались заговорщики – те, кого правление Вацлава никак не устраивало. Чтобы понять расстановку политических сил на тот момент, придется совершить небольшой экскурс в историю церкви.

В IX-X вв. католическая церковь официально еще не отделилась от православия, однако противоречия между Римом и Византией множились и углублялись. Страны, принявшие христианство от Византии, пользовались при богослужении своим родным языком, а не латынью. Поэтому моравский князь Ростислав в середине IX в. обратился в Византию с просьбой прислать просветителей, которые наладили бы в его владениях богослужение на славянском языке. Как известно, этими просветителями стали равноапостольные Кирилл и Мефодий. Однако в церковном отношении Моравия и прилегающие к ней земли подчинялись Риму и входили в состав Зальцбургского архиепископства. По ходатайству Кирилла и Мефодия римский папа Адриан II выделил моравские и чешские земли в отдельную административно-церковную единицу, сделал св. Мефодия в ее архиепископом и благословил перевод богослужебных книг на славянский язык. Однако немецкое духовенство всячески противилось деятельности “солунских братьев”, а после смерти Мефодия в 885 г. постепенно начало возвращать себе как церковное, так и светское влияние. Во времена князя Вацлава богослужение в стране шло на двух языках, он хотел, чтобы эти две богослужебные традиции соседствовали во взаимном уважении, чем нажил себе немало врагов. Немецкие священники восстановили против князя завистливых вельмож, среди которых были немало язычников. Вельможи в свою очередь умело воспользовались недовольством Болеслава и уговорили его занять престол, убив брата.

Болеслав пригласил Вацлава к себе в крепость Стара Болеслав. Поводом послужили крестины его новорожденного сына. По другой версии это был храмовый праздник в честь святых Космы и Дамиана, отмечаемый 27 сентября. После пира Болеслав набросился на Вацлава с мечом. Князь Вацлав оказался сильнее, и легко одержал верх. Не желая убивать собственного брата, он лишь оттолкнул его и хотел спрятаться в церкви. Однако у самых ворот его настигли двое убийц. Один из них пронзил князя копьем в тот момент, когда он схватился за дверное кольцо (этот момент изображен на одном из вариантов герба города Стара Болеслав). Единой точки зрения на то, когда это произошло, не существует. В 1929 г. пышно отмечалось тысячелетие смерти св. Вацлава, поскольку в то время историки придерживались мнения, что князь был убит 28 сентября 929 г. Однако сегодня более вероятным годом его смерти считается 935 или даже 936 г., поскольку из записей немецкого летописца Видукинда следует, что в 929 г. чешский князь Вацлав только-только стал вассалом Генриха Птицелова.

Тело Вацлава несколько дней лежало на церковном дворе без погребения, что вызвало народное негодование. Его кровь, брызнувшую на дверь храма, долго не могли отмыть. Наконец князь был похоронен рядом с той самой церковью, где встретил свою . Спустя три года Болеслав решил публично покаяться в убийстве брата. Трудно сказать, что подтолкнуло его к этому шагу – угрызения ли совести или что-то иное. Как бы там ни было, тело Вацлава – по одним сведениям, тайно, ночью, по другим, напротив, пышно и торжественно – перевезли в Прагу и поместили в соборе св. Вита, в той ротонде, которая была построена по приказу самого Вацлава.

Практически сразу после смерти князь Вацлав был провозглашен “мартиром” – мучеником, страстотерпцем. Этим греческим словом называли человека, который своей собственной пролитой кровью присягнул на верность Христу. Однако официально князь был канонизирован почти полвека спустя, после того как было основано пражское епископство.

Выше упоминались и поныне пользующиеся большой популярностью “старовацлавские легенды”. Вот одна из них.

История эта произошла в 1126 году в Хлумецкой долине. Князь Собеслав I, собираясь на битву против оломоуцкого князя Отика Черного и германского императора Лотаря, повелел достать копье св. Вацлава из храма св. Вита и взять его на поле битвы. Князь рассказал священнику о том, как увидел во сне св. Войтеха. Святой указал ему, где хранится знамя Вацлава, которое должно было принести чехам победу. Священник поехал по поручению князя во владения рода Славников, нашел за алтарем церкви тайник, а в нем – древнее знамя: раздвоенное на конце шелковое полотнище с вышитой звездой. Знамя привезли на поле боя, надели на копье. Когда чехи шли в бой, в облаках над ними стоял св. Вацлав на белом коне и со знаменем. Немцы не устояли под натиском чехов. Видя поражение своего войска, Лотарь хотел бежать, но был окружен и с остатками войска сдался в плен. К этой легенде, а также к сказанию о бланицких рыцарях обращался в своем творчество классик чешской литературы Алоис Ирасек, написавший знаменитые “Старинные чешские сказания”.

Особое распространение почитание св. Вацлава приобрело в XIV в. при императоре Священной римской империи и одновременно чешском короле Карле IV, который старался подчеркнуть преемственность своей власти по отношению к местной династии. Им было написано (или отредактировано) житие св. Вацлава, в котором большое внимание уделялось его государственно-политической деятельности. Именно в эту эпоху созданы многие памятники культуры, связанные с почитанием святого. На иконах Вацлав изображался как молодой человек в рыцарском облачении, с мечом и знаменем в руках, его фигура помещалась в непосредственной близости от Христа.

Вацлав даже считался постоянным чешским монархом, его трон на земле лишь временно занимал очередной князь или король, который тем самым становился наместником святого в этом мире. Именно так ученые толкуют изображение на печати Пражского университета, где изображен Карл IV, преклонивший колена перед сидящим на чешском троне св. Вацлавом. В центральном храме Чехии – соборе святого Вита на Пражском Граде – особо выделена капелла св. Вацлава, где он погребен. Стены капеллы и гробница святого украшены полудрагоценными камнями, а композиционный центр капеллы – статуя Вацлава работы Петра Парлержа – принадлежит к шедеврам чешской скульптуры. Сравнение сохранившегося черепа князя с головой статуи, которое недавно провели археологи, показало, что анатомически Парлерж изобразил князя удивительно точно.

Князь Вацлав почитается святым и в русской Православной Церкви, где он известен как Вячеслав Чешский. Его память отмечается по новому стилю 11 октября, а также 17 марта (день перенесения мощей в Прагу). Уже в конце XI в. существовала тесная связь между Сазавским монастырем возле Праги и Киево-Печерской Лаврой. Тогда и появились на Руси рукописные сказания о “добром князе Винчеславе” и его благочестивых предках (так называемые “Пражске зломки”), а из уст в уста легенды о нем передавали и ранее.

Сегодня можно воспринимать св. Вацлава как символ чешского патриотизма и национального самосознания. Историки уверяют, что традиционное растолкование таинственной битвы 929 г. не полностью соответствует истине. Согласно одной из легенд немецкий король, который перед битвой увидел Вацлава во главе чешской армии, сошел с коня и покорился ему. Когда Вацлав удивился, почему он сдается без боя, немецкий король ответил: “Разве я могу с тобой сражаться, если за твоей спиной стоят два ангела в таких пышных доспехах?”

Как быстро получить икону

Золотые рамыСветлые рамы

Складень с молитвой. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 24х21 см.

Семейный складень с образами святых покровителей мужа и жены. Оформлен в багет ручной работы с антибликовым стеклом и замком. Внешняя часть - бархатная. Размер зависит от выбранных образов, в закрытом виде около 24х21 см. 6500 р. 6500 р.

Заказать икону

Заказать икону

Не успеваете заказать живописную икону в подарок к определенной дате?

Подарите «Шкатулку с невероятным»! В нее мы вложим свиток, на котором будет написано, что икона в процессе написания, а по окончании работы одариваемый получит долгожданный подарок. А шкатулку можно будет потом использовать для хранения чего-то полезного. Стоимость шкатулки ручной работы (как на фото) со свитком 9500 руб. Мы также можем изготовить сертификат, подтверждающий написание иконы. Еще фото Домашний иконостас - хорошая возможность оформить «красный угол» Вашего дома. Здесь могут быть объединены иконы, защищающие всех членов семьи. Прежде всего, это, конечно, образа Богородицы и Спасителя. Хорошо также иметь в доме иконы святых, именами которых названы члены семьи, а также других святых - покровителей определенных профессий и занятий, с которыми связаны проживающие в доме. В домашний иконостас часто добавляют иконы почитаемых местных святых или великих святых Российской земли. При изготовлении иконы её размер и оттенок цвета багета могут меняться в зависимости от выбранного образа.

Живописная икона - это икона, написанная в стиле "кузнецовское письмо" темперой на дереве. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, то наш иконописец напишет его для Вас. Сроки написания зависят от сложности выбранного образа и загруженности иконописца.

Печатная икона - это копия с ранее написанной иконы. Изображение оформлено в раму под антибликовым стеклом. С оборотной стороны имеется подставка. Если Вы не нашли интересующий Вас образ среди имеющихся в наличии, мы можем изготовить его для Вас в течение 2-3 рабочих дней. Заказ можно сделать через форму заказа, выбрав в графе "тип иконы" - "печатная". Можно также написать нам письмо в свободной форме по e-mail: [email protected] или позвонить по телефону: +79151310033

Как защищает икона

Икону Святого благоверного князя Вячеслава Чешского, помимо того, что она может быть в доме именной иконой для членов семьи, принявших в Святом крещении то же имя, хорошо иметь в доме, где кто-либо из членов семьи находится на воинской службе – срочной и постоянной или участвует в боевых действиях.

Вернуться к содержанию

В чем помогает икона

Святому благоверному Вячеславу Чешскому молятся о защите державы от внешних врагов, об охранении воинов, которые защищают Родину, ее границу, находятся на боевых учениях или в местах военных конфликтов.Вернуться к содержанию

Молитва первая

О святый благоверный княже мучениче Вячеславе, избранный воеводо земли Чешския и всех христиан словенских теплый пред Богом предстателю! Днесь, в память твою единодушно сошедшеся в честнем храме сем и пред иконою твоею умиленно молящеся, сице из глубины сердца нашего к тебе взываем: ты в житии твоем ревнитель и защитник Православныя веры был еси – и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди. Ты великое возложенное на тя служение усердно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в немже призван есть, настави. Ты супостатов полки от отечества твоего силою ратною и мудростию управительною отгнал еси, и на нас ополчающихся всех врагов видимых и невидимых низложи. Ты в пределах страны своея правду и мир и милосердие насаждати потщался еси, и нам от милостиваго Бога в сих добродетелех преуспеяние испроси. Ты безвинную кровь твою, аки Авель, от руки брата своего пред враты церковными пролиял еси, и нас, яко чада единыя Матере Церкве, братолюбию и кротости научи. О великий и славный княже Вячеславе, ради вящшия славы Небесныя венец земнаго княжения оставивый и венцем мученическим праведно увенчанный! Ныне с мудрою наставницей, праматерию твоею Людмилою, и всеми святыми у Престола Божия предстоя, не забуди нас сирых и убогих, якоже в животе твоем никогоже от таковых оставил еси. И предстательством твоим житие тихое и безгрешное и к вечному царствию шествие устрой нам, да прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святый княже Вячеславе! Усердно просим тя молитися за ны, да простит Господь Бог наша согрешения вольная и невольная и очистит нас от всякия скверны плоти и духа, да избавит нас от козней диавола и сохранит от клеветы человеческия, да утвердит нас в истинной вере и благочестии, да соблюдет от суемудрых и душетленных учений, да сохранит сердца наша от соблазнов мира сего и да научит огребатися от плотских страстей и похотей, да тако, горняя мудрствующе, а не земная, прославим Единосущную Троицу во век и в век века. Аминь.

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь:

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

В эту часть молитвенного правила хорошо также включить тропарь своему святому заступнику, который следует знать и понимать.

Тропарь святому благоверному князю Вячеславу Чешскому, глас 4-й

Днесь Ангели с человеки радуются вкупе общим веселием, Небо и земля светло ликуют в память твою, святе. И мы, грешнии, прилежно ти вопием: помолися к Владыце о нас, избавити ны от напасти видимых и невидимых враг, чтущих пресветлую память твою.

Тропарь иной, глас 1-й

Благочестиваго корене отрасль пречестная, святый благоверный великий княже Вячеславе, поборник быв Восточныя в Чехах Церкве и прибежище теплое убогим и сирым, яко вторый Авель, незлобиве претерпел еси смерть, во главу усечен рукою брата пред враты церковными. Темже и всели тя Христос яко исповедника правыя веры во обители Небесныя, прослави всечестную память твою в словенских языцех и дарова тя скораго помощника всем, почитающим тя. Молися о людех твоих ко Господу, да обратит их в лоно Православный Церкве и спасет души наша.

Величание

Величаем тя, святый благоверный княже Вячеславе, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Вернуться к содержанию

Когда день памяти святого

Празднества святому благоверному князю Вячеславу Чешскому установлены Православной Церковью:

В каких храмах есть икона святого

В 2004 году в Барвихе была построена церковь Святого Вячеслава, князя Чешского. Там находится не только икона, но и частица мощей святого, а также есть частица мощей святой Людмилы Чешской. Эти святыни пребывают в подмосковном храме постоянно. Икона Святого Вячеслава Чешского с частицей мощей есть и в московском храме Святителя Николая в Котельниках на Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии. При Донском мужском монастыре находится церковь Святого князя Вячеслава Чешского, ее иконостас выполнен в традициях древнерусского искусства. Иконы святого можно увидеть в церквах, которые находятся в других населенных пунктах нашей страны, например, в Пскове в храме Святителя Василия Великого. В поселке Новь Московской области и в селе Васильевка Нижегородской области расположены храмы во имя святого благоверного Вячеслава Чешского.Вернуться к содержанию

Житие святого и значение иконы

Житие святого благоверного князя Вячеслава Чешского

Вячеслава Чешского

Святой благоверный князь Вячеслав Чешский приходился внуком святой блаженной Людмиле. Она, вместе с ее мужем князем Богемии1 Боривоем, прилагала большие труды к обращению своих подданных к истинной вере. Недаром таинство Святого крещения они приняли от святого Мефодия, архиепископа Моравского, великого просветителя славянских народов.

Сын блаженной Людмилы и Боривоя Вратислав также был искренним христианином, всем сердцем принявшим от благочестивых родителей веру Христову, и всячески внедрял ее среди жителей Богемии, которые неохотно расставались с прежней языческой верой. Укоренению христианства в Чехии также усиленно препятствовали действия саксонских католических миссионеров, которые внедряли христианство среди соседних племен, живших вдоль Лабы (Эльбы), жестокими, насильственными способами.

Надо сказать, что жена Вратислава Драгомира, хоть и приняла Святое крещение, но в душе оставалась преданной языческой традиции, и в преданиях сохранилась память о ней, как о женщине злой и отравленной пороком гордыни. Жестокость немецких властей и священников вызывала в ней гнев и отторжение христианства вообще, но, конечно, она скрывала это от благочестивого мужа, который внедрял Христову веру, конечно же, другими, добродетельными способами, любовью и терпением.

У княжеской семьи, кроме Вячеслава и Болеслава, были еще один сын Спытогнев и несколько дочерей, но Вячеслав выделялся среди всех сердечностью, кротостью, целомудрием и умом. Насколько свои душевные качества молодой Вячеслав унаследовал от отца, который прославился многими благочестивыми делами, настолько гневливость, гордыню и скрытую нелюбовь к христианству Болеслав унаследовал от матери Драгомиры.

Чувствуя эту нелюбовь, князь Вратислав отдал Вячеслава на воспитание его бабушке, святой блаженной Людмиле, которая обучила его грамоте и дала ему с помощью учителей и наставников весьма хорошее по тем временам образование.

Когда святому благоверному князю Вячеславу Чешскому исполнилось 18 лет, отец его умер, завещая престол ему, своему старшему сыну. Властная Драгомира решила, что сын слишком молод для правления, и начала княжить сама, выбирая себе в приближенные людей, которые откровенно не принимали христианской веры или были христианами, но людьми не лучших душевных качеств, ибо, к сожалению, и так бывает. Она же начала менять установленные Вратиславом порядки, поддерживающие христианскую традицию.

Блаженная Людмила была крайне огорчена тем, что происходило в княжестве. Хотя святой благоверный Вячеслав Чешский желал отдать жизнь служению Богу, святая Людмила настояла, чтобы он принял княжение сам. Понимая, что необходимо предпринять шаги по предотвращению смуты в стране, в которой еще не было полного единства веры, и язычество еще занимало кое-где крепкие позиции, святой Вячеслав поделил княжество на две части и отдал одну Болеславу, она была названа Болеславией по имени ее владетеля.

Лишенная власти княгиня Драгомира была жестоко оскорблена. Она постоянно вела с Болеславом разговоры, подогревавшие в нем ненависть к брату и бабке. Блаженная Людмила понимала, чем грозит ей ненависть невестки, и уехала в город Течин. Однако Драгомира разыскала ее, послала в Течин двух своих бояр, подкупивших там нескольких бандитов, которые явились к блаженной Людмиле во время ее молитвы и лишили ее жизни.

Икона Святого благоверного князя

Вячеслава Чешского

Знал или не знал об этом молодой князь – достоверных сведений нет, но известно, что вскоре после этого прискорбного события княгиня Драгомира им от двора была удалена.

Правил святой благоверный Вячеслав Чешский, несмотря на молодость, мудро и с великой добротой. Выдал замуж сестер, соблюдал все уложения, которые установил его праведный отец. Есть предание, из которого известно, что когда соседний князь Радислав напал на Богемию, чтобы завладеть этими землями, ради того чтобы предотвратить большое кровопролитие, святой Вячеслав предложил Радиславу сражение один на один. Кто победит – того и земли. Милостью Божией победил Вячеслав, Радислав просил на коленях прощения у святого князя, а войска прославляли имя Вячеслава, ибо его подвиг сохранил многие жизни.

Во время своего правления святой благоверный князь Вячеслав Чешский избирал своих доверенных из самых благочестивых христиан, следил за тем, чтобы дела в судах вершились справедливо.

Сам он вел строгий подвижнический образ жизни – часто по ночам не сладко спал, а пек просфоры к утреннему богослужению. Ему принадлежит перевод на чешский язык Евангелия от Иоанна. Утром, босой, со своим слугою – престарелым Подивоем, святой князь шел в отдаленный храм, и когда Подивой запинался в снегу, говорил, чтобы старик слуга ступал в его, уже проложенные в снегу следы.

Святой благоверный князь Вячеслав Чешский был готов отдать Болеславу все княжество и удалиться к служению Богу, о чем мечтал с отроческих лет. Однако в Болеславе жила не только страсть к власти. Немецким латинским миссионерам было невыгодно добровольное принятие правления Болеславом всего княжества целиком, ибо такой поступок укрепил бы еще более уважение к святому благоверному князю Вячеславу Чешскому и соответственно его православной вере, ради которой он не жалел княжеского престола. А немцы подстрекали Болеслава уничтожить брата, чтобы не дать ему совершить этот достойный подвижника веры поступок.

Желая навестить брата в праздник святых Косьмы и Дамиана князь Вячеслав поехал в Болеславль, полагая после литургии вернуться домой, но Болеслав стал ласково уговаривать святого Вячеслава остаться. На вечерней трапезе святого тайно предупредили, что против него готовится заговор, но он не поверил тому, хотя сам чувствовал неладное.

Утром 28 сентября 935 года после Р.Х. святой благоверный князь Вячеслав Чешский поспешил в церковь. В воротах двора его догнал князь Болеслав. Вячеслав улыбнулся брату и сказал, что вчерашний вечер хорошо прошел. В ответ Болеслав выхватил спрятанный под плащом меч и со словами, что, мол, нынешний вечер будет еще лучше, ударил Вячеслава мечом по голове. Но Вячеслав, закаленный воин, опрокинул Болеслава на землю и, удерживая его, спросил, что тот задумал. Тут подбежал еще один соратник Болеслава и тоже ударил благоверного князя мечом. Видя, что кругом собираются заговорщики, святой благоверный князь Вячеслав Чешский поспешил к церкви, но его нагнали и закололи мечами. Так же поступили и с его придворными.

Тело святого взял, обмыл и обернул пеленами священник Красей, но, опасаясь преследований, не решился везти его в Прагу, положив останки в местной церкви. Несмотря на то, что христианства Драгомира не любила, узнав о смерти сына, княгиня прибежала к его телу и горько оплакала гибель своего первенца. До погребения кровь выступала из его ран, и никто не мог смыть ее – она снова выступала вокруг его ложа. Когда же он был погребен, она у всех на глазах сама ушла в землю.

Теперь мощи святого благоверного князя Вячеслава Чешского покоятся в Праге, столице Чехии, в соборе Святого Витта, который когда-то устроил сам святой князь, когда перевез в Чехию из Германии останки этого чтимого тут святого.

Значение иконы

Икона Святого благоверного князя Вячеслава Чешского напоминает нам о праведном и подвижническом житии этого удивительного святого. В сонме других православных благоверных князей он являет нам пример удивительного сочетания высоких душевных качеств человека – отважного воина, мудрого и доброго правителя и истинного ревнителя православной христианской веры. Эта духовная созидательная деятельность говорит нам о том, что кротость, терпимость и при этом стойкость властителя оставляют его имя в истории на долгое-долгое время и являются достойным примером для воспитания тех же качеств в следующих поколениях.

____________________________________

1 Богемия - историческая область в Центральной Европе, на которой образовалось современное государство Чехия.Вернуться к содержанию

Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Житие святого Вячеслава, князя Чешского

Святой Вячеслав происходил из княжеского рода, правившего в Чехии 1 , и приходился внуком святой мученице Людмиле 2 ; его родители – Вратислав 3 , князь Чешский и жена его Драгомира имели кроме него еще двух сыновей: Болеслава и Спытигнева и несколько дочерей; среди всех он выдавался своими дарованиями и добротой.


Икона святого Вячеслава, князя Чешского. Галерея икон .

Когда святой Вячеслав стал подрастать, отец его, по обычаю того времени, просил епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благословение Божие. Епископ, отслужив литургию в церкви Пресвятой Богородицы и поставив затем отрока на ступени храма, благословил его такими словами:

– Господи Боже, Иисусе Христе, благослови сие отроча, якоже благословил еси праведных Твоих – Авраама, Исаака и Иакова и венчай его, якоже венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену.

С этого-то особенно времени Божией благодатию отрок стал расти и преуспевать. бабка его, святая Людмила, поручила одному священнику, своему духовнику, учить его славянской грамоте, которою святой очень скоро овладел вполне. Видя его успехи, отец отправил его в город Будеч учиться латинскому языку и другим наукам; во всем этом он преуспевал к удивлению учителей.

Но волею Божиею случилось, что князь Вратислав скоро умер 4 и святой Вячеслав, юный еще возрастом, вступил на родительский престол. Здесь, в сане правителя, выказал он в особенности свои дарования: вместе с своею матерью он старался об улучшении управления страны, заботился о своем семействе: видал замуж сестер своих в соседние княжества, наблюдал за воспитанием младших братьев, не упуская случая и самому расширить свои познания, так что скоро он изучил вполне не только славянскую и латинскую, но и греческую грамоту, превосходя в этом отношении всякого священника или даже епископа. Бог благословлял его деятельность, одаряя его премудростью. Он же усердно старался угодить Богу, заботился об убогих, кормил их, принимал странных по слову Евангельскому: "ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня " (Мф.25:35), почитал духовенство, строил и украшал церкви, ко всем относился с любовью, как к богатым, так и к бедным, и во всю недолговременную жизнь свою помышлял только о благом.

Но диавол, исконный враг рода человеческого, и теперь всячески старался посеять смуты: некоторые зломысленные вельможи захотели воспользоваться молодостью святого, так как по смерти отца своего он остался всего восемнадцати лет. И вот, сначала они стали восстанавливать князя Вячеслава против его матери, говоря, что она убила его бабку, святую Людмилу, и злоумышляет против него. Вячеслав сперва поверил этим словам и отправил свою мать в город Будеч, но скоро вспомнил слова Апостола Павла: "Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием " (Ефес.6:2); вернул мать обратно в свой дом и с горькими слезами каялся, говоря:

– Господи боже мой, не вмени мне сего во грех, – и повторял слова Псалмопевца: "Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай " (Пс.24:7).

С этих пор он всячески почитал свою мать, так что она радовалась его благочестию и доброте: он питал увечных, заботился о вдовах и сиротах, выкупал пленных, всем делал добро, и всюду прославлялось имя доброго и праведного князя Вячеслава.

Злонамеренные вельможи, увидав, что их замыслы не удались вследствие разума и благонравия святого, стали возмущать против него брата его – Болеслава, который, как младший, должен был подчиняться Вячеславу. Они внушили Болеславу, будто князь Вячеслав со своими советниками и с матерью умышляют извести его, и советовали ему для спасения своей жизни убить святого князя и самому занять княжеский престол. Эти злобные советы соблазнителей смутили ум Болеслава и он стал помышлять о смерти своего брата, подобно тому, как почти сто лет спустя 5 Святополк Окаянный, желая быть единовластным в Русской земле, задумал избить братьев.

Желая исполнить свое преступное намерение, Болеслав пригласил брата к себе на освящение церкви, которое должно было произойти в воскресный день, с коим совпало тогда и празднование памяти святых Космы и Дамиана. Святой Вячеслав, приехав и отслушав святую литургию, хотел возвратиться обратно в Прагу 6 , но Болеслав стал удерживать его, упрашивая не обидеть его отказом от угощения, которое он приготовил. Святой согласился остаться, хотя, когда он вышел на двор Болеславов, слуги предупреждали его о замыслах брата. Святой не поверил этому, возлагая всю свою надежду на Бога. Весь тот день они в радости провели вместе; а между тем ночью злодеи собрались во дворе одного из заговорщиков, по имени Гневысы, и вместе с Болеславом обдумывали, как бы им убить св. Вячеслава, и решили напасть на него, как только он встанет и пойдет к утрене, так как знали, что по благочестию своему святой не пропустит службы. И их предположения сбылись: лишь только раздался благовест к утрене, Вячеслав тотчас встал со словами:

– Слава Тебе, Господи Боже мой, яко дал еси свет и мне дожити до сего утра.

Затем он оделся и, умывшись, пошел в церковь; в воротах дома его догнал Болеслав. Святой, обернувшись, сказал:

– Здравствуй, брат; вчера хорошо…

Но не успел он докончить своей речи, как Болеслав, по наущению диавола, выхватил свой меч из ножен и ударил им брата по голове, со словами:

– Сегодня хочу тебя еще лучше угостить.

Вячеслав воскликнул:

– Брат, что ты задумал?

И схватив его и повалив на землю, спросил:

– Брат мой, какое зло я сделал тебе?

Но тут подбежал один из заговорщиков и поразил святого в руку. Тогда он, оставив Болеслава, побежал к церкви. Заговорщики бросились за ним и двое из них – Честа и Тира – зарубили его в самых дверях церковных, а третий – Гневыса – пронзил его еще мечом в ребра. Блаженный испустил дух со словами:

– Господи, в руки Твои предаю дух мой.

По убиении князя злодеи стали избивать его дружину, грабить и изгонять всех тех, кого святой Вячеслав приютил в своем доме; заговорщик Тира стал советовать Болеславу напасть и на мать, чтобы сразу избавиться и от брата и от матери, но тот ответил, что это еще успеется, так как ей некуда скрыться.

Тело же святого Вячеслава заговорщики изрубили и бросили без погребения, только какой-то священник прикрыл его покрывалом. В то время мать святого, услышав о его убиении, бросилась искать его и, увидев изрубленные его останки, залилась горькими слезами. Она собрала все части его тела и, не смея отнести их к себе, тут же, на дворе священника это церкви, омыла, одела, и тогда его отнесли в церковь и положили там. Отдавши этот последний долг своему мученически погибшему сыну, мать святого Вячеслава, спасаясь от смерти, укрылась в стране хорватов 7 , так что, когда Болеслав вздумал и к ней послать убийц, то они ее уже не могли найти.

Останки блаженного князя несколько времени еще находились в церкви, ожидая погребения, пока, наконец, позволили позвать священника, чтобы совершить отпевание святого мученика и похоронить его. А кровь его, пролитую в дверях церковных, как ни старались, никак не могли отмыть. По истечении же трех дней она сама исчезла чудесным образом 8 .

Вскоре братоубийца Болеслав сознал свой тяжкий грех и горько плакал, раскаиваясь и говоря:

– Я согрешил, и грех мой и беззакония мои я знаю, Боже помоги мне грешному.

Он послал священников и своих приближенных перенести мощи святого Вячеслава в стольный град Прагу и их с честью положили по правую сторону алтаря в церкви святого Вита, которую создал сам святой. ________________________________________________________________________

1 Чехия занимает среднеевропейское плоскогорье, окруженное со всех почти сторон горами и орошаемое рекой Лабой (Эльбой) с ее притоками. В отдаленной древности эта страна была занята Кельтским народом – бойями, от которых она носит другое название – Богемии. Незадолго до Р.Х. бойи были изгнаны германцами, маркоманами, ведшими долгие войны с римлянами и окончательно исчезнувшими в половине V в.; вскоре после этого, вероятно, поселились в опустевшей стране славянские племена чехов, по которым и страна прозвалась Чехией. Когда святые братья, Кирилл и Мефодий, распространяли христианство в славянских странах – Моравии и Паннонии, тогда ими же были крещены и чехи, и у них введено было богослужение на славянском языке; христианство у чехов распространилось очень сильно и скоро у них появились святые подвижники; в православной церкви известны: блаженная Людмила, святой Вячеслав и преподобный Прокопий, живший уже в XI веке (память его празднуется 16 сентября). Но еще до крещения чехов святыми первоучителями славян появились в Чехии и немецкие миссионеры, которые стали распространять богослужение на латинском языке, а так как они при этом пользовались покровительством могущественных немецких государств, соседних с чехами, то им с течением времени удалось совершенно вытеснить славянское богослужение, которое уже в XI в. приходилось защищать святому Прокопию, хотя местами оно продолжало сохраняться и позже.

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо