Николай иванович костомаров в живописи. Николай иванович костомаров

Ранние годы

Николай Костомаров появился на свет до вступления в брак местного помещика Ивана Петровича Костомарова с крепостной и по законам Российской империи стал крепостным своего собственного отца.

Николай Костомаров родился 4 (16) мая года в слободе Юрасовке Острогожского уезда Воронежской губернии (ныне село Юрасовка).

Отставной военный Иван Костомаров уже в возрасте выбрал себе в жены девушку Татьяну Петровну Мельникову и отправил ее в Москву для обучения в частном пансионе - с намерением потом на ней жениться. Обвенчались родители Николая Костомарова в сентябре 1817 года, уже после рождения сына. Отец собирался усыновить Николая, но не успел этого сделать.

Иван Костомаров, поклонник французской литературы XVIII века , идеи которой он пытался прививать и малолетнему сыну, и своей дворне. 14 июля 1828 года он был убит своими дворовыми людьми, похитившими при этом скопленный им капитал. Смерть отца поставила его семью в тяжелое юридическое положение. Рожденный вне брака, Николай Костомаров как крепостной отца в наследство переходил теперь его ближайшим родственникам - Ровневым, которые были не прочь отвести душу, издеваясь над ребёнком. Когда Ровневы предложили Татьяне Петровне за 14 тысяч десятин плодородной земли вдовью долю - 50 тыс. рублей ассигнациями, а также свободу сыну, она согласилась без проволочек.

Оставшись с очень скромным достатком, мать перевела Николая из московского пансиона (где он, только начав учиться, за блестящие способности получил прозвище фр. Enfant miraculeux - чудесная ребенок) в пансион в Воронеже, ближе к дому. Обучение в нем обходилось дешевле, но уровень преподавания был очень низким, и мальчик едва высиживал скучные уроки, которые практически ничего ему не давали. Пробыв там около двух лет, он был отчислен за «шалости» из этого пансиона и перешел в Воронежскую гимназию. Окончив здесь курс в 1833 году, Николай стал студентом Харьковского университета историко-филологического факультета.

Студенчество

Уже в первые годы учения сказались блестящие способности Костомарова, доставившие ему, от учителей московского пансиона, в котором он при жизни отца недолго учился, прозвище «enfant miraculeux» (фр. «чудо-ребёнок» ). Природная живость характера Костомарова с одной стороны, низкий уровень учителей того времени - с другой не давали ему возможности серьёзно увлечься занятиями. Первые годы пребывания в Харьковском университете, историко-филологический факультет которого не блистал в ту пору профессорскими дарованиями, мало отличались в этом отношении для Костомарова от гимназии. Сам Костомаров много работал, увлекаясь то классической древностью, то новой французской литературой , но работы эти велись без надлежащего руководства и системы, и позднее Костомаров называл свою студенческую жизнь «беспорядочной». Лишь в 1835 году , когда на кафедре всеобщей истории в Харькове появился М. М. Лунин, занятия Костомарова приобрели бо́льшую системность. Лекции Лунина оказали на него сильное влияние, и он с жаром отдался изучению истории . Тем не менее, он так ещё смутно сознавал свое настоящее призвание, что по окончании университета поступил было на военную службу. Неспособность его к последней скоро стала, однако, ясна и начальству его, и ему самому.

Увлекшись изучением сохранившегося в городе Острогожске , где стоял его полк, архива местного уездного суда, Костомаров задумал писать историю слободских казачьих полков . По совету начальства он оставил полк и осенью 1837 года вновь явился в Харьков с намерением пополнить своё историческое образование.

В это время усиленных занятий у Костомарова, отчасти под влиянием Лунина, стал складываться взгляд на историю, в котором были оригинальные черты сравнительно с господствовавшими тогда среди русских историков воззрениями. По позднейшим словам самого Костомарова, он «читал много всякого рода исторических книг, вдумывался в науку и пришёл к такому вопросу: отчего это во всех историях толкуют о выдающихся государственных деятелях, иногда о законах и учреждениях, но как будто пренебрегают жизнью народной массы? Бедный мужик-земледелец-труженик как будто не существует для истории; отчего история не говорит нам ничего о его быте, о его духовной жизни, о его чувствованиях, способе его радостей и печалей»? Мысль об истории народа и его духовной жизни, в противоположность истории государства, стала с этой поры основной идеей в кругу исторических воззрений Костомарова. Видоизменяя понятие о содержании истории, он раздвигал и круг её источников. «Скоро, говорит он, я пришёл к убеждению, что историю нужно изучать не только по мертвым летописям и запискам, а и в живом народе». Он научился украинскому языку, перечитал изданные народные украинские песни и печатную литературу на украинском языке, тогда очень небольшую, предпринимал «этнографические экскурсии из Харькова по соседним сёлам, по шинкам». Весну 1838 года он провёл в Москве, где слушание лекций Шевырёва ещё более укрепило в нём романтическое отношение к народности.

Интересно, что до 16 лет Костомаров не имел понятия об Украине и украинском языке. Что такое Украина и украинсий язык он узнал в Харьковском университете и стал кое-что писать по-украински. «Любовь к малорусскому слову более и более увлекала меня, - писал Костомаров, - мне было досадно, что такой прекрасный язык, остается без всякой литературной обработки и, сверх того, подвергается совершенно незаслуженному презрению». Со второй половины 30-х годов XIX века он начал писать по-украински, под псевдонимом Иеремии Галки , и в -1841 годах выпустил в свет две драмы и несколько сборников стихотворений, оригинальных и переводных.

Быстро продвигались вперед и его занятия по истории. В 1840 году Костомаров выдержал магистерский экзамен.

Панславистские мечтания юных энтузиастов скоро были оборваны. Студент Петров, подслушавший их беседы, донес на них; они были арестованы весной 1847 года , обвинены в государственном преступлении и подвергнуты различным наказаниям.

Расцвет деятельности

Н. И. Костомаров, 1869 год.

Костомаров, сторонник федерализма, всегда верный малороссийской народности своей матери, без всяких оговорок признавал эту народность органическою частью единого русского народа, которого «народная стихия общерусская», по его определению, «в первой половине нашей истории» является «в совокупности шести главных народностей, именно: 1) Южнорусской, 2) Северской, 3) Великорусской, 4) Белорусской, 5) Псковской и 6) Новгородской». При этом Костомаров считал своим долгом и «указать на те начала, которые условливали между ними связь и служили поводом, что все они вместе носили и должны были носить название общей Русской Земли, принадлежали к одному общему составу и сознавали эту связь, несмотря на обстоятельства, склонившие к уничтожению этого сознания. Эти начала: 1) происхождение, быт и языки, 2) единый княжеский род, 3) христианская вера и единая Церковь».

После вызванного студенческими беспорядками () закрытия петербургского университета, несколько профессоров, и в числе их Костомаров, устроили (в городской думе) систематические публичные лекции, известные в тогдашней печати под именем вольного или подвижного университета: Костомаров читал лекции по древней русской истории. Когда профессор Павлов, после публичного чтения о тысячелетии России, был выслан из Санкт-Петербурга , комитет по устройству думских лекций решил, в виде протеста, прекратить их. Костомаров отказался подчиниться этому решению, но на следующей его лекции (8 марта ) поднятый публикой шум принудил его прекратить чтение, а дальнейшие лекции были воспрещены администрацией.

Выйдя в 1862 году из состава профессоров петербургского университета, Костомаров уже не мог более вернуться на кафедру, так как его политическая благонадежность вновь была заподозрена, главным образом, вследствие усилий московской «охранительной» печати. В 1863 году его приглашал на кафедру Киевский университет, в 1864 году - Харьковский, в 1869 году - опять Киевский, но Костомаров, по указаниям министерства народного просвещения, должен был отклонить все эти приглашения и ограничиться одной литературной деятельностью, которая, с прекращением «Основы», также замкнулась в более тесные рамки. После всех этих тяжелых ударов Костомаров как бы охладел к современности и перестал интересоваться ею, окончательно уйдя в изучение прошлого и в архивные работы. Один за другим появлялись в свет его труды, посвященные крупным вопросам по истории Украины, московского государства и Польши. В 1863 году были напечатаны «Севернорусские народоправства», представлявшие собой обработку одного из читанных Костомаровым в петербургском университете курсов; в 1866 году в «Вестнике Европы» появилось «Смутное время московского государства», затем «Последние годы Речи Посполитой». В начале 1870-х годов Костомаров начал работу «Об историческом значении русского песенного народного творчества». Вызванный ослаблением зрения перерыв архивных занятий в 1872 году дал Костомарову повод к составлению «Русской истории в жизнеописаниях главнейших её деятелей».

Последние годы

Оценка деятельности

Репутация Костомарова, как историка, и при жизни, и после смерти его неоднократно подвергалась сильным нападкам. Его упрекали в поверхностном пользовании источниками и проистекавших отсюда ошибках, в односторонности взглядов, в партийности. В этих упреках заключается доля истины, весьма, впрочем, небольшая. Неизбежные у всякого учёного мелкие промахи и ошибки, быть может, несколько чаще встречаются в сочинениях Костомарова, но это легко объясняется необыкновенным разнообразием его занятий и привычкой полагаться на свою богатую память. В тех немногих случаях, когда партийность действительно проявлялась у Костомарова - а именно в некоторых трудах его по украинской истории, - это было лишь естественной реакцией против ещё более партийных взглядов, высказывавшихся в литературе с другой стороны. Не всегда, далее, сам материал, над которым работал Костомаров, давал ему возможность придерживаться своих взглядов на задачу историка. Историк внутренней жизни народа по своим научным взглядам и симпатиям, он именно в своих работах, посвящённых Украине, должен был явиться изобразителем внешней истории.

Во всяком случае, общее значение Костомарова в развитии русской и украинской историографии можно, без всякого преувеличения, назвать громадным. Им была внесена и настойчиво проводилась во всех его трудах идея народной истории. Сам Костомаров понимал и осуществлял её главным образом в виде изучения духовной жизни народа. Позднейшие исследователи раздвинули содержание этой идеи, но заслуга Костомарова этим не уменьшается. В связи с этой основной мыслью работ Костомарова стояла у него другая - о необходимости изучения племенных особенностей каждой части народа и создания областной истории. Если в современной науке установился несколько иной взгляд на народный характер, отрицающий ту неподвижность, какую приписывал ему Костомаров, то именно работы последнего послужили толчком, в зависимости от которого стало развиваться изучение истории областей.

Внося новые и плодотворные идеи в разработку русской истории, исследуя самостоятельно целый ряд вопросов в её области, Костомаров, благодаря особенностям своего таланта, пробуждал, вместе с тем, живой интерес к историческим знаниям и в массе публики. Глубоко вдумываясь, почти вживаясь в изучаемую им старину, он воспроизводил её в своих работах такими яркими красками, в таких выпуклых образах, что она привлекала читателя и неизгладимыми чертами врезывалась в его ум . В лице Костомарова удачно соединялись историк-мыслитель и художник - и это обеспечило ему не только одно из первых мест в ряду русских историков, но и наибольшую популярность среди читающей публики.

Взгляды Костомарова находят свое применение при анализе современных азиатских и африканских обществ. Так, например, современный востоковед С. З. Гафуров указывал в своей статье, посвящённой Третьей мировой теории ливийского лидера М. Каддафи :

Интересно отметить, что семантика слова «Джамахирия» связана с понятиями, которые Кропоткин считал ранними формами анархизма . Например, он отмечал, что русский историк Костомаров использовал понятие «народоправство», что вполне может быть удачным переводом арабского слова - новообразования «Джамахирия» на русский язык

Память

Улица Костомаровская в Харькове

  • Именем Костомарова названа улица в Харькове.
  • Именем Н. И. Костомарова названа аудитория № 558 исторического факультета Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина

Автобиография

  • Костомаров Н. И. Автобиография .

Библиография

  • Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М .: Мысль, 1993; АСТ, Астрель, 2006 г. - 608 с. - 5000 экз. - ISBN 5-17-033565-2 , ISBN 5-271-12746-X ; Эксмо, 2007. - 596 с.; Эксмо-Пресс, 2008. - 1024 с. - ISBN 9785699258734 ; Эксмо, 2009, 2011. - 1024 с. - по 5000 экз. - ISBN 978-5-699-33756-9 ; ; ; ; ; ; .
  • Костомаров Н. И. Скотской бунт (1917) .
  • Костомаров Н. И. Холоп (1878) .

Статьи в журналах

  • Ксения Борисовна Годунова (По поводу картины художника Неврева) // Исторический вестник, 1884. - Т. 15. - № 1. - С. 7-23. (иллюстр.)
  • Лжедмитрий Первый. По поводу современного его портрета. 1606 г. // Русская старина, 1876. - Т. 15. - № 1. - С. 1-8.
  • Черты сопротивления власти при Петре Великом // Русская старина, 1875. - Т. 12. - № 2. - С. 381-383.

Примечания

Литература

Книга родоначальника "народной истории", выдающегося русского историка и публициста Николая Ивановича Костомарова - удивительная энциклопедия исконного быта и нравов русского народа допетровской эпохи. Костомаров, в лице которого удачно соединялись историк-мыслитель и художник, - истинный мастер бытописания.

Благодаря выдающемуся литературному таланту и стремлению быть исключительно внимательным к характерным деталям эпохи знаменитому историку, этнографу, писателю удалось создать и живописно изобразить целую галерею русских исторических деятелей. Издание украшают более трех сотен редких иллюстраций.

"История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей" - классический труд одного из основоположников русской исторической мысли, Н. И. Костомарова (1817-1885). Неординарный для традиционной науки ХIХ века отбор сюжетов, своеобразная политическая концепция сделали "Историю" значительным общественным событием своего времени.

Николай Иванович Костомаров (1817-1885) - виднейший русский историк. В основе его научного метода - создание "народной" истории с детальным анализом племенных особенностей всех национальных групп и общностей. Именно такой подход снискал ему славу выдающегося ученого и обеспечил особую насыщенность его работ, и по сей день остающихся актуальными.

Роман о полулегендарном герое, разбойнике, написанный известным русским историком, раскрывает перед читателем величественные и трагические события отечественной истории середины XVI в. Далеко не все, о чем писал талантливый ученый, выступивший на этот раз как романист, наблюдалось в действительности.

Основоположник русской исторической мысли Н.И.Костомаров (1817-1885) одну из своих серьезных научных работ посвятил Мазепе - одноименная монография до сих пор является самым подробным исследованием этой противоречивой личности.

Библиотека проекта "История Российского государства" - это рекомендованные Борисом Акуниным лучшие памятники исторической литературы, в которых отражена биография нашей страны, от самых ее истоков.
О полной трагизма и противоречий эпохе правления первых русских царей Ивана Грозного и Бориса Годунова рассказывают классики отечественной историографии В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров и С. М. Соловьев, избранные главы из трудов которых публикуются в этом томе.

"Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей" - фундаментальный труд выдающегося историка, этнографа, писателя, критика XIX века Николая Ивановича Костомарова (1817-1885). В него вошли статьи о виднейших отечественных государственных деятелях, начиная с Владимира Святого и заканчивая Елизаветой Петровной. Образный язык, богатейший фактический материал, критическое отношение к официозу, придают трудам Костомарова непреходящее значение.

"История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей" - классический труд одного из основоположников русской исторической мысли, Н.И.Костомарова (1817-1885). Неординарный для традиционной науки ХIХ века отбор сюжетов, своеобразная политическая концепция сделали "Историю" значительным общественным событием своего времени.

Костомаров Николай Иванович - известный русский историк и писатель родился 4 мая 1817 года в сельце Юрасовка Воронежской губернии. Он был незаконнорожденным ребенком местного помещика и крепостной. Позднее брак был заключен, но усыновить официально мальчика отец не успел. Его убили собственные крепостные за жестокое отношение. Воспитанием мальчика занималась мать.

Начальное и среднее образование он получил довольно бессистемное и только благодаря прирожденным способностям успешно окончил воронежскую гимназию и поступил в Харьковский университет. Благодаря талантливым лекциям М.М.Лунина Костомаров увлекся историческими изысканиями, но после окончания университета определился на военную службу. Вскоре и ему самому, и его военному начальству стало понятно, что военная стезя не для него.

Увлечение Малороссией

Его больше увлекало изучение народных корней и обычаев. Его интересовали не столько официальные летописи и документы, а сказания, предания, былины, легенды, то есть духовная сторона народа была для него важнее официоза. Он начинает изучать малоросский язык, частенько отправляется по близлежащим к Харькову шинкам, чтобы окунуться в народ. Уйдя с военной службы, Костомаров решает полностью посвятить себя истории. Он посещает в Москве лекции различных прогрессивных, стоящих в оппозиции к официальному курсу преподавателей московского университета. Это подталкивает его к написанию нескольких драм и стихотворений на малоросском языке под псевдонимом Иеремия Галка.

Закончив магистратуру Костомаров готовит к защите диссертацию с необычной, почти крамольной темой “О значении унии в Западной России” и вызывает этим пристальное внимание к своей персоне как неблагонадежный гражданин. Напечатанную диссертацию было велено сжечь, настолько ее текст посчитали возмутительным. Защитив диссертацию на более лояльную тему, Костомаров решает написать большую историческую работу о Богдане Хмельницком. Для этого он начинает собирать материал и устраивается работать учителем гимназии сначала в Ровно, потом в Киеве.

С 1846 года он преподает в Киевском университете русскую историю и входит в кружок людей, для которых идея народности была важным приоритетом. Они мечтали, что возможно соединить взаимность славянских народов и федеративное устройство государства. Кружок постепенно разрастается до Кирилло-Мефодиевского общества, члены которого были обвинены в государственной измене и подвергнуты наказаниям. Костомарову пришлось целый год быть узником Петропавловской крепости, а потом быть определенным под надзор полиции в Саратов. Эти репрессии никак не повлияли на убеждения Костомарова.

Его стремления заниматься этнографическими изысканиями выражались в регулярных экскурсиях в “народ” и он записывал песни, сказания, предания. Помимо труда о Борисе Хмельницком, Костомаров приступил к очень необычной работе о быте московских государей в 16-17 веках. Очень его интересовала проблема , он знакомится с бытом раскольников. Почти 10 лет существовал запрет на печатание его произведений. После снятия запрета были напечатаны сразу несколько произведений, в том числе “ ”.

С 1859 года ему было разрешено заниматься преподавательской деятельностью и он начинает не просто преподавать в Петербургском университете, но и возглавляет там кафедру русской истории. Его лекции всегда привлекали массу народа своей неординарностью. Его идея, что Московское государство складывалось из кусочков различных народностей, имеющих свою особую историю, вызывала ожесточенные дебаты и зачастую полное неприятие. Работа в различных архивах с подлинниками исторических документов позволила Костомарову предположить, что официальная история Российского государства была довольно значительно отретуширована, и он решает составить свой собственный исторический труд.

Таким образом, он начал работу над главным трудом своей жизни - “Русской истории в жизнеописании главнейших ее деятелей “. Труд написан очень живым, человеческим языком, с массой эмоциональных замечаний и отступлений. Именно этим он интересен и привлекателен до сих пор современному читателю. Костомаров скончался 7 апреля 1885 года, перенеся в последние годы очень тяжелую болезнь, но до самого конца не утратив работоспособность и живость воображения. Николай Иванович Костомаров был певцом народности в истории, справедливо считая, что народ, это не безликие серые массы, которыми можно манипулировать, а соль нации, ее фундамент и основа.

Озвучте свое мнение!

Николай Костомаров – первый классик украинской исторической науки

Николай Иванович Костомаров – великий украинский историк, выдающийся этнограф, яркий публицист, талантливый писатель и, безусловно, большой патриот своей родины. Сферы его интересов, конечно же, не ограничивались исключительно научными изысканиями. Как всякий порядочный человек того времени, Костомаров немало времени уделял общественно-политической деятельности, результатом которой стало создание знаменитого Кирилло-Мефодиевского общества. Во многом именно благодаря Николаю Ивановичу украинская политическая традиция получила мощнейший импульс развития, а организованное им братство кирилло-мефодиевцев, и особенно издаваемый в Санкт-Петербурге журнал "Основа", оказали самое непосредственное влияние на зарождение массового громадовского движения в Украине.

Заслуги же этого ученого для становления отечественной исторической науки вообще невозможно переоценить. За долгие годы кропотливой работы Костомаровым были написаны десятки важнейших фундаментальных трудов по истории Украины и России. Из-под его пера вышли сотни статей и очерков, каждый из которых и сейчас представляет собой абсолютную научную ценность.

Костомаров был одним из первых историков в Российской империи, кто попытался концептуально обосновать право украинского народа не только на свою особую историю, но и на отдельную этничность. Выдвинутая им теория "двух начал" – вечевого и самодержавного – во многом идеализировала историю украинского народа, изображая украинское общество как исконно демократическое, свободолюбивое и построенное на основе народовластия. Нетрудно догадаться, что такой подход вызвал шквал критики со стороны как научных оппонентов, так и многочисленных чиновников из образовательной сферы.

Николай Иванович пропагандировал украинскую историю и культуру не только академическим языком. Великий ученый оказался не лишенным и поэтического дара, подарив миру стихотворные сборники "Украинские баллады", "Ветка", драмы "Савва Чалый" и "Переяславская ночь". Писал Костомаров и в прозе, например, повести "Сорок лет", "Сын", "Холоп", "Черниговка".

Основные заслуги Николая Костомарова.

Создание Кирилло-Мефодиевского общества и роль этой организации в украинском национально-культурном возрождении. В 1846 г. в Киеве была создана первая украинская политическая организация – Кирилло-Мефодиевского общество. Свое название братство получило в честь великих славянских просветителей Кирилла и Мефодия.

Состав общества. Организаторами братства были: профессор Киевского университета Николай Костомаров, учитель из Полтавы Василий Белозерский и служащий канцелярии генерал-губернатора Николай Гулак. Впоследствии в состав общества вошли литераторы Пантелеймон Кулиш и Тарас Шевченко, поэт и переводчик Александр Навроцкий, этнограф и фольклорист Афанасий Маркевич и другие.

Цель образования общества:

1. Создание демократической федерации христианских славянских республик со столицей в городе Киев.

2. Уничтожение царизма, отмена крепостного права и сословий.

3. Утверждение в обществе демократических прав и свобод.

4. Право всех славянских народов, в том числе и украинского, на свободное развитие национального языка, культуры и образования.

5. Постепенное распространение христианской веры на весь мир. Широкое развитие культурных и религиозных связей на основе христианской морали.

Программными документами братства стали написанные Николаем Костомаровым "Устав и правила общества" и "Книги бытия украинского народа", или "Закон Божий".

"Устав и правила общества ". В документе были конкретизированы программные цели братчиков (идеи равноправия народов, государств и граждан будущей славянской республиканской федерации). Будущая федерация должна была состоять из 18 отдельных республик на территории Польши, Чехии и Моравии, Сербии, Болгарии и России, которая, в свою очередь, делилась на 14 республик. Во всех частях федерации предусматривались "одинаковые основные законы и права, равенство веса, мер и монеты, отсутствие таможен и свобода торговли", уничтожение крепостного права, "дворянских и всяких привилегий", "отмена смертной казни и телесных наказаний", "единая центральная власть, заведующая сношениями вне союза, войском и флотом; но полная автономия каждой части по отношению к внутренним учреждениям, управлению, судопроизводству и народному образованию". Кроме того, в уставе определялись принципы деятельности общества.

"Книга бытия украинского народа ". Программа состояла из 109 положений религиозно-поучительного и историко-публицистического характера. В них четко прослеживается попытка совместить христианские идеалы с чувством украинского патриотизма. Братчики резко осуждали кровопролитие, настаивали на сугубо мирном характере всех преобразований.

Раскол внутри организации . В среде кирилло-мефодиевцев образовалось два крыла, разошедшиеся в понимании методов желаемых изменений. Представители умеренно-либерального крыла (Н. Костомаров, В. Белозерский, П. Кулиш) выступали за реализацию программных целей общества исключительно путем реформ. Представители радикально-демократического крыла (Н. Гулак, Т. Шевченко) выступали за необходимость народного восстания, установление республики, даже за убийство царской семьи.

Практическая деятельность . Кирилло-мефодиевцы в основном проводили просветительскую работу. Распространяли произведения Т. Шевченко, составляли революционные прокламации (например, "Братья Украинцы", "Братья великороссы и поляки"), в которых призывали славян к совместной борьбе с царизмом. П. Кулиш написал первый украинский учебник, а также первую украинскую азбуку ("Кулешовку").

Раскрытие братства и последовавшее за этим наказание. Общество действовало 14 месяцев. Разоблачили его по доносу в полицию студента Алексея Петрова. Члены общества были осуждены и сосланы, например, Н. Костомаров – в Саратов, П. Кулиш – в Тулу. Николай Костомаров перед этим провел год в Петропавловской крепости, где довольно сильно подорвал свое здоровье. Представителей радикального крыла ждало более суровое наказание: Н. Гулак был заточен в Шлиссельбургскую крепость на 3 года, а Т. Шевченко за сатирическую поэму "Сон" был отдан на 10 лет в солдаты в оренбургские степи "без права писать и рисовать".

Значение общества . Деятельность кирилло-мефодиевцев имела большое влияние на дальнейшее развитие украинского национального движения. Братчики заложили основы украинской политической традиции.

Новое слово в российской истории. Развитие истории Украины как отдельного направления.

Николай Костомаров как выходец из простого народа (его матерью была крепостная крестьянка) всегда тяготел в своих исследованиях к воссозданию народной, в противовес государственной, истории. По сути, он видоизменил представление о содержании истории, расширил круг ее источников за счет привлечения фольклорных элементов. Ради этого ему даже пришлось стать этнографом, досконально освоить украинских язык и много путешествовать. Впрочем, романтическое отношение к исторической науке в 30-40-х годах ХІХ века повсеместно входило в моду. Однако и тут Костомаров пошел намного дальше, чем дозволялось. Его интерес к народной жизни, отображенный в научных концепциях, в результате привел к весьма крамольным выводам. Николай Иванович писал об этом: "Вступая на кафедру, я задался мыслью в своих лекциях выдвинуть на первый план народную жизнь во всех ее частных проявлениях… Русское государство складывалось из частей, которые прежде жили собственной независимой жизнью, и долго после того жизнь частей высказывалась отличными стремлениями в общем государственном строе. Найти и уловить эти особенности народной жизни частей русского государства составляло для меня задачу моих занятий историей".

Потом была работа Костомарова в археографической комиссии, собиравшей и изучавшей документы по истории Украины ХVII в., долгие годы работы над трехтомником "Богдан Хмельницкий", преподавание в Киевском и Харьковском университетах. Результатом его исследований и размышлений стала нашумевшая теория "о двух народностях", ставившая под сомнение господствующую в империи концепцию "о триедином русском народе". Однако Костомаров был крайне далек от идеи о независимой Украине и об особом пути развития ее народа. Он утверждал, что у россиян и украинцев было различное прошлое, но будущее этих народов виделось историку только в виде общей государственности. Николай Иванович пришел к следующим выводам: "Оказывается, что русская народность не едина; их две, а кто знает, может быть их откроется и более, и тем не менее оне – русския… Очень может быть, что я во многом ошибся, представляя такия понятия о различии двух русских народностей, составившияся из наблюдений над историей и настоящей их жизнию. Дело других будет обличить меня и исправить. Но разумея таким образом это различие, я думаю, что задачею вашей Основы будет: выразить в литературе то влияние, какое должны иметь на общее наше образование своеобразные признаки южнорусской народности. Это влияние должно не разрушать, а дополнять и умерять то коренное начало великорусское, которое ведет к сплочению, к слитию, к строгой государственной и общинной форме, поглощающей личность, и стремление к практической деятельности, впадающей в материальность, лишенную поэзии. Южнорусский элемент должен давать нашей общей жизни растворяющее, оживляющее, одухотворяющее начало. Южнорусское племя, в прошедшей истории, доказало неспособность свою к государственной жизни. Оно справедливо должно было уступить именно великорусскому, примкнуть к нему, когда задачею общей русской истории было составление государства. Но государственная жизнь сформировалась, развилась и окрепла. Теперь естественно, если народность с другим противоположным основанием и характером вступит в сферу самобытнаго развития и окажет воздействие на великорусскую".

Биография Николая Костомарова.

4 (16) мая 1817 года в слободе Юрасовка Острогожского уезда Воронежской губернии родился Николай Костомаров.

1833г. – после окончания гимназии Костомаров поступил в Харьковский университет.

1837 г. – окончил словесное отделение философского факультета Харьковского университета. Недолго служит в Кинбурнском драгунском полку в Острогожске. Однако оставляет военную службу и возвращается к занятиям наукой.

1838 г. – в Москве слушает лекции профессора Шевырева, впоследствии оказавшие немалое влияние на формирование исторических взглядов Костомарова.

1842 г. – Костомаров подготовил магистерскую диссертацию "О причинах и характере унии в Западной России", однако защитить ее не смог по независящим от него причинам.

1844 г. – защитил новую диссертацию на тему "Об историческом значении русской народной поэзии".

В 1846 г. Костомаров был приглашен в Киевский университет на кафедру истории, где прочел курс лекций по славянской мифологии.

1845-1847 гг. – стоит во главе созданного в Киеве Кирилло-Мефодиевского общества.

1847-1848 гг. – после ареста проводит год в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

1848 г. – сослан в Саратов под полицейский надзор с запретом на преподавание и издание книг.

1848-1856 гг. - служил в Саратовском статистическом комитете, публиковал статьи по истории, экономике и культуре Саратовской губернии, продолжал заниматься историей. В Саратове он продолжал писать свой фундаментальный труд "Богдан Хмельницкий", закончил исследование "Бунт Стеньки Разина", а также начал новую работу о внутреннем быте Русского государства XVI-XVII веков,

1856 г. – после освобождения от полицейского надзора получил возможность опубликовать ряд своих работ.

1857 г. – Костомаров отправляется в путешествие за границу, где посещает Швецию, Германию, Швейцарию, Францию, Италию, Австрию.

1859 г. – Костомаров был приглашен в Петербургский университет на должность профессора русской истории. Печатается в журналах "Современник" и "Отечественные записки". Проводит знаменитый публичный диспут с историком Погодиным "О начале Руси".

1861-1863 гг. – участвует в издании первого украинского общественно-политического и художественно-литературного журнала "Основа", выходившего на украинском и русском языках.

1862 г. – Костомаров вынужден покинуть Петербургский университет, так как отказался поддержать протест профессуры и студенчества против полицейских репрессий.

1861-1884 гг. – историк работает в археографической комиссии, собиравшей документы по истории Украины. Под редакцией Костомарова вышло 12 томов "Актов, относящихся к истории Южной и Западной России, собранных Археографической комиссией", а также 3 выпуска "Памятников старинной русской литературы". За это время Николай Иванович опубликовал более 200 трудов, в большинстве своем посвященных социально-политической истории России и Украины.

1872 г. – за исследование "Последние годы Речи Посполитой" Костомаров был удостоен премии Академии наук. Пишет свой самый известный труд "Русская история в жизнеописаниях важнейших ее деятелей".

1875 г. – Костомаров перенес сыпной тиф, что очень ослабило его здоровье.

1876 – Костомаров стал членом-корреспондентом российской Академии Наук.

7(19) апреля 1885 года Николай Иванович Костомаров скончался и был похоронен в Санкт-Петербурге.

Интересные факты из жизни Николая Костомарова.

  • Отцом великого историка был помещик Иван Петрович Костомаров, а матерью крепостная крестьянка Татьяна Петровна Мельникова. Николай считался незаконнорожденным сыном, так как отец, обвенчавшись с матерью уже после его рождения, так и не успел усыновить новорожденного. Помещик был убит своими собственными крестьянами с целью ограбления на ночной дороге. Так маленький Николай потерял отца, наследство, жизненные перспективы и, главное, общественный статус, ибо по законам Российской империи он считался крепостным своего отца. Ближайшие родственники отца Ровневы за бесценок выкупили у вдовы немалые земли Костомаровых, пообещав при этом дать вольную и Николаю Ивановичу. Мать будущего ученого вынуждена была согласиться на все ради свободы своего сына. В результате Костомаровы остались с очень скромными средствами.
  • В 1840 году молодой историк Николай Костомаров успешно сдал магистерский экзамен, а в 1842 году издал отдельной книгой свою диссертацию "О значении унии в Западной России". Однако ее защита не состоялась, хотя уже и был назначена на конкретную дату. Защиту пришлось отменить из-за протеста архиепископа Харьковского Иннокентия (Борисова), которого возмутило несколько высказываний в работе Костомарова. Дело получило серьезный резонанс, когда ею заинтересовался министр народного образования граф Уваров. По его поручению профессор Устрялов дал столь негативный отзыв о диссертации, что о ее защите уже не могло быть и речи. Что же касается тиража уже выпущенной книги, то он подлежал немедленному сожжению.
  • Однако историк не впал в отчаяние, а с двойным усердием взялся за написание новой диссертации. Уже в начале 1844 года Костомаров успешно защитил научную работу на тему: "Об историческом значении русской народной поэзии".

  • Киевский губернатор Иван Фундуклей очень уважал Костомарова как ученого и редчайшего специалиста по истории Киева. Николай Иванович даже редактировал его книгу "Обзор Киева и его древностей". Высокопоставленный сановник даже хотел предупредить Костомарова о подготовке его ареста в 1847 году и через посыльных вызывал главного кирилло-мефодиевца на конфиденциальную встречу. Однако Николай Иванович в те дни был настолько занят приготовлениями к собственной женитьбе, что пренебрег приглашением.
  • Историческая память о Николае Костомарове.

    В честь великого историка названы улицы в городе Харькове, Львове, Ривне, Дубно, Коломые, Севастополе, Прилуках и в селе Юрасовка Воронежской области, где родился ученый.

    Николай Костомаров в социальных сетях.

    Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию о Николае Костомарове?

    Для анализа популярности запроса "Николай Костомаров" используется сервис поисковой системы Яндекс wordstat.yandex, исходя из которого можно сделать вывод: по состоянию на 7 августа 2016 г., количество запросов за месяц составило 667, что видно на скрине:

    За период с конца 2014 г. наибольшее количество запросов "Николай Костомаров" зарегистрировано в январе 2016 г. – 1 327 запросов за месяц.

    Года в слободе Юрасовке Острогожского уезда Воронежской губернии (ныне село Юрасовка).

    Отставной военный Иван Костомаров уже в возрасте выбрал себе в жены девушку Татьяну Петровну Мельникову и отправил ее в Москву для обучения в частном пансионе - с намерением потом на ней жениться. Обвенчались родители Николая Костомарова в сентябре 1817 года, уже после рождения сына. Отец собирался усыновить Николая, но не успел этого сделать.

    Иван Костомаров, поклонник французской литературы XVIII века , идеи которой он пытался прививать и малолетнему сыну, и своей дворне. 14 июля 1828 года он был убит своими дворовыми людьми, похитившими при этом скопленный им капитал. Смерть отца поставила его семью в тяжелое юридическое положение. Рожденный вне брака, Николай Костомаров как крепостной отца в наследство переходил теперь его ближайшим родственникам - Ровневым, которые были не прочь отвести душу, издеваясь над ребёнком. Когда Ровневы предложили Татьяне Петровне за 14 тысяч десятин плодородной земли вдовью долю - 50 тыс. рублей ассигнациями, а также свободу сыну, она согласилась без проволочек.

    Оставшись с очень скромным достатком, мать перевела Николая из московского пансиона (где он, только начав учиться, за блестящие способности получил прозвище фр. Enfant miraculeux - чудо-ребенок) в пансион в Воронеже, ближе к дому. Обучение в нем обходилось дешевле, но уровень преподавания был очень низким, и мальчик едва высиживал скучные уроки, которые практически ничего ему не давали. Пробыв там около двух лет, он был отчислен за «шалости» из этого пансиона и перешел в Воронежскую гимназию . Окончив здесь курс в 1833 году, Николай стал студентом Харьковского университета историко-филологического факультета.

    Студенчество,

    Уже в первые годы учения сказались блестящие способности Костомарова, доставившие ему от учителей московского пансиона, в котором он при жизни отца недолго учился, прозвище «enfant miraculeux» (фр. «чудо-ребёнок » ). Природная живость характера Костомарова с одной стороны, низкий уровень учителей того времени - с другой не давали ему возможности серьёзно увлечься занятиями. Первые годы пребывания в Харьковском университете, историко-филологический факультет которого не блистал в ту пору профессорскими дарованиями, мало отличались в этом отношении для Костомарова от гимназии. Сам Костомаров много работал, увлекаясь то классической древностью, то новой французской литературой , но работы эти велись без надлежащего руководства и системы, и позднее Костомаров называл свою студенческую жизнь «беспорядочной». Лишь в 1835 году , когда на кафедре всеобщей истории в Харькове появился М. М. Лунин, занятия Костомарова приобрели бо́льшую системность. Лекции Лунина оказали на него сильное влияние, и он с жаром отдался изучению истории . Тем не менее, он так ещё смутно сознавал свое настоящее призвание, что по окончании университета поступил было на военную службу. Неспособность его к последней скоро стала, однако, ясна и начальству его, и ему самому.

    Увлёкшись изучением сохранившегося в городе Острогожске , где стоял его полк, архива местного уездного суда, Костомаров задумал писать историю слободских казачьих полков . По совету начальства он оставил полк и осенью 1837 года вновь явился в Харьков с намерением пополнить своё историческое образование.

    В это время усиленных занятий у Костомарова, отчасти под влиянием Лунина, стал складываться взгляд на историю, в котором были оригинальные черты сравнительно с господствовавшими тогда среди русских историков воззрениями. По позднейшим словам самого учёного, он «читал много всякого рода исторических книг, вдумывался в науку и пришёл к такому вопросу: отчего это во всех историях толкуют о выдающихся государственных деятелях, иногда о законах и учреждениях, но как будто пренебрегают жизнью народной массы? Бедный мужик-земледелец-труженик как будто не существует для истории; отчего история не говорит нам ничего о его быте, о его духовной жизни, о его чувствованиях, способе его радостей и печалей »? Мысль об истории народа и его духовной жизни, в противоположность истории государства, стала с этой поры основной идеей в кругу исторических воззрений Костомарова. Видоизменяя понятие о содержании истории, он раздвигал и круг её источников. «Скоро , - пишет он, - я пришёл к убеждению, что историю нужно изучать не только по мертвым летописям и запискам, а и в живом народе ». Он научился украинскому языку , перечитал изданные народные украинские песни и печатную литературу на украинском языке, тогда очень небольшую, предпринимал «этнографические экскурсии из Харькова по соседним сёлам, по шинкам». Весну 1838 года он провёл в Москве, где слушание лекций С. П. Шевырёва ещё более укрепило в нём романтическое отношение к народности.

    Интересно, что до 16 лет Костомаров не имел понятия об Украине и украинском языке. Что такое Украина и украинский язык, он узнал в Харьковском университете и стал кое-что писать по-украински . «Любовь к малорусскому слову более и более увлекала меня , - вспоминал Костомаров, - мне было досадно, что такой прекрасный язык, остается без всякой литературной обработки и, сверх того, подвергается совершенно незаслуженному презрению ». Со второй половины 1830-х годов он начал писать по-украински, под псевдонимом Иеремия Галка , и в -1841 годах выпустил в свет две драмы и несколько сборников стихотворений, оригинальных и переводных.

    Быстро продвигались вперед и его занятия по истории. В 1840 году Костомаров выдержал магистерский экзамен.

    Народничество, Почтовая марка Украины , посвящённая Н. И. Костомарову, (Михель 74)

    Немедленно по окончании своей второй диссертации Костомаров предпринял новую работу по истории Богдана Хмельницкого и, желая побывать в местностях, где происходили описываемые им события, стал учителем гимназии сперва в Ровно , затем () в Первой киевской гимназии . В1846 году совет Киевского университета избрал Костомарова преподавателем русской истории, и с осени этого года он начал свои лекции, вызвавшие сразу глубокий интерес слушателей.

    В Киеве, как и в Харькове, около него составился кружок лиц, преданных идее народности и намеревавшихся проводить эту идею в жизнь. В кружок этот входили П. А. Кулиш , Аф. Маркевич, Н. И. Гулак, В. М. Белозерский , Т. Г. Шевченко . Интересы киевского кружка не ограничивались, однако, пределами украинской национальности. Члены его, увлеченные романтическим пониманием народности, мечтали об общеславянской взаимности, соединяя с последней пожелания внутреннего прогресса в собственном отечестве.

    Взаимность славянских народов - в нашем воображении не ограничивалась уже сферой науки и поэзии, но стала представляться в образах, в которых, как нам казалось, она должна была воплотиться для будущей истории. Помимо нашей воли стал нам представляться федеративный строй, как самое счастливое течение общественной жизни славянских наций… Во всех частях федерации предполагались одинаковые основные законы и права, равенство веса, мер и монеты, отсутствие таможен и свобода торговли, всеобщее уничтожение крепостного права и рабства в каком бы то ни было виде, единая центральная власть, заведующая сношениями вне союза, войском и флотом, но полная автономия каждой части по отношению к внутренним учреждениям, внутреннему управлению, судопроизводству и народному образованию.

    С целью распространения этих идей дружеский кружок преобразовался в общество, получившее название Кирилло-мефодиевского братства .

    Панславистские мечтания юных энтузиастов скоро были оборваны. Студент Петров, подслушавший их беседы, донес на них; они были арестованы весной 1847 года , обвинены в государственном преступлении и подвергнуты различным наказаниям.

    Расцвет деятельности, Николай Ге . Портрет историка Н. И. Костомарова () Н. И. Костомаров, 1869 год.

    Костомаров, сторонник федерализма, всегда верный малороссийской народности своей матери, без всяких оговорок признавал эту народность органическою частью единого русского народа, которого «народная стихия общерусская», по его определению, «в первой половине нашей истории» является «в совокупности шести главных народностей, именно: 1) Южнорусской, 2) Северской, 3) Великорусской, 4) Белорусской, 5) Псковской и 6) Новгородской». При этом Костомаров считал своим долгом и «указать на те начала, которые условливали между ними связь и служили поводом, что все они вместе носили и должны были носить название общей Русской Земли, принадлежали к одному общему составу и сознавали эту связь, несмотря на обстоятельства, склонившие к уничтожению этого сознания. Эти начала: 1) происхождение, быт и языки, 2) единый княжеский род, 3) христианская вера и единая Церковь».

    После вызванного студенческими беспорядками () закрытия петербургского университета, несколько профессоров, и в числе их Костомаров, устроили (в городской думе) систематические публичные лекции, известные в тогдашней печати под именем вольного или подвижного университета: Костомаров читал лекции по древней русской истории. Когда профессор Павлов, после публичного чтения о тысячелетии России, был выслан из Санкт-Петербурга , комитет по устройству думских лекций решил, в виде протеста, прекратить их. Костомаров отказался подчиниться этому решению, но на следующей его лекции (8 марта ) поднятый публикой шум принудил его прекратить чтение, а дальнейшие лекции были воспрещены администрацией.

    Выйдя в 1862 году из состава профессоров петербургского университета, Костомаров уже не мог более вернуться на кафедру, так как его политическая благонадежность вновь была заподозрена, главным образом, вследствие усилий московской «охранительной» печати. В 1863 году его приглашал на кафедру Киевский университет, в 1864 году - Харьковский, в1869 году - опять Киевский, но Костомаров, по указаниям министерства народного просвещения, должен был отклонить все эти приглашения и ограничиться одной литературной деятельностью, которая, с прекращением «Основы», также замкнулась в более тесные рамки. После всех этих тяжелых ударов Костомаров как бы охладел к современности и перестал интересоваться ею, окончательно уйдя в изучение прошлого и в архивные работы. Один за другим появлялись в свет его труды, посвященные крупным вопросам по истории Украины, Русского государства и Польши. В 1863 году были напечатаны «Севернорусские народоправства», представлявшие собой обработку одного из читанных Костомаровым в петербургском университете курсов; в 1866 году в «Вестнике Европы» появилось «Смутное время московского государства», затем «Последние годы Речи Посполитой». В начале1870-х годов Костомаров начал работу «Об историческом значении русского песенного народного творчества». Вызванный ослаблением зрения перерыв архивных занятий в 1872 году дал Костомарову повод к составлению «Русской истории в жизнеописаниях главнейших её деятелей».

    Последние годы, Н. И. Костомаров в гробу. Портрет работы И. Репина Оценка деятельности,

    Репутация Костомарова, как историка, и при жизни, и после смерти его неоднократно подвергалась сильным нападкам. Его упрекали в поверхностном пользовании источниками и проистекавших отсюда ошибках, в односторонности взглядов, в партийности. В этих упреках заключается доля истины, весьма, впрочем, небольшая. Неизбежные у всякого учёного мелкие промахи и ошибки, быть может, несколько чаще встречаются в сочинениях Костомарова, но это легко объясняется необыкновенным разнообразием его занятий и привычкой полагаться на свою богатую память. В тех немногих случаях, когда партийность действительно проявлялась у Костомарова - а именно в некоторых трудах его по украинской истории, - это было лишь естественной реакцией против ещё более партийных взглядов, высказывавшихся в литературе с другой стороны. Не всегда, далее, сам материал, над которым работал Костомаров, давал ему возможность придерживаться своих взглядов на задачу историка. Историк внутренней жизни народа по своим научным взглядам и симпатиям, он именно в своих работах, посвящённых Украине, должен был явиться изобразителем внешней истории.

    Во всяком случае, общее значение Костомарова в развитии русской и украинской историографии можно, без всякого преувеличения, назвать громадным. Им была внесена и настойчиво проводилась во всех его трудах идея народной истории. Сам Костомаров понимал и осуществлял её главным образом в виде изучения духовной жизни народа. Позднейшие исследователи раздвинули содержание этой идеи, но заслуга Костомарова этим не уменьшается. В связи с этой основной мыслью работ Костомарова стояла у него другая - о необходимости изучения племенных особенностей каждой части народа и создания областной истории. Если в современной науке установился несколько иной взгляд на народный характер, отрицающий ту неподвижность, какую приписывал ему Костомаров, то именно работы последнего послужили толчком, в зависимости от которого стало развиваться изучение истории областей.

    Внося новые и плодотворные идеи в разработку русской истории, исследуя самостоятельно целый ряд вопросов в её области, Костомаров, благодаря особенностям своего таланта, пробуждал, вместе с тем, живой интерес к историческим знаниям и в массе публики. Глубоко вдумываясь, почти вживаясь в изучаемую им старину, он воспроизводил её в своих работах такими яркими красками, в таких выпуклых образах, что она привлекала читателя и неизгладимыми чертами врезывалась в его ум . В лице Костомарова удачно соединялись историк-мыслитель и художник - и это обеспечило ему не только одно из первых мест в ряду русских историков, но и наибольшую популярность среди читающей публики.

    Взгляды Костомарова находят свое применение при анализе современных азиатских и африканских обществ. Так, например, современный востоковед С. З. Гафуров указывал в своей статье, посвящённой Третьей мировой теории ливийского лидера М. Каддафи :

    Интересно отметить, что семантика слова «Джамахирия» связана с понятиями, которые Кропоткин Улица Костомаровская в Харькове

    • Именем Костомарова названа улица в Харькове.
    • Именем Н. И. Костомарова названа аудитория № 558 исторического факультета Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина
     
    Статьи по теме:
    Притяжательные местоимения в русском языке
    Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
    Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
    Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
    Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
    Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
    Полтавское высшее военное командное училище связи
    ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва