Реально ли сдать егэ по обществознанию. Как готовиться к егэ по обществознанию? рекомендации

Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Моральные нормы отражают потребности общества.

2) Мораль всегда формализована в нормативных правовых актах.

3) Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни.

4) Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль.

5) Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме.

Пояснение.

Мораль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

1) Мо­раль­ные нормы от­ра­жа­ют по­треб­но­сти об­ще­ства - да, верно.

2) Мо­раль всегда фор­ма­ли­зо­ва­на в нор­ма­тив­ных пра­во­вых актах - нет, неверно.

3) Мо­раль по­мо­га­ет че­ло­ве­ку оце­ни­вать со­бы­тия об­ще­ствен­ной жизни - да, верно.

4) Ос­но­вой мо­ра­ли яв­ля­ет­ся внут­рен­няя мо­ти­ва­ция че­ло­ве­ка и его са­мо­кон­троль - да, верно.

5) Мо­раль все­гда обес­пе­чи­ва­ет вза­и­мо­по­ни­ма­ние людей в со­ци­у­ме - нет, неверно, не всегда.

Ответ: 134.

В приведённом ниже ряду, най­ди­те понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий, и за­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Совесть, долг, зло, справедливость, добро, мораль.

Пояснение.

Ответ: мораль.

Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Добро , мораль , гуманизм , совесть , честь .

Пояснение.

Добро, гуманизм, совесть, честь - это категории морали.

Ответ: мо­раль.

Ответ: мо­раль

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1.

2) составьте два предложения:

− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о про­ис­хож­де­нии морали;

− одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее ин­те­гра­тив­ную функ­цию морали.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1) смысл понятия, например: со­во­куп­ность одоб­рен­ных об­ще­ствен­ным мне­ни­ем норм, опре­де­ля­ю­щих от­но­ше­ние людей в социуме, их обя­зан­но­сти друг перед дру­гом и перед обществом. (Может быть при­ве­де­но иное, близ­кое по смыс­лу опре­де­ле­ние или объ­яс­не­ние смыс­ла понятия.)

2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о про­ис­хож­де­нии морали, например: Мо­раль воз­ник­ла естественно-историческим путём и вос­хо­дит к обычаю. (Может быть со­став­ле­но дру­гое предложение, о про­ис­хож­де­нии морали.)

3) одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее ин­те­гра­тив­ную функ­цию морали, например: ин­те­гра­тив­ная функ­ция мо­ра­ли за­клю­ча­ет­ся в обес­пе­че­нии не­об­хо­ди­мой ста­биль­но­сти и це­лост­но­сти общества. (Может быть со­став­ле­но любое дру­гое предложение, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ние курса ин­те­гра­тив­ную функ­цию морали).

Предложения долж­ны быть сфор­му­ли­ро­ва­ны корректно, не со­дер­жать элементов, ис­ка­жа­ю­щих смысл по­ня­тия и/или его аспектов. Предложения, со­дер­жа­щие сущ­ност­ные ошибки, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оценивании.

1) раскройте смысл понятия «мораль»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о любой из функций морали в обществе;

− одно предложение, раскрывающее любую категорию морали.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: форма (область) культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о любой из функций морали в обществе, опирающейся на знания курса, например: «Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни»;

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о любой из функций морали.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую категорию морали, например: «Одна из категорий морали долг - обязанность действий индивида в соответствии с обязательными требованиями общества».

Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую из категорий морали

1) социальные нормы

2) санкции

3) государственное принуждение

4) формальная определенность

5) ответственность

6) свободный выбор

Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

Государственное принуждение и формальная определенность относятся к «праву».

Ответ: 34.

Денис Уланов 16.05.2017 13:20

В данном задании правильным ответом является 3 5, т.к это характерно для норм права. (По гос. принуждению наступает ответственность за правонарушение)

Валентин Иванович Кириченко

Ответственность может наступить и за нарушение норм морали. Например, родители ругают ребенка узнав о его двойке

· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс

Пояснение.

Мораль - при­ня­тые в об­ще­стве пред­став­ле­ния о хо­ро­шем и плохом, пра­виль­ном и неправильном, добре и зле, а также со­во­куп­ность норм поведения, вы­те­ка­ю­щих из этих представлений.

Ответ: мораль.

Ответ: Мораль

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ-2016 по обществознанию.

Пояснение.

Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого - утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни - мораль.

Ответ: мораль.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к высшим моральным ценностям.

2) смысл жизни

4) свобода

5) собственность

6) счастье

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

Деньги и собственность «выпадают» из общего ряда, так как они являются материальными вещами.

Ответ: 35.

Ответ: 35|53

Предметная область: Человек и общество. Мораль

Александр Югов 30.01.2017 00:35

Я живу в обществе сатанистов, деньги и собственность у нас являются высшими моральными ценностями, а добро, свобода, счастье и прочие глупости презираются, смогу ли я доказать это в суде в (стопроцентном) случае отклонения апелляции?

Валентин Иванович Кириченко

Я вам сочувствую

Ольга Семибокова 01.04.2017 20:15

Почему смысл жизни это моральная ценность

Валентин Иванович Кириченко

Не материальная же, руками его потрогайте, смысл жизни.

· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс

Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) установлены государством

2) выражаются в общественном мнении

3) обязательны для исполнения

4) регулируют общественные отношения с позиций добра и зла

5) дают большой простор для толкования

6) поддерживаются силой государственного принуждения

Пояснение.

Моральные нормы имеют оценочный характер, их нарушение встречает общественное осуждение. Признак, характерный для норм морали: за их нарушение следует ответственность в виде осуждения обществом, отдельными людьми.

Ответ: 245.

Ответ: 245

Предметная область: Человек и общество. Мораль

Пояснение.

Коммуникативная функ­ция обеспечивает вза­и­мо­по­ни­ма­ние и об­ще­ние людей в социуме.

Ответ: коммуникативная.

Ответ: коммуникативная

Предметная область: Человек и общество. Мораль

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 3.

Маша Степанова 04.08.2016 16:45

по каким же материалам готовиться к ЕГЭ, если, к примеру, в сборнике Баранова даже такой функции нет? но присутствует регулятивная и координационная.

Валентин Иванович Кириченко

Советую по учебникам Боголюбова, наиболее приближен к ЕГЭ. В сборнике Баранова очень много ошибок

Анвар Таштемиров 12.03.2017 10:36

А можете ли вы написать все функции морали?(можно без объяснения,просто перечислить)заранее спасибо)

Валентин Иванович Кириченко

Функции морали:

1. познавательная

2. регулятивная

3. воспитательная

4. мотивационная

5. прогностическая

6. аксиологическая (формирует ценности)

Диана Максак 11.11.2018 11:17

А интегративная не подходит?

Иван Хеорхе

екатерина потёмкина 22.01.2019 12:46

В вашем перечне функций морали по Боголюбову таки нет коммуникативной, как того требует правильный ответ в пояснении.

Иван Иванович

В учебниках Боголюбова нет перечисления функций морали с их названиями, ни в профильном за 11 класс, ни в базовом за 10 класс, где данная тема рассматривается. Интегративная функция предполагает сплочение людей вокруг какой-либо идеи, а не просто взаимопонимание и общение. Поэтому выше был отрицательный ответ. Если открыть новый банк ФИПИ и задать тип заданий «краткий ответ» и тема «человек и общество», там данное задание будет первым. Ответ в нем «коммуникативная». Это единственное на что я могу сослаться для Вас.

· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице. Виды социальных норм

Пояснение.

Ответ: морали

Ответ: мораль|морали

1) раскройте смысл понятия «нормы морали»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о любом отличии норм морали от норм права;

− одно предложение, раскрывающее сущность совести как категории (понятия) морали.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: нормы морали - один из видов социальных норм, основанных на представлении человека о добре и зле, справедливом и несправедливом, хорошем и плохом, предписывающий должные правила поведения;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о любом отличии норм морали от норм права, опирающейся на знание курса, например: Моральное регулирование основывается на самоконтроле человека и общественном мнении, а правовое - на авторитете и принудительной силе государства;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о любом отличии норм морали от норм права.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность совести как категории (понятия) морали, например: Совесть - нравственная самооценка и самоконтроль человека и связанные с ними чувства и переживания.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность совести как категории (понятия) морали.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.

Автор считает, что «право и мо­раль все­гда об­ра­ще­ны к сво­бод­ной воле индивида». Со­глас­ны ли Вы с этим мнением? С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та (объяснения) в за­щи­ту своей позиции.


<...>

<.. .="">

(Е. А. Лукашёва )

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие ар­гу­мен­ты в за­щи­ту своей позиции:

Толь­ко индивид, на­де­лен­ный сво­бо­дой вы­бо­ра имеет воз­мож­ность выбора;

Право и мо­раль опре­де­ля­ют кон­крет­ные права,обязанности,роли в от­но­ше­нии кон­крет­но­го индивида.

Право и мо­раль уста­нав­ли­ва­ют кон­крет­ные санкции(формальные и неформальные) за ис­пол­не­ние или не­ис­пол­не­ние пред­пи­са­ний в обществе.

Право и мо­раль вы­сту­па­ют ис­точ­ни­ком адап­та­ции к ко­крет­ным усло­ви­ям су­ще­ство­ва­ния индивида.

Право и мо­раль опре­де­ля­ют гра­ни­цы дозволенного, т.к сво­бод­ная воля ин­ди­ви­да не все­гда может быть на­прав­ле­на в мир­ное русло.

Какую роль право и мо­раль иг­ра­ют в жизни индивида? Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние текста, при­ве­ди­те три позиции.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Право и мо­раль как со­ци­аль­ные ре­гу­ля­то­ры не­из­мен­но имеют дело с про­бле­ма­ми сво­бод­ной воли ин­ди­ви­да и его от­вет­ствен­но­сти за свои действия. Право и мо­раль как важ­ней­шие эле­мен­ты цен­ност­ной ори­ен­та­ции че­ло­ве­ка не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы че­ло­век не был наделён сво­бод­ной волей. Они об­ра­ще­ны к ра­зу­му и воле человека, по­мо­гая ему адап­ти­ро­вать­ся к слож­но­му и из­мен­чи­во­му миру об­ще­ствен­ных отношений.

Право и мо­раль все­гда об­ра­ще­ны к сво­бод­ной воле индивида. Вме­сте с тем они вы­сту­па­ют как «мерила» этой свободы, опре­де­ляя гра­ни­цы сво­бод­но­го по­ве­де­ния личности. Но в этой общ­но­сти уже за­ло­же­ны свойства, опре­де­ля­ю­щие спе­ци­фи­ку права и морали. Право вы­сту­па­ет в ка­че­стве фор­маль­ной конкретно-исторически обу­слов­лен­ной меры свободы. <...>

Право в силу своей при­ро­ды очер­чи­ва­ет сво­бо­ду внеш­них дей­ствий человека, оста­ва­ясь ней­траль­ным по от­но­ше­нию к внут­рен­ним мо­ти­вам его поведения. Иное дело - мораль, ко­то­рая не толь­ко опре­де­ля­ет гра­ни­цы внеш­ней свободы, но и тре­бу­ет внут­рен­не­го са­мо­опре­де­ле­ния личности. И в этом смыс­ле мо­раль - не­фор­маль­ный опре­де­ли­тель свободы.

Различие ха­рак­те­ра сво­бо­ды в пра­во­вой и нрав­ствен­ной сфе­рах опре­де­ля­ет и раз­ли­чия в ха­рак­те­ре пра­во­вой и нрав­ствен­ной ответственности. Раз­ли­чия в пра­во­вой и мо­раль­ной от­вет­ствен­но­сти со­сто­ят в ха­рак­те­ре мотивации; в раз­ли­чии пра­во­вых и мо­раль­ных санк­ций и оце­ноч­ных категорий, ле­жа­щих в их основе; в раз­ли­чии субъектов, при­ме­ня­ю­щих эти санкции. <.. .="">

Проводя раз­ли­чия между пра­во­вы­ми и мо­раль­ны­ми санкциями, сле­ду­ет учи­ты­вать конкретно-исторические условия, в ко­то­рых дей­ству­ют эти со­ци­аль­ные регуляторы. Боль­шая жёсткость пра­во­вых санк­ций по срав­не­нию с мо­раль­ны­ми - это не уни­вер­саль­ное отличие, су­ще­ство­вав­шее во все эпохи и во всех обществах. Сте­пень жёсткости мо­раль­ных санкций, как и правовых, была раз­лич­ной в раз­ные пе­ри­о­ды у раз­лич­ных народов; кроме того, мо­раль­ные за­пре­ты не­ред­ко ста­но­ви­лись правовыми, а пра­во­вые - моральными.

Нельзя рас­смат­ри­вать в ка­че­стве аб­со­лют­но­го и такой при­знак от­ли­чия пра­во­вых санк­ций от моральных, как фор­маль­ная их определённость. Ис­сле­до­ва­ния эт­но­гра­фов показывают, что за­ча­стую мо­раль­ные за­пре­ты имели фик­си­ро­ван­ную шкалу санкций.

Специфика пра­во­вых санк­ций со­сто­ит не в их жёсткости и фор­маль­ной определённости, а в спо­со­бах обеспечения, ко­то­рые не­раз­рыв­но свя­за­ны с государством, рас­по­ла­га­ю­щим осо­бым на­бо­ром средств и институтов, спо­соб­ных при­нуж­дать к со­блю­де­нию пра­во­вых норм.

(Е. А. Лукашёва )

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие позиции:

1) Они об­ра­ще­ны к ра­зу­му и воле человека, по­мо­гая ему адап­ти­ро­вать­ся к слож­но­му и из­мен­чи­во­му миру об­ще­ствен­ных отношений.

2) Вме­сте с тем они вы­сту­па­ют как «мерила» этой свободы, опре­де­ляя гра­ни­цы сво­бод­но­го по­ве­де­ния личности.

3) Право в силу своей при­ро­ды очер­чи­ва­ет сво­бо­ду внеш­них дей­ствий человека,

4) мораль, ко­то­рая не толь­ко опре­де­ля­ет гра­ни­цы внеш­ней свободы, но и тре­бу­ет внут­рен­не­го са­мо­опре­де­ле­ния личности.

Предметная область: Право. Право в системе социальных норм

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Мораль (от лат. moralis, mores - нравственный, относящийся к нраву, характеру) - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Развитие норм морали

Табу (полинезийское слово, не поддающееся однозначному переводу на совр. языки)
Сущность Жесткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.)
Характер нормы Распространяется на членов данной общины
Чем поддерживается Мистическая боязнь определенных актов или существ
Когда возникает Родовой строй
Обычай
Сущность Исторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяющаяся в определенных обстоятельствах
Характер нормы
Чем поддерживается
Когда возникает Родовой строй
Традиция (лат. traditio - передача)
Сущность Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения
Характер нормы Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора
Чем поддерживается Авторитет общественного мнения
Когда возникает Родовой строй
Моральные правила
Сущность Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни
Характер нормы Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение
Чем поддерживается Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения
Когда возникает Разложение родового строя

По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:
- натуралистический подход - мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;
- теологический подход - мораль дарована человеку Богом;
- социологический подход - мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;
- культурологический подход - мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

Моральные требования и представления : нормы поведения («не лги»; «не укради»; «неубий»; «почитай старших» и т. д.); моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д.); нравственные принципы (коллективизм - индивидуализм; эгоизм - альтруизм и т. д.); морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье и т. д.).

Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав») многие мыслители отождествляют, т. е. рассматривают их как синонимы. И все же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравственность» разводятся.

Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность , называют этикой (от гр. ethos - обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.

Мораль и право: общее и различия

Нормы морали Нормы права
Общее
1. Являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на все общество
2. Имеют один объект регулирования - общественные отношения
3. Выступают мерой свободы в обществе
4. Связаны с категорией «социальная справедливость»
5. Имеют сходную структуру
Различия
1. Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении 1. Установлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах
2. Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений 2. Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся
3. Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей 3. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения
4. Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы 4. Для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок
5. Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.) 5. Регулируют отношения, подконтрольные государству
6. Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого 6. Регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного

Важнейшие функции морали в обществе
- Регулятивная - регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.
- Ценностно-ориентационная - утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.
- Мотивационная - моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.
- Конститутивная (от лат. constitus - утвердившийся, установленный) - принципы нравственности - высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.
- Координационная - обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личности - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.

Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства - личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали.

Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов.
Структура нравственной культуры личности : культура этического мышления (умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т. д.); культура чувств (степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека, способность к сочувствию, сопереживанию); культура поведения (совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения); этикет (уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведение в обществе).

Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.

Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности

Наименование принципа Его сущность
«Золотое правило» нравственности В религиозно-философских изысканиях у разных народов (в Китае, Индии, Греции) с середины I тыс. до н. э. на смену принципу «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб» стало выдвигаться «золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми
Моральная автономия личности Этот принцип - завоевание Нового времени. Он означает, что личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством.
Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т. д.
Этот принцип предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства
Гуманизм Человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др.

Таким образом, нравственная культура личности - это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка.
 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва