Реально ли сдать егэ по обществознанию. Как готовиться к егэ по обществознанию? рекомендации
Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Моральные нормы отражают потребности общества.
2) Мораль всегда формализована в нормативных правовых актах.
3) Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни.
4) Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль.
5) Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме.
Пояснение.
Мораль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
1) Моральные нормы отражают потребности общества - да, верно.
2) Мораль всегда формализована в нормативных правовых актах - нет, неверно.
3) Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни - да, верно.
4) Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль - да, верно.
5) Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме - нет, неверно, не всегда.
Ответ: 134.
В приведённом ниже ряду, найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите это слово (словосочетание).
Совесть, долг, зло, справедливость, добро, мораль.
Пояснение.
Ответ: мораль.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Добро , мораль , гуманизм , совесть , честь .
Пояснение.
Добро, гуманизм, совесть, честь - это категории морали.
Ответ: мораль.
Ответ: мораль
Источник: ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 1.
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о происхождении морали;
− одно предложение, раскрывающее интегративную функцию морали.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношение людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о происхождении морали, например: Мораль возникла естественно-историческим путём и восходит к обычаю. (Может быть составлено другое предложение, о происхождении морали.)
3) одно предложение, раскрывающее интегративную функцию морали, например: интегративная функция морали заключается в обеспечении необходимой стабильности и целостности общества. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса интегративную функцию морали).
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.
1) раскройте смысл понятия «мораль»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о любой из функций морали в обществе;
− одно предложение, раскрывающее любую категорию морали.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Пояснение.
1) смысл понятия, например: форма (область) культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о любой из функций морали в обществе, опирающейся на знания курса, например: «Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни»;
(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о любой из функций морали.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую категорию морали, например: «Одна из категорий морали долг - обязанность действий индивида в соответствии с обязательными требованиями общества».
Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую из категорий морали
1) социальные нормы
2) санкции
3) государственное принуждение
4) формальная определенность
5) ответственность
6) свободный выбор
Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.
Пояснение.
Государственное принуждение и формальная определенность относятся к «праву».
Ответ: 34.
Денис Уланов
16.05.2017 13:20
В данном задании правильным ответом является 3 5, т.к это характерно для норм права. (По гос. принуждению наступает ответственность за правонарушение)
Валентин Иванович Кириченко
Ответственность может наступить и за нарушение норм морали. Например, родители ругают ребенка узнав о его двойке
· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс
Пояснение.
Мораль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Ответ: мораль.
Ответ: Мораль
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ-2016 по обществознанию.
Пояснение.
Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого - утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни - мораль.
Ответ: мораль.
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к высшим моральным ценностям.
2) смысл жизни
4) свобода
5) собственность
6) счастье
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Пояснение.
Деньги и собственность «выпадают» из общего ряда, так как они являются материальными вещами.
Ответ: 35.
Ответ: 35|53
Предметная область: Человек и общество. Мораль
Александр Югов
30.01.2017 00:35
Я живу в обществе сатанистов, деньги и собственность у нас являются высшими моральными ценностями, а добро, свобода, счастье и прочие глупости презираются, смогу ли я доказать это в суде в (стопроцентном) случае отклонения апелляции?
Валентин Иванович Кириченко
Я вам сочувствую
Ольга Семибокова
01.04.2017 20:15
Почему смысл жизни это моральная ценность
Валентин Иванович Кириченко
Не материальная же, руками его потрогайте, смысл жизни.
· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс
Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) установлены государством
2) выражаются в общественном мнении
3) обязательны для исполнения
4) регулируют общественные отношения с позиций добра и зла
5) дают большой простор для толкования
6) поддерживаются силой государственного принуждения
Пояснение.
Моральные нормы имеют оценочный характер, их нарушение встречает общественное осуждение. Признак, характерный для норм морали: за их нарушение следует ответственность в виде осуждения обществом, отдельными людьми.
Ответ: 245.
Ответ: 245
Предметная область: Человек и общество. Мораль
Пояснение.
Коммуникативная функция обеспечивает взаимопонимание и общение людей в социуме.
Ответ: коммуникативная.
Ответ: коммуникативная
Предметная область: Человек и общество. Мораль
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 3.
Маша Степанова
04.08.2016 16:45
по каким же материалам готовиться к ЕГЭ, если, к примеру, в сборнике Баранова даже такой функции нет? но присутствует регулятивная и координационная.
Валентин Иванович Кириченко
Советую по учебникам Боголюбова, наиболее приближен к ЕГЭ. В сборнике Баранова очень много ошибок
Анвар Таштемиров
12.03.2017 10:36
А можете ли вы написать все функции морали?(можно без объяснения,просто перечислить)заранее спасибо)
Валентин Иванович Кириченко
Функции морали:
1. познавательная
2. регулятивная
3. воспитательная
4. мотивационная
5. прогностическая
6. аксиологическая (формирует ценности)
Диана Максак
11.11.2018 11:17
А интегративная не подходит?
Иван Хеорхе
екатерина потёмкина
22.01.2019 12:46
В вашем перечне функций морали по Боголюбову таки нет коммуникативной, как того требует правильный ответ в пояснении.
Иван Иванович
В учебниках Боголюбова нет перечисления функций морали с их названиями, ни в профильном за 11 класс, ни в базовом за 10 класс, где данная тема рассматривается. Интегративная функция предполагает сплочение людей вокруг какой-либо идеи, а не просто взаимопонимание и общение. Поэтому выше был отрицательный ответ. Если открыть новый банк ФИПИ и задать тип заданий «краткий ответ» и тема «человек и общество», там данное задание будет первым. Ответ в нем «коммуникативная». Это единственное на что я могу сослаться для Вас.
· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс
Запишите слово, пропущенное в таблице. Виды социальных норм
Пояснение.
Ответ: морали
Ответ: мораль|морали
1) раскройте смысл понятия «нормы морали»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о любом отличии норм морали от норм права;
− одно предложение, раскрывающее сущность совести как категории (понятия) морали.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: нормы морали - один из видов социальных норм, основанных на представлении человека о добре и зле, справедливом и несправедливом, хорошем и плохом, предписывающий должные правила поведения;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о любом отличии норм морали от норм права, опирающейся на знание курса, например: Моральное регулирование основывается на самоконтроле человека и общественном мнении, а правовое - на авторитете и принудительной силе государства;
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о любом отличии норм морали от норм права.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность совести как категории (понятия) морали, например: Совесть - нравственная самооценка и самоконтроль человека и связанные с ними чувства и переживания.
(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность совести как категории (понятия) морали.)
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.
Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.
Автор считает, что «право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида». Согласны ли Вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
<...>
<.. .="">
(Е. А. Лукашёва )
Пояснение.
В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы в защиту своей позиции:
Только индивид, наделенный свободой выбора имеет возможность выбора;
Право и мораль определяют конкретные права,обязанности,роли в отношении конкретного индивида.
Право и мораль устанавливают конкретные санкции(формальные и неформальные) за исполнение или неисполнение предписаний в обществе.
Право и мораль выступают источником адаптации к кокретным условиям существования индивида.
Право и мораль определяют границы дозволенного, т.к свободная воля индивида не всегда может быть направлена в мирное русло.
Какую роль право и мораль играют в жизни индивида? Используя содержание текста, приведите три позиции.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Право и мораль как важнейшие элементы ценностной ориентации человека не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы человек не был наделён свободной волей. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений.
Право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида. Вместе с тем они выступают как «мерила» этой свободы, определяя границы свободного поведения личности. Но в этой общности уже заложены свойства, определяющие специфику права и морали. Право выступает в качестве формальной конкретно-исторически обусловленной меры свободы. <...>
Право в силу своей природы очерчивает свободу внешних действий человека, оставаясь нейтральным по отношению к внутренним мотивам его поведения. Иное дело - мораль, которая не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего самоопределения личности. И в этом смысле мораль - неформальный определитель свободы.
Различие характера свободы в правовой и нравственной сферах определяет и различия в характере правовой и нравственной ответственности. Различия в правовой и моральной ответственности состоят в характере мотивации; в различии правовых и моральных санкций и оценочных категорий, лежащих в их основе; в различии субъектов, применяющих эти санкции. <.. .="">
Проводя различия между правовыми и моральными санкциями, следует учитывать конкретно-исторические условия, в которых действуют эти социальные регуляторы. Большая жёсткость правовых санкций по сравнению с моральными - это не универсальное отличие, существовавшее во все эпохи и во всех обществах. Степень жёсткости моральных санкций, как и правовых, была различной в разные периоды у различных народов; кроме того, моральные запреты нередко становились правовыми, а правовые - моральными.
Нельзя рассматривать в качестве абсолютного и такой признак отличия правовых санкций от моральных, как формальная их определённость. Исследования этнографов показывают, что зачастую моральные запреты имели фиксированную шкалу санкций.
Специфика правовых санкций состоит не в их жёсткости и формальной определённости, а в способах обеспечения, которые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм.
(Е. А. Лукашёва )
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны следующие позиции:
1) Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений.
2) Вместе с тем они выступают как «мерила» этой свободы, определяя границы свободного поведения личности.
3) Право в силу своей природы очерчивает свободу внешних действий человека,
4) мораль, которая не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего самоопределения личности.
Предметная область: Право. Право в системе социальных норм
Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.
Мораль (от лат. moralis, mores - нравственный, относящийся к нраву, характеру) - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
Развитие норм морали
Табу (полинезийское слово, не поддающееся однозначному переводу на совр. языки) | |
---|---|
Сущность | Жесткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) |
Характер нормы | Распространяется на членов данной общины |
Чем поддерживается | Мистическая боязнь определенных актов или существ |
Когда возникает | Родовой строй |
Обычай | |
Сущность | Исторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяющаяся в определенных обстоятельствах |
Характер нормы | |
Чем поддерживается | |
Когда возникает | Родовой строй |
Традиция (лат. traditio - передача) | |
Сущность | Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения |
Характер нормы | Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора |
Чем поддерживается | Авторитет общественного мнения |
Когда возникает | Родовой строй |
Моральные правила | |
Сущность | Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни |
Характер нормы | Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение |
Чем поддерживается | Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения |
Когда возникает | Разложение родового строя |
По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:
- натуралистический подход - мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;
- теологический подход - мораль дарована человеку Богом;
- социологический подход - мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;
- культурологический подход - мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.
Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.
С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.
Моральные требования и представления : нормы поведения («не лги»; «не укради»; «неубий»; «почитай старших» и т. д.); моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д.); нравственные принципы (коллективизм - индивидуализм; эгоизм - альтруизм и т. д.); морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье и т. д.).
Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав») многие мыслители отождествляют, т. е. рассматривают их как синонимы. И все же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравственность» разводятся.
Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность , называют этикой (от гр. ethos - обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.
Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.
Мораль и право: общее и различия
Нормы морали | Нормы права |
Общее | |
---|---|
1. Являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на все общество 2. Имеют один объект регулирования - общественные отношения 3. Выступают мерой свободы в обществе 4. Связаны с категорией «социальная справедливость» 5. Имеют сходную структуру |
|
Различия | |
1. Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении | 1. Установлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах |
2. Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений | 2. Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся |
3. Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей | 3. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения |
4. Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы | 4. Для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок |
5. Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.) | 5. Регулируют отношения, подконтрольные государству |
6. Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого | 6. Регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного |
Важнейшие функции морали в обществе
- Регулятивная - регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.
- Ценностно-ориентационная - утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.
- Мотивационная - моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.
- Конститутивная (от лат. constitus - утвердившийся, установленный) - принципы нравственности - высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.
- Координационная - обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.
В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.
Нравственная культура личности - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.
Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства - личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.
Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали.
Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов.
Структура нравственной культуры личности
: культура этического мышления
(умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т. д.); культура чувств
(степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека, способность к сочувствию, сопереживанию); культура поведения
(совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения); этикет
(уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведение в обществе).
Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.
Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности
Наименование принципа | Его сущность |
«Золотое правило» нравственности | В религиозно-философских изысканиях у разных народов (в Китае, Индии, Греции) с середины I тыс. до н. э. на смену принципу «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб» стало выдвигаться «золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми |
Моральная автономия личности |
Этот принцип - завоевание Нового времени. Он означает, что личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством. Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т. д. Этот принцип предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства |
Гуманизм | Человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др. |
Таким образом, нравственная культура личности - это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка.