Можно ли пользоваться кондиционером зимой. Использование кондиционера зимой на обогрев

Существует несколько проблем для работы кондиционера при низких температурах наружного воздуха в режиме охлаждения:

  • Переразмереный конденсатор
  • Перетекание жидкого хладагента в компрессор
  • Увеличение вязкости масла в системе
  • Замерзание конденсата в дренаже (если он отводится на улицу)

Для чего нужен регулятор давления конденсации

Первая проблема приводит к уменьшению давления в системе, уменьшению количества подаваемого фреона и, соответственно, производительности кондиционера. Следствием уменьшения давления в испарителе, будет его обмерзание.

Самый доступный способ избежать этого-уменьшить теплосъём с конденсатора путём уменьшения потока воздуха через него.

Сделать это можно установкой регулятора вращения вентилятора , который представляет из себя электронный блок регулирующий напряжение идущее на двигатель вентилятора по датчику, который устанавливают на теплообменнике внешнего блока.

Для чего нужен подогрев картера компрессора?

Во время длительных остановок кондиционера, при низкой температуре воздуха весь хладагент скапливается в наименее нагретых участках холодильной системы, то есть в наружном блоке, и в том числе и в картере компрессора.

При последующем старте жидкий хладагент вскипает (из-за снижения давления) и может попасть в полость всасывания, что вызовет гидравлический удар и поломку компрессора. Также жидкий хладагент смывает масло с поверхности трущихся деталей, что вызывает перегрев и заклинивание компрессора.

Справится с этим можно подогревая компрессор во время его остановки, причём большой мощности не требуется, так как нужен небольшой перепад температуры между компрессором и другими деталями наружного блока.Также подогрев решает и следующую проблему-увеличение вязкости, так как при нагревании вязкость масла уменьшается и не мешает нормальному старту компрессора.

Очень часто конденсат из кондиционера стекает на улицу, и естественно зимой дренаж замёрзнет и вся жидкость польётся из кондиционера в комнату. Чтобы избежать этого в трубку стока конденсата устанавливают нагреватель, который не даст замёрзнуть дренажу. Его целесообразно подключать таким образом, чтобы он работал при работающем компрессоре.

В современных инверторных (и не только) кондиционерах адаптация к низким температурам уже предусмотрена и они способны работать вплоть до -30ºC.

Работа кондиционера зимой в режиме обогрева

При работе кондиционера на тепло, возникают те же самые проблемы, только конденсатор наружного блока оказывается недоразмеренным.

Практически это довольно сложно преодолеть, поэтому нижний предел работы на тепло зимой около -5ºC.

Так как кондиционер это всего-лишь тепловой насос, который перекачивает тепло, то при понижении температуры на улице его КПД заметно падает и отдача тепла соответственно тоже.

Обмерзание наружного блока приводит к задеванию вентилятором наледи, что вызывает треск, заклинивание, и поломке электродвигателя или лопастей вентилятора.


На фото изображён кондиционер работающий на тепло при температуре на улице всего -2 0 С. При этом на нём образовался довольно приличный слой льда.

Как адаптировать кондиционер для зимней работы

Но производители климатической техники постоянно работают над усовершенствованием своей продукции. Например, компания Mitsubishi разработала специальную серию Zubadan. В ней используется технология двухфазного впрыска хладагента и специальные компрессоры со штуцером инжекции.Производители обещают при -25ºC падение мощности всего на 20%. Эти тепловые насосы используются в Японии и скандинавских странах для отопления и горячего водоснабжения. Цена на такие системы, естественно, соответствующая.

Если же требуется работа кондиционера зимой только на охлаждение, например для использования в серверных, наиболее оптимальным вариантом будет оборудование обычного кондиционера системой зимней адаптации, так называемым "зимним комплектом" , в который входят:

  • ТЭН для подогрева картера компрессора кондиционера
  • Регулятор давления конденсации
  • Обогреватель дренажной системы (если конденсат выводится на улицу)

С помощью данной системы удаётся понизить рабочий диапазон температур кондиционера до -30 0 С

Владельцы сплит-систем часто интересуются, можно ли включать кондиционер зимой на обогрев? В современных климатических комплексах предусмотрена работа не только на охлаждение, но и на обогрев, в реверсном режиме. Ошибочно полагать, что одно только опциональное наличие такой функции предполагает круглогодичную эксплуатацию агрегата.

Итак, можно ли пользоваться системой кондиционирования в зимний период и насколько это целесообразно в принципе? Разберемся подробно в статье.

    Показать всё

    Как должен работать аппарат: на обогрев или на охлаждение?

    Модель с инвертором

    Иначе обстоят дела со сплит-системами. Такой кондиционер на тепло и на охлаждение работает посредством теплообмена с окружающей средой, именно поэтому наружную часть блока и фиксируют на улице. Очевидно, что придется учитывать и температуру окружающей среды.

    Обогрев кондиционером. Плюсы

    Особенности функционирования агрегата

    Говоря о возможности включения кондиционера зимой, пристального внимания заслуживает не только техническая сторона вопроса, но и возможные проблемы, об этом ниже.

    Вопрос технической реализации

    Необходимо понимать, что компрессор, являющийся ключевым звеном климатического агрегата, располагается конструкционно в блоке снаружи. Этому узлу требуется регулярная смазка, причём консистенция должна быть и не жидкой, и не вязкой. Использование кондиционера будет зависеть от внешнего температурно-влажностного режима.

    Обратите внимание ! Почему нельзя включать агрегат при минусовых значениях температуры? Пользоваться кондиционером зимой нужно предельно аккуратно: при –5 ° C масло становятся вязким, детали перегреваются, изнашиваются.

    Обязательно просмотрите видео, в котором описана одна из причин, почему не каждый агрегат можно использовать при температуре минус 5 и ниже.

    Работа кондиционера на обогрев. Бесплатная доработка

    Эффективность работы прибора

    С точки зрения эффективности работа кондиционера зимой зависит от режима функционирования агрегата.

    Охлаждение комнаты

    Тепловой аппарат, работающий в режиме охлаждения при минусовых температурах, является конденсатором. Если включать кондиционер в таких условиях, то эффективность теплообмена будет зависеть от внешних условий – чем холоднее за окном, тем лучше. Это вполне логично и предусмотрено производителем. Современные кондиционеры, работающие зимой на охлаждение, используют повсеместно.

    Принцип работы агрегата на охлаждение

    В реалиях жилого помещения необходимости в этом нет никакой, поскольку основная задача – согреть комнаты. Для проветривания достаточно просто приоткрыть форточку окна, одну из его створок. А вот в подсобке или серверной, где находится много оборудование, указанное «отопление кондиционером» обязательно.

    Обогрев пространства

    Как организована работа кондиционера на обогрев зимой, и почему нельзя включать климатический агрегат при отрицательных значениях температуры воздуха? В таком режиме радиатор аппарата является уже испарителем. Внутри хладагент постепенно остывает за счёт разности температур с окружающей средой. До определенного момента все функционирует без нареканий.

    Разные режимы работы: на обогрев и охлаждение

    Обратите внимание ! Можно ли включать кондиционер зимой? – Можно, но при условии, что температура снаружи выше отметки в –5 ° C, либо при использовании специализированных климатических агрегатов.

    Если на улице станет холоднее, то фреон не сможет полноценно греться, производительность устройства понизиться в разы. Сильное похолодание чревато понижением эффективность климатического устройства до 0-ой отметки. Следовательно, если компания производитель не указала, что можно использовать данный кондиционер для отопления, делать это не стоит.

    Работа кондиционера на обогрев

    Сплит-системы с функцией обогрева

    Как проверить, что приобретаемый аппарат поддерживает функцию обогрева? В инструкции к климатическому устройству указывается, можно ли использовать кондиционер зимой для обогрева или нет. Многое будет зависеть от особенностей компрессора, реализованной схемы управления. Традиционные модели функционируют при постоянной производительности, ориентированной на средние значения температуры.

    Агрегат с функцией обогрева

    При инверторной схеме включения, эффективность зависит от условий окружающей среды. Включится агрегат самостоятельно, при этом скорость регулировки вентилятора он определит в одностороннем порядке. Функционируют такие приборы бесперебойно, при этом демонтаж кондиционера зимой не требуется. Он изначально готов к эксплуатации при отрицательных значениях температуры: на обогрев – до –5°C, на охлаждение 10°C.

    • система для обогрева картера компрессора;
    • решения для подогрева дренажного патрубка (для этого необходимо демонтировать агрегат);
    • плата со специальной схемой, посредством которой осуществляется принудительное замедление скорости вращения встроенного в аппарат вентилятора.

    Конвектор интегрированный в агрегат

    Заправка кондиционера хладагентом должна осуществляться только специалистами, особенно, если предполагается работа климатического устройства при минусовой температуре. Профессионал в состоянии подобрать такое вещество, которое лучше всего подойдет для конкретных условий эксплуатации аппарата. Если агрегаты заправлены правильно, срок их службы увеличивается. Во всех остальных случаях выполняется демонтаж климатического устройства на зимний период, его консервация.

    Обратите внимание ! В продаже представлен широкий ассортимент «морозостойких сплит-систем», функционал которых позволяет обогревать комнаты даже при –25 ° C.

    Выводы

    Установка кондиционера зимой – нежелательна. Профессионалы советуют проводить подобные работы лишь с наступлением весны, когда можно полноценно проверить функционал климатического агрегата. А вот тестирование механических узлов легко реализовать даже зимой, причём несколькими способами. Основное условие – наличие «зимнего комплекта».

В автомобиле данная система заключает в себе несколько основных элементов, которые перечислены ниже:

  • компрессор;
  • салонный радиатор или испаритель;
  • дренажные отверстия;
  • ресивер-осушитель;
  • наружный радиатор (конденсатор);
  • расширительный клапан;
  • соединительные трубки и уплотнительные элементы.

Принцип работы такого кондиционера в автомобиле мало отличается от аналога, который устанавливается в холодильники. Работа обоих механизмов основана на переходе фреона из жидкого в газообразное состояние. Фреоны - это насыщенные углеводороды, содержащие фтор и повсеместно применяемые в качестве хладагентов в холодильных системах. Эти углеводороды постоянно циркулируют по системе кондиционирования, поглощая большое количество тепла. Система может работать и в обратном направлении, то есть отдавать тепло.

В этом случае тёплый воздух будет поступать из кондиционера в салон автомобиля. Углеводороды по пути к компрессору должны находиться строго в газообразном состоянии. Самые малые объёмы жидкого фреона чаще всего приводят к поломке конструкции. Различные датчики, внедрённые в систему, контролируют нагрев и предотвращают появление жидкого фреона. Система в случае угрозы принудительно отключает компрессор.

Уровень фреона в системе также является немаловажным показателем. За зимний период его объём может сократиться на целых 10 %. Чтобы возобновить потери, автомобиль подключается к специализированному стенду, где система тщательно проверяется на наличие утечек, а затем закачивается возобновляемый хладагент. Стоимость услуги на СТО довольно невысокая - 1 000 рублей за замену и диагностику.

Климатическая установка со временем изнашивается. Особенно сильно износ ускоряется из-за простоя. Чем дольше кондиционер не работает, нагнетая тёплый или холодный воздух, тем выше риск того, что система выйдет из строя. Многие автомобилисты предпочитают использовать кондиционер без обогрева. Таким образом система кондиционирования воздуха оказывается неактивна в период с конца сентября до конца апреля. Это оказывает на неё негативное воздействие. Все узлы климатической установки покрываются масляной плёнкой.

Масло при простое скапливается в нижней точке системы. Элементы кондиционера после долгого простоя работают всухую. Срок простоя напрямую влияет на количество утраченной смазки в системе. На месте исчезнувшей смазки появляется пыль и выработка. Она быстро распространяется по всем элементам, ускоряя их износ. Она настолько прочно оседает, что порой остаётся даже после промывки. Альтернативной системой кондиционирования воздуха является сплит-система. Она состоит из компрессорно-конденсаторного агрегата и испарителя.

Важными элементами системы являются различные трубки и уплотнители. Простой также негативно влияет на их срок эксплуатации. При простое трубки пересыхают и трескаются. Возникает конденсат. Запах из кондиционера после простоя может быть крайне неприятный. Для предотвращения его появления придётся обрабатывать испаритель антисептиками. Добираться до узла крайне непросто, так как необходимо разбирать переднюю панель автомобиля.

Использование системы кондиционирования воздуха зимой

Максимальная длительность простоя системы кондиционирования воздуха составляет 2 недели. Далее начинаются описанные выше неблагоприятные процессы. Однако не стоит включать кондиционер и оставлять его на несколько часов. Достаточно раз в неделю включить его на 10 минут, и тогда исключится появление неприятного запаха, масляного голодания и растрескивания трубок. Уровень масла во время работы системы возобновляется, а накопившийся конденсат устраняется.

Рассматривая вопросы «Можно ли включать кондиционер зимой на обогрев?» и «Можно ли включать кондиционер зимой на охлаждение?», стоит помнить, что система может функционировать корректно лишь при температуре не ниже -5 градусов по Цельсию. При этом не рекомендуется включать кондиционер с непрогретыми печкой и двигателем. При низких температурах на испарителе начинает оседать влага, которая замерзает. В результате в системе возникают кристаллы льда. Льдинки проникают в систему и приводят к немедленной поломке.

Режим циркуляции также необходимо использовать наряду с кондиционером. Но этот режим использовать нельзя, если в салоне присутствуют пассажиры, иначе возникнет парниковый эффект. Режимом циркуляции нельзя пренебрегать, поскольку в этом случае воздух в кондиционер будет поступать не с улицы, а из салона автомобиля. Поскольку в салоне воздух теплее, система будет быстрее прогреваться.

Как быть, если большую часть осени, зимы и половину весны температура ниже 5 градусов по Цельсию? Окружающая среда не позволяет пользоваться системой круглый год. Профилактику необходимо производить в любом случае. Для этого стоит загнать автомобиль в отапливаемое помещение. Это может быть гараж или подземная парковка.

Включение кондиционера в сухом тёплом месте позволит предотвратить появление поломок. Срок эксплуатации системы значительно возрастёт.

Расход топлива

Системой кондиционирования воздуха в автомобиле многие пренебрегают, поскольку принято считать, что данная система очень топливоёмкая. Часть энергии, вырабатываемой двигателем, действительно потребляется данной системой. Однако показатель потребления редко превышает 0,5 — 1,5 литра в час. Если вместо включения кондиционера открывать окна, то аэродинамика автомобиля снижается, и расход топлива может увеличиться до 2 литров в час. Не рекомендуется пренебрегать данной системой в летнее время.

Кроме обеспечения комфортной температуры в салоне летом кондиционер также подсушивает воздух. Это помогает эффективно бороться с запотеванием стекол круглый год, поэтому он востребован даже зимой. Однако в зависимости от температуры за бортом система управления может запретить включение компрессора кондиционера. В этом вопросе бал правят законы физики и защитные функции электроники.

Физика процесса

Работа любого кондиционера (в том числе и обычного холодильника) основана на переходе хладагента (фреона), циркулирующего по системе, из газообразного состояния в жидкое, и наоборот. Именно эти изменения агрегатного состояния и обеспечивают поглощение и выделение большого количества тепла (тепловой энергии).

Фреон поступает в салонный радиатор (испаритель) в жидком состоянии и при низкой температуре. Через соты теплообменника он активно поглощает тепло из воздуха, попутно подсушивая его, и закипает, полностью превращаясь в газ. Во внешнем радиаторе системы (конденсоре) он отдает эту энергию в окружающую среду, снова превращаясь в жидкость.

Полное испарение фреона критически важно для здоровья компрессора, который обеспечивает его циркуляцию по системе. Попадание в него даже малого объема жидкого хладагента будет фатальным. Поэтому в систему управления включены различные контролирующие датчики, чтобы исключить такой риск. На основании их показаний электроника может принудительно отключить компрессор при работе или вообще запретить его активацию.

Переменные

Сейчас в подавляющем большинстве автомобильных кондиционеров используют фреон R134a. При атмосферном давлении он начинает кипеть уже при -26°C. Но в системе кондиционирования он находится под избыточным давлением. Соответственно, температура его кипения будет уже выше. Переход в газообразное состояние в испарителе возможно примерно при 0°C. В зимний период часто бывает так, что фреону попросту недостаточно тепла от воздуха в салоне, чтобы превратиться в газ. За этим пристально следит датчик температуры окружающей среды и дополнительный сенсор климат-контроля в салоне. Поэтому при определенных условиях за бортом система управления запретит включение компрессора кондиционера.

За давлением в системе кондиционирования следит комбинированный датчик. При слишком низком или высоком давлении включение компрессора будет запрещено, дабы исключить риск повреждений. Это сделано для того, чтобы система не активировалась, к примеру, когда в ней будет недостаточно фреона. Важный момент: когда кондиционер работает, давление фреона перед компрессором обычно составляет около 3 бар, а после компрессора - примерно 14 бар. Спустя небольшое время после его остановки показатели сравниваются. При 20°C это давление составляет около 5–6 бар, а вот при 0°C оно падает до 2 бар. И на некоторых моделях машин этого достаточно, чтобы система управления заблокировала включение компрессора.

В зависимости от конкретной модели автомобиля датчики давления и температуры обладают разным приоритетом. К примеру, на многих машинах блок управления ориентируется на показания наружного температурного сенсора. Если машина заехала в отапливаемый гараж с мороза, то даже когда давление в системе физически поднимется до рабочего диапазона, электронным «мозгам» потребуется еще немного времени на то, чтобы осознать реальное, а не сиюминутное изменение условий окружающей среды и дать добро на включение компрессора.

Главный вывод: зимой можно смело пользоваться кондиционером. Это никоим образом не сказывается на ресурсе его элементов. Вопрос лишь в том, одобрит ли это система управления конкретного автомобиля, которую обучили перестраховываться. На каких-то автомобилях компрессор кондиционера включится и при отрицательной температуре за бортом (немногим ниже нуля). А, к примеру, на некоторых Фордах он откажется работать, когда на приборном щитке загорится «снежинка» (падение температуры ниже 3°C). Тут уж все зависит от программного обеспечения и конструкции системы кондиционирования конкретного автомобиля, то есть ее рабочих характеристик. К слову, сервисмены рекомендуют регулярно включать кондиционер в зимний период, чтобы снизить риск закисания прижимной металлической пластины муфты включения компрессора.

Как устроен кондиционер и чем грозит его включение зимой?

Сплит-системы различных модификаций стали необходимыми помощниками для создания комфортной атмосферы в доме. Техника охлаждает и нагревает воздух, однако не все знают, при какой температуре на улице можно включать кондиционер. Чтобы прибор работал безотказно, в этом вопросе стоит разобраться более досконально.

Инструкция, прилагаемая к климатическому оборудованию, задает рабочую планку температур в пределах от -5 до +20 градусов (производитель в документации обязательно упомянет сколько градусов в момент включения должно быть «за бортом»). Но стоит ли использовать кондиционер зимой в качестве обогревателя при температурных показателях ниже заявленных?

Для ответа на этот вопрос стоит вспомнить об особенностях работы устройства. При больших минусовых температурах устройство просто начнет терять заявленную теплопроизводительность. Работа кондиционера зимой может иметь такие последствия:

  • загустевшее масло в хладагенте;
  • трение деталей на сухую;
  • изношенный компрессор;
  • выход техники из строя.

Важная информация о температурных лимитах

Для холодного времени года есть важные ограничения. Нельзя включать обогрев при температуре снаружи ниже 0 С °, иначе начнутся такие проблемы:

  • начинает замерзать конденсат на внешнем теплообменнике, поэтому наружный блок начинает покрываться льдом;
  • как следствие, ухудшается теплообмен;
  • падает производительность в обогреве.

При какой же именно температуре можно включать кондиционер на охлаждение? Важно следить, чтобы она не опускалась ниже показателя +5 С °. Если его нарушить, может произойти следующее:

  • снизится производительность климатической техники;
  • произойдет замерзание в конструкции уличного блока и дренажной трубки;
  • компрессор может сломаться уже при запуске.

Схема работы кондиционера

Для чего нужен низкотемпературный комплект

Некоторые производители рекомендуют к покупке дополнительный «зимний комплект » для своего устройства. Суть этого ноу-хау заключается в покупке специального набора, позволяющего сплиту работать в зимний период и не терять теплопроизводительность даже при серьезных «минусах».

В действительности, в подобный комплект входят три устройства, выполняющие следующие функции:

  • картерный подогрев, чтобы предотвратить загустение масла;
  • дренажный подогрев (предотвращает оледенение блока снаружи);
  • замедлитель скорости для уличного вентилятора.

Однако главное предназначение подобного набора – расширение рабочего диапазона температур на охлаждение, а не для использования техники для обогрева. То есть, при наличии «зимнего комплекта» можно включать кондиционер зимой, но только, чтобы освежить комнату, а не постоянно обогреваться с его помощью.

Какие модели могут работать на обогрев

Однако технический прогресс не стоит на месте, и некоторые из сплит-систем все-таки можно эксплуатировать для подогрева комнат даже при температуре в -25 градусов. Речь идет об инверторных моделях . Очень хорошо зарекомендовали себя бренды Mitsubishi Electric и Daikin. Но даже в этом случае стоит уточнять, можно ли пользоваться техникой с целью обогрева.

В отличие от стандартных устройств, инверторные агрегаты имеют привод, способный самостоятельно регулировать уровень мощности. Это делает возможным использование кондиционера при температуре за окном от -12 до -15 С°, а у некоторых производителей эта правило работает до — 40 С°.

Подготовка устройства к зиме

От того, как климатическая техника «переживет» холодное время года, зависит её работоспособность в следующий сезон. Вот тот минимум профилактических мероприятий , которые надо сделать, если не планируется включать кондиционер зимой.

  1. Удалить из теплообменника комнатного блока остатки влаги – для этого достаточно включить прибор на два часа.
  2. Фильтры внутри устройства можно очистить самим.
  3. Желательно накрыть уличный блок каким-либо водонепроницаемым материалом (это делается по возможности, если он находится в пределах досягаемости).

А если техника куплена зимой, то как можно проверить её работоспособность? Включать можно только при указанном в инструкции минимуме или приобретя упомянутый низкотемпературный комплект. При несоблюдении этих условий лучше подождать наступления весны.

Поскольку включение кондиционера «на обогрев» зимой чревато серьезными проблемами, лучше всего использовать эту функцию только в период межсезонья , и то, устройство включается ненадолго. Но даже в этом случае надо давать климатической технике только второстепенную роль: существует большое количество специализированных устройств, которые справятся с этой задачей гораздо лучше неё.

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва