Пример динамики развития ребенка. Мониторинг динамики личностного развития дошкольника индивидуальная карта развития методическая разработка на тему

  1. Специалисты школьного ПМПк обязаны предоставлять сведения о динамике развития детей, прошедших районную ПМПК, и взятых на динамический контроль в конце 2,3,5, 7 классов.
  2. Для контроля за динамикой развития детей, прошедших районную ПМПК, и взятых на динамическое сопровождение собирается расширенный состав ПМПК, куда входят специалисты районной ПМПК и представители школьного ПМПк.
  3. Специалист школьного ПМПк предоставляет для рассмотрения на расширенном заседании ПМПК сведения о динамике развития ребенка:

Педагогическая характеристика динамики развития учащегося и динамики

коррекционной работы за период прошедший с момента последнего обследования на

районной ПМПК, с оценкой эффективности проводимой коррекционно-развивающей

Педагогическоепредставление для отслеживания динамики развития (Приложение 12);

Карта динамики речевого развития (заполняется учителем-логопедом) (Приложение 13);

Психологическоепредставление для отслеживания динамики развития (Приложение 14);

Сведения о текущей успеваемости учащихся, поставленных на динамическое

сопровождение (Приложение 15).

4. По результатам проведенного совместного заседания расширенного состава ПМПК

специалистам ОУ, родителям (законным представителям), даются выписки из протокола

совместного расширенного заседания ПМПК с рекомендацией о дальнейшей форме

обучения ребенка.

Приложение 1.

Примерная пед. характеристика на ученика с ЗПР

(предоставляется на ПМПК, врачу-психиатру)

Педагогическая характеристика

на ученика (цу) ______ класса школы № _________

Ф.И.О. ______________________________________________

Дата рождения_____________________

Ребенок посещает данное учебное заведение с … класса. На протяжении всего периода обучения у (имя) отмечались недостатки в развитии восприятия: его фрагментарность, ограниченность, поверхностность. В связи с недоразвитием слухового и зрительного восприятия недостаточно сформированы пространственно- временные представления, знания об окружающем мире весьма ограничены.

Отмечаются недостатки в развитии произвольной памяти: замедленное запоминание, неточность воспроизведения, плохая переработка воспринимаемого материала. Ученик затрудняется в применении приемов запоминания: смысловая группировка, классификация, что вызывает ряд трудностей при усвоении таких предметов, как биология, история, география, обществознание.

Внимание неустойчиво. (Имя) не способен к длительному напряжению и концентрации внимания на выполняемом задании. Во время уроков рассеян, трудно переключается с одного вида деятельности на другой.

Недостаточный уровень развития словесно-логического мышления проявляется в неумении самостоятельно решать сложные арифметические задачи. Низкий уровень абстрактно-логического мышления затрудняет усвоение программного материала по таким предметам как алгебра, геометрия, физика, химия. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, обобщения, нуждается в развернутой помощи педагога.

У ребенка бедный, недифференцированный словарный запас. Нарушение письменной речи проявляется в большом количестве специфических ошибок (пропуски, замен, недописывания букв), а также в большом количестве ошибок, связанных с неумением применять на практике орфографические правила. Уровень развития связной речи не соответствует программным требованиям, ребенок испытывает сложности при написании творческих письменных работ (сочинений, изложений).

У (имя) не сформированы устойчивые формы самоконтроля и самооценки, не всегда адекватно может оценить результаты своей деятельности. При выполнении трудных заданий принимает помощь взрослого и охотно использует ее, самостоятельно преодолеть трудности не может и не желает. Работоспособность низкая, отмечается быстрая истощаемость организма из-за умственных нагрузок. По мере утомления или неуспешности выполнения задания эмоциональное состояние ухудшается, становится эмоционально неустойчивым: раздражительным, легко возбудимым.

Директор подпись расшифровка

Классный руководитель подпись расшифровка

Педагогическая характеристика ребенка с ЗПР может иметь разное назначение в зависимости от того, с какой целью она составляется. Соответственно меняется и ее основной акцент. Так, педагогическая характеристика необходима при переводе ученика из общеобразовательной школы в специальный коррекционный класс для детей с ЗПР.

Или педагогическая характеристика необходима при переводе ученика из коррекционного класса для детей с ЗПР в массовую школу в результате его значительного продвижения в овладении учебной программой, положительной динамики психического развития и улучшения состояния здоровья.

Педагогическая характеристика также необходима, если ученик стойко не усваивает учебный материал и встает вопрос о пересмотре диагноза; в этом случае она предназначена для медико-педагогической комиссии.

Характеристика должна отражать продвижение ученика в процессе обучения, изменения, происходящее под влиянием специального обучения и воспитания.

Педагогическая характеристика должна содержать следующие разделы:

1) общие сведения об ученике;

2) состояние школьных знаний и навыков;

3) общее развитие ребенка, особенности речи и мышления;

4) особенности учебной деятельности;

5) особенности поведения;

6) характеристика личности;

7) заключение.

В разделе «Общие сведения», помимо формальных данных (даты рождения ребенка и поступления в школу и т. п.), должно быть указано посещал ли детский сад, в какой класс школы, ученик принят, откуда поступил, оставался ли на второй год, когда начал обучаться по программе VII вида (для детей с ЗПР). Следует кратко охарактеризовать семью ребенка.

В разделе «Состояние школьных знаний и навыков» необходимо указать, какой предмет (или предметы) затрудняет ученика, какие разделы он не смог усвоить, какую помощь ему оказывал учитель (в том числе на индивидуально-коррекционных занятиях), ее эффективность. Следует также отметить, какие предметы или разделы программы он усвоил более успешно, какой учебный материал оказался для него наиболее легким. При этом важно описать индивидуальные особенности усвоения знаний - темп мыслительной деятельности ребенка, особенности запоминания (быстрота, осмысленность) и работоспособности, степень самостоятельности, реакция на помощь педагога и др.

При характеристике уровня общего развития следует показать осведомленность ребенка в окружающем (семья, окружающие предметы, простейшие явления природы). Степень полноты и точности таких знаний и представлений послужит материалом для оценки познавательной активности ребенка.

Описание речевого развития школьника должно содержать краткую количественную и качественную характеристику лексического запаса слов; отражать особенности грамматического строя речи - имеется ли аграмматизм и какова степень его выраженности, какие части речи и типы предложений преимущественно используются; затруднения в оформлении речевого высказывания - замедленность, наличие повторов, поиск нужных слов и др. Важно выделить особенности речи ребенка - состояние фонематического слуха, виды ошибок в устной, и письменной речи, их частота. Необходимо указать на наличие и степень стойкости ошибок, специфичных для письменных работ детей, либо отметить отсутствие таковых.

Также следует охарактеризовать способность делать пересказ прочитанного или прослушанного текста. По всем вопросам, касающимся состояния речи, педагог должен советоваться со школьным логопедом, использовать его данные.

Описывая особенности мыслительной деятельности, следует прежде всего остановиться на способности к обобщению, осмыслению материала, на понимании логических связей и отношений, умении выделить существенные признаки предметов, на возможности переключения с одного вида мыслительной деятельности на другой. Нужно указать степень использования ребенком помощи, раскрыть его потенциальные возможности.

Характеризуя особенности учебной деятельности ребенка, необходимо раскрыть следующее: быстрота его включения в работу, устойчивость деятельности (ее продолжительность без отвлечений), затруднения в переключении, темп работы, уровень работоспособности; наличие импульсивности при выполнении заданий, степень самостоятельности и организованности, сформированность навыков самоконтроля и умения оценить выполненную работу.

При описании поведения учащегося следует указать, насколько он дисциплинирован на уроках, на перемене, вне школы; отметить, есть ли двигательная расторможенность (либо заторможенность); описать, какими навыками культурного поведения он владеет.

В разделе «Характеристика личности» освещаются следующие вопросы: учебные и внеучебные интересы школьника, их устойчивость; специальные способности (в области изобразительной деятельности, музыки, спорта и др.), степень адекватности оценки своих возможностей; отношение к учебе и общественным поручениям, к товарищам и взрослым (в том числе к родителям). Следует указать любимое занятие в свободное время, преобладающий фон настроения, отношение к неудачам в учебе, к похвале или порицанию, обидчивость, склонность к жалобам.

Заключительный раздел характеристики как бы суммирует и оценивает все самое существенное в ребенке, отмеченное в предыдущих разделах. Здесь педагог должен выделить черты характера и особенности личности ребенка, которые он оценивает как положительные или как отрицательные, а также указать на особенности, которые мешают ему овладеть знаниями, и на предполагаемые причины этого. Необходимо также определить степень его готовности к обучению по программе следующего учебного года.

Характеристика, написанная для медико-педагогической комиссии, должна освещать стороны, важные в плане дифференциальной диагностики. Здесь в первую очередь следует показать конкретные затруднения ученика в овладении школьной программой, особенности его мыслительной деятельности (темп, способность к обобщению, к осмыслению учебного материала, возможности использования помощи и осуществления переноса), состояние работоспособности ребенка, результаты индивидуальной работы с ним.

3.3 Формы учета данных о динамике личностного развития детей

Дневник наблюдений

Для успешного изучения детей и использования его данных в целях коррекционной работы очень важное значение имеет систематическое накопление материала, характеризующего облик каждого ученика, его развитие, личностные особенности.

Учителя пользуются различными формами учета данных о развитии, продвижении учащихся. Одной из форм текущего учета таких данных являются дневники наблюдений.

Остановимся на тех требованиях, которым должны удовлетворять дневники наблюдений.

Главным требованием является содержательность. Записи, которые делает учитель в дневнике наблюдений, должны носить не случайный характер, а фиксировать наиболее важные и характерные данные, раскрывающие индивидуальность школьника, его развитие, свойственные ему особенности. Учителю, конечно, не следует записывать в дневник все подряд им наблюдаемое, а следует отбирать наиболее яркие факты. При этом надо, прежде всего, сосредоточить внимание на тех особенностях школьника, о которых говорит «программа изучения учащихся». Записи о каждом ученике будут делаться при этом примерно раз в одну-две недели. Не следует устанавливать

строгую периодичность записей. Однако необходимо помнить одно безусловное требование: не запускать фиксацию наблюдений.

Делая записи в дневнике наблюдений, важно соблюдать точность, следует записывать именно то, что фактически произошло. Притом не в обобщенном виде, а во всей конкретности наблюдавшихся событий. Описывая проявления учащихся, необходимо отметить и ту обстановку, в которой они имели место. В дневниковых записях не следует увлекаться обобщенными оценками наблюдаемых фактов; это задача последующего этапа - составления педагогической характеристики. Дневниковые же записи должны обеспечить возможно более точный и объективный материал для последующего обобщения.

Записи следует делать в дневнике по возможности сразу же после того, как что-то произошло, или во всяком случае в тот же день. Если учитель откладывает фиксацию наблюдений, ему приходится делать записи по памяти, а это чревато искажением фактов, появлением неточностей и т.п.

Большинство учителей используют для дневника наблюдений одну общую тетрадь, где на каждого учащегося отводится некоторое количество страниц. На первой странице раздела, выделенного для данного ученика, обозначаются его фамилия, имя. Последующие страницы заполняются записями наблюдений. Возможен такой способ ведения дневника, при котором в одной сплошной записи фиксируются наблюдаемые особенности учащихся и действия, предпринимаемые педагогом.

Можно располагать записи и по-другому. В этом случае каждая страница делится на три графы: в первой проставляется дата наблюдения; вторая графа отводится для записей о данном учащемся; в третьей графе указываются те педагогические мероприятия, которые намечены или проведены учителем, их результат.

Такая форма дневника наблюдений имеет то преимущество, что подчеркивает действенную педагогическую направленность работы учителя по изучению учащихся.

Приведем пример такого способа записей.

Педагогическая характеристика

Педагогическая характеристика школьника является своеобразным обобщением результатов его учения и развития.

Педагогические характеристики составляются учителем ежегодное составление характеристик учащихся - это подведение результатов педагогической работы за год на качественном уровне. Составляя характеристики, учитель получает возможность еще раз оглянуться на путь, пройденный учеником за год; проанализировать те трудности, которые были преодолены, а какие еще предстоит преодолеть; продумать те методы и средства, ту педагогическую стратегию, которые целесообразны в отношении данного ученика в будущем.

Систематизация разнообразного материала, накопленного в процессе изучения школьника, может быть двоякой и обусловливать два различных способа оформления характеристики.

Первый способ - когда в характеристике представлена сводка фактических данных, полученных разными методами, в известной последовательности, в порядке принятой программы. Такой подход целесообразен при составлении начальной, исходной характеристики учащегося. После сводки данных о ребенке учитель делает резюме об уровне его готовности к школьному обучению, о направлениях индивидуального подхода к ребенку в процессе учебно-воспитательной работы.

Второй способ - когда учитель, приступая к составлению характеристики, не придерживается программы, а сразу же выдвигает те положения, которые, по его мнению, в наибольшей степени характеризуют ребенка на данном этапе его развития. Выводы, к которым приходит педагог, он подкрепляет фактами, имеющимися в его распоряжении. Такой способ оформления документа предпочтительнее при составлении ежегодных характеристик учащихся. Он позволяет наиболее выпукло представить изменения, происходящие в облике ученика, в его развитии, в усвоении им знаний и умений на протяжении года. Этот способ оформления характеристик более труден, однако он дает образцы более полных, связных и законченных характеристик, где разрозненные факты приведены в единое целое, где ребенок представлен живой, полнокровной личностью.

При любом способе оформления характеристики в ней должен быть представлен не только ребенок, но и те педагогические меры, которые предпринимал учитель для преодоления трудностей, а также эффективность этих мер.

Следует предостеречь учителей от нередко встречающейся еще, к сожалению, практики составления характеристик без опоры на фактические данные. Не располагая записями наблюдений и другими документальными материалами или не обращаясь к ним при составлении характеристики, педагог пишет ее на основании своих общих представлений о ребенке и того, что может припомнить в данный момент. Само собой разумеется, что такая характеристика будет страдать субъективизмом, не сможет служить той цели, ради которой составляется, углублению знаний о ребенке, использованию их в процессе обучения.

Журнал коррекционной работы

Учителям, работающим в системе коррекционно-развивающего образования, рекомендуется вести специальный журнал коррекционной работы. В журнале должны найти отражение результаты выполнения школьниками учебно-диагностических работ, которые проводятся учителем с целью получения объективной информации об уровне их учебной деятельности и усвоении ими предметных знаний, умений и навыков. Такая информация, отражающая особенности учения и развития каждого ученика, служит основой построения индивидуальной, дифференцированной и фронтальной коррекционной работы на уроках и во время внеурочных занятий с детьми.

Принципом, на котором должно строиться оформление журнала, является качественная характеристика требований, предъявляемых к результатам учения и развитию школьников, а также к той степени соответствия им, которой достигает на определенных этапах обучения каждый ученик.

Требования, предъявляемые к результатам обучения школьников, выстраиваются в соответствии с логикой развертывания коррекционно-развивающей работы и содержанием основных учебных предметов. Эти требования должны быть представлены в виде конкретных деятельностных, общеучебных и частнопредметных умений, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения.

Диагностика овладения этими умениями осуществляется с помощью различных видов учебно-диагностических заданий. Последние объединяются в два основных типа: задания, построенные на неучебном материале (I тип), и задания, построенные на учебном материале (II тип).

Педагогическое диагностирование должно проводиться регулярно, с интервалом приблизительно в месяц. Такая регулярность позволяет фиксировать этапные результаты всегда растянутого во времени процесса усвоения умений и, отталкиваясь от них, намечать содержание последующей коррекционной работы.

В зависимости от того, каков характер задания, а также от того, какое именно умение или группа умений являются объектами контроля, оценка результатов выполнения заданий производится по-разному.

Чаще всего оценка выражается в форме обозначения уровня владения умениями: 1-й уровень - умением овладел; 2-й уровень - умением в основном овладел; 3-й уровень - умением овладел частично; 4-й уровень - умением не овладел. Такой способ оценки возможен, например, когда материал позволяет использовать четко фиксируемое количество заданий, предусматривающих применение конкретного способа действий. Правильное выполнение всех заданий позволит оценить овладение умением 1-м уровнем, преобладающей части их - 2-м уровнем. В том случае, когда правильно выполнена лишь половина или около половины заданий, степень овладения умением оценивается 3-м уровнем. Наконец, когда большая часть заданий выполнена неверно - 4-м уровнем.

В ряде работ удобнее бывает указать количество допущенных ошибок. Такой способ оценки является традиционным при анализе, например, диктантов. Уровень усвоения каждого частного умения при этом определяется тем же способом.Оценка может включать в себя также указание на ту степень помощи, которая потребовалась учащемуся в процессе выполнения работы.Наряду с фиксацией успешности ребенка в овладении отдельными умениями или группой умений все диагностические работы, выполняемые на неучебном материале, а отдельные и на учебном, целесообразно оценивать еще по одному чрезвычайно важному критерию - времени, которое потребовалось на их выполнение. Динамика этого показателя при сравнении его с соответствующими средними цифрами по классу информативна. Она в самом обобщенном виде отражает те изменения (благоприятные или неблагоприятные), которые происходят в познавательной деятельности и психических функциях у данного ребенка в ходе учебного процесса.Сравнивая результаты, достигаемые каждым учащимся в овладении конкретным умением, от первой диагностической работы к последующим, учитель получает наглядную картину продвижения ученика в овладении данным умением. Одновременно педагог каждый раз наглядно видит и те индивидуальные пробелы в формировании психофизиологических и психологических компонентов учебной деятельности, которые сдерживают продвижение ученика в учении и над устранением которых предстоит специально работать.Таким образом, являясь носителем объективной качественной информации о состоянии и динамике развития познавательной деятельности и об усвоении учебного материала каждым ребенком, журнал становится для учителя надежной формой обратной связи, помогающей ему в реализации коррекционно-развивающей, диагностической и обучающей функций нового типа обучения.

Надежда Лебедева
Динамика достижений в образовательных областях

Мониторинг был проведён, опираясь на «Программу воспитания и обучения» под ред. М. А. Васильевой, B.В. Гербовой, Т. С. Комаровой, (средняя, старшая группы, и основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (подготовительная группа)

Мониторинг, то есть система оценки качества воспитательно – образовательного процесса позволяет отследить динамику развития каждого ребенка, оценить успешность усвоения принятой программы, определить направления работы педагогического коллектива детского сада. Поэтому проводится диагностика в начале и в конце учебного года по всем разделам программы. По каждому разделу определены критерии оценивания. Усвоение программного материала определяется трехбалльной системой оценивания.

Составляется сводная таблица (количественный и качественный анализ выполнения программных требований). Определяется средний балл по каждому разделу:

СРЕДНИЙ БАЛЛ = _А__

А – сумма итоговых баллов каждого ребенка

В – число детей

С – число критериев раздела

Критерии:

1,0- 1,5 – низкий уровень

1,6- 2,4 – средний уровень

2,5- 3 – высокий уровень

Анализ результатов мониторинга освоения детьми разделов программы по направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому показал достаточно хорошие результаты в освоении детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Образовательная область «Здоровье» и «Безопасность» :

Комплексная диагностика формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения показала, что ребята проявляют интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения; получают удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры. Наблюдается положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания; проявляется интерес к самопознанию.

Ребята старшего возраста научились переносить здоровьесберегающие знания в жизненную повседневную практику, например в сюжетно-ролевую игру или проблемную жизненную ситуацию; усвоили правила безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

В подготовительной к школе группе дети имеют полные, точные представления об источниках опасности и мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения.

Образовательная область «Физическая культура»:

Анализ результатов диагностики развития физических качеств и освоения основных движений у воспитанников показал положительную динамику.

Увеличились результаты по прыжкам в длину с места, по броскам набивного мяча, при метании мешочка вдаль, а так же возросли показатели челночного бега, координационных способностей и гибкости. В целом, в процессе систематической физкультурно-оздоровительной работы, дошкольники успешно овладели всеми основными движениями в соответствии с возрастными особенностями каждой группы.

Положительной динамике образовательной области «Физическая культура» способствовало:

Наличие квалифицированного, творческого воспитателя по физической культуре;

Систематическое проведение организованных форм работы: занятий, кружка с ЧБД, индивидуальной работы, спортивных досугов и развлечений.

Дети очень полюбили заниматься физкультурой, играть в различные спортивные игры, могут сами организовывать подвижные игры.

Образовательная область «Социализация»:

Работа по освоению образовательной области проводилась на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности в интересной игровой форме. Организация воспитателем жизненных и игровых ситуаций, обеспечивали детям освоение опыта поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым. Это организация сюжетно-ролевых игр, связанных с отражением семейных отношений, элементарного профессионального взаимодействия взрослых, режиссерские игры, в ходе которых дети осваивали способы ролевого поведения: называли свою роль и общались к сверстникам по именам игровых персонажей.

Динамике в образовательной области «Социализация» способствовало: - проведение кружка «Ручеек» экологической направленности, где дети вместе проводили опыты, наблюдали за природными объектами, находили те или иные ответы на вопросы, учились договариваться, согласовывать свои желания и интересы с партнёром;

Систематическая работа в группе: занятия, беседы, игры по формированию доброжелательных взаимоотношений;

Коррекционная работа психолога;

Психотренинг;

Экскурсии по знакомству с достопримечательностями посёлка, чтение литературы, беседы.

Образовательная область «Труд»:

Во всех возрастных группах прослеживается положительная динамика в освоении детьми образовательной области «Труд». Наблюдается осознанное бережное отношение к предметному миру. Ярко выражен интерес к познанию трудовой деятельности взрослых. Повседневное поведение ребят говорит об их трудолюбии, бережливости и добросовестности.

Образовательная область «Познание»:

Анализ работы по образовательной области «Познание» показал:

На сентябрь 2009 года дети показали низкий результат знаний по ознакомлению с окружающим. Особенно слабые знания о родной стране, космосе, профессиях.

Недостаточно высокий уровень развития конструктивных способностей детей. Это в первую очередь связанно с материально – технической базой детского сада (недостаточным количеством конструкторов). Следует запланировать пополнение методического материала наборами конструкторов.

В результате проведённой работы: наблюдения, занятия, беседы, чтение, экскурсии и т. д., на май 2012 года результаты значительно изменились.

Значительный скачок произошёл в овладении детьми математическими понятиями и представлениями. Дети хорошо разбираются в составе числа, решают задачи, примеры, любят играть в игры-головоломки, отгадывают ребусы, т. д. Немного отстаёт ориентировка во времени: путаются в последовательности названий месяцев года.

У ребят всех возрастных групп повысилась исследовательская активность. Показатели экологической воспитанности: экологические знания, познавательная деятельность, практическая деятельность (уход за растениями, отношение к знакомым объектам ближайшего окружения к концу года стали выше.

Образовательная область «Коммуникация»:

Во всех возрастных группах прослеживается положительная динамика. К концу года во всех группа количество ребят с высоким и средним уровнем развития коммуникативных способностей стало больше. Дети свободно владеют основными коммуникативными умениями, используют их адекватно ситуации, умеют пользоваться формами речевого этикета: умеют вступать в разговор со знакомыми и незнакомыми людьми, поддерживать и завершать общение (слышать и слушать, переспрашивать, возражать, оценивать и т. д.)

Но необходимо ещё обращать внимание на развитие связной речи, лексико-грамматических средств языка, интонационную выразительность речи. Уровень качества развития повысился благодаря проведению систематических как фронтальных, так и индивидуальных занятий, коррекционной работе с детьми учителя-логопеда, проведения бесед, игр, упражнений, экскурсий.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

Так же во всех группах прослеживается положительная динамика.

Дети среднего возраста к концу года улучшили свои познавательные умения: научились сосредоточенно слушать чтение и рассказывание взрослого, не отвлекаться, выслушивать произведение до конца; речевые умения: с удовольствием запоминают и воспроизводят стихи, активно участвуют в играх по литературным сюжетам, в хороводах, инсценировках.

Дети старшего возраста самостоятельно называют 5 любимых сказок. Проявляют активный интерес к слушанию, рассказыванию, охотно пересказывают сказки, сохраняя сюжет.

Образовательная область «Художественное творчество»:

В образовательной области «Художественное творчество» у детей тоже наблюдается динамика. Дети полюбили рисовать, заниматься аппликацией, особенно по нетрадиционным технологиям, стало больше работ сюжетных, с проявлением детского творчества, улучшилась моторика детей, изобразительные навыки и умения. Я считаю, что необходимо больше уделять внимания знакомству с творчеством художников и народно – прикладного искусства.

Образовательная область «Музыка»:

За прошедший учебный год наблюдается значительная динамика в развитии музыкальных способностей детей.

Увеличился процент детей, которые стали лучше понимать и воспринимать музыку. Дети стали лучше двигаться под музыку, научились чувствовать музыкальные фразы, их окончания, слышать и чувствовать ритм, ритмические рисунки, передавая их в движении и игре на музыкальных инструментах. Овладели певческими навыками, научились петь песни в разных жанрах и характерах: народные, патриотические, протяжные, вальсовые, эстрадные и др.

На основе анализа воспитательно - образовательной деятельности по музыкальному воспитанию, можно сделать вывод, что на положительную динамику развития у детей музыкальных способностей оказало:

Своевременное, регулярное планирование работы музыкального руководителя;

Систематическое проведение музыкальных развлечений и досугов.

В итоге, исследуя в течение трёх лет показатели результативности проделанной работы, на основании проведённых диагностик уровня развития детей, выявлена стабильно положительная динамика уровня усвоения программного материала в соответствии с возрастными особенностями каждой группы.

Результаты диагностирования детей подтвердили эффективность проделанной работы, а так же то, что программы, используемые в детском саду, способствуют всестороннему развитию личности ребенка

учёта динамики развития ребенка

    Индивидуальная карта учета динамики развития ребенка (далее – Карта) составляется на каждого обучающегося, воспитанника, имеющего заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).

    Образовательное учреждение разрабатывает и утверждает локальный акт, в котором отражается порядок ведения и хранения Карты, доступа к содержащейся в ней информации. Работа с Картой организуется с соблюдением Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152 «О персональных данных».

    Карта отражает динамику развития ребенка в течение каждого учебного года и хранится в образовательном учреждении до завершения ребенком образования в данном образовательном учреждении.

    Карта выдается родителям (законным представителям) при направлении ребенка на обследование специалистами ПМПК, при переходе обучающегося, воспитанника в другое образовательное учреждение, при завершении общего образования.

Структура Карты

    Титульный лист (заполняется ответственным лицом, назначенным в соответствии с локальным актом образовательного учреждения).

    Социальная карта семьи (заполняется классным руководителем или социальным педагогом).

III. Заключение ПМПк (заполняется куратором сопровождения по итогам проведения первого заседания ПМПк в учебном году).

    Программа комплексного сопровождения ребенка (цель сопровождения формулируется всеми участниками сопровождения; задачи – каждым участником сопровождения).

    Индивидуально-психологические особенности (информация педагога-психолога).

    Познавательные процессы (информация учителя-дефектолога).

    Речевое развитие (информация учителя-логопеда).

    Информация классного руководителя, социального педагога.

IX. Результаты, достигнутые по завершении этапа сопровождения, оценка эффективности проделанной работы (заполняется куратором после проведения ПМПк по итогам учебного года).

МКОУ «Линевская школа-интернат»

(201_/201_ учебный год)

Фамилия ______________________________

Форма Карты

Наименование образовательного учреждения

Индивидуальная карта учёта динамики развития ребенка

(201_/201_ учебный год)

Имя ________________________________________________________________

Отчество ____________________________________________________________

Возраст _____________________ Дата рождения __________________________

Адрес ______________________________________________________________

Телефон_____________________________________________________________

Из какого образовательного учреждения прибыл __________________________

____________________________________________________________________

ФИО родителей (законных представителей) ______________________________

____________________________________________________________________

Куратор сопровождения (ФИО, должность, дата назначения)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. Социальная карта семьи

Сколько детей в семье / в т.ч. семье опекуна ______________________________

Какой ребенок по счету в семье / в т.ч. семье опекуна ______________________

С кем ребенок проживает ______________________________________________

____________________________________________________________________

Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, свой письменный стол, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т.п.) ________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Кто из взрослых:

Помогает делать домашние задания_____________________________________

____________________________________________________________________

Находится с ребенком в случае болезни__________________________________

____________________________________________________________________

Провожает и встречает из школы _______________________________________

____________________________________________________________________

Гуляет с ребенком ___________________________________________________

____________________________________________________________________

Помогает решать конфликты __________________________________________

____________________________________________________________________

Что-либо другое _____________________________________________________

____________________________________________________________________

III . Заключение ПМПк

Дата ПМПк ____ _____________________________________________________

Причина проведения: ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(возможные формулировки:)

    мониторинг динамики развития ребёнка;

    определение основных направлений коррекционно-развивающей работы;

    определение дальнейшего образовательного маршрута ребёнка;

    корректировка образовательной программы в соответствии с психофизиологическими особенностями ребёнка с ОВЗ по усвоению программного материала;

    составление комплексной программы сопровождения.

Заключение: _______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(возможные варианты записей:)

    Провести для родителей дополнительную консультацию с целью их включения в коррекционно-развивающий процесс;

    (прописать конкретные направления работы специалистов);

Куратор сопровождения (ФИО, подпись)

Специалисты (ФИО, подписи)

* В случае необходимости в течение учебного года проводятся дополнительные консилиумы для корректировки программы сопровождения

I V. Программа комплексного сопровождения

____________________________________________________________________

(фамилия, имя ребенка, класс)

Цель сопровождения: _________________________________________________

Задачи: _____________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

План мероприятий по сопровождению

Участник сопровождения*:

сопроводительные мероприятия

Сроки реализации

Периодичность (общее количество, частота и длительность занятий)

Отметка о выполнении

* Участники сопровождения: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, другие специалисты, родители (законные представители)

V . Индивидуально-психологические особенности

Особенности

Результаты

Инициативность (по ведущей деятельности)

По результатам наблюдений

    Самостоятельно выступает зачинателем нового дела

    Редко сам начинает какое-либо новое дело

    Никогда не выступает начинателем нового дела

Круг общения, коммуникативные качества

    Принимаемый

    Предпочитаемый

    Изолированный

    Отверженный

Предпочитаемый круг общения:

    Сверстники

    Ребята младше по возрасту

    ______________________________

Занимаемая позиция в классе, группе:

    Принимаемый

    Предпочитаемый

    Изолированный

    Отверженный

Предпочитаемый круг общения:

    Сверстники

    Ребята младше по возрасту

    Приблизительное количество друзей_________

    Дружит с _______________________

    ______________________________

Контактность (как коммуникативное качество)

По результатам наблюдений, бесед

Дистанцию в общении:

    Соблюдает

    Чувство дистанции снижено

    Не соблюдает

    Легко и охотно вступает в контакт (всегда, как правило, время от времени, в зависимости от настроения)

    Контактирует только при необходимости

    Замкнут, необщителен, не идет на контакт

Дистанцию в общении:

    Соблюдает

    Чувство дистанции снижено

    Не соблюдает

МОТИВАЦИЯ

По результатам наблюдений, анкеты Лускановой, методики «Беседа о школе» Нежновой

    Хорошая школьная мотивация

    Низкая школьная мотивация

    Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности

    Хорошая школьная мотивация

    Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами

    Низкая школьная мотивация

    Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

Агрессивность

По результатам наблюдений, опросника для педагогов Г.Лаврентьева, Т. Титоренко

    Признаки агрессивности ярко проявляются в поведении ребенка

    Признаки агрессивности присутствуют в поведении ребенка

    Признаки агрессивности в поведении ребенка не проявляются

    Агрессивность проявляется по отношению к ____________

    Преобладает вербальная/невербальная/ физическая / скрытая/явная агрессия

    Агрессивность носит ситуативный характер/проявляется как устойчивая черта характера

Возбудимость

По результатам наблюдений

    Эмоционально уравновешен

    Проявляется в виде аффектов

    Проявляется во время _______

    Всегда спокоен, не бывает сильных эмоциональных вспышек

    Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки

    Эмоционально уравновешен

    Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям

    Проявляется в виде аффектов

    Проявляется во время _______

Самооценка и уровень притязаний

По результатам наблюдений, методики «Лесенка»

    низкая самооценка;

    адекватная самооценка;

    завышенная самооценка

    низкий уровень притязаний

    высокий уровень притязаний

    средний уровень притязаний

    низкая самооценка;

    адекватная самооценка;

    завышенная самооценка

    низкий уровень притязаний

    высокий уровень притязаний

    средний уровень притязаний

АДАПТАЦИЯ

    Полная адаптация

    Дезадаптация

    Полная адаптация

    Частичная адаптация, угроза дезадаптации

    Дезадаптация

наблюдается / не наблюдается положительная / отрицательная динамика по показателям:____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VI . Познавательные процессы

Особенности

Результаты входящей диагностики (начало учебного года – дата)

Результаты

итоговой диагностики (окончание учебного года – дата)

Пространственное

По результатам методик «Разрезные картинки», «Графический диктант»

    Право-лево не дифференцирует

    Право-лево дифференцирует

    складывает самостоятельно

    с ____________ помощью

    с опорой на образец

    Право-лево не дифференцирует

    Право-лево дифференцирует

Фигуру (картинку) из___ частей «___________________»:

    складывает самостоятельно

    с ____________ помощью

    с опорой на образец

По результатам методик

Времена года:

их последовательность:

    устанавливает

    не устанавливает

    устанавливает неверно

Дни недели:

Время по часам _____________

Времена года:

их последовательность:

    устанавливает

    не устанавливает

    устанавливает неверно

Месяцы, их сезонную отнесённость:

Дни недели:

Время по часам _____________

Зрительное

По результатам методик «Зашумлённые изображения», «Наложенные изображения»

Цвета спектра:

Геометрические фигуры:

    называет

    не называет

    называет неверно

    узнаёт ___из____

    не узнаёт

Цвета спектра:

Геометрические фигуры:

    называет

    не называет

    называет неверно

Перечёркнутые, наложенные изображения:

    узнаёт ___из____

    не узнаёт

Слуховое

Сложную инструкцию:

    воспринимает

    не воспринимает

Сложную инструкцию:

    воспринимает

    не воспринимает

    Постоянно / иногда / требуется упрощение / дробление / повторение инструкции

Устойчивость

По результатам методик «Корректурная проба», «таблицы Шульте»

    Большое количество ошибок

    Небольшое количество ошибок

    Единичные ошибки

    Не допускает ошибок

Внимание _______________

Воспроизводит ряд из ___ чисел в прямом порядке, из ___ чисел в обратном порядке

В корректурной пробе допускает

    Большое количество ошибок

    Небольшое количество ошибок

    Единичные ошибки

    Не допускает ошибок

Внимание _______________

Продолжительность

По результатам методик

Продолжительность внимания

___________________________

Продолжительность внимания

___________________________

Переключаемость

По результатам методик

    Требуется большое количество времени для переключения на другую деятельность

    Требуется время для переключения

    Быстро переключается на другую деятельность

Распределение

По результатам методик

    Способен распределять внимание на несколько объектов или видов деятельности

    Испытывает трудности распределения внимания

    Не может распределять внимание на 2 и больше объекта (вида деятельности)

Зрительная

По результатам методик «Запоминание фигур (картинок)»

Воспроизводит ___ стимулов из ___

Слуховая Кратковременная

По результатам методик «10 слов» Лурия

    Нарушение порядка

    Новые слова

Кривая заучивания 10 слов _________________

    Нарушение порядка

    Новые слова

Долговременная

По результатам методик «10 слов» Лурия,

    Нарушение порядка

    Новые слова

Отсроченно воспроизводит ____ слов

    Нарушение порядка

    Новые слова

Обобщение

Сравнение

По результатам методик «Последовательность событий», «Исключение лишнего», «Аналогии (простые, парные, сложные)», «Понимание прочитанного текста», «Предметная классификация»

    Не производит

Последовательность событий:

    Понимает смысл прочитанного

    Понимает частично

    Пересказывает самостоятельно

    Пересказывает с помощью

    Не пересказывает

Классификацию, обобщение, сравнение предметов, понятий, исключение лишнего (в вербальном или невербальном вариантах):

    Производит самостоятельно, с опорой на существенные признаки

    Производит с ___________ помощью, опираясь на несущественные признаки

    Производит только в простых вариантах

    Не производит

В вербальных / невербальных аналогиях:

    Устанавливает смысловые связи, руководствуясь объективными признаками

    Устанавливает связи с ___________ помощью, наблюдается «сползание» на ассоциации

    При установлении связей руководствуется конкретными ассоциациями

    Причинно-следственные связи установить не может

Последовательность событий:

    Устанавливает самостоятельно, скрытый смысл понимает

    Устанавливает с ошибкой (ошибками), скрытый смысл понимает частично

    Не устанавливает, смысла не понимает

    Прочитанный текст (читает самостоятельно да или нет)

    Понимает смысл прочитанного

    Понимает частично

    Пересказывает самостоятельно

    Пересказывает с помощью

    Не пересказывает

Выводы по итогам проведенной работы: наблюдается / не наблюдается положительная / отрицательная динамика по показателям:__ _________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VII . Речевое развитие

Цель диагностики:

Входная диагностика:

Итоговая диагностика:

Определить уровень речевого развития ребенка младшего школьного возраста на момент начала работы

Определить уровень речевого развития ребенка младшего школьного возраста по итогам работы

Задачи диагностики:

Определить уровень сформированности двигательных функций артикуляционного аппарата

Определить динамику развития уровня сформированности двигательных функций артикуляционного аппарата

Определить уровень сформированности двигательных функций мелкой моторики пальцев рук

Определить динамику развития уровня двигательных функций мелкой моторики пальцев рук

Определить уровень сформированности звукопроизношения

Определить динамику развития уровня сформированности звукопроизношения

Определить уровень сформированности фонематических процессов

Определить динамику развития уровня фонематических процессов

Определить уровень сформированности звукового анализа

Определить динамику развития уровня звукового анализа

Определить уровень сформированности словарного запаса

Определить динамику развития уровня словарного запаса

Определить уровень сформированности грамматического строя

Определить динамику развития уровня грамматического строя

Определить уровень сформированности связной речи

Определить динамику развития уровня связной речи

Определить уровень сформированности пространственной ориентировки

Определить динамику развития уровня сформированности пространственной ориентировки

Предъявляемые задания

Результаты входящей диагностики (начало учебного года – дата)

Результаты

итоговой диагностики (окончание учебного года – дата)

Двигательные функции артикуляционного аппарата

Уровень сформированности двигательных функций

Заключение

Мелкая моторика пальцев рук

Уровень сформированности мелкой моторики пальцев рук

Заключение

Звукопроизношение

Уровень сформированности звукопроизношения

Заключение

Фонематический слух и восприятие

Уровень сформированности фонематических процессов

Заключение

Словарный запас

Уровень сформированности словарного запаса

Заключение

Грамматический строй речи

Уровень сформированности грамматического строя речи

Заключение

Связная речь

Уровень сформированности связной речи

Заключение

Пространственная ориентировка

Уровень сформированности пространственной ориентировки

заключение

Анализ речевого развития ребенка

По результатам входной диагностики

По результатам итоговой диагностики

Речевое заключение ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы. Выявленные проблемы. Пути их решения ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Информация классного руководителя, социального педагога

ФИ ребенка _______________________________________________________________

Класс _______________________ Учебный год _________________________________

Участие в программах дополнительного образования

Мероприятия

Название, роль

Достижения

Проектная деятельность

Профессиональное ориентирование

Конкурсы

Олимпиады

Внеурочные мероприятия (посещение музеев, театров, концертов и др.)

Параметры контроля

Начало года

Конец года

Самообслуживание, самостоятельность

Отношение к учёбе

Отношение к выполнению поручений

Посещение библиотеки

Выводы. Выявленные проблемы. Пути решения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Результаты, достигнутые по завершении этапа сопровождения,

оценка эффективности проделанной работы за учебный год

Дата итогового консилиума ________________________________________________________

Результаты и эффективность сопровождения _________________________________________ ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решение. Рекомендации __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Куратор сопровождения (подпись)

Подпись родителей (законных представителей) _________________________________

Дата «___»___________ 201__ г.

 Показатели для анализа динамики развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья по итогам обучения и воспитания Лаврова Г.Н. Южно-Уральский государственный университет, Челябинск На практике остро стоит вопрос о технологиях анализа итогов усвоения ребенком образовательной и индивидуальной программ. Анализ продвижения ребенка позволит своевременно скорректировать выбранные методы и приемы, целенаправленно и качественно осуществлять коррекционно-образовательный процесс в дошкольном учреждении. Современная ситуация в системе образования побуждает к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим повышается значимость психолого-медико-педагогической помощи детям в условиях образовательного учреждения. Это предполагает деятельность психолого-педагогического консилиума, деятельность которого осуществляется на основе Положения о ПМПк (консилиуме), методических рекомендаций Министерства Образования Российской Федерации "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения" от 27.03.2000г. №127/901-6. Согласно, Положения о ПМПк (консилиуме) на основе полученных результатов диагностического изучения ребенка всеми специалистами дошкольного учреждения и рекомендаций районной ПМПК разрабатывается его индивидуальная коррекционно-развивающая программа. По итогам обучения и воспитания в районный отдел образования или ПМПК подается информация о динамике развития детей в соответствии с указанным в рекомендациях ПМПК сроком контроля динамики развития ребенка, при отсутствии конкретных указаний - не реже одного раза в год или по востребованию. С этой целью вводится новый вид документа - лист динамики развития ребенка. Этот документ заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания ребенка за определенный период времени. В структуру листа динамики развития ребенка предлагаем включать: разделы индивидуальной коррекционно-развивающей программы (логопедическая, педагогическая и психологическая коррекция), характеристика динамики развития ребенка по данным разделам, рекомендации, заключение об эффективности коррекционно-развивающей работы за данный промежуток времени и учебный год. На основе рекомендаций Грибановой Г.В. введены в сочетании с уровневой оценкой следующие виды динамики развития ребёнка: положительная (высокий уровень), положительная динамика (выше среднего уровень), относительно положительная (средний уровень), незначительная (низкий уровень), отрицательная, волнообразная, избирательная и др. . Известно, что динамика развития ребенка зависит от выраженности нарушения; объёма нарушений (их локальности или тотальности, системности); механизма, причин нарушений психической деятельности . Но данные критерии учитываются при определении соответствующего типа учреждения и Программы обучения и воспитания ребенка. Поэтому предполагается, что каждый ребенок воспитывается и обучается в учреждении или в группе в соответствии своих возможностей. Отсюда следует необходимость уточнить показатели, которые помогут специалистам учреждения определить качественную характеристику динамики развития ребенка, т.е. результаты в усвоении содержания определенного раздела специальной (коррекционной) программы, а также в усвоении содержания индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Практика показала, что основными показателями динамики развития ребенка могут быть : 1- Успешность, продуктивность ребенка в определенном виде детской деятельности (уровень усвоение содержания какого-либо раздела образовательной или индивидуальной программы); 2- Интерес к деятельности: устойчивость, активность и самостоятельность познавательных интересов ребенка; 3- Умение воспроизводить учебный материал (умения, навыки) полно и точно (умение пользоваться специальными приемами запоминания: группировка, классификация, составление плана, выделение опорных слов - отмечается для детей, поступающих в школу); 4- Умение сосредоточенно и увлеченно работать (устойчивость внимания, и его сохранность в течение занятия) с учетом возрастных нормативов и индивидуальных возможностей; 5- Уровень сформированности интеллектуальных умений: 5.1.- умение удерживать поставленную задачу до окончания деятельности (целенаправленность деятельности) с учетом возрастных нормативов и индивидуальных возможностей; 5.2.- умения анализировать образец задания; 5.3.- умение спланировать свою деятельность и подбирать необходимые средства, определять последовательность действий; 5.4. - умение критически оценить полученный результат, сравнивая его с образцом, умение видеть и исправлять ошибки в работе; 5.5.- умение рассказать о последовательности выполнения работы (дать словесный отчёт самостоятельно или по наводящим вопросам взрослого). 6- Умение самостоятельно выполнить задание (ориентировочно-познавательная деятельность: хаотичные действия, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительное соотнесение) на основе учета возрастных показателей; 7- Усвоение общественного опыта, знаний, умений (способы: совместные действия взрослого и ребенка, по подражанию, по образцу, по словесной инструкции) и их соответствие возрастным показателям; 8- Умение осуществлять перенос усвоенного способа действия в новые условия (обучаемость) (при необходимости отметить какие виды помощи, необходимы для усвоения знаний ребенком); 9- Умение выражать свои знания, мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях (актуализация имеющихся знаний их системность, осмысленность) на основе учета возрастных показателей; 10- Умение самостоятельно применять полученные знания в разных видах творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной деятельности и называть доступные источники получения знаний и опыта (думает, сомневается, обращается за разъяснениями к взрослому, сверстнику; книге, телевизору, компьютеру как источникам информации), т.е. деятельностная и информационная компетентность ребёнка (увидел, услышал, потрогал, нашел, сделал, рассказал и пр.). Анализ деятельности ребенка предлагается проводить на основе учета возрастных нормативов по каждому разделу образовательной программы и индивидуальной, уровня его самостоятельности и видов оказываемой ему помощи. Оценка каждого раздела осуществляется в баллах: 0 баллов: ребёнок не демонстрирует умение; (необходима постоянно массивная обучающая помощь, нуждается в постоянном контроле со стороны взрослого или ребенок не может усвоить содержание того или иного раздела образовательной или индивидуальной программ в силу тяжести дефекта или других факторов). 1 балл: ребёнок демонстрирует умение в единичных случаях, (необходима обучающая помощь, нуждается в постоянном контроле со стороны взрослого, или постоянно обращается за его помощью, отмечается удовлетворительный уровень усвоения содержания разделов образовательной или индивидуальной программ); 2 балла - ребёнок демонстрирует умение, но отмечаются неточности, ошибки или незначительное отставание от возрастных нормативов, достаточная степень самостоятельности, (иногда необходима организующая или стимулирующая помощь), а также характерен хороший уровень усвоения содержания разделов образовательной или индивидуальной программ; 3 балла - ребёнок демонстрирует умение постоянно, отмечается высокая степень самостоятельности. Показатели соответствуют или опережают возрастные нормативы и характерен высокий уровень усвоения разделов образовательной и индивидуальной коррекционно-развивающей программ. В некоторых случаях ребенку необходима стимулирующая помощь ("молодец", "у тебя получится", "постарайся вспомнить" и т. п.). Раздел "Динамика" выше описанного документа заполняется на основании контрольных занятий, анализа детских работ, индивидуальных планов, диагностического изучения ребенка, как за первое, так и за второе полугодие. Обсуждение результатов проводится ведущим специалистом группы (учителем-дефектологом или учителем-логопедом) совместно со всеми специалистами, работающими с ребенком. Протокол заполняется каждым специалистом (разделы образовательной программы - воспитатель, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре; разделы индивидуальной коррекционно-развивающей программы - учитель-дефектолог или учитель-логопед). Такие разделы как музыкальное, физическое развитие, самообслуживание предполагает подведение итогов динамики обучения и воспитания с учетом специфики содержания разделов образовательной программы и индивидуальных возможностей ребенка на основе учета результатов диагностики на начало учебного года. Для определения вида динамики (Э) по результатам обучения и воспитания ребенка предлагается рассчитывать по формуле : Например: - положительная динамика (высокий уровень) Представляем качественно-количественные характеристики видов динамики развития ребенка по итогам диагностического изучения ребенка. Положительная динамика: высокий уровень (от 93% - 100%: от 39 баллов - 42 баллов). Предполагается высокий уровень выполнения ребенком содержания того или иного раздела соответствующей специальной (коррекционной) программы обучения и воспитания согласно временной последовательности, и содержания разделов индивидуальной коррекционно-развивающей программы (педагогическая и логопедическая коррекция) в соответствии с его возможностями, а также значительный рост самостоятельности ребенка в различных видах деятельности, его коммуникативной и социальной компетенции. Положительная динамика: выше среднего уровень (от 76% - 90%: от 32 баллов - 38 баллов). Предполагается хороший уровень усвоения содержания образовательной и индивидуальной коррекционно-развивающей программ, рост самостоятельности, но возможны незначительные трудности организации собственной деятельности, актуализации имеющихся знаний, замедленный темп усвоения знаний, умений и навыков и их непрочность. Относительно положительная динамика: средний уровень (от 60% - 74 %: от 25 балла - 31 баллов). Предполагается удовлетворительный уровень продуктивности и успешности усвоения того или иного раздела специальной (коррекционной) программы воспитания и обучения и раздела индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Характерно длительное время усвоения знаний, умений и навыков, правил поведения. Бедность, отрывочность, бессистемность знаний и представлений об окружающем, низкая обучаемость, а также трудности переноса усвоенных знаний, опыта общения в практику реальных жизненных ситуаций. Незначительная динамика: низкий уровень (от 33% - 58%: от 14 баллов - 24 баллов). Предполагается неудовлетворительный уровень результативности усвоения того или иного раздела специальной (коррекционной) программы воспитания и обучения и раздела индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Данные результаты могут быть обусловлены неправильно подобранными методами и приемами работы с ребенком специалистами учреждения или частыми соматическими заболеваниями ребенка, или наличием неблагоприятных психосоциальных условий воспитания ребенка в семье. Возможен рост конфликтности, агрессивности ребенка, появление неадекватных поступков в поведении. Отрицательная динамика развития: Предполагается невозможность ребенка усваивать содержание разделов всех видов программ, а также резкое снижение интереса, работоспособности, продуктивности ребенка, обучаемости, его успешности во всех видах детской деятельности, росте конфликтности, агрессивности ребенка, появление неадекватных поступков в поведении. Данные результаты возможны как следствие наследственно-обусловленных заболеваний или черепно-мозговых травм, что предполагает необходимое дополнительное комплексное обследование ребенка и корректировку методов обучения и воспитания ребенка и содержания индивидуальной программы сопровождения его развития. Волнообразная динамика развития. Предполагается скачкообразное, неравномерное усвоение содержания разделов всех видов программ во времени. Возможно вследствие высокой утомляемости или астенизации, эписиндрома, невропатии, неврозоподобной симптоматики, неблагоприятных социальных условий и других причин, обусловливающих в итоге незначительную продуктивность и успешность ребенка во всех видах детской деятельности, трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Избирательная динамика развития. Предполагается хороший или достаточный уровень успешности ребенка в одних видах деятельности и неудовлетворительный уровень усвоения того или иного раздела программы. Возможно, вследствие специфических и индивидуальных особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка, его интересов, наклонностей и способностей (РДА или др.). На консилиуме подводится общий итог динамики развития ребенка за определенный отрезок времени, с учетом результатов по всем разделам как специальной (коррекционной) программы, так и индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Факторы, осложняющие динамику развития ребенка: частые соматические заболевания ребенка (более 4-х раз в году) и заболевания, сопряженные с госпитализацией, низкая психолого-педагогическая компетентность семьи, актуальное стрессовое состояние ребенка, посттравматический стресс, эмоциональный шок, связанный с потерей близкого человека (смерть, развод родителей), воспитание ребенка бабушками и дедушками, от не правильно подобранных специалистами учреждения методов и приемов работы с ребенком, избирательное отношение ребенка к взрослым, низкий образовательный уровень семьи ребенка. Раздел листа динамики "Специфика и своеобразие деятельности ребенка" может содержать такие характеристики как: время необходимое для усвоения и запоминания достаточного объема знаний и навыков, отношение к результатам своего труда, интересы и склонности ребенка, отказ от совместной деятельности, пониженный фон настроения (обидчивость, плаксивость и т.д.), наличие неадекватных поступков при выполнении заданий; инертность, тугоподвижность нервных процессов, повышенная утомляемость и отвлекаемость и т.д. Как показала практика дошкольного учреждения г. Челябинска данный подход при анализе итогов обучения и воспитания ребенка с церебральным параличом позволяет обеспечить адекватное лечение и коррекционное обучение с учетом структуры их нарушений. Литература. 1.Грибанова Г.В. Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогичеких комиссий (ПМПК). // Дефектология, №6, 2001г. - с.66-93. 2.Дети - сироты: консультирование и диагностика развития /Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: "Бук-Мастер", 1998. - 336с. 3.Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний нервной системы. Методические рекомендации. Президентская программа "Дети России". Москва - Санкт- Петербург, Том 1, 1998.-536с. 4.Лаврова Г.Н. Технологии анализа коррекционно-развивающей работы в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида и на группах для детей с ограниченными возможностями здоровья. - Челябинск: Цицеро, 2009. - 76с. 5.Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста /Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: "Бук- Мастер", 1998. 225с. 6.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: "АРКТИ", 2000.- 208с. 7.Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2003.- 160с.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва