Обж сообщение на тему электричество. Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной к школе группе «Волшебное электричество

Виды поражения электрическим током.

Проходя через живой организм эл. ток производит действие:

1. Термическое --в ожогах определённых участков, нагреве кровеносных сосудов, крови, нервов.

2. Электролитическое --разложение крови и других органических жидкостей.

3. Биологическое --раздражение и возбуждение живых тканей организма, что сопровождается непроизвольными судорожными сокращением мышц, в том числе мышц сердца и лёгких.

В результате всего этого могут возникнуть различные нарушения в организме плоть до полной остановки работы сердца и лёгких.

Всё это приводит к двум поражениям: электрическим травмам и электрическим ударам.

Электрическая травма --это чётко выраженное местное повреждение тканей организма, вызванное воздействием эл. тока или дуги. Обычно это поражение кожи, связок и костей. В большинстве случаев эл. травмы излечиваются полностью или частично. В отдельных случаях может наступить смерть.

Различают следующие эл. травмы: эл. ожог, эл. знаки, металлизация кожи и механические повреждения.

Эл. ожог --самая распространённая эл. травма.

Ожоги бывают двух видов: токовый и дуговой.

Токовый ожог-- возникает при прохождении тока через тело при этом наблюдаются ожоги.

Дуговой ожог-- является результатом воздействия на тело эл. дуги, здесь наблюдается высокая температура -- до 3500.

Эл. знаки --метки на теле серого цвета--при прохождении эл. тока.

Металлизация кожи --проникновение в кожу мелких частичек металла, расплавленных эл. дугой.

Эл. удар --это возбуждение живых тканей при прохождении эл. тока. Их бывает четыре по мере тяжести:

Клиническая (мнимая) смерть --переходный период от жизни к смерти, наступающий с момента прекращения работы сердца и лёгких. У человека находящегося в состоянии клинической смерти отсутствуют все признаки жизни. Однако, организм ещё не погиб, продолжаются обменные процессы.

Причина смерти от эл. тока--прекращение работы сердца, лёгких, эл. шок.

Фибриляция --это хаотические быстрые сердечные сокращения.

Сопротивление тела человека при сухой чистой коже--от 3000 до 100 000 ом.

Основные факторы влияющие на исход поражения током.

Величина тока, проходящего через человека является основным фактором, обуславливающим исход поражения. Человек начинает ощущать прохождение переменного тока промышленной частоты (50 гц) величины 0.6-1.5 мА, а пост тока -- 5-7мА это так называемые пороги ощущения токов. Большие токи вызывают у человека судороги.

При 10-15 мА боль становится едва переносимой, а судороги такие что человек не может их преодолеть.

Длительность прохождения тока через тело человека оказывает влияние на исход поражения: чем продолжительнее действие тока, тем больше вероятность тяжелого смертельного поражения.

Путь тока в теле пострадавшего играет существенную роль в исходе поражения. Так если на пути тока жизненно важные органы--сердце, лёгкие, головной мозг, то опасность поражения весьма велика.

Род тока и частота постоянный ток менее опасен чем переменный примерно в четыре раза однако это справедливо до 250-300 в. Увеличение частоты ведет к увеличению опасности.

Основные меры защиты от поражения эл. током являются:

Обеспечение недоступности токоведущих частей, находящихся под напряжением для случайного прикосновения, устранение опасности поражения при появлении напряжений на корпусах, кожухах;

Защитное заземление, зануление, защитное отключение;

Использование низких напряжений;

Применение двойной изоляции.

Классификация помещений по опасности поражения током:

1.Помещения без повышенной опасности --это сухие, бес пыльные помещения с нормальной температурой. Пример : жилые помещения.

2.Помещения с повышенной опасностью :

Сырость, относительная влажность 75%;

Высокая температура более 30 градусов;

Токопроводящая пыль.

Пример : цехи механической обработки, металлические полы, металлические лестницы.

3.Помещения особо опасные :

Сырость 100%;

Химически активная среда.

Защитное заземление.

Преднамеренное соединение с землёй и других конструктивных, металлических частей электрооборудования, которые нормально не находятся под напряжением, но могут оказаться под напряжением при случайном соединении с токоведущими частями. Задача защитного заземления--устранение опасности поражения тока человека в случае прикосновения к корпусу, оказавшемуся под напряжением.

Область применения защитного заземления трёхфазные сети питания до 1000 в. с изолированной централью.

Принцип действия защитного заземления--снятие напряжения между корпусом, оказавшемся под напряжением, и до безопасного значения. Так разница при защитном заземлении и без по току будет примерно в 150 раз.

Заземляющие устройства --это совокупность заземлителя--металлических проводников.

Заземлители бывают искусственные и естественные.

Заземляющие проводники обычно изготавливаются из листовой стали.

Оборудование подлежащее заземлению--это металлические нетоковедущие металлические части электрооборудования, при этом в помещениях с повышенной опасностью или особо опасных заземлений установки выше 12 вольт переменного или 110 вольт постоянного тока.

Зануление.

Занулением наз. присоединение к неоднократно заземленному нулевому проводу питающей сети корпусов и других металлических частей электрооборудования, которые нормально не находятся под напряжением.

Задача зануления та же что и защитного заземления.

Принцип зануления --превращения пробоя на корпус в однофазное короткое замыкание (т.е. замыкание между фазой и нулевым проводом) с целью вызвать большой ток, способный обеспечить срабатывание защиты, т.е. отключить установки от питающей сети. Такой защитой являются: плавкие предохранители, автоматы.

Область применения зануления: трёхфазные четырех проводные сети до 1000 в. с глухо-заземленной нейтралью.

Защитные средства

Защитные средства делятся на три группы: изолирующие, ограждающие, предохранительные.

Изолирующие --обеспечивают изоляцию человека от токоведущих частей, а также от земли. Изолирующие защитные средства делятся на основные и дополнительные.

Основные изолирующие средства --способны длительное время выдерживать рабочие напряжения (до 1000 в. -- резиновые перчатки, инструмент с изолированными рукоятками).

Дополнительные изолирующие средства --до 1000 в. диэлектрические калоши, коврики.

Ограждающие средства --временное ограждения--щиты, переносное заземление.

Предохранительные --защитные очки, противогазы, предохранительные пояса.

пораженному эл. током

Т.К. срочное прибытие медиков маловероятно, то каждый работающий с эл. должен уметь оказывать первую доврачебную помощь.

Первая помощь при поражении эл. током состоит из двух этапов: освобождение от действия эл. тока и оказание ему медицинской помощи. Поскольку длительное прохождение эл. тока--критерий очень опасный, то очень важно как можно оперативной освободить пострадавшего от воздействию эл. тока. Также надо быстро начать оказывать первую медицинскую помощь и вызвать врача, пусть даже если пострадавший находится в состоянии клинической смерти.

Высвобождение человека от действия эл. тока: отключение--с помощью ближайшего рубильника, если неизвестно где он находится или он далеко расположен, то нужно рубить провода топором с деревянной ручкой (до 1000 в.). Если пострадавший находится на высоте, то при отключении напряжения он может упасть--принанять меры чтобы человек не получил новых травм. Кроме того при отключении напряжения может погаснуть свет. Если одежда сухая то можно попытаться оттащить за неё человека, при этом не касаясь тела. Если напряжение до 1000в. попробовать оттолкнуть пострадавшего от токоведущих частей сухой палкой или наоборот откинуть провода от человека, для этих же целей можно использовать сухую верёвку. Если нельзя ничего предпринять произвести короткое замыкание.

Меры первой помощи

Если пострадавший в сознании, но был в обмороке уложить на подстилку, обеспечить покой и ждать врача. После поражения эл. током нельзя двигаться тем более работать.

Если пострадавший без сознания, но с устойчивым дыханием--уложить, расстегнуть одежду и пояс, привести в сознание--нашатырным спиртом или просто побрызгать водой.

Если пострадавший плохо дышит судорожно, прерывисто, необходимо делать искусственное дыхание и массаж сердца.

Если у пострадавшего отсутствуют признаки жизни--надо считать что он находится в состоянии "клиническая смерть" и немедленно приступать к оживлению. И делать это надо до прихода врача т.к. смерть может констатировать только он.

Производство искусственного дыхания

Искусственное дыхание обеспечивает быстрое насыщение крови пострадавшего кислородом. Кроме того искусственное дыхание вызывает рефлекторное возбуждение дыхательного центра головного мозга, что обеспечивает восстановление естественного дыхания.

Наиболее эффективный способ искусственного дыхания "изо рта в рот". В выдыхаемом воздухе достаточно кислорода.

Перед тем как начать делать искусственное дыхание необходимо быстро:

1. освободить пострадавшего от стесняющей одежды--расстегнуть галстук, ворот, брюки.

2. уложить на спину.

3. раскрыть рот, пальцами обследовать полость рта, носовым платком удалить слизь, слюну и др.

4. раскрыть гортань, чтобы обеспечить беспрепятственный проход воздуха в лёгкие. Запрокинуть голову, положить под затылок руку, а второй рукой надавливать на лоб.

По окончании подготовительных операций оказывающий помощь делает глубокий вдох и с силой выдыхает воздух в рот пострадавшего. При этом он должен охватить своим ртом весь рот пострадавшего и своей щекой зажать ему нос. В 1 минуту следует делать 10-12 вдуваний. при наличии воздуховода вдувание производить через него.

Массаж сердца

Массаж сердца--искусственное ритмичное сжатие сердца пострадавшего, имитирующее его самостоятельное сокращение. При оказании помощи поражённому эл. током проводить непрямой массаж сердца--ритмичное надавливание на грудь, т.е. на переднюю стенку грудной клетки.

Подготовка к массажу сердца проводится одновременно с подготовкой к искусственному дыханию. Оказывающий помощь располагается справа от пострадавшего, наклоняется над ним, определяет положение нижней трети грудины, кладёт ладонь на неё, на неё вторую и ритмично надавливает на грудную клетку. Надавливать надо с частотой 1 раз в секунду. Через 4-6 "ударов сердца" произвести один "вдох". После появления сердцебиения проводить эту операцию в течении 5-10 минут.

Устранение фибриляции сердца с восстановлением работы сердца может быть достигнута путём кратковременного воздействия большого тока на сердце пострадавшего. В результате мощного импульса происходит сокращение всех волокон сердечной мышцы, которые до этого сокращались не ритмично. Дефибрилятор--это, в основном, конденсатор ёмкостью 6 мкФ и рабочим напряжением 6 тыс. в. Разрядный ток 15-20 А, длительностью 10 мк секунд. Это делает только врач.

Не отпускающий ток --10-15мА при 50 гц, 50-60мА для постоянного тока--пороговый не отпускающий ток.

Ток 25-50 мА (50 гц) воздействует на мышцы не только рук, но и туловища, в том числе на мышцы грудной клетки, движение которой сильно затрудняется. Длительное воздействие этого тока может вызвать прекращение дыхания, после чего может наступить смерть от удушья.

Ток от 100 мА до 5 А переменного тока и от 300 мА до 5 А постоянного тока -- через 1-2 секунды фибриляция сердца. При этом прекращается кровообращение, в организме возникает недостаток кислорода, что в свою очередь приводит к прекращению дыхания, т.е. наступает смерть.

Токи более 5А фибриляцию сердца не вызывают. При таких токах происходит немедленная остановка сердца минуя состояние фибриляции. Если действие тока оказалось кратковременным 1--2 секунды и не вызвало повреждений сердца, после отключения тока, как правило сердце самостоятельно продолжает свою деятельность. Переменный ток более опасен, но в пределах от 0 до 50 гц, дальнейшее повышение частоты несмотря на рост тока, проходя через тело человека, сопровождается снижением опасности, которая полностью исчезает при 450-500 Кгц. Но эти токи сохраняют опасность ожогов.

| Материалы к урокам ОБЖ для 5 класса | План проведения занятий на учебный год | Электричество

Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс

Урок 6
Электричество




Электричество - одно из самых важных открытий человечества. Очень быстро оно стало настолько привычным, что мы его не замечаем. Кто из вас вспомнит, где используется электрический ток?

Электричество обеспечивает нам современное освещение, отопление, водоснабжение, вентиляцию, работу промышленных предприятий, троллейбусов, трамваев, метро, железной дороги, автомобилей, компьютеров, телевизоров, приготовление пищи и многое другое. Одним словом, мы с вами живём в мире электричества.

Вы приходите из школы домой, зажигаете свет, включаете телевизор, разогреваете обед на электрической плите, садитесь за компьютер и не думаете, что при неумелом обращении электрический ток, про который слышали с детства, представляет огромную и даже смертельную опасность.

Прикосновение человека к проводникам, по которым течёт электрический ток, может закончиться электротравмой или электрическим ударом.

Например, на строительной площадке, где электрическая сеть находится под высоким напряжением, человек может случайно схватиться за оголённый провод. При этом между его телом и проводником электротока может образоваться электрическая дуга, температура которой больше 3500 °С. Это может привести к электрическому ожогу. Кроме того, проходя через тело человека, ток может вызвать сокращение мышц, в результате чего происходят разрывы кровеносных сосудов, кожи, связок и даже вывихи суставов и переломы костей.

Многие дети, особенно мальчики, любят наблюдать за сварочными работами. Но при этом не задумываются, что лучи от электрической дуги, если смотреть на них без защитных очков, приводят к воспалению наружных оболочек глаз, которое сопровождается сильной болью, резью в глазах, а иногда временной потерей зрения.

К более тяжёлым и даже трагическим последствиям приводит электрический удар. Например, в подвале или на чердаке дома рядом с распределительными электрическими щитами или около электроподстанций можно случайно, не замечая того, даже на одно мгновение прикоснуться к проводам, оголённым металлическим частям арматуры, находящейся под напряжением. Этого мгновения будет достаточно, чтобы через тело прошёл электрический ток, который вызовет судорожное сокращение мышц (электрический удар). Самым опасным при этом может быть потеря сознания с нарушением сердечной деятельности или дыхания, а самым трагическим - прекращение дыхания и кровообращения, т. е. клиническая смерть.

К таким же последствиям может привести и прикосновение (а в сырую погоду - даже просто приближение менее чем на 5 м) к проводам под напряжением, упавшим на землю.

Чтобы уберечь себя от поражения электрическим током, необходимо выполнять простые правила:

■ не прикасаться к оголённому или плохо изолированно- му проводу;
■ не пользоваться неисправными электроприборами;
■ не трогать включённые электроприборы мокрыми руками;
■ не играть вблизи электроподстанций, на чердаках и в подвалах, около электрощитов;
■ не прикасаться (а в сырую погоду не подходить ближе чем на 5 м) к упавшим на землю проводам, которые могут находиться под напряжением.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В каких случаях может произойти поражение электрическим током?
2. Какие правила надо выполнять, чтобы не получить поражение электрическим током?
3. Какие бытовые электрические приборы есть у вас дома и умеете ли вы ими пользоваться?
4. Помогите родителям заменить перегоревшую электролампочку. Попросите сначала показать, как это надо делать, соблюдая все меры безопасности, а потом сделайте сами.

ЗАДАЧА 7. Ваш знакомый взялся рукой за провод включённого магнитофона, и его ударило током. Провод остался у него в руке. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Схватить провод и вырвать его из рук знакомого.
2. Подойти и посмотреть, как он себя чувствует.
3. Отключить электричество в электрическом щитке.
4. Выдернуть провод из розетки при помощи сухой деревянной палки.
5. Вызвать «скорую помощь».
6. Позвать на помощь соседей.

Логвиненко Людмила Викторовна, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «Смородинская СОШ» Грайворонского района, Белгородской области

Урок ОБЖ в 5 классе на тему: «Осторожно – электричество!»

Самоанализ темы урока. По данным статистики в последнее время происходит много случаев электротравматизма в быту из-за несоблюдения правил эксплуатации электрических бытовых приборов. Особенно подвержены поражению током дети, которые мало знают об опасности, которая подстерегает их во время игрв вблизи энергообъектов. Данная тема актуальна в любом возрасте и в любое время года, но особенно важно повторить правила электробезопасности перед каникулами. Ведь зачастую дети остаются на каникулах дома одни и пользуются электрическими приборами самостоятельно, без присмотра взрослых. Данный урок был проведен перед осенними каникулами и способствовал актуализации знаний учащихся о правильном обращении с электроприборами и правилами поведения вблизи энергообъектов.

Тема: «Осторожно - электричество!»

Цели урока:

1. Создать условия для обобщения и расширения знаний школьников об электричестве.

2. Организовать деятельность учащихся по повторению правил безопасного обращения с электроприборами.

3. Способствовать воспитанию безопасного образа жизни, желанию заботиться о своем здоровье и здоровье своих близких.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

План проведения урока:

    О чем пойдет речь?

    Электрический ток: друг или враг?

    Какой он бывает?

    Как поражает человека?

    Как этого избежать?

    Как не пострадать во время грозы?

    Кто они - удивительные и опасные животные?

Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование,презентация «Безопасное путешествие»,предупреждающие знаки по электробезопасности, картинки электроприборов, кроссворд «Электробезопасность», электротест, памятки для родителей.

Ход урока:

    Организационный момент. Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке ОБЖ. Желаю вам удачи и хорошего настроения. Улыбнитесь своему соседу. Пусть у вас все получится. (слайд 1 – Приложение 1 )

    Формулировка темы урока и постановка целей урока. Посмотрите, что объединяет эти рисунки? (слайд 2) О чем пойдет речь на уроке? Действительно, тема нашего урока «Осторожно – электричество!» (слайд 3)

    Актуализация знаний учащихся

    Какую роль выполняет в нашей жизни электричество? Подумайте, электричество друг или враг? (слайд 4)

    Чем опасен электрический ток? Каковы последствия поражения человека электрическим током? (слайд 5)

    Какую особенность имеет электрический ток? (слайд 6)

    Может ли человек обнаружить электрический ток заранее? Как же предупредить человека об опасности поражения электрическим током? (слайд 7) Где можно увидеть такие знаки? А где в школе вы видели такие знаки? (Приложение 2)

    Вспомните, какие правила электробезопасности на улице вы знаете? (слайд 9)

Энергообъекты – это воздушные и кабельные линии электропередачи, подстанции, трансформаторные подстанции, распределительные пункты.

Правила поведения вблизи энергообъектов

Не лезь в трансформаторные будки и электроустановки.

Не бросай ничего на провода и не играй рядом с ними.

Не кради и не помогай красть электрические провода.

Не влезай на опоры.

Не подходи к оборванным проводам ближе 8-10 метров.

    Изучение нового материала.

    Объяснение учителя. А вы знаете почему нельзя подходить к оборванным проводам ближе 8-10 метров? А хотите узнать правильный ответ?

Обратите внимание на рисунок на слайде (слайд 10). Кругами обозначена опасная зона. В ней существует опасность поражения током при попадании под «шаговое напряжение» – это напряжение возникающее при обрыве и падении провода на землю действующей линии электропередач 0,4 кВ и выше. Путь протекания тока не прекращается, если линия электропередач не была отключена. Земля является проводником электрического тока и становится как бы продолжением провода электропередачи. Любая точка на поверхности земли, находящаяся в точке растекания получает определенный потенциал, который уменьшается по мере удаления от точки соприкосновения провода с землей. Попадание под действие электрического тока происходит в момент, когда ноги человека касаются двух точек земли, имеющих разные электрические потенциалы. Поэтому шаговое напряжение – это разница потенциалов между двумя точками соприкосновения с землей, чем шире шаг – тем больше разница потенциалов и тем вероятнее поражение электрическим током.

    Знакомство с правилами «шагового напряжения»:

НЕЛЬЗЯ приближаться бегом или обычным шагом к лежащему проводу или человеку на земле!

НЕЛЬЗЯ отрывать подошвы от поверхности земли и делать широкие шаги!

Передвигаться следует только «гусиным шагом» - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги.

НЕДОПУСТИМО прикасаться к пострадавшему или к металическим предметам без предварительного обесточивания!

НЕОБХОДИМО как можно быстрее отключить электричество с помощью выключателя, рубильника, вынуть вилку из розетки и т. д.

3. Практическая работа: отработка «гусиного шага». Встаньте и покажите, как необходимо передвигаться «гусиным шагом» - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги.

    Физминутка. Дидактическая игра «Правило «нельзя» для электроприборов» (слайд 11).

В классе развешаны рисунки электроприборов: стиральная машина, микроволновка, утюг, фен, пылесос и т.д.. Учащимся нужно встать, взять рисунок и назвать правило эксплуатации прибора, которое начинается со слов нельзя. Проиграет тот, кто сядет за стол последним.

    Обобщение и систематизация знаний учащихся.

    Правила поведения во время грозы. Посмотрите на картину. Что на ней изображено? (молния) Как она связана с темой нашего урока? Вспомните правила поведения во время грозы. (слайд 12)

    Это интересно и опасно. (слайд 13)Назовите, какие животные изображены на рисунке. Электрический угорь вырабатывает электроэнергию более 500 Вт, а электрический скат до 300Вт. Энергии, вырабатываемой скатом хватит, чтобы запустить двигатели 50 автомобилей.

    Решение проблемной ситуации.

Чтение стихотворения:

Для чего нужны розетки –

Знают взрослые и детки:

В них вставляем мы всегда

От приборов провода.

Посторонние вещицы

(Всем должно быть ясно!)

Гвозди, шпильки, иглы, спицы

В них совать опасно!

А как быть с маленькими детьми, которые правил еще не знают? (слайд 14) Советы родителям, у которых есть маленькие дети: закрыть розетки или установить безопасные розетки.

    Проверка изученного материала.

    Коллективная работа. Разгадывание кроссворда «Электробезопасность». (Приложение 3)

Вопросы к кроссворду:

    Без ног бежит,
    Без огня горит,
    Без зубов, а кусается. (Электричество)

    Висит груша – нельзя скушать. (лампочка)

    Какими руками нельзя трогать электроприборы? (мокрыми)

    Под чем нельзя стоять во время грозы? (дерево)

    Чего нельзя делать во время грозы? (купаться)

    Каким бывает ток, если его разозлить? (злой)

    Индивидуальная работа. Тестирование. Выполни электротест. Проверь себя. (слайд 16) (Приложение 4)

    Выставление оценок за урок.

    Итог урока.

О чем расскажете родителям дома? Что вы делали раньше и не станете делать после этого урока?

    Домашнее задание

    Нарисовать правило по электробезопасности.

    Рассказать правила электобезопасности родителям. (Приложение 5)

    Рефлексия

Ребята, кто хорошо усвоил правила и не будет их нарушать, прикрепите к рисунку грозы предупреждающий знак «Осторожно – электричество» (Приложение 6)

Библиографический список

    Правила электробезопасности ОАО «Белгородэнерго» «Об электричестве детям».

    Материалы конкурса видеоуроков по предупреждению электротравматизма «Лучший урок электробезопасности».

    Сайт ОАО «Алтайэнерго».

Данная разработка урока предназначена для учащихся 4-6 классов. Может быть использована преподавателями ОБЖ, учителями начальных классов и классными руководителями при повторении правил электробезопасности перед каникулами. Предложенный материал способствует актуализации знаний учащихся об электричестве, правил обращения с электрическими бытовыми приборами, правил поведения вблизи энергообъектов, во время грозы.

Ирина Лагодовец
Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной к школе группе «Волшебное электричество»

Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной к школе группе

«ВОЛШЕБНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО »

Цель : формирование навыков безопасного поведения при обращении с электроприборами .

Образовательные :

обобщить знания детей об электрических приборах , об их назначении в быту;

познакомить с понятиями «электричество » , «электрический ток » ;

познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами .

Развивающие :

развивать умение работать с моделями;

развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

развивать мыслительную активность, любознательность, умение делать выводы.

Воспитательная :

воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

вызывать радость открытий, полученных из опытов.

Оборудование : слайды, картинки с изображением электроприборов , провода

Ход ЗАНЯТИЯ

1. ВВЕДЕНИЕ

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим об электричестве , о безопасности в доме, поиграем в интересные игры, узнаем, как электричество появляется в наших домах, и проведём интересные опыты.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение. Послушайте очень внимательно и догадайтесь, о каких помощниках говорится в нём :

Очень любим дом мы свой,

И уютный, и родной.

Но не каждый бы сумел

Переделать массу дел.

Нужно дома нам убрать,

Приготовить, постирать,

А ещё бельё погладить…

Как со всей работой сладить!

И чудесно, что сейчас

Есть помощники у нас.

Труд они нам облегчают,

Время наше сберегают.

О каких помощниках говорится в стихотворении?

Как одним словом можно назвать эти приборы? (электроприборы ) .

2. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ КАРТИНКИ»

Поиграем в игру «Собери картинку» . На ваших столах лежат разрезанные картинки. Соберите их и назовите то, что получилось.

Все приборы вы назвали правильно, и сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Для чего это нужно» :

Я называю электроприбор , а вы должны сказать, какие действия он выполняет (утюг, фен, микроволновка, холодильник, чайник, электроплита , телефон, пылесос, миксер, вентилятор).

Видите, как много электроприборов нас окружает . Они – наши лучшие помощники. Все они делают нашу жизнь удобной и разнообразной. Без них человеку было бы трудно. Все эти приборы работают от электричества .

3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО ЕСТЬ, ЧТО БЫЛО»

Представьте, что мы попали во времена, когда человек ещё на знал ничего об электричестве , а значит и об электроприборах он не знал и не думал. Но тот человек готовил себе пищу, стирал бельё, убирал жилище.

Давайте поиграем в игру «Что есть, что было» . Посмотрите на картинки, подумайте и назовите, какие современные электроприборы заменили старые вещи.

Это корыто. Как думаете, что в нём делали? Какой электрический прибор заменил его сейчас (показ слайдов)

Стиральная машина – корыто;

Пылесос – веник;

Миксер – венчик;

Утюг – гладильная палка, утюг на углях;

Швейная машина – игла;

Электролампа – свеча ;

Магнитофон – гармонь, балалайка.

Молодцы, справились с заданием. Теперь вы знаете, сколько бытовой техники усовершенствовал человек, благодаря электричеству .

А как вы думаете, что нужно, чтобы все электроприборы заработали ? (Ответы детей) .

Совершенно верно. Все электроприборы работают от тока . Но, прежде чем я вам расскажу откуда появляется ток, немножко разомнёмся.

ФИЗМИНУТКА

Представьте себе, что вы – маленькие частицы тока, которые бегут по проводам (дети бегут по кругу друг за другом) :

Ток бежит по проводам (бегут по кругу,

Свет несёт в квартиру к нам (фонарики вверх)

Чтоб работали приборы

Холодильник, мониторы

Кофемолки, пылесос

Ток энергию принёс…

4. РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ

«ОТКУДА БЕРЁТСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО »

Отдохнули? А теперь давайте продолжим нашу беседу об электричестве . Послушайте внимательно, пожалуйста, мой рассказ.

Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях . Чтобы получить электричество , на таких станциях используется сила воды, тепловая, солнца, ветра. Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки.

Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам, по проводам и чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы.

Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, по ним и попадает ток в дома, больницы, школы , детские сады.

Вы внимательно слушали мой рассказ? Посмотрите на картинки : это электростанция . Эта электростанция работает от воды – она водная, эта работает от тепла, значит она – тепловая. Эта электростанция работает от солнца – значит она какая? (Солнечная) . А эта работает от силы ветра – она ветряная.

Кто помнит из моего рассказа, как называется дорожка, по которой течёт ток? Где проходят провода? (Картинки и провода) .

5. ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ

(Схемы)

Итак, продолжим нашу беседу об электричестве . Электрический ток очень опасен , он может даже убить, поэтому нужно соблюдать правила безопасности в работе с электроприборами . С ними нужно правильно общаться. Сегодня я познакомлю вас с правилами, которые помогут избежать беды.

Внимательно посмотрите на эту картинку, подумайте и скажите, что это обозначает?.

1. НЕЛЬЗЯ засовывать в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические! Потому что ток, как по мостику, может перебраться на вас, серьёзно вас травмировать и даже убить.

2. НЕЛЬЗЯ касаться руками оголённых проводов! По оголённому, не защищённому изоляцией проводу течёт электрический ток , удар которого может быть смертелен.

3. НЕЛЬЗЯ прикасаться к включенным электроприборам мокрыми руками ! Можно получить сильный удар током, так как вода является проводником электротока .

4. НЕЛЬЗЯ оставлять включенные электроприборы без присмотра ! Включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте, потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель , утюг, плита и т. п.

5. НЕЛЬЗЯ перегружать работой электроприборы ! Может произойти замыкание, что приведёт к пожару.

6. НЕЛЬЗЯ пользоваться неисправными розетками, электроприборами ! Это так же может привести к пожару.

7. НЕЛЬЗЯ включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие!

Если вы будете соблюдать эти несложные правила, то электричество всегда будет вашим другом.

Мы с вами уже много говорили об электричестве . Вы запомнили, что электричество может быть очень опасно? (Ответы детей) . А как вы думаете? Есть электричество безопасное , с которым можно поиграть? (Ответы детей) .

А вот и нет! Электричество бывает и неопасное . Оно живёт само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. Я приглашаю вас провести несколько познавательных опытов!

6. ОПЫТЫ СО СТАТИЧЕСКИМ ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ

Висящий на стене шарик

Ребята, что это? (Воздушный шарик) . Правильно. А как вы думаете, в шарике есть электричество ? (Ответы детей) . А я вам сейчас докажу, что в воздушном шарике живёт безопасное электричество . И с ним можно даже поиграть.

Для этого нужно шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Он стал электрическим и поэтому прилип к стене.

Ну что, есть в воздушном шарике электричество ? (Ответы детей) .

Опыт с пластмассовой расчёской

Волосы электризуются , становятся непослушными.

Вывод : в волосах тоже живёт электричество .

Волшебные цветочки

Кусочком шерстяной ткани натереть пластмассовую палочку, медленно поднести к цветку из бумажной салфетки и поднять. Цветочки тоже поднимутся.

Опыт с батарейкой

Фонарик без батарейки не включается, а когда подставить батарейку – плюс – к плюсу, минус – к минусу – он светит.

Вывод : в батарейке живёт неопасное электричество .

Ребята, вы молодцы, научились делать предметы волшебными . Теперь вы знаете, что в таких простых предметах, как расчёска, воздушный шарик, салфетка живёт электричество , но оно какое? (Безопасное) .

Итак, ребята, мы сегодня с вами много говорили об электричестве и об электроприборах .

О каких электроприборах мы говорили с вами на занятии ?

А кто помнит, какие современные электроприборы заменили старые предметы быта? Стиральная машина заменила какой предмет? А пылесос?

Ещё сегодня на занятии мы узнали , что электричество бывает опасное и безопасное. А где встречается опасное электричество ?

А где мы можем встретить безопасное электричество ?

Какие правила мы должны соблюдать, чтобы избежать беды при работе электроприборов ?

























Включить эффекты

1 из 25

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

Электричество, ОБЖ, начальные классы, С.А.Селиванова, 2012г.

Слайд 2

Как работают электрические приборы?

По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня ребята нет,
Не зажжется в доме свет
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это ЭЛЕКТРИЧЕСТВО!
Журчащая вода в реке течет,
Ток электрический по проводам идет.
Идет, бежит, летит на помощь к нам
Сварить обед, пропылесосить пол, диван.

Слайд 3

Электричество поступает к электроприборам с помощью розетки и вилки

  • РОЗЕТКА
  • ВИЛКА
  • Слайд 4

    УТЮГ

    Гладит все, чего касается,
    А дотронешься - кусается.
    Очень нужный в жизни друг –
    Электрический утюг!

    Слайд 5

    ФЕН

    Сушит ветер-суховей Кудри мамочки моей.

    Слайд 6

    ХОЛОДИЛЬНИК

    Полюбуйся, посмотри:
    Полюс Северный внутри,
    Там сверкает снег и лед,
    Там сама зима живет.
    Навсегда нам эту зиму
    Привезли из магазина.

    Слайд 7

    ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЧАЙНИК

    Закипает изнутри
    И пускает пузыри.
    Наслаждайтесь вечерком
    Вкусно заваренным чайком!

    Слайд 8

    ТЕЛЕФОН

    Слайд 9

    ТЕЛЕВИЗОР

    Смотрю я на экран в квартире,
    И вижу, что творится в мире.
    Погода, новости, кино,
    Про спорт узнаю заодно.

    Слайд 10

    СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА

    Предмет необходимый
    есть у нас,
    Работает нешумно,
    радует он глаз.
    Он сэкономит время
    и руки сбережет -
    Стиральная машина
    нас избавит от забот!

    Слайд 11

    ПЫЛЕСОС

    Есть у нас в квартире робот, -
    У него огромный хобот.
    Любит робот чистоту,
    И гудит, как лайнер: «Туу-у».
    С охотой пыль глотает,
    Но не болеет, не чихает.

    Слайд 12

    ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПЛИТА

    Четыре красных солнца
    Есть у меня на кухне
    Четыре красных солнца
    Горели и потухли.
    Готовы борщ, пирог, блины.
    До завтра солнца не нужны.

    Слайд 13

    МИКРОВОЛНОВАЯ ПЕЧЬ

    Готовить быстро, ловко –
    Нужна микроволновка.
    Дзынь! Вот и вкусная еда
    Готовим быстро, без труда!

    Слайд 14

    МАГНИТОФОН

    Мой друг со мною
    рядышком живет.
    Нажмешь на кнопку –
    и он песенку споёт.

    Слайд 15

    ВЕНТИЛЯТОР

    С пропеллером быстрым этим
    Он дарит нам свежий ветер!
    И воздух станет посвежей
    Для всех людей, для всех детей!

    Слайд 16

    Слайд 17

    Электричество не любит:

    • МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ
    • ПРЕДМЕТЫ
  • Слайд 18

    Подумай. Сделай вывод

  • Слайд 19

    Можно ли ремонтировать электроприборы самим?

  • Слайд 20

    Почему изображен знак опасности?

  • Слайд 21

    Рассмотри внимательно рисунок.

    Сделай вывод.

    Слайд 22

    Назовите причину возгорания

  • Слайд 23

    Правила пользования электроприборами

    • Нельзя включать электроприборы мокрыми руками.
    • Нельзя трогать оголенные провода.
  • Слайд 24

    Продолжи предложение

    Сегодня на занятии я(мне) ….

    Слайд 25

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Занятие по ОБЖ

    Начальные классы

    «Электричество»

    Цель:

    Задачи:

    Ход занятия

    Проведение опыта.

    (действие электричества)

    Сообщение темы.

    Рассказ (раздатка на столах)

    опоры,

    громоотвод.

    электроподстанцию. Там стоит особая машина – трансформатор .

    Как электричество приходит к тебе домой?

    (Обсуждение.)

    Кроссворд «Электроприборы»

    Только я, только я,

    Я на кухне главная.

    Без меня, как не трудитесь,

    Он охотно пыль вдыхает,

    На столе, в колпаке,

    Да в стеклянном пузырьке

    Поселился дружок –

    Развеселый огонек. (лампа)

    Посмотри на мой бочок,

    Во мне вертится волчок,

    Никого он не бьет,

    Друг от друга тянут сами

    Не радио, а говорит,

    Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.

    Нельзя самим ремонтировать, разбирать электроприборы.

    Нельзя ковырять в розетке ни пальцем, ни другими предметами.

    (обсуждение)

    Итог.

    Рефлексия

    Продолжи предложение.

    Сегодня на занятии я(мне) ….

    Занятие по ОБЖ

    Селиванова Светлана Анатольевна

    Начальные классы

    «Электричество»

    Цель:

    Ознакомление учащихся, воспитанников с правилами пользования электроприборами.

    Задачи:

    Расширить знания учащихся о многообразии электроприборов, используемых в быту.

    Познакомить с правилами пользования электроприборами.

    Развивать логическое мышление.

    Формировать навыки работы с информацией.

    Ход занятия

    Проведение опыта.

    Если потереть карандаш о кусок шерстяной ткани, затем поднести к мелким бумажкам, положенным на стол, увидим …. Что это за явление?

    (действие электричества)

    Сообщение темы.

    Слово «Электричество» - греческое слово и означает янтарь. Еще в древности греческий математик Фалес имел представление об электричестве. Потерев янтарную палочку о шерсть, он как бы заряжал ее статическим электричеством. Поднесенная к голове, эта палочка притягивала волосы. Подобное электричество мы получили сами.

    Но это электричество называется статическим, потому что оно только накапливается в различных предметах. Его нельзя передавать на расстояние и использовать в осветительных приборах.

    Позже ученые установили, что электричество – поток мельчайших заряженных частиц- электронов. Каждый электрон несет небольшой заряд энергии. Но, когда электронов очень много, заряд становится большим и возникает электрическое напряжение. Вот почему электрический ток может перемещаться по проводам на большое расстояние.

    Самостоятельная работа в группах. Найти ответ на вопрос:

    Рассказ (раздатка на столах)

    Чтобы передать электричество туда, куда нужно, строят линии электропередач. Вы, конечно, видели за населенным пунктом высокие столбы - опоры, к которым подвешены провода. По этим проводам электричество от электростанций приходит в разные города и поселки.

    По проводам электричество течет под очень высоким напряжением, достигающим сотни тысяч вольт.

    Чтобы никто даже случайно не мог дотронуться до проводов, их и подвешивают высоко в небе на специальных опорах. А чтобы в провода не ударила молния, над ними вешают специальный провод - громоотвод.

    Вы можете увидеть его на самом верху опоры.

    Когда электричество по проводам приходит в город, оно попадает на электроподстанцию. Там стоит особая машина – трансформатор .

    Никогда не дотрагивайтесь до кабеля, который торчит из земли, потому что он может находиться под высоким напряжением!

    По кабелям электричество приходит в трансформаторную будку, которую стоит около домов в вашем населенном пункте. Маленький трансформатор, находящийся в ней, еще сильнее понижает напряжение, так, что теперь электричество может использоваться в различных приборах, которые находятся в вашем доме.

    Как электричество приходит к тебе домой?

    Почему опоры делают такими высокими?

    С каким правилом вы познакомились, читая рассказ?

    (Обсуждение.)

    В каких приборах, которые находятся в вашем доме, может использоваться электричество?

    Кроссворд «Электроприборы»

    Только я, только я,

    Я на кухне главная.

    Без меня, как не трудитесь,

    Без обеда насидитесь. (электроплита)

    Он охотно пыль вдыхает,

    Не болеет, не чихает. (пылесос)

    На столе, в колпаке,

    Да в стеклянном пузырьке

    Поселился дружок –

    Развеселый огонек. (лампа)

    Посмотри на мой бочок,

    Во мне вертится волчок,

    Никого он не бьет,

    Быстро крем вам собьет. (миксер)

    Друг от друга тянут сами

    Не радио, а говорит,

    Не театр, а показывает. (телевизор)

    Какое ключевое слово получилось? (опасно)

    Когда вы нажмете на выключатель лампы или какого-нибудь прибора, то электрический ток, пришедший от генератора, начинает течь по проводам и прибор начинает действовать, а лампочка – светиться.

    При неисправности проводов электроэнергия становится опасной. Человек может случайно тронуть оголенный провод, и его ударит током. Провода могут соединяться, и произойдет короткое замыкание или даже пожар.

    Поэтому, если вы увидели оголенный провод или неисправный выключатель, розетку – сразу скажите об этом взрослым.

    Все, что работает на электричестве, должно быть исправным!

    Если из телевизора или пылесоса пахнет горелым, если видны искры – надо немедленно выдернуть из розетки провод. Такой прибор необходимо починить.

    Можно самим ремонтировать неисправные электроприборы?

    Обращаться с электричеством надо уметь!

    Чего ни в коем случае нельзя делать?

    Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.

    Нельзя самим ремонтировать, разбирать электроприборы.

    Нельзя ковырять в розетке ни пальцем, ни другими предметами.

    Помните, электричество не любит соседства с водой.

    Обсуждение картинок на слайдах. (Выводы делаем самостоятельно)

    На столе несколько электроприборов.

    Рассмотрите их внимательно и определите, которыми электроприборами пользоваться нельзя.

    (обсуждение)

    Итог.

    Давайте еще раз повторим, с какими правилами пользования электроприборами.

    Что мы узнали об электричестве?

    Чем оно опасно? Как избежать беды при взаимодействии с электричеством?

    Рефлексия

    Продолжи предложение.

    Сегодня на занятии я(мне) ….

    Скачать конспект
     
  • Статьи по теме:
    Притяжательные местоимения в русском языке
    Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
    Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
    Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
    Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
    Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
    Полтавское высшее военное командное училище связи
    ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва