Мораль обществознание егэ. Мораль

1. Мораль и нравственность. Этика.

2. Структура морали:

1) Моральные ценности.

2) Нравственные нормы, регулятивы.

3) Ценности и нормы.

3. Специфика морали.

4. Функции морали:

1) Регулятивная

2) Мотивационная функция

3) Конститутивная

4) Координационная

5. Происхождение морали.

6. Нравственная культура личности.

Мораль и нравственность. Этика.

1.1. Что такое мораль?

Мораль (от лат. moralis - нравственный) - 1) особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействия; 2) совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей, их обязанности друг перед другом и перед обществом.

1.2. Главное противоречие морали. Человек способен нарушить любые моральные правила. Разрыв между должным и реальным поведением - главное противоречие морали.

1.3. Чем мораль отличается от нравственности? (три точки зрения).

1) Нравственность = мораль.

2) Мораль - ценности и нормы сознания, а нравственность - реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей.

Нравственность - степень усвоения личностью моральных ценностей и практическое следование им в повседневной жизни, уровень реального морального поведения людей.

3) Нравственность относится к поведению отдельного человека - нравственность личности, а моралью называют особенности поведения групп людей - общественная мораль.

4. Этика (греческое ethike, от ethos - обычай, нрав, характер) - философская наука, изучающая мораль, нравственность.

Термин введен Аристотелем. Центральной для этики была и остается проблема добра и зла.

2. Структура морали: идеалы, ценности, категории, нравственные нормы.

12.1. Моральные ценности.

Моральные ценности (принципы морали) - 1) предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм); 2) исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека.

Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Моральный (этический) идеал (французское ideal - относящийся к идее) - 1) представление о нравственном совершенстве; 2) высший моральный образец.

1) добро (всё, что является моральным, нравственно должным) и зло;

2) долг (личностное ответственное следование нравственным ценностям); совесть (способность личности осознавать свой долг перед людьми);

3) честь и достоинство личности (наличие у личности благородства, готовности к самоотверженности);

4) счастье.

Что такое добро и зло?

1) Гоббс: «Добро и зло суть имена, обозначающие наши расположения и отвращения, которые различны в зависимости от различий характера, привычек и образа мыслей людей».

2) Ницше утверждал, что призыв Иисуса возлюбить своих врагов свидетельствует о том, что христианская мораль - это удел слабых и трусливых, а не сильных и смелых. Иисус - это оторванный от реальной жизни идеалист.

4) Хитрость мирового разума (Гегель).

«… так кто ж ты, наконец?

Я - часть той силы, что вечно

хочет зла и вечно совершает благо…».

(Гёте «Фауст»).

Что такое счастье?

Счастье - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; успех, удача.

Существует пять уровней счастья: 1) радость от самого факта жизни; 2) материальное благополучие; 3) радость общения; 4) творчество; 5) делать счастье другим.

Эвдемонизм (от греч. eudaimonia - блаженство) - направление в этике, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира.

2.2. Нравственные нормы, регулятивы.

Нормы морали, регулятивы - 1) формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях; 2) частные правила, которые в императивной форме предписывают общеобязательный порядок поведения.

Нравственные (моральные) нормы - это правила поведения, ориентированного на моральные ценности.

В каждой культуре имеется система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали.

В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм - «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору: 1) «Не убий », 2) «Не укради», 3) «Не прелюбодействуй» и др.

Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: 1) «Не противься злому»; 2) «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; 3) «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.

«Золотое правило нравственности» - основополагающее нравственное требование: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Термин «золотое правило нравственности» возник в конце 18 в. Первые упоминания о З.п.н. относятся к сер. I тыс. до н.э. Это правило встречается в «Махабхарате», в изречениях Будды. Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».

2.3. Ценности и нормы.

Ценности - это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь человека — ценность, а ее охрана - норма. Ребенок - социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем - социальная норма.

В обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного, но также разных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму).

3. Специфика морали.

3.1. Всеохватность (регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни - в быту, труде, в политике, в науке и искусстве, в личных семейных, внутригрупповых и даже международных отношениях);

3.2. Автономная регуляция (нравственное поведение полностью зависит от воли самих субъектов, а не от специальных социальных институтов, например, суда, церкви);

3.3. Финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов.

Принципы нравственности самоценны. Цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Следование нравственным принципам - это самоцель, т. е. высшая, финальная цель» и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им.

Императив (от лат. imperativus - повелительный) - безусловное требование, повеление, долженствование. Кант ввел в этику понятие категорического императива - безусловно общеобязательного формального правила поведения всех людей. Категорический императив требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.

4. Функции морали.

1) Регулятивная (регулирует деятельность человека в разных общественных сферах).

2) Мотивационная функция (нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать или, наоборот, не сделать).

3) Конститутивная (от constitutus - утвердившийся, установленный) функция.

Принципы нравственности являются высшими, главенствующими над всеми другими формами регуляции поведения людей.

4) Координационная функция.

Эта функция вытекает из предыдущей. Она состоит в том, что мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Даже не зная ни характера человека, ни его привычек, навыков, умений, вы можете заранее определить, что от него следует и чего не следует ожидать.

5. Происхождение морали.

17.5.1. Религиозный взгляд.

3500 лет назад пророку Моисею бог Яхве выжег моральные заповеди на скрижалях.

2000 лет назад Иисус Христос провозгласил их на горе Фавор (Нагорная проповедь).

5.2. Космологическое объяснение.

Космологическое объяснение возникает еще в древности: учение Гераклита о морали как закон единого логоса, представления пифагорейцев о небесной гармонии, теория Конфуция о небесном мире и др.

По мнению Конфуция, небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства.

Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств: «жэнь» - гуманность, человеколюбие; «синь» - искренность, прямота, доверие; «и» - долг, справедливость; «ли» - ритуал, этикет; «чжи» - ум, знание.

Основа человеколюбия - «жень» - «почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям», «взаимность» или «забота о людях» - основная заповедь конфуцианства. «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

5.3. Биологическое объяснение.

Мораль в человеческом обществе есть разновидность естественной (общебиологической морали в животном мире). Это система запретов, которые служат выживанию биологического вида. Например, в борьбе за территорию ядовитые змеи толкаются, но никогда не только не кусают друг друга, но даже не обнажают ядовитых зубов. При других наблюдениях за животными были обнаружены запреты нападения на самок, чужих детёнышей, на соперника, принявшего «позу покорности».

Пётр Кропоткин рассматривал принцип общительности или «закон взаимопомощи» в животном мире как исходное начало появления таких моральных норм как чувство долга, сострадания, уважения к соплеменнику и даже самопожертвования. «Природа может... быть названа первым учителем этики, нравственного начала для человека», «понятия о «добродетели» и «пороке» - понятия зоологические...».

Кропоткин Петр (1842-1921) - русский революционер, один из теоретиков анархизма, ученый-географ.

5.4. Антропологическое объяснение.

1) Утилитаризм (от латинского utilitas - польза, выгода) - 1) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели; 2) основанноеБентамом философское направление, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.

Бентам Иеремия (1748 - 1832) - английский философ и юрист, родоначальник утилитаризма, идеологического либерализма.

«Новые люди» в романе Чернышевского «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием.

Теория «разумного эгоизма» Лужина (пародия Достоевского на идеи Бентама, Чернышевского и социалистов-утопистов), по мнению Раскольникова, чревата следующим: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…».

2) В «Генеалогии морали» Ницше (1844 - 1900) оценивает христианскую мораль как форму власти слабых над сильными. Эта мораль сформировалась в сознании рабов, которые завидовали сильным и мечтали о мести. Будучи слабыми и трусливыми они надеялись на заступника-мессию, который хотя бы на том свете восстановит справедливость и когда униженные и оскорбленные на этой земле смогут насладиться страданиями своих сильных обидчиков. Постепенно христианская мораль рабов овладевает господами.

5.5. Социально - историческое (социологическое) объяснение.

Мораль возникает в период разложения первобытной общины в процессе социальной дифференциации и формирования первых государственных институтов.

Согласно другой точке зрения, мораль возникает в недрах первобытной общины.

Все дело в том, понимаем ли мы под моралью вообще любые нормы, регулирующие отношения между людьми (а такие нормы, действительно, формируются одновременно с формированием человека и переходом человека от состояния дикости к варварству) или особые нормы, действие которых основано на индивидуальном и самостоятельном выборе (такие способы регуляции поведения формируются в период разложения родовой общины, при переходе от варварства к цивилизации).

Табу (полинезийск.) - в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами.

17.5.6. Современная этика:

1) период первобытного общества (нравственная регуляция объединена с другими формами регуляции - утилитарно-практическими, религиозно-обрядными и т. д.);

2) групповая нравственность как система запретов (табу) в родовом обществе;

3) на третьем этапе появляются внутренние индивидуальные моральные ценности, которые определяли начало цивилизации.

6. Этапы формирования нравственной культуры личности.

Нравственная культура личности - это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках человека.

1) На первом этапе у ребенка возникает элементарная нравственность. Она основана на послушании и подражании. Ребенок копирует поведение взрослых и выполняет их указания и требования. Регуляция поведения идет извне.

2) Второй этап - конвенциональная нравственность. Происходит выработка собственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Важную роль приобретает сравнение себя с другими и самостоятельная нравственная оценка как своих, так и чужих поступков. Человек ориентирован на общественное мнение окружающих.

3) На третьем этапе формируется автономная нравственность. Личность замещает общественное мнение собственным суждением об этичности или неэтичности своих поступков. Автономная нравственность - это моральное саморегулирование своего поведения.

Главный мотив нравственного поведения здесь - совесть. Если стыд - чувство, направленное вовне, выражающее ответственность человека перед другими людьми, то совесть направлена вовнутрь личности и есть выражение ответственности ее перед самим собою.

Удивительно, но я тоже не раз задумывалась над вопросом: «Что такое мораль?» И каждый раз убеждалась в том, что это нечто гибкое, объемное, а главное сугубо личное. Исключительность морали заключается в том, что её невозможно чётко обосновать. Для каждого отдельного индивида и времени, в котором он живёт, есть своё понятие морали и нравственности.

Таким образом, известный немецкий философ А.Шопенгауэр затрагивает в своё высказывании несомненно важную проблему: проблему исключительности морали.

У мыслителя не вызывает сомнения то, что распространять, рассказывать о моральном довольно просто, а вот доказать, утвердить, пояснить на собственном примере практически невозможно.

Итак, для начала определимся с формулировкой данного понятия. Под словом мораль понимают форму общественного сознания, состоящую из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Но почему же так сложно обосновать мораль, как это утверждает известный мыслитель?

Чтобы ответить на данный вопрос следует сравнить её с другим регулятором человеческих отношений - правом.

Мораль, как и право, выступает мерой свободы в обществе и нормативна. Но моральные предписания не всегда имеют четко фиксированный характер. Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарантом исполнения является совесть человека, общественное мнение, общественная оценка поведения. В таком случае у человека всегда есть право выбора.

В настоящее время во многих странах, например, матери могут оставить собственного ребенка в детском доме или же написать отказ от него в роддоме. С точки зрения закона правонарушения и преступления в этом нет. А с точки зрения морали? Неудивительно, что такую женщину общественность немедленно осудит, и примет её за безнравственного человека. Но если эта женщина не в состоянии обеспечить собственного ребенка? Или же она смертельно больна, а близких родственников у неё нет? В таком случае она приняла правильно решение и тем самым спасла ребенку жизнь. Сколько вопросов, а ответы у каждого из нас будут разные…

Мораль регулируется не только за счёт самоконтроля, как правило, важным регулятором морального и аморального выступает общество. Именно оно следит, анализирует и дает собственную оценку поступкам человека.

Например, обратимся к истории, и вспомним войны 1812 года, а именно решение Кутузова сдать французам Москву. Это решение было встречено неоднозначно. С одной стороны, Москва была полностью разрушена, сожжена, а людям пришлось бежать из города. И это заведомо обрекало их на смерть. Но именно благодаря этому поступку великий полководец спас страну, как он и говорил: «Проиграть сражение - чтобы выиграть войну». Тем не менее многие в то время не поняли блестящего плана Кутузова, и посчитали, что он попросту решил сдаться.

В этом и заключается сложность и порой невозможность объяснить, что представляется моралью, а что нет. В этом своде правил и ценностей, на мой взгляд, слишком много исключений и оговорок. Поэтому прежде чем судить о поступке человека с позиции морали, нужно разобраться в причинах.

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Мораль (от лат. moralis, mores - нравственный, относящийся к нраву, характеру) - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Развитие норм морали

Табу (полинезийское слово, не поддающееся однозначному переводу на совр. языки)
Сущность Жесткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.)
Характер нормы Распространяется на членов данной общины
Чем поддерживается Мистическая боязнь определенных актов или существ
Когда возникает Родовой строй
Обычай
Сущность Исторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяющаяся в определенных обстоятельствах
Характер нормы
Чем поддерживается
Когда возникает Родовой строй
Традиция (лат. traditio - передача)
Сущность Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения
Характер нормы Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора
Чем поддерживается Авторитет общественного мнения
Когда возникает Родовой строй
Моральные правила
Сущность Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни
Характер нормы Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение
Чем поддерживается Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения
Когда возникает Разложение родового строя

По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:
- натуралистический подход - мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;
- теологический подход - мораль дарована человеку Богом;
- социологический подход - мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;
- культурологический подход - мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

Моральные требования и представления : нормы поведения («не лги»; «не укради»; «неубий»; «почитай старших» и т. д.); моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д.); нравственные принципы (коллективизм - индивидуализм; эгоизм - альтруизм и т. д.); морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье и т. д.).

Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав») многие мыслители отождествляют, т. е. рассматривают их как синонимы. И все же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравственность» разводятся.

Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность , называют этикой (от гр. ethos - обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.

Мораль и право: общее и различия

Нормы морали Нормы права
Общее
1. Являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на все общество
2. Имеют один объект регулирования - общественные отношения
3. Выступают мерой свободы в обществе
4. Связаны с категорией «социальная справедливость»
5. Имеют сходную структуру
Различия
1. Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении 1. Установлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах
2. Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений 2. Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся
3. Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей 3. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения
4. Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы 4. Для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок
5. Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.) 5. Регулируют отношения, подконтрольные государству
6. Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого 6. Регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного

Важнейшие функции морали в обществе
- Регулятивная - регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.
- Ценностно-ориентационная - утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.
- Мотивационная - моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.
- Конститутивная (от лат. constitus - утвердившийся, установленный) - принципы нравственности - высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.
- Координационная - обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личности - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.

Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства - личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали.

Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов.
Структура нравственной культуры личности : культура этического мышления (умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т. д.); культура чувств (степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека, способность к сочувствию, сопереживанию); культура поведения (совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения); этикет (уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведение в обществе).

Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.

Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности

Наименование принципа Его сущность
«Золотое правило» нравственности В религиозно-философских изысканиях у разных народов (в Китае, Индии, Греции) с середины I тыс. до н. э. на смену принципу «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб» стало выдвигаться «золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми
Моральная автономия личности Этот принцип - завоевание Нового времени. Он означает, что личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством.
Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т. д.
Этот принцип предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства
Гуманизм Человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др.

Таким образом, нравственная культура личности - это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка.

Данный вариант тестовых заданий составлен в формате ЕГЭ. В тесте представлены те задания , в которых могут быть вопросы по данной теме .

Даны ответы на вопросы.

Предложены следующие цитаты для написания сочинения (задание № 29):

  • «Чтобы захватить страну, достаточно подчинить себе связь.» (Роберт Хайнлайн (1907-1988) Американский писатель – фантаст.)
  • «Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.» (Бертольд Брехт (1898-1956). Немецкий драматург, поэт.)
  • «Ценность религии определяется качеством морали, в ней заложенной». (Мишель Уэльбек (род. в 1956) Французский писатель, поэт.)

Примечание: примерные сочинения по заданию 29.1. даны на сайте esse ege . ru

Часть 1

Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание) или

последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте

работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без

пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ

пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке

образцами.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика форм духовной культуры .

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: мораль

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Мораль, искусство, образование, духовная сфера, наука, религия

Ответ:

Правильный ответ

Ответ : духовнаясфера

3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух,

обозначают функции религии.

1)мировоззренческая; 2) производственная); 3)культурно-транслирующая; 4)воспитательная; 5)санирующая); 6)регулирующая

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 25

4

Выберите верные суждения о мировых религиях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) монотеизм;

2) распространение по всему миру;

3) распространение среди людей одной национальности;

4) независимость от национальности;

5) большое количество верующих.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ :245

5

Установите соответствие между отличительными признаки морали и права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами.

А

Б

В

Г

Д

Правильный ответ

Ответ: 12211

6

В семье Назмиевых исповедуют мусульманство? Запишите цифры, под которыми указаны особенности данной религии.

1)Достижение состояния нарваны.

2)Хадж в Мекку, к святым местам.

3)Ежедневная 5-тикратная молитва с 7 лет.

4) Соблюдение поста в Рамазан.

5) Священная книга Типитака.

6)Поклонение Иисусу.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ : 234

Пояснение:

15- свойственно буддизму.

6- свойственно христианству.

20

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«_________(А), как способ образного отражения действительности, играет важную роль в _________(Б) жизни общества. Одной из важнейших его _________(В)является воспитание нравственности, обогащение души человека. Кроме того, оно способно доставить радость, удовольствие человеку, выполняя тем самым _________(Г) функцию. Для современном обществе характерна _________(Д), то есть сочетание различных форм и методов отражения действительности, что придаёт неповторимость и своеобразие произведениям авторов. Различные _________(Е), появившиеся в 20-21 веках, значительно разнообразили и обогатил эту сферу общественной жизни.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

2)социальная

3)гедонистическая

4)рекреационная

5)искусство

7)духовная

8)функция

9) эклектика

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е

Правильный ответ

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

Возраст Интернета насчитывает всего несколько десятков лет, ведь он появился на рубеже 60-70 годов прошлого века. Однако его вторжение в жизнь человека нельзя назвать иначе, чем ошеломляющим. Треть населения Земли использовали Всемирную Паутину хотя бы раз, причем большинство делает это регулярно. Бесспорное преимущество, которое Интернет принес людям — это молниеносный обмен информацией. За считанные секунды найти в Сети нужную книгу, связаться с другом, находящимся на другом конце света, отыскать ответ на интересующий вопрос — сложно даже представить насколько такие возможности изменили представления о знаниях, информации, бизнесе, отношениях. Причем можно не только посмотреть фильм, но и тут же обсудить его с другими пользователями, не только прочесть статью, но и поинтересоваться у специалистов, насколько она компетентна.

Еще одно новшество, принесенное в реальность Всемирной Паутиной — это стирание границ между государствами. Благодаря Интернету человечество становится действительно единым, а появление электронных денег и электронных же способов их заработка и траты, вообще задает много вопросов о грядущем мироустройстве. Люди общаются без границ, совершают покупки, рассчитываются, договариваются, и весь этот процесс происходит практически бесконтрольно.

Все больше пользователей ценят Интернет за возможности организации досуга. Любители антикварной книги и старого кино, вышивки бисером или редкой породы кошек теперь собираются в общества по интересам с неведомой доселе легкостью. И это делает их жизнь богаче и разнообразнее, ведь что может быть приятнее для увлеченного человека, чем получить совет специалиста или обсудить с ним последние новинки?

Также Интернет становится все более обычным способом создания своей личной жизни. Убеждение, что таким образом знакомятся только маргиналы, уже давно потеряло свою актуальность. В условиях тотального дефицита времени, многие используют эту возможность найти свою половинку, поскольку, как это уже было отмечено выше, Интернет не знает ни пространств, ни границ.

Современный бизнес все больше перемещается в Интернет-пространство. Виртуальная реклама уверенно теснит все другие ее разновидности. Крупную корпорацию невозможно уже представить без многоуровневого хорошо организованного управляющего сайта. А Интернет-магазины шутя отвоевывают у своих материальных конкурентов толпы покупателей.

Конечно, такая экспансия не может не вызывать беспокойства, тем более, что виртуальный мир не безопасен и таит в себе множество опасностей. Уход из реальности не делает человека счастливым, и рано или поздно кончается крахом. Однако, любой инструмент, появившийся у человечества, всегда требует разумного и умеренного подхода, будь то атомная энергия или виртуальная реальность.

(По материалам статей Интернет)

21

Ответ:

Правильный ответ

Примерный ответ:

Автор назвал вторжение Интернета в жизнь общества «ошеломляющим», потому что Интернет, возникнув в 60-70-е годы 20 века, захватил весь мир, «треть населения Земли использовали Всемирную Паутину хотя бы раз, причем большинство делает это регулярно».

22

Назовите три преимущества Интернета, которые называет автор. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно, не указанное в тексте.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ.

Преимущества Интернета, указанные в тексте:

1.молниеносный обмен информацией;

2.стирание границ между государствами, упрощение совершения экономических сделок;

3.средство создания своей личной жизни (знакомства).

Можно назвать ещё одно преимущество Интернета- его мобильность. Им можно пользоваться буквально в любом месте (на работе, учёбе, отдыхе). Технические средства легко переносимы и удобны в использовании.

23

Какие функции СМИ названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как на практике осуществляется одна из данных функций.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ:

В тексте названы следующие и функции СМИ:

  1. коммуникативная,
  2. информационная,
  3. культурно-транслирующая.

Одна из функций СМИ- это информационная. В Интернете можно найти любую информацию: для бизнеса, учёбы, для общего познания, любые книги, учебники. Есть возможность заочно совершить экскурсии в музеи мира и пр. Это значительно расширяет объём той информации, корой может пользоваться человек.

24 Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что «такая экспансия не может не вызывать беспокойства, тем более, что виртуальный мир не безопасен и таит в себе множество опасностей».

Ответ:

Правильный ответ

Примерный ответ.

Виртуальный мир может таить в себе следующие опасности:

  • зависимость человека от этого миру, отгораживание его от мира реального;
  • различные нервные заболевания, связанные с данной зависимостью;
  • прекращение движения вперёд, развития личности, а постепенная его деградация.
25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о том, какие религии являются мировыми, и одно предложение, раскрывающее особенности одной из мировых религий.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ.

Мировые религии – это религии, которые имеют большое количество верующих во всем мире, независимо от национальности, государства.

К мировым религиям относятся буддизм, христианство и ислам.

Христианство возникло в 1 веке, на Руси его распространение произошло с 988г. Основные идеи христианства: идея творения Богом всего мироздания, грехопадения, спасения и воскресения для вечной жизни, идя конца света и страшного суда.

26 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции религии в обществе.

Ответ:

Правильный ответ

Функции религии:

  • мировоззренческая (формирует религиозное мировоззрение, согласно которому мир создан Богом);
  • воспитательная (воспитание на религиозных ценностях, например, не лги, не убей, помогай ближнему и др.)
  • познавательная (познание мира, его законов с религиозной точки зрения, изучение культуры).
27

«Нравственные правила походят на знаки, которые указывают путь на поприще жизни и показывают под­водные камни»,- писал П. Буаст, французский философ.

Выберите вер­ные суж­де­ния о ду­хов­ной куль­ту­ре и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Духовная куль­ту­ра - одна из сфер де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка в обществе.

2) Духовная куль­ту­ра вклю­ча­ет по­зна­ва­тель­ную де­я­тель­ность и ее результаты.

3) Объектами ду­хов­ной куль­ту­ры яв­ля­ют­ся идеология, мораль, ху­до­же­ствен­ное творчество.

4) Духовная куль­ту­ра - это окру­жа­ю­щая че­ло­ве­ка ис­кус­ствен­ная среда.

5) Духовная куль­ту­ра не связана с другими сферами жизни общества.

Пояснение.

Духовная куль­ту­ра - это культура, объ­ек­та­ми которой яв­ля­ют­ся идеология, мораль, ду­хов­ное общение, ху­до­же­ствен­ное творчество (искусство) и религия.

1) Ду­хов­ная куль­ту­ра - одна из сфер де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка в об­ще­стве - да, верно.

2) Ду­хов­ная куль­ту­ра вклю­ча­ет по­зна­ва­тель­ную де­я­тель­ность и ее ре­зуль­та­ты - да, верно.

3) Объ­ек­та­ми ду­хов­ной куль­ту­ры яв­ля­ют­ся идео­ло­гия, мо­раль, ху­до­же­ствен­ное твор­че­ство - да, верно.

4) Ду­хов­ная куль­ту­ра - это окру­жа­ю­щая че­ло­ве­ка ис­кус­ствен­ная среда - нет, неверно.

5) Духовная куль­ту­ра не связана с другими сферами жизни общества - нет, неверно.

Ответ: 123.

Ответ: 123

1) раскройте смысл понятия «мораль»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о любой из функций морали в обществе;

− одно предложение, раскрывающее любую категорию морали.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: форма (область) культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о любой из функций морали в обществе, опирающейся на знания курса, например: «Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни»;

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о любой из функций морали.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую категорию морали, например: «Одна из категорий морали долг - обязанность действий индивида в соответствии с обязательными требованиями общества».

Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую из категорий морали

Ответ: None

1) архитектура

2) живопись

6) религия

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

Мо­раль - нормы, выработанные человеком в истории, ре­ли­гия не относится к понятию «искусство».

Ответ: 56.

Ответ: 56|65

А. Мораль является одним из наиболее важных социальных регуляторов.

Б. Моральные нормы возникают вместе с государством и обеспечиваются силой его принуждения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Мораль - это специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль в системе социальных норм». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

1. Виды социальных норм:

а) моральные;

б) правовые;

в) религиозные;

г) этикет и др.

2. Особенности норм морали:

3. Структура морали:

б) принципы;

4. Функции морали:

а) регулятивная;

б) оценочная и т.д.

5. Мораль и нравственность.

6. Этика - наука о морали.

В стране Н. проводился опрос среди молодежи. Юношам и девушкам социологи задавали вопрос: «Какие социальные ценности и нормы вы считаете наиболее значимыми в жизни общества?»

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Какие выводы можно сделать на основании информации, приведенной в диаграмме?

1) девушки, в большей степени, чем юноши, считают правовые нормы значимыми в жизни общества

2) по мнению как юношей, так и девушек, ведущую роль играют в обществе нормы морали

3) юноши в качестве ведущего типа социальных норм указывают право

4) для девушек мораль и красота равно значимы в жизни общества

Пояснение.

Юноши, в больше степени, чем девушки, считают правовые нормы значимыми в жизни общества

По мнению юношей (25) - второе место, девушек (18) - четвертое.(нормы морали)

Для девушек мораль (18) и красота (28) неравнозначны в жизни общества

Правильный ответ указан под номером: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Социальные отношения. Диаграммы

А. Мо­раль на про­тя­же­нии всего су­ще­ство­ва­ния че­ло­ве­че­ства опре­де­ля­ет нормы и пра­ви­ла поведения.

Б. Спе­ци­фи­че­скую черту мо­ра­ли со­став­ля­ет нрав­ствен­ная оцен­ка по­ступ­ков и по­буж­де­ний к ним.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Мораль это правила поведения, они существовали с самого начала появления человеческого общества.

Правильный ответ указан под номером: 3

Ответ: 3

Установите со­от­вет­ствие между фи­ло­соф­ски­ми дис­ци­пли­на­ми и их от­ли­чи­тель­ны­ми признаками: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Пояснение.

Этика - наука о морали. Эстетика - наука о прекрасном. Логика - наука о за­ко­нах и фор­мах мышления.

А) изу­ча­ют­ся формы, ме­то­ды и за­ко­ны ин­тел­лек­ту­аль­ной по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти - логика.

Б) изу­ча­ют­ся мо­раль и нрав­ствен­ность - этика.

В) изу­ча­ют­ся сущ­ность и формы пре­крас­но­го в ху­до­же­ствен­ном твор­че­стве, в при­ро­де и в жизни - эстетика.

Г) наи­боль­шее вли­я­ние ока­зы­ва­ет на ис­кус­ство - эстетика.

Д) наи­боль­шее вли­я­ние ока­зы­ва­ет на науку - логика.

Ответ: 31223.

Выберите верные суждения о формах (областях) культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наука, как и другие формы духовной культуры, отражает действительность в художественных образах.

2) Наука направлена на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления.

3) Религия оказывает эмоциональное воздействие на верующих.

4) Мораль требует от человека определённого поведения.

5) Искусству, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность.

Пояснение.

Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация

1) Наука, как и дру­гие формы ду­хов­ной куль­ту­ры, от­ра­жа­ет дей­стви­тель­ность в ху­до­же­ствен­ных об­ра­зах - нет, неверно.

2) Наука на­прав­ле­на на вы­ра­бот­ку си­сте­мы объ­ек­тив­ных зна­ний о мире, за­ко­но­мер­но­стях раз­ви­тия при­ро­ды, об­ще­ства и мыш­ле­ния - да, верно.

3) Ре­ли­гия ока­зы­ва­ет эмо­ци­о­наль­ное воз­дей­ствие на ве­ру­ю­щих - да, верно.

4) Мо­раль тре­бу­ет от че­ло­ве­ка опре­делённого по­ве­де­ния - да, верно.

5) Ис­кус­ству, как и дру­гим фор­мам ду­хов­ной куль­ту­ры, свой­ствен­ны ра­ци­о­наль­ность и си­стем­ность - нет, неверно.

Ответ: 234.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите данное слово (словосочетание).

Добро; долг; мораль; совесть; честь.

Пояснение.

Ответ: мораль.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Виды социальных норм:

а) моральные;

б) правовые;

в) религиозные;

г) этикет и др.

2. Особенности норм морали:

а) ориентированы на ценности, образцы поведения;

б) имеют неформальный характер;

в) регулируются общественным мнением, совестью человека;

г) имеют исторический характер.

3. Структура морали:

б) принципы;

4. Функции морали:

а) регулятивная;

б) оценочная и т.д.

5. Мораль и нравственность.

6. Этика - наука о морали.

7. Взаимосвязь морали и других регуляторов.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Отсутствие 1, 2, 3 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 363 (часть С)

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Табу, обычай, право, норма, мораль.

Пояснение.

Табу, обычай, право, мораль - все это различные социальные нормы.

Ответ: норма.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

Мораль играет особую роль в регулировании жизни общества. Она представляет собой форму _______(А), особые духовные правила, регулирующие поведение человека с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

Мораль не только регулирует _______ (Б) между людьми. Она участвует в формировании индивидуального морального сознания и _______ (В) человека. Цель _______ (Г) состоит в формировании свободной и ответственной духовной личности, способной к _______ (Д). Кроме того, мораль представляет собой особого рода _______ (Е): через мораль человек познаёт законы добра, различные формы проявления добра и зла в мире, получает представление о таких понятиях, как жизнь, справедливость, счастье».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) практический опыт

2) нравственное воспитание

3) взаимоотношение

4) ценностное знание

5) общение

6) общественное сознание

7) самосовершенствование

8) самосохранение

9) поведение

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова:

A Б В Г Д Е

Пояснение.

Ис­хо­дя из кон­тек­ста, по­сле­до­ва­тель­ность 639274 яв­ля­ет­ся един­ствен­ным пра­виль­ным от­ве­том. Кос­вен­ны­ми под­сказ­ка­ми яв­ля­ют­ся род, число и падеж слов.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

«Главная функция морали - регулятивная. Мораль выступает как способ регулирования __________(А) в обществе и саморегулирования поведения индивида. Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда __________(Б) уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную __________(В) от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому.

Конечно, по мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции __________(Г): правовой, административный, технический и пр. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, __________(Д) и т.д. А во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение __________(Е) соответствующих норм и принципов его поведения в обществе.»

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

A Б В Г Д Е

Пояснение.

Исходя из контекста, последовательность 483215 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.

Ответ: 4, 8, 3, 2, 1, 5.

Ответ: 483215

Предметная область: Человек и общество. Мораль

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

С9.1 Философия: «Жизнь имеет в точ­но­сти ту ценность, ко­то­рой мы хотим ее наделить» (И. Бергман)

С9.2 Со­ци­аль­ная психология: «Человек - это существо, ко­то­рое устремляется нав­стре­чу будущему и сознает, что оно себя про­ек­ти­ру­ет в будущее» (Ж. П. Сартр).

С9.3 Экономика: «Экономическая свобода - это Сво­бо­да любой деятельности, вклю­ча­ю­щей право вы­бо­ра и со­пря­жен­ные с этим риск и ответственность» (Ф. Хайек).

С9.4 Социология: «Проповедовать мо­раль легко, обос­но­вать ее трудно» (А. Шопенгауэр).

С9.5 Политология: «Демократический строй да­ле­ко не все­гда и не везде у места. Он имеет свои не­об­хо­ди­мые основы или «предпосылки»: если нет их налицо, то ни­че­го кроме дли­тель­но­го разложения и гибели, де­мо­кра­тия не дает» (И. Ильин).

С9.6 Правоведение: «Народ с раз­ви­тым правосознанием дол­жен интересоваться и до­ро­жить своим судом как хра­ни­те­лем и ор­га­ном своего правопорядка» (Б. Кистяковский).

Пояснение.

При на­пи­са­нии эссе можно поль­зо­вать­ся следующим при­мер­ным планом.

1. Вступ­ле­ние – вво­дит в тему, дает предварительные, общие све­де­ния о той проблеме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме вопрос; со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии автора или ха­рак­те­ри­зо­ван исторический период, если эти све­де­ния имеют важ­ное значение для по­сле­ду­ю­ще­го анализа текста.

2. Ос­нов­ная часть: пред­став­ля­ет собой раз­вер­ну­тый анализ высказывания. В ос­нов­ной части не­об­хо­ди­мо продемонстрировать зна­ние материала, уме­ние логично, ар­гу­мен­ти­ро­ва­но и сти­ли­сти­че­ски правильно, гра­мот­но излагать свои мысли. Ос­нов­ная часть – это про­вер­ка того, на­сколь­ко верно по­ня­та тема. Ос­нов­ную часть можно на­чи­нать с те­зи­са - положения, ко­то­рое вы бу­де­те доказывать. Потом при­ве­ди­те аргументы, их долж­но быть по край­ней мере два. Свои ар­гу­мен­ты подкрепляйте при­ме­ра­ми из текста.

3. Заключение: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние сказанного, за­вер­ше­ние текста, по­втор­ное обращение вни­ма­ния на самое главное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть короткой, но емкой; ор­га­ни­че­ски связанной с преды­ду­щим изложением. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но отношение пи­шу­ще­го к проблеме. Оно долж­но быть из­ло­же­но корректно, без чрез­мер­ных эмоциональных оценок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но материалом ос­нов­ной части.

«Для юристов одним из главных профессиональных качеств является умение применять правовые ___________ (А) на практике. Однако давно известно, что пренебрежение теоретическими вопросами права основывается, как правило, на

потере уверенности в силе ___________ (Б). Для тех людей, которые устояли перед волной правового беспредела, ___________ В) стало одной из основ личного мировоззрения. Для современной России, возрождающей духовные традиции, очень важно формирование у граждан правовой ___________ (Г). В связи с этим очень важно разобраться в изначальном смысле права, понять его общественную ___________ (Д). Одна из аксиом права заключается в том, что право, так же как и религия, мораль, относится к идеальной ценности. Право самым тесным образом связано с другими сферами общественной ___________ (Е). Например, связь и отношение политики и права легче всего просматривается через понятие ___________ (Ж)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами ответа.

A Б В Г Д Е Ж

Пояснение.

Ответ: 1, 9, 3, 8, 7, 5, 6.

Ответ: 1938756

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Для юристов одним из главных профессиональных качеств является умение применять правовые ________ (А) на практике. Однако давно известно, что пренебрежение теоретическими вопросами права основывается, как правило, на потере уверенности в силе________ (Б). Для тех людей, которые устояли перед волной правового беспредела,________ (В) стало одной из основ личного мировоззрения. Для современной России, возрождающей духовные традиции, очень важно формирование у граждан правовой________ (Г). В связи с этим очень важно разобраться в изначальном смысле права, понять его общественную________ (Д). Одна из аксиом права заключается в том, что право, так же как и религия, мораль, относится к идеальной ценности. Право самым тесным образом связано с другими сферами общественной________ (Е). Например, связь и отношение политики и права легче всего просматривается через понятие________ (Ж)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A Б В Г Д Е Ж

Пояснение.

Исходя из контекста, последовательность 1938756 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.

Ответ: 1, 9, 3, 8, 7, 5, 6.

Ответ: 1938756

Предметная область: Право. Право в системе социальных норм

 
Статьи по теме:
Притяжательные местоимения в русском языке
Русский язык богат, выразителен и универсален. Одновременно с этим он является весьма сложным языком. Чего стоят одни склонения или спряжения! А разнообразие синтаксического строя? Как быть, например, англичанину, привыкшему к тому, что в его родном языке
Святая праведная анна, мать пресвятой богородицы
Все о религии и вере - "молитва св праведной анне" с подробным описанием и фотографиями.Память: 3 / 16 февраля, 28 августа / 10 сентября Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 ле
Психология богатства: привлекаем деньги и успех силой мысли
Материальное благополучие - то, к чему стремится каждый человек. Для того, чтобы деньги всегда водились в кошельке, а дела завершались успешно, важно иметь не только хорошие профессиональные навыки, но и соответствующее мышление. Силой мысли можно воплоти
Полтавское высшее военное командное училище связи
ПВИС - Полтавский Военный Институт Связи - высшее военное учебное заведение, выпускавшее офицеров-связистов для вооружённых сил СССР и Украины. История института 11 января в 1968 году было подписано Постановление Совета Министров СССР за №27, а 31 янва