​Швартовное устройство. Виды швартовых концов Бросательный конец для швартовки

Швартовное устройство служит для обеспечения надежной стоянки судна у пирса или около другого плавучего сооружения (судна, бочки, дебаркадера). Крепят, как правило, судно, устанавливаемое бортом к стенке, с помощью канатов, называемых швартовами. Раньше в качестве швартовов применяли только растительные (сизальские, манильские, на небольших судах - пеньковые) или стальные тросы (имеющие не менее 144 проволочек и 7 сердечников). В последнее время появились более легкие, прочные и долговечные швартовы из волокон капрона, нейлона, полипропилена и других синтетических материалов. На танкерах, перевозящих нефтепродукты 1-го разряда, стальными тросами разрешается пользоваться только на палубах надстроек, если по ним не проходят трубопроводы приема и выдачи груза. Применять на танкерах тросы из искусственного волокна можно только по специальному разрешению Регистра (так как при разрыве таких тросов образуются искры от разрядов статического электричества). Диаметр стального троса или длину окружности растительного троса определяют по Правилам Регистра в зависимости от размеров надводной части корпуса и настроек судна.

Схема швартовного устройства и расположение швартовов при швартовке лагом. 1 - брашпиль со швартовными барабанами; 2 - кнехт; 3 - швартовная лебедка; 4 - швартовный клюз; 5 - киповая планка; 6 - швартовный шпиль; 7 - кормовой про дольный швартов (правый и левый); 8 - кормовой прижимной швартов; 9 - кормовой шпринг; 10 - носовой шпринг; 11 - носовой прижимной швартов; 12 - носовые про дольные швартовы (правый и левый)

В состав швартовного устройства входят кнехты, клюзы, лебедки и шпили.

Кнехты - стальные или чугунные (литые или сварные) тумбы для крепления швартовов на судне. Кнехты могут быть одинарными и двойными, прямыми и крестовыми. Диаметр тумбы кнехта должен быть равен не менее 10 диаметрам стального швартова или одной окружности растительного. Для крепления стальных швартовов диаметром менее 8,4 м и растительных окружностью менее 60 мм вместо кнехтов служат утки.

Швартовные клюзы - стальные или чугунные отливки с овальным отверстием в фальшборте для направления швартова к швартовному кнехту, устанавливаемому около клюза (не ближе 1,5 м от него). Отверстия клюзов имеют плавные скругленные кромки, исключающие резкий изгиб проходящего через клюз швартова. Чтобы трос из-за трения при движении швартова о кромки клюза сильно не изнашивался, применяют специальные клюзы: универсальные - с двумя парами вертикальных и горизонтальных цилиндрических роликов, между которыми пропускается швартов - и автоматические (поворотные) - с вращающейся в клюзе обоймой, имеющей два ролика, между которыми пропущен швартов. На судах, проходящих через Панамский канал, устанавливают специальные панамские клюзы, приваренные к палубе.

В тех местах, где вместо фальшборта имеется леерное ограждение, устанавливают киповые планки, которые могут быть с роульсами (от 1 до 3) или без них (на малых судах).

Если нельзя выполнить прямую проводку троса от клюза или киповой планки на швартовный барабан, то на палубе ставят одиночные роульсы.

Для закрепления швартовов на кнехтах служат тросовые стопоры - переносные механические зажимы колодочного или цепного типа. Стопоры крепят за тумбу кнехта или за рым в его корпусе.

Швартовные лебедки , или шпили (паровые, электрические или гидравлические) предназначены для подтягивания судна к пирсу после закрепления на нем швартовов. Для швартовных операций на баке обычно используют швартовные барабаны механизмов якорного устройства (шпиля или брашпиля) В средней части судна и в корме устанавливают специальные швартовные механизмы (на сухогрузных судах используют швартовные барабаны грузовых лебедок).

Швартовные лебедки бывают простые и автоматические. Автоматические лебедки применяют на танкерах и судах для перевозки навалочных грузов, то есть судах, у которых во время погрузочно-разгрузочных операций быстро изменяется осадка, что требует частых перешвартовок. При наличии автоматических швартовных лебедок стравливание или вбирание швартовов происходит автоматически, так как лебедка поддерживает постоянное натяжение швартовного троса. Для намотки и хранения швартовов служат вьюшки - барабаны с высокими бортиками, которые приводятся во вращение вручную: либо с помощью выступающего обода, либо от ручного зубчатого привода.

Чтобы предотвратить повреждения борта судна при швартовке к причалу, особенно при швартовке судов друг к другу в открытом море на волнении, на судах предусматривают кранцевое устройство.

На каждом судне должно иметься швартовное устройство, обеспечивающее подтягивание судна к береговым или плавучим причальным сооружениям и надежное крепление судна к ним. Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, борту другого судна, рейдовым бочкам, палам, а также пере­тяжки вдоль причалов. В состав швартовного устройства входят:

    швартовные тросы;

  • швартовные клюзы и направляющие роульсы;

    киповые планки (с роульсами и без них);

    вьюшки и банкеты;

    швартовные механизмы (турачки брашпиля, шпиль, лебедки); вспомогательные приспособления (стопора, кранцы, скобы, бросательныеконцы).

Швартовные тросы (канаты). В качестве швартовных концов использу­ются растительные, стальные и синтетические тросы.

    Стальные тросы применяются все реже, так как они плохо воспринимают динамические нагрузки, требуют боль­ших физических усилий при передаче с борта судна на при­чал. Наиболее распространенными на морских судах являют­ся стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм. Хранят стальной швартов на ручных вьюшках, оборудованных тор­мозом, прижимаемым педалью к щеке барабана. На крупно­тоннажных судах устанавливают швартовные вьюшки с при­водом.

    Широкое распространение получили швартовы, изго­товленные из синтетических тросов. Они легче равнопроч­ных им стальных и растительных швартовов, обладают хо­рошей гибкостью, которая сохраняется при относительно низких температурах. Не разрешается использовать синтети­ческие тросы, не прошедшие антистатическую обработку и не имеющие сертифи­катов.

    Чтобы использовать положительные качества синтетических тросов различ­ных видов выпускаются комбинированные синтетические тросы. На швартовых лебедках, где швартовы стальные, та его часть, которая идет на берег, изготовляет­ся из синтетического троса в виде так называемой «пружины».

    На судах, перевозящих наливом воспламеняющиеся жидкости с температу­рой вспышки паров ниже 60 0 С, пользоваться стальными тросами разрешается только на палубах надстроек, не являющихся верхом грузовых наливных отсеков, если по этим палубам не проходят трубопроводы приема и выдачи груза. Приме­нять на танкерах тросы из искусственного волокна можно только по специальному разрешению Регистра (при разрыве этих тросов возможно образование искр).

    Для своевременного обнаружения дефектов швартовы должны н е реже 1 р а­за в 6 месяце в подвергаться тщательному осмотру. Осмотр также необходимо про­изводить после стоянки на швартовых в экстремальных условиях.

    В зависимости от положения относительно судна швартовы называются: продольные, прижимные, шпринги (носовые и кормовые соответственно) .

Швартовы на забортном конце имеют петлю - огон, который накидывают на береговой па л или крепят скобой к рыму швартовной бочки Другой ко­нец троса закрепляют на кнехтах, установленных на палубе судна.

Кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, распо­ложенные на некотором расстоянии друг от друга, но имеющие общее основание. Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно на низ­кобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть как двойные, так и одинарные.

Швартовные тросы на кнехтах закрепляют наложением ряда шлагов в виде восьмерки таким образом, чтобы ходовой конец троса находился сверху. Обычно накладывают две - три полные восьмерки и только в исключитель­ных случаях доводят число шлагов до 10. Чтобы не происходило самосбрасы­вания троса, на него накладывают схватку. Для крепления каждого швартова, поданного на берег, должен быть отдельный кнехт.

Клюзы. Для пропуска швартовов с судна на берег в фальшборте делают швартовный клюз - круглое или овальное отверстие, окаймленное литой рамой с гладкими закругленными краями Для проводки швартовов с автома­тических лебедок обычно устанавливают универ с альные поворотные клюзы.Такие клюзы предохраняют трос от перетирания. На судах, следующих по Панамскому каналу, где проводка судна через шлюзы осуществляется с помощью береговых тягачей, обязательно устанавливают панамские клюзы, имеющие боль­ший радиус кривизны рабочей поверхности, чем у бортового, и лучше приспособ­ленные для работы со швартовами большого диаметра.

Киповые планки. Киповые планки предназначены для изменения направле­ния швартова На большинстве современных судов устанавливают киповые планки из отдельно стоящих двух-трех роульсов. Киповые планки без ро­ульсов обычно применяют только на небольших судах при малом диаметре швар­товного троса.

Роульсы уменьшают износ тросов и снижают усилие, необходимое для их выбирания. Отводные (палубные) роульсы устанавливают около швартовного ме­ханизма, что предотвращает перекос швартова на барабане (турачке) .

Вьюшки и банкеты. Для хранения швартовных тросов используют банкеты и вьюшки.Последние представляют собой горизонтальный бара­бан, вал которого закреплен в подшипниках станины. По бокам барабан имеет дис­ки, препятствующие сходу троса.

Швартовые механизмы. Для выбирания швартовов могут быть использо­ваны как специально установленные для этой цели швартовные механизмы (например, швартовные шпили, лебедки и т. д.), так и другие палубные механизмы (например, брашпили, грузовые лебедки и т. д.), имеющие швартовные барабаны.

Для выбирания швартовных тросов на баке используют тур а чки брашпиля. Швартовые шпили устанавливаются для работы с кормовыми шварто­выми. Они занимают мало места на палубе, привод шпиля располагается под па­лубой.

Авт о матичес к ие швар т овные ле б едки могут устанавливаться для работы с кормовыми и носовыми швартовами (рис.6.50). Швартов постоянно находится на барабане лебедки, не требуется его предварительной подготовки перед подачей и переноса на кнехты после обтягивания. Лебедки автоматически подтягивают суд­но, выбирая слабину троса, или потравливают слишком сильно натянутый трос при изменении положения судна относительно причала в процессе грузовых операций, во время прилива или отлива.

Швартовное устройство должно содержаться в исправном состоянии, обес­печивающем его постоянную готовность к действию. Кнехты, швартовные клюзы, киповые планки, направляющие роульсы должны быть всегда достаточно гладкими для предотвращения преждевременного износа тросов. Ролики, роульсы и другие подвижные элементы должны легко вращаться, быть хорошо расхожены и смаза­ны. Цепные и тросовые стопоры, глаголь-гаки должны быть исправны.

При наличии автоматических швартовных лебедок и швартовных поворот­ных клюзов следует периодически проворачивать ролики клюзов и регулярно сма­зывать трущиеся части.

Все концы, тросы, кранцы, маты, бросательные лини надо своевременно просушивать, металлические детали - очищать и смазывать.

При стоянке судна на швартовах необходимо выполнять следующее:

    запрещается оставлять стальные швартовные концы на барабанах брашпи­лей даже на короткое время, так как при натяжении или рывках швартовов валы механизмов могут быть погнуты;

    в местах с резким колебанием уровня воды рекомендуется в качестве швар­товных концов применять растительные тросы либо тросы из синтетиче­ских материалов;

    во время погрузки и выгрузки необходимо проверять, чтобы все швартовы были одинаково обтянуты, не имели излишней слабины или не были слиш­ком тугими. Особенно внимательно надо следить за швартовами в портах, где имеют место колебания уровня воды;

    во время сильного ветра или течения швартовы, которые испытывают наибольшее напряжение, должны быть равномерно натянуты. При наличии зыби швартовы должны иметь некоторую слабину с целью уменьшения их напряженности при раскачивании судна;

    во время дождя швартовы и фалини из растительных тросов необходимо периодически потравливать, так как, намокая, они укорачиваются на 10 - 12 % и могут лопнуть.

Стальной швартовный трос подлежит замене, если в любом месте на его длине, равной восьми диаметрам, число обрывов проволок составляет 10% и более общего числа проволок, а также при чрезмерной деформации троса.

Растительный трос подлежит замене при разрыве каболок, прелости, зна­чительном износе или деформации. Синтетические канаты подлежат замене, если количество обрывов и повреждений в виде надрывов нитей составляет 15 % и бо­лее числа нитей в канате.

Швартовное устройство - совокупность приспособлений и механизмов расположенны х на верхней палубе и предназначенных для надежного удержания корабля у причала (пирса), плавучих сооружений или борта другого корабля. Оно обеспечивает швартовку корабля кормой, бортом (лагом) и носом, а также используется для буксировки, передачи грузов на ходу и в других случаях. Общий вид швартовного устройства надводного корабля показан на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Швартовное устройство надводного корабля:
1, 11 - швартовные клюзы; 2 - кнехт; 3, 10 - шпили; 4 - киповая планка; 5 - утка: 6 - вьюшки; 7 - корзины для кранцев; 8 - сходни; 9 - битенг; 12 - швартовы


Швартовное устройство включает: швартовы - гибкие стальные, синтетические или растительные тросы, с помощью которых подтягивают и крепят корабль; приспособления для хранения швартовов и их подачи; кнехты, битенги, утки, служащие для закрепления швартовов на палубе корабля; швартовные клюзы и киповые планки, предназначенные для вывода швартовов за борт, придания им нужного направления и предохранения от перетирания о борт; швартовные механизмы - шпили, брашпили, лебедки, служащие для выборки и травления швартовов; кранцы, смягчающие удар корпуса о причал или борт другого корабля.

Швартовы . На надводных кораблях и подводных лодках в качестве швартовов обычно употребляют гибкие стальные тросы ГОСТ 3071-66 и 3083-66 . Диаметр стального швартовного троса определяется водоизмещением и классом корабля (табл. 2.1).


Т а б л и ц а 2.1


На катерах в качестве швартовов часто применяются растительные (пеньковые или манильские) тросы окружностью 60-100 мм, удобные для выборки и травления вручную. На некоторых кораблях и судах, а на танкерах в обязательном порядке используются швартовные тросы из искусственного волокна - капроновый трос ГОСТ 10293-67. Синтетические тросы весьма перспективны ввиду легкости, упругости (стойкости к динамическим нагрузкам) и высоких антикоррозионных качеств.

Вспомогательные суда ВМФ снабжаются швартовами по правилам Регистра СССР. Длина швартовов должна быть не менее длины корабля, а один из кормовых швартовов должен состоять из полной бухты троса (220 или 300 м) для отдачи стоп-анкера (см. гл. 3). На обоих концах швартова заделываются огоны длиной около 1 м. Устройства для хранения швартовов и их подачи. В ь ю ш к и служат для хранения рабочих швартовов, удобства их подачи и уборки. Наиболее широкое распространение получили горизонтальные швартовные вьюшки (рис. 2.2), оборудованные тормозом. Вертикальные вьюшки (рис. 2.3) применяются только для растительных и синтетических тросов; они менее удобны в эксплуатации, но занимают меньше места. Вьюшки располагают на палубе или в надстройках таким образом, чтобы швартов было удобно подать как на киповую планку, так и на швартовный барабан механизма. Запасные швартовы хранятся в такелажных кладовых.


Рис. 2.2. Горизонтальная швартовная вьюшка


Рис. 2.3. Вертикальная швартовная вьюшка


Швартовы на причал (соседний корабль) при расстоянии до них 15-25 м подаются вручную с помощью бросательных концов. Поданный бросательный конец ввязывается в основание огона швартова, предварительно выведенного в киповую планку (клюз). При подаче тяжелых швартовов сначала с помощью бросательного конца подается проводник - прочный растительный трос окружностью 60-100 мм, на котором затем выбирается швартов.

Л и н е м е т а т е л ь н о е у с т р о й с т в о применяется для подачи швартовных (а также буксирных и др.) тросов на большие расстояния. Наиболее распространенным является реактивное линеметательное устройство ЛУ-1 (рис. 2.4). Дальность полета ракеты с линем до 275 м. Капроновый линь диаметром 6 мм имеет разрывную прочность свыше 400 кгс.


Рис. 2.4. Линеметательное устройство ЛУ-1:
1 - мушка; 2 - щит; 3 - ствол; 4 - ударно-спусковой механизм; 5 - ракета; 6 - стальной тросик; 7 - ложе; 8 - капроновый линь; 9 - коробка


Ствол ружья - стальная труба, открытая с обеих концов. Вдоль нижней образующей ствол имеет прорезь для прохода стального тросика, соединяющего ракету с линем. Снизу ствол закрыт деревянным ложем. Ствол имеет окно для прохода ударника ударно-спускового механизма. Капроновый линь длиной 400 м укладывается определенным образом в коробку. Прицельное устройство состоит из мушки и двух перекрестий, нанесенных на смотровом стекле щита. При пуске ракеты на дистанцию 200-250 м или на меньшие дистанции при встречном ветре следует придавать ружью угол возвышения 30°; при пуске ракеты на дистанцию 100-150 м угол возвышения должен быть 15°. Линеметание производится наводкой ружья «с руки» на верхние точки корабля (вершины мачт, труб и т. д.). Лицо стреляющего должно находиться за щитом.

Кнехты - парные стальные (редко чугунные) цилиндрические тумбы, закрепленные на общем фундаменте и прочно связанные с корпусом корабля. Устанавливаются в носовой и кормовой оконечностях, а иногда и в средней части верхней палубы. Кнехты (ГОСТ 11265-65) подразделяют в зависимости от конструкции на прямые и крестовые; по способу изготовления - на литые и сварные (рис. 2.5).


Рис. 2.5. Кнехты швартовные:
а - литые прямые; б - сварные прямые; в - литые крестовые двойные


Швартов, одетый огоном на береговой пал или кнехт другого корабля, проходит через клюз (киповую планку) и крепится на кнехте четырьмя-пятью шлагами восьмеркой. Приливы на наружных сторонах тумб кнехта (рис. 2.5, а, б) позволяют на один кнехт крепить два швартовных троса и потравливать каждый из них отдельно. Крестовые кнехты (рис. 2.5, в) устанавливаются на малых (низкобортных) кораблях и судах; поперечина на кнехте допускает направление троса под углом вверх. Чтобы не сорвало кнехты при сильных рывках, они устанавливаются на палубе относительно клюзов, киповых планок и швартовных механизмов таким образом, чтобы продольные оси кнехтов располагались вдоль (под небольшим углом) направления тяги швартовов.

Одинарные кнехты - б и т е н г и (рис. 2.6) и у т к и (рис. 2.7) служат для крепления швартовов малых кораблей, катеров и шлюпок, швартующихся у борта.


Рис. 2.6. Одинарный крестовый кнехт - битенг


Рис. 2.7. Утка швартовная


Тросовые стопоры применяются для стопорения обтянутых стальных швартовных тросов на время переноса швартовов со шпилей на кнехты. Они устанавливаются на участке между шпилем и киповой планкой. Наиболее распространенным является цепной стопор (рис. 2.8) - трех-четырехметровый отрезок такелажной цепи калибром 5-10 мм, прикрепленный к палубному обуху или взятый за тумбу кнехта затяжной петлей. Цепь накладывается за швартов стопорным узлом и последующими тремя- четырьмя пологими шлагами по направлению тяги, против направления свивки троса. Ходовой конец цепи прикаболивается к швартову.


Рис. 2.8. Стопоры для швартовного троса:
а - цепной; б - клиновой; в - системы Карпентера


Применение цепного стопора при сильных натяжениях швартова может привести к деформации и порче троса. Поэтому на крупных кораблях и судах иногда применяют переносные клиновые стопоры, стопорящие трос с помощью подвижного клина. На малых кораблях стопоры для швартовных тросов не применяются; швартов выбирается через кнехт вручную.

Швартовные клюзы и киповые планки . Б о р т о в о й к л ю з (рис. 2.9) - круглое или продолговатое отверстие в фальшборте, окаймленное литой рамой, для пропускания троса. П а л у б н ы е к л ю з ы (рис. 2.10) применяют на участках палубы, огражденных леерами. Носовой и кормовой палубные клюзы, установленные у форштевня и ахтерштевня, используются не только при швартовке, но и при буксировке.


Рис. 2.9. Бортовой швартовный клюз


Рис. 2.10. Палубный швартовный клюз


К и п о в ы е п л а н к и - стальные или чугунные отливки в виде разомкнутой рамы для направления швартовного троса (ГОСТ 11264-65); они бывают без роульсов или с одним, двумя и тремя роульсами (рис. 2.11).


Рис. 2.11. Киповые планки


Швартовные механизмы - шпили и лебедки - предназначены для выборки и травления швартовов, находящихся под нагрузкой. Швартовные лебедки на военных кораблях не применяются. Для работы с носовыми швартовами используются швартовные барабаны шпилей и брашпилей. Большие корабли имеют на юте один или два швартовных шпиля; катера и подводные лодки могут их не иметь. Различают два основных типа швартовных шпилей:

Двухпалубные, у которых на верхней палубе расположена головка шпиля, остальные механизмы - на палубе, находящейся ниже верхней;
- однопалубные, у которых все механизмы располагаются на верхней палубе или под ней, на общей фундаментной раме вблизи головки шпиля; наиболее современными однопалубными шпилями являются безбаллерные.

Д в у х п а л у б н ы й ш в а р т о в н ы й шпиль изображен на рис. 2.12. На верхней палубе находится головка шпиля - конусный швартовный барабан, соединенный с вертикальной осью - баллером, который приводится во вращение электродвигателем через редуктор. Электродвигатель имеет электромагнитный колодочный тормоз, с помощью которого он стопорится; при выключении питания.


Рис. 2.12. Швартовный шпиль ШЭР-13Д/1:
1 - головка шпиля; 2 - баллер; 3 - редуктор; 4 - электродвигатель; 5 - колодочный тормоз


Устройство головки шпиля показано на рис. 2.13. Швартовный барабан соединен с помощью пальцев с муфтой, неподвижно насаженной на баллер, и вращается на бронзовых втулках вокруг неподвижного корпуса редуктора. По внутреннему зубчатому ободу корпуса редуктора обкатываются три шестерни-сателлита, входящие в зацепление с жестко посаженной на баллер шестерней. В нижней части швартовный барабан имеет четыре пала (собачки), которые для предотвращения обратного хода упираются в храповые зубцы на фланце корпуса редуктора.


Рис. 2.13. Головка шпиля ШЭР-13Д/1:
1 - гнездо для вымбовки; 2, 3 - отверстия для смазки; 4 - отверстие для доступа к пальцу; 5 - палец; 6 - втулка; 7 - швартовый барабан; 8 - редуктор; 9 - шестерня-сателлит; 10 - баллер; 11 - шестерня баллера; 12 - фланец корпуса редуктора; 13 - корпус редуктора; 14 - муфта; 15 - пал (собачка)


Шпиль имеет ручной (аварийный) привод с помощью вымбовок, вставляемых в специальные гнезда. Чтобы перевести на ручной привод, необходимо отключить швартовный барабан от баллера, для чего через специальные отверстия из муфты вынуть пальцы. Другие отверстия в головке шпиля служат для заполнения внутренних полостей смазкой.

Б е з б а л л е р н ы й ш в а р т о в н ы й ш п и л ь (рис. 2.14) имеет меньшие габариты, так как электродвигатель и редуктор расположены внутри головки. Все узлы шпиля смонтированы на корпусе редуктора, который крепится к палубному фундаменту. Вращающий момент электродвигателя через соединительную муфту, шестерни редуктора и ведущую шестерню передается на внутренний зубчатый венец швартовного барабана. Швартовный барабан вращается вокруг неподвижного опорного стакана. Электродвигатель снабжен электромагнитным колодочным тормозом.


Рис. 2.14. Швартовный шпиль ШЭ-58:
1 - колодочный тормоз; 2 - электродвигатель: 3 - опорный стакан; 4 - швартовный барабан; 5 - соединительная муфта; 6 - корпус редуктора; 7 - зубчатый венец; 8 - ведущая шестерня


Управление электродвигателями шпилей осуществляется с пультов управления (контроллеров). Некоторые данные швартовных шпилей приведены в табл. 2.2.


Т а б л и ц а 2.2


Кранцы . На кораблях и судах применяют мягкие, деревянные и пневматические кранцы. Наиболее распространены мягкие кранцы (рис. 6.12). По-походному кранцы хранятся в специальных корзинах на палубе. Кранец вываливается за борт на конце из растительного троса и удерживается в месте соприкосновения корпуса корабля с причалом (корпусом другого корабля). Некоторые данные мягких кранцев приведены в табл. 2.3.


Т а б л и ц а 2.3


В качестве деревянного кранца применяется бревно диаметром 200-250 мм, которое с помощью такелажной цепи или троса подвешивают на утке за бортом. При постоянном базировании крупных кораблей деревянные кранцы изготовляют в виде пакета бревен (плотика), плавающего на поверхности воды между бортом и причалом. Деревянные кранцы обладают высокой прочностью, но малой способностью к амортизации.

Для швартовки кораблей в открытом море наиболее удобны резино-тканевые пневматические кранцы. Такие кранцы обычно составляют из отдельных баллонов, конструкция которых представлена на рис. 2.15. Кранец, состоящий из четырех соединенных цепями за рымы баллонов, весит около 1800 кг, поэтому вываливается за борт корабельной стрелой и находится на плаву. В рабочем положении у борта кранцы при волнении перемещаются, поэтому их следует крепить на синтетических или растительных тросах и наблюдать за их положением.


Рис. 2.15. Баллон пневматического кранца:
1 - резино-тканевая оболочка; 2 - надувная камера; 3 - фланец; 4 - рым для соединения баллонов


Швартовное устройство подводной лодки включает: швартовы, кнехты, утки и киповые планки, швартовный шпиль. Швартовные тросы хранятся на вьюшках, установленных в надстройке. Швартовные приспособления на верхней палубе (кнехты, утки, киповые планки) убирающиеся. Баллер носового швартовного шпиля (рис. 3.2) имеет привод от брашпиля якорного устройства. Швартовный барабан шпиля обычно съемный, по-походному он хранится в надстройке. При работе швартовного шпиля цепной барабан брашпиля отключается.

Работа со швартовами и меры безопасности . Перед началом работы со швартовами необходимо подготовить швартовное устройство, а все его механизмы проверить в работе. Швартовы, которые будут использоваться в соответствии с избранным вариантом швартовки, сматываются с вьюшек на необходимую длину и пропускаются в киповые планки (клюзы). Проводники ввязываются в основания огонов швартовов заранее; готовится необходимое количество бросательных концов. Кранцы вынимаются из корзин и разносятся по соответствующему борту (корме). Швартовы для увеличения рабочей длины (следовательно, и для лучшей амортизации рывков) не рекомендуется заводить перпендикулярно к причалу. Перегиб троса на киповых планках и кнехтах должен быть минимальным.

Береговые палы, как правило, используются несколькими кораблями, поэтому для обеспечения свободной отдачи любого швартова огон каждого из них следует заводить снизу в огоны швартовов, уже имеющихся на пале. Если швартов заводится серьгой, то он должен быть на пале ниже огонов других швартовов (рис. 2.16).


Рис. 2.16. Порядок заводки нескольких швартовов на пал огонами (I, II, III) и серьгой (IV)


Заводить ходовой конец швартова на швартовный барабан шпиля (брашпиля, лебедки) надо всегда с нижней части барабана. Коренной конец (оттяжка) должен выходить с верхней части барабана. Ввиду разной величины сил трения троса при работе со стальными тросами на швартовный барабан следует накладывать не менее четырех шлагов; с синтетическими - не менее пяти; с растительными - не менее трех. Выбирать швартов шпилем можно только после доклада, что он заведен на пал (кнехт соседнего корабля).

Швартов на кнехте (рис. 2.17) крепится с ходового конца. Натяжение свободного (коренного) конца швартова быстро убывает с наложением каждого последующего шлага, достигая при пяти шлагах (восьмерках) стального швартова 0,25% нагрузки ходового конца. Для надежного закрепления верхние шлаги швартова закаболиваются. Недопустима покладка швартова на кнехт с коренного конца (обращенного к вьюшке) или последнего шлага петлей, так как в этом случае возникают серьезные затруднения с отдачей швартова.


Рис. 2.17. Покладка и крепление швартова на кнехте:
1 - ходовой конец; 2- каболка; 3 - коренной конец


Наложенный на кнехт швартов, на котором образовались калышки (рис. 2.18), нельзя оставлять или перетравливать. Необходимо взять трос на стопор, разогнуть калышки и только после этого крепить швартов на кнехте.


Рис. 2.18. Образование калышек на тросе


К работе со швартовными механизмами допускаются только лица, заведующие ими и допущенные к их обслуживанию. Безопасность работ на швартовном устройстве во многом зависит от высокой организации работ (в соответствии с расписанием) и единого руководства ими.

Основные меры безопасности при работе на швартовном устройстве:

Личный состав, работающий со стальными швартовами, должен быть снабжен рукавицами;
- личный состав во время работы не должен находиться вблизи движущегося троса и внутри его шлагов, а стоящий на оттяжке - не должен находиться ближе 1,5-2 м от швартовного барабана;
- тросы не должны иметь торчащих проволок и обрывов прядей;
- швартовный трос выбирать и травить вручную следует только перехватывая его руками, не допуская при этом его скольжения;
- накладывать шлаги троса можно только на застопоренный барабан шпиля (брашпиля, лебедки);
- шпиль (брашпиль, лебедка) должен работать плавно, без рывков;
- нельзя сматывать с вьюшки лишнюю длину швартова, а образовавшуюся в ходе работ слабину следует немедленно подбирать;
- швартов, находящийся под нагрузкой, должен сниматься со швартовного барабана шпиля (брашпиля, лебедки) и крепиться на кнехте с помощью стопора;
- при работе с синтетическим тросом следует учитывать, что под нагрузкой он превращается в своего рода пружину и при ослаблении оттяжки на швартовном барабане происходит резкий сдвиг троса.

Вперед
Оглавление
Назад

Швартовое устройство предназначено для надёжного крепления судна к пирсу, причальной стенке, дебаркадеру; к судну, стоящему на акватории порта. В некоторых случаях это устройство используется для перемещения судна с 1-го места стоянки на другое, а также для кратковременных стоянок у необорудованного берега. Швартовное устройство состоит из: кнехтов, швартовых клюзов, киповых планок, швартовных тросов и вьюшек для них, кранцев. Кроме этого может быть оснащено механизмами – швартовными лебёдками и шпилями. Для швартовки могут быть использоваться общесудовые механизмы – шпили и брашпили.

В состав швартовного устройства входят:

Швартовные тросы (швартовы) , при помощи которых судно подтягивается к причальным сооружениям (другим судам), крепится к ним и осуществляет перешвартовку.

Швартовы. В качестве швартовов используют стальные, синтетические и растительные тросы.

Стальные тросы должны быть оцинкованными и иметь не менее 144 проволок и семи органических сердечников. На автоматических швартовных лебедках может быть трос с одним органическим сердечником и числом проволок не менее 216.

Растительные тросы должны быть манильскими или сизальскими. На малых судах допускаются в качестве швартовов и пеньковые тросы.

Количество швартовных тросов на судне, их длина и толщина определяются Правилами Регистра. В практике принято длину швартова брать на 10% больше длины судна, однако делать их длиной более 200 м не требуется.

Наибольшее количество швартовов применяется при швартовке судна лагом, в зависимости от расположения швартовов и их назначения они получают свое наименование.

Все швартовы должны иметь на концах огоны длиной около 2-3 м каждый и быть достаточно прочными и эластичными.

Швартовые клюзы – усиленные овальные вырезы в фальшборте, через которые подаётся швартовый трос.

Устанавливаются в листах фальшборта. Они могут быть простыми и универсальными. Простые клюзы круглой и овальной формы представляют собой стальные или чугунные отливки, имеющие плавное округление рабочей поверхности для исключения резкого изгиба швартова.

Универсальный клюз имеет два вертикальных и горизонтальных ролика. Вертикальные ролики расставлены более широко, для того чтобы можно было пропустить огон швартова. Однако в таком клюзе возможно заклинивание швартовного троса.

Киповая планка – устройство для изменения направления движения троса.

Устанавливают обычно в районе леерных ограждений или на фальшборте. Они бывают простые, закрывающиеся, с роульсами, с горизонтальными и вертикальными роульсами и с наметкой.

Киповая планка без роульсов состоит из основания и рогов, которые отлиты как одно целое. Такие киповые планки устанавливают для проводки шпрингов и прижимных швартовов, в связи с тем, что они имеют большую прочность. При прохождении троса через киповые планки без роульсов он испытывает большое трение и быстро выходит из строя. Этот недостаток устранен в киповых планках с вертикальными роульсами. У них может быть от одного до трех роульсов. Киповые планки с одним и двумя роульсами служат для проводки одного швартова, с тремя роульсами – для двух.

В настоящее время получили применение отдельно стоящие два или три роульса на фальшборте или около выреза в нем.

Киповые планки с горизонтальным роульсом и с наметкой применяют в тех случаях, когда швартов может отклоняться вверх от линии натяжения.

На некоторых судах не палубе против турачек брашпиля ставят на специальном основании отводные роульсы, которые придают направление тросу для удобного накладывания его на турачку.

Швартовый кнехт – для закрепления швартовов (прямые и крестовые).

Кнехты - одиночные и парные, литые, чугунные или стальные тумбы, укрепленные болтами или приваренные к палубе судна. Тумбы сверху имеют шляпки, иногда с боков – приливы, предотвращающие соскальзывание швартова вверх. Кнехты по конструкции подразделяются на одиночные, парные и крестовые.

Количество и расположение швартовных кнехтов принимаются исходя из конструктивных особенностей, назначения и общего расположения судна. Обычно на судах бывает 12 – 14 рапных кнехтов, расположенных симметрично по бортам в носовой, средней и кормовой частях

Крестовые кнехты применяют на судах с низко расположенными палубами. Наложенный на них трос при подаче на причал не будет соскальзывать вверх через перекладину.

Кранец – средство защиты борта от возможных повреждений, в том числе и в ходе неудачной швартовки (навала). Кранцы могут быть мягкими и жесткими. В качестве кранцев используются деревянные брусья, парусиновые или плетеные из тросов мешки, набитые крошеной пробкой, пеньковыми или синтетическими отходами, старые автопокрышки, цилиндрические пневматические баллоны и т.д. У буксирных судов кусками автопокрышек “обшивают” привальный брус. Современные суда оборудуются пружинными кранцами.

Вьюшка – барабан с дисками большого диаметра по краям и ленточным тормозом, предназначенный для наматывания троса и его хранения.

Вьюшки бывают бесприводными и с ручным приводом в виде размаха.

На вьюшках хранят стальные и синтетические тросы. Хранить на них растительные тросы не рекомендуется, так как к внутренним шлагам будет недостаточен доступ воздуха и возможна быстрая порча троса.

Банкеты – устройства, служащие для хранения швартовных концов. Представляют собой деревянные и металлические корзины, которые устанавливают на стойках и закрывают чехлами. На банкетах тросы хорошо сохраняются, но занимают много места.

Стопора на швартовах , которые служат для временного удержания швартовов при переносе их с турачки брашпиля на кнехты.

Устанавливаются между киповой планкой или швартовным клюзом и кнехтом и крепят скобой к обуху на палубе или основании кнехта. Для стопорения стальных швартовов применяют отрезок такелажной цепи калибром 5-10 мм и длиной около 2 м с прикрепленным к ней растительным тросом длиной 1,5 м. Стопор накладывается специальным стопорным узлом. Для этого стопор вытягивают вдоль швартова по направлению натяжения, накладывают на швартов одним полуштыком, затем четыре-пять шлагов цепи полого накладывают в направлении, противоположном первому полуштыку. После наложения стопора матрос удерживает его в натяжении за конец растительного троса. Для большей надежности стопорения троса можно накладывать два полуштыка

Бросательные концы – тонкие тросы, при помощи которых швартовы подаются на причальные сооружения и другие суда.

Их делают из пенькового или сизальского троса окружностью 25 мм и длиной 35 – 40 м с легостью (мешочек с песком, оплетенный шкимушгаром) на конце. Чтобы новый бросательный конец меньше запутывался, при броске его вымачивают и вытягивают. В настоящее время на некоторых судах бросательные концы делают из капронового плетеного шнура.

Проводники – вспомогательные тросы, заводимые при необходимости между бросательными концами и тяжелыми швартовами, когда его нужно подать или завести на значительное расстояние.

Они представляют собой растительные и тонкие стальные тросы.

Швартовые механизмы служат для подтягивания судна к причалу, выборки тросов, а также для крепления на них швартовных концов.

К ним относятся швартовные шпили и лебедки. Кроме того, для швартовных операций используют брашпили, якорно-швартовные шпили и, при необходимости, грузовые лебедки.

=Вахтенный матрос (стр.31), Учебное пособие для матроса и боцмана (стр.98)=

Подготовка судна к швартовым операциям.

Подготовка к швартовке – необходимое условие качественного её проведения. О предстоящей швартовке заранее предупреждают швартовные партии и вахтенного механика, который готовит двигатель к работе в маневренном режиме. Подаётся питание на швартовные механизмы.

Заблаговременно, до прихода к причалу, с мостика подают команду «Швартовным партиям стоять по местам швартовки!» Члены швартовных партий в противоударных касках и рукавицах установленного образца занимают места согласно расписанию по швартовным операциям. На ходовой мостик вызывают старшего помощника капитана, в машинное отделение – старшего механика.

По команде «Швартоваться правым (левым) бортом!» носовая и кормовая швартовные партии выполняют следующие операции:

· устанавливают о опробовают связь с мостиком;

· проверяют работу швартовных механизмов на холостом ходу, готовят якоря к отдаче;

· готовят швартовные тросы к подаче на причал;

· готовят 2-3 бросательных конца;

· готовят парусину и маты для предохранения швартов от трения в местах их прохождения через клюзы и киповые планки;

· присоединяют цепные и растительные стопоры к кнёхтам или палубным обухам;

· готовят мягкие кранцы, а жёсткие подвешивают при необходимости вдоль борта, которым судно будет швартоваться к причалу;

· готовят противокрысиные щиты.

Команды на руль.

Человека на руль! A hand to the helm! э хэнд ту зэ хелм!
Вправо! Starboard! старбэрд!
Влево! Port! пот!
Право руль! Starboard the helm! старбэрд зэ хелм!
Лево руль! Port the helm! пот зэ хелм!
Больше право! Morestarboard! мор ˈстарбэрд!
Больше лево! Moreport! мор пот!
Право на борт! Hard - a - starboard! All starboard! хард-ей-ˈстарбэрд!ол ˈстарбэрд!
Лево на борт! Hard - a - port! All port! хард-ей-пот!ол пот!
Легче, отводи! Ease the helm! из зэ хелм!
Легче право! Ease to starboard! из ту ˈстарбэрд!
Легче лево! Ease to port! из ту пот!
Прямо руль! Midships мидшипс
Одерживать! Meether мит хёр
Так держать! Steady! (steady so!); Steady as she goes! стеди! (ˈстеди соу!);ˈстеди эз ши гоуз!
Право не ходить! Nothing to starboard! ˈнасин ту ˈстарбэрд!
Лево не ходить! Nothing to port! ˈнасин ту пот!
Править по курсу! Steer the course стиэ зэ кос
Руль право десять (двадцать)! Starboard ten (twenty)! стабэд тен(ˈтуэнти)!
Руль лево десять (двадцать)! Port ten (twenty)! пот тен(ˈтуэнти)!
Отвести руль до 5 град.! Ease to five! из ту файв!
Право руль, держать 82 град.! Starboard, steer zero eight two ˈстабэд,стиэ ˈзиэроу ейт ту
Лево руль, держать курс 182! Port, steer one eight two! пот,стиэ уан ейт ту!
Лево руль, держать 305! Port, steer three zero five! пот,стиэ сри ˈзиэроу файв!
Держать на буй, знак! Steer on buoy, on beacon! стиэр он бой,он ˈбикэн!
Следовать в кильватер за ледоколом FollowIcebreaker! ˈфолоу ˈайсˌбрейкэ!
Внимательнее на руле! Watch you steering! уоч ю ˈстиэрин!

Виды швартовых концов.

Швартовные тросы, (швартовы) могут быть стальные, растительные и синтетические. Количество швартовных тросов на судне, их длина и толщина определяются Правилами Регистра.
Основные швартовные тросы подаются с носовой и кормовой оконечностей судна в определенных направлениях, исключающих. как перемещение судна вдоль причала, так и отход от него.


В зависимости от направлений, по которым они поданы, швартовные тросы получили свое название (рис. 39). Тросы 1 и 2, 7 и 8 поданные с носа и с кормы, удерживают судно от перемещения вдоль причала и называются соответственно носовым и кормовым продольными.
Тросы 4 и 5 называются шпрингами (носовым и кормовым соответственно). Шпринг работает в направлении, противоположном своему продольному концу, а в паре с другим шпрингом он» выполняют ту же работу, что и продольные.
Наконец, тросы 3 и 6, поданные по направлению, перпендикулярному к причалу, называются соответственно носовым и кормовым прижимными. Они препятствуют отходу судна от причала при отжимном ветре.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва