Обществознание пособие для абитуриентов. Обществознание пособие для поступающих в вуз

Обществознание - Вступительные билеты с ответами - 2004.

Данный файл содержит материал, необходимый и достаточный для сдачи вступительного испытания по обществознанию на гуманитарные факультеты ВУЗов.

1. Общество
1.1. Общество как сложная динамическая система:
1.2. Науки, изучающие общество:
1.3. Развитие взглядов на общество:
1.4. Общество и природа:
1.6. Сферы жизни общества и их взаимосвязь:
1.7. Развитие общества, его источники и движущие силы:
1.8. Формация:
1.9. Цивилизация:
1.10. Традиционное общество:
1.11. Индустриальное общество:
1.12. Информационное общество:
1.13. НТР и ее социальные последствия:
1.14. Глобальные проблемы (дополнение к докладу)

2. Человек:
2.1. Человек:
2.2. Природные и социальные факторы о становлении человека:
2.3. Личность и социализация личности:
2.4. Бытие человека:
2.5. Творчество:
2.6. Цель и смысл жизни человека:
2.7. Личность, ее социализация и воспитание:
2.8. Самопознание, поведение, свобода и ответственность личности:
2.9. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное:
2.10. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное:
2.11. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание:
2.12. Науки, изучающие человека

3. Экономическая сфера:
3.1. Экономическая сфера жизни общества, взаимосвязь ее основных элементов:
3.2. Измерители экономической деятельности:
3.3. Факторы производства:
3.4. Воздействие НТР на экономику:
3.5. Экономические системы:
3.6. Сущность рынка, типы рынков и взаимосвязь между ними:
3.7. Закон спроса. Закон предложения:
3.8. Деньги:
3.9. Инфляция:
3.10. Конкуренция:
3.11. Инфраструктура рынка:
3.12. Предпринимательство:
3.13. Прибыль:
3.14. Предприятие:
3.14. Трудовые отношения:
3.15. Формирование и распределение доходов различных групп населения:
3.16. Прожиточный минимум. Семейный бюджет:
3.17. Открытая экономика:
3.18. Закрытая экономика:
3.19. Рыночный механизм и государственное регулирование:
3.20. Государственный бюджет:
3.21. Налоговая политика:
3.21. Денежно-кредитная политика:
3.22. Мировая экономика:
3.23. Экономические реформы в России. Основные направления экономической политики правительства РФ

4. Политическая сфера:
4.1. Власть, ее происхождение и виды:
4.2. Политика. Политическая система:
4.3. Государство (признаки, функции, формы):
4.4. Структура государственного аппарата в соответствии с ветвями государственной власти в демократических странах:
4.5. Законодательная власть:
4.6. Исполнительная власть и ее функции:
4.7. Судебные органы:
4.8. Формы государства:
4.9. Формы национально-государственного устройства:
4.10. Избирательные системы:
4.11. Политическая идеология:
4.12. Политические режимы:
4.13. Политическая партия:
4.14. Общественные движения:
4.15. Основные черты гражданского общества:
4.16. Политический плюрализм:
4.17. Местное самоуправление:
4.18. Правовое государство:
4.19. Политическая жизнь современной России:
4.20. Политическая культура

5. Правовая сфера:
5.1. Право в системе социальных норм:
5.2. Право и мораль:
5.3. Закон, правовые акты и источники права:
5.4. Правовое государство:
5.5. Система права, основные отросли, институты, отношения:
5.6. Публичное и частное право:
5.7. Правонарушения:
5.8. Юридическая ответственность и ее виды

6. Основные понятия и нормы права:
6.1. Конституционное (государственное) право:
6.2. Административное право:
6.3. Гражданское право:
6.4. Трудовое право:
6.5. Уголовное право:
6.6. Права человека. Международные документы по правам человека:
6.7. Правовая культура

7. Социальная сфера:
7.1. Социальные отношения и взаимодействия:
7.2. Социальная структура и ее основные элементы:
7.3. Многообразие социальных групп:
7.4 Социальная мобильность
7.5 Социальные нормы, отклоняющееся поведение
7.6 Социальные конфликты
7.7. Семья, как социальный институт и социальная группа
7.8 Молодежь как социальная группа
7.9 Этнические общности. Межнациональные отношения
7.10. Социальный статус личности и социальной группы:
7.11. Основные направления социальной политики государства

8. Духовно-нравственная сфера:
8.1. Культура и духовная жизнь:
8.2. Формы и разновидности культуры:
8.3. Религия как феномен культуры:
8.4. Мировые религии:
8.5 Свобода совести:
8.6 Наука. Ее роль в развитии общества. Основные черты современной науки:
8.7 Образование:
8.8 Самообразование:
8.9. Искусство:
8.10 Мораль, ее основные нормы и ценности:
8.11 Тенденции духовной жизни современной России:
8.12 Основные направления политики государства в области культуры

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обществознание - Вступительные билеты с ответами - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - doc
Скачать файл № 2 - doc
Скачать файл № 3 - doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Раздел II. ЧЕЛОВЕК

1. Человек как биосоциальное существо.
2. Бытие человека. Потребности и способности человека.
3. Человеческая деятельность и ее многообразие.
4. Личность как субъект общественной жизни. Социализация личности. Межличностные отношения.
5. Духовный мир человека.

Раздел III. ПОЗНАНИЕ

1. Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция.
2. Истина и заблуждение. Критерии истины.
3. Научное познание.
4. Особенности социального познания. Социальное прогнозирование.
5. Развитие знаний о человеке.

Раздел IV. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

1. Духовное производство и духовная жизнь общества.
2. Духовная культура.
3. Наука и ее роль в жизни общества.
4. Мораль.
5. Религия.
6. Искусство.
7. Образование и самообразование.

Раздел V. ЭКОНОМИКА

Раздел VI. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Раздел VII. ПОЛИТИКА

Раздел VIII. ПРАВО

«Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы»: Дрофа; Москва; 2004

Аннотация

Пособие предназначено учащимся старших классов и абитуриентам вузов, готовящимся к сдаче экзаменов за курс «Обществознание». Структура и содержание книги полностью соответствуют программе вступительных экзаменов, разработанной авторским коллективом под руководством Л. Н. Боголюбова и рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

Предисловие

Данное пособие предназначено в помощь учащимся старших классов школ и абитуриентам вузов, готовящимся к сдаче экзамена за курс «Обществознание». Оно избавит читателей от длительной и трудоемкой работы по изучению огромного количества литературы.
В пособии компактно изложены основные проблемы курса обществознания: общество, человек, познание, экономическая, социальная, политико-правовая и духовная сферы жизни современного общества. Структура и содержание пособия полностью соответствуют программе вступительных экзаменов по обществознанию, разработанной авторским коллективом под руководством Л. Н. Боголюбова и рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Более подробно и обстоятельно написаны разделы «Экономика» и «Право», так как именно на юридических и экономических факультетах российских вузов введено вступительное испытание по обществознанию.
Работая над пособием, авторы исходили из того, что старшеклассникам хорошо знаком материал соответствующих учебных пособий: «Человек и общество» (под редакцией Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой), «Современный мир» (под редакцией В. И. Купцова), «Обществознание» (автор - Д. И. Кравченко). Поэтому мы стремились не дублировать текст учебников, хотя и следовали их логике изложения.
Надеемся, что эта книга не только поможет подготовиться к школьным выпускным и вузовским вступительным экзаменам, но и будет полезна для самостоятельного изучения основных проблем обществознания.
Желаем успехов!


Программа по обществознанию

для поступающих в ВУЗы

Содержание обществоведческого курса ориентировано на обновленную систему ценностей, на ценности, которые отражены сегодня в Конституции Российской Федерации: признание высшей ценностью - человека, его прав и свобод; веру в добро и справедливость; государственность России, незыблемость ее демократической основы, любовь и уважение к Отечеству; благополучие и процветание России; гражданский мир и согласие; исторически сложившееся государственное единство и территориальную целостность России; равноправие и самоопределение народов; признание равным образом государственной, частной, муниципальной и иных форм собственности; правовое государство и др.

Для выполнения типичной социальной роли (гражданина, семьянина, работника, собственника, потребителя), успешного функционирования в основных областях социальной деятельности необходимы знания и умения, и ценностные ориентиры, и социальные нормы, и опыт осуществления творческой деятельности в данной области. Например, компетенция в сфере самостоятельной социально-познавательной деятельности предполагает, что человек способен извлекать полезные знания не только из специального учебного текста, но и из различных иных носителей социальной информации (научных, философских, правовых, политических, публицистических).

К экзамену можно готовиться по основным рекомендованным Министерством образования и науки РФ школьным учебникам, под редакцией таких авторов, как: Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.И. Кравченко, А.Ф. Никитин и др. Год издания данных учебных пособий должен быть наиболее приближен к году сдачи экзамена и изданных не позднее, чем за два года до момента сдачи экзамена2. Для экзамена 2011 года ориентиром являются основные учебники, изданные не позднее 2009 года.

^ Тематический план вступительного испытания

по обществознанию

Общество.

Общество как сложная динамичная система. Взаимодействие общества и природы: основные концепции. Общество и природа, правовые проблемы охраны окружающей среды. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Глобальные проблемы современности. Многообразие путей и форм общественного развития. Проблема общественного прогресса. Общество и культура. Формационный и цивилизационный подходы к периодизации общественного развития. Важнейшие институты общества. Целостность современного мира, его противоречия.

Человек.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Бытие человека. Потребности и способности человека. Деятельность человека, ее основные виды. Деятельность и творчество. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Личность, ее социализация и воспитание. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности.

Познание.

Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Учение об истине. Научное познание, основные закономерности его развития. Социальное и гуманитарное знание. Многообразие форм человеческого знания. Науки о человеке и обществе.

^ Духовная жизнь общества.

Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы и основные направления. Наука. Образование и самообразование. Религия как феномен культуры. Мораль. Ее категории. Тенденции духовной жизни современной России.

^ Экономическая сфера жизни общества.

Экономическая деятельность. Экономический рост и экономический цикл. Категория собственности в экономике. Экономические системы. Рынок, как особый институт, организующий хозяйственную деятельность общества. Государство и экономика. Многообразие рынков. Конкуренция. Человек и труд. Рынок труда. Спрос и предложение. Экономическое сотрудничество и интеграция. Экономика РФ, результаты реформ и стратегические цели России. Денежно-кредитная политика. Бюджетно-налоговая политика. Государственный бюджет. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Экономика потребителя. Экономика производителя. Защита прав потребителей.

^ Социальные отношения.

Социальная структура общества, ее элементы. Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Социальный статус. Социальные роли. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль. Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Национальная политика. Социальные процессы в современной России.

Политика.

Власть, ее происхождение и виды. Принцип разделения властей. Политическая система. Роль государства в политической системе. Государственный аппарат. Государство: его признаки и функции. Формы государства. Государственный аппарат. Правовое государство. Основные черты гражданского общества. Политическая культура. Политическая жизнь современной России. Понятие, принципы и функции местного самоуправления. Правовые основы и формы осуществления местного самоуправления. Избирательные системы. Политические партии и движения. Политическая идеология. Политические режимы.

Право.

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Понятие и структура правовой нормы. Публичное и частное право. Источники права. Право и мораль. Правовая культура. Правоотношения. Юридические факты. Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды. Конституция в иерархии правовых актов. Принципы конституционного строя: классификация и юридическое содержание. Народовластие. Конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов. Система органов государственной власти. Президент Российской Федерации. Судебная власть и судебная система в Российской Федерации. Правоохранительные органы. Международные документы о правах и свободах человека. Правовой статус человека и гражданина. Российское гражданство. Понятие, источники и система гражданского права. Субъекты гражданского права. Собственность. Основы наследственного права. Правовые основы брака и семьи. Понятие и источники трудового права. Трудовой договор. Понятие и виды рабочего времени, времени отдыха. Понятие административного права и особенности его субъектов. Административно-правовое принуждение. Административная ответственность. Понятие, источники и задачи уголовного права. Наказание. Общее понятие преступления, уголовная ответственность. Международное гуманитарное право. Система судебной защиты семьи.





(Программа разработана лабораторией общественного образования ИОСО РАО. Руководитель Л. Н. Боголюбов.)

Настоящая программа соответствует программам по обществознанию для основной и полной средней школы.

В процессе экзамена абитуриенты должны показать знание основных вопросов, изученных в школьном обществоведческом курсе, и обнаружить способность:

Определять основные понятия, указывая на отличительные существенные признаки объектов, отображенных в данном понятии;

Правильно употреблять в устной или письменной речи обществоведческие термины;

Называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства;

Сравнивать изученные социальные объекты;

Объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, т. е. раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние;

Характеризовать изученные социальные объекты и процессы, указывать свойственные им признаки, имеющие значение в каком-либо отношении;

Приводить собственные примеры, пояснять изученные теоретические и социальные нормы на соответствующих фактах;

Давать оценку изученных социальных объектов и процессов, высказывать суждение об их ценности, уровне или значении.

Понятие "общество". Взаимосвязь природы и общества. Общество как система. Общественные отношения. Основные сферы жизни общества. Деятельность людей - реальная движущая сила общественного развития. Свобода и деятельность человека. Границы свободы. Соотношение свободы и необходимости в деятельности людей. Цивилизация и культура. Исторический процесс и его участники. Многообразие путей и форм общественного развития. Развитие взглядов об общественном прогрессе и его критериях. Противоречивость прогресса.

НТР и ее социальные последствия. Глобальные проблемы человечества. Угроза экологической катастрофы и пути ее предотвращения.

Многообразие и единство современного мира.

Человек, индивид, личность. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь - специфические свойства человека. Способности человека, их развитие.

Духовная жизнь человека. Вера. Совесть. Свобода и ответственность. Смысл жизни. Духовность и бездуховность. Нравственный выбор. Личность. Межличностные отношения.

Деятельность как способ человеческого бытия. Мотивы деятельности. Потребности и интересы. Структура деятельности. Цель, средства ее достижения, результат. Многообразие видов деятельности. Творческая деятельность. Деятельность и общение. Роль игровой, познавательной, трудовой деятельности в формировании личности.

Познание человеком мира и самого себя.

Познание и знание. Истина и ее критерии.

Научное познание и его особенности. Основные методы научных исследований.

Многообразие путей познания.

Социальное познание. Исторические факты, их интерпретация и оценка.

Духовная жизнь общества. Духовная культура. Духовные ценности. Мировоззрение, его типы.

Роль образования в жизни человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Самообразование.

Наука в современном обществе, ее функции.

Искусство, его виды и место в жизни человека.

Религия, ее роль в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Многообразие религий в современном мире. Мировые религии. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности.

Мораль, ее сущность. Роль морали в жизни человека и общества. Моральные ценности и идеалы. Нормы морали. Моральная оценка деятельности.

Культура. Многообразие культур в современном мире. Диалог культур.

Политика и ее роль в жизни общества. Политика как деятельность. Субъекты и объекты политики.

Политическая власть. Разделение властей.

Политическая система общества. Роль государства в политической системе. Признаки государственного суверенитета. Функции государства. Формы государства.

Территориально-государственное устройство. Политический режим. Демократический, авторитарный и тоталитарный режимы.

Гражданство. Формы политического участия граждан. Выборы, референдумы. Политические партии. Многопартийность. Гражданское общество и

правовое государство. Признаки правового государства. Политический статус личности. Политическая культура.

Сущность права. Права как мера свободы и ответственности. Права человека. Основные международные правовые документы. Всеобщая декларация прав человека. Норма права. Отрасли права. Государство и право. Право и закон.

Правонарушения. Юридическая ответственность. Преступление. Уголовная ответственность. Административный проступок. Правоохранительные органы.

Конституция - Основной Закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная, судебная власть в Российской Федерации. Институт президентства.

Граждане и государство: взаимные права и взаимные обязанности.

Правовые основы семейных отношений.

Право на труд и трудовые отношения. Трудовой договор.

Имущество и имущественные отношения. Право частной собственности.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности.

Политические права и свободы.

Экономика и ее роль в жизни общества.

Собственность, многообразие ее форм. Экономические системы.

Производство, его факторы. Издержки производства.

Рыночные отношения в современной экономике. Спрос и предложение.

Конкуренция и монополия. Предпринимательство, малый бизнес. Цена товара. Прибыль.

Государственное регулирование рыночной экономики. Экономическая политика.

Человек в системе экономических отношений. Труд. Заработная плата. Безработица и социальная защита населения.

Доходы и расходы семьи.

Экономические реформы в Российской Федерации.

Социальные отношения. Социальная структура общества.

Большие и малые группы.

Семья как малая группа. Семья в современном обществе. Ролевые отношения в семье. Семейный долг и семейные обязанности.

Социальная дифференциация. Социальные общности. Страны. Социальная мобильность. Люмпены и маргиналы.

Этнос. Нация. Национальное самосознание. Межнациональное сотрудничество. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

Понятие о поколениях. Социальный статус личности. Социальная роль. Социализация. Социальные права и социальная ответственность. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

Социальный конфликт и способы его разрешения.

Социальные отношения в современной России.

Пособие предназначено для абитуриентов, готовящихся к поступлению в вузы гуманитарного профиля, включает в себя материалы по всем разделам обществознания и соответствует требованиям программы для поступающих в вузы России. Пособие разработано на основе курса, читавшегося автором для абитуриентов Экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова с 2000 по 2006 г., а также на основе личного опыта работы с абитуриентами. 4-е издание, исправленное.

С 2006 года книга «Пособие по обществознанию для поступающих в ВУЗы» переиздавалась 4 раза. Дата первого издания «Пособие по обществознанию для поступающих в ВУЗы»: декабрь 2006 года, последнее, 4-е издание вышло в феврале 2011 года.

Все издания

2011, февраль: книга на бумаге «Пособие по обществознанию для поступающих в ВУЗы», ISBN: 978-5-8112-4150-7, издательство «Айрис-пресс», 288 стр., мягкая обложка, тираж 6000 экземпляров

2010, апрель: книга на бумаге «Пособие по обществознанию для поступающих в ВУЗы. 3-е изд., испр», ISBN: 978-5-8112-3639-8, издательство «Айрис-пресс», 288 стр., мягкая обложка, тираж 6000 экземпляров

2007, декабрь: книга на бумаге «Пособие по обществознанию для поступающих в ВУЗы. 2-е издание», ISBN: 978-5-8112-2845-4, издательство «Айрис-пресс», 288 стр., мягкая обложка, тираж 10000 экземпляров

2006, декабрь: книга на бумаге «Пособие по обществознанию для поступающих в ВУЗы», ISBN: 978-5-8112-2286-5, издательство «Айрис-пресс», 288 стр., мягкая обложка, тираж 10000 экземпляров

Пособие подготовлено на основании программы курса «Обществознание: основы государства и права», используемой для проведения вступительных экзаменов в Государственном университете - Высшей школе экономики и других ведущих ВУЗах Москвы. Материал изложен с учетом особенностей преподавания экономико-правового и социально-правового профилей данного курса. Пособие может использоваться для преподавания и самостоятельного изучения материала курса как педагогами и абитуриентами юридического направления, так и большинства смежных специальностей.

В статье представлена концепция нового формата дисциплины «Обществознание» для старшей школы. Отмечается, что традиционный «сферный» подход, сформулированный в середине 90-х гг. ХХ века, исчерпал себя и школьников необходимо давать знания о современном обществе, т.е. о глобальном мире и месте России в этой новой реальности.

В работе рассматривается основополагающий для концепции прав человека регион – Европа. Представлен анализ культурных аспектов прав человека, а также практики Европейского Суда по правам человека и иных правозащитных институтов Европейского союза и Совета Европы. Отдельный акцент сделан на этических и религиозных основах понимания прав челове-
ка в Европе. Также показана ситуация с правами человека в субрегионах Европы: в странах Восточной Европы, а также в Скандинавии.

В статье анализируются нормы Таможенного кодекса таможенного союза ЕврАзЭС, в которых находят свое отражение базовые институты таможенного права: таможенное регулирование, таможенная территория и таможенная граница, таможенное законодательство. Рассмотрены основные институты таможенного союза ЕврАзЭС, система таможенных органов, правовой режим информации в таможенной сфере, а также порядок обжалования действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

В работе рассматривается Латиноамериканский регион. Представлен анализ культурных аспектов и правоприменительной практики в области прав человека в странах Латинской Америки. Рассматривается комплекс подходов и вопросов, связанных с латиноамериканским пониманием концепта прав человека.

Не вызывает сомнений, что в настоящее время овладение навыками проведения достойной самопрезентации и презентации своих достижений является залогом успешности человека, какое бы поприще он для себя не выбрал. И особенно это актуально для учащихся, вовлеченных в проектную деятельность в сфере общественных наук, поскольку с большой вероятностью они выберут для себя профессию, требующую не только умения поставить проблему и логически ее решить, но и обладания навыками правильной речи, опытом публичных выступлений.

В статье представлены результаты работы с учениками 9-го класса по следуюшим направлениям: сущность политических партий и общественных организаций, механизмы их функционирования, особенности зарождения общественно-политического движения в России и функционирования общественных организаций, специфика формирования политических партий в конце XIX – начале XX вв.

В статье анализируются итоги первого в Нижегородской области проведения ЕГЭ по обществознанию, рассматриваются новые задачи, возникающие в системе взаимодействия «школа-вуз».

Учебно-методическое пособие по образовательному праву — это комплекс, предназначенный для студентов, обучающихся по образовательной магистерской программе по направлению «Юриспруденция». Он состоит из Альбома схем, Практических заданий и Глоссария. Учебно-методическое пособие имеет поурочную структуру и содержит подборку казусов, тестовых заданий в целях рассмотрения основных проблемных аспектов в области реализации права на образование в Российской Федерации. Основная задача учебно-методического пособия заключается в возможности рассмотрения студентами основных проблемных аспектов в области законодательного обеспечения образовательной сферы, современной государственной образовательной политики, обсуждения наиболее дискуссионных вопросов, анализа реализации образовательного процесса в Российской Федерации и за рубежом. Все это будет способствовать качественному освоению учебного курса «Образовательное право».

В статье анализируется правовая база приватизации лесных ресурсов; рассматриваются возможные пути приватизации лесных ресурсов. Проводится комплексный анализ лесного, земельного и гражданского законодательств по вопросам права собственности на лесные участки и лесные ресурсы в целом.

В сборнике представлены материалы, подготовленные к Третьей международной научно- практической конференции «Тенденции развития государства, права и политики в России и мире» (Калуга, 30 апреля 2010 года).

Для специалистов в области права, преподавателей, аспирантов, студентов высших учебных заведений юридического профиля, для всех, кто интересуется проблемами юридической науки.

Анализируется возможность использования в процессе изучения курса «Юридической техники» соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.

Автор статьи считает, что российское общество впервые столкнулось с Конституцией, которая вызывала бы столько нареканий, сколько их вызывает действующая Конституция Российской Федерации. Самый ощутимый ущерб, нанесенный Конституцией системе законодательства, состоит в том, что она вопреки сложившейся отечественной конституционной традиции перестала быть для этой системы формообразующим и системообразующим документом. Конституция не является Основным Законом государства, а, следовательно, и вершиной системы законодательства. Речь идет о системообразующей и формообразующей функциях Конституции, потому что законодательство (в широком ли, узком ли смысле) – это система иерархическая. Каждый вид нормативных актов, входящих в нее, должен занимать свою собственную ступеньку, положение которой в ряду других определяется его юридической силой.

Статья представляет анализ правового статуса Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга в свете принятия Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Особое внимание уделено правовым основам осуществления аудита эффективности государственных средств, а также вопросам взаимодействия Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга с контрольными органами внутригородских муниципальных образований.

publications.hse.ru

Книга по обществознанию (11 класс) на тему:
А. В. Клименко, В.В.Румынина. Обществознание:учебное пособие для школьников и поступающих в ВУЗы.

Данное пособие предназначено для систематизации теоретического материала курса Обществознание

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс включает материал школьного курса «0бществознание», который проверяется на едином государственном экзамене. Структура курса соответствует Стандарту среднего (полного) образования.

Данное пособие предназначено подготовки к выпускным и вступительным экзаменам. В пособии содержится краткое, но достаточно полное и подробное описание всех основных вопросов теориетического материала.

Пособие для изучения букв, используемое в работе с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости.

Представлен текст лекции по подготовке к частям А и В в 2013 году.

В материале представлено музыкально-методическое пособие для занятий по логоритмике в коррекционной школе-интернате VIII вида (в том числе для уроков музыки и пения).

Дод.точки доступу:
Волков, Юрий Григорьевич \ред.\
Примірників всього: 2
01-Ч/з (1) — , 01-Аб. (1) —
Свободны: 01-Ч/з (1), 01-Аб. (1)

Дод.точки доступу:
Примірників всього: 5
07-ОТЛ (1) — , 05-Ф11 (2) — , 01-Отд. (2) —
Свободны: 07-ОТЛ (1), 05-Ф11 (2), 01-Отд. (2)

Примірників всього: 1
01-Ч/з (1) —
Свободны: 01-Ч/з (1)

Дод.точки доступу:
Примірників всього: 2
05-АБ (1) — , 01-Аб. (1) —
Свободны: 05-АБ (1), 01-Аб. (1)

Дод.точки доступу:
Боровик, Серафима Степановна
Примірників всього: 1
01-Ч/з (1) —
Свободны: 01-Ч/з (1)

Дод.точки доступу:
Румынина, Вероника Викторовна
Примірників всього: 1
01-Аб. (1) —
Свободны: 01-Аб. (1)

Примірників всього: 1
03-ЧЗ (1) —
Свободны: 03-ЧЗ (1)

Примірників всього: 2
07-Ф3 (1) — , 03-Ф1 (1) —
Свободны: 07-Ф3 (1), 03-Ф1 (1)

Дод.точки доступу:
Хасан, Борис Иосифович
Примірників всього: 1
03-Ф4 (1) —
Свободны: 03-Ф4 (1)

Дод.точки доступу:
Воронцов, Александр Викторович; Шевченко, Сергей Владимирович
Примірників всього: 4
03-АБ (1) — , 03-Ф1 (1) — , 03-Ф2 (1) — , 03-Ф7 (1) —
Свободны: 03-АБ (1), 03-Ф1 (1), 03-Ф2 (1), 03-Ф7 (1)

Примірників всього: 3
09-ф3 (1) — , 09-ОО (1) — , 05-Ф7АБ (1) —
Свободны: 09-ф3 (1), 09-ОО (1), 05-Ф7АБ (1)

Дод.точки доступу:
Румынина, В. В.
Примірників всього: 2
10-Ф4 (1) — , 05-Ф7АБ (1) —
Свободны: 10-Ф4 (1), 05-Ф7АБ (1)

Примірників всього: 1
05-Ф7ЧЗ (1) —
Свободны: 05-Ф7ЧЗ (1)

Примірників всього: 1
05-Ф7АБ (1) —
Свободны: 05-Ф7АБ (1)

Дод.точки доступу:
Барабанов, Владимир Васильевич; Дорская, Александра Андреевна; Зарубин, Валерий Григорьевич; Косицын, Владимир Борисович; Насонова, Ирина Петровна
Примірників всього: 2
05-Ф7АБ (1) — , 05-Ф8 (1) —
Свободны: 05-Ф7АБ (1), 05-Ф8 (1)

Примірників всього: 1
05-Ф8 (1) —
Свободны: 05-Ф8 (1)

Дод.точки доступу:
Министерство образования Российская Федерация. Институт развития профессионального образования
Примірників всього: 1
08-Ф1ЧЗ (1) —
Свободны: 08-Ф1ЧЗ (1)

Дод.точки доступу:
Боголюбов, Леонид Наумович \ред.\; Лазебникова, Анна Юрьевна \ред.\
Примірників всього: 1
08-Ф1ЧЗ (1) —
Свободны: 08-Ф1ЧЗ (1)

bazhov.libnsk.su

ДМИТРИЙ СУСЛИН – учитель и писатель

подготовка к ЕГЭ по обществознанию и истории. Электронные курсы и книги

Дмитрий Суслин — учитель истории и обществознания высшей категории, лауреат конкурса «Учитель года», живет в г.Чебоксары, работает во Втором лицее. Известный писатель, автор множества книг, как для детей, так и для взрослых.

Занятия со мной по СКАЙПУ

ИСТОРИЯ РОССИИ. 20 ВЕК. ВИДЕО УЧЕБНИК

Последние комментарии

  • ppk на “Плановая экономика учитывает в своих планах все, кроме экономики. К. Макуильямз
  • Kk999 на Ребенок болен. Что делать? Читать сказки!
  • leolarik на Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его создала – он ее переделывает. Анатоль Франс
  • НАШИ ВИДЕОКУРСЫ:

    Последние записи

    • РЫЦАРЬ КАТЕРИНО. Читает автор 25 Июль 2018
    • Начал публикацию аудиокниги РЫЦАРЬ КАТЕРИНО 25 Июль 2018
    • Киевская Русь сформировалась как полноценное государство в конце IX века 25 Июль 2018
    • Реформы Петра I привели только к положительным результатам. Они затронули практически все стороны жизни российского общества, расширили связи России с Европой, уменьшили её отставание от передовых стран 12 Июль 2018
    • При Алексее Михайловиче не происходило крупных преобразований, Россия оставалась замкнутой, закрытой страной, отгороженной от влияния Западной Европы, слабо участвующей в мировой экономике 12 Июль 2018
    • --НАШИ ВИДЕОКУРСЫ--

      Обучающий видеокурс «Подготовка к ОГЭ по обществознанию»


      Занятия со мной по СКАЙПУ

      Обществознание: Программа для лиц, поступающих в юридические вузы

      Вот такую программу прислали мне из Владивостока. Это для тех, кто будет поступать по билетам.

      ВВЕДЕНИЕ

      Развитию России на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности, приобщению к содружеству цивилизованных государств способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России.

      Гражданско-правовое образование становится одним из основных направлений развития гуманитарного образования. Курс «Обществознание» средней школы призван формировать у учащихся достаточно полные представления о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях; развивать модели поведения, мотиваций и установок, которые способствуют участию личности в решении задач различного уровня: от семейно-бытовых до общенациональных, государственных.

      Программа курса «Обществознание» предназначена для кандидатов на учебу, поступающих в юридические вузы Министерства внутренних дел Российской Федерации, она соответствует программам по обществознанию для основной и средней полной школы.

      В процессе экзамена кандидаты на поступление в вуз должны показать знание основных вопросов школьного курса «Обществознание» и проявить способность:

      – грамотно определять сущность основных понятий;

      – правильно использовать в устной или письменной речи
      обществоведческие термины;

      – сравнивать изученные социальные явления, процессы, нормы с учетом свойственных им существенных признаков;

      – объяснять взаимосвязь общественных явлений и процессов;

      – приводить примеры, поясняя теоре­тические положения из различных разделов программы по обществознанию;

      – самостоятельно оценивать состояние или значение социальных явлений, процессов и норм.

      РАЗДЕЛ 1

      ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

      ТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ

      Человек – звено в цепи эволюции. Проблема человека в философии. Сходства и различия человека и животного. Биологическое и социаль­ное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека.

      Человек и природа, специфика их взаимоотношений. Человечество – часть биосферы. Экологическая ориентация современного человечества.

      Способность человека к творчеству. Человек как творец и творение культуры. Понятие культуры. Функции культуры. Многообразие культур. Соотношение культуры и цивилизации.

      Духовная жизнь человека. Виды духовной деятельности. Духовные потребности человека: познавательная, эстетическая, коммуникативная.

      ТЕМА 2. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

      Мировоззрение и его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения.

      Основные функции религии. Религия и современный мир. Многообразие религий. Роль религии на современном этапе развития России. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности.

      Наука как вид духовного производства и ее основные функции. Основные особенности научного мышления.

      Мораль как форма общественного сознания и регулятор поведения человека во всех сферах общественной жизни. Мораль и право. Индивидуальное, социально-групповое, национальное и общечеловеческое в моральной оценке. Становление нравственного в человеке.

      Понятие деятельности. Структура и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая дея­тельность. Игра. Духовная и материальная деятельность. Деятельность и общение. Функции общения.

      ТЕМА 3. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

      Познание как процесс приобретения и развития знаний. Проблема познаваемости мира. Агностицизм, скептицизм. Европейские мыслители об источниках и границах познания.

      Чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии. Истина абсолютная и относительная.

      Научное познание и его особенности. Теория как форма научно­го знания. Наука и техника. Понятие технического прогресса. Специфика социального познания. Естественные и социально-гуманитарные науки.

      Общественная значимость и личностный смысл образования в условиях информационного общества.

      ТЕМА 4. ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

      Понятие общества. Мыслители прошлого об обществе и его развитии.

      Общество как система и процесс. Основные сферы общественной жизни. Соотношение материального и духовного.

      Общественное бытие и общественное сознание. Индивидуальное сознание. Социализация личности. Система социальных ролей.

      Духовная жизнь общества. Духовные потребности. Духовное производство. Свобода как духовная составляющая общества. Границы свободы. Соотношение свободы и необходимости.

      Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Критерии.

      ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

      Социальная сфера жизни общества. Социальное взаимодействие. Понятие социальной структуры.

      Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Девиантное поведение. Преступность. Алкоголизм и наркомания. Социальный контроль. Социальная мобильность. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.

      Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

      Ценности и нормы, их роль в человеческой жизни. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность.

      Роль семьи и брака в системе общественных отношений. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

      Тема 6. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

      Глобальные проблемы и их сущность. Процессы глобализации. Предотвращение угрозы новой мировой войны. Преодоление экологического кризиса и его последствий. Стабилизация демографической ситуации на планете, охрана здоровья и предотвращение распространения СПИДа, борьба с наркоманией и международным терроризмом, возрождение культурных и нравственных ценностей.

      Поиски путей разрешения глобальных проблем. Угрозы и вызовы XXI века.

      ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ 1

      Домашек Е.В. Школьный справочник по обществознанию / Е.В. Домашек – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

      Касьянов В.В. Обществознание: Учебное пособие для ссузов / изд. 6-е – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

      Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев и др.; под ред. А.П. Алексеева – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: РГ-Пресс, 2010

      Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2009.

      Петров Д.И. Философия: Справочник / Д.И. Петров, В.Р. Хамирова – Ростов н/д: Феникс, 2008.

      РАЗДЕЛ 2

      ОБЩЕСТВО И ПОЛИТИКА

      ТЕМА 1. ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

      Политика как общественное явление. Понятие политики. Субъекты и объекты политики. Политика и мораль. Политика и право. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

      ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

      Понятие политической власти. Основные черты политической власти: суверенитет, наличие воли, организованное принуждение. Ресурсы власти. Механизм осуществления политической власти: господство, руко­водство, управление, организация и контроль. Функции политиче­ской власти.

      Государственная власть в структуре политической власти, ее признаки и функции. Принцип разделения властей. Легитимная власть и ее формы. Делегитимность власти.

      ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

      Политическая система – одна из подсистем общества. Структура и функции политической системы. Взаимодействие политической системы с окружающей средой (другими подсистемами общества). Типы политических систем. Взаимосвязь политической и правовой систем. Понятие и социальная функция выборов. Выборы как технология обновления политической системы. Избирательная кампания в Российской Федерации.

      ТЕМА 4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

      Понятие политического режима. Критерии классификации политических режимов. Политический монопо­лизм и плюрализм. Тоталитарный режим и его разновидности. Авторитарные режимы. Демократиче­ский режим. Представительная и непосредственная демократия. Процесс перехода от тоталитаризма к демократии и его трудности в России.

      ТЕМА 5. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

      Государство как политический институт. Сущность государства, его признаки, исторические и современные типы. Структура государства, его основные органы и их предназначение. Формы государственного правления и территориального устройства государства.

      Понятие и сущность гражданского общества. Основы гражданского общества и его структура. Условия формирования и типы гражданского общества. Функции гражданского общества. Сущность и содержание механизма взаимосвязи гражданского общества и государства. Модели взаимосвязи гражданского общества и государства. Гражданское общество в современной России.

      ТЕМА 6. ПОЛИТИЧЕКАЯ ЭЛИТА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

      Понятие, характерные черты и сущность элиты как социального образования. Политическая элита как разновидность общественной элиты и ее особенности. Место политической элиты в социально-политической стратификации общества. Разновидности политической элиты. Механизмы отбора и формирования политической элиты. Социальная роль и основные функции политической элиты, критерии ее эффективной деятельности. Особенности политической элиты современного российского общества и тенденции ее эволюции.

      Сущность лидерства. Особенности и характеристика политического лидерства. Основные источники и факторы политического лидерства. Стили политического лидерства. Типология политического лидерства и его функции. Качества политического лидера. Политическое лидерство и политические лидеры в современном мире и России.

      ТЕМА 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ

      Понятие политической партии. Отличительные черты политической партии. Функции политических партий. Классификация политических партий. Основные типы партийных систем. Политические партии и общественно-политические движения: черты сходства и отличия. Классификация общественно-политических движений. Политические партии в России: история и современность.

      ТЕМА 8. РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОЛИТИКЕ

      Понятие средств массовой информации и их характеристика. Структура СМИ и их место в политической системе. Роль СМИ в формировании общественного мнения, политического просвещения населения и пропаганде политических идей. СМИ как канал политической коммуникации между обществом и властью. Факторы, оказывающие влияние на деятельность СМИ. Влияние средств массовой информации на поведение избирателя.

      ТЕМА 9.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

      Сущность и содержание политической идеологии, ее взаимосвязь с политической наукой и социальная роль.

      Ключевые направления политической идеологии. Либерализм, сущность и разновидности. Неолиберализм, характерные черты. Социализм, сущность и разновидности. Классический консерватизм: идеологи, основные принципы, идеи и черты. Неоконсерватизм, его политические принципы и установки.

      Радикально-экстремистские проявления политической идеологии: анархизм, фашизм, религиозный фундаментализм.

      Основные идейно-политические течения современной России

      ТЕМА 10. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

      Понятие политического процесса, его содержание и структура. Субъекты и участники политического процесса. Динамика политических отношений. Разновидности политического процесса. Особенности политического процесса и политической модернизации в современной России.

      ТЕМА 11. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

      Понятие политического поведения. Пассивное и активное политическое поведение. Факторы, обусловливающие политическое поведение. Политические ориентации и механизм их формирования.

      Различные формы политического участия личности: агрессия и солидарность, апатия и активность, восстание против режима и поддержка режима, протест и приспособление. Феномен политизированной толпы.

      ТЕМА 12. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

      Понятие политической культуры. Структура и функции полити­ческой культуры. Типы политической культуры: патриархальный, подданнический, активистский. Особенности политической культуры современной России.

      ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ 2

      Обществознание. Учебно-справочное пособие. М.: АСТ, 2012.

      Обществознание в вопросах и ответах. Под ред. А. Б. Безбородова, В.В. Минаева М.: Проспект 2011.

      Мухаев Р.Т. Политология. М.: Проспект, 2010.

      Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учебник. М.: Аспект Пресс, 2010.

      Сычев А. А. Обществознание. М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.

      РАЗДЕЛ 3

      ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИКА

      ТЕМА 1. ЭКОНОМИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

      Значения термина «экономика». Общественный характер производства (хозяйственной деятельности).

      Структура общественного производства. Отрасли материального производства. Нематериальное производство. Взаимосвязь материального и нематериального производства. Роль материального производства в жизни общества.

      Экономика и научно-техническая революция. НТР и ее последствия. Роль экономики в жизни общества.

      ТЕМА 2. ЗАКОНЫ РЫНКА

      Понятие спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса и ее анализ.

      Понятие «предложения». Индивидуальное и рыночное предложение. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения.

      Взаимодействие спроса и предложения на товарном рынке. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Действие рыночного механизма на товарном рынке.

      ТЕМА 3. РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

      Понятие конкуренции. Ценовая конкуренция. Неценовая конкуренция.

      Типы рыночных систем. Рынок совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция. Олигополия.

      Монополия. Особенности монопольных рынков. Естественные монополии. Монопольные цены. Роль государства в преодолении негативных последствий деятельности монополий.

      ТЕМА 4. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

      Производственное предпринимательство. Коммерческое предпри­нимательство. Финансовое предпринимательство.

      Факторы производства и факторные доходы.

      Понятие предприятия. Капитал предприятия и его формирование. Экономические и бухгалтерские издержки предприятия. Прибыль предприятия, ее формирование и использование.

      Фондовый рынок. Основные виды ценных бумаг.

      Основные принципы менеждмента. Основы маркетинга.

      ТЕМА 5. ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА

      Негативные стороны рыночной экономики. Общественные блага. Внешние эффекты. Необходимость государственного вмешательства в экономику. Понятие государственного регулирования экономики. Цели государственного регулирования экономики.

      Макроэкономические показатели развития национального производства ВВП и ВНП.

      Понятие экономического роста. Типы, показатели и факторы экономического роста.

      ТЕМА 6. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.

      Циклическое развитие рыночной экономики. Экономический цикл и его фазы.

      Сущность, причины и формы проявления инфляции. Виды инфляции. Последствия инфляции.

      Рынок труда и безработица. Социальные и экономические последствия безработицы.

      ТЕМА 7. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.

      Денежно-кредитная политика. Банковская система и ее структура. Центральный банк. Функции и операции коммерческих банков.

      Финансовая система государства. Бюджет государства, его формирование и использование. Государственный долг. Бюджетная политика. Сущность, виды и функции налогов. Налоговая политика.

      Социальная политика. Государственная политика в области занятости. Соци­альная защита населения.

      Внешнеторговая политика. Протекционизм. Политика свободной торговли.

      ТЕМА 8 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.

      Международная экономическая интеграция и ее формы.

      Мировая валютная система. Основные международные платежные средства.

      Глобальные экономические проблемы.

      Особенности современной экономической политики Российской Федерации.

      ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ 3

      Иванов С.И., Линьков А.Я., Скляр М.А. «Экономика: 10-11 классы» учебник для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля, Вита-Пресс, 2011 г.

      Иванов С.И. «Практикум по основам экономической теории» учебник для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля, Вита-Пресс, 2012 г.

      Липсиц И.В. «Экономика базовый курс» учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений, Вита-Пресс, 2011 г.

      Иванов С.И. «Основы экономической теории» Книга 1 учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений Профильный уровень образования, Вита-Пресс, 2007 г.

      Иванов С.И. «Основы экономической теории» Книга 2 учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений Профильный уровень образования, Вита-Пресс, 2007 г.

      Правовое регулирование общественных отношений

      (человек, государство, право)

      ТЕМА 1. ГОСУДАРСТВО, ЕГО ФОРМЫ И ФУНКЦИИ

      Понятие государства, его признаки. Государственная и политическая власть, их соотношение. Суверенитет государства и суверенитет народа.

      Форма государства. Форма государственного правления. Мо­нархия и республика, их разновидности. Форма государственного устройства. Государства простые и сложные. Унитарное государство, федерация и конфедерация. Межгосударственные союзы и организации. Политические (государст­венные) режимы: понятие и виды. Демократические и антидемократические режимы. Формы демократии: непосредственная и представительная.

      Функции государства: понятие и виды. Соотношение функций, целей и задач государства. Внутренние и внешние функции российского государства.

      Правовое государство и граж­данское общество. Признаки правового государства. Верховенство права (правового закона) в жизни общества. Сущность разделения властей. Система сдержек и противовесов. Взаимные права, обязанности и ответственность личности и государства. Приоритет прав и свобод личности. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в России.

      ТЕМА 2. ПРАВО КАК РЕГУЛЯТОР СОЦИАЛЬНЫХ

      Роль права в жизни человека и об­щества. Понятие и сущность права. Право и мораль, их соотношение.

      Право как система правовых норм. Понятие нормы права, при­знаки, отличающие ее от других социальных норм. Структура право­вой нормы.

      Система российского права. Отрасль и институт права как элементы системы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства.

      Право и закон. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Законодательная инициатива, подготовка и обсуждение законопроекта, принятие, опубликование и вступление закона в силу. Проблемы совершенствования законотворческого процесса.

      ТЕМА 3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Понятие и сущность конституции. Конституция как основной закон Российской Федерации. Место Конституции РФ в правовой системе России.

      Юридические свойства Конституции Российской Федерации 1993 года. Структура Конституции Российской Федерации.

      Порядок разработки и принятия Конституции РФ. Конституци­онные поправки.

      ТЕМА 4. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

      РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Понятие основ конституционного строя Российской Федерации.

      Основные принципы конституционного строя Российской Феде­рации. Характеристика и содержание основ конституционного строя: народовластие; федерализм; правовая государственность; верховенст­во законов; республиканская форма правления; признание человека, его прав и свобод высшими ценностями; разделение властей, само­стоятельность местного самоуправления; многообразие форм собст­венности; социальный характер государства; светский характер Рос­сийского государства.

      Государственно-территориальное устройство Российской Феде­рации. Субъекты Российской Федерации.

      Идеологическое многообразие. Многопартийность. Полити­ческие партии и движения.

      ТЕМА 5. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА

      В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти в Россий­ской Федерации.

      Президент Российской Федерации – глава государства. Полно­мочия Президента РФ по охране суверенитета России, ее независимо­сти и государственной целостности. Функции Президента РФ в определении внутренней и внешней политики государства. Президент Рос­сийской Федерации как Верховный главнокомандующий Вооружен­ными Силами РФ.

      Парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федера­ции. Порядок формирования, структура и состав Федерального Соб­рания. Вопросы ведения Совета Федерации. Вопросы ведения Госу­дарственной Думы.

      Исполнительные органы. Система федеральных органов испол­нительной власти. Правительство Российской Федерации. Основные полномочия Правительства РФ. Министерства, федеральные службы и агентства.

      Органы исполнительной власти субъектов РФ. Порядок взаимоотношения с федеральными органами исполнительной власти.

      Правосудие. Формы и принципы судопроизводства в Российской Федерации. Высшие судебные органы РФ. Компетенция и принципы организации Конституционного суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбит­ражного Суда Российской Федерации.

      Правоохранительные органы. Назначение, принципы и основные направления деятельности полиции в Российской Федерации. Конституционные основы органи­зации прокуратуры в Российской Федерации.

      Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

      ТЕМА 6. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

      Понятие правоотношений. Виды правоотношений. Субъекты правоотношений. Право­способность и дееспособность субъектов правоотношений. Субъективные юридические права и юридические обязанности. Объекты правоотношений. Юридические факты, их виды.

      ТЕМА 7. ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ

      ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

      Всеобщая декларация прав человека: основные положения. Права человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, классификация.

      Личные права и свободы: право на жизнь, личная свобода и личная неприкосновенность, свобода передвижения и выбор места жительства, свобода совести, неприкосновенность жилища, тайна пе­реписки, тайна телефонных переговоров, телеграфных и других сооб­щений.

      Социально-экономические права и свободы: право собственно­сти, право наследования, право на предпринимательскую деятель­ность, право на социальное обеспечение и отдых. Право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

      Социально-культурные права и свободы: право на пользование достижениями культуры, науки; на доступ к культурным ценностям; право на участие в культурной жизни; право на свободу литературно­го, художественного, научного и других видов творчества; право на преподавание. Право на образование: содержание и гарантии. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Дополнительное образование детей.

      Общественно-политические права и свободы: право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонст­рации и пикетирование, право на объединение, избирательное право.

      Гарантии защиты прав человека и гражданина в России: полити­ческие, социально-экономические, культурные, юридические. Международно-правовая защита прав человека.

      Обязанности граждан Российской Федерации: соблюдать Кон­ституцию РФ и законы, уважать права и свободы других лиц, сохра­нять природу и окружающую среду, нести гражданскую обязанность по участию в осуществлении правосудия, платить законно установ­ленные налоги и сборы, защищать Отечество. Альтернативная гражданская служба.

      Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

      ТЕМА 8. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Понятие гражданства. Законодательство о гражданстве. Принципы гражданства: единое, равное, открытое, свободное, запрет на лишение гражданства, защита и покровительство граждан за пределами Российской Федерации. Правовое регулирование гражданства. Приобретение и прекращение гражданства. Гражданство детей. Органы, ведающие вопросами гражданства, их компетенция. Иностранцы и лица без гражданства. Двойное и почетное гражданство.

      ТЕМА 9. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Понятие избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации. Субъекты избирательного права. Активное и пассивное избирательное право. Основные принципы избирательного права. Всеобщность избирательного права, равенство прав и обязанностей субъектов. Прямое избирательное право. Тайное голосование.

      Избирательный процесс (кампания): понятие, субъекты, стадии. Назначение выборов. Выдвижение кандидатов. Предвыборная агитация. Виды избирательных округов. Голосование и подведение итогов выборов. Повторное голосование и повторные выборы. Финансирование выборов. Референдумы: понятие, виды, итоги.

      ТЕМА 10. ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО, ТРУДОВОГО

      И СЕМЕЙНОГО ПРАВА

      Гражданское право – отрасль российского права. Субъекты гражданского права. Граж­данский кодекс РФ – основные положения. Виды гражданских правоотношений: вещные, обязательственные, корпоративные и исключительные. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних.

      Понятие иму­щественных отношений. Право собственности: понятие и содержание. Правовое регулирование имущественных отношений: купли-продажи, пользования, взятия в аренду, дарения, наследования и других.

      Право на интеллектуальную собственность. Понятие и принципы авторского права. Понятие патентного права. Основание возникновения патентных прав.

      Неимущественные права: честь, достоинство, имя и др.

      Понятие наследственного права и его принципы. Наследование по завещанию и закону, их основания.

      Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

      Трудовые отношения и их правовое регулирование. Трудовой кодекс РФ (общая характеристика). Условия поступления на работу. Трудовой договор (контракт). Трудовая книжка – документ, подтверждающий трудовую деятельность. Понятие коллективного до­говора. Дисциплина труда – обязанность гражданина. Понятия и виды рабочего времени и времени отдыха. Льготы для совмещающих рабо­ту с учебой. Основания прекращения трудового договора. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

      Правовые основы брака и семьи. Семейный кодекс РФ. Регист­рация брака. Условия и порядок регистрации брака. Брачный возраст. Супружеские права и обязанности. Взаимные обязательства супругов. Условия и порядок прекращения брака.

      Права ребенка (права несовершеннолетних детей): право ребен­ка жить и воспитываться в семье; право ребенка на общение с родите­лями и другими родственниками; право ребенка на защиту; право ре­бенка выражать свое мнение; право ребенка на имя, отчество и фами­лию; имущественные права ребенка.

      ТЕМА 11. ПРАВОНАРУШЕНИЕ

      И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

      Понятие правонарушения, его признаки. Юридический состав правонарушения. Виды правонарушений. Проступки. Преступление.

      Юридическая ответственность: понятие и основные признаки. Виды юридической ответственности. Конституционно-правовая ответственность. Конституционное судопроизводство. Гражданско-правовая ответст­венность. Основные правила и принципы гражданского процесса. Дисциплинарная ответственность. Административная ответ­ственность. Особенности административной юрисдикции. Уголовная ответственность. Уголовно-правовое наказа­ние, его виды. Возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу.

      Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

      ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ 4

      Конституция РФ // Российская газета. 1993. 25 декабря (с изменениями по состоянию на 30 декабря 2008 г.).

      Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. 5 апреля; Аргумен­ты и факты. 1989. № 49; Известия. 1989. 11 декабря.

      Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 52.

      Декларация от 12 июля 1990 г. «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 12. Ст. 1.

      Конвенция о защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней // СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2143.

      Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

      Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Российская газета. 1997. 23 декабря.

      Федеральный конституционный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

      Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.

      Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

      Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Российская газета. 1997. 4.

      Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Рос­сийской Федерации» от 5 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.

      Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.

      Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

      Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. «О полиции» // Российская газета. 2011, 8 февраля.

      Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.

      Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

      Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3336.

      Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

      Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

      Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

      Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

      Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792.

      Закон РФ от 10 января 1992 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 10.

      Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ «Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.3301.

      Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ «Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст.410.

      Федеральный закон от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ «Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст.4552.

      Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ «Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч.1). Ст.5496.

      Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч.1). Ст. 3

      Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ
      «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ. 2002. № 1. (ч. 1). Ст. 1.

      Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ «Семейный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

      Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

      Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ
      «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч.1). Ст. 4921.

      Федеральный кодекс от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ
      «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

      Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2754.

     
    Статьи по теме:
    Притяжательные местоимения в русском языке
    Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
    Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
    Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
    Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
    Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
    Полтавское высшее военное командное училище связи
    ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва