Система гласных звуков. Дифтонги и их типы

Фонетика.Основные понятия.Система звуков.Слог.Слогоделение

Фонетика – (греч. фоне – звук) – учение о звуковой системе языка, раздел языкознания, который изучает звуковые средства языка (звуки, ударение, интонацию). Особый раздел фонетики – орфоэпия описывает совокупность норм литературного произношения. Орфоэпия занимает особое место среди лингвистических дисциплин. Она изучает те единицы языка, которые не имеют значения, но они обусловливают существование значимых единиц языка.

Таким образом, морфология, синтаксис, лексикология изучают языковые единицы, имеющие лексическое значение. Фонетика изучает языковые единицы, которые не имеют лексического значения, но служащие для различения единиц грамматики и лексики. При этом некоторые языковые явления находятся на границе фонетики и грамматики, так как невозможно верно определить основу слова не зная фонетических законов.

В зависимости от задач исследования различают фонетику:

Частную и общую;

Описательную и историческую;

Сопоставительная;

Экспериментальная;

Социофонетика.

Частная фонетика занимается изучением звуковой системы конкретного языка, общая изучает общие закономерности. Описательная изучает фонетическую систему языка в определённый период её развития. Историческая изучает изменения, происходившие в звуковой системе языка на протяжении всей её истории. Сопоставительная изучает фонетический строй нескольких языков. Социофонетика изучает особенности произношения отдельных групп населения. Экспериментальная изучает язык с помощью экспериментов.

Речь – поток звуков и, кажется, что он непрерывен. Поток можно расчленить на отдельные части. Членение может быть различным. Если это членение основано на грамматическом оформлении, то мы говорим о членении на предложения, слова и морфемы. При фонетическом членении выеляются единицы: текст, фраза, речевой такт или синтагма, фонетическое слово, слог и звук.

Текст – только исходная величина фонетического членения речи, т.к. речь носит не фонетический, а коммуникативный характер. Текст имеет также фонетические характеристики: ограничение паузами. Пауза в начале и конце текста. Фразы выделяются из текста интонацией. Фраза – отрезок текста, который имеет логическое ударение (|| – пауза). Фраза – фонетическая единица, предложение – грамматическая. В сложном предложении одна фонетическая фраза.

Фразы членятся на речевые такты или синтагмы. Синтагмы выделяются интонационно, но на границе синтагмы слышится незаконченная интонация.

На берегу пустынных волн || стоял он || дум великих холм

Членение речевого потока на синтагмы обусловлено обусловлено всегда смыслом, поэтому возможны варианты.

Надо учиться работать и отдыхать.

Фонетическое слово характеризуется ударением. Фонетическое ударение – комплекс звучаний или отрезок звуковой цепи. Пауз между словами может не быть. При этом фонетическое слово может соответствовать первому лексическому слову или нескольким словам.

В ту же ночь || широкая лодка || отчалила от гостиницы.

3 речевых такта, по 2 фонетических слова в каждом.

Слог – толчок речевого выдоха. Звук – минимальный элемент речевого потока.

Классификация гласных и согласных звуков

Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.

Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука. Основное различие состоит в следующем. Согласные – при образовании воздух преодолевает преграду, таким образом, гласные характеризуются течением голоса, а согласные наличием голоса и/или шума.

Гласные – тоновые звуки. При их образовании участвует музыкальный тоновый голос. Шум не учитывается. Различие гласных определяется разным укладом органов речи.

В современном русском языке 6 гласных [а] [о] [э] [у] [ы] [и].

по месту образования

Учитывается различие между гласными, которые вызывают движение языка в горизонтальном направлении:

Гласные переднего ряда – при артикуляции язык сильно продвинут вперёд [и] [э]

Гласные среднего ряда – язык немного отодвинут назад [ы] [а]

Гласные заднего ряда [у] [о]

по степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

Гласные верхнего подъема [и] [ы] [y]

Гласные среднего подъёма [э] [о]

Гласные нижнего подъёма [а]

Гласные верхнего подъёма по сравнению со средними будут закрытыми, или узкими, нижними – открытыми или широкими. Средние гласные по сравнению с нижними – закрытые, по сравнению с верхними открытые.

по участию или неучастию губ

Наличие или отсутствие лавиализации – вытягивание или округление губ.

Лавиализованные [y] [o]

Нелавиализованные (все остальные)

Деление на 3 ряда и подъем не отражает всего богатства СРЯ. В безударных слогах гл. произносятся с разной степенью редукции – изменение, сокращение гласных звуков в безударном положении. Безударные гласные произносятся менее явственно. Некоторые гласные не различаются.

Согласные классифицируются по 4 признакам:

Санорные и шумные

Санорные – согласные в образовании которых участвует голос и незначительный шум [р] [н] [м] [л]

Шумные глухие – только шум [п] [ф] [к] [т] [с] [ш] [ц] [х]

Характерной особенностью русской системы согласных является наличие пар звуков, которые соотносятся по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Соотносительность заключается в том, что в одних фонетических условиях они различаются как два звука, а в других условиях неразличаются.

Роза – роса, раз – рос.

По месту образования шума (губные и язычные)

губно-губные [м] [п] [б]

губно-зубные [ф] [в]

переднеязычные:

зубные [c] [з] [л] [н] [т] [д] [ц]

передненёбные [ш] [ж] [р] [ч]

среднеязычные [й]

заднеязычные [к] [г]

По способу образования шума

Смычные (взрывные) – [п] [т] [к] [г] [д]

Прекативные (щелевые) – [ф] [в] [с] [з] [ш] [ж] [х]

Аффрикаты – [ц] [ч] [щ]

Смычнопроходные [н] [м] [л]

Дрожащие [р]

По наличию или отсутствии смягчения (твёрдые и мягкие)

без парных мягких ж, ц, ш

Фонетические единицы. Звук .

1. Звук – это минимальная единица звучащей речи. В слове рука 4 звука.

3. Слог – сегментная фонетическая единица - сочетание нескольких звуков, один из которых непременно гласный.

Открытый слог – тот, который оканчивается гласным звуком: го-ло-вА, ра-мА, ю-лА.

Закрытый – в конце согласный звук: сон, кар – касс, бол-тик.

Прикрытый – начинается с согласного: СА-ды, мо-ю, я-рмар-ка.

Неприкрытый – начинается с гласного: о-сень, ар-ка.

Правила переноса:

1. Слогов столько, сколько гласных звуков.

2. Граница между словами в середине слова проходит обычно после гласного звука: за-кон, та-бу-ре-тка.

3. Если между гшласными звуками в слове располагается сочетание нескольких согласных, то всё сочетание согласных, как правило, отходит к следующему слогу

Из последнего правила есть 2 исключения:

1) сонорный согласный «йот», находясь в середине слова между гласным и согласным, всегода отходит к предыдущему слогу: май-ка, пой-те, тай-на, пой-мал;

2) остальные 8 сонорных звуков (р, р/,л, л/, м, м/, н, н/) ведут себя в этой позиции несколько иначе. Если они находятся перед шумными согласными, то всегда отходят к предыдущему слогу, шумный же звук присоединяется к следующему слогу: маар-ка, галь-ка, рам-па, и-юнь-ский. Если сонорные звуки находятся перед каким-то другим сонорным, то всё сочетание согласных по общему правилу отходит к последующему слогу: во-лна, ко-рма, Ма-рья.

4. На установлении границ между слогами может сказываться выделение в слове значимых частей слова, в результате чего появляются варианты слогоотделения. например, на стыке приставки и корня (если приставка оканчивается согласным звуком, а корень с него начинается)граница между слогами может проводиться как по фонетическим правилам слоотделения, так и с учётом выделения приставки и корня: ра-збить и раз-бить; по-дска-зать и под-ска-зать.

Гласные и согласные - это два основных типа звуков, которые есть во всех языках. (Собирательным наименованием для гласных служит слово вокализм - от лат. vocalis - гласный звук; для согласных - слово консонантизм - от лат. consonans - согласный звук.) Между ними имеется ряд различий. Функциональные различия связаны с ролью звуков в слоге: гласные являются звуками слогообразующими, согласные же лишь входят в состав слога. При наличии в слоге гласного согласный не может быть слогообразующим. Артикуляционные различия заключаются в том, что при произнесении согласных на пути воздушной струи возникает преграда в виде смыкания или сближения органов речи. Согласные, таким образом, имеют место, фокус образования, являются звуками локализованными. При произнесении гласных преграды не возникает, они являются звуками нелокализованными. Акустические различия заключаются в том, что гласные, будучи тонами, обладают четкой формантной структурой, а согласные, будучи по преимуществу шумами, ею не обладают, хотя сонорные согласные (сонанты) , м" , н , н" , р , р" , л , л" , j/ в акустическом отношении стоят ближе к гласным, чем к шумным согласным.

Система гласных фонем

Система русских гласных включает 6 фонем /а, о, у, ы, э, и/ , противопоставляющихся по трем дифференциальным (различительным) признакам - ряда, подъема и лабиализации; два последних точно соответствуют свойствам основных аллофонов.

Таблица 1. Система русских гласных фонем

Ряд гласных обусловлен движением языка по горизонтали, а также сочетаемостными свойствами гласных. Гласные переднего ряда /э, и/ в тождественных фонетических условиях (например, в изолированном положении) произносятся при более продвинутом вперед языке, чем гласные непереднего (в сущности, заднего ) ряда /а, о, у, ы/. Акустическим коррелятом этого различия является частотное положение 2-й форманты (FII). Для гласных переднего ряда средняя частота FII имеет наибольшее значение. Они отличаются и особыми сочетаемостными свойствами: не могут стоять после парных твердых согласных (т.е. согласных типа , в , с/ , входящих в пары /д-д" , в-в" , с-с" и т.д.) в аффиксах склонения и спряжения. В этом случае парные твердые чередуются с мягкими: /вад а́/ - /вад "э́/ , /кас а́/ - /кас "и́т"/. Чередования фонем обозначаются значком //: /д//д" , с//с"/. В современной фонетике преобладает трактовка / а, о, у/ как гласных заднего ряда; от Л. В. Щербы идет традиция считать /ы/ гласным смешанного ряда. Наша интерпретация ряда гласных принимает во внимание и их сочетаемостные свойства и этим несколько отличается от "эталонной" артикуляционной интерпретации.

Подъем гласных обусловлен вертикальным движением языка. Различаются гласные верхнего подъема /и , ы , у/ , среднего подъема /э, о/ и нижнего подъема /а/. Гласные верхнего подъема произносятся при наиболее высоком поднятии языка к нёбу (поэтому их иначе называют закрытыми ), гласный нижнего подъема - при минимальном поднятии (гласный /а/ - открытый ), гласные среднего подъема - при среднем поднятии. Акустическим коррелятом различия гласных по подъему является частотное положение 1-й форманты (FI). Чем выше FI, тем больше открытость гласного, и наоборот.

Лабиализация (от лат. labia - губы), т.е. огубление, заключается в вытягивании и округлении губ. Лабиализованными гласными являются / о, у/ , нелабиализованными - /а, э, и, ы/ . Акустическим коррелятом лабиализации является более низкое частотное положение формант.

Урок: Система гласных и согласных звуков русского языка. Фонетический разбор.

Тип урока : повторительно – обобщающий урок.

Цели: активизировать, углубить и обобщить знания учащихся о звуковом составе русского языка; обобщить знания о соотношении звука и буквы в слове, повторить случаи количественного несоответствия звука и буквы в слове; развивать умения выполнять фонетический разбор.

Ход урока

I.Работа по теме урока

1.Фронтальный опрос. Повторение и обобщение уже известного о фонетике.

Примечание. Вопросы, которые могут вызвать затруднение у учащихся, разбираются совместно с учителем. К ним относятся: определение фонетики как раздела науки о языке; понятие фонемы; соотношение звука и буквы.

Организация совместной учебной деятельности на уроке начинается с поисков ответа на них.

В тетрадях делается запись: « Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки, ударение, слог».

Звуков так много, что их не перечислить. Звуки речи передаются на письме буквами. Это их форма. В современном русском алфавите 33 буквы, каждый из которых имеет свое название: а [а], б [бэ], в [вэ] и. т. д. Различают строчную и прописную разновидности букв. Например: а – А, б – Б, в – В и. т. д.

Все ли звуки нужно одеть в форму? (Нет, например, человек картавит, но специальных букв для обозначения неправильно произносимых звуков нет и не нужно.)

Какие же звуки мы одеваем в буквы?

Задание 1. На доске пишется слово сом. Меняем первый звук: ком, лом, ром, дом, том; сок – сор, сон, сом. Меняя звуки мы получаем новые слова, наблюдаем, как с помощью звука мы слова различаем по смыслу. Эти смыслоразличительные звуки и есть фонемы.

Записываем в тетрадях определение фонемы:

Фонема – кратчайшая, неделимая единица в звуковом потоке, служащая для различения смысла слов.

Повторение сведений о транскрипции.

Примечание. В зависимости от уровня подготовки учащихся им предлагается или традиционная школьная фонетическая транскрипция, которая не свободна от недостатков: она не отражает в полной мере систему звуков речи русского языка, или предложенная авторами учебника, Н. Г. Гольцевой и И. В. Шамшиным, более сложную, полно отражающую систему гласных русского языка. (с. 37)

Классу предлагаются вопросы.

На какие две большие группы делятся звуки речи? (На главные и согласные)

В чем состоит принципиальное различие между гласными и согласными звуками? (При образовании гласных звуков воздух свободно проходит через полость рта, а при образовании согласного звука воздух всегда встречает преграду.)

На какие группы делятся согласные по участию голоса и шума? (На сонорные и шумные. В сонорных согласных голос преобладает над шумом, а в шумных – шум. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие.)

По какому еще признаку, кроме участия голоса и шума можно охарактеризовать согласный звук? (По твердости и мягкости.)

Какие согласные не имеют пар по глухости/звонкости? (Непарные глухие: х, ц, ч, непарный звонкий: й (j)

Какие согласные не имеют пар по твердости/мягкости? (ж, ш – непарные твердые, й (j), ч, щ - непарные мягкие)

2.Лабораторная работа (выполняется устно). Учащиеся произносят вслух звук, одновременно фиксируя что при этом происходит. Если при произнесении звука приложить ладонь к горлу, то можно почувствовать ладонью работу голосовых связок: звонкий звук заставляет голосовые связки вибрировать, если же звук глухой, то голосовые связки останутся в спокойном состоянии. Второй способ определения глухого или звонкого согласного звука состоит в том, что закрываем уши и пол голоса произносим согласные звуки. При этом звонкие согласные звуки будут давать резонанс барабанных перепонках.

3. Фронтальный опрос. Соотношение звука и буквы.

Одинаково ли количество звуков и букв в языке? (Нет.)

Сколько звуков и сколько букв в русском языке? (В русском языке 6 гласных, 37 согласных звуков).

Почему звуков больше чем букв? (Парные по твердости и мягкости согласные звуки обозначаются одной буквой)

Какие две буквы в русском языке сами по себе не обозначают звук? (В современном русском алфавите есть буквы, которые не обозначают звуков речи (ъ, ь)).

Как соотносятся в русском речи звуки и буквы? ()

Две буквы могут передавать один звук (например: счетчик [ш оч ик].

Одна буква может обозначать два звука (например: я ). Для звука j в русском алфавите отсутствует отдельная буква, и он передается йотированной буквой.

В современном русском алфавите четыре йотированные буквы: е, е, ю, я. Что они обозначают? Они передают разные звуки. Употребляясь после мягкого согласного. Они передают звуки [э], [о], [у], [а]: люк [лук], ряд [р ат]. В начале слова, после гласного звука, после разделительных твердого и мягкого знаков они передают два звука: , , , : ель , еж . В русском алфавите нет отдельных букв для обозначения мягких согласных звуков. Поэтому для обозначения мягкости согласных звуков используются буквы е, е, и, ю, я, ь.

Буквы русского языка характеризуются многозначностью, то есть одна буква может обозначать разные звуки. Например: сядь, сбор, косьба, сшить, сжать.

Задание 2. Сколько звуков в словах обозначают буквы е, е, ю, я: лень, мять, ехать, поездка, вьюга, Ялта.

Гласные звуки образуют слог, сколько в слове гласных звуков, столько слогов.

4.Упражнение на закрепление изученного. Предлагаются тесты в формате ЕГЭ.

В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) видение 3) пресечь

2) шепелявить 4) извержение

В каком слове все согласные звуки твердые?

1)конец 3) проглотил

2) пробуждал 4) дельта

В каком слове звуков больше чем букв?

1) туман 3) зимняя

2)ложь 4) осень

В каком слове количество звуков и букв совпадает?

1) яд 3) вдоль

2)степь 4) желтый

В каком слове букв больше чем звуков?

1) кует 3) края

2) насквозь 4) труд

В каком слове произносится согласный звук [д]?

1) предположил 3) редкость

2) проезд 4) отбил

5. Фонетический разбор слов

Проводя фонетический разбор, вы должны показать звуковой состав. Это значит, что при разборе вы отобразить как слышится слово, то есть описать звуки из которых состоит слово, учитывая орфоэпические нормы русского языка. Порядок фонетического разбора дан на с. 36. Особое внимание учитель обращает на то, что характеристикой гласного звука будет ударная / безударное положение. Характеристикой согласного звука будет его сонорность /глухость/звонкость. (+ парность /непарность по этому признаку), а так же твердость / мягкость, парность /непарность по этому признаку.

6. Фонетический разбор слова вьюга. Организация совместной учебной деятельности.

II.Итог урока

Учитель резюмирует изученное на уроке.

Домашнее задание.

1.Доделать упражнение 49.

2.Изучить §13 на с. 34 – 37.

«Фонетический анализ слова»

1. В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) Пишешь 2) шествие 3) чистить 4) житие

2. В каком слове все согласные звуки твердые?

1) Конец 2) дельта 3) притеснял 4) пробуждал

3. В каком слове букв больше чем звуков?

1) Ночуют 2)поет 3) съешь 4) поздняя

4. В каком слове звуков больше чем букв?

1) Счет 2) значение 3) пять 4) адъютант

5. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1)Яд 2)степь 3) вдоль 4) желтый

6. В каком слове количество букв и звуков не совпадает?

1) Семья 2) песчаная 3) грамматика 4)честная

7. В каком слове произносится согласный звук [д]?

1) Праздный 2) ирландский 3) движение 4) кредитор

8. В каком слове произносится согласный звук [З]?

1) Скользко 2) лазерный 3) разведать 4) въезжать

9. Сделать фонетический разбор слова поездка.

10. Слова Столб и стол различаются последними буквами. Имеются ли различия в звуковом составе этих слов? Аргументируйте ответ.

«Правописание приставок и буквы ы после приставок»

1. Выделить приставки в следующих словах

одеревенеть, оловянный, озабоченный, отчизна, офицер, проводить, производить, непроизводительный, непроизносимый, переподготовка, водопровод.

2. Вычеркните приставки, которых нет в русском языке:

Об, от, ф, в, па, ад, до, да, над, да, пад, з, оп, од.

3. Подчеркнуть с словах приставки и корни:

Рассвет, раскат, бессмертник, исследовать, бессонный, врассыпную, мировоззрение, беспристрастный.

4. Вставить пропущенные буквы

Пр…бывать в город – пр…бывать в неведении, пр…зирать врага – пр…зреть сироту, пр…емникрадиволн – пр…емник отца, пр…ступить закон – пр…ступить к работе, пр…клонить колени – пр…клонить к стене, пр…творить задуманное в жизнь – пр…творить форточку.

5. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква?

Пр…мировать, пр…большой, пр… емущество.

Без…интересный, меж…нститутский, пре…фарктный.

Ни…вергать, ни…послать, во…ходить.

6. Вставить пропущенные буквы.

Пр…жимистый, без…дейный, пр…дать друга, р…спись, р…списка, (с)здание.

Армянский алфавит состоит из 39 букв, а звуковая система армянского языка содержит 36 звуков. Можно сказать, что каждая буква армянского алфавита обозначает один звук, кроме букв ե, ո, և, которыми обычно обозначаются сочетания звуков (йе, во, йев).

В армянском языке 6 гласных и 30 согласных звуков.

Гласные армянского языка незначительно отличаются от гласных русского языка. Это ա (а), է (э), ի (и), ու (у), օ (о), ը, который произносится примерно как второе "о" в русском слове "розочка".

Гласные армянского языка классифицируются по ряду (т.е. образуются ли они в передней, средней или задней части ротовой полости) и по подъему (т.е. находится ли язык ближе или дальше от неба).

Передний ряд

Средний ряд

Задний ряд

Верхний подъем

Средний подъем

Нижний подъем

В отличие от русского языка безударные гласные армянского языка не становятся более краткими и неопределенными по произношению.

Несмотря на большое количество согласных звуков армянского языка, армянская устная речь не кажется изобилующей согласными, так как любое скопление согласных (на письме) произносится с вкраплениями ը, ср. "встреча" (четыре согласных и один гласный образуют первый слог) и Մկրտիչ (Мкртич - первые три согласных произносятся как два слога).

Буквой Ը ը обозначается неогубленный звук . Произношение ը похоже на произношение "а" или "о" в русском языке во втором предударном слоге, как в словах: молоко, таракан, доработать.

Очень важно научиться правильно произносить звук ը, т.к. он активно участвует в слогообразовании и слогоделении, он слышится (произносится) при скоплении согласных (например, между труднопроизносимыми согласными) и пишется при переносе. Это явление, по грамматической традиции армянского языка, называется "скрытым слогом" (գաղտնավանկ), ср. призвук, который слышится в словах "рубль, храбр" между "б" и "ль", "б" и "р". В армянском языке, когда слово начинается даже с двух согласных, между ними появляется этот призвук. Это не связано с "трудностями произношения", а является отличительной чертой армянской артикуляции. Ср.: в русском произношении "дно" - односложное слово, а в армянском произношении դնել - двусложное, "мне" - односложное, մնալ - двусложное.

Слово может заканчиваться "скрытым" слогом при скоплении в конце слова двух и более согласных, когда последний согласный - сонант, например ն или ը: այսինքն, տետր. Так, в слове մենք нет "скрытого" слога, оно односложное; в слове նրանք ը слышится между ն и ր, с которых начинается слово, а не между ն и ք, которыми заканчивается слово, т.к. ք не сонант; в слове քույր нет "скрытого" слога, хотя оно заканчивается на сонант ր, т.к. перед ним стоит не согласный, а полугласный յ. В слове այսինքն призвук слышится после ք, перед конечным ն.

Два (и более) согласных, с которых начинается слово, произносятся со "скрытым" слогом - звуком ը между ними, кроме сочетаний սկ, ստ, սպ, սթ, սփ, շտ, զբ, զգ. Иногда перед ними, в начале слова можно услышать ը, но чаще всего слова, начинающиеся с этих сочетаний, произносятся без ը.

Система согласных звуков армянского языка значительно больше отличается от русской. Это բ (б), դ (д), գ (г), պ (п), տ (т), կ (к), փ (пհ), թ (тհ), ք (кհ) - т.е. п, т, к с придыханием, ֆ (ф), վ (в), ս (с), զ (з), շ (ш), ժ (ж), հ (придыхание), մ (м), ն (н), յ (й), ռ (р "твердое"), ր (р "мягкое"), լ (л), ձ (дз), ջ (дж), ծ (тс), ճ (тш), ց (ц), չ (ч), խ (х), ղ (х звонкое, похожее на "г" в украинском или южнорусском варианте).

В сравнении с русским языком система армянских согласных характеризуется наличием:

1) системы аффрикат (составных согласных ձ, ծ, ց, ջ, ճ, չ). В русском языке их всего две - "ц" и "ч".

2) глухих придыхательных փ, թ, ք.

3) двух заднеязычных щелевых согласных - глухого խ (х) и звонкого ղ.

4) гортанного придыхания հ.

В армянском языке согласные не различаются по твердости-мягкости.

В отличие от русского языка, в армянском нет обязательного оглушения звонких согласных в конце слова.

Система гласных и согласных фонем в СРЯ. Три аспекта их изучения.

В современной науке (см., например, АГ – 80; М.В.Панов «Русская фонетика», Р.И.Аванесов «Фонетика современного русского языка» и др.) система согласных фонем характеризуется с трех точек зрения:

С фонетической точки зрения согласные звуки рассматриваются по следующим признакам:

по месту образования звуков (губно-губные; губно-зубные; переднеязычные, среднеязычный, заднеязычные, например: [б ] – губно-губной, [р ] – переднеязычный и т.д.);

по способу образования (смычные, щелевые, смычно-проходные (носовые и боковые); дрожащие, аффрикаты, например: [б ] – смычный, [с ] – щелевой и т.д.);

по участию средней части языка (мягкие и твердые согласные, например: [б ] – твердый, [б ’ ] – мягкий и т.д.).

согласные фонемы противопоставлены по двум дифференциальным признакам: по звонкости – глухости, мягкости – твердости.

По звонкости – глухости противопоставлены 12 пар согласных фонем:

<б> <б ’ > <в> <в ’ > <г> <г ’ > <д> <д ’ > <ж> <ж# ’ > <з> <з ’ >

<п> <п ’ > <ф> <ф ’ > <к> <к ’ > <т> <т ’ > <ш> <ш# ’ > <с> <с ’ >, т.е. 24 фонемы.

Внепарными по этому признаку являются 13 фонем:

<м> <н> <р> <л> <м ’ > <н ’ > <р ’ > <л ’ > <х> <х ’ > <ц > <ч>.

В сильных позициях парные согласные противопоставлены, в слабых позициях они нейтрализуются. В основе выделения позиций лежит противопоставленность фонем.

Сильные позиции согласных фонем по звонкости – глухости:

1) перед всеми гласными фонемами: <с ýд> <з ýд> ;

2) перед сонорными фонемами: <с рáм> <з рáза > ;

3) перед фонемами <в>, <в ’ >: <с вóи> <з вóн> ;

4) перед фонемой : <б ’ j от> <п ’ jот>.

По мягкости – твердости противопоставлены 15 пар согласных фонем:

<б> <в><г> <д> <з> <к> <л> <м> <н> <п> <р> <с> <т> <ф><х> <б ’ ><в ’ ><г ’ ><д ’ ><з ’ ><к ’ ><л ’ ><м ’ ><н ’ ><п ’ ><р ’ ><с ’ ><т ’ ><ф ’ ><х ’ >, т.е. 30 фонем.



Внепарными в системе по признаку мягкости – твердости являются 7 фонем: <ж>, <ш>, <ц>, <ч>, <ш# ’ >, <ж# ’ >, . В сильных позициях парные согласные противопоставлены, в слабых они нейтрализуются.

Сильные позиции согласных фонем по признаку мягкость – твердость:

1) позиция конца слова: <брáт>,<брáт ’ > ;

2) позиция перед всеми гласными: <т ’ эма>, <атэл ’ jэ> ;

3) для переднеязычных фонем позиция перед заднеязычными и твердыми губными: <под бáвит ’ >, <свáд ’ ба> ;

4) для фонем <л> <л ’ > позиция перед всеми согласными фонемами: <вол нá> <вол ’ нá> .

Такова парадигматика фонем. Таким образом, в современной фонологической системе 37 согласных фонем. Синтагматика фонем проявляется в слабых позициях.

характеризуются исторические чередования согласных, участвующие в современном слово- и формообразовании. Например, рука – ручной . В образовании прилагательного участвует не только аффиксация, но и чередование к – ч (чередование в этой группе слов морфонологизировано).

Эти три аспекта находят отражение в школьных учебниках: фонетический аспект в разделе «Фонетика. Графика» (см. физиолого-акустическую характеристику согласных звуков), фонологический аспект в том же разделе, когда речь идет о смыслоразличительной функции согласных <д óм>, <т óм>, о противопоставленности согласных по двум дифференциальным признакам: звонкость – глухость, мягкость – твердость (§ 37, 38), морфонологический аспект в разделе «Морфемика» (§ 49, В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл., 1992).

Система гласных фонем современного русского языка.

В современной науке (см., например, АГ – 80; М.В.Панов «Русская фонетика», Р.И.Аванесов «Фонетика современного русского языка» и др.) система гласных фонем характеризуется с трех точек зрения:

С фонетической точки зрения гласные звуки характеризуются по месту подъема языка (выделяются следующие группы: гласные переднего ряда – [и ], [и э ], [ь ], среднего ряда – [ы ], [а ], [α ], [ъ, ], заднего ряда – [о ], [у ]), по степени подъема языка (гласные верхнего подъема – [и ], [ы ], [у ], гласные верхне-среднего подъема – [и э ], [ь ], гласные среднего подъема – [э ], [ъ, ], [о ], гласные нижнего подъема – [а ], [α ]), по участию губ (лабиализованные гласные звуки – [о ], [у ], нелабиализованные – все остальные).

С фонологической точки зрения гласные фонемы характеризуются по двум дифференциальным признакам: по степени подъема языка (гласные фонемы верхнего подъема – <и>, <у>, фонемы среднего подъема – <э>, <о> , фонема нижнего подъема – <а> ) и по лабиализации (гласные лабиализованные – <о> , <у> , гласные нелабиализованные – <и>, <э>, <а> ). Эти признаки выявляются в абсолютно сильной позиции: át (в начале слова, под ударением, перед твердой согласной фонемой).

В данной позиции в современном русском языке выделяется пять гласных фонем: <а>, <о>, <у>, <и>, <э>.

С морфонологической точки зрения рассматриваются исторические чередования гласных. При этом анализируется их участие в современном слово- и формообразовании. Например, обусловить – обуславливать . Чередование о//а – средство формообразования. Чередование морфонологизировано. Тебе – тобою – (чередование е//о – не морфонологизировано, т.е. не является средством формообразования).

Эти три аспекта находят отражение в школьных учебниках: фонетический аспект в разделе «Фонетика. Графика» (см. физиолого-акустическую характеристику гласных звуков), фонологический аспект в том же разделе, где речь идет о смыслоразличительной функции гласных фонем (дом – дам – дым ), морфонологический аспект в разделе «Морфемика» (В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл., 1992. § 49).

 
Статьи по теме:
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва
Депортация интеллигенции
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль». По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку» В.С.Христофоров. «Философский парохо