Решение 2 части по биологии. Задания по генетике на ЕГЭ по биологии

Инструкция

Для решения генетических задач используют определенные типы исследования. Метод гибридологического анализа был разработан Г. Менделем. Он позволяет выявить закономерности наследования отдельных признаков при половом размножении . Сущность данного метода проста: при анализе определенных альтернативных признаков прослеживается их в потомстве. Также проводиться точный учет проявления каждого альтернативного признака и каждой отдельной особи потомства.

Основные закономерности наследования также были разработаны Менделем. Ученый вывел три закона. В последствии их так и - законы Менделя. Первый - это закон единообразия гибридов первого . Возьмите две гетерозиготные особи. При скрещивании они дадут два вида гамет. Потомство у таких появиться в соотношении 1:2:1.

Второй закон Менделя - это закон расщепления. в основе его , что доминантный ген не всегда подавляет рецессивный. В этом случае не все особи среди первого поколения воспроизводят признаки родителей - появляется так называемый промежуточный характер наследования. Например, при скрещивании гомозиготных с красными цветками (АА) и белыми цветками (аа) получается потомство с розовыми. Неполное доминирование довольно распространенное . Оно встречается и в некоторых биохимических признаках .

Третий закон и последний - закон независимого комбинирования признаков. Для проявления этого закона необходимо соблюдение нескольких условий: не должно быть летальных генов, доминирование должно быть полным, гены должны находиться в разных хромосомах.

Особняком стоят задачи по генетике пола. Различают два вида половых хромосом: Х-хромосома (женская) и Y-хромосома (мужская). Пол, имеющий две одинаковые половые хромосомы, называют гомогаметным. Пол, определяемый различными хромосомами, называется гетерогаметным. Пол будущей особи определяется в момент оплодотворения. В половых хромосомах, помимо генов, несущих информацию о поле, содержатся и другие, не имеющие никакого отношения к этому. Например, ген, отвечающий за свертываемость крови, несет женская Х-хромосома. Сцепленные с полом признаки передаются от матери к сыновьям и дочерям, от отца же - только к дочерям.

Видео по теме

Источники:

  • решение задач по биологии генетика
  • на дигибридное скрещивание и на наследование признаков

Все задачи по генетике, как правило, сводятся к нескольким основным видам: расчетные, на выяснение генотипа и на выяснение того, каким образом наследуется признак. Подобные задачи могут быть схематическими или иллюстрированными. Впрочем, для успешного решения любой задачи, в том числе и генетической, необходимо внимательно прочитать ее условие. Само же решение основано на выполнении ряда определенных действий.

Вам понадобится

  • - тетрадь;
  • - учебник по генетике;
  • - ручка.

Инструкция

Сначала необходимо определить тип предлагаемой задачи. Для этого придется выяснить, какое количество генных пар за развитие предлагаемых признаков, какие признаки рассматриваются. Узнать гомо- или гетерозиготные в данном случае скрещиваются между собой, а также связано ли наследование определенного признака с половыми хромосомами.

Выяснить, какой из предлагаемых к изучению признаков является (слабым), а какой – доминантным (сильным). При этом при решении генетической задачи нужно отталкиваться от предпосылки, что доминантный признак в потомках всегда будет проявляться фенотипически.

Определить число и тип гамет (половых ). При этом стоит учитывать, что гаметы могут быть только гаплоидны. Соответственно, распределение хромосом во время их деления происходит равномерно: каждая из гамет будет содержать лишь по одной хромосоме, взятой из гомологичной пары. В результате потомство получает по «половинному» набору хромосом со стороны каждого из своих .

Сделать в тетради схематическую запись условия генетической задачи. При этом доминантные признаки для гомозиготного исследуемого в виде комбинации АА, для гетерозиготного - Аа. Неопределенный генотип имеет А_. Рецессивный признак записывается в виде комбинации аа.

Проанализировать полученные результаты и записать данное числовое соотношение. Это и будет ответом на генетическую задачу .

Видео по теме

Полезный совет

Во многих подобных задачах генотип предлагаемых к скрещиванию особей не уточняется. Именно поэтому так важно уметь самостоятельно определять генотип родителей по фенотипу или генотипу их потомства.

При изучении генетики большое внимание уделяется задачам, решение которых должно быть найдено с использованием законов наследования генов. Большинству изучающих естественные науки решение задач по генетике кажется одной из самых сложных вещей в биологии. Тем не менее, оно находится по несложному алгоритму.

Вам понадобится

  • - учебник.

Инструкция

Для начала внимательно прочитайте задачу и запишите схематичное условие, используя специальные символы. Обозначьте, какими генотипами обладают родители, и какой им соответствует фенотип. Запишите, какие вышли дети в первом и втором поколениях.

Отметьте, какой ген является доминантным, а какой – рецессивным, если это есть в условии. Если в задаче дано расщепление, также укажите его в схематичной записи. Для простых задач порой достаточно записать условие, чтобы понять решение задачи .

Для успешного решения задачи вам необходимо понять, к какому разделу она : моногибридное, дигибридное или полигибридное скрещивание, наследование, сцепленное с полом либо признак наследуется генов. Для этого посчитайте, какое расщепление генотипа или фенотипа наблюдается в потомстве в первом поколении. В условии может быть указано точное количество особей с каждым генотипом либо фенотипом, либо процент каждого генотипа (фенотипа) от . Эти данные нужно привести к простым .

Обратите внимание, не различается ли у потомства признаки в зависимости от пола.

Каждому типу скрещивания характерно свое особое расщепление и фенотипу. Все эти данные содержатся в учебнике, и вам будет удобно выписать эти формулы на отдельный листок и использовать их при решении задач.

Теперь, когда вы обнаружили расщепление, по принципу которого идет передача наследственных признаков в вашей задаче, вы можете узнать генотипы и фенотипы всех особей в потомстве, а также генотипы и фенотипы родителей, участвовавших в скрещивании.

Все задачи по биологии делятся на задачи по молекулярной биологии и задачи по генетике. В молекулярной биологии есть несколько тем, в которых есть задачи : белки, нуклеиновые кислоты, код ДНК и энергетический обмен.

Инструкция

Решайте задачи по теме «Белки» с помощью следующей формулы: m(min) = a/b*100%, где m(min) - молекулярная масса , a – атомная или молекулярная масса компонента, b – процентное компонента. Средняя молекулярная масса одного кислотного остатка равна 120.

Вычисляйте необходимые величины по теме «Нуклеиновые кислоты», придерживаясь Чаргаффа:1.Количество аденина равно количеству тимина, а гуанина – цитозину;
2.Количество пуриновых оснований равно количеству пиримидиновых оснований, т.е. А+Г = Т+Ц.В цепи молекулы ДНК расстояние между нуклеотидами равно 0,34 нм. Относительная молекулярного масса одного нуклеотида равна 345.

Задачи на тему «Код ДНК» решайте с помощью специальной таблицы генетических кодов. Благодаря ей вы узнаете, какую кислоту кодирует тот или иной генетический код.

Вычисляйте нужный вам ответ для задач на тему «Энергетический обмен» по уравнению реакции. Одним из часто встречающихся является: С6Н12О6 + 6О2 → 6СО2 + 6Н2О.

Находите на генетику по специальному алгоритму. Во-первых, определите какие гены являются доминантными(А, В), а какие рецессивными(a,b). Доминантным называется ген, признак которого проявляется как в гомозиготном (АА, аа), так и в гетерозиготном состоянии(Аа, Bb). Рецессивным называется ген, признак которого проявляется только при встрече одинаковых генов, т.е. в гомозиготном состоянии. Например, гороха с желтыми семенами скрестили с гороха с семенами. Полученные растения гороха все имели желтые . Очевидно, что желтый цвет является доминирующим признаком. Записывайте решение этой задачи так: А – ген, отвечающий за желтый цвет семян, а – ген, отвечающий за зеленый цвет семян.Р: АА x aa
G: A, a
F1: AaСуществуют задачи такого типа с несколькими признаками, тогда один признак обозначайте A или a, а второй B или b.

Изучение генетики сопровождается решением задач. Они наглядно показывают действие закона наследования генов. Большинству учащихся решение этих задач кажется невероятно сложным. Но, зная алгоритм решения, вы легко справитесь с ними.

Инструкция

Можно выделить два основных типа . В первом типе задач известны генотипы родителей. Определить необходимо генотипы потомков. Сначала определите, какой аллель является доминантным. Найдите аллель. Запишите генотипы родителей. Выпишите все возможные типы гамет. Соедините . Определите расщепление.

В задачах второго типа все наоборот. Здесь известно расщепление в потомстве. Требуется определить генотипы родителей. Найдите так же, как и в задачах первого типа, какой из аллелей является доминантным, какой - рецессивным. Определите возможные типы гамет. По ним определите генотипы родителей.

Чтобы решить задачу правильно, прочтите её внимательно и проанализируйте условие. Чтобы определить тип задачи, выясните, сколько пар признаков рассматривается в задаче. Обратите внимание также на то, сколько пар генов контролируют развитие признаков. Важно выяснить, гомозиготные или скрещиваются, каков тип скрещивания. Определите, независимо или сцеплено гены, сколько генотипов образуется в потомстве и связано ли наследование с полом.

Приступите к решению задачи. Сделайте краткую запись условия. Запишите генотип или фенотип особей, участвующих в скрещивании. Определите и отметьте типы образовавшихся гамет. Запишите генотипы или фенотипы потомства, полученного от скрещивания. Проанализируйте результаты, запишите их в численном соотношении. Напишите ответ.

Среднее общее образование

Биология

Готовимся к ЕГЭ по биологии: текст с ошибками

Профессор МИОО, кандидат педагогических наук Георгий Лернер рассказывает об особенностях заданий №24 (текст с ошибками) и №25 (вопросы) из предстоящего ЕГЭ по биологии. Выпускные экзамены все ближе, и корпорация «Российский учебник» в рамках серии вебинаров помогает подготовиться к ним с учетом нововведений и опыта прошлых лет.

  • Не «натаскивайте» учеников на конкретные задания. Будущие хирурги, ветеринары, психологи и представители других серьезных профессий должны продемонстрировать глубокие знания предмета.
  • Выходите за рамки учебников. На профильном экзамене выпускникам предстоит продемонстрировать больше, чем знание программы.
  • Используйте проверенные пособия. При большом разнообразии материалов по биологии, многие педагоги выбирают издания корпорации «Российский учебник».
  • Допускайте вариативность ответов. Не нужно представлять эталонную формулировку как единственно-правильную. Ответ может быть дан другими словами, содержать дополнительные сведения, отличаться от эталона по форме и последовательности изложения.
  • Тренируйте письменно отвечать на вопросы. Ученики часто не умеют давать полные письменные ответы даже при высоком уровне знаний.
  • Приучите работать с рисунками. Некоторые ученики не умеют извлекать информацию из иллюстраций к заданиям.
  • Демонстрируйте знание терминологии. Это особенно важно во второй части экзамена. Апеллируйте понятиями (желательно, литературно).
  • Выражайте мысли ясно. Ответы должны быть точными и содержательными.
  • Внимательно читайте задания, учитывайте все критерии. Если указано «Ответ поясните», «Приведите доказательства», «Объясните значение», то за отсутствие пояснения снижаются баллы.
  • Пишите верное определение. В задании №24 ошибка не считается исправленной, если ответ содержит только отрицательное суждение.
  • Действуйте методом исключения. В задании №24 вначале ищите предложения, которые точно содержат или точно не содержат ошибки.

Примеры заданий №24 и возможные сложности

Задание: Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

Пример 1

Пример 2

(1) Эукариотические клетки начинают подготовку к делению в профазе. (2) При этой подготовке происходит процесс биосинтеза белка, удваиваются молекулы ДНК, синтезируется АТФ. (3) В первую фазу митоза удваиваются центриоли клеточного центра, митохондрии и пластиды. (4) Митотическое деление состоит из четырех фаз. (5) В метафазе хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости. (6) Затем в анафазе к полюсам клетки расходятся гомологичные хромосомы. (7) Биологическое значение митоза заключается в том, что он обеспечивает постоянство числа хромосом во всех клетках организма.

Элементы ответа: (1) Подготовка к делению начинается в интерфазе. (3) Удвоение всех названных органоидов происходит в интерфазе. (6) К полюсам клетки в митозе расходятся сестринские хроматиды, а не гомологичные хромосомы.

Примечание: Ученик может написать «хроматиды-хромосомы». В учебниках встречается фраза: «Хроматиды – они же хромосомы», поэтому такая формулировка не будет считаться ошибкой или станет поводом для апелляции, если за нее снизят балл.

Вниманию учащихся и учителей предлагается новое учебное пособие, которое поможет успешно подготовиться к единому государственному экзамену по биологии. Справочник содержит весь теоретический материал по курсу биологии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы. Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждый раздел сопровождается примерами тестовых заданий, позволяющими проверить свои знания и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Практические задания соответствуют формату ЕГЭ. В конце пособия приводятся ответы к тестам, которые помогут школьникам и абитуриентам проверить себя и восполнить имеющиеся пробелы. Пособие адресовано школьникам, абитуриентам и учителям.

Пример 3

(1) Хромосомы, содержащиеся в одной клетке животного, всегда парные, т.е. одинаковые, или гомологичные. (2) Хромосомы разных пар у организмов одного вида также одинаковы по размерам, форме, местам расположения первичных и вторичных перетяжек. (3) Совокупность хромосом, содержащихся в одном ядре, называют хромосомным набором (кариотипом). (4) В любом животном организме различают соматические и половые клетки. (5) Ядра соматических и половых клеток содержат гаплоидный набор хромосом. (6) Соматические клетки образуются в результате мейотического деления. (7) Половые клетки необходимы для образования зиготы.

Элементы ответа: (2) Хромосомы разных пар отличаются друг от друга по всем перечисленным признакам. (5) Соматические клетки содержат диплоидный набор хромосом. (6) Соматические клетки образуются в результате митоза.

Примечание: Хромосомы не всегда парные, поэтому ученик может определить первое предложение как ошибочное. Если он правильно исправит остальные три предложения, балл за это снижен не будет.

Пример 4

(1) Земноводные – позвоночные животные, обитающие в воде и на суше. (2) Они хорошо плавают, между пальцами ног бесхвостых земноводных развиты плавательные перепонки. (3) По суше земноводные передвигаются с помощью двух пар пятипалых конечностей. (4) Дышат земноводные при помощи легких и кожи. (5) Взрослые земноводные имеют двухкамерное сердце. (6) Оплодотворение у бесхвостых земноводных внутреннее, из оплодотворенных икринок развиваются головастики. (7) К земноводным относят озерную лягушку, серую жабу, водяного ужа, гребенчатого тритона.

Элементы ответа: (5) Сердце у головастиков двухкамерное. (6) У подавляющего большинства бесхвостых земноводных оплодотворение наружное. (7) Водяного ужа относят к пресмыкающимся.

Примечание: Конечности лягушек правильно называть пятипалыми, однако ученик может написать, что одна пара конечностей у лягушек четырехпалая. Без остальных предусмотренных исправлений этот пункт будет считаться ошибочным.

Вниманию учащихся и учителей предлагается новое учебное пособие, которое поможет успешно подготовиться к единому государственному экзамену по биологии. Сборник содержит вопросы, подобранные по разделам и темам, проверяемым на ЕГЭ, и включает задания разных типов и уровней сложности. В конце пособия приводятся ответы на все задания. Предлагаемые тематические задания помогут учителю организовать подготовку к единому государственному экзамену, а учащимся - самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена. Книга адресована учащимся, учителям и методистам.

Примеры заданий №25 и возможные сложности

Нужно дать ответ на вопросы.

Пример 1

Что представляют собой образования на корнях бобового растения? Какой тип взаимоотношений организмов устанавливается в этих образованиях? Объясните значение этих взаимоотношений для обоих организмов.

Элементы ответа: 1. Образования на корнях бобовых растений – это клубеньки, содержащие клубеньковые азотобактерии. 2. Тип взаимоотношений симбиоз азотофиксирующих бактерий и растения. 3. Клубеньковые бактерии питаются органическими веществами растений (растения обеспечивают бактерии органическими веществами) 4. Клубеньковые бактерии фиксируют атмосферный азот и обеспечивают.

Примечание: Ученика может ввести в заблуждение текст задания. Говорится о взаимоотношениях между населяющими образования организмами или между растением и организмами? Организмов два или больше? Конечно, составители работ стремятся к максимальной ясности в заданиях, но неточные формулировки все же встречаются, и выпускник должен быть к этому готов.

Пример 2

Чем по строению отличается семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех различий

Элементы ответа: 1. Семя многоклеточное образование, спора одноклеточное. 2. Семя имеет запас питательных веществ, у споры этого запаса нет. 3. В семени есть зародыш, спора зародыша не имеет.

Примечание: Спора не является зародышем растения. Ученики часто путают понятия «спора» и «зародыш» – на это следует обратить внимание при подготовке.

Пример 3

Перечислите оболочки глазного яблока у человека и какие функции они выполняют.

Элементы ответа: 1. Белочная оболочка (склера) – защита внутренних структур; ее прозрачная часть – роговица – защита и светопреломление (оптическая функция). 2. Сосудистая оболочка – кровоснабжение глаза (пигментный слой – поглощение света); ее часть – радужка – регуляция светового потока. 3. Сетчатка – восприятие света (или цвета) и преобразование в нервные импульсы (рецепторная функция).

Примечание: Это простое задание, в котором ученики допускают много одинаковых ошибок. Ребята не пишут о том, что белочная оболочка переходит в роговицу, не пишут о функциях роговицы связанных со светопреломлением, о переходе сосудистой оболочки в радужку, о том, что радужка обеспечивает пигментацию глаза. Зато ученики часто ошибочно заявляют, что хрусталик и стекловидное тело тоже являются оболочками глаза.

Пример 4

Где расположены симпатические ядра вегетативной нервной системы? В каких случаях она активизируется и как влияет на работу сердца?

Элементы ответа: 1. Тела первых ядер (нейронов) лежат в ЦНС в спинном мозге. 2. Тела вторых нейронов лежат по обеим сторонам вдоль позвоночника. 3. ВНС активизируется в состоянии сильного возбуждения при активной деятельности организма. 4. Усиливает частоту сердечных сокращений.

Примечание: Вопросы, связанные с нервной системой, всегда сложны. Стоит тщательно изучить варианты заданий на эту тему, а также повторить строение вегетативной нервной системы, ее рефлекторных дуг, функции симпатической и парасимпатической нервных систем.

В заключение отметим, что выпускник сдаст ЕГЭ по биологии на высокий балл только при наличии мотивации, усердия и трудолюбия. Ответственность за подготовку к экзамену в большей степени лежит на самом школьнике. Задача педагога – направлять и, по возможности, научить учиться.

Задания из банка ЕГЭ по биологии со свободным ответом

1. Биологическое окисление органических веществ в организме человека сходно по химическому процессу со сжиганием топлива (угля, торфа, дерева). Какие общие с горением продукты образуются в результате этих процессов? Сравните энергетику процессов биологического окисления и горения. В чём их отличие?

1) в результате окисления кислородом органических веществ, как и при горении, образуются углекислый газ и вода;

2) при горении вся энергия выделяется в виде тепла, а при биологическом окислении часть энергии запасается в молекулах АТФ

2. Почему согласно правилу экологической пирамиды в наземной пищевой цепи от звена к звену наблюдается уменьшение энергии?

1) заключённая в органических веществах энергия на каждом звене пищевой цепи расходуется на процессы жизнедеятельности;

2) часть энергии рассеивается в виде тепла.

3. Почему для нормального восприятия запаха носовая полость должна быть увлажнённой и чистой? Ответ поясните.

1) полость должна быть увлажнённой, так как обонятельные клетки (рецепторы) раздражаются только веществами, растворёнными в слизи носовой полости;

2) обильное выделение слизи препятствует доступу веществ к обонятельным рецепторам

4. Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крестоцветные блошки, хорь, уж, листья репы, лягушка. Определите консумента II порядка в составленной цепи и объясните свой выбор.

1) листья репы → крестоцветные блошки → лягушка → уж → хорь;

2) консумент II порядка – лягушка, так как питается консументами I порядка

Элементы ответа:

1) влажные семена начнут прорастать, при этом они интенсивно дышат и выделяют много тепла;

2) сильное нагревание большого количества семян ведёт к гибели как проросших, так и не проросших семян

6. Что представляют собой образования на корнях изображённого растения? Какой тип взаимоотношений организмов иллюстрирует рисунок? Объясните значение

этих взаимоотношений для обоих организмов.

Элементы ответа:

1) образования на корнях бобового растения – это клубеньки, содержащие клубеньковые бактерии;

2) тип взаимовыгодных отношений – симбиоз бактерий (азотфиксирующих бактерий) и бобового растения;

3) клубеньковые бактерии питаются органическими веществами растений;

4) клубеньковые бактерии фиксируют атмосферный азот и обеспечивают соединениями азота бобовые растения

7. Пользуясь рисунком, определите способ изоляции, который привёл к появлению трёх родственных подвидов большой синицы и объясните его последствия. К какому результату эволюции может привести их репродуктивная изоляция?

Элементы ответа:

1) географическая изоляция привела к возникновению трёх подвидов большой синицы;

2) в результате географической изоляции прекращается скрещивание и обмен генами между особями разных популяций,
в каждой популяции формируется свой генофонд;

3) репродуктивная изоляция может привести к образованию трёх родственных видов синиц

8. На рисунке представлена схема видообразования по Ч. Дарвину. Какой эволюционный процесс

приводит к образованию изображённых на рисунке III новых видов? Какие движущие силы (факторы) эволюции лежат в основе этого процесса? Какая форма естественного отбора имеет место в данном случае?

Элементы ответа:

1) дивергенция (расхождение) признаков;

2) дивергенция обусловлена наследственной изменчивостью, борьбой за существование и естественным отбором;

3) движущая (дизруптивная) форма естественного отбора

8. Назовите отделы зрительного анализатора, обозначенные на Рисунке цифрами 1 и 2. Какую функцию выполняет каждый из этих отделов?

Элементы ответа:

1) 1 – периферический отдел (или сетчатка, или рецепторы);

2) 2 – проводниковый отдел (или зрительный нерв);

3) сетчатка воспринимает и преобразует световое раздражение
в нервные импульсы;

4) зрительный нерв передаёт нервный импульс в головной мозг

9. Назовите представленное на рисунке животное и укажите его тип. Какие системы органов обозначены цифрами 1 и 2? Какие функции они выполняют?

Элементы ответа:

1) изображён ланцетник; тип Хордовые;

2) 1 – нервная система – участвует в нервной регуляции всех функций организма и взаимосвязи с окружающей средой;

3) 2 – пищеварительная система (кишка) – осуществляет переваривание пищи и всасывание питательных веществ

10. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Грибы и бактерии относят к прокариотам. 2. Среди грибов встречается большое разнообразие: дрожжи, плесневые, шляпочные грибы и др. 3. Общей особенностью многоклеточных грибов является образование вегетативного тела из тонких ветвящихся нитей, образующих грибницу. 4. Грибная клетка имеет клеточную стенку, состоящую из хитина, и мембранные органоиды. 5. Запасным питательным веществом является гликоген. 6. Грибы обладают автотрофным типом питания. 7. Рост грибов прекращается после созревания спор.

Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях:

1) 1 – грибы – это эукариоты;

2) 6 – у грибов гетеротрофный тип питания;

3) 7 – грибы растут в течение всей жизни

Экзамен по биологии относится к числу выборочных и сдавать ее будут те, кто уверен в знаниях. ЕГЭ по биологии считается сложным предметом, так как проверяются знания, накопленные за все годы изучения.

Задания ЕГЭ по биологии подобраны разнотипные, для их решения необходимы уверенные знания по основным темам школьного курса биологии. На основе педагоги разработали свыше 10 тестовых заданий по каждой теме.

Темы, которые нужно изучить при выполнении заданий смотрите от ФИПИ. Для каждого задания прописан свой алгоритм действий, который поможет при решении задач.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2019 г. по биологии:

  • Изменена модель задания в линии 2. Вместо задания с множественным выбором на 2 балла включено задание на работу с таблицей на 1 балл.
  • Максимальный первичный балл уменьшился на 1 и составил 58 баллов.

Структура заданий ЕГЭ по биологии:

  • Часть 1 – это задания с 1 по 21 с кратким ответом, на выполнение отводится примерно до 5 минут.

Совет : внимательно читайте формулировки вопросов.

  • Часть 2 – это задания с 22 по 28 с развернутым ответом, на выполнение отводится примерно 10-20 минут.

Совет : литературно излагай свои мысли, отвечай на вопрос подробно и всесторонне, давай определение биологическим терминам, даже если этого не требуют в заданиях. В ответе должен быть план, не писать сплошным текстом, а выделять пункты.

Что требуются от ученика на экзамене?

  • Умение работать с графической информацией (схемы, графики, таблицы) – ее анализ и использование;
  • Множественный выбор;
  • Установление соответствия;
  • Установление последовательности.


Баллы за каждое задание по биологии ЕГЭ

Для того, чтобы получить наивысшую оценку по биологии, необходимо набрать 58 первичных баллов, которые будут переведены в сто по шкале.

  • 1 балл - за 1, 2, 3, 6 задания.
  • 2 балла - 4, 5, 7-22.
  • З балла - 23-28.


Как подготовиться к тестовым заданиям по биологии

  1. Повторение теории.
  2. Правильное распределение времени на каждое задание.
  3. Решение практических задач по несколько раз.
  4. Проверка уровня знаний путем решения тестов онлайн.

Регистрируйся, занимайся и получай высокий балл!

Мастер- класс
« Подготовка к ОГЭ по биологии»
Разбор заданий №28; №31; №32 второй части ОГЭ по биологии

Мастер класс разработан и проведён учителем биологии I категории

Исаковой Натальей Владиславовной

(МОУ «Эммаусская СОШ» г. Тверь)

Цели и задачи мастер- класса по биологии

1.Изучить спецификацию контрольно-измерительных материалов по биологии в ОГЭ 2016-2017 г.

2.Ознакомиться с кодификатором элементов содержания и требованиями к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ОГЭ по биологии.

3.Сформировать умения и навыки работы с заданиями базового уровня сложности.

Оборудование: презентация, демоверсия ОГЭ по биологии 2016-2017 года; кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ОГЭ 2016-2017 года по биологии (проект); спецификация КИМ (проект).

Вступительное слово учителя

Познакомимся с инструкцией по выполнению работы:

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 32 задания. Часть Iсодержит 28 заданий с кратким ответом, часть II содержит 4 задания с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).

Ответы к заданиям 1-22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, затем перенесите в бланк ответов №1.

Ответы к заданиям 23-28 записываются в виде последовательности цифр. Эту последовательность цифр запишите в поле ответа в тексте работы, затем перенесите в бланк ответов №1.

К заданиям 29-32 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на бланке ответов №2 .

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить, как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Познакомимся с критериями оценивания экзаменационной работы .

1.За верное выполнение заданий 1-22 выставляется 1 балл.

2.За верный ответ на каждое из заданий 23-27 выставляется 2 балла.

3.За ответ на задания 23-24 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа и 0 баллов, если верно указана только одна цифра или не указанно ни одной.

4.Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем необходимо, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов).

5.За полный верный ответ на задание 28 выставляется 3 балла; 2 балла выставляется, если на любой позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа; 1 балл выставляется, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

Итак, приступим к разбору задания № 28 второй части ОГЭ по биологии.

Для того, чтобы наша работа была продуктивной давайте вспомним формы листьев, типы листьев (жилкование) .

(слайды 3-11).
Начинаем разбор задания № 28 типового варианта №1 2017г.

1.Определяем тип листа Если лист имеет черешок, значит тип листа черешковый. Если у листа черешок отсутствует – лист сидячий.

2.Определяем жилкование листа. У данного листа жилкование перистое (сетчатое), так как у листа ярко выражена одна мощная жилка, расположенная по середине.

3.Форма листа. Для того, чтобы определить форму листа необходимо в КИМЕ на рисунке провести пунктирные линии и пользуясь образцом, представленным в задании определить форму листа (работа с интерактивной доской).


4.Определяем тип листа с помощью линейки и карандаша. Проводим пунктирные линии. Если длина равна или превышает ширину в 1-2 раза, то тип листа по соотношению длины и ширины яйцевидный, овальный или обратно- яйцевидный.. У данного листа ширина- 3 см, длинна 4,5см значит форма этого листа яйцевидная (работа с интерактивной доской).

5.Осталось определить край листа. Внимательно рассмотрим предложенные в КИМЕ образцы, выберем подходящий образец для нашего листа. Лист цельно-крайный, так как по краям отсутствуют зубцы.


Задание №28 выполнено успешно.

Приступаем к разбору задания № 31 типового варианта №1 2017г.


1.Внимательно читаем условие задачи.

2.Подчёркиваем в тексте вопросы на которые мы должны ответить (что мы должны рассчитать).

3.Итак нам необходимо указать: энергозатраты утренней тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём

4.Произведём расчёт энергозатрат утренней тренировки. Для этого мы будем пользоваться таблицей №3 « Энергозатраты при различных видах физической активности».

Из условия задачи мы знаем, что Ольга занимается большим теннисом, значит энергетическая стоимость будет равна 7,5 ккал/мин.

(значение взято из таблицы №3 с учётом вида спорта, которым занимается Ольга). Нам необходимо вычислить энергозатраты утренней двухчасовой тренировки. Значит 120 мин.(2 часа тренировки) Х 7,5ккал. (энергетическая стоимость физической активности) и получим энергозатраты утренней тренировки 900 ккал. (120 Х 7,5 =900 ккал.)

Для составления меню используем таблицу №2 графа « Энергетическая ценность».

Меню : Сэндвич с мясной котлетой (энерг. ценность – 425 ккал.)

Салат овощной (энерг. ценность-60 ккал.)

Мороженное с шоколадным наполнителем (энерг. ценность – 325 ккал.)

Чай с сахаром (две чайные ложки)- энерг. ценность – 68 ккал.


  1. +60 + 325 + 68 =878 ккал. (калорийность рекомендованного обеда).
6.Находим количество белков рекомендованного обеда. Для этого воспользуемся таблицей №2 графа « Белки».

39+ 3 +6= 48 г.

Задание выполнено успешно.
Разберём задание № 32 типового варианта №1 2017г.
Почему тренер обратил особое внимание Ольги на содержание белков в заказываемых блюдах? Укажите не менее двух аргументов.

Задание №32 вытекает из задания №31.
1.Белок – это основной строительный материал для тела. Из белка состоят мышцы, связки, кожа и внутренние органы.

2.Белок является источником энергии.
Задание выполнено, спасибо за работу!

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва