Поститься или не поститься – в этом ли вопрос? Вера православная - пост-алф.

Важна ли еда в пост? Или «вы постом хоть мясо ешьте, только людей не ешьте», и еда – не главное?

протоиерей Александр Агейкин

– Когда мы говорим, что еда в пост не главное, мы занимаемся самооправданием нашей лени. Конечно, еда не является главным стержнем поста, но это тот инструмент, который важен для человека в пост.

Нельзя из еды делать особую кулинарную религию, создавать кулинарный культ, выбирать продукты, компоненты, составляющие – а есть ли тут растительное масло, а сколько – потому что тогда мы забываем, для чего вообще еда как инструмент нужна.

Если говорить о посте с кулинарной точки зрения, то в древности пост был ограничением в пище, которое подразумевало, что человек перестает тратить время на хождение на базар, торговаться, заниматься длительным приготовлением этих продуктов.

Главное – немного подкрепить себя тем, что есть, и думать о главном: направить свое сердце, свою душу, свой ум на молитву, на устремленность к Богу.

А сегодня мы обставляем пост какими-то совершенно ненужными вещами: начинаем готовить кулинарные изыски, устраиваем чуть ли не постовые кулинарные фестивали – кто кого как накормит постным. Ведь можно объесться и картошкой, и гречневой кашей, да так, что Богу душу отдашь. Во всем должна быть мера, еда в пост – это очень важный инструмент, но нужно знать, как его использовать.

Как же его использовать?

– Освобождая себя от излишней заботы. Пища – это тоже своего рода дисциплина, важно, как человек выстроит свое питание в течение определенного, довольно длительного периода, – семи недель. Но эта дисциплина не должна затмевать главного – нужно минимально подкреплять себя пищей и стремиться больше времени использовать на чтение духовных книг, Священного Писания, Святых Отцов, на посещение богослужений, не задумываясь о том, что мне нужно приехать после Великого канона, два часа готовить, за полночь сесть и себя разными постными изысками накормить.

Получаются две крайности: или мы себя оправдываем: «Еда – это неважно, главное – людей не есть. Я знаю, как правильно настроиться, поэтому могу и сосиску съесть. Пища к Богу не приближает и не удаляет», – это фарисейство и самооправдание.

Или наоборот: человек проводит весь день в храме, совершенно не заботясь о своих ближних – о муже, о детях, которые сидят голодные. Дома пустой холодильник, и крупа стоит – «варите себе сами». Это тоже неправильно.

Мы не должны впадать в крайности, верный путь находится посередине. Все должно быть в гармонии – и молитва, и домашний быт.

Держаться традиции – это жить в традиции. Если до нас люди веками соблюдали пост, ограничивая себя в определенного рода пище, то не нужно считать себя умнее их. Нельзя говорить, что раньше люди были глупые, не понимали сути и центра своих устремлений во время поста, а вот сейчас мы стали продвинутые, образованные, понимаем, что самое главное, и вопрос о еде отбрасываем. Если мы это отвергаем, мы выпадаем из традиции, мы не имеем связи поколений.

– Вот мы недавно составляли , чтобы узнать, сколько человек тратит на постные продукты, и многие писали в комментариях, что им поститься слишком дорого.

– Конечно, если поститься креветками, кальмарами, морепродуктами, это дорого. Если мы будем наполнять свою гастрономическую корзину экзотическими продуктами, это ударит по карману. Нужно быть проще. Да, картошка, гречка выросли в цене, лук подорожал, но пост-то должен быть не в количестве продуктов.

Опять же, мы не наполняем корзину, считая калории: «Вот сегодня мне нужно съесть два кальмара, три краба, столько-то морепродуктов, авокадо», – это смешно и глупо.

А что сделало наш пост, в кулинарном плане, таким дорогим? Опять же, мы сами виновники этого. Мы забыли, когда делали домашние заготовки – приготавливали соленья, закатывали салаты, делали баклажанную и кабачковую икру. А раньше ведь только этим и жили – выращивали картошку, другие овощи, солили огурцы, помидоры, квасили капусту. Сейчас же все говорят: «Зачем зря стараться? Это отнимает много времени и сил, теперь можно все купить?!» А покупать стало дорого.

Мы сами себя загнали в эту ситуацию, мы перестали трудиться, перестали прикладывать свои умения, свой труд. Не нужно искать крайних: «Вот, экономисты виноваты, за рубежом нам блокаду устроили, они хотят нас, православных, задушить!» Мы сами виноваты, мы превратились в потребителей, и сегодня это по нам больно ударило, вернулся тот бумеранг, который мы же сами запустили.

Мы пожинаем то, что посеяли. Дорого – ну, значит, мы этого достойны. Мы должны через это пройти, чтобы поумнеть, чтобы вернуться к своим традициям. Если мы живем в отрыве от традиции и говорим, что еда не важна, то можно тогда вообще пищу заменить суррогатной едой – высчитывать витамины, минералы, калории, изобрести какие-то пилюли, включающие все эти калории и микроэлементы – съел и все нормально, вроде как и мяса не ешь, и постишься. Разве в этом смысл поста?

Человек всегда найдет себе оправдание. Вспомним Адама первозданного: Господь его подводит к покаянию, а он – то Ева виновата, то Ты сам виноват. Вот и мы так же, подобно первозданному Адаму, находим себе оправдания: «Это не главное, можно здесь обойти, здесь слишком дорого, Господь все равно простит».

А вот свой внутренний человек – он как воспитывается? На какой дисциплине? Какой аскезой ты его воспитываешь? Самооправданием мы не достигнем ничего.

А как быть, если у меня уважительная причина не поститься строго – школа, армия, здоровье плохое?

– Мы все знаем свою меру, и духовник нас знает – наши болезни, как мы плачем, когда что-то болит: «благословите на операцию, благословите на лечение». Батюшка же не зверь, он должен знать и помнить, что у этого диабет, у того проблемы с желудком, у третьего курсант военного училища в доме. Это нормальная практика, для того он и духовник, что знает некоторые нюансы нашей жизни.

Но не нужно говорить каждому встречному, друзьям, прихожанам: «А мне батюшка благословил так поститься». – «А мне – так». Это твой путь, твоя аскеза, твоя мера поста, она обсуждается только между тобой и духовником.

Пост – он же не только в еде. Все органы чувств, данные нам Богом, должны равноценно поститься вместе с желудком: и глаза, и уши, и язык. А мы перекладываем пост только на желудок, а остальное запускаем.

Мы можем часами обсуждать друг друга по телефону или в Интернете, смотреть сериалы и так далее. Дай отдохнуть и своему слуху, и глазу, и языку, настрой, направь их на другое.

У поста есть определенная цель. А мы пытаемся обставить себя какими-то вспомогательными вещами, не имея цели: мы ее не видим, мы к ней не идем. Мы создаем себе красивую обстановку, такой «окрашенный гроб», как говорится в Евангелии, и думаем, что в этом смысл.

Вот у меня дети ходят в школу, и я не заставляю их поститься, они растут и сами выбирают, съесть им пирожок в школе или воздержаться. Это их жизнь, они начинают получать собственный опыт. Я не буду их выспрашивать: «А что вы сегодня ели?» Я знаю, что мои девочки не будут есть сосиску, они уже переросли это. Они могут не поститься, их никто не накажет, но они сами себя воспитывают, ведь это им дальше жить. Они должны получить свой опыт, не папин, не мамин.

А как быть с уставом, ведь современному человеку вряд ли возможно его соблюдать?

– Устав писался под конкретную обитель, у каждой обители были свои нюансы. Где я сейчас, например, буду искать финики, потому что где-то прописано определенное количество фиников в пост? Это образ, это пример. У человека должен быть разум, духовный опыт, к которому он присоединяет вот этот идеал, эту азбуку, по которой его учили читать.

– А Вы можете рассказать о каких-то примерах отношения к посту, на которые следует ориентироваться человеку в пост?

– У нас есть святые подвижники, которые были аскетами, по несколько дней ничего не вкушали, кроме нескольких зерен. Но если мы на этот пример сейчас кого-то сподвигнем, то я буду виноват. Представляете, человек придет через неделю и скажет: «У меня нет сил не то что на молитву, у меня нет сил даже на то, чтобы с постели встать».

Есть очень поучительные примеры в житиях святых. Вот первый день поста, например, начался с памяти Прохора Печерского, у которого было прозвище «лебедник». Он ел практически только лебеду, пек из нее хлеб. Но когда в Киеве был страшный голод, он кормил людей хлебом из лебеды, и этот хлеб казался и слаще, и белее, и пышнее пшеничных хлебов. Когда же у него тайком кто-то воровал эти хлеба, то они оказывались горькими и несъедобными.

Или святитель Филарет. На пирах, когда ему подкладывали поросенка или курицу, он спокойно ел, а все потешались: «Смотрите, святоша ест мясо». И только келейник рыдал, потому что знал, что святитель потом вообще несколько дней ничего есть не будет.

Удивительные примеры аскезы, замечательные образы, но для того, чтобы подражать им, нужно в себе воспитать очень большую силу духа. Именно через личную аскезу, через личный опыт.

Значит, еда в пост – это не главное…

– Но и не второстепенное. Это наш личный опыт, наша внутренняя дисциплина, наша собственная аскеза. Телесный пост связывает нас с традицией. Мы должны быть объединены с прошлыми поколениями, жить в духе и в традиции. А если мы изобретаем что-то новое, отбрасывая прошлый опыт, мы никогда не сможем сказать, что мы едины.

В нашей стране с каждым годом все больше людей приобщаются к данной культуре, отказываясь от привычного рациона хотя бы раз в году – во время Великого поста. В связи с этим в прессе и в интернет-сообществах одними из самых популярных становятся вопросы – как прожить семь недель без мяса и способна ли растительная пища удовлетворить все потребности организма в витаминах и микроэлементах?

Диетологи всех направлений сходятся во мнении, что регулярный отказ от пищи животного происхождения (мяса, птицы, рыбы, яиц и молочных продуктов) и увеличение за счет этого в ежедневном рационе растительных продуктов очень полезно для здоровья. Во‑первых, это положительно сказывается на уровне холестерина, способствуя его снижению. Ведь весь вредный холестерин поступает в наш организм с продуктами животного происхождения.

Во‑вторых, большое количество клетчатки, содержащееся в крупах, свежих овощах и фруктах, стимулирует выведение шлаков и оздоравливает кишечную микрофлору, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на работе всего желудочно-кишечного тракта. В‑третьих, в вегетарианской еде много витаминов и минералов, и она на порядок менее калорийна и практически не содержит жиров, что благоприятным образом сказывается как на состоянии здоровья, так и на фигуре. Так что здоровому человеку временный отказ от животной пищи не только не навредит, а, наоборот, пойдет на пользу. Что же касается вопроса, можно ли прожить семь недель без мяса, то ответ дают вегетарианцы: сотни миллионов людей на нашей планете отказались от продуктов животного происхождения и неплохо себя при этом чувствуют.

Как правильно поститься?

В каноне православной церкви Великий пост очень строгий, однако эти правила обязательны для соблюдения лишь в стенах монастыря. Для мирян разрешаются различные послабления с учетом жизненных обстоятельств и состояния здоровья. Так дети до 7 лет, беременные женщины и больные освобождены от необходимости поститься. Могут не соблюдать условия Великого поста и люди, занятые напряженным физическим или умственным трудом. Что касается путешествующих, то воздерживаться от пищи животного происхождения им следует по возможности. Ведь не всегда в дороге можно найти соответствующую пищу. А вообще пост в первую очередь предполагает отказ от негативных мыслей и поступков и уже во вторую – ограничения в еде. Многие священники говорят, что лучше есть мясо, чем «есть людей». Если отказ от котлеты во время Великого поста вызывает у человека злость и раздражительность, которую он срывает на коллегах и близких, то польза от подобного воздержания будет весьма сомнительна.

Если же вы, несмотря ни на что, решили поститься, стоит придерживаться следующих правил :

  • Следите, чтобы суточная калорийность оставалась на привычном уровне. Для взрослого человека она составляет около 1600–2000 ккал.
  • Ежедневное меню продумайте таким образом, чтобы в нем было достаточное количество белка, пусть и растительного: организму требуется около 80 граммов протеинов в сутки. Поэтому каждый день обязательны богатые белком злаки, орехи, фасоль, горох, чечевица, грибы и соевые продукты.
  • Не забывайте о достаточном количестве жидкости. Лучше, если это будут свежевыжатые соки, негазированная минеральная вода, зеленый чай. Пейте не менее 1,5–2 литров в день.
  • Не увлекайтесь соленьями. Хотя они и очень скрашивают постный рацион, но от них повышается давление и могут обостриться различные желудочно-кишечные заболевания.
  • Если вы не можете похвастаться идеальным здоровьем, не стоит соблюдать условия Великого поста досконально. Например, в некоторые дни положен всего один прием пищи в сутки. При целом ряде хронических заболеваний это противопоказано. Лучше продолжайте есть 4–5 раз в день небольшими порциями. В этом случае, кстати, легче бороться с чувством голода.
  • Не стоит резко начинать поститься. С точки зрения диетологов и врачей, такой переход крайне нежелателен и вреден для здоровья. Не зря в православной традиции Великому посту предшествует Масленая неделя, когда мясо и птицу есть уже нельзя, но пока можно яйца и молочные продукты.

Учтите, кстати, что с непривычки большое количество свежих овощей и фруктов может вызвать изжогу, вздутие и расстройство кишечника. Чтобы этого не случилось, в начале Великого поста отдайте предпочтение отварным, тушеным и приготовленным на пару овощам.

Как восполнить недостаток калорий и витаминов?

В растительной пище калорий на порядок меньше, чем в мясе и рыбе. Как же во время Великого поста восполнить этот недостаток?

Каждый день ваш рацион должен обязательно включать в себя блюда из круп и бобовых: каши, супы-похлебки, пловы или пилавы. Восполнить энергию поможет и паста с различными овощными и грибными постными соусами. Обратите также внимание на постную выпечку. Она не менее калорийна, чем обычная. Если же во время поста вы рассчитываете сбросить лишний вес, то от мучных изделий лучше воздержаться.

В том, что Великий пост приходится именно на весну, есть определенный диетический смысл. За долгие месяцы хранения фрукты и овощи отчасти утратили свою витаминную ценность, поэтому, чтобы снабдить человека необходимой ему порцией витаминов, их уже требуется больше. Что и достигается за счет отказа от пищи животного происхождения и увеличения в рационе растительных продуктов. Сегодня, когда на магазинных полках присутствует множество сезонных овощей и фруктов из заморских стран, поститься намного проще. Однако в любом случае следует готовить еду так, чтобы сохранить в ней максимум полезных веществ.

Витамин А в виде бета-каротина входит в состав овощей и фруктов в основном красной и оранжевой окраски. Лучше всего он усваивается после термической обработки, что для других витаминов нехарактерно. Поэтому морковку, считающуюся лидером по концентрации бета-каротина, стоит слегка потушить под крышкой с добавлением небольшого количества растительного масла, существенно улучшающего усвоение витамина А.

Витамин С плохо переносит хранение, термическую обработку и легко окисляется на воздухе, но сохраняется при быстром и однократном замораживании. Во время Великого поста его источником могут стать замороженные овощные и фруктовые смеси. Выбирая продукт в магазине, встряхните пакет – если его содержимое смерзлось в один комок, значит, произошла разморозка при транспортировке и вряд ли витамины сохранились. При варке сырых овощей обязательно закрывайте их крышкой, наливайте минимум воды и доставайте из отвара полусырыми. Воду, в которой они варились, не выливайте, ведь в нее переходит немало полезных веществ, лучше используйте ее для приготовления соусов и подливок, добавляйте в супы и вторые блюда. Кстати, квашеная капуста с клюквой или брусникой – отличный источник витамин С во время Великого поста.

Витамин Е содержится преимущественно в растительном, причем нерафинированном масле. Основные враги витамина Е – свет и воздух, поэтому хранить масло нужно в темном месте в плотно закрытой таре. И использовать не для жарки, а для заправки салатов, потому что температура этому витамину тоже вредна. Во время Великого поста не стоит ограничивать себя привычным оливковым или подсолнечным маслом. Попробуйте готовить салаты с кунжутным, конопляным, льняным, тыквенным маслами.

Витамин D входит в состав продуктов животного происхождения: молоко, яйца, рыба. Во время Великого поста все они находятся под запретом. Однако есть витамин D и в растительной пище – в составе цельнозерновых продуктов. И не забывайте подставлять лицо весеннему солнышку, ведь оно активизирует выработку этого витамина в организме.

Валентина Кирикова

Обязательно ли строго соблюдать правила поста?

— Скажите, пожалуйста, какова для нас норма поста? Говорят, что в пост надо отказываться от того, что любишь...

— Есть церковный устав. Церковный устав очень строгий, неоправданно строгий, я бы сказал. Если заняться историей этого вопроса, то мы видим, что с течением времени правила поста в Церкви все более устрожаются и устрожаются. Сначала пост был только Великий и затем — среда и пятница каждой недели. Это так называемый канонический пост, он сложился в Церкви сразу. Причем Великий пост был разной величины и разной строгости, но всегда перед Пасхой постились. Минимум постились неделю, а сейчас пришли к сорока дням плюс Страстная седмица.

Мера поста была тоже разной. Начиная с того, что по субботам и воскресениям пост отменялся и кончая тем, что у нас есть сейчас, т. е. строгость поста соблюдается, рыба не естся. Среда и пятница приравнивались к великопостным дням. В среду потому, что мы вспоминаем предательство Иуды, и это воспоминание подвигает нас к такому сосредоточению, чтобы с нами этого не случилось. А в пятницу — потому что вспоминаем крестные страдания Христа.

Что касается Петровского поста, то он был епитимийный, т. е. те, кто не могли поститься в Великую Четыредесятницу, восполняли это пощением в Петровский пост. Успенского и Рождественского постов не было в первую тысячу лет бытия Церкви. Они были такие поместные что ли, т. е. перед Рождеством было предпразднество неделю, а перед Успением, по-моему, ничего не было.

Константинопольский собор, кажется, 1147 года, еще об этом упоминает об постановлении о правилах поста , что есть обязательный для всех и Великий пост, и среда и пятница каждой седмицы. А что касается Апостольского, Божией Матери и Рождественского постов, то есть предпразднество недельное, здесь мы постимся. Остальные — по силам.


Но дальше сил у христиан становилось все больше и больше. И поэтому правил поста становилось все больше и они делались строже. Если брать, к примеру, устав Студийский, то мы видим, что по нему в субботу и воскресение Великого поста разрешалось вкушать рыбу. У нас сейчас такого нет. Если мы берем даже дониконовские уставы, то мы видим, например, что во вторники и четверги, субботы и воскресенья Петровского и Рождественского постов разрешалось вкушать рыбу независимо от богослужебного знака. А у нас еще более строгие правила поста . И поэтому, конечно, они в такой практической жизни христиан православных остаются по большей части в Типиконе. И люди приходят на исповедь, массово каются, что они не могут держать пост.

Что касается меры поста, то ее каждый должен определять со своим духовником индивидуально. Но здесь есть такая грань: есть разорение поста, т. е. нарушение церковных уставов, а есть послабление поста. Вот разорение правил поста , конечно, допускать нельзя. Потому что мы постимся прежде всего из-за послушания Церкви. И наш пост — это главное такое внешнее выражение, как внешнее выражение Богопочитания в молитве — это крестное знамение, поклоны и лобызание икон, так и внешняя принадлежность наша к Церкви православной — это соблюдение ее уставов.

Да, устав сложился так, что можно анализировать исторически, что был менее строгий и более строгий, можно быть недовольным по этому поводу. Но правила поста сложились такие, какие они есть, и мы постимся «за послушание» Церкви. И разорять эти правила поста нельзя, но можно их, я думаю, послаблять, опять же индивидуально. Если человек не может поститься строго по уставу, пусть послабляет, но как бы с благословения духовника.

Что касается отказа от того, что любишь. Да, это действительно так. Пост, помимо того, что это послушание к Церкви, это и некое аскетическое упражнение. Вот, например, когда меня спрашивают, как поститься, я говорю: «Не смотрите телевизор». Вот вам будет пост и, кстати, очень тяжелый для многих. Попробуйте его не смотреть в Рождественский пост! С едой поступайте по совести, как вам позволяет ваше здоровье, лучше, конечно, поститься. Вот вам задание на пост: «Телевизор не смотрите и Новый завет прочитайте».

Игумен Петр (Мещеринов)


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Смирение - добродетель, возвышающая дух и приближающая наш ум к Богу. Это качество можно противопоставить гордыне. Такому человеку кажется, что всего, что у него есть хорошего в жизни, он достиг сам. На первой стадии смирения человек начинает понимать, кто на самом деле дает ему в этой жизни блага.

Что такое пост?

Пост – воздержание тела от пищи животного происхождения (также и от перенасыщения и услаждения постной пищей) и сладострастия, а души от злых помыслов, дел и слов; время сугубого покаяния и трезвения. Пост есть средство борьбы со страстями и стяжания добродетелей.

Заповедь о посте была одной из заповедей, данных Богом сотворенному Им человеку в раю. «Поелику мы не постились, то изринуты из рая! Поэтому будем поститься, чтобы снова взойти в рай» - говорит святитель Василий Великий. Сам Господь Иисус Христос показал показал пример постного делания (см. Мф. 4:2) и благословил оное для своих учеников: «Но придут же дни, когда отнимается у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15).

Цель постов: подчинение тела духу (восстановление правильной иерархии духа и тела), умножение любви, усиление внимания к своей духовной жизни, воспитание воли, концентрация сил в духовной борьбе. Пост не является синонимом слова «диета».

Зачем нужны посты?

Соблюдение христианином постов есть проявление любви к Богу и наглядное предпочтение духовного телесному. Человек изначально как единство души и тела, которые признаны совместно подчиняться духовному, небесному и Божественному. Грех внес дисгармонию, и потому бывает, что в естестве возникают страстные пожелания, при которых тело словно не хочет слушать души, да и сама душа стремиться к плотской жизни. Уврачевать это внутреннее расстройство и помогает пост, во время которого человек воздерживается от пищи животного происхождения, а также от пустого времяпрепровождения и земной суеты, посвящая себя духовному восхождению к Богу. Чтобы взойти к Богу, необходимо преодолеть свой эгоизм, а эгоизм проявляется в греховных страстях, поэтому, важно побеждать страсти, чему как раз и способствует пост.

В чем заключается пост?

Пост заключается в духовном и телесном воздержании с целью восстановления утраченного согласия между телом и духом.

В дни поста верующие стараются больше думать о Боге, о своих грехах, чаще исповедоваться и причащаться, больше молиться, читать духовную литературу. Исключают принятие скоромной пищи: мяса, яиц, молока, а употребляют растительную – хлеб, крупы, овощи, фрукты.

В это время надо по возможности ограничить погруженность в мирскую суету, отказаться от светских развлечений, больше времени уделять посещению Церкви, душеполезному чтению, добрым делам. Следует обратить особое внимание на характер отношений с близкими: перед обиженными извиниться, с кем в ссоре примириться, нуждающимся уделять внимание и заботу, воздерживаться от празднословия, осуждения, лести, лжи и всякого зла.

Кто освобождается от поста?

Пост – это в первую очередь время повышенного внимания к своей душе, то есть время усиленной молитвы, покаяния, воздержания чувств. По слову апостола Павла: «это время благоприятное…это день спасения» (2 Кор. 6:2), поэтому от поста никто не освобождается.

Что касается приема пищи, то телесный пост послабляется для болящих, беременных и кормящих матерей, малолетних детей, путешествующих (по мере необходимости), а также для людей, находящихся в обременительных обстоятельствах. Конкретные вопросы прохождения поста согласовывают со священником.

Всем ли можно поститься? Не вредит ли пост здоровью?

Заповедь о посте дал Бог, поэтому постятся все верующие и желающие спасти свою душу. Предписываемая Уставом Церкви строгость постов рассчитана на физически здоровых людей. В случае невозможности придерживаться уставной строгости поста необходимо обратиться к священнику для согласования с ним меры послабления.

Мнение о вреде поста для здоровья пришло с запада. На Руси издавна постились все – и старые, и малые. Все святые угодники Божии вели строгую постническую жизнь, выполняли тяжелые физические работы и при этом многие из них долго жили. Здоровью вредит неумеренное и неразборчивое употребление пищи и греховная жизнь.

«Не пресыщайся всякою сластью и не бросайся на разные снеди, ибо от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры; от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни» (Сир. 37:32-34).

На сколько надо сократить употребление пищи во время поста?

Каждый сам должен определить, сколько питания в сутки ему требуется. Потом надо понемногу уменьшать обычное количество употребляемой пищи и довести его до минимума. При этом не следует доводить до изнурения.

Как поститься больным людям?

Когда нет здоровья, то благодушие во время болезни и терпение заменяют пост. Поэтому больным разрешается употреблять пищу, которая требуется в связи с их заболеванием, хотя она и не постная. Но на ослабление поста надо спрашивать благословение священника.

С какого возраста следует поститься детям?

Определенного правила нет. Когда приучать к посту и какова мера детского поста, нужно решать индивидуально со священником.

В христианской семье этот вопрос иногда решается просто: постятся родители – постятся и дети, и если здоровы – с самого раннего возраста.

Какие бывают однодневные посты и как в них поститься?

Однодневные посты бывают в среду (в этот день вспоминается предательство Иуды) и пятницу (день, когда распяли Господа Иисуса Христа) каждой недели. В эти дни не употребляют мясную, молочную пищу и яйца, а рыбу употребляют в период от Пасхи до Троицы.

В Рождественский (24 декабря/06 января) и Крещенский (05/18 января) сочельники пищу не вкушают до вечера. В день Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/ 11 сентября) пост состоит в отказе не только от мясной, молочной пищи, яиц, но и от рыбной. В день Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) тоже предписан строгий пост – на трапезе положено вкушать овощи и растительное масло.

Посты делятся на нестрогие (воздержание от всех видов мясной, молочной пищи и яиц) и строгие (воздержание от всех видов мясной, молочной пищи, яиц, рыбы и елея).

Надо ли соблюдать пост в среду и пятницу, если на эти дни приходится какой-либо праздник, например, Крещение Господне?

Если на среду или пятницу приходятся двунадесятые праздники: Рождество Христово и Крещение Господне, то пост отменяется.

Как поститься в Великий пост и для чего он установлен?

Великий пост установлен для подготовки к Пасхе – главному христианскому празднику, в память о сорокадневном пребывании Господа Иисуса Христа в постном подвиге в пустыне, а следующая сразу за Великим постом Страстная Седмица посвящается последним днем земной жизни, страданиям, смерти и погребению Господа Иисуса Христа.

Во время Великого поста из употребления исключают мясную, молочную пищу, яйца. Рыба разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, если он приходится не на Страстную Седмицу, и в Вербное воскресение. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра.

Как поститься в Петров пост и для чего он установлен?

Петров пост установлен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла и в воспоминание того, что после сошествия на них Святого Духа святые апостолы разошлись из Иерусалима по всем странам, постоянно пребывая в подвиге поста и молитвы.

Петров пост менее строг, чем Великий. Во время Петрова поста исключается мясная, молочная пища, яйца. Рыба разрешается по субботним и воскресным дням. Если же в понедельник, вторник или четверг будет память полиелейного святого или святого «со славословием», то в эти дни тоже разрешается рыба.

Как поститься в Успенский пост и для чего он установлен?

Успенский пост (с 14 по 27 августа по новому стилю) установлен в честь Пресвятой Богородицы. Готовясь отойти в вечную жизнь, Божия Матерь постоянно постилась и молилась. В память об этом событии верующие постятся, обращаясь в молитве к Пресвятой Деве за помощью.

Во время Успенского поста исключается мясная, молочная пища, яйца и рыба (рыба разрешается только один раз на Преображение Господне). По строгости Успенский пост приравнивается к Великому посту.

Как поститься в Рождественский пост и ля чего он установлен?

Рождественский пост установлен для того, чтобы к дню Рождества Христова верующие очистили себя покаянием, молитвой и воздержанием, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия.

Во время Рождественского поста исключается мясная, молочная пища, яйца. Рыба разрешается по субботним и воскресным дням. Если же в понедельник, вторник или четверг будет память полиелейного святого или святого «со славословием», то в эти дни тоже разрешается рыба.

Можно ли есть мед во время поста?

Можно, но в умеренном количестве и не услаждаться.

Можно ли есть рыбу в среду и пятницу в период от Пасхи до Вознесения Господня?

От Пасхи до Вознесения Господня по средам и пятницам есть рыбу разрешается.

Каковы правила соблюдения поста перед причащением?

Традиция трех и даже семидневного поста и обязательной исповеди перед причащением возникла в Русской Церкви во время Синодального периода, когда причащались однин-два раза в год. Однако в Древней Церкви не принято было поститься в субботний день (64 Апостольское правило). И необходимость соблюдения дополнительных постных дней перед причастием не регламентируются церковными канонами.

Если мирянин (в период мясоеда) готовится к причащению в воскресный день, он может по благословению духовника соблюдать пост в среду и пятницу, а субботу умеренно вкушать скоромную пищу. Приведенный здесь вариант допускается для воцерковленных христиан, соблюдающих посты и постные дни и регулярно приступающих к Таинству Причащения.

Для новоначальных, отпавших от Церкви и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3-7 дневный пост перед причащением.

Какова продолжительность литургического поста?

В «Известии Учительном» мирянам накануне причащения с вечера рекомендуется ничего не вкушать в пищу и не пить, а с полуночи это запрещено даже детям, немощным и престарелым.

Однако по определению Священного Синода Русской Православной Церкви продолжительность литургического поста составляет не менее 6 часов: «При совершении Божественной Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако, воздержание перед причащением с полуночи до начала данных суток весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость». Этому правилу необходимо следовать и при подготовке к причащению на праздничных ночных службах (на Пасху, рождество и т.д.)

Вот как отвечают на эти вопросы священнослужители и врачи.

Безусловно, и этого не отрицают ни врачи, ни церковь, пользу от «постной диеты» организм получает немалую. Во время поста табу налагается на продукты животного происхождения (мясо, молоко и молочные продукты, животные жиры, яйца, рыба), на чревоугодие вообще. Мясо, полезное для мышц и мозга, несет в себе множество шлаков, которые оседают в кишечнике, почках, желчном пузыре. Пост же, с его сменой диеты вымывает шлаки из организма.

Постящийся сохраняет и укрепляет здоровье , даже не думая об этом. Не надо особых диет, не надо искусственных добавок и витаминов. Еще наши давние предки поддерживали и укрепляли здоровье не лечением, а профилактикой. А профилактикой в данном случае были именно посты.

Помимо выведения шлаков, пост способствует рассасыванию атеросклеротических бляшек на кровеносных сосудах, а также подкожных отложений. Пост - это еще и хорошая профилактика сердечно-сосудистых заболеваний - гипертонии и ишемической болезни сердца.

Однако истинный пост - это не просто соблюдение ограничений. Пост, в первую очередь, это отказ от греховных, оскорбительных или бранных поступков, слов и мыслей, период, прежде всего, духовного очищения и нравственного совершенствования. Это период, когда человек имеет возможность переосмыслить свое отношение к Богу, к миру, к окружающим. Более того, настоящий пост, если человек достойно выдержит его, несет очищение духовное и телесное.

Как солидарно считают представители медицины и духовенства, пост однозначно принесет пользу, если человек соблюдает пост сознательно, отказываясь не только от определенных продуктов, но и от пагубных пристрастий, злых слов и дел, дурного настроения и раздражительности. Ведь пост для верующих людей имеет духовные приоритеты, и, соответственно, протекает и воздействует на организм совершенно не так, как у «сочувствующих».

Чтобы поститься…

Пост должен быть сознательным выбором. Заставлять поститься себя или кого-то другого нельзя, это не пойдет на пользу ни душе, ни телу. На пост следует брать благословение, без которого верующие не приступают к серьезному делу. Для соблюдающих весь пост (а не только пищевые ограничения) послабления (разрешения есть скоромную пищу) допускаются по разрешению духовника.

Врачи же утверждают, что строгий пост противопоказан людям с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, с язвой желудка, гастритами, панкреатитами, холециститами, диабетом. Негативно пост может сказаться на людях, которые перенесли операцию или тяжелую физическую или психическую травму. Если у вас присутствует вышеперечисленные или иные заболевания, а поститься вы все-таки хотите, имеет смысл проконсультироваться с врачом (он расскажет о том, что вам можно, что нельзя), а потом испросить благословения священника на послабления.

Церковь освобождает от поста больных, беременных женщин, маленьких детей, а также тех, кто находится в пути. Как говорят священнослужители, пост дан для достижения духовного совершенства, поэтому поститься нужно людям здоровым, т.к. для больных сама болезнь уже является испытанием.

Еда во время поста

Повторюсь, человек, соблюдающий истинный пост, меньше всего думает о еде, многие даже отказываются от пищи вообще на несколько дней. И все же, даже если мы постимся из соображений очищения и оздоровления организма, в этом хорошего больше, чем плохого. Как правильно питаться во время поста?

Пища должна быть разнообразной: овощи, злаки, зелень, орехи. Хлеб (из соображений диеты) не стоит исключать – в том же ржаном хлебе все необходимые нам витамины группы В. Не забывайте о витаминах А и С. Их много в квашеной капусте и, конечно же, луке и чесноке. Железо можно получать, употребляя шпинат и гречневую крупу.

Необходимые углеводы имеются в таких продуктах, как свекла, ржаной хлеб, гречка, рис. Заменить белок могут орехи, соя и бобовые. 200 граммов бобовых содержат столько же протеина, сколько его в одном стакане молока или яйце. А вот надежды на употребление грибов в плане пополнения запасов белка не совсем верны: по мнению ученых Института питания, усвояемость грибов чрезвычайно низка. Они могут оказывать положительное влияние на иммунную систему, повышая устойчивость организма, но они не являются источником белка.

Впрочем, в рождественский пост, исключая среду и пятницу, разрешаются рыбные блюда. Христиане относятся к рыбным блюдам более терпимо, чем к мясным. Современные диетологи уже с научной точки зрения подтвердили правильность этого выбора. Рыба легче усваивается, в ней выше содержание минеральных солей и полезных элементов, чем в мясе. В рыбьем жире также содержится уникальное соединение омега-3, которое очищает сосуды от холестерина.

Во время поста стоит обратить внимание на креветки или кальмары. По своей биологической ценности они намного выше, чем мясо и рыба. Морепродукты обладают еще одним целебным свойством: они содержат вещества, снижающие свертываемость крови. Отсутствие пуриновых соединений, отличающее, например, мясо кальмара, делает его незаменимым в диетическом питании.

Зачастую во время поста труднее выносить отсутствие не мяса, а сладкого. По церковным канонам можно есть мед и ягоды. Горький шоколад по составу является постным продуктом, но, по мнению духовенства, истинно постным десертом его назвать нельзя.

У людей, занимающихся спортом и активно наращивающих мышечную массу, изменение пищевых привычек является стрессом, а снижение потребления животного белка ведёт к потере мышечной массы и снижению выносливости. Для минимизации этих проблем некоторые спортивные врачи рекомендуют спортсменам принимать соевые протеины и свободные аминокислоты, изготовленные из растительного сырья, чаще всего из зёрен молодой проращенной пшеницы. Рекомендуется повысить дозировку принимаемых витаминов, особенно группы B. Также необходимы витамины группы B, микроэлементы - хром, ванадий, липоевая кислота. Желательно увеличить приём полиненасыщенных жирных кислот в связи с уменьшением потребления животных жиров.

Строгое воздержание от животной пищи в течение нескольких недель, а в особенности резкое начало и резкое окончание поста может заметно навредить здоровью неподготовленного (то есть никогда не постившегося) человека, создав серьезные проблемы с пищеварением.

Люди верующие, соблюдающие все посты и постные дни (среда и пятница, кроме праздников) более адаптированы к смене рациона. Но даже они, для правильного входа в пост, например, за неделю перестают есть мясо.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва