Развитие ветеринарии в древней руси. Народная ветеринария руси в vii-xiv веках

1. Народная ветеринария дославянских племён.

2. Краткая история расселения славян.

3. Народная ветеринария до Киевской Руси.

1. Народная ветеринария дославянских племён. Археологические исследования показывают, что на территории современной России первобытный человек был земледельцем и животноводом еще 6 - 8 тысяч лет до нашей эры. В этот регион первобытные люди доставляли одомашненных животных в процессе естественного расселения и освоения новых сельскохозяйственных территорий. Такие перемещения были необходимы для освоения новых пастбищ и земельных угодий. Разумеется, в новые места с одомашненными животными люди того времени переносили опыт работы с ними, в том числе и простейшие санитарные и гигиенические приемы. Особо быстро происходило освоение новых территорий после одомашнивания лошади. В этот период люди неминуемо должны были дополнительно к известному им опыту ухода за животными, овладевать некоторыми приемами, обеспечивающими работоспособность и продуктивность животных, и предупреждение их болезней в новых климатических условиях. Дополнительные сведения были крайне необходимыми, поскольку животные попадали в новые, более суровые, климатические и природные условия. Такие сведения передавались в устной форме из поколения в поколение и составляли основу того, что определяется как рациональная народная ветеринария.

Историки отмечают, что наибольшего прогресса ветеринария достигла там, где большой удельный вес имело скотоводство, торговые отношения, военные конфликты, что способствовало развитию коневодства и коннозаводства.

Все это присутствует в скифской и сарматской культуре. Эти кочевые, воинствующие, скотоводческие племена разводили скот, лошадей, осуществляли куплю- продажу животных, занимались переработкой сырья и шерсти.

Скифы (VII--II вв. до н. э.) занимали территорию степей северного Причерноморья, между Дунаем и Доном, Северный Кавказ, Прикубанье, Крым. Их успехи в развитии экономики (ремесла, земледелие, скотоводство) и военного дела оказали значительное влияние на историю и культуру последующих народов России. Скифы владели навыками врачевания и умели оказывать первую помощь животным при родах и некоторых незаразных болезнях, знали лечебные свойства растений. О том, что скифы в совершенстве для своего времени владели некоторыми ветеринарными приемами, свидетельствуют археологические раскопки курганов, где было найдено большое количество ветеринарных хирургических инструментов.

Скифы в течение веков накапливали наблюдения над животными. Это позволило им выработать профилактические и лечебные приемы при некоторых болезнях. На основе конопли они готовили обезболивающие средства, используя их при хирургических операциях, на послеоперационные раны и швы накладывали сухие и влажные повязки с лекарственными наркотическими травами, а также затвердевающие, на основе глины.

Геродот (V в. до н. э.) отмечал, что способы лечения больных животных скифов, особенно лошадей, широко использовали в своей практике древнегреческие врачи и коневоды.

Союзники скифов в некоторых междоусобных войнах -- сарматы (IV--III вв. до н. э.) расселились между Тоболом и Дунаем. Основой хозяйства сарматов являлось кочевое скотоводство. Земледелием занимались сарматы, которые осели в районах с прежним земледельческим населением. Сарматская культура оказала большое влияние на уклад жизни населения Нижнего Поволжья, Северного Кавказа и Северного Причерноморья. Умелые скотоводы, сарматы умели оказывать помощь животным при родах, травмах, знали лечебные свойства растений.

К числу древнейших дославянских племен относятся земледельческо-пастушеские племена трипольской культуры (конец 4-го -- начало 2-го тысячелетия до н. э.). Трипольцы занимались земледелием и вели оседлый образ жизни. Трипольские племена обрабатывали землю каменными и костяными орудиями (мотыга, серп), сеяли пшеницу, просо, ячмень; разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей; имели весьма развитое характерное гончарное дело, иные ремесла. Они жили в поселениях, которые строились замкнутым кругом и внутри их располагались загоны для животных. Стригли шерсть у овец, заготавливали сено животным на зиму (об этом говорят археологические находки). При раскопках обнаружены кости, такие же, как у 80% современных домашних животных, медные ножницы, серпы, косы и т. д.

2. Краткая история расселения славян. Древнейшие исторические сведения о славянах, известных под именем вендов или венедов, относятся к I--III вв. новой эры. Славяне расселись в Центральной и Восточной Европе. Это крупнейшая группа народов, объединяемая близостью языков и общностью происхождения. Их северными соседями были германцы и балты, восточными- скифы и сарматы, южными -- фракийцы и иллирийцы, западными -- кельты. Расселяясь по Западной и Центральной Европе, древнеславянские племена разделились на три ветви: восточную, западную и южную.

Восточные славяне в IV-VI вв. известны под именем антов. Анты знали развитое земледелие, оседлое скотоводство, добычу и обработку железа, высокоразвитое гончарное производство, основанное на технике гончарного круга, ювелирное ремесло, обработку камня, кости, ткачество и др.

Анты имели сильную военную организацию, вели войны и совершали набеги. Следует отметить, что у антов нашли применение отдельные зачатки знаний скифов и рациональное использование их в области ведения животноводства и ветеринарии.

Самая северная группа восточных славян словене (новгородские и ильменские) знали пашенное земледелие и достигли большого мастерства в области ремесленного производства.

Союзы восточно-славянских племен (кривичи, словене, половчане), возникшие на торговом пути «из варяг в греки», втягивали в орбиту своего влияния племенные группы восточной Европы, в частности русов, одно из северных племен, скорее всего скандинавского происхождения. Воинствующие дружины русов, «русские дружины», возглавлявшие эти племенные группы, доходили до Каспия, Баку и Константинополя. Русы, как предполагают историки, имели в своих рядах как скандинавов, так и славян и назывались в летописях варягами или варяго-русы.

После разгрома аварами и хазарами славянского союза племен во главе с антами, на Днепровском пути стала складываться новая общность, которой суждено было объединить в единое государство и национальное целое весь славянский восток и дать ему свое имя.

Постепенно славянизируясь, русская дружина утратила свой язык, обычаи и культуру, но оставила формирующейся народности свое имя -- русские, а земля, на которой они жили, по свидетельству древнегреческих ученых и римлян, еще в I в. н. э. называлась «Русь», т. е. задолго до образования первых русских феодальных княжеств и государств.

3. Народная ветеринария до Киевской Руси. Современные славянские народы начали складываться в VI-IX вв. н. э. К VIII-IX вв. относится возникновение у восточных славян многих городов, связанных с развитием ремесла и торговли, некоторые из них имели значение племенных центров. Такими были Киев у полян, Искоростень у древлян, Смоленск, Псков, Изборск, Полоцк у кривичей, Чернигов у северян и др.

В VII-IX вв. большинство племенных объединений восточных славян представляло собой полупатриархально - феодальное политическое объединение или племенные княжения. Первые государственные образования возникли в VI веке в среде быстроразвивающихся восточнославянских племен. В дофеодальный период на Руси широко занимались сельским хозяйством, в котором большую роль играло скотоводство. Охота и рыбные промыслы являлись подсобными занятиями. Историки отмечают, что у славянских племен имелось большое количества скота, кроме того они занимались выращиванием проса и пшеницы. В VIII-IX вв. у славян уже были крупные хозяйственные постройки. Скотные дворы -- «забои» -- окружались плетнем. Хлев делился на секции -- «стайки» -- для содержания животных разного вида. При раскопках городищ и селений найдено значительное количество костей домашних животных: КРС, лошадей, свиней. Характерно, что в этот период кости лошадей всегда обнаруживались среди пищевых отбросов, что свидетельствует о широком применении конины в пищу. С появлением пашенных орудий коня стали широко использовать в качестве тягловой силы и потребление конины в пищу прекратилось.

До принятия христианства на Руси было язычество. Язычники верили в доброго и злого духов, нечистую силу. Они считали, что от доброго духа -- здоровье, хороший урожай, здоровый скот; от злого -- неурожаи, смерть и падеж скота. На Руси во времена язычества был развит культ злого духа, ему поклонялись как божеству. Для изгнания болезней обращались к злому духу и пытались его задобрить. В этот период славяне поклонялись: богу войны, грозы, молнии -- Перуну, богу ветра -Стрибогу, богу солнца --Ярило, богу скота --Волосу (Велесу), богине плодородия -- Мокоши и т. д. Во время праздников, опасности, болезни приносили в жертву животных. Храмов у язычников не было, были святилища. В центре идол с головой бога, рядом жертвенник. Языческий бог Волос был, по воззрению древних славян, покровителем стад. Во время эпизоотий к нему обращались с молитвами и жертвоприношениями. Это говорит не только об обоготворении животных, но и служит показателем большого значения животных в жизни древних славян. Жрецов на Руси не было. Людьми, имевшими, по мнению древних славян, непосредственное общение с богами и обладавшими способностью исцелять болезни, являлись кудесники, или волхвы, занимавшиеся лечением как людей, так и животных. О лечении больных животных путем борьбы с духами, демонами и бесами свидетельствуют дошедшие до нас названия болезней: «лихоманка», «огненный пострел». Волхвы собирали, сушили травы, готовили снадобья и лечили больных людей и животных. Для лечения применялись различные заклинания и медикаменты в виде всевозможных трав. Постепенно происходило накопление знаний народного врачевания, которое сначала носило стихийный характер. Путь прогресса прокладывался бессознательно, на ощупь. Многолетние наблюдения, опыт своего народа и опыт ассимилированных народов содействовали постепенному отбору наиболее эффективных способов и средств лечения. От волхвов пошли знахари и коновалы.

Знахари лечили больных животных народными средствами (травами), заговорами и заклинаниями. Заговоры -- чудом уцелевшие формы древних магических заклинаний -- сохраняются в народном целительстве до настоящего времени. Считается, что сила заговора зависит от точного произнесения порядка слов и внутренней убежденности знахаря. Со временем заговорные слова вносились в народные лечебники, травники, рукописи.

О развитии ветеринарии (скотолечения) у славян свидетельствуют археологические находки ветеринарных металлических и деревянных инструментов и приспособлений для фиксации животных. В 1895 г. археолог Н. Е. Брандербург при раскопках одного из курганов южного Приладожья обнаружил набор металлических «коновальных» инструментов VII-IX вв., а в 1954 г. при исследовании земельного городища у Старой Ладоги нашел закрутку, деревянные лещетки и молоток, относящиеся к той же эпохе. Анализ археологических находок свидетельствует о том, что на Руси в VII-IX вв. уже были коновалы. Слово «коновал» значит: тот, кто валит коня. Обычно валили жеребцов для кастрации, но функции коновала это не только кастрация жеребцов, хряков, быков, но и пускание «дурной крови» и оказание первой помощи больным животным.

Как уже отмечалось в Средневековье, по мере торжества христианства, грамотность в Западной Европе сохранялась лишь в замкнутой жизни за крепостными стенами городов-государств и монастырей. Образ жизни славян, и других народов, обитающих на территории современной России, резко отличался от образа жизни народов Западной Европы. Представители народов, обитавших на территории современной России, легко перемещались на лодках от Новгорода до Киева и далее до Царьграда. Они располагали сведениями о моржах, белухе, северных видах китов. Сохранилось много настенных рисунков, археологических находок и других памятников подтверждающих, что народам, жившим в раннюю эпоху Средневековья на территории современной России, были хорошо знакомы технологии ведения скотоводства и простейшие приемы профилактики и лечения болезней животных.

Все это они восприняли от переселившихся сюда их предков с южных первобытнообщинных поселений и адаптировали к местным климатическим и природным условиям.

ФГОУ ВПО Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина

кафедра организации и экономики ветеринарного дела

Развитие ветеринарии древней руси

Выполнила студентка

Преподаватель:

Москва 2009


1. Народная ветеринария дославянских племен

· Сорматы

· Словене

2. Народная ветеринария Руси в VII – XIV веках

· VII – IX вв.

· VIII – IX вв., развитие феодализма

· IX – XI вв. Киевская Русь

· IX – XII вв.

· IX – XIV вв., татаро-монгольское нашествие


1. НАРОДНАЯ ВЕТЕРИНАРИЯ ДОСЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН

Исторический генезис национальной русской культуры лежит в глубоком многовековом историческом процессе развития восточнославянских народностей, начиная с дославянских племен. Историки отмечают, что наибольшего прогресса ветеринария достигла там, где большой удельный вес имело скотоводство, торговые отношения, военные конфликты, что способствовало развитию коневодства и коннозаводства.

Все это присутствует в скифской и сарматской культуре. Эти кочевые, воинствующие, скотоводческие племена разводили скот, лошадей, осуществляли куплю-продажу животных, занимались переработкой сырья и шерсти.

Скифы (VII-II вв. до н. э.) занимали территорию степей северного Причерноморья, между Дунаем и Доном, Северный Кавказ, Прикубанье, Крым. Их успехи в развитии экономики (ремесла, земледелие, скотоводство) и военного дела оказали значительное влияние на историю и культуру последующих народов России. Скифы владели навыками врачевания и умели оказывать первую помощь животным при родах и некоторых незаразных болезнях, знали лечебные свойства растений. О том, что скифы в совершенстве для своего времени владели некоторыми ветеринарными приемами, свидетельствуют археологические раскопки курганов, где было найдено большое количество ветеринарных хирургических инструментов.

Скифы в течение веков накапливали наблюдения над животными. Это позволило им выработать профилактические и лечебные приемы при некоторых болезнях. На основе конопли они готовили обезболивающие средства, используя их при хирургических операциях, на послеоперационные раны и швы накладывали сухие и влажные повязки с лекарственными наркотическими травами, а также затвердевающие, на основе глины.

Геродот (V в. до н. э.) отмечал; что способы лечения больных животных, особенно лошадей, широко использовали в своей практике древнегреческие врачи и коневоды.

Союзники скифов в некоторых междоусобных войнах - сарматы (IV-IIIвв. до н. э.) расселились между Тоболом и Дунаем. Основой хозяйства сарматов являлось кочевое скотоводство. Земледелием занимались сарматы, которые осели в районах с прежним земледельческим населением. Сарматская культура оказала большое влияние на уклад жизни населения Нижнего Поволжья, Северного Кавказа и Северного Причерноморья. Умелые скотоводы, сарматы умели оказывать помощь животным при родах, травмах, знали лечебные свойства растений.

Древнейшие исторические сведения о славянах, известных под именем вендов или венедов, относятся к I-III вв. н. э. Славяне расселись в Центральной и Восточной Европе. Это крупнейшая группа народов, объединяемая близостью языков и общностью происхождения. Их северными соседями были германцы и балты, восточными - скифы и сарматы, южными - фракийцы и иллирийцы, западными - кельты. Расселяясь по Западной и Центральной Европе, древнеславянские племена разделились на три ветви: восточную, западную и южную.

Восточные славяне в IV-VI вв. известны под именем антов. Анты знали развитое земледелие, оседлое скотоводство, добычу и обработку железа, высокоразвитое гончарное производство, основанное на технике гончарного круга, ювелирное ремесло, обработку камня, кости, ткачество и др.

Анты имели сильную военную организацию, вели войны и совершали набеги. Следует отметить, что у антов нашли применение отдельные зачатки знаний скифов и рациональное использование их в области ведения животноводства и ветеринарии.

Самая северная группа восточных славян словене (новгородские и ильменские) знали пашенное земледелие и достигли большого мастерства в области ремесленного производства.

Союзы восточно-славянских племен (кривичи, словене, половчане), возникшие на торговом пути «из варяг в греки», втягивали в орбиту своего влияния племенные группы восточной Европы, в частности русов, одно из северных племен, скорее всего скандинавского происхождения. Воинствующие дружины русов, «русские дружины», возглавлявшие эти племенные группы, доходили до Каспия, Баку и Константинополя. Русы, как предполагают историки, имели в своих рядах как скандинавов, так и славян и назывались в летописях варягами или варяго-русы.

2. НАРОДНАЯ ВЕТЕРИНАРИЯ РУСИ В VII-XIVВЕКАХ

Современные славянские народы начали складываться в VI-IXвв. н. э. К VIII-IXвв. относится возникновение у восточных славян многих городов, связанных с развитием ремесла и торговли, некоторые из них имели значение племенных центров. Такими были Киев у полян, Искоростень у древлян, Смоленск, Псков, Изборск, Полоцк у кривичей, Чернигов у северян и др.

В VII-IXвв. большинство племенных объединений восточных славян представляло собой полупатриархально- феодальное политическое объединение или племенные княжения. Первые государственные образования возникли в VI в. в среде быстроразвивающихся восточнославянских племен.

В дофеодальный период на Руси широко занимались сельским хозяйством, в котором большую роль играло скотоводство. Охота и рыбные промыслы являлись подсобными занятиями. Историки отмечают, что у славянских племен имелось большое количества скота, кроме того они занимались выращиванием проса и пшеницы. В VIII-IX вв. у славян уже были крупные хозяйственные постройки. Скотные дворы - «забои» - окружались плетнем. Хлев делился на секции - «стайки» - для содержания животных разного вида. При раскопках городищ и селений найдено значительное количество костей домашних животных: КРС, лошадей, свиней. Характерно, что в этот период кости лошадей всегда обнаруживались среди пищевых отбросов, что свидетельствует о широком применении конины в пищу. С появлением пашенных орудий коня стали широко использовать в качестве тягловой силы и потребление конины в пищу прекратилось.

До принятия христианства на Руси было язычество. Людьми, имевшими, по мнению древних славян, непосредственное общение с богами и обладавшими способностью исцелять болезни, являлись кудесники, или волхвы, занимавшиеся лечением как людей, так и животных. О лечении больных животных путем борьбы с духами, демонами и бесами свидетельствуют дошедшие до нас названия болезней: «лихоманка», «огненный пострел». Волхвы собирали, сушили травы, готовили снадобья и лечили больных людей и животных. Для лечения применялись различные заклинания и медикаменты в виде всевозможных трав. Постепенно происходило накопление знаний народного врачевания, которое сначала носило стихийный характер. Путь прогресса прокладывался бессознательно, на ощупь. Многолетние наблюдения, опыт своего народа и опыт ассимилированных народов содействовали постепенному отбору наиболее эффективных способов и средств лечения. От волхвов пошли знахари и коновалы.

Знахари лечили больных животных народными средствами (травами), заговорами и заклинаниями. Заговоры - чудом уцелевшие формы древних магических заклинаний - сохраняются в народном целительстве до настоящего времени.

О развитии ветеринарии (скотолечения) у славян свидетельствуют археологические находки ветеринарных металлических и деревянных инструментов и приспособлений для фиксации животных. В 1895 г. археолог Н.Е. Брандербург при раскопках одного из курганов южного Приладожья обнаружил набор металлических коновальных инструментов VII-IX вв., а в 1954 г. при исследовании земельного городища у Старой Ладоги нашел закрутку, деревянные лещетки и молоток, относящиеся к той же эпохе. Анализ археологических находок свидетельствует о том, что на Руси в VII-IX вв. уже были коновалы. Слово «коновал» значит: тот, кто валит коня. Обычно валили жеребцов для кастрации, но функции коновала это не только кастрация жеребцов, хряков, быков, но и пускание «дурной крови» и оказание первой помощи больным животным.

История Древней Руси VIII-IX вв. характеризуется тем, что в это время происходит распад первобытного родоплеменного строя и развитие феодального общества, а в IX-XIVстолетиях на территории России происходит объединение восточных славянских племен в феодальные государства и княжества. В IX в. образуется Киевская Русь, затем - Великий Новгород (XII в.), Ростово-Суздальское княжество (XII в.), Северо-Восточная Русь (XII в.), Московское княжество (XIII в.) и др. Возникают города, развиваются ремесла и торговля. Согласно древним русским летописям, на Руси в IX в. было 89 городов, а в XII в. число их возросло уже до 350. В сельской местности было несколько тысяч населенных пунктов. При выборе территории для строительства городов, мест общественного поселения и постройки животноводческих объектов древние строители начинают руководствоваться не только хозяйственно-бытовыми и стратегическими соображениями, но и требованиями санитарного, гигиенического и зоогигиенического характера. Животноводческие строения ставили на сухой, хорошо проветриваемой, возвышенной местности, вблизи источника чистой воды.

В IX в. восточные славяне объединились в могучее феодальное государство - Киевскую Русь, имевшее выдающееся значение в политической и культурной жизни Европы того времени. Феодальный общинный строй в Киевской Руси развился непосредственно из общинного родового строя, минуя развитые рабовладельческие отношения. Ремесло отделялось от сельского хозяйства, возникали и развивались города - ремесленные и торговые центры, выделялась организованная в дружины верхушка - князья и прочие «нарочитые люди».

План работы

Развитие зоогигиены и ветеринарно-санитарного дела в России 9 – 19 века

    Способы гигиены и ветеринарной санитарии, применяемых в 9 -13 веках,

    Зоогигиена и санитария в русском государстве в

15 - 17 веках,

    Первые указы, в которых излагались ветеринарно-санитарные вопросы (17 -19 века),

    Ветеринарно-санитарное дело в России в 18 -19 веках

Ветеринария (от лат. veterinarius - ухаживающий за скотом, лечащий скот) - ветеринарная медицина, система наук, изучающих болезни животных, вопросы повышения их продуктивности, методы защиты людей от зооантропонозов.

Развитие ветеринарии в России, как и во многих странах происходило постепенно, начиная от народного врачевания и наблюдения за скотом и постепенно переходя в более обоснованную и профессиональную форму. В данной работе поставлена цель рассмотрения истории ветеринарии в России ранних этапов развития этой науки и её прогресса.

Ветеринарно-санитарное дело 9-15 веков

В дофеодальный период на Руси широко занимались сельским хозяйством, в котором большую роль играло скотоводство. Историки отмечают, что у славян­ских племен имелось большое количества скота. В 8-9 веках у славян уже были крупные хозяйственные постройки. Скотные дворы окружались плет­нем. Хлев делился на секции для содер­жания животных разного вида. При раскопках городищ и селений найдено значительное количество костей до­машних животных: КРС, лошадей, свиней. Характерно, что в этот период кости лошадей всегда обнаруживались среди пищевых отбросов, что свидетельствует о широком применении конины в пищу. С появлением пашенных орудий лошадей стали широко использовать в качестве тяговой силы и потребление конины в пищу прекратилось.

Чтобы понять какой была Русь на рубеже 9 века, следует обратиться к культурологии. До принятия христианства на Руси было язычество. Язычники верили в доброго и злого духов, нечистую силу. Они считали, что от доброго духа - здоровье, хороший урожай, здоровый скот; от злого - неурожаи, смерть и падеж скота. На Руси во времена язычества был развит культ злого духа, ему поклонялись как божеству. Для изгнания болезней обращались к злому духу и пытались задобрить. Во время праздни­ков, опасности, болезни приносили в жертву животных. Храмов у язычников не было, были святилища. Языческий бог Волос был, по воззрению древних славян, покровите­лем стад. Во время эпизоотии к нему обращались с мо­литвами и жертвоприношениями. Это говорит не только об обоготворении животных, но и служит показателем важного значения животных в жизни древних славян.

Людьми, имевшими, по мне­нию древних славян, непосредственное общение с богами и обладавшими способностью исцелять болезни, являлись кудесники, или волхвы, занимавшиеся лечением как людей, так и животных. О лечении больных животных путем борьбы с духами, демонами и бесами свидетельству­ют дошедшие до нас названия болезней: «лихоманка», «ог­ненный пострел». Волхвы собирали, сушили травы, гото­вили снадобья и лечили больных людей и животных. Для лечения применялись различные заклинания и медика­менты в виде всевозможных трав. Постепенно происхо­дило накопление знаний народного врачевания, которое сначала носило стихийный характер. Путь прогресса про­кладывался бессознательно, на ощупь. Многолетние на­блюдения, опыт своего народа и опыт ассимилированных народов содействовали постепенному отбору наиболее эф­фективных способов и средств лечения. От волхвов по­шли знахари и коновалы.

О первых серьёзных этапах развития ветеринарии (скотолечения) у славян сви­детельствуют археологические находки ветеринарных металлических и деревянных инструментов и приспо­соблений для фиксации животных. В 1895 году археолог Брандербург при раскопках одного из курганов юж­ного Приладожья обнаружил набор металлических коновальных инструментов 7-9 века, а позднее при исследовании земельного городища у Старой Ладоги нашел закрутку, деревянные лещетки и молоток, относящиеся к той же эпохе. Анализ археологических находок свиде­тельствует о том, что на Руси в 8 – 9 веках уже были коновалы. Слово «коновал» значит: тот, кто валит коня. Обычно валили жеребцов для кастрации, но функции коновала это не только кастрация жеребцов, хряков, бы­ков, но и пускание «дурной крови» и оказание первой помощи больным животным. Таковы были предпосылки развития ветеринарии в древней языческой Руси.

9 век в истории Руси характерен, многими изменениями как в плане самого государства, так и развития ветеиринарии. Происходит распад первобытного родоплеменного строя и развитие феодального общества, а позднее на территории России происходит объединение восточных славянских племен в феодальные государства и княжества. Образуется Киевская Русь, затем - Великий Новгород, Ростово-Суздальское княжество, Мос­ковское княжество и др. Возникают города, раз­виваются ремесла и торговля. В сельской местности было несколько тысяч населенных пунктов.

Впервые при выборе тер­ритории для строительства городов, мест общественного поселения и постройки животноводческих объектов древ­ние строители начинают руководствоваться не только хозяйственно-бытовыми и стратегическими соображения­ми, но и требованиями санитарного, гигиенического и зоогигиенического характера. Животноводческие строе­ния ставили на сухой, хорошо проветриваемой, возвы­шенной местности, вблизи источника чистой воды.

В 9 веке восточные славяне объединились в могучее феодальное государство - Киевскую Русь, имевшее вы­дающееся значение в политической и культурной жизни Европы того времени. Феодальный общинный строй в Киевской Руси развился непосредственно из общинного родового строя, минуя развитые рабовладельческие отно­шения. Ремесло отделялось от сельского хозяйства, воз­никали и развивались города - ремесленные и торговые центры.

Богатая и могущественная Киевская Русь была госу­дарством высокой и самобытной культуры, свободной, благодаря разносторонним международным связям, от национальной замкнутости и ограниченности.

Скот, как и земля, являлся одним из источников бо­гатства и знатности их владельца. Даже кованые желе­зом деревянные сундуки, в которых хранились золотые и серебряные украшения, богатая одежда, меха, деньги и другие вещи, назывались скотницами. Скотница, в широ­ком смысле, означала княжескую казну, скот - деньги.

На Руси в I9 -12 веков скотоводство у славян находи­лось на высоком уровне по сравнению с другими народа­ми. Это подтверждается наличием специализации скота по его использованию и породному составу.Феодалы заботились о развитии молочного и мясного скотоводства, коневодства, овцеводства и пти­цеводства. Для получения шерсти и шкур разводили овец. При раскопках древних городищ нередко обнару­живали ножницы для стрижки овец. В княжеских и бо­ярских хозяйствах скот с весны до осени находился на пастбище, а зимой - в теплых помещениях (хлевах, ко­шарах и т. д.). В русских летописях упоминаются про­фессии животноводов - конюхи, пастухи, чабаны и др.

Лошадей и крупный рогатый скот, принадлежавших князьям, боярам и другим ско­товладельцам, метили тавром (пятнили).

В стране уделялось большое внимание развитию оте­чественного коневодства. Лошадь, как тягловая сила, широко применялась в сельском хозяйстве, строитель­стве, при перевозке грузов и в военном деле. В эту эпоху заготавливали сено для кормления скота в стойловый период. Кража животного из хлева расценивалась как более тяжкое преступление, чем кража скота в поле. Это говорит о тех трудностях, кото­рые в то время были связаны с содержанием животных в зимний период и с необходимостью заготавливать корма.

В Древней Руси крупный рогатый скот использовался для получения молока и молочных продуктов, которые употреблялись в пищу довольно широко. Употребляли в пищу мясо говядины, баранину, свинину, жиры, мясо домашней птицы, различные мясные продук­ты (вяленое мясо, ветчина) и рыбу. Было известно, что свежее мясо молодняка (телята, поросята и цыплята) по питательной ценности лучше, чем мясо взрослых живот­ных, поэтому его рекомендовали в пищу детям и боль­ным людям.

Крестьяне, имевшие мало скота, в основном питались мясом диких животных. Впоследствии христианская церковь ввела строгий пище­вой режим, запретила употребление в пищу несъедобного мяса: медведя,голубей, сусликов, хомяков,мертвечины.

Скот на мясо убивали прямо во дворе или на город­ском рынке, что нередко приводило к массовому распро­странению заразных болезней («моровых поветрий») сре­ди людей.

Количество скота в крупных княжеских хозяйствах и монастырских имениях было довольно значительным. В лето­писях упоминается также о княжеских пастухах, коню­хах, овчарах. В Киевской Руси, Великом Новго­роде, а также в других славянских княжествах основным производителем продуктов растениеводческого и живот­новодческого сырья являлись крестьяне - смерды. Многие крестьяне вовсе не имели рогатого скота, что вынуждало их идти в кабалу к князю за пользование его скотом.

В Древней Руси существовали поборы скотом, лошадь­ми, которых забирали для комплектования дружин.

В 988 году при Владимире Святославовиче было принято христианство, объявленное официальной религией государства и всего народа. Отказ от язычества и принятие в качестве государственной религии христи­анства укрепило экономические и культурные связи Ки­евской Руси с Византией. Принятие христианства способствовало распростране­нию грамотности, особенно широко это проявилось во времена правления Ярослава Мудрого.

Несмотря на то, что Русь с принятием христианства шагнула далеко вперёд, приобщившись к достижениям Византии и Европы, ветеринария носила ещё достаточно стихийный характер, хотя уже сильно отличалась от языческих представлений о врачевании скота. Период 9 – 13 веков ознаменован возникновением зачатков профессиональной ветеринарии на Руси. Рассмотренная выше обобщённая история Руси, её быт, уклад и, в частности, взаимосвязь сельскохозяйственных животных и человека, говорит нам о том, что развитие ветеринарии было неизбежно и во многом жизненно необходимо.

Лечением животных, в этот исторический период, за­нимались коновалы и знахари, которые в своей практике использовали многовековой опыт народа и природные лекарственные средства. Большую роль в накоплении ветеринарных знаний и навыков играли пас­тухи, которые знали лечебное действие многих растений: корня алтея, березовых почек, бессмертника, коры дуба, и др. Пастухи понимали, что нельзя пасти скот ран­ним утром на покрытых росой пастбищах, бо­гатых клевером и люцерной, так как у коров и овец часто после этого наблюдается вздутие живота, общее угнетен­ное состояние и падеж. Пастухи избегали пастбищ, где росло много полыни, они знали, что у коров, отведавших такой травостой, молоко приобретает горький вкус. Свой практический опыт врачи-ремесленники и коновалы передавали из поколения в поколенье, от учителя к ученикам, использовали результаты непосредственной наблюдательности и опыта русского народа, а также различные способы и приемы врачевания многочисленных пле­мен, входивших в состав обширного русского государства. В народной ветеринарии широко использовались раз­личные лекарственные формы растительного, животного и минерального происхождения. Археологические наход­ки показывают, что русская земля была обильна лекар­ственными растениями и давала богатый выбор для их лечебного применения.

Начиная с 9 века в русских летописях появляются ветеринарные термины. Под словами «недуг», «скорбь», «хворь» понимали болезнь, а под словом «знамя» - кли­нический признак болезни, симптом. Термин «пытание» означал распознавание, диагностику болезни, а «на­пор» - гребень эпидемической или эпизоотической вол­ны («...и бысть сам напор»). В 9 -14 веках русские лекари знали воспаление лим­фатических узлов («мышки»), мыт («молосняк»), заболе­вание холки («гриб»), болезни с явлением колик («но­готь») лошадей и др. Умели определить и лечить раны, ушибы и хромоту, спускать отеки и «насосы», делать кровопускания, кастрировать.

В лексиконе появляются слова и характерные выра­жения для различия связанных с заразными болезнями понятий: «мор», «моровое поветрие», «лиговое поветрие». Наряду со словом мор - старорусским универсальным названием всяких эпидемий и эпизоотии - применялись такие выражения, как моровое поветрие, моровая на­пасть, ветренная нечисть, лихое поветрие, заповетрие. «Пораженные такими заболеваниями местности имено­вались заморными, поветренными, заповетренными. Си­нонимами заразы являлись слова: смрад, покость, дурн».

В этот период появились первые законодательные акты о мерах борьбы с эпизоотиями

Первое на Руси упоминание о болезнях животных из­вестно из Никоновской летописи в которой име­ется запись. Древние русские летопис­цы отмечают, что чаще острые инфекционные болезни среди людей и домашних животных наблюдали в годы неурожаев, голода, бескормицы и войн. По данным Лаврентьевской летописи, эпизоотия в коннице князя Вла­димира Святославовича свирепствовала в 1042 г.: Известно об эпизоотии в Новгороде в 1204 г. Острые инфекционные болезни, общие для животных и человека, - зооантропонозы - наблюдались не только в отдельных городах и регионах, но и по всей стране. Безусловно, дошедшие до нас сведения об эпи­зоотиях в Древней Руси далеко не отражают полной кар­тины этого стихийного бедствия.

Эпидемии и эпизоотии возникали на территории не только спонтанно (самопроизвольно), но и заносились из зарубежных стран. Описаны моры, занесенные от немцев в Псков, из Индейской стороны от Солнца Града. Пока­заны пути распространения через Псков, Новгород и Смо­ленск. Как и в других странах, широкому распростране­нию эпизоотии способствовали перемещения кочевых племен, непрекращающиеся войны, связанные с пере­движением на большие расстояния значительного коли­чества скота, неумение противодействовать распростра­нению заразных болезней и неурожаи, приводящие к голоду скота. Известно, что в пределах весьма разобщенных насе­ленных пунктах Руси эпизоотии не распространялись с таким размахом, как в Западной Европе.

В 9-14 веках на Руси была создана отечественная, преимущественно греческая и латинская, рукописная литература естественно-исторического и медицинского направления.

Наиболее ранними памятниками, дошедшими до нас, древнерусской письменности, содержащими медико-гигиенические сведения, являются «Изборники Святослава» Эти собрания различных по характеру статей составлялись для великого русского князя Свято­слава Ярославовича и содержали медико-гигиениче­ские сведения. В одном из фрагментов сборника, напри­мер, не рекомендовалось употреблять в пищу молоко коров после первого отела (молозиво), а также молоко, содер­жащее кровь и гной, т. к. оно могло стать причиной же­лудочно-кишечных заболеваний.

К числу первых переводных рукописей относится и трактат «Физиолог»- сборник о зверях и пти­цах. Характерно, что в греческом источнике описывался животный и растительный мир жаркого климата, а в русском варианте этот перевод был дополнен сведениями о животных, в том числе о птицах и растениях холодного и умеренного климата России. В рукописи «Шостоднев» Иоана, которая появилась на Руси в конце 11 века или в начале 12 века, наряду с богословскими сочинениями кратко излагалась анатомия человека, за­имствованная из греческих оригиналов. В Шестодневе содержится описание строения тела и функций его орга­нов: описаны легкие, бронхи, сердце, печень, селезенка.

Медицинские и ветеринарные познания приобретались и широко распространялись при помощи рукописных ле­чебников, которые содержали сведения о свойствах ле­чебных трав и о способах их приготовления, наряду с вопросами, касавшимися лечения людей, в лечебниках содержались и сведения о лечении животных.

Памятники изобразительного искусства и письменно­сти, исследования археологов показывают, что основные санитарно-гигиенические навыки русского народа стояли на значительной для того времени высоте. Наши предки еще на заре истории имели правильные представления в области санитарии, гигиены. В 9 -13 веках в княжествах Руси из отраслей медицинских и ветеринарных знаний раньше всех были распространены элементарные основы гигиены человека и животных (зоогигиена). Забота об ухо­де, кормлении, содержании и воспроизводстве различных видов сельскохозяйственных животных, а также об охра­не их здоровья, была одной из первоочередных задач.

Характеризуя этот период нашей истории, следует отметить, что до 10 века в Древней Руси представления о болезнях животных прежде всего были связаны с дей­ствием «злых сил», проявляющих себя в любой вообра­жаемой форме, а начиная с 11 -13 веков появляются заро­дыши настоящей науки.

В середине 13 века Русь подверглась монголо-татар­скому нашествию. Экономи­ческая разруха, связанная с монгольским игом (1240-1480) пагубно отразилась на санитарном состоянии Руси, способствуя развитию эпидемий и эпизоотии. Утрачены были древнейшие литературные произведения специаль­ного характера, не имевшие такого широкого распростра­нения, как богословские сочинения или юридические ко­дексы. Рукописи по медицине и ветеринарии за период 13 -14 веков в большинстве не сохранились.

В Древней языческой Руси лечебную помощь больным животным оказывали сами славяне-скотовладельцы, а затем кудесники и знахари, которые лечили различными лечебными травами («зельем»), заговорами и заклинаниями. Позднее народная ветеринария на Руси становится прерогативой пастухов, конюхов и кузнецов.

В период первых феодальных княжеств на Руси (IV-VI вв.) появляются ветеринарные специалисты (коновалы, лекари). Об этом сообщается в древних «писцовых» книгах Великого Новгорода (XII в.), в которых приводится перечень специальностей этого периода.

С XV по XVII в. в истории русского народа происходили важные события - разрозненные княжества земли русской объединялись в единое централизованное государство во главе со столицей Москвой. Молодое Русское государство вступало на путь экономического и культурного прогресса. На этом фоне развивались отечественное животноводство и ветеринария.

В 1511 г. при московском царском дворе утвержден Конюшенный приказ (Конюшенная организация). Конюшенный приказ имел большой штат обслуживающего персонала: конюхов, кузнецов, шорников, ветеринарных лекарей и др. Вначале они обслуживали царское придворное хозяйство, а позднее, с развитием и усилением экономики и военного дела в стране, - армию, ее конницу.

Начиная с ХIV в. на Руси появляется отечественная и иностранная (переводная) рукописная и печатная литература по различным вопросам биологии, медицины, сельского хозяйства и ветеринарии: «Травники», «Лечебники-сборники», «Конские лечебники» и пр. В этот период в стране были переведены отдельные научные труды иностранных авторов: «Книга лошадиного учения» Антуана де Плювителя, «Конюший и коновал» Солли Зельса и др. В этих сочинениях были описаны некоторые хирургические болезни сельскохозяйственных животных и способы их лечения. В одном из рукописных медицинских лечебников XVII в. имеется специальная глава «Лечебник конский», в которой приведены отдельные хирургические болезни лошадей, а также их лечение средствами и способами народной ветеринарии.

XVIII в. в России был периодом, когда страна вступила на путь быстрого экономического и культурного развития. Государственные реформы Петра I значительно содействовали развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли и науки. Петр I уделял большое внимание развитию ветеринарного дела и подготовке ветеринарных кадров в России. Ветеринарию он называл «доброй наукою». В первой половине XVIII в. он издал ряд указов по ветеринарии и подготовке ветеринарных кадров: «О наборе в полки коновалов» (1707), «Об устройстве ветеринарных и скотоврачебных училищ» (1708) и др.

В 1735 г. при Главной конюшенной канцелярии под Москвой была организована первая в России Хорошевская конюшенная школа. Основной задачей ее была общеобразовательная подготовка учеников, которых после окончания школы отдавали вольным мастерам для обучения уже определенной специальности - ветеринарной (коновальной), кузнечной и др. Для обучения ветеринарному (коновальному) делу обычно из Хорошевской школы отбирали лучших учеников. После трехлетнего прохождения ветеринарно-производственной практики под руководством ветеринарных лекарей (мастеров) на конских заводах учеников экзаменовали. Аттестовывали их в зависимости от результатов экзамена и назначали на службу в русскую армию и конские заводы на должность коновала-мастера или коновала-подмастерья.

В начале XIX в. в России закладываются научные основы отечественной ветеринарии и, в частности, хирургии на базе достижений медицинской науки. Все больше и больше уделяется внимания подготовке ветеринарных специалистов, потребность в которых возрастает в связи с созданием крупных кавалерийских и артиллерийских соединений, дальнейшим развитием животноводства и необходимостью вести борьбу с повальными инфекциями, наносящими огромный ущерб государству. В 1803 г. была открыта в Петербурге первая в стране Коновальная артиллерийская школа для подготовки ветеринарных кадров русской армии. Вскоре при медицинских факультетах Харьковского и Московского университетов в 1805 г., а в Виленском университете в 1806 г. были созданы специальные кафедры основ ветеринарии, или ското-лечения. Профессора-медики этих университетов стали первыми отечественными учеными, зачинателями ветеринарного хирургического образования в России.

В Московском университете элементарные основы ветеринарии , в том числе хирургию сельскохозяйственных животных, читал с 1805 г. проф. И. С.Андриевский (1759-1809), с 1806г. в Виленском университете - проф. Л. Я. Боянус (1776-1827), в Харьковском университете - проф. Ф. В. Пильгер (1760-1828) и др. Учеными-педагогами были созданы первые отечественные научно-практические труды по ветеринарии и, в частности хирургии.

1.Развитие ветеринарии в странах древнего мира

а) В Др. Китае

лечением людей и животных занимались одни и те же люди-жрецы и лекари-практики. Китайские врачи применяли многие лекарственные ве-ва растительного, животного, минерального происхождения. Наблюдая за животными дали знания о ядовитых растениях. Китайские хирурги использовали для сшивания ран шелк, нити джута и конопли, волокно тутового дерева, сухожилия тигров, телят и ягнят. Для лечения применяли метод иглоукалывания. В диагностики болезни большое внимание уделялось пульсу. Уже 3тыс.лет назад в китайской медицине сосуществовали 4 раздела: внутренние болезни, хирургия, диетика и ветеринария.

б) В Др.Индии

Лечением животных занимались знахари, которые постепенно превращались во врачей-целителей. В Индии благодаря обоготворению животных и вере в переселение душ ветеринария занимала очень почетное место. Вет. врачи принадлежали в высшему медицинскому сословию. Источник сведений о лечение людей и животных-Аюрведа. Были известны рвотные, потогонные, слабительные, мочегонные, наркотические и возбуждающие средства, применяли в виде: порошков, пилюль, настоев, отваров, мазей. Др индусы знали об оспе и могли знать о пользе прививок, ими описано более 10-ти хирург. инструментов и способы проведения хирург. операций. Знали что бешенство от укуса бешеными животными, умели готовить противоядие от укусов змеи.

в) В Др. Персии

Лечением занимались Кудесники. Использовали для лечения различные колдовские и религиозные приемы и лекарственные травы. Они были убеждены что в голове больного имеется злой дух и его необходимо прогнать. Для этого они использовали иногда рассечение черепа. Большое место животным отведено в священном писании Авеста. Животные распределены на две группы: полезные (лошадь, корова, собака, птица) и бесполезные (волки, змеи, насекомые). Один из первых врачей Персии использовал в лечении нож, лекарства и имя бога. Веет. врачи получали плату за лечение животных.

г) В Месопотамии

Вет. были известны болезни: сибирская язва, чума КРС, бешенство. Предпринимались первые попытки объективного изучения болезней и реальной борьбы с ними. в первые были предприняты попытки лечения животных. В состав лекарств включались нефть, смола, молоко, поваренная соль, шерсть и части тела животных, панцирь черепахи, органы водяных змей. Умели готовить отвары из растений и делали мази для наружного применения. Разработаны способы приготовления лекарств: растворение, кипячение и фильтрация. Для лечения широко использовали воду и масла. Первые гос. школы медицины. Появились первые законы медицины.

д) В Др. Египте

Уже были веет. врачи. Социальное положение врачей было высоким. Они знали рвотные, потогонные, слабительные, мочегонные средства. Применяли кровопускание и имели определенные знания в хирургии, умели перевязывать и лечить раны, останавливать кровотечение. Археологи нашли много хирург. инструментов. Считали что причина болезни может быть как естественной, так и сверхъестественной (исходить от богов и духов). После того, как закончено изгнание духов, можно применять лекарство. Существовали специалисты по лечению животных различных пород и видов. Многие боги имели отношение к врачеванию, изображались с головой птицы или животного.

е) В Др. Греции. храмовая и народная ветеринария, лечением животных занимались иппиаторы.

ж) в Др. Риме. животных лечили проф вет врачи, рабы военнопленных, которых потом сменили военноотпущенные и приезжие иностранцы из стран востока, малой азии и египта. Вет наука заимствовалась из греции

2. Периоды развития ветеринарии

Примитивное врачевание

В течение тысячелетий происходило накопление знаний и опыта. Уже на ранних стадиях врачевания знали рвотные, слабительные лечебные средства, о противоядиях, об использовании органов животных для внутреннего и наружного применения. Ощущения, производимые болезнями, народный язык отождествляет с ударами острым предметом-колотье, резь, ломота и тд. Телесные страдания народ рассматривал как следствие удара или укола-удар, лихорадка (трясца). Болезнь считали внешним и враждебным маленьким существом, которое будто бы проникает в тело извне и вызывает болезненное ощущение.(рак, грыжа). На большую часть древних лечебных приемов и средств наложило отпечаток фантастическое представление о мире. Ранняя форма фантастического представления – фетишизм – культ неодушевленных предметов. (мог стать любой предмет) . С развитием мифологических представлений болезни стали рассматривать как влияние злых духов, поражающих человека и животных карающей силой. В связи с этими представлениями создались и методы борьбы с болезнями. Использовали амулеты, заговоры и заклинания. Считалось что амулет защищает от проникновения болезней. В период тотемизма – веры в общее происхождение и кровную близость родовой группы людей чаще с какими-либо животными – амулеты в виде животного, которое считалось их предком. Их цель- охранять от проникновения злых духов вызывающих болезнь, либо изгнать ее из тела. Для изгнания давали слабительные средства. Постепенно выделилась профессия, и среди них знахари.

Народная ветеринария

Народное врачевание - одна из ранних форм народной ветеринарии, которая сохранила опыт врачевания, возникший в первобытно-общинном строе, и обогатила его практическими познаниями природы. Первыми лекарствами были растения. Растения играли огромную роль в магических ритуалах. из них изготавливали успокоительные и болеутоляющие средства. Мощным стимулом для развития животноводства и народной ветеринарии стало появление пастушества. они ухаживали за животными, оказывали помощь при травмах, родах, кастрации самцов. Пастухи собирали и сушили лекарственные растения, отличали ядовитые от не ядовитых. так же они использовали – жир, костный мозг, желчь, куриные яйца. Пастухи наблюдали действие растений на животных, и переносили свои наблюдения на человека. Развитие гончарного производства дало возможность не только хранить пищу но и готовить и сохранять лекарства.

Профессиональная ветеринария

Постепенно занятие врачеванием выделилось из числа остальных профессий того времени- появился врач-профессионал. Эта профессия завоевала видное место в обществе и получила признание в гос-ве. Свою подготовку врачи получали в семье. Врачевание больных людей и животных не разграничивалось.

3. Народная ветеринария в древней Руси 9-14 век .

Лечением занимались кроме коневых лекарей (коновалов) волхвы (или кудесники, зелейники) и знахари. Народ считал их премудрыми людьми с большим жизненным опытом, они умели читать и писать, знали приемы медицины и ветеринарии. Коновалы применяли растительные и минеральные снадобья, особенно различного рода травы и яды. кроме кастрации животных занимались лечением скотины, причем то всех болезней: как наружных, так и внутренних. Они умели сводить лишай спец. травами и мазями, выводить глистов, делать примочки, промывать и обрубать копыта, прокалывать животному брюхо, вставлять кольца в нос быкам, отпиливать рога. Большую роль в накопление знаний были пастухи. Они знали что нельзя пасти скот ранним утром на пастбище, т к наблюдаться вздутие у коров и овец. Свой опыт коновалы передавали из поколения в поколение. Появляются вет. термины.(недуг, скорбь, хворь –болезнь). Знали о лимфатических узлах, заболевание холки, болезни с явлениями колик у лошадей. Известны некоторые способы передачи отдельных инфекционных болезней от животных к человеку. Эпизоотии охватывали обширные территории, поражая огромные массы животных и людей. Летописцы замечали что острые инфекционные болезни наблюдались в годы не урожаев, голода, бескормицы и войн. Первая переводная рукопись трактат Физиолог-сборник о зверях и птицах.

4.Народная ветеринария в 15-17веке .

в сельском хозяйстве и животноводстве стали появляться элементы технического прогресса. Начали проводить мероприятия по уходу за скотом, по постройке спец. помещений для животных, оборудованных стойлами, по более совершенному кормлению скота. В 16-17 веках коновалы, рудометы (кровопускатели) имелись и в городах и в селах, причем они стремились, главным образом, в города, где был более выражен спрос на представителей этой профессии. Коновальный промысел был наследственный. Коновал отправлялся в путь, как правило, в сопровождении одного или двух помощников, подбиравшихся из числа бывалых и ловких людей и находился в пути обычно в течении осени, зимы и весны. В типичный набор снадобий, которые коновалы брали с собой в путь, входили различные сущ. травы, листья, коренья, камешки, краска из голубой глины, алебастр, сулима, мышьяк, сабур, антимоний, квасцы, купорос, горючая сера и тд. Излюбленным коновальским лекарством для лошадей являлось так называемая кладь, состоящая из смеси яиц, вина, антимония, мышьяка, постного масла. С помощью простых снадобий некоторые коновалы весьма удачно лечили скотские болезни включая даже сап и сиб. язву. Коновал очень часто одновременно был и знахарем. Некоторые коновалы искренни верили в свои таинственные знания и обладали силой внушения. Неотъемлемой принадлежностью вольнопрактикующих(странствующих) коновалов, атрибутом их профессии была кожаная сумка с особым медным знаком, изображающим всадника на коне, и крепкая смотанная веревка – повал. в сумке имелись ножи, клещи, молоток для выбивания волчьих зубов, деревянные лещетки и различные лекарственные средства растительного, животного и хим. происхождения. Во второй половине 15 века при великом князе Иване 3 в селе Хорошеве создана первая государева конюшня. Она послужила основой коннозаводства в России. Конюшенный приказ (1496г) в начале в ведении которого было обслуживание царского придворного хозяйства, упорядочение работы по воспроизводству и содержанию лошадей, принадлежащих царю. Позднее, по мере развития экономики страны и военного дела, задачи приказа расширились: он стал заботиться об удовлетворении потребности русской армии лошадьми разных пород и назначения. Кон.Приказ. имел свой стяг (флаг) и был создан почти на 125лет раньше Аптек. приказа. Звание конюшего присваивалось виднейшим дворянам. 1496г. на должность главы приказа был назначен боярин А.Ф. Челяднин, а 1586г-Борис Годунов. Конюш.приказ имел штат обслуживающего персонала до 350 чел. В 1680году по к. Приказу числилось 10 русских конских мастеров. В дальнейшем конюшенный приказ был переименован в конюшенную канцелярию в – 1705гду ликвидирована, и ее дела передали в приказ большего дворца. В первой половине 17 века при конюш. приказе в государственных конюшнях уже были созданы спец. лечебные (лековые) конюшни, а при них- конские аптеки. Задачи и обязанности конских мастеров для того времени были значительные. Они не только занимались кастрацией жеребцов(класть жеребцов) и животных других видов а так же диагностикой различных болезней лошадей и их лечением. Ветеринарное(коновальные) инструменты изготавливали русские мастера- слесари, кузнецы. в тех случаях, если лекарство в аптеки конюшенного приказа не было, его выписывали из аптек. приказа по особым памяткам – заявкам. На больных лошадей составляли сказки-описание болезни.

Аптекарский приказ .(1581) Со временем Аптекарская палата была переиме­нована в Аптекарский приказ. Вначале снабжение царской аптеки медикаментами осуществлял Приказ Большого дворца, однако специфика лекарственного снабжения, необходимость надзора за всё увеличивавшимся штатом придворных врачей и аптекарей по­служили причиной организации отдельного Аптекарского при­каза, укомплектованного соответствующими специалистами. Располагался Аптекарский приказ в одном из зданий Кремля, примыкавших с юга к коло­кольне Ивана Великого, в 1657 г. переведён за Мясницкие ворота в Огородную слободу. На должность судей Аптекарского приказа назначались близкие царю люди, связанные с ним родственными узами. В их обязанность входило личное испытание предписы­ваемых царю лекарств. Постепенно функции Аптекарского приказа усложнялись и расширялись. Приказ был обязан наблюдать за аптеками, за вра­чами, за призрением больных и «прилагать старания о всеобщем здравии сограждан, о воспрепятствии распространению прилип­чивых болезней» (В.И.Разумовский, 1913). В 1654 г. в Москве при Аптекарском приказе была откры­та медицинская школа, которая просуществовала несколько лет. В Аптекарском приказе испытывали поступившие лекар­ства, готовили спуски (сплавы, смеси) различных продуктов, мази и препараты. В лаборатории существовали весы (вески), на кото­рых можно было взвесить количество вещества, равное ячменно­му зерну. Объём жидкости измерялся при помощи яичной скор­лупы - скорпянки. Аптекарский приказ, оставаясь придворным ведомством, к концу XVII в. фактически превратился в центральный орган управления всей государственной медициной.

5.Первые указы и грамоты по санитарии мероприятия по борьбе с эпидемиями Российской Империи 15-17века.

В. указе царя Михаила Рома­нова (1629) категорически предлагалось на рынках для продажи каждого вида продуктов отводить своё место, «чтобы в рядах тор­говых всякие люди сидели с товарами своими, которыми това­рами в которым ряду торгуют, где кому указано, а порознь бы никто, никаков человек с разными товарами в иных рядах не торговали…». В указе 1659 года «О чистоте в Москве». В 1683 г. издан указ «О неторговании рыбой и мясом в шалашах и на скамьях». В 1691 г. издан указ о порядке торговли мясом, который предлагал торговцам подвергать свежее мясо, оставшее­ся от продажи, солению, причём о наличии такого мяса торговцы обязаны были сообщать и записывать в книги. В указах 1686-1689 гг. предлагалось очистить город от тру­пов и нечистот, соблюдать чистоту на улицах и вокруг дворов: «... послать в Земский приказ, велеть на Москве, во всех улицах и переулках всяких чинов людям сказать, чтоб они, всякой против своего двора, велели осмотреть навозу и мертвечины и всякого скоредного помёту; велеть очистить и вывозить на Земляной го­род» и «наказывать за выбрасывание сору». Исследователи отмечают, что в Рос­сии с 1661 г. по 1700 г. было издано 43 указа по ветеринарии, из них 37 по борьбе с эпизоотиями и 6 по общим ветеринарно-санитарным вопросам. Мероприятия:1) отделение больных от здоровых животных. 2) Сорокодневий или карантин. 3)перекапывание дороги чтоб не могли проехать в зараженную деревню. 4) нельзя собирать шкуру с больных. 5) хранить живность в далеке от населенных пунктов. 6) скотные дворы мыть щелоком.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва