Ошибки по географии. Какие ошибки находят в российских учебниках и тетрадях

И на русском языке. В новых учебниках журналисты нашли массу ошибок. Неточности есть и в . Например, химии обучают в школах-гимназиях Бишкека по учебнику 2009 года. Но неравнодушный читатель пошел дальше и составил свой обзор учебника по географии для 6-го класса, предназначенный для кыргызских классов. Он пишет, что, помимо недочетов при оформлении и некачественного перевода, в учебнике есть ошибки содержательного характера.

Если вы хотите подробнее ознакомиться, кто и что говорит об ответственности за ошибки в учебниках, можете перейти по .

сайт приводит сокращенный перевод обзора читателя.

14-я страница. Неверное определение

"По представлению автора, линия горизонта - это линия между небом и ровной поверхностью земли. Получается, дети, которые живут в горных районах, не смогут увидеть линию горизонта? А вот нас учили тому, что линия горизонта - это линия, по которой небо кажется граничащим с земной поверхностью, и мы можем его увидеть в любом открытом пространстве", - пишет читатель.

16-я страница. Неверное определение


"В желтой рамке есть определение азимута. Там говорится: "Азимут - это угол в сторону объекта на поверхности земли. Направление от севера к объекту измеряется в градусах". Но ведь азимутом является угол только между направлением на север и направлением на какой-либо заданный предмет. Почему бы сразу не дать четкое определение термина?" - спрашивает он.

19-я страница. Описание не соответствует изображению


"В описании рис. 9 нет названия реки, тогда как в тексте она называется Ак-Суу. Там указано, что высота местности, обозначенной пунктирной линией, составляет 143 метра, а сплошными линиями в сторону точки В обозначено возвышение на 1 метр, а таких линий всего 8. Это значит, что высота точки В должна составить 151 метр, а в рисунке обозначено 154 метра. Как ученик будет выполнять задания, если в нем даны неверные обозначения?" - пишет читатель.

21-я страница. Неудачный перевод


"Здесь речь идет о полярной съемке местности. Текст осложнен, а некоторые слова переведены на кыргызский некорректно. Например, вместо слова "съемка" правильнее было бы написать "сүрөткө түшүрүү", - считает читатель. Собственно, все предложения около рисунка можно было бы переписать.

28-я страница. Неудачный перевод


"Это очень сложный текст для шестиклассников. В желтой раме есть определение. Там говорится, что глобус- это модель Земли, уменьшенная в несколько раз. Почему бы просто не написать, что глобус - это уменьшенная модель земного шара? На кыргызском это звучало бы так: "Глобус – жердин кичирейтилген модели", - считает читатель.

33-я страница. Рисунок и описание не соответствуют

В описании рис. 22 говорится, что колья (обозначены голубым цветом) нужно вбивать в землю через 1 метр. Но в рисунке каждый кол, судя по цифрам, вбили каждые 10 метров.


Автор уверен, что можно найти массу других ошибок, но ему хватило лишь 33 страниц, чтобы понять: учебник непригоден для обучения, он формирует у детей ложные представления об этой науке. Читатель пишет: "Мы все видим, что происходит в стране, какие ошибки совершаются. Но теперь равнодушие проявляют и к школьному образованию? Качество нынешних учебников аукнется в будущем. Я боюсь того, что происходит в Кыргызстане".

Этот учебник писали два автора - Калыйбубу Джунушалиева и Рыскан Мырзаева. Джунушалиева является кандидатом педагогических наук, ведущим научным сотрудником Кыргызской академии образования. О Рыскан Мырзаевой известно, что она работала заместителем директора гимназии №69 в Бишкеке.


Авторы внесли свои поправки, исправленные учебники должны появиться не ранее января 2019 года. На пресс-конференции 22 октября Джунушалиева заявила, что ошибки появились в результате некачественного перевода.

Из года в год Минобрнауки утверждает новый федеральный список допущенных и рекомендованных школьных учебников. Из года в год учителя, ученики и родители находят в них ошибки - и орфографические, и фактические. Именно ошибками в существующих пособиях президент Владимир Путин объяснял необходимость создания нового единого учебника истории. В конце 2013-го процедура экспертизы учебников изменилась - к научной и научно-педагогической проверкам добавилась еще и общественная. Эти новые правила фактически не дают возможности вносить правки в учебники оперативно. «Лента.ру» посмотрела, какие ошибки находят в пособиях, допущенных и рекомендованных к использованию в школах в последние годы.

В учебнике русского языка Гоголя путают с Горьким. В учебнике по истории России восстание Пугачева относят к XVII веку. На обложке учебника по естествознанию глобус изображен в зеркальном отражении. А в тетрадке в клетку, фотография которой появилась в фейсбуке в середине января 2014 года, на таблице умножения утверждается, что 6×6 = 32, а 7×3 = 24. Никаких опознавательных знаков, правда, на тетради нет, и понять, кто ее производитель, невозможно.

Сама тетрадь, по словам автора фотографии, была куплена в Ташкенте. Но и в российской школьной продукции попадаются ошибки в таблицах умножения. В марте 2013 года телеканал «Екатеринбург-ТВ» показал сюжет о таблице умножения, согласно которой 4×9 = 38. Тетрадки с такой же ошибкой фигурировали и в блогах . На них виден изготовитель - российская компания «Хатбер-М» (торговая марка - Hatber). Впрочем, тетрадки, которые «Лента.ру» изучила в московских магазинах, таких ошибок не содержали.

Единых правил контроля за справочными материалами (помимо таблиц умножения неверными могут быть даты жизни писателей, тригонометрические формулы, даты исторических событий и так далее) в школьных тетрадях нет. Выпускающий редактор Hatber Инна Степанова рассказала «Ленте.ру», что значительная часть справочных материалов в их продукции проверяется своими силами - их, в частности, отдают на редактуру учителям. И только справочные материалы в тетрадях для старшеклассников получают учебный сертификат от Российской академии наук.

Полотняно-заводская бумажная фабрика поступает со школьной продукцией по-другому. Как пояснила «Ленте.ру» директор по организации процесса исправления отдела качества фабрики Светлана Никольская, справочные материалы в их тетрадях одобряет Министерство образования и науки Калужской области (именно в этом регионе располагается фабрика, продукцию которой можно встретить в магазинах Москвы).

Впрочем, это не касается таких простых вещей, как таблица умножения и алфавит (именно они размещаются на тонких тетрадях в клетку и в линейку) - они проходят только внутренний контроль, зато на нескольких этапах. «У нас есть свои отделы, контролирующие качество продукции. Кроме того, у людей, которые подготавливают обложку, есть сотрудники, проверяющие выходные данные», - пояснила Никольская.

Справочные данные с ошибками печатают не только на тетрадях. В 2011 году московские школьники получили дневники , на которых текст об Архангельском соборе иллюстрировался Успенским собором. Кроме того, по версии издателей, Дворец Советов якобы планировали строить на месте гостиницы «Россия», а не храма Христа Спасителя и бассейна «Москва».

Но тетради и дневники - это все-таки не учебники: процедура экспертизы пособий централизована и законодательно закреплена. В ноябре 2013 года широко освещалась история с учебником для третьеклассников по предмету «Окружающий мир» (Наталья Виноградова, Галина Калинова, издательство «Вентана-Граф»). Сначала ошибки (на компасе перепутаны запад и восток, неверно указан масштаб карты и дана неправильная толщина атмосферы Земли) в пособии нашла «Правда.ру», затем о них отчиталось и Минобрнауки (при этом ни издание, ни ведомство не стали уточнять, что дефектный компас изображен на иллюстрации к началу главы, а не на схеме в учебном тексте или упражнении; в самом тексте компас был изображен без ошибок).

«Окружающий мир» с дефектным компасом попал в перечень учебников, допущенных или рекомендованных к использованию в школе. Такой перечень Минобрнауки до недавних пор создавало ежегодно - вот, к примеру, вариант на 2013/2014 учебный год. Чтобы попасть в него, учебник должен был пройти две экспертизы: научную в РАН и научно-педагогическую в РАО. Эксперты, прочитав оригинал-макет, присылали свои замечания и давали определенный срок на их исправление, рассказала «Ленте.ру» заведующая отделом планирования «Вентаны-Граф» Наталья Червякова. Затем издательство вносило правку и вновь отдавало оригинал-макет экспертам.

Ошибки, опечатки, пропущенные запятые и «поехавшую» в типографии пленку издательство может исправить в следующем издании или при допечатке, рассказала Наталья Чернякова из «Вентаны-Граф». К примеру, издательство «Просвещение» в 2008 году , что ошибка в учебнике по географии для 7 класса была исправлена во втором издании.

Предупреждение

типичных ошибок

и затруднений учащихся

при освоении содержания

начального курса физической географии.

Подготовила

Фатеева Елена Михайловна

МБОУ СОШ №2 п. Добринка

Учащиеся VI класса проявляют большой интерес к физической географии. Причин для этого много: это и постоянное общение с природой и естественный интерес к ней, и наличие разнообразной информации о географических объектах и явлениях, об особенностях природы разных частей Земли, об ее исследователях из радио- и телепередач, научно-популярных кинофильмов, литературы, туристских походов и т. п. Благодаря этому географический кругозор учащихся довольно широк. Но стихийно накапливающиеся внеучебные географические знания остаются на уровне фактов, ярких зрительных образов (представлений). У ребят возникает естественная потребность их понять, объяснить. Опыт показывает, что шестиклассники проявляют интерес и готовность к усвоению системы знаний по данному курсу не только на уровне восприятия фактов, но и на уровне общих представлений и элементарных понятий, понимания элементарных причинно-следственных связей. Благоприятствует этому то, что обычно у детей довольно прочны и полны житейские представления памяти. Они с большой детализацией воспроизводят в рассказе картины природы тех мест, где им пришлось побывать. Например, вид моря и гор побережья, описание реки, леса в средней полосе, которые видели летом на отдыхе. Все это создает условия для включения в учебный процесс житейского познавательного опыта детей при изучении нового материала. В свою очередь, это побуждает их в дальнейшем переосмысливать окружающую жизнь, ведет к осознанному видению действительности. В плане психологической характеристики учащихся следует сказать, что усвоению представлений благоприятствует неплохо развитая у них наблюдательность и умение подчинять восприятие определенной учебной задаче. Но для большей эффективности работы по предупреждению типичных ошибок учащихся необходимо целенаправленное формирование приемов учебной работы, четкое объяснение учителя: с какой целью, что и как наблюдать, в какой последовательности и какими способами, что и как фиксировать, и при этом корректировать их действия по ходу выполнения задания.

Предупреждению типичных ошибок учащихся по географии также в значительной степени зависит от развития у них пространственных представлений, которые необходимы и для усвоения представлений-образов географических объектов и явлений. Учащиеся, начиная изучать географию, обычно допускают ошибки в глазомерной оценке расстояний на местности, высоты объектов, в определении их формы, крутизны склонов.

В начале изучения географии учащимся свойственно конкретно-образное и формально-логическое мышление, поэтому для предупреждения типичных ошибок учителю необходимо целенаправленно использовать наглядный материал. Если процесс обучения осуществляется без опоры на наглядные пособия, без анализа и обобщения, без абстракции, без сравнения, то в сознании учащихся отсутствует основа для логического мышления и, соответственно возникают ошибочные суждения.

При изучении начального курса физической географии учащиеся овладевают самым большим по сравнению с другими курсами физической географии запасом географических терминов. Без специальной работы учителя над развитием речи учащихся и их ответах допускаются логические ошибки, не всегда точен отбор терминов и понятий. Они могут, например, сказать: «Температура воздуха нагревается», «Ветер образуется от движения воздуха». Часто у них в описаниях объектов отсутствует расчленение признаков существенных и несущественных.

Для учащихся данного возраста характерна большая «привязанность» к тексту учебника, то есть стремление пересказать его дословно. С точки зрения задачи развития речи учащихся, ее правильности, логичности, полноты и последовательности изложения материала, от учителя требуется особое внимание к работе над словом, к обучению детей логично строить объяснение, доказывать свою точку зрения, составлять описания, излагать содержание учебника своими словами и т. п. При этом надо постоянно помнить, что речь учащихся находится в большой зависимости от того, насколько они сознательно овладели содержанием понятий, приемами их применения.

Полнота и правильность, осознанность знаний достигаются лишь при условии сочетания различных источников знаний и активной мыслительной и практической деятельности школьников. Все источники знаний выполняют свою функцию лишь при условии их сочетания со словом учителя и текстом учебника. Оптимальное сочетание слова и наглядности, а также практической деятельности учащихся в изучении курса - один из основных методов предупреждения типичных ошибок и затруднений. Чрезмерное увлечение только устным изложением знаний или только наглядным материалом не обеспечивает его качественного усвоения и, соответственно, не предупреждает ошибок.

При самой лучшей организации восприятия нового содержания учащимися нет гарантий, что они приобрели высококачественные знания, и в дальнейшем у них не возникнет затруднений при их использовании или воспроизведении. Новые знания лучше осознаются и прочнее усваиваются детьми, если учитель включает в учебный процесс «обратную связь», то есть проверяет их понимание и дает задания на применение, закрепление в различных видах деятельности учащихся. У школьников должна работать и развиваться не только зрительная и словесно-логическая память (в процессе усвоения представлений и понятий), но и моторная (двигательная) для усвоения приемов работы.

Для предупреждения ошибок и затруднений учащихся, в се понятия, которые формируются при изучении начального курса физической географии, могут быть усвоены только при условии их единства с представлениями. Содержание курса требует усвоения представлений памяти (зрительный образ, мысленная картина объекта, явления); на их основе должны формироваться представления воображения. От учителя географии требуется целенаправленная работа по развитию у ребят пространственных представлений о взаимном размещении объектов (по сторонам горизонта), о расстояниях, высоте, крутизне. Начало этому должно быть положено при выполнении практических работ на местности с компасом, рулеткой, нивелиром. При восприятии величин конкретных объектов (например, высота берега реки, крутизна склона холма) у учащихся должен быть зафиксирован в памяти «эталон», который поможет глазомерно оценивать размеры других объектов. Представления, полученные на местности, должны применяться в дальнейшем на уроках при работе с картинами, картами для того, чтобы при усвоении понятий в сознании учащихся образы объектов и явлений, используемых для вычленения существенных и варьирующих признаков, были более конкретными.

В VI классе начинается формирование и временных представлений. В отдельных случаях недостаток временных представлений у ребят исключает запоминания некоторых особо важных дат как факта. Например, на первых уроках географии следует сказать о том, что слово «география» было найдено в трудах греческого ученого более 3 тысяч лет назад. Оправдывает себя и прием вычисления, например, сколько лет назад было совершено первое кругосветное плавание Ф. Магеллана.

При организации процесса формирования понятий учителю необходимо предусматривать оптимальный для данного курса их научный уровень, который зависит не только от сложности понятия, но и от преемственности в его развитии при дальнейшем изучении географии материков и океанов. Можно наметить следующие методы предупреждения ошибок и затруднений:

Вначале рассматриваются и через ощущения выясняются внешние свойства объекта;

Затем раскрываются внутренние связи (существенные и варьирующие);

И, наконец, выявляются причины этих связей.

Необходимо систематически использовать объемные пособия, и в частности глобус. Без него не могут быть сформированы правильные представления о сферах Земли, о причинах смены времен года, а также картографические представления о многих объектах без искажений (например, об островах, бассейне реки).

Самые важными и трудными темами начального курса физической географии, по мнению ученых – методистов, являются темы:
1. Масштаб. Разные виды масштаба. Как с помощью масштаба по карте и на плане местности определять расстояния, длины (в том числе криволинейных объектов) и площади.
2. Азимут. Определение направлений по плану.
3. Ориентирование на местности. Чертеж плана местности.
4. Чтение плана местности.
5. Горизонтали (изогипсы). Построение горизонталей на плане.
6. Градусная сетка. Географические координаты (параллели и меридианы). Определение координат объектов на карте и по известным координатам, определение объектов.

7. Как Луна влияет на движение океанских вод.
8. Принцип работы барометра и гигрометра.
9. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Абсолютная и относительная влажность воздуха.
10. Распределение солнечного света и тепла на Земле.

Так, н е зная хорошо карты, невозможно удовлетворительно знать предмет. А чтобы уметь по ней ориентироваться, быстро находить разные объекты на карте, нужно тренировать свою зрительную (визуальную) память. Одним из методов предупреждения затруднений в усвоении географической номенклатуры и формирования умения ориентироваться по карте, может быть следующий прием:

На чистом листе бумаги по памяти рисуйте контур просмотренной на карте территории. Потом внутри контура отмечайте самые важные объекты: столицы стран, большие города, важные транспортные магистрали, крупные реки и озера, значительные горы и равнины, месторождения полезных ископаемых, то есть все объекты, которые можете вспомнить для данной территории.

При изучении раздела «План и карта» также важно мотивировать учащихся, показывать большую роль картографических знаний в жизни современного человека как основы ориентирования в географическом пространстве. Здесь важно то, чтобы учащиеся специфику плана местности по сравнению с другими ее изображениями (рисунок, аэрофотоснимок). Одновременно со знаниями у учащихся должны формироваться соответствующие умения: пользоваться условными знаками, на основе анализа условных знаков читать план и составлять описание местности, определять направления, определять взаимное расположение объектов, вычислять расстояния. Ещё одним приёмом может служить «Приём ассоциаций». Например,

Большой Барьерный риф – самое большое сооружение, созданное морскими обитателями;

Магелланов пролив – самый опасный пролив для судоходства;

Гренландия – пиратская тюрьма;

Чад – озеро в песках;

Рио – де – Жанейро – город карнавалов.

Учащимся в качестве творческого домашнего задания предлагаю самим подобрать ассоциации к географических объектам, указанным в тексте параграфа. Некоторые ассоциации называю учащимся в процессе урока в качестве примера. Современные возможности получения информации достаточно легко позволяют учащимся установить такие ассоциации.

Не менее сложными для усвоения учащимися выступают знания о способах изображения рельефа на картах: отметках высот, горизонталях, послойной окраске, шкале высот и глубин. Здесь важно закрепить у учеников правильное восприятие условности цвета в изображении основных форм рельефа. Прием сравнения способов изображения рельефа на картине, топографической и мелкомасштабной географической картах способствует более глубокому уяснению изучаемых вопросов и предупреждает дальнейшие затруднения.

Предупреждению типичных ошибок и затруднений способствует и обучение учащихся формированию причинно – следственных связей. Например,

Составьте правильную цепочку из предложенных звеньев:

1. Воздух поднимается вверх.

2. Высокая температура воздуха.

3. Образование облаков и выпадение осадков.

4. Охлаждение воздуха.

Ответ: 2 – 1 – 4 – 3.

1. Движение мантии.

2. Образование Байкала.

3. Вертикальные движения земной коры.

4. Образование грабена.

Ответ: 1 – 3 – 4 – 2.

Формированию прочных знаний и, соответственно, предупреждению типичных ошибок и затруднений, также способствуют следующие приёмы:

2. Специальное обучение рациональным приёмам запоминания и их сознательному применению (группировка, составление плана, выделение смыслового акцента).

3. Четкое отграничение обязательного минимума знаний от второстепенного материала.

4. Наложение информации на наглядно представленные опоры – символы, условные знаки, отражающие не только отдельные элементы этих знаний, но и взаимосвязь между ними.

5. Многократный возврат к материалу способом актуализации.

По географии

по тексту отдела образования администрации

города Георгиевска в 8-х классах

12.03.2013 г. в МБОУ СОШ города Георгиевска была проведена контрольная работа по географии в 8-х классах по тексту отдела образования.

Контрольная работа была составлена на основе базового и обязательного уровня знаний, соответствовала программному материалу, состояла из двух вариантов, каждый из которых содержал 20 заданий, взятых из сборника для подготовки к экзамену по предмету в новой форме.

Задания по темам раздела «Природа России» включали тесты с выбором одного ответа, нескольких из предложенных, на установление соответствия географических объектов, а также в форме развёрнутого ответа и формулировки причин тех или иных географических явлений.

Сводная таблица анализа контрольной работы по школам города выглядит следующим образом:

МБОУ СОШ №

Всего учащихся

Выполняли работу

Получили отметку «5»

% успеваемости

% качества знаний

Из данных таблицы видно, что учащиеся 8-х классов школ города с контрольной работой по географии в целом справились. Большое количество учащихся (125 из 650) отсутствовали на контрольной работе по причине болезни, в том числе и «сильные», что не позволило выявить более точных результатов.

Уровень обученности составил 99 %. Самым низким он оказался в СОШ № 7 (95 %), учитель, 2 неудовлетворительные оценки. Двойки получили также учащиеся МБОУ СОШ № 1 и 3 (и). Со 100 % успеваемостью работу выполнили ученики гимназии №2, МБОУ СОШ № 3, 4, 5, 6, 9 и 29.

Общий процент качества знаний по школам города – 60 %. В СОШ № 1 () и 2 () обучаемые показали более высокие результаты, и качество знаний здесь 79 и 81 % соответственно. Наименьшее количество пятёрок и четвёрок по итогам работы имеют восьмиклассники МБОУ СОШ № 3 и 9 (40 и 47 %), учителя и Киселёва Л. М. На уровне среднего % качества МБОУ СОШ № 6, 7 и 29.

В большинстве школ результаты оказались выше, чем по итогам II четверти на 2-14 %, кроме гимназии № 2, МБОУ СОШ № 3 и 5 (ниже на 8, 10 и 24%).

Анализ ошибок показал, что некоторые учащихся недостаточно хорошо усвоили изученный материал. Трудным для них оказалось определение терминов и понятий. Не все также знают карту, поэтому не смогли ответить на соответствующие вопросы тестов, допустили ошибки при установлении соответствия между природными зонами и находящимися в них почвами, древесными породами, представителями фауны; при ориентировании по шкале высот и глубин; при даче характеристики климата России.

Обучающиеся испытывали трудности при ответе на вопросы по темам: «Климат», «Рельеф», «Почвы», «Природные зоны». Некоторые не приступили к вопросу с развёрнутым ответом.

Для устранения пробелов учителям географии необходимо провести коррекцию знаний обучаемых по пройденным темам.

Учить учащихся решать задания ГИА и ЕГЭ;

Продолжить формирование умения работать с географической картой;

Больше внимания уделять изучению основных терминов и понятий курса;

Усилить практическую деятельность обучаемых, использовать на уроках схемы, таблицы, графики, диаграммы, словари терминов, электронные пособия и т. д.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва