Осенние краски. Осенние самоцветы, или Откуда у осени яркие краски 

И снова это время года, когда северное полушарие Земли удаляется от теплоты Солнца. Дни становятся холоднее и короче, листья меняют цвет, животные мигрируют, и большая часть урожая уже собрана. Осень – богатое красками время года, когда природа действительно радует глаз. В этом выпуске собраны недавние фотографии осенних пейзажей по всему северному полушарию Земли.

(Всего 32 фото)

1. Стая журавлей собралась на закате на озере в Бранденбурге, Германия, недалеко от Берлина 26 сентября 2009 года. С сентября по ноябрь десятки тысяч журавлей делают в деревнях Германии привал во время миграции из Скандинавии и Восточной Европы в Испанию. Сельскохозяйственные поля вокруг Берлина – одно из крупнейших мест обитания нескольких тысяч птиц, собирающихся здесь во время перелетов. (REUTERS/Thomas Krumenacker)

2. Листва начала менять цвет в штате Мэн в пятницу 25 сентября 2009 года. Ученые говорят, что это будет рекордный год в Новой Англии в плане изменения цвета листвы – влажная погода летом, последние недели тепла и холодные ночи должны сказаться на изменении цвета листьев. (Dina Rudick/Globe Staff)

3. Двухлетняя Кейтлин Сноу идет среди тыкв в среду 30 сентября 2009 года на ферме Коннорс в штате Массачусетс. Владельцу фермы Роберту Коннорсу пришлось привозить тыквы из Мичигана из-за плохого урожая в этом году. Сильные ливни вызвали черную гниль и фитофтороз паслёновых. (Pat Greenhouse/Globe Staff)

4. Самец оленя кричит во время брачного периода в заповеднике недалеко от Китцбюэля в Австрийской провинции Тироль в среду 7 октября 2009 года. (AP Photo / Kerstin Joensson)

5. Заросший деревьями холм рядом с Преск-Айл, штат Мэн, на закате в субботу 26 сентября 2009 года. (Dina Rudick/Globe Staff)

6. Белый шпиль Объединенной церкви Христа в Кине, Нью-Хэмпшир, окруженной осенней листвой. (Arthur Boufford/Boufford Photography)

7. Комбайн собирает пшеницу в поле к югу от Чэпмэна, штат Канзас, во время сбора урожая при подготовке к зиме. Элеваторы на Великих Равнинах остаются до краев заполненными нераспроданной пшеницей, так как власти готовятся к ожидаемому упадку урожая кукурузы, сорго и соевых бобов. (AP Photo/Charlie Riedel)

8. Фермер из центрального Иллинойса спешит собрать кукурузу и соевые бобы до захода солнца в Лоами, штат Иллинойс, в понедельник 5 октября 2009 года. (AP Photo/Seth Perlman)

9. Осенняя листва встречает ранний снег в Франконии, Нью-Хэмпшир, в четверг 1 октября 2009 года. (AP Photo/Jim Cole)

10. Туман поднимается над озером в Хайландс, Нью-Йорк, в субботу 3 октября 2009 года. (AP Photo/Mike Groll)


11. Ивика Мартинич собирает виноград на вареники на острове Брак в Хорватии 3 октября 2009 года. Для приготовления вареников виноград необходимо варить 20-30 часов. (REUTERS/Matko Biljak)

12. Зинфандельский виноград в чаше на винном заводе Трес Саборес 25 сентября 2009 года в Калифорнии. (Justin Sullivan/Getty Images)

13. 10-летний Бин Амин – кашмирский кочевник – несет на плечах ягненка, идя за своим стадом козлов и овец в Шринагаре 5 октября 2009 года. Летом кочевники проходят несколько километров через горы в поисках пахотных пастбищ для своего домашнего скота, а зимой возвращаются обратно на равнины. (REUTERS/Fayaz Kabli)

14. Пастух ведет свое стадо на пастбища по тоннелю в Закинской долине, примерно в 70 км к югу от Владикавказа 5 октября 2009 года. (REUTERS/Kazbek Basayev)

15. На этом пейзаже недалеко от Преск-Айл, штат Мэн, видны туманные поля и краски осеннего леса 25 сентября 2009 года. (Dina Rudick/Globe Staff)

16. Девушка читает на опавшей листве теплым осенним деньком в парке святого Джеймса в Лондоне 26 сентября 2009 года. (REUTERS/Luke MacGregor)

17. Стая диких гусей пролетает на фоне луны, готовясь приземлиться в заповеднике Вэйн Фарм недалеко от Файфа, Шотландия, 8 октября 2009 года. Около 20 000 диких гусей останавливаются в заповеднике каждый год во время своей миграции на юг из Исландии. Некоторые отдыхают и летят дальше, некоторые остаются здесь. (REUTERS/David Moir)

18. На фоне осенней листвы группа рыбаков плывет в озере Коттонвуд недалеко от Буэна Виста, штат Колорадо, 29 сентября 2009 года. (AP Photo/Nathan Bilow)

19. Украшенные коровы идут по улице в Шваце примерно в 15 км к востоку от Инсбрука, Австрия , 25 сентября 2009 года. В конце лета фермеры ведут свои стада от Альп в долины на время зимы. (REUTERS/ Dominic Ebenbichler)

20. Фермеры и около 20 коров переплывают Королевское озеро на деревянном пароме недалеко от Шоенау, южная Германия, 3 октября 2009 года. Животные провели лето в горах, и теперь пришла пора везти их обратно на фермы. (STEFFI LOOS/AFP/Getty Images)

21. Амишский фермер и трое его детей едут в полной кукурузы телеге на ферме в Миддлфилде, штат Огайо, в четверг 8 октября 2009 года. (AP Photo/Amy Sancetta)

22. 71-летний Лин Уолтерс рыбачит в реке Мэрритайм в Альтоне, Нью-Хэмпшир, на фоне уже поменявших цвет листьев в четверг 8 октября 2009 года. (AP Photo/Jim Cole)

23. Люди в костюмах, тыквы и фигуры разной нечисти украшают парк развлечений «Тиволи» в центре Копенгагена, Дания, в пятницу 9 октября 2009 года. Во время осенних школьных каникул жители города празднуют сезон Хэллоуина, длящийся 10 дней. (AP Photo/POLFOTO, Carsten Snejbjerg)

24. Мужчина фотографирует солянку на озере Ноторо в Абашири на Японском северном острове Хоккайдо 22 сентября 2009 года. Многие люди приходят на озеро, чтобы насладиться пейзажем растений в соляных болотах, которые становятся ярко-красными в период между концом сентября и октябрем. (REUTERS/Yuriko Nakao)

25. Урожай клюквы недалеко от Висконсин Рэпидс, штат Висконсин, в четверг 24 сентября 2009 года. (AP Photo/Wisconsin State Cranberry Growers Association, Andy Manis)

26. Рокфеллер Центр был превращен в свободно стоящее клюквенное болото площадью 139 кв.м с 907 килограммами клюквы 10 октября 2009 года, когда марка клюквенного сока «Ocean Spray» отмечала сбор своего 80-ого урожая. (TIMOTHY A. CLARY/AFP/Getty Images)

27. Радуга над крытым мостом, соединяющим Уиндсор, штат Вермонт (слева), и Корниш, штат Нью-Хэмпшир (справа) в понедельник 5 октября 2009 года. (AP Photo/Jim Cole)

28. Фермеры стоят у своих гигантских тыкв во время ежегодного конкурса самой большой тыквы на ярмарке в Топсфилде, штат Массачусетс, 3 октября 2009 года. Конкурс выиграл Билл Родонис (в центре) из Личфилда, Нью-Хэмпшир, - его тыква весила 667,51 кг. (John Tlumacki/Globe Staff)

29. Друиды отмечают осеннее равноденствие на холме Примроуз 22 сентября 2009 года в Лондоне, Англия. Эта церемония – одна из трех событий ордена (двумя другими являются весеннее равноденствие в Тауэр Хилл и летнее солнцестояние, отмечаемое у Стоунхенджа). (Peter Macdiarmid/Getty Images)

30. Питер Стерретт из Тивертона, Род-Айленд, плывет на лодке со своим псом Коди на пруду в Дерри, Нью-Хэмпшир, в воскресенье утром 4 октября 2009 года. (AP Photo/Charles Krupa)

31. Индейки бродят по ферме Хук Хаус в Кирби Флитэм, северная Англия, 8 октября 2009 года. (REUTERS/Nigel Roddis)

32. Вид с воздуха на кусочек осеннего леса рядом с Преск-Айл, штат Мэн, в пятницу 25 сентября 2009 года. (Dina Rudick/Globe Staff)

Начало осени радует нас разноцветной листвой и яркой окраской плодов. Все лиственные породы деревьев и кустарников окрашиваются в разное время и не одинаково.

Лиственные деревья и кустарники окрашиваются осенью в разное время разными красками

Палитра «золота» листвы вмещает разнообразие окрасок - от бледно-лимонного до медного.

Осеннее золото берез

Бледно-желтая листва у жимолости обыкновенной, светло-желтая - у березы бумажной, золотисто-желтая - у лещины, ярко-желтая у гамамелиса.

Гамамелис виргинский

Эффектным акцентом смотрятся в осеннюю пору березы, липы, лещины среди хвойных массивов.

Клен красный

Насыщена и гамма красного - к концу сентября становятся кумачово-пурпурными дуб красный, клен красный и клен приречный. Пламенеют кусты бересклетов: бородавчатого, европейского, священного и крылатого, крупнокрылого; кизильника блестящего.

Бересклет крупнокрылый

Волшебно - с переливами от золотисто-оранжевого до багряного - окрашиваются кроны ильмов (вязов) и скумпии. На хорошо освещенных местах ползучие бересклеты - карликовый и Форчуна становятся пурпурными.

Фотергилла большая - осенняя окраска

Всеми оттенками алого на хорошо освещенных местах сияют кусты фотергиллы, сумаха оленерогого, барбарис Тунберга и желтолистные формы спиреи японской. Необыкновенно хороши в осенней окраске спиреи японские крупнолистные.

Девичий виноград

Исключительно декоративны в осенний период популярные у садоводов черноплодная рябина и ирга.

Черноплодная рябина

Все оттенки вишневого, винного и пурпурного играют в листве винограда амурского и девичьего. Сиреневые и даже фиолетовые оттенки можно разглядеть в кроне дерена кроваво-красного.

Виноград амурский

Листва некоторых пород в зависимости от конкретных условий года на одних и тех же экземплярах в разные годы может варьировать от желтого к красному. Это характерно для багряника японского, клена остролистного и татарского, конского каштана, рябины и калины.

Рябина промежуточная

Интенсивность осенней окраски во многом зависит от погодных условий летне-осеннего периода. Обычно листья ярко окрашиваются при сухой и теплой погоде.

Листья ярко окрашиваются при теплой сухой погоде

Биохимия осенней красоты

В осенний период в листьях синтезируются антоциановые пигменты, от содержания которых в клеточном соке зависит розовая, красная и пурпурная осенняя окраска листьев. Накопление углеводов способствует образованию антоциановых пигментов, поскольку это гликозиды, возникающие при соединении различных сахаров с циклическими соединениями. В кислых растворах антоцианы имеют красный цвет, а с увеличением рН могут становиться фиолетово-синими.

Красные оттенки листьев зависят от содержания в клеточном соке антоциановых пигментов

Количество антоциановых пигментов зависит от определенных наследственных факторов их образования и влияния окружающей среды. Кроме того, с понижением температуры в осенний период в листьях перестает образовываться хлорофилл. В это время виды, содержащие много углеводов и обладающие наследственной способностью, начинают образовывать в листьях дополнительные антоцианы.

У деревьев, не образующих антоциановых пигментов, появляется желтая окраска, за которую ответственны каротины и ксантофиллы

В это же время имеющийся в листьях хлорофилл начинает разрушаться (у разных древесных пород с различной скоростью), и только что образовавшиеся антоцианы становятся заметными. У других деревьев, не образующих антоциановых пигментов, осенний распад хлорофилла выявляет иные пигменты - относительно более стабильные желто-оранжевые каротины и ксантофиллы, придающие листьям светло-желтую окраску, или же примесь красного антоциана в желтом каротине, что определяет ярко-оранжевый цвет (как у некоторых видов клена).

Примесь красного антоциана в желтом каротине определяет ярко-оранжевый цвет

У ряда видов хлорофилл и каротиноиды распадаются одновременно, но при этом синтезируются новые каротиноиды. Так путем разрушения зеленых пигментов, выявления желтых, образования красных пигментов или всеми тремя способами сразу листья могут приобретать различные оттенки желтого, оранжевого, малинового, пурпурного и красного цветов.

Многообразие осенней окраски листвы - результат сложных биохимических процессов

Любой фактор, влияющий на синтез углеводов или на превращение нерастворимых углеводов в растворимые, способствует образованию антоциана и появлению ярких осенних окрасок.

Что влияет на осеннюю окраску листвы

К наиболее важным факторам, определяющим осеннюю окраску, относятся температура, свет, водоснабжение и даже тип почвы. Понижение температуры ниже нуля способствует образованию антоциана. Однако, ранние суровые морозы делают красные осенние цвета менее яркими, чем они были бы без них. При этом значение имеют не столько пороговые температуры, сколько сумма тепла, число часов с благоприятной температурой.

Понижение температуры ниже нуля способствует образованию антоцианов

Яркий свет также способствует появлению красной окраски, так как антоциановые пигменты обычно образуются в листьях, находящихся на свету. Если во время образования красных пигментов один лист был накрыт другим, в нижнем листе красный пигмент обычно не образуется. У некоторых пород осенняя окраска и листопад подготавливается коротким днем.

Антоциановые пигменты обычно образуются в листьях, находящихся на свету

Снабжение водой также влияет на образование антоцианов: засуха способствует появлению ярко-красной окраски. Дождливые дни с недостатком света незадолго до периода наивысшего развития окраски существенно уменьшают яркость красок листопада.

В дождливую осень краски будут не такими яркими

Следовательно, самые лучшие осенние цвета наблюдаются при ясной, сухой и прохладной (но не морозной) погоде. Особенно яркую окраску листья приобретают осенью в некоторых географических регионах, например, на северо-востоке и северо-западе США, юго-востоке континентальной Азии, юго-западе Европы. А вот в Северной Европе зимы мягкие и дождливые, поэтому листья становятся перед опадением в основном грязно-желтыми и бурыми.

В теплом дождливом климате листья опадают желтыми и грязно-бурыми

Существует также немало растений, у которых листья опадают без изменения окраски, практически зелеными. Это характерно для многих сортовых яблонь и груш, иногда у вишен и слив, а также ольхи черной, тополя белого, жостера, сирени обыкновенной, бирючины, иногда чубушников. Особенно это явление заметно теплой и влажной осенью.

У многих сортовых яблонь листья не меняют окраску

Ландшафтные дизайнеры придают большое значение осенней окраске листвы. Подбирая соответствующие породы и сорта, удается придать красочность грустному периоду, когда сад готовиться к долгой зиме. Галина Новицкая дендролог, Ботанический сад МГУ

Екатерина Вишнякова
Осенний праздник в старшей разновозрастной группе «Яркие краски осени»

Задачи : совершенствовать представление детей об осени и ее особенностях , продолжать знакомить о приспособлении животного мира к зиме, активизировать двигательную деятельность, развивать музыкальные и артистические способности у детей, развивать речь и дикцию, формировать умение вести уверенно себя во время публичных выступлений, воспитывать эстетическое восприятие красоты осени и желание помочь птицам в зимнее время.

Зал украшен осенними гирляндами , букетами, осенними листьями .

(Паутинка, паучок летит на паутинке. Стая птиц или клин журавлей, улетающих на юг).

Дети :

Снова осень , снова птицы

В теплый край лететь спешат,

И опять осенний праздник

К нам приходит в детский сад.

Мы простились с теплым летом,

Уже осень к нам пришла .

Золотисто – красным цветом

Все раскрасила она .

Ведущий :

Вот художник так художник!

Все леса позолотил,

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл .

Отгадать загадку просим :

Кто художник этот?

Дети : Осень .

Дети читают стихи (вдвоем)

Вслед за летом осень наступила

Золотом одела все кругом,

Пожелтела за окошком ива

И березка в платье золотом.

Ах, какие пышные наряды,

Сколько красок , как красив узор !

Золотою нитью листопада,

Вышивает осень свой ковер .

Исполняется песня про Осень .

Появляется Маша (ребенок)

Маша : - Куда ты? (паучку)

Не улетайте! (бросается к птицам)

Подождите! Ну куда же вы все? (сердится топает ногами)

Все куда - то спешат.

Никому я не нужна…

Ни поговорить со мной,

Ни поиграть со мной…

Ведущий : - Не сердись, Маша. Осенью всегда так бывает . Все заняты подготовкой к зиме.

Маша : - Как это готовятся к зиме?

Ведущий : - Птицы улетают в теплые края

Маша : - Но почему, разве здесь им плохо?

Ребенок :

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться,

Собралися в стаи птицы.

Ребенок :

Птиц провожают в дорогу леса :

Долгое эхо летит в небеса.

Птиц провожают в дорогу луга :

Выросли травы в большие стога.

Даже вслед им, как будто крылом,

Пугало машет пустым рукавом.

(В. Степанов)

Ведущий : - Осенью наступают холода , прячутся все жучки и мошки, к зиме все реки т озера покрываются льдом. Птицам нечего кушать, вот они и улетают до весны в теплые края. Но, Маша, не все плицы улетают, многие остаются зимовать с нами. Поэтому надо развесить на деревьях кормушки и насыпать в них корм для птиц, чтобы им не было голодно в холодные дни. Сейчас мы поиграем в игру с ребятами и ты научишься различать перелетных и зимующих птиц.

*Проводится игра «Улетает или нет» .

Ведущий показывает картинки с изображением птиц. Дети говорят : «Да» или «Нет» .

Дети читают стихи :

Снова птицы в стаи собираются,

Ждут их за моря дороги дальние.

Яркое, веселое, зеленое

До свиданья, лето, до свидания!

Улетают журавли далеко за край земли,

За поля и за луга, за высокие стога.

В платье ярко – золотистом

Бродит Осень над ручьем .

Листья по ветру летят,

Журавлей догнать хотят.

Листья осенние тихо кружатся

Ковриком ярким мягко ложатся .

Птицы уже улетают на юг,

Стало все желтым и красным вокруг .

Маша : - А как же звери? Они же не улетают.

Ведущий : - Зверушки тоже готовятся к зиме. Волки и лисы одевают теплые шубки, а зайчик свою серую шубку меняет на белую. А ёжики нанижут листья на иголочки, свернутся в клубки и будут спать до весны…

Маша (расстроено) : - А Миша? Миша?

Ведущий : - А медведи спят в берлоге до весны.

Маша : - Лучше бы не было Осени , не нужны холода! Лучше бы всегда было лето!

Ведущий : - Все времена года хороши, каждому периоду свой срок, все важны. Вот оставайся с нами на празднике , послушай, всё узнаешь и ты тоже полюбишь Осень .

(Присаживайся Маша)

Дети читают стихи :

Все дорожки и тропинки

Будто в пестрых лоскутках,

Это Осень незаметно

Ходит с краскою в руках .

Красива осень , погляди :

И желтый лист и красный

Леса и рощи и кусты

Наряд надели разный .

Осенняя пора настал и твой черёд!

Повсюду осени мы чувствуем дыханье.

И листопад и птичий перелёт,

И лес и сад полны очарованье!

Как осень бывает красива !

Запомним её листопад.

Осенние гроздья рябины ,

Огнём ярко – красным горят !

Стихотворение «Листопад» читает :

Опавшей листвы разговор еле слышен :

Мы с клёнов…

Мы с яблонь…

С осинки…

С черёмухи…

С дуба…

С берёзы…

Везде листопад :

На пороге морозы!

Исполняется песня про листопад.

*Проводится игра «Венок из листьев» .

Обручи, силуэты листьев из картона. Обручи кладут на пол, вдоль окружности изнутри дети выкладывают листья. Обручи убираются, поучаются веночки.

Игроков по 2 на один обруч.

Ведущий : - Послушайте ещё стихи об Осени .

Желтый лист кружится, медленно летит,

Дождь неугомонный капает, стучит.

Осень золотая в гости к нам пришла,

Кончилась внезапно летняя пора.

Осень трогает листочки ,

Сыплет жёлуди горстями,

В миг придёт из серой тучки,

Заливая всё дождями.

Лето было и прошло,

Время осени пришло .

Кто бы осени сказал ?

Приходи в наш светлый зал.

Появляется Осень .

Осень : - Как красиво в вашем зале

Мир уюта и тепла.

Вы меня стихами звали,

Наконец, я к вам пришла.

Своей кисточкой волшебной

Перекрашиваю я всю осеннюю природу ,

И деревья и поля.

Дети (выходят втроём) :

Осень , как тебе мы рады,

Кружит пёстрый листопад.

Листья около деревьев

Золотым ковром лежат.

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой .

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде

И в лесу, и у воды

Приготовила подарки –

Всевозможные плоды.

Осень : - Я и вам принесла плодов : шишек, жёлудей и каштанов. Будете с ними играть.

Маша : - У ребят много игрушек для игр, а ты какие то шишки принесла.

Осень : - С шишками тоже интересно играть.

*Проводится игра «Передай другому» .

Дети становятся в полукруг. Под музыку передают четыре шишки. Музыка прекращается, у кого шишки в руках – танцуют.

*Проводится игра «Кто быстрее перенесёт» .

Переносят по одной. Другие дети уже переносят в другую сторону. Шишек каждому игроку по 5 штук.

Ведущий : - И наконец, можно делать разные поделки . Посмотри, Маша (показывает поделки) .

Хоровод с Осенью под музыку (или хороводная песня) .

Осень : - А ещё я вам, ребята, кисточки и золотистые краски , как у меня.

Будете рисовать и меня вспоминать. (даёт ведущему)

Ах вот беда! (ищет в корзине)

У меня невесть куда кисть пропала золотая.

Кисть волшебная, которой перекрашиваю я

Всю осеннюю природу , и деревья, и поля!

Что же делать мне друзья?

Появляется Баба яга. (никого не замечает, в руках золотая кисть) .

Баба Яга : - У леса на опушке жила Яга в избушке,

Совсем перекосился от древности домишко.

И очень кстати даже, я кисточку нашла,

Избушку перекрашу, чтоб теремом была.

Потолок золотой и оконышко,

Даже дверь за стеной словно солнышко.

Перед домом покрашу дорожку,

Не забуду и вас курьи ножки!

Ведущий : - Осень ! Смотри, так вот кто твою волшебную кисточку взял! А ну, Баба Яга, отдавай нам кисточку!

Баба Яга : - Ну уж нет! Что ко мне попало, то пропало.

Ведущий : - Ну ведь эту кисточку ты у Осени украла , как же теперь Осень без волшебной кисточки будет красоту наводить ? Посмотри, как у нас в зале красиво . Это Осень так нарядила . А ещё Осени надо золотые наряды подарить деревьям, землю разноцветным ковром устелить .

Баба Яга : - Ах вы хитренькие какие! Сами красоту наведут , а мне что прикажете в такой перекошенной облезлой избе весь век доживать? Нет уж, теперь я у себя красоту наведу , да буду жить припеваючи. И никого к себе не пущу!

Ведущий : - Я придумала. Баба Яга мы поделимся с тобой красками кисточками , что нам Осень подарила . А ты Осени верни её волшебную кисточку. Оставайся у нас на празднике – подружишься с ребятами. (Обмен, Баба Яга садится на стульчик)

Дети читают стихи :

Осень , Осень ты красива очень !

Листики цветные по ветру летят.

И поют нам песню с ветерочком вместе,

Падают под ноги, тихо шелестят.

Мне совсем не грустно в садике гулять,

Разноцветных листьев хочется набрать.

С неба рассыпаются капельки дождя

Осень золотая , я люблю тебя!

*Проводится игра с Бабой Ягой «Грибник»

Дети – грибы приседают на корточки, прикрывают лица ладошками.

Баба Яга : - По грибы я в лес пошла,

Но грибов там не нашла.

Где же спрятались они?

Под деревья? Иль под

Грибы дети : - А вот и мы! (встают)

Попробуй нас ты собери! (разбегаются по залу, Б. Яга догоняет) .

Баба Яга : - Ох и резвые вы ребята, утомили меня старую . (держится за бока, болят) .

Ведущий : - Присядь, Баба Яга отдохни и послушай ещё стихи. (Все садятся)

Закружится надо мной

Дождь из листьев озорной

До чего же он хорош

Где такой ещё найдешь –

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала.

Мы плясали, как друзья, -

Дождь из листиков и я!

*Танец (девочки)

Баба Яга : - Хороший у вас праздник , но мне пора идти – избушку приводить в порядок к зиме. До свидания!

Ведущий : - До свидания, Баба Яга, приходи к нам и на другие праздники .

Осень : - Мне тоже, ребята, прощаться пора.

Пойду озолочу весь лес.

Дам бусы красные рябинкам ,

Берёзкам - желтые косынки,

Ковёр на землю постелю,

Ежову норку утеплю.

А ветер – как он будет рад,

Когда наступит листопад!

И вам от Осени привет-

Осенний праздничный букет . (дарит букет – угощение композиция)

Ведущий (Обращает внимание) : - Ребята это не просто букет. Здесь Осень приготовила угощение для вас.

Ведущий : - Мы пели, играли, гостей привечали. Скучать не принято у нас. Делу время, а потехе час!

Ведущий : - Мы благодарим всех гостей, которые пришли к нам на праздник и говорим вам :

Все : - До новых встреч!

Неркарарян Элла Сейрановна
Сценарий праздника осени «Осенние краски»

Ребенок 1.

Всех гостей сегодня вместе,

Мы не зря собрали,

Танцы, игры, шутки, песни,

Будут в этом зале!

Ребенок 2.

Самый яркий и красивый

Праздник начинаем ,

Осень ! Осень к нам пришла !

Мы вас приглашаем!

Ребенок 3.

Осень – щедрая хозяйка

Все нам дарит без утайки :

Россыпь ягод на опушке,

Ароматный мед в кадушке,

Фрукты, овощи, грибы…

Все нам, осень , даришь ты!

Ребенок 4.

Рады мы подаркам очень-

Говорим…

Спасибо, осень !

Ребенок 5.

Осень , осень – ты прекрасна !

Понимают это все!

Оставайся щедрой, яркой –

Это в радость детворе!

Танец с листочками

Песня «Что случилось» .

Праздник наш мы продолжаем ,

Осень в гости приглашаем !

Дружно мы ее попросим.

Приходи к нам в гости, осень !

ТЕЛЕМОСТ.

На экране – Осень .

ОСЕНЬ .

Здравствуйте, мои друзья!

Золотая Осень – я !

Я, у вас, спрошу ребятки :

Все ли в садике в порядке?

Листья опадают?

Птицы улетают?

Фрукты созревают?

Мамы не ругают?

Осени все рады ?

Всем нравятся мои наряды?

Мои милые друзья

Есть для вас подарок у меня!

(На экране – демонстрация осеннего пейзажа )

Вот пейзаж – осенний , яркий,

На нем деревья на полянке,

Дождь осенний моросит ,

Листик золотой кружит,

Стая птиц на юг летит…

А рядом – чудо-огород –

Чего там только не растет!

(На экране – Осень .)

Я так трудилась, рисовала,

Я краски долго подбирала !

Вы красками осенними пока полюбуйтесь ,

А я гостинцев соберу

И на праздник к вам приду !

Мы тебя благодарим,

И спасибо говорим!

Надевай скорее лучшие наряды,

И спеши к нам в гости :

Будем встрече рады!

(На экране появляется осенний пейзаж-презентация . Слайды меняются по ходу действия)

(Звук дождя, грома.

Выбегает Тучка.)

А! Попались, ребятишки,

Девчонки и мальчишки

Я тучка злая, грозовая,

Я веселья не люблю!

Дождем холодным всех полью! (брызгает «дождем» на детей).

Так! Всем скучать, меня бояться!

И не петь, и не смеяться!

Праздник ваш я отменяю ,

Всех отсюда выгоняю!

Никуда мы не уйдем,

Мы ведь Осень в гости ждем !

И что ей так все восхищаются!

Подумаешь, нашлась красавица !

Только я должна всем нравиться!

Не бывает осени без тучки и дождя ,

Поэтому, ребятушки, всех главнее – я!

Тучка, тучка, не шуми,

Убери дожди свои!

Лучше, тучка, улетай,

И ребят здесь не пугай!

Ах, вы так!

Смою с картины я краски цветные !

Красные , оранжевые, золотые!

Пусть все будет серым и прозрачным,

Пусть все будет блеклым и невзрачным!

(Брызгает «дождем» на картину, краски с картины исчезают .)

(Шелест листвы.)

(Прислушиваясь) .

Ой, кто это листвой шуршит?

Видно, Осень к вам спешит !

Ну, а мне пора прощаться,

Всем счастливо оставаться! (убегает) .

(Выходит Осень .)

ОСЕНЬ .

Вы меня, ребята, звали?

Ах, как красиво в вашем зале !

Я немного задержалась –

Все трудилась, наряжалась!

Вот, гостинцев собрала,

И на праздник к вам пришла !

Песня «Разговор с осенью » .

ОСЕНЬ .

Мои гостинцы принимайте,

Праздник весело встречайте ! (Отдает корзину воспитателю)

(Осень обращает внимание на картину.)

А где же краски на картинке

Что случилось, детвора?

Пока в гости я к вам шла? (ответы детей) .

ОСЕНЬ .

Ах уж эта капризная Тучка! Сколько я ей объясняла, что природа прекрасна в любое время года , а она опять за свое : «Я самая главная, я самая красивая . Ну, ничего, ребята, мы все исправим – и краски вернем , и с Тучкой подружимся!

А поможет нам друзья

Кисть волшебная моя! (показывает кисть) .

Начинаем колдовать – все деревья и листочки и на пейзаже украшать…Кисточкой волшебной медленно взмахну

Листья разноцветные в зале закружу!

Осень взмахивает кистью , выбегают девочки-Листочки.

1 .Снова осень золотая

На чудесный бал зовет,

Все листочки собирает

В разноцветный хоровод!

2. И с березки, и с осинки,

С дуба, клена, и рябинки!

Листики все разные –

Желтые и красные !

3. На балу у Королевы

С ветерком танцуем мы,

Бал чудесный, бал осенний

Будет длиться до зимы!

Танец «Чародей-листопад» с платочками.

(После исполнения танца, листва деревьев на картине становится разноцветной.)

ОСЕНЬ .

Ну вот, деревья на пейзаже

Уже стоят во всей красе…

Теперь, друзья, настал черед

Раскрасить чудо-огород !

Овощи, вставайте в ряд,

Покажите свой наряд!

Осень взмахивает кистью , выходят Овощи.

У меня для вас сюрприз –

Я сочный овощ, я – редис!

Бело-розовый костюмчик,

Тонкий длинный хвостик,

Есть еще зеленый чубчик,

Колкий, но не очень!

Знают все, мой вкус и вид

Будят страшный аппетит!

А я – зеленый огурец,

Витаминный удалец!

Расту я в огороде,

Любим во всем народе!

Я – полезный овощ – лук!

Для здоровья лучший друг!

Цвета золотистого,

Желтого, лучистого

На вкус слегка я горьковат,

И витаминами богат!

БАКЛАЖАН.

А я – красавец баклажан –

Фиолетовый кафтан!

На грядке я почти все лето

Лежал под ультрафиолетом!

С блестящей шкуркою – хорош!

Ну, как с собою не возьмешь!

Я – красный сочный помидор !

Зрею на обычной грядке,

Но, как в сказке, с давних пор

Все зовут меня синьор!

КАРТОФЕЛЬ.

А я – картофель круглый!

Красивый я и смуглый !

Без меня прожить ни дня,

Вы не сможете, друзья!

ОВОЩИ ВМЕСТЕ. Мы под солнышком растем,

Хорошеем с каждым днем! (расходятся и занимают исходное положение танца) .

Выходит Огородница.

Овощи - ну просто диво :

И нарядны, и красивы !

Им бы с грядки – да в лукошко,

А они – прыг на дорожку!

Скок-поскок, пустились в пляс –

Чудо-полька началась!

Усидеть и мы не сможем –

Будем хлопать им в ладоши!

Танец Овощей

ОСЕНЬ .

На картине огород,

Всеми красками цветет !

Теперь серого цвета нам нужно немножко

Чтоб птиц перелетных раскрасить одежки !

Стайка серых журавлей,

Прилетай сюда скорей…

Осень взмахивает кистью , выходят мальчики- Журавли.

1. Наступают холода - улетаем из гнезда!

2. Хоть и труден перелет, только голод здесь нас ждет!

3. Скоро, скоро уж не будет нам ни мошки, ни жука!

4. Не найдешь под снегом в поле дождевого червяка!

ВМЕСТЕ. Наступают холода, в путь-дорогу нам пора!

Танец «Журавушка» .

(После исполнения танца, оперенье журавлей на картине становится серым.)

ОСЕНЬ .

Теперь нужен нам, друзья,

Цвет осеннего дождя !

Где вы, капли-капитошки?

Выбегайте на дорожку!

(Осень взмахивает кистью , выбегают девочки-Капельки.)

1. Мы дождинки-хохотушки,

Дождя осеннего подружки !

Как чудесен наш наряд!

Всюду капельки висят!

2. Прохладные, нарядные,

Прозрачно-водяные,

Капли серебристые,

И нежно-голубые!

3. Мы дождинки-веселинки,

С тучками танцуем,

И узоры кружевные,

В лужицах рисуем!

Танец «Капельки» с шарами.

ОСЕНЬ

Ну вот, пейзаж уже готов,

Осенних много здесь цветов

Пора нам с Тучкой помириться,

Поиграть, повеселиться!

На праздник Тучку позовем –

Песню о дожде споем!

(Осень читает стихи , дети (по тексту) выбегают в центр зала на свои места :)

Нужен дождик листьям, нужен деревцам!

Нужен дождик птицам! Нужен овощам!

Дождик нужен всем на свете!

И, конечно, нужен…

ДЕТИ. Детям!

Песня «Непогодица» .

(Садятся на места.)

(Выбегает Тучка) .

Что я слышу? Неужели!

Для меня ребята пели!

Вы простите, ребятня,

За все шалости меня!

Хочу с вами помирица

Хочу с вами подружиться!

А поможет нам игра!

Поиграем, дети?

(Под музыку Тучка и Осень выносят «тучу» с «капельками» - синяя ткань, на ней воздушные шарики.)

(Игра «Веселый дождик)

ТУЧКА. Ну, девчонки, выбегайте

И под тучку все вставайте!

Тучка по небу гуляла,

Тучка в небе танцевала… (дети танцуют под «тучкой» ).

Всех решила удивить –

С неба дождик лить и лить! (подбрасывают «дождинки» ).

Вы дождинки поднимайте

И на тучку возвращайте! (дети закидывают «дождинки» на «тучку» ).

ТУЧКА. Ну, мальчишки, выбегайте

И под тучку все вставайте!

(Игра повторяется.)

ТУЧКА. Будем праздник продолжать

И с дождинками играть!

Вы ребята становитесь,

На команды разделитесь!

Дети встают и делятся на две команды,

Осень и Тучка держат между командами веревку (ткань) .

ОСЕНЬ .

Вы дождиночки кидайте,

ТУЧКА. А вы – обратно возвращайте!

Игра «Дождикбол» .

Славно мы повеселились!

Помирились, подружились!

Вас, ребята, угощу –

Конфетный дождик подарю!

(выносит и отдает «тучку» с дождинками-

конфетками воспитателю).

ОСЕНЬ . С вами было интересно,

ТУЧКА. Очень весело, чудесно!

ОСЕНЬ . Но прощаться нам пора,

ВМЕСТЕ. До свиданья, детвора!

Через год мы вновь придем,

ОСЕНЬ . С листопадом!

ТУЧКА. И дождем!

Тучка и Осень покидают зал , дети провожают их аплодисментами.

«Что случилось?»

1. Что случилось? Что случилось?

Вся природа изменилась.

Всюду был зелёный цвет,

А теперь его уж нет…

Это осень к нам пришла ,

Свои краски принесла .

2. Что случилось? Что случилось?

Вся погода изменилась.

Стали частыми дожди,

А тепла уже не жди…

Это осень к нам пришла ,

Дождь и холод принесла.

3. Так бывает, так бывает,

Если осень наступает .

Не грусти и не скучай,

Осень с радостью встречай !

Осень – щедрая пора ,

Очень рада детвора!

«Непогодица»

1. За окошком снова непогодица

Тучка в небе почему-то хмурится

Ну а мне, очень даже нравится

Дождик этот, я пойду гулять!

Дождик льет по крышам, по улицам вода

Я иду по лужам, по воде шагаю я

Ля-ля, ля-ля, по воде шагаю я!

2. Тучка, дождик посылаешь ты для нас,

И не стоит огорчаться нам сейчас!

Нужен дождик и деревьям и цветам,

И конечно нужен он всем нам!

«Разговор с осенью »

Дети : Осень , осень к нам в окошко постучалась – тук-тук!

Ласково, ласково всем детям улыбнулась – вот так!

Здравствуй, осень ! В гости к нам пришла?

Что ты детям принесла?

Покажи скорее нам, что в твоей корзинке там?

Осень : Красные , желтые листочки, посмотрите! Вам нравятся?

Дети : Да!

Осень : Вы в осенний их букетик соберите ! Хорошо?

Дети : Хорошо!

Осень : Здесь так много овощей для салатов и для щей!

Ешьте с аппетитом их всегда,

И болеть не будешь никогда!

Ольга Синевич
Конспект ООД интегрированного занятия в средней группе «Яркие краски осени»

Тема : Яркие краски осени !

Задачи :

Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе , повторить приметы осени , стихи об осени .

Развивать связную речь, закреплять умение отвечать полным ответом на вопросы воспитателя.

Познакомить детей с рисованием гуашью, способом – эстамп.

Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов (деревьев) на бумаге.

Способствовать возникновению интереса к экспериментированию.

Закреплять умение узнавать и называть цвета.

Развивать творческое воображение, фантазию, чувство цвета.

Воспитывать любовь к родной природе, воспитывать аккуратность, навыки работы в коллективе, интерес к изобразительной деятельности.

Предварительная работа :

Экскурсия с детьми в осенний парк , прогулка по территории детского сада, рассматривание деревьев (клёна, дуба, берёзы) в парке (строение дерева, цвет ствола, окраска листьев ) .

Наблюдение за изменением окраски листьев на деревьях в осеннем парке .

Беседа с детьми на тему «Что изменилось с приходом осени . Рассматривание иллюстраций и картин об осени .

Заучивание стихов, песен, пословиц, загадок об осени .

Закрашивание цветными карандашами, гуашью осенних листьев по трафарету.

Рисование нетрадиционным способом – способ отпечатывания – эстамп.

Ход занятия.

Придумано кем- то просто и мудро

При встрече здороваться

Дети : Доброе утро! (дружно) .

Ребята, у меня сегодня для вас есть небольшой сюрприз. (Приглашаю детей подойти к ноутбуку, включаю презентацию «яркие краски осени » ).

Ребята, о каком времени года эти картинки (фотографии? (об осени ) .

А куда мы с вами ходили? (в парк, смотрели осенние деревья , собирали листья в осенний букет ).

А расскажите мне об осени , вспомните, пожалуйста, мы с вами говорили, какая она? (красивая , разноцветная, яркая, добрая, щедрая, богатая, весёлая).

Кто может сказать (вспомните, приметы осени ? (поднимайте руки) .

Молодцы, а теперь все дружно расскажем стихотворение про осень (по мнемотаблицы) .

Молодцы, ребята, и сейчас я вам предлагаю снова отправиться в осенний лес , посмотреть всё красоту осени , полюбоваться ею!

Вы согласны!

Речь с движениями :

По тропинке в лес пойдём

Лужу мимо обойдём

Перепрыгнем ручеёк

Посмотрели мы налево

Посмотрели мы направо

Посмотрели вдаль туда -

Ах, какая красота !

Вот мы и пришли с вами на поляну!

(Выходит Осень , в руках корзинка с фруктами) .

Ребята, как вы думаете, кто это?

- Осень !

Как вы догадались?

Ответы детей (потому что она жёлтая, у неё на платье листья разноцветные, у неё в руках корзинка с фруктами).

Осень слушает и тихонько плачет (прыскает водичкой на детей) .

-Осень , а почему ты такая грустная и плачешь?

Осень : Ой, ребята, дело в том, что злой волшебник украл у меня все краски , вот посмотрите (открывает ширмы, а там стоят деревья с белыми листьями)

Деревья в лесу стоят все некрасивые , мрачные, листья на деревьях не раскрашены, белые, а вы же знаете, что я Осень - это самая яркая , золотая пора!

Помогите мне, пожалуйста, вернуть мой красочный лес .

Ну что, ребята, давайте, поможем осени !

Давайте!

-Осень мы тебе поможем , найдём краски .

Но прежде, чем помочь осени , давайте вспомним, какого цвета осенние листочки ?

(красного , жёлтого, зелёного, коричневого, оранжевого)

Для этого я предлагаю вам, создать осенний ковёр из листьев .

Осень : А у меня есть для вас подсказка – мой осенний шарфик

Ой, ребята, посмотрите, какие шарфики нам подарила осень , и правда яркие , разноцветные, давайте с вами вспомним краски осени , называйте их? (коричневый, жёлтый, зелёный, красный , оранжевый) .

Ребята, у вас у каждого два листочка в конверте, из конверта вам нужно выбрать осенний листочек . (Дети выполняют задание на мольберте) . Воспитатель обращает внимание детей, что у листочков есть липкая сторона, чтобы они держались.

Вот посмотрите, какой осенний ковёр получился !

Осень : Красив разноцветный осенний ковёр !

Молодцы, ребята!

Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебный осенний лес .

А почему волшебный? Потому что рисовать мы его будем необычным способом – ЭСТАМП. Мы его отпечатаем вот такими красивыми листьями (показывает листья китайской капусты) .

Но прежде чем приступить к работе, а ствол у дерева, какого цвета? (коричневый)

Деревья, в парке разной окраски , листья на деревьях могут быть и желтые ….

На клеёночке у вас лежит лист, берём кисточку и покрываем его гуашью. Прижмём ладошкой лист закрашенной стороной к бумаге. Затем лист нужно поднять аккуратно, чтобы не размазать изображение.

Вот посмотрите, какие замечательные деревья у нас получились!

Вот и готова наша картина, мы назовём её….

Вам нравится, ребята? Мне очень понравилась, вы настоящие волшебники.

Выходит осень весёлая , радуется, благодарит ребят.

Ой, ребята, какие вы молодцы, только благодаря вам злой волшебник вернул мне все краски и мой лес опять стоит яркий , разноцветный, вот посмотрите….

(дети все радуются)

Осень : Спасибо, вам ребята, за добрые дела,

А сейчас хочу, чтоб закружилась осенняя листва !

(Осень осыпает детей осенней листвой ) .

-Осень , у нас для тебя ещё есть сюрприз!

Кто сказал, что осень

Грустная пора!

Радостно по лужам

Скачет детвора

Жёлтые листочки

В воздухе кружат

По стеклу дождинки

Весело стучат

Если светит солнышко

Можно нам гулять

Бегать, веселиться

Прыгать и скакать.

Если туча хмуриться

И грозит дождём

Спрячемся под зонтиком

Дождик переждём!

(Рассказываем вместе с движениями) .

Ну, а теперь пора проститься!

(Дети прощаются с осенью ) .

Всем гостям мы на прощанье

Дружно скажем : ДО СВИДАНЬЕ!

Публикации по теме:

Группа \"Радуга\"- яркие краски. Хочется познакомить вас со средней группой- группой "Радуга". Это очень смышленые, сообразительные, дружные.

Уж небо осенью дышало и щедро краски рассыпало. Воодушевившись такой красотой мы взялись за дело смело. Взяли яркий пластилин и работа.

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ во второй младшей группе «Краски осени» Задачи: Образовательные: 1. Расширять знания о времени года осень, основных приметах осени: пасмурно, идёт дождь, опадают листья, становится.

Конспект занятия «Краски осени» Цель: закрепить представления детей о признаках осени; уточнить понятие «репродукция». Задачи: Образовательные: Закреплять представления.

Конспект открытого занятия по художественной деятельности, сюжетное рисование в старшей группе «Краски осени» Конспект открытого занятия по художественной деятельности (сюжетное рисование) в старшей группе на тему: «Краски осени» Программные задачи:.

Лето – это маленькая жизнь! Именно в этот период года дети получают максимум впечатлений, удовольствия и радости от общения со сверстниками.

Презентация «Краткосрочный проект «Лето в яркие краски одето» Краткосрочный проект «Лето в яркие краски одето» Краткосрочный проект «Лето в яркие краски одето» Цель проекта. - Полностью удовлетворить.

Краткосрочный проект «Лето в яркие краски одето» с детьми средней группы Лето - яркая пора, Любит лето детвора. Летом солнечно, тепло, Детям летом хорошо! Нам ведь некогда скучать, Можно целый день играть! А какая.

«Яркие краски». План кружковой работы. Нетрадиционное рисование во второй младшей группе Перспективный план кружковой работы «Яркие краски» (Нетрадиционное рисование 2я мл. группа) Воспитатель: Федорова А П Пояснительная.

Проект в подготовительной группе «Лето в яркие краски одето» Проект в подготовительной группе: «Лето в яркие краски одето». Автор проекта: воспитатели подготовительной группы Артёмова Мария Михайловна.

Библиотека изображений:

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва